Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверка о возбуждении уголовного дела». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Наивен тот, кто думает, что при подаче заявления в МВД его там встретят с распростертыми объятиями и будут сочувствовать. И неважно, что с вами приключилось: кража кошелька, мошенничество или оскорбление. Система построена так, что сотрудники правоохранительных органов всеми силами стараются избежать лишних уголовных дел. Для них это дополнительная работа, за которую никто не доплатит.
Это только в сериалах полицейский сочувственно выслушивает жертву кражи, подает ей бумажный платок, чтобы вытереть слезы, и тут же бежит искать виновника по горячим следам. В реальности все происходит далеко не так радужно. Процесс довольно сложен.
Так что, если вы пришли с заявлением в МВД, будьте готовы к тому, что открывать дело станут неохотно. Вас будут отговаривать. Могут убедить, что вам все равно ничего не светит.
Случай не тянет на уголовное дело. Возбуждать его просто нет причин. Могут пообещать разобраться в самые короткие сроки, принять заявление и прислать отказ. Отсюда рождается недоверие к сотрудникам данного ведомства, а также отсутствие веры граждан в то, что можно добиться справедливости.
Как происходит возбуждение уголовного дела?
Итак, для возбуждения уголовного дела должен быть повод. Им считается обращение в правоохранительные органы о совершенном преступлении. В первую очередь пострадавшему необходимо подать заявление в МВД и добиться, чтобы его приняли.
Если есть шанс, что раскрыть преступление будет возможно по горячим следам, то обратиться в правоохранительные органы нужно как можно скорее.
Однако если дело не требует срочного вмешательства, советуем хорошенько подготовиться к визиту в МВД. Заявление можно подготовить заранее. Подробно опишите в нем обстоятельства дела. Распечатайте в двух экземплярах. Соберите все возможные доказательства. Чем больше их будет — тем больше шансов на успех. Не оставляйте эту работу оперативникам! Лучше подготовить все самостоятельно.
Когда вы придете в полицию, вас направят к дежурному сотруднику. Он может вас перенаправить в нужный отдел либо примет показания лично. В любом случае, после беседы с полицейским у вас на руках должно быть подтверждение того, что заявление принято. Это может быть заверенная копия данного документа либо талон-уведомление о получении.
Вас могут попробовать уговорить оставить заявление и уйти. Делать этого не нужно! Требуйте на руки заверенную копию или уведомление о получении.
Если сотрудник начинает вас уговаривать прийти в другое время или обратиться в соседнее отделение, не поддавайтесь. По закону, любое сообщение граждан полицейские обязаны зафиксировать.
Когда подаете заявление, помните о наказании за ложный донос. Вас обязательно заставят расписаться в соответствующем протоколе. Заявление не может быть подано анонимно. В нем обязательно должны быть указаны данные пострадавшей стороны. Без этого заявление не примут.
Сообщить о преступлении может не только пострадавшая сторона. Виновник может сам обратиться в полицию. Это называется явкой с повинной.
Правонарушитель может рассказать о совершенном преступлении устно сотрудникам МВД. Тогда должен быть составлен и подписан протокол. Также виновник может принести заранее составленное письменное заявление.
Чтобы было возбуждено уголовное дело, нужны основания. Так называются признаки, которые указывают на то, что было совершено опасное деяние.
Обратите внимание, что для возбуждения дела не обязательно должны присутствовать все необходимые основания. Главное, чтобы был очевиден факт совершения преступления. Даже если преступник неизвестен.
Возбуждение уголовного дела без основания невозможно. Аналогично нельзя его возбудить, если нет повода. Только при наличии двух этих составляющих можно добиться положительного результата.
После того как ваше заявление зарегистрировали, его обязаны рассмотреть. Закон дает на это 3 дня. Иногда процесс требует дополнительного времени, если нужно собрать доказательства. Тогда срок принятия решения о возбуждении уголовного дела может быть продлен до 30 дней.
По окончании этого периода сотрудник МВД обязан будет принять решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе. Если полицейский отказался возбуждать его неправомерно, это можно обжаловать в вышестоящие органы.
Если сроки рассмотрения заявления необоснованно затянулись, это может стать основанием для жалобы на действия следователя. Сотрудник МВД может быть привлечен к уголовной ответственности.
Во время рассмотрения заявления берут показания с пострадавшего и виновника. Также могут быть опрошены свидетели. Следователь должен собрать доказательную базу.
Если преступление очевидно — например, произошло убийство — уголовное дело можно возбудить без отлагательств. Это может быть сделано во время приезда следственной бригады на место происшествия.
После открытия дела заявитель получает постановление. Его высылают по почте. Обвиняемому постановление вручают под роспись.
Порядок проверки сообщения о преступлении и возбуждения уголовного дела
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.09.2018 N 32
«О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)
«О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2018 N 17
«О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
-
Федеральный закон от 18.04.2018 N 72-ФЗ
«О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части избрания и применения мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста»
-
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об исполнительном производстве»
-
Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018)
«О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 229-ФЗ
«О внесении изменений в статью 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 23.04.2018 N 114-ФЗ
«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 27.06.2018 N 170-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», статьи 22 и 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 228-ФЗ
«О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»
-
Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 18.04.2018)
«О средствах массовой информации»
-
Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 04.06.2018)
«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 23.04.2018 N 99-ФЗ
«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 27.06.2018 N 157-ФЗ
«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 23.04.2018 N 96-ФЗ
«О внесении изменений в статью 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 19.07.2018 N 205-ФЗ
«О внесении изменения в статью 46 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
В законе указан исчерпывающий перечень поводов и оснований для возбуждения уголовного дела:
- заявления граждан и представителей организаций о преступном деянии;
- постановление прокуратуры;
- явка гражданина с повинной;
- сообщение о готовящемся или совершенном преступном деянии, полученное из других источников.
Следователь (дознаватель) рассматривает представленные материалы и сообщения. По результатам рассмотрения выносится одно из следующих постановлений:
- об отказе в возбуждении дела;
- о передаче информации и материалов по подследственности;
- о возбуждении уголовного дела.
Гордиев узел доследственной проверки
Дела данной категории также как и уголовные дела частного обвинения могут быть возбуждены только по заявлению потерпевшего, но в отличие от них в связи с примирением прекращены быть не могут.
Еще одно отличие заключается в том, что если по делам частного обвинения выдвигать и поддерживать обвинение вправе сам потерпевший, то по делам частно-публичного обвинения данное полномочие присуще только следователю, дознавателю и прокурору.
К уголовным делам частно-публичного обвинения отнесены дела по:
- ч. 1 с.131 УК РФ (изнасилование);
- ч. 1 ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера);
- ч. 1 ст. 137 УК РФ (нарушение неприкосновенности частной жизни);
- ч. 1 ст. 138 УК РФ (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений);
- ч. 1 ст. 139 УК РФ (нарушение неприкосновенности жилища);
- ст. 145 УК РФ (необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет);
- ч. 1 ст. 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав);
- ч. 1 ст. 147 (нарушение изобретательских и патентных прав).
- ст. 159-159.6 (все составы мошенничества), ст. 160 (присвоение или растрата), ст. 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием) в случаях, если они совершены:
- индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности;
- членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случаев, если преступлением причинен вред интересам государственного или муниципального унитарного предприятия, государственной корпорации, государственной компании, коммерческой организации с прямым участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования либо если предметом преступления явилось государственное или муниципальное имущество.
Возбуждение уголовного дела частного обвинения и частно-публичного обвинения
Как отмечалось выше, уголовные дела о преступлениях частного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя:
При этом уголовные дела в отношении конкретного лица возбуждаются путем подачи потерпевшим или его законным представителем заявления в мировой суд.
Однако если данные о лице, совершившем преступление потерпевшему не известны, то мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет указанное заявление руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о чем уведомляет лицо, подавшее заявление.
На практике граждане, в отношении которых совершены преступления «по горячим следам» обращаются с заявлением не в суд, а в органы полиции.
Далее события развиваются следующим образом. Сотрудник, осуществляющий предварительную проверку заявления, установив, что в действиях лица, в отношении которого оно подано, содержаться признаки состава преступления, передает материал проверки мировому судье судебного участка, на территории которого произошло преступление. Соответственно о принятом решении он должен уведомить заявителя.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
-
Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021)
«О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2021 N 43
«О применении судами норм главы 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств по заключению прокурора»
Все документы >>>
-
Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 30.12.2021)
«О военных судах Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 14.11.2002 N 137-ФЗ (ред. от 30.12.2021)
«О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 30.12.2021)
«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
Все документы >>>
-
Распоряжение Президента РФ от 14.10.2020 N 255-рп
«О назначении официальных представителей Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов»
-
Распоряжение Президента РФ от 07.03.2020 N 57-рп
«О назначении официального представителя Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»»
-
Указ Президента РФ от 25.11.2003 N 1389 (ред. от 11.08.2018)
«Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации»
Все документы >>>
-
Распоряжение Правительства РФ от 28.11.2019 N 2830-р (ред. от 01.02.2022)
«О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»»
-
Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2021 N 3994-р
«Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2022 год»
-
Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2021 N 3658-р
«О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 106 и 389.2 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»»
Все документы >>>
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Проверка сообщения о преступлении без защитника
В целях совершенствования организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, руководствуясь статьей 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:
1.1. В соответствии с полномочиями, предусмотренными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — УПК РФ), обеспечить качественный и эффективный надзор за исполнением законов органами предварительного следствия независимо от их ведомственной принадлежности.
Защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, интересов Российской Федерации, а равно защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения считать приоритетным направлением деятельности, принимать в пределах имеющихся полномочий меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению материального ущерба и компенсации морального вреда.
1.2. Систематически проверять законность действий и решений следственных органов в ходе досудебного производства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Не реже одного раза в месяц осуществлять выезды в поднадзорные следственные органы, где проводить сверку данных, содержащихся в книгах учета сообщений о преступлениях, регистрации обращений граждан, иных учетных и регистрационных документах, сводках органов внутренних дел, использовать сведения медицинских и иных учреждений и организаций, а также информацию, содержащуюся в публикациях в СМИ и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обращениях граждан, поступивших в прокуратуру.
Пресекать необоснованное проведение процессуальных проверок по сообщениям, не содержащим признаков преступления, используя полномочия, предоставленные пунктом 3 части 2 статьи 37 УПК РФ.
Принимая решение об изъятии и передаче сообщения о преступлении из одного органа предварительного расследования в другой, строго соблюдать правила подследственности, предусмотренные статьей 151 УПК РФ.
При наличии данных, указывающих на особую значимость проверяемых фактов, сложность их исследования, а также на неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального закона, в соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 37 УПК РФ изымать материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) для передачи в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации.
В случае нарушения следователями Следственного комитета Российской Федерации конституционных прав участников уголовного судопроизводства в ходе процессуальных проверок учитывать, что положения пункта 12 части 2 статьи 37 УПК РФ не исключают возможность передачи этих материалов в уполномоченный орган предварительного расследования в соответствии с требованиями, установленными статьей 151 УПК РФ.
Выявляя нарушения порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, добиваться их устранения, а при обнаружении признаков должностного правонарушения принимать меры к привлечению виновных лиц к ответственности, в том числе уголовной.
По фактам укрытия преступлений от учета при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, выносить согласно пункту 2 части 2 статьи 37 УПК РФ мотивированные постановления о направлении в органы предварительного расследования соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.
Понятие «возбуждение уголовного дела» имеет несколько значений. Под возбуждением уголовного дела понимается уголовно-процессуальный институт, представляющий собой совокупность уголовно-процессуальных норм, регламентирующих правоотношения при приеме, регистрации, рассмотрении, проверке и разрешении сообщения о преступлении (гл. 19, 20 УПК). Под возбуждением уголовного дела понимается решение, вынесенное в форме постановления, завершающее рассмотрение сообщения о преступлении и выступающее юридическим фактом для начала расследования преступления (ст. 146 УПК).
Для обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовного дела в законе установлены определенные условия. Процессуальными условиями для возбуждения уголовного дела являются наличие повода и основания, предусмотренных в ч. 1 и 2 ст. 140 УПК, и отсутствие обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела (ст. 24 УПК).
Поводы к возбуждению уголовного дела — это источники информации о совершенном или готовящемся преступлении, которым закон придает значение юридических фактов, обязывающих дознавателя, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа в пределах, установленных УПК, рассмотреть их и решить вопрос о возбуждении уголовного дела при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Поводы к возбуждению уголовного дела в уголовно-процессуальном законе объединены общим понятием «сообщение о преступлении».
Процессуальная деятельность, направленная на решение непосредственных задач стадии возбуждения уголовного дела в уголовно процессуальном законе, обозначена юридическим понятием «рас смотрение сообщения о преступлении».
В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение не позднее трех суток со дня поступления сообщения. Этот срок может быть продлен до 10 суток руководителем следственного органа, начальником органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя. При необходимости проведения документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения ОРМ руководитель следственного органа по ходатайству следователя, прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить указанный срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
Срок рассмотрения сообщения о совершенном или готовящемся преступлении исчисляется со дня его регистрации в органе дознания или предварительного следствия до дня вынесения постановления о принятом решении о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела. Поступившее сообщение о преступлении подлежит обязательной регистрации и учету. Формы единой государственной системы регистрации и учета преступлений устанавливаются постановлением Росстата. Сокрытие преступлений от регистрации и учета рассматривается как грубое нарушение законности.
Если сообщение о преступлении поступило в форме заявления, то заявителю обязательно должен быть выдан документ с указанием данных о должностном лице, принявшем заявление либо отказавшем в его приеме, а также о дате и времени его принятия (отказа в приеме) (ч. 4 ст. 144 УПК). Отказ в приеме сообщения о преступлении выступает как бездействие руководителя следственного органа, следователя, дознавателя, органа дознания, и поэтому подобный отказ может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. 124, 125 УПК.
Сообщение о преступлении подлежит проверке, результаты которой оформляются в зависимости от вида сообщения протоколом (заявление, явка с повинной) или рапортом (сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников). Проверка сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении представляет собой изучение материалов, представленных заявителем, анализ фактических данных, содержащихся в заявлении, установление личности заявителя, уточнение обстоятельств, от которых зависит принятие решения о направлении заявления по подследственности. При необходимости могут быть получены объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребованы и изъяты документы и предметы, назначена судебная экспертиза и получено заключение эксперта, произведены осмотр места происшествия, документов, трупов, освидетельствование, документальные проверки, ревизии, исследованы документы, предметы, трупы, дано органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении ОРМ.
Подобная проверка может дать реальную возможность для обоснованного вывода о наличии или отсутствии признаков преступления, но не должна быть направлена на установление всех признаков состава преступления, так как это является целью расследования.
Объем проверочных действий, предшествующих возбуждению уголовного дела, может быть различен и зависит от конкретных обстоятельств дела. Проверочные действия проводятся в срок, установленный уголовно-процессуальным законом. Полученные в результате проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств, если они получены в соответствии с требованиями, предусмотренными гл. 10 УПК. Доказательства, полученные с нарушением требований УПК, в соответствии со ст. 75 УПК являются недопустимыми.
Результаты ОРД, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам, запрещены к использованию в процессе доказывания.
Вид сообщения о преступлении (заявление, явка с повинной, сообщение, полученное из иных источников, постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) обусловливает некоторые особенности его принятия, проверки и разрешения.
Особенности рассмотрения заявления о преступлении. Порядок принятия заявления о преступлении регламентирован ст. 141 УПК. В соответствии с ч. 1 ст. 141 УПК допускается подача заявления как в устной, так и в письменной форме. Обязательным условием признания законности письменного заявления выступает подписание его заявителем (ч. 2 ст. 141 УПК). Кроме того, письменное заявление должно со держать фамилию, имя, отчество заявителя, адрес места его жительства. Письменное заявление должностного лица, сделанное им от имени предприятия, учреждения или организации, помимо подписи этого лица, должно иметь соответствующий штамп (печать).
Особенности возбуждения уголовных дел частно-публичного обвинения. Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132, ч. 1 ст. 137, ч. 1 ст. 138, ч. 1 ст. 139, ст. 145, ч. 1 ст. 146 и ч. 1 ст. 147 УК, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя (ч. 3 ст. 20 УПК). Таким образом, особенностью возбуждения дел частно-публичного обвинения является то обстоятельство, что решение о возбуждении уголовного дела обусловлено волеизъявлением потерпевшего или его законного представителя. В остальном процедура возбуждения уголовных дел данной категории аналогична порядку возбуждения уголовных дел публичного обвинения. В соответствии с ч. 1 ст. 147 УПК производство по таким делам ведется в общем порядке.
Руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора правомочен возбудить уголовное дело о любом преступлении частно-публичного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего, его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам среди прочих относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором неизвестны (ч. 4 ст. 20, ч. 4 ст. 147 УПК).
Особенности возбуждения уголовных дел частного обвинения. Особенностью возбуждения уголовных дел о преступлениях частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК) является то обстоятельство, что по общему правилу дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116 УК, возбуждаются путем подачи в суд заявления потерпевшим или его законным представителем (ч. 6 ст. 144 УПК). В случае смерти потерпевшего уголовное дело возбуждается путем подачи заявления его близким родственником или в порядке, установленном ч. 3 ст. 318 УПК (когда уголовное дело возбуждается руководителем следственного органа, следователем, а также с согласия прокурора дознавателем в случае совершения преступления в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы; к иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором неизвестны, — ч. 4 ст. 20, ч. 4 ст. 147, ч. 3 ст. 318 УПК). В этом случае руководитель следственного органа, следователь приступает к производству предварительного следствия, а дознаватель — дознания (ч. 3 ст. 318 УПК).
Таким образом, порядок возбуждения уголовных дел состоит в том, что потерпевший или его законный представитель возбуждают уголовное дело в отношении конкретного лица путем подачи в суд за явления, отвечающего требованиям, определенным ст. 318 УПК, и по своей сути являющегося обвинительным актом. Исключение из общего порядка возбуждения дел частного обвинения, помимо указанных выше обстоятельств, может составлять и то обстоятельство, что лицо, в отношении которого подано заявление, входит в перечень от дельных категорий лиц, возбуждение уголовных дел против которых осуществляется в порядке ст. 448 УПК.
Особенности возбуждения уголовных дел по признакам преступлений, выявленных в процессе расследования других преступлений. Если в процессе расследования уголовного дела будут выявлены признаки новых преступлений, не связанные с деянием, вменяемым в вину по расследуемому делу, или преступления нового лица, то постановлением следователя или дознавателя производится выделение уголовного дела в порядке, предусмотренном ст. 154 УПК. В том случае, когда уголовное дело выделяется в отдельное производство для производства предварительного расследования нового преступления или в отношении нового лица, в постановлении о возбуждении уголовного дела должно содержаться решение о возбуждении уголовного дела по новому преступлению или в отношении нового лица в порядке, предусмотренном ст. 146 УПК (ч. 3 ст. 154 УПК).
В случае если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении иными лицами преступления, не связанного с расследуемым преступлением, следователь, дознаватель выносит по становление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уголовного дела и направлении их для принятия решения в соответствии со ст. 144, 145 УПК: следователь — руководителю следственного органа, а дознаватель — прокурору (ч. 1 ст. 155 УПК).
В соответствии с законом прокурор уполномочен отменить незаконное, необоснованное постановление о выделении материалов, со держащих сведения о новом преступлении (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК), руководитель следственного органа правомочен отменить аналогичное постановление следователя (п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК). Процедура возбуждения уголовного дела по выделенным материалам из уголовного дела, содержащим сведения о новом преступлении, должна осуществляться в виде исключения из общего правила прокурором и руководителем следственного органа в соответствии с ч. 1 ст. 155 УПК и в порядке, предусмотренном ст. 144, 145 УПК.
При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания, дознаватель выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 148 УПК). Решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам вы явленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК) может быть принято только с согласия руководителя следственного органа (ч. 11 ст. 148 УПК).
Основаниями отказа в возбуждении уголовного дела являются: отсутствие события преступления; отсутствие в деянии состава преступления; истечение сроков давности уголовного преследования; смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего; отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению (за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК); отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п. 2, 21, 10 ч. 1 ст. 448 УПК, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела в отношении одного из лиц, указанных в п. 1, 3—5 ч. 1 ст. 448 УПК.
Отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК) означает отсутствие самого факта общественно опасного деяния (например, при рассмотрении заявления о краже будет установлено, что собственник денег передал их другому лицу, не сообщив об этом членам своей семьи).
Отсутствие состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК) означает, что сам факт общественно опасного деяния установлен, но он не содержит всех признаков, указанных в уголовном законе применительно к конкретному преступлению. Отсутствие состава преступления может быть признано основанием для отказа в возбуждении уголовного дела в тех случаях, когда сам факт противоправного деяния установлен, однако: а) действия этого лица носили правомерный характер (необходимая оборона — ст. 37 УК; причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, — ст. 38 УК; крайняя необходимость — ст. 39 УК; физическое или психическое принуждение — ст. 40 УК; обоснованный риск — ст. 41 УК; неисполнение приказа или распоряжения — ст. 42 УК, и ряд других случаев); б) событие явилось результатом действий данного лица, но при этом отсутствует один из обязательных элементов состава преступления (например, преступление совершено по неосторожности, а уголовная ответственность возможна в случаях умышленной вины).
Состав преступления отсутствует, в частности, в случаях:
- малозначительности деяний, не представляющих общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК);
- приготовления к преступлению, не отнесенному к категории тяжких или особо тяжких преступлений (ч. 2 ст. 30 УК);
- добровольного и окончательного отказа лица от доведения преступления до конца, если фактически совершенное им деяние не содержит иной состав преступления, а также в иных специальных случаях, предусмотренных для организатора, подстрекателя и пособника преступления (ст. 31 УК);
- совершения запрещенного уголовным законом деяния в состоянии невменяемости (ст. 21 УК);
- недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность (ст. 20 УК, ч. 3 ст. 27 УПК);
- совершения деяния, преступность и наказуемость которого бы ли устранены новым уголовным законом (ч. 2 ст. 24 УПК).
Отказ в возбуждении уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК) допускается лишь в отношении конкретного лица и при наличии достаточных данных, не требующих доказательств, получаемых в процессе расследования.
За истечением сроков давности уголовного преследования (п. 3 ч.1 ст. 24 УПК) решение об отказе в возбуждении уголовного дела принимается с учетом требований ст. 78 УК о сроках давности и порядке их исчисления. Эти сроки исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по последнему преступлению исчисляются самостоятельно. Течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, скрывается от следствия и суда. В этих случаях течение давности возобновляется с момента задержания лица или явки с по винной. Однако лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности и, соответственно, не может быть возбуждено уголовное дело, если со времени совершения преступления прошли установлен ные законом сроки (ч. 1 ст. 78 УК) и давность не была прервана совершением нового преступления.
В решении вопроса могут помочь собственные знания. Так, чтобы возбудить уголовное дело, предусмотрены определенные сроки. Они являются общими для всех преступлений, но при отдельных обстоятельствах могут быть изменены.
Вообще под возбуждением уголовного дела подразумевают наличие необходимости проведения уголовного производства. Решение принимается в результате анализа имеющихся данных и подкрепляется путем издания соответствующего документа, в котором фиксируется данный факт.
Виртуальная сеть сегодня предлагает огромные возможности для пользователей в поиске нужной информации, например, если предоставляется фамилия интересующего лица. Но далеко не все сведения здесь оказываются достоверными. К примеру, чтобы получить данные, связанные с госструктурами, лучше всего пользоваться только официальными источниками. К примеру, узнавать через интернет о судебном заседании можно через ресурс ГАС «Правосудие». Данная информация открыто предоставляется всем пользователям.
Важно! Проверить, открыто ли дело на человека или нет, на официальном сайте МВД не получится. Но и в самом отделении полиции данные на заведение уголовного дела могут быть раскрыты далеко не каждому лицу, так как они являются конфиденциальными. Поэтому не стоит доверять источникам в интернете, обещающим, что у них есть необходимая информация. Скорее всего, сведения там окажутся не соответствующими действительности, а пользователю, чтобы получить доступ к ним, придется раскошелиться. В итоге он останется без денег и информации.
Каждое преступление, совершенное одним или несколькими гражданами в общественной жизни подлежит рассмотрению и обсуждению с участием государственных органов в зале суда. Данная стадия считается завершающей в этом процессе, в результате каждый из участников получает по своим заслугам: виновный – наказание или оправдание, потерпевший – моральное удовлетворение и компенсацию причиненного вреда. Для того, как уголовное производство дойдет до судебной инстанции, ему предстоит пройти несколько этапов, на протяжении которых отрабатываются все материалы, выясняются обстоятельства, происходит сбор доказательств.
Самым первым этапом в непростой последовательности мероприятий считается возбуждение уголовного дела. Без этого решения факт совершения преступных действий не будет установлен. Сроки возбуждения уголовного дела предусмотрены для каждого преступления в зависимости от его степени тяжести и нанесенного ущерба.
Под реализацией данного процесса понимают факт признания необходимости ведения уголовного производства, его начала с учетом всех обстоятельств дела (смягчающих, отягчающих). Он подкрепляется изданием официального документа – решения, где зафиксировано возбуждение уголовного дела в отношении подозреваемого. Случаются ситуации, когда человек длительное время находится в следственном изоляторе, а узнать возбуждено ли уголовное дело возможности нет. Он и его родственники обоснованно задаются вопросом: как узнать о возбуждении уголовного дела? Данные сведения являются конфиденциальными, получить их с помощью сети интернет или посредством телефонного звонка не получится. Для того, чтобы ориентироваться во времени после того, как органами правопорядка получено сообщение о преступлении, необходимо быть информационно грамотным – знать какие сроки возбуждения уголовного дела применяются в той или иной ситуации.
Сроки возбуждения уголовного дела регламентируются статьей 144 УПК. Он рассказывает о механизме рассмотрения сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях. Порядок распределения срочности по действиям следователей и дознавателей предусматривается в таком формате:
- принятое заявление о совершении преступных действий должно пройти проверку в течение 3 первых суток с момента его поступления в государственный орган;
- следователь или дознаватель могут направить руководителю своего учреждения ходатайство, где содержится просьба о продлении сроков проверки до 10 дней. Этот процесс может быть продлен, если требуется проведение каких-либо экспертиз, дополнительных проверок;
- если требуется документальная проверка или проведение ревизии, то прокуратура, получив ходатайство органов дознания или следствия, может продлить срок проверки до 30 суток.
Похожий материал: особый порядок рассмотрения уголовного дела.
Как узнать о возбуждении уголовного дела заявителю? Ответ на этот вопрос прост. После того, как прошел максимально возможный период рассмотрения заявления (30 дней), в соответствии со статьей 144, необходимо обратиться в отдел МВД, куда направлялось заявление, попросить о передаче данных сведений. Статья 145 УПК говорит об обязательствах следственных органов перед заявителями о своевременном информировании по результатам принятого решения. Если постановление о том, что уголовное производство возбуждено или в его реализации отказано, не вынесено в установленные сроки, то необходимо обратиться с жалобой о бездействии в прокуратуру.
Перед тем, как узнать о возбуждении уголовного дела в органах следствия или дознания, необходимо подождать законом установленных сроков для его рассмотрения. Осуществлять этот процесс правомочен только следователь, дознаватель или прокурор. Кто будет заниматься возбуждением дела, определяется видом преступления. Существует определенный механизм рассмотрения заявлений, принятия их к работе или заведения производства:
- на первом этапе заявление о преступных действиях принимается сотрудниками ОВД. Оно может быть как устным, так и письменным. В форме документа или устного сообщения оповещение принимается как от граждан, так и должностных лиц, руководителей предприятий. При направлении письменного заявления, лицу разъясняют его права и предупреждают о возможной ответственности за ложные сведения;
- следующим действием является проверка заявленного факта. Уполномоченный орган направляет запросы в ведомства, которые могут помочь в выяснении обстоятельств дела. Если имеется информация о готовящемся преступлении, то все силы правоохранительных органов уходят на его предотвращение;
- при проверке могут потребоваться дополнительные экспертизы, поэтому срок её реализации может быть продлен до 30 дней;
- устанавливается факт, который свидетельствует о совершенном преступлении, либо он не подтверждается (если преступление было действительно совершено, то выносят постановление, где возбуждается уголовное дело, при недостаточности доказательств оформляют постановление, где отказывают в возбуждении);
- после того, как постановление готово, его направляют прокурору. Он проверяет достоверность сведений, если факт подтвержден, то дает свое согласие на возбуждение дела. При недоказанности преступных действий, прокуратура может вернуть на доработку дело следователю или дознавателю;
- постановление после согласования с прокурором становится официальным документом. Заявитель в обязательном порядке уведомляется о решении данного вопроса;
- подозреваемый гражданин узнает о возбуждении, когда с ним начинается работа по уголовному делу.
Так начинается работа по привлечению гражданина к уголовной ответственности после направления заявления о преступлении. Каждый человек, задействованный в этом процессе в качестве участника вправе выразить свое мнение и доказывать свою правоту законными способами.
Ни для кого не секрет, что уголовное производство начинает свое действие с постановления, вынесенного правоохранительными органами. В нем фиксируют все обстоятельства, сроки, порядок ведения, а также необходимы основания для его возбуждения. Они служат основным критерием для начала ведения правозащитной деятельности, связанной с расследованием, допросами причастных лиц и свидетелей, передачей дела в судебные органы для рассмотрения.
В качестве правовых аспектов, дающих понимание о причинах для вынесения документа, свидетельствующего о возбуждении уголовного производства, выступают следующие основания:
- в органы полиции поступило заявление от пострадавших, говорящее о том, что в отношении них совершены противозаконные действия, с пояснением обстоятельств, аргументами, выявлением суммы ущерба. Оно может быть направлено как в устной, так и в письменной форме;
- человек, совершивший преступное деяние почувствовал себя виновным и самостоятельно обратился с заявлением о своих поступках, при реализации которых, затронуто чье-то достоинство, причинен ущерб морального и финансового характера;
- в правоохранительные органы поступило сообщение от стороннего лица, либо анонима о совершении противозаконных деяниях или их подготовке в качестве предупреждения и расчета на быстрое реагирование правозащитников;
- следователю поступило постановление из прокуратуры с требованием разрешить вопрос, связанный с преследованием граждан.
Данные причины являются главными для возбуждения уголовных дел, все поступившие заявления тщательно проверяются, после чего, решается вопрос о целесообразности заведения дела.
Возбуждение производств после поступления в органы правопорядка заявительных документов от граждан, а также контроль и регулирование их сроков ложится на плечи определенного круга лиц, осуществляющих свою деятельность, согласно законодательству. К таким уполномоченным специалистам относятся:
- прокурор (он может ходатайствовать о возбуждении любого уголовного дела после изучения материалов дела и состава преступления, этот процесс не зависит от подследственности, так как у него в должностной инструкции имеется функция, предполагающая преследование уголовного характера);
- дознаватель (у данного органа имеется ограниченный круг обязанностей, входящих в его обязанности – обязателен порядок, предполагающий предварительный следственный процесс, в зависимости от подследственности). В результате проведенной работы, специалист может разработать одно из постановлений – предполагающее возбуждение уголовного процесса на определенной стадии или направление дела на предварительное следствие. Следственный орган в обязательном порядке уведомляет прокуратуру о решении вопроса;
- судья (у него данная функция тоже ограничена, так как для возбуждения дела необходим порядок частного обвинения и жалоба пострадавшего в результате преступной деятельности).
Эти специалисты правомочны принимать решения о возбуждении уголовных дел, контроле их сроков, порядках и механизмах их ведения. В большей степени приоритет в функциональных возможностях предоставлен прокурору.
В процессе рассмотрения поступивших заявлений граждан, органами правопорядка устанавливаются сроки, необходимые для решения вопроса о целесообразности заведения дела. Их течение начинается с момента регистрации документа в полиции, при его подаче для рассмотрения.
Существуют особенности при установлении сроков заведения производств:
- лицо, уполномоченное для ведения работы с заявительными документами, должно вынести постановление, отражающее дальнейшую судьбу требований граждан в течение 3 рабочих дней, при условии отсутствия факторов, препятствующих принятию законного решения;
- продление сроков регламентировано законом до 10 дней, если необходимо проведение экспертизы, осуществление дополнительного контроля и достоверности предоставленных сведений, а также проверок применения орудий совершения преступных деяний, опознание и процесс обследования человека при убийстве;
- до 30 дней увеличивают срок при необходимости осуществления розыскных мероприятий, обязательных для дальнейшей перспективы расследования.
Исходя из знания правовых основ и информированности по поводу возбуждения дел, их ведения, срокам, человек может легко ориентироваться в прогнозировании дальнейших собственных действий, оформлении дополнительных заявлений, если это требуется, а также быть уверенным в своей правоте и правдивости направленных сведений.
Что делать если на вас возбуждено уголовное дело?
- Загрузка…
-
-
Информация о том, имел ли человек нарушения закона, и заводили ли на него уголовное дело, может понадобиться при устройстве на работу.
Очень часто при выдаче кредитов или займа, работники банка проверяют человека на благонадежность и отсутствие приводов и заключения в спец. учреждениях.
Сейчас это одна из главных процедур и она считается обязательной. Обмануть банк в этом случае не получиться, так как в реестре есть даже самые давние дела.
Уголовное дело, номер и принятое решение может понадобиться непосредственно гражданину, который сам не смог присутствовать на судебном заседании.
Проверить в интернете, если ли на вас уголовное дело, вполне реально.
Это создано для того, чтобы разгрузить работников канцелярии и позволяет гражданам страны ознакомиться с нужной информацией, не обращаясь в соответствующие органы. Это экономит время не только обычным людям, но и работникам служб.
Узнать, заведено ли дело, можно и в отделении полиции.
Если против вас были совершены неправомерные действия, можно узнать, завела полиция уголовное дело или нет.
Если ответ отрицательный, нужно поинтересоваться тем, что стало причиной отказа в возбуждении дела.
Если же вам нужно узнать, заведено ли уголовное дело против вас, то обращаться в отделение УВД весьма странно и опрометчиво. Нужно просить сделать это своих близких или родственников.
Вариантов узнать есть ли уголовное дело действительно много, но если вы не нарушали закон, то переживать не стоит.
Законодательство определяет перечень лиц, которые вправе возбуждать уголовные дела, а также проводить проверки по заявлениям и контролировать срок проведения проверок. К ним относятся:
- Прокурор. Он вправе изучать материалы по делу и ходатайствовать о возбуждении уголовного дела вне зависимости от его подследственности.
- Дознаватель. Это должностное лицо имеет ограниченный перечень полномочий. Принимать решение о возбуждении уголовного дела дознаватель может только в соответствии с требованиями подследственности, которые основаны на классификации различных видов правонарушения. После проведения проверки по заявлению дознаватель может либо возбудить дело, либо направить материалы для проведения предварительного следствия. Оба действия должны быть оформлены в виде соответствующих постановлений. Об их принятии должна быть уведомлена прокуратура.
- Судья может возбудить дело только в определённых случаях: при наличии жалобы пострадавшего и в порядке частного обвинения.
Исходя из написанного, становится понятно, что больше всего возможностей в сфере возбуждения уголовных дел имеют прокуроры.
Проект жалобы на бездействие в порядке 125-126 УПК РФ
Кроме официальных сайтов в сети очень много сторонних, площадок, которые предлагают найти в их базах подобную информацию. Доверять им не стоит, риски, связанные с получением подобной информации:
- как минимум недостоверные данные;
- мошенническая схема. Часто такие порталы просят внести определенную плату за полную детализацию результатов о возбуждении дела. Конечно, ничего достоверного они предоставить не могут и просто пропадут;
- отсутствие результатов поиска.
Важно! На официальных порталах информация в открытом доступе и бесплатная.
Как уже говорилось, теперь каждый гражданин может узнать всю необходимую информацию сидя дома.
Но, чтобы сделать это через интернет, нужно зайти на специальную автоматизированную систему, где собраны все уголовные дела и решение суда.
Но, может быть необходима определенная информация, чтобы узнать о деле более подробно. Узнать заведено ли уголовное дело, можно по нескольким определенным критериям:
- По фамилии. Если вам известна фамилия человека будет достаточно ее ввести и ознакомиться со всей информацией на сайте. На портале собраны все дела, достаточно вводить фамилию либо ответчика, либо подсудимого. Лучше всего проводить поиски, если есть еще дополнительная информация, которая позволит ускорить процесс, это может быть название суда, где проходило слушание или конкретное время судебного заседания.
- По ИИН. Идентификационный номер может значительно ускорить процесс поиска на сайте. Код налогоплательщика – это уникальный набор цифр, который больше не повторяется, и если уголовное дело было заведено, то номер ИНН обязательно вносили в базу. С номером ИИН искать дело очень просто и эффективно.
-
По номеру дела. Если вы все- таки знаете, что уголовное дело было заведено, и вы имеете номер дела, то его можно внести в систему. На сайте будут собраны сканы всех документов и решение суда, там же, будут собраны все данные о заявителе.
Ознакомиться онлайн с делом очень просто и это дает возможность организовать качественную защиту и выиграть дело.
Принятие постановления о возбуждении уголовного дела должно иметь под собой основания. Они должны быть выявлены в ходе проведения проверки по заявлению. Только при наличии оснований можно проводить следственные мероприятия в отношении участников дела.
Российское законодательство выделяет следующие основания для возбуждения уголовного дела:
- Потерпевшие обратились в полицию с заявлением о том, что в отношении них совершены противоправные действия. В заявлении они указали время и место совершения преступления, его обстоятельства и последствия, в том числе, сумму причинённого ущерба.
- Обращение виновного в совершении преступления в полицию по собственной воле. При этом важно, что совершённое им деяние повлекло возникновение ущерба для других людей.
- Заявление подал посторонний человек, которому стало известно о совершённом или готовящемся преступлении.
- Прокурор направил следователю постановление с требованием возбудить уголовное дело по факту правонарушения.
Все заявления, поступившие в полицию, тщательно проверяются. По результатам проверки принимают решение о возбуждении уголовного дела.
УДК 343.13
Дмитрий Владимирович Рылков,
адъюнкт Хабаровского пограничного института ФСБ России (г.Хабаровск), старший лейтенант
ПРОВЕРКА СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ, ОТНОСЯЩИЙСЯ К СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
Возбуждение уголовного дела является первоначальной и обязательной стадией уголовно-процессуальной деятельности. В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством данный этап является неотъемлемой частью досудебного производства, которым начинается производство по каждому уголовному делу. Для этапа возбуждения уголовного дела характерны: непосредственные задачи; определенный круг участников; процессуальная форма (порядок выполнения процессуальных действий); специфический характер уголовно-процессуальных отношений, возникающих между субъектами; итоговый процессуальный акт.1 Длительное время отдельными авторами возбуждение уголовного дела не рассматривалось как самостоятельная стадия уголовного судопроизводства. Так, некоторые ученые основывали свое мнение на том, что проверка, предшествующая принятию решения о возбуждении уголовного дела, не является процессуальной деятельностью. В настоящее время позиция, согласно которой возбуждение уголовного дела — самостоятельная, полноценная и обязательная стадии уголовного судопроизводства, получила практически всеобщее признание.2
Таким образом, на стадии возбуждения уголовного дела осуществляется
широкий круг уголовно-процессуальных действий, порождающих систему уголовно-процессуальных правоотношений. Стадия возбуждения уголовного дела начинается, как правило, с получения первоначальных сведений о преступлении и завершается принятием решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в таковом. Она призвана, с одной стороны, обеспечить решительное и оперативное реагирование на каждое сообщение о преступлении, что является гарантией быстрого и полного его раскрытия, с другой — исключить незаконное и необоснованное вовлечение граждан в орбиту уголовного судопроизводства, а также напрасную трату сил и средств правоохранительных органов.
Данная стадия имеет как общие, характерные для уголовного судопроизводства в целом, так и непосредственные задачи. В соответствии с общими задачами уголовного процесса она направлена на быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Деятельность, осуществляемая правоохранительными органами на стадии возбуждения уголовного дела, способст-
Голоса молодых Дискуссионная трибуна
вует укреплению законности, предупреждению и искоренению преступности, охране интересов государства, общества и личности, воспитанию как граждан Российской Федерации, так и граждан сопредельных государств в духе неуклонного соблюдения Конституции и иных законов России.
Задачи, присущие непосредственно стадии возбуждения уголовного дела, вытекают из уголовно-процессуального закона и состоят в том, чтобы определить: является ли источник информации о готовящемся или совершенном преступлении законным поводом для возбуждения уголовного дела; усматриваются ли в деянии, о котором сообщено, признаки преступления; по какой статье Уголовного кодекса Российской Федерации оно может быть квалифицировано; не содержит ли заявление или сообщение данных о деянии, не представляющем общественной опасности в силу малозначительности; вправе ли данный орган и конкретное должностное лицо разрешить вопрос о возбуждении уголовного дела либо имеющиеся материалы подлежат передаче по подследственности; имеются ли обстоятельства, препятствующие возбуждению уголовного дела; является ли достаточной имеющаяся совокупность сведений для принятия какого-либо решения, предусмотренного ст.145 УПК РФ; какие меры надлежит принять для закрепления и сохранения следов преступления; не обладает ли лицо, в отношении которого возбуждается уголовное дело, должностным иммунитетом (статусом), влекущим особый порядок возбуждения такового; кому следует вести расследование в случае возбуждения уголовного дела.3
Решение указанных задач достигается путем изучения и анализа информации, содержащейся в сообщении о преступлении, поступившем в правоохранительные органы, тщательной проработки и изучения всех представленных заявителем документов, сопоставления их друг с другом, оценки содержащихся в них сведений в отдельности и совокупности. Однако следует иметь
в виду, что на практике сообщения (первичные материалы) о преступлении, поступившие в компетентные органы, редко содержат полные конкретные сведения о признаках совершенного преступления, что не позволяет принять законное и обоснованное процессуальное решение. В связи с этим уголовно-процессуальное законодательство предусматривает в подобных случаях проведение проверки такого сообщения.
В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются: 1) дата, время и место его вынесения; 3) повод и основание для возбуждения уголовного дела; 4) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.
Какие лица не подлежат приводу?
Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом.
Доследственная проверка – это стадия уголовного процесса, в ходе которой дознавателем, органом дознания, следователем, руководителем следственного органа проверяется сообщение о преступлении, с последующим принятием процессуального решения: в части возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении.
Что за статья 144 145 Упк РФ?
Статья 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) — это ‘Порядок рассмотрения сообщения о преступлении’. Статья 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) — это ‘Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении’. Обычно употребляется в словосочетании ‘Провести проверку в порядке ст.
Уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по следующим основаниям:1) отсутствие события преступления;2) отсутствие в деянии состава преступления;3) истечение сроков давности уголовного преследования;4) смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда
В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются: 1) дата, время и место его вынесения; 3) повод и основание для возбуждения уголовного дела; 4) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.
Можно ли провести допрос до возбуждения уголовного дела?
Как правило «опрос» это обычная дача объяснения лица следователю либо же дознавателю в ходе доследственной проверки (в ходе проверки сообщения о совершении преступления) еще до возбуждения уголовного дела (до вынесения следователем постановления о возбуждении уголовного дела).
По истечении сроков, в течение которых следственные органы обязаны провести проверку по заявлению гражданина и вынести решение о возбуждении уголовного дела или отказе в этом, заявителя должны уведомить о результатах. Обязанность информировать граждан об этом указана в статье 145 УПК РФ.
Если этого не произошло нужно обращаться в отдел полиции, в который было подано заявление. При регистрации заявления в дежурной части гражданину выдают специальный талон с регистрационным номером и телефоном должностного лица, которое будет проводить проверку по данному делу.
В случае, когда при попытке узнать возбуждено ли уголовное производство оказывается, что сроки истекли, а полиция бездействует, заинтересованное лицо вправе подать жалобу в прокуратуру. Это же касается ситуаций, когда полицейские отказываются принимать заявление по факту совершения преступления.
Похожие записи: