Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имущество муп на праве хозяйственного ведения и налог на имущество организаций». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты налога на имущество организаций и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщается, что с 1 января 2020 года в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 374 Кодекса объектом обложения налогом на имущество организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое па балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса (как среднегодовая стоимость имущества), если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
В этом случае налог на имущество организаций исчисляется в отношении объекта недвижимого имущества с даты постановки его на учет в качестве основного средства по правилам ведения бухгалтерского учета.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 374 Кодекса объектом налогообложения также признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 375 Кодекса установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Кодекса.
Таким образом, в отношении объектов недвижимого имущества, принадлежащих организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения (учтенных на балансе как в качестве основных средств, так и в качестве других активов), налоговая база по налогу на имущество организаций определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса исходя из кадастровой стоимости при условии, если эти объекты недвижимого имущества поименованы в законе субъекта Российской Федерации, устанавливающем особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.
Кроме того, в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, необходимо, чтобы эти объекты были также поименованы в определяемом в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации Перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на соответствующий налоговый период (далее — Перечень).
Поэтому налог на имущество организаций в отношении указанных в статье 378.2 Кодекса объектов недвижимости исчисляется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса с учетом даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости.
Если объекты недвижимого имущества не поименованы в законе субъекта Российской Федерации (или Перечне в рамках пункта 7 статьи 378.2 Кодекса), то такие объекты подлежат обложению налогом на имущество организаций в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса исходя из балансовой (остаточной) стоимости, если они учитываются в качестве основных средств.
По вопросу применения Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 «О налоге на имущество организаций» в соответствии со статьей 34.2 Кодекса следует обращаться в финансовый орган Санкт-Петербурга.
Заместитель директора Департамента | А.А. Смирнов |
Имущество МУП на праве хозяйственного ведения и налог на имущество организаций
В отношении недвижимости, принадлежащей организациям на праве собственности или хозяйственного ведения (учтенной как в качестве основных средств, так и в качестве других активов), налог на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, если объекты поименованы в законе региона.
Налог на имущество организаций исчисляется с учетом даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости.
Если объекты не поименованы в законе региона или региональном перечне, то они облагаются налогом на имущество организаций исходя из балансовой (остаточной) стоимости, если учитываются в качестве основных средств.
Российские организации признаются плательщиками налога на имущество в отношении недвижимого имущества (в том числе имущества, переданного во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенного в совместную деятельность или полученного по концессионному соглашению), учитываемого на балансе в качестве объектов ОС по правилам бухгалтерского учета. Иное может быть предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
Так, согласно п. 1 ст. 378 НК РФ имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежат налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления.
Из статьи 378.1 НК РФ следует, что в отношении имущества, переданного концессионеру и (или) созданного им в соответствии с концессионным соглашением, налогоплательщиком является концессионер.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ объектом обложения налогом на имущество признаются также жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов ОС.
Унитарные предприятия, выступающие в роли управляющих организаций, пользуются общими налоговыми льготами, предусмотренными пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, и не облагают налогом на прибыль:
- средства бюджетов, выделяемые на долевое финансирование проведения капитального ремонта МКД в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;
- средства бюджетов, выделяемые на долевое финансирование проведения капитального ремонта общего имущества в МКД в соответствии с ЖК РФ (речь идет о положениях ЖК РФ, введенных в действие Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ);
- средства собственников помещений в МКД, поступающие на счета осуществляющих управление МКД управляющих организаций, а также на счета специализированных некоммерческих организаций (региональные операторы), на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества МКД.
Для унитарных предприятий, осуществляющих деятельность в сфере ресурсоснабжения, существует освобождение от обложения налогом на прибыль имущества и (или) имущественных прав, полученных по концессионному соглашению в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (пп. 37 п. 1 ст. 251 НК РФ).
В уже упоминавшемся Письме Минфина России от 19.10.2012 N 03-03-06/4/104 особое внимание обращается на то, что пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ применяется только в том случае, если средства и иное имущество получаются унитарным предприятием на безвозмездной основе. Если же денежные средства или другое имущество передаются унитарному предприятию на возмездной основе (например, в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг), данные доходы подлежат включению в состав доходов от реализации.
Обратите внимание! Согласно п. 2 ст. 248 НК РФ для целей налогообложения прибыли имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для него работы, оказать ему услуги).
В связи с этим основание для получения денег или имущества для унитарного предприятия в данном случае является принципиальным и следует убедиться в том, что выделенные средства не связаны с исполнением контрактов (договоров) и оплатой выполненных работ или оказанных услуг (Письмо Минфина России от 02.04.2012 N 03-03-05/30).
Таким образом, унитарному предприятию не нужно включать в расчет налоговой базы денежные средства в виде субсидий, получаемых от своих учредителей или уполномоченных ими органов, на возмещение затрат, в том числе связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг). Примерами не облагаемых налогом доходов являются:
- субсидии на погашение кредиторской задолженности и возмещение затрат на приобретение основных средств (см. вышеуказанные Письма);
- денежные средства, поступающие на расчетный счет унитарного предприятия от собственника имущества этого предприятия (уполномоченного им органа), направляемые на уплату лизинговых платежей по договору лизинга дорожной техники (Письмо Минфина России от 30.11.2011 N 03-11-06/2/163);
- субсидии на финансирование расходов, связанных с проведением капитального ремонта объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ (тепловых сетей), находящихся в хозяйственном ведении унитарного предприятия, в рамках подготовки к отопительному сезону (Письмо Минфина России от 13.10.2011 N 03-03-06/4/117);
- стоимость имущества (мазута), которое передается унитарному предприятию собственником имущества на осуществление теплоснабжения населения на территории публично-правового образования (Письмо Минфина России от 16.05.2012 N 03-03-06/4/36);
- субсидия для возмещения расходов, связанных с выплатой задолженности в связи с исполнением решений арбитражного суда (Письмо Минфина России от 25.05.2012 N 03-03-06/4/49);
- субсидии на финансирование расходов, связанных с закупкой автотранспортных средств и коммунальной техники, проведением капитального ремонта и реконструкцией объектов гидротехнических сооружений (Письмо Минфина России от 21.02.2012 N 03-03-06/4/10).
Обратите внимание! Подпункт 26 п. 1 ст. 251 НК РФ не распространяется на случаи выявления амортизируемого имущества в результате инвентаризации. Такое имущество нельзя считать полученным от собственника имущества или уполномоченного им органа (Письмо Минфина России от 06.02.2012 N 03-03-06/4/4). Стоимость выявленного в процессе инвентаризации имущества включается в состав внереализационных доходов исходя из суммы, в которую оно оценено (п. 20 ст. 250 и п. 1 ст. 257 НК РФ), и в дальнейшем налогоплательщик вправе начислять по нему амортизацию.
По общему правилу (п. 18 ст. 250 НК РФ) «кредиторка», списанная в связи с истечением срока исковой давности (равно как и по другим основаниям), образует у налогоплательщика внереализационный доход. Исключением из данного правила является ситуация, описанная в пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ. В нем идет речь об освобождении от налогообложения операции по списанию (иному уменьшению) кредиторской задолженности по налогам и взносам при условии, что такое списание осуществляется в соответствии с законодательством РФ или по специальному решению Правительства РФ.
Согласно законодательству РФ списание недоимок по налогам и взносам возможно в случае признания их безнадежными к взысканию (ст. 59 НК РФ, ст. 23 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Именно эти величины не учитываются в составе доходов налогоплательщика (Письмо Минфина России от 10.06.2011 N 03-03-10/52).
Под иным уменьшением суммы кредиторской задолженности следует рассматривать прощение долга, а также погашение задолженности путем перечисления денежных средств должником или за должника.
При определенных условиях может оказаться, что средства и имущество, полученные от собственника имущества унитарного предприятия, все-таки не являются безвозмездно полученными и должны быть признаны в составе доходов, поскольку применить положения пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ уже нельзя. Особенно осторожно следует подходить к такому основанию для получения средств, как компенсация убытков. Ведь под ней может подразумеваться в том числе получение средств в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам или в связи с возмещением неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан. В этом случае поступления следует квалифицировать как часть выручки и облагать их налогом (см. п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98, Постановление Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 16814/10, Письмо Минфина России от 23.08.2012 N 03-03-10/96). Для унитарных предприятий сферы ЖКХ, получающих из бюджета денежные средства на покрытие убытков в связи с реализацией жилищно-коммунальных услуг по государственным регулируемым тарифам, аналогичная позиция озвучена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.03.2010 N 15187/09.
Обратим внимание читателей еще на один момент. Необходимость обложения налогом на прибыль компенсаций, связанных с применением регулируемых цен и оказанием услуг льготникам, — доказанный факт. Экономическая сущность операции — получение выгоды, являющейся частью выручки. Однако четкой позиции относительно того, в какой момент следует признавать в целях налогообложения величину этой выгоды, нет. Существует два варианта: на дату реализации услуг (без привязки к фактическому получению денежных средств — п. 3 ст. 271 НК РФ) или дату фактического получения денежных средств (без привязки к реализации услуг — пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ). Но дело даже не в датах, а в экономической сущности. Так, если финансирование, выделяемое из соответствующего бюджета, действительно направлено на восполнение выпадающих доходов или полученных убытков, закономерно утверждать, что реализация услуг по регулируемым тарифам либо льготным ценам первична. Сначала должно совершиться событие, которое и предопределяет соответствующую выплату. Если выплата поступает с некоторым опозданием и до этого момента присутствует неопределенность в ее получении, по нашему мнению, вполне правомерно на дату реализации показывать выручку исходя из тех поступлений, которые определены (п. 2 ст. 249 НК РФ). Затем, когда средства финансовой поддержки будут получены, нужно увеличить уже размер внереализационных доходов на соответствующую сумму (пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ). Если же денежные средства на компенсацию убытков поступили предприятию еще до того, как эти убытки образовались, есть повод повременить с включением их в расчет налоговой базы до факта реализации соответствующих услуг. Так, в Постановлении ФАС ПО от 11.03.2011 по делу N А12-14477/2010 судьи пришли к выводу, что в том конкретном случае возмещение выпадающих доходов в связи с применением регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги на момент его выдачи не следовало считать налогооблагаемым доходом. В ходе рассмотрения дела было установлено, что на основании генерального договора на жилищно-коммунальное обслуживание и трехстороннего соглашения между МУП, администрацией (представителем собственника МУП) и снабжающей организацией администрация перечислила в 2008 г. компенсацию на покрытие убытков от применения фиксированных цен на твердое топливо не самому МУП, а поставщику угля. Фактически данный уголь был использован при оказании жилищно-коммунальных услуг населению в 2009 г., по мере их реализации МУП сформировало соответствующие доходы, расходы и налоговую базу за 2009 г.
См. консультацию Г.Г. Лалаева «Бюджетные субсидии: момент признания дохода», N 1, 2011.
Обратите внимание! Дополнительными аргументами в пользу налогообложения средств, поступивших на компенсацию убытков, являются получение унитарным предприятием прибыли по итогам отчетного периода, а также практика выплаты подобной компенсации всем организациям, осуществляющим аналогичную деятельность (по установленным тарифам), независимо от их организационно-правовых форм и принадлежности имущества получателей компенсаций к государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, сначала МУП получило финансирование, а потом реализовало услугу, соблюдая правила тарифной политики. В итоге суд постановил, что получение МУП спорной дотации до реализации услуг и получения убытков в связи с реализацией услуг по льготным ценам не может являться основанием для включения данных денежных средств в доход налогоплательщика в период их получения, являющихся, по сути, авансовым платежом. Иное противоречит общим принципам признания доходов при использовании метода начисления. Полагаем, что в описанной ситуации налогоплательщику в силу п. 2 ст. 249 и п. 3 ст. 271 НК РФ следовало увеличить выручку 2009 г. на сумму бюджетного финансирования, полученного в 2008 г.
1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).
Налог на имущество казенного предприятия
2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.
4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.
Ч.5 статьи 113 ГК РФ
5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.
6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества. Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Согласно статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, исчисления и уплата налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества осуществляется из кадастровой стоимости независимо от применяемого режима налогообложения.
То есть, не зависимо находитесь Вы на общей системе налогообложения или на «упрощенке», ЕНВД налог на имущество придется платить из кадастровой стоимости.
Для Калужской области введены льготы налогоплательщикам ЕНВД и «Упрощенке» (Закон Калужской области от 27.04.2017 № 189-ОЗ).
Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
Налоговая база определяется с учетом особенностей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Объект облагается налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости, если одновременно выполняются четыре условия (п. п. 1, 2, 7, 10, пп. 2, 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ, Письмо Минфина от 03.04.2017 N 03-05-05-01/19468):
- объект принадлежит организации на праве собственности или хозяйственного ведения (Письмо Минфина от 04.06.2015 N 03-05-05-01/32447, Информация ФНС от 08.12.2015);
Таким образом, если вы являетесь собственником объекта недвижимости (помещения в нем), признаваемого объектом налогообложения, или владеете этим имуществом на праве хозяйственного ведения и данный объект числится в Перечне, определенном исполнительным органом субъекта РФ, налоговую базу по нему следует определять в особом порядке на основе кадастровой стоимости
- объект по правилам бухгалтерского учета учтен на балансе в составе основных средств (на счете 01 “Основные средства” или 03 “Доходные вложения в материальные ценности”);
Подпункт 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, предусмотрено, что жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, также подлежат налогообложению налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости.
Однако жилые объекты (квартиры, жилые дома, помещения и т.д.) принадлежащие организации могут облагаться налогом, даже когда не являются основными средствами, если это предусмотрено законом субъекта РФ, в котором находится недвижимость.
- Если законом субъекта РФ, особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в рамках статьи 378.2 Кодекса НЕ УСТАНОВЛЕНЫ, налог на имущество организаций в отношении указанного имущества не исчисляется.
С 01.01.2016 отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости:
- признаются первый квартал,
- второй квартал и
- третий квартал календарного года (Федеральный закон от 28.11.2015 № 327-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).
ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА И АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО НАЛОГУ
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (ст. 383 НК РФ).
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 ст. 382 НК РФ.
В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации с учетом особенностей, предусмотренных статьями 384, 385 и 385.2 НК РФ.
Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.
В отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества.
Российские организации признаются плательщиками налога на имущество в отношении недвижимого имущества (в том числе имущества, переданного во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенного в совместную деятельность или полученного по концессионному соглашению), учитываемого на балансе в качестве объектов ОС по правилам бухгалтерского учета. Иное может быть предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
Так, согласно п. 1 ст. 378 НК РФ имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежат налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) у учредителя доверительного управления.
Из статьи 378.1 НК РФ следует, что в отношении имущества, переданного концессионеру и (или) созданного им в соответствии с концессионным соглашением, налогоплательщиком является концессионер.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ объектом обложения налогом на имущество признаются также жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов ОС.
Статья 113 ГК РФ. Основные положения об унитарном предприятии
По общему правилу налоговая база по налогу на имущество организаций рассчитывается как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ). Исключение из этого правила касается отдельных объектов недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.
Итак, в ст. 378.2 НК РФ закреплены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимости исходя из их кадастровой стоимости. Одна из особенностей состоит в том, что объект недвижимости, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, подлежит налогообложению у собственника такого объекта или организации, владеющей им на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 НК РФ (пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).
Для справки:
Унитарное казенное предприятие (казенное предприятие) создается на базе государственного или муниципального имущества в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 8 Федерального закона № 161‑ФЗ[1], и является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления. Учредителем унитарного предприятия, в том числе казенного, может выступать Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Соответственно, имущество казенного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве оперативного управления.
Находящиеся на балансе у государственных или муниципальных организаций на праве оперативного управления или хозяйственного ведения объекты недвижимого имущества – собственность РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, которые не являются организациями. Соответственно, собственник указанного имущества не исчисляет налог на имущество организаций и положения ст. 378.2 НК РФ на него не распространяются (см. письма Минфина РФ от 06.10.2016 № 03‑05‑04‑01/58164, от 15.08.2016 № 03‑05‑04‑01/47752).
Поэтому в отношении объектов недвижимого имущества, закрепленных на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием, учредителем которого является муниципальное образование, применяется общеустановленный порядок определения налоговой базы – исходя из среднегодовой стоимости объекта недвижимого имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ).
Подтверждение можно найти на официальном сайте ФНС, где в разделе «Новости налогового законодательства» 13.04.2018 была опубликована информация под названием «О налоге на имущество организаций в отношении объектов, находящихся в оперативном управлении»:
С 1 января 2018 года Пермский край перешел на исчисление налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов, перечисленных в пп. 1, 2, 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ (Закон Пермского края от 13.11.2017 № 141‑ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае»).
В соответствии с пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ объект недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, подлежит налогообложению у собственника такого объекта или организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения.
Недвижимость в оперативном управлении облагается налогом по среднегодовой стоимости независимо от включения здания (помещения) в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ.
Следовательно, в отношении имущества, которое принадлежит организации на праве оперативного управления, действует общее правило: недвижимость, например административное здание, облагается налогом по среднегодовой стоимости.
Расчет налога на имущество всегда вызывает много вопросов у бухгалтеров, так как имеет массу нюансов. Какие объекты облагаются по среднегодовой стоимости, а какие подлежат налогообложению по кадастровой стоимости, как рассчитать налог и отчитаться по нему? Все эти вопросы раскрыты в нашей статье.
НК РФ обязывает платить имущественный налог все организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения (п. 1 ст. 373 НК РФ). К таковым относятся российские и иностранные компании, имеющие и не имеющие представительства в РФ, но владеющие здесь имуществом.
Компании, которые работают на УСН тоже должны платить налог на имущество. Правда, не всегда. Речь идет только о тех ситуациях, когда компания-упрощенец обладает объектами недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. При этом в отношении имущества, налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость, платить налог не нужно (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.
Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, которое принято на учет в качестве основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Сюда входит также имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению.
Какое имущество не подпадает под обложение имущественным налогом? В п. 4 ст. 374 НК РФ приведен исчерпывающий перечень льготных объектов:
- земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
- имущество, принадлежащее на праве оперативного управления ряду госучреждений;
- объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры);
- ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов и другие объекты.
Исключение составляют объекты, принятые на учет в результате:
- реорганизации или ликвидации юридических лиц;
- передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми.
Кроме того, не включаются в базу по налогу на имущество объекты, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Напомним, что Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640 были внесены поправки в Классификацию ОС, которые вступили в силу с 1 января 2017 года.
Однако Минфин РФ в письме от 14.11.2016 № 03-03-06/1/66701 разъяснил, что внесение данных корректив не является основанием для изменения срока полезного использования введенных в эксплуатацию основных средств, установленного в соответствии с Классификацией, действовавшей на дату принятия объектов к бухгалтерскому учету.
При расчете налога на имущество воспользуйтесь следующим алгоритмом:
- определите объект налогообложения;
- проверьте наличие и возможность применения льгот по налогу на имущество;
- определите налоговую базу (определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Среднегодовая стоимость имущества — сумма, полученная в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база, в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца и последнее число года / на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу).
определите ставку налога;
Формулы для расчета авансовых платежей и имущественного налога используйте следующие (п. 1, 2 и 4 ст. 382 НК РФ).
Авансовый платеж = Налоговая база х Ставка налога: 4
Сумма налога за год = Налоговая база х Ставка налога — Сумма авансовых платежей
Перечислить налог на имущество и авансовые платежи нужно в налоговую инспекцию по месту нахождения недвижимости (п. 6 ст. 383 НК РФ).
Что касается остаточной стоимости имущества — она должна учитываться в том значении, в котором она сформирована в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета на соответствующую дату.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах установлены ПБУ 6/01. Единица учета основных средств — это инвентарный объект. Если у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая из них учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Изменение первоначальной стоимости ОС, в которой они приняты к бухучету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов.
Следует отметить, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимости определяется как ее кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НКРФ. К таким объектам относятся:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
- нежилые помещения, назначение, которые используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания;
- объекты недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ;
- жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов ОС.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Хотя налог и является региональным, устанавливать свои отчетные периоды, отличные от указанных в НК, субъекты не вправе. Ставка налога на имущество устанавливается региональными властями. При этом она не может превышать 2,2 процента.
Сроки, когда организация должна уплачивать налог на имущество следующие:
- до 30 апреля — I квартал;
- до 30 июля — полугодие;
- до 30 октября — 9 месяцев;
- до 30 января — год.
Прекращение права хозяйственного ведения производится по основаниям и в порядке, которые предусмотрены для прекращения права собственности (ст. 235 ГК РФ), то есть на эти отношения распространяются правила главы 15 ГК РФ. Кроме того, предусматривается специальное основание прекращения права хозяйственного ведения — правомерное изъятие имущества у унитарного предприятия по решению собственника (п. 3 ст. 299 ГК РФ). В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ прекращение права хозяйственного ведения подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Организационная форма МУП создается в виде юридического лица, осуществляющего деятельность без ограничения времени действия. Предприятия имеют отдельный Устав, печать, расчетный счет для ведения деятельности.
Основные положения | Характеристика |
Назначение деятельности предприятия | Используются виды, указанные в Уставе |
Источник возникновения имущества | Муниципальное образование |
Участие в других организациях в качестве учредителя | Допускается с согласия собственника |
Управление имуществом | Право хозяйственного ведения или оперативного управления |
Распределение уставного имущества по долям | Не осуществляется, имущество отражается в учете в неделимом виде |
План счетов | Коммерческий |
Предприятия не имеют право проводить сделки с вверенным ему имуществом – сдавать в аренду, реализовывать, использовать в качестве взноса в фонды других организаций. Активами ТМЦ и МПЗ, имеющимися у предприятия, не полученные или приобретенные на средства собственника, МУП распоряжается самостоятельно.
Уставный капитал МУП формируется путем поступления от муниципального собственника имущества – денежных средств, ценных бумаг, нематериальных и материальных активов, имеющих стоимостную оценку. Учет имущества ведется с использованием счета 75 путем открытия субсчета 1 «Расчеты по выделенному имуществу».
МУП зафиксировало в Уставе сумму фонда в размере 150 000 рублей. Формирование осуществлено имуществом муниципального образования. Предприятие в учете осуществляет записи:
- Отражена стоимость имущества фонда: Дт 75/1 Кт 80 на сумму 150 000 рублей;
- Осуществлено поступление имущества: Дт 08/4 Кт 75/1 на сумму 150 000 рублей;
- Оприходованы основные средства: Дт 01 Кт 08/4 на сумму 150 000 рублей;
Величина фонда может снижена или увеличена. Изменение установленного размера фонда осуществляется после его полного формирования.
Способы учета ОС, полученных сверх вложений в уставный фонд, не определены законодательно. Для учета поступлений допускается использовать счет 83, консолидирующий информацию о добавочном капитале. Имущество учитывается обособленно от других ОС в разрезе объектов.
МУП получило от собственника имущество сверх стоимости, заявленной учредительными документами. Стоимость полученного имущества составила 51 000 рублей. После дооборудования запчастями стоимостью 2 000 рублей основное средство принято в эксплуатацию. В учете предприятия отражается операция:
- Учтено поступление имущества: Дт 08 Кт 83 на сумму 51 000 рублей;
- Учтено дооборудование: Дт 08 Кт 10 на сумму 2 000 рублей;
- Отражено принятие на учет основного средства: Дт 01 Кт 08 на сумму 53 000 рублей.
О возможности изменения величины добавочного капитала соответствующие положения вносятся в учредительные документы. При возврате имущества стоимость добавочного капитала будет уменьшена.
Налог на имущество хозяйственное ведение
Собственники имущества, муниципальные органы, имеют право изъять имущество, ранее переданное в управление. Одновременно с возвратом имущества производится уменьшение уставного фонда, если активы формировали его стоимость.
МУП имеет полностью сформированный уставный фонд в размере 160 000 рублей. Муниципалитетом принято решение об изъятии из фонда основного средства на сумму 32 000 рублей, амортизация которого составила 3 000 рублей. Предприятие производит записи:
- Отражено снижение стоимости фонда: Дт 80 Кт 75/1 на сумму 32 000 рублей;
- Списана стоимость ОС: Дт 01/2 («Выбытие») Кт 01 на сумму 32 000 рублей;
- Списана амортизация: Дт 02 Кт 01/2 на сумму 3 000 рублей;
- Отражено выбытие: Дт 75/1 Кт 01/2 на сумму 29 000 рублей;
- Учтена разница: Дт 75/1 Кт 91 на сумму 3 000 рублей.
При изъятии имущества обязанности по уплате НДС и прибыли не возникает в связи с отсутствием объекта обложения при передаче имущества. Изъятие имущества собственником необходимо отделять от продажи. Реализация имущества МУП осуществляется после одобрения собственника путем открытых торгов. Необходимость в продаже имущества возникает в связи с отсутствием необходимости использования его в деятельности МУП. Суммы, полученные после реализации, являются средствами собственника.
Предприятия имеют право выбрать систему налогообложения и применить общеустановленную либо упрощенную форму. Для применения УСН необходимо соблюсти критерии ограничений по величине дохода (требование не применяется для вновь созданных предприятий), предельной численности, сумме остаточной стоимости.
В отношении МУП не используется ограничение по величине участия в уставном фонде других организаций, независимо от того, что фонд полностью сформирован имуществом муниципалитета. Условие не применяется в связи с тем, что собственник не является юридическим лицом. Сравнительные характеристики использования ОСНО и УСН:
Условие | ОСНО | УСН |
Объект обложения | Доходы, уменьшенные на величину расходов | Доходы или доходы минус расходы |
Ограничения применения | Нет | Имеются по величине дохода и численности |
Минимальная сумма налога при получении убытков | Отсутствует | Имеется для схемы доходы минус расходы |
Ведение бухгалтерии | В полном объеме | В ограниченном объеме |
Возможность снижения ставки | Отсутствует | Имеется, устанавливается по распоряжению субъекта |
Обязанность по уплате налога на имущество и НДС | Имеется | Отсутствует |
Переход на упрощенный режим обложения возможен при регистрации или с начала налогового периода путем подачи уведомления по форме, установленной законодательными актами.
Вопрос №1. Как определяется момент передачи имущества в МУП?
Датой передачи имущества в виде денежных средств считается день зачисления суммы на счет, передачи имущества в форме материального актива – день оформления акта.
Вопрос №2. Кто определяет срок эксплуатации передаваемого МУП имущества?
Установление срока полезного использование входит в обязанности МУП.
Вопрос №3. Как поступить с имуществом, выявленным в ходе инвентаризации?
Имущество, выявленное при ревизии, не принадлежит собственнику (муниципалитету). Стоимость оценки включается в состав внереализационных доходов.
Вопрос №4. Что происходит с имуществом МУП при смене собственника на правах правопреемства?
Имущество, переданное предприятию, продолжает использоваться МУП. Смена собственника не влияет на право ответственного ведения или оперативного управления.
Вопрос №5. Какие последствия возникают при проведении сделки с имуществом МУП, проведенные без согласования с собственником?
Сделки МУП без согласия муниципалитета признаются недействительными по иску собственника или без предъявления претензий, если сделка относится к разряду крупных. Срок признания недействительности сделки, включая осуществленные с помощью аукциона или открытых торгов, составляет 3 года.
1. Все перечисленные в статье права могут быть использованы собственником или органом, уполномоченным выступать от его имени, как при обычном ведении дел, так и в случаях, когда УП не обеспечивает эффективного использования либо сохранности переданного ему имущества.
Однако за пределами названных прав собственник или орган, уполномоченный собственником выступать от его имени, не может распоряжаться имуществом, закрепленным за УП на праве хозяйственного ведения, без его согласия (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 сентября 1992 г). В частности, собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо распоряжаться иным образом имуществом государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления, направленные на изъятие такого имущества, должны признаваться недействительными (п. 40 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).
2. Перечень прав собственника на имущество, находящееся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, определяется в п. 1 комментируемой статьи и в иных законах. Закон о государственных и муниципальных предприятиях до настоящего времени не принят. Поэтому процедура реализации собственником (уполномоченным им органом) предоставленных правомочий определяется иными правовыми актами, действующими впредь до его принятия.
Собственник вправе:
а) создавать и ликвидировать предприятия, определять предмет и цели его деятельности. В соответствии с п. 15 Постановления Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 и Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. N 96 «О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности» (СА РФ. 1994. N 8. Ст. 593) решения о создании и ликвидации федеральных предприятий принимаются Правительством РФ по совместному представлению ГКИ РФ, Минэкономики РФ и федерального органа исполнительной власти (министерства, ведомства), на который возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). В процессе создания предприятия одновременно решается вопрос о предмете и цели его деятельности. Решения о создании и ликвидации федеральных предприятий согласовываются с органами исполнительной власти субъектов РФ, если этого требует законодательство.
Решения о создании и ликвидации УП субъектов РФ и муниципальных УП принимают органы, предусмотренные в ст. 125 ГК. Так, в соответствии с п. 1.2 Временного положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий г. Москвы, государственных учреждений г. Москвы и коммерческих организаций с участием г. Москвы от 31 октября 1995 г. N 908 учредителем вновь создаваемого УП является правительство г. Москвы. По его поручению Москомимущество выпускает соответствующее распоряжение и утверждает по согласованию с отраслевым департаментом, префектурой и Департаментом экономической политики и развития Москвы устав вновь создаваемого УП;
б) реорганизовать предприятие. Решения о реорганизации федеральных предприятий, не предусматривающие изменения формы собственности, принимаются ГКИ РФ по согласованию с министерствами, ведомствами РФ, Минэкономики РФ и (или) ГКАП РФ. Правомочия федеральных органов по преобразованию предприятий в процессе приватизации определяются законодательством о приватизации. Решения о реорганизации УП субъектов РФ и муниципальных УП принимаются в соответствующем порядке;
в) назначать или освобождать от должности директора (руководителя) предприятия. Такое право в отношении руководителей федеральных УП предоставлено Правительству РФ и уполномоченным им федеральным министерствам и ведомствам. Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» (Вестник ВАС РФ. 1994. N 8. С. 25) с указанными лицами должны быть заключены контракты, регулируемые гражданским законодательством. Общие требования к условиям контракта содержатся в п. 2 Указа. При этом условия контракта о социальном обеспечении руководителя не должны быть хуже тех, которые он ранее имел по трудовому законодательству.
Применительно к предприятиям, находящимся в государственной собственности субъектов РФ, см. также Типовой контракт с руководителем государственного (муниципального) унитарного предприятия, утв. Постановлением правительства г. Москвы от 31 октября 1995 г. N 908;
г) контролировать использование по назначению и сохранность принадлежащего предприятию имущества. В отношении федеральных предприятий функцию такого контроля вправе осуществлять ГКИ РФ, его территориальные агентства, а также по согласованию с ГКИ РФ федеральные министерства и ведомства. При выявлении фактов неэффективного использования переданного УП имущества ГКИ РФ, а также соответствующие комитеты по управлению имуществом вправе предъявлять иски о признании сделок, нарушающих права собственника, недействительными;
д) получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Несмотря на то что данное правомочие было закреплено за собственником еще ст. 5 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» (Ведомости ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 416), на практике оно широкого распространения не получило. Это, однако, не означает, что в дальнейшем собственник или орган, уполномоченный выступать от его имени, не будут прибегать к тому, чтобы заключать договоры (вносить в учредительные документы условия) о перечислении части прибыли в распоряжение собственника. Такие договоры не следует отождествлять с договорами между собственником и предприятием, которые могли бы ограничить право распоряжения имуществом последнего (см. коммент. к ст. 294 ГК).
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
Ведение бухгалтерского учета в МУП
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
-
Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)
-
Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О рынке ценных бумаг»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 339-ФЗ
«О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
-
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 03.08.2018)
«О банках и банковской деятельности»
-
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018)
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 340-ФЗ
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Для определения суммы налога на имущество среднегодовая стоимость имущества умножается на ставку налога (п. 1 ст. 382 НК РФ). Порядок расчета среднегодовой стоимости имущества за налоговый период установлен статьей 376 НК РФ. Согласно абзацу 2 пункта 4 данной статьи, рассчитывается суммарная величина остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода. Полученная сумма делится на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенном на единицу. Таким образом, среднегодовой стоимостью имущества является частное от деления полученной суммарной величины остаточной стоимости на 13 (12 + 1).
Предположим, что у компании в собственности есть автомобиль, введенный в эксплуатацию в 2012 году. Он учтен в составе основных средств, а значит, являлся объектом обложения налогом на имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Компания продала этот автомобиль своему работнику и тут же купила новую машину. Поскольку объект движимого имущества введен в эксплуатацию после 1 января 2014 года, то он уже не облагается налогом на имущество (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). Других облагаемых объектов у компании нет.
Остаточная стоимость автомобиля по состоянию на 1 января, 1 февраля, 1 марта и 1 апреля соответственно равна 840 тыс. рублей, 810 тыс., 780 тыс. и 750 тыс. рублей. Автомобиль продан 1 апреля, поэтому по состоянию на 1 мая остаточная стоимость равна 0. Компания уплачивает налог на имущество организаций по ставке 2,2 процента. Сумма налога на имущество за год равна 5382 рубля ((840 тыс. + 810 тыс. + 780 тыс. + 750 тыс. + 0 × 9) : (12 + 1) × 2,2%).
Кто платит налог на имущество организаций при аренде недвижимости?
Рассмотрим вариант уплаты налога на имущество в общем случае. Компания по итогам каждого отчетного периода (I квартал, полугодие и 9 месяцев) уплачивает авансовые платежи. Они рассчитываются в порядке, аналогичном исчислению налога на имущество. Сумма, исходя из которой рассчитываются авансовые платежи, названа в пункте 4 статьи 376 НК РФ средней стоимостью имущества. Она исчисляется путем деления суммы остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число следующего месяца на количество месяцев в этом периоде (соответственно три, шесть и девять месяцев), увеличенное на 1. Полученная величина (средняя стоимость имущества) умножается на ¼ и на ставку налога на имущество (п. 4 ст. 382 НК РФ).
По итогам налогового периода налог уплачивается с учетом авансовых платежей. Для этого из исчисленной суммы налога вычитаются суммы авансовых платежей, уплаченных по итогам отчетных периодов (п. 2 ст. 382 НК РФ).
Движимое имущество было исключено из объекта налогообложения (из статьи 374 НК РФ) Федеральным законом от 3 августа 2021 года № 302-ФЗ с 1 января 2021 года.
Значит, фирма, у которой есть только движимое имущество, плательщиком налога на имущество не является.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Как относить имущество к движимому или недвижимому в целях налогообложения
Но в декларацию по налогу на имущество с отчета за 2021 год включили новый раздел 4, посвященный сведениям о среднегодовой стоимости движимого имущества, относящегося к основным средствам.
Этот раздел обязаны заполнять только плательщики налога, то есть владельцы недвижимости. Если фирма не владеет недвижимостью, то декларацию она не сдает и отдельно подавать раздел 4 о движимости не нужно.
ФНС России в письме от 30.07.13 № БС-4-11/13835 разъяснила, что налогоплательщики вправе исполнить обязанность по представлению декларации и уплате налога досрочно. Это не противоречит требованиям, установленным в абзаце 2 пункта 1 статьи 45 НК РФ о своевременной уплате налога.
С этой точки зрения порядок исчисления налога на имущество очень удобен, в нем не предусмотрены отдельные положения для расчета среднегодовой или средней стоимости имущества в зависимости от количества месяцев, фактически отработанных компанией в отчетном или налоговом периоде, а также месяцев, в течение которых имущество являлось объектом налогообложения. На основании этого при определении среднегодовой и средней стоимости имущества применяется общий порядок (п. 4 ст. 376 НК РФ). При расчете суммы среднегодовой и средней стоимости имущества учитывается фиксированное число месяцев в отчетном и налоговом периодах — три, шесть, девять и двенадцать соответственно (ст. 379 НК РФ, см. также письмо Минфина России от 24.02.12 № 07-02-06/28). Поэтому в случае выбытия всех объектов основных средств в течение налогового периода компания может рассчитать итоговую сумму налога. И вправе представить налоговую декларацию по налогу на имущество в отношении выбывающего объекта в течение календарного года до срока ее представления, установленного в пункте 3 статьи 386 НК РФ, и уплатить сумму налога.
Воспользуемся данными примера. За I квартал авансовые платежи уплачиваются в общем порядке. Но поскольку в апреле объект выбыл, а приобретения других основных средств, которые могут стать объектами обложения по налогу, компания не планирует, то по итогам полугодия она вправе досрочно представить налоговую декларацию. Сумма налога исчисляется в общем порядке, а уплачивается с учетом перечисленного по итогам I квартала авансового платежа. По итогам полугодия уплачивается налог в сумме 1,01 тыс. рублей (см. таблицу).
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
Права собственника на имущество МУП от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в рамках предоставленных им компетенций.
МУП представляет собой одну из форм унитарных предприятий, имущество которого принадлежит муниципальному образованию. Имущество принадлежит МУП на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
«В 2016 году ФАС оценила долю государства в российском ВВП в 70% — в два раза больше, чем в 2005-м. С тех пор эта доля практически не снижалась. При этом утроилось количество государственных и муниципальных унитарных предприятий. Их присутствие на локальных рынках создаёт препятствия для честной конкуренции, предупреждала ФАС».