Что значит заинтересованное лицо в суде

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что значит заинтересованное лицо в суде». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В ходе рассмотрения дел, подпадающих под положения ГК, участников разбирательств можно разделить на категории, в зависимости от степени их заинтересованности. В первую категорию входят субъект, выдвигающий требования, — истец, и гражданин, отвечающий на них – ответчик. Включение их в отдельную группу вполне объяснимо. Каждый из них выступает как заинтересованное лицо. Это означает, что их участие в разбирательстве продиктовано стремлением защитить/восстановить свои права.

Кто понимается под заинтересованным лицом в арбитражном процессе?

В литературе наряду с юридической выделяют и фактическую заинтересованность. Она не применяется к сторонам спора (ответчику и истцу). Между тем фактическая заинтересованность не будет иметь значения для большинства участников процесса. Однако для некоторых субъектов она может стать серьезным препятствием. К примеру, один из участников разбирательства приходится родственником прокурору. У последнего, соответственно, может возникнуть конфликт интересов. А это, в свою очередь, ставит под вопрос его участие в деле. Прокурор в таком случае будет выступать как фактически заинтересованное лицо, что противоречит принципам производства.

К этому субъекту предъявляются требования истцом. Ответчик также имеет свой личный интерес в результате дела. Ему выгодно, чтобы решение было принято не в пользу истца. В противном случае ему придется восстанавливать нарушенные права заявителя, а в ряде случаев компенсировать понесенный ущерб. Он также использует все средства, предусмотренные законодательством. Кроме этого, ГПК допускает заявление им встречного иска. В этом случае ответчиком уже становится первоначальный истец.

В гражданском процессе могут участвовать различные лица. Основными субъектами выступают ответчик и истец. Они имеют личную заинтересованность в результате разбирательства. Они могут ходатайствовать о привлечении других граждан к рассмотрению спора. В ходе процесса могут появиться третьи лица. Они могут заявлять самостоятельные требования и обращать их как к истцу, так и к ответчику. Однако статус их от этого не изменяется – они остаются третьими лицами, имеющими личный интерес. Эти субъекты также вправе использовать законные средства доказывания. Еще одна категория – заинтересованные лица. Они вступают в разбирательство в силу своей профессиональной деятельности. Этим они отличаются от третьих лиц. Их желания могут совпадать с требованиями истца или ответчика. Однако в любом случае их интерес является публичным. У всех участников разбирательства есть право обжаловать вынесенное решение. Оспаривание акта осуществляется в порядке, предусмотренном в ГПК. На практике возникают случаи, когда у субъекта возникает фактическая заинтересованность в деле. Своевременное ее выявление позволит избежать необоснованности решения.

Заинтересованное лицо в гражданском процессе

С юридической точки зрения заинтересованным лицом является тот, чей правовой статус (или совокупность прав и обязанностей) может быть затронут при судебном разбирательстве. В целом на них распространяются полномочия одной из сторон, однако обычно им не разрешается:

  • изменять основание или предмет иска;
  • отказываться от иска;
  • подавать встречный иск.

С юридической точки зрения заинтересованным лицом является тот, чей правовой статус (или совокупность прав и обязанностей) может быть затронут при судебном разбирательстве. В целом на них распространяются полномочия одной из сторон, однако обычно им не разрешается:

  • изменять основание или предмет иска;
  • отказываться от иска;
  • подавать встречный иск.

Статья 19 закона «О банкротстве» посвящена определению того, кто относится к заинтересованным лицам по отношению как к должнику, который является гражданином, так и к должнику, представленном организацией. Правовой статус каждого из них отличается особыми характеристиками.

Если брать основной документ законодательства, то в статье № 127 Федерального Закона о несостоятельности гражданина или компании с юридическим статусом не существует данного понятия. Вместо этого вы найдете предложение «контролирующее должника лицо». Путать два этих постулата нельзя. А вот согласно статье 4-ФЗ «О конкуренции…» аффилированность означает, что гражданин или группа людей может влиять на производственную деятельность и принимать стратегические решения совместно с руководством.

Характер взаимосвязанных действий может быть:

  1. на договорной основе;
  2. имущественным;
  3. организационным;
  4. управленческим;
  5. родственно-правовым;
  6. смешанного типа.

Благодаря антимонопольному и антикоррупционному законодательству компания обязана вести реестр АЛ. Этот список хранится в течение всего периода существования фирмы, а далее он передается в архив.

Наличие реестра дает ощутимые положительные результаты:

  • Компания сохраняет свои активы и ведет хорошую инвестиционную политику без воздействия на их работу третьих лиц.
  • Снижается риск признания коллегиальным органом сделки недействительной.
  • Уменьшается опасность потенциального контрагента получить фиктивный договор или соглашение, то есть партнер может просчитать все риски и перспективы будущей сделки и оспаривание данного факта сводится к минимуму.
  • Осуществляется антикоррупционное регулирование, так как все произведенные контракты со связанными лицами необходимо предоставлять в муниципальный отдел налоговой инспекции.

Участниками судебного процесса, которые могут заявлять свои права, считаются как физические лица, так и компании. Заинтересованные лица в банкротстве имеют ограниченный список прав. Таким субъектам не разрешается:

  • вносить изменения в предмет и основание иска;
  • отказываться от исковых требований;
  • подавать встречный иск.

Если должником является гражданин, то человеком, имеющим интерес, выступает его аффилированное лицо или физлица, которые входят с ним в одну группу. В случае с юридическим лицом такими субъектами являются: руководитель компании, члены наблюдательного или исполнительного органа.

Важно: лица, которые перестали выполнять свои обязанности не ранее 1 года до начала судебной тяжбы, сохраняют статус заинтересованного лица. Люди, которые занимают вышеуказанные должности, в том числе совет директоров организации, будут считаться заинтересованными в случае, если они могут влиять на действия должника.

  1. Правиков, Федор Памятник из законов. Ч. 4 / Федор Правиков. — Москва: ИЛ, 2005. — 621 c.
  2. Ехлакова Елена Собственность и труд – оптимизация воздействия государства по критерию повышения качества жизни; Дашков и К — М., 2009. — 786 c.
  3. Сыч Константин Лишение свободы как родовое понятие и виды уголовного наказания: опыт теоретико-правового конструирования. Монография; КноРус — М., 2013. — 264 c.
  4. Зайнуллин Р. И. Очная ставка с участием несовершеннолетнего обвиняемого; Библио-Глобус — М., 2016. — 431 c.
  5. Жалинский А. Э. Избранные труды. Том 3. Уголовная политология. Сравнительное и международное право; РГГУ — Москва, 2015. — 929 c.

Обжалование и законный интерес

Условно заинтересованных в исходе дела можно разделить:

  • заинтересованные лично в исходе дела истец и ответчик, любой человек, участвующий в процессе, чьи права затрагивает результат судебного разбирательства;
  • представители сторон в судебном разбирательстве, чей юридический интерес носит процессуальный характер;
  • прокурор, представители общественных и государственных учреждений профессионально заинтересованы в ходе выполнения своих служебных обязанностей в рамках судебного заседания;
  • стороны процесса по делам, затрагивающим публичные отношения (например, оспаривающие нормативный акт местного органа власти).

Процессуальный интерес — это заинтересованность в конкретном исходе дела, представителя истца и ответчика, основанная на выполнении поручения или служебных обязанностей в рамках трудового договора. Представители сторон не являются самостоятельными участниками процесса, их юридический интерес в результате рассмотрения дела ограничен рамками поручения. При прекращении договора у них исчезает и заинтересованность в исходе судебного разбирательства.

Понятия участников, имеющих юридический интерес, в гражданском и административном процессе похожи. Различие состоит в том, что заявить о своем интересе в исходе административного дела они могут только до вынесения решения судом первой инстанции. Основанием для участия в судебном разбирательстве может быть личная или судебная инициатива, ходатайство сторон. Самостоятельно инициировать начало или прекращение административного процесса заинтересованные лица не имеют права. Они могут заявлять обращение в суд на стороне административного истца или ответчика.

По делам о банкротстве выделяют три группы участников:

  1. По отношению к должнику юридическому лицу — дочерние и материнские предприятия, люди, которые исполняя свои должностные обязанности, могут участвовать в управлении, принимать решения и заключать сделки от имени фирмы-должника, их близкие родственники.
  2. По отношению физическому лицу, в отношении которого судом выносится определение о банкротстве — близкие родственники самого должника и их супругов.
  3. По отношению к арбитражному управляющему в деле о банкротстве — близкие родственники и лица, входящие в одну группу с управляющим либо аффилированные с ним.

Ведущий юрист.
Юридический стаж — 19 лет

Задать вопрос юристу

Законодательство разрешает присутствие в суде представителя гражданина. Причиной может стать болезнь, вынужденный отъезд, недееспособность или желание получить помощь со стороны компетентного лица.

Хотя изменения в процессуальный кодекс появились около года назад многие не знают о важных условиях участия в судебном процессе. Граждане четко понимают, что представителям поручают выполнение определенных задач, оговоренных в документе, который должен быть заверен нотариально. До 01.10.2019 в гражданском процессе защита интересов другого лица была дозволена практически любому человеку, в том числе и самому заявителю.

  • наличие ученой степени в сфере юриспруденции;
  • диплом о высшем юридическом образовании (бакалавр, специалист, магистр);
  • наличие статуса адвоката.

На районные суды и мировых судей такое правило не распространяется. В этом случае могут представительствовать граждане без юридического образования. В свою очередь адвокаты должны предъявить ордер и удостоверение.

Однако с целью защиты интереса и прав другого лица в апелляции, кассации, в Верховном суде Российской Федерации, в областном суде первой инстанции следует подтвердить наличие диплома или специального статуса в соответствии с федеральным законом.

Интересы детей, недееспособных лиц отстаивают родители, опекуны, попечители. Если привлеченный к ответственности гражданин по каким-то причинам отсутствует, от его имени представительствует другое лицо, которое вправе управлять его имуществом.

Некоторое время назад защиту интересов в судах разрешалось доверять узким специалистам без юридического образования: экономистам, маркетологам, налоговым инспекторам. Сегодня они могут быть привлечены с целью консультирования по различным вопросам, в которых компетентны. Но участвовать в гражданских судах уполномочен исключительно юрист или адвокат

Представителями в суде по гражданским делам не могут быть, в частности, судьи, следователи, прокуроры, помощники судей и работники аппарата суда, за исключением случаев участия их в процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей (ст. 51 ГПК РФ).

Оформление полномочий

Личное участие в деле гражданина (законного представителя) не лишает его права иметь по этому делу представителя (ч. 1 ст. 48 ГПК РФ). Как правило, уполномоченными представителями граждан в суде являются юристы или адвокаты, отношения с которыми строятся на основании гражданско-правового договора.

Доверенность, выдаваемая гражданином, может быть удостоверена в нотариальном порядке либо (ч. 2 ст. 53 ГПК РФ) или ином порядке, предусмотренном законом.

  • Обратите внимание! В связи с коронавирусной инфекцией работа нотариусов осуществляется с учетом санитарно-эпидемиологической ситуации. Порядок работы рекомендуем предварительно уточнить (п. 1 Указа Президента РФ от 11.05.2020 N 316).

Также доверитель вправе указать своего представителя и определить его полномочия непосредственно в суде. Данное заявление можно сделать устно (оно заносится в протокол судебного заседания) или оформить письменно в произвольной форме (ч. 6 ст. 53 ГПК РФ).

В доверенности обязательно должна быть указана дата ее совершения, поскольку без указания этой даты она является недействительной. Доверенность может быть выдана на любой срок, но если конкретный срок в ней не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения (п. 1 ст. 186 ГК РФ).

  • Важно! Лицо, выдавшее доверенность на ведение дела в суде и впоследствии отменившее ее, обязано незамедлительно известить об отмене суд, рассматривающий дело (ч. 2 ст. 54 ГПК РФ).
  • обжаловать постановление суда, с которым не согласен;
  • мирно завершать споры;
  • признавать, подписывать иски, предъявлять встречные;
  • получать имущество, которое было присуждено;
  • передавать документы в третейский суд;
  • передоверять полномочия;
  • требовать уменьшения размера взысканий.

Представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия. Однако некоторые полномочия необходимо специально оговорить в доверенности.

Кто может быть представителем в суде?

  • Когда происходит процесс слияния юридических лиц. Такая процедура подразумевает то, что проводится переход обязанностей и прав

предыдущих учредителей к новой компании, образованной в процессе слияния;

  • Смерть гражданина и необходимость ведения дела от имени наследодателя умершего лица;
  • Проведение процедуры реорганизации юридического лица или присоединения, когда права и обязанности компании присоединяются к прошлой организации;
  • Прекращение функционирования юридического лица по причине ликвидации компании;
  • Уступка права требования;
  • Производство перевода долга и иные виды ситуаций, когда требуется перемена обязательств.

Например, истец по гражданскому делу – это физическое лицо. На основании поданного искового заявления он просит о взыскании денег по договору займа. В ходе судебного процесса истец погибает и тогда на основании правопреемства вместо него участие принимать могут наследники. Суд на основании вынесенного постановления проведет замену выбывшей стороны по закону. Это актуально, когда имеются судебные тяжбы, связанные, к примеру, с взысканием имущественных обязательств или установлением прав на объекты движимого либо недвижимого имущества.


Важно отметить то, что судьей должно быть осуществлено приостановление производства по делу до определения правопреемника на основании вынесения такого документа, как постановление. Если вопрос о правопреемстве возник на стадии ведения обжалования, то тогда судья вернет дело в суд первой инстанции, где надо будет совершить описанные выше процессуальные действия. Правопреемник в свою очередь должен совершать установленные процессуальные действия. Сам по себе правопреемник может отказаться в замене и этот факт оформляется при помощи определения судебного органа. На это определение другими сторонами по делу может быть подана жалоба.


В первую очередь правопреемник может обладать правом на обращение с заявлением о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам, если таковые были известны ему на тот момент. Статья 44 Гражданско-процессуального кодекса говорит о том, что правопреемство допустимо на любой стадии гражданского процесса. И новые правопреемники имеют право заявить о пересмотре дела в том числе и в свою пользу при необходимости.


Знать надо и о том, что в определенных случаях бывает и так, что выносится отрицательное решение о правопреемстве. Это происходит на основании следующих факторов:

  • Обращение было подано в не уполномоченный судебный орган. Например, дело рассматривается в мировом суде, а обращение подается в районный суд;
  • Основание для правопреемства носит незаконный характер. В качестве примера привести можно ситуацию, когда заявитель хочет осуществить это, когда дело касается взыскания денег по алиментам;
  • Нет подтвержденных оснований для правопреемства.

  • Арбитражный процессуальный кодекс

  • Бюджетный кодекс

  • Водный кодекс

  • Воздушный кодекс

  • Градостроительный кодекс

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Жилищный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Кодекс административного судопроизводства

  • Кодекс внутреннего водного транспорта

  • Кодекс об административных правонарушениях

  • Кодекс торгового мореплавания

  • Лесной кодекс

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс

  • Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Трудовой кодекс

  • Уголовно-исполнительный кодекс

  • Уголовно-процессуальный кодекс

  • Уголовный кодекс

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

  • Обзор практики рассмотрения в 2017 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей инос

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.05.2018)

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26

    «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

  • Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об исполнительном производстве»

  • Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018)

    «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.04.2018 N 66-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 19 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 29.07.2018)

    «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

  • Федеральный закон от 27.06.2018 N 158-ФЗ

    «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2018 N 265-ФЗ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ (ред. от 23.04.2018)

    «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 04.06.2018)

    «О защите конкуренции»

  • Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 04.06.2018)

    «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 31.12.2017)

    «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 07.03.2018 N 48-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве»

  • Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2018)

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 340-ФЗ

    «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 08.05.2009 N 93-ФЗ (ред. от 29.12.2017)

    С 2017 года заключение сделок с заинтересованностью не требует обязательного предварительного одобрения на собрании акционеров или участников ООО. Однако такую сделку всё равно можно признать недействительной по иску общества, любого участника ООО или акционера, у которого есть минимум 1% акций.

    Истец должен доказать в суде, что:

    • другая сторона сделки знала, что соглашение заключается с заинтересованным лицом;
    • согласия на совершение сделки получено не было;
    • сделка нанесла ущерб компании.

    Заинтересованное лицо обязано уведомить других участников общества минимум за 15 дней до совершения сделки или в другой срок, который указан в уставе. Если устав требует согласия на сделку других участников АО или ООО, то этот вопрос выносят на голосование. К годовому собранию акционеров (участников общества) гендиректор должен представить отчёт обо всех сделках с заинтересованностью.

    Условно заинтересованных в исходе дела можно разделить:

    • заинтересованные лично в исходе дела истец и ответчик, любой человек, участвующий в процессе, чьи права затрагивает результат судебного разбирательства;
    • представители сторон в судебном разбирательстве, чей юридический интерес носит процессуальный характер;
    • прокурор, представители общественных и государственных учреждений профессионально заинтересованы в ходе выполнения своих служебных обязанностей в рамках судебного заседания;
    • стороны процесса по делам, затрагивающим публичные отношения (например, оспаривающие нормативный акт местного органа власти).

    Процессуальный интерес — это заинтересованность в конкретном исходе дела, представителя истца и ответчика, основанная на выполнении поручения или служебных обязанностей в рамках трудового договора.

    Представители сторон не являются самостоятельными участниками процесса, их юридический интерес в результате рассмотрения дела ограничен рамками поручения.

    При прекращении договора у них исчезает и заинтересованность в исходе судебного разбирательства.

    Фактически заинтересованные лица — это участники судебного разбирательства, которые в его результате приобретают или утрачивают какие-либо материальные (нематериальные) ценности, права, обязанности и т. д.

    При этом следует понимать, что наличие фактической заинтересованности у участников процесса, выполняющих свои должностные обязанности в рамках конкретного процесса, является поводом для их отстранения от рассмотрения дела.

    Например, судья, назначенный для ведения процесса, является близким родственником истца или ответчика, что может теоретически повлиять на принятие решения в пользу той или иной стороны. Такой интерес в исходе дела становится поводом для смены судьи.

    Понятия участников, имеющих юридический интерес, в гражданском и административном процессе похожи. Различие состоит в том, что заявить о своем интересе в исходе административного дела они могут только до вынесения решения судом первой инстанции.

    Основанием для участия в судебном разбирательстве может быть личная или судебная инициатива, ходатайство сторон. Самостоятельно инициировать начало или прекращение административного процесса заинтересованные лица не имеют права.

    Они могут заявлять обращение в суд на стороне административного истца или ответчика.

    Материал по теме Получение бесплатной путёвки в санаторий для пенсионеров

    По делам о банкротстве выделяют три группы участников:

    1. По отношению к должнику юридическому лицу — дочерние и материнские предприятия, люди, которые исполняя свои должностные обязанности, могут участвовать в управлении, принимать решения и заключать сделки от имени фирмы-должника, их близкие родственники.
    2. По отношению физическому лицу, в отношении которого судом выносится определение о банкротстве — близкие родственники самого должника и их супругов.
    3. По отношению к арбитражному управляющему в деле о банкротстве — близкие родственники и лица, входящие в одну группу с управляющим либо аффилированные с ним.

    Напомним, 24 апреля Президиум Верховного Суда РФ утвердил Обзор судебной практики № 1 за 2019 г., который содержит 52 правовые позиции судебных коллегий и два разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике.

    Утвержден первый Обзор судебной практики ВС РФ за 2019 годБольше всего правовых позиций опубликовала Судебная коллегия по экономическим спорам

    В обзор также вошли шесть правовых позиций Коллегии по административным делам.

    По мнению адвоката АП г. Москвы Анны Минушкиной, обобщенные правовые позиции по административным делам имеют важное значение, поскольку КАС РФ является достаточно новым нормативно-правовым актом и практика его применения до настоящего времени вызывает множество вопросов, требующих разъяснений и дополнений.

    Частнопрактикующий юрист Кирилл Кравченко считает наиболее интересными с практической точки зрения разъяснения, содержащиеся в п. 41–44 обзора.

    Так, в п.

    41 указано, что исключение из региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда одного жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в указанную программу, законодательством не предусмотрено и свидетельствует о нарушении прав граждан, являющихся собственниками данного помещения и имеющих право выбора способа обеспечения своих жилищных прав (Определение ВС от 6 февраля 2019 г. по делу № 2-АПГ18-19).

    Как отметил Кирилл Кравченко, из определения следует, что собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных ВС способов обеспечения жилищных прав.

    «Чтобы ответить на вопрос, насколько правильной является такая позиция, необходимо обратить внимание на Постановление Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2003 г. № 6-П, из абз. 1 п.

    3 которого следует, что ГК РФ в соответствии с вытекающими из Конституции РФ основными началами гражданского законодательства, не ограничивает гражданина в выборе способа защиты нарушенного права, – пояснил он.

    – Однако ВС утверждает, что собственник квартиры в аварийном жилищном фонде может выбрать только тот способ защиты, который был определен ВС». По мнению эксперта, толкование, приведенное в рассматриваемом определении, не соответствует правовой позиции КС и сужает сферу действия как ст. 11 ЖК РФ и ст. 12 ГК (в частности, исключается возмещение убытков как универсальный способ защиты нарушенных прав).

    Юрист также обратил внимание на позицию Верховного Суда, в соответствии с которой если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению, собственник квартиры в нем в силу п. 3 ст. 2, ст.

    16 Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп. «В Определении ВС от 21 марта 2017 г. по делу № 45-КГ16-30 указано, что суды первой и второй инстанций пришли к выводу, согласно которому ст.

    32 ЖК к спорным правоотношениям не применяется, поскольку включение аварийного дома в адресную программу является самостоятельным основанием для предоставления иного жилого помещения собственнику при переселении из аварийного жилищного фонда либо его выкуп, – добавил Кирилл Кравченко.

    – Однако ВС отверг такой вывод, применив к спорным правоотношениям ст. 32 ЖК, поскольку права собственника такого жилья обеспечиваются в порядке, предусмотренном данной нормой».

    Такая позиция судов представляется эксперту более правильной и аргументированной. «Более того, ВС истолковал указанные положения Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ внесистемно, то есть безотносительно предписаний ст.

    • Под правовым статусом любого лица считается совокупность его прав, обязанностей и ответственности в определённой области общественных отношений, предоставленные ему законами и подзаконными актами.
    • Всех лиц, причастных к рассмотрению конкретного административного дела (участники административно – судебного процесса), законодатель делит на категории: 1) лица, участвующие в деле; 2) иные участники судебного процесса; 3) органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц.
    • К лицам, участвующим в деле отнесены: 1) стороны; 2) заинтересованные лица; 3) прокурор
    • Иными участниками судебного процесса являются: представители, лица, содействующие осуществлению правосудия, в том числе эксперт, специалист, свидетель, переводчик, секретарь судебного заседания.
    • Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик.
    • Под административным истцом понимается: а) физическое, юридическое или иное лицо, которое лично обратилось в суд в защиту своих прав, свобод и законных интересов; б) лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином; в) прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.

    В данном определении уточнения требуют некоторые позиции. Так к иным лицам, кроме физических и юридических лиц, в первом пункте законодатель относит общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами. К органам, осуществляющим публичные полномочия, относятся органы государственной власти на основе разделения властей, иные государственные органы (Счётная Палата РФ, аналогичные органы субъектов РФ, Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ и др.), органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными публичными полномочиями, а также должностные лица.

    Под административным ответчиком понимается лицо: а) к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений; б) в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.

    Административными ответчиками, как правило, являются органы публичной власти и их должностные лица.

    Таковыми могут быть также органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

    В случаях, установленных КАС РФ, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.

    К заинтересованным лицам в административном судопроизводстве относятся субъекты, права и обязанности которых могут быть затронуты при разрешении административного дела. Они могут выступать как на стороне лица, так и на стороне ответчика.

    Указанные лица вправе до завершения рассмотрения дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело.

    Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.

    Заинтересованные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности того участника процесса, на стороне которого они выступают. Однако они не имеют права изменять основание или предмет административного иска, равно как отказаться от административного иска, признавать административный иск или заключать соглашения о примирении, подавать встречный административный иск.

    1. О вступлении в административное дело заинтересованного лица судом выносится определение.
    2. В случае, если заинтересованное лицо вступило в административное дело после начала судебного разбирательства, подготовка к судебному разбирательству и судебное разбирательство начинаются сначала.
    3. Прокурор может участвовать в процессе как административный истец или в качестве представителя органа власти с особым статусом в соответствии с действующим законодательством, в том числе КАС РФ.
    4. Он вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту: а) прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц; б) интересов Российской Федерации; интересов субъектов Российской Федерации; интересов муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
    5. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, прокурор может подать только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

    Статья 39 КАС РФ определяет полномочия органов прокуратуры и его должностных лиц по обращению в соответствующие суды судебной системы РФ. Так, прокурор города, района и приравненные к ним прокуроры могут обращаться с административным иском только районный и приравненный к нему суд.

    В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продо��жается, если административный ответчик не удовлетворил заявленных истцом требований.

    Понятие сторон административного процесса приведено в ст. 38 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ). Так, в пп. 2 и 4 данной статьи приведены определения истца и ответчика:

    • административный истец — лицо, которое непосредственно само либо через уполномоченных лиц обратилось в суд для защиты, прекращения нарушения своих прав, для защиты публичных интересов;
    • административный ответчик — лицо, в отношении которого истцом предъявлено требование о прекращении нарушений прав либо иные требования, вытекающие из публичных, административных правоотношений.

    В качестве истцов и ответчиков в административном судопроизводстве могут выступать как физлица, так и государственные учреждения, организации или негосударственные организации, которым доверены публичные полномочия.

    Кроме сторон, в число участников дела ст. 37 КАС РФ включает заинтересованных лиц. Ст. 47 КАС РФ гласит, что в качестве заинтересованного лица в административном процессе при желании выступают все те, чьи правомочия и интересы затрагиваются текущим спором.

    Важно! Когда суд признает лиц заинтересованными, они получают все процессуальные полномочия стороны процесса. Привлечение нового лица к делу согласно п. 6 ст. 47 КАС РФ является достаточным поводом для начала разбирательства в суде заново.

    Обратите внимание! Правила, согласно которым прокуроры могут участвовать в рассматриваемой категории дел в судах, приведены в нормах ст. 39 КАС РФ. П. 1 ст. 39 КАС РФ устанавливает, что прокурор уполномочен выступать как административный истец в нижеследующих случаях:

    • когда иск подается в интересах неопределенного круга лиц;
    • если само лицо, чьи правомочия и интересы нарушены, не имеет возможности подать иск самостоятельно по состоянию здоровья, в силу недееспособности или по иным причинам, признаваемым судом уважительными.

    Помимо этого, КАС РФ предусматривает случаи, когда прокурор вправе принять участие в уже имеющемся деле и дать заключение. Этот вид участия используется по делам об оспаривании нормативных актов. Когда по делу он выступает в качестве административного истца, прокурор не может давать заключения.

    Важно! Участие прокурора в деле не лишает стороны их процессуальных полномочий. Так, согласно п. 6 ст. 39 КАС РФ, если прокурор отказывается от иска, то судья не прекращает производство, а оставляет заявление без рассмотрения.

    Прекращение дела производится только тогда, когда административный истец отказывается от иска (исключение — добровольное удовлетворение требований ответчиком, тогда отказ прокурора от административного иска влечет прекращение производства).

    ***

    Таким образом, в административном судопроизводстве могут принимать участие как непосредственно сами стороны, так и третьи лица, чьи интересы затрагивает данный спор. Прокурор, в свою очередь, вправе участвовать в деле в случаях, предписанных КАС РФ.

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    В соответствии с Законом Республики Беларусь 28 октября 2008 г.

    № 433-З «Об основах административных процедур» административная процедура — действия уполномоченного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица, по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, в том числе заканчивающиеся выдачей справки или другого документа (его принятием, согласованием, утверждением), либо регистрацией или учетом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и (или) услуг за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, из имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности.

    Заинтересованное лицо — гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства, в том числе индивидуальный предприниматель (если не определено иное, далее — гражданин), или юридическое лицо Республики Беларусь, иная организация (далее — юридическое лицо), обратившиеся (обращающиеся) за осуществлением административной процедуры (статья 1 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-3 «Об основах административных процедур).

    В соответствии со статьей 10 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-3 «Об основах административных процедур»

    Заинтересованные лица имеют право:

    • обращаться с заявлениями в уполномоченные органы;
    • бесплатно получать от уполномоченных органов предусмотренные законодательством об административных процедурах формы (бланки) документов, необходимых для обращения за осуществлением административных процедур;
    • получать от уполномоченных органов разъяснение своих прав и обязанностей;
    • принимать участие в административных процедурах лично и (или) через своих представителей, если иное не предусмотрено законодательными актами;
    • знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением своих заявлений, делать из них выписки, если иное не предусмотрено законодательством о государственных секретах, коммерческой или иной охраняемой законом тайне;
    • получать административные решения либо выписки из них;
    • отозвать свое заявление в любое время до окончания осуществления административной процедуры;
    • обжаловать принятые административные решения;
    • осуществлять другие права, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства об административных процедурах.

    В соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-3 «Об основах административных процедур»

    Заинтересованные лица обязаны:

    • вежливо относиться к работникам уполномоченных органов, не допускать нецензурных либо оскорбительных слов или выражений в отношении таких работников;
    • представлять в уполномоченные органы документы и (или) сведения, включенные в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, а также документы, указанные в абзацах втором-седьмом пункта 2 статьи 15 настоящего Закона (удостоверяющие личность гражданина; подтверждающие служебное положение руководителя юридического лица, а также удостоверяющие его личность; подтверждающие государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя; подтверждающие полномочия представителя заинтересованного лица; подтверждающие согласие заинтересованного лица на представление по запросу уполномоченного органа другими государственными органами, иными организациями документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, содержащих информацию, касающуюся заинтересованного лица и относящуюся к коммерческой или иной охраняемой законом тайне, если заинтересованное лицо не представило такие документы и (или) сведения самостоятельно; подтверждающие внесение платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, за выдачу запрашиваемых уполномоченным органом документов и (или) сведений (за исключением случая, если заинтересованным лицом внесена плата, взимаемая при осуществлении административной процедуры, посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства), если за их выдачу законодательством предусмотрена такая плата и заинтересованное лицо не представило такие документы и (или) сведения самостоятельно), в случае истребования таких документов;
    • вносить плату, взимаемую при осуществлении административных процедур;
    • своевременно информировать уполномоченные органы об изменении места жительства (места пребывания), места нахождения в период осуществления административной процедуры;
    • выполнять другие обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства об административных процедурах.

    Перечень административных процедур осуществляемых работниками предприятия «МОЦИС» в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (в действующей редакции).

    Гражданский и Арбитражный процессуальные кодексы — центральные акты, которые решают вопрос смены сторон в судебном разбирательстве. Согласно ст. 44 ГПК РФ, суд назначает правопреемника в рамках процессуального правопреемства в случае:

    • смерти участника;
    • реорганизации юр.лица;
    • уступки;
    • перевода задолженности.

    Это неполный список. Перечисленные пункты — наиболее распространенные, когда требуется процессуальное правопреемство.

    Смерть физического лица приводит к устранению участника разбирательства. Согласно ст. 215 ГПК РФ, суд должен приостановить дело в этом случае и поднять вопрос о процессуальном правопреемстве. Наследники могут вступить в дело в порядке правопреемства, но только если предоставят доказательства прав на наследство. В такой ситуации рассмотрение дела может превратиться в наследственный спор.

    Реорганизация подразумевает прекращение существования юридического лица. Вместо него в дело может вступить вновь созданная организация.

    Уступка требований — это сложная ситуация, которая не нашла в судебной практике однозначного решения. Особенно ярко это проявляется при наличии множественности уступок — когда кто-то получил право требования через нескольких предшественников. В такой ситуации суд привлекает предыдущих кредиторов в качестве третьих лиц, которые не заявляют самостоятельных требований.

    Правопреемство — это перемена участвующего в деле лица. Изменить можно как истца, так и ответчика, и третьих лиц. Очевидно, что смена стороны в споре может кардинально поменять всю картину разбирательства. Поэтому суд не обязан менять участников по прихоти других лиц — он лишь допускает подобную возможность.

    Процессуальную смену лица стоит отличать от материального изменения правопреемника. При материальной смене лица (переходе права требования, передаче заложенного имущества) правопреемник не получает всю полноту процессуальных прав.

    В то же время процессуальное правопреемство не может быть частичным — оно всегда подразумевает полную передачу ответственности. Нельзя получить возможность выступать в суде и при этом не быть заинтересованным в собственных требованиях. В п. 2 ст. 44 ГПК РФ прямо указано, что действия, которые имели место до правопреемника, остаются для него обязательными.

    Перечисленное означает, что правопреемник не рассматривается судьей как новый участник. Формально, сторона и ее требования остались в силе.

    1. Сразу же нужно сказать о том, что к заинтересованным лицам непременно относят истца. Истец подает специализированные документы на рассмотрение дела с указанием четких требований по существу предоставленных вопросов. Таким образом, становится понятно, что истец будет осуществлять все необходимые действия, чтобы получить нужное судебное решение;
    2. Ответчик также является заинтересованным лицом, так как фактически, он имеет собственную позицию по рассматриваемому делу, именно по этой причине, он осуществляет предоставление своих доводов, доказательств и фактов, с целью получения нужного решения, максимально защищающего его права и интересы;
    3. Также нужно обратить ваше внимание на третьих лиц, которые фактически не принимают участие в судебном процессе, тем не менее, имеют своеобразную заинтересованность в том или же ином решении суда.

    Таким образом, становится понятно, что заинтересованными лицами считаются участники процесса, которые ожидают от суда принятия четко определенных решений, соответствующих установленным пожеланиям и требованиям.
    Вполне очевидно, что все участники процесса наделяются процессуальным правом осуществлять процесс защиты своих интересов. Соответственно, формируется возможность предоставлять определенные доказательства, доводы и факты, на основании которых суд сможет принять нужное именно вам решение.

    При определении заинтересованного лица ст. 19 127-ФЗ содержит отсылку к другому закону: ФЗ-135 «О защите конкуренции» от 2006 года. Под определением понимается заинтересованное лицо, входящее в одну группу с должником, или которое является его аффинированным лицом. К указанным компаниям можно отнести дочерние или материнские организации по отношению к предприятию, находящемуся в стации признания финансовой несостоятельности.

    Данный статус предполагает наличие юридических и физических возможностей у одной компании участвовать в хозяйственной деятельности другой и оказывать влияние на принятые решения.

    Возможность влияния на деятельность иного юрлица может быть обеспечена через преобладающую долю в уставном капитале в другом обществе либо в силу пописанного между компаниями соглашения.

    По отношению к должнику в статусе юрлица к заинтересованным лицам относятся:

    1. Руководитель компании-должника.
    2. Лица из числа совета директоров или наблюдательного совета.
    3. Коллегиальный исполнительный орган или иной орган управления компании-должника.
    4. Главный бухгалтер или бухгалтер.

    Согласно положениям п. 2 ст. 19 127-ФЗ, к представленным физлицам можно также отнести тех граждан, которые ранее состояли в трудовых отношениях с компанией-должником, но были освобождены от своих обязанностей в течение года до возбуждения процедуры банкротства. В качестве отправной точки для отсчета может выступать дата введения временной администрации в компании-должнике. Все зависит от того, какая из указанных дат наступила раньше: введения администрации или возбуждения дела о банкротстве.

    В случае если указанные граждане покинули занимаемую ими должность более, чем год назад после наступления указанных выше событий, то они утрачивают статус заинтересованных.

    Также к заинтересованным лицам причислены родственники данных граждан, которые имеют с ними связи по п. 3 ст. 19 127-ФЗ, а также признанные таковыми по нормам заключения гражданско-правовых сделок.

    В литературе наряду с юридической выделяют и фактическую заинтересованность. Она не применяется к сторонам спора (ответчику и истцу). Между тем фактическая заинтересованность не будет иметь значения для большинства участников процесса. Однако для некоторых субъектов она может стать серьезным препятствием. К примеру, один из участников разбирательства приходится родственником прокурору. У последнего, соответственно, может возникнуть конфликт интересов. А это, в свою очередь, ставит под вопрос его участие в деле. Прокурор в таком случае будет выступать как фактически заинтересованное лицо, что противоречит принципам производства.

    Этот вопрос вызвал серьезные обсуждения на заседании Научноконсультативного совета при ФАС УрО, мнения участников разделилось. Но в итоге пришли к выводу, «если заинтересованное лицо ходатайствует о вступлении в дело в качестве соистца путем поддержания иска, предъявленного первоначальным истцом

    Могут ли заинтересованные лица заявлять возражения относительно достоверности обстоятельств, обосновывающих факт?

    Заявитель и заинтересованные лица при рассмотрении дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, пользуются всеми правами лиц, участвующих в деле, в том числе заявлять возражения относительно достоверности обстоятельств, обосновывающих факт, об установлении которого просит заявитель

    Объяснения сторон и третьих лиц в гражданском процессе

    Несмотря на то, что механизм процедуры несостоятельности юридического лица уже отработан, с гражданами-должниками ситуация сложнее. Практика показывает, заинтересованные лица по отношению к должнику часто не понимают сложности процедуры, ответственности за мошеннические действия и возможные негативные последствия производства. Судебные прецеденты демонстрируют, что анализ финансовой ситуации должника проводится не только на текущий момент, но и за многие месяцы, которые предшествуют производству. Найденные ценности, недвижимость, транспортные средства будут проданы на торгах, а средства, вырученные на аукционах, перейдут кредиторам.

    Понятия участников, имеющих юридический интерес, в гражданском и административном процессе похожи. Различие состоит в том, что заявить о своем интересе в исходе административного дела они могут только до вынесения решения судом первой инстанции. Основанием для участия в судебном разбирательстве может быть личная или судебная инициатива, ходатайство сторон. Самостоятельно инициировать начало или прекращение административного процесса заинтересованные лица не имеют права. Они могут заявлять обращение в суд на стороне административного истца или ответчика.

    Прокурор, представитель общественной организации или органов власти иное лично незаинтересованное лицо участвует в деле, если этого требуют его профессиональные, служебные обязанности или требования закона. Также гражданскую заинтересованность проявляют заявители по делам, связанным с публичными отношениями.

    Заинтересованные лица в законодательстве о банкротстве

    По делам о банкротстве выделяют три группы участников:

    1. По отношению к должнику юридическому лицу — дочерние и материнские предприятия, люди, которые исполняя свои должностные обязанности, могут участвовать в управлении, принимать решения и заключать сделки от имени фирмы-должника, их близкие родственники.
    2. По отношению физическому лицу, в отношении которого судом выносится определение о банкротстве — близкие родственники самого должника и их супругов.
    3. По отношению к арбитражному управляющему в деле о банкротстве — близкие родственники и лица, входящие в одну группу с управляющим либо аффилированные с ним.

    ГПК часто затрагивает такие понятия, как основания и предмет иска. Под основанием понимаются обстоятельства, на которых строится иск.

    Предмет иска более широкое понятие, но чаще всего под ним понимают требования истца. Предметом спора при этом является материальный предмет или права на блага, имеющие материальное выражение. Понимание того, что такое требования, предмет иска или спора, важно. Так как часто встречается употребляемая формулировка — третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.