Как написать ответ на требование в налоговую о несвоевременном перечислении НДФЛ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как написать ответ на требование в налоговую о несвоевременном перечислении НДФЛ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Информация о НДФЛ поступает в налоговые органы из разных источников. В первую очередь, это отчетность самого работодателя, представляемая по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ.

Физлицо также представляет в налоговую инспекцию сведения о подоходном налоге, если подает декларацию по форме 3-НДФЛ. Подача декларации не является обязанностью всех физических лиц, но фактически ее сдают во многих случаях — при продаже имущества, если требуется получить налоговый вычет, по доходам ИП и т. п.

Пояснение в налоговую о несвоевременной уплате НДФЛ

Пояснительную записку оформляют на бланке письма работодателя, содержащем основные сведения о нем:

  • наименование;
  • ИНН;
  • адрес;
  • телефоны.

Письмо адресуется соответствующему налоговому органу, регистрируется с присвоением исходящего номера и даты, подписывается руководителем работодателя и заверяется печатью (если от нее не отказались).

В текстовой части письма в произвольной форме излагаются обстоятельства, в силу которых обязанность представления отчета 6-НДФЛ за указанный отчетный период у работодателя отсутствует.

Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.

На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.

Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).

Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие-либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

В Письме от 15.03.2018 № 03-04-05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.

При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.

В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.

Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305-КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.

Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

  • представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

  • представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.

Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.

Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:

Как написать пояснение в ФНС: примеры и детали

Налоговая «камералит» 6-НДФЛ в автоматическом режиме. Система сличает сумму удержанного и сумму уплаченного налога (они должны совпадать) и проверяет дату уплаты НДФЛ в бюджет.

Если суммы не совпадают ИФНС высылает требование о предоставлении пояснений.

Текст пояснений зависит от того, какое именно несоответствии выявлено системой. Например, уплаченный НДФЛ меньше удержанного или удержанный НДФЛ меньше уплаченного.

Налог к оплате может оказаться меньше удержанного, если работнику возвращали излишне удержанный налог. НДФЛ может быть уплачен в большем размере чем удержан, если были переходящие выплаты. И в том, и в другом случае, может иметь место просто ошибка бухгалтера.

Налоговая инспекция может выслать требование о пояснениях как в бумажном, так и в электронном виде. При этом, в случае, электронного послания, налогоплательщик обязан отреагировать на него в течение пяти рабочих дней. Если же данный документ пришел в бумажном виде, на него также необходимо дать ответ в кратчайшие сроки, причем вне зависимости от того, имеется ли на нем печать налоговой инспекции или нет.

Как уже говорилось выше, унифицированной формы ответа для дачи пояснений налоговой нет, так что составлять его можно в произвольном виде. Стоит отметить, что форма ответа должна быть предельно корректной и стандартной с точки зрения правил оформления подобного рода бумаг.

  1. Вначале слева или справа (не имеет значения) нужно указать адресата, т.е. именно ту налоговую инспекцию, куда отправляется ответ. Здесь нужно вписать ее номер, а также район и населенный пункт, к которому она относится.
  2. Далее указывается отправитель письма: пишется название предприятия, его адрес (фактический), а также номер телефона (на случай, если у налогового инспектора возникнут какие-либо дополнительные вопросы к пояснению).
  3. Далее в ответе следует сослаться на номер требования (а таким документам налоговая служба всегда присваивает номера), и его дату (отметим: не дату получения, а именно дату составления), а также коротко обозначить суть вопроса.
  4. После этого можно приступать непосредственно к даче пояснений. Их следует писать максимально подробно, со всеми нужными ссылками на документы, законы, нормативные акты и т.п. Чем тщательнее будет оформлена эта часть ответа, тем больше шансов на то, что налоговая будет им удовлетворена.

    Ни в коем случае нельзя давать в ответе недостоверные или заведомо ложные сведения – они будут быстро обнаружены и тогда последуют немедленные санкции со стороны налоговиков.

  5. После того, как пояснение будет дано, необходимо заверить письмо подписью главного бухгалтера (при необходимости), а также руководителя компании (обязательно).

Унифицированная форма пояснительной записки не предусмотрена. Используйте в работе типовой шаблон:

В ИФНС России № 16 по городу Санкт-Петербургу

от некоммерческой организации «Доброволь»

Адрес места нахождения:

400000, г. Санкт-Петербург, ул. Примерная, д. 18

ИНН/КПП 1234567890/12301001,

ОГРН 123456789101010

ПОЯСНЕНИЯ

В ответ на требование о предоставлении пояснений от … № … сообщаем следующее:

  1. Основной деятельностью организации является ….
  2. За … квартал (или иной период) … года доходы организации от (указать убыточный вид деятельности) составили … руб.,

в т. ч. выручка от продажи … руб.

Расходы — … руб.,

в т. ч. прямые расходы — … руб.,

косвенные расходы — … руб.,

внереализационные расходы — … руб.

Можно привести иную, значимую для вашей ситуации, или более детальную расшифровку расходов. Вообще, чем подробнее и детальнее вы представите ситуацию, тем лучше.

  1. По итогам отчетного периода убыток составил … руб.
  2. Причинами, повлекшими образование убытка, являются:

а) ….

б) ….

в) ….

Приложения:

Директор НКО «Доброволь» ______________ Иванов И. И.

Этот вопрос у налоговиков пользуется особым интересом. Так, представители ФНС беспрестанно следят за объемами поступлений в государственный бюджет. При их снижении реакция незамедлительная: требования с предоставлением пояснений, приглашение руководителя к личной встрече с представителем ФНС либо выездная камеральная проверка (крайняя мера).

В такой ситуации медлить нельзя, необходимо сразу предоставить пояснения в ФНС. В ответном письме опишите все обстоятельства и факты, которые повлияли на снижение налоговых платежей. Подтвердите факты документально либо предоставьте экономические обоснования. В противном случае ФНС инициирует выездную проверку, которая затянется на несколько месяцев.

Что писать в пояснительной записке:

  1. Снижение зарплатных налогов. Причины: сокращение штата, реструктуризация предприятия, снижение уровня заработной платы.
  2. Снижение прибыли обычно происходит из-за расторжения договора с покупателями. Следует приложить к письменным разъяснениям копию дополнительного соглашения о расторжении договора.
  3. Рост затрат как результат снижения прибыли. Обоснование: расширение деятельности (увеличение объемов производств, открытие нового филиала, подразделения, торговой точки), смена поставщиков или увеличение цен на материальные запасы и сырье (приложите копии договоров).

Причин снижения налоговой нагрузки довольно много. Необходимо детально разбираться в каждом конкретном случае.

Заместителю начальника межрайонной ИФНС № 4
Зайковой Т. И.
От ООО «Кнопка», ИНН 6656543210
04.08.2020

На Ваше требование № 569 от 31.07.2021 поясняем следующее.

Сумма доходов от реализации товаров (работ, услуг), показанная в декларации по налогу на прибыль организаций за 6 месяцев, действительно меньше, чем сумма выручки от реализации, показанная в декларациях по НДС за I, II кварталы 2021 года. Такая ситуация возникла в связи с отражением во II квартале 2021 года операции по возврату товара поставщику (НДС в сумме 569,24 руб. был восстановлен).

К данному письму прилагаем счет-фактуру № 23 от 11.05.2021 года, подтверждающий возврат товара.

Директор ООО «Кнопка» ______________________И. Б. Останин

Назначение аналитической записки – информировать руководителя организации о существующих и возникающих рисках законодательства, осложняющих его жизнь и работу

Несвоевременное перечисление НДФЛ

Получив требование из ИФНС, важно действовать правильно и уложиться в отведённые сроки, которые также считаются со дня получения вами требований из налоговой. Сам же день получения требования определяется, исходя из способа направления такого требования.

В соответствии со ст. 31 НК РФ, требование может быть передано налоговым органом лицу, которому оно адресовано, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.

Теперь давайте разберемся, что считать датой получения требования, потому что именно от него и пойдёт исчисление сроков.

Если требование вручили лично под расписку — дата, указанная в тексте расписки. В случаях направления требования налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

Штраф зависит от того, что именно вы не представили в налоговую: документы, информацию или пояснения.

Требование о представлении документов:

  • 200 руб. за каждый неподанный документ — если сведения, которые в нем содержатся, нужны инспекции для налогового контроля в отношении вас. Основание — п. 1 ст. 126 НК РФ.
  • 200 руб. за каждый неподанный документ — если запрашиваются документы по сделке. Штраф назначается независимо от того, затребован документ во время проверки или вне ее. Основание — п. 1 ст. 126 НК РФ.
  • 10 000 руб. за непредставление документов — если сведения, которые в них содержатся, нужны инспекции для налогового контроля в отношении вашего контрагента или иного лица. Основание — п. 2 ст. 126 НК РФ.

Требование о предоставлении информации:

  • 5 000 руб. за непредоставление информации, истребованной налоговым органом. Основание – п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
  • 20 000 руб. при повторном нарушении в течение года. Основание – п. 2 ст. 129.1 НК РФ.

Требование о предоставлении пояснений:

  • 5 000 руб. за непредоставление информации, истребованной налоговым органом. Основание – п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
  • 20 000 руб. при повторном нарушении в течение года. Основание – п. 2 ст. 129.1 НК РФ.

Административный штраф за отказ от представления, непредставление в срок документов или информации, предоставление сведений в неполном объеме или в искаженном виде составит от 300 до 500 руб. Привлечь могут директора, главного бухгалтера или другого должностного лица организации в зависимости от того, кто был ответственным за представление документов (информации) по требованию. Основание – ч. 1 ст. 15.6. КоАП РФ.

Требование об уплате налога:

  • Если вы не исполните требование в срок, инспекция начнет принудительное взыскание недоимки.

Заполняем пояснение в налоговую по 6-НДФЛ — образец

Штраф – это мера ответственности, наказание налогоплательщика за нарушение требования налоговой. Штраф можно уменьшить не менее чем в два раза, если имели место смягчающие вину обстоятельства.

Такими обстоятельствами могут быть, например, то, что вы совершили нарушение впервые, признали свою вину, не оспариваете нарушение, а лишь просите о снижении штрафа; вы добросовестный налогоплательщик.

Бывают ситуации, когда штраф несоразмерен тяжести нарушения. Например, организация при камеральной проверке нарушила срок и сдала 1 000 документов по требованию ИФНС на один день позже. За это предусмотрен штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ — 200 000 руб. (200 руб. за каждый документ). Очевидно, что просрочка на один день не настолько тяжкое нарушение, чтобы применять к нему полный штраф.

За несвоевременный ответ на требование можно сослаться, например, на то, что у вас незначительная просрочка, или вы одновременно получили несколько требований от инспекции, или у вас запросили слишком много документов и вы не успели их подготовить.

В любом случае, при наличии у Вас смягчающих вашу вину обстоятельств необходимо заявить о них налоговой путём направления в адрес ИФНС Ходатайства о смягчающих обстоятельствах. И если хотя бы одно обстоятельство останется в силе, размер штрафа должен быть уменьшен не менее чем в два раза в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ.

В заключение отмечу, что штраф может снизить не только налоговая, но и суд, если вы обратитесь к нему после обжалования штрафа в налоговой.

Михаил Заплатников, преподаватель ООО «Что делать Консалт»

Обращаем ваше внимание на налоговый обзор правовых позиций высших судов за II квартал 2021 года. Самые важные дела из этого обзора Михаил Заплатников рассмотрел в выпуске программы «Бухгалтер Live»

Федеральная налоговая служба в целях недопущения вынесения необоснованных решений о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), а также предупреждения возможного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков в связи с вынесением вышеуказанных решений, сообщает следующее.

Согласно пункту 2 статьи 123 Кодекса налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной указанной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:

1) налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;

2) в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему Российской Федерации;

3) налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему Российской Федерации сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

В случае, когда налоговыми агентами самостоятельно выявляются факты несвоевременной уплаты (неполной уплаты) сумм налога на доходы физических лиц (НДФЛ) до составления акта по результатам камеральной налоговой проверки расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), а также осуществляется самостоятельное перечисление сумм задолженности по НДФЛ и уплата соответствующих сумм пени, указанные обстоятельства, согласно положениям пункта 2 статьи 123 Кодекса и Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, исключают привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности, установленной пунктом 1 статьи 123 Кодекса.

Вместе с тем, по результатам анализа жалоб налогоплательщиков (налоговых агентов), налоговыми органами не учитываются вышеприведенные обстоятельства и налогоплательщики (налоговые агенты) привлекаются к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 123 Кодекса.

Отсутствие контроля за фактическим исполнением налоговым агентом обязательств по уплате НДФЛ позднее предусмотренного Кодексом срока приводит к вынесению налоговыми органами необоснованных решений о привлечении к налоговой ответственности и нарушению прав и законных интересов налогоплательщиков.

Учитывая изложенное, в целях недопущения в дальнейшем неправомерного привлечения к налоговой ответственности налоговых агентов, необходимо осуществлять контроль исполнения условий, установленных пунктом 2 статьи 123 Кодекса, в том числе исполнение обязанности по перечислению сумм НДФЛ, удержанных с доходов физических лиц налоговым агентом, и уплате соответствующих сумм пени на дату завершения камеральной налоговой проверки расчетов 6-НДФЛ, а также на дату составления акта налоговой проверки.

Руководителям (исполняющим обязанности руководителей) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальников) межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам (с двухуровневой системой управления) необходимо довести настоящее письмо до территориальных налоговых органов и обеспечить его применение.

Действительный государственный
советник Российской Федерации 3 класса
А.В. Егоричев

В соответствии с положениями Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ) установлены штрафы как за нарушения срока перечисления НДФЛ, так и за неуплату (неполную уплату) удержанного налога.

Если налоговый агент должен был удержать и перечислить в бюджет НДФЛ, но не удержал (или) не перечислил его, то налоговый орган оштрафует налогового агента. Налогового агента могут оштрафовать (ст. 123 Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ)):

  • за неудержание налога или неполное удержание налога. Штраф за данное нарушение составляет 20% от суммы налога, которая не была удержана;
  • неперечисление налога (НДФЛ удержан, но не перечислен). Штраф за данное нарушение составляет 20% от суммы налога, которая не перечислена в бюджет (ст. 123 НК РФ). Размер штрафа может быть уменьшен по решению налогового органа и (или) суда;
  • несвоевременное перечисление налога (НДФЛ удержан, но не перечислен в срок). Штраф за данное нарушение составляет 20% от суммы налога, не перечисленной в срок (ст. 123 НК РФ). При этом не имеет значения, на сколько пропущен срок уплаты НДФЛ (на один день или на год). Размер штрафа будет рассчитан со всей суммы НДФЛ, которая не была перечислена в срок. Размер штрафа может быть уменьшен по решению налогового органа и (или) суда;
  • неполное перечисление налога (НДФЛ удержан, но перечислена не вся сумму налога). Штраф за данное нарушение составляет 20% от недоплаченной суммы налога (ст. 123 НК РФ). Размер штрафа может быть уменьшен по решению налогового органа и (или) суда.

Таким образом, размер штрафа во всех вышеуказанных случаях составляет 20% от суммы налога, которую налоговый агент не удержал и (или) не перечислил в бюджет (ст. 123 НК РФ).

Также, необходимо учитывать, что если налоговый агент удержал НДФЛ, но не перечислил (несвоевременно перечислили) его в бюджет, то помимо штрафа будут начислены пени (п. 1 ст. 75 НК РФ).

Однако, согласно позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от 06.02.2018 № 6-П, существуют случаи, при наступлении которых налоговый агент может избежать санкций за несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджет.

Конституционный суд РФ в постановлении 06.02.2018 № 6-П рассмотрел следующую ситуацию. Проверяющие из ИФНС установили, что организация, как налоговый агент перечисляла удержанные суммы НДФЛ с опозданием. Нарушение срока перечисления налога и стало основанием для привлечения работодателя к налоговой ответственности на основании ст. 123 НК РФ.

Организация оспорила назначенный налоговиками штраф в суде. Главным аргументом послужил тот факт, что организация выявила и устранила ошибки, т.е. уплатила налог задолго до окончания налогового периода и подачи отчетности по НДФЛ. Также, организация особо подчеркнула, что НДФЛ перечислялся в бюджет с опозданием по техническим причинам.

Следует особо подчеркнуть, что Арбитражные суды и Верховный суд не поддержали позицию организации и указали, что согласно нормам ст. 123 НК РФ ответственность устанавливается за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание или перечисление) в установленный срок сумм налога.

В Постановлении АС МО от 01.09.2016 по делу № А40-189421/2015, оставлено в силе определением ВС от 19.12.16 № 305-КГ16-17454, указано, что перечисление суммы НДФЛ в более поздние сроки не может расцениваться как обстоятельство, освобождающее от ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ. Судьи напомнили, что отсутствие задолженности по НДФЛ на момент окончания проверяемого периода не является основанием для освобождения от штрафа.

Судьи указали, что согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.

П. 4 ст. 81 НК РФ установлены условия освобождения налогоплательщика от ответственности, в случае если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога.

Далее, судьи сделали вывод, что нормами налогового законодательства предусмотрена возможность освобождения от ответственности налогоплательщика, предусмотренной ст. 123 НК РФ, если он самостоятельно выявит допущенное нарушение, произведет расчет (перерасчет) подлежавшей уплате за конкретный налоговый период суммы налога, исчислит пени за просрочку уплаты доначисленной в результате выявленной ошибки суммы налога, уплатит доначисленные суммы налога и пеней в бюджет, внесет исправления в ранее представленную декларацию путем подачи дополнительной (уточненной) декларации.

В рассматриваемой ситуации организация представила годовую отчетность по НДФЛ сразу без ошибок и не уточняла ее впоследствии. Это обстоятельство не позволяет применить освобождение от ответственности на основании п. 4 ст. 81 НК РФ (постановление АС Московского округа от 01.09.2016 № А40-1894212015, оставлено в силе определением ВС 19.12.16 № 305-КГ16-17454).

Организация дошла до Конституционного суда. В своей жалобе она указала, что положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ во взаимосвязи противоречат Конституции Российской Федерации.

Конституционный суд РФ в постановлении 06.02.2018 № 6-П отказался признать взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречащим Конституции РФ.

Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.

На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.

Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).

Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие-либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

В Письме от 15.03.2018 № 03-04-05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.

При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.

В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.

При этом налоговики напоминают, что нарушение порядка перечисления налога приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа. С этим трудно не согласиться.

В целях реализации Постановления КС РФ № 6-П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.

28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ. Начало действия документа – 28.01.2019.

Статья 123 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной названной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:

налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;

в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;

налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

Внесенная норма позволяет налоговому агенту избежать штрафа в 20 % от не перечисленной в установленный срок суммы НДФЛ, но при выполнении ряда условий:

отчетность по НДФЛ, в частности расчет по форме 6-НДФЛ, корректна и представлена в установленный срок;

сумма налога уплачена налоговым агентом самостоятельно до активизации налогового органа по данному вопросу;

пени рассчитаны самим налоговым агентом и уплачены в бюджет.

Безусловно, данные новшества убирают дискриминацию в отношении налоговых агентов и уравнивают их в правах с налогоплательщиками: теперь за пропуск сроков перечисления НДФЛ в бюджет нужно будет уплатить только пени при выполнении прочих условий.

В заключение отметим, что ст. 123 НК РФ применяется не только в отношении налоговых агентов по НДФЛ, но и в отношении налоговых агентов по НДС и по налогу на прибыль (ст. 174, 287, 310 НК РФ). Соответственно, на них также распространяется действие новой нормы: НК РФ не предусматривается различное применение ст. 123 НК РФ в зависимости от конкретного налога, по которому совершено соответствующее налоговое правонарушение (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

«О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

Актуально на: 14 декабря 2015 г.

Налоговики не могут проводить камеральные проверки в отношении представленных налоговым агентом Справок 2-НДФЛ, т.к. эти справки не являются налоговой декларацией или расчетом (ст. 80, п. 1 ст. 88 НК РФ). Однако это не означает, что инспекторы вообще не изучают полученные Справки. Более того, если они выявят в них какие-либо неточности, то попросят налогового агента представить письменные пояснения по НДФЛ (ст. 31 НК РФ). И лучше такие просьбы не игнорировать. Иначе должностных лиц организации или ИП могут оштрафовать на сумму от 2000 руб. до 4000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

На самом деле поводов для запроса у налогового агента пояснений по НДФЛ немало. Например, агента могут попросить объяснить, почему отличаются суммы исчисленного, удержанного и уплаченного НДФЛ с доходов конкретного работника или почему неправильно применены вычеты. Или, к примеру, инспекторы могут поинтересоваться причинами снижения суммы НДФЛ, уплаченной в текущем году, по сравнению с перечисленной в прошлом году, если такое снижение превышает 10% (Письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722).

С 01.01.2016 г. для налоговых агентов вводится новая форма отчетности – 6 НДФЛ. Инспекторы будут проводить камеральные проверки данных Расчетов. Соответственно, с налоговых агентов будут требовать не только представления пояснений, но и представления документов (ст. 93 НК РФ). Например, могут запросить документ, из которого будут видны установленные дни выплаты зарплаты. И уже на основании этой информации будут проверять своевременность перечисления «агентского» НДФЛ в бюджет.

Можно ли избежать штрафа при уплате НДФЛ позже срока?

Во-первых, инспекторы будут подозревать, что организация просто стала опаздывать с перечислением НДФЛ, поэтому суммы снизились.

Значит, на комиссию стоит взять с собой платежки.

Во-вторых, если налоговики убедились, что все перечислено в срок, они поинтересуются причинами снижения налога. Желательно пояснить ситуацию, чтобы не доводить дело до выездной проверки.

Причиной уменьшения сумм оплаты труда может быть сокращение штата, снижение окладов в целях оптимизации расходов или отказ от некоторых выплат работникам (премии, материальная помощь и т.

п.). Ольга Рэм, корреспондент «УНП» Источник 25 Октября 2019 Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления предложил перераспределить ряд налогов между бюджетами субъектов Федерации и муниципальных образований. В четверг,

Так, в частности, установлено, что в случае, когда федеральными стандартами не предусмотрен способ ведения бухучета по конкретному вопросу, компания может разработать свой способ.

Недобросовестным налогоплательщикам могут отказать в приеме отчетности Хабаровские налоговики сообщили, что территориальные инспекции вправе не принимать декларации у организаций, обладающих признаками недобросовестных плательщиков.

В [ наименование налогового органа ]
адрес: [ вписать нужное ]

от [ наименование юридического лица ]
ИНН/КПП: [ вписать нужное ]
адрес: [ вписать нужное ]
телефон: [ вписать нужное ]

[3]

Пояснения
о причинах возникновения задолженности по страховым взносам

В ответ на требование налогового органа о представлении пояснений от [ число, месяц, год ] N [ значение ] сообщаем следующее:

Сумма задолженности [ наименование юридического лица ] сложилась по следующим причинам:

— ухудшение финансового состояния организации в результате:

общего экономического кризиса в стране;

сокращения объемов поставок;

снижения цен на реализуемые товары.

Как следствие — отсутствие денежных средств на счетах в банках.

Образец пояснения в налоговую по ндфл

Все уже смирились с тем, что наши законодатели всеми доступными средствами пытаются «облегчить» труд бухгалтера. Думаю, многие согласятся, что пока это у них не очень получается. Вспомним, чего стоил 6-НДФЛ в 2016 г., сколько было требований о пояснениях со стороны налоговиков, которые зачастую противоречили друг другу.

Давайте разберем, что же мы имеем после отчетной кампании за 1 квартал 2017года. Все сдали 6-НДФЛ и расчет по страховым взносам и только вздохнули с облегчением, как из налоговой посыпались требования о предоставлении пояснений.

Пояснение в налоговую к форме 6-НДФЛ

Сумма начисленного дохода в 6- НДФЛ (стр. 020, Раздела 1) и Сумма выплат и иных вознаграждений, исчисленных в пользу физического лица в расчете по страховым взносам (стр. 30 графы 1 подр. 1.1 Раздела 1) не могут быть равны никак. Ведь в расчете указываются и пособия до 1,5 лет, и до 3-х лет, больничные, вознаграждения по различного рода договорам, которые не облагаются страховыми взносами, а в 6-НДФЛ – те, которые облагаются НДФЛ.

По этим расхождениям расчет по страховым взносам будет принят, но ИФНС может потребовать пояснения. Чего не следует избегать. Пояснения надо предоставить в течение 5 рабочих дней (п.3 ст. 88 НК РФ) в электронном виде, либо в течении 10 рабочих дней, если отчет сдавали на бумажном носителе.

Пример пояснения в ИФНС

Обычно требование предоставить пояснения поступает через некоторое время после сдачи всевозможных отчетов и деклараций, так что поводом для них может стать любая, даже самая незначительная ошибка или неточность в документах. Во многих случаях разъяснения требуются по НДС, указанному к возмещению, из-за несоответствии сведений о налогооблагаемых базах в декларациях по налогу на прибыль и опять же НДС, при расхождении данных у контрагентов. Вопросы могут вызвать необоснованные убытки при проверке начисления налога на прибыль, подача уточненной декларации или расчета, в которых исправленная сумма налога к уплате меньше, чем в присланных первоначально и т.д.

После того, как налогоплательщик получает требования о пояснениях, он должен сверить переданные в налоговую документы с имеющимися у него на руках данными.

В первую очередь, при проверке декларации по НДС, анализу подвергаются указанные в ней суммы (на предмет их соответствия с суммами по всем входящим и исходящим счетам-фактурам). Далее аналогичным образом исследуются даты, номера счетов-фактур, и прочие реквизиты (ИНН, КПП, адреса и т.п.).

Если вопросы возникли по декларации УСН или по налогу на прибыль, следует проанализировать все суммы расходов и доходов, которые были приняты для их расчета. Идентично приведенному алгоритму проверяются и все другие виды документов, вызвавшие вопросы у налоговой инспекции.

Внимание: закон не говорит о том, что пояснения должны быть даны именно в письменной форме, т.е. это значит, что они могут быть предоставлены и устно. Однако во избежание дальнейших разногласий, лучше все-таки озаботиться составление письменного ответа.

Такими обстоятельствами могут быть тяжелое материальное положение, незначительный период просрочки (1–2 дня), наличие переплаты по другим налогам и т. п. Если обстоятельство признается смягчающим, то размер штрафа должен быть снижен не менее чем в 2 раза (п. 3 ст. 114 НК РФ).В первом и втором случаях обоснованное пояснение позволит избежать применения санкций. В третьем — всё зависит от того, как налоговики оценят смягчающие обстоятельства.

Впрочем, за налогоплательщиком всегда остается право обратиться в суд. Образцы пояснений о несвоевременной уплате НДФЛ приведены ниже: Пояснение о неверном указании кода ОКТМО Пояснение о переносе дня выплаты зарплаты Пояснение о задержке уплаты НДФЛ в связи с финансовыми трудностями *** Налоговые органы, проводя камеральные проверки и мониторинг платежей, могут обнаружить отклонения между начисленным и уплаченным НДФЛ.

Сен 10, 2019adminlawsexp

голос

Рейтинг статьи

Если по результатам проведения проверки в организацию поступило письмо из налоговой с требованием предоставления пояснений, вероятнее всего, при автоматическом контроле отчетности были выявлены ошибки. Однако учреждение не всегда обязано отвечать на запрос из ИФНС. Разъяснения необходимо направлять, если вопросы у инспектора возникли по факту проведения камеральных проверок периодической или итоговой отчетности.

Самыми распространенными неточностями, подразумевающими ответ на требование из налоговой о предоставлении пояснений, являются:

  • ошибки в налоговых декларациях — погрешности по НДС, налогу на прибыль;
  • расхождения сведений из взаимосвязанных документов и отчетов налогоплательщика;
  • несовпадение сведений, предоставленных организацией, и данных, имеющихся в ИФНС;
  • погрешности в документах и действиях по получению налоговых льгот.
  • Таким образом, разъяснительное письмо в ответ на требование о предоставлении пояснений необходимо направлять, если расхождения выявлены в процессе проведения камеральных проверок (п. 3 ст. 88 НК РФ). Но для налогоплательщика не будет лишним, если он отправит пояснительную информацию на запрос ИФНС, не связанный с камералкой. Это поможет сформулировать четкую позицию учреждения в разрешении той или иной проблемы.

    При этом, если в процессе проведения проверки будут обнаружены какие-либо расхождения, то в таком случае с компании будут запрошены соответствующие пояснения или же уточненные декларации.

    Предлагаем ознакомиться: Может ли работодатель выплатить работнику, отработавшему полностью норму рабочего времени, заработную плату, размер которой после удержания НДФЛ ниже МРОТ?

    В данном случае, чтобы избежать каких-либо штрафных санкций и других мер административной ответственности, предприниматели должны знать, как правильно заполняется образец пояснения в налоговую по 6-НДФЛ и что нужно учитывать в процессе оформления этой бумаги.

    В первую очередь, сотрудники налоговой службы могут обнаружить недоимку путем сравнения сумм в отчетности с теми, которые по факту были перечислены в бюджет и указаны в расчетной карточке.

    Другими словами, если налоговые органы выставляют недоимку, то это может говорить о том, что поданным Налоговой службы налога уплачивалось меньше по сравнению с тем, что указано в поданной отчетности.

    При этом суммы, которые должны перечисляться в бюджет, прописываются в сроках 140 раздел 2.

    Для этого лучше всего запросить у уполномоченных лиц соответствующую выписку расчетов, в которой будет указываться уплаченная сумма НДФЛ.

    Изначально проводится сравнение показателей начисления с расчетом 6-НДФЛ, после чего уже проводится сравнение уплаты с реальной документацией.

    Также на компанию может быть начислена пеня в случае несвоевременного перечисления налога. В налоговой инспекции своевременность начисления налогов осуществляется посредством сравнения дат, прописанных в строке 120 и даты, когда было зарегистрировано фактическую выплату суммы налога в бюджет.

    Сдача отчетности по форме 6 НДФЛ обязательна для работодателей и иных компаний и ИП, проводящих выплаты физ. лицам. Если расчет заполнен с ошибками или вовсе не предоставлен, дают письменные разъяснения налоговому органу. Также пояснительная записка потребуется при возникновении спорных ситуаций с инспекцией.

    Предлагаем ознакомиться: Образец заявления на увольнение в связи с выходом на пенсию

    По ходу камеральной проверки налоговая инспекция, если у нее возникнут сомнения в достоверности отчетности, затребует предоставление пояснений. Срок – 5 рабочих дней, в противном случае штраф 5000 рублей.

    Пояснительная записка составляется в свободной форме, на оригинальном бланке компании, с указанием реквизитов. В разъяснении даются ответы на возникшие у налоговой инспекции вопросы.

    Предоставление пояснений в налоговую инстанцию происходит следующими способами:

    • Почтой, в этом случае целесообразно отправить пояснение «ценным» письмом с уведомлением;
    • Электронно – через ТКС;
    • лично принести в инспекцию или оформить курьерскую доставку.

    Рассмотрим ситуации, требующие разъяснений и образцы пояснений по 6 НДФЛ.

    Если по результатам проведения проверки в организацию поступило письмо из налоговой с требованием предоставления пояснений, вероятнее всего, при автоматическом контроле отчетности были выявлены ошибки. Но учреждение не всегда обязано отвечать на запрос из ИФНС. Разъяснения необходимо направлять, если вопросы у инспектора возникли по факту проведения камеральных проверок периодической или итоговой отчетности.

    Ситуации, когда при камеральных проверках налоговики вправе истребовать пояснения, приведены в п. 3 ст. 88 НК РФ. К ним относятся:

    1. Выявление в декларации ошибок или противоречий, а также нестыковка между показателями декларации и сведениями, имеющимися у налоговиков. В этом случае инспекторы потребуют пояснить несоответствия или исправить отчетность.
    2. Подача уточненной декларации или расчета, в которых сумма налога к уплате меньше, чем в представленных изначально. Здесь налоговики вправе требовать пояснения к измененным показателям.
    3. Представление декларации по налогу на прибыль с убытком. В этом случае контролеры попросят обосновать убыток.

    Срок на представление указанных пояснений — 5 рабочих дней с момента получения требования (п. 3 ст. 88, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

    После самостоятельной проверки указанной информации нужно узнать о том, какие именно суммы налога будут числиться по информации налоговых органов. Для этого лучше всего запросить у уполномоченных лиц соответствующую выписку расчетов, в которой будет указываться уплаченная сумма НДФЛ.

    Изначально проводится сравнение показателей начисления с расчетом 6-НДФЛ, после чего уже проводится сравнение уплаты с реальной документацией. Также на компанию может быть начислена пеня в случае несвоевременного перечисления налога.

    Фактически перечисленные суммы зафиксированы в личной карточке расчетов с бюджетом.

    Образец пояснения в налоговую по 6 НДФЛ Важные оговорки В зависимости от обстоятельств нужно по-разному подходить к процедуре оформления отчетности, так как каждая отдельная ситуация предусматривает свои особенности оформления документов, а также необходимость в тех или иных ответных мерах.

    Основные причины В первую очередь, сотрудники налоговой службы могут обнаружить недоимку путем сравнения сумм в отчетности с теми, которые по факту были перечислены в бюджет и указаны в расчетной карточке.

    Другими словами, если налоговые органы выставляют недоимку, то это может говорить о том, что поданным Налоговой службы налога уплачивалось меньше по сравнению с тем, что указано в поданной отчетности.

    При этом суммы, которые должны перечисляться в бюджет, прописываются в сроках 140 раздел 2.

    В первую очередь, обращают внимание на строки 070 и 120. В одной указывается сумма подоходного налога, в другой, 120, дата уплаты в государственную казну. Вся информация сверяется в автоматическом режиме.

    В каком случае налоговики потребуют объяснений?

    1. Если удержанный налог больше уплаченного в бюджет.
    2. Подоходный налог не был уплачен.

    Найдя расхождения, налоговики требуют разъяснений.

    Образец ответа на запрос по декларации НДС формируется в электронном виде, если организация по законодательству должна сдавать отчет через средства электронного документооборота (п. 3 ст. 88 НК РФ). Для ответа на запрос по НДС есть специально утвержденный бланк, поэтому, на основании п. 1 ст. 129 НК РФ, налогоплательщик обязан соблюдать не только условия об электронной сдаче, но и о форме подаваемых разъяснений. В качестве подтвердительной документации по НДС специалист подготовит копии счетов-фактур и книг покупок и продаж.

    Информация о НДФЛ поступает в налоговые органы из разных источников. В первую очередь, это отчетность самого работодателя, представляемая по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ.

    Физлицо также представляет в налоговую инспекцию сведения о подоходном налоге, если подает декларацию по форме 3-НДФЛ. Подача декларации не является обязанностью всех физических лиц, но фактически ее сдают во многих случаях — при продаже имущества, если требуется получить налоговый вычет, по доходам ИП и т. п.

    Инспекторы анализируют суммы поступлений по налогу, сверяя их с данными отчетности. В случае обнаружения каких-либо расхождений между данными из разных источников налоговики могут запросить у налогоплательщика пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).

    Налогоплательщик обязан предоставить пояснение в течение 5 дней. За нарушение этого срока с него может быть взыскан штраф в сумме 5000 руб., а в случае повторного нарушения в течение года — 20 000 руб. (ст. 129.1 НК РФ).

    Порядок заполнения 6-НДФЛ написан размыто. Например, не понятно, как переносить суммы зарплаты, которые относятся к одному месяцу, а выплачены в другом.
    Все работодатели (организации и ИП), являясь налоговыми агентами, должны начислять, удерживать и перечислять НДФЛ с доходов, выплаченных своим работникам.

    Служба по налогам и сборам администрирует своевременность и правильность исчисления налоговых обязательств в бюджет РФ, представление отчетности и требуемой документации.

    В случае обнаружения каких-либо расхождений между данными из разных источников налоговики могут запросить у налогоплательщика пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ). Налогоплательщик обязан предоставить пояснение о несвоевременной уплате НДФЛ в течение 5 дней. За нарушение этого срока с него может быть взыскан штраф в сумме 5 000 руб., а в случае повторного нарушения в течение года — 20 000 руб.

    Скачать образец пояснительной записки по УСН Пояснительная записка по убыткам Когда налоговики требуют пояснения по убытку в декларации, необходимо обосновать причину его возникновения.

    В третьем — всё зависит от того, как налоговики оценят смягчающие обстоятельства. Впрочем, за налогоплательщиком всегда остается право обратиться в суд.

    Бухгалтер по невнимательности заплатил НДФЛ меньше, чем надо. Ошибку нашли и через неделю доплатили. Налоговая просит пояснение о неуплате налога в срок.

    Одним из контрольных соотношений, используемых ФНС, является: «Сумма по строке 070 за вычетом строки 090. Она должна быть не больше суммы НДФЛ, которую перечислили в бюджет за отчетный период».

    Физлицо также предоставляет в налоговую инспекцию сведения о подоходном налоге, если подает декларацию по форме 3-НДФЛ. Подача декларации не является обязанностью всех физических лиц, но фактически ее сдают во многих случаях — при продаже имущества, если требуется получить налоговый вычет, по доходам ИП и т. п.

    Налоговый агент должен перечислить НДФЛ не позднее дня, следующего за днем выплаты заработной платы (п. 6 ст. 226 НК РФ).

    Если зарплата выдается в последний день отчетного периода (квартала), то налог может быть перечислен уже в следующем периоде.

    Также, необходимо учитывать, что если налоговый агент удержал НДФЛ, но не перечислил (несвоевременно перечислили) его в бюджет, то помимо штрафа будут начислены пени (п. 1 ст. 75 НК РФ).

    Налоговики не могут проводить камеральные проверки в отношении представленных налоговым агентом Справок 2-НДФЛ, т.к. эти справки не являются налоговой декларацией или расчетом (ст. 80, п. 1 ст. 88 НК РФ). Однако это не означает, что инспекторы вообще не изучают полученные Справки.

    С 01.01.2016 г. для налоговых агентов вводится новая форма отчетности – 6 НДФЛ. Инспекторы будут проводить камеральные проверки данных Расчетов. Соответственно, с налоговых агентов будут требовать не только представления пояснений, но и представления документов (ст. 93 НК РФ). Например, могут запросить документ, из которого будут видны установленные дни выплаты зарплаты.

    Ходатайствуем о снижении штрафа Итак, теперь вы знаете, чем можно «давить на жалость». Но этого недостаточно.

    ООО «Аэлита» получило требование предоставить пояснение о причинах несоответствия сумм удержанного НДФЛ, по данным расчета 6-НДФЛ (строка 070 за вычетом строки 090), фактическим платежам в бюджет в течение 1 квартала 2018 года. Расхождение в сумме 5700 руб.

    По законодательству ИФНС вправе требовать разъяснения только в 3-х случаях:

    Но на практике требования о предоставлении пояснений в инспекцию не ограничивается такими ситуациями. Организация не предоставляет разъяснений, если это не предусмотрено законодательством, и оставлять надзорный орган без ответа не рекомендуется, так как это послужит поводом для проведения камеральных проверок в будущем.

    Если основания у инспекции были, организация обязана объяснить причины расхождений в пояснительной записке, иначе компанию оштрафуют на 5 тыс. рублей при первом нарушении, и на 20 тыс. при последующих нарушениях.

    На ответ организации дается 5 дней с момента получения требования. Установленного бланка не существует. Разъяснения даются в произвольной форме, главное, чтобы они были обоснованными и давали полный ответ на запрашиваемый вопрос.

    Так, например, в документе неверно отражена сумма дохода физического лица, ошибка допущена из-за опечатки. Вот это и нужно написать в записке и приложить исправленный отчет.

    Частой ошибкой являются расхождения между статистическими сведениями по числу работников и предоставленными справками в инспекцию. В таком случае подают разные ответы в зависимости от причины несоответствия.

    Если в статистику отправлены неправильные данные, укажите это в пояснении и приложите верный отчет. Если предоставленные справки 2 НДФЛ не охватывали всех работников, присылают недостающие документы. Рассмотрим несколько образцов пояснений по 2 НДФЛ в налоговую инспекцию.

    Пояснение в налоговую по 2 НДФЛ: образец.

    Пример записки в налоговую инспекцию по требованию разъяснений и различие сведений между декларацией 3 НДФЛ и справкой 2 НДФЛ.

    ИФНС запросит уточнение отчетности от организации при наличии расхождений или противоречий, приведшие к неправильному расчету налога. Законодательством регламентированы три ситуации, при которых такое требование считается обоснованным, но так или иначе, организации лучше ответить на требование инспекции. Делается это в произвольной форме во избежание штрафных санкций или выездной проверки.

    Если в ходе проверки расчета инспекторы найдут ошибки, то потребуют пояснить их. Мы выяснили три основные причины, почему налоговики могут запросить пояснения по 6-НДФЛ. Образцы ответов смотрите в этой статье.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.