Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Снятие с налогового учета юридического лица». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
ПРИКАЗ
от 5 ноября 2009 года N 114н
Об утверждении Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц — граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента
____________________________________________________________________
Утратил силу с 26 июня 2021 года на основании
приказа Минфина России от 29 декабря 2020 года N 329н
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Упрощенная системы налогообложения на основе патента отменена с 1 января 2013 года на основании пункта 19 статьи 2 Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
Приказ Минфина РФ от 05.11.2009 N 114Н
Порядок
постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц — граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента
В соответствии со статьями 83, 84 и 85 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2003, N 23, ст. 2174; N 52, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3231; 2006, N 31, ст. 3436; 2007, N 1, ст. 31; 2008, N 30, ст. 3616) и статьей 346.25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 53, ст. 5023; 2002, N 30, ст. 3021; 2005, N 30, ст. 3112; 2006, N 31, ст. 3436; 2007, N 23, ст. 2691; 2008, N 30, ст. 3611) приказываю:
1. Утвердить Порядок постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц — граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, согласно приложению к настоящему Приказу.
2. Установить, что с вступлением в силу настоящего Приказа не применяются:
пункт 2 Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 марта 2004 г., регистрационный номер 5685, «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 15, 12 апреля 2004 г.; «Российская газета», N 64, 30 марта 2004 г.);
абзацы пятый, шестой, седьмой, десятый, одиннадцатый пункта 2.1.4, пункты 2.1.5, 2.2.3 — 2.2.5, 2.2.7, 2.2.8, 3.7, 3.8.2, 3.9.2, 3.9.3, 3.10.2 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц».
3. Установить, что настоящий Приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования.
Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации —
Министр финансов
Российской Федерации
А.Л.КУДРИН
Приложение
к Приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 05.11.2009 N 114н
1. При осуществлении организацией деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации (далее в настоящей главе — Заявление о постановке на учет) подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным Кодексом, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение, и если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящего Порядка.
Заявление о постановке на учет подается в налоговый орган по установленной Федеральной налоговой службой (далее — ФНС России) форме .
Одновременно с подачей Заявления о постановке на учет представляются в одном экземпляре заверенные в установленном порядке копии следующих документов, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящего Порядка:
1) свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе по месту ее нахождения на территории Российской Федерации;
2) выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ), содержащей сведения о филиале (представительстве), — для филиала (представительства);
3) организационно-распорядительных документов, подтверждающих создание обособленного подразделения организации (положения об обособленном подразделении либо распоряжения (приказа) о его создании — при наличии таких документов) — для иных обособленных подразделений.
2. Организация, не состоящая на учете в налоговом органе по месту нахождения филиала (представительства) ни по одному из оснований, предусмотренных Кодексом, вправе представить в налоговый орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее — регистрирующий (налоговый) орган), Заявление о постановке на учет одновременно с заявлением по форме N Р11001 (N Р12001, N Р13001) либо уведомлением по форме N Р13002, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2586), содержащим сведения об указанном филиале (представительстве).
Заявление о постановке на учет и соответствующие сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, регистрирующий (налоговый) орган обязан направить в электронном виде в налоговый орган по месту нахождения филиала (представительства) организации не позднее следующего рабочего дня после дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
3. В случаях, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящего Порядка, постановка на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (в том числе расположенных на территории одного муниципального образования) осуществляется на основании сообщений в письменной форме, представляемых этой организацией в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 Кодекса в налоговый орган по месту ее нахождения (далее — Сообщение).
При этом к Сообщению о создании обособленного подразделения организации могут прилагаться копии документов, подтверждающих создание этого обособленного подразделения (при наличии таких документов).
При получении сведений от организации о создании обособленного подразделения налоговый орган по месту нахождения организации обязан не позднее следующего рабочего дня после дня получения таких сведений направить их в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации для постановки ее на учет.
4. В случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определенному организацией самостоятельно. О выборе указанного налогового органа сообщается организацией письменно в тот налоговый орган, в котором может быть осуществлена постановка на учет таких обособленных подразделений на территории одного муниципального образования.
8. Постановка на учет в налоговом органе организации по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и (или) транспортного средства осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме, установленной ФНС России .
При получении в последующем налоговым органом сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, в отношении организации, которая состоит на учете в этом налоговом органе по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, налоговый орган осуществляет учет таких сведений.
Датой постановки на учет организации (датой учета сведений в отношении организации) в налоговом органе по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата регистрации права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество и (или) регистрации транспортного средства, содержащаяся в сведениях, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса.
9. В случае принятия организацией решения о прекращении деятельности через обособленное подразделение (закрытии обособленного подразделения) снятие с учета в налоговом органе организации по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению организации о снятии с учета в течение десяти рабочих дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.
При снятии с учета организации налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения обязан в тот же срок выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме, установленной ФНС России .
Датой снятия с учета в налоговом органе организации по месту нахождения обособленного подразделения по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата внесения в ЕГРН сведений о прекращении деятельности организации через обособленное подразделение (закрытии обособленного подразделения).
10. В случае, если организацией, состоящей на учете в разных налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений, созданных до вступления в силу приказа, утверждающего настоящий Порядок, на территории одного муниципального образования, выбран для постановки на учет налоговый орган по месту нахождения одного из этих обособленных подразделений, снятие с учета организации осуществляется налоговыми органами по месту нахождения каждого обособленного подразделения, за исключением налогового органа, который выбран организацией для постановки на учет по месту нахождения одного из этих обособленных подразделений, в течение пяти рабочих дней со дня получения копии сообщения организации, указанного в пункте 7 настоящего Порядка и переданного выбранным налоговым органом не позднее следующего рабочего дня после дня получения такого сообщения от организации.
При снятии с учета организации налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения обязан в тот же срок выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме, установленной ФНС России .
Датой снятия с учета в налоговом органе организации по месту нахождения обособленного подразделения по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата внесения в ЕГРН сведений о снятии организации с учета.
11. В случае получения налоговым органом по месту нахождения принадлежащих организации недвижимого имущества и (или) транспортного средства сведений о регистрации прекращения права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество, о снятии с регистрационного учета транспортного средства, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, налоговый орган осуществляет учет таких сведений.
Снятие с учета организации осуществляется налоговым органом по месту нахождения принадлежащих организации недвижимого имущества и (или) транспортного средства на основании сведений о регистрации прекращения права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество, о снятии с регистрационного учета транспортного средства, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений в случае, если в этом налоговом органе отсутствуют в отношении данной организации сведения о регистрации права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на иной объект недвижимого имущества и (или) регистрации иного транспортного средства.
При снятии с учета организации налоговый орган по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и (или) транспортного средства обязан в тот же срок выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме, установленной ФНС России .
Датой снятия с учета организации (датой прекращения учета сведений в отношении организации) в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и (или) транспортного средства по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является содержащаяся в сведениях, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса:
дата государственной регистрации прекращения права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество;
дата снятия с регистрационного учета транспортного средства.
13. Постановка на учет в налоговом органе нотариуса, занимающегося частной практикой (далее — нотариус), адвоката осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщенных органами, организациями, указанными соответственно в пунктах 1 и 2 статьи 85 Кодекса.
Постановка на учет в налоговом органе нотариуса, адвоката осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений, сообщенных органами, организациями, указанными соответственно в пунктах 1 и 2 статьи 85 Кодекса, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) нотариусу, адвокату уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации (далее — уведомление о постановке на учет в налоговом органе) и свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации (далее — Свидетельство) (если оно не выдавалось ранее) по формам, установленным ФНС России .
Датой постановки на учет в налоговом органе нотариуса (адвоката) по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, является следующая дата, содержащаяся в сведениях, сообщенных органами, организациями, указанными соответственно в пунктах 1 и 2 статьи 85 Кодекса:
дата назначения на должность нотариуса;
дата приобретения статуса адвоката.
14. Постановка на учет в налоговом органе физического лица по месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортного средства осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) физическому лицу уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме, установленной ФНС России .
При получении в последующем налоговым органом сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, в отношении физического лица, которое состоит на учете в этом налоговом органе по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, налоговый орган осуществляет учет таких сведений.
Если в сведениях, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, содержится информация о правах нескольких физических лиц на один объект недвижимого имущества, то постановке на учет в налоговом органе подлежит каждое из указанных физических лиц.
Датой постановки на учет физического лица (датой учета сведений в отношении физического лица) в налоговом органе по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата регистрации права на недвижимое имущество и (или) регистрации транспортного средства, содержащаяся в сведениях, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса.
15. Если налоговый орган по месту нахождения принадлежащих физическому лицу недвижимого имущества и (или) транспортного средства не совпадает с налоговым органом по месту жительства этого физического лица, и в ЕГРН отсутствуют сведения о постановке его на учет в налоговом органе по месту жительства, налоговый орган по месту жительства физического лица осуществляет постановку на учет этого физического лица на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, переданных ему налоговым органом по месту нахождения принадлежащих физическому лицу недвижимого имущества и (или) транспортного средства не позднее следующего рабочего дня после дня получения таких сведений.
Постановка на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, осуществляется не позднее следующего рабочего дня после дня получения сведений от налогового органа по месту нахождения принадлежащих физическому лицу недвижимого имущества и (или) транспортного средства, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) физическому лицу уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме, установленной ФНС России .
Датой постановки на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства по основанию, предусмотренному настоящим пунктом, является дата регистрации права на недвижимое имущество и (или) регистрации транспортного средства, содержащаяся в сведениях, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса.
\n\n
Чиновники отмечают, что законодательство РФ не содержит срок, в течение которого пользователь ККТ обязан в общем случае подать заявление о снятии кассы с регистрационного учета. Более того, налоговики могут сделать это самостоятельно при внесении в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений о прекращении деятельности организации или ИП. Также заявление не понадобится в случае истечения срока действия ключа фискального признака в фискальном накопителе.
Налоговики разъяснили, в каких случаях и в какие сроки надо снять кассу с учета
Чиновники отмечают, что законодательство РФ не содержит срок, в течение которого пользователь ККТ обязан в общем случае подать заявление о снятии кассы с регистрационного учета. Более того, налоговики могут сделать это самостоятельно при внесении в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений о прекращении деятельности организации или ИП. Также заявление не понадобится в случае истечения срока действия ключа фискального признака в фискальном накопителе.
В основном, все манипуляции, связанные с постановкой и снятием с регистрационного учёта, ФСС проводит сам с помощью своей информационной системы «Соцстрах» на основании сведений в ЕГРЮЛ от регистрирующий налоговых инспекций.
ФСС регистрирует страхователей одновременно по двум видам обязательного соцстрахования – от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на случай временной нетрудоспособности и материнства.
На основе имеющихся данных о страхователях ФСС ведёт их реестры.
Это происходит в течение 5 рабочих дней со дня представления налоговой сведений ЕГРЮЛ в отношении юридического лица:
- о ликвидации;
- прекращении деятельности;
- исключении из ЕГРЮЛ;
- признании регистрации ошибочной по решению регистрирующего органа.
Дата снятия с регистрационного учета страхователя – это дата внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.
При получении сведений из ЕГРЮЛ об изменении места нахождения страхователя территориальный орган/филиал ФСС по прежнему месту в течение 5 рабочих дней со дня получения указанных сведений инициирует передачу карточки такого страхователя посредством электронных каналов по новому месту нахождения страхователя.
Всё начинается с того, что головная организация принимает решение о закрытии обособленного подразделения. Если это филиал или представительство, то требуется решение от собственников головной организации. В обществах с ограниченной ответственностью для этого следует провести общее собрание участников. Закон об ООО прямо этого не требует, однако проводить собрание нужно при открытии таких подразделений. Соответственно, и при закрытии лучше позаботиться о коллективном решении собственников компании.
Проголосовать за открытие обособленного подразделения должны как минимум 2/3 учредителей. Опять же, по части его ликвидации требований к числу проголосовавших нет. Поэтому будет достаточно простого большинства голосов.
А как закрыть ОП, не являющееся филиалом или представительством? Для этого решение собственников не нужно. То есть в ООО нет необходимости проводить собрание участников – достаточно будет решения руководителя основной организации.
После принятия решения оформляется распоряжение или приказ о прекращении деятельности обособленного подразделения. В нём следует указать, с какой даты оно перестаёт действовать, назначить лиц, ответственных за закрытие, и распределить между ними обязанности.
Перед тем как закрыть любую обособку, нужно уволить работников. В соответствии со статьёй 180 ТК РФ сообщить им о предстоящем увольнении нужно не менее, чем за 2 месяца. Соответственно, процедуру необходимо планировать с учётом этих сроков. Впрочем, закрытие не всегда влечёт роспуск сотрудников ОП – они могут быть переведены в другие подразделения или головной офис.
Для оповещения сотрудников об увольнении составляется уведомление, с которым каждый из них должен ознакомиться под подпись.
Как ФСС ставит и снимает с учёта юрлиц с 2021 года: новый порядок регистрации
Итак, снять с учёта обособленное подразделение в 2022 году невозможно до того, пока не уволены все сотрудники.
Увольнение при закрытии ОП происходит по определённым правилам. Если оно расположено в том же населённом пункте, где основной офис, то следует предложить сотрудникам перевод в другие подразделения. Увольнять их можно лишь в том случае, если подходящих вакансий нет. Основание для расторжения договора – сокращение в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 ТК РФ.
Если у компании нет других ОП в том же городе или посёлке (селе, деревне), то договор с работником расторгается на основании пункта 1 части 1 статьи 81 ТК РФ, так как подразделение ликвидируется.
В остальном всё как обычно. С сотрудниками необходимо рассчитаться не позже дня увольнения, а также выдать им должным образом оформленные кадровые документы. Если производится сокращение, им дополнительно обеспечиваются гарантии в соответствии с Трудовым кодексом и договором.
В течение 3 рабочих дней с даты прекращения деятельности в ИФНС подаётся сообщение о закрытии обособленного подразделения (С-09-3-2). Обращаться надо в налоговый орган по месту нахождения головного офиса компании.
На первом листе формы С-09-3-2 указываются:
- основные коды юридического лица (головного офиса) – ИНН, КПП и ОГРН;
- код ИФНС по месту нахождения компании;
- наименование организации;
- количество обособленных подразделений.
На втором листе формы сообщения нужно прописать:
- признак обособленного подразделения;
- КПП;
- наименование филиала / представительства, если оно есть;
- дата из решения о прекращении деятельности ОП.
Когда произойдёт закрытие ОП? Снятие с учёта происходит в такие сроки:
- по месту нахождения филиала или представительства – после поступления в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации этого подразделения;
- по месту нахождения ОП – в течение 10 рабочих дней с даты получения ИФНС сообщения о прекращении деятельности.
Итак, мы рассмотрели закрытие обособленного подразделения. Нужно учитывать, что процесс ликвидации растягивается во времени в основном из-за необходимости уволить или перевести работников. В остальном же эта процедура довольно проста, не потребует много времени и финансовых затрат.
По нормам НК РФ юридическое лицо ставится на учёт в налоговых органах по месту своего нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений. Поэтому при переезде компании она снимается с налогового учёта в своей ИФНС и закрепляется за инспекцией по новому адресу.
Как происходит переезд юридического лица:
- Компания подаёт в свою ИФНС документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ сведений о новом адресе.
- ИФНС, в котором компания была зарегистрирована по старому адресу, в течение 5 рабочих дней перешлёт документы в ИФНС по новому месту нахождения.
- Новая ИФНС ставит компанию на учёт в течение одного дня после получения выписки из реестра и выдаёт компании новое свидетельство о постановке на учёт.
Датой постановки организации на учёт в новую ИФНС считается дата внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения юридического лица.
По общему правилу с этой даты организация должна платить налоги и сдавать отчетность по новому адресу. До этого она всё ещё относится к ИФНС по старому адресу.
Для того чтобы узнать дату внесения изменений в ЕГРЮЛ, нужно заказать выписку.
Постановка на учет и снятие с учета во внебюджетных фондах
Налог на имущество и авансовые платежи уплачиваются по месту нахождения юрлица. То есть снова применяется общее правило.
Но есть исключения:
- когда в качестве налоговой базы выступает кадастровая стоимость объекта;
- когда объект находится вне места нахождения организации или её «обособок», имеющих отдельный баланс;
- когда объект находится по адресу ОП и числится на его отдельном балансе.
В первых двух случаях уплата налога и авансовые платежи вносятся по месту нахождения объекта, а в третьем — по месту нахождения ОП.
При уплате и сдаче отчётности по страховым взносам действует основное правило. Сдавать двойной комплект отчётов не нужно — после регистрации изменений в ЕГРЮЛ расчёт по страховым взносам представляется в новую ИФНС с указанием нового кода ОКТМО.
Уточнённая отчётность
Отчётность с уточнениями сдают в новую инспекцию независимо от отчётного периода, за который предоставляется отчёт. Но если уточнения относятся к периоду до переезда, нужно указать старый ОКТМО — тот, который был указан в первичном отчёте.
Важно: ИФНС не имеет права отказать в приёме декларации с ошибочным ОКТМО. А если компания указала неправильный КПП или ОКТМО в платёжке, то это не препятствует поступлению налога в бюджет. Но платёж придётся уточнить, подав соответствующее заявление в ИФНС.
ФНС сама сообщает в фонды о смене адреса организации в ЕГРЮЛ в течение 5 рабочих дней. А фонды самостоятельно передают сведения об организации в свои отделения.
Переезд не влияет на регистрационный номер страхователя в ФСС. Но код подчиненности юрлицу присвоят новый. Фонд сообщит страхователю о снятии с учёта в одном отделении и постановке на учёт в другом.
Взносы на травматизм и отчёт 4-ФСС направляются в то отделение, в котором на дату уплаты взноса или сдачи отчетности организация состоит на учёте. Уточнить дату постановки на учёт, если уведомление из фонда еще не поступило, можно по выписке из ЕГРЮЛ.
Датой смены места нахождения компании считается дата, когда новый адрес был зарегистрирован в ЕГРЮЛ. От этой даты зависит, в какую ИФНС уплачивать налоги и сдавать отчётность. Уточнить эту дату можно, запросив выписку из ЕГРЮЛ.
По общему правилу — до смены адреса налоги и отчётность направляются в «старую» ИФНС со старыми же реквизитами КПП и ОКТМО. После смены адреса — в новую, причём организации присваиваются новые КПП и ОКТМО. Но есть нюансы при уплате транспортного и имущественного налогов, а также НДФЛ.
Снятие и постановка на учёт по новому адресу проводятся путём межведомственного взаимодействия. ИФНС сама сообщит новые сведения в ФСС, ПФР и Росстат в течение 5 рабочих дней с даты внесения изменений.
Согласно действующего законодательства с января 2019 года налогом на имущество облагаются только объекты недвижимости. Согласно п. 6 ст. 383, ст. 385, п. 1 ст. 386 НК РФ обязанность по уплате налога и авансовых платежей по налогу, а также предоставлению декларации закреплена по местонахождению каждого из объектов недвижимого имущества. Таким образом, при смене юридического адреса уплата налога, авансовых платежей по налогу и предоставление декларации остается неизменным по месту нахождения недвижимости.
Прежде всего, необходимо отметить, что с 05.05.2014 года, в связи с изменением Гражданского кодекса включение сведений о филиале (представительстве) в устав не является обязательным, достаточно внесения в ЕГРЮЛ.
Таким образом, если филиал (представительство) организации открыт после 05.05.2014 года, сведения о нем не вносились в устав, то для его закрытия достаточно внести изменения в ЕГРЮЛ.
Если же филиал был открыт до 05.05.2014 года или позже, но сведения о нем были внесены в устав компании, то для закрытия филиала необходимо разработать новую версию устава, утвердить ее и зарегистрировать.
В настоящей инструкции мы собрали информацию по двум вариантам действий для закрытия филиала (представительства) компании.
Как было отмечено ранее, если сведения о филиале содержатся в уставе, необходимо их исключить, а для этого нужно подготовить новую редакцию устава или оформить отдельным документом изменения.
Шаг 2. Примите решение о закрытии филиала (представительства) компании
Решение о закрытии филиала (представительства) компании принимается уполномоченным органом юридического лица (определяется уставом). Например, в ООО это общее собрание учредителей. Если сведения о филиале содержатся в уставе, то необходимо принять также решение об утверждении новой редакции устава.
Приказом ФНС России от 31.08.2020 г. № ЕД-7-14/[email protected] ФНС утвердила новые формы заявлений для регистрации компаний, внесения изменений в ЕГРЮЛ, учредительные документы и иных регистрационных действий. Данные формы действуют с 25.11.2020 года. С этого момента утратили свою силу формы заявлений Р13001, Р13002, Р14001 и Р14002. Для внесения изменений в ЕГРЮЛ и учредительные документы используется единая форма заявления Р13014.
Заполните в заявлении Р13014 титульный лист, лист Л и лист Н. Подписывает заявление руководитель в присутствии нотариуса, удостоверяющего его подпись. При направлении документов в электронном виде подпишите их усиленной квалифицированной электронной подписью.
При закрытии филиала необходимо подать в налоговый орган по месту нахождения организации также сообщение по форме С-09-3-2 (согласно требованиям пп. 3.1. п. 2 ст. 23 НК РФ).
Если при закрытии филиала (представительства) компании необходимо уволить работников филиала (представительства), их необходимо уведомить за 2 месяца до прекращения трудовых отношений (если трудовой договор заключен на срок менее 2 месяцев, то за 3 дня до увольнения). Работникам в этом случае необходимо выплатить выходное пособие. Если вы планируете перевести работников в другой филиал или головную организацию, то необходимо оформить документы о переводе (соглашения с работниками, приказы и пр.).
Для удостоверения подписи на заявлении нотариусу необходимо предоставить учредительные документы, свидетельства о регистрации компании, решение о назначении руководителя, актуальный список участников (учредителей/членов) юридического лица, решение уполномоченного органа о закрытии филиала (представительства); если вносятся изменения в устав, то также новый устав. Кроме того, необходимо при подписании заявления у нотариуса предъявить паспорт (подлинник) заявителя и оплатить нотариальный тариф (около 3000 рублей за заявление). Подписывается заявление непосредственно при нотариусе, подписывать ранее его не нужно.
Компания сменила юрадрес: подводные камни для бухгалтера по налогам и отчетности
Шаг 7. Получите выписку о внесении изменений в ЕГРЮЛ (учредительные документы)
Данной выпиской подтверждается завершение процедуры регистрации изменений в ЕГРЮЛ и внесение записи об изменении в ЕГРЮЛ. Если регистрировали изменения в устав, то регистрирующий орган дополнительно выдаст зарегистрированную редакцию устава.
Если заявление оформлено с ошибками (не заполнен обязательный лист, заполнен лишний лист, имеются неточности, опечатки и т.д.), вы можете получить отказ налогового органа в регистрации изменений. В этом случае нужно подготовить, заверить и подать новое заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ. Если же отказ является необоснованным, незаконным, вы можете подать заявление об обжаловании отказа в регистрации изменений в ЕГРЮЛ в течение 3 месяцев в вышестоящий орган или в суд.
Данные о директоре филиала не регистрируются в ЕГРЮЛ, он действует только на основании доверенности и положения о филиале. Поэтому для прекращения его полномочий достаточно отозвать ранее выданную доверенность и уведомить об этом контрагентов
Шаг 9. Получите уведомление в налоговом органе о снятии филиала с учета и доплатите налоги
Если налоговый орган не примет решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении филиала (представительства), то он выдаст организации уведомление о снятии с учета в течение 10 рабочих дней с даты получения сообщения и сведений из ЕГРЮЛ. В противном случае уведомление будет выдано не ранее окончания проверки.
После получения уведомления о снятии с учета филиала (представительства) юридического лица необходимо подать налоговую отчетность по закрытому обособленному подразделению и доплатить необходимые налоги
Российские организации, производящие перечисление заработной платы и иных выплат военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.
Срок подачи заявления
Заявление подается организацией в любое время в целях постановки на учет (снятия с учета) в качестве налогового агента.
Какие разделы заполнять
Форма заявления включает в себя титульный лист и сведения о муниципальных образованиях, которые заполняются в обязательном порядке.
Раздел со сведениями заполняется в отношении каждого налогового органа, которому подведомственны территории муниципальных образований по соответствующему коду по ОКТМО.
Чтобы заполнить сведения о муниципальных образованиях необходимо кликнуть по полю «Новая запись».
В поле «КПП» указывается КПП, присвоенный организации при постановке на учет, снятии ее с учета либо при внесении изменений в ранее сообщенные сведения о кодах по ОКТМО.
В поле «Указать налоговый орган по месту учета налогоплательщика» отражается код того налогового органа, которому подведомственны территории муниципальных образований, коды которых указаны в поле «ОКТМО».
Поле «ОКТМО» не заполняется в случае снятия организации с учета, т.е. если на титульном листе в поле выбора причины подачи заявления указан код «2».
В поле «Признак изменений» выбирается соответствующая причина внесения изменений:
- «1» — включение нового кода по ОКТМО;
- «2» — исключение ранее сообщенного кода по ОКТМО.
Поле «Признак изменений» заполняется только при внесении изменений в ранее сообщенные сведения о кодах по ОКТМО, т.е. если на титульном листе в поле выбора причины подачи заявления указан код «3».
Перечислим причины для снятия налогоплательщика с учета.
Реорганизация. Если несколько юридических лиц приняли решение о слиянии, присоединении, преобразовании или разделении, то ИНН тех компаний, которые прекратили свою деятельность в результате реорганизации, становятся недействительными после проведения процедуры. Орган государственной регистрации информирует инспекции, где данные налогоплательщики состояли на налоговом учете, о прекращении их деятельности для снятия с учета.
Образованные при реорганизации компании подлежат постановке на учет аналогично вновь созданным. Вместе с пакетом документов о государственной регистрации представителю компании выдается свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Процедура снятия с налогового учета индивидуального предпринимателя должна соответствовать требованиям закона. Чтобы исключить штрафные санкции от фискальных органов, необходимо провести ряд мероприятий. Решение о прекращении деятельности составляет сам ИП или его доверенное лицо. Этот документ заверяется у нотариуса. Каков порядок действий предпринимателя при закрытии?
Перед снятием с учета налогоплательщик обязан сдать в ФНС все отчеты и погасить задолженность по налогам. В случае, когда деятельности не было, нужно сдать нулевую отчетность.
Если отчеты за прошлые периоды по каким-то причинам не сдавались, нужно составить и сдать необходимые налоговые декларации. Это требуется для проверки задолженности перед бюджетом. В случае непредставления данных могут быть начислены штрафные санкции, которые увеличат время и осложнят процесс снятия с учета. Кроме того, обнаружив недостоверные данные, налоговый орган может провести внеплановую проверку. До завершения контрольно-ревизионных мероприятий снятие с учета невозможно.
Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:
- Как оплатить страховые взносы
- Как минимизировать налоги и не заинтересовать налоговую
- Как уволить главного бухгалтера: нюансы процедуры
После сдачи отчетности и уплаты налогов следует подготовить комплект бумаг для снятия с учета.
В отличие от организаций ИП обязаны представить только два документа:
- Заявление по форме Р26001. Его можно составить в бумажном или электронном виде. Бланк получают в инспекции или скачивают с сайта налоговой службы.
- Квитанция об оплате госпошлины. Образец можно найти на сайте и оплатить в Сбербанке или любом другом банке.
Эти документы сдаются в инспекцию по месту регистрации ИП. Перед подачей необходимо проверить правильность заполнения бланка. В случае ошибок в снятии с учета будет отказано.
Способы подачи заявления на снятие с учета:
- личное обращение. Это наиболее простой и экономичный способ. Недостатком может быть лишь наличие очереди;
- через законного представителя. Доверенность можно оформить в фирме, предоставляющей юридическую поддержку. В этом случае потребуется оплатить услуги этой компании и нотариуса за оформление доверенности. Однако это позволит сэкономить время;
- ценным письмом с описью вложения. Этот способ может подойти, если снятие с учета не является срочным. Перед отправкой следует проверить заполнение бланка. Если налоговый орган обнаружит ошибки, в снятии с учета будет отказано, а документы отправят обратно;
- по электронным каналам связи. Такой способ возможен, если у индивидуального предпринимателя есть электронная подпись.
Принимая решение ликвидировать фирму, руководитель обязан в трехдневный срок с момента подписания соответствующего документа поставить в известность налоговую о начале процедуры ликвидации.
Сообщение составляется в письменной форме с приложением копий следующих документов:
- решение о ликвидации компании либо иной документ, например протокол собрания учредителей, где выражается такое решение;
- описание порядка и сроков проведения процедуры;
- документ об образовании ликвидационной комиссии.
Административным законодательством установлены штрафные санкции для обществ с ограниченной ответственностью за несвоевременное предоставление данных о ликвидации. За первичное нарушение компания может быть оштрафована на 5000 руб. При отсутствии необходимого пакета документов после наложения этого штрафа компании грозит штраф в 20 000 руб.
Заявление РО о постановке на учет (снятии с учета) в качестве налогового агента
НК РФ различает три вида обособленных подразделений: филиал, представительство, иное обособленное подразделение. Для ясности предлагаем вам краткую таблицу терминов налогового права.
Таблица 2
Обособленное подразделение (ОП) |
Любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. |
Ст. 11 НК РФ |
Рабочее место |
Место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. |
С. 209 ТК РФ |
Филиал (Ф) |
Обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. |
С. 55 ГК РФ |
Представительство (П) |
Обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. |
Ст. 55 ГК РФ |
Вы сообщаете о создании ОП в налоговую по юридическому адресу организации в месячный срок с момента создания. В случае изменения в сведениях вы подаете сообщение в ту же инспекцию в трехдневный срок (см. ст. 23 НК РФ). За нарушение сроков — ответственность по ст. 116 НК РФ и ст. 15.3 КоАП РФ, но не всегда. Если организация уже состоит на учете в налоговом органе по одному из оснований, указанных в ст. 83 НК РФ, то к ней не применяется ответственность за неподачу заявления для постановки на учет по иному упомянутому в этой статье основанию (см. п. 39 Постановления Пленума Вас РФ от 28.02.01 № 5).
Новая редакция ст. 23 НК РФ не обязывает налогоплательщика подавать сообщение о создании Ф/П. Это означает, что в данном случае не применима ответственность по п. 1 ст. 116 НК РФ. Что касается п. 2 этой правовой нормы, то тут ситуация следующая. После изменений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 27.07.10 № 229-ФЗ, обязанность по постановке на учет осталась у организаций, создающих ОП (кроме филиалов и представительств); у лиц, получающих доход, облагаемый ЕНВД. Поэтому только эти две группы лиц являются субъектами ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ. В итоге получается, что организации, ведущие деятельность через Ф/П без постановки на учет, не попадают под п. 2 ст. 116 НК РФ. В общем, ситуация неоднозначная, а судебной практики пока нет. Мы предлагаем (во избежание ненужных споров с налоговой) сначала получить уведомление о постановке на учет, а потом начинать работу через Ф/П. Изменения в сведения о Ф/П делаются в том же порядке, что и создание.
Согласно ст. 5 Закона о государственной регистрации юридическое лицо обязано сообщить в налоговый орган об изменении сведений в ЕГРЮЛ в 3-дневный срок. В случае, если изменение указанных в пункте 1 статьи 5 сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в ЕГРЮЛ согласно главы VI закона. В этой главе срока для внесения изменений в учредительные документы нет. Следовательно, закон о регистрации не устанавливает срок на внесение изменений в учредительные документы, в том числе в связи с созданием филиала (представительства). Из ст. 23 НК РФ исключена обязанность налогоплательщика сообщать о создании филиала или представительства.
Действующим российским законодательством предусмотрена постановка на учет в налоговом органе всех плательщиков. Это могут быть как организации, так и частные физические лица, так и ИП.
Присваиваемый налоговый номер у плательщика не меняется, он является постоянным и индивидуальным – второго такого не существует. Сокращенная форма такого номера – ИНН.
Регулируется вопрос о постановке на налоговый учет, а также снятие с такого учета исключительно налоговым законодательством.
Идентификационный номер налогоплательщика присваивается по двум основаниям: на основании заявления самого лица и на основании сведений, которые предоставляют в налоговый орган соответствующие органы. При этом в обоих случаях постановка происходит абсолютно бесплатно, физическому лицу платить никакие госпошлины и прочие платы не нужно.
Налоговому органу на обработку сведений и постановки на учет дается ровно пять рабочих дней.
Нарушение сроков со стороны налоговых органов является нарушением законодательства.
Подача заявления может происходить как непосредственно в налоговом органе по месту жительства или месту нахождения имущества, так и в многофункциональном центре, который обязан передать заявление не позднее одного рабочего дня в УФНС.
Первичный идентификационный номер налогоплательщика выдается бесплатно, сроки сохраняются – 5 дней на обработку данных и выдачу свидетельства. При утере или порче восстановление (повторная выдача) возможна только после того, как физическое лицо заплатит установленную государством пошлину, размер которой необходимо уточнять в конкретном налоговом органе.
Физическому лицу при заполнении заявления необходимо указать свои данные, которые будут зафиксированы в индивидуальном налоговом номере. К ним относятся:
- ФИО;
- место рождения и фактического жительства (следует понимать, как прописку);
- дата рождения;
- паспортные данные или данные другого документа, который удостоверяет личность (например, свидетельство о рождении, если получатель еще не получил паспорт);
- пол и гражданство.
Примечательно, что при смене фамилии обращаться необходимо в тот же территориальный налоговый орган, который выдал идентификационный номер налогоплательщика, для замены свидетельства. При этом сам номер не изменится, поменяются только данные в нем.
Процедура замены бесплатная, государственную пошлину платить не придется. Если меняется место жительства, то обращаться для смены свидетельства нужно уже в новый налоговый орган, по новому месту жительства.
Снятие с учета в налоговом органе
Налоговый орган, во время обработки заявления, проверяет плательщика на достоверность предоставленных сведений. Так, если имеет место изменение сведений, то эти изменения при постановке на учет вносит именно налоговый орган по месту жительства или местонахождения организации. Все изменения берутся исключительно на основе тех данных, которые имеются в ЕГРЮЛ или ЕГРП, если речь идет об организации или ИП.
У налогового органа могут быть одни сведения, а в едином реестре они уже изменились. На основе этих новых данных налоговый орган (следует понимать, как территориальный: по месту нахождения, по месту ее обособленного подразделения, ИП или филиала) вносит изменения в свидетельство о номере. Это же касается иностранной компании, у которой есть представительство на территории РФ – изменения будут вноситься по месту нахождения представительства соответствующим налоговым органом.
Если изменения вносятся у обособленных подразделений, то инициатором о внесении изменений выступает сама организация (следует понимать, как организация РФ, а не иностранная организация), но изменения вносятся налоговым органом, к которому территориально относится обособленное подразделение. Исключение в данном случае составляют – филиалы и представительства каких-либо российских компаний.
Если изменения вносятся у частного лица, то выполняет эту функцию территориальный налоговый орган плательщика (имеется ввиду – по месту жительства по паспорту/прописке). При этом ему не обязательно подавать заявление, данные предоставляются соответствующими органами, которые осуществляют контроль за плательщиками.
Существует несколько видов оснований, по которым происходит снятие с налогового учета. Процедура проводится тем же территориальным налоговым органом, который и выдал первичное свидетельство.
К таким основаниям относят изменение места жительства или нахождения плательщика.
Например, организация сменила место своего нахождения и уведомляет об этом все заинтересованные инстанции. В этом случае налоговый орган снимает с учета организацию. Обязанностью организации является по новому месту нахождения встать на учет заново с присвоением номера.
Срок на снятие организации или любого другого плательщика с учета составляется пять рабочих дней. В этот период налоговый орган снимает с учета:
- физических лиц;
- российские организации;
- иностранные организации с представительством на территории России;
- нотариуса, который осуществляет частную практику;
- иностранные организации, которые работают через аккредитованные филиалы на территории России.
По новому месту жительства или нахождения уже новый территориальный налоговый орган осуществляет постановку на учет на основании тех данных, которые получены от первичного или предыдущего налогового органа.
В результате налоговый номер у плательщика не меняется, однако само свидетельство заменяется новым.
В нем прописываются новые данные, но сам номер остается неизменным – он присваивается и закрепляется на всю жизнь.
Если организация прекращает свою деятельность, реорганизовывается или ликвидируется, то снятие с учета происходит только на основании сведений ЕГРЮЛ, которые берутся за основу. Такое же правило применяется к ИП, которые прекращают свою деятельность. Основанием для снятия с учета здесь выступают сведения из ЕГРП.
Если в ходе прекращения деятельности в отношении иностранной компании или российской компании проводится какая-либо налоговая проверка, то снятие с учета происходит не раньше, чем эта проверка закончится.
При этом проверка может носить как камеральный, так и выездной характер. На время проверки за плательщиком сохраняется его налоговый номер, поскольку без него провести полноценную проверку не получится, а данные будут недостоверными и неверными.
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.