Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Медицинское освидетельствование на состояние опьянения водителей где пройти». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
С 2016 года изменилась процедура медосвидетельствования. По новым правилам, сотрудник ГИБДД может направить водителя пройти процедуру обнаружения алкоголя в организме в медучреждение, как только сам провел первичный осмотр прибором.
Там медработник берет кровь на анализ для обнаружения в ней наркотических, психотропных или лекарственных препаратов (передозировка некоторыми медикаментами вызывает опьянение и ведет к потере контроля над автомобилем). Например, это требуется в том случае, если инспектор Госавтоинспекции не увидел превышения нормы этилового спирта, но водитель все равно ведет себя подозрительно.
Медицинское освидетельствование проводится в отношении 3-х категорий лиц.
КАТЕГОРИЯ | ПРИЧИНА ПРОВЕНИЯ |
Кандидаты в водители транспортных средств | – |
Водители т/с | В связи с:
|
Водители т/с | Когда при проведении обязательного периодического медосмотра выявлены симптомы и синдромы заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медпоказаниями или медограничениями к управлению и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения. |
Это осмотры и обследования, инструментальное и лабораторные исследования в следующем объеме:
- осмотр терапевтом или врачом общей практики (семейным врачом);
- осмотр офтальмологом;
- обследование психиатром;
- обследование психиатром-наркологом;
- осмотр врачом-неврологом (обязателен при категориях “C”, “D”, “CE”, “DE”, “Tm”, “Tb” и подкатегорий “C1”, “D1”, “C1E”, “D1E”). Для иных категорий и подкатегорий проводится по направлению терапевта или врача общей практики при выявлении симптомов и синдромов заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием, показанием или ограничением к управлению т/с;
- осмотр оториноларингологом (обязателен для категорий “C”, “D”, “CE”, “DE”, “Tm”, “Tb” и подкатегорий “C1”, “D1”, “C1E”, “D1E”);
- электроэнцефалография (обязательна для категорий “C”, “D”, “CE”, “DE”, “Tm”, “Tb” и подкатегорий “C1”, “D1”, “C1E”, “D1E”). Для водителей иных категорий и подкатегорий проводится по направлению невролога при выявлении симптомов и синдромов заболевания (состояния), выступающего медицинским противопоказанием к управлению;
- определение наличия психоактивных веществ в моче и лабораторные исследования крови и/или мочи на определение хронического употребления алкоголя в целях диагностики психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением (когда обязательны, см. подраздел выше).
Новое и изменения в медосвидетельствовании водителей с 1 марта 2022 года
Подтверждающие химико-токсикологические исследования пробы мочи проведут независимо от результатов в случае выявления психиатром-наркологом не менее 3-х из следующих клинических признаков:
- неадекватность поведения, в том числе сопровождающаяся нарушением общественных норм, демонстративными реакциями, попытками диссимуляции;
- заторможенность, сонливость или возбуждение;
- эмоциональная неустойчивость;
- ускорение или замедление темпа мышления;
- гиперемия или бледность, мраморность кожных покровов, акроцианоз;
- инъецированность склер, гиперемия или бледность видимых слизистых;
- сухость кожных покровов, слизистых или гипергидроз;
- учащение или замедление дыхания;
- тахикардия или брадикардия;
- сужение или расширение зрачков;
- вялая реакция зрачков на свет;
- двигательное возбуждение или заторможенность;
- пошатывание при ходьбе с быстрыми поворотами;
- неустойчивость в позе Ромберга;
- ошибки при выполнении координационных проб;
- тремор век и (или) языка, рук;
- нарушение речи в виде дизартрии;
- признаки внутривенного введения средств (веществ), включая следы от инъекций.
Существует два вида освидетельствования, к которым относятся:
- освидетельствование на месте, проводимое силами сотрудников ГИБДД, на состояние алкогольного опьянения. Данный вид тестирования применяется для определения только алкогольного опьянения. Он проводится с помощью специального технического средства измерения, называемого алкотестером. Указанный прибор определяет концентрацию паров алкоголя в воздухе, выдыхаемом водителем;
- медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Данный вид освидетельствования проводится только в специализированных медицинских организациях, имеющих соответствующую лицензию. При этом допускается использование специально оборудованных для этих целей передвижных пунктов (автомобилей).
Важной особенностью медицинского освидетельствования является то, что с его помощью можно установить не только алкогольное, но и все другие виды опьянения.
Отдельно отметим, что оба вида освидетельствования являются строго регламентированными.
Может ли сотрудник ГИБДД предложить водителю пройти проверку на состояние опьянения? Может. Но только в двух случаях:
- если у него есть основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;
- если произошло ДТП, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, в котором в отношении водителя вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении.
В статье мы подробно рассмотрим только первый случай, так как он является более общим. Весь описанный ниже порядок освидетельствования на состояние алкогольного опьянения является актуальным в 2021 году.
Итак, освидетельствование возможно, если у инспектора ГИБДД есть основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, то есть налицо один или несколько из перечисленных ниже пяти признаков:
- запах алкоголя изо рта;
- неустойчивость позы и шаткость походки;
- нарушение речи;
- резкое изменение окраски кожных покровов лица;
- поведение, не соответствующее обстановке.
Этот список признаков является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Первое, что должен сделать инспектор после принятия решения об освидетельствовании, это отстранить водителя от управления автомобилем.
Отстранение должно происходить в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Если освидетельствование производится с участием понятых, то инспектор разъясняет им их права и порядок отстранения. Каждый из понятых должен лично убедиться в наличии у водителя признаков опьянения.
В случае применения видеозаписи проверка на опьянение проводится в отсутствие понятых.
В обоих случаях составляется протокол об отстранении от управления транспортным средством, в котором, указываются дата, время, место, основания, обстоятельства отстранения и отметка о применении видеозаписи (если понятые не привлекались). Протокол подписывается инспектором, водителем и понятыми (если они привлекались). Копия протокола вручается водителю.
На следующем шаге после оформления отстранения от управления инспектор предлагает водителю пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения на месте либо на ближайшем посту ГИБДД. Процедура проводится инспектором в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи с помощью алкотестера, который должен обязательно иметь функцию записи результатов на бумагу, а также должен фиксировать и распечатывать на бумаге текущие дату и время.
Перед проведением процедуры инспектор разъясняет водителю его права и порядок прохождения освидетельствования.
Важно знать, что алкотестер должен иметь действующий сертификат и документ о прохождении периодической поверки, пломба на нем должна быть цела. Должен использоваться новый мундштук, извлекаемый из индивидуальной нераспечатанной упаковки. Перед первым использованием алкотестер должен быть выключен. Первый забор воздуха производится в тестовом режиме из окружающей среды. Прибор в тестовом режиме должен показать отсутствие алкоголя.
Водитель должен выдохнуть в мундштук. С показаниями алкотестера должны быть ознакомлены водитель и понятые. После этого результаты распечатываются на бумаге в трех экземплярах.
Инспектор на основании показаний алкотестера с учетом его суммарной погрешности измерений прибора определяет наличие или отсутствие алкогольного опьянения у водителя.
После освидетельствования составляется акт установленной формы, в котором отражаются результаты. Кроме того, в акт включается запись о согласии или несогласии водителя с результатами, а также данные понятых и их подписи, либо в акт заносится запись о применении видеозаписи. Копия акта передается водителю.
Если освидетельствование осуществлялось на посту ДПС, то при отрицательных результатах освидетельствования (то есть в случае концентрации спирта в выдыхаемом воздухе в допустимых пределах), а также при отсутствии у инспектора оснований для направления водителя на медицинское освидетельствование, водителя должны доставить к месту нахождения его автомобиля.
Водитель будет считаться находящимся в состоянии алкогольного опьянения, если концентрация этилового спирта в выдыхаемом воздухе превышает 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.
На медицинское освидетельствование на алкогольное опьянение водитель может быть направлен только в случаях, если:
- водитель отказался от прохождения освидетельствования на месте (на посту ДПС).
- водитель не согласен с результатами освидетельствования на месте (на посту ДПС);
- имеются основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, и при этом результат освидетельствования на состояние алкогольного опьянения оказался отрицательным, то есть алкогольное опьянение при проверке с помощью алкотестера не подтвердилось.
Если имеет место один из перечисленных выше случаев, то инспектор направляет водителя на медицинское освидетельствование в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. В случае применения видеозаписи процессуальные действия (оформление протокола и т.п.) совершаются в отсутствие понятых, но об этом обязательно делается запись в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование. Соответственно, видеозапись должна прикладываться к протоколу.
Копию протокола инспектор должен вручить водителю.
Медицинскую проверку на состояние алкогольного опьянения проводит психиатр-нарколог либо врач другой специальности, прошедший соответствующую подготовку.
Освидетельствование, проводимое в специальной медицинской организации, включает в себя осмотры врачами-специалистами, а также инструментальное исследование и несколько лабораторных исследований.
Проверка на алкогольное опьянение в медицинских условиях во всех случаях начинается с исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя с помощью алкотестера. Только после этого врач-специалист производит действия в целях выявления других (клинических) признаков опьянения.
Положительным результатом проверки считается концентрация этилового спирта, превышающая 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха. При положительном результате первого исследования через 15 — 20 минут после первого исследования проводится повторное исследование выдыхаемого воздуха. Результаты первого и повторного исследования указываются в Акте медицинского освидетельствования.
Если результат первого исследования является отрицательным, то повторное исследование на наличие алкоголя не проводится. Об этом делается запись в акте медицинского освидетельствования.
Одной из особенностей медицинского освидетельствования является то, что вне зависимости от результатов исследований выдыхаемого воздуха обязательно проводится исследование крови и мочи с целью лабораторного определения веществ или их метаболитов (кроме алкоголя), вызвавших опьянение.
Водитель будет считаться находящимся в состоянии алкогольного опьянения, или концентрация этилового спирта в крови составляет 0,3 и более грамма на один литр крови.
Все результаты освидетельствования и лабораторных исследований отражаются в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Один из экземпляров Акта должен быть вручен водителю.
В Акте указывается одно из вынесенных специалистами медицинской организации заключений:
- установлено состояние опьянения;
- состояние опьянения не установлено;
- от медицинского освидетельствования водитель (законный представитель водителя) отказался.
Давайте рассмотрим варианты разрешения ситуации с проведением тестирования на состояние алкогольного опьянения.
- Вариант 1. Проверка на алкогольное состояние вообще не состоялась из-за отказа водителя как от первичной проверки на месте (на посту ДПС), так и от медицинского освидетельствования.
Если водитель отказался от освидетельствования на месте, то акт освидетельствования не составляется, но составляется протокол о направлении на медицинское освидетельствование
Если к тому же водитель отказался и от освидетельствования в медучреждении в протоколе указывается, что от медицинского освидетельствования водитель отказался. После этого инспектор составляет соответствующий протокол об административном правонарушении, который вместе с собранными по делу доказательствами и документами направляет для рассмотрения в суд.
Следует иметь в виду, что отказ от медицинской проверки влечет либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо штраф 30 тысяч рублей и лишение прав на полтора-два года.
- Вариант 2. Водитель отказался от проверки на месте, но прошел медицинское освидетельствование.
Водитель имеет право отказаться от проверки на месте (на посту ДПС) и попросить сразу отправить его на медицинское освидетельствование. В этом случае первичная проверка на месте не проводится, акт не составляется, но оформляется протокол о направлении на медицинское освидетельствование.
Если результаты медицинской проверки отрицательные (алкоголь не обнаружен), то составляется акт медицинского освидетельствования, в котором отражается сей факт.
Водитель доставляется инспектором к своему автомобилю. Протокол об административном нарушении не составляется.
Если же результаты медицинского осмотра положительные (алкоголь обнаружен), то составляется акт медицинского освидетельствования, в котором отражается факт алкогольного опьянения.
Инспектор ГИБДД составляет протокол об административном правонарушении, который вместе с собранными по делу доказательствами и документами направляет для рассмотрения в суд.
- Вариант 3. Состоялось только освидетельствование на месте (на посту ДПС).
Если результаты отрицательные (алкоголь не обнаружен), то инспектор либо отпустит водителя, либо направит его на медицинское освидетельствование (ведь он начал процесс освидетельствования, полагая, что водитель находится в состоянии опьянения).
Если же результаты положительные, то в случае отсутствия возражений у водителя он составит протокол об административном правонарушении для направления в суд. Но при возражениях водителя (несогласии его с результатами исследований на состояние алкогольного опьянения) инспектор направит его на медицинское освидетельствование.
Как проводится освидетельствование на состояние алкогольного опьянения
Помните, что начать процедуру освидетельствования вас на состояние алкогольного опьянения инспектор ГИБДД может только в случае, если он заметил у вас один или несколько из пяти признаков опьянения.
Если инспектор настаивает на освидетельствовании, то вам предстоит пройти полностью или частично эту процедуру. В связи с этим — первый и самый главный совет: не волнуйтесь, не суетитесь и помните, что каждое действие должно быть зафиксировано, то есть занесено в протокол, отмечено понятыми или зафиксировано путем видеосъемки.
Второй совет: ни в коем случае не соглашайтесь сразу после предложения инспектора дуть в трубку. Требуйте соблюдения законной процедуры (отстранение от управления транспортным средством, протокол, понятые, видеозапись и т.п.).
Одним из ключевых моментов проведения проверки на опьянение является забор выдыхаемого водителем воздуха и распечатка результатов. Здесь есть нюансы, о которых надо помнить:
- мундштук должен извлекаться на ваших глазах из нераспечатанной упаковки;
- сам алкотестер должен иметь неповрежденную пломбу с читаемым клеймом государственной поверки;
- алкотестер должен иметь свидетельство о поверке или в его паспорте должна быть сделана запись о поверке.
Удостоверьтесь, что алкотестер сертифицирован и исправен, а также что он используется в соответствии с инструкцией. Ни в коем случае не соглашайтесь на проведение так называемых экспресс-тестов с использованием карманных приборов.
Теперь о результатах замеров алкотестером. Результат высвечивается на дисплее алкотестера. Этот результат распечатывается на бумаге. Здесь очень важно отследить, чтобы был распечатан именно ваш результат. Проверьте результат на бумаге и самое главное дату и время проведения замера на распечатке – они должны соответствовать реальным дате и времени проведения замера.
Если в ходе замеров и распечатки результатов вы обнаружили нарушения, то обязательно отразите их в протоколе освидетельствования.
Помните, что по результатам освидетельствования на месте инспектор составляет акт. Поэтому обязательно проверьте все экземпляры акта на предмет правильности занесенных в него данных, в частности, внесенных в него времени проведения проверки и времени, показанному алкотестером. Это очень важно, так как инспектор по ошибке или осознанно может распечатать из алкотестера результаты другого (предыдущего) замера, имеющего положительные результаты (то есть показывающего наличие алкоголя в недопустимой концентрации).
Внимательно прочитайте акт освидетельствования. Если прибор показал отсутствие алкоголя, то должно быть указано «Ноль, алкоголь не обнаружен». Все числовые данные должны быть заполнены прописью.
Обязательно получите на руки экземпляры всех протоколов и актов.
(в ред. Приказа Минздрава РФ от 25.03.2019 N 159н)
В соответствии со статьями 14 и 65 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446; 2013, N 27, ст. 3459, 3477; N 30, ст. 4038; N 39, ст. 4883; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6951; 2014, N 23, ст. 2930; N 30, ст. 4106, 4244, 4247, 4257; N 43, ст. 5798; N 49, ст. 6927, 6928; 2015, N 1, Ст. 72, 85; N 10, ст. 1403, 1425; N 14, ст. 2018; N 27, ст. 3951; N 29, ст. 4339, 4356, 4359, 4397) приказываю:
1. Утвердить:
Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) согласно приложению N 1;
форму Акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) согласно приложению N 2;
форму журнала регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) согласно приложению N 3.
2. Признать утратившими силу:
приложения N 1 — 6, 9 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 июля 2003 г., регистрационный N 4913);
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 сентября 2004 г. N 115 «О внесении дополнения в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N 308» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 сентября 2004 г., регистрационный N 6045);
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10 января 2006 г. N 1 «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N 308» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 февраля 2006 г., регистрационный N 7492);
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской. Федерации от 14 июля 2009 г. N 512н «О внесении изменений в Инструкцию по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы N 307/у-05 «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством», утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2009 г., регистрационный N 14566);
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федераций от 15 февраля 2010 г. N 85н «О внесении изменений в Инструкцию по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы N 307/у-05 «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством», утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 марта 2010 г., регистрационный N 16662);
приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 августа 2010 г. N 723н «О внесении изменения в Инструкцию по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы N 307/у-05 «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством», утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N 308″ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 сентября 2010 г., регистрационный N 18533);
1. Настоящий Порядок регулирует вопросы проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (далее — медицинское освидетельствование).
2. Целью медицинского освидетельствования является установление наличия или отсутствия состояния опьянения, фактов употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных, новых потенциально опасных психоактивных , одурманивающих или иных вызывающих опьянение веществ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Статья 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 219; 2015, N 6, ст. 885).
5. Медицинское освидетельствование проводится в отношении:
1) лица, которое управляет транспортным средством, — на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, составленного в соответствии с требованиями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, — также должностным лицом военной автомобильной инспекции;
2) лица, совершившего административное правонарушение (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), — на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, составленного должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ;
В соответствии со статьей 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2014, N 30, ст. 4228) и постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2015 г. N 37 «Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 5, ст. 817).
3) лица, результат медицинского освидетельствования которого необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, — на основании направления должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях ;
В соответствии с частью 2 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с пунктом 14 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3881).
3.1) лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество, — на основании постановления, вынесенного судьей, следователем, органом дознания, или направления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении ; (в ред. Приказа Минздрава РФ от 25.03.2019 N 159н)
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 219; 2007, N 31, ст. 4011; 2013, N 48, ст. 6161, 6165; 2015, N 6, ст. 885; 2016, N 27, ст. 4238). (в ред. Приказа Минздрава РФ от 25.03.2019 N 159н)
4) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в целях выявления состояния опьянения — на основании протокола о применении мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, составленного в соответствии с требованиями приложения N 6 к дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации должностным лицом воинской части, гарнизона или органа военной полиции ;
7. Медицинское освидетельствование проводится при наличии у лица, в отношении которого оно проводится (далее — освидетельствуемый), документа, удостоверяющего личность, а при отсутствии такого документа — на основании данных протокола о направлении лица на медицинское освидетельствование или письменного направления (заявления) лиц, указанных в пункте 5 настоящего Порядка.
Законный представитель освидетельствуемого в случае подачи им письменного заявления в соответствии с подпунктами 8 — 10 пункта 5 настоящего Порядка предъявляет документ, удостоверяющий личность. Законный представитель (кроме родителя) предъявляет также документ, подтверждающий назначение опекуном (попечителем) освидетельствуемого.
8. В процессе проведения медицинского освидетельствования его результаты вносятся в Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), форма которого предусмотрена приложением N 2 к настоящему приказу (далее — Акт).
9. После указания в Акте персональных данных освидетельствуемого проведение медицинского освидетельствования во всех случаях начинается с первого исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, после которого врачом-специалистом (фельдшером) производится сбор жалоб, анамнеза и осмотр в целях выявления клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Порядку.
10. Для исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя используются технические средства измерения, тип которых внесен в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений , обеспечивающие запись результатов на бумажном носителе и поверенные в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
Статья 20 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3021; 2014, N 30, ст. 4255)
11. При проведении исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя результаты измерения концентрации абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе указываются в Акте в миллиграммах на один литр выдыхаемого воздуха на основании показаний используемого технического средства измерения.
Положительным результатом исследования выдыхаемого воздуха считается наличие абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.
При положительном результате первого исследования выдыхаемого воздуха через 15 — 20 минут после первого исследования проводится повторное исследование выдыхаемого воздуха. Результаты первого исследования указываются в подпункте 13.1 Акта, повторного — в подпункте 13.2 Акта.
При отрицательном результате первого исследования выдыхаемого воздуха повторное исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя не проводится, о чем делается запись в подпункте 13.2 Акта.
12. При медицинском освидетельствовании лиц, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящего Порядка, отбор биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологические исследования осуществляется вне зависимости от результатов исследований выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя.
При медицинском освидетельствовании лиц, указанных в подпунктах 2 — 10 пункта 5 настоящего Порядка, при наличии не менее трех клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Порядку, и отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя отбирается проба биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологическое исследование с целью определения средств (веществ) или их метаболитов (за исключением алкоголя), вызвавших опьянение.
13. Направление на химико-токсикологические исследования (учетная форма N 452/у-06) (далее — Направление) заполняется по форме и в порядке, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г. N 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля 2006 г., регистрационный N 7544).
Порядок проведения освидетельствования водителей
14. На основании результатов проведенных в рамках медицинского освидетельствования осмотров и инструментальных и лабораторных исследований, указанных пункте 4 настоящего Порядка, выносится одно из следующих медицинских заключений о состоянии освидетельствуемого на момент проведения медицинского освидетельствования (далее — медицинское заключение):
1) установлено состояние опьянения;
2) состояние опьянения не установлено;
3) от медицинского освидетельствования освидетельствуемый (законный представитель освидетельствуемого) отказался.
15. Медицинское заключение «установлено состояние опьянения» выносится в случае освидетельствовании лиц, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящего Порядка, при положительном результате повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или наличии абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови, либо или при обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ. (в ред. Приказа Минздрава РФ от 25.03.2019 N 159н)
16. Медицинское заключение «состояние опьянения не установлено» выносится в случае освидетельствования лиц, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящего Порядка, при отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, наличии абсолютного этилового спирта в концентрации менее 0,3 грамма на один литр крови и отсутствии в пробе биологического объекта наркотических средств и (или) психотропных веществ. (в ред. Приказа Минздрава РФ от 25.03.2019 N 159н)
(в ред. Приказа Минздрава РФ от 25.03.2019 N 159н)
1. Передвижной пункт (автомобиль) для проведения медицинского освидетельствования (далее — ППМО) должен обеспечивать работу персонала при температурах окружающего воздуха от — 45 до + 40 °С и относительной влажности 80 % при температуре окружающего воздуха + 20 °С.
2. Высота салона должна быть не менее 1,85 м.
3. Салон ППМО должен быть оснащен резиновой дорожкой шириной 0,6 м и длиной не менее 3 м для проведения пробы на устойчивость походки.
4. В ППМО должны быть боковая (для входа) и задняя (распашная) двери; проемы дверей должны быть оборудованы подножками, выдерживающими нагрузку до 200 кг, и местным освещением.
5. Электропитание салона должно осуществляться от внешней сети 220 В, 50 Гц на оборудованной стоянке или от бортовой сети базового шасси.
6. Общий уровень освещенности салона должен быть не менее 100 лк, оборудован дополнительным направленным светильником, обеспечивающим освещенность не менее 600 лк с диаметром светового пятна 200 мм на уровне рабочего места персонала ППМО.
7. Предельно допустимая концентрация летучих горючих веществ в салоне ППМО должна быть не более 15 мкг/л при работающем двигателе базового шасси и включенных системах жизнеобеспечения салона ППМО.
8. В салоне ППМО должны быть предусмотрены два рабочих сиденья для медицинского персонала, сиденье для освидетельствуемого и рабочий стол для оформления Актов и заполнения Журнала. Встроенная мебель должна обеспечивать размещение и надежное крепление оснащения, документации, инвентаря и иметь в своем составе вешалку для верхней одежды.
9. Салон ППМО должен быть оборудован умывальником с запасом чистой воды не менее 7 л и емкостью для сбора отработанной воды объемом не менее 10 л, биотуалетом, съемным пластмассовым (герметичным) мусоросборником не менее 30 л, а также бортовым холодильником объемом не менее 10 л для хранения биологических проб.
10. В салоне должна быть обеспечена возможность размещения: прибора для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе (1 шт); анализатора для химико-токсикологических исследований (1 шт); контейнеров для сбора мочи с измерением температуры и рН, пробирок вакуумных для сбора мочи, держателей для переноса мочи в пробирку (50 шт); резиновых перчаток (не менее 20 пар); термометров для измерения температуры тела (2 шт); тонометров механических (2 шт); фонендоскопов (2 шт); молоточка неврологического (1 шт); комплекта средств для дезинфекции салона; средств связи; документов, используемых при проведении медицинского освидетельствования, в том числе бланков Актов.
Приложение N 2
к Порядку проведения
медицинского освидетельствования
на состояние опьянения
(алкогольного, наркотического
или иного токсического),
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 18 декабря 2015 г. N 933н
1. Неадекватность поведения, в том числе сопровождающаяся нарушением общественных норм, демонстративными реакциями, попытками диссимуляции.
2. Заторможенность, сонливость или возбуждение.
3. Эмоциональная неустойчивость.
4. Ускорение или замедление темпа мышления.
Цель «плохого» сотрудника ГИБДД состоит в том, чтобы лишить законопослушного гражданина его водительского удостоверения или получить от него хорошую взятку.
Поэтому обычно общение с «плохим» инспектором начинается с намеков на то, что водитель подозревается в управлении автомобилем в состоянии опьянения. На практике многим водителям достаточно лишь намека, чтобы «решить вопрос на месте». Особенно это касается автовладельцев, которые действительно употребляли алкогольные напитки в предшествующие дни.
Чаще всего инспектор начинает общение с фразы: «Что-то Вы неуверенно управляете автомобилем, товарищ водитель». Данная фраза не должна сбить Вас с толку. Лучше всего сразу же после нее зафиксировать номер нагрудного знака сотрудника ГИБДД и записать данные его служебного удостоверения.
Если водитель не ведётся на первую фразу инспектора, то появляется предложение по поводу проведения освидетельствования на состояние опьянения. Причем это предложение может быть сделано очень просто. Водителю предлагают подуть в алкотестер непонятного происхождения, который может быть подложным или настроенным на выдачу результатов в интересах инспектора.
По результатам проведенного измерения начинается «собеседование» по поводу последующих перспектив. В данном случае водитель попал в непростую ситуацию, выбраться их которой без потерь довольно проблематично.
Поэтому самое время перейти к рассмотрению правильного порядка проведения проверки на состояние алкогольного опьянения.
Приказ Минздрава РФ от 18.12.2015 N 933Н
Проверка на опьянение имеет собственные особенности, которые рассматриваются в пунктах 227-232 административного регламента ГИБДД.
а) Основаниями для проведения освидетельствования на состояние опьянения являются признаки, перечисленные выше. На всякий случай приведу их повторно:
- запах алкоголя изо рта,
- неустойчивость позы,
- нарушение речи,
- резкое изменение окраски кожных покровов лица,
- поведение, не соответствующее обстановке.
б) Сотрудник ГИБДД до проведения измерения должен рассказать Вам о том, что он будет делать и показать, что он использует качественный алкотестер. Т.е. он должен ознакомить Вас с документами о поверке прибора и показать, что клеймо на приборе целое.
в) При выяснении наличия или отсутствия состояния опьянения должна учитываться допустимая погрешность прибора.
г) По результатам проверки составляется специальный документ — акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Он подписывается водителем, инспектором и понятыми, которые в свою очередь должны были присутствовать во время проведения проверки и контролировать правильность действий сотрудника ГИБДД.
Примечание. Для освидетельствования на состояние алкогольного опьянения необходимо наличие двух понятых либо применение видеозаписи.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Не стоит ставить «крест» на ситуации и впадать в отчаяние. Главное не сидеть на месте, а решать возникшую проблему. Специалисты нашей компании помогут водителю зачеркнуть все вышеуказанные неблагоприятные последствия и остаться со своим водительским удостоверением.
Рассмотрение судами дел об отказе от прохождения медицинского освидетельствования
Многие водители считают, что отказ от медицинского освидетельствования является незначительным нарушением. Особенно это касается случаев, когда водитель отказывается от прохождения медицинского освидетельствования, будучи уверенным в своей трезвости. При рассмотрении данного нарушения в первую очередь следует отметить, что ответственность здесь наступает не за управление в состоянии опьянения, а за отказ от медицинского освидетельствования. Следует также помнить, что за отказ от медицинского освидетельствования наступает точно такая же ответственность, как и за управление в состоянии опьянения.
Дела об отказах от медицинского освидетельствования имеют свои юридические тонкости и нюансы. Вместе с тем, видя перед собой рядового водителя, судьи почти не вникают в обстоятельства дела и выносят в отношении «отказника» шаблонное постановление о признании виновным.
Судебная практика свидетельствует о том, что вернуть водительские права за отказ от медицинского освидетельствования реально. Доказать в суде отсутствие оснований для привлечения водителя к административной ответственности за отказ от прохождения освидетельствования возможно, в частности, одним из следующих способов:
- доказать, что водитель не управлял транспортным средством;
- доказать незаконность предъявленного водителю инспектором ГИБДД требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
- доказать нарушение порядка направления водителя на медицинское освидетельствование;
- доказать, что имел место отказ от освидетельствования, а не отказ от медицинского освидетельствования.
В приведенном выше списке указаны далеко не все возможные варианты действий. Каждое дело имеет свои правовые аспекты и зацепки, в связи с чем, подлежит индивидуальному анализу.
Остановленный сотрудником ГИБДД водитель, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения.
Достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков:
- запах алкоголя изо рта;
- неустойчивость позы;
- нарушение речи;
- резкое изменение окраски кожных покровов лица;
- поведение, не соответствующее обстановке.
Таким образом, при выявлении вышеуказанных признаков у водителя, сотрудник ГИБДД предлагает ему пройти освидетельствование на месте. Именно освидетельствование на состояние опьянения на месте, а не медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Необходимо знать, что водитель имеет право отказаться от прохождения освидетельствования на состояние опьянения. Отказаться же от прохождения медицинского освидетельствования водитель не может. В противном случае водитель как раз и будет привлечен к административной ответственности по ст. 12.26 ч. 1 КоАП РФ за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Однако предложить пройти водителю освидетельствование на состояние опьянения сотрудник ГИБДД обязан. Поэтому следует внимательно читать все протоколы и, если водителю не предлагали пройти освидетельствование на состояние опьянения, надо отразить это в подписываемом протоколе. Отказ от освидетельствования, которое проводится инспектором ГИБДД, не может стать основанием привлечения водителя по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ.
Направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит:
- при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
- при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
- при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Направление водителя транспортного средства на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в медицинские организации осуществляется должностным лицом в присутствии 2 понятых.
О направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения установленной формы. Копия протокола вручается водителю транспортного средства, направляемому на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Достаточно часто инспектор ГИБДД, понимая, что прохождение медицинского освидетельствования отнимет у водителя много времени и нарушит планы, с улыбкой предлагает водителю такое освидетельствование не проходить. Для этого водителю надо только расписаться в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование, подтвердив свой отказ. Естественно, что об установленной законом ответственности инспектор ГИБДД умалчивает. После этого водитель подписывает документы и уезжает по своим делам, а впоследствии узнает, что ему угрожает лишение прав на срок от полутора до двух лет за отказ от прохождения медицинского освидетельствования.
Следует учесть разъяснение Пленума Верховного Суда РФ, который в п. 8 постановления от 24 октября 2006 года №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указал, что основанием привлечения к административной ответственности по статье 12.26 КоАП РФ является зафиксированный в протоколе об административном правонарушении отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, заявленный как непосредственно должностному лицу ГИБДД, так и медицинскому работнику. В качестве отказа от освидетельствования, заявленного медицинскому работнику, следует рассматривать не только отказ от медицинского освидетельствования в целом, но и отказ от того или иного вида исследования в рамках медицинского освидетельствования.
Отказ водителя от медицинского освидетельствования
Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 563-О
Что же касается оспариваемой заявителем части 4 статьи 27.12 КоАП Российской Федерации, то она содержит технические требования к составлению протокола об отстранении от управления транспортным средством и протокола о направлении на медицинское освидетельствование и не регулирует вопросы обеспечения прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи и защиты, а потому также не может нарушать конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Определение Верховного Суда РФ от 16.06.2017 N 305-АД17-4247 по делу N А40-50944/2016
При этом руководствуясь положениями статьи 27.12 КоАП РФ, суды пришли к выводу, что в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении сотрудник административного органа в пределах своих полномочий правомерно применил меру обеспечения по делу об административном правонарушении в виде ареста транспортного средства, выполнив при этом все предусмотренные законодательством процессуальные требования. После рассмотрения материалов дела об административном правонарушении было вынесено оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности, которым отменен арест и транспортное средство выдано обществу.
Определение Конституционного Суда РФ от 28.09.2017 N 1817-О
Определение факта нахождения лица в состоянии опьянения при управлении транспортным средством осуществляется не только посредством освидетельствования с помощью измерительного прибора, но и, в случае несогласия лица с актом освидетельствования или его отказа от прохождения освидетельствования, посредством медицинского освидетельствования в порядке, предусмотренном статьей 27.12 КоАП Российской Федерации. Направление лица, управлявшего транспортным средством, на медицинское освидетельствование является процессуальным действием, позволяющим достоверно установить, находилось ли оно при этом в состоянии опьянения.
Постановление Верховного Суда РФ от 16.01.2020 N 51-АД19-2
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применены к Дерябину С.В. в соответствии с требованиями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и названных выше Правил, участие понятых при отстранении Дерябина С.В. от управления транспортным средством и направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения должностным лицом обеспечено (л.д. 10, 12).
Постановление Верховного Суда РФ от 16.01.2020 N 84-АД19-4
В силу части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 данной статьи.
- Статья 1.5. Презумпция невиновности
- Статья 2.1. Административное правонарушение
- Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
- Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
- Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
- Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
- Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
- Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
- Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
- Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2022 N 7-П «По делу о проверке конституционности статей 14.8 и 51 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Медэксперт»
- Федеральный закон от 28.01.2022 N 2-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ(ред. от 28.01.2022)
- Информация МВД России «В Госавтоинспекции разъяснили порядок прохождения технического осмотра и ответственности за управление транспортным средством без диагностической карты»
- Распоряжение Правительства РФ от 21.01.2022 N 53-р «Об утверждении Соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Республики Коми о передаче Министерству внутренних дел Российской Федерации части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность»
- Решение Верховного Суда РФ от 20.01.2022 N АКПИ21-936 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 4 Методических указаний по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты, утв. Приказом ФАС России от 15.08.2016 N 1145/16»
- Письмо ФНС России от 14.01.2022 N БВ-4-7/[email protected] «О внесении изменений в письмо ФНС России от 19.06.2019 N СА-4-7/11762»
- Письмо ФНС России от 19.06.2019 N СА-4-7/11762 (ред. от 14.01.2022) «Об административных штрафах»
- Федеральный закон от 30.12.2021 N 434-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
- Федеральный закон от 30.12.2021 N 441-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 3 и 5 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
В конце февраля 2017 года к нам обратилась доверитель, которая следуя за рулем своей автомашины домой, была остановлена сотрудниками полиции, которые незаконно предъявили к ней требования о прохождении медицинского освидетельствования. Доверитель отказалась пройти медицинское освидетельствование, инспектором ДПС был составлен протокол, дело направлено на рассмотрение в суд. Будучи уверенной в своей невиновности, так как доверитель действительно не употребляла спиртные напитки за рулем, она сама решила защищать свои интересы в суде, не прибегая к квалифицированной юридической помощи. Суд перовой инстанции, не стал излишне церемониться, признал вину доверителя в совершении административного правонарушения и привлек к ответственности, лишив её права управления транспортным средством на 1 год и 6 месяцев, со штрафом 30 тыс. рублей. После этого, оставался лишь один шанс на обжалование постановления миррового судьи в апелляционном порядке. Поняв, что без квалифицированной юридической помощи не обойтись, доверитель обратилась к юристам за составлением апелляционной жалобы, и подав в установленном порядке жалобу, стала ожидать назначения судебного заседания в суде апелляционной инстанции. Все это происходило без нашего участия и до обращения к нам.
Процедура освидетельствования алкогольного опьянения
Выслушав доверителя и исследовав материалы дела, нами была сформулирована следующая позиция.
Во первых, в протоколе об административном правонарушении, было указано только одно основание, предусмотренное правилами мед. освидетельствования, позволяющее полагать что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения – запах алкоголя изо рта. Такой признак является субъективным суждением сотрудника полиции, который направлял водителя на освидетельствование. В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции был допрошен только один понятой, который пояснил суду по данному вопросу, что стоял достаточно далеко от водителя, и не мог почувствовать был ли от водителя изо рта запах алкоголя. Второй понятой допрошен не был, и возможно, мог бы пояснить данное обстоятельство, и если бы наличие запаха алкоголя не нашло своего подтверждения, то достаточных оснований полагать, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения не имелось бы.
Во вторых, имелись основания полагать, что при предложении пройти медицинское освидетельствование, инспектор ДПС проявил предвзятость. Как пояснила доверитель именно инспектор, который составлял протокол об административном правонарушении, неоднократно останавливал автомобиль под её управлением и предъявлял различные необоснованные претензии. Такое происходило, как до рассматриваемого в деле события административного правонарушения, так и после. В наше распоряжение доверителем была предоставлена видеозапись, на которой видно, что инспектор остановил автомобиль доверителя, и предъявляет к ней надуманные претензии, что она, якобы, испачкала ему куртку, хотя та сидела в салоне автомобиля, а инспектор находился возле автомобиля на обочине, и другие подобного рода.
В третьих, согласно Правил освидетельствования лица на состоянии алкогольного опьянения, перед тем, как направить водителя на медицинское освидетельствование, инспектор обязан был предложить пройти освидетельствование на месте, с использованием соответствующего технического средства. И прохождение освидетельствования на месте, и предложение пройти медицинское освидетельствование, делается в присутствии двух понятых. Доверитель сама просила освидетельствовать ее на состояние опьянения на месте, но инспектором ей было в этом отказано, ссылаясь на отсутствие необходимого прибора. В суде первой инстанции, допрошенный в качестве свидетеля понятой пояснил суду, что не помнит какое именно освидетельствование предложил пройти водителю инспектор на месте, или медицинское. На приобщенной к материалам дела видеозаписи, которую производили сотрудника ДПС, видно, что инспектор предложил пройти водителю медицинское освидетельствование, чему не предшествовало предложение пройти освидетельствование на состояние опьянения на месте.
Указанные выше обстоятельства указывали на нарушение порядка направления на освидетельствование, в связи с чем, требование сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования не было законным, а поскольку формулировка ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение водителем законного требования сотрудника полиции, состав административного правонарушения в действиях водителя отсутствует. Это означает, что постановления суда первой инстанции подлежит отмене, водитель подлежит освобождению от административной ответственности, а дело прекращению.
В суде апелляционной инстанции нами были приобщены к материалам дела и озвучены объяснения, более четко излагающие наши доводы и формирующие нашу позицию по делу. Суду заявлены ходатайства об исследовании и приобщении к делу видеозаписи, свидетельствующие о предвзятости сотрудников полиции, на которой инспектор ДПС предъявляет к водителю надуманные требования. Также заявлены ходатайства о вызове в суд и допросе в качестве свидетеля второго понятого, инспектора. Кроме того, мы просили суд запросить в подразделении ГИБДД, где проходит службу инспектор, выдавался ли в тот день наряду ДПС прибор для освидетельствования водителей на состояние опьянения. Суд исследовал и приобщил к материалам дела видеозапись, но посчитал возможным рассмотреть дело без допроса свидетелей и истребования указанных выше сведений.
В ходе судебного разбирательства, выслушав нашу позицию, суд согласился с ней, удовлетворив требования апелляционной жалобы, отменив постановление мирового судьи и прекратив производство по делу об административном правонарушении.
Нет. Прямой такой обязанности для управляющего транспортным средством не прописано ни в одном нормативно-правовом акте. Таким образом, именно заставить вас дуть в трубку алкотестера сотрудник ГИБДД не может.
Но не всё так просто! Дело в том, что в 2021 году есть 2 вида освидетельствования на состояние опьянения, которые тесно взаимодействуют друг с другом:
- освидетельствование на алкогольное опьянение (далее «ОСАО») – это и есть процедура, при которой вас просят дыхнуть в прибор,
- медосвидетельствование (далее «МО») – оно проводится в медучреждении, и здесь также от вас требуют сдать пробы воздуха (видите, уже требуют?!), а также могут взять на анализ пробы жидкостей для проверки на наркотические вещества.
Главные различия между этими двумя процессуальными действиями вы поймёте немного ниже. И они очень простые.
Аналогично «проверке дыхания» на дороге, если с собой у сотрудника ГИБДД нет алкотестера, то он вправе предложить вам проехать на ближайший стационарный пост или в отделение полиции, где такой прибор есть.
Такое право ему даёт пункт 229 Административного регламента, введённого Приказом №664 МВД. При этом, инспектор после этого обязан отвезти водителя к его автомобилю, откуда его забрал, но только в том случае, если прибор не показал состояние опьянения, а оснований направления на МО у инспектора нет.
Отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения
Итак, мы выяснили, что обязанности проверяться на алкоголь на дороге у водителя нет. Но это касается именно местного «упрощённого» анализа на алкоголь. Давайте подробнее рассмотрим правильный законный порядок процессуальных действий, актуальный на 2021 год.
В целом их можно разделить на несколько важных этапов:
- отстранение водителя от управления,
- разъяснения прав и порядка освидетельствование водителю,
- непосредственно забор пробы выдоха и выдача результатов,
- составление акта,
- направление на медосвидетельствование,
- составление результатов процедур.
С протокола отстранения от управления автомобилем. Именно этим документом инициируется сама процедура освидетельствования на алкоголь. То есть, для того, чтобы провести ОСАО, сотрудник полиции обязан сначала официально запретить вам сидеть за рулём. И никакие соответствующие предложения без такого протокола незаконны.
Но даже до этого инспектор должен выявить по меньшей мере один из признаков опьянения, прописанных законодательно:
- неустойчивая поза водителя,
- несвязная речь или другие её нарушения,
- покрасневшая кожа лица,
- запах алкоголя,
- если поведение водителя не соответствует обстановке.
Однако, данные признаки в дальнейшем при обжаловании редко проверяются судами, и им уделяется мало внимания. К тому же, последний признак можно вообще приписать кому угодно, потому как он оценивается очень и очень субъективно инспектором.
При составлении протокола отстранения привлекаются 2 понятых или начинается видеосъёмка ОСАО, и это отражается на бумаге, а копия протокола вручается вам.
Кроме того, в нём обязательно указываются дата и время проведения процедуры, должность и ФИО полицейского, данные понятых при наличии или отметка о видеозаписи. Далее протокол вручается вам на подпись. Вы можете отказаться подписывать его, но это некритично для инспектора ДПС – он просто сделает отметку об отказе.
Теперь вы должны набрать полные лёгкие воздуха и равномерно выдохнуть в трубку прибора. Через несколько секунд алкотестер покажет результат анализа. Но не только на экране, но и должен распечатать результат на бумаге.
Здесь для вас самое главное, чтобы в результате концентрация алкоголя не превышала 0,16 миллиграмм на литр выдыхаемого вами воздуха. В этом случае состояние опьянения не будет установлено.
В завершение продувки водителя обязательно должен составляться либо акт освидетельствования, либо постановление о прекращении производства по делу. К ним приобщается распечатанный результат освидетельствования.
Данный документ не составляется только в случае, если вы отказались на месте дышать в трубку для проверки на алкогольное опьянение.
Решение о введении проверки на трезвость и применении алкотестеров принимает руководитель, но с согласия работников.
Использование алкотестеров, как правило, прописывается во Внутренних правила трудового распорядка. Но, организация может составить и отдельное Положение о безопасности на рабочих местах, где будет описана, в том числе, и процедура проверки с импользованием алкотестеров.
Включать условие об «алкогольной проверке» в трудовые договора не нужно. Это будет считаться нарушением ТК РФ. Работодатель не вправе обязывать работников проходить тест на наличие алкоголя в организме.
Как уже сказано выше, достаточно отдельного Положения или развернутого пункта в Правилах внутреннего распорядка и ознакомления всех работников с этими документами под роспись.
Отмена постановления о лишении прав за отказ от мед. освидетельствования
Проверку можно проводить на проходной предприятия или бизнес-центра, а также на рабочем месте работника.
Проверку на трезвость могут проводить ответственные работники работодателя или работники медицинского учреждения, с которым заключен соответствующий договор.
Но, нужно учитывать, что согласно Приказу Минздрава №933н медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения может проводиться только в медицинских организациях медицинским работником.
Поэтому, если работник будет не согласен с результатом по алкотестеру, ему должно быть обеспечено право прохождения медсвидетельствования на в медицинском учреждении.
- Договор о юридической помощи с адвокатом, не имеющим высшего юридического образования, может быть признан недействительным
- ВС об оформлении прав на земельные участки в Крыму
- взыскание расходов на оплату услуг защитника по делу об административном правонарушении
- КС об оценке дефектов административного протокола
- судебные речи в Древней Греции
Итак, изначально следует разобраться в том, что такое медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. В Федеральном Законе от 21.11.2011 года № 323 – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дается четкое определение данного термина.
Медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.
Часть 1 статьи 65 Федерального Закона
Существует два вида освидетельствования:
-
Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения сотрудником ГИБДД;
-
Медицинское освидетельствование.
Как только вас остановил инспектор, у него должны быть основания для подозрения вас в том, что вы употребляли спиртные напитки, перед тем как сесть за руль. В Постановлении Правительства РФ от 26.06.2008 года № 475 приведен полный перечень данных признаков.
Даже пройдя медосвидетельствование, вынесенное решение может сыграть против вас, даже если при этом вы уверены, что не пили ни сегодня, ни вчера, ни неделю назад. Соответственно все давным-давно «куплено». Но как доказать это суду?
Для начала не стоит переживать, а молча взять копию протокола по вашему делу и готовиться к суду. После того как инспектор вас отпустил, необходимо ехать в платную клинику для прохождения повторного медицинского освидетельствования. На данный момент нет никаких регламентирующих документов, которые устанавливают сроки прохождения экспертизы. Но чем быстрее вы это сделаете, тем лучше.
В законе дается точное определение процессу освидетельствования водителей на алкоголь, а также рассматриваются все вопросы, связанные с данной процедурой.
Медосвидетельствование – осмотр физического лица, осуществлявшего управление авто или мототранспортным средством, на предмет присутствия или отсутствия в его организме любых запрещенных веществ:
- алкоголя;
- психотропных лекарств;
- наркотических препаратов;
- одурманивающих средств;
- любых веществ, способных изменить сознание человека (полный список определен Федеральным законодательством России, в частности ФЗ№3 от 08.01.1998г.).
Новые правила освидетельствования на алкоголь 2021 года
Чтобы провести проверку физического лица, осуществляющего управление транспортным средством, у сотрудника ДПС должны быть основания.
Сомнения относительно адекватности остановленного водителя могут возникнуть при наличии таких факторов:
- от гражданина (из ротовой полости) исходит тонкий или сильный запах спирта, свидетельствующий о том, что он употреблял алкоголесодержащие напитки;
- положение тела водителя неустойчивое, он шатается, не может долго стоять на одном месте;
- у физического лица наблюдается нарушение речевых функций;
- кожа лица имеет красный оттенок, либо выглядит болезненно бледной;
- в салоне автотранспортного средства ощущается запах алкоголя, присутствует тара из-под спиртных напитков;
- действия водителя вызывают подозрения у работников ГИБДД, заставляя усомниться в его адекватности.
Важно! Независимо от состояния физического лица, осуществлявшего управление автотранспортным средством или мототехникой, если оно стало участником дорожно-транспортного происшествия, его в обязательном порядке направят на медицинское освидетельствование. Это обусловлено тем, что именно результат лабораторных исследований станет основанием для определения степени тяжести совершенного правонарушения.
Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения предусматривает несколько этапов:
- Инспектор ГИБДД составляет протокол на месте остановки автонарушителя. В документе отмечается, что физическое лицо было направлено в медицинское учреждение для освидетельствования. Протокол должен подписать инспектор, два свидетеля, водитель.
- Инспектор ГИБДД сопровождает автонарушителя в больницу. Если в ходе обследования не будет подтвержден факт присутствия алкоголя, то инспектора обязаны довести водителя до места стоянки его автомобиля.
- Изначально собственник авто должен подышать в трубку алкотестера. Если прибор покажет наличие паров спирта, то обследование продолжается. Если нет, то факт фиксируется в акте, и он прикрепляется к направлению на МОСО.
- Врач или лаборант осуществляет забор биологического материала: крови, мочи.
- Автонарушитель сдает мочу, в два этапа. Первый раз урина собирается в месте проведения забора биологического материала. Второй раз моча сдается, если при первом заборе был выявлен факт присутствия алкоголя.
- Если водитель не может сдать урину, у него осуществляется забор крови. Если в ней выявляется спирт, то факт опьянения считается доказанным.
Как проходить медосвидетельствование на состояние алкогольного опьянения? – видео:
Каждый этап процедуры фиксируется в специальном учетном регистре больницы.
Специалист на основании полученных результатов заполняет акт в 3-х экземплярах:
- подозреваемому в нарушении;
- инспектору;
- остается в медицинском учреждении.
Акт может быть составлен как в электронной форме, так и на бумажном носителе информации. Он оформляется независимо от ситуации: физическое лицо отказалось от экспертизы, в процессе исследований выявлен алкоголь, при осмотре не обнаружено признаков опьянения. Каждую страницу (обязательно наличие нумерации) должен подписать врач-эксперт, проводивший освидетельствование. Документ должен заверяться печатью (мокрой) больничного учреждения и регистрироваться в соответствующем журнале.
Если водитель, который подозревается в алкогольном опьянении, отказывается проходить экспертизу, ему нужно готовиться к неприятным последствиям:
- На имя автонарушителя или того, кто отказывается от требований инспекторов ГИБДД проехать на экспертизу, выписывается штраф, размер которого составляет 30000руб. Также водитель будет сразу лишен права в течение двух лет осуществлять управление транспортными средствами.
- Если от процедуры отказывается физическое лицо, которое на этот момент лишено водительских прав, либо у него нет при себе удостоверения, его должны арестовать на 15-ть суток. Тот автонарушитель, который по закону не может подлежать аресту, должен уплатить штраф в размере 30000руб.