Валютный контроль: полезная информация для участников вэд

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Валютный контроль: полезная информация для участников вэд». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

По закону валютным контролем занимаются банковские организации. Для этого банки запрашивают у контрагентов необходимую информацию:

  • Сведения о сделке
  • Сканы всех необходимых документов подтверждающих сделку

Цель проверки валютных операций – убедиться в том, что компании ведут добросовестную деятельность, не мошенничают, не нарушают законы.

Валютные операции и таможня — памятка участнику ВЭД

  • Обычный валютный контроль. Требуется полный пакет документов: договора, акты, накладные
  • Упрощенный валютный контроль. Требуется предоставить информацию о сделке. Документы не нужны.

Документы для валютного контроля

Как правило, банки запрашивают следующие документы:

  • Договор с иностранным контрагентом (импортный контракт);
  • Справка банка о подтверждающих документах;
  • Подтверждение о списании денег с транзитного счета;
  • Документы, подтверждающие выполненный заказ (акт, таможенная декларация).

В зависимости от банка, список требуемых документов для валютного контроля может различаться. Некоторые банки просят меньшее количество документов, так как готовят и заполняют большую часть бумаг самостоятельно.

Список необходимых документов также может меняться в зависимости от текста договора и типа сделки.

Для чего удобен: разовые, небольшие сделки, тестовые поставки.

Условие упрощенного контроля (на 01.2020)

  • сумма всех платежей по одной сделке не должна превышать 200 000 (двести тысяч) рублей. Данная сумма в документах называется «лимитом».

Если разделить поставку на несколько сделок до 200 000 рублей и на каждую поставку заключить отдельный договор, то это подпадает под условия упрощенного контроля

  • название контрагента с которым заключен договор;
  • страна контрагента;
  • номер и дата договора;
  • реквизиты счета;
  • сумма и валюта сделки;
  • вид сделки: импорт, экспорт, займ, услуги;
  • типа оплаты: предоплата, пост оплата.

Способ предоставления данной информации в банк не регламентирован, поэтому это можно сделать любым удобным для вас и банка способом: электронная почта, чат, распечатки и т. д.

Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:

  1. Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
  2. Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
  3. Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
  4. Защита прав всех сторон сделки.

Валютный контроль делится на следующие формы:

  1. Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
  2. Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
  3. Последующий, проводимый после завершения сделки.

Регулирование в этой области осуществляют:

  1. Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
    ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты.
  2. Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
    В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.

В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.

К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:

  1. Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
  2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.
  3. Рублевые сделки между нерезидентами.
  4. Валютные сделки между резидентами.

Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».

А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.

Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.

Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.

Сумма

Экспорт

Импорт или кредитование

до 200 тыс. руб. документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции
от 200 тыс. руб. до 3 млн руб. любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.
от 3 млн руб. до 6 млн руб. контракт для регистрации
свыше 6 млн руб. контракт для регистрации

Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.

Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.

По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.

СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.

Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).

Образец заполнения СПД можно скачать здесь

Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.

Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.

Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:

  • 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
  • от 75% до 100% от суммы сделки.

Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.

При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:

Просрочка

Юридические лица

Должностные лица и ИП

до 10 дней от 5 до 15 тыс. руб. от 0,5 до 1 тыс. руб.
от 10 до 30 дней от 20 до 30 тыс. руб. от 2 до 3 тыс. руб.
более 30 дней от 40 до 50 тыс. руб. от 4 до 5 тыс. руб.

При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.

Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.

Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.

Валютный контроль: ошибки участников ВЭД и рекомендации банка

Международная торговля может осуществляться как по контракту (договору), так и без него — по инвойсу. Поставка по инвойсу является разовой. Метод этот удобен, но по инвойсу нельзя заключить дополнительных соглашений.

При поставках по договору может быть заключен как разовый контракт, так и рассчитанный на регулярные поставки. Контракты можно разделить на два вида: с паспортом сделки (УНК) и без него.

Если импортный контракт превышает 3 млн. рублей, то возникает обязанность ставить контракт на учет в банк. Если экспортный, — то в случаях превышения суммы в 6 млн. рублей. Курс рассчитывается на дату подписания контракта, и, если долларовый контракт подписан в 2014 году, когда курс был 33 рубля, то товара можно ввести на сумму более 90 тыс. долларов без постановки контракта на учет. Если же контракт заключен в 2020 году, когда курс доллара 80 рублей, то становиться на учет придется уже при сумме от 37 тыс. долларов.

Если участники ВЭД при составлении контракта используют неудачный шаблон, то впоследствии это может повлечь срыв поставки, вызвать сложности при таможенном оформлении и при валютном контроле.

7 типичных ошибок при инвойсе:

  • в контракте прописано конкретные условия поставки, отличные от условий, прописанных в инвойсе или спецификации. Совет: Если вы совершаете поставки с разными условиями, не прописывайте конкретное условие в контракте, а сделайте ссылку на инвойс или спецификацию, а там уже прописывайте.
  • в контракте прописан прайс-лист, но данный документ не используется. Совет: не забывайте о соблюдении условий прайс-листа, если он прописан в контракте или является его неотъемлемой частью;
  • предоставляется скидка без отсылки к соответствующему документу. Совет: если предоставляется скидка, то ее условия должны быть прописаны в контракте, либо сделана ссылка на другой документ (инвойс, спецификацию);
  • в контракте прописана спецификация, но данный документ не используется, а условия прописываются в инвойсе. Совет: не используйте спецификации, а прописывайте условия непосредственно в инвойсе, если спецификация все же подписана с контрагентом, то применяйте именно ее;
  • в контракте прописана спецификация, а используются заказ или иной документ. Совет: если вам не требуется документ, и вы его не подписываете, не ссылайтесь на него в контракте;
  • если в контракте прописана автоматическая пролонгация, то это не распространяется на паспорт сделки (УНК), и его надо продлевать заявлением в банке. Совет: составьте график автоматической пролонгации ваших контрактов по ВЭД, чтобы не пропустить сроки предоставления в банк сведений;
  • если прописана сумма контракта, то, когда платежи превысят прописанную сумму, банк не проведет платеж без дополнительного соглашения на данный пункт, также потребуется корректировка УНК, если таковой имеется. Совет: на сегодняшний день можно не прописывать сумму контракта и не оформлять УНК. Нужно только следить за моментом, когда следует открыть УНК (при превышении суммы контракта в 3 или 6 млн. рублей)..

При заключении контракта стоит определиться какие документы потребуются. Если требования минимальны — ссылайтесь в контракте на инвойс и пропишите все условия в нем. Это позволит минимизировать количество бумаг и убрать разногласия между документами.

  1. Экспорта с отсрочкой платежа (ГТД оформлена до поступления выручки).
  2. Импорта с предоплатой.

При авансировании экспортных сделок и оплате после поставки по импортным сделкам СПД не предоставляется, данные поступают в банк непосредственно из ФТС.

Основной нормативный акт, который регулирует операции с валютой в РФ – это закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ. На его основании Правительство РФ и другие государственные органы принимают разъясняющие документы. Один из самых важных таких нормативных актов, в котором подробно расписан порядок оформления валютных операций – это инструкция ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И.

Рассмотрим основные термины, связанные с валютным контролем.

  1. Резиденты (юридические лица) – организации, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также их филиалы, в том числе – за рубежом. Кроме того, к резидентам относится само государство, его дипломатические представительства за границей, а также субъекты федерации и муниципалитеты.
  1. Резиденты (физические лица) – граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают в РФ.
  1. Нерезиденты (юридические лица) — организации, созданные в соответствии с законодательством других государств, в том числе их филиалы на территории РФ. Также к нерезидентам относятся дипломатические представительства других стран в РФ и международные организации.
  1. Резиденты (физические лица) – все иностранные граждане и лица без гражданства, кроме перечисленных в п. 2.
  1. Уполномоченные банки – российские кредитные организации, которые имеют право проводить валютные операции.
  1. Органы валютного контроля – структуры, которые осуществляют общий надзор за валютными операциями, а также издают нормативные акты в этой области. На сегодня это – ЦБ РФ и Правительство РФ (в лице налоговой и таможенной службы).
  1. Агенты валютного контроля (АВК) — организации, которые непосредственно проводят валютные операции и проверяют их соответствие закону. Кроме уполномоченных банков, к АВК относятся профессиональные участники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.

Государство организует валютный контроль для ограничения оттока капитала и поддержки национальной валюты. Также эта процедура позволяет выявить различные незаконные налоговые «схемы» с участием иностранных контрагентов.

Обязательному валютному контролю подлежат следующие категории сделок:

  1. Между резидентами и нерезидентами. Здесь важно понимать, что даже если российская компания рассчитывается с иностранным партнером в рублях, то это все равно – валютная операция, подлежащая контролю.
  2. Валютные сделки между резидентами.
  3. Рублевые сделки между нерезидентами.
  4. Любые перемещения денежных средств или ценных бумаг через государственную границу.

Так как мы говорим об экспортно-импортных операциях с точки зрения российской компании, то далее будем рассматривать сделки, относящиеся к п. 1 и 4.

Чтобы проводить расчеты с иностранными партнерами, российская компания должна открыть счет в одном из уполномоченных банков и подписать контракт.

В контракте, в зависимости от его категории, необходимо указать точные сроки оплаты, поставки товаров (оказания услуг), возврата аванса либо гашения займа.

Порядок проведения банком валютного контроля в первую очередь зависит от суммы сделки. Ее нужно пересчитать в рубли по курсу ЦБ РФ на дату подписания контракта. Далее процедура будет зависеть от масштаба сделки в рублевом эквиваленте.

Если контракт небольшой – на сумму менее 200 тысяч рублей, то никаких документов в банк предоставлять не нужно. Бизнесмен только должен сообщить кредитной организации код валютной операции (приложение 1 к инструкции № 181-И).

Для более крупных сделок порядок зависит от категории операции: экспорт, импорт или расчеты по кредитам.

Сумма сделки, руб. Экспорт Импорт / кредит
от 200 тыс. до 3 млн предоставить в банк контракт
от 3 млн до 6 млн предоставить в банк контракт зарегистрировать контракт в банке
свыше 6 млн зарегистрировать контракт в банке

При сделках среднего масштаба бизнесмен должен предоставить в банк контракт. Кредитная организация на основе этого документа определит код операции.

Если же сделка — крупная (свыше 6 млн руб. для экспорта или свыше 3 млн руб. – для импорта и кредита), то банк не просто берет контракт у бизнесмена, но и ставит его на учет, присвоив уникальный номер.

Эта процедура заменила оформление паспортов сделок, которые действовали до марта 2018 года. Экспортеры могут зарегистрировать не только готовый контракт, но и его проект. В этом случае документ необходимо подписать у иностранного покупателя и предоставить в банк в течение 15 дней после регистрации.

Для всех крупных контрактов, которые банк ставит на учет, бизнесмен должен составлять специальную форму, предусмотренную приложением 6 к инструкции № 181-И — справку о подтверждающих документах (СПД).

СПД содержит перечень документов, связанных с исполнением контракта. В ней указываются суммы и сроки поступления денежных средств на счет в российском банке.

Сдать СПД в банк нужно в течение 15 дней по окончании месяца, в котором была исполнена сделка. В зависимости от категории контракта это может быть:

  1. При отгрузке на экспорт или импортных закупках – месяц, в котором оформлена декларация.
  2. При оказании услуг – месяц, в котором подписан акт сдачи-приемки.
  3. При возврате займа или аванса иностранным контрагентом – месяц, когда на счет российской компании поступили деньги.

Нарушения в области валютного контроля делятся на две основные категории: неверное оформление (непредставление) необходимых документов и непоступление валютной выручки.

Санкции за ошибки в оформлении документов при первом нарушении составляют до 5 тыс. руб. для должностных лиц и до 50 тыс. руб. – для организаций. Если ошибка допущена повторно, то сума штрафа существенно возрастет. Виновному лицу придется заплатить до 15 тыс. руб., а организации – до 150 тыс. руб. (п. 6 и 6.4 ст. 15.25 КоАП).

Наказание за несвоевременную сдачу документов в банк зависит от периода просрочки. Максимальные штрафы предусмотрены при нарушении срока более чем на 30 дней: до 5 тыс. руб. для должностного лица и до 50 тыс. руб. – для организации (п. 6.3 ст. 15.25 КоАП).

За нарушение сроков возврата валютных средств штраф на организацию составит 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы просрочки за каждый день. Одновременно с этим может быть применен и фиксированный штраф в размере от 0,75 до полной суммы невозврата. Виновное должностное лицо при любом варианте будет оштрафовано на сумму от 20 до 30 тыс. руб. (пп. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП).

Административное наказание применяется при сравнительно «небольших» масштабах нарушений, на сумму до 9 млн рублей по текущему валютному курсу. Если же за рубежом «зависли» более крупные суммы, то к виновным лицам будет применена ст. 193 УК РФ. Максимальные санкции по ней (при отягчающих обстоятельствах) могут достигать штрафа в 1 млн руб. и лишения свободы на срок до 5 лет.

Нарушения порядка расчетов с иностранными партнерами приведут компанию к серьезным потерям. А в ряде случаев виновные лица даже могут лишиться свободы. Можно ли избежать подобного исхода? Самый простой ответ: если не нарушать закон – не будет и наказания.

Но не все в подобной ситуации зависит от доброй воли российского бизнесмена. Например – иностранный партнер не оплатил товар в срок, указанный в контракте. Но в общем случае виновной все равно окажется российская компания. Такова позиция не только контролирующих органов, но и Конституционного суда (определение от 19.05.2009 № 572-О-О).

Наказание не будет применено только в случае, когда причиной неисполнения контракта стали форс-мажорные обстоятельства: стихийное бедствие, военные действия и т.п. А за «обычную» недобросовестность иностранного партнера будет отвечать российская сторона сделки.

Чтобы избежать подобных неприятных ситуаций, можно использовать следующие варианты защиты:

  1. Застраховать риски неполучения выручки или непоступления импортных товаров, по которым перечислена предоплата.
  1. Воспользоваться банковской гарантией. Эта услуга во многом напоминает страхование, но предоставляется кредитными организациями.
  1. Провести расчеты с помощью аккредитива. В этом случае покупатель сразу резервирует средства на специальном счете. Поэтому поставщик может быть уверен, что после отгрузки товара банк перечислит ему полагающуюся сумму.

Также можно и перенести срок оплаты. Но нужно подписать дополнительное соглашение к контракту и предоставить его в банк до окончания первоначального срока.

При проведении экспортно-импортных операций важно соблюдать требования валютного законодательства. Контроль банков здесь будет тем строже, чем больше сумма сделки.

Бизнесмен должен внимательно следить за соблюдением сроков поступления денег от иностранных партнеров. Чтобы защитить себя от возможных санкций, можно застраховать сделку или воспользоваться услугами банка, снижающими риски при расчетах: гарантией либо аккредитивом.

Если вы заключили внешнеэкономический контракт, проверьте, не нужно ли вам обратиться в банк для присвоения контракту уникального номера (далее — УНК) в результате постановки на учет. Это требуется, если контракт одновременно отвечает ряду условий.

Сразу скажем, что валюта расчетов по контракту роли не играет. Ваш экспортный или импортный контракт, отвечающий указанным ниже условиям, нужно будет поставить на учет, даже если вы будете получать от нерезидента или перечислять ему рубли, а не иностранную валюту.

Существует два вида валютного контроля:

для которого требуются определенный перечень документов, включая:

  • импортный контракт;
  • справка из банка;
  • таможенная декларация;
  • расчет о списании денег.

Список требуемых документов, зависит от банка. Некоторые бумаги могут быть подготовлены самим банком.

не требует специальных документов, необходимо предоставить в банк лишь информацию о сделке:

  • наименование лица или компании, в которой был заключен договор;
  • страна резидента;
  • номер и дата договора;
  • реквизиты;
  • информация о сделке: сумма, валюта, вид и тип оплаты.

Также при крупных сделках: свыше 6 млн рублей и закупках свыше 3 млн требуется уникальный номер контракта, который также можно получить в банке.

Нужен ли паспорт сделки и как осуществляется валютный контроль?

С 2017 года в России началось реформирования валютного законодательства.

В 2018 году были приняты основные изменения, которые коснулись введения требования об обязательном указании сроков выполнения сделки. Установлен порядок представления документов и информации, подтверждающих совершении валютных операций.

В 2019 году принимаются два закона, которые вносят существенные изменения в валютное законодательство:

  • ФЗ от 02.08.2019 «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».
  • ФЗ от 16.10.2019 «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»

С 2020 года вступают в силу следующие изменения:

  • разрешено открывать банковские счета за рубежом;
  • разрешено рассчитываться в валюте с российскими резидентами за рубежом;
  • ограничения по использованию иностранных счетов больше не действуют;
  • частичная отмена репатриации выручки.

Это лишь основные блоки изменения. Более подробно с конкретными правками можно ознакомиться в тексте соответствующего закона.

Сейчас валютное законодательство в России подвергается существенным реформам. Многие изменения направлены на либерализацию этой области. Это положительно сказывается на финансовой сфере, так как чрезмерный и жесткий контроль порождает черный рынок валюты. Распределение обязанностей между банками, а также широкое легальное поле для взаимодействия в валютной среде позволяет развиваться бизнесу и экономике в целом.

В число основных органов в РФ, ответственных за исполнение законодательных норм, входят Правительство, ЦБ, а также федеральные органы власти.

Отнесены к агентам по контролю структуры, участвующие в деятельности по ценным бумагам, регистраторы реестров, уполномоченные банки. В своей деятельности агенты подотчетны ЦБ и федеральным органам власти.

Правительством обеспечивается согласование работы и взаимодействие агентов и органов контроля в ходе исполнения полномочий, их подотчетность ЦБ РФ.

В рамках полученных полномочий контролирующие структуры (агенты, органы власти) осуществляют изучение соглашений, соблюдения компаниями и гражданами законодательно определенного порядка перемещения валюты сквозь таможенные рубежи страны.

Важно! Налоговая служба и таможенная структура с 2017 года освобождены от осуществления агентской деятельности, поскольку теперь решением Правительства РФ они отнесены к органам контроля. Надзорные полномочия за ведением операций с валютой ЦБ распространил на некредитные организации, включив их в подотчетные структуры и тем расширив сферу своего влияния.

Резиденты и нерезиденты, работающие в РФ по валютным соглашениям, обязаны передавать соответствующие сведения о сделках в уполномоченные структуры.

Участники соглашений должны соблюдать установленные правила по учету и составлению отчетов по операциям, а также гарантировать их сохранение на период не меньше 36 месяцев от даты совершения. При выявлении у организаций и физических лиц нарушений законодательства последние обязаны полностью исполнить полученное предписание органов контроля о нарушении.

Лица, выполняющие операции с валютой в РФ, могут получать акты по результатам проведенных проверок (для ознакомления), а также обжаловать решения или действия проверяющих структур в порядке, определенном законодательством РФ.

Что представляет собой валютный контроль в РФ

При открытии паспорта сделки в банке данные передаются не позже дня оформления справок или даты сдачи таможенной декларации.

Для переоформления ПС выделяется 15 дней от даты составления договоров, согласно которым изменяются сведения в ПС, или после завершения договора, в тексте которого присутствует пункт о его автоматической пролонгации. При замене сведений о резиденте или внесении корректировок в ЕГРЮЛ срок для переоформления продлевается до 30 рабочих дней.

При поступлении валюты другого государства или рублей РФ, перечисленных нерезидентом, справку СВО следует предоставить до истечения 15 дней (рабочих) после прихода денег на расчетный счет (с оформлением ПС) или на валютный счет (транзитный).

В банк при таможенном оформлении СПД передается не позже 15 дней после месяца, когда была сделана таможенная отметка, подтверждающая выпуск товара, или подготовлены документы об исполнении договорных требований.

Корректирование СВО, СПД производится в срок до 15 дней после составления документов, подтверждающих обновления.

Важно! Для проведения контроля документы рекомендуется передавать в банк с запасом времени (не меньше 3 дней), чтобы успеть устранить замечания и недочеты, если они будут выявлены.

Ответственность административного плана (ст. 15 КоАП РФ) устанавливается, если:

  • соглашения в денежных единицах иных государств исполнены без привлечения уполномоченных банков;
  • резидент не направил или нарушил срок, отведенный для отправки данных об открытии в ином государстве банковского счета;
  • нарушен срок для получения денег за товары, направленные в адрес иностранцев, на банковский счет;
  • в РФ не возвращены деньги, направленные за товары нерезидентам, которые при этом не были перемещены на территорию РФ;
  • не соблюден порядок отчетности по сделкам.

За перечисленные нарушения назначается штрафная выплата в размере, зависящем от вида и тяжести проступка. К примеру, некорректное составление документации по внешнеторговым сделкам влечет штрафные санкции для предприятия (40000 руб.-50000 руб.) и его руководителя (4000 руб.-5000 руб.) (ст. 15 КоАП РФ).

Некоторые нарушения законодательных норм предусматривают меры в виде уголовной ответственности по ст. 193 УК РФ.

Незачисление валюты в банк и иные нарушения в крупном размере (от 9 млн.руб.) предусматривает ответственность в виде:

  • штрафа;
  • работ принудительного характера;
  • лишения свободы.

Важно! По письму МФ РФ № 15-05-29/455 (09.04.2004) предприятие, допустившее несколько административных правонарушений в течение одного рабочего дня, может быть наказано лишь один раз (по одному правонарушению). На практике указанное положение может быть использовано для уменьшения суммы штрафов.

2.1. Характеристика валютных операций и валютных ценностей
2.2. Валютное регулирование и валютный контроль ВЭД, органы и агенты валютного контроля, их права и обязанности
2.3. Ответственность за нарушение валютного законодательства
Выводы
Вопросы для самопроверки
Библиография

Версия для печати
Хрестоматия
Практикумы
Презентации

Основным нормативным документом, регулирующим порядок проведения валютных операций, является Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ).

Закон № 173-ФЗ продолжает процесс либерализации государственной валютной политики. Динамичное развитие экономики РФ, воплощение в жизнь концепции ориентации на экспорт готовой продукции, вступление в ВТО, завоевание надежных позиций на международном рынке будут способствовать завершению процесса либерализации и переходу с 1 января 2007 г., как это заложено в идеологии Закона № 173-ФЗ, к практике проведения любых валютных операций без каких-либо регулирующих условий.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 Закона к валютным операциям относятся следующие:

  • Приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

К валютным ценностям относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Закона).

Внутренние ценные бумаги — это эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в РФ, и иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ (подпункты 3 а, б пункта 1 статьи 1 Закона).

Внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам (подпункт 4 пункта 1 статьи 9 Закона).

  • Приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
  • Ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг.
  • Перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ.
  • Перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ.
  • Приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа в случаях, разрешенных законом.

Из приведенного состава валютных операций следует, что одним из их видов являются операции с валютными ценностями между резидентами.

Однако Законом № 173-ФЗ валютные операции между резидентами запрещены (пункт 1 статьи 9). Речь идет об исключениях, когда такие операции допускаются.

Валютные операции между резидентами в соответствии со статьей 9 Закона № 173-ФЗ допускаются в случаях:

  • расчетов между резидентами и уполномоченными банками (получение и возврат кредитов, банковские гарантии и вклады, купля и продажа иностранной валюты и др. — пункты 2-3 статьи 9; пункт 6 статьи 12; пункт 3 статьи 14);
  • расчетов между комитентом и комиссионером, связанных с заключением и исполнением внешнеторговых контрактов (подпункт 3 пункта 1 статьи 9);
  • расчетов по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования по товарам, ввозимым и вывозимым за пределы РФ, а также по страхованию этих товаров (подпункт 4 пункта 1 статьи 9);
  • проведения операций с внешними ценными бумагами (подпункты 5-6 пункта 1 статьи 9);
  • по операциям, связанным с обязательными платежами (по налогам, уплачиваемым в иностранной валюте — подпункт 7 пункта 1 статьи 9);
  • расчетов в магазинах беспошлинной торговли и при реализации товаров и оказании услуг пассажирам при международных перевозках (подпункт 2 пункта 1 статьи 9).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.