Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф и пени по НДФЛ в 2022 г как налоговая пришлет». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Обязанность перечисления НДФЛ в бюджет возникает при наличии объекта налогообложения.
При этом можно выделить следующие категории его плательщиков:
- Физлица как самостоятельные плательщики НДФЛ с суммы полученного дохода.
- Организации и ИП – в качестве налогового агента при удержании налога с выплаченного сотрудникам дохода.
В случае если организация имеет обособленные подразделения, нужно придерживаться порядка осуществления оплаты НДФЛ по филиалам, о котором рассказывается в материале «Если НДФЛ за подразделение ушел по адресу головного офиса, санкций не будет».
Неуплата НДФЛ в 2021-2022 годах и ее последствия
Ответственность по НДФЛ наступает в следующих случаях:
- Если налогоплательщик или налоговый агент не произвел оплату налога или оплатил его, но не в полной сумме (об этом – в материале «Минфин не поддерживает предложение о повышении штрафа для налоговых агентов до 200% от неуплаченных сумм»).
- Если плательщик (агент) не отчитался по установленным для НДФЛ формам или допустил в них ошибки. Подробности – в публикациях:
- «Штрафы за 6-НДФЛ: правила наложения»;
- «Штраф будут налагать за любые ошибки в 2-НДФЛ».
Работодатель, который, выступая в качестве налогового агента, обязан удержать НДФЛ с дохода, выплаченного им в пользу сотрудника, также может быть уличен в неуплате налога. При этом совершить указанное уклонение он может разными способами, от которых зависит число санкций, применимых в каждой конкретной ситуации. Подробнее о таких нарушениях можно узнать из статьи «Какая ответственность предусмотрена за неуплату НДФЛ?».
Советуем вам также обратить внимание на статью, в которой идет речь о том, наступает ли ответственность, если плательщик произвел оплату налога на следующий день после предусмотренной для уплаты крайней даты, – «Соблюдайте срок уплаты НДФЛ в бюджет».
Существуют ситуации, когда налоговый агент не уплатил налог, однако налоговый орган указанное правонарушение не выявил. В этой ситуации может возникнуть вопрос: в течение какого времени у контролеров есть возможность привлечь нарушителя к ответственности? Ответ вы узнаете из статьи «ФНС рассказала, как считать срок «налоговой» давности агентам по НДФЛ».
Указанный в данной статье срок учитывает способ получения дохода – наличными, безналичным путем, в натуральной форме или в виде материальной выгоды.
Некоторые недобросовестные плательщики для минимизации своих затрат пытаются сэкономить на налогах. Чаще всего это связано именно с зарплатными налогами, т. к. это основная масштабная статья расходов у большинства организаций. Чтобы скрыть от контролеров реальный доход сотрудника, работодатель может прибегнуть к конвертной выдаче заработной платы, тем самым снижая налогооблагаемую базу для исчисления НДФЛ и страховых взносов.
Когда за конвертную зарплату (неуплату НДФЛ с сумм выплаченных зарплатных доходов) для работодателя может наступить уголовная ответственность, узнайте из нашего материала.
Для работника, получающего зарплату в конверте, также может наступить ответственность по НДФЛ (если он осведомлен о том, что налоговые отчисления из его заработной платы работодатель не удерживает и не уплачивает).
При получении дохода, с которого не произведено удержание НДФЛ, работник должен самостоятельно оформить декларацию, передать ее в налоговый орган (до 30 апреля последующего года) и уплатить налог. Если он этого не делает, налоговый орган может взыскать с него НДФЛ и пени. За непредставление декларации работника могут подвергнуть штрафу в размере 5% от невыплаченной суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, когда ее нужно было представить. Неуплата НДФЛ в крупном размере может повлечь и уголовное наказание.
Совершив правонарушение, связанное с неуплатой НДФЛ, плательщик, помимо неуплаченной суммы и штрафа, должен перечислить в бюджет РФ сумму пени. Однако ее начисление имеет некоторые особенности. При этом следует определить:
- Наличие обстоятельств, когда пеня не может быть начислена.
- Может ли ИФНС самостоятельно начислить сумму пени.
Акцент на этих вопросах сделан в материале «Что грозит НДФЛ-агенту, не удержавшему налог?».
Как рассчитать пени, узнайте из материала «Пени повысили, но не для всех».
Очень важно, осуществляя оплату пени, начисленной за неуплату налога, не ошибиться в реквизитах, ведь КБК, в зависимости от категории плательщика и вида полученного дохода, меняется.
Реквизиты для оплаты пени по НДФЛ в 2019-2020 годах остались неизменны и представлены в материале «КБК для перечисления пеней по НДФЛ в 2019–2020 годах».
Что же касается штрафа, правильно рассчитать его сумму вам поможет наш материал «Какая ответственность предусмотрена за неуплату НДФЛ?».
Законодательством в сфере прав – гражданского, уголовного, административного и пр. – предусмотрены такие условия, которые позволяют уменьшить ответственность лица за совершенное правонарушение, при этом НК РФ тоже предусматривает эту возможность. О том, как обосновать уменьшение вины работодателя, рассказывается в материале «Финансовые трудности налогового агента — организации могут смягчить ответственность».
Рассмотрим еще одну ситуацию, при которой может возникнуть вопрос, будет ответственность смягчена или нет?
Организация выполняет все свои обязанности налогового агента, своевременно представляет сведения 2-НДФЛ, уплачивает исправно налог, и все предыдущие результаты налоговых проверок были положительными. Но в какой-то момент она пропустила срок перечисления налога. Такая хорошая репутация поможет смягчить ответственность налогоплательщика? Ответ на этот вопрос вы найдете здесь.
А о том, какие факторы дают возможность смягчить ответственность плательщика, читайте в материале «Ст. 123 НК РФ: вопросы и ответы».
Как вернуть переплату по налогам и сборам в 2022
Коды для пеней и штрафов отличаются от КБК по перечислению налога 14-17 знаками:
1000 – платеж налога;
2100 – пени;
3000 – штраф.
Ставка НДФЛ |
КБК при уплате пеней |
КБК при уплате штрафа |
13 процентов |
182 1 01 02010 01 2100 110 |
182 1 01 02010 01 3000 110 |
15 процентов |
182 1 01 02080 01 2100 110 |
182 1 01 02080 01 3000 110 |
Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.
На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.
Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).
Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие-либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).
В Письме от 15.03.2018 № 03-04-05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.
При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.
В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.
Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305-КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.
Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
-
представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
-
представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.
Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.
Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:
В целях реализации Постановления КС РФ № 6-П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.
28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ[1]. Начало действия документа – 28.01.2019.
Статья 123 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной названной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:
-
налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;
-
в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;
-
налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.
Внесенная норма позволяет налоговому агенту избежать штрафа в 20 % от не перечисленной в установленный срок суммы НДФЛ, но при выполнении ряда условий:
-
отчетность по НДФЛ, в частности расчет по форме 6-НДФЛ, корректна и представлена в установленный срок;
-
сумма налога уплачена налоговым агентом самостоятельно до активизации налогового органа по данному вопросу;
-
пени рассчитаны самим налоговым агентом и уплачены в бюджет.
Безусловно, данные новшества убирают дискриминацию в отношении налоговых агентов и уравнивают их в правах с налогоплательщиками: теперь за пропуск сроков перечисления НДФЛ в бюджет нужно будет уплатить только пени при выполнении прочих условий.
В заключение отметим, что ст. 123 НК РФ применяется не только в отношении налоговых агентов по НДФЛ, но и в отношении налоговых агентов по НДС и по налогу на прибыль (ст. 174, 287, 310 НК РФ). Соответственно, на них также распространяется действие новой нормы: НК РФ не предусматривается различное применение ст. 123 НК РФ в зависимости от конкретного налога, по которому совершено соответствующее налоговое правонарушение (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).
[1] «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».
Как правило, сумма задолженности указывается в письме, которые присылают гражданину в конце года. Но бывает так, что письмо по каким-то причинам не доходит до адресата, либо сотрудники ФНС попросту не отправляют уведомление вовремя.
Обратите внимание!
Если вы не получили письмо с требованием уплатить транспортный налог, этот факт не является основанием для отсрочки платежа или неуплаты.
Узнать о долге можно одним из следующих способов:
- на сайте ФНС;
- при личном посещении отделения ФНС по месту жительства;
- в личном кабинете на сайте госуслуг.
В случае, если имеется задолженность по транспортному налогу, о ее размере можно узнать на сайте Федеральной службы судебных приставов (ФССП).
Вопреки широко распространенному мнению узнать размер задолженности по номеру транспортного средства в сети интернет нельзя. Все дело в том, что такая возможность еще не реализована на законодательном уровне.
Обращение в органы ГИБДД по месту жительства не даст никаких результатов, так как налоги не относятся к их компетенции
По фамилии узнать размер долга можно только в двух местах. Либо на сайте ФНС, либо на сайте ФССП. Величину текущего платежа можно посмотреть в личном кабинете на сайте ФНС. А вот на сайте ФССП информация появляется на только после того, как по требованию налоговой будет возбуждено исполнительное производство.
Необходимо ввести фамилию владельца ТС в специальном поле. Информация предоставляется фактически мгновенно.
Обратите внимание!
Сайт ФССП позволяет узнать размер задолженности и реквизиты документа, на основании которого производится взыскание.
В соответствии с п. 1 ст. 360 НК РФ налоговый период (временной промежуток, по истечении которого необходимо уплачивать сбор) составляет один год.
Срок уплаты налога для физических лиц — не позднее 1 декабря.
Приведем пример. За 2017 год гражданин должен уплатить транспортный налог в размере 50 тыс. руб. Следовательно, до 1 декабря 2018 года владелец автомобиля должен перечислить эти средства в бюджет.
Для юридических лиц установлен иной порядок уплаты. В соответствии с п. 3 ст. 363 НК РФ компании осуществляют так называемые авансовые платежи, то есть платят наперед. Оплата производится за 1, 2 и 3 кварталы текущего года.
По общему правилу за неуплату налога установлено 2 вида ответственности:
- административная;
- уголовная.
Основным критерием разграничения одного вида ответственности от другого является сумма неуплаченного налога. Исходя из юридической практики за неуплату сбора уголовная ответственность в виде ареста или тюрьмы не наступает, поскольку сумма долга не достигает размера, с которого применяются такие санкции по УК РФ.
Как правило, за неуплату транспортного налога наступает ответственность в виде штрафа. Размер определяется в соответствии с положениями ст. 75 НК РФ. Он составляет 20% от задолженности. Кроме штрафа начисляется пеня за каждый день просрочки.
Приведем пример. Лицо должно заплатить транспортный налог в размере 2000 руб. Просрочка составляет 3 месяца. Сумма, подлежащая уплате вместе с ней, — 4455 руб. (2000 х 3 мес. (90 дней) х 1/300 х 8,25).
Если сотрудники ФНС докажут умысел, а именно то, что гражданин сознательно уклонился от уплаты налога, то штраф может составлять до 40% от суммы.
На практике сотрудники ФНС не уведомляют должника о штрафах а передают данные непосредственно в ФССП. После этого денежные средства списываются непосредственно с банковского счета и вычитаются из заработной платы должника.
При определении размера транспортного налога имеется множество тонкостей, которые значительно влияют на сумму, подлежащую оплате.
Региональные власти вправе сами устанавливать льготы для плательщиков транспортного налога, в том числе для пенсионеров. Поэтому их состав будет существенно отличаться для разных субъектов РФ.
Если вы сомневаетесь в правильности действий сотрудников ФНС, мы рекомендуем обратиться к нашим специалистам, которые имеют широкие познания в налоговом праве и смогут отстоять ваши интересы.
Специалист подскажет, как правильно рассчитать сумму сбора, где узнать, сколько вы должны заплатить. Также юрист объяснит вам ваши права, в частности, можете ли вы претендовать на льготы.
Списанные долги признали доходом и обложили налогом с 2016 года. В Налоговый кодекс были внесены поправки, которые определяют прощенную задолженность как экономическую выгоду, с которой нужно заплатить 13% государству.
Простив долг, кредитор должен известить об этом налоговую инспекцию, которая направит должнику требование об уплате налога. В 2017 году по итогам первого года работы закона банки начали массово сообщать ФНС о гражданах, чьи долги были признаны безнадежными, а операторы связи предупредили должников о налоговых последствиях.
Если безнадежный должник не платит налог, к нему применяются традиционные ограничения для неплательщиков, включая отказ в выезде за границу.
Ситуация выглядит парадоксально, считает президент Национальной ассоциации коллекторских агентств Эльман Мехтиев. «Должнику простили долг по причине того, что у него нет денег для его оплаты.
Он избавляется от одного долга и приобретает долг перед налоговой», — подчеркивает он.
Сумму, в которую бюджету обойдется прощение налога, Путин не называл, однако, по его словам, «счет идет на миллиарды». Федеральная налоговая служба перенаправила запрос РБК в Минфин, министерство на вопросы в понедельник не ответило.
Должникам списывают не более 2,5 млрд руб. в год, приводит Мехтиев оценку ассоциации коллекторских агентств. «С учетом того, что кредитный портфель прирастает в год на 10–12 трлн руб., сумма прощения — это капля в море», — подчеркивает он. Списание кредита — это, по его словам, крайняя мера, к которой кредиторы прибегают в исключительных случаях.
Письмо Федеральной налоговой службы от 2 августа 2021 г. № ЕА-4-15/[email protected] “О применении п. 2 ст. 123 НК РФ”
Если налоговый агент сам выявил факт несвоевременной (неполной) уплаты НДФЛ до составления акта по результатам камеральной налоговой проверки расчета по форме 6-НДФЛ, а также сам перечислил задолженность по НДФЛ и уплатил пени, это исключает его привлечение к налоговой ответственности за неудержание и (или) неперечисление налогов.
Источник: ИА «ГАРАНТ»
Предположим, что с зарплаты за май 2022 года у сотрудника забыли удержать НДФЛ. Бухгалтерия вспомнила об этом только в октябре 2022 года. Сотрудник продолжает работать в организации.
Решение у кейса достаточно простое. Достаточно выполнить несколько действий:
- Пересчитать НДФЛ за прошедшее время.
- Удержать «забытую» часть из будущих доходов сотрудника — в нашем примере из зарплаты за октябрь или ноябрь.
- Подать в ФНС корректирующий отчет 6-НДФЛ — так как забыли про «майский» НДФЛ и вспомнили о нем только в октябре, корректирующих отчетов будет два: за полугодие и за 9 месяцев.
Предположим, что в мае 2022 года с зарплаты сотрудника забыли удержать НДФЛ. Вспомнили об этом только в октябре, но сотрудник уволился еще раньше — в августе 2022 года. В таком случае у налогового агента нет возможности удержать НДФЛ, так как организация более не выплачивает бывшему сотруднику доходы. У данного кейса тоже есть решение.
Важно! Уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).
Ошибку, связанную с не удержанным НДФЛ, обычно обнаруживают при подготовке отчета 6-НДФЛ за год. Поэтому возникает ситуация, когда налог забыли удержать в прошлом году, а ошибку обнаружили уже в текущем. Порядок действия зависит от того, была ли у налогового агента возможность удержать налог или нет.
Списание налоговой задолженности физ. лиц в 2022
Срок уплаты в бюджет налога на доходы физических лиц указан в ч. 6 ст. 226 НК РФ, для работодателей — не позднее дня, следующего за днем выплаты суммы дохода налогоплательщику. В соответствии с письмом ФНС № БС-4-11/320 от 15.01.2016, налог с аванса не уплачивается, исключение — случай перечисления аванса в последний день месяца. Отпускные и больничные пособия тоже облагаются НДФЛ, но уплачивается он уже не позднее последнего дня месяца, в котором были выплачены налогоплательщику. Посчитайте сумму налога при помощи калькулятора.
ИП перечисляют налог со своих доходов по особому графику. Для граждан, которые продали имущество (квартиру, машину и т. д.), установлены отдельные сроки. КБК для всех этих ситуаций тоже разные.
Минфин Приказом № 236н от 12.10.2020 ввел новые коды бюджетной классификации для прогрессивной шкалы НДФЛ. Плательщики налога с 01.01.2021 должны применять следующие коды:
- 000 1 01 02080 01 0000 110 — для уплаты налога в сумме свыше 650 000 руб. по базе налогообложения свыше 5 млн руб.;
- 000 1 01 02090 01 0000 110 — для уплаты НДФЛ с сумм прибыли КИК, полученной физлицами, перешедшими на особый порядок уплаты НДФЛ на основании подачи уведомления в налоговый орган;
- 000 1 01 02070 01 0000 110 — для уплаты налога с процента (купона, дисконта) по обращающимся облигациям российских организаций, которые номинированы в рублях и эмитированы после 01.01.2017;
- 000 1 01 02070 01 0000 110 — для уплаты налога с процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств — участников Союзного государства.
Ряд новых КБК сформирован в связи с созданием муниципальных округов. Документ вступил в силу после регистрации в Минюсте — с 01.01.2021 одновременно с поправками, вносимыми в Налоговый кодекс РФ и касающимися повышенной налоговой ставки.
При заполнении платежного поручения по уплате НДФЛ требуется указывать правильные коды КБК, чтобы избежать начисления пени за несвоевременное исполнение финансовой обязанности. Актуальная таблица кодов бюджетной классификации по НДФЛ на 2022 год — для ИП и юрлиц:
Вид платежа | Код в 2022 году |
---|---|
НДФЛ с доходов работников, удержанный налоговым агентом — организацией или ИП | 182 1 01 02010 01 1000 110 |
НДФЛ, удержанный налоговым агентом (организацией или ИП) в части суммы, превышающей 650 000 руб., относящейся к части налоговой базы свыше 5 млн руб., облагаемой по ставке 15% | 182 1 01 02080 01 1000 110 |
НДФЛ с доходов ИП на ОСН с суммы доходов до 5 млн рублей по ставке 13% | 182 1 01 02020 01 1000 110 |
НДФЛ с доходов ИП на ОСН с суммы доходов свыше 5 млн рублей по ставке 15% | 182 1 01 02080 01 1000 110 |
ВАЖНО! Код для оплаты подоходного налога за работников организации — 182 1 01 02010 01 1000 110, а КБК по НДФЛ за работников в 2022 году для ИП — 182 1 01 02020 01 1000 110.
Отдельно предусмотрены коды для прочих операций.
Код указывают в поле 104 платежного поручения. Платеж осуществляется в налоговую по месту нахождения организации — по ее юридическому адресу. Если есть обособленные подразделения вне местонахождения головного офиса, филиалы, сбор с зарплаты сотрудников этих подразделений и филиалов перечисляется в ИФНС по месту их нахождения.
При перечислении денег за работников в поле 101 ставится указание на налогового агента — код 02. Затем указываем код — КБК на пени по НДФЛ в 2022 для юридических лиц (182 1 01 02010 01 2100 110) или другой подходящий.
Налоговые нарушения и размеры штрафов
Если налогоплательщик или работодатель вовремя не перечислил налог или взносы, ему начисляются пени. Чтобы уплатить пени, придется дождаться требования из ИФНС, которая сама должна установить факт неуплаты и начислить пени.
Если налогоплательщик увидел недоимку по налогу и планирует ее закрыть, нужно действовать в таком порядке:
- рассчитайте сумму пеней самостоятельно;
- уплатите сумму недоимки и пеней;
- отправьте уточненную декларацию.
В таком случае налогоплательщик избежит штрафа (см. п. 1 и п. 4 ст. 81 НК РФ). Если вы сначала отправите уточненку и только потом заплатите недоимку и пени, налоговая назначит штраф.
Первым днем начисления пеней считается следующий день после окончания срока уплаты налога или взносов. Последний день начисления пеней зависит от того, в какую дату возникла недоимка:
- до 27 декабря 2018 года — день уплаты налогов, взносов не включается в количество дней просрочки (Письма Минфина России от 05.07.2016 N 03-02-07/2/39318, ФНС России от 06.12.2017 N ЗН-3-22/[email protected]);
- после 28 декабря 2018 года — включайте день погашения недоимки в количество дней просрочки (п. 3, 7 ст. 75 НК РФ).
Если вы начисляете пени по взносам на страхование от несчастных случаев, количество дней просрочки в любом случае считается со дня, следующего за сроком уплаты, до дня уплаты взноса включительно (п. 3 ст. 26.11 Закона N 125-ФЗ).
Размер пеней зависит от ставки рефинансирования (или ключевой ставки Центробанка). Сумма рассчитывается по-разному для ИП и организаций, а также зависит от числа дней просрочки. Все ИП с любым числом дней просрочки и организации с просрочкой до 30 дней включительно рассчитывают пени от 1/300 ставки рефинансирования. Такого же порядка придерживаются организации с любым периодом просрочки по взносам на травматизм. Для других налогов и взносов это применимо, если недоимка возникла до 1 октября 2017 года.
Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ на период нарушения / 300) * Число дней просрочки
Если просрочка организации составила 31 день и больше, ставка повышается до 1/150 от ключевой. Рассчитывайте пени так:
- Сначала исчисляем пени за первые 30 дней просрочки: Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ на период нарушения / 300) * 30
- Затем исчисляем пени за последующие дни просрочки: Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ на период нарушения / 150) * Число дней просрочки с 31 дня
- Суммируем оба значения.
Если в период просрочки ставка рефинансирования менялась, рассчитывайте пени отдельно за дни, в которых действовали разные ставки.
Порядок расчета пеней по авансам аналогичен расчету пени по налогу. Но учитывайте, что количество дней просрочки нужно считать со дня, следующего за сроком уплаты авансового платежа и до наиболее ранней из двух дат:
- дата фактической уплаты платежа;
- установленная дата уплаты налога за налоговый период или авансового платежа за отчетный период.
Начисленную сумму пеней можно уменьшить. Если налог за налоговый период оказался меньше суммы авансов в течение этого периода, пени надо пересчитать исходя из суммы, которая не превышает налог. Аналогичный порядок действует при низком авансовом платеже по итогам отчетного периода.
В некоторых случаях пени не начисляются. Например, когда счет налогоплательщика заблокирован или деньги арестованы по постановлению суда. Или когда при расчете налогов или взносов бизнесмен руководствовался постановлением суда.
Также вы избежите пеней, если недоимка возникла из-за ошибки в платежке, которую можно исправить уточнением платежа, — в этом случае пени сторнируются. Ошибка исправляется уточнением, если она не связана с неверным указанием номера счета, банка получателя или КБК.
Для всех организаций и предпринимателей действуют единые положения по взысканию за непредставление налоговой декларации. Плательщиков штрафуют в размере 5 % от суммы неуплаченного фискального обязательства. Причем эти 5 % начислят за каждый месяц просрочки, полный или неполный. Общая величина взыскания не превышает 30 % от суммы налога, не уплаченного в установленный срок, но заплатит налогоплательщик не меньше 1000 рублей (ч. 1 ст. 119 НК РФ, письмо Минфина № 03-02-08/47033 от 14.08.2015).
Если фирма отчиталась не вовремя по другим видам фискальной отчетности, то ей грозят следующие санкции:
Основание | Сумма взыскания |
---|---|
Несдача расчета 6-НДФЛ | 1000 рублей за каждый полный и неполный месяц просрочки |
Несвоевременная сдача годовой бухгалтерской отчетности в ФНС | 200 рублей за каждую непредставленную форму |
За срыв сдачи расчета по страховым взносам наказание аналогично общим штрафам — 5 % за полный и неполный месяц просрочки. Итоговая сумма наказания составит не меньше 1000 рублей и не больше 30 % от суммы налога к уплате.
Наказание за просрочку сдачи отчета 4-ФСС в Соцстрах рассчитывают так: 5 % суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного периода, за каждый полный или неполный месяц со дня представления (ч. 1 ст. 26.30 125-ФЗ от 24.07.1998). Минимальная сумма взыскания — 1000 рублей, максимальная — 30 % от начисленной суммы страховых взносов.
ВАЖНО! Официально штраф за несдачу в срок единой декларации 2021 не предусмотрен: сдача ЕУД — выбор, а не обязанность налогоплательщика. Но инспекторы ФНС считают так: ЕУД заменяет отчетность по нескольким налогам, и если плательщик несвоевременно сдал или не сдал эти отчеты или не представил упрощенную форму, то его накажут по единому правилу — от 5 до 30 %, но не меньше 1000 рублей за каждую несданную декларацию. А у представителей Минфина иная позиция: налогоплательщики вправе, но не обязаны подавать ЕУД (письмо Минфина № 03-02-07/2-154 от 12.11.2012). Если у плательщика обнаружены объекты налогообложения, то уточнение в форме ЕУНД подавать нельзя — следует отчитаться по всем налогам. Если упрощенная декларация не сдана, то за ее непредставление штраф не назначат. Но организацию или ИП оштрафуют за все неподанные нулевые декларации — по 1000 рублей за каждую (ч. 1 ст. 119 НК РФ).
Наказание за непредставленную пенсионную отчетность по форме СЗВ-М составит от 300 до 500 рублей на должностное лицо (ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, п. 42 Инструкции из Приказа Минтруда России № 211н от 22.04.2020). Плюс за каждое застрахованное лицо из просроченного отчета придется заплатить еще по 500 рублей (ст. 17 27-ФЗ от 01.04.1996).
Определим, какими проводками отразить санкции в бухгалтерском учете.
Вот как начислить штраф за несвоевременную сдачу отчетности в бухучете:
Дебет 99 Кредит 68.
Уплату суммы в бюджет государства отразите следующей записью:
Дебет 68 Кредит 51.
Если наказание выписано за неподачу отчетности по страховым взносам, то операции отразите аналогичным образом, но с применением 69 счета «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» вместо 68. Отметим, что санкции за несданные отчеты по формам 4-ФСС и СЗВ-М следует относить на 69 бухсчет.
ВАЖНО! Отражение в бухгалтерском учете сумм санкций не уменьшает размер налогооблагаемой базы по фискальным обязательствам, сборам и взносам.
Начисленные пени отражайте на счете 91, так как данные виды расходов нельзя относить на бухсчет 99. Пени не включаются в состав налоговых санкций.
Отмена штрафа из-за невиновности — это не отмена всего долга по налогам. Недоимку и пени надо оспаривать отдельно, уже не ссылаясь на невиновность — или платить, если предприниматель с ней согласен. Но даже если отбить только штраф, итоговая сумма долга перед налоговой станет меньше, иногда существенно.
В Налоговом кодексе есть три обстоятельства, при которых налогоплательщик не виноват в нарушении закона. Но быть невиновным можно и по любой другой причине — ст. 111 НК РФ.
КБК по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) на 2022 год
Это работает только для ИП. Организации по такому основанию не освобождают.
Бывают болезни и состояния, из-за которых человек не может нормально думать. Это ментальные расстройства, кома, высокая температура, очень сильные боли. Для подтверждения болезни нужна справка. Болезнь должна быть в отчётный период.
Физические недомогания не считаются. В таком случае дела по налогам можно перепоручить представителю. Но любую болезнь должны засчитать за смягчающее обстоятельство.
Налогоплательщик должен заявить о невиновности или смягчающих обстоятельствах. Плюс предоставить доказательства.
Вот когда о них можно заявить:
В ходе камеральной проверки инспектор может спросить пояснения. Ответить нужно письменно в течение пяти дней. В пояснениях можно объяснить свою невиновность.
По результатам камеральной и выездной проверки налоговая составляет акт. В нём написано, за что налоговая планирует оштрафовать. У предпринимателя есть один месяц, чтобы представить письменные возражения с доказательствами.
Возражения сдают инспектору или отправляют по почте. Но часто налоговая не учитывает возражения и все равно выносит решение со штрафом.
У плательщика есть месяц на подачу апелляционной жалобы на решение инспекции в региональную УФНС. В этот месяц решение ещё не исполняется, счёт не блокируется, деньги не списываются.
Жалобу подают письменно через свою районную инспекцию. В жалобе надо отметить, что инспекторы не учли отсутствие вины. В течение трёх дней ее направят в УФНС.
Штраф за несвоевременную сдачу декларации: примеры расчетов и проводки
Например, авансовые платежи по «упрощенному» налогу нужно вносить не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. То есть за I квартал аванс требуется перечислить не позднее 25 апреля, за полугодие — не позднее 25 июля и за 9 месяцев — не позднее 25 октября. Это следует из пункта 2 статьи 346.19 и абзаца 2 пункта 7 статьи 346.21 НК РФ.
Пропущен установленный срок уплаты налога. В этом случае нужно как можно быстрее перечислить просроченные налоговые платежи, а также пени. Согласно статьи 75 НК РФ сумму пеней рассчитывается на калькуляторе исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки уплаты суммы налога.
Принято выделять только налогоплательщиков и налоговые органы. Но существует ещё одна категория – это налоговые агенты. К данной категории относят российские предприятия, представительства работодателей из других стран, индивидуальные предприниматели, которые имеют в своём штате нанятых работников.
Поскольку существуют разные группы налогоплательщиков, рассмотрим сначала ситуацию, связанную с перечислением НДФЛ налоговым агентом. Если налоговый агент не удержит и не перечислит в ФНС 13% (налог по другой ставке) с заработка сотрудника, то он обязан будет уплатить штраф в размере 20% от суммы налога. Здесь есть некоторые исключения. К примеру, если сотрудник получает заработок в натуральном виде, то удержать с него подоходный налог не получится. Здесь штрафные санкции к агенту не применяются.
Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2022 № 03-02-07/1-253). Каждый автолюбитель знает, что важно проверить все документы, необходимые для управления автомобилем, до того, как …
Начиная с 2022 года налоговые органы вправе проводить камеральную налоговую проверку в отношении отдельных доходов физических лиц, если последние в установленный срок не представили декларации по форме 3-НДФЛ о доходах, полученных в 2022 году от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества.
Камеральная налоговая проверка проводится в течение 3 месяцев со дня, следующего за днем истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам, в этом году — 15.07.2022. При этом налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение 5 дней необходимые пояснения.
- в случае превышения лимита в размере 5 млн руб. в год повышенная ставка будет применяться только к той части доходов, которая превышает данное значение, следовательно, автоматического пересчета всего налога не потребуется;
- поправки имеют ярко выраженный социальный характер, поскольку налог, исчисленный с повышенной ставкой 15%, будет уплачиваться отдельным платежным поручением на отдельный КБК (Минфин России уже утвердил необходимые коды), и собранные таким образом деньги пойдут на лечение детей с тяжелыми, редкими заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарств, техники и средств реабилитации, а также на проведение высокотехнологичных операций;
- в налоговую базу для целей применения повышенной ставки налогообложения не будут включаться доходы от продажи движимого и недвижимого имущества и долей в нем, от стоимости полученного в дар имущества и доходы в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению (абз. 4 п. 1 ст. 224 НК РФ).
Актуализированная форма 6-НДФЛ, утвержденная Приказом ФНС России от 15 октября 2022 г. № ЕД-7-11/[email protected], начнет действовать с 1 апреля 2022 года. При этом ФНС России уже разъяснила особенности заполнения расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), в своем Письме от 1 декабря 2022 г. № БС-4-11/[email protected] Например, указывается, что в случае выплаты налоговым агентом физлицам в течение налогового периода доходов, облагаемых по разным ставкам, разделы 1 и 2 должны заполняться для каждой из ставок налога. При этом в разделе 2 расчета необходимо указать обобщенные по всем физлицам суммы начисленного дохода, исчисленного и удержанного налога нарастающим итогом с начала налогового периода по соответствующей налоговой ставке. В приложении к письму приведены примеры заполнения расчета по форме 6-НДФЛ в условиях применения прогрессивной ставки налогообложения.
Что касается налоговых вычетов по НДФЛ, о планах изменения порядка предоставления которых мы писали ранее, то по ним пока не принято законодательных решений, но уже выработана концепция оптимизации. Михаил Сергеев напомнил, что речь идет не о вычете из налога, а о вычете из налоговой базы, то есть о возможности налогоплательщика-физлица уменьшить свою налоговую базу и вернуть по итогам налогового периода часть средств, уплаченных в виде НДФЛ.
Если же гражданин декларирует свой доход самостоятельно (это относится, например, к тем, кто сдавал имущество в аренду, применяя НДФЛ, к налогоплательщикам – ИП и тем, у кого есть источники дохода за рубежом), то ему следует определять сумму налога к уплате без учета сумм доходов, полученных от налоговых агентов, но с учетом порога превышения в 5 млн руб. В декларации 3-НДФЛ налогоплательщик будет исчислять налог исходя из своего фактического дохода – в форму внесут необходимые корректировки. Включать в налоговую декларацию те доходы, с которых налоговым агентом уже был удержан НДФЛ, не потребуется – налоговый орган будет сам агрегировать данные не только по справке 2-НДФЛ, но и по декларации 3-НДФЛ. И если совокупная сумма дохода превысит 5 млн руб., то исчисленный с повышающим коэффициентом налог к уплате будет отражен в налоговом уведомлении.
В части социальных вычетов прорабатывается концепция использования чеков ККТ, но пока необходимо технологически решить, как из всего объема товаров, купленных в аптеке или объема средств, заплаченных медорганизации, «выцеплять именно то, что имеет отношение к налоговому вычету». Поэтому сначала будет немного упрощена процедура получения налогового вычета у работодателя – если раньше налогоплательщик подавал в налоговую инспекцию заявление вместе с документами, а затем ему приходилось идти в налоговую получать уведомление и самому нести его работодателю, то теперь выдачу уведомления непосредственно работодателю планируется осуществлять по электронным каналам связи. Это позволит исключить необходимость второго посещения налогоплательщиком налогового органа.
Некоторые недобросовестные плательщики для минимизации своих затрат пытаются сэкономить на налогах. Чаще всего это связано именно с зарплатными налогами, т. к. это основная масштабная статья расходов у большинства организаций. Чтобы скрыть от контролеров реальный доход сотрудника, работодатель может прибегнуть к конвертной выдаче заработной платы, тем самым снижая налогооблагаемую базу для исчисления НДФЛ и страховых взносов.
При получении дохода, с которого не произведено удержание НДФЛ, работник должен самостоятельно оформить декларацию, передать ее в налоговый орган (до 30 апреля последующего года) и уплатить налог. Если он этого не делает, налоговый орган может взыскать с него НДФЛ и пени. За непредставление декларации работника могут подвергнуть штрафу в размере 5% от невыплаченной суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, когда ее нужно было представить. Неуплата НДФЛ в крупном размере может повлечь и уголовное наказание.
- Если налогоплательщик или налоговый агент не произвел оплату налога или оплатил его, но не в полной сумме (об этом – в материале «Минфин не поддерживает предложение о повышении штрафа для налоговых агентов до 200% от неуплаченных сумм»).
- Если плательщик (агент) не отчитался по установленным для НДФЛ формам или допустил в них ошибки. Подробности – в публикациях:
- «Штрафы за 6-НДФЛ: правила наложения»;
- «Штраф будут налагать за любые ошибки в 2-НДФЛ».
Предприниматель-общесистемщик каждый квартал уплачивает авансовые платежи по НДФЛ Налог на доходы физических лиц после окончания квартала. По окончании года подсчитывает чистый доход и платит окончательную сумму НДФЛ до 19 февраля. А ещё раз в год платит 1,5% ВС Военный сбор с чистого дохода.
Админштраф могут наложить, не позднее чем через два месяца с даты нарушения. При длящемся правонарушении, когда ФЛП вообще не ведёт учёт и не платит налоги, — два месяца со дня его обнаружения. Проверяющие составляют админпротокол, а взыскивают штраф по решению суда.
Прежде всего, напомним, что посредством пеней обеспечивается своевременность уплаты обязательных платежей. В то же время пеня — это не санкция, а обеспечительная мера.
Подробнее о пенях по налогам читайте в этой статье.
Рассчитать пени можно с помощью нашего калькулятора.
У платежного поручения на пени есть как сходства с платежкой по основному платежу (в нем ставят тот же статус плательщика, указывают те же реквизиты получателя, того же администратора доходов), так и различия. На последних остановимся подробнее.
Итак, отличие 1-е — КБК (поле 104). Для пеней по налогам всегда есть свой код бюджетной классификации, в 14–17-м разрядах которого указывается код подвида дохода — 2100.
С этим кодом связано существенное изменение в заполнении платежных поручений: с 2015 года мы больше не заполняем поле 110 «Тип платежа». Ранее при уплате пеней в нем проставляли шифр пеней ПЕ. Теперь мы оставляем это поле пустым, а то, что это именно пени, можно понять как раз из КБК.
Обратите внимание! В 2021 году внесены изменения в реквизиты платежного поручения на уплату налогов. С 01.05.2021 года обязательно заполняйте поле 15: номер банковского счета, который входит в состав ЕКС. Кроме того изменился счет Казначейства и наименование банка. Подробности мы привели здесь.
Штраф от налоговой: как отменить или снизить
2-е отличие платежки по пеням — основание платежа (поле 106), номер и дата документа (поля 108 и 109).
По текущим платежам мы ставим здесь ТП. По пеням же возможны следующие варианты:
- Мы самостоятельно посчитали пени и платим их добровольно. В этом случае основание платежа, скорее всего, будет иметь код ЗД, то есть добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования ИФНС, ведь пени мы, как правило, перечисляем не за текущий период, а за прошлые.
- Уплата пеней, доначисленных ИФНС (по требованию, на основании акта проверки и пр.). С 01.10.2021 поле 106, а также поля 108 и 109 в этих случаях заполняются по-новому.
В поле 106 больше не используются коды:
- ТР — погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов);
- ПР — погашение задолженности, приостановленной к взысканию;
- АП — погашение задолженности по акту проверки;
- АР — погашение задолженности по исполнительному документу.
Вместо них нужно проставлять единый код ЗД — погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам, в том числе добровольное. А отличить добровольную уплату пеней от принудительной можно по полю 108. Использовавшиеся ранее в поле 106 коды ТР, ПР, АП и АР нужно указывать в поле 108 перед номером документа-основания:
- «ТР0000000000000» — номер требования ИФНС об уплате налога, сбора, страховых взносов;
- «ПР0000000000000» — номер решения о приостановлении взыскания;
- «АП0000000000000» — номер решения о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение или об отказе в привлечении к ответственности;
- «АР0000000000000» — номер исполнительного документа или исполнительного производства.
В поле 109 при этом надо ставить дату соответствующего документа.
Порядок уплаты пеней подробно, с образцами платежек, рассмотрен в Готовом решении от КонсультантПлюс. Посмотреть материалы можно бесплатно, получив пробный доступ к К+.
Подробнее о реквизитах платежки читайте в этой статье.
В зависимости от того, что послужило основанием для платежа, будет различаться и заполнение этого поля:
- При добровольной уплате пеней (основание ЗД) здесь будет стоять 0, ведь пени не имеют периодичности уплаты, которая присуща текущим платежам. Если вы перечисляете пени за какой-то 1 конкретный период (месяц, квартал), стоит указать его, например, МС.08.2021 — пени за август 2021 года.
- При уплате по требованию налоговиков (с 01.10.2021 основание ЗД, префикс к номеру документа ТР) — срок, указанный в требовании.
- При погашении пеней согласно проверочному акту (с 01.10.2021 основание ЗД, префикс АП) тоже ставят 0.
О заполнении поля 107 в платежке по НДФЛ читайте здесь.
Все указанные выше особенности платежек по пеням сейчас относятся и к уплате пеней по страховым взносам (кроме взносов на травматизм), ставшим с 2017 года платежами в налоговую.
О порядке оформления платежных поручений по страховым взносам узнайте из этого материала.
Однако эти изменения не коснулись взносов на страхование от несчастных случаев, и пени по ним, как и сами эти взносы, платятся по-прежнему в соцстрах. При уплате в ФСС и взносов, и пеней по ним в полях 106 «Основание платежа», 107 «Налоговый период», 108 «Номер документа» и 109 «Дата документа» проставляют 0 (пп. 5, 6 приложения 4 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н). А если пени платятся по требованию фонда и по акту проверки, их реквизиты приводятся в назначении платежа.
Если при заполнении платежного поручения на уплату пеней вы допустили ошибку, реквизит нужно уточнить.
Как уточнить налоговый платеж при ошибке в платежном поручении, пошагово рассказали эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Платежное поручение на уплату пеней оформляется аналогично платежке на уплату налогов (указывается тот же статус плательщика, те же реквизиты получателя и того же администратора доходов).
Уплата пеней по видам налогов и сборов производится по отдельным КБК, в 14–17-м разрядах 14–17 которых указывается код подвида дохода — 2100. В особом порядке заполняются отдельные поля платежки на перечисление пени («Основание платежа», «Номер документа», «Налоговый период»).