Стадии банкротства юридического лица и гражданина

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стадии банкротства юридического лица и гражданина». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Необходимость признать официально несостоятельность и банкротство юридического лица возникает, если фирма не имеет возможности рассчитываться по счетам. При этом учредители не видят перспектив дальнейшего развития своего бизнес-проекта на рынке. Появляется большая задолженность перед разными кредиторами и в выплате заработной платы сотрудникам. Собственник задумывается об этой неприятной и хлопотной процедуре как о варианте закрыть свое предприятие с долгами.

Процедура банкротства юридического лица схожа с банкротством физического лица, когда физ. лицу нужно объявить себя банкротом перед банком. Но есть и различия.

Порядок банкротства юридического лица определен в федеральном законе №127, который претерпел изменения в 2015 году. Во многих случаях он предполагает различные меры по спасению убыточного предприятия, которые входят в состав процедуры. Сам закон, определяющий, что такое банкротство юридического лица, является пошаговой инструкцией, на которую необходимо опираться на каждом этапе.

Привести предприятие к такой серьезной ситуации могли как сочетание экономических факторов, так и неумелое руководство со стороны администрации, неэффективный менеджмент. В любом случае признать несостоятельным можно должника, который имеет определенные признаки банкротства юридического лица:

  • совокупная задолженность всем кредиторам составляет не менее 300 000 рублей (включая налоги и платежи в бюджет);
  • срок выплаты долгов нарушен и превышает 3 месяца по каждому отдельно взятому контрагенту;
  • имеется немалая просрочка по заработной плате, выходным пособиям перед сотрудниками.

Задолженность может возникать вследствие различных обстоятельств и представлять собой:

  • долги перед поставщиками товаров или материалов, которые отгружены, но не оплачены по выставленным счетам;
  • не выплаченную зарплату, начисления за нее в бюджет;
  • не возвращенные кредитным организациям займы;
  • долги перед учредителями предприятия;
  • задолженность, которая образовалась перед государственными фондами.

В эту сумму могут входить различные штрафные санкции, судебные выплаты или претензии со стороны клиентов.

Вариант признания банкротства не распространяется на бюджетные учреждения, политические и религиозные организации. Для государственных предприятий такая процедура применяется только в случае, если имеется соответствующий пункт в уставе. Само признание несостоятельности проводится только в арбитражном суде по месту регистрации потенциального банкрота.

Составление по обоюдному взаимному согласию мирового договора допускается на любом этапе рассмотрения банкротства. Первоначальное предложение может исходить от должника или кредиторов, но в действие соглашение вступает только, если никто из участников процесса не возражает. Если инициатором выступают кредиторы, соответствующее решение необходимо единогласно утвердить на собрании. Автоматически подписание согласия подразумевает полное прекращение процедуры неплатежеспособности.
Какая информация отражается в соглашении? В первую очередь, это точный порядок погашения обязательств кредиторов; также обозначается формат расчетов, включая сроки и процентные ставки. Дополнительно в документ могут включаться и другие условия, не противоречащие законодательным требованиям. Нередко в заключении соглашения участвуют третьи лица – заинтересованные в погашении долгов инвесторы, в роли которых разрешается выступать как физлицам, так и предприятиям, в т.ч. иностранным. Нарушение исполнения условий соглашения со стороны должника служит поводом для возобновления процедуры банкротства компании.

На момент последних изменений в арбитражном законодательстве, определяющих банкротство юридических лиц в 2019 году, были определены расходы на подачу документов в сумме:

  • 6000 рублей на государственную пошлину;
  • От 30 000 за услуги внешнего управляющего.

Если материальное положение потенциального юридического лица-должника не позволяет внести такую сумму до начала суда, рекомендовано приложить к типовому заявлению специально оформленное ходатайство. Оно предусматривает рассрочку на обязательные платежи до вынесения решения. Кроме этих расходов, потребуется проведение дополнительных экспертиз сторонними аудиторами, консультации юристов и нотариальное заверение некоторых документов и копий.

Процедуры банкротства: просто о сложном

После окончания всех судебных процедур собственники могут свободно заниматься любыми видами деятельности, открывать фирмы и реализовывать бизнес-проекты. Они теряют лишь сумму инвестиций при открытии предыдущего предприятия и не отвечают своим личным имуществом по его долгам.

Иногда в ходе судебных разбирательств или анализа финансового состояния могут быть выявлены факты намеренного доведения до убыточности. Тогда бывшие руководители и главный бухгалтер могут понести наказание, вплоть до уголовной ответственности.

Сама процедура начинается обычно после того, как представители юрлица приходят к выводу о том, что оно не в состоянии обслуживать свои обязательства, расплачиваться по обязательным платежам. После осознания этого непростого факта обычно разумно рассмотреть возможности реструктуризировать долг, дабы сохранить возможность удержать организацию на плаву. Если этот вариант также не сработал, то только тогда есть смысл собирать пакет документов для подачи в суд для рассмотрения. Схема проста: если суд принимает решение банкротить предприятия, то получение его решения – момент, когда обычно официально запускается процедура банкротства.

^К началу страницы

В соответствии с пунктом 4 Порядка выбора, ФНС России на основании поступивших заявлений СРО, содержащих указание на возможность представлять во всех субъектах Российской Федерации кандидатуры арбитражных управляющих для проведения процедур банкротства стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий или должников первой группы, формирует федеральный список СРО по Российской Федерации для подачи в арбитражный суд заявлений о признании банкротами стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий и должников первой группы.

В федеральном списке в отношении каждой СРО отдельно указывается на возможность представления кандидатур арбитражных управляющих для проведения процедур банкротства должников первой группы, стратегических предприятий и организаций или субъектов естественных монополий.

В соответствии с пунктом 4 Порядка выбора, ФНС России на основании поступивших заявлений СРО формирует региональные списки СРО по субъектам Российской Федерации для подачи в арбитражный суд заявлений о признании банкротами финансовых организаций, должников второй и третьей групп, отсутствующих должников в соответствии с указанными СРО субъектами Российской Федерации, в которых они готовы представлять кандидатуры арбитражных управляющих — своих членов.

При формировании региональных списков для подачи заявлений уполномоченного органа о признании банкротами отсутствующих должников уполномоченный орган вправе учитывать эффективность реализации процедур банкротства отсутствующих должников, в том числе в части понесенных расходов на проведение соответствующих процедур и результатов завершения соответствующих процедур, и иные критерии для включения СРО в соответствующий региональный список по соответствующему субъекту Российской Федерации.

СРО включается в соответствующие федеральный и (или) региональные списки с присвоением СРО очередного порядкового (регистрационного) номера в соответствии с датой регистрации заявления СРО в ФНС России.

Изменения в федеральный и региональные списки вносятся ФНС России с первого числа первого месяца каждого квартала на основании уведомлений СРО, поступивших в ФНС России не позднее первого числа последнего месяца предыдущего квартала.

Списки саморегулируемых организаций арбитражных управляющих

^К началу страницы

В соответствии с приказом ФНС России от 13.12.2013 №ММВ-7-8/[email protected] «Об осуществлении выбора саморегулируемой организации арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа» в целях реализации Порядка выбора органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 19.07.2007 N 351 выбор саморегулируемой организации арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа в отношении должников всех групп и категорий, при подаче заявления уполномоченного органа в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом), а также в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 11 Порядка голосования органа, уполномоченного представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам при участии в собраниях кредиторов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.08.2004 N 219, осуществляется на уровне центрального аппарата ФНС России.

Выбор саморегулируемых организаций арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом)

^К началу страницы

Решение о неучете СРО при выборе СРО для указания в заявлении уполномоченного органа (далее — решение о неучете СРО) принимается ФНС России при наличии оснований, указанных в п.11 Порядка выбора, в соответствии с которым основаниями для принятия уполномоченным органом решения о неучете СРО являются:

  • отстранение арбитражного управляющего от исполнения обязанностей в деле о банкротстве в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей;
  • причинение неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего в деле о банкротстве обязанностей имущественного ущерба Российской Федерации как кредитору;
  • привлечение арбитражного управляющего к уголовной ответственности в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей арбитражного управляющего в деле о банкротстве или к административной ответственности в форме дисквалификации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
  • однократное непредставление кандидатур арбитражных управляющих для утверждения арбитражным судом по заявлению уполномоченного органа;
  • непредставление арбитражным управляющим, утвержденным в деле о банкротстве, в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства для регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в порядке банкротства.

Решение о неучете СРО принимается уполномоченным органом в случае наличия оснований для принятия решения о неучете СРО и отсутствия оснований, исключающих принятие решения о неучете СРО.

Решения о неучете СРО, принятые уполномоченным органом в случае наличия оснований для принятия решения о неучете СРО и отсутствия оснований, исключающих принятие решения о неучете СРО

^К началу страницы

Повышение эффективности процедур банкротства и снижение связанных с ними издержек определены в качестве одной из стратегических целей Федеральной налоговой службы.

Достижение данной цели невозможно без организации конструктивного диалога с сообществом арбитражных управляющих, которые являются ключевыми участниками в делах о банкротстве.

Существующие в настоящее время способы взаимодействия налоговых органов и арбитражных управляющих, ограничены, в основном, обжалованием действий (бездействия) арбитражных управляющих в арбитражный суд, а также в орган по контролю (надзору) за их деятельностью.

Вместе с тем, принятая и реализуемая в настоящее время в Российской Федерации концепция саморегулирования предполагает не только проведение последующего контроля, но и предупреждение членами соответствующих саморегулируемых организаций нарушений.

К числу наиболее распространенных нарушений, совершаемых арбитражными управляющими, относятся нарушения, носящие формальный характер, а также нарушения, последствия которых могут быть устранены арбитражным управляющим во внесудебном порядке.

В этой связи ФНС России сообщает о начале пилотного проекта, в рамках которого саморегулируемым организациям предлагается присоединиться к новому формату взаимодействия налоговых органов и арбитражных управляющих.

Данный формат предполагает внедрение внесудебного порядка обжалования налоговыми органами действий (бездействия) арбитражных управляющих в саморегулируемую организацию, членом которой он является.

Результатом организации диалога должно стать оперативное устранение допущенных арбитражными управляющими нарушений, а также снижение издержек, связанных с участием в арбитражных судах, и, как следствие повышение эффективности процедур банкротства.

Возможность гражданина признать себя банкротом в суде появилась в 2015 году, когда вступили в силу изменения в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». С этого момента, стать банкротством может не только юридическое лицо, но и физическое. Порядок признания гражданина банкротом урегулирован главой X ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», там же и устанавливаются сроки для каждого этапа.

Для признания гражданина несостоятельным определена последовательность применения процедур банкротства.

В 2022 у должников появилась возможность признать себя банкротом не только через суд, но и в упрощенном порядке — без суда через МФЦ. Внесудебное банкротство проще и при этом является бесплатным.

Стать банкротом через МФЦ может лицо:

  • имеющее долг в сумме по всем обязательствам не более 500 000 рублей;
  • в отношении которого числится оконченное исполнительное производство по причине отсутствия у него имущества.

Схема такого банкротства отличается от банкротства через суд. Человек подает в МФЦ только заявление и список кредиторов. МФЦ самостоятельно проверяет право на списание долгов через ФССП, затем публикует сообщение о начале внесудебной процедуры.

По истечении 6 месяцев в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве МФЦ включает информацию о завершении процедуры. Должник освобождается от обязательств перед кредиторами, о которых он сообщил при подаче на заявления.

Для наглядности приводим сравнительную таблицу:

Судебное банкротство Внесудебное банкротство
Сумма долга От 300 000 ₽ До 500 000 ₽
Инстанция Суд МФЦ
Стоимость От 80 тысяч ₽ Бесплатно
Постановление о прекращении исп. производства Не нужно Нужно
Сроки От 6-13 месяцев 6 месяцев

Банкротство — это сложный процесс. Пройдя в суде все стадии несостоятельности, или обратившись с этой целью в МФЦ, должник получает статус банкрота и избавляется от задолженностей. Звучит как сказка — «избавиться от долгов раз и навсегда» Но это законный выход из долговой ямы, но который при этом подойдет не каждому должнику.

Будут и последствия после банкротства. Они установлены законодательно:

  • в течение 5 лет при получении кредита или займа должник обязан уведомлять о своем статусе банкрота будущего кредитора;
  • в течение 3 лет не сможет управлять юридическим лицом или занимать руководящие должности в бюджетных организациях;
  • в течение 5 лет гражданин не сможет повторно объявить себя банкротом через суд;
  • в течение 10 лет должник не сможет повторно объявить себя банкротом во внесудебном порядке.

Грамотный юрист не будет советовать каждому срочно идти банкротиться. Делать это нужно с умом и с правильным подходом. Мы, имея большой опыт работы с процессами банкротства физических лиц, знаем с чего нужно начинать и как выстроить работу с клиентом по вопросу банкротства так, чтобы минимизировать его потери и избавить его от лишних головных болей.

Бесплатная консультация0 ₽

  • Вы рассказываете о своей проблеме, задаете вопросы;
  • Юрист уточняет необходимые сведения, анализирует ситуацию, рассказывает варианты развития событий;
  • Вместе выбираете выгодный вариант — банкротство, рефинансирование, просто жалоба на коллекторов или банк;
  • Юрист рассказывает, как подготовиться, где взять документы, и что делать, в вашем случае.

Процедура банкротства прописана на законодательном уровне (Закон № 127-ФЗ), состоит из пяти стадий (без учета стадии подачи заявления) и является обязательной к исполнению для организаций всех уровней.

При этом важно обратить внимание на то, что проблемная организация не обязательно должна проходить через все пять стадий. Они применяются в зависимости от конкретной ситуации, кроме самой первой, или начальной: стадии наблюдения.

Является обязательным этапом в большинстве случаев. Цель — обеспечение неприкосновенности активов проблемной компании, аудит ее текущей финансовой ситуации, возможность санации данной компании, информирование кредиторов и составление реестра требований. Для этого арбитражным судом назначается временный управляющий. Полномочия руководителей проблемной организации сохраняются, но с некоторыми ограничениями.

Сроки наблюдения не должны превышать семи месяцев. По итогам, временный управляющий составляет сводный отчет. В него должны быть включены данные о состоянии финансов проблемного предприятия и рекомендации по поводу его дальнейшей судьбы: возможность восстановления платежеспособности.

Процесс банкротства для юридического лица достаточно сложен и длителен. Кроме того, при осуществлении данного процесса следует понимать, что неизбежными будут многочисленные проверки, проводимые разными государственными органами, так как необходимо проверить, является ли банкротство фиктивным или нет.

Однако у данной процедуры для юридических лиц при всех видимых ее недостатках есть и ряд преимуществ, а именно:

  • происходит временная приостановка проводимых процессов по взысканию долгов и процентов по ним перед различными видами кредиторов;
  • снятие арестов, наложенных судебными приставами, со всех имеющихся видов имущества, что позволяет пользоваться им в свободной форме до момента, пока не будет принято решение о реализации такого имущества с торгов;
  • приостановка деятельности приставов (за исключением определенных категорий существующих исполнительных листов, которые были выданы до начала процедуры банкротства), а также проводимых мероприятий по продаже имущества должника с целью погашения требований, зафиксированных в исполнительных листах;
  • снятие блокировки с имеющихся счетов, в том числе если такая блокировка осуществлена по решению суда на основании ходатайства государственных органов, например, Федеральной налоговой службы;
  • возврат возможных сумм переплат по налогам (если такая переплата осуществлена на основании некорректно подсчитанных деклараций, например, от суммы стандартного годового оборота, а в последние месяцы календарного года оборот упал, что стало причиной банкротства). Однако такую переплату возможно возместить только в том случае, если удастся доказать, что она имеет причину некорректных подсчетов, произведенных сотрудниками налоговых органов;
  • возможность сократить объем своих долгов перед кредиторами при условии проведения скупки долгов третьими лицами с использованием механизма дисконта. В этом случае кредитору третьим лицом предлагается выкупить имеющийся долг юридического лица-банкрота перед таким кредитором, но не по его номинальной стоимости (сумма фактической задолженности), а с учетом скидки (за счет сокращения объема процентов, которые должны быть выплачены, что и становится скидкой или дисконтом). В этом случае кредитор при условии согласия на такое действие получает частичное погашение задолженности перед ним, а у организации-должника появляется возможность расчета за меньший объем задолженности;
  • наложение моратория на действия кредиторов, в том числе по начислению процентов и неустоек по имеющимся долгам;
  • в случае отсутствия средств для погашения долгов компании имеющиеся задолженности возможно списать. Однако для этого необходимо подтвердить полную невозможность погашения их даже за счет продажи имеющегося имущества и привлечения к субсидиарной ответственности руководителя организации и ее учредителей.

Однако для того, чтобы реализовать все перечисленные преимущества, необходимо, чтобы назначенный арбитражный управляющий и специально привлеченные лица, например, юристы по банкротству, имели возможность полностью изучить всю структуру бизнеса и найти наиболее оптимальные варианты для разрешения сложившейся ситуации, чтобы предпринять попытки восстановить финансовое состояние компании.

Разновидности процедур банкротства

Конкурсное производство по своей сути является финальной стадией процедуры банкротства. Нормативное регулирование этого этапа происходит с помощью Главы 7 указанного выше федерального нормативно-правового акта.

На данном этапе конкурсный управляющий, назначенный арбитражным судом для завершения процедуры, получает все полномочия руководителя организации, что необходимо для формирования конкурсной массы средств.

На этом этапе происходит реализация имеющегося имущества предприятия с целью накопления объема денежных средств, которые будут направлены на погашение требований кредиторов, включенных в реестр.

После того как необходимый объем денежных средств был накоплен, наступает период расчета со всеми кредиторами в порядке очередности.

Если средств для таких расчетов не хватило, то по инициативе конкурсного управляющего арбитражный суд может привлечь к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, то есть тех, кто оказывал влияние на деятельность должника, в результате чего возникла ситуация финансовой несостоятельности. Однако если привлеченные лица докажут, что их вины в сложившейся ситуации нет, то вопрос с привлечением их к субсидиарной ответственности снимается.

После этого происходит списание оставшихся долгов и закрытие предприятия путем признания его банкротом и последующей ликвидации на основании исключения сведений о предприятии-банкроте из Единого государственного реестра юридических лиц.

Данная процедура назначается на срок до шести месяцев, после чего по решению суда может произойти продление конкурсного производства еще на шесть месяцев.

В соответствии с законодательством РФ эта процедура продолжается семь месяцев. Основные задачи этапа:

  1. Предпринять эффективную политику по управлению предприятием, чтобы в дальнейшем восстановить платежную способность должника;
  2. Сохранить имущество юридического лица, необходимое для оценки состояния компании.

Чтобы в будущем удовлетворить запросы каждого кредитора, для эффективного анализа и распределения оставшегося бюджета, назначается временный управляющий. Он выбирается судом и осуществляет управленческую деятельность во время этапа наблюдения.

Другой задачей, которую берет на себя управляющий, является составление реестра запросов кредиторов. Каждый кредитор с начала введения первого этапа банкротства начинает направлять требования управляющему. Эти запросы связаны с невыполнением банкротом своих договорных обязательств.

Другой шаг процедуры наблюдения – первое собрание кредиторов. На нем будет решен дальнейший порядок проведения банкротства.

Конкретно будут затронуты следующие вопросы:

  • Существует ли возможность заключения мирного соглашения?;
  • Кто будет избран на место арбитражного управляющего?;
  • Кто входит в состав комитета министров?;
  • Кто утверждается на место реестродержателя?

Каждый из этих вопрос решается голосованием.

Участниками процесса признания юридического лица финансово несостоятельным могут стать:

  1. Должник.
  2. Лицо, которое предоставило обеспечение.
  3. Арбитражный управляющий.
  4. Конкурсные кредиторы – это кредиторы по денежным обязательствам за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причиненный вред жизни и здоровью, имеет долги в части выплаты вознаграждения по авторским договорам и учредителям общества с долгами, которые вытекают из этого участия.
  5. Органы исполнительной власти.
  6. Уполномоченные органы – это федеральные органы власти, органы местного самоуправления, которые представляют требования об уплате обязательных платежей и по денежным обязательствам.

Но инициировать банкротство вправе не каждый участник. Процедуру признания финансовой несостоятельности могут инициировать как само юрлицо, так и кредитор.

Решение об объявлении банкротом может исходить от руководства предприятия или его учредителей. А в качестве кредиторов могут выступать коммерческие и государственные организации, внебюджетные фонды, наемный персонал и пр. Ранее инициатива о признании банкротом компании могла исходить и от прокурора.

Юридическое лицо в процессе банкротства приобретает возможность получения отсрочки по уплате пени и штрафов. При отсутствии вины собственников и руководства юрлица в доведении компании до банкротства это позволит им избавиться от долговых обязательств фирмы без рисков для личного имущества.

Процедура банкротства для кредитора позволяет ему контролировать весь процесс. Благодаря банкротству, обеспечивается сохранность имущества должника и можно рассчитывать на возврат его собственности из аренды и пр. Для кредитора процедура признания компании-должника финансово несостоятельной имеет и другие преимущества:

  1. Он получает возможность держать под контролем бизнес должника и стать его собственником.
  2. Ему компенсируется определенная часть задолженности (или даже весь долг) в процессе распродажи имущества.
  3. Он юридически защищен от распродажи имущества и вывода активов.
  4. Ему гарантируется выплата задолженности и невозможность уклониться от указанной обязанности.
  5. Он получает возможность купить имущество по невысокой цене.

В некоторых случаях заявление о своем банкротстве является не правом, а прямой обязанностью компании. Руководство компании обязано инициировать процедуру банкротства самостоятельно в следующих случаях:

  1. Если юрлицо не располагает достаточными ресурсами для перекрытия долгов перед кредиторами.
  2. Если в процессе ликвидации юрлица были обнаружены признаки финансовой несостоятельности компании.

В последнем случае руководство компании-должника должно обратиться с заявлением в арбитраж не более, чем через 30 дней после выявления подобных фактов. Часто факты наличия признаков несостоятельности на предприятии выявляются по результатам аудиторской проверки.

При признании юрлица банкротом кредиторы более не смогут обращаться к нему напрямую для погашения задолженности. Эти вопросы должны быть урегулированы исключительно посредством арбитражного суда.

Сроки принятия решения судом о банкротстве юрлица или отказе в удовлетворении его заявления регламентируются законодательно и не превышают 3 месяцев после подачи заинтересованным лицом заявления. В указанные сроки суд должен назначить и провести первое судебное заседание.

На основании ст. 42 127-ФЗ суд может прийти к выводу о необходимости принять заявление в течение 5 дней после его поступления или отказать заявителю.

Если заявление о банкротстве подается не самим юрлицом, а его кредиторами, то должник вправе предоставить суду отзыв на поступивший в арбитраж документ. В нем он излагает свою версию происходящего.

По результатам первого судебного заседания суд может вынести одно из перечисленных ниже определений:

  1. О введении этапа наблюдения и назначения конкурсного управляющего.
  2. Об отказе ввести наблюдение и оставлении заявления без движения.
  3. О прекращении производства по делу.

Признать юридическое лицо банкротом может только арбитражный суд. Кредиторы это сделать не вправе.

Арбитражным судом может быть принято решение о признании лица банкротом после проведения комплексного анализа финансового состояния юрлица.

Для того чтобы оформить банкротство, нужно не так уж и много. Главное, наличие факта финансовой проблемы и невозможности решить её менее радикальными мерами. Рассмотрим пошаговую инструкцию банкротства юридических лиц:

  • Подготовка и составление заявления;
  • Сбор документов, которые подкрепят сказанное в заявлении;
  • Передача подготовленного заявления вместе с документами в суд;
  • Получение судебного решения.

Каждый этап имеет свои особенности и нюансы, поэтому нужно рассмотреть их более подробно.

Стадии банкротства предприятия и упрощенная процедура

Само понятие и процедура банкротства возникло еще в Древнем Риме и касалось разорившихся ростовщиков. Свои сделки дельцы совершали на специальных лавках, которые в случае разорения ломались. От словосочетания banca rotta и произошел современный термин банкрот.

Сегодня это нормальный инструмент в мировой экономике, позволяющий «вычистить» из списка зарегистрированных юрлиц те, которые давно потеряли жизнеспособность, и освободить кредиторов от части налогооблагаемой базы за счет списания безнадежных долгов.

Понятие и признаки банкротства, а также сама процедура банкротства, описанная в законе, остаются неизменными с 2002 года (для предприятий) и с 2015 года (для граждан). В 2020 году в законодательстве появилось нововведение, касающееся объявления несостоятельности малообеспеченных категорий населения.

Понятие и процедура банкротства, проходящая во внесудебном порядке, требует соблюдения следующих признаков:

  1. Величина задолженности по коммунальным платежам, кредитам, алиментам и т. п. от 50 000 до 500 000 рублей.
  2. Закрытые исполнительные производства в отношении должника.
  3. Отсутствие у должника имущества, на которое может быть наложено взыскание.

В российском законодательстве описаны следующие виды процедур банкротства относительно финансовой несостоятельности юридического лица:

  1. Процедура наблюдения.
  2. Стадия финансового оздоровления.
  3. Этап внешнего управления.
  4. Процедура конкурсного производства.
  5. Для досрочного прекращения судебного разбирательства также разработана возможность подписания мирового соглашения между сторонами. Документ может быть оформлен на любом этапе производства, вплоть до вынесения решения о признании субъекта банкротом.

Мировое соглашение направлено на погашение задолженности перед сторонами процесса пропорционально требованиям. Если в договоре существуют пункты, ущемляющие интересы одного или нескольких участников, суд может отказать в завершении процедуры.

Наблюдение

Процедура наблюдения, продолжительностью до 7 месяцев, нацелена на анализ и оценку экономического состояния потенциального банкрота и выявление резервов, за счет которых можно реанимировать компанию. Для начала арбитражный специалист информирует всех субъектов, указанных в заявлении о несостоятельности, о старте судебного разбирательства. Также обязательна публикация информации в ЕФРСБ и «Коммерсанте».

Если арбитражный управляющий смог убедить участников собрания в возможности восстановления жизнедеятельности субъекта, может начаться этап финансового оздоровления. Это реанимационная процедура и понятие банкротства, длящаяся не более двух лет. В процессе санации директор остается у руля компании, но с несколько ограниченными полномочиями.

В отношении руководителя действует целая система ограничений:

  • запрет на обращение за кредитами;
  • вето на поручительство;
  • мораторий на сделки с собственностью, если стоимость договора выше 5% от основной величины активов;
  • запрет на выплату дивидендов.

Цель финансовой санации заключается в полном удовлетворении требований кредиторов и возвращении способности вести полноценную деятельность.

Еще одна разновидность реанимационных процедур, эффективных в процессе банкротства – введение внешнего управления. Если к падению платежеспособности компании привело неграмотное или халатное руководство, директор на время процедуры устраняется с должности, а на его место становится внешний управляющий.

Антикризисный специалист имеет право на распоряжение основными активами должника. К примеру, он может сдать часть площадей в аренду или продать транспорт, числящийся на балансе банкрота. Также управляющий вправе инициировать эмиссию ценных бумаг, уволить часть штата, изменить профиль деятельности должника, внедрить новую систему управления. За принятые решения специалист отчитывается перед кредиторами. По завершении этапа судебное разбирательство прекращается либо переходит к финалу — конкурсному производству.

Если в ходе своей деятельности временный управляющий обнаружил признаки фиктивного или преднамеренного банкротства, процедура прекращается, а судье подается ходатайство о возбуждении судебного производства по факту ложной или предумышленной несостоятельности. Такие деяния караются штрафом от 100 тысяч рублей, принудительными работами либо лишением свободы сроком до шести лет.

Упрощенный процесс банкротства предприятия проводится с учетом всех этапов, но с минимальными финансовыми потерями в максимально короткие сроки. Упрощенная система детально описывается в главе 11 Закона «О банкротстве».

Отличиями облегченной процедуры финансового разорения должника является:

  • Недостаточное количество активов организации для погашения задолженности;
  • Согласие участников процедуры о ликвидации предприятия. Такое решение принимается на основании недееспособности и нецелесообразности организации;
  • Сроки по выплате долгов ограничены одним месяцем, когда как выплаты по стандартной процедуре финансовой неплатежеспособности сводятся к двум месяцам;
  • При подаче заявления о банкротстве сразу же начинается этап конкурсного производства без применения наблюдения;
  • Этапы упрощенной процедуры банкротства действуют без операции финансового оздоровления, наблюдения и внешнего управления.

Упрощенная форма процедуры финансовой несостоятельности может быть применена, когда предприятие находится на стадии ликвидации и шансы спасти фирму равняются нулю.

По результатам конкурсного производства при завершении процедур банкротства и вынесения об этом определения арбитражного суда сведения о компании исключают из ЕГРЮЛ, то есть деятельность фирмы полностью прекращается. Однако при этом ее долги считаются погашенными, даже те, которые не были покрыты в результате продажи активов.

Процедура признания банкротом регулируется обширным перечнем нормативных правовых актов: федеральными законами (в первую очередь Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), Гражданским кодексом, постановлениями правительства и другими нормативными правовыми актами.

Что же законодатель понимает под банкротством? Это — неспособность должника в полном объеме произвести выплату по своим долговым обязательствам в срок до трех месяцев с момента возникновения последних. Долги могут быть перед кредиторами, перед работниками, в том числе бывшими (зарплата и/или выходные пособия), перед государством (налоги, сборы и иные обязательные платежи).

Заявление о признании компании банкротом имеют право подать должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда. Для начала процедуры банкротства необходимо соблюдение следующих условий:

  • Неисполненные требования к должнику составляют не меньше 300 тысяч рублей (в некоторых случаях этот порог может быть выше или отсутствовать) и/или обязательные выплаты по долгам или зарплате не проводились более 3 месяцев;
  • Указанные требования подтверждены вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств (за исключением требований конкурсного кредитора/кредитной организации и требований уполномоченного органа по обязательным платежам).

Институт банкротства призван защитить интересы всех участников процесса. Работники, в том числе бывшие, получат задержанную заработную плату. Учредители компании-должника — возможность закрыть неликвидное предприятие, несмотря на наличие долгов.

Кредиторы получают возможность частичного или полного погашения долговых обязательств перед ними, например, в результате реализации имущества компании.

В масштабах государства институт банкротства служит для оздоровления экономики путем закрытия нежизнеспособных предприятий либо восстановления тех, которые можно спасти.

Случается и так, что учредители или руководители планируют ликвидировать компанию при наличии у нее долгов, погасить которые не представляется возможным. Для таких ситуаций создана упрощенная процедура банкротства. Она значительно короче стандартной, ведь ни наблюдение, ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление при ней не вводят, так как собственники компании не планируют восстанавливать бизнес.

Подать заявление о признании банкротом в этих случаях могут учредители компании, или ее руководство после принятия решения о ликвидации, или ликвидационная комиссия, если невозможность полных выплат по долгам выявлена уже после ее создания. Причем это — не право, а обязанность вышеуказанных лиц. При нарушении порядка они будут отвечать по долгам предприятия собственным имуществом. Еще одна возможность применения упрощенного порядка — подача кредитором заявления при наличии начатой процедуры ликвидации компании-должника.

Также упрощенная схема возможна при отсутствии должника: то есть, если фирма фактически не функционирует, не находится по месту регистрации, а найти руководство не представляется возможным. В этих случаях заявление в суд подает конкурсный кредитор или уполномоченный орган.

Кроме того, упрощенная процедура применяется и в ряде иных случаев, предусмотренных законом.

Упрощенная процедура банкротства состоит из одной стадии — конкурсного производства, то есть продажи имущества фирмы (разумеется, с предварительной инвентаризацией и оценкой активов). Это позволяет и сократить срок, и снизить общую стоимость банкротства компании за счет уменьшения судебных расходов, оплаты услуг управляющего.

Итак, процедура банкротства — легальный способ провести ликвидацию компании с долгами. При стандартной схеме процесс может занимать до нескольких лет. Упрощенная процедура значительно быстрее, но она, в отличие от обычной, не может привести к восстановлению фирмы. Тем не менее почти половина всех заявителей в России выбирают именно быстрый способ проведения банкротства.

За комментарием мы обратились к представителю консалтинговой компании КСК групп:

«Руководители ликвидируемых компаний обычно заинтересованы в сокращении сроков на проведение процедуры. Но добиться быстрого разрешения ситуации нелегко. На первый взгляд простая процедура банкротства предприятий при ближайшем рассмотрении имеет множество нюансов и подводных камней.

Возможно, стоит передать работу на аутсорс профессионалам, которые смогут провести необходимые процедуры максимально быстро и качественно. Зачастую это оказывается значительно дешевле самостоятельного решения проблемы.

При обращении к юридическим услугам сторонних компаний для проведения банкротства обязательно убедитесь, что специалисты имеют большой опыт работы в этой сфере. Мы считаем, что надежнее обращаться в крупную фирму. Как правило, они имеют широкий набор квалифицированных кадров и дорожат своей репутацией.

Например, КСК групп работает более 20 лет, является лидером рынка юридического консалтинга по итогам 2015 года, по мнению рейтингового агентства «Эксперт РА». Среди наших клиентов — ведущие компании России, такие как OBI (ОБИ), Bosco («Боско»), «Мортон».

Помимо реального банкротства, когда у организации существуют систематические финансовые проблемы, для решения которых нет ресурсов, могут возникать состояния временного (или технического) банкротства.

Это случается, когда сумма долговых обязательств существенно превышает доходы и имеющиеся у организации средства, но возможность исполнять долговые обязательства сохраняется.

Устранить подобные проблемы зачастую удается без обращения в суд, например, за счет обращения к должникам для взыскания дебиторской задолженности, частичной реализации имущества компании, увеличения оборотов или перераспределения капитала.

Иногда недобросовестные участники бизнеса объявляют себя банкротами, чтобы получить отсрочку платежей на время суда (фиктивное банкротство), или умышленно доводят предприятие до плачевного финансового состояния, похищают активы, подделывают отчетность для получения собственной выгоды (преднамеренное банкротство).

И то, и другое – уголовно наказуемо.

Для раскрытия умысла в делах о банкротстве проводится анализ всех сделок компании за последние три года, проверка контрагентов на наличие родственных или имущественных связей с руководством и собственниками организации-должника.

Банкротство юридических лиц: признаки, стадии, последствия

Стандартная процедура с прохождением всех этапов занимает несколько лет, и это может быть вполне оправдано, если собственники нацелены на финансовое оздоровление и сохранение компании.

Но если они готовы добровольно ликвидировать фирму, а денег, вырученных от продажи имущества, недостаточно для погашения долгов, можно подать в суд заявление о признании компании банкротом в упрощённом порядке.

В этом случае конкурсное производство запускается, минуя остальные этапы.

Если в результате все же удастся погасить долги, компания сможет работать дальше без объявления банкротства. В противном случае она объявляется банкротом и исключается из ЕГРЮЛ.

Последствия для юридического лица могут быть как отрицательными, так и позитивными.

Минусы

Плюсы

Руководство и собственники бизнеса лишаются возможности принимать решения и вести любую деятельность от лица фирмы.

Запрет на предъявление претензий непосредственно к представителям должника, все переговоры между должником и кредиторами осуществляются через арбитражного управляющего.

Запрет на заключение сделок, сумма финансовых рисков по которым составляет более 5% объема от баланса.

На время судебного разбирательства прекращается наложение всех видов пени и штрафных санкций.

Возможность оспаривания арбитражным управляющим совершенных ранее сделок, что может негативно отразиться на отношениях с контрагентами и репутации бизнесменов.

Закон не запрещает директору и учредителям юридического лица открывать новый бизнес.

Риск привлечения руководства и собственников фирмы к субсидиарной и даже уголовной ответственности.

Полное аннулирование долгов, даже если активов организации недостаточно для их полного погашения.

Продажа имущества компании.

Ликвидация юридического лица.

Если у банкротства столько плюсов, почему компании всеми силами стараются избежать этой процедуры? Разберемся вместе.

  • Во-первых, в большинстве случаев бизнесмены стремятся сохранить активы и имущество организации, как и само юридическое лицо.
  • Во-вторых, процедура связана с определенными рисками для лиц, принимающих в фирме ключевые решения.
  • В-третьих, не хочется портить репутацию и отношения с партнерами.

Чтобы предотвратить банкротство, владельцы бизнеса должны вести грамотную финансовую политику, анализировать результаты деятельности, систематически осуществлять мероприятия по оптимизации расходов, сотрудничать с надежными банками и выбирать выгодные условия кредитования для развития организации.

Основания для признания организации банкротом, определение понятий, порядок проведения процедуры, права и обязанности участвующих сторон – это все регламентируется статьями Федерального закона № 127-ФЗ.

Фактическая неспособность юридического лица исполнять свои финансовые обязательства перед кредиторами, выплачивать обязательные платежи, а также производить оплату труда сотрудникам, в соответствии с условиями заключенного трудового договора, приводят к тому, что компания прибегает к процедуре банкротства.

В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве несостоятельность (банкротство) (далее также — банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Процесс банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление может подать должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.

Процедуры несостоятельности (банкротства) (Процедура наблюдения)

Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Суть процедуры банкротства в том, что юридическое лицо, которое не в состоянии в полном объеме выплатить свои долги, выплачивает долги за счет своего имущества, после чего ликвидируется. Не выплаченные долги, на которых не хватило средств у организации, списываются.

Банкротство позволяет очистить экономический оборот от долгов, которые все равно не могут быть взысканы, из-за недостатка имущества.

Участникам (акционерам) признание юридического лица банкротом позволяет начать свою жизнь с чистого листа, не будучи обремененными долгами, нереальными к выплате.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица регулируется статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Процедура банкротства не применяется к казенным предприятиям, учреждениям, политическим партиям и религиозным организациям. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (п. 1 ст. 65 ГК рФ).

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 65 ГК РФ).

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

1) Наличие суммарной неисполненной задолженности по обязательствам в размере не менее 300 000 рублей (для организаций) и не менее 500 000 рублей (для физических лиц);

2) Срок просрочки неисполненной задолженности превышает 3 месяца.

3) Неспособность в полном объеме удовлетворить требования всех кредиторов по денежным обязательствам.

Все указанные выше условия (признаки банкротства) должны быть выполнены одновременно, для того, чтобы лицо могло быть признано несостоятельным (банкротом).

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:

  • Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
  • Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
  • Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
  • Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После того, как должник признается банкротом, вводится конкурсное производство.
  • При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:
  • Реструктуризация долгов гражданина;
  • Реализация имущества гражданина;
  • Мировое соглашение.

Закон о банкротстве устанавливает возможность привлечения к субсидиарной (дополнительной) ответственности менеджеров и собственников компании в случае банкротства этой организации. Такая ответственность применяется не всегда, а только при наступлении определенных обстоятельств (вины менеджеров и собственников). Для этих целей Закон о банкротстве ввел понятие:

Контролирующее должника лицо — лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника…

К контролирующим должника лицам могут быть отнесены некоторые менеджеры (руководящий состав) и собственники компании.

Субсидиарная ответственность может распространяться на лиц, которые признаются Контролирующими должника лицами.

Оно всегда вводится в первую очередь. Цель процедуры — сохранить имущество компании. Суд анализирует деятельность организации, формируется реестр кредиторов. Наблюдение занимает до 7 месяцев.

Компания в этот период продолжает работать, аресты приостанавливаются, счета размораживают, а судебные приставы прекращают свою работу. В этот период руководство не вправе заключать дорогие сделки, заниматься выдачей и получением ссуд без управляющего.

По сути, это реабилитация финансового положения организации. Суть заключается в восстановлении компании. Суд вводит эту процедуру только при наличии обеспечения погашения требований взыскателей от третьих лиц.

Обеспечение — это договор поручительства, гарантии, залоговое имущество. Финансовое оздоровление вводится сроком до 2 лет. Его можно ввести только при наличии графика по погашению долговых обязательств. Руководство по-прежнему управляет организацией, но с некоторыми ограничениями.

Арбитражный управляющий в данном случае называется административным управляющим. Он контролирует выполнение плана по расчету с кредиторами. Отметим, что эта процедура на практике применяется крайне редко.

Тоже относится к реабилитационным мероприятиям. Заключается в предоставлении шанса на восстановление платежеспособности. Вводится внешний управляющий, который и ведет дела компании.

Максимальный срок внешнего управления составляет 2 года. Если при финансовом оздоровлении компанией управляют старые руководители, то здесь руль передают управляющему.

Это и есть полноценное банкротство, в рамках которого компанию ликвидируют. Это основная процедура, которая занимает до полугода. Но ее можно продлевать. В некоторых случаях производство идет годами.

Производство вводится с целью удовлетворения требований всех кредиторов. Если после расчетов долги остались, то они будут списаны.

Пока идет производство, руководство отстраняют от управления компанией. Конкурсный управляющий занимается поиском подозрительных сделок, анализом деятельности предприятия, а также ищет признаки, которые бы позволили привлечь причастных лиц к субсидиарной ответственности.

Статистика неутешительная: в банкротстве юридических лиц удовлетворяется до 7% требований кредиторов: банков, МФО, других организаций.

Процедуры банкротства для рядовых граждан и предпринимателей несколько отличаются от описанных выше. Итак, давайте разбираться.

В банкротстве физлиц применяются:

  1. Реструктуризация долгов. Это финансово-оздоровительная процедура, которая выступает аналогом финансового оздоровления для компаний. Реструктуризация доступна гражданам, у которых есть белый доход. Его должно хватить на расчеты с кредиторами в течение 3 лет и на обеспечение своих жизненных нужд (то есть доход должен быть достаточно высоким).

    При реструктуризации долгов составляется план по погашению требований кредиторов, сроком до 3 лет. Начисление пеней, процентов и штрафов прекращается, сумма долга фиксируется. План составляется под ставку рефинансирования ЦБ, которая сейчас равна 7,5% годовых. Имущество при этом не отбирается, конкурсная масса тоже не формируется, хотя финансовый управляющий назначается.

  2. Реализация имущества. Эта процедура — аналог конкурсного производства в банкротстве юридических лиц. Ее итогом является избавление человека от непосильных долговых обязательств. Тоже назначается финансовый управляющий, имущество включается в конкурсную массу.
  3. Далее проводятся торги и расчеты с кредиторами. Оставшиеся задолженности списывают. Процедура вводится сроком на 4-6 месяцев с возможностью продления. Финансовый управляющий при этом проверяет финансовое положение должника, ищет скрытое имущество, признаки фиктивности или преднамеренности несостоятельности.

После реструктуризации долгов банкротство как таковое не наступает, а вот после реализации имущества — да. Последовательность применения процедур банкротства в данном случае следующая:

  • реструктуризация вводится первой;
  • если человек не справляется с обязательствами, финансовый управляющий поднимает вопрос о вводе реализации имущества;
  • реализация может вводиться тоже первой, а может следовать за неудачной реструктуризацией.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.