Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Служебное жилье для военнослужащих по контракту нормы в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Если у военнослужащего нет жилья по месту прохождения службы, то ему придется снимать квартиру или комнату. Государство компенсирует часть суммы за наем жилья.
Размер компенсации напрямую зависит от количества людей, которые проживают с военным, и область, в котором будет снято жилье. Максимальная сумма компенсации, которая может быть выплачена военнослужащему за наем жилья в месяц, рассчитывается по следующей формуле:
Служебное жилье для военнослужащих по контракту
Жилые помещения по трудовому контракту по своему статусу значительно отличается от муниципального, которое сдают по договорам социального найма. Юридически первое относится к специализированному фонду.
Отличия следующие:
- муниципальную квартиру получают нуждающиеся в связи с плохими жилищными условиями, служебную – сотрудникам и служащим в связи с трудовым контрактом;
- нормативно социальный найм регулируется разделом III, специализированное – разделом IV ЖК РФ;
- жилплощадь по социальному найму можно приватизировать, а специализированную по службе – нет.
Именно в связи с возможностью приватизации возникает больше всего вопросов. Квартиры, находящиеся на балансе муниципалитета, могут как иметь статус служебных, так и не иметь.
Статус служебного жилья присваивается по специальному решению муниципальной власти. Как узнать, муниципальная квартира или служебная – запросить у собственника решение о присвоении такого статуса. Если такого решения нет, то квартира не имеет статуса служебной, а значит, ее можно приватизировать.
На временное пользование служебным жильем претендуют:
- государственные служащие;
- депутаты любого уровня;
- сотрудники различных учреждений с государственным участием (например, РЖД);
- учителя, врачи, пожарные, полицейские;
- лица, несущие службу в МВД;
- военные.
Список, кому положено жилье, открытый. Жилищное законодательство не содержит запретов на предоставление отдельным гражданам такого типа жилплощади, поэтому узнавать о возможности получения помещения для проживания нужно в своей структуре.
Главное условие – у гражданина не должно быть других квартир на территории субъекта, в которых он мог бы проживать в период трудовой деятельности.
Пошаговый порядок получения служебного помещения:
- Определяем собственника квартиры. На этом этапе нужно установить, чье решение о вселении предстоит получить и какое ведомство будет подписывать договор. Вариантов несколько. Это администрация населенного пункта, администрация региона, уполномоченный орган власти (министерство, департамент, комитет и т.д.), руководство предприятия. Начать поиск лучше со своего работодателя, который подскажет, куда именно нужно обращаться.
- Собираем документы. Список, приведенный выше, является примерным. Точный список, подходящий к конкретной ситуации, можно получить у сотрудников компетентного ведомства. С каждого документа нужно сделать копию, а на прием взять пакет с подлинниками и с копиями.
- После оформления всех справок подаем заявление на постановку в очередь нуждающихся в предоставлении жилплощади. Срок рассмотрения заявления – до 30 дней. В рамках проверки чиновники выявят, действительно ли имеется необходимость в предоставлении служебного жилого помещения. В любом случае заявителю выдается письменный ответ. Отказ можно обжаловать в вышестоящий орган или суд.
- Получив положительное решение, ожидаем очереди на квартиру. Далее подаем заявление на предоставление непосредственно квартиры. К заявлению прикладываются документы из предыдущего пункта и положительное решение о постановке в очередь. Заявление рассматривается в течение 30 дней. На основании заявления выдается решение о предоставлении жилого помещения и с заявителем заключается договор найма.
- Заключаем договор найма жилого помещения и вселяемся в квартиру. Если ранее на вселение выдавались ордера, то сейчас их заменили договоры найма. Особенности и образец договора – в следующем пункте.
Внимание! Правила предоставления конкретного жилья могут меняться, укорачиваться или дополняться в зависимости от местного регламента. Например, для получения помещения по должности в коммерческой компании достаточно одного заявления – сразу о выделении помещения.
Нормы предоставления служебного жилья военным и как от него отказаться. Часть 2
Договор найма помещения расторгается в следующих ситуациях:
- истек срок трудового договора или избрания на должность;
- по соглашению сторон – в любое время;
- по желанию нанимателя – в любое время по письменному заявлению;
- по желанию собственника – только через суд, если наниматель нарушает условия договора.
В любом случае после прекращения договорных отношений квартира передается назад собственнику. Если наниматель отказывается добровольно покинуть помещение – его могут выселить принудительно через суд и далее ФССП.
Если квартир в наличии нет, по согласию военнослужащего его семье для проживания может быть предоставлено общежитие из расчета не менее 6 метров на человека.
У военнослужащих также есть возможность воспользоваться вариантом поднайма. За съем жилья служащий по рапорту получит компенсацию из бюджета. Размер следующий:
- столица и СПб – 15 000 рублей;
- города и районные центры – 3 600 рублей;
- иные населенные пункты – 2 700 рублей.
Врачи и учителя – еще одна социально значимая категория сотрудников. Общефедеральной программы распределения жилья для них нет, поэтому обращаться за разъяснениями необходимо:
- в Департамент здравоохранения региона – докторам;
- в Департамент образования региона – учителям.
Как правило, служебное жилье предоставляется в рамках программ развития здравоохранения и образования в субъекте. Распределением помещений также может заниматься Департамент по управлению государственной собственностью, однако конкретные условия разрабатывают профильные ведомства.
На военную ипотеку могут рассчитывать только военные-контрактники. В обязательном порядке в НИС включаются:
- офицеры, выпустившиеся из военного образовательного учреждения и получившие первое звание после 1 января 2005 года;
- мичманы и прапорщики, которые пришли на службу после этой даты и отслужили три года;
- офицеры, которые вернулись на службу из запаса;
- солдаты, матросы, сержанты и старшины, поступившие на военную службу по контракту не позднее 1 января 2020 года и отслужившие три года.
Некоторые другие категории военнослужащих могут подать рапорт о включении в НИС в добровольном порядке. Напомним, что право на приобретение жилья наступает у военнослужащего через три года после вступления в НИС.
Ставка по военной ипотеке по обычным программам начинается с 6,75%. Предоставляют военную ипотеку 13 банков:
- Промсвязьбанк
- Сбербанк
- ВТБ
- Банк «Дом.РФ»
- «Открытие»
- Россельхозбанк
- «Россия»
- «Зенит»
- Севергазбанк
- «Санкт-Петербург»
- Газпромбанк
- РНКБ
- Абсолют Банк
Пять банков из списка предоставляют военнослужащим с двумя и более детьми льготную семейную ипотеку по ставке около 5%. Ставка на приобретение жилья в новостройках по программам господдержки — около 6%.
У банка есть право отказать военнослужащему в военной ипотеке, равно как и любому другому гражданину в любом другом кредите. Чаще всего банк принимает такое решение, если у человека плохая кредитная история, уже имеется крупный кредит или ипотека. Все же процент одобрений кредитов по военной ипотеке существенно выше, чем по гражданской, утверждают в «Росвоенипотеке».
С 2018 года доступно рефинансирование военной ипотеки под более низкий процент. Сегодня такая услуга есть у большинства банков, работающих по военной ипотеке. В 2021 году рефинансирование доступно по ставке от 6,75% годовых. По данным «Росвоенипотеки», такой возможностью воспользовалось уже более 45,8 тыс. участников НИС.
Если военнослужащий расторг контракт, отслужив менее 20 лет, он лишается права на средства и должен будет возвращать в течение десяти лет все, что ему предоставило государство, и выплачивать ипотечный кредит самостоятельно. При своевременном внесении платежей квартира остается в собственности бывшего военнослужащего.
Есть исключения — «льготные основания» увольнения. Например, если военнослужащий уволился после десяти лет службы по сокращению, ушел в отставку по состоянию здоровья или по семейным обстоятельствам, возвращать предоставленные средства ему не придется, но если кредит к моменту увольнения был еще не погашен — гасить придется самостоятельно в соответствии с действующим графиком. В некоторых случаях таким уволившимся положена выплата за годы, недослуженные до 20 лет, с помощью которой можно погасить часть кредита или полностью.
Когда военнослужащий уволился после 20 лет службы, но так и не воспользовался накопленными средствами из НИС, он может получить их от государства и потратить по своему желанию.
1. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.
Порядок выдачи военнослужащим указанных документов и финансирования мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством Российской Федерации.
4. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственной власти), федеральные государственные органы, органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации (далее — граждане), уволенным с военной службы, и членам их семей. (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)
1. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»). (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)
К военнослужащим относятся:
офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
Абзац 4 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву). (в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 203-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
Абзац 6 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве (далее — резерв), статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 288-ФЗ)
3. За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств — участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
4. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, а также военнослужащих, направленных в вооруженные силы указанных государств в порядке военного сотрудничества, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
5. Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
1. Для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
2. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:
реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)
совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;
охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
4. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее — командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)
5. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)
При осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется органами государственной власти, федеральными государственными органами, правоохранительными органами и органами военного управления. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)
Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.
1. Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
1.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)
2. Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Порядок обеспечения военнослужащих служебным жильем
1. Право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы.
Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяются общевоинскими уставами. Порядок выезда военнослужащих за пределы территории Российской Федерации определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места военной службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами, с учетом условий прохождения военной службы, состояния здоровья военнослужащих и членов их семей (на основании заключения военно-врачебной комиссии) и по иным основаниям, устанавливаемым Положением о порядке прохождения военной службы.
3. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
1. Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную или иную охраняемую законом тайну, обсуждать и критиковать приказы командира. (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)
1.1. Военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается предоставлять средствам массовой информации либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространять или предоставлять информацию: (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)
позволяющую определить принадлежность или предназначение военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)
о других военнослужащих и гражданах, призванных на военные сборы, гражданах, уволенных с военной службы, членах их семей или их родителях, в том числе информацию, позволяющую определить место нахождения указанных лиц в определенный период другим лицам; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)
о своей деятельности или деятельности других военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и граждан, уволенных с военной службы, связанной с исполнением обязанностей военной службы; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)
о деятельности органов военного управления или органов управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, о деятельности объединений, соединений, воинских частей и иных организаций, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации или других войск, воинских формирований и органов, о деятельности подразделений указанных органов военного управления или органов управления, воинских частей и организаций, в том числе информацию о дислокации или передислокации органов военного управления или органов управления, объединений, соединений, воинских частей, организаций и подразделений, не отнесенную к перечню сведений, составляющих государственную тайну. (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)
1.2. Положения пункта 1.1 настоящей статьи не распространяются на военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, в следующих случаях: (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)
если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, осуществляется военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, в соответствии с другими федеральными законами; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)
если предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, осуществляется в информационных системах персональных данных; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)
если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, входит в обязанности военнослужащих и осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)
Служебным жильем обеспечиваются военнослужащие, проходящие службу по контракту, а также проживающие с ними члены их семей, не обеспеченные жильем в населенных пунктах, в которых расположены воинские части (организации, подразделения, территориальные органы), или в близлежащих населенных пунктах.
Примечательно, что обеспечение жильем в рамках ФЗ о статусе военнослужащих, ФЗ о накопительно-ипотечной системе, по иным социальным нормам, а также приобретение жилья не по месту службы и не в ближайших НП сохраняет право на служебное жилье и компенсацию за поднаем.
Считаем, что это очень полезная норма, которая позволит снять массу разногласий. Вместе с тем, на наш взгляд, требует уточнения и четкого определения понятие «близлежащий населенный пункт«, особенно в предложенной редакции, когда оно используется во множественном числе.
За военнослужащими, направленными для прохождения военной службы за пределы территории Российской Федерации, и членами их семей сохраняется право пользования занимаемыми специализированными жилыми помещениями на все время их пребывания заграницей.
Внеочередное право на предоставление жилых помещений имеют:
Есть два главных основания, по которым определяется, предоставят помещение от бюджета или нет.
Первое – в какой ситуации положено. Служебное жилье – это место временного проживания на новом месте службы, если у самого гражданина нет подходящих помещений, где бы он мог остановиться. Когда гражданин самостоятельно от своего имени не снимает жилплощадь или не обладает ей на праве собственности – семье попросту негде жить. Такому военнослужащему положено получение служебного жилья.
Установлены следующие правила обеспечения жильем семей военных:
- По срокам обеспечения военнослужащих жильем – в течение трех месяцев с момента прибытия в новый населенный пункт.
- Площадь квартиры рассчитывается исходя из нормы 18 квадратных метров на одного члена семьи.
Важно! Размер помещения, предоставляемого военному, менее указанной нормы предоставления служебного жилья возможен только при наличии согласия военнослужащего и при условии отсутствия подходящей жилплощади. Также взамен квартиры могут дать комнату общежития или помещение маневренного фонда – также с согласия получателя.
Таким образом, сколько положено военнослужащему квадратных метров служебного жилья – теоретически (по закону) не менее 18 на одного члена семьи, но на практике это может быть меньшая площадь.
Важно точно соблюсти порядок получения служебного помещения, который строго установлен законом. Инструкция, как получить:
- Сразу после прибытия на новое место службы гражданин-заявитель формирует и подает пакет документов о предоставлении ему места проживания.
- На основании полученного перечня документов гражданин-заявитель признается сотрудниками ДЖО МО нуждающимся в жилом помещении. В признании военнослужащего нуждающимся, ему направляется уведомление в течение 10 рабочих дней.
- Затем три месяца уходит на распределение гражданину-заявителю жилья, о чем ему направляется сообщение. По своему выбору он вправе согласиться или отказаться от квартиры (дома).
- При наличии согласия с гражданином-заявителем заключается договор найма служебного помещения.
Следующий шаг порядка предоставления военнослужащим служебного жилья – непосредственно подписание договора найма и фактическое обеспечение семьи служебным жильем. Когда ДЖО МО получает сведения о наличии подходящей квартиры, он отправляет гражданину-заявителю соответствующее уведомление в течение 3 суток.
На уведомление военнослужащий направляет документы (варианты):
- военнослужащий направляет согласие (срок на ответ 5 дней с даты получения под расписку);
- военнослужащий отправляет отказ от помещения (срок на ответ 5 дней);
- если никакой ответ не направлен, Департамент в течение 10 дней перераспределяет помещение следующему очереднику.
При этом если гражданин-заявитель откажется, то основание, причина отказа должны быть мотивированными. Например:
- предоставленная квартира по площади не отвечает нормативам;
- квартира не отвечает санитарным нормам.
Последствия, если отказаться от служебного жилья, следующие: гражданин-заявитель продолжит снимать арендованную квартиру и получать компенсацию вместе с ежемесячным денежным довольствием. Дисциплинарной ответственности при мотивированном отказе от жилья не установлено.
Непосредственно в договоре найма прописываются все члены семьи нанимателя. Именно на основании соглашения они могут временно проживать на указанной территории, пользоваться ею. Договор является срочным – заключается на срок до окончания службы.
Когда закончится служба в этой части – автоматически прекратится и договор найма, а служебное жилье подлежит сдаче военнослужащим. Как сдать служебную квартиру – прописывается в соглашении. Если этого не сделать, проживание в данном помещении сочтут самовольным захватом.
Приватизация служебного жилья невозможна.
О расторжении договора найма – блок-схема ниже.
Если по закону предоставление жилплощади положено многим военнослужащим, то на практике ее передают не всегда. Для защиты прав семьи гражданин-заявитель может обратиться с жалобой к компетентному прокурору или с иском суд. Для этого необходимо получить официальный письменный отказ Департамента, подготовить жалобу (иск) и направить их соответствующему учреждению.
Если квартиру не предоставляют по причине ее фактического отсутствия, то реальным выходом из ситуации может стать получение компенсации за наем жилого помещения собственными силами.
Кроме служебных площадей российское законодательство предоставляет военнослужащим ряд дополнительных возможностей по решению жилищного вопроса.
При получении постоянного места проживания используются следующие основные процедуры оформления:
- в частную собственность военнослужащего;
- по договору найма, не ограниченного сроком службы на определенной территории.
Отличие такой недвижимости от служебной в том, что срок договора о предоставлении не ограничен, но и обязанности предоставить вариант подходящего помещения для проживания в течение 3 месяцев у государства нет. Порядок предоставления также включает подачу заявления, постановку военнослужащего в очередь и передачу впоследствии квартиры по договору.
Государственный жилищный сертификат сегодня – это реальная возможность получить государственную поддержку на приобретение квартиры или дома. Средства по сертификату можно направить на покупку квартиры или первый взнос по ипотеке. Срок реализации сертификата ограничен – 2 месяца на предоставление в банк и 9 на покупку недвижимости.
Данная система предоставляет возможность военнослужащим приобрести квартиру полностью за счет бюджетных средств. Наличие собственной жилплощади не является препятствием к участию в НИС. Для начала участия следует подать рапорт командиру части. В части также можно узнать актуальную информацию и требующийся пакет документов по НИС.
Есть два главных основания, по которым определяется, предоставят помещение от бюджета или нет.
Первое – в какой ситуации положено. Служебное жилье – это место временного проживания на новом месте службы, если у самого гражданина нет подходящих помещений, где бы он мог остановиться. Когда гражданин самостоятельно от своего имени не снимает жилплощадь или не обладает ей на праве собственности – семье попросту негде жить. Такому военнослужащему положено получение служебного жилья.
Установлены следующие правила обеспечения жильем семей военных:
- По срокам обеспечения военнослужащих жильем – в течение трех месяцев с момента прибытия в новый населенный пункт.
- Площадь квартиры рассчитывается исходя из нормы 18 квадратных метров на одного члена семьи.
Важно! Размер помещения, предоставляемого военному, менее указанной нормы предоставления служебного жилья возможен только при наличии согласия военнослужащего и при условии отсутствия подходящей жилплощади. Также взамен квартиры могут дать комнату общежития или помещение маневренного фонда – также с согласия получателя.
Таким образом, сколько положено военнослужащему квадратных метров служебного жилья – теоретически (по закону) не менее 18 на одного члена семьи, но на практике это может быть меньшая площадь.
Следующий шаг порядка предоставления военнослужащим служебного жилья – непосредственно подписание договора найма и фактическое обеспечение семьи служебным жильем. Когда ДЖО МО получает сведения о наличии подходящей квартиры, он отправляет гражданину-заявителю соответствующее уведомление в течение 3 суток.
На уведомление военнослужащий направляет документы (варианты):
- военнослужащий направляет согласие (срок на ответ 5 дней с даты получения под расписку);
- военнослужащий отправляет отказ от помещения (срок на ответ 5 дней);
- если никакой ответ не направлен, Департамент в течение 10 дней перераспределяет помещение следующему очереднику.
При этом если гражданин-заявитель откажется, то основание, причина отказа должны быть мотивированными. Например:
- предоставленная квартира по площади не отвечает нормативам;
- квартира не отвечает санитарным нормам.
Последствия, если отказаться от служебного жилья, следующие: гражданин-заявитель продолжит снимать арендованную квартиру и получать компенсацию вместе с ежемесячным денежным довольствием. Дисциплинарной ответственности при мотивированном отказе от жилья не установлено.
Непосредственно в договоре найма прописываются все члены семьи нанимателя. Именно на основании соглашения они могут временно проживать на указанной территории, пользоваться ею. Договор является срочным – заключается на срок до окончания службы. Когда закончится служба в этой части – автоматически прекратится и договор найма, а служебное жилье подлежит сдаче военнослужащим. Как сдать служебную квартиру – прописывается в соглашении. Если этого не сделать, проживание в данном помещении сочтут самовольным захватом. Приватизация служебного жилья невозможна.
О расторжении договора найма – блок-схема ниже.
Поднаем жилья военнослужащим в 2022 году сумма
Если по закону предоставление жилплощади положено многим военнослужащим, то на практике ее передают не всегда. Для защиты прав семьи гражданин-заявитель может обратиться с жалобой к компетентному прокурору или с иском суд. Для этого необходимо получить официальный письменный отказ Департамента, подготовить жалобу (иск) и направить их соответствующему учреждению.
Если квартиру не предоставляют по причине ее фактического отсутствия, то реальным выходом из ситуации может стать получение компенсации за наем жилого помещения собственными силами.
Кроме служебных площадей российское законодательство предоставляет военнослужащим ряд дополнительных возможностей по решению жилищного вопроса.
При получении постоянного места проживания используются следующие основные процедуры оформления:
- в частную собственность военнослужащего;
- по договору найма, не ограниченного сроком службы на определенной территории.
Отличие такой недвижимости от служебной в том, что срок договора о предоставлении не ограничен, но и обязанности предоставить вариант подходящего помещения для проживания в течение 3 месяцев у государства нет. Порядок предоставления также включает подачу заявления, постановку военнослужащего в очередь и передачу впоследствии квартиры по договору.
Государственный жилищный сертификат сегодня – это реальная возможность получить государственную поддержку на приобретение квартиры или дома. Средства по сертификату можно направить на покупку квартиры или первый взнос по ипотеке. Срок реализации сертификата ограничен – 2 месяца на предоставление в банк и 9 на покупку недвижимости.
Данная система предоставляет возможность военнослужащим приобрести квартиру полностью за счет бюджетных средств. Наличие собственной жилплощади не является препятствием к участию в НИС. Для начала участия следует подать рапорт командиру части. В части также можно узнать актуальную информацию и требующийся пакет документов по НИС.
Любое служебное жилье, предоставляемое офицеру (или прапорщику), входит в состав специализированного жилищного фонда, относящегося к военному ведомству. Гражданин, заключивший контракт о прохождении службы, имеет право на обеспечение отдельной служебной квартирой, частным домом или комнатой в общежитии. Выделяемые для временного размещения военнослужащих и их семей помещения должны быть пригодны для проживания. К примеру, не разрешается размещать несколько семей военнослужащих в одной служебной квартире. Предоставляется обычно жилое помещение на территории того района, в котором офицер (или прапорщик) проходит службу, но если отсутствует возможность обеспечить военнослужащего служебным жильем по месту нахождения части, то командир (начальник) должен разместить своего подчиненного в расположенном близко населенном пункте. Обеспечивается офицер (или прапорщик) жилым помещением в трехмесячный срок со дня своего приезда.
Площадь предоставляемого служебного жилья должна соответствовать нормам обеспечения, установленным законодательством. В настоящее время на одного человека данная величина равна 18 квадратным метрам (для бессемейного военнослужащего норматив может быть увеличен вдвое). В случаях, когда выполнить это требования не представляется возможным, гражданин, прибывший для прохождения службы, может быть размещен вместе с семьей в пригодном для кратковременного проживания помещении меньшей площади или в помещении маневренного фонда, но исключительно с согласия самого военнослужащего.
На получение жилья из служебного фонда военного ведомства имеют право претендовать следующие категории военнослужащих:
- офицеры (или прапорщики), которые заключили контракт до января 1998 года;
- граждане, получившие назначение на должности после получения образования в военных профессиональных образовательных учреждениях;
- офицеры, которые заключили свой первый контракт после января 1998 года;
- прапорщики, сержанты и матросы, заключившие контракт после 1998 года;
- военнослужащие, являющиеся участниками ипотечной системы обеспечения жильем (но до момента приобретения или получения ими квартиры для постоянного проживания);
- граждане, проходящие военную службу в военных городках закрытого типа.
Вышеуказанный перечень является исчерпывающим, военнослужащие, которые в него включены не были (граждане, проходящие службу по призыву, граждане иностранных государств) служебным жильем военного ведомства не обеспечиваются.
“Как получить служебное жилье военному, если уже есть квартира по военной ипотеке? Знаем, что мало шансов, и все-таки”.
Для понимания того, как сейчас может решаться вопрос с получением служебного жилья, когда уже имеется жилье по военной ипотеке, приводим позицию законодательства и судебную практику за последнее время по этому вопросу.
До 2020 года “служебку” давали, если жилье по военной ипотеке расположено не по месту службы.
Раньше те, кто занимается “выдачей” служебного жилья, считали, что если военнослужащий приобретает жилье по программе военной ипотеки по месту службы, “служебка” ему уже не положена. Если военный приобретал жилье в другом регионе или на такой удаленности, что невозможно своевременно прибыть к месту службы, то служебное жилье оставляли.
В декабре 2020 года появилась позиция Суда — не давать “служебку”, если уже есть жилье по военной ипотеке.
Верховный Суд установил, что одновременное предоставление жилья по двум основаниям приводит к сверхнормативному обеспечению жильем, что законом не допускается (определение Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2020 года № 208-КГ 18-19). Позиция Суда такая: реализовав право на жилье посредством приобретения жилья по военной ипотеке, вы уже не имеете право на обеспечение “служебкой” по месту военной службы.
В апреле 2020 года появилась другая позиция по данному вопросу. Комитет Государственной Думы по обороне, отвечая на обращение участника накопительно-ипотечной системы обеспечения жилищного обеспечения военнослужащих (№ 3.14-14/405 от 17.04.2019), выразил свою точку зрения:
В системе действующих правовых норм наличие жилых помещений в собственности или по договору социального найма в населенных пунктах, отличных от места службы, а также выделение государством денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений не является основанием для отказа в предоставлении служебного жилого помещения по месту службы.
Реализация военнослужащим одной из форм жилищного обеспечения (получение жилья для постоянного проживания, реализация прав участника накопительно-ипотечной системы) не должна являться препятствием для реализации других прав в области жилищного обеспечения, в том числе права на получение служебного жилья. Иное толкование правовых норм, по мнению Комитета Государственной Думы по обороне, направлено не на защиту жилищных прав военнослужащих, а на неверное понимание принципа баланса интересов личности и государства.
Такая позиция расходится с позицией Суда.
В июле 2020 года появился документ, по которому на “служебку” могут претендовать те военные, чье жилье по военной ипотеке находится не по месту службы и не в близлежащем населенном пункте.
Руководством Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации были утверждены Методические рекомендации по организации учета военнослужащих (сотрудников, гражданских служащих, работников), не обеспеченных жилыми помещениями.
Документом определено, что реализация НИС не по месту службы и не в близлежащем населенном пункте сохраняет право на служебное жилье для военнослужащих ведомства.
Определены и критерии отнесения населенного пункта к категории близлежащего:
- населенные пункты, расположенные на удалении не более 20 километров от границ населенного пункта, в котором военнослужащий проходит военную службу, при наличии круглогодичных маршрутов регулярных перевозок любыми видами общественного транспорта городского, пригородного и междугородного сообщения (кроме такси) — для воинских частей (организаций), за исключением воинских частей (организаций), дислоцированных в гг. Москва и Санкт-Петербург;
- населенные пункты, расположенные на удалении не более 40 километров от МКАД или КАД, при наличии круглогодичных маршрутов регулярных перевозок любыми видами общественного транспорта городского, пригородного и междугородного сообщения (кроме такси) — для воинских частей (организаций), дислоцированных в гг. Москва и Санкт-Петербург.
Как видите, одновременно существуют разные позиции по данному вопросу, поэтому есть неопределенность подходов ведомств к обеспечению служебным жильем участников программы военной ипотеки. Можем рекомендовать встать на учет военнослужащих, нуждающихся в получении служебного жилья, если жилье по военной ипотеке вы приобрели не по месту службы и не в близлежащем населенном пункте.
Порядок действий для получения военнослужащим жилья определен в постановлении Правительства РФ от 29.06.2011 № 512.
В этом документе речь идет о порядке, в котором военнослужащего (гражданина РФ) могут признать нуждающимся в жилом помещении, и предоставить жилье в собственность бесплатно. К постановлению прилагаются “Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации” и “Правила предоставления военнослужащим — гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно”.
Решение о принятии на учет (об отказе в принятии на учет) военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий принимается:
- центральной жилищной комиссией Росгвардии,
- центральными жилищными комиссиями управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии,
- жилищными комиссиями территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии, иных организаций войск национальной гвардии Российской Федерации по месту прохождения ими военной службы.
Можно выделить следующие особенности служебного жилого помещения:
- служебное жилье не может быть приватизировано, тат как оно входит в состав специализированного фонда военного ведомства, которое нельзя передавать в частную собственность. Приватизацию можно осуществить лишь в том случае, если жилое помещение будет передано муниципалитету;
- служебное жилье не может быть подарено, продано или передано по наследству. Обмену оно также не подлежит, даже если граждане, желающие осуществить данную сделку, проживают в одном доме;
- в отношении служебного жилья не может быть заключен договор аренды или поднайма, даже если военнослужащий вынужден переехать из-за изменения места своей службы;
- военнослужащий после расторжения контракта по собственному желанию обязан освободить предоставленное ему служебное жилое помещение;
- участники ипотечной системы, которые приобрели в период службы жилье за счет средств целевого займа, но в другом городе, также имеют право на обеспечение служебными квартирами (или иными жилыми помещениями).
Служебное жилье может быть не освобождено предыдущими жильцами. В жизни может произойти всякое: может быть расторгнут брак, там будут проживать прежние члены семьи, либо военнослужащему больше негде жить, это единственное для него жилье. Эти вопросы также решаются через жилищный департамент Минобороны. Военный, который не состоит на жилищном учете на постоянное жилье, будет подлежать выселению.
Для получения жилья из служебного фонда военного ведомства по месту прохождения службы офицер (или прапорщик) должен обратиться с заявлением в одно из подразделений Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее – ДЖО МО РФ). Сведения о месте нахождения данного учреждения должны располагаться на специальных информационных стендах воинской части, на которых обычно размещается информация, к примеру, о распорядке дня, регламенте служебного времени и т.д. К вышеуказанному заявлению военнослужащий прилагает следующие документы:
- копии документов, удостоверяющих личность как самого офицера (или прапорщика), так и проживающих совместно с ним близких родственников;
- справку, подтверждающую заключение военнослужащим, претендующим на получение служебного жилья, контракта о прохождении службы;
- копию документа, содержащего информацию о заключении (или расторжении) брака;
- документ, содержащий информацию о составе семьи военнослужащего;
- документ, содержащий информацию о наличии или отсутствии у военнослужащего в месте прохождения военной службы жилых помещений, занимаемых военнослужащим и членами его семьи на основании договора социального найма или принадлежащих ему на праве собственности;
- документ, подтверждающий, что ранее предоставленное военнослужащему жилое помещение (включая комнату в общежитии) было им и проживающими с ним близкими родственниками освобождено.
После получения указанного комплекта документов подразделение ДЖО МО РФ в пределах десяти дней (рабочих) решает о возможности внесения военнослужащего в список на обеспечение служебным жилым помещением. Структурное подразделение ДЖО МО РФ в трехдневный срок с момента получения информации о наличии свободной квартиры (или иного жилого помещения), которая может быть предоставлена, уведомляет об этом военнослужащего. Если офицер (или прапорщик) согласен с предлагаемым ему вариантом, то о своем решении он письменно сообщает в подразделение ДЖО МО РФ в пятидневный срок (течение срока начинается со дня вручения военнослужащему под роспись уведомления). Если военнослужащий решит отказаться от предлагаемого ему жилого помещения служебного фонда, он также обязан в указанные сроки уведомить об этом подразделение ДЖО МО РФ. Если военнослужащий не сообщит вовсе о принятом им решении, то не позднее десяти дней с момента получения им сообщения о возможности предоставления жилого помещения данное служебное жилье будет распределено другому военнослужащему.
Следующим этапом в процедуре получения военнослужащим служебной квартиры является заключение договора найма в отношении жилья из служебного фонда военного ведомства, в котором перечисляются все лица, которые будут занимать данное помещение. В договоре также перечисляются условия пользования предоставленным помещением, права и обязанности сторон, а также случаи расторжения договора:
- При наличии соглашения обеих сторон договора.
- По требованию военнослужащего (нанимателя) в любое удобное для него время.
- В судебном порядке по требованию военного ведомства (наймодателя) в случае:
- невыполнения военнослужащим (нанимателем) и/или членами его семьи требований заключенного им договора найма жилого помещения;
- систематическое (в течение шести месяцев) невнесение платы за пользование служебной квартирой и оказанными коммунальными услугами;
- разрушения (или повреждения) военнослужащим (нанимателем) и/или его близкими родственниками предоставленного жилья;
- систематическое нарушение прав других граждан, проживающих по соседству;
- использование военнослужащим (нанимателем) и/или членами его семьи предоставленной квартиры по иному, противоречащему договору, назначению.
- В случае изменения собственника данного жилого помещения или передачи его в оперативное управление другому ведомству.
Так как по своей природе договор найма служебной квартиры является срочным, действовать он будет лишь в период службы офицера (или прапорщика).
В тех случаях, когда состав семьи нанимателя увеличивается, военнослужащий имеет право на получения служебного жилья большего по площади, для этого он обращается в структурное подразделение ДЖО МО РФ с соответствующим заявлением, новой справкой о составе семьи и копией свидетельства о рождении ребенка. Если же состав семьи военнослужащего изменился по причине расторжения брака, но бывшая супруга отказывается освобождать жилое помещение, то выселить ее из служебной квартиры возможно по решению суда.
Порядок предоставления служебного жилья военнослужащим вполне определен, что избавляет контрактника от излишних сует. Подробная инструкция поможет избежать и подводных камней, так как сбор документов всегда сопровождается бюрократическими проволочками.
Непосредственным решением вопросов жилья занимается Департамент жилищного обеспечения. Эта структура создана под эгидой Министерства обороны. Данное ведомство может иметь региональный характер. В любом случае, узнавая порядок получения жилья, следует сначала выяснить место расположения ДЖО, график приема, часы работы. С личным заявлением придется обращаться именно в эту структуру. Помимо заявления военнослужащим должен быть подготовлен пакет документов на служебное жилье, перечень которых приведен ниже:
- Ксерокопии паспортов всех членов семьи. На детей предоставляется ксерокопия свидетельства о рождении.
- Заключение контракта необходимо подтверждать документально. В качестве доказательства предоставляется не сам договор, а справка о его наличии.
- Копия свидетельства, устанавливающего семейное положение контрактника.
- Справка о составе семьи.
- Выписка из реестра об отсутствии в собственности жилых помещений.
- Справка об отсутствии задолженности по ранее выданному ведомственному жилью.
Сегодня мы рассмотрим как происходит получение служебного жилья военнослужащим. Обращаем внимание, что речь в статье идет именно об общих вопросах в предоставлении жилья. Вопросы военной ипотеки и получения жилья в собственность при увольнении со службы – это отдельные направления нашей работы, материалы по которым вы можете найти на нашем сайте. Так-же на нашем сайте есть материал более подробно освещающий снятие жилья “в поднаем”. Это когда Министерство Обороны компенсирует затраты на аренду жилья военнослужащими.
Служебное жилье – это дом или квартира, которое выдается в пользование только на время работы или службы. Это может быть один год, пока длится контракт, либо пока военный не достигнет своего пенсионного возраста. Этот возраст наступает у каждого по-разному. Например, женщины-военные уходят на пенсию в сорок пять, а генералы в шестьдесят, а иногда и позже. Это достаточно длительное время, и естественно семье военнослужащего и ему самому просто необходимо жилье.
Военнослужащим, которые прибыли на новое место службы вместе со своей семьей, должны предоставить место, где они будут жить в течение тех месяцев службы, которые они будут служить в гарнизоне. Жилье предоставляют либо в самом городе, либо в самых близких к нему населенных пунктах. Но нигде не прописано, на каком максимальном расстоянии может находиться жилье от места службы. Обычно дорога от жилища до работы по времени не должна превышать время, данное для прибытия по сигналу тревоги.
Конечно при выдаче для проживания должен соблюдаться норматив по площади квартиры. Плюс конструктивные особенности, то есть конструктивные особенности для одного члена семьи это около 18 квадратных метров, то есть один человек может получить жилье в размере тридцати шести квадратов, если же эта семья от двух человек и более, то возможно даже снижение норматива по конструктивным особенностям. Минимальная норма в квартире на каждого члена семьи будет составлять 9 квадратов. Эти нормативы могут быть изменены в случае добровольного согласия военного на меньшую жилплощадь.
Также, существуют и повышенные нормы при предоставлении помещений для проживания семей военных. Например, получая служебное жилье, можно получить и дополнительное помещение под кабинет. Естественно это помещение закладывается в расчет квадратных метров выше обозначенного ранее норматива. Но это распространяется только на тех, кто имеет звание полковник, научный работник, кандидат и доктор наук, преподаватель, командир и другие категории военных.