Положение о защите персональных данных работников в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение о защите персональных данных работников в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Чтобы учесть все новшества законодательства о персональных данных в 2022 году в положении о защите персональных данных работников установите порядок работы с данными, перечень лиц, имеющих к ним доступ, правила хранения личных дел и других кадровых документов, способы защиты электронных документов. Утвердите положение приказом руководителя и ознакомьте с ним работников под роспись (ст. 88 ТК РФ).

В 2022 году произошли законодательные изменения, которыми было утверждено, что согласие на обработку данных, разрешенных гражданином к передаче, необходимо оформлять отдельно от иных видов согласий. То есть стандартного документа от работника уже недостаточно, для этого необходимо отдельное согласие, даже в том случае, если человек указал в стандартном документе, что он не против передачи его сведений другим лицам.

Случаи, когда необходимо отдельное согласие физического лица:

  1. Организация занимается распространением данных неограниченному кругу лиц.
  2. Организация занимается передачей информации третьим лицам.

К примеру, если компания намерена разместить данные сотрудника на своем сайте, то ей необходимо получить у человека отдельное согласие на передачу такой информации.

Положение о персональных данных – это основополагающий внутренний документ, в котором прописан механизм обработки и хранения работодателем персональных данных сотрудников.

При подготовке проекта Положения за основу берется ФЗ №152. Единого типового образца документа не существует, однако структура Положения должна включать следующие блоки:

  1. Основные понятия, используемые в Положении.
  2. Принципы и условия обработки персональных данных работников.
  3. Права субъектов персональных данных (работников).
  4. Обязанности оператора (работодателя).

Положение о персональных данных вводится в действие путем издания приказа.

Разделы данного документа содержат следующие необходимые подпункты:

  • общие сведения;
  • перечисление данных, считающихся персональными в конкретной компании;
  • регламент применения данной информации;
  • особенности доступа к этим сведениям;
  • меры, принимаемые при нарушении принципов обработки информации, и ответственность виновных;
  • приложения (форма заявления для сотрудника о согласии на обработку и/или проверку предоставленных личных данных, форма обязательства не разглашать полученную информацию для сотрудников, у которых она будет в пользовании).

Легитимным, с точки зрения официальных законодательных документов, принятых в нашей стране, является только один способ получения конфиденциальной информации – от самого гражданина, пожелавшего добровольно ее сообщить в устной или письменной форме.

Косвенные способы получения персональных сведений о человеке (например, запрос на прежнее место работы) могут использоваться только в том случае, если сотрудник дал на это свое письменное согласие.

К СВЕДЕНИЮ! Чтобы иметь возможность получать информацию о сотруднике не только непосредственно от него, кадровые работники иногда используют не запрещенный законом прием. В анкете, заполняемой при трудоустройстве, может иметься пункт «Не возражаю против проверки предоставленных данных» или «Разрешаю получить информацию обо мне в следующих источниках (указать, в каких)».

Если к работодателю пришел запрос о сотруднике, который когда-то у него работал, лучше перестраховаться и потребовать письменное разрешение на предоставление персональных данных, подписанное самим физическим лицом. Это касается даже ситуаций, когда эти сведения требуют работники правоохранительных органов (вместо разрешения может быть подписанный их руководством приказ).

Понятие обработки включает все возможные законные действия, которые уполномоченные лица могут производить с получаемыми ими конфиденциальными данными:

  • сбор;
  • фиксация;
  • систематизация;
  • накопление;
  • сбережение;
  • защита;
  • передача;
  • использование.

Лицо или орган, производящее эти действия, называется оператором. При любых операциях с персональными данными он должен соблюдать следующие принципы:

  1. Соответствие способов обработки личных сведений и их целей требованиям законодательства РФ.
  2. Цели, задекларированные при сборе данных, должны совпадать с целями обработки.
  3. Выбирать способы обработки нужно в соответствии с заявленными целями.
  4. Все требования касаются только полных и достоверных персональных данных.
  5. Разглашать полученную информацию или ее часть без письменного согласия владельца строго запрещено законом.

Использование конфиденциальной информации о сотрудниках внутри самой компании регламентировано Положением о персональных данных, которое принимается руководителем. Сотрудники непременно должны быть ознакомлены с этим порядком, что подтверждается их личными подписями.

Организация должна предусмотреть круг лиц, которым предоставляется по долгу службы санкционированный доступ к персональным сведениям. Этими лицами должно быть подписано Обязательство о неразглашении, форма которого также разрабатывается в рамках организации.

  1. Запрещение предоставления данных любым третьим лицам или органам без наличия письменного согласия самого физического лица (исключение – угроза жизни и/или здоровью).
  2. Запрет на коммерческое использование полученных данных.
  3. При передаче четко регламентировать цель сообщения сведений и предупредить о ней получающее лицо.
  4. То или иное лицо, которому разрешено использовать персональные данные, может это делать только в объеме должностной инструкции.
  5. Отклонение от установленного порядка предусматривает серьезную ответственность виновного лица.

Рассматриваемый документ содержит локальные нормы, определяющие:

  • цели и задачи фирмы при работе с персональными данными;
  • перечни фактических и потенциально задействуемых в бизнес-процессах компании персональных данных;
  • описание операций с данными, практикуемых компанией;
  • способы доступа к данным, используемые в фирме;
  • обязанности сотрудников фирмы, задействующих при выполнении трудовой функции те или иные данные;
  • права сотрудников фирмы на приобретение санкционированного доступа к данным;
  • правовые механизмы ответственности работников фирмы за нарушения при операциях с данными.

Положение о персональных данных работников: шаблон на 2022 год

Каждая фирма, имеющая статус оператора персональных данных (таковыми являются все работодатели), обязана утвердить локальный правовой акт, который регламентирует операции с подобными данными. Чаще всего таким локальным актом становится положение, утверждаемое генеральным директором фирмы.

Ознакомиться с прочими аспектами кадрового документооборота вы можете в статьях:

  • «Воинский учет в организации — пошаговая инструкция»;
  • «Какой срок хранения документов в архиве организации?».

Источники:

  • Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ
  • Трудовой кодекс РФ

Разъясняется терминология, используемая в тексте, цели обработки персданных, описывается общее значение корпоративного документа.

В локальном акте допустимо расписать права и обязанности:

  • работодателя — оператора ПнД;
  • работника — субъекта ПД.

По закону обработка ПД заканчивается выполнением целей. Они определяются заранее, регламентируются федеральными актами. В Положение об обработке ПД конкретной компании прописывают цели, характерные для ее деятельности.

Пример

  • обработка ПнД в ИСПДн;
  • использование ПД при оформлении бланков документов;
  • передача ПД в госструктуры (ФСС, ПФР, ФНС), в третьи организации (банки, страховщики, отели);
  • принятие решения в отношении соискателя и т.д.

Не указывайте цели, не характерные для вашей вашей компании. Чтобы правильно их определить:

  • проанализируйте фактическую деятельность предприятия;
  • изучите устав — там указаны основные направления работы;
  • отследите бизнес-процессы в ИС подразделений и процедуры в отношении определенных категорий субъектов ПД.

Вы указали в локальном акте все используемые термины, определили цели. Теперь в Положении о защите персональных данных работников закрепите перечень должностей с допуском к ПнД. Это требует ст. 86 ТК РФ и 152-ФЗ.

Это допуск должностных лиц внутри компании-оператора. Доступ к конфиденциальным данным разделяется на полный и ограниченный. При описании полного допуска указывают список должностей, допущенных к ПД без ограничений.

При определении ограничений, кроме перечисления должностей, описывают свойства конфиденциальных данных, к которым допущены сотрудники, перечисляют операции, производимые с ними и указывают конечные цели.

Пример перечня должностей и перечня документов с персональными данными

В Регламенте перечисляются учреждения, которым передаются личные данные — это внешний доступ к конфиденциальной информации. К числу допущенных к личным сведениям работников относят контрольные и надзорные ведомства, иные, установленные федеральными нормами:

  • Инспекции труда;
  • Прокуратура РФ;
  • Правоохранительные органы;
  • Налоговики;
  • Военные комиссариаты;
  • Отделы миграционного учета иностранных граждан;
  • другие.

Включенные в положение об обработке персональных данных работников юрлица получают доступ, обусловленный спецификой деятельности, в порядке, установленном нормами РФ.

Укажите в локальном акте следующую информацию о юрлице с внешним допуском к ПД:

  • название, месторасположение;
  • цели передачи и объем переданных сведений;
  • операции с ПнД;
  • механизмы и правила обработки;
  • требования к защите.

Совет

Мы рекомендуем в Регламенте о ПД указывать обстоятельства, при которых возможно предоставление конфиденциальных сведений контрагенту.

Пример

Условия передачи персональных данных третьим лицам (в том числе, находящимся не в России — трансграничной) для достижения целей обработки ПД — наличие в соглашении пунктов, регулирующих обработку ПД.

Пример реестра персональных данных и действий по их обработке

Организация защиты персональных данных работников

Ст. 5, п.5 No152-ФЗ посвящена:

  • соразмерности объема и характера полученных данных объявленным целям;
  • запрещению избыточности ПДн.

Об этом будет следующий раздел локального акта.

Пример

Если объявленная цель обработки ПД — подписание договора с физлицом Ивановым И.И. на поставку товара, то персональные сведения, соответствующие этой цели — ФИО, банковские реквизиты паспорт, ИНН, телефоны, адрес. Избыточной будет информация о семье и имущественном положении.

Важно!

Именно цель определяет объем ПД. Если ваша организация предложит Иванову И.И. дополнительную социальную поддержку (полис ДМС) — это другая цель, она потребует иное количество ПД.

В Положении о защите персональных данных работников перечисляются все категории лиц, чья личная информация необходима в деятельности предприятия. Это действующие и бывшие сотрудники, родственники, претенденты на вакансию, контрагенты оператора (физлица, юрлица) или их представители.

Совет

Параллельно с перечислением целей рекомендуем дать перечень обрабатываемых перс данных применительно к указанным категориям субъектов.

Отдельно разъясняется обработка спецсведений (раса, национальность, политические взгляды, религия, здоровье) и биометрии, если она производится.

Здесь описываются применяемые меры сохранности и конфиденциальности ПнД. Эти мероприятия описаны в ст. 18.1 No152-ФЗ. Из перечисленных оператор сам выбирает важные и достаточные для исполнения обязанностей. Ст. 19 ФЗ регламентирует конкретный перечень шагов, обеспечивающий безопасность ПД во время обработки. Среди прочих:

  • моделирование угроз безопасности персональных данных в информационных системах;
  • выявление самовольного доступа к конфиденциальным сведениям и оперативное реагирование на инциденты.

Установлены уровни защищенности перс данных — постановление No1119. Одна из мер по защите персональных данных в организации для сохранности личных данных при их обработке в ИСПДн, — организационные и технические процедуры. Их наличие поддерживает уровни в состоянии, обозначенном правительством — п.3/1 ст.19 ФЗ и п. 8 -16 Постановления No 1119. Основные меры защиты:

  • установление аутентичности субъектов и объектов доступа;
  • наблюдение за допусками;
  • защита носителей, хранящих / обрабатывающих ПД;
  • наблюдение за событиями;
  • обследование защищенности ПД;
  • обеспечение невредимости ИС и информации;
  • доступность ПД;
  • защита технических ресурсов и др.

Полностью состав этих мер приводит Приказ ФСТЭК No 21.

Если режим хранения ПнД позволяет раскрыть их субъекта, то хранение такой информации оканчивается:

  • с достигнутой целью обработки;
  • вместе с действием согласия на обработку ПД/его отзыва;
  • согласно нормам об архивном деле.

Совет

Рекомендуем продолжительность и порядок хранения ПД в ИСПДн или на бумаге указывать, учитывая установленный к ним доступ должностных лиц. Место хранения используемых баз конфиденциальных сведений также следует указать в Регламенте.

Важно!

Напоминаем — базы данных личных сведений работников локализуются в России

Все действия с персональными данными относятся к их обработке: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение, изменение, использование, передача, обезличивание, блокирование, уничтожение и т.д.

Любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц, считаются распространением персональных данных и требуют наличия согласия.

Ответственность предусмотрена ст. 13.11 п. 2, 2.1 КоАП РФ. В случае если порядок получения согласия нарушен, его форма неверная или в ней отсутствуют частично обязательные условия, грозит увеличенный штраф:

  • для должностных лиц — от 20 000 до 40 000 руб.
  • для юридических лиц — от 30 000 до 150 000 руб.

За повторное нарушение ввели новые штрафы:

  • для должностных лиц — от 40 000 до 100 000 руб.
  • для индивидуальных предпринимателей — от 100 000 до 300 000 руб.
  • для юридических лиц — от 300 000 до 500 000 руб.

Положение о персональных данных работников — образец 2021 года

Любой аудит начинается с определения перечня документов, которые будут подлежать проверке.

  • В обязательном порядке необходимо проверить не только правильность оформления документов, но и каким образом выстроены процессы и процедуры при осуществлении обработки персональных данных.
  • При приеме на работу необходимо получить от работника согласие на обработку тех его персональных данных, которые работодатель собирается обрабатывать в деловых целях, а не для исполнения требований норм действующего законодательства.

Пример: для создания адреса электронной почты, оформления визиток, поздравления с днем рождения, указания в графике работ и т.д. (ст. 6 и 9 Федерального закона № 152-ФЗ).

  • Если работодатель будет распространять персональные данные работника, то ему необходимо получить на это отдельное согласие от работника (ст. 10.1 Федерального закона № 152-ФЗ).
  • Еще одно согласие в обязательном порядке работодатель как оператор персональных данных должен получить до начала трудовых отношений, когда работник имеет статус соискателя и его данные обрабатываются в других целях, нежели при трудоустройстве.

У согласий, которые предоставляет работник на обработку персональных данных, безусловно, есть срок действия. Его определяет сам работник — это является одним из обязательных условий в соответствии с требованиями п. 4 ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ.

Внимание: от корректности указанного работником срока действия согласия зависит возможность обработки оператором его персональных данных. Не рекомендуется устанавливать срок на период действия трудовых отношений, так как после увольнения работника вы обязаны будете прекратить обработку его данных, указанных в согласии, и уничтожить персональные данные в установленные законом сроки — в течение 30 дней.

На указание срока влияют цели обработки и перечень осуществляемых действий с персональными данными.

Рекомендация: при подписании согласия разъясните работнику, для чего указан срок обработки персональных данных и почему он такой. Как правило, на практике операторы сами указывают срок в форме согласия, а субъекты подписывают его и вопросов не возникает. Но следует помнить, что субъект может при подписании согласия изменить срок как на больший, так и на меньший, ведь это его законное право. Оптимально — договориться с работником и указать срок, удобный обеим сторонам. Плюс работодателю будет удобно учесть требования архивного законодательства. Например, прописать срок 75 лет.

Предоставлять персональные данные субъекта сторонним организациям без его согласия можно, если эти случаи предусмотрены законом. Например, идет судебный процесс и суд делает соответствующий запрос по работнику — работодатель может сообщить сведения, получать согласие у работника он не обязан.

На практике может случиться, что в организацию поступает звонок от потенциального работодателя или из банка с вопросами о работнике. Такой запрос не предусмотрен нормами действующего законодательства. Работодатель не имеет права раскрывать данные работника третьим лицам без его согласия, которое должно быть получено с соблюдением требований ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ.

Важно: нельзя передавать или подтверждать по телефону действительность и принадлежность персональных данных субъекта (работника, соискателя, третьего лица и др.), так как по телефону сложно идентифицировать лицо, от которого поступает звонок. При подобной передаче сведений может быть нарушен порядок обработки и разглашены персональные данные постороннему лицу. Предоставление персональных данных возможно только на основании письменного запроса от третьего лица, которому необходимы персональные данные.

Политика обработки персональных данных в локальных актах организации

Форма документа не регламентирована, а значит может составляться по шаблону, разработанному фирмой самостоятельно. Но следует помнить, что статья 9 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ содержит перечень обязательных требований.

Новые правила с 2021 года

1 марта произошли изменения в ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ, которые внес ФЗ от 30.12.2020 № 519-ФЗ.

Рассмотрим основные нововведения.

1. Появился документ «Согласие на распространение ПДн сотрудника».

Теперь, получив от сотрудника согласие на обработку ПДн, компания не может их распространять. Для этих целей необходимо получить от физ. лица отдельный документ, который позволяет оператору распространять данные, например, размещать их на сайте компании, на доске почета, передавать банку и другое. В этом документе важно предоставить сотруднику возможность указать какую именно информацию он разрешает распространять работодателю.

2. Молчание субъекта ПДн не может быть расценено, как согласие на распространение ПДн. Это актуально и для бездействия сотрудника (п. 8 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

3. Любые ПДн о физ. лице можно публиковать только при наличии его письменного согласия, даже если лицо самостоятельно их разместило в общедоступном месте (интернет или социальные сети). Раньше такие личные данные можно было распространять без получения согласия от их владельца (п. 2 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

В случае, если сотрудник не дал согласия на распространение ПДн, но при этом дал согласие на обработку, то работодатель не в праве передавать информацию третьим лицам (п. 4 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Правило не распространяется на передачу ПДн гос. органам (ИФНС, ФСС, ПФР, полиции и другим).

Стоит отметить, что сотрудник и вовсе может отказаться от дачи согласия на обработку ПДн. Но это не значит, что работодатель не вправе обрабатывать такие данные. Это возможно в случаях, указанных в ч. 2 ст. 9 Закона № 152-ФЗ. Одним из которых является выполнение возложенных законом обязанностей на компанию.

Получить согласие на распространение ПДн можно двумя способами:

1. Непосредственно у физ. лица, то есть с личной подписью на бумаге;

2. Через информационную систему Роскомнадзора. Любое физ. лицо может подключиться к системе для того, чтобы указать какие ПДн и кому он разрешает распространять.

Оператор, в свою очередь, также имеет возможность подключиться к данной системе и не получать от конкретного физического лица письменное согласие, а использовать информацию, содержащуюся в системе Роскомнадзора. Это возможность станет доступной с 1 июля 2021 года.

Компаниям и ИП однозначно стоит уделить внимание новшествам, описанным выше, так как штрафные санкции увеличились вдвое.

Начиная с 27 марта 2021 г. за работу с ПДн сотрудников без их письменного согласия ИП ждет штраф от 20 000 до 40 000 руб., организации, при аналогичном нарушении должны будут уплатить от 30 000 до 150 000 руб.

Если же ИП нарушит законодательство повторно, то штраф будет составлять от 100 000 до 300 000 руб., а для компаний — от 300 000 до 500 000 руб. (ч. 2 ст. 13.11 КоАП). Наказание за такое правонарушение может последовать в течение года (ст. 4.5 КоАП РФ).

Подведем итог: правила обработки личных данных касаются абсолютно всех физических и юридических лиц.

В этой связи, работодателям целесообразно брать с сотрудников:

1. согласия на обработку персональных данных;

2. согласия на распространение персональных данных.

Документы составляются в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Игнорирование правил обработки и распространения данных может привести к серьезным финансовым потерям.

В программах 1С новый документ «Согласие на распространение персональных данных» на данный момент не реализован. Но и о наличии согласия на обработку персональных данных знают далеко не все бухгалтеры.

Первое, что необходимо знать — это то, что все данные хранятся в карточках физ. лиц. При приеме на работу личные данные субъекта в справочнике «Физические лица» заполняются автоматически на основании справочника «Сотрудники».

По словам Марины Хадиной, директора по развитию Talantix, чтобы избежать рисков, рекрутер как менеджер проекта по внедрению программ должен учесть следующие моменты:

  1. Обратите внимание, как система запрашивает согласие на обработку персональных данных. Если резюме приходят из разных источников, то во многих случаях должно быть предусмотрено согласие на обработку ПД, разрешенных к распространению. Если есть сомнения, что сторонний онлайн-ресурс не собирает согласия с соискателей, тогда лучше дополнительно запросить его.
  2. Посмотрите, как оформлено согласие на обработку ПД. Должны быть указаны цели сбора — трудоустройство и кадровый резерв.
  3. Соблюдаются ли в системе требования по локализации данных — например, серверы Talantix располагаются на территории РФ. В данном случае система может выступать как первичная база данных, при этом вторичная база может находиться за пределами России, что актуально для зарубежных компаний.
  4. С точки зрения техтребований — есть ли у центра обработки данных, где размещается инфраструктура системы, лицензия на техническую защиту информации, разработана ли модель защиты от киберугроз.
  5. Проверьте, предусмотрены ли регулярные обновления системы с учетом изменений в законодательстве.

Законодатели отметили, что закон о распространении ПД — только начало большой работы по ужесточению правил обращения с персональными данными. Но это не должно стать проблемой для компаний, если они следят за автоматизированными решениями и предложениями по хранению и обработке данных, так как крупные провайдеры держат руку на пульсе, чтобы помочь HR-сообществу и бизнесу учесть эти и другие нововведения.

Это любая информация, необходимая работодателю при установлении трудовых отношений, которая касается сотрудника. Например, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место проживания и т. д.

Примеры документов, включающих личные данные:

  • карточка сотрудника, содержащая Ф.И.О. лица, сведения о составе семьи, образовании;
  • трудовая книжка со стажем с предшествующих мест работы;
  • дипломы, сертификаты об образовании;
  • трудовой договор;
  • паспорт.

Запрещено получать и обрабатывать данные, которые не относятся напрямую к трудовой деятельности. К примеру, сведения о вероисповедании, национальной, политической принадлежности. Сведения получают исключительно от самих сотрудников. Эти условия включают в локальный акт организации. Работодатели обязаны уведомить работника и получить от него письменное согласие на обработку, хранение, использование и распространение его данных.

Личные данные сотрудников содержатся в их личных карточках и личных делах. Законодательство обязывает каждое конкретное предприятие разрабатывать правила использования и хранения данных о своих работниках.

Локальный акт о правилах работы с данными работников представляет собой отдельный документ или раздел, включенный в действующие правила внутреннего трудового распорядка.

Чтобы сохранить конфиденциальность информации о людях, работающих в организации, составляется список должностных лиц, имеющих к ней доступ. Приказом назначается ответственный за сбор, хранение и обработку конфиденциальных данных. Работники, руководители, генеральный директор предприятия подписывают соглашение о неразглашении.

Информация о персональных данных сотрудников на предприятии хранится как в бумажном, так и в электронном виде. В наше время такая информация чаще всего хранится смешанным способом.

Единый образец положения об обработке и защите персональных данных в 2022 году законом не утвержден, работодатели разрабатывают его в свободной форме в соответствии с требованиями ст. 87 ТК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Закона о персональных данных. Когда документ готов, его вводят в действие приказом руководителя.

Для оформления организационных документов используют общие правила: в заголовке указывают наименование организации, дату и номер документа, в правом верхнем углу располагают гриф утверждения.

На первом этапе разработки определяют, какие данные используются в компании, как их получают, хранят, обрабатывают.

В положение включают следующую информацию (ст. 86 ТК РФ):

  • цели и задачи предприятия при работе с конфиденциальными данными;
  • перечни таких данных;
  • описание операций с данными, которые часто используются на предприятии (сбор, хранение, распространение и пр.);
  • способы доступа к данным;
  • обязанности персонала фирмы при использовании информации;
  • права сотрудников фирмы на доступ к информации;
  • ответственность работников предприятия за разглашение информации.

Скачать бесплатно образец положения о персональных данных работников с приложениями в 2022 году (заполнен)

Скачать образец положения о защите персональных данных работников в 2022 г. (обязательство о неразглашении)

Скачать образец положения о работе с персональными данными работников в 2022 году (пустой бланк)

Скачать новый образец положения о персональных данных на 2022 г. (для бюджетного учреждения)

Скачать образец приказа о введении положения о персональных данных

Скачать образец правил обработки персональных данных (назначение лица, ответственного за обработку)

    Под ними понимают любые сведения, которые прямо или косвенно относятся к физическому лицу. Такая широкая трактовка позволяет отнести любую информацию о человеке к персональным данным. Федеральный закон о персональных данных является нормой прямого действия и должен соблюдаться всеми субъектами, получившими доступ к указанной информации.

    Когда пользователь оставляет свои сведения на сайте в интернете при приобретении какого-либо товара, ресурс становится хранителем (оператором) персональных данных, что накладывает на него определенные права и обязанности.

    Законодательство РФ предусматривает 3 вида ответственности:

    • гражданско-правовая — как правило, устанавливается в договоре, который гражданин заключает с оператором персональных данных. Носит преимущественно денежный характер;
    • административная — установлена в Кодексе об административных правонарушениях РФ и выражается либо в виде предупреждения, либо в виде денежного штрафа;
    • уголовная — наступает за наиболее тяжкие нарушения законодательства. В подавляющем большинстве случаев к виновному применяется либо денежный штраф, либо наказание, связанное с ограничением свободы.

    Перечень ситуаций установлен в ст. 6 Закона №152-ФЗ. Важно следить за соблюдением требований закона:

    • при осуществлении правосудия;
    • при заключении договора потребительского кредитования;
    • при заключении трудового договора;
    • при защите прав и интересов гражданина;
    • если при заключении гражданско-правового договора стороны достигли согласия об этом;
    • в случаях, когда требования законодательства требуют принятия мер по обработке персональных данных.

    Закон содержит ряд норм о предоставлении персональных данных по запросам сторонних организаций и частных лиц. Без согласия гражданина сведения могут предоставляться только по запросу судебных и правоохранительных органов. В иных случаях факт несанкционированной передачи будет караться по УК РФ.

    Такой доступ имеют многие:

    • главный бухгалтер — для начисления зарплаты, удержания НДФЛ;
    • менеджер по работе с клиентами — доступ к информации о клиентах компании;
    • начальник отдела кадров — при оформлении человека на работу;
    • руководитель компании — при ознакомлении с личными делами работающих, с резюме и т. д.

    Можно назначить одного или нескольких сотрудников в качестве ответственных за неразглашение персональных данных и организацию их обработки. Число таких сотрудников на уровне закона не оговорено. Но в их обязанности входит:

    • контроль за соблюдением оператором и его работниками Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ и других подзаконных актов;
    • доведение до сведения работающих положения законодательства и локальных актов о персональных данных;
    • организация приема и обработки обращений и запросов субъектов персональных данных.

    Положение о персональных данных работников в 2022 году: образец

    Всем работающим на предприятии необходимо внимательно подходить к сохранности и обработке используемых ими сведений о коллегах. Важно, чтобы сотрудник знал, что ему предоставляется доступ к особо охраняемым данным, и принял на себя обязательство соблюдать требования по обращению с ними, в том числе о неразглашении персональной информации.

    Согласно ст. 90 ТК РФ, нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника, влечет дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

    Для работника существует опасность увольнения на основании пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за такие нарушения, как разглашение коммерческой тайны, которая стала известна работнику при выполнении им трудовой функции, или разглашение конфиденциальной информации другого сотрудника.

    Однако чтобы уволить по этой статье, работодателю придется доказать, что работник разгласил секретные данные (сообщил, переслал, передал, опубликовал и т. д.) либо допустил разглашение охраняемой им информации таким образом, что она стала известна третьим лицам. А также, что разглашенная информация является охраняемой в соответствии с законодательством РФ.

    В КоАП введена отдельная статья о неразглашении персональных данных третьим лицам (13.14 КоАП РФ). Она предполагает наказание в виде штрафа для физических лиц — от 500 до 1000 рублей, а для должностных лиц — в размере от 4000 до 5000 рублей.

    Проверяет, насколько эффективно организация и ее должностные лица «скрывают» личную информацию от посторонних, Роскомнадзор. Порядок осуществления плановых и внезапных ревизий прописаны в Постановлении Правительства от 13.02.2019 № 146. Объявление о грядущей проверке (копию приказа о назначении проверки) организации должны прислать минимум за 24 часа, если визит незапланированный, и за 3 дня, если проверка включена в план.

    При проверках контролеры обращают внимание на наличие документации и ее корректность, выполнение требований в реальной жизни. Так, организации должны учитывать, что запрещено:

    • разглашать сведения о премии и заработной плате работников;
    • передавать личную информацию любым партнерам;
    • терять сведения или оставлять их без присмотра;
    • отказываться выдавать справки, связанные с трудовой деятельностью сотрудников.

    Важнейшее нововведение Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020 – это презумпция неправомерности распространения и обработки общедоступных личных сведений третьими лицами. Гражданам, желающим удалить свои персональные данные из общего доступа, больше не придется доказывать неправомерность их обработки третьими лицами.

    Теперь обязанность предоставить доказательства законности распространения и обработки общедоступных персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение (п. 2 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

    По новым правилам физлица в любое время вправе обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан удалить персональные данные физлица из общего доступа по факту получения соответствующего требования.

    Неправомерная (без соответствующего согласия) обработка и распространение общедоступных персональных данных, равно как и отказ от их удаления из общего доступа по требованию граждан, влечет для организаций и ИП штрафы по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Эта норма предусматривает для ИП и должностных лиц организаций в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а для самих организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.

    Но уже с 27 марта 2021 года штрафы за совершение вышеуказанных нарушений будут в значительной степени увеличены (Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ). Так, штраф для ИП и должностных лиц организаций составит от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций – от 60 000 до 100 000 рублей.

    Повторное нарушение повлечет взыскание штрафа с должностных лиц организаций в размере от 20 000 до 50 000 рублей, с ИП – в размере от 50 000 до 100 000 рублей, а с организаций – в размере от 100 000 до 300 000 рублей (новая ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ).

    Одновременно будут увеличены штрафы и за саму обработку персональных данных без получения соответствующего согласия в письменной форме (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ). Сейчас обработка персональных данных без согласия гражданина грозит физлицам штрафом в размере от 3 000 до 5 000 рублей, должностным лицам – от 10 000 до 20 000 рублей, а организациям – от 15 000 до 75 000 рублей. Такие же штрафы назначаются и за обработку персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в согласие.

    С 27 марта обработка персональных данных без разрешения повлечет наложение на физлиц штрафа в размере от 6 000 до 10 000 рублей. Должностным лицам организаций и ИП совершение этих нарушений обойдется штрафом в размере от 20 000 до 40 000 рублей, а организациям – от 30 000 до 150 000 рублей.

    Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данных.

    2. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на руководство и управление в сфере установленных функций.

    3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 146 «Об утверждении Правил организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 7, ст. 673).

    4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

    Председатель Правительства
    Российской Федерации
    М. Мишустин

    7. Объектами контроля контролирующего органа (территориального органа) в рамках государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных являются:

    а) деятельность и результаты деятельности операторов и третьих лиц, действующих по поручению оператора (далее — объекты контроля), по обработке персональных данных, осуществляемой с использованием и (или) без использования средств автоматизации;

    б) результаты деятельности по разработке документов и локальных актов контролируемых лиц по обработке персональных данных, указанных в части 1 статьи 181 Федерального закона «О персональных данных», и принятых оператором мер, указанных в части 1 статьи 181 Федерального закона «О персональных данных».

    8. Контролирующим органом (территориальным органом) учет объектов контроля обеспечивается посредством ведения единой информационной системы контролирующего органа (далее — информационная система), предусматривающей соответствующий функционал.

    Учет объектов контроля осуществляется уполномоченными должностными лицами контролирующего органа (территориального органа) на основании вводимой в информационную систему информации:

    содержащейся в уведомлении об обработке персональных данных объекта контроля, поступившем в контролирующий орган (территориальный орган) в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О персональных данных»;

    полученной в рамках межведомственного взаимодействия в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации;

    о результатах контрольных мероприятий в отношении контролируемых лиц, размещаемой в информационной системе по окончании контрольных мероприятий в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;

    полученной из общедоступных источников информации.

    Дополнение, изменение информации, на основании которой в информационной системе осуществляется учет объектов контроля, обеспечиваются уполномоченными должностными лицами контролирующего органа (территориального органа) при поступлении в контролирующий орган (территориальный орган) актуализированных сведений.

    9. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных применяется система оценки и управления рисками.

    10. Контролирующий орган (территориальный орган) при осуществлении государственного контроля (надзора) относит поднадзорные объекты к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее — категории риска):

    а) высокий риск;

    б) значительный риск;

    в) средний риск;

    г) умеренный риск;

    д) низкий риск.

    12. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска проводятся со следующей периодичностью:

    в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, — инспекционный визит или выездная проверка с периодичностью один раз в 2 года;

    в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, — инспекционный визит или выездная проверка с периодичностью один раз в 3 года;

    в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, — инспекционный визит или документарная проверка или выездная проверка с периодичностью один раз в 4 года;

    в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, — документарная проверка или выездная проверка с периодичностью один раз в 6 лет.

    В отношении контролируемых лиц, деятельность которых в связи с обработкой персональных данных отнесена к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

    13. При осуществлении государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:

    а) информирование;

    б) обобщение правоприменительной практики;

    в) объявление предостережения;

    г) консультирование;

    д) профилактический визит.

    14. Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контролирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — есть «Интернет#), в средствах массовой информации, в личных кабинетах контролируемых лиц в информационной системе.

    15. Контролирующий орган размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети «Интернет» сведения, предусмотренные статьей 46 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.