Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие мер уголовно-процессуального принуждения и их классификация». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В широком смысле принуждение пронизывает весь уголовный процесс. Это связано с тем, что в его рамках расследуется и рассматривается дело о возможном общественно опасном нарушении уголовного закона (преступлении), в силу чего подавляющее большинство уголовно-процессуальных действий и решений совершается и принимается независимо от воли частных лиц на основании принципа публичности. Если рассматривать уголовно-процессуальное принуждение в широком смысле, то мы не сможем выделить какой-либо специальный институт, а лишь придем к неизбежному выводу о принудительном характере всей (или почти всей) уголовно-процессуальной деятельности.
Однако в более узком смысле уголовному судопроизводству необходимы специальные меры, обеспечивающие принудительное исполнение обязанностей теми участниками процесса, которые не являются должностными лицами или членами профессиональных сообществ и в отношении которых не действует логика должностной (возможность отстранения от должности, изъятия дела из производства и т.п.) или иной дисциплинарной (лишение статуса адвоката и т.п.) ответственности. Без подобных специальных мер принудительный характер уголовного процесса останется пустой декларацией. Поэтому такого рода меры, применяемые в ходе уголовно-процессуальной деятельности к частным лицам, существуют во всех уголовно-процессуальных системах без исключения, независимо от того, имеют ли они либеральный или авторитарный характер, относятся к континентальной или англосаксонской модели судопроизводства и т.п. Иначе говоря, наличие данных мер является объективной необходимостью.
Понятие мер процессуального принуждения, их виды, система и классификация
1. Понятие и юридическая природа института задержания. Во всех правопорядках без исключения существуют две формы ограничения физической свободы лица в качестве двух автономных мер процессуального принуждения: 1) кратковременное задержание; 2) длительное (в той или иной степени) заключение под стражу. Во всех правопоряд-ках между ними есть принципиальная разница: задержание является по своей природе полицейской мерой, т.е. реализацией полицейских функций; заключение под стражу является по своей природе судебной мерой, т.е. реализацией судебных функций. Называться эти меры могут по-разному в соответствии с национальной терминологической традицией, более устойчивой в континентальных правопорядках (например, фр. противопоставление garde а vue (задержание) и detentionprovisoire (заключение под стражу)). Однако само по себе разграничение двух принципиально отличных друг от друга форм ограничения физической свободы лица является объективной и универсальной константой. В России первая из этих форм (полицейская) обозначается понятием «задержание», а вторая (судебная) — понятием «заключение под стражу». Чем обусловлен этот дуализм, приводящий к автономии уголовно-процессуального института задержания?
Юридически в соответствии с современными конституционными и международно-правовыми императивами любое ограничение физической свободы лица и его помещение под стражу требуют судебного вмешательства, т.е. допускаются исключительно на основании судебного решения. Однако фактически это возможно далеко не всегда, поскольку с реальными проявлениями явно выраженной преступной деятельности, как правило, сталкиваются не суды, а полиция, осуществляющая функцию поддержания общественного порядка и вынужденная «на месте» реагировать на нарушения уголовного закона (прибывать по вызовам граждан, пресекать преступления при патрулировании улиц и т.п.). Разумеется, подобная проблема возникает только в тех случаях, когда полиция не просто констатирует преступное деяние, но и сталкивается с лицом, предположительно его совершившим (фактическим подозреваемым), которое оказывается «в руках» полиции.
Таким образом, между физическим пресечением преступной деятельности определенного лица (задача полиции) и реальной возможностью юридической официализации (процессуализации) данной ситуации (составление необходимых документов, решение вопроса о юридической квалификации деяния, возбуждение уголовного дела, доставление в суд лица, заслуживающего помещения под стражу и т.д.) возникает неизбежный временной отрезок, от которого при всем желании не в состоянии избавиться ни одна правовая система, причем по абсолютно объективным причинам. Выход здесь только один — сконструировать специальный уголовно-процессуальный институт (институт задержания), который занимает особое место в системе уголовно-процессуального права и является единственным способом преодоления проблемы фактического разрыва между полицейским пресечением преступной (гипотетически) деятельности определенного лица и приведением этой ситуации в русло ординарных процессуальных решений, действий и т.п. В противном случае деятельность полиции по пресечению преступных деяний и ограничению физической свободы подозреваемых лиц пришлось бы вовсе вывести за пределы уголовно-процессуального регулирования, что чревато массовыми нарушениями прав личности и чего не может себе позволить ни одна правовая система.
1. Понятие и классификация мер пресечения. Понятие «меры пресечения» является видовым по отношению к родовому понятию «меры процессуального принуждения». Иначе говоря, они соотносятся как часть (меры пресечения) и целое (меры процессуального принуждения). При этом, как отмечалось выше, меры пресечения являются центральной (системообразующей) группой мер процессуального принуждения.
Само словосочетание меры пресечения, используемое исключительно в профессиональном уголовно-процессуальном языке, этимологически является результатом терминологической редукции. Устав уголовного судопроизводства 1864 г. содержал более полное и точное наименование соответствующего уголовно-процессуального института: меры пресечения возможности обвиняемому уклонения от следствия и суда. Однако будучи чрезмерно длинным и неудобным для произношения, это наименование естественным образом сократилось сначала в юридической литературе, а затем и в законе, превратившись просто в «меры пресечения». Сегодня последний вариант является устойчивым, самодостаточным и не требующим смысловых пояснений. Именно его давно уже использует закон, в том числе действующий (гл. 13 УПК РФ). В то же время, невзирая на терминологическую редукцию, понятие и целевые характеристики института остались неизменными. Речь по-прежнему идет о мерах, направленных на пресечение обвиняемому (подозреваемому) возможности уклонения от следствия и суда.
Меры пресечения, несмотря на их относительное разнообразие и неодинаковую степень использования принуждения, обладают несколькими общими отличительными признаками:
Во-первых, в отличие от задержания меры пресечения могут применяться только после возбуждения уголовного дела.
Во-вторых, они могут применяться только на основании специального мотивированного процессуального решения (постановления)1, которое вправе принять дознаватель, следователь или суд. При этом применительно к суду следует различать две ситуации: 1) когда дело находится в производстве суда в судебных стадиях процесса — суд тогда вправе вынести решение (в том числе по собственной инициативе) о применении любой меры пресечения; 2) когда дело находится в производстве следователя или дознавателя в досудебных стадиях уголовного процесса — суд тогда рассматривает возбужденные следствием или дознанием ходатайства о применении тех мер пресечения, которые могут применяться исключительно на основании судебного решения (о них см. далее).
В-третьих, меры пресечения могут применяться на длительный срок, в некоторых случаях ограниченный специальными периодами, исчисляемыми месяцами (с возможностью продления), а в других — вовсе не ограниченный ничем, кроме общих сроков производства по уголовному делу.
В-четвертых, меры пресечения по общему правилу применяются только к обвиняемому. В качестве исключения они могут применяться также к подозреваемому (ст. 100 УПК РФ), но на срок, не превышающий 10 суток (включая срок задержания), после чего лицу либо предъявляется обвинение, либо мера пресечения отменяется. По делам о примерно 10 опасных преступлениях (террористический акт — ст. 205 УК РФ, содействие террористической деятельности — ст. 205.1 УК РФ, захват заложника — ст. 206 УК РФ и др.) мера пресечения может применяться к подозреваемому на срок до 45 суток. Строго ограниченное жесткими (без продления) и краткими сроками применение меры пресечения к подозреваемому имеет технический характер (необходимость предоставления минимального времени для подготовки обоснованного обвинения при объективной невозможности оставления на свободе соответствующего лица) и лишь подчеркивает общее правило: в нормальной ситуации для применения меры пресечения требуется сначала предъявить обвинение. Следует также обратить внимание, что меры пресечения в любом случае могут избираться только в отношении лица, подвергаемого уголовному преследованию. Об их применении в отношении иных участников уголовного судопроизводства (потерпевших, свидетелей и т.п.) не может быть и речи.
Предусмотренные российским уголовно-процессуальным законом и перечисленные в ст. 98 УПК РФ меры пресечения можно классифицировать по разным критериям. Наибольшее практическое значение имеют два из них.
Прежде всего, все меры пресечения могут быть разделены на общие и специальные.
Общие меры пресечения, которых большинство, рассчитаны на применение ко всем обвиняемым (подозреваемым) без исключения, независимо от их возраста, рода занятий, профессионального и должностного статуса и т.п.
Специальные меры пресечения рассчитаны на применение в отношении не всех, но лишь отдельных категорий обвиняемых (подозреваемых). Таковых в российском уголовном процессе существует две: 1) наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК РФ), которое может применяться лишь к обвиняемым или подозреваемым, являющимся военнослужащими или относящимся к категории граждан, проходящих военные сборы; 2) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым или подозреваемым (ст. 105 УПК РФ), который, как следует уже из наименования данной меры пресечения, применяется исключительно к несовершеннолетним. Соответственно, все остальные российские меры пресечения являются общими.
Кроме того, все меры пресечения могут быть разделены на те, которые могут применяться исключител��но по решению суда, и те, которые могут применяться без судебного решения (по постановлению следователя или дознавателя).
1. Понятие и классификация иных мер процессуального принуждения.
Итак, последнюю группу мер процессуального принуждения составляют так называемые «иные меры процессуального принуждения». Эти меры перечислены в ст. 111 УПК РФ и включают обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество и денежное взыскание. Из самого названия этой группы видно, что она, как отмечено в § 1 настоящей главы, выделяется среди всех мер процессуального принуждения по остаточному принципу. Соответственно, она объединяет достаточно разнородные меры, которые могут применяться к самым разным участникам уголовного процесса для целого ряда связанных с обеспечением производства по уголовному делу целей.
Поэтому в отличие от мер пресечения иные меры процессуального принуждения не являются взаимоисключающими. Возможно одновременное применение к одному и тому же участнику процесса нескольких таких мер, а к обвиняемому или подозреваемому — одновременное применение как меры пресечения, так и иной меры процессуального принуждения.
По той же причине довольно сложно установить какие-то характерные для всех иных мер процессуального принуждения общие черты, которые выделяли бы эту группу среди остальных мер процессуального принуждения. Что касается классификации, так же, как и меры пресечения, иные меры процессуального принуждения можно подразделить на не требующие судебного решения для их применения (обязательство о явке, привод) и требующие такового (остальные). Есть и классификация, основанная на целях и основаниях применения иных мер процессуального принуждения: меры последующего принуждения, являющиеся последствием уже состоявшегося нарушения участником процесса уголовно-процессуальных норм (привод, денежное взыскание), и меры предупреждающего принуждения (остальные). Однако наиболее традиционно разделение иных мер процессуального принуждения по кругу субъектов, к которым они могут применяться. По этому критерию выделяются универсальные (применимые ко всем участникам уголовного процесса) и специальные (применимые только к некоторым участникам уголовного процесса) меры.
2. Универсальные меры, применяемые ко всем участникам уголовного процесса. Меры процессуального принуждения, входящие в эту группу, могут применяться к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и понятому (ч. 1, 2 ст. 111 УПК РФ). Таким образом, универсальность этих мер условная: как и все меры процессуального принуждения, они в силу самого их назначения неприменимы к профессиональным участникам процесса (следователь, прокурор, защитник и т.д.). В то же время к непрофессиональным участникам такие меры применяются вне зависимости от их принадлежности к той или иной стороне. Правда, в силу отсутствия в том необходимости закон не предусматривает возможности применения иных мер процессуального принуждения к так называемым эпизодическим участникам процесса (например, законный представитель несовершеннолетнего, поручитель и т.п.).
Всего универсальных мер две — обязательство о явке и привод. Несмотря на то, что в посвященных этим мерам специальных нормах (ст. 112, 113 УПК РФ) не упоминается возможность их применения к гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и понятому, правоприменительная практика его допускает.
а) обязательство о явке
Эта мера процессуального принуждения представляет собой письменное обязательство лица своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, а в случае перемены места жительства незамедлительно сообщать об этом, сопровождающееся разъяснением последствий нарушения такого обязательства (ст. 112 УПК РФ). Она носит превентивный характер и призвана предотвратить неявку лиц, несущих процессуальную обязанность являться по вызовам, в связи с тем, что без их участия затруднено или невозможно производство по уголовному делу.
Как видно, аспект принуждения в данном случае выражен весьма слабо, скорее можно говорить лишь об угрозе его применения (разъяснение последствий нарушения обязательства о явке). Поэтому закон не предусматривает каких-либо специальных оснований или условий применения обязательства о явке: она может применяться во всех случаях, когда ее сочтет необходимой лицо, осуществляющее производство по делу. По той же причине законом не конкретизирован порядок применения этой меры процессуального принуждения и допускается ее применение широким кругом субъектов (дознаватель, следователь или суд). Более того, обязательство о явке, единственное из иных мер процессуального принуждения, не предполагает даже вынесения специального процессуального решения — достаточно составления самого обязательства и его подписания соответствующим лицом.
Следует отличать обязательство о явке от ранее рассмотренной меры пресечения — подписки о невыезде и надлежащем поведении. Ключевое различие состоит в том, что рассматриваемая мера уголовно-процессуального принуждения не налагает на лицо, к которому она применена, запрета покидать место жительства без предварительного разрешения дознавателя или следователя, а значит, не ограничивает его свободу передвижения и выбора места жительства.
Меры уголовно-процессуального принуждения
Возлагая на участников уголовного судопроизводства определенные обязанности и предоставляя им права при расследовании и разрешении уголовного дела, государство рассчитывает на то, что они будут добросовестно исполняться и использоваться. Однако нельзя не учитывать проблем, связанных с недобросовестным исполнением обязанностей или злоупотреблением правами, что требует применения средств, способных обеспечить исполнение закона. С этой целью установлены меры государственного принуждения.
Меры уголовно-процессуального принуждения — это предусмотренные законом процессуальные средства принудительного характера, применяемые в сфере уголовного судопроизводства уполномоченными на то должностными лицами и государственными органами при наличии основания и в порядке, установленном законом в отношении обвиняемых, подозреваемых и других лиц, для предупреждения и пресечения неправомерных действий этих лиц, а также в целях успешного расследования и разрешения уголовного дела и выполнения назначения уголовного судопроизводства.
Иначе: Меры уголовно-процессуального принуждения — психологическое, материальное, физическое и моральное воздействие органов уголовного преследования на поведение лиц, участвующих в уголовном деле, с целью пресечения и предупреждения совершения ими неправомерных действий.
Общим для всех мер уголовно-процессуального принуждения является возможность их применения независимо от воли и желания лица, в отношении которого они осуществляются, а также их правоограничительный или правопринудительный характер.
Принуждение выражается в стеснении и ограничении личных, имущественных и иных субъективных прав граждан. К таким ограничениям может относиться ограничение:
-
- неприкосновенности личности (задержание, арест);
- свободы передвижения (домашний арест, подписка о невыезде и надлежащем поведении);
- права осуществлять трудовую деятельность (отстранение от должности);
- права распоряжаться имуществом (наложение ареста на имущество и т. п.).
Введение
1. Меры уголовно-процессуального принуждения: понятие, классификация, основания их применения
2. Задержание. Основания освобождения задержанного
3. Понятие и виды мер пресечения
3.1 Понятие мер пресечения
3.2 Основания, условия и порядок применения мер пресечения
3.3 Виды мер пресечения
Меры пресечения — это процессуальные средства ограничения личной свободы обвиняемого, а в исключительных случаях подозреваемого, применяемые для предотвращения возможных процессуальных нарушений с их стороны, а также для обеспечения исполнения приговора.
Меры пресечения являются одним из видов мер принуждения в уголовном процессе. Целью применения мер пресечения является обеспечение успешного расследования и судебного разбирательства уголовного дела. В отличие от мер уголовного наказания, меры пресечения не имеют карательного и воспитательного воздействия и действуют до вступления приговора в законную силу. Меры пресечения нельзя рассматривать как меры процессуальной ответственности, т.к. они применяются не за совершение преступления и не за совершение процессуального нарушения, а для предотвращения совершения обвиняемым (подозреваемым) процессуальных нарушений и новых преступлений.
3) Меры пресечения, основанные на действиях третьих лиц. К этой группе относятся личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым и залог, вносимый третьим лицом.
По характеристике правового статуса обвиняемого меры пресечения последней группы делятся на общие и специальные. Специальные меры пресечения применяются при особых признаках обвиняемого: несовершеннолетие (присмотр за ним) и прохождение действительной военной службы (наблюдение командования).
3.2 Основания, условия и порядок применения мер пресечения
Основания избрания мер пресечения — это уголовно-процессуальные доказательства о конкретных фактах, указывающих на возможные процессуальные нарушения со стороны обвиняемого или подозреваемого. Это доказательства о том, что обвиняемый или подозреваемый может: скрыться от дознания, предварительного расследования или суда; продолжать заниматься преступной деятельностью; воспрепятствовать выяснению истины по делу (угрожать участникам процесса, уничтожить доказательства).
Условия избрания и применения мер пресечения вытекают из возможности назначения и отбывания наказания. Если по делу невозможно назначить наказание (например, в связи с истечением срока давности), то исключается и избрание меры пресечения.
Специальным условием для мер пресечения является наличие доказательств виновности лица в совершении преступления. Это условие соблюдается при обоснованном привлечении лица в качестве обвиняемого. При применении меры пресечения в отношении подозреваемого, это условие особенно значимо. Избрание меры пресечения в отношении подозреваемого допускается в исключительных случаях при наличии веского подозрения в отношении данного лица (при наличии оснований для его задержания в качестве подозреваемого). При этом обвинение должно быть предъявлено данному лицу не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения или фактического задержания. Если обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения отменяется.
Действие меры пресечения складывается из ее избрания, применения и завершается отменой. Избрание меры пресечения это принятие решения о ней. При наличии оснований, условий и мотивов выносится мотивированное постановление (а судом — определение) об избрании конкретной меры пресечения. Копия этого постановления вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также его представителям по их просьбе. Обвиняемому (подозреваемому) разъясняется порядок обжалования решения о мере пресечения. Физически-принудительные меры пресечения (домашний арест и заключение под стражу) избираются только по судебному решению.
- Совершенствование мер процессуального принуждения в российском уголовном судопроизводстве 2019 / Гриненко Александр Викторович, Иванов Дмитрий Александрович
- Разнообразие мер процессуального принуждения и характера гарантий прав, свобод и законных интересов обвиняемого при их применении 2014 / Химичева Ольга Викторовна, Бондаренко Иван Павлович
- О совершенствовании института мер пресечения, предусмотренного главой 13 УПК РФ 2017 / Вершинина Светлана Ивановна
- Распространяется ли институт мер пресечения на стадию исполнения приговора? 2015 / Николюк Вячеслав Владимирович
- О влиянии уголовной политики государства на нормативное закрепление института процессуального принуждения 2012 / Кондрат И. Н.
Под задержанием принято понимать кратковременное лишение свободы без решения суда и санкции прокурора. Осуществляют данное действие с целью пресечения преступной деятельности, а также предотвращения случаев сокрытия от следствия важных доказательств и фальсификации улик. Срок задержания, допустимый УПК, составляет 48 часов, иногда он может быть продолжен до 72 часов. Если за это время не будет выдвинуто обвинение, то задержанного человека обязательно должны отпустить. После задержания виновного помещают в следственный изолятор.
Основанием для задержания лица, подозреваемого в преступлении, являются:
- субъект был замечен при совершении преступного деяния или же сразу после его совершения на месте злодеяния;
- потерпевшие или очевидцы указали на конкретного гражданина, как на преступника;
- на одежде лица были обнаружены следы крови или в его жилье были найдены следы преступления;
- лицо пыталось скрыться с места преступления;
- субъект не имеет постоянного места жительства;
- не получилось на месте установить личность подозрительного субъекта.
Вторая группа ограничительных средств для лиц, виновных в совершении преступления или подозреваемых в подобных действиях, предполагает такие средства воздействия, которые полностью или частично ограничивают возможности гражданина, вплоть до его изоляции от общества.
Применим такой вариант только к обвиняемым, в исключительных случаях допускается подобное воздействия на подозреваемых лиц. Указанная группа направлена на удержание лица во время расследования преступления, а также на исполнение уже вынесенного приговора.
Для того чтобы такие исключительные методы воздействия оказались реализованы, следователь должен установить, что гражданин опасен для общества, может проявлять насилие, совершать повторные преступления, быть угрозой для свидетелей, потерпевших и так далее. Только фактически подтверждённые обстоятельства смогут стать веской причиной для ограничения возможностей лица. Принимается решение о наложении ограничения либо судом, либо непосредственно следственным органом.
Каждый участник уголовного производства имеет свой процессуальный статус, соответственно, меры процессуального принуждения УПК избирает по отдельности для каждого из них, то есть влиять государство может не только на предполагаемого преступника, но и на свидетеля или потерпевшего
Важно, что избирать способ принуждения необходимо исключительно в рамках регламентируемого УПК порядка.
Меры уголовно-процессуального принуждения Скачать 43536 0 0
… предупреждение или прекращение неправомерных действий. Большинство же иных мер процессуального принуждения являются следственными действиями по собиранию доказательств и носят обеспечительный характер. В ряд мер уголовно-процессуального принуждения их ставит предусмотренная законом возможность принудительного осуществления независимо от воли и желания лиц, в отношении которых они применяются. В …
Меры процессуального принуждения Скачать 91474 0 0
… , надлежащего исполнения приговора к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю и другим участникам процесса. К подозреваемому и обвиняемому могут применяться такие иные меры процессуального принуждения, как: 1) обязательство о явке; 2) привод; 3) временное отстранение от должности; 4) наложение ареста на имущество. К потерпевшему, свидетелю и иным участникам процесса могут …
Изучение мер процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве Скачать 111730 0 0
… потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, частного обвинителя, а также несовершеннолетнего обвиняемого и подозреваемого (ч.2 ст.161). Исключительное право применять меры процессуального принуждения в ходе уголовного судопроизводства принадлежит государству в лице: суда, прокурора, следователя, руководителя следственного органа, начальника органа дознания, дознавателя. …
Административное пресечение как мера административно-правового принуждения Скачать 237118 0 0
… предупредительные, административно – пресекательные, административно – восстановительные и также административно – обеспечительные меры, как меры административно-правового принуждения процессуального характера, хотя отдельные меры административно-процессуального обеспечения поглощаются мерами административно-правового пресечения (например, доставление, задержание и др.). К сожалению, все эти меры …
Вопрос 1. Понятие и классификация мер процессуального принуждения
Делятся на 3 группы: задержание подозреваемого, меры пресечения, иные меры принуждения. Задержание подозреваемого – кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, с целью пресечения его преступной деятельности, предотвращения сокрытия от следствия и суда, фальсификации и сокрытия доказательств, а также др. действий, могущих помешать установлению обстоятельств по делу. Предельный срок задержания – 48 ч, судьёй может быть продлён не более чем на 72 ч. Задержание по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, производится при наличии одного из следующих оснований: когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; когда потерпевшие или очевидцы укажут на него как на совершившего преступление; когда на нём или его одежде, при нём или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если органами следствия в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Не могут быть задержаны: Президент РФ (ст. 91 Конституции РФ), глава представительства или член дипломатич. персонала представительства (ст. 29 Венской конвенции о дипломатич. сношениях, 1961), консульские должностные лица, за исключением случаев преследования за совершение тяжкого преступления (ст. 25 Положения о дипломатич. и консульских представительствах иностр. государств на территории СССР, 1966). За исключением случаев задержания на месте преступления, не подлежат задержанию член Совета Федерации и депутат Гос. думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, председатель Счётной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счётной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий.
Меры пресечения – уголовно-процессуальные средства воздействия, применяемые в рамках производства по уголовному делу с целью обеспечения надлежащего поведения и предотвращения возможных нарушений со стороны обвиняемого или подозреваемого. Меры пресечения могут быть избраны при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый или подозреваемый: скроется от дознания, предварит. следствия или суда; может продолжать заниматься преступной деятельностью; может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путём воспрепятствовать производству по уголовному делу; а также для обеспечения исполнения приговора или возможной выдачи лица иностр. государству. К обвиняемому или подозреваемому применяется лишь одна из мер пресечения; она может быть изменена по ходу уголовного дела.
Мерами пресечения являются: подписка о невыезде; личное поручительство; наблюдение командования воинской части; присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; залог; домашний арест; заключение под стражу.
Подписка о невыезде и надлежащем поведении состоит в письм. обязательстве подозреваемого или обвиняемого: не покидать постоянное или врем. место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда; в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд; иным путём не препятствовать производству по уголовному делу.
Личное поручительство состоит в письм. обязательстве заслуживающего доверия лица о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд и иным путём не препятствовать производству по уголовному делу.
Наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим воен. сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруж. Сил РФ, для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд и иным путём не препятствовать производству по уголовному делу. Избрание в качестве меры пресечения наблюдения командования воинской части допускается лишь с согласия по��дозреваемого или обвиняемого.
Являются обеспечительными мерами и подлежат строгой регламентации. В праве большинства европ. стран не проводится чёткого разграничения мер пресечения и иных М. п. п. Напр., в английском праве не разграничивается полицейский арест (задержание) и предварит. заключение под стражу. Однако практически все М. п. п., затрагивающие наиболее существенные права граждан, осуществляются под судебным контролем. Полицейский арест (задержание) является кратковременной мерой. Первоначальная продолжительность его не должна превышать 24 ч. Но по делам о «серьёзных арестных преступлениях» (убийствах, изнасилованиях и т. п.) старший полицейский чиновник вправе продлить арест до 36 ч. Дальнейшее продление допускается лишь по решению суда – вначале до 72, а затем ещё раз – до 96 ч. Это предельный срок полицейского ареста, до завершения которого полиция должна сформулировать обвинение либо освободить задержанного. На этапе предварит. расследования наиболее распространённой мерой является арест. Это долговременная мера (от 70 до 112 дней), которая осуществляется на основании судебного приказа. В английском законодательстве известны институты залога и поручительства. Поручители, взяв на себя обязательство о явке обвиняемого по первому требованию суда, гарантируют его исполнение определённой суммой, выплачиваемой в случае нарушения обязательства.
В Германии М. п. п. обеспечивают расследование, рассмотрение судом уголовного дела и исполнение приговора. Меры пресечения среди этих мер специально не выделяются. Соответственно не всегда чётко проводится грань между задержанием и заключением под стражу. Применение мер уголовно-процессуального принуждения означает вторжение в сферу прав граждан, охраняемых конституцией, поэтому только судья вправе решать вопрос о допустимости и продолжительности ареста. Задержанный не позднее следующего дня должен быть доставлен к судье для допроса. Если судья считает задержание неоправданным или считает, что отпали основания задержания, то он предписывает освобождение задержанного, в противном случае по ходатайству прокурора или по собств. инициативе издаёт приказ об аресте. Арест не применяется, когда он несоразмерен значению дела или ожидаемому наказанию. Арест может быть заменён: возложением обязанности являться по вызову в суд или органы уголовного преследования, не покидать без их разрешения место жительства; возможностью покидать место жительства только под наблюдением определённых лиц; запретом поддержания связи с др. обвиняемыми, свидетелями, экспертами. Явка обвиняемого может быть обеспечена внесением залога, поручительства. Законом предусмотрены и др. принудит. меры, напр. врем. лишение водительских прав, врем. запрет на профессию.
В законодательстве США термины «меры пресечения» и «М. п. п.» не употребляются. Согласно правилам уголовного процесса к лицам, попавшим в его сферу, применяется выдача ордера на арест лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что им совершено преступление. Вместо ордера по просьбе прокурора (атторнея) может быть издана повестка о вызове в суд. Залог либо освобождение из-под стражи под личное обязательство применяется в тех случаях, когда обвиняемый или преступление, им совершённое, не представляет большой обществ. опасности; когда представлены гарантии, что обвиняемый не скроется от следствия, и когда отсутствует вероятность продолжения преступной деятельности или противодействия расследованию и суду.
Дипломные работы от 1360 руб.
Курсовые работы от 340 руб.
Контрольные работы от 170 руб.
Рефераты от 272 руб.
Отчеты о практике от 1360 руб.
Отчеты по НИРМ от 510 руб.
Совершенствование государственно-правовой политики Российской Федерации в области борьбы с преступностью, а также ее составной части — уголовно-процессуального законодательства — немыслимо без рационализации правового режима использования следователями и дознавателями в ходе расследования преступлений мер уголовно-процессуального принуждения.
Понятия «принуждение», «государственное принуждение», «правовое принуждение», «процессуальное принуждение», широко используемые в юридической литературе, в настоящее время вызывают немалый интерес исследователей.
Принуждение сопровождается причинением субъекту правоограничений, которые, как правило, имеют отрицательный для него характер и нередко связаны с возложением на него дополнительных правоограничительных обязанностей.
Исходя из изложенного выше, видна актуальность изучения мер процессуального принуждения.
Целью настоящей работы является характеристика понятия и классификация иных мер процессуального принуждения.
Государственное принуждение является одним из необходимых условий существования норм права, так как их соблюдение происходит не всегда на должном уровне. Как верно заметил С.С. Алексеев, до тех пор, пока существует право, сохраняется надобность в государственном принуждении, как одном из его неотъемлемых признаков, одном из средств его обеспечения1.
Государственное принуждение в качестве метода государственного руководства обществом состоит в применении государственными органами и их должностными лицами для преодоления правовой аномалии установленных законом мер воздействия, позволяющих посредством системы правовых ограничений, лишений, обременений или ответных действий заставить обязанных лиц исполнять возложенные на них юридические обязанности и соблюдать установленные законом запреты, а также обеспечить безопасность личности, общества и государства от потенциальных и реальных угроз2.
Исходя из сущности мер принуждения, можно сказать, что их воздействие имеет два направления, характеризуется дуализмом. Во-первых, они ограничивают права и свободы человека и гражданина, законные интересы юридических лиц, а во-вторых, направлены на защиту этих прав, свобод и законных интересов3. В практической деятельности оба направления воздействия мер государственного принуждения органически взаимосвязаны, как «сообщающиеся сосуды». С одной стороны, ограничение происходит в том случае, когда какое-либо лицо нарушает своим поведением норму права. С другой — посредством данного ограничения, например наложением штрафа на данное лицо, происходит защита от неправомерного поведения прав, свобод и интересов других лиц. Соответственно, в структурном отношении государственное принуждение предполагает следующие элементы: субъект принуждения (государственный орган, его должностное лицо); осуществление принуждения, т.е. процесс воздействия властной воли; объект принудительного воздействия, т.е. лицо, претерпевающее меру принуждения4.
Особой разновидностью государственного принуждения является процессуальное принуждение. Е.В. Чуклова справедливо идентифицирует процессуальное принуждение по следующим признакам.
Во-первых, оно представляет собой способ психического или физического воздействия на сознание и (или) поведение субъекта.
Во-вторых, процессуальное принуждение является правоприменительной государственной деятельностью. В юрисдикционном процессе эту функцию государства выполняют его органы и должностные лица.
В-третьих, фактическим основанием применения процессуального принуждения является поведение, противоречащее признанному порядку процессуальных отношений, однако не являющееся противоправным.
В-четвертых, меры процессуального принуждения могут содержаться как в диспозиции, так и в санкции правовой нормы.
В-пятых, применение процессуального принуждения возможно как в рамках охранительных, так и в рамках регулятивных правоотношений. Традиционно считается, что меры государственного принуждения возможны только в границах охранительных правоотношений.
В-шестых, процедура применения процессуального принуждения четко определена в нормах действующего законодательства5.
Процессуальное принуждение — это деятельность, воздействующая на субъекта, имеющая законные основания для ее применения, использование которой государством возможно как в целях охраны, так и в целях регулирования процессуальных правоотношений, но только в рамках и формах, четко очерченных в законодательстве.
К иным мерам процессуального принуждения относятся: обязательство о явке; привод; временное отстранение от должности; наложение ареста на имущество; денежное взыскание.
Применяются к подозреваемому, обвиняемому. К потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику, понятому могут быть применены только
обязательство о явке, привод и денежное взыскание.
Обязательство о явке
(ст. 112 УПК) состоит в письменном обязательстве лица своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, а в случае перемены места жительства незамедлительно сообщать об этом.
Решение о принятии данной меры процессуального принуждения принимается по мотивированному постановлению дознавателя, следователя и судьи, а также по определению суда.
Привод
(ст.113 УПК) состоит в принудительном доставлении лица к дознавателю, следователю или в суд в случае неявки по вызову без уважительных причин.
Привод не может производиться в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства; не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья могут оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом.
Производится привод органами дознания на основании постановления дознавателя, следователя, а также судебными приставами.
Временное отстранение от должности
(ст. 114 УПК) осуществляется в отношении подозреваемого или обвиняемого на основании постановления судьи, вынесенного по ходатайству дознавателя с согласия прокурора, следователя с согласия руководителя следственного органа.
В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении обвиняемого от должности или об отказе в этом. Постановление о временном отстранении обвиняемого от должности направляется по месту его работы.
Наложение ареста на имущество
(ст. 115 УПК) применяется для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, полученного в результате преступной деятельности либо нажитого преступным путем, в отношении подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия. Производится в присутствии понятых.
При наложении ареста на принадлежащие подозреваемому, обвиняемому денежные средства и иные ценности, находящиеся на счете, во вкладе или на хранении в банках и иных кредитных организациях, операции по данному счету прекращаются полностью или частично в пределах денежных средств и иных ценностей, на которые наложен арест. Банки и иные кредитные организации обязаны предоставить информацию об этих денежных средствах и иных ценностях по запросу суда, а также следователя или дознавателя на основании судебного решения.
Копия протокола вручается лицу, на имущество которого наложен арест.
В случаях неисполнения участниками уголовного судопроизводства процессуальных обязанностей, а также нарушения ими порядка в судебном заседании на них может быть судом наложено денежное взыскание
в размере до 25 минимальных размеров оплаты труда в порядке,установленном ст. 118 УПК.
Денежное взыскание налагается судом. По результатам рассмотрения протокола судья выносит постановление о наложении денежного взыскания или об отказе в наложении. Копия постановления направляется лицу, составившему протокол, и лицу, на которое наложено денежное взыскание.
Обязательство о явке — это закрепленное в письменном документе волеизъявление свидетеля (обвиняемого и др.). Данное волеизъявление состоит в обязательстве свидетеля (обвиняемого и др.) своевременно являться по вызовам следователя (дознавателя и др.) и суда, а в случае перемены места жительства незамедлительно сообщать об этом. При составлении указанного процессуального документа лицу разъясняются последствия нарушения обязательства, о чем делается соответствующая отметка в обязательстве.
Свидетель (обвиняемый и др.), давший такое обязательство, может сохранять обычный уклад жизни, выезжать за пределы района проживания, вправе по своему усмотрению менять место своего жительства, однако должен ставить об этом в известность орган предварительного расследования или суд и обязан немедленно являться по их вызовам.
Нарушение принятого на себя обязательства может повлечь привод свидетеля (обвиняемого и др.) или наложение на него денежного взыскания. К обвиняемым и (или) подозреваемым, помимо того, возможно применение какой-нибудь из предусмотренных УПК РФ мер пресечения.
Неявка свидетеля (обвиняемого и др.) в назначенный срок по вызову без уважительной на то причины есть неисполнение предусмотренной УПК РФ обязанности. Поэтому она может иметь следствием наложение денежного взыскания в размере до двух тысяч пятисот рублей.
Принципиальное отличие обязательства о явке от меры пресечения, в частности от подписки о невыезде и надлежащем поведении, заключается в том, что данная мера процессуального принуждения ни в чем не ограничивает ни личной свободы, ни свободы передвижения, а всего лишь обязывает сообщать о перемене места жительства. Причем ни предварительного, ни последующего согласия на такую перемену со стороны дознавателя, следователя и суда не требуется. Нарушение обязательства о явке участниками уголовного судопроизводства, которые уголовному преследованию по данному делу не подвергаются, — свидетелем, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, экспертом, специалистом, переводчиком, понятым — образует основания для их принудительного привода (ст. 113 УПК РФ), а такое же нарушение со стороны обвиняемого или подозреваемого может повлечь за собой не только привод, но и применение меры пресечения8. Например, залог применяется, как об этом прямо указано в законе, тоже в целях обеспечения явки к следователю или в суд; иначе говоря, основания применения обеих мер процессуального принуждения совпадают буквально, но названная мера пресечения неизмеримо строже.
Статья 113 УПК РФ всецело посвящена приводу как мере уголовно-процессуального принуждения. Здесь закреплены понятие, основания, условия и порядок осуществления данного вида привода.
При наличии причин, препятствующих вызову в назначенный срок, подозреваемый, обвиняемый, свидетель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, эксперт, специалист, переводчик и понятой обязаны незамедлительно уведомить дознавателя, следователя или суд, от которых поступил вызов (повестка), о таких причинах. Последние могут быть уважительными. К их числу на практике относятся: болезнь, отсутствие транспортной связи, смерть и похороны близкого родственника, несвоевременное получение повестки и т.п. Все другие причины неявки, в частности связанные с работой, службой, предпринимательством, с учетом, конечно, конкретных обстоятельств, относятся к неуважительным. В случае неявки без уважительных причин вызываемый может быть подвергнут приводу, который состоит в принудительном доставлении к дознавателю, следователю или в суд. Формально-юридическим основанием для применения такой меры принуждения является мотивированное постановление дознавателя, следователя или судьи или определение суда в коллегиальном составе. В этих документах должно быть обосновано, что вызываемый не явился преднамеренно и что причина неявки неуважительна. Без такого обоснования привод незаконен.
Под задержанием принято понимать кратковременное лишение свободы без решения суда и санкции прокурора. Осуществляют данное действие с целью пресечения преступной деятельности, а также предотвращения случаев сокрытия от следствия важных доказательств и фальсификации улик. Срок задержания, допустимый УПК, составляет 48 часов, иногда он может быть продолжен до 72 часов. Если за это время не будет выдвинуто обвинение, то задержанного человека обязательно должны отпустить. После задержания виновного помещают в следственный изолятор.
Основанием для задержания лица, подозреваемого в преступлении, являются:
- субъект был замечен при совершении преступного деяния или же сразу после его совершения на месте злодеяния;
- потерпевшие или очевидцы указали на конкретного гражданина, как на преступника;
- на одежде лица были обнаружены следы крови или в его жилье были найдены следы преступления;
- лицо пыталось скрыться с места преступления;
- субъект не имеет постоянного места жительства;
- не получилось на месте установить личность подозрительного субъекта.
Под уголовно-процессуальным принуждением понимается совокупность предусмотренных законом мер принудительного воздействия, призванных обеспечить исполнение участниками процесса своих обязанностей при производстве по уголовному делу.
Меры процессуального принуждения не являются мерами ответственности. Они применяются не только вследствие нарушения участниками процесса своих обязанностей, но и для предотвращения этого. Некоторые из мер процессуального принуждения могут быть применены не только к подозреваемому или обвиняемому, но и к иным участникам процесса (потерпевшему, свидетелю и др.). Всем этим мерам в определенной степени свойственно принуждение, которое проявляется в ограничении прав и свобод лица. Подобные ограничения допускаются исключительно в интересах раскрытия преступления, изобличения виновного и разрешения уголовного дела судом.
Таким образом, меры процессуального принуждения – это предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством процессуальные средства принудительного характера, применяемые в строго установленном законом порядке дознавателем, следователем, прокурором и судом в отношении подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и иных участников процесса для предотвращения и устранения возможных препятствий в процессе расследования и рассмотрения уголовных дел в целях обеспечения успешного выполнения задач уголовного судопроизводства.
УПК предусматривает следующие виды мер процессуального принуждения:
задержание подозреваемого, меры пресечения, обязательство о явке, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество (эти меры принуждения могут быть применены только в отношении подозреваемого или обвиняемого), привод, обязательство о явке, денежное взыскание (эти меры принуждения могут применяться и к иным участникам процесса).
1. Общими условиями применения мер процессуального принуждения служат: 1) наличие возбужденного уголовного дела; 2) надлежащий субъект применения (состоящий на соответствующей должности, принявший дело к своему производству, не подлежащий отводу) и 3) надлежащий объект (лица, на которые распространяется действие уголовно-процессуального закона, отсутствие у них служебного иммунитета). Иные меры процессуального принуждения, как правило, не должны применяться до возбуждения дела, после его прекращения и после его приостановления (см. коммент. к ст. 97).
2. Комментируемая статья классифицирует иные меры процессуального принуждения на две группы: а) применяемые к обвиняемому и подозреваемому (ч. 1 ст. 111); б) применяемые к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и (или) понятому (ч. 2 ст. 111). Следует иметь в виду, что перечень участников процесса здесь не исчерпывающий. К нему добавляются поручители, лица, взявшие под присмотр несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), присяжный заседатель. См. коммент. к ст. 117. Для наложения ареста на имущество (ст. ст. 115 — 116) это деление носит условный характер. Может быть арестовано имущество не только обвиняемого и подозреваемого, но и других гражданских ответчиков. См. коммент. к ст. ст. 54, 115.
2. Иные меры процессуального принуждения принято классифицировать по основаниям и целям их применения:
1) меры последующего принуждения являются последствием нарушения процессуальных норм — процессуальной ответственностью нарушителя. Основанием их применения служит уголовно-процессуальное правонарушение. Дополнительно по целям применения последующее принуждение делится на карательное (цель — возложение ответственности на виновного) и восстановительное или меры защиты (цель — не столько возложить ответственность, сколько восстановить нарушенный правопорядок). К карательным мерам процессуального принуждения относятся всего две: наложение денежного взыскания в случаях неисполнения участниками судопроизводства процессуальных обязанностей, а также нарушения ими порядка в судебном заседании (ст. ст. 117 — 118); обращение в доход государства залога, внесенного в виде меры пресечения (п. 4 ст. 106). Восстановительными мерами являются привод (ст. 113), преодоление сопротивления при обыске, освидетельствовании и др.;
2) предупреждающее принуждение связано с предотвращением возможного в будущем нарушения процессуального порядка. Такое принуждение применяется без вины обязанных лиц и именуется превентивно-обеспечительным. Основанием его применения служит обоснованное предположение о возможном процессуальном нарушении. К этой группе относятся обязательство о явке (ст. 112), наложение ареста на имущество (ст. 115), временное отстранение от должности (ст. 114), помещение обвиняемого в медицинский стационар для производства судебной экспертизы (ст. 203). Обеспечительный характер имеет и «потенциальное» принуждение при производстве следственных действий.
Меры пресечения – это меры процессуального принуждения, применяемые к обвиняемому, а в исключительных случаях – к подозреваемому, при наличии определенных оснований для обеспечения его явки в органы предварительного расследования и в суд и надлежащего поведения при производстве по делу, а также в целях обеспечения исполнения приговора.
Основаниями для избрания меры пресечения
являются данные, свидетельствующие о том, что обвиняемый (подозреваемый): 1) скроется от дознания, следствия или суда; 2) может продолжить заниматься преступной деятельностью; 3) может угрожать участникам процесса, уничтожить доказательства или иным путем воспрепятствовать производству по делу. Кроме того, основанием для избрания меры пресечения может явиться необходимость обеспечить исполнение приговора суда (ст. 97 Уголовно-процессуального кодекса).
Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает следующие виды мер пресечения
(ст. 98): 1) подписка о невыезде; 2) личное поручительство; 3) наблюдение командования воинской части; 4) присмотр за несовершеннолетним; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под стражу.
При наличии оснований для избрания меры пресечения, определяя ее вид, дознаватель, следователь, прокурор и суд должны учитывать тяжесть предъявленного обвинения, сведения о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства (ст. 99 Уголовно-процессуального кодекса).
Мера пресечения в отношении обвиняемого избирается на время предварительного расследования и судебного разбирательства до вступления приговора в законную силу. При продлении срока расследования одновременно с ним продляется и срок действия меры пресечения. И только такая мера пресечения, как заключение под стражу, имеет собственный срок исчисления, который нуждается в самостоятельном продлении.
- Курсовая работа Меры принуждения в уголовном процессе 470 руб.
- Реферат Меры принуждения в уголовном процессе 270 руб.
- Контрольная работа Меры принуждения в уголовном процессе 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Определение 2
Мера пресечения — это временно ограничивающая конституционные права гражданина мера принуждения, предусмотренная законом и применяемая в уголовном деле в порядке, установленном УПК РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу
Уголовное право. Общая часть подробнее в отношении уголовно-преследуемого лица.
Уголовно-процессуальные меры принуждения
Это весьма распространённая мера принуждения, которая применяется органами дознания, следователями или прокурорами на 48 часов с момента фактического задержания по подозрению в преступлении.
Особенность применения данной меры – задержать можно только подозреваемого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено реальное лишение свободы.
Конкретными основаниями считаются:
- Поимка гражданина непосредственно при совершении им преступления или сразу после его завершения.
- Показания потерпевших и свидетелей, указывающие на этого человека.
То есть должны быть реальные основания подозревать человека в совершении преступления. Также следователь может ходатайствовать о применении меры в виде заключения под стражу, если личность человека не установлена, он пытался скрыться и не имеет постоянного места жительства.
Делятся на 3 группы: задержание подозреваемого, меры пресечения, иные меры принуждения. Задержание подозреваемого – кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, с целью пресечения его преступной деятельности, предотвращения сокрытия от следствия и суда, фальсификации и сокрытия доказательств, а также др. действий, могущих помешать установлению обстоятельств по делу. Предельный срок задержания – 48 ч, судьёй может быть продлён не более чем на 72 ч. Задержание по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, производится при наличии одного из следующих оснований: когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; когда потерпевшие или очевидцы укажут на него как на совершившего преступление; когда на нём или его одежде, при нём или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если органами следствия в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Не могут быть задержаны: Президент РФ (ст. 91 Конституции РФ), глава представительства или член дипломатич. персонала представительства (ст. 29 Венской конвенции о дипломатич. сношениях, 1961), консульские должностные лица, за исключением случаев преследования за совершение тяжкого преступления (ст. 25 Положения о дипломатич. и консульских представительствах иностр. государств на территории СССР, 1966). За исключением случаев задержания на месте преступления, не подлежат задержанию член Совета Федерации и депутат Гос. думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, председатель Счётной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счётной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий.
Меры пресечения – уголовно-процессуальные средства воздействия, применяемые в рамках производства по уголовному делу с целью обеспечения надлежащего поведения и предотвращения возможных нарушений со стороны обвиняемого или подозреваемого. Меры пресечения могут быть избраны при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый или подозреваемый: скроется от дознания, предварит. следствия или суда; может продолжать заниматься преступной деятельностью; может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путём воспрепятствовать производству по уголовному делу; а также для обеспечения исполнения приговора или возможной выдачи лица иностр. государству. К обвиняемому или подозреваемому применяется лишь одна из мер пресечения; она может быть изменена по ходу уголовного дела.
Мерами пресечения являются: подписка о невыезде; личное поручительство; наблюдение командования воинской части; присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; залог; домашний арест; заключение под стражу.
Подписка о невыезде и надлежащем поведении состоит в письм. обязательстве подозреваемого или обвиняемого: не покидать постоянное или врем. место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда; в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд; иным путём не препятствовать производству по уголовному делу.
Личное поручительство состоит в письм. обязательстве заслуживающего доверия лица о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд и иным путём не препятствовать производству по уголовному делу.
Наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим воен. сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруж. Сил РФ, для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд и иным путём не препятствовать производству по уголовному делу. Избрание в качестве меры пресечения наблюдения командования воинской части допускается лишь с согласия подозреваемого или обвиняемого.
Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым состоит в обеспечении его надлежащего поведения родителями, опекунами, попечителями или др. заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализир. детского учреждения, в котором он находится, о чём эти лица дают письм. обязательство.
Поскольку меры правового принуждения разнообразны и обладают
многочисленными признаками, возможна различная классификация их в
зависимости от избранного критерия. Так, например, по субъекту можно
различать государственно-правовое и общественно-правовое принуждение.
Первое, в свою очередь, делится на судебное и внесудебное.
Меры процессуального принуждения –средства принудительного воздействия на участников уголовного судопроизводства, применяемые дознавателем, следователем, прокурором и судом в целях обеспечения надлежащего поведения его участников и для предотвращения противодействия с их стороны нормальному ходу расследования и судебного разбирательства.
Вопрос 1. Понятие, виды и классификация мер уголовно-процессуального принуждения
Меры пресечения — предусмотренные законом средства, применяемые к обвиняемому, которые заключаются в определенном психологическом воздействии, угрозе имущественных потерь, установлении за указанным лицами присмотра, помещении их под стражу, лишающих или ограничивающих свободу обвиняемого. В исключительных случаях мера пресечения также может применяться к подозреваемому, при этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу — в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется. Меры пресечения: – подписка о невыезде; – личное поручительство; – наблюдение командования воинской части; – присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; – залог; – домашний арест; – заключение под стражу. Основания применения мер пресечения — наличие обстоятельств, позволяющих полагать, что обвиняемый: – скроется от дознания, предварительного следствия или суда; – может продолжать заниматься преступной деятельностью; – может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. Мера пресечения может избираться также для обеспечения исполнения приговора. Перечисленные основания являются общими для избрания любой меры пресечения. К специальным основаниям или условиям относятся обстоятельства избрания конкретной меры пресечения. Специальные основания: – несовершеннолетие (ст. 105 УПК); – отношение к воинской службе (ст. 104 УПК); – наличие письменного ходатайства поручителя (ст. 103 УПК); – тяжесть совершенного преступления (ст. 108 УПК).
Существует несколько способов контроля поведения обвиняемого или подозреваемого. Рассмотрим их далее в таблицах, представляющих перечень применяющихся в Российской Федерации мер пресечения согласно Уголовно-процессуальному Кодексу.
Таблица 1. Подписка о невыезде и надлежащем поведении
Целью применения иных мер процессуального принуждения является обеспечение установленного УПК порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора. Субъектами применения этих мер являются: дознаватель, следователь, прокурор или суд. Виды иных мер процессуального принуждения в зависимости от объекта применения: – применяемые только к подозреваемому, обвиняемому: временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество; – применяемые к свидетелю, потерпевшему и иным участникам — денежное взыскание; – применяемые к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю и другим участникам процесса — обязательство о явке, привод; В зависимости от необходимости получения судебного решения для применения меры: – применяемые по решению суда — временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, денежное взыскание; – применяемые по решению следователя, дознавателя, прокурора — обязательство о явке, привод. В соответствии с законом предусмотрены следующие виды иных мер процессуального принуждения (ст. 112—118 УПК): обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, наложение ареста на ценные бумаги, денежное взыскание.
Являются обеспечительными мерами и подлежат строгой регламентации. В праве большинства европ. стран не проводится чёткого разграничения мер пресечения и иных М. п. п. Напр., в английском праве не разграничивается полицейский арест (задержание) и предварит. заключение под стражу. Однако практически все М. п. п., затрагивающие наиболее существенные права граждан, осуществляются под судебным контролем. Полицейский арест (задержание) является кратковременной мерой. Первоначальная продолжительность его не должна превышать 24 ч. Но по делам о «серьёзных арестных преступлениях» (убийствах, изнасилованиях и т. п.) старший полицейский чиновник вправе продлить арест до 36 ч. Дальнейшее продление допускается лишь по решению суда – вначале до 72, а затем ещё раз – до 96 ч. Это предельный срок полицейского ареста, до завершения которого полиция должна сформулировать обвинение либо освободить задержанного. На этапе предварит. расследования наиболее распространённой мерой является арест. Это долговременная мера (от 70 до 112 дней), которая осуществляется на основании судебного приказа. В английском законодательстве известны институты залога и поручительства. Поручители, взяв на себя обязательство о явке обвиняемого по первому требованию суда, гарантируют его исполнение определённой суммой, выплачиваемой в случае нарушения обязательства.
В Германии М. п. п. обеспечивают расследование, рассмотрение судом уголовного дела и исполнение приговора. Меры пресечения среди этих мер специально не выделяются. Соответственно не всегда чётко проводится грань между задержанием и заключением под стражу. Применение мер уголовно-процессуального принуждения означает вторжение в сферу прав граждан, охраняемых конституцией, поэтому только судья вправе решать вопрос о допустимости и продолжительности ареста. Задержанный не позднее следующего дня должен быть доставлен к судье для допроса. Если судья считает задержание неоправданным или считает, что отпали основания задержания, то он предписывает освобождение задержанного, в противном случае по ходатайству прокурора или по собств. инициативе издаёт приказ об аресте. Арест не применяется, когда он несоразмерен значению дела или ожидаемому наказанию. Арест может быть заменён: возложением обязанности являться по вызову в суд или органы уголовного преследования, не покидать без их разрешения место жительства; возможностью покидать место жительства только под наблюдением определённых лиц; запретом поддержания связи с др. обвиняемыми, свидетелями, экспертами. Явка обвиняемого может быть обеспечена внесением залога, поручительства. Законом предусмотрены и др. принудит. меры, напр. врем. лишение водительских прав, врем. запрет на профессию.
В законодательстве США термины «меры пресечения» и «М. п. п.» не употребляются. Согласно правилам уголовного процесса к лицам, попавшим в его сферу, применяется выдача ордера на арест лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что им совершено преступление. Вместо ордера по просьбе прокурора (атторнея) может быть издана повестка о вызове в суд. Залог либо освобождение из-под стражи под личное обязательство применяется в тех случаях, когда обвиняемый или преступление, им совершённое, не представляет большой обществ. опасности; когда представлены гарантии, что обвиняемый не скроется от следствия, и когда отсутствует вероятность продолжения преступной деятельности или противодействия расследованию и суду.
- Права пациентов на бумаге и в жизни Саверский А.В.
- Права авторов литературных произведений Камышев В.Г.
- Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» Батяев А.А.
- Настольная книга судьи по гражданским делам Толчеев Н.К.
- Настольная книга адвоката Искусство защиты в суде Джерри Спенс
- Наследственное право Махмутова М.М.
- Международное публичное право Шевчук Д.А.
- Международное право Глебов И.Н.
- Криминология.Избранные лекции Антонян Ю.М.
- Криминалистическая энциклопедия Белкин Р.С.
36. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ МЕР ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
- Курсовая работа Меры принуждения в уголовном процессе 400 руб.
- Реферат Меры принуждения в уголовном процессе 220 руб.
- Контрольная работа Меры принуждения в уголовном процессе 220 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Определение 2
Мера пресечения — это временно ограничивающая конституционные права гражданина мера принуждения, предусмотренная законом и применяемая в уголовном деле в порядке, установленном УПК РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу
Уголовное право. Общая часть подробнее в отношении уголовно-преследуемого лица.
⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 61Следующая ⇒
Статья 2 Конституции РФ определяет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В ст. 22 Конституции прямо закреплено, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Наряду с этим и Конституция РФ, и международные акты указывают, что такое право не является безграничным.
В тех случаях, когда лицо по тем либо иным причинам не исполняет возложенные на него в соответствии с законом обязанности, государство оставляет за собой право применять спе циально предусмотренные меры. Их действие направлено на недопущение противоправного поведения лица и обеспечение надлежащего порядка уголовного судопроизводства. При этом государство в лице органов и должностных лиц уголовного судопроизводства обеспечивает надлежащий порядок применения данных мер, а также осуществляет контроль за соблюдением всех прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых данные меры были применены.
Меры процессуального принуждения— это закрепленные в действующем законодательстве меры превентивного и пресекательного характера, которые применяются специально уполномоченными органами и должностными лицами к определенным участникам уголовного судопроизводства с целью создания надлежащего режима производства по уголовному делу и недопущения их противоправного поведения.
Меры процессуального принуждения обладают следующими признаками.
1. Меры процессуального принуждения закреплены в действующем законодательстве.
Данное положение означает, что к ним относятся лишь те меры, которые прямо установлены в УПК РФ. В ч. 1 ст. 1 Кодекса закреплено, что порядок уголовного судопроизводства устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции РФ. Поэтому перечень мер, обозначенных в разделе IV УПК РФ, следует признать исчерпывающим.
2. Меры процессуального принуждения применяются только специально уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами.
К таковым относятся орган дознания, дознаватель, следователь и суд, действующие в пределах предоставленных им полномочий. Никакие иные лица применять меры процессуального принуждения не вправе. Кроме того, вышеуказанные органы и должностные лица не вправе поручать применение мер процессуального принуждения иным лицам, поскольку это выходит за пределы и их собственной компетенции, и тем более компетенции других лиц.
3. Меры процессуального принуждения применяются только в установленном законом порядке.
В соответствии с данным порядком применение мер принуждения возможно только после возбуждения уголовного дела. Решение о применении любой из имеющихся в УПК РФ мер процессуального принуждения принимается в письменном виде и должно отвечать требованиям законности, обоснованности и мотивированности. В ряде случаев меры процессуального принуждения, такие как: домашний арест, заключение под стражу, залог, временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности и др., — применяются по судебному решению. При несоблюдении процессуального порядка применения меры принуждения она подлежит незамедлительной отмене независимо от того, насколько целесообразным является ее применение.
4. Меры процессуального принуждения применяются при наличии соответствующих оснований.
Такие основания подразделяются на две группы: 1) фактические основания, т. е. содержащиеся в материалах уголовного дела доказательства, которые подтверждают необходимость применения определенной меры процессуального принуждения; 2) формальные (юридические) основания, т. е. вынесение соответствующего процессуального решения и закрепление его в письменном документе.
5. Меры процессуального принуждения подлежат незамедлительной отмене в тех случаях, когда исчезли основания для их применения.
Это может иметь место в следующих ситуациях: а) доказательства, ставшие фактическим основанием для применения меры процессуального принуждения, были признаны недопустимыми; б) были получены новые доказательства, которые опровергают необходимость применения меры процессуального принуждения; в) был нарушен процессуальный порядок применения меры процессуального принуждения, в связи с чем юридическое основание признается не соответствующим закону.
Вышеуказанные положения являются важными гарантиями прав и свобод лиц, в отношении которых применяются меры процессуального принуждения.
Значение мер процессуального принуждениясостоит в том, что их применение способствует достижению назначения уголовного судопроизводства, а также обеспечивает защиту прав и законных интересов лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство.
Классификация мер процессуального принуждениявозможна по различным основаниям. Весьма актуальным является их подразделение на следующие группы: а) направленные на обеспечение надлежащего поведения участников уголовного судопроизводства; б) направленные на обеспечение процесса доказывания; в) направленные на обеспечение исполнения приговора в части гражданского иска и других имущественных взысканий.
Уполномоченное лицо (следователь, суд) в пределах предоставленных ему законом прав может избирать уголовно-преследуемому лицу меру пресечения если наличествуют основания, предусмотренные УПК РФ. Другими словами, если есть основания полагать, что данное лицо может:
- попытаться скрыться от органов следствия;
- продолжить заниматься противоправной деятельностью;
- угрожать участникам производства по делу
- уничтожать доказательства или как то иначе препятствовать производству делу.
Требуется помощь в составлении плана учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь
Применение меры пресечения возможно если, во-первых, возбуждено уголовное дело; во-вторых, уголовно-преследуемое лицо имеет статус подозреваемого, обвиняемого, подсудимого.
Только в судебном порядке возможно применение меры пресечения, связанной с ограничением свободы: залог, домашний арест или заключение под стражу. В досудебном производстве такие решения принимаются судом по ходатайству следователя, которое заявляется с согласия руководителя следственно органа. Изменение таких мер пресечения также осуществляется судом. Кроме того, суд может избрать любую другую меру пресечения, не связанную с ограничением свободы.
Принуждение, как противоправное действие одного лица применительно к другому, и меры принуждения со стороны правоохранительных органов (задержание, меры пресечения) – это действия, имеющие одинаковую природу, но совершенно различные цели. Рассмотрим в этой статье понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения, а также психическое и физическое принуждение в уголовном праве.
Принуждение – это разновидность насилия, т. е. противоправное воздействие на психику или организм человека вопреки его воле. Принуждение является средством достижения какой-либо преступной цели, либо способом заставить иное лицо совершить преступное деяние. Преступления, совершенные под принуждением, рассматриваются ст. № 39 Уголовного Кодекса (УК) РФ (кроме деяний, выполненных под гипнозом).
В судебной практике встречаются ситуации, когда родственники помещают человека насильно в психиатрическую больницу с целью завладения его имуществом. В преступном сговоре могут состоять виновники и врач-психиатр. Подробнее о принудительном лечении в психиатрической больнице читайте здесь
Юрисдикция данной статьи распространяется на преступления, совершенные при следующих обстоятельствах:
- данные действия являлись единственным выходом из сложившейся ситуации;
- вред, причиненный преступным деянием под принуждением, меньше вреда, который мог бы быть причинен при доведении принуждения до конечной реализации.
Если перечисленные факторы существовали при совершении преступления, то исполнитель преступного деяния освобождается от уголовной ответственности, а подстрекатель признается виновным по ряду статей УК РФ в совокупности: