Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Понятие государственной пенсии содержится в ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗСобрание законодательства РФ.2001. № 51. ст. 4831
— ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
ГлаваIII. Понятие и виды государственных пенсий
а) Пенсия по старости
Пенсия по старости в соответствии с п. 2 ст. 10 Закона назначается по достижении мужчинами 55, женщинами — 50-летнего возраста и при наличии трудового стажа не менее 5 лет:
— лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации ее последствий;
— гражданам, занятым на эксплуатации ЧАЭС и на работах в зоне отчуждения.
По достижении мужчинами 50, женщинами — 45-летнего возраста и при наличии не менее 5 лет трудового стажа пенсия по старости назначается инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Специальные выплаты от государства получают федеральные госслужащие, космонавты и летчики-испытатели, граждане, пострадавшие на военной службе, в техногенных и радиационных катастрофах — или их семьи. Участники Великой отечественной войны. А еще те, кто является нетрудоспособным и остается без средств к существованию. Например, не накопил на страховую пенсию. Такой род выплат называется социальной пенсией.
В России, по данным Пенсионного фонда России, пенсии по государственному обеспечению получают 3,9 млн человек. Из них 3,2 млн человек являются получателями социальных пенсий, большая часть которых выплачивается по инвалидности. Государственные пенсии индексируются ежегодно 1 апреля, в 2021 году индексация составила 3,4%.
Пенсия по государственному обеспечению: понятие и виды
Помимо уже перечисленных выше космонавтов, военнослужащих, чернобыльцев и других пострадавших в результате техногенных катастроф граждан государственная пенсия по инвалидности назначается участникам Великой Отечественной войны, а также гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и «Житель осажденного Севастополя».
При этом граждане могут продолжать зарабатывать деньги — факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату государственной пенсии по инвалидности не влияет. Участники ВОВ, награжденные перечисленными выше знаками граждане и те, кто получил военную травму, могут также рассчитывать на вторую страховую пенсию.
Выплаты участникам Великой Отечественной войны, которые получают одновременно страховую пенсию и пенсию по государственному обеспечению, в 2021 году в среднем составляют 42 тыс. рублей.
(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 08.05.2004 N 34-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 25.11.2006 N 196-ФЗ, от 21.12.2006 N 239-ФЗ, от 09.04.2007 N 43-ФЗ, от 22.07.2008 N 156-ФЗ, от 18.07.2009 N 187-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 21.06.2010 N 122-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 28.03.2011 N 43-ФЗ, от 03.05.2011 N 94-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 05.04.2013 N 51-ФЗ, от 05.04.2013 N 57-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 23.05.2016 N 143-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 01.07.2017 N 148-ФЗ, от 18.07.2017 N 162-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 12.11.2018 N 409-ФЗ, от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 22.12.2020 N 431-ФЗ, от 26.05.2021 N 153-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
30 ноября 2001 года
Одобрен
Советом Федерации
5 декабря 2001 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
1. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пенсионное обеспечение не предусмотренных настоящим Федеральным законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими федеральными законами.
Изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
2.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)
3. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и условия назначения этих пенсий отдельным категориям граждан.
В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
1. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют:
граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, — на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.
2. Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.1. Гражданам, признанным инвалидами, имеющим право на страховую пенсию по инвалидности и социальную пенсию по инвалидности, при назначении пенсии без истребования заявления о назначении пенсии по инвалидности назначается страховая пенсия по инвалидности в случае, если размер страховой пенсии по инвалидности, фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности), определенный на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, превышает размер социальной пенсии по инвалидности. (в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 153-ФЗ)
3. Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:
1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
2) участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Государственное пенсионное обеспечение
1. Размеры пенсий за выслугу лет, по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсии по случаю потери кормильца членам их семей в случае гибели (смерти) военнослужащих (за исключением членов семей граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)
2. Пенсия по инвалидности военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, назначается в зависимости от причины инвалидности в следующем размере:
1) при наступлении инвалидности вследствие военной травмы:
инвалидам I группы — 300 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
инвалидам II группы — 250 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
инвалидам III группы — 175 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
Инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы;
2) при наступлении инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы:
инвалидам I группы — 250 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
инвалидам II группы — 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
инвалидам III группы — 150 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
Инвалидностью вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается инвалидность, наступившая вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
1. Пенсия по старости назначается в следующем размере:
гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий указанной катастрофы в зоне отчуждения, а также гражданам, ставшим инвалидами в результате других радиационных или техногенных катастроф, — 250 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
гражданам, проживающим или работающим в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения (подпункты 4 — 10 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона), — 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
Гражданам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 и части 3 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях», размер пенсии по старости определяется исходя из размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, увеличенного на 1 208 рублей 90 копеек в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи. (в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 05.04.2013 N 51-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
2. Пенсия по инвалидности гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в результате других радиационных или техногенных катастроф, назначается в следующем размере:
инвалидам I группы — 250 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 51-ФЗ)
инвалидам II группы — 250 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона;
инвалидам III группы, в том числе на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 и части 3 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях», — в размере, равном разнице между 250 процентами размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, в том числе увеличенного на 1 208 рублей 90 копеек в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи, и 125 процентами размера указанной социальной пенсии. (в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 05.04.2013 N 51-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
1. Социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в следующем размере:
1) гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), гражданам, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону), инвалидам II группы (за исключением инвалидов с детства), детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного из родителей, — 5 034 рубля 25 копеек в месяц; (в ред. Федеральных законов от 05.04.2013 N 51-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 18.07.2017 N 162-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ)
2) инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам — 12 082 рубля 6 копеек в месяц; (в ред. Федеральных законов от 05.04.2013 N 51-ФЗ, от 18.07.2017 N 162-ФЗ)
2.1) инвалидам I группы, инвалидам с детства II группы, детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим обоих родителей (детям умершей одинокой матери), детям, оба родителя которых неизвестны, — 10 068 рублей 53 копейки в месяц; (в ред. Федеральных законов от 05.04.2013 N 51-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 18.07.2017 N 162-ФЗ)
3) инвалидам III группы — 4 279 рублей 14 копеек в месяц. (в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 05.04.2013 N 51-ФЗ, от 18.07.2017 N 162-ФЗ)
1.1. В случае пропуска ребенком-инвалидом, достигшим возраста 18 лет, срока переосвидетельствования по уважительной причине, определяемой федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, и установления указанным учреждением инвалидности за прошлое время размер социальной пенсии, назначаемой инвалиду с детства, за указанное время определяется по установленной группе инвалидности. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
2. Размеры пенсий, установленные пунктом 1 настоящей статьи, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
Данная глава посвящена пенсиям, установленным Законом о государственном пенсионном обеспечении. В отличие от трудовых пенсий, финансируемых за счет страховых взносов, они выплачиваются из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – это ежемесячная денежная выплата, которая выполняет следующие задачи:
- – компенсация заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности), а также гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;
- – компенсация вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;
- – предоставление средств существования нетрудоспособным гражданам.
Российская Федерация в соответствии со статьей 7 Конституции РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эти условия во многом обусловлены состоянием пенсионной системы, в частности они, зависят от размеров пенсий.
Социальная политика российского государства должна быть направлена на реализацию гражданином права на получение материального обеспечения в установленных законом случаях. Право на материальное обеспечение должно охраняться законом.
В Российской Федерации численность пенсионеров составляет около 38,4 млн. человек. Вся информация о них, а также иных потенциальных пенсионерах хранится в Пенсионном фонде РФ, органе назначающим и выплачивающим пенсии гражданам.
Обращение гражданина за пенсией является отдельной законодательно урегулированной процедурой, где обозначены как права и обязанности гражданина, так права и обязанности Пенсионного фонда РФ. В силу того, что данная процедура периодически меняется представляется достаточно актуальным ее рассмотрение по действующему законодательству.
Цель курсовой работы — рассмотреть процедуру обращения гражданина за назначением пенсии.
Задачи курсовой работы:
. Рассмотреть понятие пенсии и ее виды;
. Проанализировать круг лиц, имеющих право на пенсию;
. Изучить порядок подачи заявления о назначении пенсии в Пенсионный фонд РФ;
. Рассмотреть порядок рассмотрения заявления о назначении пенсии Пенсионным фондом РФ;
. Изучить порядок принятия решения о назначении пенсии или об отказе в ее назначении.
Объект исследования — общественные отношения, касающиеся пенсионного обеспечения граждан РФ.
Предмет исследования — процедура (порядок) обращения гражданин за назначением пенсии в соответствии с действующим законодательством.
В ходе написания курсовой работы автор опирался на официально опубликованные разъяснения Пенсионного фонда РФ, комментарии законодательства, учебную литератур по праву социального обеспечения и статьи, касающиеся порядка назначения пенсии.
При написании работы использовались диалектический, исторический, сравнительно-правовой, системный, логический и другие методы научного познания.
Кому положена государственная пенсия
Термин «пенсия» происходит от латинского слова «pension» — платеж. Можно выделить несколько существенных признаков этого платежа. Пенсия — это регулярная выплата. Периодичность выплаты определена в законодательстве и составляет месяц. Выплата пенсии производится в денежной форме.
Впервые пенсионное обеспечение было введено для офицеров военно-морского флота во Франции, в 1790 году, был принят Закон о пенсиях для гражданских государственных служащих, отслуживших тридцать лет и достигших пятидесятилетнего возраста. Массовое и универсальное пенсионное обеспечение впервые появилось в Германии в 1889 году, в Великобритании в 1908 году, во Франции в 1910 году. Оно подразумевало увязку размеров пенсий с размерами страховых взносов и зарплаты застрахованных работников, обязательное пенсионное страхование работников наёмного труда от старости, инвалидности и потери кормильца.
Цель пенсионного обеспечения — компенсация гражданам заработка или иного дохода, вреда причиненного здоровью, а также предоставление средств к существованию нетрудоспособным гражданам.
Таким образом, пенсия — это ежемесячная денежная выплата, предназначенная для материальной поддержки нетрудоспособных граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами, потерявших кормильца, а также длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью.
Современное российское законодательство в зависимости от того, кто устанавливает пенсии, позволяет выделить государственные и негосударственные пенсии.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ право на государственную пенсию и условия ее назначения устанавливаются законом.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок назначения пенсий являются:
-Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
-Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
-Федеральный закон от 06 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации».
Согласно ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ пенсия по государственному пенсионному обеспечению — это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам:
— в целях компенсации утраченного им и заработка (дохода) в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы, при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);
— в целях компенсации утраченного заработка, гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;
— в целях компенсации вреда нанесенного здоровью граждан, при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;
— в целях предоставления нетрудоспособным гражданам средств к существованию.
По источнику финансирования выплаты пенсии можно классифицировать следующим образом:
— трудовые пенсии, финансируемые в основном за счет средств обязательного пенсионного страхования;
— пенсии по государственному пенсионному обеспечению, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета; негосударственные пенсии, финансируемые негосударственными пенсионными фондами.
Основной в России является трудовая пенсия.
Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата, в целях компенсации, застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств (ст. 2 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
С 2002 года в России действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа работы и заработка до 01.01.2002, но и страховых взносов после указанной даты.
С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей — страховой и накопительной.
Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено.
При этом размеры страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяются с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответственно.
Таким образом, с 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвали��ности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере. При этом применяется порядок его дифференциации, аналогичный ранее действовавшему, в отношении базовой части трудовой пенсии.
пенсия заявление нормативный порядок
Согласно ст. 3 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» лицами, имеющими право на трудовую пенсию являются:
1)граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
2)нетрудоспособные члены семей указанных застрахованных граждан в предусмотренных Законом случаях.
3)иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (ст. 8 ФЗ РФ «Об обязательном пенсионном страховании». К ним относятся:
— работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества
— работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг),
— работающие по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;
— самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);
— являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
— работающие за пределами территории Российской Федерации в случае самостоятельной уплаты страховых взносов;
— являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
— священнослужители;
— иные категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию.
Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в судебном порядке (ч. 1 ст. 9 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ).
Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане Российской Федерации постоянно проживающие на территории Российской Федерации, у которых отсутствует право на трудовую пенсию (п. 1 ст. 3 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении РФ»).
Согласно постановлению Минтруда РФ от 07.05.2002 г. N 34 гражданами, не имеющими права на трудовую пенсию, признаются:
— лица, не соответствующие условиям назначения трудовых пенсий;
— граждане, которые имеют право на назначение им трудовых пенсии, но они не обратились в Пенсионный фонд РФ с заявлением о назначении им данной пенсии с соответствующими документами;
— граждане, которые обращались в Пенсионный фонд РФ с необходимыми документами, но потом официально отозвали их или отказались официально от назначенной им трудовой пенсии.
Гражданами, имеющими право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению являются (ст. 4 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»):
— федеральные государственные гражданские служащие;
— военнослужащие;
— участники Великой Отечественной войны;
— граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
— граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
— граждане из числа космонавтов;
— граждане из числа работников летно-испытательного состава;
— нетрудоспособные граждане.
Таким образом, в пенсионном законодательстве четко указаны категории граждан имеющие право на ту или иную пенсию, условия при которых они имеют право подать документы на ее оформление.
Порядок обращения за пенсией предусмотрен специальным нормативным актом — Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 27.02.2002 г.
Указанные Правила обращения за пенсией являются нормативным правовым актом, регулирующим
-процедурные вопросы по установлению пенсий, возникающих при обращении гражданина за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению;
-процедуру рассмотрения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, заявлений и документов, представленных в подтверждение права на пенсию;
-процедуру назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перехода с одного вида на другой и ведения пенсионного дела получателя пенсии.
Правила не содержат положений в отношении порядка установления пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим, поскольку по этому вопросу предполагается принятие специального нормативного правового акта — Правилами обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты от 30.06.2003 г.
Структурно Правила состоят из шести глав:- Общие положения;- Порядок обращения за пенсией;- Порядок рассмотрения заявления об установлении пенсии;- Порядок назначения пенсии и перевода с одной пенсии на другую;- Порядок перерасчета размера пенсии;- Правила учета пенсионных дел.
В гл. I «Общие положения» содержатся положения и понятия, относящиеся ко всем последующим главам нормативного правового акта. В частности, определен круг лиц, на который распространяется действие настоящих Правил:
-граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, имеющие место жительства на территории России;
-граждане РФ, не имеющие постоянного места жительства на территории России, при наличии у них права на пенсию по законодательству РФ.
В составе понятий, предусмотренных Правилами, раскрыто понятие органа, к компетенции которого относится установление пенсии гражданам.
Статьей 18 Закона о трудовых пенсиях определено, что назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с ФЗ РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В ст. 5 данного Закона предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ.
Пенсионный фонд РФ (ПФР) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Пенсионный фонд является самостоятельным финансово — кредитным учреждением. Фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации от 27.12.1991 г.)
ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Обязанности ПФР как страховщика изложены в ст. 13 Закона об обязательном пенсионном страховании. В частности, страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством РФ другие виды пенсий, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.
Кроме вышеуказанных Правил обращения за пенсией действует специальный Административный регламент от 12.12.2011 г., который определяет порядок предоставления Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий.
Административный регламент разработан в целях повышения качества предоставления ПФР государственной услуги, доступности результатов ее исполнения и создания комфортных условий для граждан при обращении в территориальные органы ПФР по вопросу подачи заявлений об установлении пенсий.
Обращение за пенсией — подача гражданином заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ о назначении пенсии, перерасчете размера пенсии, переводе с одной пенсии на другую.
Для оформления пенсии гражданам необходимо подать заявление (лично, либо через представителя) о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту жительства.
При этом:
-Если граждане РФ не имеют регистрации по месту жительства, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту своего пребывания.
-Если граждане РФ, не имеют регистрации по месту жительства и месту пребывания, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту фактического проживания.
-Если граждане РФ выехали на постоянное жительство за пределы РФ и не имеют регистрации по месту жительства и месту пребывания на территории РФ, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии непосредственно в ПФР.
Исключением является назначение социальной пенсии по инвалидности гражданам:
-Из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет;
-Социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста.
По общему правилу пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Но имеются следующие исключения (ч. 4 ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ»):
— трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;
— трудовая пенсия по инвалидности — назначается со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;
— трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока — на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
В случае отсутствия в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования необходимых для назначения пенсии сведений решение о назначении пенсии принимается по имеющимся в распоряжении территориального органа ПФР сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
После представления страхователем необходимых для назначения пенсии сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования территориальный орган ПФР производит доплату пенсии.
По результатам рассмотрения заявления гражданина, обратившегося за назначением пенсии, переводом с одной пенсии на другую, территориальный орган ПФР производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.
В случае отказа в удовлетворении заявления гражданина территориальный орган ПФР не позднее чем через 5 дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения и одновременно возвращает все документы.
Трудовые пенсии (части трудовых пенсий) назначаются на следующие сроки:
— трудовая пенсия по старости (часть указанной трудовой пенсии) — бессрочно;
— трудовая пенсия по инвалидности (часть указанной трудовой пенсии) — на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в т.ч. и бессрочно;
— трудовая пенсия по случаю потери кормильца — на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в т.ч. и бессрочно (ст. 19 Закона о трудовых пенсиях).
Перевод с одного вида трудовой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на трудовую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой либо с другой пенсии на трудовую пенсию со всеми необходимыми документами (если их нет в его пенсионном деле), но не ранее дня приобретения права на трудовую пенсию либо другую пенсию.
Перерасчет размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в соответствии с п. 2 — 4 ст. 17 Закона о трудовых пенсиях, за исключением случаев, указанных ниже, производится:
— с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения;
— с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения.
Статус пенсионера подтверждается пенсионным удостоверением, которое выдается пенсионеру территориальным органом ПФР в подтверждение факта назначения пенсии в определенном размере и со сроков, предусмотренных законодательством.
Для выплаты пенсии на каждого пенсионера территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации открывает лицевой счет. Выплата трудовой пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится в установленном размере без каких-либо ограничений непосредственно органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или организацией федеральной почтовой связи, кредитной либо иной организацией по заявлению пенсионера.
Решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
Выплата трудовой пенсии, включая ее доставку, производится за текущий месяц.
Начисленные суммы базовой части и страховой части трудовой пенсии, выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие моменту обращения за получением начисленной трудовой пенсии. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
О пенсиях – без путающих подробностей
1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. : с учетом поправок к Конституции РФ от 30.12.2008 г. N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ;
.Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001. — N 52 (1 ч.). — ст. 4920.
3.Федеральный закон от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 04.06.2014 г.);
4.Постановление Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002 (ред. от 28.04.2010) «Об утверждении Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета. — 2002. — 5 июня (N 100).
5.Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 г. N 44 (ред. от 19.02.2013) «Об утверждении Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты» // Российская газета. — 2003. — 20 августа (N 164).
6.Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» — М.: Деловой двор, 2011. — 520 с.
7.Роик В. Обязательное и добровольное пенсионное страхование: Институты и финансы. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 120 с.
.Захарова Н., Горшков А. Право социального обеспечения. Учебное пособие. — М.: Омега-Л, 2014
8.Кутепова К.О., Степанов А.Г. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер. — М.: Омега-Л, 2010. — 197 с.
9.Минаева Л., Беликова Т. Пенсии: расчет и порядок оформления. — Спб., 2013. — 177 с.
10.Юсупов В.Г. Справочник кадровика: оформление пенсии // СПС КонсультантПлюс. 2014.
11.Перечень документов, которые необходимо предоставить в территориальный орган ПФР в зависимости от вида оформляемой пенсии //
12.Петров А.Н. Пенсии в Российской Федерации: Практический справочник. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013. — 232 с.
13.Федосеенко Р. Г. Правила обращения за пенсией // Справочник кадровика. — 2012. — № 7.
Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:
- федеральные государственные гражданские служащие;
- военнослужащие;
- участники Великой Отечественной войны;
- граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
- граждане из числа космонавтов;
- граждане из числа работников летно-испытательного состава;
- нетрудоспособные граждане.
Члены семей данных граждан имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в случаях, предусмотренных законом.
Самый распространенный вид пенсий в нашей стране. Трудовая пенсия выплачивается ежемесячно, она должна компенсировать гражданину заработную плату. Трудовая пенсия выплачивается застрахованным лицам после достижения определенного возраста либо при приобретении инвалидности. Кроме того, трудовая пенсия может выплачиваться при потере кормильца (после смерти застрахованного лица).
Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ
Участие в программах негосударственного пенсионного обеспечения носит добровольный характер. НПО позволяет получать после достижения определенного возраста дополнительную пенсию, выплачивать которую будет негосударственный пенсионный фонд. Для этого гражданину нужно выбрать НПФ, заключить с организацией договор, а затем подобрать самую подходящую программу накопления.
Корпоративные пенсионные программы приняты в крупных предприятиях. Чаще всего корпоративное пенсионное обеспечение предоставляют компании нефтегазовой, угольной, горнодобывающей промышленности. С некоторого времени банковские учреждения также предоставляют своим сотрудникам возможность формировать корпоративную негосударственную пенсию.
Корпоративная пенсионная программа предполагает отчисление средств компании на пенсионный счет сотрудника. Работник, в свою очередь, может отчислять собственные средства, увеличивая свою будущую пенсию. Корпоративные программы действуют при участии управляющих компаний или негосударственных пенсионных фондов.
В Ханты-Мансийском автономном округе корпоративная программа действует для работников бюджетных учреждений с 2004 года. В рамках этой пенсионной программы работники бюджетной сферы могут формировать пенсию из своих собственных средств с помощью бюджета округа.
- Куда вложить деньги, чтобы в старости «жить припеваючи»
- Что такое НПФ? (Негосударственный пенсионный фонд)
- Банковский вклад или достойная пенсия?
- Как выбрать НПФ
- Принципы работы негосударственных пенсионных фондов (НПФ)
- Обратить внимание на инвестиционный курс НПФ
- Закон о пенсионном обеспечении
- Изменения пенсионной системы в 2013 году. Пенсионная реформа
- Что такое накопительная часть пенсии?
- Пенсионное страховании в России
- Интересные факты
- Архив
- Пенсионное страховании в России
- Закон о пенсионном обеспечении
- Виды пенсий — трудовые, негосударственные и государственные, корпоративные
- Как перейти в негосударственный пенсионный фонд (НПФ)
- Как перевести накопительную часть пенсии?
- Семь причин выбрать Ханты-Мансийский НПФ уже сегодня
- Пенсионная система России
- Как выбрать негосударственный пенсионный фонд (НПФ)
- Изменения пенсионной системы в 2013 году. Пенсионная реформа
- Пенсионное обеспечение в РФ
- Куда перевести накопительную часть пенсии?
- Что такое накопительная часть пенсии?
- Как рассчитать пенсию?
- Индивидуальные пенсионные планы: выбор НПФ
- Деятельность НПФ
- Размер пенсии по старости
- Реформа пенсионной системы в России
- Можно ли будет прожить на пенсию?
- Доходность негосударственных пенсионных фондов за 2013 год
- Перевести пенсионные накопления в НПФ
- Пенсионная реформа 2013. Изменения пенсионной системы в 2013-2014 годах
- Что такое материнский капитал?
- НПФ система
- Минимальная пенсия в России
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости(инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
- пенсия за выслугу лет – федеральным государственным служащим и военнослужащим;
- пенсия по старости – гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
- пенсия по инвалидности – военнослужащим, участникам ВОВ, гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
- социальная пенсия – нетрудоспособным гражданам.
Глава 13. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению
Пенсии можно классифицировать, исходя из того, как они подразделяются по действующему законодательству на пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и на трудовые пенсии согласно федеральному закону от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации (рисунок 6.1).
Данная глава посвящена пенсиям, установленным Законом о государственном пенсионном обеспечении. В отличие от трудовых пенсий, финансируемых за счет страховых взносов, они выплачиваются из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – это ежемесячная денежная выплата, которая выполняет следующие задачи:
- – компенсация заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности), а также гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;
- – компенсация вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;
- – предоставление средств существования нетрудоспособным гражданам.
Из приведенного определения следует, что данным термином обозначаются очень разные по своему целевому назначению пенсионные выплаты. Единственным общим признаком выступает источник финансирования – федеральный бюджет.
Видами пенсий по государственному пенсионному обеспечению являются пенсии за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также социальная пенсия.
Право на перечисленные виды пенсий имеют:
- – федеральные государственные гражданские служащие;
- – военнослужащие;
- – участники Великой Отечественной войны и граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- – лица, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
- – космонавты;
- – летчики-испытатели;
- – нетрудоспособные лица.
Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют члены семей в связи со смертью указанных лиц.
На тех же основаниях, что и гражданам Российской Федерации, право на пенсии по государственному пенсионному обеспечению предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ.
Согласно Закону о государственном пенсионном обеспечении (ст. 3) две пенсии могут выплачиваться следующим категориям лиц:
Следует отметить, что перечисленные случаи являются исключением из общего правила, в соответствии с которым лицам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, назначается одна пенсия по их выбору.
Военнослужащие, получающие пенсию за выслугу лет и работающие по трудовому договору, оспаривали отсутствие права на получение СЧ и НЧ трудовой пенсии на том основании, что за них уплачиваются страховые взносы.
В своем определении Конституционный Суд РФ указал, что закрепив безусловное участие таких пенсионеров в обязательном пенсионном страховании, законодатель должен гарантировать им возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, на равных условиях с иными застрахованными лицами.
Конституционный Суд РФ определил, что федеральному законодателю надлежит предусмотреть правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам, работающим по трудовому договору, выплату страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в ПФР, наряду с пенсией по государственному пенсионному обеспечению. Введение указанного правового регулирования должно быть осуществлено не позднее 1 января 2007 г. (определение Конституционного Суда РФ от 11 мая 2006 г. № 187-0).
Во исполнение данного определения были внесены изменения в законы: «О пенсионном обеспечении военнослужащих», «О государственном пенсионном обеспечении», «О трудовых пенсиях». С 25 июля 2008 г. военным пенсионерам и государственным служащим, получающим пенсию за выслугу лет или государственную пенсию по инвалидности, при наличии необходимого страхового стажа назначаются страховая и накопительная части трудовой пенсии.
Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, размеры пенсий по государственному обеспечению увеличиваются на величину районного коэффициента. В случае выезда из этих районов производится перерасчет.
Если размер ранее назначенной пенсии (сумма двух пенсий) превышает размер пенсии, полагающийся по нормам Закона о государственном пенсионном обеспечении, то пенсия выплачивается в прежнем размере.
Пенсионное обеспечение – форма материального (денежного) обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях. Основаниями для пенсионного обеспечения по российскому праву являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи кормильца – его смерть; основанием для пенсионного обеспечения трудящихся отдельных категорий является длительное выполнение ими определенной профессиональной деятельности.
Среднемесячный размер назначенных месячных пенсий является одним из важнейших социально-экономических индикаторов и определяется делением общей суммы назначенных месячных пенсий на численность пенсионеров, состоящих на учете.
По своей политэкономической сути пенсионное обеспечение выражает согласование экономических интересов нетрудоспособных членов общества с остальной его частью, создающей материальные блага.
Пенсионное обеспечение – одна из главных гарантий социальной защиты нетрудоспособных граждан со стороны государства.
Система пенсионного обеспечения выполняет две основные функции: социальную и стимулирующую. Суть социальной заключается в обеспечении нормального уровня жизни тем, кто вышел за пределы трудоспособного возраста или утратил трудоспособность. Стимулирующая функция обеспечивает связь результатов трудовой деятельности с размером будущей пенсии, что напрямую связано с активностью трудоспособной части населения.
[3]
- Краткий курс по теории государства и права. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. — 140 c.
- Курскова Г. Ю. Политический режим Российской Федерации. Теоретико-правовой аспект; Юнити-Дана, Закон и право — Москва, 2008. — 296 c.
- Оксамытный, В.В. Теория государства и права. Гриф МО РФ / В.В. Оксамытный. — М.: Камерон, 2004. — 246 c.
- ред. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. — 616 c.
- Исаев, Сергей Регистрация фирмы. Самостоятельно, правильно и быстро / Сергей Исаев. — М.: Питер, 2010. — 160 c.
Законом о государственном пенсионном обеспечении в соответствии с Конституцией РФ установлены основания возникновения права на пенсию по государственному обеспечению и порядок ее назначения, круг лиц, имеющих право на их получение, виды пенсий, их финансирование за счет средств федерального бюджета; условия и нормы пенсионного обеспечения охватываемых категорий граждан, установленных законодательством РФ. Данный Федеральный закон фактически является кодифицирующим законодательным актом, объединяющим в себе нормы о пенсионном обеспечении, содержащиеся в различных законах и иных нормативных правовых актах.
Право на государственную пенсию возникает в связи с:
- — длительным выполнением государственной службы различных видов в системе органов государственной власти;
- — наличием у отдельных категорий граждан, боевых и иных особых заслуг перед государством;
- — необходимостью компенсации вреда, нанесенного здоровью лицам в результате радиационных аварий и техногенных катастроф;
- — потребностью предоставления материальной помощи гражданам, не приобретшим права на трудовую пенсию.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению
Она представлена ежемесячной выплатой, которая перечисляется исключительно физлицам, обладающим правом на государственную поддержку на основании своего статуса. При оформлении денежного пособия учитываются положения нормативных актов.
Внимание! Назначение пенсии происходит на основании достижения определенного возраста или стажа, а также в связи с состоянием здоровья или положением в семье.
Государственное обеспечение предлагается лицам, которые пострадали при техногенных катастрофах или военных конфликтах. Выплата полагается гражданам, которые потеряли кормильца или не могут заниматься трудовой деятельностью по состоянию здоровья.
Величина выплаты рассчитывается индивидуально, для чего учитываются разные факторы, на основании которых граждане причисляются к определенной категории населения.
Если гражданин имеет право на выплату от государства по нескольким критериям, то он может воспользоваться только одной компенсацией, причем выбирается обычно самый большой размер.
Справка! Основные моменты, связанные с регулированием государственного пенсионного обеспечения отражены в Федеральном законе 166.
Выплата назначается лицам, которые потеряли близкого человека, обеспечивающего их материально.
Поэтому она оформляется следующими гражданами:
- несовершеннолетними детьми умершего гражданина;
- детьми, которым больше 18 лет, но они учатся на очной форме в вузе по аккредитованной программе, но им должно быть меньше 23 лет;
- иждивенцы, которые находились на материальном обеспечении умершего гражданина, причем к ним обычно относятся нетрудоспособные супруги и родители.
Справка! Для оформления пенсии по потере кормильца для несовершеннолетних детей требует только заявление, поэтому не требуются другие бумаги, но если детям больше 18 лет, то придется получать из вуза справку об обучении.
На основании новой пенсионной реформы все пенсии, выплачиваемые государством, делятся на три вида: страховая, социальная и накопительная. Социальная назначается исключительно гражданам, которые обладают необычным статусом, поэтому нуждаются в материальной поддержке от государства.
При расчете социальной выплаты не учитывается стаж работы и другие критерии, важные для страховой пенсии. Она предлагается инвалидам или несовершеннолетним гражданам.
К правилам перечисления средств относится:
- деньги выплачиваются ежемесячно на основании специального графика;
- нередко они начисляются совместно с другими пенсиями или иными выплатами от государства;
- обращаться за выплатами необходимо к представителям ПФ;
- для получения средств гражданин, претендующий на пенсию, должен подготовить заявление и другие документы, подтверждающие его статус;
- бланк заявления можно получить непосредственно у работников ПФ или скачать на сайте;
- в заявлении перечисляются основные обстоятельства, на основании которых человек претендует на государственную поддержку, например, указывается престарелый возраст, группа инвалидности или потеря кормильца;
- если оформляется пенсия по потере кормильца, то в пакет документов включается свидетельство о смерти, а если получателем выступает нетрудоспособная супруга, то она должна передать свидетельство о заключении брака и справку об инвалидности;
- если обращается совершеннолетний ребенок, обучающийся очно в вузе, то ему нужна справка из образовательного учреждения.
На досрочную пенсию могут рассчитывать представители малых народностей, но у них должны иметься бумаги, подтверждающие их статус, причем справку можно получить в местной администрации или у управляющего общиной.
Так как инвалидам приходится регулярно подтверждать свой статус путем прохождения специальной комиссии, то новую справку придется постоянно передавать работникам ПФ. Допускается привлекать к этому процессу представителя, поскольку инвалиды не всегда могут самостоятельно посещать разные учреждения. У доверенного лица должна иметься доверенность, заверенная нотариусом.
Обращаться за выплатами следует в ПФ по месту прописки. Если у человека отсутствует постоянная регистрация, то выбирается отделение по месту временного пребывания. Процедура выполняется в любое время, так как отсутствуют временные ограничения.
Подавать документы можно при личном посещении инстанции, а также путем отправки документов почтой или использования услуг МФЦ. При наличии идентифицированной учетной записи, используются возможности портала Госуслуг.
Государственные пенсии в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ. Изменение условий и норм пенсионного обеспечения осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Закон.
Государственной пенсией можно назвать «ежемесячную государственную денежную выплату, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы, при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию» ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ, ст. 2.
Пенсия, выплачиваемая по схеме государственного обеспечения, представлена в виде ежемесячной денежной выплаты физическому лицу, имеющему на нее право в соответствии с положениями нормативно-правовых актов. Рассчитывать на выплату могут граждане, достигшие соответствующего возраста или стажа при выполнении трудовых обязанностей в должности регламентируемый временной период. Государственное обеспечение может быть компенсацией нанесенного вреда в результате техногенных катастроф и военных действий, а также при потере кормильца или полной потери трудоспособности.
Компенсационная материальная поддержка рассчитывается и выплачивается с первого числа месяца, в котором претендент на пенсию обратился с заявлением о ее назначении. Величина государственной пенсионной выплаты определяется индивидуально для каждого физического лица, поскольку учитывает различные факторы, зависящие от его принадлежности к определенной категории граждан. Если гражданин принадлежит к нескольким регламентируемым категориям, то он вправе воспользоваться правом на те выплаты, которые для него выгоднее.
Понятие и виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению
Вышеуказанный Федеральный закон определяет несколько видов пенсионных выплат по государственному пенсионному обеспечению:
- по старости;
- по случаю потери кормильца;
- по инвалидности;
- за выслугу лет;
- социальные.
Государственное пенсионное обеспечение финансируется из федерального бюджета и компенсирует гражданам доход, который был ими утрачен вследствие получения нетрудоспособности, достижения пенсионного возраста и по другим причинам.
На пенсионное обеспечение за выслугу лет могут рассчитывать физические лица, осуществляющие деятельность в государственных структурах, относящиеся к категории:
- федеральных служащих;
- военнослужащих;
- космонавтов;
- работников летно-испытательного состава.
Финансовая поддержка при достижении определенного возраста полагается гражданам, участвовавшим в ликвидации техногенных катастроф, а также некоторым категориям лиц, которые перенесли заболевания или получили инвалидность вследствие воздействия катастрофы или устранения ее последствий.
В случае смерти физического лица, являющегося военнослужащим, космонавтом или ликвидатором техногенных и радиационных аварий, члены его семьи могут оформить пенсию по потере кормильца. Если гражданин получил инвалидность, выполняя трудовые обязанности космонавта, военнослужащего срочной службы или по причине негативного воздействия факторов техногенной или радиационной катастрофы на организм, он может оформить пенсию по инвалидности.
Социальная пенсия полагается нетрудоспособным лицам, которые являются инвалидами, в том числе детьми, гражданами пенсионного возраста, у которых отсутствует право на назначение страховой пенсии.
Привилегиями, связанными с финансовой поддержкой, выплачиваемой из бюджета, могут пользоваться граждане, которые внесли определенный вклад в обеспечение функционирования отдельных отраслей государства, в защиту его от неблагоприятных факторов, вызванных техногенными катастрофами и военными действиями, а также в ликвидацию их последствий. Помимо уже упомянутых граждан, финансовая компенсация полагается лицам, которые являются:
- жителями Ленинграда в период его блокады, о чем свидетельствует соответствующий статус;
- участниками ВОВ;
- жертвами катастроф техногенного характера и их ликвидаторами.
Согласно п.3, ст.3 вышеуказанного закона некоторые категории граждан имеют право на назначение сразу двух видов пенсий. К ним относятся:
- лица, получившие инвалидность из-за военной травмы (могут получать государственные выплаты по инвалидности и страховые выплаты по старости);
- лица, участвовавшие в Великой Отечественной войне (могут получать государственные выплаты по инвалидности, регламентированные ст.16 Федерального закона № 166-ФЗ и страховые выплаты по старости);
- лица, являющиеся родителями военнослужащих, погибших во время военных действий или их последствий (могут получать государственные выплаты по случаю потери кормильца и страховые выплаты по старости (инвалидности), или государственные выплаты по случаю потери кормильца и социальную пенсию (по старости, инвалидности) или пенсию за выслугу лет);
- вдовы, потерявшие супруга во время боевых действий, но только до вступления в новый брак (могут получать государственные выплаты по случаю потери кормильца и страховые выплаты по старости (инвалидности), или государственные выплаты по случаю потери кормильца и социальную пенсию (по старости, инвалидности) или пенсию за выслугу лет);
- нетрудоспособные лица, члены семей граждан, участвовавших в ликвидации Чернобыльской аварии (могут получать государственные выплаты по случаю потери кормильца и страховые выплаты по старости (инвалидности) или социальную пенсию по тем же параметрам);
- лица, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда» (могут получать государственные выплаты по инвалидности и страховые выплаты по старости);
- лица, являющиеся членами семей погибших космонавтов (могут получать государственные выплаты по случаю потери кормильца и любой другой вид выплат, кроме аналогичных страховых и социальных);
- лица, являющиеся федеральными государственными служащими (могут получать пенсию за выслугу лет и долю страховых выплат по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях»);
- военнослужащие, кроме проходивших службу по призыву матросов, сержантов, старшин (могут получать государственные выплаты по инвалидности или за выслугу лет и страховые выплаты по старости);
- космонавты (могут получать государственные выплаты по инвалидности или за выслугу лет и страховые выплаты по старости);
- работники летно-испытательного состава (могут получать пенсию за выслугу лет и долю страховых выплат по старости).
Права на данную форму пенсионного обеспечения закреплены в статье 3 Федерального закона № 166-ФЗ, согласно которой правом получения государственного пенсионного обеспечения могут воспользоваться:
- граждане РФ;
- граждане иностранных государств или апатриды, проживающие в РФ.
Данное право обуславливают следующие обстоятельства:
- Гражданин длительный период времени осуществлял деятельность по реализации государственных функций (военных, правоохранительных, муниципальных, гражданских).
- Гражданин длительный период времени работал в значимых для развития государства отраслях (научно-технологической, экономической и других).
- Гражданин не получил право на назначение страховой пенсии при наступлении страхового случая (приобретения инвалидности, потере кормильца, наступления старости).
- Гражданин имел особые заслуги заслуги перед государством, в том числе участвовал в Великой Отечественной войне.
- Гражданин утратил трудоспособность (временно или бессрочно) в результате радиационной или техногенной катастрофы.
Величина пенсионного обеспечения, выплачиваемого из бюджета государства, значительно превышает размер стандартной страховой пенсии. Это связано с тем, что финансовая государственная поддержка предназначена для компенсации материальных потерь, выраженных возможным потенциальным доходом физического лица, которое он не получил ввиду сложившихся обстоятельств. Базовой величиной в расчетах принимается страховая пенсия, которая в зависимости от категории претендента увеличивается в определенном процентном соотношении.
Говоря юридическим языком, страховая пенсия – это денежные выплаты, производящиеся ежемесячно застрахованному лицу в связи с утратой трудоспособности при наступлении пенсионного возраста или признании его нетрудоспособным. Нетрудоспособные граждане застрахованных лиц также имеют право на подобное социальное обеспечение в связи с утратой кормильца.
Общие ежемесячные выплаты пенсионерам состоят из двух частей – фиксированной базы и страховой доли, при этом размер в целом не может быть ниже прожиточного минимума, установленного в регионе получателя.
Ранее действовало понятие «трудовая пенсия», и ее размер зависел от общего трудового стажа, и если он прерывался, это могло сказаться на размере социального обеспечения в будущем.
Сейчас же используется термин «страховая пенсия», и на доход страхователя в старости теперь напрямую влияет количество и размер выплат, производящихся работодателями в ПФР.
Здесь действует главный принцип: чем выше зарплата – тем больше размер взносов – достойнее пенсия нетрудоспособного гражданина, достигшего пенсионного возраста. На данный момент для женщин он равен 55, для мужчин – 60 годам.
Формирование страховой пенсии начинается с момента первоначального трудоустройства каждого гражданина. Каждый месяц работодатели перечисляют по 22% от зарплаты каждого своего сотрудника, при этом граждане могут выбрать два варианта пенсионного обеспечения:
- Формирование только страховой части;
- Формирование и страховой, и накопительной долей.
В первом случае размер взносов будет оставаться неизменным (22%), а во втором 16% приходится на страховую, и 6% – на накопительную части. Однако в связи с наложением моратория все деньги остаются в ПФР, если не перевести накопление 6% ежемесячно в НПФ.
Сделать это можно только одним способом: лично обратиться в НПФ с заявлением. Нередко работодатели сами предлагают сотрудникам формирование накопительных частей в НПФ, но к выбору подобных организаций следует подойти со всей ответственностью, т.к.
есть риск нарваться на мошенников, которые через несколько лет объявят о банкротстве и ликвидации компании.
Все актуальные условия перечислены в гл. 2 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ. Согласно этому закону, претендовать на пенсионное обеспечение по старости могут женщины, достигшие возраста 55 лет, и мужчины 60-летнего возраста, но есть и другие немаловажные нюансы:
- Государственные и муниципальных служащие, занимающие должности в бюджетных организациях, должны достичь возраста, установленного в Приложении 5 к вышеуказанному закону. В соответствии с ним, с 2017 года возраст выхода на пенсию для таких работников будет ежегодно повышаться на 6 месяцев. На 2017 г. Этот показатель составляет 55,5 лет – для женщин, и 60,5 – лет – для мужчин. К 2031 году планируется увеличение пенсионного возраста на 60 месяцев по отношению к ныне действующим нормам;
- Претендовать на такую пенсию могут только граждане, страховой стаж которых составляет не менее 15 лет, а величина пенсионного коэффициента – минимум 30.
В случае с назначением пенсии по инвалидности нужно учитывать следующее:
- Она выплачивается инвалидам любой группы, прошедшим медико-социальную экспертизу и получившим соответствующее заключение;
- Страховой стаж, причина и время получения инвалидности никак не влияют на установление страховой пенсии, и она оформляется в обязательном порядке при выполнении страхователем всех условий.
Третий случай, в связи с которым может быть оформлена страховая пенсия – это потеря кормильца, и здесь действуют такие правила:
- На нее могут претендовать члены семьи умершего страхователя, находящиеся ранее у него на иждивении. Также она оформляется в отношении супруга (и), детей или одного из родителей вне зависимости от того, были ли они иждивенцами;
- В круг нетрудоспособных членов семьи усопшего страхователя входят: несовершеннолетние дети, внуки, братья. Если они обучаются на очном отделении, то пенсия выплачивается им до окончания обучения, но при достижении 23 лет выплаты прекращаются;
- Супруг, бабушка, дедушка или родители страхователя, если они достигли пенсионного возраста или являются инвалидами;
- Если нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца ранее получали какие-либо социальные выплаты, они могут от них отказаться и оформить страховую пенсию;
- Усыновители и усыновленные дети обладают такими же правами, как и родные;
- Несовершеннолетние дети, утратившие кормильца и не достигшие совершеннолетия, после усыновления также могут оформить данную пенсию;
- Если смерть страхователя произошла в результате преступных действий любого человека из вышеперечисленного круга лиц, и вина была установлена судом, он теряет право на получение страховой пенсии в связи с потерей кормильца.
Понятие и виды пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Чтобы рассчитать страховую пенсию, можно воспользоваться такой формулой:
ИПК (индивидуальный коэффициент в ПФР) х СПК (стоимость одного дня коэффициента на момент назначения пенсии).
Исходя из вышенаписанного становится понятно, что, чем выше пенсионный коэффициент – тем больше размер пенсии, но немаловажное значение здесь имеет средней заработной платы и страховой стаж за весь период трудовой деятельности.
На формирование страховой части пенсии влияют пенсионные баллы, и на 1 января 2017 года стоимость одного такого балла равна 74 руб. 27 коп. В 2016 году был такой же ценовой показатель, а вот ранее цены были немного ниже:
- 2015 год (февраль) – 71 руб. 41 коп.;
- Январь 2015 года – 64 руб. 10 коп.
Чем выше цена пенсионных баллов, тем медленнее они накапливаются, однако даже в этом случае при достойном уровне заработной платы можно обеспечить себе вполне безбедную старость.
Помимо основной (страховой части), гражданам полагаются и фиксированные выплаты. На них имеют право люди, получающие пенсии по старости и инвалидности, при этом инвалидам 3 группы или родственникам, потерявшим кормильца, выплачивается только 50% от установленного региональным законом размера.
На фиксированные доплаты не могут претендовать военные пенсионеры и пенсионеры МВД, т.к. одновременное получение двух пенсий законодательством не допускается.
Величина подобных доплат регулярно индексируется. Так, в начале 2015 года пенсионерам выплачивалось около 4 000 руб., в 2016 году – почти 4 400 руб., а с 1 февраля 2016 года и по нынешний день перечисляется 4 558, 93 коп. ежемесячно.
Также законом предусмотрено перечисление повышенных фиксированных выплат для отдельного круга лиц:
- Инвалидам 1 группы и гражданам, достигшим 80-летнего возраста;
- Лицам с трудовым стажем в районах Крайнего Севера не менее 15 лет;
- Гражданам, имеющим на иждивении нетрудоспособных близких родственников;
- Пенсионеры, если размер их социальных пенсий менее установленного в регионе прожиточного минимума.
Похожие записи: