Какие страны входят в евразийский экономический союз в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие страны входят в евразийский экономический союз в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Простыми словами, Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – это особая экономическая зона, в которую входят Россия, Беларусь, Армения, Казахстан и Кыргызстан.

Согласно Договору о ЕАЭС на территории стран-участниц свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Создана на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Казахстана и Беларуси.

С образованием ЕАЭС прекратило деятельность Евразийское экономическое сообщество – ЕврАзЭС (Договор от 10 октября 2014 г.).

Что такое ЕАЭС – расшифровка аббревиатуры и список стран на 2022 год

Основные цели Евразийского экономического союза:

  • создать условия для укрепления и стабильного развития экономик стран-участниц для повышения уровня жизни их населения;
  • сформировать единый рынок товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в странах ЕАЭС;
  • модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

На территориях стран – участниц ЕАЭС действует общий рынок труда:

  1. Работодателю или заказчику для заключения трудового или гражданско-правового договора с гражданином государства – члена ЕАЭС, не нужно получать специальное разрешение на привлечение иностранных работников.
  2. Гражданам из стран ЕАЭС не нужно получать разрешения или патенты для работы в России. Процедура их трудоустройства не отличается от приёма граждан РФ, а документы об образовании признаются без специальной процедуры.

Высший орган управления Союзом – это Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС). В него входят главы стран-участников или главы их правительств. У Высшего экономического совета есть полномочия:

  • принимать решения по принципиальным вопросам деятельности Союза;
  • определять стратегию, направления и перспективы развития интеграции;
  • принимать решения, связанные с реализацией целей Союза.

Заседания Высшего совета проводятся как минимум 1 раз в год. Для решения неотложных вопросов могут созываться внеочередные заседания. Их проводят по инициативе любого из государств-членов ЕАЭС или председателя Высшего совета.

Евразийский Межправительственный совет (ЕМС) занимается реализацией и контролем за исполнением Договора ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета. Состоит из глав правительств стран-участников.

Заседания Межправительственного совета проводят по мере необходимости, но не реже чем 2 раза в год.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза со штаб-квартирой в Москве.

Основные задачами Комиссии:

  • обеспечить условия функционирования и развития ЕАЭС;
  • разрабатывать предложения по экономической интеграции в рамках Союза.

Страны, входящие в Евразийский экономический союз

Координируют и управляют работой органов ЕАЭС следующие структуры:

  • Высший евразийский ЭС. Такое название носит наднациональный орган. В его состав входят главы стран, ставших членами ТС. Заседание Высшего совета происходит ежегодно. На нем принимаются очередные решения, которые должны выполнять все страны-участницы. Кроме того, совет занимается определением состава и полномочий различных структур ТС.
  • Евразийская комиссия по экономике. Это регулирующий орган Союза, который работает постоянно. Кроме общих вопросов, комиссия решает и те, что касаются таможенного регулирования и международной торговли. А также разрабатывает и обеспечивает условия для развития ТС и его нормальной работы.

Полномочия комиссии довольно обширные, она уполномочена решать практически все вопросы:

  1. Технического регулирования.
  2. Таможенного администрирования.
  3. Статистики торговли.
  4. Закупок.
  5. Валютной политики.
  6. Макроэкономической политики.
  7. Касающиеся перевозок, транспорта.
  8. Субсидий для сельскохозяйственных или промышленных предприятий.
  9. Финансовых рынков.
  10. Миграционной политики.
  11. Торгового режима с третьими странами.
  12. Политики конкуренции, энергетики.
  13. Соблюдения авторского права.
  14. Мер относительно санитарных/ветеринарных норм.
  15. Естественной монополии и других областей.

Первая цель ТС касалась вопросов, связанных с увеличением рынков, где участники Союза могли бы сбывать производимые ими товары и услуги. Чтобы в первую очередь именно внутри него росли продажи.

Для этого предлагалось следующее:

  1. Отменить внутренние таможенные платежи. Благодаря этому могла бы возрасти ценовая привлекательность производимой странами — членами Союза продукции.
  2. Отменить таможенный контроль и оформление документов для перемещения продукции. Это помогало ускорить оборот товаров внутри Союза.
  3. Принять общие требования по ветеринарным стандартам безопасности и санитарно-эпидемиологическим вопросам. Получить это предлагалось на основе результатов совместных испытаний.

Чтобы унифицировать подход к безопасности и качеству, странами-участницами был подписан договор о том, что вся предлагаемая на сбыт продукция обязательно должна иметь сертификат. Его форма была оговорена в одном из документов Таможенного союза.

Данный договор содержит более 30 регламентов. Все они относятся к качеству услуг/товаров и их безопасности. Причем сертификат, выданный одной страной — участницей Союза, остается действенным и в других государствах, входящих в его состав.

К сожалению, на данный момент еще нельзя сказать, что ТС достиг тех целей, которые были задекларированы при его создании. К таким выводам подводит тот факт, что происходит падение товарооборота между странами-участницами.

Если сравнивать период, пока не был заключен договор о Евразийском экономическом союзе, с последующим после этого события, то особого роста экономики не было замечено.

Но не наблюдается и ее падения. Более того, если бы Таможенный союз не был заключен, ситуация оказалась намного сложнее из-за кризисных явлений во всех странах ТС. Участие на внутрисоюзном рынке дает определенные преимущества.

Доли таможенных пошлин распределены следующим образом (показатели в списке даны от общей суммы в процентах):

  1. Россия — 85,3.
  2. Казахстан — 7,1.
  3. Беларусь — 4,59.
  4. Кыргызстан — 1,9.
  5. Армения — 1,11.

Больше всего преимуществ в таможенных пошлинах, кроме России, имеют Казахстан и Беларусь. Так, благодаря действующим соглашениям появилась возможность реализовать без выплаты пошлины выпущенные в Союзе автомобили.

Хотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.

Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.

В современный Союз вошли страны, находящиеся географически далеко друг от друга. Устройство экономики у них разное, взаимные интересы почти отсутствуют. Но есть и такие вопросы, которые касаются всех стран. Им нужен российский рынок сбыта, а России нужны товары, которые предлагают другие страны-участницы.

Чтобы объединение работало, иногда приходится идти на компромисс, к чему некоторые страны не всегда готовы. Кроме того, хотя таможенные посты на границах между странами-участницами ликвидированы, остается пограничный и санитарный контроль.

Как показывает практика, пока что не наблюдается единого подхода и взаимного доверия. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией.

Предвестником ныне действующего таможенного союза стало соглашение между Белоруссией, Россией и Казахстаном. Объединение трёх государство произошло в 2010 году. В ноябре 2011 году главы вышеперечисленных государств приняли Декларацию о евразийской экономической интеграции. В документе отражалось решение о переходе к следующему этапу – созданию Единого экономического пространства. В начале 2012 года получил юридическую силу документ, являющийся основой для формирования ЕЭП.

Решение о подписании договора о создании Евразийского экономического союза было принято в марте 2012 года. В начале 2015 года соглашение было подписано.

Список стран, входящих в Евразийский экономический союз

Изначально странами ЕАЭС считались лишь 3 государства, которые изначально приняли решение о создании единой зоны экономической и таможенной интеграции. Через некоторое время присоединилось ещё 2 страны. Теперь странами участниками ЕАЭС являются 5 держав.

Сегодня странами, входящими в ЕАЭС, являются:

  • Россия – с 01.07.2010 года.
  • Казахстан – с 01.07.2010 года
  • Беларусь – с 06.07.2010 года.
  • Армения – с 10.10.2014 года.
  • Кыргызстан – с 23.12.2014 года.

Каждое государство – участник имеет республиканский строй формирования государства, кроме России. В рамках единого экономического и таможенного пространства действуют несколько межгосударственных соглашений. Главный из них – Таможенный Кодекс.

Когда создавался таможенный союз, странами – членами ЕАЭС были намечены основные цели. Это:

  • общая межгосударственная интеграция, модернизация, кооперация, повышение конкурентоспособности национальных экономик;
  • создание таких условий, чтобы они давали возможность экономического роста каждому государству – участнику;
  • повышение жизненного уровня населения каждой державы, входящей в объединение.

Важной задачей является не только достижение уже поставленных целей, но и формирование перспектив на будущее. В перспективе к 2025 году является достижение и реализация «четырёх свобод». К ним относятся:

  • полное устранение барьеров, которые мешают свободно обороту товаров, услуг, рабочей силы и капитала между странами – участниками;
  • создание единого рынка энергоресурсов.

К 2030 году планируется:

  • обеспечить устойчивость экономик на микроуровнях;
  • создание благоприятных условий для роста деловой активности национального населения, роста инвестиционной привлекательности каждой страны;
  • применение инновационных методов развития и модернизации экономик;
  • развитие транзитного потенциала;
  • развитие кадрового потенциала;
  • развитие и реализация внешнеторгового потенциала;
  • межрегиональное и пограничное сотрудничество.

Несколько структур регулируют деятельность Евразийского союза. Это:

  • Высший Евразийский Экономический Совет – это наднациональный орган, в состав которого входят главы государств – участников. Каждый проходит заседание, на котором решаются вопросы, касающиеся экономического развития стран союза ЕАЭС. Принятые общим голосованием решения должны выполняться всеми членами. Также здесь решаются структурные вопросы.
  • Евразийская комиссия по экономике. Работает постоянно, выполняет регулирующие функции. Решает общие вопросы, а также те, что касаются регулирования на таможне и международной торговли. Разрабатывает меры, регулирует, обеспечивает условия для нормального развития стран – участников.

Довольно много государств не входят в зону таможенного союза, но выступают в роли наблюдателей или ратифицировали соглашение о создании Зоны свободной торговли. К таковым относятся:

  • Молдавия – выступает в роли наблюдателя с 2018 года.
  • Вьетнам – входит в ЗСТ с 2015 года.
  • Сербия – входит в ЗСТ с 2019 года.
  • Иран – ратифицировал в 2018 году соглашение о ЗСТ на некоторое время.
  • Китай – ратифицировал соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве в 2018 году.
  • Куба – подписан Меморандум о взаимопонимании в 2018 году.
  • Египет – в 2015 году подал заявку на вступление ЕАЭС.
  • Таиланд – с 2016 года ведутся переговоры о создании ЗСТ.
  • Монголия — с 2016 года ведутся переговоры о создании ЗСТ.
  • Индия — с 2017 года ведутся переговоры о создании ЗСТ.
  • Сингапур – 01.10.2019 года подписано соглашение о создании ЗСТ.

Каждая держава, уже ставшая участником ТС, или только планирующая, должна понимать, что существуют определённые преимущества, к которым можно отнести общий экономический рост всех стран – участниц. ЕАЭС это:

  • Рынок – почти 176 млн человек.
  • ВВП — 2 411 млрд $.
  • Лидер по добыче газа в мире – 20,9% мирового рынка.
  • Лидер по добыче нефти в мире – 14,6% от мировой доли.
  • 6 место в мире по добыче угля – 5,8%.
  • 3 место в мире по выработке электроэнергии.
  • Производство стали находится на 5 месте – 4,5%.
  • 2 место по производству минеральный удобрений.
  • Лидирующие позиции в сельском хозяйстве.

Сегодня, нельзя сказать, что цели, ради которых создавалось экономическое объединение стран, достигнуты. Сейчас товарооборот между державами – участниками значительно упал. Роста экономики не наблюдается, если сравнивать с тем периодом, когда договор создании ещё не был подписан.

Плюс в том, что и падения тоже нет. Экономическая ситуация во всех странах находится в стабильном положении. Некоторые эксперты считают, что, если бы ТС не был создан, в каждой державе начался бы кризис на фоне мирового.

Таможенный союз ЕАЭС 关税同盟 Customs Union 2022

Юридические лица, занимающие импортом товара среди держав – участников, уплачивают:

  • НДС.
  • Акцизы.

Взимают налоговые органы. Исключение – акцизы по маркированным товарам. Их взимают таможенные органы. Даже применение систем льготных система налогообложения не предусматривает освобождение от уплаты косвенных налогов.

Налоговая база для уплаты НДС рассчитывается как стоимость везённых товаров. Акцизы, подлежащие уплате по подакцизным товарам, входят в общую сумму по уплате НДС.

Предусмотрены случаи освобождения от уплаты косвенных налогов. Это:

  • На основании ст. 150 НК РФ – товары, которые освобождены от налогообложения при ввозе их в РФ.
  • Товары, которые ввозятся гражданами для личных, а не для предпринимательских целей.
  • Товары, передача которых осуществляется в пределах одного юридического лица.

При экспорте товаров применяется ставка НДС, равная 0%. От уплаты акцизов также полное освобождение. Право применения нулевой ставки по НДС должно быть подтверждено документами:

  • Договорами.
  • Заявлениями.
  • Транспортными документами.

Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.

Основные проблемы ЕАЭС:

  • применение нетарифных ограничений стран-участниц ЕАЭС, которые представляются как санитарные нормы (из-за чего происходят так называемые «продовольственные войны»);
  • неравное распределение таможенных пошлин (доля России – 85,26% с 2020 года);
  • системные изъятия из национального режима в области государственных закупок;
  • недоговоренность в вопросе общего рынка энергоресурсов.

Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.

На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.

В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.

Противоречия в Таможенном союзе в 2019-2020 гг. также провоцируют геополитические вызовы:

  • санкции против России от США и Европейского союза;
  • конфликт России с Украиной;
  • кризисы на Ближнем Востоке.

Несмотря на противоречия внутри ЕАЭС и нереализованность многих планов, закрепленных в документах, есть и реальные действия для развития ТС. Применение таможенных соглашений позволило:

  • упростить бюрократическую процедуру ввоза товаров через границы внутри Таможенного союза;
  • улучшить качество товаров благодаря конкуренции;
  • увеличить товарооборот. Так, например, в Армении товарооборот со странами ЕАЭС в 2019 году превысил два миллиарда долларов;
  • позволить гражданам стран-участниц беспрепятственно работать в любом государстве ЕАЭС.

Все государства, входящие в ЕАЭС смогли нарастить объем внешней торговли. Согласно Докладу Евразийской экономической комиссии, прирост в 2018 году составил:

  • Беларусь – 23,7%;
  • Россия – 22,4%;
  • Казахстан – 21,7;
  • Армения – 32%;
  • Кыргызстан – 24,7%.
  1. Таможенный союз ЕАЭС – это соглашение, позволяющее отменить таможенные платежи между странами-участницами, а также активизирующее другие условия для развития экономики государств ЕАЭС. Таможенный союз позволил создать единое таможенное пространство, унифицировать стандарты оценки товаров, сделать равными возможности трудоустройства граждан из стран ЕАЭС.
  2. Основные цели Таможенного союза – увеличение товарооборота, защита рынка стран ЕАЭС, стимул производить конкурентоспособные товары.
  3. Первые таможенные соглашения между Россией, Беларусью и Казахстаном были подписаны еще в 1995 году. Теперь Таможенный союз действует в рамках Евразийского экономического союза.
  4. Страны, входящие в ЕАЭС в 2021 году, – Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан. В разное время вступить в ЕАЭС хотели Тунис, Сирия и Узбекистан.
  5. В ЗТС (зону свободной торговли) с ЕАЭС входят Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
  6. Из-за национальных интересов стран-участниц в ЕАЭМ есть много противоречий – неравное распределение таможенных пошлин, вопросы с общим рынком энергоресурсов, неисполнение многих правил, действующих на бумаге.

Список стран-участников Таможенного союза на [year] год

Перспективы развития ЕАЭС, в первую очередь, определяются географическим расположением на сухопутных маршрутах доставки грузов из Китая и других азиатских стран в Европу. Глобальный китайский проект «Один пояс и один путь» обещает выгодные контракты на транзитных автомобильных перевозках, а в перспективе — железнодорожных.

Всего около 50 стран в Азии, Европе, Африке и Латинской америке сегодня проявляют интерес к участию в ЕАЭС и желание сотрудничать с Евразийским экономическим союзом в разных сферах внешнеэкономической деятельности.

В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.

С 2015 года по причине создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сообщество было упразднено. Членство в ЕАЭС автоматически влекло за собой участие в Таможенном союзе (ТС) с применением единых тарифов пошлин.

Одновременно с вступлением в ЕАЭС в 2015 году к ТС примкнули Армения и Киргизия.

Тунис и Сирия изъявили желание стать членами Союза. Существует предложение приобщить к территории и Турцию, но реальных действий для подписания договоров с этими государствами пока не предпринято.

В настоящий момент действующими участниками ТС являются:

  • Россия (с 2010 года);
  • Казахстан (с 2010 года);
  • Белоруссия (с 2010 года);
  • Армения (с 2015 года);
  • Киргизия (с 2015 года).

Между государствами действует договор о Евразийском экономическом союзе, определяющий сферу его функционирования: основные принципы, управление, меры регулирования экономических процессов, сотрудничество по различным направлениям деятельности.

С 1 января 2018 года страны приняли Таможенный кодекс ЕАЭС для упрощения ряда процедур, проводимых между участниками.

О том, что такое Таможенный союз, дополнительно можно узнать ниже на видео.

Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.

Управление деятельностью объединения осуществляется органами:

  1. Высшим советом. Созывается минимум 1 раз в год и определяет перспективы развития интеграции, стратегию, принимает решения для достижения общих целей.
  2. Межправительственным советом. Состоит из глав правительств государств и проводится минимум 2 раза в год. Обеспечивает контроль исполнения положений Договора о ЕАЭС, решений Высшего совета.
  3. Комиссией. Постоянно функционирующий орган, состоящий из Совета и Коллегии. В отличие от предыдущих органов, пребывание которых меняется по договоренности стран, Комиссия на постоянной основе располагается в Москве. Орган обеспечивает условия деятельности и развития ТС ЕАЭС и вырабатывает предложения в сфере интеграции. Комиссия руководствуется принципами взаимовыгодного сотрудничества, правового равенства, экономической целесообразности и открытости.

Председательство в советах осуществляется в течение 1 года каждым членом в порядке очередности.

Отдельным статусом обладает Суд Союза, он не относится к органам управления. Суд постоянно пребывает в Минске и обеспечивает единообразие в толковании и применении норм международных договоренностей в пределах объединенной таможенной территории. В составе числятся по два судьи от каждого участника объединения, срок полномочий – 9 лет.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.

Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:

  • информационное взаимодействие;
  • регулирование обращения медикаментов;
  • установление единых требований к продукции;
  • соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
  • введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
  • обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.

Государство, пожелавшее вступить в Союз, должно направить обращение Председателю Высшего совета. Документ передается Комиссии и рассылается другим членам. В течение двух месяцев действующие участники направляют Комиссии позиции по данному вопросу, а решение о принятии кандидата принимается на заседании Совета.

Государство, желающее прекратить членство в ТС ЕАЭС, сообщает о намерении в Комиссию, которая уведомляет остальных участников. Выход из объединения происходит спустя 12 месяцев с момента направления уведомления в Комиссию. Со страной улаживаются все финансовые вопросы.

Все меры таможенного регулирования направлены на достижение устойчивости экономического развития государств-членов ТС, диверсификации экономики, инновационному прогрессу, улучшению структуры торговли и инвестиций.

Положительные результаты, достигнутые в рамках соглашений, придаются огласке реже, чем новости о подписанных вновь договорах или о разногласиях. Но нельзя не заметить, что в пределах таможенной территории достигнуто упрощение оборота продукции, оказана реальная поддержка экономическим субъектам Союза.

ТС состоит из государств, имеющих общее советское прошлое. Сегодня страны объединяют общие интересы.

Российский рынок является наиболее привлекательным для сбыта продукции остальных членов Союза. Ведущие процессы стабилизации ТС ЕАЭС также оставались за РФ за счет стабильного развития экономической сферы вплоть до 2014 года на фоне высоких цен сырьевых ресурсов. Резкого роста экономики ждать не приходилось, но Россия смогла занять крепкую позицию на мировой арене.

В 2010 году ТС начал работу без участия Белоруссии, впоследствии присоединившейся, по причине возникших разногласий. В целом члены международного объединения высказывали несогласие с условиями договоров, ограничивающих получение выгоды всеми участниками в равных условиях.

Между государствами остались пограничные зоны, пересечение которых все же сопровождается определенными нормами контроля. Так, практика показала отсутствие возможности доверительного взаимодействия, поэтому на внутренних границах ведется санитарный контроль.

Развитие получило производство участниками автомобилей за счет их беспошлинной продажи.

В ходе саммита Россия — АСЕАН в 2016 году в Сочи Путин выдвинул предложение о сопряжении ЕАЭС, АСЕАН и ШОС[33] («интеграции интеграций»). По мнению экспертов, возможно присоединение России или ЕАЭС ко Всестороннему региональному экономическому партнерству[34]. На Петербургском международном экономическом форуме-2016 в июне 2016 года Путин предложил создать большое партнерство в Евразии[35], в которое могли бы войти ЕАЭС, Китай, Индия, Пакистан, Иран и другие государства континента, а также анонсировал начало переговоров по созданию партнёрства между ЕАЭС и КНР. На том же мероприятии президент Казахстана Нурсултан Назарбаев призвал создать форум ЕАЭС — ЕС[36]. Таким образом, ЕАЭС позиционирует себя как ядро континентальной интеграции.

После того, как в июле 2010 года вступили в силу договорённости о создании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в декабре того же года на саммите ЕврАзЭС было достигнуто соглашение о создании Евразийского экономического союза на базе Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России.

Евразийский экономический союз

19 октября 2011 года главы стран ЕврАзЭС приняли решение о присоединении Киргизии к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана[41].

18 ноября в Москве президент России Дмитрий Медведев, президент Белоруссии Александр Лукашенко и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали[42][42][43] документы следующего этапа интеграции:

  • Декларацию о Евразийской экономической интеграции;
  • Договор о Евразийской экономической комиссии;
  • Регламент работы Евразийской экономической комиссии.

В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель — создание к 2015 году Евразийского экономического союза. Сторонами разрабатывается проект нового основополагающего документа — Договора о Евразийском экономическом союзе[44]. Договор должен был быть подготовлен до 1 мая 2014 года[45].

С 1 января 2012 года на территории трёх стран-участниц Таможенного союза ЕврАзЭС начало действовать Единое экономическое пространство, сформированное для создания условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения. В полной мере интеграционные соглашения Единого экономического пространства, принятые 18 ноября 2011 года, начали работать с июля 2012 года.

В феврале 2012 года председатель Госдумы России Сергей Нарышкин заявил, что вслед за созданием Таможенного союза и формированием Единого экономического пространства государства-партнёры намерены приступить к созданию наднационального — Евразийского — парламента, а Таможенный союз и Единое экономическое пространство станут базой для формирования будущего Евразийского союза[46].

15 февраля вступил в силу первый технический регламент Таможенного союза ТР ТС 006/2011 «О безопасности пиротехнических изделий»[47].

20 марта С. Нарышкин заявил, что «Евразийская межпарламентская ассамблея, которая придёт на смену межпарламентской ассамблее ЕврАзЭС, должна разрабатывать основы законодательства в базовых сферах правоотношений, а в перспективе стать полноценным евразийским парламентом», «наделённым законодательными и контрольными полномочиями по аналогии с Европарламентом и формируемым на основе прямых демократических выборов».

17 мая С. Нарышкин заявил о том, что Россия, Белоруссия и Казахстан организовали рабочую группу для формирования парламента будущего Евразийского союза. К продвижению этой инициативы в Минске и Астане подключилась председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко.

Инициативы руководителей палат российского парламента, однако, не получили ожидавшегося ими отклика у парламентариев Казахстана и Белоруссии. 13 сентября на заседании рабочей группы по вопросам парламентского измерения Евразийской экономической организации представители Казахстана — председатель комитета Мажилиса по международным делам, обороне, безопасности Маулен Ашимбаев и секретарь НДП «Нур Отан» Ерлан Карин — призвали не спешить с «политической составляющей» и сосредоточиться на экономических вопросах интеграции, поскольку любые интеграционные проекты возможны только «при условии соблюдения главного принципа — уважения суверенитета государств-участников». Именно по этой причине казахстанская сторона назвала преждевременной подготовку проекта меморандума о концепции межпарламентского органа и отказалась от каких-либо политических заявлений[48].

19 декабря 2012 года, советник президента России Сергей Глазьев, заявил о том что вопрос о введении единой валюты в рамках Евразийского Экономического Союза обсуждался несколько раз, однако положительного решения пока нет[49]. Далее он сделал следующее заявление:

  • В рамках Таможенного союза естественно происходит доминирование рубля. …

    Если мы исключим доллар и евро, в которых пока ещё ведутся расчёты в основном по энергоносителям, вес рубля во взаимной торговле трёх государств составляет около 90 %[49].

    3 сентября, по итогам переговоров на высшем уровне президентов России и Армении, президент Армении Серж Саргсян заявил о решении его страны вступить в Таможенный союз.

    16 сентября председатель комитета Госдумы России по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий, выступая на пресс-конференции, в очередной раз озвучил планы по созданию евразийского парламента, положение о котором, по словам чиновника, должно быть внесено в «Договор о Евразийском экономическом союзе»[50].

    18 сентября, в ответ на повторную инициативу по созданию Евразийского парламента, депутат казахстанского мажилиса, глава комитета по международным делам, обороне и безопасности палаты Маулен Ашимбаев заявил в интервью телеканалу «Астана», что Казахстан не поддерживает данную инициативу[51]:

  • В этом договоре не должно быть пункта, касающегося создания единого наднационального парламента. Здесь позиция Казахстана чёткая, она озвучивалась не раз руководством страны, что Казахстан не будет поддерживать создание наднациональных политических органов. Максимум, о чём может идти речь в этом проекте, — соглашение о межпарламентском сотрудничестве, которое, собственно говоря, сегодня есть.

    1 октября в интервью казахскому телеканалу «24 KZ» белорусский президент А. Лукашенко заявил, что единой валюты и «наднациональных надстроек» в создаваемом Евразийском союзе не будет[52]:

  • Кто-то из политиков, особенно в России, привыкли подкидывать в повестку дня то, что сегодня нереально. Допустим, все кричат о какой-то унификации, в том числе и в политической сфере. Но мы ведь создаём экономический союз. Кто-то говорит о какой-то политической надстройке. Кто-то сегодня говорит о введении единой валюты. Мы ещё к этому не пришли, мы ещё не ощутили жесточайшую необходимость этого.

    … Сегодня это не стоит в повестке дня, и не надо это впихивать искусственно, не надо создавать наднациональных структур, которые не воспринимаются хотя бы одной страной.

    … Кстати, это позиция Нурсултана Абишевича (Назарбаева): давайте делать то, что сегодня нужно, чего требуют от нас народы. При этом политическая независимость, суверенитет, стабильность государства — это главное. Мы должны быть независимыми и суверенными государствами[53].

    21 октября в ходе визита в Россию вице-премьер сирийского правительства Кадриль Джамиль заявил о намерении его страны вступить в Таможенный союз, подчеркнув, что страна уже собрала все необходимые документы[54].

    24 октября в ходе саммита стран-участниц Таможенного союза президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил распустить Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и принять Турцию. По его словам, бывая за рубежом, он часто слышит опасения, что «мы создаём СССР, или что-то под Россией». «Может, Турцию принять, большая страна, и разговор закончится», — предложил Назарбаев президентам России и Белоруссии[55].

    11 ноября Россия и Казахстан подписали договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке, который закладывает основы для дальнейшего стратегического партнёрства между странами[56].

    24 декабря, выступая на заседании Высшего евразийского экономического совета, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил против политизации Евразийского экономического союза:

  • Мы с вами говорили, и не хотелось бы повторять, но политизация создаваемого союза недопустима.

    … Такие направления, как охрана границ, миграционная политика, система обороны и безопасности, а также вопросы здравоохранения, образования, культуры, правовой помощи по гражданским, административным и уголовным делам не относятся к экономической интеграции и не могут быть перенесены в формат экономического союза.

    … Как суверенные государства мы активно сотрудничаем с различными странами, международными организациями, не ущемляя взаимных интересов. Союз не должен мешать нам в этом направлении[57].

    В рамках формирования Евразийского экономического союза предполагается унифицировать подходы к налогообложению налоговых резидентов граждан государств — членов ЕАЭС, с тем чтобы в случае заключения долгосрочных трудовых договоров гражданами стран ЕАЭС налогообложение их доходов от работы по найму в Российской Федерации осуществлялось на условиях не менее благоприятных, чем налогообложение налоговых резидентов Российской Федерации.

    3 мая белорусский президент Александр Лукашенко заявил, что изначально необходимо договариваться о равноправных условиях работы при создании ЕАЭС[58], а 9 мая по итогам двусторонних переговоров в Москве с руководством России Лукашенко сообщил, что все вопросы практически урегулированы[59].

    29 мая 2014 года в Астане (Казахстан) подписан договор о создании Евразийского экономического союза[60]. Документ вступит в силу с 1 января 2015 года. Президент Армении Серж Саргсян заявлял, что его страна намерена присоединиться к договору до 15 июня 2014 года[61]. Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев рассчитывает подписать договор до конца 2014 года[62].

    5 октября президент России Владимир Путин подписал закон о ратификации договора о Евразийском экономическом союзе.

    9 октября президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал закон о ратификации договора о Евразийском экономическом союзе.

    10 октября главы государств-членов ЕАЭС подписали договор о присоединении Армении к союзу.

    В ноябре 2014 года процесс присоединения Киргизии к ТС и Евразийскому Экономическому Союзу активизировался[63]. Парламент Киргизии принял ряд законов, необходимых для скорого вступления в союз[64].

    4 декабря 2014 года парламент Армении ратифицировал договор о присоединении страны к ЕАЭС.

    23 декабря 2014 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета был подписан договор о присоединении Киргизии к ЕАЭС[65][66]. Подписаны Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза и Соглашение о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначений и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза[67].

    • 17 января Президент Молдавии Игорь Додон заявил о намерении Молдавии стать первым наблюдателем в Евразийском экономическом союзе.
    • 22 марта Молдавия попросила предоставить ей статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Как сообщил на своей официальной странице в социальной сети Facebook президент Молдавии Игорь Додон, соответствующую просьбу он направил накануне председателю Высшего евразийского экономического совета, главе Киргизии Алмазбеку Атамбаеву[79].
    • 3 апреля в Кишиневе был подписан Меморандум о сотрудничестве Молдавии с ЕАЭС. Меморандум подписали председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян, а с молдавской стороны — Игорь Додон[80]. Следующий шаг — подписание рамочного соглашения. Затем — получение Молдавией статуса наблюдателя в ЕАЭС[81].
    • 14 апреля в Бишкеке в ходе заседания Высшего евразийского экономического совета принято решение о предоставлении Молдавии статуса государства-наблюдателя при ЕАЭС[82].

    Какие страны могут стать новыми участниками ЕАЭС

    Официально объединение начало формироваться в 1995 году, когда Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь заключили соглашение. Основной задачей представленного договора стало регулирование экономических отношений между странами, а также обеспечение здоровой конкуренции.

    Через год, в 1996, были подписаны нормативно правовые акты об учреждении о Таможенного союза и Единого экономического пространства. Участниками стали такие страны, как:

    1. Россия
    2. Белоруссия
    3. Казахстан
    4. Киргизия
    5. Таджикистан
    6. Узбекистан (только с 2006 года)

    В 2000 году было принято решение об учреждении Евразийского экономического общества. В состав общества вошли Россия, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан.

    Первые разговоры о создании ЕАЭС были замечены на неформальном саммите, который состоялся 16 августа 2006 года. Буквально через год предложение о создании Таможенного союза было одобрено. Был собран полный пакет документов, для подписания соглашения между странами. Стоит заметить, что также был утвержден дальнейший план действий по созданию и работе таможенного объединения.

    С 1 января 2010 года правила таможенного союза официально начали функционировать в следующих государствах: Белоруссия, Россия, Казахстан. Страны начали использовать единые таможенные тарифы, упорядочили льготную систему.

    В 2012 году был подписан договор, начавший формирование правового фундамента Евразийского экономического союза.

    В 2015 году был подписан договор о Евразийском экономическом союзе (ЕЭАС), после которого вошедшие в него страны стали более плотно сотрудничать.

    В сообщество вошло 5 государств. Каждое обязано выполнять устав, который прописан в договоре ЕЭС. Все страны являются полноправными членами общества, поэтому каждая имеет привилегии и обязанности членства. В состав Евразийского экономического союза входят следующие государства:

    • Российская Федерация (дата вступления — 1.01.2015)
    • Армения (дата вступления — 2.01.2015)
    • Киргизия (дата вступления — 12.08.2015)
    • Казахстан (дата вступления — 1.01.2015)
    • Белоруссия (дата вступления — 1.o1.2015)

    Есть ряд стран, с которыми ведутся переговоры о вступлении в ЕЭС. Из них можно выделить следующие государства: Египет, Китай, Индия, Израиль, Монголия, Таиланд.

    Также есть государства, которые являются прецедентами для входа в ЕАЭС . Это — Сирия и Тунис.

    Союз ЕАЭС, страны которого имеют определенные цели, всеми силами пытается воплотить их в жизнь, именно поэтому следуют всем прописанным правилам. Главными целями объединения являются:

    1. Всеобъемлющая модернизация, затрагивающая все стороны экономической жизни.
    2. Повышение здоровой конкурентоспособности.
    3. Обеспечение условий для стабильного развития экономики государств-членов.

    ЕЭС выделяет перечень перспектив для дальнейшего развития союза:

    1. Экономическая интеграция ЕАЭС, АСЕАН и ШОС.
    2. Создание большого экономического партнёрства в Евразии.
    3. Реализация “четырех свобод”: устранение барьеров, мешающих передвижению товара, создание единого рынка энергоресурсов и единой транспортной территории, систематизация аграрной промышленности.

    Для слаженной работы организации необходим орган, который регулирует все действия. Таким является постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (ранее — Таможенного союза и Единого экономического пространства).

    Союз ЕАЭС, страны которого могут принимать косвенное участие в жизни объединения, создал зону свободной торговли. Это — Вьетнам, Сербия, Сингапур и Иран.

    Конечно, члены объединения должны не только выполнять поставленные обязательства, страны, входящие в ЕАЭС, имеют некоторые льготы и привилегии. Вот преимущества, которые выдвигают ЕАЭС на мировую арену:

    1. Новый рынок сбыта. Страны получают возможность продавать свою продукцию на территории партнеров. К примеру, те государства, у которых нет выхода к морю, спокойно могут осуществлять продажи с помощью партнерской программы.
    2. Взаимное укрепление экономической сферы. Страны всеми совместными силами, вводя новые правила и, выдвигая действенные решения, укрепляют экономические отношения.
    3. Уверенность, поддержка и статус. Странам комфортнее действовать, осознавая, что они входят в крупную организацию ЕАЭС.
    4. Поддержка малого бизнеса. Довольно трудно развиваться начинающим компаниям без помощи государства. Страны-партнеры ЕАЭС смогут поддержать малый бизнес, обеспечив его необходимыми товарами.
    5. Развитие и поиск новых идей. Страны, входящие в таможенное сообщество, все время развиваются, ищут новые способы построения грамотной экономической системы.

    Евразийский экономический союз: что с ним происходит?

    В объединении ЕАЭС, страны-участники которого обязаны соблюдать определенный устав, существует система налогообложения. К примеру, при импорте товара на территориию России следует выплачивать косвенный налог юридическим лицам и ИП (индивидуальным предпринимателям). Косвенный налог необходимо выплачивать налоговой службе.

    Стоит сказать, что сумма налога на товар рассчитывается по НДС. Заплатить налог необходимо не позднее 20 числа того месяца, когда был ввезен товар.

    Есть ряд товаров, которые не подлежат налогообложению:

    1. Продукция, не подлежащая налоговому облачению при ввозе на территорию Российской Федерации.
    2. Товары, которые ввозят физические лица, не предусматривающие предпринимательскую деятельность.
    3. Продукция, которая ввозится на территорию РФ с территории страны-члены ЕАЭС при участии одного юридического лица.

    В работе союза есть некоторые противоречия, которые многим до сих пор непонятны.

    1. Общность — географическое положение. Переговоры о создании единого сообщества были ещё во время СССР. Но Евразийский экономический союз был основан только в 2015 году, когда страны объединяло лишь географическое положение, а общих интересов у них не было.
    2. Лидерство каждой страны. ЕЭС должен был строиться на равноправии каждого государство, однако, лидирующую позицию на данный момент занимает Россия, из-за чего происходят конфликты и кризисные положения.

    Постсоветские республики далеко не сразу пришли к идее создания ЕАЭС. Они прошли долгий путь, методом проб и ошибок выбирая оптимальный вариант экономического взаимодействия.

    Все начиналось с идеи Таможенного союза (ТС). Три республики (Россия, Казахстан и Беларусь) первоначально договорились о применении единых таможенных правил, что существенно облегчило процесс торговли между ними. К ТС присматривались другие республики – Киргизия, Таджикистан, Узбекистан.

    1994 год: инициатива Нурсултана Назарбаева по созданию экономического Евразийского Союза.

    1995 год: подписание Соглашение о создании ТС тремя республиками.

    1996 год: Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подтверждают свои намерения о сближении, подписав Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

    1999 год: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан подписывают первоначальный Договор о Таможенном союзе (ТС), но через полтора года состав участников ТС изменился из-за разногласий.

    2000 год: подписание Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, РФ и Таджикистаном Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и создание первого надгосударственного органа – суда ЕЭС.

    Страны входящие в еаэс список в 2022 году

    Первоначально при обсуждении документов ЕАЭС активно шло обсуждение о возможности создания единой валюты ЕАЭС. Эта идея содержалась и в проекте декларации о евразийской экономической интеграции, а основным инициатором выступала РФ.

    Однако это оказался один из самых чувствительных вопросов, категорически против идеи общей валюты выступил, например, Казахстан. Тогдашний глава этого государства Нурсултан Назарбаев утверждал, что в качестве единой валюты не подходит ни одна из национальных валют стран-участниц. А белорусский руководитель Александр Лукашенко упоминал о создании некоего «нового евро».

    Так что данный проект был отложен в долгий ящик, где до сих пор благополучно и находится. Введение единой валюты так и остается пока на уровне благих пожеланий. Время от времени по этой теме внезапно возникают дискуссии. Скажем, в 2014 году обсуждалась идея создания общего «алтына» или «евраза» в сроки примерно до 2025 года.

    Но по-прежнему такую идею категорически не приемлют казахстанские власти, хотя в России или Киргизии смотрят на эту проблему более прагматично.

    Идея создания Европейского союза возникла на фоне ужасающих последствий Второй мировой войны. Чтобы избежать повторения подобных событий и максимально связать страны друг с другом в экономическом плане в 1950 году министр иностранных дел Франции Роберт Шуман предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность Европы.

    В результате в 1951 году шесть государств – Франция, Западня Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург – подписали Парижский договор и создали Европейское объединение угля и стали. Стремительный рост торговых отношений на протяжении 6 лет привел к заключению Римских соглашений 1957 года, которые обусловили формирование Европейского экономического сообщества – основу современного ЕС.

    Европейский союз в нынешнем виде был создан на основе Маастрихтского договора, действующего с 1 ноября 1993 года, который привел к возникновению единой европейской валюты – евро. Впоследствии в основные соглашения ЕС вносились изменения в соответствии с договорами, подписанными в Амстердаме (1997), Ницце (2001) и Лиссабоне (2009).

    Совокупное население государств–членов ЕС превышает 510 млн человек. Ранее исключительно экономический союз за годы своего существования превратился в мощное политическое объединение, совместно решающее проблемы безопасности, миграции, изменения климата, здравоохранения, образования и многое другое. Фундаментальные принципы Евросоюза основаны на едином внутреннем рынке, обеспечивающем свободное перемещение товаров, услуг, денег и людей, в том числе рабочую силу.

    Основные ценности ЕС включают верховенство закона, свободу, демократию, равенство, уважение прав и достоинства человека. Функционирование Евросоюза обеспечивают 7 главных учреждений:

    1. Европейский парламент.

    2. Европейский совет.

    3. Европейская комиссия.

    4. Совет Европейского союза.

    5. Суд Европейского союза.

    6. Европейская счетная палата.

    7. Европейский центральный банк.

    Несмотря на номинальную независимость каждого члена ЕС и коллективное принятие решений, отдельные страны занимают доминирующее положение в этом объединении. Например, до 2021 года более половины взносов в общий бюджет Евросоюза приходилось на 4 государства – Германию, Францию, Италию и Великобританию. Для сравнения совокупная доля Прибалтийских стран – Литвы, Латвии, Эстонии – не превышает 1%. После Brexit ситуация начинает меняться.

    Многие страны-участницы ЕС получают немалые средства из общего бюджета на поддержание экономики и социальное развитие, которые существенно превышают размеры первоначальных вкладов. Тем самым частично теряется суверенитет и возможность существенно влиять на важные решения, принимаемые внутри Евросоюза. Политическим и экономическим лидером ЕС на протяжении многих лет считается Германия.

    Как уже упоминалось, список стран Евросоюза в 2022 году включает 27 членов. Последнее пополнение состоялось в 2013 году, когда в состав объединения вошла Хорватия. Четыре западноевропейских государства – Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн – не входят в ЕС, но тесно интегрированы в единый экономический рынок и являются участниками Шенгенской зоны.

    Для вступления в Евросоюз страна-кандидат должна соответствовать так называемым Копенгагенским критериям, в основе которых заложены демократическое управление государством, соблюдение прав человека, функционирование рыночной экономики и приверженность целям и намерениям ЕС. Право на вхождение в Евросоюз по географическому признаку зафиксировано в статье 49 Маастрихтского договора.

    Идея о создании экономического союза на базе стран бывшего СССР появилась ещё в 1994 году. Тогда её выразил бывший президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

    В 1996 году Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия заключили договор об углублённой экономической и гуманитарной интеграции.

    В 2001 году появился предок ЕАЭС — ЕврАзЭС.

    В 2010 году Россия, Белоруссия и Казахстан договорились о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза внутри ЕврАзЭС. Это усилило экономическую интеграцию этих стран.

    В 2012 году они же заключили договор о создании Единого экономического пространства, то есть об общем рынке стран — участниц ЕврАзЭС. Фактически документ был вдохновлён Евросоюзом и его Европейским экономическим пространством.

    В 2014 году было принято решение о создании ЕАЭС. Первого января 2015 года оно вступило в силу. К союзу присоединились Армения и Киргизия.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.