Состав административного расследования таможенными органами в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Состав административного расследования таможенными органами в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Административное расследование представляет собой совокупность действий, осуществление которых необходимо для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

2. Нововведением КоАП является назначение административного расследования при выявлении административных правонарушений в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о защите прав потребителей, налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте.

Главным условием для принятия решения о проведении административного расследования является необходимость осуществления экспертиз или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

3. В целях обеспечения своевременного рассмотрения дела административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. По общему правилу, административное расследование должно быть закончено не позднее 1 месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях срок административного расследования может быть продлен на срок не более 1 месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — на срок до 6 месяцев. При этом продление срока является правом вышестоящего должностного лица.

4. Административное расследование завершается в общем порядке составлением протокола об административном правонарушении либо вынесением постановления о прекращении дела. Дело об административном правонарушении подлежит прекращению после проведения административного расследования при наличии установленных законом оснований.

Статья 28.7. Административное расследование

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2017 N 52

Кроме того, согласно статье 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), если совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 6.1.1 (побои) или 7.27 (мелкое хищение), либо если по другим делам после выявления административного правонарушения назначается экспертиза или осуществляются иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, то проводится административное расследование. В этих случаях дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями районных судов (часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ).

Определение Верховного Суда РФ от 09.02.2017 N 309-АД16-19945 по делу N А50-474/2016

Довод заявителя о непроведении министерством административного расследования несостоятелен. Согласно части 1 статьи 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится в случаях, если после выявления административного правонарушения, в частности, в области законодательства о градостроительной деятельности, осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат. Между тем из судебных актов не следует, что административным органом производились указанные процессуальные действия.

Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2017 N 309-АД17-4476 по делу N А60-27340/2016

Доводы, содержащиеся в жалобе, о нарушении управлением части 6 статьи 28.7 КоАП РФ приводились при рассмотрении дела, получили надлежащую правовую оценку судов, правомерно отклонены по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных актах, и выводы судов не опровергают. Из положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и КоАП РФ императивно не следует, что составление управлением протокола об административном правонарушении и обращение в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности до окончания срока проведения административного расследования является безусловным основанием для отказа в привлечении к ответственности.

Определение Верховного Суда РФ от 20.06.2017 N 307-АД17-7291 по делу N А13-14042/2016

Прекращая производство по настоящему делу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 29, 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 25.2, 28.1, 28.2, 28.7, 30.1 КоАП РФ, учитывая разъяснения, данные в пунктах 4, 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», исходил из отсутствия у предпринимателя права на обжалование данного постановления административного органа.

Определение Верховного Суда РФ от 19.07.2017 N 306-АД17-8844 по делу N А57-532/2016

Установив значимые для разрешения дела обстоятельства в соответствии со статьей 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьей 2.1, частью 2 статьи 14.10, статьями 27.10, 28.2, 28.7 КоАП РФ, статьями 1229, 1477, 1484, 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что в действиях ИП Щербаковой Т.Л. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.10 КоАП РФ.

  • Статья 1.5. Презумпция невиновности
  • Статья 2.1. Административное правонарушение
  • Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
  • Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
  • Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
  • Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
  • Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
  • Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
  • Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Штрафы за нарушение пунктов статей КоАП РФ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Мы сократили и упростили текст статей, чтобы вам было легче их воспринимать. Ссылку на полный текст кодекса ищите в конце статьи. Самые опасные штрафы мы выделили полужирным шрифтом.

Статья

Штраф

16.1 Незаконное перемещение через границу товаров и транспортных средств.

От половины до трёхкратного размера стоимости товаров, из-за которых выписали штраф, а также возможна конфискация товаров.

16.2 Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров.

От половины до двукратного размера стоимости товаров, из-за которых выписали штраф, а также возможна конфискация товаров.

16.3 Несоблюдение запретов и ограничений на ввоз или вывоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в РФ.

50—300 тыс. рублей, а также возможна конфискация товаров.

16.7 Представление недействительных документов при совершении таможенных операций.

50—300 тыс. рублей, а также возможна конфискация товаров.

16.17 Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации.

50—100 тыс. рублей.

Внимательно собирайте документы, которые нужны для оформления. Проверяйте сведения о товарах, транспортных средствах и их таможенном режиме. Или обратитесь к нам 🙂

Документы и сведения должны соответствовать требованиям законодательства и быть достоверными. Внимательно пробегитесь по чек-листу перед тем, как подавать декларацию. В одной из предыдущих статей мы подготовили для вас подробный список необходимых документов для таможенного оформления с чек-листом для самопроверки.

Статья

Штраф

16.5 Нарушение клиентом режима зоны таможенного контроля.

5—10 тыс. рублей.

16.13 Совершение грузовых или иных операций с товарами без разрешения или уведомления таможенного органа. При том, что товары находятся под таможенным контролем.

10—20 тыс. рублей.

16.14 Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций.

5—20 тыс. рублей.

16.9 Недоставка, выдача или передача без разрешения таможенного органа, либо утрата товаров или недоставка документов на них.

300—500 тыс. рублей, а также возможна конфискация товаров.

16.20 Незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо арестованными товарами.

От половины до двукратного размера стоимости товаров, из-за которых выписали штраф, а также возможна конфискация товаров.

16.21 Незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка.

От половины до двукратного размера стоимости товаров, из-за которых выписали штраф, а также возможна конфискация товаров.

16.24 Незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами.

1 500—2 500 рублей, а также возможна конфискация транспортного средства.

Соблюдайте условия ограничений на пользовательское распоряжение товарами и транспортными средствами, которые оформляют на таможне.

Условия важно соблюдать, пока товары или транспортные средства не выпустят, либо пока их не предоставят клиенту в распоряжение в соответствии с выбранным таможенным режимом.

Статья

Штраф

16.8 Причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам.

10—20 тыс. рублей.

16.10 Несоблюдение порядка таможенного транзита.

5—10 тыс. рублей.

Как не попасть на штраф по этим статьям
Не предпринимайте без согласия таможенного брокера никаких действий, которые направлены на возникновение у него каких-либо обязательств перед третьими лицами и/или таможенными органами РФ.

Статья

Штраф

16.11 Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации.

5—20 тыс. рублей.

Как не попасть на штраф по этой статье
Информируйте своего таможенного брокера о любом изменении, уничтожении, повреждении или утрате средств таможенной идентификации, которое вы обнаружили:

— поврежденная тара или упаковка декларируемых товаров;

— нарушение маркировки;

— несоответствие товаров сведениям о них в транспортных, коммерческих и других документах;

— несоответствие сведений о товарах в документах, необходимых для таможенного оформления;

— несоответствие в банковских или других финансовых документах.

Статья

Штраф

16.12 Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений.

Размер штрафа зависит от пункта статьи. Максимальный штраф: 50—300 тыс. рублей.

16.15 Непредставление отчетности в таможенный орган.

5—30 тыс. рублей.

Как не попасть на штраф по этим статьям
Предоставляйте вашему брокеру пакет документов, который он запрашивает в срок, который должен быть указан в вашем с ним договоре. Предоставляйте отчётность в таможенный орган вовремя.

Статья

Штраф

16.16 Нарушение сроков временного хранения товаров.

50—100 тыс. рублей, а также возможна конфискация товаров.

Как не попасть на штраф по этой статье
Следите, чтобы сроки выпуска товаров в свободное обращение соответствовали требованиям, установленным Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.

Статья

Штраф

16.22 Нарушение сроков уплаты таможенных платежей.

50—300 тыс. рублей.

Как не попасть на штраф по этой статье
Вовремя оплачивайте таможенные платежи или договаривайтесь с таможенными органами об отсрочке или рассрочке.

Статья

Штраф

16.6 Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы.

30—40 тыс. рублей.

16.9 Недоставка, выдача или передача без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или недоставка документов на них.

300—500 тыс. рублей, а также возможна конфискация товаров.

16.18 Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и/или транспортных средств физическими лицами.

Штраф равен стоимости товаров, которые стали предметами административного правонарушения.

16.23 Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела.

10—50 тыс. рублей.

Как не попасть на штраф по этим статьям
В случае аварии будьте готовы принимать меры, и соблюдайте правила и условия таможенного кодекса.

Статья

Штраф

16.2.1 Недекларирование товаров, которые подлежат таможенному декларированию, по установленной форме. За исключением денег.

От половины до двукратного размера стоимости товаров, из-за которых выписали штраф, а также возможна конфискация товаров.

Как не попасть на штраф по этой статье
Не возите контрабанду 🙂 Сообщите вашим поставщикам (особенно китайским), что вам не нужны их неожиданные сюрпризы и подарки, убедитесь, что все товары задекларированы и перепроверьте их количество.

16.2.2 Ошибка в коде ТН ВЭД, количестве товара в заявлении, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию.

Ошибка в наименовании, описании, стране происхождения, таможенной стоимости или других сведениях, которые могли повлиять на освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

От половины до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, которые стали предметами административного правонарушения, а также возможна конфискация товаров.

16.2.3 Заявление недостоверных сведений о товарах при их декларировании.

Представление недействительных документов и сведений, из-за которых не соблюдаются запреты и ограничения, которые устанавливают международные договоры государств-членов Евразийского экономического союза, решения Евразийской экономической комиссии, нормативные правовые акты Российской Федерации.

50—300 тыс. рублей, а также возможна конфискация товаров.

Как не попасть на штраф по этим статьям
Проверить:

— код ТНВЭД,

— описание товара,

— количество товара,

— свойства и характеристики,

— страну происхождения,

— таможенную стоимость.

Статья

Штраф

16.1.3 Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений:

— о количестве грузовых мест,
— их маркировке,
— наименовании,
— весе брутто и/или объеме товаров при прибытии или убытии с таможенной территории.

Помещение товаров под таможенный транзит или на склад временного хранения путем представления недействительных документов. Использование для этих целей поддельного или не относящегося к этому грузу средства идентификации.

50—100 тыс. рублей, а также возможна конфискация товаров.

Как не попасть на штраф по этим статьям
Проверить:

— количество мест,

— маркировку,

— наименование,

— вес брутто или объем товаров.

ФТС России в целях формирования единообразной практики оказания подразделениями административных расследований должностным лицам таможенных постов, структурных подразделений таможен методической помощи при выявлении административных правонарушений направляет механизм взаимодействия структурных подразделений таможни и таможенных постов с подразделением административных расследований таможни при выявлении административных правонарушений (далее — Механизм взаимодействия).

Начальникам таможенных органов обеспечить изучение и использование с 1 февраля 2017 года в практической деятельности Механизма взаимодействия подчиненными должностными лицами, в том числе при реализации мероприятий, предусмотренных распоряжением ФТС России от 8 ноября 2016 г. N 291-р «О повышении эффективности выявления и пресечения административных правонарушений, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов».

Письмо ФТС России от 29 декабря 2005 г. N 01-06/46772 «О направлении Методических рекомендаций по взаимодействию структурных подразделений таможенных органов при выявлении административных правонарушений» считать недействующим с 1 февраля 2017 года.

Начальникам региональных таможенных управлений довести настоящее письмо до сведения подчиненных таможенных органов.

1. Административное расследование представляет собой совокупность действий, осуществление которых необходимо для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

2. Нововведением КоАП является назначение административного расследования при выявлении административных правонарушений в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о защите прав потребителей, налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте.

Главным условием для принятия решения о проведении административного расследования является необходимость осуществления экспертиз или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

3. В целях обеспечения своевременного рассмотрения дела административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. По общему правилу, административное расследование должно быть закончено не позднее 1 месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях срок административного расследования может быть продлен на срок не более 1 месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — на срок до 6 месяцев. При этом продление срока является правом вышестоящего должностного лица.

4. Административное расследование завершается в общем порядке составлением протокола об административном правонарушении либо вынесением постановления о прекращении дела. Дело об административном правонарушении подлежит прекращению после проведения административного расследования при наличии установленных законом оснований.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2017 N 52

Кроме того, согласно статье 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), если совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 6.1.1 (побои) или 7.27 (мелкое хищение), либо если по другим делам после выявления административного правонарушения назначается экспертиза или осуществляются иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, то проводится административное расследование. В этих случаях дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями районных судов (часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ).

Определение Конституционного Суда РФ от 24.10.2019 N 2918-О

В соответствии с частью 3 статьи 28.7 КоАП Российской Федерации в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При этом в силу части 3 статьи 29.12 названного Кодекса указанное определение должно быть подписано должностным лицом, которым оно вынесено.

Определение Конституционного Суда РФ от 28.11.2019 N 2979-О

Заявители также полагают, что части 1 и 3 статьи 1.4, части 1, 3 и 4 статьи 1.5, часть 1 статьи 1.6, части 1 и 2 статьи 2.1, часть 2 статьи 14.1, часть 3 статьи 14.17, статья 25.5, статья 26.2, часть 1 статьи 26.4, части 1, 2 и 6 статьи 27.8, часть 8 статьи 27.10, части 3 и 3.1 статьи 28.7 КоАП Российской Федерации и оспариваемые положения Трудового кодекса Российской Федерации не соответствуют статьям 6 (часть 2), 8 (часть 1), 15, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 и 2), 45 (часть 1), 46 (часть 1), 49 (части 2 и 3), 50 (часть 2) и 51 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют:

Постановление Верховного Суда РФ от 17.12.2019 N 5-АД19-253

В отношении Общества было проведено административное расследование, что соответствует требованиям статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Определение Верховного Суда РФ от 26.04.2019 N 307-ЭС19-5522 по делу N А56-60428/2018

Вопреки доводам жалобы в случаях, если после выявления административного правонарушения в области миграционного законодательства необходимо осуществление экспертиз или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, признано целесообразным на основании статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проводить административное расследование. Административным органом такая целесообразность установлена.

Справка

В соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 48, ст. 6252), приказом ФТС России от 16 мая 2006 г. № 443 «О типовых структурах таможенных органов Российской Федерации» и распоряжением ФТС России от 27 июля 2010 г. № 199-р «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и утверждению типового положения о структурном подразделении таможенного органа» приказываю:

1. Утвердить Типовое положение о подразделении административных расследований таможни (приложение № 1), Типовое положение о подразделении административных расследований таможенного поста (приложение № 2), Типовое положение о подразделении дознания таможни (приложение № 3), Типовое положение о криминалистическом подразделении таможни (приложение № 4), Типовое положение об учетно-регистрационном подразделении таможни (приложение № 5).

2. Начальникам таможен, таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и таможенных постов в месячный срок обеспечить на основании типовых положений, указанных в пункте 1 настоящего приказа, разработку положений о соответствующих подразделениях, их представление для согласования в оперативную таможню, Главное управление таможенных расследований и дознания ФТС России и таможню соответственно и утверждение в установленном порядке.

3. Признать утратившим силу приказ ФТС России от 27 ноября 2006 г. № 1224 «Об утверждении Типовых положений о подразделении административных расследований таможни, подразделении административных расследований таможенного поста, подразделении дознания, криминалистическом подразделении и учетно-регистрационном подразделении таможни».

Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Статья

Штраф

Что проверить

16.12.3 Непредставление документов и сведений, которые нужны для проведения таможенного контроля в срок, который установил таможенный орган.

50—300 тыс. рублей.

Сроки подачи декларации.

16.22 Нарушение сроков уплаты таможенных пошлин и налогов, которые надо оплатить в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

50—300 тыс. рублей.

Сроки оплаты пошлин и налогов.

16.12.2 Подача таможенной декларации с нарушением установленных сроков в случаях, если товар декларируют после его фактического вывоза.

50—100 тыс. рублей.

Сроки подачи декларации.

16.12.1 Несоблюдение сроков подачи:

— полной таможенной декларации при временном периодическом таможенном декларировании;

— итоговой декларации на товары при декларировании товаров в несобранном или разобранном виде;

— таможенной декларации и (или) необходимых документов и сведений при выпуске товаров до подачи таможенной декларации.

10—50 тыс. рублей.

Сроки подачи декларации.

16.23.1 Совершение таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц:

— лицом, не включенным в реестр таможенных представителей;

— лицом, включенным в реестр таможенных представителей на основании недействительных документов;

— лицом, исключенным из реестра таможенных представителей.

Исключения:

— обязанность по совершению таможенных операций возникла до исключения таможенного представителя из реестра;

— законодательство Таможенного союза и (или) законодательство РФ о таможенном деле предоставило право на совершение таможенных операций без требования включения лица в реестр таможенных представителей.

10—50 тыс. рублей.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    Чем рискуют импортеры в 2022 году при таможенном оформлении

    • Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 25.02.2022)

      «О государственном оборонном заказе»

    • Федеральный закон от 06.12.2021 N 396-ФЗ (ред. от 25.02.2022)

      «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»

    • Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 25.02.2022)

      «Об акционерных обществах»

    • Указ Президента РФ от 28.02.2022 N 79

      «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций»

    • Указ Президента РФ от 25.02.2022 N 78

      «О награждении государственными наградами Российской Федерации»

    • Указ Президента РФ от 24.02.2022 N 74

      «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 213 «Вопросы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации»

    • Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 244

      «О создании на территориях муниципальных образований «город Железногорск» и «Железногорский район» Курской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа»

    • Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 236

      «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 2385»

    • Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 239

      «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы»

    ПРИКАЗ

    от 10 августа 2011 года N 1635

    Об утверждении типовых положений о подразделении организации административных расследований, подразделении административных расследований, подразделении организации дознания, подразделении дознания и учетно-регистрационном подразделении оперативной таможни *

    (с изменениями на 2 апреля 2012 года)

    Информация об изменяющих документах

    ____________________________________________________________________

    Документ с изменениями, внесенными:

    приказом ФТС России от 2 апреля 2012 года N 613.

    ____________________________________________________________________

    ________________

    * Заголовок в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 2 апреля 2012 года N 613. — См. предыдущую редакцию.

    В соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст.6252), приказом ФТС России от 16 мая 2006 года N 443 «О типовых структурах таможенных органов Российской Федерации» и распоряжением ФТС России от 27 июля 2010 года N 199-р «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и утверждению типового положения о структурном подразделении таможенного органа»

    приказываю:

    1. Утвердить Типовое положение о подразделении организации административных расследований оперативной таможни (приложение N 1), Типовое положение о подразделении административных расследований оперативной таможни (приложение N 2), Типовое положение о подразделении организации дознания оперативной таможни (приложение N 3), Типовое положение о подразделении дознания оперативной таможни (приложение N 4), Типовое положение о криминалистическом подразделении оперативной таможни (приложение N 5), Типовое положение об учетно-регистрационном подразделении оперативной таможни (приложение N 6).

    2. Начальникам оперативных таможен в месячный срок обеспечить на основании типовых положений, указанных в пункте 1 настоящего приказа, разработку положений о соответствующих подразделениях, их представление для согласования в Главное управление таможенных расследований и дознания ФТС России и утверждение в установленном порядке.

    3. Признать утратившим силу приказ ФТС России от 27 ноября 2006 года N 1225 «Об утверждении Типовых положений о подразделении организации дознания, подразделении дознания, подразделении организации административных расследований, подразделении административных расследований, криминалистическом подразделении и учетно-регистрационном подразделении оперативной таможни».

    Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

    Руководитель
    действительный государственный
    советник таможенной службы
    Российской Федерации
    А.Ю.Бельянинов

    9. Организационно-методическое обеспечение и контроль деятельности подразделений административных расследований таможенных органов региона по вопросам административного производства, в том числе за соблюдением законодательства Российской Федерации при производстве по делам об административных правонарушениях.

    10. Координация деятельности подразделений административных расследований таможенных органов региона, а также деятельности должностных лиц других структурных подразделений таможенных органов региона по возбуждению дел об административных правонарушениях и проведению по ним административного расследования.

    11. Контроль в соответствии с порядком, определяемым ФТС России, за ходом административного производства в таможенных органах региона, в том числе проверка правильности квалификации административного правонарушения, соблюдения сроков административного производства, соблюдения прав и законных интересов лиц, в отношении которых ведется административное производство, всесторонности и объективности административного производства.

    36. Подразделение для выполнения возложенных задач и функций имеет право:

    1) вносить на рассмотрение начальнику оперативной таможни, заместителю начальника оперативной таможни, начальнику УТРД ФТС России предложения о совершенствовании законодательства Российской Федерации, об изменении нормативных и иных правовых актов ФТС России, а также по вопросам своей деятельности;

    (Подпункт в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 2 апреля 2012 года N 613. — См. предыдущую редакцию)

    2) запрашивать и получать от структурных подразделений оперативной таможни и таможенных органов региона согласно установленному порядку необходимые статистические, аналитические и другие данные, документы, заключения и иные сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Подразделения;

    3) пользоваться согласно установленному порядку ведомственными информационными системами и создавать собственные базы данных;

    4) взаимодействовать в установленном порядке с органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими и физическими лицами по вопросам, входящим в компетенцию Подразделения;

    5) требовать от таможенных органов региона для изучения и проверки в порядке контроля материалы дел об административных правонарушениях и материалы об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях;

    6) подготавливать таможенным органам региона указания о производстве дополнительных процессуальных действий по делам об административных правонарушениях;

    7) разрабатывать и направлять таможенным органам региона рекомендации и разъяснения по вопросам организации административного производства, применения административного и иного законодательства Российской Федерации при административном производстве;

    8) подготавливать в пределах своей компетенции указания должностным лицам таможенных органов региона об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;

    9) заслушивать должностных лиц таможенных органов региона, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, о ходе и перспективах их расследования;

    1. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1997.
    2. Гравина А.А., Терещенко Л.К., Шестакова М.П. Комментарий Таможенного кодекса РФ. М., 1996.
    3. Гуничев А. Административная ответственность водителей // Российская юстиция. 2003. N 1.
    4. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. М., 2003.
    5. Демченко В.В. Административное расследование. Особенности его проведения в случае утраты военнослужащими удостоверения личности, расчетной книжки, денежного аттестата // Право в Вооруженных Силах. 1998. N 3.
    6. Зрелов А.П. Административное расследование нарушений законодательства в области налогов и сборов: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005.
    7. Котюргин С.И. Административный процесс в деятельности советской милиции: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1968.
    8. Кудашкин А. Материальная ответственность военнослужащих // Российская юстиция. 2000. N 6. Калюжный Ю.Н. Административное расследование в механизме производства по делам об административных правонарушениях: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005.
    9. Клоков Е.А. Административное расследование в органах внутренних дел: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2005.
    10. Малашин Е.В. О санкциях за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции // Налоговый вестник. 2000. N 5.
    11. Пчелинцев А.В. Административное расследование в Вооруженных Силах СССР. М., 1987.
    12. Пятикова Е.А. Административное расследование по делам о нарушениях таможенных правил: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2009.
    13. Телегин А.С. Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел. М., 1991.

    Риски при перевозке большого ассортимента товаров

    Производством по делам об административных правонарушениях, как правило, занимается ОАР таможни – отдел административных расследований. Действующим законодательством Российской Федерации установлено 3 формы ведения производства по делам об административных правонарушениях:

    • общий порядок административного производства;
    • специальный порядок;
    • упрощенный порядок

    Решение об избранной форме производства остается за лицом, наделенным правом возбуждать дела об административных правонарушениях в данной сфере. Можно сказать, что на практике в отношении юридических лиц обычно применяется специальный порядок производства, в то время как в отношении физических лиц – общий или упрощенный порядок. Каждой форме административного производства соответствует тот или иной процессуальный документ:

    • протокол об административном таможенном правонарушении;
    • определение о возбуждении дела об административном таможенном правонарушении;
    • постановление о привлечении к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, постановление-предупреждение

    Общий порядок административного производства по таможенным делам предполагает вынесение таможенным органом протокола об административном таможенном правонарушении. Протокол таможней может быть вынесен немедленно в момент выявления факта предполагаемого правонарушения либо составлен после завершения административного расследования.

    По своей сути, таможенный протокол об административном правонарушении – это процессуальный документ, в котором зафиксированы все обстоятельства совершения правонарушения, доказательства факта его совершения и вины лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил. По результатам рассмотрения протокола уполномоченным лицом таможни выносится уже постановление о привлечении лица к ответственности. В отличие от общего порядка административного производства по таможенным делам, в рамках которого оно сводится к протоколу и постановлению, специальный порядок предусматривает вынесение не протокола, а определения о возбуждении дела об административном правонарушении.

    Вынесение таможней определения об административном правонарушении означает избрание инспектором специального порядка ведения производства по делу об административном правонарушении. Определение таможенного органа о возбуждении административного дела предполагает, что для установления всех обстоятельств дела необходимо проведение административного расследования таможенного правонарушения.

    Постановление таможенного органа о привлечении к административной ответственности – процессуальный документ, в рамках которого определяется мера наказания за совершенное таможенное правонарушение. Постановление таможни ставит точку в проведении административного расследования и рассмотрения дела.

    При упрощенном порядке производства по делу по отдельным видам административных правонарушений таможня имеет право сразу выносить постановление-предупреждение. Данная возможность предполагает отсутствие общественной опасности, признания вины лицом, привлекаемым к ответственности, и его готовность оплатить таможенный штраф на месте (при условии, что мерой административного наказания является штраф). К таким случаям относятся, в частности, административные правонарушения по ст. 16.5 и ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ.

    Если лицо, привлекаемое к административной ответственности за правонарушение в сфере таможенного дела несогласно с фактом его привлечения или с избранной ему таможней мерой административного наказания по делу, постановление о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано.

    АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

    И.В. Гомон, канд. экон. наук, доцент М.А. Шуликова, студент Я.С. Пильгун, студент

    Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

    DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11983

    Аннотация. Статья посвящена анализу деятельности таможенных органов России в области расследования административных правонарушений в таможенной сфере. Представлены статистические данные по расследованию должностными лицами таможенных органов дел об административных правонарушениях и назначению наказаний по ним. Выявлены основные проблемы и представлены возможные пути их решений в рассматриваемой сфере деятельности таможенных органов Российской Федерации.

    Ключевые слова: таможенные органы, административное правонарушение, расследование, административное наказание, анализ, проблема, совершенствование.

    В настоящее время в Российской Федерации внешнеэкономическая деятельность является одной из наиболее криминогенных сфер. Так как таможенные правонарушения являются одним из видов экономических преступлений, то исследование деятельности таможенных органов в этом ключе является актуальным.

    Таможенный кодекс Евразийского экономического Союза (далее — ТК ЕАЭС) закрепляет понятие административных правонарушений. Ими признаются правонарушения, по которым в соответствии с законодательством государств-членов Союза таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют административное судопроизводство) [1].

    Законодательством Российской Федерации (далее — РФ), а именно главой 16 Кодекса об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) закреплены основные административные правонарушения в таможенной сфере и предусмотренные санкции за их совершение [2].

    Среди основных задач расследования дел об административных правонарушениях в таможенных органах можно отнести: выяснение причин, условий, ситуаций совершения АП; содержательное рассмотрение дела об АП; обеспечение выполнения вынесенного распоряжения в дело об

    АП; проведение профилактических и предупредительных работ по пресечению совершения АП.

    В Российской Федерации в таможенной сфере расследованием дел об АП занимаются отделы административных расследований (далее — ОАР). Данные отделы представляют собой структурное подразделение таможни, они возбуждают и расследуют дела об административных правонарушениях, которые входят в их компетенцию. Также они организовывают деятельность структурных звеньев таможни и ее постов, которые подчинены по административному производству. Свою деятельность они осуществляют на основе принципов работы таможни, планов деятельности оперативной таможни и других различных порядков деятельности. При осуществлении своей деятельности ОАР руководствуется принципами единоначалия, коллегиальности при решении вопросов рабочей деятельности и персональной ответственности должностных лиц. Цель работы ОАР утверждается заместителем начальника таможни, осуществляющим ведение правоохранительной деятельности, и выстраивается в зависимости от целей работы оперативной таможни, обозначенных программ, утверждений и положений. Свою деятельность ОАР осуществля-

    ет как самостоятельно, так и совместно с другими отделами таможни и подчиненными им постами. При производстве дел сотрудниками ОАР осуществляется процедура по сохранению секретности и соответствия требованиям нормативно-правовых актов ФТС РФ в области обеспечения информационной защищенности. В случае обнаружения подозрений на сле-

    ды преступления, дело передается сотрудниками ОАР в отдел дознания.

    Проанализируем деятельность таможенных органов по расследованию дел об административных правонарушениях в таможенной сфере за 2016-2018 гг.

    Представим на рисунке 1 количество возбужденных таможенными органами дел об АП за 2016-2018 гг., тыс. ед. [3].

    2016 г. 2017 г. 2018 г.

    Рис. 1. Количество возбужденных таможенными органами дел об АП

    за 2016-2018 гг., тыс. ед.

    Согласно рисунку 1, можно сделать вывод, что количество дел об АП, которые возбуждались таможенными органами, с годами только увеличивалось. Так, в 2018 году таможенными органами было возбуждено 143 148 дел об АП, это на 20% больше, чем в 2017 году (119 327 дел об

    АП) и на 78% больше, чем в 2016 году (80 355 дел об АП).

    Рассмотрим на рисунке 2 количество назначенных наказаний по делам об АП и начисленные суммы по ним таможенными органами России за 2016 -2018 гг. [3].

    70,2

    2016 г.

    • 2022
    • 2021
    • 2019
    • 2020
    • 2018
    • 2017
    • 2016

    АП в области таможенного дела — это противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на установленные таможенным законодательством Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) и Российской Федерации (далее — РФ) правила таможенного регулирования, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

    Объект АП в области таможенного дела общественные правоотношения, возникающие на стадиях таможенных операций (подача декларации на товары, размещение товаров на СВХ, проведение таможенного досмотра и т.д.).
    Объективная сторона АП в области таможенного дела внешнее выражение правонарушения, которое включает деяние и его признаки, описанные в статьях главы 16 КоАП РФ.
    Субъект АП в области таможенного дела лицо, совершившее правонарушение, описанное в статьях главы 16 КоАП РФ.
    Субъективная сторона АП в области таможенного дела совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному проступку и его последствиям (для физических лиц).

    К признакам объективной стороны АП в области таможенного дела можно отнести:

    • время совершения правонарушения (Пример: фактическое перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС вне времени работы таможенных органов);
    • место совершения правонарушения (Пример: ввоз товаров и транспортных средств на таможенную территорию помимо мест перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС);
    • способ совершения правонарушения (Пример: нарушение таможенных правил способом несоблюдения установленных сроков подачи полной таможенной декларации при временном периодическом таможенном декларировании);
    • признак «третьего лица», в той или иной форме участвующего в правоотношениях (Пример: совершение таможенных операций от имени декларанта и других заинтересованных лиц юридическим лицом, не включенным в реестр таможенных представителей).

    Объективная сторона АП в области таможенного дела может быть выражена в двух формах:

    1. Действия, нарушающего прямой запрет (Пример: уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена средств идентификации);
    2. Бездействия, нарушающего правовое предписание (Пример: непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы).

    Субъектами АП в области таможенного дела могут быть:

    • физические лица (индивидуальные субъекты);
    • юридические лица (коллективные субъекты).

    Признаки индивидуального субъекта правонарушения можно разделить на две группы:

    • общие, которыми должны обладать любые лица, привлекаемые к административной ответственности: достижение шестнадцатилетнего возраста и вменяемость[2];
    • специальные, связанные с особенностью деятельности лица (должностное лицо, индивидуальный предприниматель) либо особенностью правового статуса лица (несовершеннолетний; гражданин /юридическое лицо РФ, не гражданин РФ / юридическое лицо иного государства). Если норма не содержит специальных признаков субъекта, следовательно, к ответственности по ней может привлекаться любой субъект, обладающий общими признаками.

    Отличительной особенностью главы 16 КоАП РФ является то, что по ее нормам лица, осуществляющие деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, привлекаются к административной ответственности как юридические лица (по общему правилу за совершение иных проступков они привлекаются к административной ответственности как должностные лица).

    Коллективные субъекты АП в области таможенного дела могут быть поделены на две группы по пределам деликтоспособности (способность и возможность нести административную ответственность за свои противоправные деяния):

    Условно все АП в области таможенного дела, составы которых закреплены в КоАП РФ, можно разделить на две группы:

    Правонарушения, связанные с нарушением установленных процедур, порядка совершения тех или иных действий Правонарушения, связанные с предоставлением документов и сведений
    Незаконное перемещение через таможенную границу ЕАЭС товаров и (или) транспортных средств международной перевозки[3] Представление недействительных документов при совершении таможенных операций[4]
    Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров[5] Непредставление в таможенный орган отчетности[6]
    Незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами[7] Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации[8]
    Нарушение режима зоны таможенного контроля[9] Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз и вывоз товаров на таможенную территорию / с таможенной территории ЕАЭС или РФ[10]
    Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы[11] Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений[12]
    Причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам[13]
    Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или недоставка документов на них[14]
    Несоблюдение порядка таможенного транзита[15]
    Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации[16]
    Совершение грузовых или иных операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, без разрешения или уведомления таможенного органа[17]
    Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций[18]
    Нарушение сроков временного хранения товаров[19]
    Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами[20]
    Несоблюдение таможенной процедуры[21]
    Незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо арестованными товарами[22]
    Незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка[23]
    Нарушение сроков уплаты таможенных платежей[24]
    Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела[25]

    Виды наказаний за совершенные административные правонарушения в области таможенного дела:

    На граждан На юридических лиц На должностных лиц
    1. Штраф в денежном выражении (различными статьями КоАП РФ предусмотрены как фиксированные суммы, так и суммы в зависимости[26] от стоимости товаров, явившихся предметом АП) 1. Штраф в денежном выражении (различными статьями КоАП РФ предусмотрены как фиксированные суммы, так и суммы в зависимости[26] от стоимости товаров, явившихся предметом АП) 1. Штраф в денежном выражении
    2. Конфискация предметов АП 2. Конфискация предметов АП 2. Конфискация предметов АП

    Важно отметить, что при этом необходимо иметь в виду, что при наложении административного штрафа может быть применено дополнительное наказание в виде конфискации предметов АП, в том числе и транспортных средств[27].

    Административное расследование — проблемы применения

    В 2020 году таможенными органами возбуждено более 114 500 дел об АП в области таможенного дела[29].

    Процентное соотношение по субъектам АП в области таможенного дела за 2020 год выглядит следующим образом:

    • 56% (64 194 дела) — на юридические лица,
    • 25,4% (29 054 дела) — на физические лица,
    • 12,4% (14 209 дел) — на должностные лица,
    • 6% (6 798 дел) — лица, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

    В разрезе видов АП в области таможенного дела выявлена следующая статистика:

    • 25 316 дел (22% от общего количества возбужденных дел) — за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров;
    • 10 692 дела (9,3% от общего количества возбужденных дел) — за несоблюдение запретов или ограничений на ввоз/вывоз товаров.

    По составам, не относящимся к нарушениям таможенных правил, наибольшее количество дел возбуждено:

    • 33 357 дел (29% от общего количества) — за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров;
    • 8 220 дел (7,1% от общего количества) — за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

    В 2020 году исполнено около 73,5 тыс. постановлений по делам об АП в области таможенного дела. В результате взыскано 2,1 миллиарда рублей административных штрафов, в уполномоченные органы передано имущество общей стоимостью 9,4 миллиарда рублей.

    Решение о том, чтобы прекратить разбирательство, принимает должностное лицо, ответственное за принятие решения по административному делу, либо судья по одному из известных оснований. При этом выносится соответствующее постановление о том, чтобы прекратить дело, еще на стадии возбуждения, т. е. до передачи в суд.

    Обратите внимание! Если дело уже передано судье, то у нарушителя есть право не прекращать действовать и направить в суд документ с просьбой прекратить разбирательство. Необходимо доказать отсутствие вины.

    В соответствии с положениями ст. 24.5 Кодекса, производство по судебному разбирательству прекращается, если имеет место одно из нижеуказанных обстоятельств:

    • невыявление в ходе следственных мероприятий события правонарушения;
    • отсутствие законодательно установленного состава, предусмотренного для данного рода правонарушений. Сюда входит деяние лицом, не достигшим 18 лет, а также наличие факта психических отклонений у гражданина на момент наступления правонарушения – его невменяемость, повлекшая за собой противоправные действия, либо бездействие;
    • в случае, если у лица не было иного выбора – при крайней необходимости;
    • при наличии амнистии;
    • при изменении положений закона, предусматривающих наказание за данного рода нарушения;
    • при истечении установленных на законодательном уровне сроков исковой давности;
    • в случае смерти виновного лица;
    • если лицо уже амнистировано или осуждено по тому же преступлению при попытке повторного привлечения по делу;
    • прочие случаи, которые устанавливаются на основании законодательных актов.

    Согласно ст. 28.9, ответственным за прекращение разбирательства является должностное лицо, которое выносит постановление согласно порядку, установленному в ст. 29.10 Кодекса.

    Документ содержит следующие сведения:

    • анкетные данные о должностном лице;
    • место и дату заключения;
    • обстоятельства и факты содеянного;
    • ссылку на законодательство;
    • мотивированное решение;
    • срок и порядок его аннулирования.

    Такое постановление направляется в течения одного дня в соответствующую инстанцию.

    1. Анализ правил ч. 1 ст. 28.7 показывает, что:

    1) они посвящены такому самостоятельному правовому институту, как административное расследование;

    2) административное расследование проводится лишь при выявлении административного правонарушения в области:

    а) антимонопольного законодательства (см. коммент. к ст. 14.9), а также законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем (см. коммент. к ст. 15.27, 23.62); законодательства об естественных монополиях, законодательства о государственном регулировании цен, тарифов, на товары и услуги (с 31.12.06);

    б) валютного законодательства (см. коммент. к ст. 15.25) и законодательства о рекламе (см. коммент. к ст. 14.3), а после вступления в силу Закона от 27.12.05 (т.е. после 09.01.06) — также законодательство об авторском праве, смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, патентного законодательства;

    в) законодательства о защите прав потребителей (см. коммент. к ст. 14.4-14.8);

    г) налогов и сборов (см. коммент. к ст. 15.3-15.13);

    д) таможенного дела (см. коммент. к ст. 16.1-16.22); а с 22.05.06 — экспортного контроля; с 09.08.06 — законодательства о банкротстве;

    е) охраны окружающей среды (см. коммент. к ст. 8.1-8.40);

    ж) производства и оборота этилового спирта и алкогольной и спиртосодержащей продукции (см. коммент. к ст. 14.16-14.19);

    з) пожарной безопасности (см. коммент. к ст. 19.13, 20.4);

    и) дорожного движения и транспорта (см. коммент. к ст. 12.1-12.37), а с 06.02.06 — также законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

    Об иных случаях, когда проводится административное расследование см. ниже;

    3) административное расследование проводится постольку, поскольку по делу об административных правонарушениях (из числа упомянутых выше):

    а) осуществляется экспертиза (о порядке ее назначения и проведения, а также составления заключения эксперта см. коммент. к ст. 25.9, 26.4);

    б) необходимо провести иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (например, если это сопряжено с привлечением специалиста, который дает пояснения, см. коммент. к ст. 25.8).

    2. Применяя правила ч. 2, 3, 3.1 ст. 28.7, нужно обратить внимание на то, что:

    1) решение о возбуждении дела и проведении административного расследования принимается должностными лицами, перечисленными в ст. 28.3 (см. коммент. к ней);

    2) о возбуждении дела и проведении административного расследования (после вступления в силу с 12.07.09 изменений внесенных в ч. 3 всякие дискуссии о том, выносится ли самостоятельное определение о проведении административного расследования — теряют смысл) выносится определение (если дело возбуждается прокурором, то последний выносит постановление, см. об этом подробный коммент. к ст. 28.4). И определение, и постановление выносится немедленно (т.е. тотчас, сразу же) после выявления административного правонарушения (однако не стоит упускать из виду, что сам этот факт может быть установлен в результате проведения административного расследования). См. об этом также п. 10 Обзора от 28.05.08;

    3) сведения в соответствии с ч. 3 ст. 28.7 в упомянутом определении указываются обязательно; отсутствие хотя бы одного из них обесценивает определение (о сведениях, которые включаются в постановление прокурора, см. коммент. к ч. 2 ст. 28.4, 28.2);

    4) ч. 3.1 была введена Законом от 05.01.06 (он вступил в силу с 20.01.06) в ст. 28.7 внесены серьезные дополнения. Установлено, что при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования соответствующее должностное лицо обязано:

    а) разъяснить права и обязанности лицам, в отношении которых оно вынесено;

    б) направить его копию по почте, либо вручить в руки (в ходе личной встречи) под расписку лицу, в отношении которого данное определение вынесено, а также потерпевшему.

    Административное расследование в таможенных органах

    Документ полезен? m
n
Руководитель
действительный государственный советник
таможенной службы Российской Федерации
А.Ю. Бельянинов

1. Подразделение административных расследований (далее — Подразделение) является структурным подразделением таможни, непосредственно осуществляющим возбуждение дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов (далее — административные правонарушения), и проведение по ним административного расследования (далее — административное производство), а также организовывающим деятельность структурных подразделений таможни и таможенных постов, подчиненных таможне (далее — подчиненные таможенные посты), по административному производству.

2. Подразделение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, международными договорами Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом «О противодействии коррупции», другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, распоряжениями и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, правовыми актами регионального таможенного управления и таможни, а также настоящим Типовым положением.

3. Организационное, методическое руководство и контроль деятельности Подразделения таможни, подчиненной региональному таможенному управлению, осуществляет оперативная таможня, Подразделения таможни, непосредственно подчиненной ФТС России, — Главное управление таможенных расследований и дознания ФТС России (далее — ГУТРД ФТС России), а в части выполнения задач и функций, возложенных на Подразделение, — заместитель начальника таможни, осуществляющий координацию и контроль деятельности Подразделения (далее — заместитель начальника таможни по правоохранительной деятельности).

4. Подразделение возглавляет начальник Подразделения, который подчиняется непосредственно заместителю начальника таможни по правоохранительной деятельности.

5. Работа Подразделения строится на основе планов работы таможни и Подразделения, сочетания принципа единоначалия при решении вопросов служебной деятельности и персональной ответственности каждого должностного лица Подразделения за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений.

План работы Подразделения таможни, подчиненной региональному таможенному управлению, согласовывается с оперативной таможней и утверждается заместителем начальника таможни по правоохранительной деятельности.

План работы Подразделения таможни, непосредственно подчиненной ФТС России, согласовывается с ГУТРД ФТС России и утверждается заместителем начальника таможни по правоохранительной деятельности.

6. Подразделение решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и через подразделения административных расследований подчиненных таможенных постов во взаимодействии с другими структурными подразделениями таможни и подчиненных таможенных постов.

7. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Подразделении осуществляются согласно установленному порядку.

8. При осуществлении своей деятельности Подразделение соблюдает требования правовых актов ФТС России по вопросам обеспечения информационной безопасности.

9. Обеспечение при административном производстве всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела об административном правонарушении и разрешения его в соо��ветствии с законодательством Российской Федерации, а также обеспечение исполнения вынесенного постановления.

10. Организация и контроль административного производства в структурных подразделениях таможни и подчиненных таможенных постах.

3.2 Административное расследование при совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 коап РФ

Обратимся к показателям правоохранительной деятельности таможенных органов по линии административного производства.

  1. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1997.
  2. Гравина А.А., Терещенко Л.К., Шестакова М.П. Комментарий Таможенного кодекса РФ. М., 1996.
  3. Гуничев А. Административная ответственность водителей // Российская юстиция. 2003. N 1.
  4. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. М., 2003.
  5. Демченко В.В. Административное расследование. Особенности его проведения в случае утраты военнослужащими удостоверения личности, расчетной книжки, денежного аттестата // Право в Вооруженных Силах. 1998. N 3.
  6. Зрелов А.П. Административное расследование нарушений законодательства в области налогов и сборов: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005.
  7. Котюргин С.И. Административный процесс в деятельности советской милиции: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1968.
  8. Кудашкин А. Материальная ответственность военнослужащих // Российская юстиция. 2000. N 6. Калюжный Ю.Н. Административное расследование в механизме производства по делам об административных правонарушениях: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005.
  9. Клоков Е.А. Административное расследование в органах внутренних дел: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2005.
  10. Малашин Е.В. О санкциях за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции // Налоговый вестник. 2000. N 5.
  11. Пчелинцев А.В. Административное расследование в Вооруженных Силах СССР. М., 1987.
  12. Пятикова Е.А. Административное расследование по делам о нарушениях таможенных правил: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2009.
  13. Телегин А.С. Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел. М., 1991.

Общие условия производства по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрения Скачать 19407 0 0

… об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица. В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, в отношении которых ведется производство по делу о нарушении таможенных правил, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и …

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Скачать 602231 0 0

… лица подразделения воинской части, органа управления внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации — об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.3, частью 3 статьи 20.2, статьями 20.5, 20.13, 20.17 — 20.19 настоящего Кодекса; 79) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — об административных правонарушениях, …

Производство по делам о нарушении таможенных правил Скачать 31921 0 0

… меры являются процессуальными действиями при расследовании таможенных правонарушений (изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей). При производстве по делу о нарушении таможенных правил доказыванию подлежат: 1. событие правонарушения (время, место, способ и другие обстоятельства совершения нарушения таможенных правил); 2. лицо, совершившее …

  • принцип оперативности (установление сроков производства по делу);
  • принцип объективной истины (всесторонность, полнота, объективность);
  • принцип состязательности; принцип равенства; принцип публичности и гласности;
  • принцип использования национального языка; принцип непрерывности.

Существует также ряд обстоятельств, исключающих производство по делу о НТП (ст.24.5 КоАП): отсутствие события НТП, отсутствие состава правонарушения, невменяемость лица, совершившего НТП, крайняя необходимость, издание акта амнистии, отмена акта, устанавливающего ответственность за НТП, истечение сроков наложения наказания, наличие уголовного дела в отношении лица, привлекаемого к ответственности за НТП, смерть лица и т.д.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Состав административного расследования таможенными органами в 2022 году

Нарушением таможенных правил называется противоречащее законодательству действие лица (физического или юридического), которое посягало на установленный порядок пересечения границы или пренебрегало соблюдением правил экономической политики. Таможенное нарушение карается административной ответственностью – виды нарушений прописаны в КоАП, где им посвящен ряд глав, начиная с 40-ой.

Административные наказания за совершение таможенных правонарушений

  • — предупреждение;
  • административный штраф;
  • — конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • — лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;

Административное расследование представляет собой совокупность процессуальных действий, осуществление которых необходимо для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Для чего проводится административное расследование?

Административное расследование проводится в случае выявления административных правонарушений в отдельных областях законодательства, перечень которых является исчерпывающим.

Формы стадии возбуждения дела об административном правонарушении: 1) упрощенная (назначение административного наказания без составления протокола – ст. … 3) сложная (административное расследование – ст. 28.7 КоАП).

Когда начинается производство по делу об административном правонарушении?

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим …

Таможне предлагают дать больше полномочий по расследованию уголовных дел

КоАП РФ Статья 3.2. Виды административных наказаний

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • утратил силу. — …
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;

Общие условия производства по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрения Скачать 19407 0 0

… об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица. В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, в отношении которых ведется производство по делу о нарушении таможенных правил, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и …

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Скачать 602231 0 0

… лица подразделения воинской части, органа управления внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации — об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.3, частью 3 статьи 20.2, статьями 20.5, 20.13, 20.17 — 20.19 настоящего Кодекса; 79) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — об административных правонарушениях, …

Производство по делам о нарушении таможенных правил Скачать 31921 0 0

… меры являются процессуальными действиями при расследовании таможенных правонарушений (изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей). При производстве по делу о нарушении таможенных правил доказыванию подлежат: 1. событие правонарушения (время, место, способ и другие обстоятельства совершения нарушения таможенных правил); 2. лицо, совершившее …

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) не раскрывает понятия административного расследования, что порождает, с одной стороны, научные дискуссии, а с другой — препятствует его единообразному применению в рамках производства по делам об адми-нистративгых правонарушениях. Его правовая регламентация в настоящее время решается комплексом нормативных предписаний, среди которых основное место занимает статья 28.7 КоАП РФ. Кроме указанной нормы, отдельные положения административного расследования также рсіулируются в абзаце 2 ч.З ст. 23.1, п. 3 ч. 4 ст. 28.1. ч. 3 ст. 28.5, ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ. Однако все эти нормы — процедурного характера, а не нормы-дефиниции.

Вместе с тем, в статью 28.7 КоАП РФ, посвященную административному расследованию, с 2002 по 2008 г. вносилось восемь изменений и дополнений, что привело к разнообразным точкам зрения ученых относительно понятия рассматриваемой процедуры1.

Попытка восполнить законодательный пробел была предпринята в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской

Федерации об административных правонарушениях» (с изменениями от 25 мая 2006 г.)2. В данном Постановлении административное расследование определяется как комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных в части 4 статьи 28.7 КоАП РФ правленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой мес

Не являются административным расследованием процессуальные действия, совершенные в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в рамках предварительного расследования по уголовному делу, возбужденному в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и впоследствии прекращенному.

Несмотря на всю важность обращения высшей судебной инстанции к данному вопросу, совершенно очевидно, что данного решения недостаточно для однозначного понимания административного расследования.

Так, по мнению Л .А. Калининой, «административное расследование представляет собой совокупность процессуальных действий, осуществление которых необходимо для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении»1. Такое определение, по нашему мнению, не отражает всех признаков характеризующих административное расследование, и поэтому с указанной точкой зрения нельзя согласиться.

Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правона-:ипях / под ред. Ю.М. Козлова. — М.: Юристь. 2002. — С. 1098. Зрелое Л.П. Административное расследование нарушений законодательства в об-налогов и сборов: ваучно-нракт. комментарий к-ст. 28.7 КоАП РФ / А.П. Зрелое.

В KUHJCRirie рассмаїриваемоіи uunpoca заслужи пае г внимании также точка зрения А.П. Зрелова2,. который рассматривает административное расследование через призму правового института в составе механизма производства по делу об административном правонарушении. Он обосновывает свою позицию тем, что административное расследование, с точки зрения системно-правовой классификации, является суб і інститутом в составе административно-процессуального института производства по делу об административном правонарушении. По его мнению, административное расследование с процессуальной точки зрения необходимо рассматривать в качестве одного из ілемептов административного процесса на гггапз производства по делу об административном правонарушении. Полагаем, что данная позиция указанного автора заслуживает внимания и достаточно аргументирована, однако также не отражает всей сущности административного расследования.

В свою очередь, Ю.Н. Калюжный предлагает определять администра-типное расследование как самостоятельную, объективно необходимую форму производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемую по определенным законом категориям дел. представляющую собой властную, рспіаменгпрованную админпсфативнс-процессуальными нормами деятельность компетентных должностных лиц и государственных органов (правоприменительных субъектов) по проведению экспертизы или других требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на установление фактических обстоятельств правонарушения, их фиксацию и юридическую квалификацию, с целью правомерного привлечения виновных лиц к административной ответственности за совершенное правонарушение, с применением Р необходимых случаях мер принуждения, и реализации других процессуальных задач, завершающуюся составлением протокола либо вынесением постановления о прекращении дела об административном правонарушении1.

Пршедеппие определение ііредсіаилмеїен ідеиьма імжелиисспьім, поскольку в нем с административным расследованием отождествляются все процессуальные действия от возбуждения дела до его рассмотрения.

В последние годы ФТС России проводит политику по неуклонному увеличению количества выявленных административных правонарушений в области таможенного дела1. По-прежнему основная доля возбужденных дел приходится на так называемые «контрабандообразующие» статьи 16.1 и 16.2 КоАП РФ. Снижение выявления данных правонарушений на фоне общего увеличения импортного товаропотока может свидетельствовать о недостаточном контроле со стороны подразделений таможенного оформления и таможенного контроля и необходимости дальнейшего совершенствовании системы управления рисками. На фоне общего увеличения количества административных правона рушений на 10,4% снизилось количество прекращенных дел об администра тивных правонарушениях, что свидетельствует о повышении качества произ водства по таким делам. _

Анализ дел об административных правонарушениях с градацией но функциональным подразделениям, выявившим факт правонарушения, а также по направлениям товаропотока (ввоз/вывоз), показывает, что до 89% всех выявленных правонарушений приходится на импортное направление. Как правило, данные правонарушения выявляются сотрудниками таможенного оформления и таможенного контроля непосредственно на таможенных постах.

Постатейный анализ дел позволяет сделать вывод о том, что из 23 составов, предусмотренных КоАП РФ» «Административные правонарушении ь области таможенного дела», по-прежнему возбуждаются дела по 10-12 составам, т.е. эффективность применения КоАП РФ составляет порядка 50-60% и производства но расследовать правонарушение, решить все остальные задачи прои; по делам об административных правонарушениях, определенные Кодексом РФ об административных правонарушениях, в установленные им сроки практически невозможно, не руководствуясь при этом специальными научно разработанными системами методики и тактики ведения расследования и предупреждения правонарушении.

Для надлежащей организации проведения административного расследования и его правового обеспечения письмом от 31.03.2005 Л» 18-12/10535 в таможенные органы направлены подготовленные ГУТРД методические рекомендации по расследованию административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 16.18. ІО.20. .6.21 КоАП РФ. В рекомендациях раскрываются тактика и цель административного расследования, указаны основные процессуальные действия и мероприятия, необходимые для выяснения всех обстоятельств дела применительно к наиболее типичным ситуациям совершения правонарушений, что помогает при составлении плана процессуальных действий и мероприятий по делу, а также позволяет руководству подразделений административных расследований осуществлять более действенный контроль за проведением административного расследования. В таможенные органы направлены методические рекомендации «По применению постановлении-квитанций о наложении административного штрафа» и «О действиях должностных лиц таможенных органов в случае выявления преступлений, административных правонарушений, совершенных лицами, обладающими иммуниіеюм or уі иловной и (или) административной юрисдикции Российской Федерации».

Методика и тактика расследования отдельных видов правонарушений имеет своей основной и главной задачей вооружить лиц, осуществляющих инистративное расследование, необходимым для их грофессиональной деятельности- научно-методическим комплексом знаний и навыков расследования и предупреждения отдельных видов правонарушений в разных ситуа это без учета ст. 6.15,4. ! ст. 7.12, ст. 14.10, 19.7, 19.26, ч. 2 ст. 20.

Если смоделировать ситуацию по аналогии с применением ст. 14.10 КоАП РФ, то можно придти к следующему заключению: дэ начала усиления борьбы с взозом контрафактного товара ст. 14.10 КоАП РФ «не работала» .

Потенциально товар, изъятый по делам об административных правонарушениях, обладая признаками контрафактностп, рассматривался только как предмет правонарушения по делу об административном правонарушении и мог быть конфискован (реализован) либо возвращен владельцу. В настоящее время практически каждая партия задержанного товара проверяется отделом нетарифного регулирования на предмет его контрафактности. Постепенно нарабатывается и практика производства по данным делам.

Подобный «потенциал» заложен и в других статьях КоАП РФ, отнесенных к компетенции таможенных органов и неиспользуемых функциональными подразделениями таможенных органов в силу различных причин.

Значительное количество «неработающих» статей КоАП РФ свидетельствует о недостаточной методической и аналитической работе (предусмотренной п. 14 Типового положения об ОАР таможни, утвержденного приказом ФТС России от 27.11.2006 № 12242), проводимой сотрудниками подразделений административных расследований.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.