Статистическая форма 1-ИП: кто сдаёт и как заполнить
2,9 тыс. 0
VIDEO
В СССР существовал такой вид сборов, как налог на бездетность. Его ввели в 1941 г., размер его составлял 6% от заработной платы. Естественно, что платили его не все. Но очень многие. Например, существовало возрастное ограничение: для мужчин — старше 20 и младше 50 лет, для женщин верхняя планка составляла 50 лет. Кроме того, освобождались от обязанности делиться с государством:
граждане, имевшие проблемы со здоровьем;
студенты до 25 лет;
лица, проходившие военную службу;
Герои Советского Союза и т.д.
С течением времени правила налогообложения менялись, становились более гибкими (например, его отменили для незамужних женщин и отложен на 12 месяцев — для пар, только вступивших в брак). Этот сбор просуществовал до 1992 г. и прекратил свое существование с развалом СССР.
Улучшение демографических показателей — одна из основных задач социальной политики в последние годы. Об этом, например, говорится в указе Президента от 07.05.2012 № 606. И в умах законодателей появилась идея вернуть налог на бездетность в России 2020.
По мнению сторонников введения сбора, он поможет улучшить демографическую ситуацию в стране, а полученные средства предлагалось направить на помощь многодетным семьям и детским домам. Также существует мнение, что в случае введения нового налога платить его должна только мужская половина населения, поскольку законотворцы считают, что мужчины отвечают за продолжение рода.
Противники идеи полагают, что дополнительное налоговое бремя для молодых людей вводить нецелесообразно: это может отодвинуть время готовности завести детей. Тем более что для родителей существует материальное поощрение, которое должно стимулировать их к деторождению.
Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину предъявили плановую версию положения федерального законодательства «О состоянии семей с большим количеством детей в стране». Кроме того, этот проектный документ предлагает добавить налог для семейных пар с малым числом детей. Как сказано в газете «Известия», начальник Института демографии и регионального развития Юрий Крупнов переслал Владимиру Владимировичу Путину документ модернизации государственного закона, который представляет собой ряд решений, помогающих и поддерживающих многодетных. Те, кто разработали эту инициативу, дополнили свое мнение предложением ввести налог на бездетных (не по медицинской причине), а также имеющих всего лишь одного ребенка. Размера суммы налога до сих пор не было объявлено.
Кто платит налог на бездетность
Сегодня из-за уже существующего налога семьи без детей или с одним-двумя детьми платят государству куда больше, нежели многодетные. По данным из российской статистики:
семьи без детей, которые зарабатывают в месяц 72 400 рублей, налог списывает 9 410 рублей;
родители, у которых есть три или более детей платят государству 7 900 рублей, то есть на 1 500 рублей меньше.
Удерживаемый налог попадает на бюджет страны и региона (в пропорциях 85%/15%).
Сумма тратится на:
социальную поддержку;
образование;
строительство дорог;
медицину;
другие отрасли.
Разработчик этого нововведения планирует отправлять деньги в ныне неработающий «Государственный фонд помощи многодетным семьям», финансы которого будут тратиться исключительно на поддержку многодетных семей (сюда же входят пособия, выплачиваемые им каждый месяц).
Во времена Советского Союза действительно существовал налог на бездетность. Граждане платили сумму размером 6% от заработной платы. Выплачивать налог должны были:
мужчины без детей, возраст которых составлял 20-50 лет вне зависимости от того, имеется ли у них жена;
женщины без детей, возраст которых составлял 20-45 лет, и при этом они были замужем.
Этот налог существовал на протяжении 50-ти лет (С 1941 года по постановлению «О налоге на мужчин без жены или без детей» по 1992 год, в январе которого Советский Союз окончательно распался).
Специалисты провели исследование, которое показало, что многие россияне готовы платить 6% с заработной платы, так как это было для них куда выгоднее, нежели заводить потомство.
В современной России официально налог на бездетность не высчитывается. Применяется другой метод поощрения рождаемости – налоговый вычет на каждого ребенка:
1400 руб. на первого и второго ребенка;
3000 руб. на третьего ребенка.
Таким образом, граждане, имеющие детей, платят налоги в меньшем размере.
На протяжении последних лет в России ходят слухи о введении налога на бездетность в размере 3-5% от зарплаты. Официально Министерство финансов РФ опровергло эту информацию. В России в ближайшее время этот вопрос не рассматривается.
Данный законопроект берет свое начало еще в сороковых годах прошлого столетия. Налоговый сбор являлся обязательным для граждан, которые имели небольшое количество детей, либо не имели детей вовсе.
Налогообложение было утверждено, основываясь на Указе Президиума ВС СССР от 21.10.1941 года.
Согласно данному законопроекту, уплачивать такие сборы должны были следующие категории граждан:
Мужчины от двадцати до пятидесяти лет, не воспитывающие ребёнка;
Женщины от двадцати до сорока пяти лет, не рожавшие детей.
Нормативная часть документа содержала информацию о том, что налогообложение производилось в размере пяти процентов от официально зарегистрированных доходов гражданина. Помимо этого, женщина уплачивала по налогам, если она находилась в официально браке.
С мужчины, не имеющего детей, взносы взымались даже если он не был женат.
Начисление данной дополнительной выплаты никаких благоприятных отзывов не собрало.
Граждан мало интересовали глобальные государственные планы, тогда как налог за бездетность понижал уровень их жизни и заставлял больше работать, либо отказывать себе в каких-то затратах.
Советские люди, не имеющие детей, не хотели уплачивать по налогу по следующим причинам:
В Минфине прокомментировали инициативу введения налога на бездетность
Многие государственные чиновники и другие профессионалы, также, имеют собственное мнение на этот счёт.
Согласно её слов «многодетность купить нельзя». Она считает, что возвращение к налогу на бездетность ни к чему не приведет, а только вызовет недовольство со стороны населения.
Понятие многодетной семьи и идеология должны закладываться в воспитании. По словам Кузнецовой, государственные власти позволяют бездетным гражданам формально откупиться.
Обнародовал заявление, которое гласит о том, что Минтруда отрицательно относится к возможности вернуться к налогу на бездетность. Помимо этого, он заявил, что меры, выдвигаемые его министерством, нацелены на стимулирование рождаемости, а такой вид налогообложения сработает в обратную сторону.
Помимо этого, многие другие эксперты заявляют о том, что состоятельные граждане будут более аккуратно скрывать свою прибыль, но рожать детей раньше не начнут. Так что мера только ухудшит имеющуюся ситуацию.
Вырученные на этом налоге деньги планировалось направить на поддержку многодетных семей.
Однако, по предварительным подсчетам, средств будет явно недостаточно, так как значительная их часть уйдет на покрытие административного налога.
Это обуславливает отсутствие пользы от введения налога на бездетность. Также, данное предложение противоречит законам логики и этикета.
Федеральные власти постоянно контролируют демографическую ситуацию в стране. Регулярно принимаются меры стимулирования рождаемости с целью уменьшения среднего возраста граждан и омоложения населения.
Законопроект о налоге на бездетность так и не был принят, и, что более вероятно, не будет утвержден никогда.
Это обусловлено преимущественным множеством отрицательных отзывов, как со стороны простых людей (через соцопросы), так и от государственных политиков и состоятельных лиц.
Основной мерой по улучшению рождаемости является система поощрений для молодых и многодетных семей .
Налог за малодетность в Советском Союзе
Налоговый вычет на детей
Введение налога в современной России
Налог в других странах
Заключение
Наиболее популярный вопрос и ответ на него по налогу за бездетность
Список законов
Какие налоговые изменения в сфере недвижимости ждут россиян в 2022 году
Президенту РФ представили проектный вариант концепции ФЗ «О статусе многодетных семей». Помимо всего прочего такой нормативный акт предполагает ввести в нашем государстве налог на малодетность. По сведениям газеты «Известия», главой Института демографии, миграции и регразвития Ю. Крупновым президенту РФ был направлен проект модернизированного федерального законодательства, который предлагает целый комплекс мер, направленных на поддержку многодетных семей.
По мнению разработчиков такой нормотворческой инициативы, дополнительным налогом следует облагать бездетных не по медицинским критериям семейные пары, а также семьи, у которых всего лишь один ребенок.
Помимо общеизвестных позитивных и негативных моментов в жизни населения СССР, существует ряд тех, из-за которых не утихают споры экспертов до сих пор. К ним относят и принятие так называемого налога на бездетность. Несмотря на то, что о нем сейчас знают не многие, в свое время он существенно ударил по населению как в финансовом, так и в моральном отношении.
Введение этого налога произошло в ноябре 1941 года, спустя пять месяцев с начала Великой Отечественной войны. Именно военные действия считают основной причиной возникновения столь странного побора, поскольку потери, которые несла советская армия в первые несколько месяцев войны, были колоссальными и значительно сокращали численность населения республик. Руководство СССР отчетливо понимало, что после окончания войны, ослабленное государство будет за гранью демографического кризиса и на восстановление численности населения уйдут десятки лет. Поэтому стояла острая необходимость всеми возможными способами заставить женщин рожать больше детей. И не только во время войны, но и после ее окончания.
Через четыре года после победы СССР в Великой Отечественной войне было окончательно подсчитано, насколько серьезный удар был нанесен по демографии СССР и какие слои населения пострадали больше всего.
Ими оказалось население, проживавшее в селах и деревнях. Причиной сложившейся ситуации стало того, что продвигаясь по советской территории, фашисты заходя в села и деревни, сметали все на своем пути, не оставляя в живых ни стариков, ни детей.
Именно по этой причине в конце 1949 года были внесены еще более радикальные поправки, которые касались именно жителей сельских местностей. Жители сел и деревень, которые не имели детей, обязаны были платить государству ежегодно по 150 рублей. Те, у кого был один ребенок, платили 50 рублей в год. Семьи с двумя детьми облагались налогом в 25 рублей.
Данный законопроект берет свое начало еще в сороковых годах прошлого столетия. Налоговый сбор являлся обязательным для граждан, которые имели небольшое количество детей, либо не имели детей вовсе.
Налогообложение было утверждено, основываясь на Указе Президиума ВС СССР от 21.10.1941 года.
Согласно данному законопроекту, уплачивать такие сборы должны были следующие категории граждан:
Мужчины от двадцати до пятидесяти лет, не воспитывающие ребёнка;
Женщины от двадцати до сорока пяти лет, не рожавшие детей.
Нормативная часть документа содержала информацию о том, что налогообложение производилось в размере пяти процентов от официально зарегистрированных доходов гражданина. Помимо этого, женщина уплачивала по налогам, если она находилась в официально браке.
С мужчины, не имеющего детей, взносы взымались даже если он не был женат.
Начисление данной дополнительной выплаты никаких благоприятных отзывов не собрало.
Несмотря на политику экономического равенства, в Советском Союзе некоторые лица не облагались налогом на бездетность. Так, были освобождены от оплаты лица, чьи дети умерли, числились погибшими или без вести пропавшими на полях сражений во время Великой Отечественной войны.
Кавалеры Ордена Славы трех степеней, Герои Советского Союза и лица, проходящие обучение, также обязаны были платить налог, однако для них существовала особая система льгот. Не облагались налогом лица, которые по состоянию здоровья не могли иметь детей.
От налога были освобождены лица, только что вступившие в брак, но эта поправка была внесена лишь в 80-х годах. Освобождение это действовало со дня регистрации брака в течение одного года. Если за год у семьи не рождался ребенок, налогообложение возобновлялось.
При рождении в семье ребенка родители освобождались от уплаты налога на бездетность. Лица, взявшие ребенка на усыновление, также не платили его. Однако в случае смерти или гибели ребенка от несчастного случая обязанность выплачивать налог для родителей возобновлялась.
Если ребенок рождался у родителей, которые не состояли в официальном браке, то от уплаты освобождалась только мать. Отец не облагался налогом лишь в случае наличия совместного заявления родителей в органы ЗАГСа, или вопрос решался в судебном порядке.
ФНС рассказала, что с 2022 года изменится в налогообложении физлиц
В России
В мире
Политика
Экономика
Происшествия
Наука и техника
Здоровье
Спорт
Знаменитости
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
С 1 января 2022 г. дополнен пункт 3 (введен подпункт 38) ст. 149 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) и теперь организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания, имеют право на освобождение от уплаты НДС при одновременном выполнении двух условий [1]:
1) за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, сумма доходов таких организации или ИП не превысила в совокупности 2 млрд руб. ;
2) за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов такой организации или ИП составил не менее 70 % .
Есть и третье условие освобождения от НДС, которое станет обязательным только с 1 января 2024 г.: среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, должен быть не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте РФ, в налоговые органы которого представляются указанные расчеты, за налоговый период по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» в соответствии с ОКВЭД.
Итак, от уплаты НДС освобождаются организации, оказывающие услуги общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуги общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание).
Услугами общественного питания не признается :
• реализация продукции общественного питания отделами кулинарии организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП) розничной торговли;
• реализация продукции общественного питания организациями и ИП, осуществляющими заготовочную и иную аналогичную деятельность;
Если организация создана или государственная регистрация физического лица в качестве ИП осуществлена в течение 2022 или 2023 г., они вправе применить освобождение в налоговых периодах соответствующего календарного года, в котором создана организация или осуществлена государственная регистрация физического лица в качестве ИП, без ограничений, т. е. не имеет значения размер дохода (ограничение в 2 млрд руб.) и доля дохода от услуг (ограничение в 70 %).
Налогоплательщик вправе отказаться от освобождения от налогообложения. Для этого ему нужно представить соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование (п. 5 ст. 149 НК РФ). В этом случае организация-общепит начисляет НДС при оказании услуг и заявляет к вычету «входной» НДС.
Обратите внимание:
• организация, осуществляющая производство кулинарных изделий, полуфабрикатов, иной продукции общественного питания и реализующая данную продукцию через собственные отделы кулинарии физическим лицам, вправе в 2022 г. применять освобождение от НДС при условии, что в 2021 г. сумма ее доходов не превысила в совокупности 2 млрд руб. и удельный вес доходов от реализации произведенных кулинарных изделий, полуфабрикатов, иной продукции общественного питания через собственные отделы кулинарии физическим лицам в общей сумме доходов составил не менее 70 %[2];
• если организации общепита торгуют покупными товарами через вендинговые аппараты, то по таким товарам применять льготу по НДС нельзя[3], так как на основании одним из типов торговых предприятий является торговый автомат (вендинговый автомат)[4]: нестационарный торговый объект, представляющий собой техническое устройство, предназначенное для автоматизации процессов продажи, оплаты и выдачи штучных товаров в потребительской упаковке в месте нахождения устройства без участия продавца, а торговля, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов, является формой розничной торговли.
В некоторых случаях при продаже товаров НДС нужно считать не с цены реализации, а с разницы между ценой покупки и ценой реализации, т. е. межценовой разницы. В перечень товаров, по которым НДС начисляется на межценовую разницу, добавили электронную и бытовую технику[5].
Виды электронной и бытовой техники закреплены в Постановлении Правительства РФ[6]:
• компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата;
• машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных;
• аппараты телефонные для сотовых сетей связи или для прочих беспроводных сетей;
• холодильники бытовые;
• морозильники бытовые;
• машины стиральные бытовые;
• пылесосы бытовые.
С 1 января 2022 г. не облагается НДФЛ оплата или компенсация стоимости путевки на детей, не достигших возраста 18 лет, а также детей до 24 лет, которые проходят обучение по очной форме в образовательных организациях[7].
От уплаты НДФЛ освободили путевки, которые приобретены в календарном году однократно.
Исключили условие о том, что для освобождения от НДФЛ стоимость путевки не должна быть учтена при расчете налога на прибыль.
[1] См. Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 305-ФЗ).
[2] См. письмо Минфина России от 30.07.2021 № 03-07-11/61177.
[3] См. письмо Минфина России от 08.10.2021 № 03-07-07/81801.
[4] Пункты 60 и 88 ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденного Приказом Госстандарта от 28.08.2013 № 582-ст.
[5] См. Федеральный закон от 30.04.2021 № 103-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
[6] См. Постановление Правительства РФ от 13.09.2021 № 1544 «Об утверждении перечня видов электронной, бытовой техники, приобретенных для перепродажи у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость)».
[7] См. Федеральный закон от 17.02.2021 № 8-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 8-ФЗ).
А. Н. Дубоносова, зам. управляющего директора по экономике и финансам
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 2, 2022.
Налоговые и бухгалтерские изменения с 2022 года
С 1 января 2022 г. не облагается НДФЛ оплата или компенсация стоимости путевки на детей, не достигших возраста 18 лет, а также детей до 24 лет, которые проходят обучение по очной форме в образовательных организациях[7].
От уплаты НДФЛ освободили путевки, которые приобретены в календарном году однократно.
Исключили условие о том, что для освобождения от НДФЛ стоимость путевки не должна быть учтена при расчете налога на прибыль.
[1] См. Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 305-ФЗ).
[2] См. письмо Минфина России от 30.07.2021 № 03-07-11/61177.
[3] См. письмо Минфина России от 08.10.2021 № 03-07-07/81801.
[4] Пункты 60 и 88 ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденного Приказом Госстандарта от 28.08.2013 № 582-ст.
[5] См. Федеральный закон от 30.04.2021 № 103-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
[6] См. Постановление Правительства РФ от 13.09.2021 № 1544 «Об утверждении перечня видов электронной, бытовой техники, приобретенных для перепродажи у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость)».
[7] См. Федеральный закон от 17.02.2021 № 8-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 8-ФЗ).
А. Н. Дубоносова, зам. управляющего директора по экономике и финансам
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 2, 2022.
Женщины, ведущие хозяйство и сидящие дома с детьми, по сути, являются самозанятыми, а значит, обязаны платить государству налоги, заявил в январе 2020 года депутат Госдумы от «Единой России» Сергей Вострецов.
Летом 2019 года глава «Роснано» Анатолий Чубайс предложил ввести в России «углеродный налог», чтобы стимулировать промышленников сокращать вредные выбросы. Предполагалось, что компании будут платить, если превысят нормы по загрязнению окружающей среды.
Платежи осуществляют владельцы следующих видов транспорта:
автомобили (грузовики и легковые);
автобусы;
мотоциклы;
мотороллеры;
квадрокоптеры весом свыше 30 кг;
воздушный и водный транспорт;
самоходные и гусеничные машины.
Основные изменения в транспортном налоге на 2022 год
В августе 2020 в Госдуму внесли законопроект, предусматривающий полную отмену транспортного налога. Ранее планировалось освободить от уплаты собственников российских маломощных машин. На сегодня за физическими и юридическими лицами сохраняется обязанность уплаты налога.
Произошедшие на законодательном уровне изменения, касающиеся только юрлиц:
Отмена деклараций по транспортному налогу. Из ФНС РФ будет приходить извещение (по аналогии с квитанцией для физлиц). Штрафа за несданную по итогам 2020 декларацию не будет.
Обязательная подача заявления на предоставления льгот (раньше имеющиеся основания отражались в декларации). Потребуется приложить комплект подтверждающих документов.
Предусмотрено также изменения, касающиеся всех плательщиков налога:
с 2021 объектом налогообложения стали моторные лодки мощность 5 и менее л. с.;
расширен список дорогих машин, в отношении которых применяется повышающий коэффициент.
Региональные власти наделили следующими правами:
предоставлять льготы по уплате налога;
изменять сроки и порядок уплаты для юрлиц;
изменять ставки налога в большую и меньшую сторону (но не более, чем в 10 раз).
Налог на бездетность в 2020 году: назад в будущее?
Физические и юридические лица вправе подать заявление на предоставление льгот по уплате налога при наличии оснований.
Список автомобилей, не облагаемых налогом:
полученные на линии соцзащиты;
адаптированные для инвалидов;
весельные лодки;
сельскохозяйственная техника, зарегистрированная на владельца сельскохозяйственного предприятия;
ряд речных и морских судов.
Собственники угнанных автомобилей временно освобождаются от уплаты налога. При возвращении машины начисления возобновляются. Доплачивать налог за пропущенный срок не требуется. Старые автомобили (выпущенные до 1994) не попадают под льготное налогообложение. Из-за несоответствия экологическим нормам допустимо применение повышающего коэффициента.
VIDEO
Список льготников на федеральном уровне, освобождаемых от уплаты налога:
Инвалиды I и II группы, их родители, попечители и опекуны.
Собственники автомобилей мощностью менее 70 л. с.
Многодетные семьи, матери или отцы-одиночки.
Жертвы радиации (ликвидаторы техногенных катастроф, участники испытаний ядерного оружия или космической техники и пр.).
Герои СССР и РФ.
Награжденные Орденом Славы (независимо от степени).
Бывшие узники концентрационных лагерей, гетто и пр.
Ветераны и инвалиды ВОВ, ветераны и инвалиды боевых действий.
Льгота распространяется на одно транспортное средство мощностью менее 200 л. с. (за исключением снегоходов и мотосаней). Оформить льготу могут только владельцы автомобиля, а не члены его семьи. Если в многодетной семье автомобиль есть у матери и отца, то льготу разрешено оформить только одному. Если у льготника в собственности несколько автомобилей, то гражданин вправе самостоятельно выбрать объект налогообложения. Если у льготника 2 машины и 2 основания для получения льготы, то льгота распространяется на одно транспортное средство по выбору. Льготник получает льготы в соответствии с регионом прописки, а не по месту проживания.
Региональные власти пользуются списком льготников на федеральном уровне. Правительства субъектов РФ вправе расширить перечень. Чаще всего в список региональных льготников попадают:
пенсионеры (полное освобождение от налога или уменьшение ставки);
ветераны труда.
Точный список льгот легко узнать на региональном сайте ФНС.
Помимо перечисленных выше оснований для получения льготы региональные власти вправе уменьшать транспортный налог для юрлиц, которые:
используют труд инвалидов;
поддерживают коренные промыслы малых народов;
осуществляют пассажироперевозки;
поддерживают традиционные для региона сферы деятельности (кожевенное производство, сельское хозяйство и пр.).
Также льготы могут предоставить общественным или религиозным объединениям . На сегодня 73 региона из 85 готовы предоставить льготы по письменному заявлению организации.
Спецтранспорт (машины скорой помощи, санитарная авиация, автомобили органов исполнительной власти) не подлежат налогообложению.
Физлица платят налог раз в год (в кассе банка, в терминале, в онлайн-банке, на Госуслугах или на сайте ФНС). Срок зафиксирован в НК РФ — до 1-го декабря . Разрешена уплата частями. В случае опоздания с уплатой полной суммы пени начисляют только на сумму недоимки.
Сроки оплаты налога для юридических лиц
По новым правилам юрлица оплачивают налог до 5-го февраля . Но региональные власти вправе установить более поздний срок. Или затребовать внесение авансовых платежей каждый квартал (не противоречит НК РФ). Расчет при этом делают сотрудники бухгалтерии. В связи с вступлением в силу ряда изменений декларация за 2020 не нужна. Но подсчитать сумму к уплате бухгалтеру придется самостоятельно. В следующем году придет извещение из налоговой.
Изменения в НК РФ с 2022 года, о которых нужно знать бухгалтеру
Впервые налог «на холостяков, одиноких и малосемейных граждан» появился в нашей стране в самое, казалось бы, неподходящее время: в ноябре 1941 года.
” С сегодняшней точки зрения событие необъяснимое: немецкие войска стоят под Москвой, вокруг Ленинграда смыкается кольцо блокады, а Президиум Верховного Совета СССР озабочен усовершенствованием налогового кодекса!
Вряд ли речь шла о долгосрочных демографических перспективах, скорее – о быстром способе пополнения государственного бюджета. Когда война подошла к концу, стали очевидны и колоссальные людские потери, которые требовалось восполнить – Указ совершенствуют и дорабатывают в 1944 году.
Итак, кто должен был платить налог на бездетность?
Все мужчины от 20 до 50 лет, независимо от семейного положения – 6% от зарплаты.
Все замужние женщины от 20 до 45 лет – 6% от зарплаты.
Жители села: не имеющие детей 150 рублей в год, одного ребенка — 50 рублей, двух детей — 25 рублей в год (с 1949 по 1952 год).
На самом деле налог на бездетность у нас в стране есть, только в завуалированном виде – в форме налоговых вычетов «на детей». То есть не у бездетных граждан берут деньги, а налогоплательщикам-родителям немножко возвращают. Однако очередной, 401-й способ «сравнительно честного отъема денег у населения» не дает покоя депутатам.
Первым проявил инициативу депутат Госдумы от Партии «Родина» Александр Чуев в 2003 году. Он полагал, что было бы неплохо «отщипнуть» 3-5% доходов у всех бездетных мужчин и женщин детородного возраста, вне зависимости от их семейного положения .
Спустя пару лет это же предложение прозвучало со стороны сопредседателя партии «Правое дело» и главы общественной организации «Деловая Россия» Бориса Титова. Он вообще оказался очень практично мыслящим политиком. К примеру, предложил позволить юношам, не желающим служить в армии, «вносить компенсацию», то есть, попросту официально откупаться от исполнения священного долга. Что до бездетности, то Борис Титов предлагал обложить 2%-ным налогом только граждан 22–25 лет, доходы которых составляют от 100 тыс. рублей.
” Как тут не вспомнить фразу, с которой начинается знаменитый роман «Гордость и предубеждение» Джейн Остен: «Всем известно, что молодой человек, располагающий средствами, должен подыскивать себе жену».
Две попытки, проваленные законодательным собранием, – достаточный повод отказаться от идеи ведения налога, но нет: в 2006 году с аналогичной инициативой выступает зампред комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко. На этот раз ВЦИОМ даже провел опрос общественного мнения (69% опрошенных высказались против введения налога ), а инициативного депутата попытался урезонить тогдашний председатель Совета Федерации Сергей Миронов, заметивший, что у нас и так молодые семьи откладывают рождение первенца до тех пор, пока не приобретут жилье, и новый налог никак не ускорит этот процесс.
Казалось бы, тут и точку можно поставить. Но в 2013 году внезапно сделал заявление Дмитрий Смирнов, который являлся на тот момент главой синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Русской Православной церкви.
«Если ты не хочешь идти на подвиг рождения детей… или не можешь, то поучаствуй в этом деньгами, небольшим налогом» , – заявил священнослужитель.
” Наконец, в 2015 году в ход пошла тяжелая артиллерия: с предложением вернуть шестипроцентный налог к президенту обратился Владимир Жириновский. А, как известно, экстремальные высказывания этого политика часто становятся своего рода «пробными шарами» в отношении спорных инициатив власти.
Последняя глава саги о налоге: с концепцией федерального закона «О статусе многодетных семей в Российской Федерации» выступил председатель Наблюдательного совета некоммерческой организации Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
Итак, вернемся к концепции предполагаемого федерального закона (мы сохраняем орфографию авторов).
«В настоящее время в РФ многодетные семьи составляют 6,5 процентов от всех семей с детьми, однако в них растёт почти 20 % всех российских детей. Для того, чтобы численность населения в Российской Федерации хотя бы сохранялась и не убывала число многодетных семей в стране к 2035 году должно увеличиться в 7 раз и составить примерно половину всех российских семей».
Мы не знаем, какой именно вариант концепции отправил Юрий Крупнов президенту Путину, но, судя по присутствующим в сети черновым вариантам, лидеру страны предстоит вечер увлекательного чтения: по жанру этот законопроект ближе всего к классическому роману-утопии. Вы можете судить об этом сами – загляните под спойлер.
Концепци я федерального закона
«О с татусе многодетных семей в Российской Федерации»
В ситуации острого демографического кризиса в Российской Федерации и дальнейшего обезлюживания страны, когда при сохранении существующей демографической политики численность российского населения к концу столетия уменьшится вдвое, единственным инструментом преодоления данного кризиса является существенное, в несколько раз, увеличение количества многодетных семей.
В настоящее время в РФ многодетные семьи составляют 6,5 процентов от всех семей с детьми, однако в них растёт почти 20 % всех российских детей. Для того, чтобы численность населения в Российской Федерации хотя бы сохранялась и не убывала число многодетных семей в стране к 2035 году должно увеличиться в 7 раз и составить примерно половину всех российских семей. Это является своего рода категорическим демографическим императивом для российского государства и общества.
Несмотря на культивируемые до настоящего времени установки на малодетность, более того, поддержание состояния фактически принудительной малодетности, указанный целевой рост числа многодетных семей вполне возможен. В любом случае, главным инструментом и драйвером демографии в России является направленное наращивание числа многодетных семей с помощью всех возможных культурных, гуманитарных, социальных и финансово-экономических усилий государства и общества.
По существу это предполагает перевод социального слоя (страты) многодетных семей из состояния только объекта социальной защиты в состояние элитного социального слоя России. Однако для этого необходимо законодательно определить и обеспечить по аналогии с федеральными законами «О статусе военнослужащих» (N 76-ФЗ) или «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (N 3-ФЗ) особый статус многодетных семей как национального достояния и главного ресурса позитивной демографии.
Именно введение специального статуса многодетных семей как элиты российского населения составляет суть и новизну предлагаемого законопроекта.
Концепция федерального закона «О статусе многодетных семей» разрабатывается в исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» и в целях кардинального повышения статуса многодетных семей, превращение их в привилегированный социальный слой, что позволит к 2030 году преодолеть ситуацию национальной демографической катастрофы и от суженного коллапсирующего отрицательного воспроизводства перейти как минимум к простому воспроизводству населения, а также создать наилучшие условия для воспитания и социализации детей как в многодетных семьях, так и в тех семьях, что на данный момент являются малодетными, однако готовы к рождению новых детей и перехода в статус многодетной семьи.
Главными заказчиками предлагаемого закона предлагается сделать Минобороны и Минэкономразвития России, поскольку закон призван в государственной перспективе содействовать также и решению проблемы достаточности национальных трудовых и человеческих ресурсов в интересах обеспечения конкурентоспособности и обороноспособности страны.
Ключевыми параметрами реализации предлагаемого законопроекта станет увеличение количества рождаемых гражданами РФ детей в год и повышение к 2035 году суммарного коэффициента рождаемости до 2,5.
Следует отметить, что в Государственную Думу РФ в 1990-2000-е годы вносился федеральный закон «О государственной поддержке многодетных семей», был принят ей 17.11.99, затем одобрен Советом Федерации 23.12.99, но отклонен Исполняющим обязанности Президента РФ 03.01.2000 (N Пр-30) в связи с тем, что та версия Федерального закона не имела собственного предмета правового регулирования, так как значительная часть содержащихся в нем норм уже была на тот момент урегулирована Конституцией РФ, Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общественных объединениях» и другими законами, а кроме того, ряд положений Федерального закона противоречил требованиям Конституции РФ о недопустимости вмешательства федеральных органов государственной власти в компетенцию субъектов Российской Федерации.
На сегодняшний день в РФ существует такая налоговая система, благодаря которой граждане, не имеющие детей уже оплачивают налог в большем размере, чем граждане с детьми. Обратимся к стандартным:
Бездетные граждане, которые в среднем зарабатывают 72 400 рублей в месяц (имеется ввиду доход семьи), в бюджет оплачивают подоходный налог в размере 9 412 рублей.
Если взять семью с тремя детьми, то она будет оплачивать налог в размере 7904 рублей.
Как видно из примера, бездетные граждане ежемесячно оплачивают около 1500 рублей в бюджет именно потому, что не имеют детей.
Похожие записи: