Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реформы в итк в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Основная масса сокращений в структуре МВД будет проходить в отделах по борьбе с экономическими преступлениями и по обороту с наркотиками. И коснется это только руководящих должностей. Остальные структуры пока могут быть спокойны. Возможно некоторые отделы объединят в один, таким образом пройдет оптимизация.
Тема реформы МВД 2022 года активно обсуждается на уровне министерств и ведомств. Однако от ведомств идет информация об отрицании такой возможности, так как это приведет не к экономии бюджета, а к усилению коррупции и хаоса. Также это вызовет отток квалифицированных кадров, что приведет к ухудшению качества работы.
Получается, пока никаких законодательных документов не утверждено и тем более не введено в действие. Поэтому и сокращений пока не происходит. Будет утвержден подобный законопроект или нет, пока остается под вопросом. Однако, скорее всего, массового проводить сокращение власти побоятся. Ведь это может пошатнуть их защиту со стороны силовиков, а также же может дать толчок для развития преступности. Тем не менее поговаривают, что в законопроекте уже утверждает график оптимизации структуры и предположительно объемы сокращения уже можно предположить, только пока их не озвучивают.
Новая денежная реформа: Чего ждать, к чему готовиться?
Помимо медицинской сферы, изменения затронут экспертно-криминалистическое подразделение МВД – законодатели подумывают над их передачей в ведомство федеральных государственных унитарных предприятий.
Кроме того, гражданскими служащими станут:
- кадровики;
- бухгалтеры.
- финансисты;
- психологи;
Также планируется передача обязанностей по выдаче паспортов и водительских удостоверений гражданским ведомствам – Росреестру, Минюсту или иным организациям.
Сокращения полицейских Штатные сотрудники министерства уже попали под сокращение – в первую очередь подразделения по борьбе с экстремизмом. При этом увольнения коснулись не только регионов, но и центрального аппарата ведомства.
Разговоры о том, что российскую исправительную систему нужно реформировать, ходят не первый год. В 2022 году эти разговоры стали еще более активными, когда наружу всплыли реальные факты пыток и истязаний заключенных. Особенно “отличилась” тогда ярославская колония №1.
Стоит ли ждать реформы ФСИН в 2022 году — последние новости о возможной реорганизации системы исправления наказаний в России. Серьезного реформирования ФСИН в 2022 году не будет — уверен главный редактор “Медиазоны” Сергей Смирнов.
Выступая на радиостанции “Эхо Москвы”, он отметил, что реформировать ФСИН, будь у государства подобное желание, было бы не так сложно.
Служба исполнения наказаний не настолько сильная и значимая силовая структура в современной России.
Описывая ситуацию внутри этого ведомства, правозащитник обращает внимание на то, что проблемы ФСИН довольно глубокие.
Одна из главных проблем — то, что во многих
Программа по модернизации системы исправительных учреждений, запущенная в 2009 году, не достигла результатов. Тюрьмы и колонии не перестроены, ФСИН понесла серьезные кадровые потери.
Президент поручил выработать новую концепцию реформы.
Полностью отказываться от прежней программы, вероятно, не будут. Она расписана до 2022 года, и еще есть время на то, чтобы реформа все же свершилась.
Однако уже сейчас ясно, что механизм не работает. Вот почему будет создана межведомственная комиссия, которой предстоит выработать новые направления действий.
Старые направления ни к чему положительному не привели. То ли не хватило денег, то ли направления были выбраны неверно.
Как бы то ни было, учесть ошибки прошлого и предложить новую концепцию было решено еще в конце марта, во время встречи президента с уполномоченным по правам человека Владимиром Лукиным.
На заседании Совета по правам человека, в котором
Новый закон для осужденных 2022 строгого режима
Проект закона предполагает упразднение поселенческого уровня власти – не будет ни сельсоветов с их депутатами, ни глав. Будет два вида муниципальных образований: городской и муниципальный округа. Последний станет, по сути, преемником района. В селах будет работать представитель администрации округа.
«То, что упраздняют поселенческий уровень, – это катастрофа, – считает Андрей Кривов, коммунист, зампред профильного комитета краевого заксобрания. – Ведь это президент сказал, что местная власть должна быть в шаговой доступности. Но ее ликвидируют. Местное самоуправление в моем понимании – это когда депутат живет рядом с избирателем, когда человек идет по улице и может встретить главу сельсовета, что-то обсудить. А когда избиратель живет за 100 км от административного центра, это сложно назвать местным самоуправлением».
Эксперты делят проблему на две части: о депутатах и о главах. Самые полярные точки зрения – по вопросу «нужности» сельских депутатов.
«Сельсовет – это в первую очередь депутаты. Это те люди, которые представляют интересы своих земляков. Предлагаемый проект реформы их отстраняет от работы, их просто не будет, – говорит Светлана Агаркова, глава Алейского района и Совета муниципальных образований края. – В нашем районе во всех сельсоветах 178 депутатов – добровольных помощников. Это основа всего местного самоуправления».
При этом именно в Алтайском крае есть гигантская проблема с сельскими депутатами – их очень много, более 6 тыс. человек. И на местах уже которую кампанию стоит проблема острейшего дефицита кандидатов.
Об этом еще в прошлом году говорил Александр Романенко, спикер краевого парламента и лидер алтайских единороссов: он напоминал, что трудно было уже в кампанию 2017 года, к 2022-му она как минимум не улучшилась. По его мнению, преобразование хотя бы части районов в округа могло хоть немного снять остроту.
Сейчас в Алтайском крае, согласно уставам муниципалитетов, 6 057 депутатов, из них по факту работают 5 701, сообщили «Толку» в департаменте внутренней политики правительства региона. В городах – 225 депутатов (по факту – 216), в районах и Залесовском округе – 1 134 избранника (по факту – 1 080).
«Мои коллеги, главы районов, сейчас находятся в сложном положении – к сентябрю они должны найти кандидатов в депутаты и районных, и сельских представительных органов. Да и не по одному, ведь нужно обеспечить альтернативность выборов! – говорит Пластеев. – А люди, зная, что депутат не имеет толком ни финансовых рычагов, ни каких-то других, говорят: «А зачем я туда пойду? Дороги чистить? Я и так чищу». Отпугивает еще и перспектива сдавать декларации.
Относительно будущего глав эксперты высказываются не так остро, поскольку уже сейчас понятно, что представитель исполнительной власти в селе все равно будет – как назначенец от окружной администрации.
Здесь основные споры идут вокруг из избираемости. Скажем, Андрей Кривов уверен, что «есть разница между избранным главой и муниципальным служащим, даже если он весь день будет добросовестно сидеть на месте». Он приводит пример Хмелевского сельсовета, где глава фактически за сутки смогла решить проблему перегоревшего насоса и вернуть водоснабжение жителям, поскольку понимала, что они ее выбрали и она перед ними в ответе.
«А как будет с чиновником? Вечером к представителю администрации прибегут жители и скажут, что насос сгорел. А он ответит, что, да, ситуация сложная, немедленно проинформируют администрацию и после этого спокойно поедет домой. Может быть, я ошибаюсь», – предположил Кривов.
Но, например, и Светлана Агаркова, и Александр Пластеев считают, что в этом случае все зависит от человека, а не от способа его избрания или назначения.
Но глава Залесовского округа уверен, что подход в принципе должен быть иным – глава села не должен сам менять насос. Централизованная коммунальная служба сработает куда эффективнее – каждый должен заниматься своим делом. «Как у нас происходит? Сломался насос, глава позвонил коммунальщикам – и они заменили», – говорит он.
И при этом подчеркивает: если всенародно избранный глава поселения решит ничего не делать и вообще не реагировать на тот же сгоревший насос, то население с этим ничего не сможет поделать, так как процедура отстранения такого управленца крайне сложная и предполагает проведение референдума.
«То есть такой глава может ни черта не делать пять лет. А если глава назначен депутатами или, как в нашем случае, это специалист администрации, то, заяви он такое, завтра работать не будет», – говорит Пластеев.
Он полагает, что муниципальные выборы этого года покажут неизбежность перехода на одноуровневную систему. Особенно в свете кадрового голода: «Найти адекватного человека на пост главы на зарплату в 17-20 тысяч очень сложно».
Глава Залесовского округа уверен: многие районы фактически уже работают в одноуровневой системе местной власти, потому что нередко решают на районном уровне даже «элементарные вопросы». Остается оформить положение вещей де-юре.
«Простой пример – в селе Захарово обвалился колодец, переговорили с главой: с нас вот это, с вас – вот это. Всё, решили. Сам бы глава никогда сам не решил этот вопрос», – приводит он пример.
Однако и он подчеркивает: переход на такую систему приемлем для районов с относительно небольшим числом поселений. Для таких гигантов, как Первомайский, Тальменский, Павловский районы, все не так очевидно. Администрации округа придется централизованно управлять десятками населенных пунктов, расположенных в том числе за десятки километров от райцентра.
В целом ничего нового: электронные больничные существуют не первый год. Единственное изменение в том, что с 2022 года они будут только электронными — привычные голубенькие листки нетрудоспособности окончательно уйдут в прошлое. Документ нового формата врачи будут подписывать электронной подписью и отправлять в Фонд социального страхования. Поскольку с 1 января все работодатели должны будут подключиться к системе электронного документооборота ФСС, общаться фонд с работодателем сможет напрямую, он и сообщит об открытии, продлении или закрытии электронного листка нетрудоспособности.
Вопреки распространенному мнению, РФ способна на самообеспечение по «борщевому набору», как заявила аналитик Центра экономики рынков Ирина Светлова. Правительство договорилось, что продукты первой необходимости не подорожают в самых распространенных торговых сетях: Ашане, О’Кее, Магните.
Но в то же время ряд импортных продуктов полностью исчезнет с полок из-за санкций. На другие цена может вырасти на десятки процентов, как это уже произошло с болгарским перцем и мясом. Причина в том, что при производстве использовались импортные корма, удобрения, которые невозможно одномоментно заменить на отечественные аналоги.
Эксперты портала InvestFuture рекомендуют не делать больших запасов на складах и в подвалах. Это только спровоцирует скачок цен.
Отдельно крупнейшие производители продуктов питания отмечают, что в России в ближайшее время из-за санкций в 2022 году будет гораздо меньше акций и скидок. При этом ассортимент товаров станет меньше. Компании сосредоточатся на самых популярных позициях, чтобы гарантировать прибыль.
Одежда, автомобили, электроника уже начали расти в цене. На фоне санкций на некоторые позиции было начислено более 50% добавочной стоимости. При этом многие фирмы частично или полностью уходят с рынка РФ. Так, модницы в 2022 году не смогут порадовать себя брендами:
- Nike;
- Asos;
- H&M.
Окончательный список доступных брендов во всех сферах на данный момент составить невозможно. Информация зачастую противоречива и отличается в зависимости от источника. Поэтому остается только ждать и наблюдать.
Вполне вероятно, что многие санкционные товары все же будут попадать на рынки РФ, но доставляться они будут окольными путями, например, из Узбекистана, что однозначно повысит их стоимость.
Это достаточно сложный вопрос. JPMorgan, крупнейший банк США, уверен, что РФ не избежит дефолта. Но вначале стоит разобраться, что имеют в виду эксперты, высказывающиеся в новостях в последнее время.
Фактически есть несколько разновидностей дефолта. Та, которой опасается население, называется классической. В этом случае у государства попросту нет средств, чтобы оплачивать свои кредиты за рубежом и внутри страны. Косвенно это означает, что экономика страны полностью разрушена и потребуется много лет, чтобы ее восстановить. В этом вопросе дефолта в РФ ждать однозначно не стоит.
Многие мнения экспертов сводятся к тому, что если все санкции снимут, то страна сможет восстановиться в течение 2-3 лет. Так уже было не раз за последние 10 лет, когда из-за политических решений страдала экономика страны. Однако рассчитывать на такой исход не стоит.
Виктория Нуланд, представитель США, уже заявила, что есть только один сценарий, когда санкции будут отменены, — это вывод войск РФ и возмещение ущерба Украине, восстановление потерь. Даже если российское правительство внезапно сменит курс, на выполнение таких требований потребуется не один год.
Поэтому лучше прислушаться к мнению Владимира Миловидова, который в свое время был руководителем Федеральной службы по финансовым рынкам. Он считает, что нужно привыкать к новой реальности, в которой Россия окажется заблокированной со стороны Запада на годы, а то и десятилетия. Санкции будут только усугубляться.
Реформа местного самоуправления 2022. «Не все так гладко в датском королевстве»
По некоторым оценкам, в России насчитывается 2,4 миллиона государственных и муниципальных служащих. Это именно служащие – сотрудников бюджетных учреждений, государственных предприятий и акционерных обществ в государственной собственности (вроде Сбербанка). Также еще есть несколько миллионов силовиков – военнослужащих, сотрудников МВД, ФСБ, МЧС и других ведомств.
Итак, в России было 1,25 миллиона государственных служащих (если считать только федеральных, региональных и муниципальных служащих), и правительство сократило 32 тысячи. В процентном отношении это аж 2,56% – это явно не 10-15% единиц, на которые обещал уменьшить раздутые штаты Мишустин. Правда, если вспомнить, он говорил в основном о вакантных местах – куда просто не было желающих идти работать.
Криптоэксперт Евгений Каминский рассказал «360», что цифровой рубль представляет собой некий токен, то есть цифровой заменитель ценных бумаг. Эксперт в цифровой экономике Арсений Щельцин добавил, что применяться он может в самых различных сферах, но на первых порах, скорее всего, будет использоваться в транзакциях от государства физическим лицам, например в качестве социальных выплат, зарплат работникам бюджетных учреждений.
Член экспертного совета Государственной думы по цифровой экономике и блокчейн-технологиям Арсений Поярков добавил, что цифровой рубль позволит убрать посредника между Центробанком, который выпускает деньги, и конечным потребителем. Посредником в этой ситуации является коммерческий банк.
«Современные технологии легко позволяют сделать это все внутри одной цифровой платформы, которая будет у Центробанка. И техническая прослойка от эмитента (организация, которая выпускает ценные бумаги, — прим. ред.) к магазину, в котором человек заплатил за молоко, не нужна», — пояснил Поярков.
Главным плюсом цифрового рубля, по мнению экспертов, станет то, что он позволит снизить издержки при проведении финансовых операций. К тому же отсутствие посредника, по мнению Арсения Пояркова, сделает денежные отношения более прозрачными.
«Цифровой рубль создает одноуровневую систему платежей, внутри которой человек сможет расплачиваться точно так же, как и сейчас, но без привлечения банков», — добавил Поярков.
Еще одним плюсом цифрового рубля эксперты назвали его безопасность. По мнению Арсения Щельцына, такие деньги будет сложнее украсть, а прозрачность системы даст больше технических возможностей по отмене платежей.
«Но появятся ли они де-юре, узнаем позже», — добавил он.
Для простых россиян изменения пройдут почти незамеченными, считают эксперты. Платить не станет сложнее — возможно, появится приложение, аналогичное мобильным банкам, но оно будет работать напрямую с центральным регулятором.
«В теории для человека вообще ничего не поменяется по сравнению с тем, что есть сейчас, просто будет другое приложение — например, не „Сбербанк Онлайн“, а какой-нибудь „Центробанк Онлайн“, через который можно будет цифровом рублем расплачиваться», — заключил Поярков.
Лицензия на образовательную деятельность дает вузу право учить студентов. Платящие за обучение при этом получают возможность получить налоговый вычет. А аккредитация вуза дает право выдавать диплом государственного образца. И если лицензия давно уже стала бессрочной, то аккредитацию надо было подтверждать раз в несколько лет.
Жизнь в образовательной организации на период ее подготовки и проведения замирала, потому что все силы были брошены на ее прохождение. С 1 марта этого не будет — надзорные органы будут анализировать сайты образовательных организаций, на которых вывешивается все необходимое для анализа их работы.
Но если у вас сложилось впечатление, что жизнь вузов в результате станет проще, то оно обманчиво — при предложенном подходе аккредитация будет идти каждый день, а не раз в 6 лет, так что надо быть в тонусе постоянно. А вот те, кто учится, оказываются в выигрыше — теперь полная информация обо всех программах, преподавателях, вакантных местах и прочих аспектах жизни университета становится доступна в любое время и из любой точки мира.
Реформа МВД в 2022 году и последние новости
Вторая новость — в общем-то, не совсем новость. В 2021-м этот подход уже был применен: в рейтинговых списках поступающих впервые вместо привычных фамилии, имени и отчества абитуриента появились наборы цифр. Университеты имели право использовать либо СНИЛС абитуриента, либо внутренний номер, присвоенный в собственной системе.
Эта практика была, похоже, признана успешной, хотя и оставила множество поступающих «за бортом» желанного вуза — если по ФИО можно было посмотреть, куда еще подали документы твои конкуренты за бюджетное место, и хоть как-то спрогнозировать их решение, то с наборами цифр самостоятельная оценка перспектив конкурентов становилась проблемой.
В результате многие только утром, после закрытия наборов, узнавали, что они не поступили ни в вуз мечты, ни в другие — ведь выбор надо было сделать в одно и то же время.
Уже несколько лет наблюдается стабильная тенденция: около половины школьников после 9 класса переходит в колледжи, ресурсные центры и другие организации, дающие среднее профессиональное образование.
Частично это связано с тем, что, получив диплом колледжа, можно поступать в вузы, минуя ЕГЭ — для вчерашних колледжистов университеты могут устанавливать собственные вступительные испытания и опираться на их результаты, а не на единый государственный экзамен.
При этом ограничения на выбор профессии не было — можно было изучать бухгалтерский учет в колледже, а поступать на «Нефтегазовое дело». С 2022-го ситуация поменяется: профиль среднего профессионального образования будет иметь значение при поступлении. И конечно, для колледжистов остается возможность сдавать ЕГЭ и поступать по его результатам.
Уже несколько лет при поступлении вузы имеют право добавить поступающему до 10 баллов индивидуальных достижений. На фоне 300 баллов (а иногда — 400), максимальных при поступлении (3 ЕГЭ по 100 баллов максимум), еще 10 кажутся незначительной прибавкой к нескольким сотням. Но именно они часто были решающими при поступлении в топовые университеты. Более того, на некоторые направления (например, в НИУ ВШЭ) проходной балл был 310, а не 300.
С 2022 года перечень мероприятий, за которые начисляются баллы индивидуальных достижений, меняется. Если вы планируете поступать на направление с большой конкуренцией — уточните, получите ли вы свои баллы за участие в мероприятиях, которые до 14 сентября 2021 года давали вам такую возможность.
Интеграция с Беларусью изменит ситуацию и при поступлении в российские вузы. Граждане этого государства и раньше могли претендовать на бюджетные места, но для этого они должны были сдавать вступительные испытания, так как результаты национального единого экзамена не принимались в качестве аналога ЕГЭ.
С 2022 года белорусские абитуриенты, сдавшие централизованный экзамен в 2021 или 2022 году, смогут подать эти результаты в российские вузы — и участвовать в конкурсе на общих основаниях, вместе с российскими выпускниками.
Муниципалитетам дали новый срок
Первый закон, регулирующий использование электронных подписей, был принят в 2002 году – это Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»[1]. Он отражал американский подход к правовому регулированию использования электронных подписей. С 01.07.2013 ему на смену пришел Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»[2], который действует до сих пор. Он следует традициям европейского законодательства в данной области, которое, правда, за последние годы существенно ушло вперед с принятием закона eIDAS[3] и подготовкой его второй, еще более продвинутой редакции.
В нашей стране сложились отдельные практики использования усиленных электронных подписей (далее – УЭП) в деловой деятельности юридическими и физическими лицами, при этом основная масса УКЭП используется именно юридическими лицами.
В докладе директора Правового департамента Минцифры России Романа Кузнецова на пленарной сессии XIX международной конференции по проблематике инфраструктуры открытых ключей и электронной подписи «PKI-Форум Россия 2021»[4] было отмечено:
[…] В настоящее время в обороте находятся 15 миллионов квалифицированных сертификатов, из которых примерно 90 % используются организациями (т.е. юридическими лицами). В то же время экономически активное население страны, которое насчитывает примерно 70 миллионов человек, интереса к квалифицированной электронной подписи практически не проявляет; уровень обеспечения сертификатами в течение последних лет не растет. […]
Характеристика и особенности используемых в настоящее время УЭП юридических и физических лиц отображены в Таблице 1.
Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ[6] внес революционные перемены в размеренную жизнь инфраструктуры, обслуживающей всю систему электронных подписей.
Изменений много, в том числе в процедуре использования УКЭП в деловой деятельности. Фактически планируется создать уникальную, не имеющую аналогов в мире систему, характерной особенностью которой является достаточно неожиданная для третьего десятилетия XXI века попытка, после 20 лет довольно успешного применения ЭЦП[7] и УЭП/УКЭП, заново возродить некоторые традиции бумажного делопроизводства в условиях электронной среды.
Речь идет в первую очередь о двух тенденциях:
- Универсальное использование УКЭП физического лица как в личных целях, так и при исполнении должностных обязанностей. То есть подобно тому, как универсально используется собственноручная подпись в рамках традиционного бумажного делопроизводства. О том, что у физического лица УКЭП должна быть одной-единственной, пока что речь не идет, однако эта идея, что называется, витает в воздухе…
- Все сотрудники, кроме руководителя (он подписывает документы УКЭП юридического лица), будут использовать в работе свои УКЭП как физического лица вместе с доверенностью.
В настоящее время должностные лица подписывают создаваемые в рамках деловой деятельности документы выданными на их имя подписями юридического лица, которые одновременно частично выполняют функции доверенностей.
Новые правила предусматривают возвращение к бумажным традициям, когда сотрудники все подписывают своими собственноручными подписями, а право подписания подтверждается доверенностями (следует отметить, что в рамках бумажного делопроизводства, помимо доверенностей, также используются и другие инструменты).
При этом применение доверенностей доводится до абсурда: доверенность так или иначе должна сопровождать каждый подписанный УКЭП документ! Помимо привычных проблем проверки действительности сертификатов, теперь организации столкнутся с куда большей головной болью: проверкой доверенностей в ходе проверки УКЭП – с одной стороны, и выпуском, актуализацией и отзывом доверенностей всех своих сотрудников – с другой.
Как водится, такое движение в крайне сомнительном направлении, в котором больше никто в мире идти не собирается, оправдывают самыми благими намерениями, в числе которых:
- идея активизировать использование УКЭП физических лиц в деловой деятельности и гражданских правоотношениях;
- расширение ради снижения рисков мошенничества сферы применения доверенностей и других документов, подтверждающих полномочия физических лиц при подписании электронных документов.
Одним из ключевых моментов нововведений является серьезная перестройка работы всех удостоверяющих центров (далее – УЦ) страны, обсуживающих тех, кто будет использовать электронные подписи в своей работе. Речь о ст. 17.2 «Использование квалифицированной электронной подписи при участии в правоотношениях юридических лиц, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, их подведомственных организаций, а также нотариусов», которой дополнен Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ[8]. Ее положения вступают в силу 01.01.2022.
Все действующие в стране УЦ, если они хотят продолжить работу после 01.01.2022, обязаны пройти аккредитацию по новым правилам. На конференции «PKI-Форум Россия 2021»[9] директор Правового департамента Минцифры России Роман Кузнецов отметил:
[…] Еще в сентябре 2020 года ни одного удостоверяющего центра по новым требованиям не было аккредитовано, а к середине сентября 2021 года такую аккредитацию прошли 24 УЦ. […]
Все УЦ разделены на четыре группы, каждая из которых будет обслуживать свои группы пользователей УКЭП (Таблица 2).
УКЭП юридических лиц, согласно новым правилам:
- Выдаются удостоверяющими центрами ФНС России, Федерального Казначейства и Банка России. Как правило, на организацию выдается одна такая УКЭП.
- Соответствующие расходы (стоимость ключевого носителя или токена, оплату услуг удостоверяющих центров и т.д.) берет на себя юридическое лицо – работодатель.
- Ключевой носитель и сертификат ключа проверки подписи являются собственностью юридического лица, и под его контролем проводится выпуск и отзыв сертификатов.
ФНС России еще 15.05.2021 на своем сайте сообщила[16], что для того, чтобы обеспечить «бесшовный» переход от платной к соответствующей безвозмездной государственной услуге по выпуску электронной подписи, с 01.07.2021 получить КЭП можно будет в УЦ ФНС России[17].
Для справки: по данным ФНС России[18], в стране по состоянию на 01.11.2021 общее количество:
- юридических лиц – 3,2 млн;
- ИП и крестьянских (фермерских) хозяйств – 3,7 млн.
Выдать за короткое время почти 7 млн УКЭП будет достаточно сложно, поэтому и ФНС России, и Банк России призывают организации заблаговременно обеспечить себя УКЭП юридического лица.
УЦ ФНС России выдает квалифицированные сертификаты бесплатно, они выпускаются территориальными налоговыми органами. Заявитель должен лично представить в налоговый орган заявление на выпуск УКЭП, паспорт и СНИЛС и пройти процедуру идентификации. Сертификаты записываются на предоставляемый заявителем носитель ключевой информации, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России.
С моей точки зрения, ключевые положения, регулирующие использование УКЭП физического лица, изложены в статье 17.1 «Использование КЭП при участии в правоотношениях физического лица», которой дополнен Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ[19]. Ее положения вступают в силу 01.01.2022.
С 01.01.2022 планируется расширить сферу применения УКЭП физических лиц:
- Одна и та же УКЭП будет использоваться как для личных целей, так и при выполнении должностных обязанностей на работе в интересах работодателя.
- Для использования УКЭП физического лица в деловой деятельности юридического лица руководитель юридического лица должен оформить на физическое лицо доверенность (в том числе машиночитаемую).
- Эта УКЭП, как и прежде, будет находиться под полным контролем физического лица.
- Квалифицированный сертификат УКЭП физического лица выпускается и выдается аккредитованным УЦ.
Денежная реформа ждет россиян в 2022 году
Самый большой потенциал для мошеннических действий связан с неразберихой (законодательно-нормативной, организационной и т.д.), которая может возникнуть в переходный период. В организациях может остаться одна-единственная УКЭП юридического лица, в результате чего привычный ЭДО может столкнуться с большими проблемами.
Большинство юридических лиц еще даже не начали уговаривать своих сотрудников обзаводиться УКЭП физического лица для использования на работе и не проработали резервные варианты действий на случай, если сотрудники откажутся это делать.
Само собой, есть риск и того, что до 01.01.2022 все необходимые подзаконные нормативные акты утверждены не будут.
Риски, связанные с необходимостью использования УКЭП физических лиц в деловой деятельности, существуют как для физических, так и для юридических лиц.
Можно отметить следующие риски для физических лиц:
- Оформление и использование УКЭП под угрозой увольнения.
- Использование УКЭП физического лица без его ведома.
- «Присвоение» работодателем или выдающим себя за потенциального работодателя мошенником УКЭП ищущих работу лиц (такого рода случаи уже есть).
Риски есть и для юридических лиц, в том числе следующие:
- Законодательство не требует (пока что) обязательного наличия УКЭП у физического лица, а это означает, что часть сотрудников может отказаться использовать свою личную электронную подпись на работе, а при попытке давления на них – уволиться, или затеять судебные тяжбы, или попытаться «отомстить» иным образом.
- Владелец УКЭП может отозвать сертификат в любое время, не уведомляя об этом работодателя. Такая ситуация влечет за собой достаточно много юридических проблем, поскольку все документы, подписанные после отзыва сертификата, не имеют никакой юридической силы. Существует также риск намеренного подписания документов юридического лица УКЭП физического лица после отзыва сертификата с целью нанесения работодателю существенного материального и репутационного ущерба (например, для срыва выгодного контракта в интересах конкурента).
- Поскольку УКЭП является собственностью физического лица, то у юридического лица нет возможности контролировать срок окончания действия или отзыв сертификата.
До сих пор сертификаты УЭП юридических лиц де-факто частично выполняли функции доверенностей, поскольку в них указывалось не только наименование юридического лица, но фамилия, имя и отчество физического лица, которое имеет право подписывать электронные документы.
В этом было свое удобство, поскольку для проверки верности подписи не нужно было иметь доверенность и проверять ее актуальность; а юридическая сила документа, как показали опыт нормативного регулирования отдельных отраслей и судебная практика, жестко не зависела от существования доверенностей или иных подтверждающих полномочия инструментов. Часто принадлежность подписи организации оказывалась для судов достаточным основанием для того, чтобы отклонить сомнения в правовой силе подписанного УКЭП документа.
Еще больше проблем может вызвать необходимость организации в новых условиях управления доверенностями. Эта работа и в бумажном делопроизводстве является непростой. Использование электронных доверенностей в связке с УКЭП неизбежно вызовет дополнительные затраты юридического лица на их оформление, составление, согласование, подписание, регистрацию, выдачу, хранение и отзыв.
К сожалению, наша страна не ищет легких путей, в том числе и в отношении использования электронных подписей, – никто в мире подобного «эксперимента» на организациях и гражданах еще не проводил! С мой точки зрения, так действовать нельзя, и, как минимум, нужны пилотные проекты, чтобы заранее выявить и скорректировать все дефекты вводимых новшеств.
Пока что никто не знает, как сопровождающие УКЭП доверенности будут выглядеть, обрабатываться, проверяться и «стыковаться» с существующей инфраструктурой управления традиционными доверенностями. Например, в настоящее время значительная часть доверенностей оформляется нотариусами. Как они будут работать в новых условиях?
Но ясно одно: чтобы минимизировать возникающие правовые риски, организациям потребуется разрабатывать локальные правовые акты об общем порядке выдачи и регистрации электронных доверенностей.
Популярность прохождения службы в рядах МВД обусловлена предоставляемыми льготами и социальной защитой. В 2018 году общий штат насчитывает более 15 млн. человек, что является своеобразным рекордом в истории России. Но такое положение стало причиной увеличения нагрузки на государственный бюджет – ранний выход на пенсию и последующие льготы. Хотя фактически в 40-45 лет служащий имеет силы и опыт для продолжения выполнения своих обязанностей.
Повышение выслуги лет косвенно отразится на размере пенсий. Причина – общегосударственная система расчета пенсионных отчислений. По действующим правилам работники правоохранительных органов после выхода на отдых получают в среднем 17000 руб. Этот же показатель для военных составляет 23000 руб., а для служащих органов безопасности 30000 руб. такое положение сказывалось на престижности профессии.
В законе «О полиции» предусмотрены льготы сотрудникам ведомств. Они описаны в ст. 46 гл. 8 нормативного документа. Осталась возможность бесплатно ездить в общественном транспорте, кроме такси. Есть компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях. Проезд для проведения отпуска или лечение по льготному тарифу, за исключением посещения других стран.
Другие льготы для сотрудников МВД в 2022 г:
- Почетный сотрудник полиции получит 10 % надбавки к основному окладу.
- При изменении места службы бесплатный перевоз багажа, компенсация покупки ж/д и авиабилетов. Возможна выплата «подъемных» в размере до 25 % от оклада.
- Улучшение жилищных условий – получение муниципального жилья, льготное кредитование за счет государственных программ.
- Бесплатное медицинское обслуживание, получение лекарственных препаратов.
Участие в других льготных программах рассматривается индивидуально. Внимание уделяется оказанию помощи бывшим служащим, получившим травму или инвалидность во время выполнения служебных обязанностей.
В Коми продолжается обсуждение реформы местного самоуправления
В текущем и в 2022 году выслуга лет для получения пенсии останется неизменной, если в ближайшее время в законодательстве не появятся новые изменения.
Выслуга лет – установленный законом стаж работы в вооруженных силах и силовых структурах, по достижении которого полицейский может досрочно уйти на пенсию. Работа в МВД достаточно сложная, сопряжена с риском, высокой моральной и нередко физической нагрузкой. В связи с этим к полицейским применяется льготный порядок расчета трудового стажа. В текущем и вероятнее всего в 2022 году срок выслуги для представителей МВД останется без изменений. Для выхода на пенсию необходимо отработать 20 лет, после чего написать соответствующее заявление.
Кроме этого, законодательством определены случаи, когда сотрудник полиции может уйти в отставку при достижении пенсионного возраста, не проработав достаточного количества лет. Такой вариант возможен, если:
- общий стаж работы составляет не менее 25 лет, половина из которого приходится на службу в МВД;
- получено воинское или специальное звание по итогам прохождения соответствующей аттестации;
- на момент написания заявления исполнилось 45 лет.
При несоблюдении перечисленных условий полицейский может рассчитывать на получение пособия только по достижении стандартного пенсионного возраста.
Возможность досрочно уйти на пенсию – одно из преимуществ работы в полиции. Вместе с тем в Правительстве неоднократно обсуждался вопрос об увеличении в МВД выслуги до 25 лет. Действующие нормы могут отменить в 2022 году, хотя официальных заявлений о внесении поправок в законодательство власти пока не делали.
В 2019 г. в ФЗ-342 «О службе в ОВД РФ» внесен ряд поправок о порядке прохождения службы в полиции. Согласно изменениям выслуга лет не возросла.
Основное нововведение – рост предельных сроков службы в МВД:
- На 5 лет увеличен максимальный возраст работы среднего и высшего начальствующего состава.
- Майоры и подполковники – с 50 до 55 лет,
- Полковники – с 55 до 60 лет, генералы – с 60 до 65 лет.
- Для персонала с другими званиями предельный возраст работы остался на прежнем уровне.
Новое правительство, созданное в начале 2020 г., установило надбавку в размере 100% от оклада для полицейских и представителей Росгвардии, работающих в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. С 2022 года рост зарплат коснется сотрудников МВД других регионов РФ, вне зависимости от выслуги лет.
В 2022 году силовиков ждет однократное повышение окладов.
Зарплаты военных, сотрудников МВД и других силовых ведомств в 2022 году увеличат на 4% путем соответствующей индексации должностных окладов (окладов по воинской должности) и окладов по воинскому или специальному званию.
Это прямо предусмотрено проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».
Законопроект о бюджете подготовлен правительством и внесен в Госдуму, поэтому рассчитывать на то, что повышение денежного довольствия превысит запланированные 4%, нет никаких оснований.
Дата, с которой ежегодно индексируют зарплаты силовиков, является традиционной, — это 1 октября. Менять дату индексации в 2022 году в правительстве и госдуме не намерены. Поэтому повышения зарплат сотрудников силовых ведомств ранее 1 октября не будет.
Доплаты за выслугу лет и звание в 2022 г. останутся нетронутыми. По мнению властей, надбавки не должны компенсироваться от потерь обесценивания рубля. Деньги на увеличение окладов выделят из федерального бюджета. Что касается других субъектов РФ, то зарплата в полиции будет увеличена за счет местных бюджетов.
Оклад полицейского включает нескольких составляющих:
- региональный коэффициент;
- уровень работника;
- доплата за высшее образование;
- доплата за ненормированный рабочий день, повышенный риск и сложность прохождения службы.
Надбавки зависят от величины окладной части в процентном соотношении. При увеличении оклада, растут и доплаты. В некоторых случаях величина премий может достигать до 2-3 окладов.
Мнение руководства МВД сводится к тому, что увеличение выслуги до 25 лет с 2022 года на данном этапе нецелесообразно. Аналогичная позиция и у рядовых полицейских, о чем говорят комментарии на тематических форумах. На фоне роста зарплат более вероятный вариант – сокращение части госслужащих. Полицейские с 2014 года относятся к данной категории, поэтому есть опасения, что часть сотрудников попадет «под нож».
В министерстве панику по этому поводу не поднимают. Для выполнения подобных распоряжений здесь часто прибегают к сокращению вакансий. На бумаге число сотрудников сокращается, но реально никого не увольняют, т.к. удаленные вакансии были призваны закрыть недокомплект кадров. Например, в ГИБДД планируют сократить 2000 чел., но на улицу никого не выгонят за счет удаления незамещенных вакансий в отдельных регионах страны.
Сокращения в отдельных подразделениях полиции необходимы, чтобы усилить миграционные структуры МВД, где существенно увеличилась нагрузка в связи внесением поправок в закон «О гражданстве». Изменения расширили перечень иностранцев, которые могут получить гражданство РФ в упрощенном порядке, что прибавило работы сотрудникам миграционной службы.
Игорь Зубов, который занимает должность заместителя министра внутренних дел, опубликовал документ с сообщением о ложности заявлений о повышении выслуги лет. В нем говорится, что в сети распространяется ложная информация. Также в нем сообщается, что никакие законопроекты по данному вопросу даже не рассматриваются. Не произойдет изменений и в условиях получения и начисления пенсий.
Он уточнил, что на данный момент готовятся изменения в законе, которые увеличат на 5 лет предельный возраст поступления на службу для замещения должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава и пребывания в этих должностях. Однако слухи довольно быстро распространились и привели к появлению беспокойств. Это и стало поводом для публикации данного сообщения.
Катастрофа или выход: чем грозит и что облегчит масштабная реформа на селе
Пенсия практически для каждого полицейского – ключевой фактор, который удерживает его на службе. Спустя 20 лет после начала работы сотрудник может уйти в отставку, а дальнейшая служба в органах или на гражданке будет зависеть только от его желания. Текущие новости свидетельствуют о том, что в 2022 г. пенсия возрастет. При этом индексация станет больше уровня инфляции, а работающим сотрудникам МВД пока не стоит переживать за увеличение выслуги лет.
Центральный банк объявил о проведении денежной реформы в 2022–2025 годах. Она включает несколько ключевых моментов. Наиболее обсуждаемый — обновление дизайна бумажных банкнот. Это будет происходить поэтапно. В следующем году в обращение поступят только купюры номиналом 100 рублей, в 2023 — 1 000 и 5 000 рублей. В 2024 и 2025 мы увидим новые 500, 10 и 50 рублей. Например, на купюре номиналом 500 руб. вместо Архангельска будет Пятигорск. На пятитысячной банкноте Хабаровск заменят Екатеринбургом. На оборотной стороне всех купюр будут соответствующие федеральные округа.
Уровень защиты бумажных купюр устарел. Каждый год мошенники придумывают все более изощренные способы подделки денежных знаков. Рублевые купюры не обновлялись уже более десяти лет, что представляет опасность как для населения, так и для государства. Новые степени защиты обретут банкноты всех номиналов в течение четырех лет. Старые купюры продолжат действовать до тех пор, пока полностью не выйдут из обихода.
Денежная реформа в России в 2022 году сопряжена с рядом ожиданий: деноминацией, девальвацией, конфискацией денег, необходимостью срочного обмена купюр и т. д. Будет ли так на самом деле? Нет, и мы сейчас объясним, почему.
Сначала нужно разобраться с терминами. Деноминацией называют снижение стоимости денег (номинала). Например, 50 000 руб. превращают в 500. Это делают в период высокой инфляции для упрощения расчетов. Под девальвацией понимают снижение курса национальной валюты по отношению к другим. Пример: раньше за 60 руб. можно было купить 1 доллар США, а сейчас — только 81 цент (в 1 долларе США 100 центов).
Большинство экономистов уверены, что денежная реформа — не что иное, как повышение защиты купюр. Например, Сергей Дроздов (финансовый аналитик) упомянул опыт США. Обновление банкнот там является регулярной практикой. У вас останутся такие же деньги, но просто с другой картинкой. Дополнительной эмиссии в России нет, поэтому одновременно старые и новые деньги функционировать не будут.
По сравнению с текущим годом в 2022-м предлагается урезать финансирование по целому ряду социальных статей. В частности, расходы на медицину уменьшатся с 1,362 трлн рублей до 1,245 триллиона. Расходы на социальную политику, которые в нынешнем году зримо увеличились (отдельные наблюдатели связали это с приближением выборов), сократятся с 6,208 трлн рублей до 5,837 триллиона. Одновременно на 152 млрд рублей – с 3,314 до 3,162 трлн рублей – окажутся урезанными расходы на пенсии в рамках госпрограммы «Развитие пенсионной системы». Также сократятся расходы по статье «Поддержка национальной экономики» – на 152 млрд рублей. Вкупе сокращение расходов по социальным статьям позволит сэкономить порядка 640 млрд рублей.
С другой стороны, существенное увеличение коснётся статей, связанных с обороной и деятельностью силовиков. Расходы по статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» планируется увеличить с нынешних 2,3 трлн рублей до 2,7 трлн, то есть почти на 17%. В свою очередь, расходы по статье «Национальная оборона» составят 3,5 трлн рублей, отчего они превысят расходы на экономику (3,4 трлн рублей) и поставят эту сферу на второе место по важности в федеральном бюджете.
На что именно пойдут деньги в рамках «силовых» расходов, особенно не конкретизируется – обе статьи традиционно носят закрытый характер. Тем временем эксперты отмечают, что в реальности сумма финансирования силовиков окажется даже выше, поскольку помимо прямых расходов есть ещё и косвенные. К примеру, часть своих трат на развитие связи и информатики Министерство обороны проводит по статье «Национальная экономика» (на развитие связи и информатики). А пенсии бывшим военнослужащим, выплачиваемые через систему Минобороны, идут по разделу «Социальная политика».
Информацию о клиентах с низкой группой риска ЦБ будет не реже одного раза в 3 года, в случае возникновения подозрений в течение 7 рабочих дней.
Информация о клиентах со средней и высокой группой риска ЦБ будет обновлять не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в течение 7 рабочих дней.
Если компании будет присвоен высоки риски одновременно и банком, и ЦБ, обслуживающий банк не вправе изменить этот уровень. Этот риск можно опротестовать в комиссии или в суде.
Если по итогам комиссии или решению суда уровень риска не будет понижен, компанию или ИП исключат из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Исключение из ЕГРЮЛ начнет действовать с 1 октября 2022 года.
В этом направлении у Минфина сразу несколько инициатив:
-
Признание расходов на приобретение имущественных прав. Сейчас расходы по сделкам уступки права требования не учитываются для целей НДФЛ, кроме договоров долевого строительства. В будущем ситуацию планируют исправить.
-
Учет долей в уставном капитале ООО, полученных в дар или при наследовании. При отчуждении долей или ликвидации ООО будет применяться та же практика, что и в отношении ценных бумаг: п. 18 и п. 18.1 ст. 217 НК РФ, п.13 ст. 214.1 НК РФ.
-
Налог для фрилансеров, работающих за рубежом. Минфин предложил рассматривать денежные средства от дистанционной работы за рубежом как доход от источников в РФ. Теперь блогеры с YouTube или арендодатели с Airbnb будут платить НДФЛ, точнее, за них это будут делать соответствующие платформы или посредники.
В ОННП предлагают пересмотреть правила определения места реализации для целей НДС. В соответствии с предложением Минфина услуги иностранных поставщиков или работы зарубежных подрядчиков должны облагаться НДС, причем оплачивать налог будет покупатель по месту ведения своей деятельности. При этом сами зарубежные компании не обязаны регистрироваться на территории РФ, однако могут это сделать в добровольном порядке.
Пока не ясно, относится ли эта инициатива к электронным услугам – в документе по этому поводу Минфин не высказался. Услуги, реализуемые иностранным покупателям, под НДС не попадают.
Еще одно предложение касается льготы по НДС при передаче товаров, услуг или работ в целях рекламы. Сейчас предприниматели не платят НДС, если расходы на создание или приобретение такого товара не превышают 100 р. В будущем планируется увеличить лимит до 300 р.