Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Доплата за высшую категорию учителям в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Сколько: 15-25 процентов от оклада за первую категорию, 25-35 процентов — за высшую.
Кто может рассчитывать:
- специалист, отработавший два года в учебном заведении (первая категория);
- педагог, имеющий первую категорию не менее двух лет (высшая категория).
Как получить:
- пройти аттестацию;
- раз в пять лет подтверждать квалификацию.
Какие доплаты и компенсации полагаются педагогам в 2022 году
Сколько: не более 30 процентов от оклада (в зависимости от региона и финансовых возможностей школы).
Кто может рассчитывать: педагоги дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, дополнительного образования.
Как получить: заполнить оценочный лист с критериями за соответствующий период.
В нем могут быть отмечены:
- разработка и организация внешкольных проектов с классом — например, экскурсий, экспедиций;
- участие в социальных проектах и культурно-просветительских акциях.
Принимается в расчет успеваемость и качество знаний учеников, подготовка одаренных детей к участию в олимпиадах и конференциях. Учитывается использование ИКТ при проведении занятий.
При этом сам педагог должен быть вовлечен в научно-практическую деятельность, накапливать и распространять профессиональный опыт: выступать на семинарах с докладами, уделять время самообразованию. В отдельный пункт оценочного листа выносится стабильное взаимодействие с родителями, их участие в жизни школы.
Сколько: до 200 процентов от зарплаты.
Кто может рассчитывать: все категории педагогов.
Как получить: работать в условиях, которые отличаются особой сложностью или опасностью.
Так, не менее 4 процентов от оклада получают учителя химии, информатики, технологии.
Компенсацию платят за:
- сверхурочную работу;
- проверку письменных работ;
- заведование кабинетами;
- руководство предметными комиссиями;
- работу в сельской местности;
- работу с детьми-сиротами.
Установлена надбавка за работу в особых климатических условиях: районах с коротким световым днем, холодной зимой или слишком жарким летом.
Важно учитывать, что в федеральных и региональных документах указаны только примерные виды выплат. Организация сама должна составить положение об оплате труда работников и установить суммы с учетом мнения представительного органа.
Сколько: размер выплат определяется нормативными актами местного самоуправления:
- единовременная выплата (подъемные) — в среднем 15 тысяч рублей;
- надбавка 20-50 процентов от размера ставки ежемесячно на протяжении трех лет работы.
Кто может рассчитывать: выпускники педагогических вузов (до 30-35 лет в зависимости от региона трудоустройства). Максимальные надбавки получают специалисты, окончившие вуз с красным дипломом.
Как получить:
- устроиться на работу по специальности в течение трех месяцев после окончания обучения;
- заключить трудовой договор не менее, чем на три года.
Есть и другие выплаты: дотации на канцтовары и учебные пособия, компенсации за проезд в денежном эквиваленте, премия по итогам трехлетней успешной работы. Но, если молодой учитель увольняется с места работы по личному желанию, он обязан выплатить все деньги, которые ему предоставлялись.
Привилегиями могут пользоваться учителя, работающие только в государственных и муниципальных учреждениях. Специальные права вступают в силу, как только специалист заключает трудовой договор.
Какие дополнительные выплаты будет получать специалист, зависит от нескольких факторов.
- Во-первых, это регион, в котором проживает и трудится педагог, потому что в различных субъектах страны могут отличаться соцпрограммы.
- Во-вторых, стаж работы в образовательной системе и особые достижения тоже значительно влияют на формирование субсидий.
Увеличенный трудовой отпуск
Обычно в государственных организациях работникам полагается отпуск в 28 дней, учителя получают право на 42-56 дней ежегодно. Продолжительность отпуска зависит и от должности специалиста. Например, педагог отдыхает 56 дней, а детскому психологу полагается 42 дня.
У преподавателей в школьных учреждениях небольшая зарплата, тем более у начинающих специалистов. Чтобы привлечь молодые кадры в образовательную сферу, правительство выделяет 50 тысяч рублей выпускникам вузов. Бывший студент может получить средства, если он сразу после университета заключил трудовой договор (не менее трех лет) с образовательным учреждением.
Тому, кто закончил вуз с отличием, полагаются повышенные выплаты. Если сотрудник отработал 3 года и показал отличные результаты, то затем он получает премию и возможность бесплатно ездить на общественном транспорте. Размер субсидий регламентируется региональными актами.
Среди других льгот для молодежи выделяют:
- призыв в армию с 1 мая по 31 июня. Это позволяет с 1 сентября спокойно приступить к работе;
- помощь с жилой площадью. Местные власти во многих субъектах России помогают найти или приобрести жилье. Например, в Пермском крае молодой учитель, преподающий в сельской школе, получает 1 млн рублей на строительство или покупку недвижимости;
- дотации на покупку учебных принадлежностей. Сумма, выделяемая на канцтовары, зависит от региона.
В 2020 году наше правительство запустило новую программу «Земский учитель». Она создана, чтобы поддержать педагогов, работающих в сельской местности, и замотивировать переехать специалистов из городов.
Для получения субсидии необходимо пройти отбор. Размер льготы составляет 2 млн рублей. Данные средства человек может потратить по желанию.
Требования для участников:
- иметь диплом о среднем профессиональном или высшем образовании;
- возраст от 18 до 55 лет;
- одно из основных условий – быть не местным, то есть участник должен быть готов переехать в другой населенный пункт;
- обладать профессиональными навыками и хорошей квалификацией.
В 2022 году изменится система аттестации учителей, за счет чего зарплата педагогов будет начисляться с учетом ранжирования. Согласно новому порядку начислений, будут внедрены такие изменения:
- начисления и расчет окладов будут производиться по единой тарифной схеме для всех образовательных учреждений на территории России;
- будет действовать система поощрительных и компенсационных выплат;
- ставка будет дифференцирована с учетом сложности работы, а также уровня квалификации профессиональных кадров;
- выплаты будут также включать в себя премии, доплаты за классное руководство, за внеклассные уроки.
С 2022 года доплату за классное руководство начнут получать больше учителей
Самый небольшой оклад получают региональные специалисты, работающие в селах и деревнях. А наиболее крупных выплат удостаиваются педагоги Москвы, Санкт-Петербурга, Сахалинской области, а также Ханты-Мансийского, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
В 2021 году после индексации была рассчитана зарплата учителя, работающего в России, с учетом региона, где расположено учебное заведение, а также его типа.
Вот средние показатели по РФ, актуальные на 2021 год:
1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.
При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2022 году.
6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются:
а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, с общими принципами формирования систем оплаты труда, перечнями норм и условий оплаты труда, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изложенными в разделах II — IV настоящих рекомендаций, требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
10. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом:
а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;
б) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. № 38-П, от 28 июня 2018 г. № 26-П, от 11 апреля 2019 г. № 17-П и от 16 декабря 2019 г. № 40-П;
в) утверждаемых Правительством Российской Федерации требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;
г) квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
д) перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
е) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
ж) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями -главными распорядителями средств федерального бюджета;
з) положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя;
и) настоящих рекомендаций;
к) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
11. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, применяемого с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. № 38-П, от 28 июня 2018 г. № 26-П,
от 11 апреля 2019 г. № 17-П и от 16 декабря 2019 г. № 40-П, дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно -профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни), по должностям (профессиям), не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы — в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также утверждаемых Правительством Российской Федерации требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе применения коэффициентов дифференциации в рамках соответствующих пилотных проектов.
12. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). При этом в указанном положении не должна использоваться такая терминология, как «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которая может содержаться в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета.
Федеральные государственные казенные учреждения руководствуются носящими обязательный характер положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, включающими для работников конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).
С 1 января 2022 года учителям России повысят заработную плату
28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее -учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:
а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление являющихся минимальными гарантиями фиксированных размеров оплаты труда минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп), либо иным группам в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации требованиями к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;
б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;
в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;
г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. № 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. № 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 23 июня 2021 г. № 525, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. № 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.
31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2022 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.
36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2022 году необходимо учитывать следующее.
Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2021 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.
В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).
Определять предельную долю расходов на оплату административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.
Обеспечивать формирование систем оплаты труда работников образовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат компенсационного и (или) стимулирующего характера с учетом:
методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. № ВП-1992/02);
методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, подготовленных совместно с Общероссийским Профсоюзом образования (письмо Минпросвещения России от 12 мая 2020 г. № ВБ-1011/08);
разъяснений по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций (письма Минпросвещения России от 28 мая 2020 г. № ВБ-1159/08, от 7 сентября 2020 г. № ВБ-1700/08);
разъяснений об организации классного руководства (кураторства) в группах образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения, согласованных с Общероссийским Профсоюзом образования, а также одобренных Экспертным советом Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха (письмо Минпросвещения России от 30 августа 2021 г. № АБ-1389/05 «О направлении информации»);
положений Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021 — 2023 годы, рекомендованных к использованию при заключении региональных и территориальных отраслевых соглашений и коллективных договоров;
положений Отраслевого соглашения по образовательным организациям высшего образования, находящимся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, на 2021 — 2023 годы, заключенных с Общероссийским Профсоюзом образования (далее — Отраслевое соглашение), рекомендованных к использованию при заключении региональных отраслевых соглашений; рекомендованных к использованию в своей деятельности образовательными организациями высшего образования, не находящимися в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в том числе при заключении коллективных договоров;
примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование» (далее — Примерное положение), утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 февраля 2021 г. № 71 (зарегистрировано Минюстом России от 20 апреля 2021 г., регистрационный № 63182), применяемого при разработке Положения об оплате труда соответствующей образовательной организацией высшего образования и для установления размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп организации, которые в соответствии с п. 5.15 Отраслевого соглашения с Минобрнауки России не могут быть ниже размеров минимальных окладов (должностных окладов) ставок заработной платы, предусмотренных Примерным положением по соответствующим квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, ежегодно индексируемых в порядке, определяемом Сторонами Отраслевого соглашения.
Оплата труда педагогов — любимая тема для обсуждения не только для работников образования, но и для обывателей. Причем у последних мнения противоположные — от сочувствия к тем, кто работает в школе, до недобрых разговоров, что «им сейчас и так добавляют и за то, и за это». А если есть еще и доплата учителю за высшую и за первую категорию, то и жаловаться нечего, учили бы лучше. Стабильную подачу масла в этот огонь обеспечивает выполнение или невыполнение на местах «майских указов» президента 2012 года с требованием довести зарплату педагогов до средней по региону.
Какая доплата полагается учителям за категорию
Порядок аттестации — не самодеятельность администрации школы или местного отдела образования. Он одинаков по всей стране и регламентируется Приказом Министерства образования и науки от 07.04.2014 № 276.
Как только аттестация пройдена, директор школы издает приказ, и с этого времени к зарплате применяется повышающий коэффициент. Сколько конкретно составляет доплата за первую категорию педагогам — от 15 до 25 процентов, везде по-разному.
Пример: учитель истории работает на полторы ставки, его оклад 20 000 рублей, стимулирующая надбавка — 0,2 (20%), то есть 4000 рублей.
Как будет выглядеть зарплата педагогам по новым правилам в процентах:
- Оклад будет составлять 70% от общего начисления, это минимальная цифра. Максимально оклад может достигнуть 140%.
- Премия — не меньше 5%.
- Непрерывный стаж – 10%-30%.
- Материальная помощь – 30% от размера оклада.
Итог: общая доплата, включающая надбавки за ученую степень и звание, за вредность, сверхурочные может варьироваться от 60 до 120%.
Стимулирующие выплаты предусмотрены для того, чтобы педагог, который хочет заработать, повысить свой статус в сфере образования, получить высокий уровень категории мог это делать не только по своей инициативе, но и получить за это денежное вознаграждение.
Директора учебных учреждений конечно же должны придерживаться Законодательных актов, а именно протокола, который утвердила трехсторонняя комиссия, однако у них есть право разрабатывать нормативные акты внутри своей школы положение о стимулировании труда. Самым удобным вариантом является прописать в трудовом договоре, каким образом происходит стимулирование.
Система-2022 стимулирующих выплат учителям и воспитателям базируется на методических рекомендациях, утвержденных Минобрнауки РФ, работающих по программам образования:
- дошкольного;
- общего;
- начального и среднего профессионального.
В рекомендациях регионам при разработке критериев для стимулирующих выплат учителям и обработке результатов их оценки предлагается обеспечить:
1.привлечение к процессу представителей региональных организаций, являющихся управляющими в сфере образования, трудовых коллективов и профсоюзных органов;
2.общедоступность критериев оценки;
3.размещение в интернете результатов оценки труда руководителей образовательных организаций и педагогов.
Важно! Результаты этой оценки отражаются в специальном оценочном листе, формируемом по каждому работнику за соответствующий период. В такой лист вносятся критерии эффективности работника, которые оцениваются определенным количеством баллов.
Расчет стимулирующей выплаты педагогическому работнику определяется следующим образом:
1.рассчитывается общее количество баллов по всем сотрудникам;
2.бюджетные средства, выделенные на стимулирующие выплаты учителям, делятся на общее количество баллов;
3.величина 1 балла умножается на количество набранных каждым специалистом баллов.
Конечное решение о поощрении педагога и количестве баллов, которое он может получить принимает директор учреждения.
В качестве критериев стимулированных выплат — 2022 учителям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) приведены следующие рекомендации:
- наличие в арсенале учителя за каждый месяц дополнительных проектов, для расширения знаний детей
- работа и контакт с родителями;
- разработка методики и улучшения учебного процесса;
- организация, проведение, подготовка различных внеклассных оздоровительных мероприятий;
- помощь детям из неблагополучных семей, улучшение их учебного процесса;
- разработка различных интерактивных пособий, портфолио.
Для учреждений общего и профессионального образования дополнительное значение будут иметь:
- положительная и растущая динамика по улучшению и совершенствованию знаний учащихся;
- участие в общих проектах учреждения.
Для учителей школ дополнительным стимулирующим требованием является участие в различных городских смотрах, показ и демонстрация открытых уроков, приглашение гостей на урок.
Таким образом получается, что размер заработной платы формируется не только за счет установленного оклада, но и за стимулирующие выплаты. У каждого педагога есть оценочный лист, где фиксируется выполнение педагогом требований критерия. Реализация мероприятий в рамках каждого критерия добавляет педагогу баллы.
В итоге по каждому критерию учитель получает определенное количество баллов, которые суммируются и умножаются на денежный эквивалент за каждый балл.
Важно! Стоимость 1 балла определяется из результата деления фонда оплаты труда, выделенного на стимулирующую часть, на количество баллов, набранных всеми педработниками учреждения.
Информацию о стоимостной оценке баллов в учреждении, а также количество заработанных о каждому работнику можно найти на официальном сайте вашей школы или детского сада.
Подготовлены рекомендации по оплате труда учителям
1.Вопрос №1:
Что входит в понятие стимулирующих выплат для учителей?
Ответ:
Стимулирование труда все больше набирает популярность среди работников бюджетной сферы. Данная система оплаты труда введена для стимулирования сотрудников к участию не только в школьном процессе, но и проведению внеклассных мероприятиях, подготовка различных конкурсов, концертов, олимпиад. Разработка и внедрение в процесс жизни ученика новых технологий и методик для улучшения качества работы и получения знаний. А также контакт и индивидуальная работа с родителями учащихся, привлечении их в качестве помощников, все это влияет на получение дополнительных наград и поощрений со стороны государства и директора учреждения, потому что именно он является замыкающим звеном в начислении баллов.
2.Вопрос №2:
Правильно ли это, что учитель должен зарабатывать стимулирующие выплаты?
Ответ:
Труд учителя должен быть высоко оценен в наше время. Поскольку данная профессия является трудной и нервной. А заработная плата не так высока, чтобы стараться и напрягаться. Поэтому возможно и есть положительные моменты в том, что разработана дополнительная система по увеличению дохода педагога за счет стимулирующих выплат, тут каждый решает для себя, хочет он получать больше или ему достаточно оклада, который есть. В основном педагоги стараются проявить инициативу, разработать какие-либо новшества для учебного процесса, чтобы повысить и свой уровень преподавания и материальное положение.
Средняя зарплата педагога в 2022 году в Москве составляет около 90 тыс. рублей. Школьный учитель, работающий в Санкт–Петербурге, в нынешнем году получает не менее 54 тыс. рублей. В городах административного назначения в 2019 году средней заработной платой является сумма в 44 тыс. рублей.
Во многих городах и областях в 2022 году средняя заработная плата педагога не изменилась. В маленьких городах учителя получают примерно по 25 тыс. – 30 тыс. рублей. В областных центрах оклад учителя равен 20 тыс. рублей. А педагог, работающий в сельской местности, может рассчитывать на зарплату от 8 тыс. до 10 тыс. рублей.
Средний оклад преподавателя высшего учебного заведения равен 30 тыс. рублей. Ассистент, не имеющий учёной степени, получает примерно 12 тыс. рублей. Преподаватель, имеющий звание доцента, зарабатывает около 17 тыс. рублей. Профессора получают примерно по 30 тыс. рублей. Но такие оклады зачастую получают сотрудники образовательной сферы, работающие в более развитых и крупных городах.
Средний заработок воспитателя детского дошкольного учреждения равен 20 тыс. рублей. В Москве воспитатели получают примерно до 42 тыс. рублей, а в небольших провинциальных городах оклад по этой специальности иногда и вовсе не превышает 10 тыс. рублей.
В частных детских дошкольных учреждениях воспитатели получают большую заработную плату. В среднем их ежемесячный доход колеблется от 30 тыс. до 40 тыс. рублей.
Что бухгалтеру надо знать про единую тарифную сетку по разрядам на 2022 год
Из проекта Минпросвещения пока не ясно, какие надбавки будут получать методисты и наставники. При этом уточняется, что при наличии у учителя одновременно двух квалификационных категорий (например, высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист») надбавки будут назначены за обе.
В Минпросвещения планировали опробовать новую систему уже в следующем году. Но из-за пандемии её внедрение могут отложить до 2022 года. «В любом случае нужно учитывать, что большинство учителей не поддержит изменения системы аттестации, если за этим не последует изменение системы оплаты труда —такое мнение в рамках опроса ОНФ высказали 73 процента учителей», — сообщила «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.
По словам депутата, параллельно идёт работа над национальной системой квалификации. Это — добровольная система аттестации, которую может пройти любой учитель. Проводится она независимо от работодателя по единым для всей страны критериям. По итогам оценки педагогу будут выдавать сертификат, отражающий уровень профессионального мастерства. Автором такой системы выступает Совет по профессиональным квалификациям в образовании.
Независимая оценка, напоминает Духанина, уже успешно применяется в медицине, сфере финансов и информационных технологий, индустрии гостеприимства, сварочном деле и других отраслях. По её данным, 40 процентов учителей готовы пройти национальную квалификацию, если её приравняют к аттестации. «Для системы образования это новый инструмент, позволяющий учителю реально повышать профессиональный уровень, видеть траекторию роста», — считает зампред профильного комитета Госдумы.
-Пришло лето, получили отпускные, поглядели вокруг — цены в гору, настроение ближе к нулю, куда сунешься с такими деньгами. Пришёл сентябрь, узнали, что повышения зарплат не будет, а цены ещё выше. Пришел Новый год есть информация, что не будет никакого повышения, а цены ещё выше. Вопрос министру — какого … ты там делаешь?
-Моя область входит в пилотный проект с ноября 2021 года, зарплата как была так и осталась. Не нужно верить, это все развод и очередной распил денег на верху.
-Почему то в одних регионах учителя получили и получают премии на Новый год, День учителя, например, а в других ни разу ни один учитель не получил. Зачем создавать пилотную версию оплаты труда?! Поднимите оклад всем учителям и воспитателям до уровня московских школ и пусть деньги идут с федерального бюджета. Поверьте в других субъектах РФ жизнь совсем не дешевле. И не так, чтобы за 30 часов мы получали 25, а за 18. Очень плохая новость, все учителя надеялись на повышение зарплаты. Все вокруг дорожает, кроме оплаты труда учителя. На одной любви к профессии, увы, не проживёшь. Буквально на 1 миллион за этот год подорожали квартиры, если двушка полтора года назад стоила 1500 в нашем регионе, то сейчас 2,5-3 млн. Как на зарплату учителя покупать жилье, да вообще одеваться и обуваться прилично 🤦🏻♀️ Слов нет …
-Вы знаете, парадокс!!! Как только нам » Повышают» Зарплату, мы сразу начинаем получать меньше! Единственное- это классное руководство!! Как президент обещал- так и выживаем! На классных руководителей СТОЛЬКО нагрузили!!! Словами не передать!
-Ждём с 2012 года этих механизмов. А воз и ныне там. Ничего не решили. Пустая болтовня. Нас, учителей, как достойных членов сообщества, не существует. Пенсию досрочную отобрали, 30 лет теперь надо отработать. Зарплаты достойной, чтобы просто выжить, в регионах нет. Льгот тоже никаких. Отпуск на год за 10 лет работы- неоплачивемый. Отпускные-это зарплата за 56 дней. Опять только чтобы как-то выжить, отдохнуть за эту сумму, куда-то поехать, невозможно. Одна только ответственность за жизнь и здоровье детей, за реализацию образовательной программы, за отношения с родителями и т.д и т.п. Кто захочет работать учителем на таких условиях из молодёжи? Никто. Вот нас и мурыжит наша власть, деваться кадровые учителям некуда, подождём лет так 10-20….
-Уважаемый министр образования! Все в ваших руках! Технический персонал получает больше, чем учитель с высшим образованием! А те, кто получает больше, просто живут в школе!Понимаю, что одной зарплатой молодых учителей для работы в школе не привлечешь,нужно повышать престиж профессии учителя!Но в чем же его можно увидеть? Низкая зарплата,нет социальной защищенности (санаторий, оплата коммунальных услуг для учителей, проживающих в городе,проезд..) Я уже не говорю о получении Ветерана труда.Придуман такой механизм его получения, что просто диву даешься, как такое можно было придумать! Считаю, что министерство образования РФ должны в кратчайшие сроки решить вопрос по заработанной плате учителей и упростить процедуру получения Ветерана труда! А так же уменьшить поток самых разных, порой просто не нужных отчетов. А иначе совсем скоро в школах просто некому будет учить!
-В этом году аттестуюсь. Была первая категория, в прошлый раз поскромничала, могла на высшую защититься. В этот раз особо не собирала достижений, просто паехала в две смены, чтобы жить. В свете грядущих изменений, стоит ли подавать на высшую, или все едино…..
-Сколько можно планировать? В майских указах 2012 года всё давно прописали, что зарплата учителей должна быть 200% от средней по региону! Что ещё нужно обсуждать 10 лет?
-И почему депутатам всех мастей и работникам Министерства образования З/П не выплачивают ориентировочно на МРОТ? Или увеличения выполняли бы в пилотном режиме, например, каждому сотому или тысячному для обкатки!
-Авторы пилотного проекта и чиновники получат огромные премии. А про учителей некогда думать.
Как сообщает «Российская газета», оплату труда врачей (медиков) и учителей (педагогов) пересмотрят. У минтруда и минздрава готов пилотный проект по внедрению новой системы оплаты труда в здравоохранении. С декабря 2021 года по март 2022 года его должны «обкатать» в семи регионах. Это Белгородская, Курганская, Омская, Оренбургская и Тамбовская области, а также в Севастополе и Якутии. О том, что разница в зарплатах одних и тех же специалистов в разы отличается в зависимости от региона, говорят давно. Уже президент неоднократно обращал внимание на такой дисбаланс. Все понимают, что с этим надо что-то делать, выправлять перекосы. Иначе выпускники медицинских и педагогических вузов все равно будут стремиться в крупные города, а в селах и деревнях по-прежнему будет принимать пациентов один-единственный фельдшер — специалист по всем болезням. Самое сложное — это разработать унифицированные методики. Они пока еще в процессе. Есть только общее видение, что надо исправить.
О повышении зарплат врачей (медиков) и учителей (воспитателей) педагогов. Во-первых, по данным за 2020 год, средняя зарплата для врачей всех специализаций в среднем по стране составляла 91,7 тыс. рублей в месяц; для среднего медперсонала — 47 тыс. рублей; для младшего медперсонала — 41 тыс. рублей. При этом даже внутри одного региона у специалистов одного и того же профиля зарплата может сильно отличаться от средних значений. И все потому, что сейчас региональные больницы и поликлиники самостоятельно определяют размеры окладов сотрудников, а в отрасли отсутствуют единые требования к назначению стимулирующих и компенсационных выплат. В результате в зависимости от учреждения зарплаты медработников одного профиля и квалификации могут отличаться. «В ходе эксперимента предполагается гармонизация систем оплаты труда медицинских работников пилотных регионов, при этом фиксированная часть заработной платы должна увеличиться. Оклады медработников будут рассчитываться с учетом коэффициента в зависимости от сложности труда, а также региональных коэффициентов. Также будут установлены единые перечни компенсационных и стимулирующих выплат», — пояснили «РГ» в минтруде.
Во-вторых, «Пилот» по новой системе оплаты труда педагогов запустят в мае 2022-го на год. В его рамках поменяется порядок начисления зарплаты педагогам дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования. Должностные оклады и размеры дополнительных выплат к ним будут унифицированы. В дальнейшем новая система оплаты труда учителей распространится по всей России. Сейчас зарплата педагогов в разных регионах за одни и те же обязанности может отличаться в пять-шесть раз, поскольку рассчитывается с учетом средней зарплаты по региону, отмечает декан факультета педагогики и психологии университета «Синергия» Наталья Уварова. Тем самым нарушается принцип равной оплаты за равный труд.
Даже в близлежащих регионах зарплата может серьезно различаться. Например, у московских учителей зарплата составляет в среднем 101,2 тыс. руб., тогда как в Тамбовской области — 35,1 тыс., а в Ивановской области — 28,3 тыс., говорит профессор Академии труда и социальных отношений Наталья Локтюхина. При этом зарплата учителей может отличаться и внутри региона. Как пояснил преподаватель математики одной из московских школ Владимир Крамчаткин, сумма, которую получает учитель, зависит от числа учащихся в образовательном учреждении. Именно поэтому в сельских школах зарплаты обычно ненамного выше МРОТ.
Средняя заработная плата учителей в большинстве регионов варьируется в пределах 25-32 тыс. руб. Меньше всех получают педагоги, например, в Дагестане (22,5 тыс.). Традиционно высокая зарплата на Севере. Например, в Чукотском автономном округе она превышает 94,7 тыс., в Ямало-Ненецком автономном округе — 92,4 тыс., на Камчатке — 80,9 тыс. Председатель Комиссии Общественной палаты по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко считает, что разница в оплате труда педагогов провоцирует отток высококвалифицированных кадров туда, где региональный бюджет позволяет платить им более высокую зарплату. «Это боль руководителей дотационных регионов. И если иметь в виду тот факт, что качество образования во многом зависит от личности и профессионализма учителя, «неравенство образовательных возможностей» по стране налицо», — говорит она.
Методика оплаты труда для педагогов и медиков должна учитывать интенсивность труда, квалификацию работника, степень его методической активности, для педагогов целесообразно учитывать научно-исследовательскую, а для медиков — просветительскую активность, полагает доцент кафедры Организационно-управленческих инноваций РЭУ им. Плеханова Михаил Хачатурян. «Очевидно, что сделать абсолютно идентичной зарплату, к примеру, педагогов в Москве и в регионах достаточно сложно, так как всегда будет присутствовать фактор уровня и стоимости жизни, который в рыночной экономике привести к единому знаменателю достаточно сложно. Но сформировать единые понятные и прозрачные стандарты нужно и необходимо, чтобы устранить имеющиеся диспропорции», — уверен он.
Внимание: Все права на публикуемые материалы принадлежат их владельцам, и редакция сайта не несет ответственность за их использование!
Если Вы считаете, что материал публикуемой статьи Вас оскорбляет, нарушает Ваши права, недостоверен, распространяет сведения Вас порочащие, разжигает рознь или неприемлем для публикации по другим причинам — ОСТАВЬТЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЙ КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ — МЫ ЕЕ НЕМЕДЛЕННО УДАЛИМ!
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
В 2022 году изменится система аттестации учителей, за счет чего зарплата педагогов будет начисляться с учетом ранжирования. Согласно новому порядку начислений, будут внедрены такие изменения:
- начисления и расчет окладов будут производиться по единой тарифной схеме для всех образовательных учреждений на территории России;
- будет действовать система поощрительных и компенсационных выплат;
- ставка будет дифференцирована с учетом сложности работы, а также уровня квалификации профессиональных кадров;
- выплаты будут также включать в себя премии, доплаты за классное руководство, за внеклассные уроки.
Итого в России зарплата учителей в 2021–2022 учебном году будет начисляться по разным правилам. В 2021 году еще действуют текущие правила, но с 1 января бухгалтерии перейдут на новые схемы расчета. Дополнительно в феврале ожидается индексация.
Согласно плану Правительства, повышение зарплаты учителям, запланированное к реализации в 2022, изменит структуру начислений. Известно, что сумма оклада будет зависеть от МРОТ, что позволит сократить огромный разрыв между объемами выплат педагогов в разных регионах. Также структурные изменения привели к тому, что сумма оклада будет составлять не менее 70% от общего объема ежемесячной выплаты. Сохранятся надбавки за выслугу лет, классное руководство, квалификационную категорию.
Программа «Земский учитель» работает с января 2020 года. Многие слышали новости об условиях программы, о зарплате учителей и единовременном пособии. Согласно правилам программы, молодые учителя могут получить рабочее место в маленьких населенных пунктах, где численность населения не более 50000 человек. Дополнительно проект «Земский учитель» мотивирует выпускников педагогических вузов материальным вознаграждением, которое отличается в зависимости от региона:
- молодые специалисты на Дальнем Востоке получат по 2 000 000 рублей;
- во всех остальных регионах – по 1 000 000 рублей.
Возможно, что в 2022 году повышение довольствия учителей может пройти по другому сценарию. С таким предложением выступила Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева на пленарном заседании Всероссийского совещания руководителей органов управления образованием регионов. Министр отметила, что некоторые рекомендации правительства, по формированию оплаты труда, до сих пор не соблюдаются регионами. Речь идет о пропорции относительно гарантированной и поощрительной части зарплаты. На текущий момент в некоторых регионах ставка учителя это всего лишь 10%, а остальные 90 % — это стимулирующие выплаты. В то время как еще в 2022 году организациям было рекомендовано при расчете зарплаты учителям 70% отвести гарантированной выплате.
Министр отметила, что некоторые рекомендации правительства, по формированию оплаты труда, до сих пор не соблюдаются регионами. Речь идет о пропорции относительно гарантированной и поощрительной части зарплаты.
По последним новостям из Госдумы на сегодня увеличение зарплаты будет как у педагогов начальной, средней школы, так и у преподавателей дошкольного, дополнительного образования.
Зарплата учителей в 2022 году в России
Вопрос о том, что будет с зарплатой педагога, всегда стоял очень остро, потому что при всей престижности и важности профессии (а отрицать этого точно никто не будет), и многие люди обрадовались тому, что в 2022 год президент РФ озаботился данным вопросом и принял законопроект о майских указах, в соответствии с требованиями которого заработные платы бюджетников должны были вырасти в два раза.
. Оклады работников учреждения, работающих в учреждениях на момент введения новой системы оплаты труда, при условии сохранения объема их должностных обязанностей, выполнения ими работ той же квалификации устанавливаются не ниже окладов, установленных до введения новой системы оплаты труда. При этом размер выплат компенсационного и стимулирующего характера устанавливается по минимальным окладам и ставкам заработной платы, к которым отнесена настоящим Положением должность данного работника. Оклады работников, принятых после введения новой системы оплаты труда, устанавливаются согласно настоящему Положению.
Следует отметить, что по последним данным СМИ, правительство планирует индексировать заработную плату по двум показателям: оклад и премиальная часть. Предполагаемые нововведения в начислении зарплат Властями формируется новая система начисления заработных плат, благодаря которой хорошая работа будет вознаграждаться лучшей заработной платой. Такая система будет внедряться в течение нескольких лет.
Также стоит отметить, что статистические данные нынешнего времени не учитывают размер зарплаты педагогов небольших городов и сел, где оплата труда просто «смешная». Во внимание берутся в основном цифры городских жителей, а ведь там, в глубинках учителя получают не более 15 000 рублей в месяц, когда работники Москвы, Санкт-Петербурга имеют возможность трудиться на 1,5 ставки.
В любом случае получаемых учителями денег недостаточно, чтобы вызвать дальнейший интерес к профессии, что провоцирует острую нехватку в кадровых ресурсах.
Однако различные инспекционные проверки образовательных организаций строго следят за тем, есть ли у работников курсовая подготовка. Поэтому работодатель, чтобы избежать штрафов, обязывает педагогов обучаться на курсах 1 раз в 3 года. С целью мотивировать работников к дополнительному профессиональному образованию, некоторые организации предусматривают стимулирующие выплаты за повышение педагогического мастерства — выплачивают единоразовые премии.
Регион может установить собственные льготы педагогическим работникам. Нюансы местного законодательства узнавайте в администрации области или района. В 2012 году Путин В. В. подписал на исполнение более 10 указов, касающихся заработных плат людей, занятых в бюджетных сферах.
В статье рассмотрим особенности оплаты труда работникам образовательных учреждений, а также разберем, как рассчитать надбавки педагогам за категорию, выслугу лет, стаж.Положения постановления №583 распространяются, в том числе, на порядок расчета и оплаты труда работникам сферы образования – педагогов всех уровней и специализаций, методистов, лаборантов, руководящего и административного персонала школ и учреждений образования, а также работников образовательных учреждений для дошкольников.Зав.комиссии или метод объединения – 3% от оклада.
Для каждой отрасли должны быть разработаны свои требования. Ожидается, что в подзаконных актах укажут и долю гарантированных выплат по окладам. В Минтруда считают, что оклад должен составлять 50-70 процентов зарплаты. В то же время первый замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев заявлял ранее, что фракция считает, что не менее 70 процентов зарплаты бюджетников должен составлять оклад.
Валентина Кабанова в интервью «Парламентской газете» подчеркнула, что предстоящее выравнивание зарплат не приведёт к тому, что «где-то бюджетники станут получать меньше, чем сейчас». Депутат добавила, что новые зарплаты должны учитывать размер прожиточного минимума в регионах и прочие местные особенности.
На основании нормативных документов региона необходимо определить право педагога на надбавку в соответствие с профессиональной выслугой, квалификационной категорией, образованием, наличием ученой степени.
- для педагога устанавливается оклад в размере, утвержденном региональными органами исполнительной власти, но не менее размера, действующего ранее по Единой тарифной ставке;
- педагог имеет право на получение надбавок, начисленных за квалификационную категорию, стаж работы, уровень образования и учетной степени (при наличии).
Подчеркнем, что размер надбавок и порядок их назначения утверждается на региональном уровне. Таким образом, стимулирующие выплаты в различных регионах РФ могут существенно отличаться друг от друга. Также региональные власти могут корректировать подход к определению получателей той или иной надбавки. К примеру, надбавка за стаж в Орловской области выплачивается только тем педагогам, у которых нет квалификационной категории. Если сотрудник учреждения имеет квалификацию, то ему назначается надбавка за квалификационную категорию, без права на получения стимулирующей выплаты за выслугу.
Кроме того, НСОТ предусматривает финансовые поощрения лицам, которые имеют многолетний опыт работы в сфере образования и обучения.Согласно НСОТ, ежемесячная оплата труда педагогам рассчитывается по формуле:Зарплатапедагогам = Оклад + Компенсации + Надбавки,где Оклад – размер оклада, установленный согласно квалификационной категории; Компенсации – сумма доплат, начисляемых за интенсивность труда (работа на замене, совмещение должностей, обучение детей с ограниченными возможностями, педагогическая деятельность в сельской местности, т.п.); Надбавки – стимулирующие выплаты, начисляемые в качестве надбавки к окладу.НСОТ предусматривает следующие надбавки педагогам: