Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выездные налоговые проверки в 2022 году отменили». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Мораторий на плановые проверки на 2022 год введен для малого и среднего бизнеса. Но, не все фирмы смогут вздохнуть с облегчением.
Плановые проверки не отменяются на вредных и опасных производствах с высокими рисками для жизни и здоровья работников.
Проверки без ограничений будут проводится в компаниях, которые в течение трех последних лет нарушали законодательство и получали административное наказание за грубые нарушения, в том числе в виде дисквалификации руководителя либо приостановления деятельности, либо приостановления действия лицензии.
Под мораторий не подпадают:
- вредные и опасные производства с высокими рисками для жизни и здоровья работников;
- фирмы МСП, которым в течение последних 3-х лет было вынесено административное наказание за грубые нарушения;
- компании, у которых в течение последних 3-х лет был дисквалифицирован руководитель;
- компании, деятельность которых по решению надзорных органов приостанавливалась в течение последних 3-х лет;
- компании, которые были временно либо полностью лишены лицензии и с момента наказания не прошло 3 года;
- организации, работающие на основании лицензий;
- организации, которые обязаны проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- предприятия, использующие атомную энергию.
Перечень компаний, которые вывели из-под моратория на проверки 2022 года во многом повторяет перечень тех, на кого не распространялся мораторий 2021 года.
Но, существенная разница все-таки есть. В 2021 году мораторий на проверки не распространялся на компании здравоохранения, образования, социальной сферы, по производству драгоценных металлов и камней. Теперь, перечисленные компании также под мораторием. Их не будут проверять в 2022 году.
Какие компании не будут проверять в 2022 году по мораторию на проверки
Федеральный закон №170 от 11 июня 2021 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2022 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2022 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2020. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.
Мораторий на налоговые проверки освобождает далеко не всех субъектов предпринимательства и не во всех случаях. Даже если вы освобождены, это еще не значит, что проверка не придет.
Согласно постановлению Правительства РФ мораторий на налоговые проверки распространяется на:
- некоммерческие организации с численностью до 200 сотрудников (кроме политических партий и иностранных агентов);
- ИП и организации малого и среднего бизнеса.
Что может послужить причиной для внеплановой проверки освобожденных:
- Поручение президента или правительства РФ относительно организации, индивидуального предпринимателя или физического лица.
- Если проверка осуществляется в рамках предписаний предыдущей проверки, например, ИП должен показать, что приняты все необходимые меры по предотвращению угрозы жизни и здоровья граждан.
- Если был замечен факт угрозы и причинения вреда жизни и здоровью граждан или имеется опасность возникновения ЧС (такая проверка обычно согласовывается с прокуратурой).
- Если были выявлены недостоверные сведения в лицензиях и аналогичных документах или проверка осуществляется с перед тем, как восстановить лицензию.
- Проверка по требованию прокуратуры на основании материалов конкретного дела или обращения граждан.
- Если был обнаружен факт нарушения законодательства РФ.
- Приостановка деятельности организации принудительно.
С июля 2020 года ИФНС проводит инспекционные визиты, длительность проверки при этом достигает 10 дней. Проверку бизнеса могут организовать не только налоговые органы, но и: ПФР, ФСС, Роспотребнадзор и др.
Постановление Правительства России №1520 от 08.09.2021 «Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» продляет мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса. Исключением являются:
- организации и предприниматели, деятельность которых может представлять опасность для граждан, или является государственной тайной.
- вредные производства,
- ИП и организации, где были выявлены нарушения за последние три года,
- организации, у которых в течение последних трех лет был дисквалифицирован руководитель,
- ИП и организации,деятельность которых приостанавливалась в последние 3 года по решению контролирующих органов,
- ИП и организации, которые временно или полностью лишались лицензии за последние 3 года,
- организации и предприниматели с лицензируемыми видами деятельности,
- фирмы, которые должны проводить финансовый аудит на обязательной основе,
- предприятия атомной промышленности.
Мишустин утверждает, что освобождение коснется примерно 100 тысяч предпринимателей и организаций по всей России.
Примерный список освобожденных от налоговых проверок бизнеса в 2022 году во многом совпадает с перечнем компаний за 2021 год. Разница в том, что мораторий на налоговые проверки бизнеса в 2021 году не включал в себя организации медицины, образования, производства драгметаллов и камней, организации социальной сферы. Проверки бизнеса Налоговой не будут распространяться на эти компании в 2022 году.
Если проверка по организации не запланирована, это еще не значит, что не будет проведена внеплановая. Обычно такие незапланированные проверки проводят в результате выявления каких-либо нарушений.
Какие могут быть основания для назначения внеплановых налоговых проверок:
- Если налогоплательщик на специальном налоговом режиме несколько раз приближается к крайним значениям, то Налоговая может заподозрить схему дробления бизнеса (чтобы сохранить спецрежим) для уклонения от уплаты налогов. Например, для УСН — это число сотрудников до 100 и максимальная прибыль до 150 миллионов рублей; для патента — до 15 сотрудников, а доход — до 60 миллионов рублей; для единого сельскохозяйственного налога — максимальное число работников до 300, а доля прибыли от сельскохозяйственной деятельности выше 70% от общей прибыли.
- Если бизнес убыточен свыше трех лет. В первый год, когда чистые активы организации меньше минимального капитала, ФНС присылает уведомление о том, что организацию могут ликвидировать. На второй год Налоговая также высылает уведомление, при этом наблюдая за деятельностью налогоплательщика. На третий год ИФНС пришлет требование по ликвидации предприятия.
- Если были большие вычеты по НДС за минувший год. 89% от годовой суммы НДС — максимальная доля вычета. Если вы приближались к пороговой величине, проверка не заставит себя ждать.
- Если были нарушены сроки сдачи отчетности. Нарушение сроков влечет за собой штрафы, размер которых зависит от вида отчетности и курирующего законодательного акта.
- Если были нарушены сроки и порядок оплаты налогов и взносов по страхованию. Помимо обычных налогов малый и средний бизнес может платить НДФЛ и страховые взносы. Так индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы не зависимо от наличия дохода.
- Если вы используете кассовые чеки без указания номенклатуры. В чеке обязательно должно быть понятное покупателю название товара или услуги.
- Если в чеке есть недостоверные сведения, например, указана не та система налогообложения.
Важно! Если ИФНС неожиданно потребовала от организации или ИП полный пакет документов, сведения о ведении бизнеса и другую информацию нужно быть настороже. Проверьте список недавних контрагентов, возможно, среди них есть тот, кто находится под подозрением и особым вниманием контролирующих органов.
Какие еще могут быть основания для налоговых проверок бизнеса:
- Налоговая база содержит ошибки и неверные данные,
- Вы платите налоги меньше, чем в среднем платят в вашей отрасли,
- Финансовые показатели за год резко отличаются от предыдущего года,
- Налоговая располагает данными резко противоречащим сданной отчетности,
- Есть нарушения по срокам подачи отчетности и уплаты налогов.
Еще один повод для выездной налоговой проверки малого бизнеса — когда конкурент подал на вас жалобу с обвинениями в контролирующие органы.
Согласно ФЗ №248 налоговые проверки малого и среднего бизнеса могут иметь следующие формы:
Контрольная закупка — проверки без уведомления с целью оценки того, соблюдены ли правила продажи товаров или услуг. | Мониторинговая закупка — проверки без уведомления, которые проводятся с целью отправки товаров или результата оказания услуг на последующую экспертизу. |
Выборочный контроль — проверка согласуемая с прокуратурой и проводимая с целью сбора образцов для дальнейшего исследования и анализа на предмет безопасности реализуемых товаров. Обычно такие проверки проводятся с целью контроля устранения нарушений, если такие были выявлены в ходе предыдущего исследования. | Рейдовый осмотр — проверка согласованная с прокуратурой проводимая с целью оценки соблюдений норм и правил по эксплуатации объекта контроля. Такой осмотр может проводиться по требованию правительства и президента РФ, если есть угроза безопасности граждан, угроза окружающей среде или культурному наследию. |
Документарная проверка — проверка без уведомления, проводимая с целью изучения регистрационных и иных документов связанных с деятельностью организации (ИП), полноты реализации требований контролирующей инстанции. | Выездная проверка — проверка согласованная с прокуратурой с целью оценки соблюдения требований контролирующего органа и его предписаний. Организацию или ИП о проведении выездной проверки уведомляют за сутки. |
Выездное обследование — проверка без уведомления с целью визуального контроля соблюдения требований. |
*Иногда ИФНС может проводить выездные мероприятия с целью предупреждения или информирования организации (предпринимателя).
Чтобы понять, есть ли риск проведения налоговой проверки, нужно задать себе несколько вопросов. Если хотя бы один из ответов будет положительный, есть вероятность того, что Налоговая инспекция навестит вас в ближайшем будущем.
- Правильно ли указан ваш режим налогообложения в кассовом чеке? Если нет, то можно получить штраф в размере 3 тысяч рублей.
- Есть ли номенклатура в чеке, правильно ли она внесена, указано ли количество приобретаемых товаров или услуг, их цена за единицу и общая? Если чек оформлен не правильно или не указана номенклатура, то штраф может составить около 10 тысяч рублей.
- Если у вас режим налогообложения УСН и количество работников до 100, приближался ли годовой доход к сумме в 150 миллионов рублей? Любое уклонение от неуплаты налогов может повлечь за собой штраф в размере 40% от суммы неуплаченных налогов или даже уголовную ответственность.
- Превышают ли расходы доходы, ведется ли бизнес убыточно болел 3 лет? Если да, возможна принудительная ликвидация.
- Больше ли вычет по НДС 89% от годовой суммы налога? Возможен штраф в сумме 40% от НДС к уплате.
- Нарушали ли вы сроки подачи отчетов? Если да, то возможен штраф в сумме до 500 тысяч рублей (зависит от вида отчета).
- Полностью ли оплачивались налоги и страховые взносы за прошлый период? Если да, возможен штраф в сумме 40% от неуплаченных денег.
Еще одной важной причиной налоговых проверок может послужить несоблюдения законодательства по цифровой маркировке товаров.
Налоговые проверки малого бизнеса в 2022 году могут вызвать несоблюдения правил и требований маркировки товаров. Особое внимание ИФНС могут вызвать:
- Продажи немаркированных товаров для которых маркировка обязательна. Все товары, которые подлежат маркировке в обязательном порядке, должны иметь цифровой код DataMatrix на упаковке. Код нужно считывать при продаже на кассе. Производство, перевозка, продажа и хранение немаркированных товаров может привести к проверкам и крупным штрафам, а в особых случаях даже уголовной ответственности. Весь товар без идентификационных знаков обязательно конфискуют.
- Если коды маркировки плохо считываются. Произойти подобное может по многим причинам, например, если код просто затерся или покрыт чем-то. Если товар имеет код маркировки, который невозможно считать, его обязательно нужно перемаркировать.
- Если данные кода маркировки не совпадают с данными в УПД на товар, такой товар подлежит возврату поставщику, его продавать нельзя.
- Если осуществляется продажа товаров с поддельными кодами маркировки. В таком случае проверка — это не самое страшное. Возможна уголовная ответственность на срок до трех лет.
Чтобы зафиксировать наличие нарушений, инспекторы будут вправе вести фотосъемку, делать видео- и аудио-записи.
Фотосъемку будут использовать для фиксации нарушений во время проведения осмотра.
Если однозначно идентифицировать нарушение с помощью фотографии будет невозможно, то инспектор будет вправе сделать видеозапись.
Кроме того, видео- и аудиозапись будут использовать при:
- проведении опроса (с письменного согласия контролируемого лица);
- отказе бизнесмена от дачи письменных пояснений, если он согласился, что его объяснения зафиксируют таким способом.
Устройство, которое будут использовать инспекторы, должно обладать определенными техническими возможностями:
- фиксация даты и времени съемки (записи);
- сохранение данных о месте съемки (координаты).
Все полученные инспекторами материалы (фотографии, видео- и аудиозаписи) будут являться приложением к акту проверки.
Новые правила проверки онлайн-касс с 1 марта 2022: что ждет бизнес
-
Касса на рынке. Каким видам бизнеса она нужна в 2022 году, а кому нет
553 0
По общему правилу выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика:
- Исключение — можно провести проверку в помещении налоговой инспекции, если у налогоплательщика нет возможности предоставить инспекторам помещение (п. 1 ст. 89 НК РФ).
На практике инспекторы мало когда постоянно присутствуют на территории плательщика. Интересующие их документы запрашивают, направляя требования по телекоммуникационным каналам связи (далее — ТКС), либо вручают лично.
- Часто проводимая процедура налогового контроля.
Запрос документов у контрагента позволяет проверить:
- реально ли существует этот контрагент;
- совершал ли контрагент сделку с проверяемым налогоплательщиком;
- совпадает ли порядок отражения сделки у контрагента и проверяемого налогоплательщика.
Документы у контрагента могут истребовать не только во время выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Налоговые органы вправе это сделать еще на стадии подготовки к ее проведению.
Истребование документов вне рамок выездной (камеральной) проверки допускается, если у инспекции возникает обоснованная необходимость получить документы (информацию) относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
- Инспекция, проводящая выездную проверку, для получения документов и информации от контрагента направляет поручение инспекции, в которой состоит на учете контрагент (п. 3 ст. 93.1 НК РФ).
- Местная инспекция на основании этого поручения направляет требование контрагенту (п. 4
ст. 93.1 НК РФ). - Контрагент должен в течение 5 рабочих дней представить информацию и документы (сообщить об их отсутствии) либо попросить увеличить этот срок (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
- Часто используется при выездном налоговом контроле.
Свидетелями могут вызываться любые физические лица, которым известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ). Это могут быть работники организации или представители контрагентов.
Нельзя допрашивать лиц, которые получили сведения, необходимые для налоговой проверки, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, например адвокатов и аудиторов.
Свидетель может не являться в налоговый орган для дачи показаний вследствие болезни, старости, инвалидности. В этом случае показания свидетеля могут получить по месту его пребывания (п. 4 ст. 90 НК РФ).
Отказаться от дачи свидетельских показаний (п. 3 ст. 90 НК РФ) можно на основании положений ст. 51 Конституции РФ:
- «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников…».
Результаты допроса оформляют протоколом (п. 6 ст. 90 НК РФ).
Штрафы (ст. 128 НК РФ):
- 1 000 руб. — за неявку свидетеля либо уклонение от явки без уважительных причин;
- 3 000 руб. — за отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний.
Налагать могут только эти штрафы. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрена (п. 5.1 Письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/1283).
- Проводят во время проверки нечасто.
Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения вопросов нужны специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле (п. 1 ст. 95 НК РФ). Например, когда нужно:
- установить подлинность подписей;
- определить рыночную стоимость товаров, работ;
- определить соответствие используемого сырья, его количества объему выпущенной продукции.
Экспертизу назначают постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку (п. 3 ст. 95 НК РФ). С этим постановлением должно быть ознакомлено проверяемое лицо и разъяснены его права, о чем составляется протокол (п. 3 ст. 95 НК РФ). Все эти и другие условия должны быть соблюдены, иначе заключение эксперта могут признать недопустимым доказательством.
- Крайняя мера.
Проводят в двух случаях:
- Если налогоплательщик отказывается представить документы, запрошенные в порядке ст. 93 НК РФ, или не представляет их в установленный срок (п. 4 ст. 93 НК РФ). Могут изъять только те документы, которые указаны в требовании (Постановление ФАС Поволжского округа от 02.08.2010 № А72-16467/2009).
- Если есть достаточные основания полагать, что документы, которые свидетельствуют о нарушениях налогового законодательства, могут уничтожить, сокрыть, изменить или заменить (пп. 3 п. 1 ст. 31, п. 14 ст. 89, п. 8 ст. 94 НК РФ). Документы могут изъять не только у проверяемой организации, но и у ее контрагента, если есть достаточные сведения о взаимозависимости налогоплательщиков (Определение Верховного Суда РФ от 13.06.2019 № 305-ЭС19-7994 по делу № А40-17635/18-140-1284, Письмо ФНС России от 17.09.2021 № СД-4-2/[email protected]).
Выемку производят в присутствии налогоплательщика и (или) его представителя (абз. 1 п. 3 ст. 94 НК РФ). Также при выемке должны присутствовать понятые (абз. 1 п. 3 ст. 94 НК РФ). Они должны подписать протокол о выемке (п. 5 ст. 98 НК РФ).
При проведении выездной проверки можно осуществлять такое мероприятие, как осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов (пп. 1 п. 1 ст. 92 НК РФ).
Налоговые органы могут осматривать помещения:
- производственные, складские, торговые и любые другие, а также территории, которые налогоплательщик использует для извлечения дохода или которые имеют отношение к объектам налогообложения, независимо от места их нахождения (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ).
При проведении осмотра налоговики могут изучать данные, содержащиеся в автоматизированной системе хранения данных, то есть в компьютере (Определение ВС РФ от 17.07.2017 № 302-КГ17-8315).
Проводить осмотр территорий и помещений контрагентов проверяемого налогоплательщика нельзя. На это указал Верховный Суд РФ в Определении Апелляционной коллегии от 27.08.2019 № АПЛ19-333. Несмотря на это, все же в отдельных случаях суды признают законными действия налоговиков по проведению осмотра помещений у контрагентов (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10.02.2021 № А36-540/2020).
Обязательные требования при проведении осмотра:
- присутствие понятых (п. 3 ст. 92 НК РФ);
- участие налогоплательщика (его представителя) (п. 3 ст. 92 НК РФ);
- оформление результатов протоколом (п. 5 ст. 92 НК РФ);
- наличие подписей всех лиц, участвующих в осмотре (п. 4 ст. 99 НК РФ).
По общему правилу срок проведения выездной налоговой проверки составляет 2 месяца. Фактически проверка может затянуться:
- до 4 месяцев — если налоговая продлит проверку;
- до 6 месяцев — в исключительных случаях (п. 6 ст. 89 НК РФ).
На срок проведения выездной проверки оказывает значительное влияние право налогового органа ее приостановить (п. 9 ст. 89 НК РФ):
- в этом случае приостанавливается течение срока проверки. Как только проверка возобновляется, ее срок начинает течь вновь.
Оснований для приостановления проверки несколько (пп. 1– п.9 ст. 89 НК РФ). Чаще всего налоговые органы приостанавливают проверку на время истребования документов (информации) у контрагентов (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). По этому основанию допускается приостанавливать проверку не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуют документы.
Общий срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев. Продлить его еще на 3 месяца можно только, если налоговые органы не успели получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов. С момента завершения проверки (подтверждается справкой) до момента составления акта проверки может пройти два месяца, что также значительно увеличивает сроки.
Итого: несмотря на то что по общему правилу срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, фактически срок с момента вынесения решения о проведении проверки до момента составления акта может быть более года.
С 1 июля 2022 года компании при желании смогут платить налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы и проценты одним платежным поручением без уточнения вида платежа и срока его уплаты (новая статья 452 НК РФ).
Но для этого необходимо учесть следующие условия и изменения налогового контроля: особый порядок уплаты (перечисления) вправе применять организации, которые осуществили совместную сверку расчетов и по результатам которой не имеется разногласий, и подали заявление о применении особого порядка уплаты (перечисления).
При этом надо будет представлять в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, взносам не позднее чем за 5 дней до установленного срока их уплаты:
- перечисление денежных средств в качестве единого налогового платежа (ЕНП) может быть произведено за компанию-налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов, налогового агента) иным лицом. Но оно лишено права требовать возврата из бюджета, уплаченного за компанию ЕНП;
-
зачет денежных средств, признаваемых в качестве ЕНП компании, осуществляется с соблюдением следующей последовательности в отношении обязанностей по уплате:
- недоимки — начиная с наиболее ранней даты ее выявления;
- налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов — с даты возникновения обязанности по их уплате на основании налоговых деклараций, расчетов, уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов;
- пеней;
- процентов;
- штрафов.
- компания имеет право на возврат денежных средств ЕНП, по которым налоговым органом не произведен зачет, для чего необходимо подать в инспекцию соответствующее заявление.
Основание — Федеральный закон от 29.11.2021 года № 379-ФЗ.
С 1 января 2022 года излишне уплаченные налоги можно зачесть в счет уплаты страховых взносов и наоборот.
Обновленный п. 1 ст. 78 НК РФ предусматривает возможность зачета суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей или погашения недоимки не только по налогам, но и по сборам, страховым взносам , включая пени и штрафы.
Основание — Федеральный закон от 29.11.2021 года № 379-ФЗ.
С 1 января 2022 года руководитель компании (лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности) может получить квалифицированный сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) для нужд юридического лица только в Удостоверяющем центре ФНС.
С указанной даты владельцем сертификата ключа проверки указывают компанию и ее руководителя, т.е. того, кто действует от ее имени без доверенности. «Рядовые» работники также могут подписывать электронные документы компании личными электронными подписями (УКЭП) на основании электронной доверенности, подписанной УКЭП руководителя компании.
Основание — Федеральный закон от 27.12.2019 года № 476-ФЗ.
С 1 марта 2022 года меняется порядок проведения проверок ККТ:
- проверки ККТ будут именоваться контролем и надзором за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, и регулироваться Федеральным законом от 31.07.2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». Положение о контроле и надзоре за ККТ утвердит Правительство РФ. Проводить проверки, как и ранее, будут налоговые органы;
- плановые контрольные (надзорные) проверки по ККТ проводиться не будут, предусмотрены только внеплановые мероприятия;
- о проведении внеплановой выездной проверки ККТ контролируемое лицо не уведомляется;
- контрольные (надзорные) мероприятия в отношении применения ККТ, полноты учета выручки компаниями и ИП будут проводиться также по месту нахождения налогоплательщика или месту установки ККТ, в том числе в жилых помещениях.
Основание — Федеральный закон от 11.06.2021 года № 170-ФЗ
С 1 марта 2022 года будет действовать новый порядок представления документов через кабинет ККТ. Все документы компании будут обязаны представлять в инспекцию только в электронном виде через кабинет ККТ (например, заявления о регистрации (перерегистрации), снятии с учета ККТ, отчеты об изменении параметров регистрации, о закрытии фискального накопителя и пр.).
Основание — Приказ ФНС от 19.07.2021 года № ЕД-7-20/[email protected]
Субъекты малого и среднего предпринимательства из соответствующего единого реестра МСП освобождены от плановых неналоговых проверок (трудовой инспекции, пожарных и пр.) до конца 2021 года (Федеральные законы от 13.07.2015 № 246-ФЗ, от 25.12.2018 № 480-ФЗ, Постановление Правительства от 30.11.2020 № 1969).
Этот мораторий продлен по 31 декабря 2022 года. При этом есть исключения из правил, согласно которым запрет не распространяется на:
- организации и ИП, в отношении которых за последние 3 года приняты постановления о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, либо наказаний в виде дисквалификации или приостановления деятельности, либо принято решение о приостановлении действия лицензии или аннулировании лицензии;
- лиц, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков, либо отнесены к 1, 2 классам (категориям) опасности, I, II и III классу опасности опасных производственных объектов, а также в отношении которых установлен режим постоянного госконтроля;
- лиц, в отношении которых проводится лицензионный контроль, внешний контроль качества работы аудиторских организаций, федеральный надзор в области использования атомной энергии.
Основание — Постановление Правительства от 08.09.2021 года № 1520.
С 1 апреля 2022 года будет отменена унифицированная форма для оформления карточки подписей (форма № 0401026). Банк сможет использовать собственную форму с необходимыми ему сведениями, но при сохранении сокращенного ряда обязательных сведений:
- наименование юрлица;
- ФИО лиц, наделенных правом подписи;
- оттиск печати (при наличии).
Новая инструкция не затрагивает уже существующие счета, так, компаниям не надо оформлять заново карточки с образцами подписей. Кроме того, до 1 октября 2022 года действует переходный период, в течение которого банки обязаны принимать карточки старого образца.
С 1 апреля 2022 года при изменении сведений о компании, указанных при открытии счета (например, наименование юрлица, адреса регистрации), компания представляет подтверждающие документы только по требованию банка. Сейчас такие документы компании обязаны самостоятельно (без требования) представить в банк.
Основание — Инструкция Банка России от 30.06.2021 года № 204-И.
Как Роспотребнадзор будет проверять предпринимателей в 2022 году
Роспотребнадзор проверяет, как компании и ИП соблюдают санитарные нормы и права потребителей.
Раньше инспектор либо запрашивал документы и проверял их удалённо, либо приезжал на точку с выездной проверкой. Проверка могла длиться до 20 рабочих дней. С 1 июля 2021 года срок таких проверок сократился до 10 часов. А ещё появились новые виды контрольных мероприятий. Некоторые из них можно проводить даже без участия предпринимателя.
Роспотребнадзор проводит плановые и внеплановые проверки, а также может прийти с профилактическим визитом.
Плановые проверки — по графику. В 2022 году Роспотребнадзор не будет планово проверять малый и средний бизнес, за исключением нескольких случаев. С 2023 года частота проверок будет зависеть от категории риска бизнеса. Если категория низкая — плановых проверок не будет.
Внеплановые — по жалобе или чтобы проверить, как предприниматель исправил нарушения, которые нашли во время прошлой проверки. Ещё инспектор может назначить внеплановую проверку, если заметил нарушение во время профилактического мероприятия.
Для профилактического визита причина не нужна. На нём инспектор рассказывает об обязанностях предпринимателя. Визит не считается проверкой, и от него можно отказаться за три дня до назначенной даты.
Что именно будет проверять Роспотребнадзор, зависит от вида контрольного мероприятия. Инспектор может осмотреть помещение, запросить документы, провести контрольную закупку или взять образец продукции на экспертизу. Многие проверки проводятся без предупреждения.
Если к вам пришли с проверкой:
- Проверьте документы ревизоров.
- Предоставьте информацию.
- Не мешайте проверяющим.
- Следите за сроками.
- Не платите за экспертизу.
- Проверьте правильность составления акта.
После проверки Роспотребнадзор может выписать штраф или предостережение, конфисковать продукцию, приостановить работу предпринимателя или компании или передать материалы в прокуратуру. Если вы не согласны с результатами проверки, их можно обжаловать.
Несмотря на изъятие из законодательства самой возможности проведения плановых проверок, инспектора ФНС всё-таки смогут раз в три года посещать предпринимателя. Без чуткого контроля со стороны налоговой бизнес не останется.
Главным отличием профилактических мероприятий от проверок является их безвредность для предпринимателя. Инспектор на сможет что-либо требовать или штрафовать, он вправе только наблюдать, фиксировать факты, рекомендовать и консультировать. Разберем профилактические мероприятия подробно.
Теперь инспектора ФНС смогут проводить целый ряд профилактических мероприятий по предупреждению совершения правонарушений предпринимателями. К таким действиям относят:
- информирование ИП;
- объявление предостережения предпринимателю;
- обобщение правоприменительной практики;
- консультирование субъектов хозяйствования;
- профилактический визит.
Разберем их подробнее, потому что некоторые из них предполагают скрытую проверку бизнеса.
Что делать, если к вам пришли с проверкой
Это необычная процедура, которая ранее не применялась к индивидуальным предпринимателям. Объявление предостережения проводится в соответствии со статьёй 49 закона 248-ФЗ. Основанием для вынесения подобного решения может являться информация о:
- совершенных нарушениях закона в сфере применения онлайн-касс;
- готовящихся нарушениях законодательства;
- предполагаемых нарушениях законодательства.
Следует заметить, что проверки ККТ в 2022 году могут проводиться и незаметно от предпринимателей – путем анализа их кассовой активности. Именно эта информация будет браться для оценки вероятности и риска совершения правонарушения.
Например, налоговая инспекция может определить, что в дневное время, когда совершаются основные продажи, поток чеков минимален. Это с определенной вероятностью является признаком продаж «мимо кассы». В таком случае и возможно объявление предостережения.
В то ж время, после получения предостережения предприниматель может в течение 15 дней оспорить его с предоставлением доказательств своей позиции. Это можно сделать как при очном посещении органа ФНС, так и через личный кабинет контрольно-кассовой техники. Но заработает такой кабинет только с 01.03.2022 года. В течение 10 дней после обращения, ФНС обязана дать ответ о сохранении или аннулировании своего первоначального решения.
Этот вид профилактических мероприятий предоставляется исключительно в устной форме в следующих случаях:
- обращение предпринимателя в ФНС по телефону;
- личный прием граждан;
- при осуществлении контрольно-надзорного мероприятия;
- при проведении иного профилактического мероприятия.
Таким образом, даже во время внеплановой проверки предприниматели могут получать бесплатные устные консультации и сразу же их с пользой использовать.
Государственный контроль за соблюдением закона 54-ФЗ в 2022 году будет осуществляться следующими методами:
- контрольная закупка у предпринимателя;
- выездное обследование;
- наблюдение за соблюдением предпринимателем обязательных требований;
- документальная проверка.
Разберем каждый метод контроля подробно.
Это самая банальная проверка ККТ в 2022 году. Во время её проведения может проверяться документация на кассовую технику, ежедневные отчеты, регистрационные карточки онлайн-кассы и прочие документы.
Такая проверка проводится путем:
- получения письменных объяснений с ИП и его сотрудников;
- истребования документов;
- экспертизы.
Экспертиза кассовой техники является крайним методом проведения проверки и используется только по серьёзным основаниям.
Документальные ревизии могут проводится и удаленно: путем обмена сообщениями и скан-копиями документов через личный кабинет ККТ.
Как будут проверять кассовую дисциплину ИП в 2022 году: изучаем новые правила
ФНС собирается бороться с различными схемами уклонения от уплаты налогов, привлекая к платежам дебиторов должника. По мнению чиновников, их счета могут использоваться незаконно для сокрытия чужих доходов. Это фирмы, у которых перед нарушителем налогового законодательства имеются, в свою очередь, долги.
Определив дебитора, ФНС будет выносить решения в отношении их и заставлять расплачиваться по долгам партнера. Механизмы такие же, как и в отношении самой фирмы: обращение взыскания на содержимое банковских счетов (денежные средства, драгметаллы). Решение выносится только при подтверждении дебиторской задолженности обеими сторонами – должником и его дебитором.
Сначала дебиторам предложат перечислить деньги добровольно на счет партнера-должника перед бюджетом, который указан в решении ФНС. Если дебитор не заплатит, задолженность взыщут принудительно. По законодательству взыщут долг приставы-исполнители.
В статье 125 НК РФ оговаривается ответственность за несоблюдение порядка владения, пользования, распоряжения имуществом, на которое наложен арест или приняты обеспечительные меры (залог). Налоговики планируют распространить действие статьи на дебиторскую задолженность.
ФНС намерена ужесточить контроль над специальными банковскими счетами (спецсчетами) с целевым предназначением. Чиновников интересует порядок открытия и использования спецсчетов с целью взыскания обязательных бюджетных платежей с них. Реализуется возможность обеспечительных мер (блокировки) в отношении данных счетов.
«Гармонизация законодательства» (так определяет эту процедуру Минфин) может коснуться целого ряда счетов, список которых не является закрытым. Так, в инструкции Банка РФ № 153-И от 30/05/2014 (гл. 2) упоминаются спецсчета: клиринговый, эскроу, залоговый счет, номинальный счет и др.
Спецсчета обязательны в сфере госзакупок, оборонного заказа (ФЗ № 44-ФЗ, № 275-ФЗ), долевого строительства (спецсчет застройщика, ФЗ № 214-ФЗ), ЖКХ (спецсчет управляющей компании, ст. 170 ЖК РФ).
Каких из них конкретно коснутся нововведения, пока не ясно.
Сейчас невозможно открыть новый счет в банке, если есть решение о полной или частичной блокировке существующего счета. Налоговики планируют убрать это ограничение из законодательства.
Новый расчетный счет открыть фирма сможет вполне законно, даже если есть решение о приостановке операций по уже имеющимся счетам. Однако избежать уплаты в бюджет долгов по налогам и сопутствующих платежей таким способом не удастся: на вновь открываемые счета обеспечительные меры тоже будет распространяться.
Кроме того, ФНС хочет закрепить за собой право на частичную отмену (замену) обеспечительных мер, если плательщик частично исполнил решение налогового органа по уплате долга государству. Когда фирма начинает перечислять деньги, с имущества арест может быть снят, приостановка по счету – тоже, полностью или частично.
К сведению! Механизма, по которому будет осуществляться эта идея, пока нет, поправки в налоговое законодательство разрабатываются ведомством. Очевидно, Минфин не намерен затягивать с их реализацией.
В положениях ст. 89 НК РФ не конкретизировано, какие именно лица — юридические либо физические — могут становиться объектами налоговых проверок того или иного типа. Отсюда вывод: проверкам подлежат абсолютно все субъекты уплаты налогов: граждане, ИП, коммерческие фирмы, НКО, государственные и муниципальные структуры.
Отчасти это объясняет тот факт, что ФНС с чисто технической точки зрения тяжело составить план проверок, даже если бы это требовалось. В соответствующий план, исходя из положений законодательства, подлежали бы включению не только юрлица, но и все граждане РФ. Крайне маловероятно, что у ФНС будет достаточно кадровых и технических ресурсов для того, чтобы оценить налоговую историю каждого россиянина, исследовать персональные налоговые профили граждан, в частности, на предмет всех тех рисков, что отражены в положениях приказа № ММ-3-06/333.
Подробнее о проведении выездной проверки по налогам читайте в статье «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».
План выездных проверок ФНС — закрытая информация для налогоплательщиков. Как правило, сведения о грядущем визите проверяющих они узнают за несколько дней до начала проведения проверки. Официальный список проверок публикуется лишь для компаний, занятых регулируемыми государством видами деятельности. С данным перечнем можно ознакомиться на официальном сайте ФНС.
Налоговые риски 2022: что будут проверять и как от этого защититься
Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.
Такие сервисы
-
рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные
-
формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС
-
создают счета и договора
-
заполняют декларации
-
напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.
Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.
Одним из основных нововведений является тот факт, что с нового года расширятся правомочия налоговиков. В НК вводится институт предварительных обеспечительных мер. На данный момент такие меры (арест имущества и блокировка счета) назначаются после вынесения решения о доначислении налоговой задолженности по результатам проведенной проверки (п. 10 ст. 101 НК).
С момента начала налоговой проверки до вынесения по ее результатам соответствующего решения может пройти довольно много времени. В этот период налогоплательщики успевают скрыть имущество или снять деньги с банковских счетов. Когда ИФНС получит законную возможность применять обеспечительные меры, ей уже, как правило, нечего арестовывать или блокировать. Для исключения такой возможности злоупотреблений со стороны налогоплательщиков Минфин планирует закрепить в Налоговом кодексе право ИФНС принимать предварительные обеспечительные меры.
Такими мерами предлагается установить денежный либо имущественный залог в счет неуплаченной налоговой задолженности. В таком случае налоговики смогут частично арестовывать имущество налогоплательщиков-должников и блокировать их расчетные счета не по результатам выездной проверки, а с момента принятия решения о ее проведении. При этом такое решение будет ограничиваться определенной суммой, которая рассчитывается как разница между общей суммой налогов исходя из средней налоговой нагрузки по отрасли и общей суммой налогов, которые налогоплательщик заплатил сам за проверяемый период.
Оперативное согласование с налоговым органом позиций по налогообложению планируемых и совершенных операций
- Поддержка обновления с 1С:Бухгалтерия 8 КОРП;
- Взаимодействие с налоговым органом;
- 100% налоговых показаний с НДС и без;
- Импорт документов из внешних учетных систем.
Планируется, что обеспечительные меры будут заключаться не только в аресте счета и имущества, но и в закреплении за ИФНС права на взыскание задолженности налогоплательщика с его дебиторов. Иными словами, с компаний и ИП, у которых перед налогоплательщиком есть финансовая задолженность.
При установлении факта наличия долга компании или ИП перед налогоплательщиком ИФНС будет вправе вынести решение взыскать с них его налоговую задолженность. Долги будут взыскиваться с денежных средств и драгметаллов на банковских счетах. Это решение будет вынесено при условии подтверждения дебиторской задолженности и самим налогоплательщиком, и его дебиторами.
Предположительно решение о взыскании налоговой задолженности с дебиторов будет исполняться добровольно через перечисление средств на указанный в решении налоговиков счет задолжавшего налогоплательщика. При несогласии будет следовать принудительное взыскание долгов судебными приставами.
Как в 2021 году не попасть под выездную налоговую проверку
Впервые мораторий на плановые проверки в форме так называемых “надзорных каникул”, был введён с 1 января 2016 года. В этот период было отменено более полумиллиона проверок! Мера оказалась эффективной, и её продлили до 1 апреля 2020 года. Послабления распространялись только на малое предпринимательство.
Затем он был заменён “коронавирусным” мораторием. Правом устанавливать эту и другие меры защиты бизнеса, а также особый разрешительный режим наделил Правительство Президент.
Кабмин воспользовался этим правом дважды, установив мораторий в 2020 и в 2021 годах. В ситуации распространения пандемии это помогло существенно снизить административную нагрузку на бизнес и помочь ему восстановиться в кризисных условиях. В 2021 году мораторий для субъектов малого бизнеса позволил исключить из ежегодного плана проведения проверок более 127 тыс. мероприятий.
Очевидно, что COVID-19 будет с нами и в 2022 году, поэтому “коронавирусный” мораторий на проверки установили и на весь следующий год, но не для всего малого бизнеса.
“Мораторий коснется порядка 100 тыс. субъектов малого бизнеса”, – сообщил Мишустин.
Мораторий на проверки на срок с 1 апреля по 31 декабря текущего года установлен Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438.
Распространяется он на все виды проверок, которые проводятся в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294). Для налоговых, валютных и таможенных проверок запрет на проведение наложен на основании других постановлений, о чем будет сказано ниже.
Мораторий распространяется на следующие виды проверок:
Вид проверки
Надзорный орган
Лицензионный контроль
Орган, выдавший лицензию
Экспортный контроль
ФСТЭК России
Миграционный контроль
Управление по вопросам миграции МВД России
Транспортный надзор
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
Контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси
Госавтоинспекция
Надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Федеральная трудовая инспекция
Государственный пожарный надзор
МЧС России
Строительный надзор
Федеральная служба по экологическому, технологическому и
атомному надзору и другие – в зависимости от объекта строительства
Жилищный надзор, контроль
Госжилнадзор, соответствующий орган местного самоуправления, например в Нижнем Новгороде таким органом является городская администрация
Земельный надзор, контроль
Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии и другие (земельный надзор), соответствующие органы местного самоуправления, например в Нижнем Новгороде данная функция возложена на Управление административно-технического и муниципального контроля администрации города
Надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Роспотребнадзор
Также мораторий распространяется на иные проверки, исключенные из сферы применения Закона № 294 (ч. 3, 3.1 ст. 1):
Вид проверки
Надзорный орган
Проверки при проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия
Органы, на которые возложены соответствующие полномочия, например ОВД, ОФСБ, СК России, органы прокуратуры и др.
Проверки при осуществлении прокурорского надзора, правосудия, административного расследования
Проверки при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий
Проверки при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юрлиц, государственному и муниципальному имуществу
Контроль за осуществлением иностранных инвестиций
ФАС России
Государственный контроль за экономической концентрацией
Контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере
Счетная палата (внешний контроль),
Федеральное казначейство (внутренний контроль)
Государственный портовый контроль
Росморречфлот
Контроль за уплатой взносов в ФОМС, ФСС, ПФР
ФНС России
Контроль на финансовых рынках
Внеплановые проверки отменены, но для всех юрлиц и ИП действуют исключения (п. 1, 2 Постановления № 438). Разрешено осуществлять:
- проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения или угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновение ЧС природного и техногенного характера; проведение таких проверок должно быть согласовано органами прокуратуры;
- проверки, которые назначаются в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан; их проведение также должно быть согласовано органами прокуратуры;
- проверки, проводимые по поручению президента или Правительства РФ в отношении конкретного юрлица или ИП, а также на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- проверки по заявлению от проверяемого лица о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии, согласования), а также по ходатайству лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки для установления факта досрочного исполнения предписания;
- проверки, назначенные в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа разрешительного характера.
Плановые выездные таможенные проверки в текущем году не назначаются (п. 12 Постановления № 438). Внеплановые проверки также отменены, но есть исключения. Разрешено проводить:
- проверки по заявлению лица о включении в реестр уполномоченных экономических операторов;
- проверки по поручению таможенного органа государства – члена ЕЭС;
- проверки, основанием которых является причинение вреда жизни и здоровью граждан, возникновение ЧС природного и техногенного характера.
Ранее назначенные таможенные проверки подлежат приостановлению (п. 13 Постановления № 438).
Похожие записи: