Памятка пациенту ОМС по стоматологии в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Памятка пациенту ОМС по стоматологии в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Бесплатное лечение зубов по обычному полису ОМС доступно в государственных поликлиниках и больничных отделениях челюстно-лицевой хирургии. Чтобы найти медучреждение, в котором можно вылечить зубы бесплатно, достаточно отыскать ближайшую бюджетную поликлинику.

Действие полиса распространяется на все российские регионы, где бы ни был прописан его обладатель. Если документ получен в одном субъекте РФ, а его обладатель планирует проживать в другом, то при переезде он должен отметиться в местном филиале страховой компании, которая выдала полис. Если у этой компании не будет собственного представительства в определенном городе, то следует отталкиваться от рекомендаций стоматологической поликлиники, в которой планируется лечение. В ее регистратуре могут посоветовать обратиться в организации, с которыми медучреждение активно сотрудничает.

То есть прописка в другом регионе никак не влияет на возможность удалять и лечить зубы бесплатно, но без медицинского полиса даже при наличии постоянной регистрации в бесплатном лечении будет отказано. Исключение составляет неотложная стоматологическая помощь при появлении флюса и симптомов, угрожающих жизни человека. В таких экстренных ситуациях даже пациента без полиса обязательного медицинского страхования отправят в стационар для проведения срочной операции.

Как лечить зубы в частной клинике бесплатно

Чтобы начать лечение зубов в определенной стоматологической поликлинике, к ней надо прикрепиться. Для этого следует предоставить в регистратуру документы по списку:

  • медицинский полис с отметкой регионального подразделения страховой компании;
  • паспорт или свидетельство о рождении (если прикрепляется ребенок);
  • СНИЛС;
  • заявление.

Если кабинет дантиста находится в здании обычной поликлиники, к нему не требуется дополнительно прикрепляться. Если же стоматологическая клиника представляет собой отдельное учреждение, то прикрепление к ней необходимо.

Сразу же после постановки на учет в клинике пациент приобретет право на лечение или удаление зубов в рамках экстренной помощи без предварительной записи. Дальнейшие приемы будут проходить по записи, она нужна для грамотной оптимизации рабочего времени стоматолога.

Записаться к стоматологу по полису ОМС можно тремя способами:

  • по телефону;
  • через интернет;
  • с помощью специального автомата электронной записи в фойе поликлиники (имеются в клиниках Москвы и других крупных городов).

При формировании талона нужно будет указать, какая услуга требуется пациенту – удаление или лечение зубов.

В программе ОМС участвуют преимущественно бюджетные медицинские учреждения, частные клиники редко оказывают подобные услуги. Список коммерческих поликлиник, в которых можно получить квалифицированную бесплатную стоматологическую помощь по полису ОМС, можно найти на сайте страховой организации. Затем необходимо:

  1. Позвонить в указанные клиники, чтобы узнать актуальность информации и перечень услуг, которые действительно оказываются бесплатно.
  2. Прийти в государственную стоматологическую поликлинику, к которой прикреплен полис, и попросить в ее регистратуре направление в частную клинику, в которой пациент собирается лечить зубы.
  3. Обратиться в коммерческое учреждение, записаться на осмотр и пройти лечение.

При бесплатном лечении в частных стоматологических клиниках часть услуг все равно придется оплатить, поэтому лучше заранее уточнить, какие услуги по лечению зубов по ОМС входят в льготный пакет конкретной коммерческой клиники, чтобы избежать предъявления счета всего после одного-двух профилактических осмотров.

Протезирование не входит в программу государственного медицинского страхования, такие услуги предоставляются за деньги. Но существует ряд льготных категорий граждан, которые могут установить зубные протезы бесплатно. К ним относятся:

  • ветераны ВОВ;
  • участники боевых действий (Афганистан, Чечня);
  • ликвидаторы ЧАЭС.

Фотополимерные световые пломбы по полису ОМС практически не ставятся, что обусловлено их высокой стоимостью и недостаточным финансированием страховых фондов. В государственной клинике можно получить такую пломбу только по медицинским показаниям. Обычно дантисты устанавливают их на передние зубы или в случае пришеечного кариеса.

В частной поликлинике, участвующей в программе ОМС, можно установить световую пломбу, оплатив лишь стоимость материала – само лечение будет бесплатным. Денежные траты в этом случае составят от 500 рублей. При оплате лечения нужно обязательно сохранить платежную документацию, чтобы потом получить налоговый вычет и на эту сумму (актуально для работающих граждан).

Для прикрепления пациент должен подойти в выбранную клинику с полисом ОМС, паспортом и письменным заявлением. В регистратуре внесут данные в базу и услуги станут доступны.

Запись на прием производится заранее через личный звонок в ПК, через терминал в холле или через интернет-заявку. Пациент получает талончик, с которым идёт на прием к врачу.

Без талончика принимают только в острых ситуациях, когда речь идет о неотложной помощи.

Полис ОМС действителен и в некоторых частных клиниках. Список также есть на сайте страховой компании, но их обычно не много. Поскольку страховка не способна покрыть расходы клиник на лечение, бесплатные услуги оказывают единичные частные стоматологии.

Даже если частная клиника входит в список страховой компании, уточнить о возможности лечения по ОМС стоит напрямую у клиники. Не стоит забывать, что за некоторые манипуляции пациент все равно может заплатить. Эти нюансы лучше спрашивать до начала лечения, чтобы избежать недоразумений.

Если клиника действительно оказывает услуги по ОМС, пациенту необходимо обратиться в поликлинику по месту прописки и получить направление у врача.

Когда все нюансы решены, можно записываться на прием.

ВАЖНО!

Обращайтесь в свою страховую компанию при любых недоразумениях и вопросах. Это можно сделать по телефону горячей линии или во время личного визита.

На этой странице вы найдете адреса и телефоны муниципальных и частных стоматологий, работающих 24 часа. Здесь же есть информация о ценах на услуги, которые выполняются в экстренном порядке в различных клиниках. Стоимость вмешательства зависит от сложности каждого случая.

Цены на основные срочные манипуляции в круглосуточной стоматологии:

  • Удаление одного зуба — от 1 500 до 4500₽;
  • Лечение трехканального пульпита — от 7500 до 14 000₽.

Стоимость услуг врача в стоматологиях, работающих ночью, зависит от его квалификации. Также на стоимость влияет тип используемых материалов и обезболивающих средств, объем оперативного вмешательства. Консультация дежурного врача стоит от 350 до 100₽, в некоторых центрах врач обследует бесплатно. Рентгенографию также оплачивают отдельно.

Перечень бесплатных услуг по полису ОМС на 2022 год

Как уже говорилось выше, прием по ОМС осуществляет любая стоматология, являющаяся государственной. Если вы выбрали учреждение, в котором хотите проходить лечение, то необходимо встать там на учет. Чтобы это сделать, нужно прийти непосредственно в клинику со списком документов: полис, паспорт или свидетельство о рождении ребенка (если на учет нужно поставить ребенка), СНИЛС.

В стоматологии также предложат написать заявление о постановке на учет и согласии на медицинское вмешательство, после чего заведут на вас индивидуальную карту – с этого момента вы имеете право на получение всего перечня бесплатных услуг.

Важно знать, что там, где лечат по ОМС на бесплатной основе, оказывают также и дополнительные платные услуги. Во многих государственных стоматологиях врачи располагают перечнем не только отечественных, но и платных импортных материалов, и проводят процедуры, за которые потом придется заплатить.

Чтобы новость о необходимости заплатить за лечение в муниципальной клинике не стала для вас шоком, заранее уточняйте у специалистов, входит ли нужная именно вам услуга в перечень бесплатных, утвержденных программой страхования в регионе. Если врач предлагает какие-то дополнительные манипуляции, то не стесняйтесь уточнить, платно это или бесплатно.

Нужно учитывать, что иногда возникают ситуации, когда лучше доплатить за материалы, чем провести лечение полностью на бесплатной основе. Приведем несколько примеров.

Если нужно удалить зуб мудрости, то при наличии документа ОМС и желании лечиться бесплатно вам поставят отечественный анестетик. Однако далеко не факт, что он полностью устранит болевой синдром. Конечно, в данном случае пациенту лучше заплатить за импортную анестезию, отличающуюся минимумом побочных эффектов, высокой эффективностью и продолжительным временем воздействия.

Важно! В бесплатной медицине врачи часто применяют такие обезболивающие, как «Новокаин» и «Лидокаин». Эти препараты могут вызвать индивидуальную непереносимость, аллергическую реакцию и побочные эффекты (особенно у людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом и гипертонией, пожилых пациентов).

Если вы хотите качественно запломбировать зубы, то лучше доплатить за установку импортной пломбы из светоотверждаемых композитов. Во-первых, материал очень быстро застывает, значит, у пациента меньше ограничений после лечения. Во-вторых, реставрация смотрится красивее и натуральнее в сравнении с отечественными фосфат-цементами, силикатами и композитами. В-третьих, импортные материалы прослужат в несколько раз дольше, ведь они имеют высокую прочность и износостойкость.

Страховщики назвали пять важных изменений в системе ОМС

Если помощь не входит в ОМС, можно получить ее за деньги по прейскуранту государственной поликлинике, или обратиться к частному стоматологу.

4 платные стоматологические услуги:

  • зубопротезирование и подготовка к нему;
  • установка имплантов;
  • реставрация с использованием внутриканальных штифтов;
  • установка брекетов.

Стоматология по полису ОМС – это медицинская услуга в «урезанном» виде. Так, при лечении не используются компоненты импортного производства, а применяются лекарства отечественных производителей. Список услуг, которые можно получить безвозмездно, вывешивается на стенде медучреждения, также пациентов по этим вопросам должен проконсультировать лечащий врач.

Для оказания медицинской помощи нужно обратиться в государственную стоматологию по месту вашего проживания. При обращении к врачу нужно учитывать, что принимают только по записи. Вне очереди обязаны принимать больных, если они находятся в критическом состоянии: температура поднимается выше 38 градусов, начинается кровотечение или резкая зубная боль. В остальных случаях принять могут через семь рабочих дней.

Для посещения частных клиник есть несколько причин:

  • очереди в государственных больницах;
  • наличие современного оборудования.

Некоторые стоматологии участвуют в госпрограммах, сотрудничают со страховщиками, и не берут плату с пациентов, имеющих полис ОМС. Заранее уточните у специалистов регистратуры, можно ли получить помощь и записывайтесь, если имеется такая возможность. Однако частные фирмы могут рекомендовать получение платной помощи, хотя и навязывание дополнительного обслуживания Закон «О защите прав потребителей» запрещает. Поэтому нужно уточнить, какую именно помощь вы получите бесплатно перед тем, как записываться на прием. Частные клиники могут работать на безвозмездной основе, когда у докторов освобождается время от планового приема.

Полис ОМС гарантирует получение медицинской помощи независимо от того, где человек прописан (ч.1 ст. 16 Закона «Об обязательном медицинском страховании»). Застрахованное лицо имеет право выбрать медицинскую компанию и доктора. Лучше запишитесь в медучреждение по месту проживания, чтобы не возникало проблем с вызовом доктора. При этом не имеет значения, оформлена ли временная регистрация на территории другого региона или нет. Врач обязан принять пациента, имеющего полис.

Если состоялся переезд, нужно обратиться к страховщику для получения перечня государственных клиник, работающих на этой территории.

Зачастую отказ связан с позицией главного врача больницы и нежеланием обращаться к другому страховщику для получения оплаты.

Если вам отказались помочь, есть два варианта действий:

  1. Обратиться в другую больницу;
  2. Идти на конфликт. Нужно обращаться с письменной просьбой о предоставлении отказа к руководству медучреждения и жаловаться в департамент здравоохранения.

Отличается перечень услуг, которые можно получить. Полис дает право на оказание помощи по всей территории РФ в рамках базовой программы ОМС. На территории региона, где выдан полис, объем помощи определяется территориальной программой медицинского страхования. Территориальная программа не может быть меньше, чем базовая.

Световые пломбы с 2022 года бесплатные?

С 1 июля 2021 года переболевшие COVID-19 могут пройти бесплатную углубленную диспансеризацию, чтобы выявить возможные «постковидные» осложнения. В первую очередь углубленно обследуют пациентов с хроническими заболеваниями, которые переболели коронавирусной инфекцией в среднетяжелой или тяжелой форме. Пройти углубленную диспансеризацию можно спустя 60 дней после тоо, как пациент переболел COVID-19. При этом в ВСС подчеркивают: диспансеризацию также можно пройти по инициативе самого гражданина.

Как отметила зампредседателя ФФОМС Светлана Кравчук, сегодня по некоторым страховым компаниям отклик на приглашение пройти диспансеризацию вырос до 38% по сравнению с 2% в летние месяцы.

Записаться на углубленную диспансеризацию можно в поликлинике по месту жительства или на портале госуслуг, напомнили в ВСС. Если в поликлинике отказываются принять пациента, можно обратиться к страховому представителю по номеру телефона своей страховой компании (указан на полисе ОМС).

Важным нововведением 2022 года для граждан станет возможность отказаться от полиса ОМС на материальном носителе (пластиковая карта или бумажный документ) и получить цифровой полис с уникальным штриховым кодом. Электронный полис можно будет оформить с 1 июля 2022 года, например, путем подачи заявления на портале госуслуг.

Сведения о застрахованных гражданах находятся в едином регистре застрахованных лиц, что начиная со второй половины 2022 года позволит получать медицинскую помощь без использования пластикового или бумажного полиса. Для получения медицинской помощи достаточно будет предъявить любой документ, удостоверяющий личность, или же сам цифровой полис ОМС. Такое нововведение избавит пациентов от бюрократических издержек, например при потере документа.

Во исполнение пункта 2б постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 2505 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования направляет разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема медицинской помощи.

Приложение: на 70 л. в 1 экз.

В.А. Зеленский

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 2505 (далее — Программа), разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — территориальная программа государственных гарантий), включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Стоимость территориальной программы государственных гарантий формируется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления) (далее — соответствующие бюджеты) и средств обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования и утверждается в виде приложения к территориальной программе государственных гарантий по форме, в соответствии с приложениями 1 и 2 к настоящим разъяснениям.

Территориальные нормативы объема и финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования, формируются в соответствии с Программой на основании средних нормативов объема медицинской помощи и средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, установленных Программой, с учетом особенностей половозрастного состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики, климатических и географических особенностей региона, транспортной доступности медицинских организаций и плотности населения на территории субъекта Российской Федерации и указываются в табличной форме в приложении к территориальной программе государственных гарантий, а также могут быть указаны в ее текстовой части.

В целях обеспечения преемственности, доступности и качества медицинской помощи, а также эффективной реализации территориальных программ субъектами Российской Федерации формируется и развивается трехуровневая система медицинских организаций. Рекомендуется осуществлять распределение медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий, по уровням, установленным Минздравом России.

Разъяснения по оплате медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе применение коэффициента уровня оказания медицинской помощи, представленные в Методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования на 2022 год (далее — Методические рекомендации).

В соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 октября 2020 г. N 1130н (зарегистрировано в Минюсте России 12 ноября 2020 г. N 60869) (далее — приказ Минздрава России N 1130н) распределение медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде и новорожденным, осуществляется по группам.

Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования, и перечень медицинских организаций, проводящих профилактические медицинские осмотры и диспансеризацию, в том числе углубленную, является приложением к территориальной программе государственных гарантий и включает полный пронумерованный перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий, с указанием медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в соответствии с реестром медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (приложение 3 к настоящим разъяснениям).

Медицинская организация, подведомственная федеральному органу исполнительной власти, включается в приложение 3 к настоящим разъяснениям при оказании:

первичной медико-санитарной помощи;

скорой медицинской помощи;

скорой специализированной медицинской помощи (в случае установления в территориальной программе обязательного медицинского страхования дополнительно такого вида оказания медицинской помощи, не установленного базовой программой обязательного медицинского страхования (далее — базовая программа), за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, передаваемых в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования);

специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи (в случае распределения ей объемов предоставления медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

2. Финансовое обеспечение проведения осмотров врачами и диагностических исследований в целях медицинского освидетельствования лиц, желающих усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную ��емью детей, оставшихся без попечения родителей, в части видов медицинской помощи и по заболеваниям, входящим в базовую программу, застрахованным лицам осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, в части видов медицинской помощи и по заболеваниям, не входящим в базовую программу — за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.

Частные клиники, работающие по ОМС: права пациентов в 2022 году

В соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья специализированная медицинская помощь включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

4.2.1 Для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях устанавливается территориальный дифференцированный норматив случаев госпитализации (законченных случаев лечения в стационарных условиях).

Рекомендуемые показатели числа случаев госпитализации, средней длительности пребывания одного пациента в медицинской организации в стационарных условиях (дней) и числа койко-дней (круглосуточного пребывания) на 1000 жителей/застрахованных по профилям медицинской помощи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 555н «Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи» (зарегистрировано в Минюсте России 4 июня 2012 г. N 24440) (далее — приказ Минздравсоцразвития России N 555н) представлены в приложении 11 к настоящим разъяснениям.

При планировании объема специализированной медицинской помощи следует учитывать возможность ее оказания в медицинских организациях как на территории страхования, так и вне территории страхования согласно приложению 12 к настоящим разъяснениям.

Если половозрастная структура населения (застрахованных лиц) в субъекте Российской Федерации отличается от среднероссийской, в территориальной программе государственных гарантий необходимо скорректировать объем медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, в разрезе отдельных профилей с помощью поправочных коэффициентов, учитывающих, в том числе особенности возрастного состава населения субъекта Российской Федерации.

Поправочные коэффициенты рассчитываются путем деления удельного веса (в % или долях единицы) численности детей и взрослых в структуре населения территории на соответствующие показатели по Российской Федерации.

Например, если в структуре застрахованных лиц в субъекте Российской Федерации дети составляют 19,5% и взрослые 80,5%, то поправочные коэффициенты составят: 0,9375 для детского (19,5 / 20,8 = 0,9375) и 1,0164 для взрослого населения (80,5 / 79,2 = 1,0164).

Справочно: в структуре застрахованных лиц в Российской Федерации дети составляют — 20,8%, взрослые — 79,2% (для обоснования территориальной программы обязательного медицинского страхования).

Скорректированное число случаев госпитализации определяется как отношение скорректированного числа койко-дней к средней длительности пребывания одного пациента в медицинской организации в стационарных условиях.

Пример расчета, скорректированного с учетом поправочных коэффициентов числа койко-дней, представлен в таблице 1.

Показатель Рекомендуемое число койко-дней на 1000 жителей/застрахованных
в том числе для: Всего
взрослых детей
Рекомендуемое число койко-дней 100,878 3,882 104,76
Поправочный коэффициент 1,0164 0,9375
Скорректированное число койко-дней 102,532 3,64 106,17

Скорректированное число случаев госпитализации по профилю «кардиология» составляет: 106,17 / 10,8 = 9,83 случая госпитализации на 1000 застрахованных.

В субъекте Российской Федерации может применяться более детальная группировка населения (застрахованных лиц) по возрастным группам.

Корректировка объема медицинской помощи проводится также с учетом заболеваемости населения субъекта Российской Федерации с использованием как отчетных данных, так и результатов специальных исследований. По данным медицинской статистики за предыдущий год анализируются состав пациентов, получивших медицинскую помощь в стационарных условиях, и число проведенных ими койко-дней в разрезе профилей медицинской помощи. В результате определяется объем медицинской помощи в стационарных условиях по профилям медицинской помощи в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России N 555н).

Нормативы объема оказания медицинской помощи по профилю «Медицинская реабилитация» и средние нормативы финансовых затрат включают проведение ранней реабилитации при оказании медицинской кардиореабилитации (5 баллов ШРМ) и медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями центральной нервной системы (5-6 баллов ШРМ).

Объем медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, корректируется по каждому профилю медицинской помощи, затем путем суммирования определяются нормативы объема медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, в расчете на одного жителя/одно застрахованное лицо.

Установленные территориальной программой государственных гарантий нормативы объема медицинской помощи в стационарных условиях могут быть обоснованно более высокими, чем соответствующие средние нормативы объема медицинской помощи, установленные Программой, с учетом уровня заболеваемости населения, демографических особенностей населения региона, климатических и географических особенностей региона, уровня транспортной доступности медицинских организаций, уровня развития транспортных путей постоянного действия, плотности населения в субъекте Российской Федерации и других факторов.

Планирование объема медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, в целях обеспечения ее доступности следует осуществлять с учетом более эффективного и рационального использования коечного фонда (перепрофилизации и реструктуризации коечного фонда, оптимизации показателей работы койки и др.), а не за счет необоснованного сокращения коек, в том числе развернутых на базе сельских участковых больниц.

4.2.2. В целях планирования специализированной медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара, следует вести раздельный учет объема и финансового обеспечения медицинской помощи в условиях дневного стационара при оказании первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи с учетом источников ее финансового обеспечения по профилям медицинской помощи, а также уровням оказания медицинской помощи.

Специализированная медицинская помощь оказывается в дневном стационаре, являющемся структурным подразделением преимущественно круглосуточных стационаров и включает в том числе проведение врачами-специалистами оперативных вмешательств и лечение заболеваний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий.

Субъект Российской Федерации в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья вправе устанавливать в территориальной программе государственных гарантий отдельные нормативы для специализированной медицинской помощи, оказываемой как в стационарных условиях, так и в условиях дневного стационара раздельно по источникам финансового обеспечения.

В случае установления в территориальной программе государственных гарантий отдельных нормативов объема и финансовых затрат для специализированной медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, предлагается взять за основу соответствующие фактические показатели объема и стоимости указанной медицинской помощи в субъекте Российской Федерации по данным форм федерального статистического наблюдения за прошедшие 3 года.

Справочно: По данным форм федерального статистического наблюдения среднероссийский показатель объема специализированной медицинской помощи, оказанной в условиях дневного стационара за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, составил 71,3% от показателя общего объема медицинской помощи в условиях дневного стационара, оказанной за счет указанного источника; при этом среднероссийский показатель стоимости единицы объема специализированной медицинской помощи, оказанной в условиях дневного стационара, был в 1,06 раза выше средней стоимости единицы объема медицинской помощи, в целом оказанной в условиях дневного стационара за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.

В соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.

Территориальный норматив вызовов скорой медицинской помощи вне медицинской организации устанавливается с учетом транспортной доступности медицинских организаций, уровня развития транспортных путей постоянного действия, плотности населения в субъекте Российской Федерации, демографических особенностей населения региона и других факторов.

С учетом особенностей регионов рекомендуется использование территориальных дифференцированных нормативов объема скорой медицинской помощи (на одно застрахованное лицо в год) для Камчатского, Красноярского и Хабаровского краев, республик Коми, Тыва и Саха (Якутия), Мурманской, Томской и Тюменской областей, Ханты-Мансийского автономного округа в среднем 0,31 вызова, Новосибирской области и Еврейской автономной области — в среднем 0,32 вызова.

В рамках территориальной программы государственных гарантий финансовое обеспечение оказания гражданам скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи осуществляется за счет:

а) средств обязательного медицинского страхования (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами);

б) бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).

За счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов осуществляется финансовое обеспечение скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, не застрахованным и не идентифицированным в системе обязательного медицинского страхования лицам, а также скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования, и специализированной санитарно-авиационной эвакуации.

В рамках подушевого норматива финансирования территориальной программы государственных гарантий за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов субъектом Российской Федерации устанавливаются нормативы объема и нормативы финансовых затрат на один вызов скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования, включая медицинскую эвакуацию, с учетом транспортной доступности медицинских организаций, плотности населения и нуждаемости населения в санитарно-авиационной эвакуации.

Санитарно-авиационная эвакуация, осуществляемая воздушными судами, как работа (услуга) по транспортировке и расходы на ее осуществление не включены в базовую программу и осуществляются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Установленный Программой средний норматив финансовых затрат за счет средств соответствующих бюджетов на один случай оказания медицинской помощи выездными бригадами скорой медицинской помощи при санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судам, не включает расходы на авиационные работы.

Время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме в отдельных административно-территориальных единицах субъекта Российской Федерации может превышать 20 минут с учетом транспортной доступности медицинских организаций, плотности населения, а также климатических и географических особенностей, что должно быть установлено территориальной программой государственных гарантий.

Объем скорой медицинской помощи, оказываемой станциями (подстанциями) скорой медицинской помощи, структурными подразделениями медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), по базовой программе определяется исходя из среднего норматива объема скорой медицинской помощи, установленного Программой на 2022 год (0,29 вызова на одно застрахованное лицо), и численности застрахованных лиц.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь, оказываемая застрахованным лицам в амбулаторных и стационарных условиях (в отделениях скорой медицинской помощи поликлиник, больниц, больниц скорой медицинской помощи, работающих в системе обязательного медицинского страхования, по заболеваниям (состояниям), входящим в базовую программу), оплачивается за счет средств обязательного медицинского страхования и включается в объем посещений и/или случаев госпитализации по территориальной программе обязательного медицинского страхования.

При проведении массовых мероприятий (спортивных, культурных и других) оплата дежурств бригад скорой медицинской помощи осуществляется за счет средств, предусмотренных на организацию указанных мероприятий.

Финансовое обеспечение оказания медицинской помощи в экстренной форме медицинскими работниками выездных бригад скорой медицинской помощи медицинской организации, в том числе в транспортном средстве, при заболеваниях, включенных в базовую программу, осуществляется за счет средс��в обязательного медицинского страхования.

В соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья паллиативная медицинская помощь оказывается в амбулаторных условиях, в том числе на дому, и в условиях дневного стационара, стационарных условиях.

4.4.1. В рамках территориальной программы государственных гарантий устанавливаются территориальные нормативы объема для паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому, включающие нормативы объема для паллиативной медицинской помощи при осуществлении посещений на дому выездными патронажными бригадами.

При формировании территориальных программ государственных гарантий нормативы объема паллиативной медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, в том числе при осуществлении посещений на дому выездными патронажными бригадами, должны быть обоснованы с учетом реальной потребности, обусловленной региональными особенностями, в том числе уровнем и структурой заболеваемости и смертности населения, половозрастной структурой населения, долей сельского населения, транспортной доступностью медицинских организаций, плотностью населения, а также климатогеографическими особенностями региона. При этом в субъекте Российской Федерации недопустимо снижение достигнутого за предыдущий период объема оказания паллиативной медицинской помощи, в том числе на дому.

Территориальной программой государственных гарантий устанавливаются территориальные нормативы финансовых затрат на одно посещение при оказании паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому (за исключением посещений на дому выездными патронажными бригадами), и на одно посещение при оказании паллиативной медицинской помощи на дому выездными патронажными бригадами. Территориальный норматив финансовых затрат на одно посещение при оказании паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях с учетом посещений на дому выездными патронажными бригадами может быть рассчитан как средневзвешенная величина вышеуказанных нормативов финансовых затрат.

Территориальный норматив финансовых затрат на одно посещение при оказании паллиативной медицинской помощи на дому выездными патронажными бригадами включает расходы на заработную плату, начисления на оплату труда и прочие выплаты, приобретение лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях, транспортные услуги, прочие статьи расходов. Указанный норматив не включает расходы на оплату социальных услуг, оказываемых социальными работниками, и расходы для предоставления на дому медицинских изделий.

За счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов медицинские организации, оказывающие паллиативную медицинскую помощь, и их подразделения обеспечиваются необходимыми лекарственными препаратами, в том числе наркотическими лекарственными препаратами и психотропными лекарственными препаратами.

4.4.2. Территориальные нормативы объема для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, включающие объем этой медицинской помощи на койках паллиативной медицинской помощи и койках сестринского ухода, могут устанавливаться с учетом рекомендуемых коэффициентов дифференциации объема медицинской помощи, представленных в приложении 4 к настоящим разъяснениям.

Рекомендуется предусмотреть средние нормативы объема для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях отдельно для этой помощи на койках паллиативной медицинской помощи и на койках сестринского ухода.

Также следует предусмотреть за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов средние нормативы финансовых затрат на один койко-день отдельно для коек паллиативной медицинской помощи и для коек сестринского ухода в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях.

В территориальной программе государственных гарантий могут быть установлены территориальные нормативы объема и финансового обеспечения паллиативной медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара.

4.4.3. Подушевые расходы на оказание паллиативной медицинской помощи включают подушевые расходы на оказание паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях и подушевые расходы на оказание паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях и условиях дневного стационара (при наличии соответствующих территориальных нормативов).

Указанные подушевые расходы рассчитываются как произведение соответствующих нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и нормативов объема медицинской помощи.

Памятка для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи

Предоставление социальной помощи, в том числе получение лекарственных препаратов по льготным рецептам, гарантировано нашим государством. Чрезвычайно важно сделать для себя правильный выбор формы такой помощи.

В действующее законодательство внесены изменения и с 2021 года граждане, имеющие право на льготное лекарственное обеспечение смогут получать лечение всеми препаратами, входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. В перечень включено большое количество инновационных, эффективных препаратов, имеющих высокую ценовую характеристику. В тот момент, когда самочувствие человека не доставляет ему особого беспокойства, хронические заболевания не обостряются и не прогрессируют, ему легко поддаться соблазну заменить натуральные льготы денежным пособием. Как только состояние ухудшается, болезнь приобретает затяжной характер, требующий длительного лечения и множества лекарств, становится очевидным, что денежной компенсации недостаточно. Такая ноша для семейного бюджета может оказаться просто непосильной.

В настоящее время, по решению лечащего врача, допускается выписка льготных рецептов на лекарственные препараты для курсового лечения в течение трех месяцев. Министерством здравоохранения области осуществляется постоянный контроль за сроками обеспечения рецептов на отсроченном обслуживании, при временном отсутствии лекарственных препаратов в пункте отпуска. В Фармуправлении Минздрава области организована горячая линия (863)263-20-50. Если вдруг у вас возникли проблемы по лекарственному обеспечению, их рассмотрение осуществляется в короткие сроки.

Если ранее Вами был сделан выбор в пользу денежной компенсации и Вы, как это нередко случается, убедились, что он был неудачным, Вам необходимо знать: восстановить право на получение набора социальных услуг возможно только после подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд. Министерство здравоохранения Ростовской области настоятельно рекомендует Вам не позднее 1 октября текущего года подать заявление в Управление Пенсионного фонда по месту жительства о возобновлении предоставления набора социальных услуг для получения бесплатной лекарственной помощи в 2021 году. После этой даты право на получение набора социальных услуг в течение целого года возобновить будет невозможно (законодательством Российской Федерации это не предусмотрено).

Помните: от Вашего выбора зависит не только Ваше здоровье, но и здоровье, спокойствие и благополучие Ваших родных и близких. Прежде чем принять решение, обязательно посоветуйтесь с лечащим врачом.

С января текущего года реализуется новая программа льготного лекарственного обеспечения, которая позволяет гражданам в течение одного года, после перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения, инфаркта миокарда, а также которым были выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция получить по льготным рецептам 23 наименования лекарственных препаратов.

Перечень наименований препаратов включает в себя самые современные, инновационные препараты, позволяющие обеспечить терапию в полном объеме (Брилинта, Прадакса, Ксарелто, Эликвис, Аторвастатин, Моксонидин и т.д.)

Для получения лекарственных препаратов по льготным рецептам Вам необходимо обратится к лечащему врачу по месту жительства, в медицинскую организацию где Вы находитесь на диспансерном наблюдении.

Действующим законодательством допускается выписка льготных рецептов на курсовое лечение до трех месяцев, что позволяет посещать врача четыре раза в год (в случае, если отсутствует необходимость приходить к врачу чаще).

Информация об аптечных организациях, где можно получить лекарственные препараты находятся у лечащих врачей.

Рекомендуем Вам воспользоваться правом на получение социальной поддержки в виде обеспечения льготными лекарственными препаратами.

Последнее изменение: 22 февраля 2022 06:57

Для прикрепления пациент должен подойти в выбранную клинику с полисом ОМС, паспортом и письменным заявлением. В регистратуре внесут данные в базу и услуги станут доступны.

Запись на прием производится заранее через личный звонок в ПК, через терминал в холле или через интернет-заявку. Пациент получает талончик, с которым идёт на прием к врачу.

Без талончика принимают только в острых ситуациях, когда речь идет о неотложной помощи.

Полис ОМС действителен и в некоторых частных клиниках. Список также есть на сайте страховой компании, но их обычно не много. Поскольку страховка не способна покрыть расходы клиник на лечение, бесплатные услуги оказывают единичные частные стоматологии.

Медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования готовы оказывать всё больше частных клиник. На сегодняшний день чуть менее трети медицинских учреждений в системе ОМС являются негосударственными. В перечень учреждений, имеющих право оказывать медицинскую помощь населению по полису обязательного медицинского страхования, вошли следующие частные медицинские организации.

Даже если частная клиника входит в список страховой компании, уточнить о возможности лечения по ОМС стоит напрямую у клиники. Не стоит забывать, что за некоторые манипуляции пациент все равно может заплатить. Эти нюансы лучше спрашивать до начала лечения, чтобы избежать недоразумений.

Если клиника действительно оказывает услуги по ОМС, пациенту необходимо обратиться в поликлинику по месту прописки и получить направление у врача.

Когда все нюансы решены, можно записываться на прием.

ВАЖНО!

Обращайтесь в свою страховую компанию при любых недоразумениях и вопросах. Это можно сделать по телефону горячей линии или во время личного визита.

Памятки застрахованным МСО Панацея

Дежурная или экстренная помощь показана пациентам с острой зубной болью, которая не проходит от болеутоляющих и не дает уснуть. Часто она возникает, когда в полости рта образуется гной: десны сильно отекают, нарушается процесс жевания, больной даже не может сомкнуть челюсти. В срочном порядке лечат также переломы зубов и сильное кровотечении из полости рта.

Ночная дежурная стоматология оказывает следующие услуги:

  • Пломбирование и удаление зуба. Коренные каналы раскрывают, удаляют пульпу, очищают и устанавливают временную пломбу. В тяжелых случаях выполняют простую экстракцию щипцами или выпиливают застрявшие корни бормашиной.
  • Вскрытие абсцессов полости рта. Гной отсасывают аспиратором, промывают ткани антисептиками и устанавливают дренажную трубку. Если после операции началось нагноении, снимают швы с раны, очищают ее и ставят новые.
  • Анестезия челюстно-лицевой области. При сильной зубной боли временно обезболивают.
  • Остановка кровотечения. Используют механические и медикаментозные методы.
  • Терапия воспалений. Проводят кюретаж лунки при альвеолите и поверхностную обработка при остром стоматите.
  • Вправление. При вывихе височно-нижнечелюстного сустава врач проводит вправление, ставит повязку на 15-20 минут и дает рекомендации, чтобы избежать повторного вывиха.
  • Лечение «восьмерок». При выраженном воспалении десен над прорезывающимся зубом мудрости убирают «капюшон», которым он накрыт.

Цель срочного вмешательства в дежурной стоматологи — решить остро возникшие проблемы: снять боль, смягчить симптомы воспаления, провести поверхностные манипуляции и обезболить пораженные нервы. Основательное обследование и выбор лечения проводят днем после консультации у узкого специалиста.

  • Конституция Российской Федерации
  • Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.05.2014) «О защите прав потребителей»
  • Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственной социальной помощи»
  • Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
  • Приказ от 15 декабря 2014 г. n 834н об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2012 г. N 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. N 1342н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи»
  • Постановление Правительства РФ от 6 марта 2013 г. N 186 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации»
  • О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
  • О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ленинградской области на 2022 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
  • Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств областного бюджета Ленинградской области
  • Перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств областного бюджета Ленинградской области
  • Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2022 год
  • Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций
  • Перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2012 N 406н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ВЫБОРА ГРАЖДАНИНОМ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ ЕМУ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»

Подробно рассмотрим перечень услуг, которые можно получить по ОМС в стоматологии в 2022 году:

  • осмотр, консультация и диагностика от врачей разных сфер стоматологии: терапевта, хирурга, ортопеда и ортодонта,
  • лечение кариеса, пульпита и периодонтита, гингивита и пародонтита, установка пломб,
  • лечение и сращение переломов челюсти,
  • удаление минерализованного налета механическим способом,
  • удаление зубов, лечение альвеолита, кист, абсцессов и перикоронарита,
  • рентгенография: бесплатно можно сделать только прицельные двухмерные снимки,
  • физиотерапевтические процедуры,
  • процедуры реминерализации эмали, ортодонтическая коррекция прикуса пластинами и изготовление временных штампованных коронок для детей.

Нужно подчеркнуть, что для проведения манипуляций на бесплатной основе врачи используют исключительно материалы отечественного производства.

А вот список того, что не положено по полису ОМС в стоматологии:

  • установка светоотверждаемых пломб, штифтов,
  • применение импортных материалов и стеклоиономерных цементов,
  • хирургические методы лечения тканей пародонта (кюретаж, тканевая регенерация, костнопластические операции, вестибулопластика),
  • зубосохраняющие операции (цистэктомия, резекция верхушки корня),
  • протезирование, имплантация зубов,
  • ортодонтическая коррекция прикуса с помощью брекетов, капп и других аппаратов,
  • анестезия импортного производства, седация и наркоз,
  • чистка зубов с помощью ультразвука и Air-Flow, фторирование,
  • отбеливание,
  • компьютерная томография и другие виды 3D-исследований.

Медицинская помощь оказывается гражданам в трех формах — плановая, неотложная и экстренная.

Экстренная форма предусматривает оказание медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента. При этом медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

Неотложная форма предусматривает оказание медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

Плановая форма предусматривает оказание медицинской помощи при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

В зависимости от этих форм Правительством Российской Федерации устанавливаются предельные сроки ожидания медицинской помощи.

Так, сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должны превышать 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию.

В соответствии с законодательством Российской Федерации граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.

При этом платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме медицинской помощи либо по Вашей просьбе в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств.

Медицинские организации, участвующие в реализации Программы и территориальных программ, имеют право оказывать Вам платные медицинские услуги:

  • на иных условиях, чем предусмотрено Программой, территориальными программами и (или) целевыми программами. Вам следует ознакомиться с важным для гражданина разделом Программы и территориальной программы — «Порядок и условия бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».

  • при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

  • гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

  • при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением:

а) самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, выбранную им не чаще одного раза в год (за исключением изменения места жительства или места пребывания);

б) оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме при самостоятельном обращении гражданина в медицинскую организацию;

в) направления на предоставление медицинских услуг врачом-терапевтом участковым, врачом-педиатром участковым, врачом общей практики (семейным врачом), врачом-специалистом, фельдшером, а также оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи по направлению лечащего врача;

г) иных случаев, предусмотренных законодательством в сфере охраны здоровья.

Отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной уменьшения видов и объема оказываемой медицинской помощи, предоставляемых такому пациенту без взимания платы в рамках Программы и территориальных программ.

По вопросам бесплатного оказания медицинской помощи и в случае нарушения прав граждан на ее предоставление, разрешения конфликтных ситуаций, в том числе при отказах в предоставлении медицинской помощи, взимания денежных средств за ее оказание следует обращаться в:

  • администрацию медицинской организации — к заведующему отделением, руководителю медицинской организации;

  • в офис страховой медицинской организации, включая страхового представителя, — очно или по телефону, номер которого указан в страховом полисе;

  • территориальный орган управления здравоохранением и территориальный орган Росздравнадзора, территориальный фонд обязательного медицинского страхования;

  • общественные советы (организации) по защите прав пациентов при органе государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья и при территориальном органе Росздравнадзора;

  • профессиональные некоммерческие медицинские и пациентские организации;

  • федеральные органы власти и организации, включая Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Росздравнадзор и пр.

Страховой представитель — это сотрудник страховой медицинской организации, прошедший специальное обучение, представляющий Ваши интересы и обеспечивающий Ваше индивидуальное сопровождение при оказании медицинской помощи, предусмотренной законодательством.

Страховой представитель:

  • предоставляет Вам справочно-консультативную информацию, в том числе о праве выбора (замены) и порядке выбора (замены) страховой медицинской организации, медицинской организации и врача, а также о порядке получения полиса обязательного медицинского страхования;

  • информирует Вас о необходимости прохождения диспансеризации и опрашивает по результатам ее прохождения;

  • консультирует Вас по вопросам оказания медицинской помощи;

  • сообщает об условиях оказания медицинской помощи и наличии свободных мест для госпитализации в плановом порядке;

  • помогает Вам подобрать медицинскую организацию, в том числе оказывающую специализированную медицинскую помощь;

  • контролирует прохождение Вами диспансеризации;

  • организует рассмотрение жалоб застрахованных граждан на качество и доступность оказания медицинской помощи.

Кроме того, Вы можете обращаться в офис страховой медицинской организации к страховому представителю при:

  • отказе в записи на прием к врачу-специалисту при наличии направления лечащего врача;

  • нарушении предельных сроков ожидания медицинской помощи в плановой, неотложной и экстренной формах;

  • отказе в бесплатном предоставлении лекарственных препаратов, медицинских изделий, лечебного питания — всего того, что предусмотрено Программой;

  • ситуации, когда Вам предложено оплатить те медицинские услуги, которые по медицинским показаниям назначил Ваш лечащий врач. Если Вы уже заплатили за медицинские услуги, обязательно сохраните кассовый чек, товарные чеки и обратитесь в страховую медицинскую организацию, где вам помогут установить правомерность взимания денежных средств, а при неправомерности — организовать их возмещение;

  • иных случаях, когда Вы считаете, что Ваши права нарушаются.

Будьте здоровы!

Частные клиники, участвующие в программе ОМС, обязан бесплатно оказывать те же услуги, что и государственные медучреждения. Лечение зубов и десен проходит по программе ОМС как заболевания органов пищеварения. Бесплатно можно получить следующие услуги:

  • лечение кариеса;
  • лечение пульпита (воспаления зубных каналов);
  • лечение пародонтоза и гингивита (воспаления десен);
  • лечение гнойных воспалений в полости рта (абсцессы, флюсы);
  • удаление больных зубов;
  • установка пломб из стандартных материалов;
  • вправление челюсти;
  • профилактические осмотры у стоматолога;
  • профессиональная гигиена (механическая чистка зубов от камня);
  • рентген больных зубов (по направлению врача);
  • отдельные виды протезирования, в том числе для льготных категорий граждан;
  • анестезия при лечении и удалении зубов (по назначению врача).

Указанный перечень услуг доступен и в частных клиниках, если они участвуют в программе ОМС. Узнать, входит ли конкретная клиника в программу, можно непосредственно по месту обращения, в страховой компании, в подразделении или на сайте ТФОМС.

Если обращение к стоматологу не вызвано заболеванием зубов и десен, нет угрозы здоровью, услуги будут оказаны платно. Это касается и государственных медучреждений, которые тоже оказывают множество платных видов помощи. Не входит в бесплатный перечень по ОМС:

  • удаление нервов, пломбирование и обработка зубов под установку коронок (данная услуга является комплексной, не связана с заболеванием зуба);
  • вживление и установка имплантов;
  • отбеливание зубов немеханическими способами;
  • исправление прикусов (является эстетической услугой, не подпадает под ОМС);
  • использование высокотехнологичных безболезненных видов помощи;
  • протезирование драгоценными металлами;
  • иные виды услуг, не входящие в перечень ОМС.

В любом случае, лучше уточнить при обращении, входит ли услуга в перечень ОМС, участвует ли частная клиника в программе ОМС. За платные услуги можно частично вернуть деньги по налоговому вычету.

ПРИКАЗ
№ 786н от 31 июля 2020 года

Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях

В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (Собрание законодательства РФ, 2011, № 48, ст. 6724; 2018, № 53, ст. 8415) и подпунктом 5217 Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства РФ, 2012, № 26, ст. 3526), приказываю:

  1. Утвердить прилагаемый Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях.
  2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.

Министр
М.А. Мурашко

1 настоящий Порядок устанавливает правила организации оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях медицинскими организациями и иными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность (далее — медицинские организации).

2. Оказание медицинской помощи взрослому населению осуществляется при стоматологических заболеваниях зубов, пародонта, слизистой оболочки рта, языка, слюнных желез, челюстей, включающих:

  • кариозные, некариозные и другие поражения зубов;
  • острые, хронические и специфические воспалительные заболевания, острую и хроническую травму, приобретенные дефекты и деформации, онкологические заболевания пародонта, слизистой оболочки рта, языка, слюнных желез, челюстей;
  • аномалии и дефекты развития зубов, зубных рядов, челюстей, их предпосылки и последствия.

3. Медицинская помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях оказывается в виде:

  • первичной медико-санитарной помощи;
  • специализированной медицинской помощи.

4. Медицинская помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях оказывается в следующих условиях:

  • амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
  • дневного стационара (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения).

5. Медицинская помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях оказывается в следующих формах:

  • экстренная (оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента);
  • неотложная (оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, без явных признаков угрозы жизни пациента);
  • плановая (оказываемая при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью).

6. Первичная медико-санитарная помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях оказывается в амбулаторных условиях.

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях оказывается фельдшером.

При наличии медицинских показаний к оказанию медицинской помощи при стоматологических заболеваниях фельдшер после проведения мероприятий, направленных на устранение боли, направляет пациента в медицинскую организацию для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи врачом-стоматологом, врачом-стоматологом- терапевтом, врачом-стоматологом-хирургом, врачом-стоматологом-ортопедом, врачом-ортодонтом (далее — врачи стоматологического профиля).

Первичная специализированная медико-санитарная помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях оказывается врачами стоматологического профиля, зубным врачом, гигиенистом стоматологическим, зубным техником.

7. Специализированная медицинская помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях оказывается в условиях дневного стационара врачами стоматологического профиля.

8. Медицинская помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях может проводиться в условиях анестезиологического пособия в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология».

9. Профилактика стоматологических заболеваний осуществляется медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях, и включает в себя профилактические мероприятия, в том числе профилактические медицинские осмотры, которые рекомендуется проводить 1 раз в 6 месяцев.

10. Медицинская помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях оказывается с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций.

11. В случае выявления в ходе оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях симптомов онкологического заболевания лечащий врач медицинской организации, в которой пациент проходит обследование и лечение, направляет пациента к врачу-онкологу в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология».

В случае выявления в ходе оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях заболеваний (состояний) челюстно-лицевой области медицинская помощь пациенту оказывается в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи населению по профилю «челюстно-лицевая хирургия».

12. Рентгенологические исследования взрослому населению при стоматологических заболеваниях выполняются в соответствии с Правилами проведения рентгенологических исследований.

13. Медицинская помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях может быть оказана с применением телемедицинских технологий путем организации и проведения консультаций и (или) участия в консилиуме врачей в соответствии с Порядком организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.

14. Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях, осуществляют свою деятельность в с��ответствии с приложениями № 1-15 к настоящему Порядку.

15. Медицинскими показаниями к оказанию специализированной медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях в экстренной и неотложной формах являются воспалительные заболевания полости рта, в том числе слизистой оболочки рта, языка, слюнных желез различной этиологии и локализации.

1 настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности стоматологического отделения (кабинета, лаборатории), являющегося структурным подразделением медицинской организации, оказывающей первичную медико- санитарную помощь взрослому населению при стоматологических заболеваниях в амбулаторных условиях (далее соответственно — стоматологическое отделение, кабинет, лаборатория, медицинская организация).

2. Для обеспечения функций стоматологического отделения в его структуре рекомендуется предусматривать следующие подразделения:

  • кабинет стоматологии общей практики; кабинет терапевтической стоматологии; кабинет хирургической стоматологии; кабинет ортопедической стоматологии; стоматологическая (зуботехническая) лаборатория; ортодонтический кабинет; физиотерапевтический кабинет; рентгенологический кабинет.
  • Входящие в структуру стоматологического отделения кабинеты, лаборатория могут создаваться как самостоятельные структурные подразделения медицинской организации.

3. Структура и штатная численность стоматологического отделения, кабинета, лаборатории устанавливаются руководителем медицинской организации, в которой создается структурное подразделение, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения, а также с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением № 2 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденному настоящим приказом.

Рекомендуемые штатные нормативы не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.

4. Заведующий стоматологическим отделением, кабинетом, лабораторией назначается на должность и освобождается от нее руководителем медицинской организации.

На должность заведующего стоматологическим отделением, кабинетом, лабораторией назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (далее — Квалификационные требования) по специальностям «стоматология общей практики», «стоматология терапевтическая», «стоматология ортопедическая», «стоматология хирургическая», «ортодонтия», «организация здравоохранения и общественное здоровье», а также профессиональному стандарту «Специалист в области здравоохранения и общественного здоровья».

5 на должность врача-стоматолога стоматологического отделения, кабинета, лаборатории назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям по специальностям «стоматология», «стоматология общей практики», «стоматология терапевтическая», «стоматология ортопедическая», «стоматология хирургическая», «ортодонтия».

6 на должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием стоматологического отделения, кабинета, лаборатории назначаются медицинские работники, соответствующие Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, по специальностям «стоматология», «стоматология ортопедическая», «стоматология профилактическая», «сестринское дело».

7. Оснащение стоматологического отделения, кабинета, лаборатории осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением № 3 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденному настоящим приказом.

8. Основными функциями стоматологического отделения, кабинета, лаборатории являются:

  • оказание первичной медико-санитарной помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях;
  • организация и проведение профилактических осмотров и санации рта взрослого населения, в том числе в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и дополнительного профессионального образования, призывных пунктах, на предприятиях и в организациях;
  • диспансерное наблюдение за пациентами с патологией зубочелюстной системы;
  • выявление пациентов с зубочелюстно-лицевыми аномалиями, деформациями и предпосылками их развития, дефектами коронок зубов и зубных рядов с последующим их направлением в подразделение стоматологической поликлиники соответствующего профиля;
  • при наличии медицинских показаний направление пациентов на лечение в стационарных условиях в отделение челюстно-лицевой хирургии медицинской организации, а также в специализированные медицинские организации;
  • внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения стоматологических заболеваний;
  • изготовление зубных протезов, челюстно-лицевых протезов и ортодонтических аппаратов;
  • проведение санитарно-гигиенического обучения, в том числе с привлечением среднего медицинского персонала (гигиенист стоматологический);
  • представление отчетности по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, сбор и представление первичных данных о медицинской деятельности для информационных систем в сфере здравоохранения.
№ п/п Наименование должности Количество должностей
1 Заведующий стоматологическим отделением-врач-специалист 1 на 8 должностей врачей-стоматологов всех специальностей
2 Заведующий ортопедическим отделением, заведующий ортодонтическим отделением-врач- специалист 1 при наличии не менее 4-х должностей врачей-стоматологов-ортопедов и (или) врачей-ортодонтов
3 Заведующий стоматологическим кабинетом (разных профилей) — врач-специалист 0, 5 на кабинет при наличии не менее 2-х должностей врачей стоматологического профиля
4 Заведующий производством учреждений (отделов, отделений, лабораторий) зубопротезирования 1 (для лабораторий, в штате которых предусмотрено не менее 10 должностей зубных техников)
5 Старшая медицинская сестра 1 на 1 должность заведующего отделением, 0, 5 на кабинет при наличии не менее 2-х должностей врачей стоматологического профиля
6 Старший зубной техник 1 вместо должности зубного техника (для поликлиник, в которых предусмотрено не менее 15 должностей зубных техников, а также на каждые 10 должностей зубных техников, свыше 15 должностей зубных техников)
7 Врач-стоматолог (врач-стоматолог- терапевт, зубной врач) 5 на 10 000 человек взрослого населения
8 Врач-стоматолог-хирург 1, 5 на 10 000 человек взрослого населения
9 Врач-стоматолог-ортопед 1, 5 на 10 000 человек взрослого городского населения;

0, 7 на 10 000 человек взрослого сельского населения;

0, 8 на 10 000 человек взрослого населения других населенных пунктов

10 Врач-ортодонт 1 на 10 000 человек взрослого городского населения;

0, 5 на 10 000 человек взрослого населения других населенных пунктов

11 Врач-анестезиолог-реаниматолог 0, 25 на 10 000 человек взрослого городского населения;

0, 12 на 10 000 человек взрослого населения других населенных пунктов

12 Врач-рентгенолог 1 на 15 000 рентгеновских снимков в год
13 Медицинская сестра 1 на 1 должность врача стоматолога-хирурга 1 на 2 должности других врачей стоматологического профиля
14 Гигиенист стоматологический 1 на 6 должностей врача стоматологического профиля в отделении, 0, 5 на кабинет при наличии не менее 2-х должностей врачей стоматологического профиля
15 Медицинская сестра-анестезист 1, 5 на 1 должность врача-анестезиолога- реаниматолога
16 Зубной техник 2, 5 на 1 должность врача-стоматолога- ортопеда;

2 на должность врача-ортодонта

17 Рентгенолаборант 1 в смену
18 Медицинская сестра по физиотерапии 1 на 15 000 условных процедурных единиц в год
19 Медицинский статистик 1 на 20 должностей врача стоматологического профиля
20 Медицинский регистратор 1 на 6 должностей врача-специалиста
21 Сестра-хозяйка 1 на отделение
22 Санитарка 1 на:

1 должность врача-стоматолога хирурга;

2 должности врача-стоматолога других специальностей;

2 должности врача-стоматолога-ортопеда и врача ортодонта;

2 должности медицинских сестер отделения физиотерапии; регистратуру;

20 должностей зубных техников

1 настоящие Правила определяют организацию деятельности стоматологического кабинета в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и дополнительного профессионального образования, призывных пунктах, на предприятиях и организациях (далее — стоматологический кабинет).

2. Стоматологический кабинет организуется как структурное подразделение стоматологической поликлиники или стоматологического отделения медицинской организации либо как структурное подразделение образовательной организации, организации, предприятия.

3. Медицинская помощь в стоматологических кабинетах оказывается врачами- стоматологами, врачами-стоматологами-терапевтами и гигиенистами стоматологическими стоматологического кабинета либо входящими в штат подразделений стоматологической поликлиники или стоматологического отделения медицинской организации.

4. При отсутствии стоматологических кабинетов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, медицинская помощь обучающимся в образовательных организациях, призывникам в призывных пунктах и сотрудникам предприятий и организаций при стоматологических заболеваниях оказывается в стоматологических поликлиниках или стоматологических отделениях (кабинетах) медицинских организаций.

5. Структура и штатная численность стоматологического кабинета утверждаются с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением № 5 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденному настоящим приказом.
Рекомендуемые штатные нормативы не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.

6 на должность заведующего стоматологическим кабинетом назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (далее — Квалификационные требования), по специальностям «стоматология общей практики», «стоматология терапевтическая», а также профессиональному стандарту «Специалист в области здравоохранения и общественного здоровья».

7 на должность врача-стоматолога стоматологического кабинета назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям по специальностям «стоматология», «стоматология общей практики», «стоматология терапевтическая».

8 на должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием назначаются медицинские работники, соответствующие Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, по специальностям «стоматология», «стоматология ортопедическая», «стоматология профилактическая», «сестринское дело».

9. Оснащение стоматологического кабинета осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением № 6 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденному настоящим приказом.

10. Основными функциями стоматологического кабинета являются:

  • выявление заболеваний зубов, пародонта и слизистой оболочки рта, лечение их неосложненных форм и направление пациентов с осложненными формами указанных заболеваний к врачу-стоматологу, врачу-стоматологу-терапевту, врачу-стомато логу-хирургу, врачу-стоматологу-ортопед у, врачу-ортодонту в стоматологическую поликлинику или стоматологическое отделение медицинской организации;
  • выявление пациентов с зубочелюстно-лицевыми аномалиями и предпосылками их развития, дефектами коронок зубов и зубных рядов с направлением их к врачу-стоматологу соответствующего стоматологического профиля в стоматологическую поликлинику или стоматологическое отделение медицинской организации;
  • проведение мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний, осуществление гигиенического образования и обучения рациональной гигиене рта;
  • методическое обеспечение рационального питания с целью профилактики стоматологических заболеваний;
  • предоставление информации о деятельности стоматологического кабинета, данных о состоянии стоматологического здоровья обслуживаемого контингента и предложений по организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья, руководству медицинской организации, в структуру которого он входит;
  • внедрение в клиническую практику современных достижений в области оказания медицинской помощи и проведение анализа эффективности их применения.
  • представление отчетности по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, сбор и представление первичных данных о медицинской деятельности для информационных систем в сфере здравоохранения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.