Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Структура конституционного суда РФ 2022». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.Г. Ярославцева,
руководствуясь статьей 125 (пункт «а» части 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47.1, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,
рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 ГК Российской Федерации.
Поводом к рассмотрению дела явились жалобы граждан А.П. Кузьмина и Г.Т. Умарсаидова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителями законоположения.
Поскольку обе жалобы касаются одного и того же предмета, Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь статьей 48 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», соединил дела по этим обращениям в одном производстве.
Заслушав сообщение судьи-докладчика С.П. Маврина, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации
установил:
1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации:
лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса (пункт 1 статьи 1102);
не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109).
1.1. Конституционность приведенных законоположений оспаривает гражданин Г.Т. Умарсаидов (при этом пункт 1 статьи 1102 ГК Российской Федерации он ошибочно именует частью 1 данной статьи, а подпункт 3 статьи 1109 — ее пунктом 3), которому в связи с прохождением военной службы в должности командира десантного катера приказом командира воинской части от 23 января 2016 года были установлены надбавки, в том числе ежемесячная надбавка за особые условия службы (а именно за службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением) в размере 20 процентов оклада по соответствующей должности. Однако на основании приказа командира воинской части от 31 января 2019 года выплата указанной надбавки Г.Т. Умарсаидову была прекращена с 1 января 2019 года в связи с отсутствием у заявителя права на ее получение. При этом приказ от 23 января 2016 года в части установления Г.Т. Умарсаидову спорной надбавки был отменен приказом командира воинской части от 21 ноября 2019 года, изданным по результатам служебного разбирательства.
Решением Махачкалинского гарнизонного военного суда от 6 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Южного окружного военного суда от 9 октября 2019 года, отказано в удовлетворении требований Г.Т. Умарсаидова о признании незаконным приказа командира воинской части о прекращении выплаты заявителю ежемесячной надбавки за особые условия службы.
Решением Махачкалинского гарнизонного военного суда от 21 апреля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Южного окружного военного суда от 17 июня 2020 года, удовлетворены исковые требования Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» о взыскании с Г.Т. Умарсаидова излишне выплаченных ему денежных средств в размере 114 255 рублей (сумма ежемесячной надбавки за особые условия службы, выплаченная заявителю за период с января 2016 года по декабрь 2018 года с учетом налога на доходы физических лиц).
Как изменится Конституционный Суд
Оспаривались нормы ГК РФ о возврате неосновательного обогащения.
В частности, не возвращаются как такое обогащение зарплата и иные аналогичные выплаты, если не было недобросовестности получателя и счетной ошибки.
Внимание КС РФ привлек вопрос о применении этих правил к некоторым выплатам военнослужащим-контрактникам и лиц,ам уволенным с военной службы.
Речь шла о надбавках к окладам, начисляемым в составе денежного довольствия. В деле заявителей после выплаты им этих сумм выяснилось, что права получать их не было. Хотя деньги перечислялись по приказам командиров, по законодательству у заявителей не было права на такие надбавки.
Нормы признаны конституционными. Они не предполагают, что упомянутые суммы допвыплат, начисляемых по приказам командиров, можно взыскать с военнослужащего как неосновательное обогащение, если нет его недобросовестности и счетной ошибки.
При этом недобросовестность военнослужащего не должна презюмироваться исходя лишь из того, что он мог знать о необоснованности выплат и не сообщил об этом.
Счетной ошибкой в таком случае не считаются действия (бездействие) тех, кто непосредственно начислял и выплачивал такие суммы, в т. ч. в размере, установленном приказом командира.
- Решение Верховного суда: Определение N ГКПИ11-2150, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция Проверка же федеральных законов на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации в силу ст. 125 Конституции Российской Федерации относится к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации. Заявители оспаривают закон Воронежской области «Избирательный кодекс Воронежской области» по мотиву его противоречия Конституции Российской Федерации…
- Решение Верховного суда: Определение N АПЛ15-379, Апелляционная коллегия, апелляция Исключение составляют нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такой акт (его часть) признается судом недействующим с момента вступления решения в законную силу…
- Решение Верховного суда: Решение N ВАС-5768/13, Высший арбитражный суд, первая инстанция Вышеизложенное не препятствует истцу обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации как орган конституционного контроля (статья 125 Конституции Российской Федерации, статья 18 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации») с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод, установленных статьей 34, части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» № 1-ФКЗ от 21.07.1994…
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
«О государственном оборонном заказе»
-
Федеральный закон от 06.12.2021 N 396-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
«О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»
-
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
«Об акционерных обществах»
-
Указ Президента РФ от 28.02.2022 N 79
«О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций»
-
Указ Президента РФ от 25.02.2022 N 78
«О награждении государственными наградами Российской Федерации»
-
Указ Президента РФ от 24.02.2022 N 74
«О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 213 «Вопросы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации»
-
Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 244
«О создании на территориях муниципальных образований «город Железногорск» и «Железногорский район» Курской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа»
-
Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 236
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 2385»
-
Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 239
«О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы»
-
01 октября 2021, 17:29
«Соответствует текущему давлению». В Белоруссии ликвидировали последнюю правозащитную организацию
-
09 декабря 2021, 16:23
Путин: Засаживать за решетку человека под следствием часто неоправданно
-
18 сентября 2021, 19:39
Судьи в Петербурге на время выборов перешли на круглосуточный режим работы. Это не значит, что они спят на раскладушках на рабочем месте
-
02 октября 2021, 12:45
«Суть затеи простая — заткнуть адвокатам рот». Адвокаты — про поправки СК в УК
-
08 февраля 2022, 15:23
Адвокат Павлов* обратился к Совету Адвокатской палаты
Впервые функции КС были возложены на Комитет конституционного надзора СССР еще в 1989 году. С 1991 года начинает функционировать республиканский КС РСФР, деятельность которого регламентировалась законом РСФСР «О КС». На Съезде народных депутатов было избрано 13 судей. До 1993 года представители данного судебного органа занимались урегулированием конституционного кризиса. Для этого судьи вели переговоры с президентом страны и чиновникам Верховного Совета.
В сентябре 1993 года представители КС приняли решение отрешить Ельцина от должности, но президент приостановил деятельность судебного органа. В 1994 году принят новый нормативный акт, регулирующий деятельность суда.
Как будет работать Конституционный Суд по новому закону
Работа КС осуществляется только с учетом некоторых важнейших принципов, которые нельзя нарушать по каким-либо причинам. К этим принципам относится:
- Независимость. Во время принятия решения судьи КС должны учитывать исключительно собственные полномочиями, которыми они наделены соответствующими нормативными актами. Они не имеют право представлять интересы государственных органов, общественных объединений, партий, движений, а также государственных, общественных или частных предприятий. Судьи не могут представлять интересы граждан или компаний, социальных групп или наций. Каждое решение выражает правовую позицию судей на основании требований Конституции, поэтому они не имеют право учитывать собственное мнение, политические пристрастии или вероисповедание. Не допускается какое-либо воздействие на свободу волеизъявления. Судьи не могут пользоваться чужими указаниями, а также вмешательство в их деятельность приводит к привлечению к уголовной ответственности.
- Коллегиальность. Решение по любому делу, которое рассматривается судьями КС, принимается исключительно коллегиально. Для этого привлекается несколько судей, участвующих в изучении и рассмотрении материалов дела во время проведения судебных заседаний. Для принятия решения требуется не меньше 2/3 судей от общего количества, если осуществляется пленарное заседание. Если же проводится заседание палаты, то требуется присутствие как минимум ¾ от общего состава. Во время расчета кворума не учитываются судьи, которые были отстранены от рассмотрения материалов дела или судьи, у которых по разным причинам приостановлены полномочия.
- Гласность. Все дела, рассматриваемые КС, рассматриваются исключительно открыто. Поэтому любой человек имеет право присутствовать на заседании. Исключением выступают ситуации, предусмотренные законодательством. Все решения оглашаются публично, причем даже при условии, если они приняты на закрытом заседании.
- Устность. Все разбирательства, которые проводятся судьями КС, осуществляются в устном виде. Судьи запрашивают от сторон объяснения, прослушивают показания экспертов или свидетелей, а также вслух читают информацию из полученных документов. Оглашению подлежат исключительно документы, которые были представлены суду заранее и касаются рассматриваемого дела.
- Использование русского языка. Конституционное судопроизводство осуществляется только на русском языке. Если среди участников имеется иностранец, не понимающий по русскому, то он может давать объяснения на родном языке, а также привлекать к разбирательству переводчика.
- Непрерывность заседаний. По каждому делу проводится непрерывное судебное заседание, поэтому оно может занимать много времени. В качестве исключения выступает время, которое предназначено для отдыха участников заседания или для подготовки к дальнейшей дискуссии. Иногда требуется перерыв для устранения обстоятельств, которые выступают в качестве препятствия для нормального проведения разбирательства.
- Состязательность и равноправие участников. У каждого участника заседания имеются равные права и привилегии для отстаивания собственных прав и свобод.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
17306
4185
4336
4211
Фото 4065
КС России вышел из Конференции европейских конституционных судов
Представители российского КС считают, что сам факт ускоренного вынесения вопроса на голосование и предшествующая этому переписка подтверждают неспособность КЕКС дистанцироваться от участия в решении политических конфликтов.
«КЕКС посчитала возможным явно и открыто, в совершенно неприемлемой для судов форме, присоединиться к односторонней и предвзятой позиции, занимаемой правительствами соответствующих стран в отношении последних событий в Украине», — заявили в КС России.
Там добавили, что Конституционный суд действует исключительно в рамках Конституции и не имеет права на политические заявления и оценки правомерности или неправомерности действий других государственных органов. По мнению российского КС, это ведет к дискредитации правосудия.
Следить за событиями удобно в нашем новостном телеграм-канале. Присоединяйтесь
Палаты суда упразднены. Все полномочия осуществляются им в полном составе.
Председатель КС:
-назначается на должность СФ по представлению Президента сроком на 6 лет из числа судей.
— по инициативе не менее 5 судей, считающих, что председатель недобросовестно исполнять свои обязанности либо злоупотребляет своими правами, может быть поставлен вопрос о его досрочном освобождении от должности.
— решение о досрочном освобождении от должности принимается большинством не менее 2/3 голосов от общего числа судей тайным голосованием.
Заместители Председателя – 2 шт.:
— назначаются СФ по представлению Президента;
— осуществляют по уполномочию Председателя его отдельные полномочия, а также выполняют иные функции, возложенные на них Председателем.
Научно-консультативный совет – все судьи КС + представители судейского сообщества.
Аппарат суда:
— секретари
— 4 управления по отраслям (частное право, публичное право, уголовное право, международное право) – анализ и подготовка будущих решений КС РФ
4 группы полномочий:
-
Конституционные полномочия (ст. 125 К, ст. 100 К, ст. 104 К):
а) разрешает дела о соответствии Конституции:
— федеральных законов (в т.ч. ФКЗ);
— нормативных актов Президента РФ, СФ, ГД, Правительства РФ;
— конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по предметам ведения РФ и по предметам совместно ведения;
— договоры между органами государственной власти.
б) разрешает дела о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров РФ (пример – вступление в ВТО);
в) дает толкование Конституции;
г) дает заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления;
д) разрешает споры о компетенции:
— между ФОГВ;
— между ОГВ РФ и ОГВ субъектов РФ;
— между высшими государственными органами субъектов РФ;
е) проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов (конкретный нормоконтроль)
ё) обращение с посланиями к СФ и ГД – посланиями о состоянии конституционной законности – их не было с 1993 года.
ж) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения (ст. 104 КС РФ)
-
Полномочия, закрепленные в ФКЗ о КС:
а) все конституционные полномочия
б) ФКЗ указывает, что КС осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему:
-Конституцией
-Федеративным договором
-ФКЗ
-договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.
-
Полномочия, закрепленные в других ФКЗ и ФЗ:
а) ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ (подп. 1 п.1 ст. 29)»:
-проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам Уполномоченного на нарушение конституционных прав и свобод граждан заком.
б) ФЗ «О прокуратуре РФ» (п.6 ст. 35):
— проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по обращениям Генерального прокурора РФ.
в) ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ» (ст. 7 п.4):
— проверка конституционности международного договора о принятии в РФ нового субъекта РФ.
г) ФКЗ «О референдуме РФ» (ч. 17 ст. 15):
— проверка конституционности вопросов референдума РФ по запросу ВС РФ о признании вопросов референдума не соответствующими Конституции РФ.
-
Полномочия, закрепленные в решениях КС:
а) П. 4 мотивировочной части Постановления КС от 02.04.2002 №7-п.
Проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по обращениям (жалобам) органов местного самоуправления.
б) п. 3.1.1 и п. 3.2. мотивировочной части Определения КС от 02.10.2007 г. №715-О-П.
В нашей стране существует великое множество законов и подзаконных актов. Причем законодательные собрания субъектов, да и само Федеральное собрание РФ (парламент) также постоянно принимают новые законы.
Но есть также и основной закон страны — Конституция, которая обладает верховенством над всеми этими законами. Конституционный суд как раз и сравнивает все принятые законы и нею и прекращает их действие в сфере охраны Конституции. Единственный момент, что делает он это только по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Госдумы, одной пятой сенаторов РФ или депутатов Государственной думы, Правительство, Верховного суда, органов власти субъектов РФ.
То есть, если вы — конкретный гражданин, считаете, что какой-то закон не соответствует Конституции РФ, вы не можете никоим образом затребовать его проверку.
Таким же образом проверяются договоры и международные договоры, не вступившие в силу, конституции республик, входящих в нашу страну.
Конституционный суд Российской Федерации
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.02.2022 N 6-П
В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории России Конституционный Суд РФ:
- разрешает дела о соответствии Конституции:
Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.
В пленарном заседании Конституционного Суда РФ судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке Председателя, заместителя Председателя и судью – секретаря Конституционного Суда РФ сроком на три года.
Согласно Закону о Конституционном Суде Председатель Конституционного Суда РФ осуществляет следующие полномочия:
- руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда РФ, созывает их и председательствует на них;
- вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;
- представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда РФ выступает с заявлениями от его имени;
- осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ;
- осуществляет другие предоставленные ему полномочия. Во всех случаях, когда Председатель Конституционного Суда РФ не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет заместитель Председателя Конституционного Суда РФ.
Судья – секретарь Конституционного Суда РФ исполняет следующие обязанности:
- осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда РФ;
- организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда РФ;
- доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом РФ, и информирует Конституционный Суд РФ об их исполнении;
- организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда РФ;
- осуществляет другие предоставленные ему полномочия.
Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.
Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ.
Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.
Судья Конституционного Суда РФ несменяем. Полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ – 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принятия им присяги.
Судья Конституционного Суда РФ неприкосновенен. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других людей.
Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены в случаях, если: 1) было дано согласие Конституционного Суда РФ на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности; 2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.
7.1. Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда РФ
В соответствии со ст. 1 Закона о Конституционном Суде Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ являются следующие.
1. Независимость. Судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией и Законом о Конституционном Суде РФ.
В своей деятельности судьи Конституционного Суда РФ выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.
Решения и другие акты Конституционного Суда РФ выражают соответствующую Конституции правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий. Судьи Конституционного Суда РФ принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом РФ.
Ключевые слова: состав, структура, полномочия, конституционного, суда, РФ
[2]
Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
[1]
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125) и ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г. (ред. от 5 февраля 2007 г.).
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей , назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда, судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации — семьдесят лет.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.
Конституционный Суд имеет широкие полномочия. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей ее территории Конституционный Суд РФ:
Статья 125. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным…
- Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2016. — 448 c.
- Пучинский, В. К. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора в советском гражданском процессе: моногр. / В.К. Пучинский. — М.: Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2015. — 192 c.
- Грудцына, Л. Ю. Адвокатское право / Л.Ю. Грудцына. — М.: Деловой двор, 2014. — 320 c.
- Гусов, К.Н. Комментарий к трудовому кодексу Российской федерации (вводный); М.: ВИТРЭМ, 2013. — 240 c.
- Габов, А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы: моногр. / А.В. Габов. — М.: Статут, 2011. — 304 c.
- Статья 1.5. Презумпция невиновности
- Статья 2.1. Административное правонарушение
- Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
- Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
- Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
- Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
- Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
- Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
- Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
- Федеральный закон от 04.03.2022 N 31-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ(ред. от 04.03.2022)
- Распоряжение Правительства РФ от 28.02.2022 N 344-р «Об утверждении Соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Карачаево-Черкесской Республики о передаче Министерству внутренних дел Российской Федерации части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность»
- Постановление Правительства РФ от 24.10.2018 N 1268 (ред. от 25.02.2022) «Об утверждении общих требований к установлению случаев и условий продления срока исполнения бюджетной меры принуждения»
- Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2022 N 7-П «По делу о проверке конституционности статей 14.8 и 51 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Медэксперт»
- Федеральный закон от 16.02.2022 N 8-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
- Федеральный закон от 28.01.2022 N 2-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
- Информация МВД России «В Госавтоинспекции разъяснили порядок прохождения технического осмотра и ответственности за управление транспортным средством без диагностической карты»
- Распоряжение Правительства РФ от 21.01.2022 N 53-р «Об утверждении Соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Республики Коми о передаче Министерству внутренних дел Российской Федерации части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность»
- Решение Верховного Суда РФ от 20.01.2022 N АКПИ21-936 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 4 Методических указаний по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты, утв. Приказом ФАС России от 15.08.2016 N 1145/16»
- Указ Президента РФ от 05.03.2022 N 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»
- Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2022 N 395-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 18.02.2022 N 296-р»
- Распоряжение Правительства РФ от 18.02.2022 N 296-р (ред. от 03.03.2022) «О выделении МЧС России в 2022 году бюджетных ассигнований для предоставления разовой финансовой помощи в форме иных межбюджетных трансфертов бюджету Ростовской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, постоянно проживающих на территории Украины, вынужденно покинувших территорию Украины и прибывших на территорию Российской Федерации (Ростовская область) в экстренном массовом порядке»
- Приказ Росстандарта от 01.03.2022 N 501 «О внесении изменений в приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июля 2017 г. N 1519, структуру и состав технического комитета по стандартизации «Безопасность труда»
- Приказ Росстандарта от 10.07.2017 N 1519 (ред. от 01.03.2022) «Об организации деятельности технического комитета по стандартизации «Безопасность труда»
- Приказ Росстата от 01.03.2022 N 98 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению для организации Федеральной службой по труду и занятости федерального статистического наблюдения за деятельностью по содействию занятости населения»
- Распоряжение Правительства РФ от 01.03.2022 N 370-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 10.12.2021 N 3525-р»
- Распоряжение Правительства РФ от 10.12.2021 N 3525-р (ред. от 01.03.2022) «Об утверждении перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2022 год»
- Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 240 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)»
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1096 (ред. от 26.02.2022) «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)»
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Им может стать гражданин России, достигший сорокалетнего возрастного ценза, обладающий незапятнанной репутацией, имеющий высшее специальное образование и опыт профессиональной деятельности не меньше пятнадцати лет. Также кандидат должен быть признан квалифицированным обладателем знаний в области права.
Представляет собой действующий аппарат, который состоит из его секретариата и отделов, обеспечивающих его функционирование.
Секретариат представляет собой следующую структуру.
1. Отраслевые управления. Сюда входят:
- управдение, осуществляющее информационно-отраслевое обеспечение;
- организация судебных заседаний;
- управление, связанное с издательской деятельностью;
- международная практика конституционного контроля;
- управление законодательного информирования.
2. Делопроизводство.
3. Приемная.
В состав аппарата суда входит судебный пристав с обеспечивающей службой. В его функции входит участие в заседаниях и оказание помощи председательствующему в поддержании порядка, требовании исполнения дисциплины, принятие соответствующих мер для устранению нарушений. Отказ от выполнения его требований может повлечь наложение санкций на нарушителя.
Другие подразделения обеспечивают восполнение кадрового состава, материально-техническое оснащение и социально-бытовое обеспечение. Сюда можно отнести пресс-службу суда, отдел работы с кадрами, управление финансами, а также управление делами.
Процесс подбора кандидатов в состав Конституционного суда РФ начинается с подготовки конкретных кадровых предложений для президента страны. Представлять такие кандидатуры на рассмотрение имеет право довольно обширный список лиц, уполномоченных выносить такие предложения, в том числе представители верхней и нижней палат Федерального Собрания, в субъектах это могут быть законодательные, судебные органы высшего уровня, ведомства и сообщества юристов страны, научные юридические заведения.
Претенденты предлагаются руководителем страны Совету Федерации, решение выносится в течение четырнадцати дней. Регламент суда устанавливает порядок предварительного обсуждения кандидатов и принятия по ним решения. Итог подводится на пленарном заседании СФ после тайного голосования по каждому индивидуально. Набравший наибольшее количество голосов депутатов кандидат считается утвержденным на должность. Такое лицо присягает стране и президенту и считается назначенным судьей в состав Конституционного суда РФ. Его статусность устанавливается федеральным законодательством. Полномочия судьи не ограничиваются каким-либо периодом, но устанавливается предельный возраст пребывания. Он составляет семьдесят лет.
Конституционный суд РФ покидает Конференцию европейских конституционных судов
Исполнение обязанностей судьи приостанавливаются в случае получения судебного решения на лишение его свободы, при заведении на него уголовного дела, а также ввиду его нездоровья и невозможности в связи с этим выполнять обязанности. Полномочия судьи могут быть прекращены при нарушении процедуры, которая производится при назначении на должность, при наступлении предельного возраста семидесяти лет, самостоятельного заявления об отставке, если теряется гражданство страны, при наличии обвинения в совершении уголовного деяния и вынесении в отношении него обвинительного приговора, совершении действий, которые влекут за собой ущерб достоинству и чести лица, при осуществлении занятий, которые недопустимы с занимаемой должностью, отсутствии на заседаниях. Судья лишается своих прав, если не участвует более двух раз подряд в голосовании без уважительных на то причин, становится недееспособным, объявляется умершим или безвестно отсутствующим. При наступлении одного из вышеперечисленных условий президенту страны направляется принятое Конституционным судом представление, служащее уведомлением о наличии освободившейся вакансии.
- Компетенция Конституционного Суда РФ. Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»
- Председатель Конституционного Суда Российской Федерации: порядок назначения, сроки, полномочия и обязанности
- Судебные полномочия Верховного Суда РФ. Председатель Верховного Суда
- Судебная система РФ: характеристика и особенности
- Виды государственной власти. Государственная власть: понятие и виды
- Субъекты конституционного права РФ
- Федеральное Собрание — это представительный и законодательный орган Российской Федерации. Структура, члены
Согласно Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации», данный орган имеет определение, как судебная структура конституционного контроля. Конституционное судебное производство выполняет свои функции независимо от других структур. Данные положения указаны в статье 1 вышеупомянутого закона.
Главные параметры Конституционного Суда РФ, фиксируемые в объединяющей форме, это:
- его моральное предопределение(выполнение законного контролирования);
- положение и роль в структуре классификации власти (судебный орган);
- основные и решающие правила функционирования (законодательная сила принимаемых им актов определена самостоятельной и независимой реализацией судебной власти);
- регламентирующая модель функционирования (конституционное судебное производство).
В компетенции Конституционного Суда РФ в соотношении с законом содержится обладание широкими полномочиями для охраны основных принципов конституционной системы, прав и свобод личности и гражданина, обеспечения господствующего положения и полной и единой деятельности конституционных законов на всей территории Российской Федерации.
Руководствуясь Конституцией РФ, Конституционный Суд России рассматривает и утверждает определенные виды актов:
- акты общефедерального уровня(федеральные нормы законодательства, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Госдумы, Правительства РФ);
- акты регионов Российской Федерации (основные законы республик, уставы, законы и другие законодательные акты, опубликованные по вопросам, касающихся ведения органов федеральной власти РФ и органов государственной власти регионов РФ);
- соглашения и договоренности внутри государства (между органами федеральной правительственной власти РФ и органами федеральной власти регионов России);
- внутрифедеральные (между органами федеральной власти непосредственно регионов РФ);
- международные договоренности России, не вступившие в законную силу.
Еще одной особенно важной категорией функционирования настоящего судебного органа определено конституционное контролирование за органами законодательной и исполнительной власти.
Эта контрольная функция Конституционного Суда РФ содержит в себе конкретные и поставленные особенности:
- контроль не может быть предварительным, а является последующим – иными словами проверяются только уже функционирующие законодательные акты, но не проекты;
- Конституционный Суд РФ не имеет права по собственному желанию стимулировать производство и анализировать дела.
Основанием для рассмотрения дела в Конституционном Суде РФ служит заявление форме требования, ходатайства или претензии.
Оно должно содержать свидетельства на неточность в вопросе соответствия Конституции РФ:
- законам;
- нормативным актам;
- договорам между органами государственной власти;
- международным договоренностям, не вступившим в силу;
- спорам об осведомленности между регионами РФ и самой Российской Федерацией;
- необходимостью объяснения позиций и принципов Конституции РФ.
В своем функционировании Конституционный Суд РФ регламентируется такими принципами:
- свобода и объективность;
- коллегиальность;
- открытость и публичность;
- устное ведение расследования и его перманентность;
- соревновательность и обладание одинаковыми правами сторон.
При выполнении устного анализирования Конституционный Суд РФ выслушивает интерпретации сторон, свидетельства экспертов и сообщения свидетелей, доводит до всеобщего сведения имеющиеся документы.
В реализации охраны прав граждан значительное роль отводится Конституционному Суду РФ, который конкретизируется как самая высокая ступень судебной системы в России для гражданина, обратившегося за защитой своих попранных прав. Конституционный Суд РФ представляет собой специальный и неповторимый судебный орган.
Тематикой для его рассмотрения являются законодательные положения, постановления, указы и иные нормативные документы, а не конкретизированные дела. Данный орган обязан удерживаться от определения и анализирования реальных обстоятельств дела всегда, если это определяется компетенцией иных судов или других органов, иначе говоря не имеет права заменять суды общей подсудности или арбитражные суды.
Необходимо обратить внимание на определенный перечень отличительных принципов предъявления претензий гражданами в Конституционный Суд РФ.
Определены следующие принципы:
- гражданин имеет право на обращение в Конституционный Суд РФ за защитой только предусмотренных Конституцией РФ прав (в этот список не входят трудовые, жилищные, земельные и т.д.);
- гражданин имеет право на подачу такой жалобы только в том случае, если является одним из участников в гражданском деле или одной из сторон в уголовном или административном процессе;
- предметом исследования Конституционного Суда РФ определяется не настоящее дело, но нормы законодательства как объект соответствия их Конституции РФ;
- гражданин имеет право подать претензию в Конституционный Суд РФ абсолютно на любой ступени рассмотрения дела в органе, который применяет обжалуемый закон.
Ситуации, исследуемые Конституционным Судом РФ, практически всегда достаточно сложны, для решения их требуются тщательная подготовка. Так как суд обязан соблюдать последовательность слушания дел, длительность процесса рассмотрения дела в Конституционном Суде иногда занимает по достаточно длительное время, это соответственно ухудшает оперативность принятия мер при обнаружении инцидентов по нарушению прав граждан.
В ситуации, когда Конституционный Суд РФ сформулировал закон, применяемый в определенном деле, как не соответствующий Конституции РФ, данное дело передается для пересмотра компетентному органу в соответствующем порядке.
Главное и очень важное значение правоохранительной деятельности Конституционного Суда РФ предопределено тем, что его заключения, определения, постановления и распоряжения простираются на многочисленное количество граждан, права которых были нарушены. Например, снятие запрещения на приватизацию жилья для сельских учителей, коснулась четырехсот шестидесяти тысяч граждан.
Все вопросы, входящие в компетенцию Конституционного Суда РФ подкреплены определенными актами.
Основополагающий вид таких актов составляют постановления, выносимые как при ревизии соответствия Конституции РФ иных законодательных актов, так и при объяснении Конституции РФ. Конституционный Суд РФ, получивший запрос о соблюдении определенной последовательности для вынесения обвинения. утверждает заключение о признании факта государственной измены или осуществления другого тяжкого преступного деяния Президентом РФ.
Оставшиеся другие резолюции Конституционного Суда РФ именуются определениями.
Определения делят на два вида:
- «отказные» (дело не подвластно именно этому суду или не соответствует предъявляемым требованиям);
- «повторные» (на обращения этому вопросу уже было утверждено решение Конституционного Суда РФ).
Законом предусмотрена возможность обращения Конституционного Суда РФ с циркулярами и обращениями к многочисленным федеральным органам власти.
Решения Конституционного Суда РФ должны быть неукоснительно исполнены на всей территории РФ всеми представительными, исполнительным и судебными органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также всеми организациями независимо от форм собственности, должностными и физическими лицами и их объединениями. Невыполнение, несоответствующее выполнение либо препятствование реализации решения Конституционного Суда РФ определяют ответственность, предусмотренную Федеральным законодательством(ст. 81 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).