Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки пассажиров частный извоз закон». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
(в ред. Федеральных законов от 23.04.2012 N 34-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 02.07.2021 N 331-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
11 апреля 2011 года
Одобрен
Советом Федерации
13 апреля 2011 года
Федеральный закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ
Внести в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873) следующие изменения:
1) статью 14 изложить в следующей редакции:
«Статья 14. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам
Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».»;
2) пункт 1 статьи 21 изложить в следующей редакции:
«1. Мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».».
Подпункт 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27, ст. 2709; 2005, N 1, ст. 17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 13, ст. 1464; N 21, ст. 2455; N 30, ст. 3747, 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3613, 3616; N 48, ст. 5516; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6163; 2010, N 15, ст. 1736; N 31, ст. 4160; N 41, ст. 5190; N 46, ст. 5918; N 47, ст. 6030, 6031; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6984) дополнить словами «, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы».
Часть 4 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2009, N 18, ст. 2140; N 29, ст. 3601; N 52, ст. 6441; 2010, N 17, ст. 1988; N 31, ст. 4160, 4193; 2011, N 7, ст. 905) после слов «радиационной безопасности,» дополнить словами «контроля при осуществлении перевозок пассажиров и багажа легковым такси,».
С 1 января 2021 года – новые правила перевозки такси: что изменилось
1. Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган). Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее — разрешение) выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе. (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 34-ФЗ)
1.1. Заявление подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом, или индивидуальным предпринимателем, или представителем юридического лица либо индивидуального предпринимателя. Заявитель своей подписью подтверждает соответствие транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также достоверность представленных сведений. В заявлении указываются:
1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес места его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;
2) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его регистрации по месту жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;
3) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе. (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 34-ФЗ)
1.2. Вместе с заявлением необходимо представить в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе следующие документы:
1) копию документа, удостоверяющего личность заявителя (представителя заявителя);
2) копии свидетельств о регистрации транспортных средств, которые предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, заверенные заявителем;
3) копию договора лизинга или договора аренды транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании договора лизинга или договора аренды), заверенную заявителем, либо копию нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, которое предполагается использовать индивидуальным предпринимателем для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством). (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 34-ФЗ)
1.3. Указанные в частях 1.1 и 1.2 настоящей статьи перечни сведений и документов являются исчерпывающими и расширению не подлежат. (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 N 34-ФЗ)
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
2. Части 1 — 22 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 сентября 2011 года.
3. Пункты 1 — 9, 14 — 16, 18 — 21 статьи 3 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2012 года.
4. Пункты 10 — 13 и 17 статьи 3 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2012 года.
5. Части 23 и 24 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2015 года.
Президент
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Москва, Кремль
21 апреля 2011 года
N 69-ФЗ
В РФ нет комплексного документа, который бы регулировал работу таксистов в комплексе. На федеральном уровне принят закон № 69-ФЗ от 21.04.2011, которым внесены изменения и дополнения в иные законодательные акты.
Документ состоит из 10 статей.
Первые 8 касаются корректировки КоАП РФ, Градостроительного кодекса, закона «О безопасности дорожного движения» и других актов. Введённые положения касаются, введение административной ответственности за нарушения в сфере перевозок, упорядочение порядка строительства и использования парковок и т.д.
В статье 9 содержаться:
- порядок выдачи разрешений на работу такси;
- регламентация контроля деятельности в сфере перевозок пассажиров и грузов легковыми автомобилями;
- условия отзыва разрешения;
- описание средств идентификации машин такси;
- порядок назначения и проведения проверок организаций и ИП, работающих в сфере оказания услуг такси.
Задача по обеспечению законности в области перевозок пассажиров и багажа лежит на местных органах власти. Выдачу лицензии и работу таксистов контролирует министерство транспорта, департамент дорожного хозяйства, комитет по лицензированию или иной орган, определённый руководством субъекта федерации.
Контроль за соблюдением ПДД осуществляются работники ГИБДД.
Как получить лицензию на такси в 2021 году
Маршрутным такси называют частный автобус, следующие по заранее определённым дорогам и улицам, с остановками на специально оборудованных пунктах и по утверждённому графику.
Поездка на таком транспорте с точки зрения закона не отличается от передвижения на трамвае или троллейбусе. Перевозчик заранее согласовывает время отправления и прибытия, маршрут следования. Такси отправляется по заказу клиента, который выбирает, как ему удобнее ехать.
Водители обязаны соблюдать все требования правил. По ПДД такси может двигаться по полосе, предназначенной для общественного транспорта на основании п. 18.2.
Но не всегда это возможно на практике. Например, в Москве и некоторых других городах въезд на полосу для общественного транспорта ограничен знаком 3.1. Таксисты в такой ситуации не могут ехать по выделенному ряду.
Водители такси не имеют право становиться в местах, где остановка запрещена знаком 3.27. Отступать от требования этого знака может только маршрутный транспорт.
Также водители обязаны соблюдать требования по перевозке детей в специальных удерживающих устройствах. Если такого элемента нет, водитель обязан отказаться от поездки.
Понятие легкового такси закреплено в постановлении Правительства РФ № 112 от 14.02.2009 г. Это автомобиль категории М1, используемый для перевозки людей и их багажа по публичному договору.
Правила перевозки закреплены в разделе 4 документа. Пассажир не имеет права вносить свои правки в договор фрахтования, так как отдельное соглашение не заключается. При заказе он соглашается с действующими условиями.
Клиента информируют о подаче машины. В салоне должна быть информация о:
- наименовании перевозчика
- правилах пользования транспортом;
- тарифах;
- водителе (Ф.И.О., фото и т.д.);
- сведения о госоргане, контролирующем перевозки такси.
Чтобы получить разрешение на работу, таксист должен иметь стаж вождения легкового автомобиля не менее 3 лет.
Перевозка производится на основании публичного договора фрахта. В этом документе должно быть определено время ожидания таксистом клиента после подачи машины.
Клиент, который заказывает такси, соглашается с его условиями. Поэтому следует заранее уточнить, сколько водитель будет ждать гражданина в месте посадки. Обычно это 10 минут.
Работа самозанятым в такси
- Собрать документы:
- документ, удостоверяющий личность;
- СТС;
- договор лизинга, аренды или копия нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством;
- доверенность, если обращается не сам заявитель, а его представитель.
- Обратиться с заявлением в региональный контролирующий орган — например, Минтранс субъекта, в котором автомобиль будет работать. Форма заявления у каждого региона своя.
- Дождаться проверки документов и выдачи лицензии. Средний срок рассмотрения документов в регионах — до 1 месяца, в Москве — 10 рабочих дней.
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Действие настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации распространяется на деятельность организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, на деятельность перевозчиков, а также на деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих прием и (или) передачу заказов на перевозку пассажиров и багажа легковым такси.
В настоящем Федеральном законе под лицами, осуществляющими прием и (или) передачу заказов на перевозку пассажиров и багажа легковым такси (диспетчерские, операторские и иные службы заказа), понимаются юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и места нахождения или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации, принимающие от фрахтователя и (или) передающие фрахтовщику или его водителю с использованием любых средств связи заказ на перевозку пассажиров и багажа легковым такси.
Право на осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси возникает с момента получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление данного вида деятельности (далее — разрешение).
Государственная услуга по рассмотрению заявлений о выдаче разрешения, переоформлении разрешения, выдаче дубликата разрешения предоставляется уполномоченным органом в порядке и в сроки, установленные настоящим Федеральным законом.
1. Государственная услуга по рассмотрению заявлений о выдаче или переоформлении разрешений, выдаче дубликатов разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации предоставляется уполномоченным органом по месту регистрации заявителя. Местом регистрации заявителя — юридического лица является место регистрации его постоянно действующего исполнительного органа или место нахождения его обособленного подразделения, указанные в Едином государственном реестре юридических лиц. Местом регистрации заявителя — индивидуального предпринимателя является место регистрации, указанное в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
2. Государственная услуга предоставляется заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, когда за предоставление государственной услуги законами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, установлен порядок и размер взимания государственной пошлины за предоставление государственной услуги.
3. Результатом предоставления государственной услуги являются:
1) выдача разрешения и переоформление разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
2) выдача дубликата разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
3) отказ в выдаче разрешения, в переоформлении разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
4) отказ в выдаче дубликата разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
4. Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдается на срок не менее пяти лет. Переоформление разрешения осуществляется на срок действия выданного разрешения. Дубликат разрешения выдается на срок действия утраченного разрешения.
5. Государственная услуга предоставляется на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в уполномоченный орган в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.
Заявление подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо их уполномоченными представителями, действующими на основании нотариально удостоверенной доверенности.
Заявитель своей подписью в заявлении подтверждает соответствие транспортного средства, которое предполагается использовать при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также достоверность представленных сведений.
6. В заявлении указываются:
1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, адрес места регистрации юридического лица или обособленного подразделения юридического лица, номер телефона и (в случае, если имеется) адрес электронной почты юридического лица;
2) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его регистрации, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, номер телефона и (в случае, если имеется) адрес электронной почты индивидуального предпринимателя;
3) идентификационный номер налогоплательщика.
7. Вместе с заявлением необходимо представить в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе следующие документы:
1) копию документа, удостоверяющего личность заявителя (представителя заявителя), и копию доверенности представителя заявителя;
2) копии свидетельств о регистрации транспортных средств, которые предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, заверенные заявителем;
Памятка потребителю – услуги перевозки пассажиров легковым такси
1. Разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды транспортных средств категории М1, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также в случае использования индивидуальным предпринимателем транспортного средства категории М1 на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.
2. Разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение.
3. В разрешении указываются:
1) наименование уполномоченного органа, выдавшего разрешение;
2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения;
3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность;
4) марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, используемого в качестве легкового такси;
5) срок действия разрешения;
6) номер разрешения;
7) дата выдачи разрешения.
4. Переоформление разрешения осуществляется в случае:
1) изменения государственного регистрационного знака транспортного средства, используемого в качестве легкового такси;
2) изменения наименования юридического лица, места его нахождения;
3) изменения фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя, места его жительства, данных документа, удостоверяющего его личность;
4) реорганизации юридического лица.
5. При утрате разрешения уполномоченный орган на основании письменного заявления получателя разрешения в течение десяти дней с даты получения заявления выдает дубликат разрешения.
6. Форма разрешения, срок его действия, порядок подачи заявления, выдачи и переоформления разрешений, порядок выдачи дубликата разрешения и порядок ведения реестра выданных разрешений устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
7. Реестр выданных разрешений подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа (в случае отсутствия у уполномоченного органа официального сайта — на официальном сайте субъекта Российской Федерации) и обновлению в течение пяти дней со дня внесения в реестр соответствующих изменений.
8. Разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника полиции.
Если вы хотите стать самозанятым таксистом, вам не обойтись без регистрации ИП и оформления разрешения на деятельность по перевозке пассажиров, так гласит ч. 1 ст. 9 Федерального закона №69. Получить его могут только юрлица и ИП.
Если ИП у вас уже оформлен, то все гораздо проще – надо просто перейти на новый налоговый режим НПД.
Какая альтернатива есть?
Устроиться водителем в таксомоторную компанию или к ИП-посреднику по трудовому договору. Но тогда с вашего заработка будет удерживаться 13% НДФЛ. А это очень ощутимый размер налога, по сравнению с тем, который платит самозанятый водитель. Кроме того, сегодня все меньше фирм и ИП, которые хотят брать таксистов в штат и оформлять их легально. Так они избавляются от включения сведений об исполнителе во всевозможные отчеты, экономят на налогах и взносах.
У самозанятого таксиста есть несколько вариантов работы: на таксопарк, либо через посредника-агрегатора (например, Яндекс.Такси, но таких служб много), либо искать заказы самостоятельно.
-
Работа в таксопарке
По этому принципу сейчас работают очень многие таксисты. Так как налоговое законодательство запрещает самозанятому работать по трудовому договору, вам надо заключить с таксопарком договор, по которому вы будете предоставлять услугу – заниматься перевозкой граждан за вознаграждение. Таксопарк берет две комиссии – 3%-5% за предоставление заказа и 1%-2% за вывод заработанных средств. Но деньги приходят в тот же день.
-
Сотрудничество напрямую с агрегатором
При подключении к интернет-агрегатору (например, Яндекс.Такси) заключения договора как такового не происходит. Чтобы получать заказы, достаточно пройти несложную и быструю процедуру регистрации в приложении Яндекс.Про (Таксометр) после чего договор считается по умолчанию заключенным. Агрегаторы берут комиссии за заказы в среднем 5%, комиссий за вывод средств нет. Из минусов – средства могут поступить на следующий день, нет хорошей техподдержки.
При работе с интернет-агрегатором водитель самостоятельно выбирает свой график работы, а также количество часов в день в рамках смены.
-
Поиск заказов самостоятельно
Плюсы: никаких комиссий таксопаркам и агрегаторам, деньги вы получаете сразу, все преимущества плательщика НПД, полностью свободный график работы. Но есть и значительный минус: самостоятельно искать клиентов сложно, отсюда непостоянный заработок. Кроме того существует местная мафия. Все прибыльные места у вокзалов, на остановках, развлекательных заведениях, как правило распределены. Такой способ работы подойдет только в качестве подработки.
К перечисленным ранее плюсам статуса самозанятого добавляется выгода от партнерства с агрегаторами, например с Яндекс.Такси:
-
Повышенный приоритет на заказы в течение полугода с момента регистрации в качестве самозанятого водителя-партнера.
-
Нет комиссии парка. Вы можете сотрудничать с сервисом Яндекс.Про напрямую. Перевод денег с баланса сразу на вашу банковскую карту без посредников.
-
Совмещение с официальной работой. Можно быть самозанятым прямым партнером Яндекс.Такси и при этом официально работать в другом месте.
-
3 бесплатные юридические консультации каждый месяц на весь период сотрудничества с Яндекс.Такси в качестве самозанятого. Промокод приходит в течение двух дней после первой поездки.
-
Все новые самозанятые водители-партнеры получают промокод на 12 часов без комиссии агрегатора в подарок.
-
Доступ к автокредиту от банков-партнеров.
Как стать таксистом: нужны ли ИП, лицензия и «шашечка»
Напомним, что получить разрешение на такси может только зарегистрированный индивидуальный предприниматель или организация. Обращаться за разрешением надо в уполномоченный государственный орган (это может быть Министерство транспорта по региону или Департамент дорожного хозяйства и транспорта).
Разрешение на такси действует только на территории того региона, где оно выдано, кроме ситуаций, когда пункт назначения по заказу пассажира находится за пределами этого субъекта РФ.
Заявление и другие необходимые документы можно подать через региональный портал государственных и муниципальных услуг, поэтому надо заранее получить пароль для доступа к сайту госуслуг.
Разрешение на деятельность такси выдаётся сроком на пять лет, в отличие от лицензии на пассажирские перевозки, которая бессрочна. Что касается платы за выдачу, то это зависит от региона. В Москве разрешения выдают бесплатно, в Питере за символическую плату в 320 рублей.
К транспорту закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ особых требований не предъявляет, достаточно, чтобы автомобиль имел на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета; цветографическую схему (шахматку); таксометр. Что касается цвета самого автомобиля, то это также зависит от региона. Например, в Москве действует еще и специальный городской закон о такси, который обязывает иметь кузов только желтого цвета.
Пока ещё штрафы за перевозку пассажиров без разрешения не так высоки – 5 000 рублей по ст. 12.3 КоАП РФ. Однако здесь есть такой нюанс, на который не все обращают внимание. Комментируемая статья имеет следующую редакцию: «…не имеющим при себе разрешения…».
То есть, штраф в 5 000 рублей взыскивают, если разрешение было выдано, но на момент проверки у водителя при себе его не оказалось. Если же разрешение на такси вообще не оформлялось, потому что у водителя нет статуса ИП (или учредителя ООО), то санкция за такое правонарушение указана в статье ст. 14.1 КоАП РФ. Она предусматривает не только штраф от 2 000 до 2 500 рублей, но и возможную конфискацию орудия производства, в данном случае автомобиля. Такое мнение высказано в Обзоре судебной практики Верховного Суда за 4 квартал 2013 года.
Контроль за деятельностью такси возложен на сотрудников полиции и госорганов в сфере дорожного хозяйства и транспорта.
Сразу оговоримся — такси должны иметь на боках “цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке” и опознавательный фонарь оранжевого цвета на крыше. Водители обязаны проходить предрейсовый осмотр, иметь стаж вождения минимум три года и прочее. Если на вызов приехал баклажановый седан без заветных шашечек и фонаря, то, скорее всего, вы имеете дело с частным извозчиком. Это же касается пойманной попутки без опознавательных признаков. Здесь не применяется Закон “О защите прав потребителей”, и все конфликты придется решать только в суде по общим правилам споров с физическими лицами. Не страшно? Хорошо, но все же запоминайте номер и марку машины — такие детали помогут в дальнейшем, если что-то пойдет не так.
Если насмотревшись боевиков, вы выпрыгнули из салона на полном ходу или перехватили управление машиной, чтобы врезаться в ближайший столб — можете не надеяться на компенсацию. А вот когда виновником выступает водитель такси или другой автомобиль, то деньги за причиненный вред вам должны выплатить. Главное здесь действовать строго по правилам.
-
Обязательно дождитесь приезда сотрудников ГИБДД — они запишут вас в протокол в качестве пострадавшего и выдадут вам акт о ДТП.
До боли знакомая история. Компания друзей садится в такси — каждому нужно доехать по своему адресу. Машину заказывал через приложение тот, кому ехать ближе всего. Он и поставил оплату по карте, но забыл предупредить об этом остальных. Когда пришло время выходить последнему пассажиру таксист сообщил, что платить нужно наличными. Ничего не подозревая, молодой человек отдал деньги и спокойно отправился спать. Утром выясняется, что за поездку было заплачено дважды: с карты первого и наличкой последнего. Что же делать? Срочно звоните или пишите в техподдержку с телефона, через который и был сделан заказ. Скорее всего, вам вернут деньги на карту, а водителю сделают предупреждение и понизят рейтинг.
Закон о такси 2021: новости, требования к водителям и автомобилям
Если по вине таксиста вы опоздали на самолет, то можно попытаться получить за это компенсацию. Вам понадобится номер и время вашего заказа — эта информация будет у диспетчера, в приложении или в СМС, которое пришло после подтверждения. Вспомните детали поездки: повез ли вас водитель напрямую в аэропорт или сперва решил показать достопримечательности и намотал парочку кругов по району?
Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется пассажиром. Если маршрут не определен, водитель такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту.
Сначала нужно отправить заказным письмом претензию в службу такси, приложив копии билетов и чеков — доказательств понесенного вами убытков. Если компания не ответит на претензию, то придется подавать в суд. Но помните, что огромная пробка по дороге в аэропорт — это не вина водителя. В таком случае суд откажет вам в выплате.
Незаконная установка отличительных знаков такси (фонаря на крыше автомобиля и наклеек в виде шашек) является нарушением, речь о котором идет в статье 12.4 КоАП:
2. Установка на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) или незаконная установка на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака «Инвалид», —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
3. Незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей.
Размеры штрафов в данном случае:
- за незаконную установку фонаря — 5 000 рублей с конфискацией.
- за незаконное использование наклеек такси — 5 000 рублей.
Обратите внимание, установка фонаря на крышу и наклеек на борта это разные нарушения. Т.е. если на машине, не имеющей разрешения, будут и наклейки, и фонарь с шашками, то водитель одновременно получит 2 штрафа по 5 000 рублей.
Статья 12.5 КоАП:
41. Управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный фонарь легкового такси или опознавательный знак «Инвалид», —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
7. Управление транспортным средством, на которое незаконно нанесена цветографическая схема легкового такси, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.
Выше были рассмотрены штрафы за незаконную установку опознавательных элементов на такси, однако в 2022 году отдельные штрафы предусмотрены и за управление автомобилем с незаконными шашками:
- За фонарь на крыше — 5 000 рублей с конфискацией.
- За шашечки на автомобиле — 5 000 рублей.
То есть если человек незаконно установил фонарь и наклейки такси, а затем выехал с ними на дорогу, то он получит 4 штрафа по 5 000 рублей.
Штрафы за все перечисленные выше нарушения накладываются сотрудниками ГИБДД.
Статья 11.141 КоАП предусматривает штраф за использование в качестве такси автомобиля, на котором не установлены фонарь такси или наклейки в виде шашек:
3. Отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.
Штраф за отсутствие фонаря или «шашек» составляет 3 000 рублей.
Примечание. В отличие от рассмотренных выше штрафов, данный штраф накладывается только 1 раз. То есть если на машине нет ни фонаря, ни цветографических схем, то будет наложен только 1 штраф в размере 3 000 рублей.
Еще одна особенность данного штрафа — он накладывается не сотрудниками ГИБДД, а сотрудниками органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Статья 11.141 КоАП:
2. Невыдача пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности, предусмотренных Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и подтверждающих оплату пользования легковым такси, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.
Если водитель такси не выдал чек после оплаты поездки, то на него может быть наложен штраф в размере 1 000 рублей.
Поедем на таксо: как приехать куда надо, а не в суд
Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом говорят о том, что в автомобиле такси должна быть размещена следующая информация:
117. На передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:
а) полное или краткое наименование фрахтовщика;
б) условия оплаты за пользование легковым такси;
в) визитная карточка водителя с фотографией;
г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.Статья 11.141 КоАП:
1. Отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.
За отсутствие обязательной информации на водителя может быть наложен штраф в размере 1 000 рублей.
Разрешительный документ на осуществление перевозок пассажиров выдает региональное представительство Министерства транспорта или уполномоченный орган исполнительной власти. Заявка на получение лицензии подается двумя способами: в письменном или электронном виде (через официальный портал государственных услуг). На сайте также предоставлен список обязательных документов для подачи и образец заявления.
Формально это соглашение, заключаемое между службой перевозки и пассажиром в момент обращения последнего за услугой. Согласно договору таксомоторная компания обязуется фиксировать:
- порядковый номер заказа;
- дату его принятия;
- срок выполнения;
- координаты клиента;
- марку и модель транспортного средства;
- время подачи.
По прибытии такси по адресу диспетчер должен связаться с пассажиром и сообщить следующую информацию:
- координаты автомобиля и фактическое время его приезда на место;
- марку, модель, цвет кузова и гос. номер авто;
- ФИО шофера.
Сейчас на наличие лицензии все еще смотрят сквозь пальцы, однако уже скоро разрешительный документ будет обязательным. Проверить, лицензирована машина или нет, имеют право сотрудники ГИБДД, службы надзора, а также клиенты такси.
Разрешение выдается в течение месяца после рассмотрения заявления и действует 5 лет. За незаконную таксомоторную деятельность нарушителю грозит административный штраф, а повторное несоблюдение закона приведет к аресту авто.
Определенности в этом вопросе пока нет. Мнения депутатов Госдумы разделились. Одни считают, что получить разрешение на перевозки могут только граждане Российской Федерации, а вот другие просят не лишать такого права мигрантов. С большей вероятностью иностранцы не будут допускаться к лицензированию, однако окончательное решение мы узнаем только после Нового года.
Изменения в законе о такси направлены на искоренение неофициальных посредников между водителем и клиентом. Согласно внесенным поправкам, диспетчерская служба должна будет пройти обязательную регистрацию. Далее она действует согласно законодательству:
- сообщает пассажиру полную информацию о подъехавшей машине;
- осуществляет контроль получения водителями лицензий;
- несет ответственность за несоблюдение прописанных норм.
Записи телефонных разговоров, выполненные заказы, а также другая рабочая информация будет храниться в текстовой и электронной форме на протяжении полугода.Совет автора
Поправки, которые вскоре окончательно вступят в силу, затронут не только таксомоторные компании, но также лиц, пользующихся их услугами.
Изменения в законе призваны улучшить таксомоторный сервис, а потому для шоферов они будут иметь существенные плюсы:
- защита на уровне государства от проблемных клиентов;
- разрешение на фото- или видеосъемку в салоне такси;
- гарантия исправности автомобиля;
- понижение стажа для работы в такси до 3 лет.
Однако здесь есть и минусы:
- лица без российского гражданства будут лишены права лицензирования;
- шоферу невозможно будет сотрудничать с несколькими диспетчерскими сервисами одновременно;
- таксисты без разрешения не смогут работать с таксомоторными компаниями или агрегаторами;
- увеличатся размеры административных штрафов;
- появится необходимость проходить медицинский осмотр перед каждым рейсом.
Статья 9-я Федерального закона № 69-ФЗ посвящена регулированию деятельности служб, занимающихся таксомоторными перевозками. Её пункты предполагают не только корректировку и доработку уже существовавших ранее правил, но и внедрение новых требований.
- Служба несёт административную ответственность за нарушение правил пассажирских перевозок по статье 36.1 Устава автотранспорта 259-ФЗ.
- Согласно обновлению 4-го пункта статьи 1294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», контроль выполнения требований к работе такси возложен на региональные власти.
- В Кодекс об административных правонарушениях занесены штрафы за неправильное оформление машины и осуществление трудовой деятельности таксистом без действующего разрешения.
Новые пункты закона о такси:
- Лицензия, разрешающая работать таксистом, будет выдаваться не срок от 5 лет.
- Перечень документов, необходимых для получения разрешения на работу, стал намного меньше, а заявление можно подать электронным способом.
- Изменены требования к ИП, которые теперь могут осуществлять трудовую деятельность на собственных автомобилях, арендованных машинах и транспортных средствах, оформленных по доверенности.
- Для перевозок между регионами места получения разрешения и пункта подачи машины необходимо заключать дополнительное соглашение.
- Наличие фонаря оранжевого цвета и «шашечек» обязательно в оформлении рабочих автомобилей таксистов.
- Трудоустроиться в службу такси теперь могут люди, имеющие водительский стаж от 3 лет.
- Региональные власти обязаны контролировать деятельность компаний, занимающихся таксомоторными перевозками.
Правила перевозки пассажиров с 1 января 2021 года
С помощью проекта, вступившего в силу с 1 июля 2019 года, Госдума упростила работу с ККТ для таксистов. Согласно документу:
- онлайн-касса может находиться в облаке или офисе;
- допускается предъявление ссылки на чек в электронном формате с QR-кодом через мобильное приложение или его отправка на почту клиента;
- для ИП, работающих на себя без наёмных водителей, предусмотрена отсрочка, по которой они легально могут оказывать услуги без онлайн-касс до 1 июля 2021 года.
Согласно закону №69 все легковые машины, работающие в службе такси, должны быть оснащены таксометром. Этот прибор позволяет рассчитать плату за проезд с учетом пройденного расстояния. Водитель машины обязан включить прибор в тот момент, когда пассажир сел в машину. Пассажир должен видеть, что счетчик включен при нем, а не ранее.
Сколько такси должно ждать клиента?
По закону РФ водитель такси обязан ждать клиента в течении 15 минут. Если по истечении данного периода времени пассажир не появился, то таксист вправе начать начисление денежных средств за каждую минуту ожидания. В итоге, пассажир обязан будет заплатить за время простоя машины и за поездку.
Согласно положениям закона России, водитель автомобиля такси обязан:
- соблюдать очередность выезда машин со стоянки для такси;
- включить таксометр и приступить к обслуживанию клиента;
- знать населенный пункт и его улицы, знать маршрут короткого пути к точке назначения;
- по приезду в указанное место, водитель должен сообщить клиенту стоимость проезда, указанную на счетчике;
- сохранять и поддерживать чистоту в салоне и в багажном отделении.
Чтобы знать все тонкости ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», необходимо его изучить. Скачать последнюю редакцию закона можно по ссылке. Также же можете скачать ФЗ о присяжных заседателях.
Водители обязаны соблюдать все требования правил. По ПДД такси может двигаться по полосе, предназначенной для общественного транспорта на основании п. 18.2.
Но не всегда это возможно на практике. Например, в Москве и некоторых других городах въезд на полосу для общественного транспорта ограничен знаком 3.1. Таксисты в такой ситуации не могут ехать по выделенному ряду.
Водители такси не имеют право становиться в местах, где остановка запрещена знаком 3.27. Отступать от требования этого знака может только маршрутный транспорт.
Также водители обязаны соблюдать требования по перевозке детей в специальных удерживающих устройствах. Если такого элемента нет, водитель обязан отказаться от поездки.
Похожие записи: