Основные права граждан РФ в сфере содействия занятости и трудоустройства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные права граждан РФ в сфере содействия занятости и трудоустройства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

3.1. Государственная политика в сфере занятости и правовое регулирование занятости и трудоустройства населения
3.2. Понятие занятости и занятых граждан, правовой статус безработного
3.3. Социальные гарантии граждан РФ в области занятости

Версия для печати
Хрестоматия
Практикумы
Презентации

Права граждан в области занятости населения

В условиях рыночной экономики при безработице в обществе возникают проблемы, которые приводят к снижению покупательной способности граждан, уровню их жизни, при этом теряются квалифицированные кадры и возрастает риск социальной напряженности.

Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х гг. ХХ в., обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы. Анализ данной ситуации показывает, что способность рынка труда к саморегулированию все еще недостаточна, поэтому, несмотря на то, что в ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация определяется как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования этих общественных отношений.

Государственная политика в сфере занятости является одним из элементов социальной политики, цель которой состоит в создании такой ситуации на рынке труда, когда реализация спроса на труд и его предложение происходили бы в самые краткие сроки, а заинтересованные субъекты могли бы свободно выбирать контрагента в будущих отношениях. Таким образом, необходимо создать условия для сокращения сроков поиска работы, оптимизировать процесс поиска, а также обеспечить средствами для достижения указанной цели. Конкретная реализация государственной политики в сфере занятости содержится в Концепции действий на рынке труда, которая определяет основные направления и приоритеты деятельности органов государственной власти, направленной на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости населения и совершенствование системы управления сферой занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и обеспечения (Распоряжение Правительства РФ от 06 мая 2003 г. № 568-р).

Основой государственной политики в сфере занятости и трудоустройства населения являются следующие принципы:

  • свобода выбора вида занятости, которая базируется на исключительном праве граждан по распоряжению своими способностями к труду;
  • недопустимость какого бы то ни было принуждения к труду, кроме случаев, установленных в законе;
  • обеспечение равных возможностей граждан в реализации их способностей к труду и выборе их вида занятости;
  • приоритет прав российских граждан на занятие вакантных рабочих мест;
  • направленность политики занятости на обеспечение полной и продуктивной занятости;
  • приоритет активной политики занятости;
  • направленность пассивной политики в области занятости на социальную защиту безработных граждан, стимулирование их на поиск работы и повышение конкурентоспособности граждан с ограниченными возможностями на рынке труда путем создания соответствующих условий;
  • координация мер по обеспечению занятости, предпринимаемых всеми участниками рынка.

Данные принципы реализованы в законодательстве РФ о занятости населения и представляют собой соответствующую систему нормативных правовых актов, которые определяют правовые, организационные и экономические основы отношений, возникающих в связи с обеспечением занятости и реализацией права граждан на труд. К ним относятся: Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ (1991), Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ и Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19. апреля 1991 г. № 1032-1 (с последующими изменениями), «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995), Положение о федеральной службе по труду и занятости (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324), Положение об организации общественных работ (утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 875 с последующими изменениями).

Законодательством предусмотрены определенные гарантии государства в реализации права граждан на труд.

Таблица 1

Все население РФ можно разделить на занятых и незанятых граждан. Термин «незанятые граждане» можно определить как «трудоспособные лица, которые не имеют работы, доходы», а термин «занятость» – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (заработок).

Закон «О занятости населения в РФ» указывает перечень граждан, которые считаются занятыми в РФ (ст. 2):

  • работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах);
  • зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  • выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
  • избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее – органы службы занятости);
  • временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
  • являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Правовой статус безработного определяется совокупностью прав и обязанностей, социальными гарантиями и компенсациями, предоставляемыми гражданину при потере работы, а также в других случаях.

Для признания граждан безработными необходимо соблюдение следующих условий:

  • граждане должны быть трудоспособными;
  • не иметь работы и заработка;
  • быть зарегистрированными в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и быть готовы приступить к ней

Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости не позднее 11 дней со дня предъявления следующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. По истечении 10 дней, если служба занятости не смогла предоставить гражданину подходящую работу, он признается безработным с первого дня предъявления указанных документов.

Однако безработными не могут быть признаны граждане:

  • граждане не достигшие 16-летнего возраста;
  • граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае 2 отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом гражданине должны знать, что им не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;
  • граждане, не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; граждане, считающиеся занятыми.

В случае отказа гражданину в признании его безработным он вправе через месяц вновь обратиться в органы службы занятости для решения вопроса о признании его безработным.

Права и обязанности безработного, которые определяют его статус, делятся на две группы: общие для всех безработ��ых и те, которые установлены для определенных категорий безработных.

Социальные гарантии – это материальные условия, которые государство и общество должны обеспечить гражданину в случае потери им работы и при безработице. Согласно международным нормам (см. Международный пакт ООН «Об экономических, социальных и культурных правах» 1966 г.) гражданам в этот период должен быть обеспечен достаточный жизненный уровень в виде социальных гарантий, уровень которых зависит от возможностей страны на данном этапе его развития.

Гарантией социальной поддержки безработных является пособие по безработице – ежемесячные денежные выплаты из пенсионного фонда, которое по общему правилу выплачивается не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. При этом общий период выплаты пособия не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении 36 календарных месяца. Круг лиц, размеры и условия выплаты данных пособий определяются в соответствующих ст. ст.29 – 34 закона «О занятости населения в РФ».

К числу социальных гарантий относится возможность участия безработных граждан в оплачиваемых общественных работах, под которыми понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Организация общественных работ возлагается на органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и регламентируется Положением об организации общественных работ, утвержденных Постановлением Правительства 14 июля 1997 г. № 875, с последующими изменениями. Участие граждан в общественных работах возможно только с их согласия. В этом случае с ними заключается срочный трудовой договор сроком до 6 месяцев и, соответственно, применяются нормы ТК РФ. В то же время за ними сохраняется право на получение пособия по безработице, Однако следует иметь в виду, что к общественным работам не относятся такие виды деятельности, которые связаны с необходимостью ликвидации аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, где требуется специальная подготовка работников, их квалифицированные и ответственные действия в кратчайшие сроки.

Для безработных установлено бесплатное медицинское обслуживание, медицинское освидетельствование при приеме на работу или при направлении на обучение. Производится оплата детских путевок в оздоровительные учреждения и лагеря, а также оплачиваются расходы на поездку ребенка к этим местам. Безработным инвалидам, женам, мужьям военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, безработным гражданам и гражданам, не имеющим профессии, предоставляется возможность бесплатной профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии или среднего заработка в период обучения. На период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам оказывается материальная поддержка. Действия службы занятости и должностных лиц могут быть обжалованы в соответствующие государственные органы.

Понятие трудоустройства. В научной литературе предлагаются различные определения трудоустройства. Обобщая, все их можно свести к широкому и узкому подходу к пониманию данного явления. Трудоустройство в широком смысле включает все формы трудовой деятельности, не противоречащей законодательству, т. е., наряду с работой по трудовому договору, это самостоятельное обеспечение себя работой — деятельность по гражданско-правовым договорам, предпринимательство и т. п. Более того, анализируемым понятием охватываются как содействие получению возможности трудиться, так и сам процесс осуществления трудовой деятельности. Представляется, что такой подход порождает трудности в понимании правовой природы трудоустройства, а понятие трудоустройства пересекается с понятием формы занятости, исходя из перечисленных в Законе о занятости форм.

Как было отмечено, нередко к трудоустройству относят все процессы, предшествующие заключению трудового договора, в том числе и так называемый индивидуальный поиск гражданами работы, а работодателями поиск работников требуемой квалификации и специальности. Представляется, что в целях изучения курса трудового права и для уяснения правовой природы трудоустройства целесообразно рассматривать данное явление в узком смысле, относя к нему такие ситуации, когда установлению трудового правоотношения предшествует содействие государственного посреднического органа. В настоящем издании мы будем придерживаться именно такого подхода. При этом следует отметить, что на российском рынке труда возрастает роль и негосударственных организаций, оказывающих услуги по трудовому посредничеству. Вопрос о включении таких отношений в предмет трудового права является в настоящее время дискуссионным.

Трудоустройство — это один из способов содействия(для определенных категорий граждан — обеспечения) занятости. В документах (включая международно-правовые акты) соответствующие мероприятия охватываются именно понятием «содействие занятости», на что уже указывалось ранее. Такого подхода мы и будем придерживаться, определяя трудоустройство как способ содействия занятости. Исключения касаются наименее социально защищенных на рынке труда категорий граждан, в отношении которых государство принимает на себя повышенные гарантии в сфере трудоустройства, что позволяет рассматривать их трудоустройство как способ обеспечения занятости.

Одним из признаков трудоустройства выступает участие в нем посреднических органов (как государственных, так и негосударственных). Важно также отметить, что трудоустройство является юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда и занятости. Прежде всего оно выступает гарантией реализации права на труд.

Ранее основным правомочием, составляющим данное право, было право на получение гарантированной работы, реализация которого обеспечивалась общегосударственной системой трудоустройства. В современных условиях функционирования рынка труда ситуация значительно изменилась. Международно-правовое определение права на труд подразумевает, что это право должно обязательно гарантироваться государством посредством установления последним путей и средств, обеспечивающих полное осуществление этого права, к числу которых относится и трудоустройство. Так, в соответствии со ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах право на труд включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается.

Трудоустройство является также гарантией осуществления права граждан на защиту от безработицы; права на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и ряда иных прав. В современных условиях политика в этой сфере направлена прежде всего на обеспечение рационального использования трудовых ресурсов с учетом интересов основных субъектов на рынке труда — работников и работодателей (потенциальных работников и потенциальных работодателей), а также государства.

Такой подход следует и из ТК, согласно которому основной задачей трудового законодательства является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования как интересов сторон трудовых отношений (т. е. работников и работодателей), так и интересов государства (ст. 1).

С учетом изложенного можно сформулировать следующее определение трудоустройства.

Трудоустройство — это способ содействия (в отдельных случаях — обеспечения) занятости, который выражается в оказании государственными и иными уполномоченными организациями услуг, направленных на подыскание работы и устройство на нее, с учетом интересов граждан, работодателей (организаций) и государства на рынке труда.

В структурно-содержательном смысле трудоустройство — это система организационных, экономических, правовых мер, направленных на обеспечение занятости населения.

С точки зрения состояния современного законодательства о труде в рамках изучения курса трудового права целесообразно остановиться прежде всего на анализе трудоустройства с участием органов государства в лице органов службы занятости по оказанию услуг по подысканию работы именн�� на условиях трудового договора.

Характеристика правового статуса безработного требует в первую очередь определения круга лиц, относящихся к данной категории граждан, их прав и обязанностей, а также гарантий соблюдения этих прав.

В соответствии со ст. 3 Закона о занятости безработными признаются граждане, которые:

  1. трудоспособны;
  2. не имеют работы и заработка (при этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата);
  3. зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
  4. ищут работу;
  5. готовы приступить к ней.

Эти пять признаков юридически и формируют понятие «безработный». Рассмотрим каждый из них.

Трудоспособность граждан определяется их возрастом и состоянием здоровья. С точки зрения возраста в соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона о занятости безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16 лет, а также те, кому в соответствии с законодательством назначена соответствующая пенсия. Обращает на себя внимание тот факт, что минимальный возраст безработных отличается от того, в котором реально на рынке труда могут появляться молодые люди, поскольку законодательство об образовании позволяет несовершеннолетнему обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, по согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и органа местного самоуправления в сфере образования оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования (ч. 6 ст. 66 Федерального закона об образовании в РФ). Что же касается состояния здоровья, то особый порядок признания безработным установлен для инвалидов, т. е. лиц, которые имеют нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость их социальной защиты. В соответствии с абз. 4 ч. 2 ст. 3 Закона о занятости гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Отсутствие работы и заработка означает, что гражданин не относится ни к одной из категорий занятых граждан. Временное отсутствие заработка при сохранении работы (например, при временном отсутствии работы в связи с нетрудоспособностью либо при временном отсутствии дохода у лица, занимающегося предпринимательской деятельностью) или осуществление такой деятельности, которая получением дохода не сопровождается, но законом отнесена к видам занятости (например, обучение в образовательных учреждениях, прохождение военной службы), не служат основаниями для признания гражданина безработным. В то же время наличие дохода от деятельности, не являющейся занятостью (например, от продажи имущества), или иного дохода (например, наследства или дохода по банковским вкладам) препятствием для признания безработным не является.

Регистрация безработных в органах занятости осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» (в ред. от 6 марта 2015 г.). Поскольку органы службы занятости обязаны по возможности предложить безработному варианты подходящей работы, то один из первых этапов — регистрация в целях поиска подходящей работы.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления им паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации — паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

Закон о занятости раскрывает понятие подходящей и неподходящей работы.

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места (ст. 4). При этом максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Предоставляемые безработным гарантии по своему характеру могут быть двух видов: направленные на предоставление работы и направленные на предоставление средств, необходимых для существования безработного. К гарантиям первого вида, помимо содействия в трудоустройстве, включая организацию общественных работ, относится право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных. Второй вид гарантий составляют, в частности, выплата пособия по безработице, стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных по направлению органов службы занятости. В соответствии со ст. 9 Закона о занятости граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Органы службы занятости обеспечивают возможность получения гражданами указанных услуг в электронной форме. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости.

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:

  • гражданин не имеет квалификации;
  • невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации;
  • необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации;
  • гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации.

При направлении органами службы занятости безработных граждан, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством РФ назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность им оказывается финансовая поддержка.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование имеют признанные в установленном порядке безработными:

  • инвалиды;
  • родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей-инвалидов;
  • граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;
  • граждане, уволенные с военной службы;
  • жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
  • выпускники общеобразовательных организаций;
  • граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации;
  • граждане, прошедшие военную службу по призыву, в течение трех лет после увольнения с военной службы.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Одной из обязанностей работодателей является оказание помощи в прохождении профессионального обучения, прохождении дополнительного профессионального образования.

В период прохождения профессионального обучения и прохождении дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия, размеры которой устанавливаются на основании ст. 29 Закона о занятости.

Порядок прохождения профессионального обучения и прохождения дополнительного профессионального образования граждан конкретизируется в подзаконных нормативных правовых актах.

Пособие по безработице. Важнейшей гарантией лицам, потерявшим работу, является пособие по безработице, которое зачастую становится единственным источником средств к существованию.

При исчислении размеров пособия по безработице существенное значение имеет его минимальная и максимальная величина. Согласно постановлению Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. № 1382 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2015 г.», минимальная величина пособия по безработице устанавливается в размере 850 руб., а максимальная — в размере 4900 руб.

Аналогичные постановления принимаются ежегодно, однако указанный размер пособия держится на одном уровне с 2009 г.

Различают два порядка исчисления размера пособия по безработице. Первый порядок — исчисление пособия в процентном отношении к утраченному заработку.

Постановка на учет осуществляется в Центре Занятости по месту регистрации соискателя. Человек должен принести с собой документы, перечень которых зависит от наличия или отсутствия у него рабочего стажа.

Для тех, кто работал:

  • паспорт;
  • трудовая книжка;
  • диплом;
  • документ о среднем заработке (за последние 3 месяца работы);
  • для инвалидов – реабилитационная программа.

Для тех, кто не работал раньше, не имеет специальности:

  • паспорт;
  • диплом или другой документ об образовании;
  • для инвалидов – реабилитационная программа.

Решение о поставке человека на учет в статусе безработного принимается не позднее 11 дней с момента обращения, в случае если Центр Занятости пока не может предложить человеку подходящую ему вакансию.

Объем прав безработных реализуется в предоставленных им гарантиях. Исчерпывающий перечень представлен в ст. 28 закона:

  1. Выплаты пособий по безработице. Это гарантия финансового обеспечения граждан. Размер зависит от среднего заработка на последнем месте работы, а также от трудового стажа.
  2. Стипендия, которая выплачивается, если соискатель был направлен на обучение. Выплата осуществляется в течение всего срока.
  3. Оплата общественных работ. Человек принимает в них участие, но только на добровольных началах. Получать деньги можно одновременно с пособием по безработице.
  4. Медицинская проверка гражданина, если это требуется при приеме на найденную работу.
  5. Материальная поддержка безработного, а также членов его семьи.
  6. Возмещение затрат, который понес соискатель при переезде в другую местность. Но при условии, что на работу человека направил Центр Занятости.
  7. Возмещение затрат, которые были понесены безработным во время учебы в другой местности. Обычно к расходам относят проезд и проживание.

Права безработных граждан в Центре Занятости завершены, когда они находят себе место работы. При этом принимается во внимание трудовая деятельность любого характера. Это может быть работа временная, сезонная, неполного графика, по договору подряда. А также на полный рабочий день, согласно подписанному между человеком и работодателем трудовому договору. С этого момента статус безработного с гражданина снимется. Если он вновь потеряет работу, то вправе повторно обратиться в Центр Занятости.

Закон о занятости (ст. 1) дает определение занятости — как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству Российской Федерации и приносящей, как правило, доход, заработок.

Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Понятие занятости в Законе связывается с исключительным правом граждан распоряжаться своими способностями к труду. Приводится перечень занятых граждан, к числу которых относятся:

  • — работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;
  • — занимающиеся предпринимательской деятельностью;
  • — самостоятельно обеспечивающие себя работой;
  • — занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  • — выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);
  • — избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • — проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
  • — проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной службы занятости населения;
  • — временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.

10.04.2015


Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (выдержки)

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Состоянием российской экономики в настоящее время, разрывом хозяйственных связей, проблемами взаимных неплатежей предприятий, задержками по выплате заработной платы и другими сложностями обусловлена актуальность вопроса о занятости трудовых ресурсов. В условиях перехода к рыночной экономике многие профессии оказались ненужными, сотни и тысячи специалистов не находят применения своим знаниям, предприятия отправляют своих работников в вынужденный отпуск, а система переподготовки кадров недостаточно эффективна. Государство предпринимает определенные меры, в том числе и правовые, чтобы максимально снизить остроту этой социальной проблемы. Несмотря на серьезные экономические трудности, в стране в последнее время был принят ряд нормативных актов, которые создают определенную систему правового обеспечения отношений в области занятости и трудоустройства.

Пособие по безработице назначается одновременно с решением о признании лица безработным. Пособие по безработице должно начисляться с первого дня признания человека безработным, оно выплачивается ежемесячно при условии прохождения индивидом перерегистрации, но не чаще 2 раз в месяц.

Закон о занятости устанавливает порядок расчета размеров пособия по безработице. Размер пособия определяется к среднему заработку в процентном отношении, в некоторых условиях размер пособия может быть установлен в процентном отношении к прожиточному минимуму, исчисленного для данного субъекта Федерации. Закон о занятости (ст. 34) устанавливает отдельным категориям безработных размеры пособия.

Пособие по безработице в минимальном размере выплачивается:

  • впервые ищущим работу лицам и ранее не работавшим;
  • желающим возобновить трудовую деятельность после продолжительного перерыва (более года);
  • в течение 12 месяцев уволенным из организации или учреждения лицам, которые имели оплачиваемую работу на протяжении не менее 26 календарных недель, предшествовавших началу безработицы;
  • уволенным за нарушение трудовой дисциплины, иные виновные действия, которые предусмотрены законодательством РФ.

Пособие по безработице выплачивается: гражданам, уволенным:

  • по собственному желанию;
  • в связи с болезнью, которая препятствует продолжению работы в данной местности;
  • в связи с нарушением трудового и коллективного договора работодателем;
  • из-за необходимости ухода за больными членами семьи или инвалидом I группы;
  • при наступлении чрезвычайных обстоятельств, которые препятствуют продолжению трудовых отношений;
  • женщинам, у которых есть дети в возрасте до 14 лет.

Система трудоустройства является своеобразной гарантией права на труд. Государство гарантирует охрану труда, свободу выбора профессионального рода деятельности, включая разные режимы труда; правовую защиту от необоснованного отказа в работе или от необоснованного увольнения; бесплатное содействие в поиске подходящей работы при непосредственном посредничестве сотрудников государственной службы занятости.

Государство, в частности, Федеральная служба по труду и занятости, для содействия полной занятости граждан проводит правовое регулирование в сфере занятости, совершенствование законодательства в этой области, создает и реализует программы содействия занятости разного уровня (федеральные, территориальные).

Основная роль в организации трудоустройства отведена территориальным органам занятости населения. Содействие по трудоустройству осуществляют юридические лица, имеющие лицензии, выданные органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Отношения по трудоустройству выступают предметом трудового права и предшествуют трудовым отношениям. Соответствующие правоотношения возникают вследствие обращения гражданина с заявлением о помощи в устройстве на работу. Данные правоотношения появляются между:

  • гражданином, нуждающимся в трудоустройстве и органом трудоустройства;
  • работодателем, нуждающимся в подборе кадров и органом трудоустройства;
  • работодателем и гражданином.

Непосредственная обязанность работодателя — предоставление органам службы занятости данных о наличии вакантных мест, о возможных увольнениях работников. Служба занятости предоставляет безработному лицу направление на работу, содержащее рекомендации на работу. В ряде случаев направление содержит предписание, вследствие чего работодатель

Закон о занятости предусматривает право органов государственной власти устанавливать квоту (определенное количество рабочих мест) для приема на работу лиц, освобожденных из мест лишения свободы, для инвалидов и других категорий населения.

Права и обязанности безработных граждан

  • Всероссийский открытый урок
  • Технология (мальчики)
  • Технология
  • Технология (девочки)
  • Изобразительное искусство
  • Музыка
  • Информатика
  • Математика
  • Геометрия
  • Алгебра и начала математического анализа
  • Алгебра
  • Испанский язык
  • Английский язык
  • Немецкий язык
  • Французский язык
  • Китайский язык

Федеральный закон от 20.04.1996 г. № 36-ФЗ

  • Русский язык
  • Литература
  • Литературное чтение
  • История
  • География
  • Обществознание
  • Экология
  • Россия в мире
  • Право
  • Окружающий мир
  • Экономика

Основные права граждан РФ в сфере труда и занятости закреплены в ст. 37 Конституции РФ. В частности, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы. В других статьях Конституции РФ устанавливаются и иные возможности в сфере занятости (например, право граждан трудиться в качестве государственного служащего (ч. 4 ст. 32); право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34)).

Закон о занятости закрепляет право каждого гражданина распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду (ст. 1). Для этого легально закреплено направление государственной политики по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость (ст. 5).

В соответствии со ст. 8 Закона о занятости гражданам принадлежит право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю либо обращения к услугам посредника (органа государственной службы занятости или негосударственной организации). Таким образом определяется основа правовой организации трудоустройства в РФ. Граждане также имеют

правонасамостоятельныйпоискработыитрудоустройствозапределамитерриторииРФ, что в Законе о занятости сформулировано как право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории РФ (ст. 10).

Закон о занятости закрепляет также право граждан на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности и трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости (ст. 9).

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного ФЗ минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. В апреле 1991г. был принят Закон РФ «О занятости населения в РФ». В полном объеме он вступил в силу с 15 июля 1992 г.

Основными правами граждан в сфере заня­тости являются:

1) право из выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организа­ций по содействию в трудоустройстве населения;

2) право на бесплатную консультацию и бесплатное получе­ние информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионально­го обучения, выбора профессии (для несовершеннолетних в воз­расте от 14 до 18 лет);

3) в случае признания их безработными — право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

4) право на самостоятельный поиск работы и трудоустрой­ство за пределами Российской Федерации;

5) право обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законода­тельством порядке;

6) иные права, предусмотренные законом.

Гарантии государства в области занятости подразделяются на три группы: а) гарантии в реализации права граждан на труд, б) дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения и в) гарантии социальной поддержки безработных. Последняя группа гарантий подробно рассматривается в следую­щем параграфе настоящей главы, поэтому здесь остановимся только на гарантиях первых двух групп.

Права граждан в области занятости определены в ст.8,9,10,11 закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Право граждан на выбор места работы

Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю (организация (юридическое лицо) либо физическое лицо, с которым гражданин вступает в трудовые отношения), или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.

Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора (контракта) между работодателем и лицом, принимаемым на работу.

Порядок и условия заключения трудовых договоров (контрактов) при трудоустройстве регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

Право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и получение информации в органах службы занятости

Граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения.

Безработные граждане имеют также право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.

Право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации

Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации.

Гарантии государства в области занятости

Численность населения РФ с 1996 по 2005 гг.: незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в службе занятости; имеющих статус безработных; безработным, которым назначено пособие по безработице; потребность предприятий в работниках, заявленная в службу занятости населения РФ представлены в таблицу 7.1 и по Санкт-Петербургу — таблица 7.5.

Обеспечение занятости является одновременно и обеспечением реализации права граждан на труд, обязанностью государства и его исполнительных органов власти, государственной службы занятости. Они и работодатели реализуют государственную политику в области занятости по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную деятельность. Для конкретного гражданина право на обеспечение занятости означает помощь ему соответствующих государственных органов в подыскании подходящей работы, т.е. в реализации права на труд. Система правовых норм по обеспечению занятости включает меры по подысканию подходящей работы и трудоустройству на нее, меры по стабильности и неизменности трудовых договоров, меры по предотвращению незаконных, необоснованных отказов в приеме на работу и охрану от незаконных переводов и увольнений.

Безработные граждане выделяются трудовым законодательством в отдельную категорию, поскольку являются социально незащищенными и требуют государственной поддержки.

Для получения такого статуса гражданин обязан обладать определенными характеристиками и состоять на учете в Центре занятости. После официальной регистрации в этом органе в качестве безработного гражданин получает как определенные права и гарантии, так и некоторые обязанности.

  1. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.
  2. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2015. — 154 c.
  3. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.
  4. Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.
  5. Рыжаков А. П. Защитник в уголовном процессе; Экзамен — М., 2013. — 480 c.

Право граждан на содействие обеспечению занятости и трудоустройству

Для получения государственной услуги в сфере содействия занятости:

  • гражданам необходимо пройти регистрацию;

  • правила регистрации установлены Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. N 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы»;

  • постановка на регистрационный учет осуществляется путем внесения сведений о гражданах в регистр получателей государственных услуг.

Трудоспособным гражданам, обратившимся в органы службы занятости, не имеющим работы и заработка, ищущим работу и готовым к ней приступить:

  • при постановке на учет устанавливают дату посещения для подбора ПОДХОДЯЩЕЙ РАБОТЫ в срок, не превышающий 11 дней со дня предъявления ими соответствующих документов:

    • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

    • трудовая книжка, документ, подтверждающий квалификацию;

    • справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы;

    • для инвалидов — индивидуальная программа реабилитации.

Служба занятости осуществляет поиск подходящей работы:

  • и при наличии вакансии выдает гражданину направление для прохождения собеседования у работодателя, на которое гражданин обязан явиться в течение 3-х дней;

  • по истечении 11 дней граждане, не трудоустроенные службой занятости, признаются БЕЗРАБОТНЫМИ с первого дня их регистрации.

Отказ в регистрации не лишает права гражданина повторно обратиться в орган занятости через 1 месяц для решения вопроса о регистрации его в качестве безработного.

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует:

  • профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации;

  • условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ);

  • состоянию здоровья;

  • транспортной доступности рабочего места.

Статья 4 «Подходящая и неподходящая работа» Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2018)

Профессиональная пригодность работника:

  • определяется уровнем квалификации, подтвержденным соответствующим документом (дипломом, свидетельством),

  • а также продолжительностью (опытом) работы.

Служба занятости, подбирая гражданам подходящую работу, учитывает квалификационные требования, которые предъявляются работодателями к работникам. Если гражданин имеет несколько профессий, то поиск работы проводится по каждой из них.

При этом служба занятости отдает предпочтение той профессии (специальности):

  • по которой гражданин работал перед обращением в службу занятости,

  • учитывает желание гражданина и

  • наличие вакансий на рынке труда.

Учет условий последнего места работы:

  • в соответствии со статьей 4 «Подходящая и неподходящая работа» Закона о занятости работа не может считаться подходящей, если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

  • условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

  • предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы.

Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (прожиточный минимум), исчисленного в субъекте РФ. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ

Период, за который исчислена величина прожиточного минимума в целом по РФ

Величина прожиточного минимума в целом по РФ (в руб.)

Нормативный акт, установивший величину прожиточного минимума

Особое внимание государство уделяет гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем:

  • разработки и реализации программ содействия занятости;

  • создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, включая организации для труда инвалидов;

  • установления квоты для приема на работу инвалидов;

  • а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

В соответствии со статьей 5 «Государственная политика в области содействия занятости населения» Закона о занятости к таким гражданам относятся:

  • инвалиды;

  • лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

  • несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;

  • лица предпенсионного возраста — за 2 года до наступления возраста, дающего право выхода на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно;

  • беженцы и вынужденные переселенцы;

  • граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей;

  • одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;

  • граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;

  • граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые.

В частности, для инвалидов в качестве дополнительной гарантии их трудовой занятости предусматривается система квотирования:

  • организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%);

  • трудоустройство инвалидов на квотируемые рабочие места производится работодателем по направлению службы занятости или самостоятельно.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 07.03.2018)

С 5 февраля 2012 г. вступил в силу Административный регламент исполнения государственной функции контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2011 г. № 1314н. Согласно этому Регламенту органы содействия занятости населения должны проводить плановые (выездные и документарные) и внеплановые (выездные и документарные) проверки организаций.

Проверке подлежит соблюдение организацией следующих условий:

  • соответствие количества выделенных (созданных) организацией рабочих мест (в том числе специальных) для приема на работу лиц с ограниченными возможностями требованиям законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов;

  • соответствие численности фактически работающих инвалидов расчетному количеству рабочих мест, предназначенных для подобных сотрудников;

  • предоставление организацией в государственное учреждение службы занятости населения информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб.

ч. 1 статьи 5.42 «Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости» Кодекса РФ об административных правонарушениях (ред. от 19.07.2018)

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

1.Верны ли следующие суждения об испытательном сроке?

А. Испытание при приеме на работу не устанавливается для лиц, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности в иечение одного года после окончания учебы.

Б. Испытание обязательно устанавливается для лиц, не достигших возраста 18 лет.

Выберите правильный ответ:

[ верно ] наемные работники

Выберите правильный ответ:

[ верно ] утрачена способность к выполнению работы по имеющейся профессии

Выберите правильный ответ:

[ верно ] самозанятых

Выберите правильный ответ:

[ верно ] не выплачивается

Выберите правильный ответ:

[ верно ] не считаются

Выберите правильный ответ:

[ верно ] не достигшие 18 лет

Выберите правильный ответ:

[ верно ] регулирует

Выберите правильный ответ:

[ верно ] дети до 16 лет

Выберите правильный ответ:

[ верно ] об образовании

Глава 6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВУ

Выберите правильный ответ:

[ верно ] 1991 году

Выберите правильный ответ:

[ верно ] неработающие студенты-очники

Выберите правильный ответ:

[ верно ] инвалиды III группы

Выберите правильный ответ:

[ верно ] во время перехода работника с одного предприятия на другое

Выберите правильный ответ:

[ верно ] повысить обоснованность выбора гражданами вида деятельности

Выберите правильный ответ:

[ верно ] учащиеся с отрывом от производства

Выберите правильный ответ:

[ верно ] должна предложить самостоятельные направления и методы активной политики

Выберите правильный ответ:

[ верно ] согласно Закону о занятости населения

Существует много различных трактовок понятия «рынок труда». Все понятия можно разделить на два подхода к определению данной категории: узкий и широкий подходы.

Например, А.М. Нурмагамбетов трактует понятие рынка труда следующим образом – «рынок труда в узком смысле регулирует общественные отношения тех, кто не состоит в трудовых отношениях, но потенциально претендует на получение работы, готов принять предложение по найму»[18].

Сторонники узкой трактовки под рынком труда понимают место, где встречаются работник, ищущий работу и работодатель, ищущий работника, с целью заключения договора о найме[19].

При таком понимании на рынке труда с одной стороны, присутствуют только граждане, находящиеся в состоянии поиска рабочего места, с другой — представлена лишь та часть свободных вакансий, которая выносится работодателем на этот рынок с целью их заполнения.

Сторонники широкого подхода к определению рынка труда считают, что рынок труда — это «система общественных отношений, социальных норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен и использование труда» [20].

Широкий подход более объемно рассматривает категорию рынка труда, которая определяется не только как сфера обмена (купли-продажи) труда, но и сфера воспроизводства трудового потенциала, а также сфера использования труда. Кашепов А.В. представляет эту категорию как «рыночную форму организации всей сферы труда и занятости населения»[21].

В широком понимании рынок труда, по мнению С.П. Маврина, является «социально-экономическими отношениями, в рамках которых осуществляются взаимосвязи участников рынка под воздействием спроса и предложения на определенный рыночный продукт»[22]. Таким продуктом (объектом рынка труда) выступает «конкретная трудовая деятельность, которую обладатель соответствующих способностей к труду обязуется в силу трудового договора выполнять за определенную плату в интересах работодателя»[23]. Но С.П. Маврин дает также и другое понятие рынку труда: «рынок труда может быть определен как обусловленная спросом и предложением, складывающаяся по поводу найма труда совокупность стоимостных товарно-денежных взаимосвязей участников социально-трудовых отношений»[24].

И.С. Маслова дает следующее определение понятию рынка труда: «рынок труда – это органическая составляющая рыночной экономики, выполняющая функции механизма распределения и перераспределения общественного труда по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам деятельности, по критерию эффективности труда и производства в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности. Основные элементы этого механизма – спрос и предложение, конъюнктура, стоимость и цена рабочей силы, конкуренция, резерв рабочей силы»[25].

По мнению Р.З. Лившица «рынок труда — это сфера, в которой соприкасаются, сталкиваются с одной стороны, спрос на рабочую силу, потребность в ней, а с другой — предложение рабочей силы, возможность удовлетворения потребностей. При этом для работодателей выгодно чтобы спрос превышал предложение (есть возможность диктовать условия занятости) а для работника, наоборот, чтобы предложение превышало спрос (создаются предпосылки для наиболее выгодного размещения своих способностей к труду). Добиться полного соответствия этих взаимоисключающих интересов не удалось ни одной стране»[26].

По определению Международной организации труда (МОТ) «рынок труда – это сфера, где предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры: коллективные и индивидуальные, относительно заработной платы и условий труда»[27].

В научной литературе понятие «рынок труда» часто употребляется вместе с термином, либо как противопоставление понятию «рынок рабочей силы».

Ученые, противопоставляющие эти две категории и, отстаивающее термин «рынок рабочей силы», утверждают, что понятие «рынок труда» следует употреблять лишь в экономической теории, т.к. «термин «рынок труда» по существу означает, что в качестве товара наемный работник предлагает владельцу рабочего места свой труд, а не рабочую силу, т.е. способность к труду. Но труд на рынке продавать нельзя, ибо в момент продажи рабочей силы он еще не существует. В действительности на рынке предлагается не труд, а рабочая сила»[28]. В данной концепции отмечается, что «отношения, в которые вступают люди по поводу рабочих мест, прекращают свое действие и во времени, и в пространстве, как только человек приступил к работе»[29]. Также сторонники этого подхода считают, что нет смысла «пребывать на рынке труда людям, уже вошедшим в контакт с работодателем»[30].

Совершенно противоположной точки зрения придерживается С.П. Маврин, который утверждает, что «рабочая сила относится к неотчуждаемым от личности нематериальным благам»[31] и признает «некорректным использование термина «рынок рабочей силы»[32]. Им предлагается «отказаться от использования в юридическом научном обороте категории «рынок рабочей силы» и пользоваться только понятием «рынок труда»[33].

Также С.П. Маврин[34] считает, что определение рынка труда обязательно должно содержать следующие элементы: объект рынка труда; субъекты рынка труда и характер взаимоотношений между субъектами по поводу объ­екта.

О неотделимости труда от личности пишет Л.С. Таль: «Труд, в смысле процесса проявления энергии может быть направляем на чужую имущественную сферу, допускает имущественную оценку и может быть объектом оборота. Но, — в отличие от других благ, – и он реально неотделим от личности работника»[35].

Январь-июнь

2009 г .

в % 2008 г .

2009 г .

2008 г.

1.

Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (тыс. человек)

3928

2939

133,7

2.

Численность граждан, признанных безработными

(тыс. человек)

2426

1262

192,2

3.

Численность граждан, нашедших работу при содействии органов службы занятости (тыс. человек)

2140

2012

106,4

4.

Численность граждан, проходивших обучение по направлению органов службы занятости

(тыс. человек)

152

120

126,7

5.

Численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости на начало отчетного периода

(тыс. человек)

1522

1553

98,0

6.

Численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости на конец отчетного периода (тыс. человек)

2142

1332

160,8

7.

Потребность в работниках, заявленная в органы службы занятости на конец отчетного периода

(тыс. человек)

1178

1527

77,1

8.

Численность безработных граждан, принимавших участие в оплачиваемых общественных работах (тыс.чел.)

683

409

167

8.

Уровень регистрируемой безработицы на конец отчетного периода (%)

2,8

1,8

9.

Напряженность на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в расчете на одну заявленную вакансию)

2,1

1,0

10.

Численность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу (человек)

868

По данным таблицы 1 можно сделать неутешительный вывод, что за первое полугодие 2009 года по сравнению с тем же периодом 2008 года почти в два раза выросла численность граждан, признанных безработными. Потребность в работниках, заявленная в органы службы занятости на конец первого полугодия 2009 года сократилась на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Уровень регистрируемой безработицы возрос на один процентный пункт, а напряженность на рынке труда увеличилась вдвое. Если в первом полугодии 2008 года на одну заявленную вакансию приходился один гражданин, зарегистрированный в органах службы занятости, то в том же периоде 2009 года – уже два гражданина на одну заявленную вакансию.

Статистика Роструда дополняется статистическими данными Росстата[44], представленными в таблице 2.

Таблица 2

Статистически показатели на конец мая 2008-2009гг.

№п/п

Показатели

2009 год

2008 год

2009 г .

в % 2008 г .

1.

Численность экономически активного населения

(млн. чел.)

76,0

75,7

100,4

2.

Численность занятых экономической деятельностью

(млн. чел.)

69,5

71,6

97,1

3.

Понятие занятости населения и права граждан при трудоустройстве

В Российской Федерации государственным органом обеспечения занятости и сокращения безработицы является Федеральная служба по труду и занятости (ФСТЗ).

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) находится в ведении Минздравсоцразвития России. На местах должны действовать государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения), основной задачей которых является организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы[47].

Деятельность органов службы занятости включает:

1) предоставление различного рода информации (о состоянии рынка труда, уровне безработицы, имеющихся вакансиях, профессиях, пользующихся спросом, о законодательстве в сфере занятости, возможностях профориентации и профессиональной подготовки, и т. п.);

2) выдачу заключений о целесообразности привлечения иностранной рабочей силы;

3) оказание услуг по профориентации; подыскание гражданам, ищущим работу, подходящей работы (трудоустройство);

4) направление их на профессиональную подготовку или переподготовку; организацию общественных работ;

5) содействие организации предпринимательской деятельности безработных;

6) участие в трудоустройстве и квотировании рабочих мест для некоторых категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалидов, несовершеннолетних и пр.) и другие виды услуг.

Одним из видов деятельности подразделений службы занятости (центров занятости) является оказание социальной поддержки безработным гражданам, в том числе выплата им пособия по безработице.

Органы, во многом схожие с существующими современными центрами занятости, существовали и в дореволюционной России, а также в самом начале периода советской власти. В конце 1916 г. – середине 1917 г. посредничество по приисканию работы осуществлялось следующими органами[48]:

— сетью местных бирж труда, которые учреждались организациями, ставившими перед собой задачу помощи пострадавшим от военных действий (они действовали под контролем земств и органов городского общественного управления и имели целью содействие в поиске работы как беженцам, так и местному населению);

— Петроградской городской биржей труда, действовавшей в качестве местной биржи и одновременно получившей статус общероссийской Центральной биржи с функциями центра по сбору информации о потребностях в рабочих руках и о спросе на труд на территории всей Империи;

— областными биржами труда, которые создавались для регионального координирования деятельности местных бирж;

— Всероссийским бюро труда, выступавшим в роли всероссийского координатора и посредника при найме больших партий рабочих.

Биржи представляли собой посреднические, территориальные органы, услуги которых были номинально бесплатными.

Первые государственные биржи труда появились в странах Запада около 100 лет назад. После окончания второй мировой войны во многих странах были приняты специальные законы о государственном посредничестве при трудоустройстве. К функциям бирж труда были отнесены: регистрация безработных, информирование об имеющихся вакансиях, профориентация и профконсультация, выплата пособий по безработице, исследование ситуации на рынке труда, осуществление мер по содействию занятости.

Все граждане Российской Федерации являются носителями конституционных прав в сфере труда, которые являются базовыми для защиты тех, кто желает трудиться и ищет работу.

Закон «О занятости населения РФ» дополняет эти права:

— правом на выбор места работы, как путем прямого обращения к работодателю, так и при бесплатном посредничестве органов ФСТЗ или других организаций по содействию трудоустройству;

— правом на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения;

— правом на информирование о рынке труда;

— правом на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории РФ;

— правом на обжалование действий, решений и бездействия органов ФСТЗ, их должностных лиц в порядке подчиненности и в суд.

Граждане пользуются указанными правами вне зависимости от наличия у них статуса безработного.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, которые ищут такую работу и готовы приступить к ней.

Безработным может быть признан только гражданин, который не является занятым.

Поэтому признание гражданина занятым лишает его возможности получить статус безработного.

В связи с изложенным из приведенного правового понятия безработного гражданина можно выделить следующие обстоятельства, доказанность которых влечет возникновение права на признание безработным:

1) трудоспособность гражданина. В п. 3 ст. 3 Закона наличие у гражданина трудоспособности презюмируется по достижении возраста 16 лет. По достижении данного возраста гражданин в силу законодательства о занятости населения считается трудоспособным. Поэтому на него не может быть возложена обязанность по доказыванию наличия у него трудоспособности.

Нельзя не заметить, что в ст. 63 ТК РФ установлен общий возраст для поступления на работу в 16 лет. Однако для отдельных категорий работников возраст для поступления на работу в этой статье снижен до 14 лет, а отдельные категории работников могут быть привлечены к творческим видам занятости и до достижения возраста 14 лет. Следовательно, в отдельных случаях законодательство признает трудоспособными лиц, достигших 14 лет, а иногда и не достигших 14 лет. По отношению к этим лицам Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в части признания трудоспособными исключительно лиц, достигших возраста 16 лет, вступает в противоречие со ст. 63 ТК РФ, которая признает при определенных в ней обстоятельствах трудоспособными лиц, достигших 14 лет, а в отдельных случаях и не достигших возраста 14 лет. Данное противоречие следует разрешать путем применения ст. 63 ТК РФ, который в силу требований ст. 5 ТК РФ имеет приоритет перед другими федеральными законами в сфере труда, в том числе и перед Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации». В связи с изложенным трудоспособные граждане, которые не достигли возраста 16 лет, могут требовать признания за ними статуса безработного гражданина при доказанности других обстоятельств, характеризующих данное правовое понятие;

2) отсутствие у него работы и заработка. То есть безработный гражданин не может быть занятым. Признание гражданина занятым свидетельствует о наличии у него работы и заработка, что исключает возможность признания его безработным гражданином. Доказательством, подтверждающим рассматриваемое обстоятельство, могут быть трудовая книжка, в которой отсутствует запись о приеме на работу, справка органов Пенсионного фонда РФ об отсутствии взносов, которые выплачиваются за занятых граждан;

3) регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. Порядок регистрации безработных граждан утвержден постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458. Данный порядок предусматривает два вида регистрации безработных граждан: 1) первичную регистрацию безработных граждан; 2) регистрацию граждан в качестве безработных.

Нельзя не заметить, что из правового понятия безработного гражданина вытекает один вид регистрации в органах службы занятости – регистрация в целях поиска подходящей работы. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что введение первичной регистрации безработных граждан вступает в противоречие с п. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», в котором дано понятие безработного гражданина. Причем из понятия «первичная регистрация безработных граждан» напрашивается вывод о том, что гражданин является безработным. Рассматриваемое противоречие следует разрешать в пользу применения п. 1 ст. 3 Закона, который имеет большую юридическую силу по отношению к постановлению Правительства РФ, являющемуся подзаконным нормативным правовым актом[60].

Заработком считаются любые официальные выплаты, связанные с трудовой деятельностью, кроме:

Получать эти выплаты и зарегистрироваться в службе занятости бывший работник может в том случае, если произошло увольнение в связи с ликвидацией предприятия или в порядке сокращения численности или штатов. При этом форма собственности бывшего работодателя значения не имеет.

После регистрации в службе занятости гражданин вправе:

  1. Выбирать новое место работы такими способами:
    • посредством обращения к работодателю напрямую;
    • путем посредничества в этом вопросе государственных органов занятости (на бесплатной основе);
    • при помощи других организаций, которые содействуют поиску работы.
  2. Бесплатно получать в органах занятости информацию (например, об имеющихся вакансиях или действующих курсах обучения).
  3. Принимать добровольное участие в оплачиваемых работах общественного характера.
  4. Получать бесплатную консультацию или услуги по профессиональной ориентации с целью выбора сферы деятельности или дальнейшего трудоустройства.
  5. Использовать возможность профессионального обучения.
  6. Бесплатно получать по направлению от службы занятости следующие услуги:
    • профподготовка;
    • психологическая поддержка;
    • повышение квалификации;
    • переподготовка.
  7. Получать содействие на организацию собственного дела. В этом случае речь идет о единовременном получении всей суммы пособия для организации бизнеса. Для этого необходимо составить и предоставить комиссии на рассмотрение бизнес-план, отображающий главные идеи планируемого дела.

Воспользоваться этими правами могут как ранее не работавшие граждане (например, бывшие студенты), так и соискатели с определенным стажем.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.