Супер льготное субсидирования для КФХ в Краснодарском крае в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Супер льготное субсидирования для КФХ в Краснодарском крае в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Государственную поддержку в 2022 г. смогут получить начинающие фермеры и семьи, решившие создать крепкое хозяйство. Помощь открыта для всех, но чтобы воспользоваться ею, следует соответствовать определенным критериям. Насколько КФХ отвечает необходимым требованиям, проверяет квалифицированная комиссия. Именно она рассматривает заявки и оценивает выполнение обязательных условий.

КФХ субсидии от государства в 2022 году

Без подробного бизнес-плана комиссия не примет документы КФХ на рассмотрение. Подготовить его несложно. В плане содержатся разделы, которые описывают:

  • данные о КФХ, в том числе сведения об организационной и правовой структуре;
  • размеры собственных средств и суммы инвестиций;
  • маркетинговый план;
  • окупаемость, размеры планируемого дохода и прибыли – финансовый план;
  • аналитические исследования – возможные риски, кризисные ситуации, пути их преодоления;
  • расчеты эффективности КФХ;
  • рекламные мероприятия и способы продвижения продукции.

Обязательные составные бизнес-плана:

  1. Резюме.
  2. Приложение.

В резюме обобщается информация, представленная в бизнес-плане, формируется вывод о перспективности КФХ и данные о том, чего можно достичь в ближайшее время.

Приложение содержит документацию, подтверждающую финансовый и аналитический разделы бизнес-плана.

Разрабатывая документ, разумно сделать ударение на реалистичность и оригинальность.

Если самостоятельно составить план развития бизнеса нет возможности, помогут сотрудники Центра занятости или специальных инкубаторов.

Пример

Выписка из финансового раздела бизнес-плана:

Издержки Сумма, тыс. руб.
Субсидия Собственные Всего
Покупка земли 271,00 120,00 391,00
Покупка строения для свинарника 520,00 230,00 750,00
Приобретение свиноматок 122,00 54,00 176,00
Закупка оборудования (холодильники, разделочная установка) 231,00 102,00 333,00
Итого 1144,00 506,00 1650,00

Величина субсидии для КФХ – не более 70% требуемых средств и в пределах 1,5 млн. руб. Поэтому собственных средств должно минимум 30%.

В 2022 г. деньги из госбюджета не станут выделяться единовременно общей суммой. КФХ заключает контракт с государством. Согласно такому соглашению средства для сельхозбизнеса поступают на протяжении года.

Контракт содержит данные о:

  • сумме выделенной субсидии;
  • видах отчетности и датах ее предоставления;
  • целевом назначении гранта;
  • порядке возврата выделенных сумм, если за истекший год их не удалось освоить;
  • ответственности за то, что пункты соглашения не соблюдены или нарушены.

Важно! Когда КФХ не сможет расходовать по назначению определенную сумму предоставленных средств, ему придется вернуть их в казну.

С 2017 г. субсидии облагаются подоходным налогом. Он вносится в казну уже после того, как транш получен.

Не исключается натуральная помощь государства КФХ. К примеру, в заявке указана цель предпринимателя – приобрести производственную линию или оборудование. Государство может ее поставить. Такой способ поддержки менее бюрократичен.

Кредит на сельское хозяйство в России оформляют следующим образом:

  1. Заёмщик подает заявку и сформированный пакет документов (об этом ниже).

  2. Банк проверяет заявку и оценивает надёжность заёмщика.

  3. Если все в порядке — банк направляет документы заявителя в Минсельхоз.

  4. В течение 7 дней в министерстве проводят согласование заявки.

  5. Если получен положительный ответ — банк и заёмщик заключают кредитный договор. Банк получает из госбюджета субсидию, которая компенсирует низкую ставку по кредиту.

Процесс краткосрочного кредитования занимает до 30 дней, инвестиционного — до 90 дней.

Взять кредит под сельское хозяйство может только заявитель с положительным результатом финансово-хозяйственной деятельности и долей дохода от сельскохозяйственной деятельности выше 70 %. Другие условия:

  • бизнес сельхозпроизводителя зарегистрирован на территории РФ и обладает статусом налогового резидента;

  • деятельность ведется дольше 1 года (а лучше — дольше 2-3 лет);

  • отсутствие у ИП или организации налоговых и других долгов перед бюджетом на сумму более 50 тыс. рублей за последние 30 календарных дней;

  • организация не должна находиться в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства.

Банк может лишить заёмщика льготной ставки и пересчитать ставку кредита по своим стандартным условиям, если сельхозпроизводитель:

  1. Нарушит цели использования краткосрочного и (или) инвестиционного кредита.

  2. Не будет соответствовать условиям, обозначенным выше. До момента предоставления в банк документов, подтверждающих соответствие условиям.

  3. Не будет соблюдать установленный график платежей по погашению основного долга и уплате процентов.

  4. Заключения соглашения между банком и заёмщиком о продлении срока использования льготы.

Список документов для получения займа не указан в правилах его предоставления. Все банки выбирают документы самостоятельно. Вот стандартный список:

  1. Заявка с подписью и печатью руководителя. Краткие данные о заёмщике и о проекте, на который нужно финансирование. Желаемая сумма, срок возмещения и варианты обеспечения.

  2. Юридический блок: правоустанавливающие документы ИП или организации.

  3. Финансовый блок: бизнес-план или ТЭО, копии договоров, под исполнение которых нужен кредит, договоры сбыта с указанными объёмами и ценой, финансовая документация поручителя. Возможно, потребуется добавить разрешение на ведение деятельности, справку о количестве работающих, документы о праве собственности на залоговые объекты.

  4. Другие документы: копии уже заключенных кредитных и залоговых договоров.

«Зонтичный» механизм предоставления поручительств позволит бизнесу получать кредиты и снижать конечные процентные ставки по ним. Поручительство будет обеспечивать до 50 % от суммы кредита, а предприниматель сможет получить его в «одном окне» банка.

Оплата комиссии за поручительство возложена не на предпринимателя, а на банк. Заёмщики со средним риском смогут увеличить объем привлеченных средств за счет поручительств и высвободить залоги, с низким риском — получить кредитные средства в среднем ниже на 1–2 %.

По информации управления сельского хозяйства Тихорецкого района, с начала года на возмещение части затрат за произведенное мясо, молоко, а также строительство теплиц для выращивания овощей защищенного грунта, приобретение племенных и товарных сельскохозяйственных животных, молодняка гусей и индеек малыми формами хозяйствования муниципалитета было освоено порядка 9 млн. рублей. Эта сумма выше прошлогоднего показателя на 1,5 млн., причем до конца года этот показатель может увеличиться.

На основании Постановления Правительства от 21.12.2021 г. № 2371 утверждены сроки начала действия эксперимента по оказанию субъектам МСП господдержки на основе цифровой платформы. Эксперимент будет запущен с 1 февраля 2022 года и продлится до 1 февраля 2025 года.

Поддержка коснется малого и среднего предпринимательства, самозанятых, а также физлиц, собирающихся начать свое дело.

Данная система позволит максимально упростить открытие, ведение и развитие предпринимательской деятельности. К ней будут подключены министерства и ведомства, институты развития, кредитные и страховые организации. Они будут обмениваться необходимыми сведениями через систему межведомственного электронного взаимодействия.

Цель такого нововведения — объединить в одну систему все сервисы для малого бизнеса и дать предпринимателям возможность удаленно выбирать и получать необходимые меры господдержки. Система будет функционировать на базе цифровой платформы, обеспечивающей адресный подбор, проактивное одобрение мер господдержки, а также предоставление услуг, требуемых на разных этапах ведения предпринимательства. При этом система будет работать удаленно без необходимости присутствия предпринимателей. К 2024 году в систему планируется внедрить более 20 разных сервисов.

Каждый пользователь цифровой платформы будет иметь свой цифровой профиль. Участники системы смогут использовать инструменты поддержки и сервисы с учетом степени развития бизнеса и конкретных потребностей.

Главные задачи, которые планируется решить в рамках данного проекта:

  • обеспечить дистанционный доступ к реестру оцифрованных региональных услуг для поддержки малого бизнеса;
  • запустить мобильное приложение с сервисами цифровой платформы;
  • создать условия для продажи товаров и услуг через цифровой сервис — агрегатор маркетплейсов на платформе;
  • помочь привлекать сотрудников, обеспечить предложениями от соискателей на работу, в т.ч. через интеграцию с сервисами и «Электронной трудовой книжкой»;
  • оказывать адресный подбор мер господдержки, сервисов и решений, проактивное одобрение инструментов помощи.

В 2022 году чиновники планируют компенсировать бизнесу часть расходов на участие в международных выставках и ярмарках, сделать более доступным отечественное программное обеспечение, а также усовершенствовать процесс получения займов.

На основании Постановления Правительства от 22.09.2021 г. № 1591 экспортерам упростили процесс формирования заявок на получение субсидий из федерального бюджета. Эти средства можно потратить на компенсацию расходов при участии в международных проектах — затрат на аренду площадок, мебели и оборудования, оплату взносов для регистрации. Заявку можно подавать онлайн через систему «Одно окно».

На данный момент экспортеры могут через систему отправлять заявки на подтверждение ставки по НДС в размере 0% или подавать заявление об участии в выставке, оформить сертификат свободной продажи.

С 2021 года юрлица и ИП получают субсидии на участие в международных выставках и ярмарках. Величина такой государственной поддержки по каждому мероприятию для субъектов МСП — 700 тыс. руб., для крупного бизнеса — 2 млн. руб. В течение года субъекты могут получить субсидии на возмещение расходов по 3-м мероприятиям.

Данный механизм предоставления поручительств дает предпринимателям возможность получать кредитные средства и снижать окончательные процентные ставки по ним. Поручительство обеспечивает до 50% от размера займа, а бизнес может получить его в «одном окне» банка.

Оплата комиссии за поручительство возлагается не на предпринимателя, а на кредитную организацию. Заемщики, относящиеся к средней группе риска, могут повысить величину привлеченных средств через поручительства и высвободить залоги. Заемщики, относящиеся к низкой группе риска, смогут получать займ с более низкой ставкой — в среднем меньше на 1-2%.

Возмещение (субсидирование) части затрат малых форм хозяйствования

Существует программа Минэкономразвития для тех, кто только планирует открывать свой бизнес. По ней на уровне региона предоставляется господдержка субъекта МСП, при этом центр занятости населения осуществляет единовременную финансовую поддержку в открытии своего дела. Однако, для ее получения физлицо официально должно быть признано безработным.

Величина финансовой поддержки зависит от региона. К примеру, в Москве она составляет 10,2 тыс. руб., а в Подмосковье — 145,460 руб. и дополнительно 7,5 тыс. руб. на подготовку документов.

Актуальные сведения о величине этой поддержки по региону нужно уточнять на сайте администрации или региональном портале «Мой бизнес».

Как правило, единовременная финансовая поддержка от центра занятости населения выделяется на оформление документов — оплату пошлины, нотариальное заверение, покупку бланочной документации, юридические услуги и консультации.

Помощью от центра занятости населения могут воспользоваться физлица старше 18-ти лет. Для ее получения требуется встать на учет в качестве безработного и получать пособие по безработице.

Субсидии могут получить не все, т.к. они имеют ограниченное количество. Кроме того, они выдаются в начале финансового года, а потому надо еще успеть попасть в нужный период.

Эта мера поддержки обычно оказывается властями на уровне регионов. Гранты предоставляются не только начинающим, но и опытным предпринимателям через софинансирование или на безвозвратной и безвозмездной основе.

В зависимости региона условия получения грантов различаются, а потому нужно на местах узнавать о всех нюансах. Денежные средства выдаются тем, чьи заявки прошли отбор по конкурсу. В числе его критериев — сфера деятельности, величина выручки, число рабочих мест и т.д.

В ближайшем году сельское хозяйство, туризм и фермерство однозначно будут поддерживаться.

Для уточнения деталей получения грантов нужно зайти на сайты госорганов, представляющих сведения о мерах господдержки бизнеса, к примеру, в Республике Татарстан — на сайт Минэкономики, в Подмосковье — на сайт «Центра Развития Предпринимательства Московской области».

Кроме того, можно воспользоваться поиском на сайте «Мой бизнес» в разделе «Центры инфраструктуры МСП в вашем регионе». Здесь достаточно указать на карте регион, после чего система предоставит сведения о местных отделениях и укажет сайт, на котором содержится вся информация по господдержке.

На сайте Минэкономразвития имеется перечень уполномоченных органов по поддержке МСП в субъектах РФ.

В январе 2022 года был запланирован запуск особой информационной системы для сельхозтоваропроизводителей. Минсельхоз даже разработал специальный законопроект, однако, на данный момент он еще обсуждается.

Когда система начнет действовать, с ее помощью можно будет информировать предпринимателей о возможных мерах государственной поддержки.

Кроме того, на основании Постановления Правительства от 16.12.2021 г. № 2309 ввели новый грант на проекты, которые касаются сельского туризма. С 2022 года малый сельскохозяйственный бизнес может рассчитывать на сумму до 10 млн. руб., если занимается строительством или ремонтом помещений для приема туристов, формирует развлекательную инфраструктуру, приобретает туристическое оборудование и др.

Также на основании Постановления Правительства от 26.11.2020 г. № 1932 в 2021 году был введен новый грант — «Агропрогресс». На него могут рассчитывать сельхозтоваропроизводители, которые официально работают не меньше 2-х лет на сельской территории.

Размер государственной поддержки составляет не больше 30 млн. руб., которые можно потратить на развитие базы по изготовлению, хранению, переработке и продаже продукции, а также на покупку или возведение новых производственных объектов и т.д.

Кроме того, для сферы сельского хозяйства предусмотрены и другие гранты:

  • «Агростартап» — для КФХ или ИП (3-5 млн. руб.);
  • на развитие семейной фермы — для КФХ и ИП, соответствующих критериям микропредприятия (не больше 30 млн. руб.).

В 2021 году субъектам сельского хозяйства на Дальнем Востоке повысили величину грантов на развитие семейных ферм и сельхозкооперативов. Раньше такая помощь составляла не больше 60%, а теперь она увеличена до 70%. При этом можно компенсировать до 20% оставшихся расходов за счет средств бюджета региона.

Стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования
  • Грант крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, на поддержку начинающего фермера
  • Гранты на развитие семейной фермы
  • Гранты на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов
  • Субсидии на возмещение части затрат на производство овощных культур открытого грунта
  • Субсидии на возмещение части затрат на закладку и (или) уход за многолетними насаждениями (до вступления в товарное плодоношение), включая питомники
  • Субсидии на возмещение части затрат на закладку и (или) уход за виноградниками, включая питомники, на производство собственного винограда, реализованного и (или) отгруженного на переработку
1 964 195 1 492 788 471 407 Поддержка сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства
  • Субсидии на возмещение части затрат на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и (или) животноводства
  • Субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на поддержку племенного животноводства
  • Субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока, реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока
  • Субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных в племенных организациях
  • Субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на развитие мясного животноводства (крупный рогатый скот специализированных мясных пород, овцы и козы), за исключением племенных животных
  • Субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ в области развития семеноводства сельскохозяйственных культур
  • Субсидии на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв на посевных площадях
  • Субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур

Как государственная поддержка способствует развитию личных подсобных хозяйств

Субсидия на стимулирование увеличения производства масличных культур 208 421 200 084 8 337 Итого по направлению 208 421 200 084 8 337 Всего 5 407 127 4 231 433 1 175 694

\n

На фоне санкций в зону риска попадает не только посевная, но и весь цикл производства, продолжают эксперты. «Если на посевную все основные закупки уже сделаны, то в случае с уборочной кампанией риски достаточно серьезные – может не хватит ресурсов», – говорит исполнительный директор консалтинговой компании «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев.

\n

По его оценке, в связи с последними событиями неминуем новый виток роста себестоимости сельскохозяйственного производства в текущем году. В числе основных рисков для аграриев – срыв поставок комплектующих, запчастей, кормовых компонентов, определенных средств защиты растений и биопрепаратов.

\n

Руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин считает, что правительство в сложившейся ситуации должно создать условия, которые – без ущерба для продовольственной безопасности и здоровья граждан – облегчили бы само ведение бизнеса.

\n

«Если в 2019-2020 году власти активно занимались регуляторной гильотиной, то сейчас должна быть активная регуляторная гильотина 2.0, во-первых. Во-вторых, если бы решение было за мной, я приостановил бы любые эксперименты различных информационных систем, которые отвлекают бизнес от каждодневной работы и требуют дополнительных затрат и средств», – сказал Сергей Юшин.

\n

По его словам, целесообразно ввести мораторий на проверки – они зачастую избыточны, а в нынешних условиях крайне важно, чтобы компании сосредоточились на производственной деятельности и безопасной продукции, «с учетом действующих экологических норм, но без миллиардных штрафов». Такое временное решение не потребует ни временных, ни административных, ни кадровых затрат, продолжил глава НМА, но станет «одной из составных частей создания благоприятной обстановки для продолжения ведения нормального бизнеса». О необходимости моратории на взыскание штрафов с сельхозпроизводителей (если речь не идет о повторных нарушениях) в своем письме говорит и РЗС.

\n

Неопределенность ситуации уже сейчас давит на сельхозпроизводителей, и в этой ситуации, по словам экспертов, нужно исключить непродуманные статьи расходов и сосредоточиться на основных направлениях работы. «Стоит провести ревизию инвестиционных планов и отложить какие-то из них до лучших времен, – говорит Константин Корнеев. – И конечно, сейчас важно сохранить костяк персонала. Надо любой ценой держать на предприятии людей, которые наиболее компетентны».

\n

\n

Под урожай прошлого года дефицита СЗР не было, напоминает генеральный директор «Щелково Агрохим», академик РАН Салис Каракотов. Более того, по его оценкам, рынок вырос примерно на 10% в тоннаже. Однако с начала осени 2021 года обозначился дефицит сырья для производства агрохимии, в частности, почвенных гербицидов и глифосата. В итоге на последний цены к концу года увеличились в 3,5 раза.

\n\n

«Существенно подорожали и некоторые почвенные гербициды для сои, рапса, кукурузы, подсолнечника, выросли цены и на активные компоненты для изготовления десикантов – эти препараты сейчас очень востребованы, они применяются для предуборочного подсушивания масличных. Ранее их также использовали для зерновых, но из-за повышения цен на десиканты многие хозяйства перестали это делать», – рассказывает Салис Каракотов.

\n\n

Исполнительный директор Российского союза производителей химических средств защиты растений Владимир Алгинин отмечает, что с некоторыми действующими веществами для почвенных гербицидов, в частности, с глифосатами и дикватами, в России действительно есть проблема. По ним в нашей стране нет полной обеспеченности из-за того, что в Китае была приостановлена деятельность ряда промышленных предприятий по причине недостатка энергетических ресурсов и обострения «зеленой» повестки в связи с проведением Олимпиады. «Так как Китай производит порядка 80% от мировой потребности в действующих веществах, какое-то время наблюдались перебои с поставками», – напоминает эксперт.

\n

Сейчас российские производители СЗР контрактуются на закупки глифосата и диквата, правда, цены на них существенно выросли. «По нашим оценкам, с октября прошлого года к началу 2022-го они поднялись на 60-70%. Сами СРЗ за этот период подорожали на 20-25%, так как не на все компоненты для изготовления агрохимикатов росли цены», – поясняет Владимир Алгинин. По оценке Салиса Каракотова, стоимость СЗР относительно прошлого года выросла на 30-40%.

\n

Государственные программы 2022 года по поддержке малого предпринимательства

\n

Салис Каракотов полагает, что понижения цен на сырье для изготовления СЗР не будет. Поэтому производители совместно с Минпромторгом, Минобрнаукой, Российской академией наук обсуждают вопрос выпуска действующих веществ для агрохимикатов на территории России.

\n\n

«В том числе наша компания занимается разработкой соответствующих технологий. Однако процесс будет небыстрым – он займет около 5-6 лет. Мы за рубежом покупаем не менее 100 наименований действующих веществ. Нам не обязательно начать производить внутри страны их все – достаточно будет научиться изготавливать примерно четверть, которые являются самыми популярными», – считает глава «Щелково Агрохим».

\n\n

Владимир Алгинин подчеркивает, что синтез действующих веществ для СЗР – очень тяжелая и сложная работа, и подобные предприятия появятся в России не ранее, чем через 5 лет. «Нужны промежуточные продукты, которых у нас нет. К тому же, чтобы произвести одну молекулу, которая используется в производстве СЗР, нужно сделать как минимум десять операций с различными другими молекулами, а их в России никто не выпускает», – поясняет он. К тому же, подобные производства относятся к высокому классу опасности, необходима соответствующая организация утилизации технических отходов, которая будет стоить дорого.

\n

В заключении Владимир Алгинин напоминает, что о проблеме с СЗР никто не говорил на протяжении последних десяти лет, так как рынок достаточно насыщен. «На нем присутствуют предложения от более чем 50 компаний-продавцов. Это как российские производители, так и зарубежные. Конечно, они предлагают несколько разные формы препаратов, но, по сути, эти препараты взаимозаменяемы», – замечает эксперт. Соответственно, на таком высококонкурентном рынке поставщики просто не могут по своему желанию поднимать цены – иначе клиенты начнут работать с другими продавцами, – добавляет он.

\n

«По большому счету, в нашей стране проблем с СЗР нет, – уверен представитель союза. – Конечно, от форс-мажоров не застрахован никто». Владимир Алгинин рассчитывает, что после того, как предприятия в КНР снова начнут работать в полном объеме, произойдет коррекция стоимости действующих веществ для изготовления агрохимикатов в меньшую сторону. Развитие событий по такому сценарию, по мнению эксперта, возможно уже в мае.

\n

Часть услуг, как правило, можно заказать у производителей и поставщиков оборудования, техники, удобрений, СЗР. Специалисты таких компаний обладают необходимыми знаниями и опытом, однако они нацелены, в первую очередь, на реализацию своей продукции. Хорошо это или плохо – однозначного ответа нет. Поставщики материалов и технологий, которые работают в «долгую» заинтересованы привести своих клиентов к хорошим показателям – в ином случае они рискуют потерять рынок. Но в случае, если формируется «рынок продавца», покупатель нередко становится зависимым от своих поставщиков и не всегда может адекватно оценить свои риски и перспективы альтернативного развития.

\n

Для того, чтобы снизить субъективное влияние поставщиков на свой бизнес есть вариант привлечения независимого эксперта, который нейтрально относится к производителям сельскохозяйственных товаров и поставщикам услуг. Такие консультационные услуги могут оказывать консалтинговые компании, специализирующиеся на вопросах сельского хозяйства. С развитием ИТ-сервисов независимую экспертизу начинают оказывать специалисты цифровых платформ, объединяющие все ключевые товары, сервисы и услуги для агробизнеса.

\n

  • Правильно рассчитать налоги, без пеней и штрафов.
  • Без ошибок заполнить документы и отчеты.
  • Оптимизировать свой бухучет и сэкономить на налогах.
  • Сократить время работы с бухгалтерской рутиной.
  • Уверенно действовать при проверках и в судах.

Грант может получить только субъект РФ, являющийся фермером или главой КФХ в возрасте от 19 до 58 лет. Деньги также выделяются:

  • товаропроизводителям;
  • ИП;
  • организациям.

Все они должны выполнять промышленную или первичную переработку с/х продукции. Монетизированные субсидии получают и потребительские кооперативы агросектора. У всех перечисленных субъектов РФ есть абсолютно равные шансы на получение гранта от государства или местных органов. На сайте министерства или бизнес-инкубатора они могут узнать, как получить грант на развитие фермерского хозяйства в своей области. Там же публикуется и ход, результаты конкурса.

Поддержка фермеров и кооперативов

Чтобы получить субсидию от государства на свое КФХ, нужно соответствовать условиям и требованиям программы. Подать заявку может только гражданин РФ в возрасте от 19 до 58 лет, являющийся главой КФХ не менее года. Требования к участнику конкурса на получения гранта:

  • Постоянное место проживания или же переезд по месту регистрации КФХ.
  • Наличие специального или высшего образования по направлению сельского хозяйства. Если такового нет, то участником может стать и человек, окончивший специализированные курсы.
  • Наличие стажа в с/х или же членство в личном подсобном хозяйстве (от 3 лет).
  • Заявитель не должен участвовать в других госпрограммах по поддержке малого и среднего бизнеса.
  • Наличие уже разработанного бизнес-плана с технико-экономическим обоснованием. Участник допускается к конкурсу только с готовым пакетом документов.
  • Наличие минимальной суммы для реализации своего бизнес-плана. Сумма вложений фермера составляет 10% от общих запланированных затрат, но не менее 100 тыс. руб.
  • Участник должен иметь на руках договора для дальнейшей реализации продукции, даже если она еще не произведена.

Стоит понимать, что развитие конкретного КФХ должно иметь региональную значимость. В конкурсах на получение гранта выигрывают именно такие фермеры. Деньги выдаются на развитие всего сельского хозяйства региона и страны, а не просто для частного финансирования.

Из требований становится понятно, что фермер перед участием в конкурсе подготавливает свой бизнес-план. Делает он это самостоятельно или же тратит собственные деньги на разработку документа. Также участник сразу выбирает и обозначает в заявке юридическую форму своего КФХ.

Все заявки от участников рассматривает специальная комиссия. Она и подводит итоги конкурсов, сообщает каждому свое решение – отказ или одобрение. Сроки рассмотрения заявки зависят от условий проведения конкретного конкурса. Если фермер получил грант, а не отказ, то он заключает договор.

В документе значится, что глава КФХ получает средства в качестве гранта. Договор содержит подробные пункты с описанием того, куда они могут расходоваться. После получения денег фермер обязан использовать их по назначению. Участвовать в конкурсе можно бесчисленное количество раз, но получать такую субсидию от государства — только единожды.

Субсидии начинающему фермеру выделяют по многим направлениям. Перечислим некоторые из них:

  • приобретение сельскохозяйственной техники;
  • средства на приобретение сельскохозяйственных животных;
  • компенсация (не в полном объеме) за строительство производственных объектов (например, завод по производству молочных продуктов);
  • средства для модернизации в хозяйстве (например, для приобретения современного оборудования);
  • на приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
  • компенсация по платежам за лизинг (дословно — аренда за отдельную плату);
  • на приобретение посадочного материала и пр.

Начинающий фермер может рассчитывать сразу на несколько вариантов поддержки от государства, при условии, что будет соответствовать всем существующим требованиям.

Список требований не слишком велик, однако соответствовать им могут далеко не все фермеры.

К основным критериям относятся:

  1. Профессионализм. Предпочтение отдается тем фермерам, которые имеют высшее образование или опыт ведения хозяйства, сроком не менее 10 лет. То есть если человек вел более 10 лет подсобное хозяйство, и может подтвердить это, но при этом не имеет высшего или специального образования, то получить грант он может.
  2. Наличие собственных средств для начала бизнеса. Государство допускает, что у начинающего фермера может быть не вся сумма на руках. Поэтому минимальный порог был установлен в 30% от всех необходимых средств, этот порог каждый регион устанавливает самостоятельно.
  3. Грамотный бизнес-план. Без планирования будущего развития бизнеса средства из федерального бюджета выделены не будут, поскольку у комиссии не будет представления о том, какую пользу принесет развиваемое сельское хозяйство.
  4. Наличие в собственности хотя бы минимального количества земли и производственных объектов. То есть в собственности у начинающего предпринимателя должен быть участок и строения на нем.
  5. Четкий план о сбыте полученной продукции. Предприниматель должен четко представлять, как и куда он будет сдавать или продавать полученные от сельского хозяйства продукты.
  6. Создание постоянных рабочих мест. Общепринято, что при получении гранта фермер должен создать хотя бы одно рабочее место в сельскохозяйственной сфере, там где это возможно.

Если хотя бы одно из условий не будет выполнено, то в гранте будет отказано до тех пор, пока гражданин не станет подходить под критерии.

В случае если профессионального опыта у начинающего фермера не хватает, то грант может быть одобрен с дозволения муниципальных властей. То есть представители муниципалитета могут дать рекомендации для гражданина, который начинает развивать сельское хозяйство в районе, и рассчитывает получить субсидии.

Рассмотрением документов занимается специальная комиссия в Министерстве сельского хозяйства региона, которая выносит решение о том, будут ли выделены субсидии в помощь предпринимателю или нет. Отбор производится между всеми участниками, которые подали заявку. И предпочтение отдается тому кандидату, который наиболее полезен обществу и соответствует требованиям.

Отказ в одном гранте не означает, что в субсидировании по другому направлению будет так же отказано. Поэтому кандидат вправе подать заявления сразу по нескольким направлениям. Комиссия самостоятельно решает, на что переводить средства федерального бюджета.

Минсельхоз утвердил план льготного кредитования отрасли на 2022 год

В 2017 году максимальная сумма гранта составляла 1,5 миллиона рублей. В 2022 году планируется увеличение этой планки с учетом инфляции и роста цен. Программа субсидирования рассчитана на длительный срок.

С 2019 г. реализуется новая программа поддержки агробизнеса. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Минсельхоз России разрабатывает федеральный проект «Система поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Федеральный проект предполагает реализацию мероприятий по грантовой поддержке КФХ, предоставлению субсидий СПоК и достижение показателей эффективности центров компетенций в сфере сельхозкооперации и поддержки фермеров.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

на условиях софинансирования: средства федерального и областного бюджетов

областные мероприятия: средства областного бюджета.

1. Сельскохозяйственные товаропроизводители, к которым относятся:

Организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:

1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;

2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые, обслуживающие, снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;

3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»:

2. Организации агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и организации потребительской кооперации.

3. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере рыбохозяйственного комплекса.

В 2021 году субсидии предоставляются при соблюдении условий:

  • получатели субсидий — юридические лица не находится в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, деятельность получателя не приостановлена;
  • получатели субсидий – индивидуальные предприниматели не прекратили деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, а также в отношении их не введена процедура банкротства;
  • государственной регистрации или постановки на учет в налоговом органе получателей субсидий на территории Ростовской области;
  • отсутствии у получателей субсидий неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением получателей грантов на развитие семейных ферм, грантов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов и грантов «Агростартап»;
  • отсутствия просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций и иной просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Ростовской областью;
  • получатели субсидий не являются иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
  • получатели субсидий не должны получать средства из областного бюджета, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом Правительства Ростовской области;
  • при осуществлении получателями субсидий производственной деятельности или ведения личного подсобного хозяйства на территории Ростовской области;
  • достижения значения результата предоставления субсидии и показателя результативности.

Это обязательные условия предоставления субсидий по всем направлениям господдержки, как софинансируемым за счет средств федерального и областного бюджетов, так и финансируемых только за счет средств областного бюджета.

В случае предоставления субсидии только из областного бюджета необходимо соблюдение дополнительных условий:

1. отсутствие у получателей субсидий просроченной задолженности по заработной плате;

2. отсутствие у получателей субсидий просроченной задолженности по денежным обязательствам перед областным бюджетом;

3. среднемесячной заработной платы работников получателей субсидий:

для сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, организаций потребительской кооперации, сельскохозяйственных потребительских кооперативов) и организаций агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы — не ниже 1,7 минимального размера оплаты труда;

для индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, организаций потребительской кооперации, сельскохозяйственных потребительских кооперативов — не ниже 1,4 минимального размера оплаты труда.

Отдельными постановлениями Правительства Ростовской области установлены дополнительные требования по получению и использованию субсидий в соответствии с их целевым расходованием.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» субсидии предоставляются на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат (без учета налога на добавленную стоимость). Для получателей субсидии, использующих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, финансовое обеспечение (возмещение) части затрат осуществляется исходя из суммы расходов на приобретение товаров (работ, услуг), включая сумму налога на добавленную стоимость.

1.Поддержка племенного животноводства

(в рамках субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства)

Наименование
нормативных документов

Получатели
бюджетных средств

Цели предоставления
бюджетных средств

Условия предоставления
бюджетных средств

Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»

Постановление Правительства Ростовской области от 17.03.2020 № 158 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства»

сельскохозяйственные товаропроизводители (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), которые включены в перечень, утверждаемый министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на поддержку племенного животноводства

на племенное маточное поголовье сельскохозяйственных животных

Субсидии предоставляются на племенное маточное поголовье сельскохозяйственных животных на 1 условную голову организациям по племенному животноводству, включенным в Перечень сельскохозяйственных организаций для предоставления субсидии на поддержку племенного животноводства в 2021 году.

2. Поддержка приобретения племенного молодняка сельскохозяйственных животных

(в рамках субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства)

Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»

Постановление Правительства Ростовской области от 17.03.2020 № 158 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства»

сельскохозяйственные товаропроизводители (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство)

на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных в племенных организациях, зарегистрированных в Государственном племенном регистре (кроме приобретенного по импорту)

Субсидии предоставляются по ставке на 1 голову приобретенного племенного молодняка сельскохозяйственных животных (кроме приобретенного по импорту) – племенного молодняка крупного рогатого скота молочного/мясного направления (телки, нетели) при условии приобретения в текущем году – по ставке, утвержденной правовым актом министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области на 1 голову, но не более фактически понесенных затрат сельскохозяйственным товаропроизводителем по данному направлению (без учета налога на добавленную стоимость и транспортных расходов).

Получателями субсидии должно быть соблюдено условие о неотчуждении приобретенного племенного поголовья крупного рогатого скота в течение трех лет с даты его приобретения.

3. Поддержка маточного поголовья овец и коз

Супер льготное субсидирования для КФХ в Краснодарском крае в 2022 году

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство или индивидуальный предприниматель, основным видом деятельности которых является производство и (или) переработка сельскохозяйственной продукции, зарегистрированные в текущем финансовом году.

2. Гражданин Российской Федерации обязующийся в срок, не превышающий 30 календарных дней после объявления его победителем конкурсного отбора, осуществить государственную регистрацию КФХ или зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель.

На реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе на:

цели формирования неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, членом которого является указанное крестьянское (фермерское) хозяйство (не менее 25%, но не более 50% средств гранта);

приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства с целью производства и (или) переработки сельскохозяйственной продукции;

разработку проектной документации для строительства или реконструкции производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;

приобретение, строительство, ремонт, модернизация и (или) переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;

подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и (или) сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям;

приобретение сельскохозяйственных животных (кроме свиней), в том числе птицы;

приобретение рыбопосадочного материала;

приобретение сельскохозяйственной техники, включая прицепное и навесное оборудование, грузового автомобильного транспорта, специализированного автомобильного транспорта для транспортировки с/х продукции осуществления мобильной торговли, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции (кроме оборудования, предназначенного для производства и переработки продукции свиноводства);

приобретение посадочного материала для закладки многолетних насаждений, в том числе виноградников.

Размер гранта, определяется в размере не более 90 процентов затрат (без учета НДС и транспортных расходов), указанных в плане расходов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства:

не более 3000,0 тыс. рублей — на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства;

не более 4000,0 тыс. рублей — на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, предусматривающего использование части гранта на цели формирования неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, членом которого является указанное крестьянское (фермерское) хозяйство.

Грант предоставляется при условии:

осуществления деятельности не менее 5 лет со дня получения гранта;

приобретения основных средств, за исключением недвижимого имущества, срок производства которых не ранее года, предшествующего году приобретения основного средства получателем гранта;

неотчуждения приобретаемых основных средств, соблюдение запрета на передачу в аренду, безвозмездное пользование, иное временное владение
и пользование в течение пяти лет с даты заключения Соглашения
о предоставлении гранта;

включения в неделимый фонд кооператива имущества, приобретенного за счет части гранта «Агростартап»;

страхования имущества, приобретаемого по грантовой поддержке, на срок действия Соглашения;

достижения результатов предоставления гранта и показателей, необходимых для его достижения, установленных Соглашением;

Получатель гранта обязуется:

создать в год получения гранта не менее 2 новых постоянных рабочих мест, если сумма гранта составляет 2 млн рублей или более, и не менее 1 нового постоянного рабочего места, если сумма гранта составляет менее 2 млн рублей;

сохранять созданные новые постоянные рабочие места
в течение срока действия Соглашения.

32. Предоставление субсидии сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части понесенных затрат, связанных с приобретением имущества и закупкой сельскохозяйственной продукции

Помимо оформления кредита по льготной ставки, как крупные, так и мелкие производители могут получить дополнительную финансовую помощь от государства или из регионального бюджета. Регионы также заинтересованы в поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и различных кооперативов. Это в первую очередь связано с тем, что такие хозяйства в поселках или небольших городах являются практически единственным местом работы для большей части населения.

Деятельность сельхозпроизводителей в крупных городах заключается не только в производстве, но в поставке и реализации готовой продукции. На этом этапе очень важно не позволить монополизироваться крупным хозяйствам, иначе это может привести к резкому росту цен. В данном случае в качестве «сдерживающего рычага» выступает государство, которое поддерживает начинающих небольших производителей в том, чтобы они также могли занять свое место на рынке.

Важно! Одной из мер помощи, которые оказывает государство сельхозпроизводителям является снижение налогов по отдельным категориям продукции. Это позволяет фермерам экономить до 25 млн. рублей в год. Эти деньги производители направляют на расширение бизнеса или иные цели.

Также льготы и различные привилегии предусматриваются и для молодых специалистов. Обучающиеся в аграрных ВУЗах нашей страны будущие специалисты летом в обязательном порядке проходят практику в сельхозорганизациях или у фермеров. Более активные и талантливые могут после завершения учебы и практики остаться в этих организациях работать. Для студентов, поступающих в ВУЗы также предоставляются более лояльные условия. На бюджетную основу поступить могут практически все абитуриенты. Коммерческое обучение, по сравнению с иными специальностями также является более доступным. Однако, это не означает, что после выпуска из института молодого агронома будет ждать низкая зарплата. В среднем агрономы на сегодняшний день получают зарплату от 35 тыс. рублей., а эта средняя цифра по России.

Финансирование сельхозотраслей сегодня – это государственная необходимость. Как посевы, так и поголовье скота более других отраслей зависят от природных факторов. В случае природных катаклизмов урожаи могут погибнуть, что приведет к обязательному росту цен на определенные категории товаров. Для того, чтобы этот рост минимизировать, каждый год выделяются несколько млрд. рублей бюджетных денег для поддержки производителей.

В 2018 году субсидии фермерским хозяйствам были в размере около 3,5 млрд. рублей. Эта сумма превысила на 90 млн. субсидии, которые Министерство сельского хозяйства выделало в 2015 году. Кроме того, также следует отметить и стремление улучшить качество нашей сельхозпродукции. Однако, распределение средств по регионам происходит неравномерно. Наиболее крупные субсидии смогут получить фермеры Ставропольского края. Для них запланирована сумма в 300 млн. рублей. В Дагестане, к примеру, эта цифра составила только 260 млн. рублей.

В 2016 году Президентом РФ был подписан закон, который внес перемены в список операций, облагаемых НДС. Данный закон дополнил новый подпункт. Теперь у налогообложения НДС освобождены операции по реализации:

  • племенного КРС, племенных лошадей, овец, свиней, коз, птицы;
  • семени быков, свиней, жеребцов и т.д.;
  • эмбрионов КРС, лошадей, свиней и т.д.

Важно! Применять подобную льготу можно в том случае, если налогоплательщик имеет племенное свидетельство, которое выдается на основании ФЗ «О племенном животноводстве». Также от налогообложения НДС освобожден ввоз указанной продукции в нашу страну.

Помимо государственной помощи, сельхозпроизводители также могут рассчитывать на финансовую поддержку со стороны своего региона. В каждом районе администрации ежегодно планирует определенный объем средств, которые будут направлены на развитие в регионе сельского хозяйства и поддержку производителей сельхозпродукции. В данную статью затрат включаются: затраты на профилактику посевов от паразитов, закуп кормов, а также субсидии направленные на повышение зарплаты работников, либо удержания ее на прежнем уровне.

Размер субсидий и порядок их получения определяются региональными властями. Всю информацию о правилах, по которым происходит оформление помощи получить можно в органах местной власти. Для оформления поддержки в виде гранта нужно будет обратиться в Минсельхоз в своем регионе и подготовить ряд документов. В первую очередь нужно будет составить бизнес-план и презентовать его в министерстве. После этого будет выясняться, насколько проект является инновационным и перспективным. Также обращаться в Минсельхоз нужно и при желании получить субсидии на возмещение затрат по созданию объектов АПК или их модернизации, а также за субсидиями производителям сельскохозяйственной техники.

Важно! Для того, чтобы получить грант на развитие фермерского хозяйства потребуется пройти конкурс, где в первую очередь будет оцениваться профессионализм кандидатов.

Для получения субсидии следовать нужно следующему алгоритму:

  1. В первую очередь нужно встать на учет в службу занятости как неработающий и оформить соответствующее пособие. После этого можно открывать юрлицо или ИП.
  2. Изучить спрос на рынке сельхозпродукции и оставить бизнес-план. В бизнес-плане следует указать все затраты на открытие бизнеса, а также планируемый доход и окупаемость.
  3. Защитить свой бизнес-план перед специальной комиссией.
  4. Составить заявление на получение субсидии для открытия фермерского хозяйства.
  5. В случае одобрения зарегистрироваться в ИФНС и открыть расчетный счет. Субсидия будет перечислена на счет, после чего можно приступать к работе.
  6. Отчитаться в службе занятости и подтвердить, что средства использованы по назначению.

Это субсидия, выделяемая на конкурсной основе лучшему претенденту. Разновидности грантов на развитие КФХ:

  • ассигнования для возведения сооружений на с/х объектах, для проведения коммуникаций к с/х угодьям;
  • дотации на покупку нового оборудования, на реализацию других способов усовершенствования хозяйства;
  • субсидии на приобретение земли;
  • ассигнования для взносов по лизингу;
  • дотации на покупку скота, птицы;
  • возмещение расходов на приобретение удобрений.

Грант предоставляется на основе оценки профессионализма фермера. При принятии решения о выдаче дотаций учитывают:

  • профильное образование у фермера;
  • рекомендации местных властей;
  • размер начального капитала;
  • бизнес-план;
  • наличие в собственности земельных угодий, объектов с/х назначений для реализации проекта;
  • план по реализации полученного товара;
  • значимость подготовленного проекта для населения.

Гранты выделяют начинающим фермерам и семейным хозяйствам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.