Как развестись если муж против развода в исламе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как развестись если муж против развода в исламе». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Ислам не поощряет разводы. Это, если говорить мягко. В Коране он называется «самым ненавистным из дозволенного». Религия призывает к уважению и терпению между супругами, к взаимной заботе в отношениях между ними.

Ислам требует, чтобы супруги использовать все способы для сохранения семьи и урегулирования конфликта. При этом допускается, что могут быть такие ситуации, когда супружеские отношения лучше разорвать. Но развод в исламе не правило, а лишь исключение из него. Это крайнее средство решения проблем в семье.

Коран предписывает мужчинам разводиться только с женщинами «дурного нрава», исправить который не удается, а терпеть – не хватает сил. Также допускается расторжение брака с супругой, не соблюдающей законы шариата. Иными словами, причина для подобного шага должна быть весьма веской.

В мусульманском мире институт брака – это часть религии. И если человек желает, чтобы с точки зрения религиозных канонов развод считался легитимным, он должен выполнить определенные требования.

В исламе различают три вида развода (талака) со стороны мужчины:

  • предварительный;
  • полный;
  • окончательный.

Предварительный талак не является расторжением брака. Отношения между супругами могут быть возобновлены на протяжении идды. Это срок, который составляет три менструальных цикла или три месяца, если жена беременна.

Для инициации неокончательного развода мужчине достаточно заявить об этом вслух. Мужчина может написать свое решение на бумаге и дать прочитать супруге.

Муж может передумать и возобновить отношения после предварительного талака. Для этого ему достаточно сообщить о своем решении или просто поцеловать женщину, вступить в близость с ней. Сделать это нужно до конца идды. Согласия супруги не требуется.

Смысл предварительного развода – дать супругам возможность пересмотреть свои отношения и не разрушать семью.

Полный развод мужчина дает жене, если решил окончательно расстаться с ней. В период идды ему запрещается входить в покои бывшей жены, а ей – наряжаться или пытаться другими способами соблазнять мужчину.

Подобный вид расторжения отношений наступает и в том случае, если разорвать их просит жена, выплатив супругу выкуп. Обычно такие вещи происходят по предварительной договоренности.

Разрыв брака считается полным в случае объявления мужчиной троекратного развода жене единовременно. Также после первого талака, если между супругами еще не было половых отношений. В последнем случае муж выплачивает жене половину махра, а она может сразу же сочетаться новым браком.

Первые два талака считаются малым разводом, так как после них супруги еще могут восстановить законные отношения.

Талак становится окончательным, если мужчина объявляет об этом своей супруге три раза. После него женщина сможет вернуться к супругу только после союза с другим мужчиной и развода с ним.

Более правильным считается полный талак, который был израсходован не единовременно, а раз за разом. Подобный развод более соответствует Корану и Сунне.

Кроме талака, в исламе есть еще и фасх или расторжение брака. Он возможен только по решению шариатского судьи – причины фасха должны быть очень вескими. Например, болезнь одного из супругов или отречение от ислама.

Брак аннулируется, если супруг не способен содержать семью или жена обвиняется в измене.

Аннулирование отношений не является талаком. Оно крайне нежелательно – макрух.

В Коране прямо говорится, что развод ненавистен Богу. Нельзя разорвать священные узы брака только из-за того, что жена надоела или просто перестала нравиться. Мусульманин должен уважительно относиться к своей жене, запрещено проявлять к ней агрессию, а тем более физическое насилие. Женщине в случае возникновения конфликтов в семье не рекомендуется отказывать мужчине в близости.

Ислам требует от супругов приложить все усилия для сохранения семьи, потому что в случае развода страдают не только они, но и дети, друзья, родственники. Недаром у мусульман придумана процедура с тремя разводами. Она дает мужчине и женщине дополнительное время на обдумывание. Если один из супругов подрывает брак, то второй – обязан приложить все силы, чтобы сохранить его.

Но если примирение все же невозможно, то расставаться следует мирно, не усугубляя развод ссорами. Нередко в исламе талак называют «развязыванием узла». Также предписывается после развода позаботиться о детях.

Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.

Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.

Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.

Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.

У женщины после развода нет никаких обязательств перед бывшим мужем. Она вольна жить, как захочет и искать новые отношения. Единственное, что может связывать бывших супругов – это общие дети.

Экс-супруг не может запрещать женщине выйти замуж повторно, а посещения возможны только с ее согласия. Если же мужчина начинает преследовать свою бывшую жену, то она вправе обратиться в правоохранительные органы или в суд.

Мужчина обязан содержать своего ребенка до совершеннолетия. При этом он имеет право решать, оставить ли его у женщины или доверить воспитание другим людям.

  • Запрещено ли сбривать волосы другому будучи самому в ихраме?
  • Выход из ихрама: допускается ли использование машинки для стрижки?
  • Можно ли совершить хадж за умершего, который не завещал этого делать?
  • Разрешено ли совершать дополнительную умру после хаджа?
  • Можно ли читать в обязательных намазах дополнительные дуа?

Мусалля — место моления, молельная комната

А Б В Г Д Ё Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ю Я

  • Усердие после Рамадана: 5 советов для сохранения темпа
  • Итикаф женщин в вопросах и ответах
  • Итикаф в условиях пандемии
  • Я просто открыла Коран
  • Кааба

Шейх Мухаммад Аувама

Известный исламский ученый, шейх Мухаммад ибн Мухаммад Аувама родился 1 января 1940 года в Алеппо. До начала своего обучения в 1953 году, он посещал уроки шейха Мухаммада Ас-Салькы… Подробнее →

Лексическое значение развода это- «хиллюль акди», т.е., развязывать завязанное, каноническое значение «талак» -это разрыв брачных уз определёнными словами. Слово Талак использовалось ещё и во время джахилии (до ислама), но не было определено количества развода, которое предусмотрено в исламе (1-3), т.е., они имели право давать один развод за другим, возвращая своих жён до истечения срока идды (трёх очищений от менструального цикла), т.е., без ограничений.

Первое- развод бывает обязательным. В шариате есть такое понятие как «иляъ», когда муж даёт клятву, что не будет вступать с женой в половую близость всю жизнь или больше 4 месяцев. Допустим, муж говорит: «Я не буду вступать с тобой в половые отношения 5 месяцев». В этом случае, по истечению 4 месяцев, если жена потребует у мужа вступить с ней в половую близость, а муж это требование не удовлетворит, то он обязан дать ей развод. Если же он не даёт развод, имам говорит ему: «Или ты вступишь в половые отношения со своей женой, или я даю ей развод».

Второе- развод бывает желательным, т. е., сунна. Например, если муж не в состоянии обеспечивать свою жену по Шариату, а она требует этого. Также желательно дать развод, если муж не обеспечивает жену из-за того, что у него нет к ней влечения, и не может себя заставить обеспечивать её, в этом случае шариат отдаёт предпочтение разводу, чтобы не мучились оба. Желателен развод, если жена совершает большие грехи, к примеру, как прелюбодеяние, или что-либо порочащее достоинство мужа, но, если есть опасение, что после развода другие мужчины воспользуются ситуацией и будут принуждать её к прелюбодеянию, в этом случае лучше сохранить с ней брак с целью уберечь её от этого. Желательно давать развод, если у жены трудный характер, который муж не может терпеть, но если мужу не трудно выносить её характер, то лучше не давать ей развод. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хорошая женщина среди женщин подобна вороне с белыми крыльями», т.е., их настолько мало, как в природе мало ворон с белыми крыльями. Может возникнуть вопрос, читая достоверный хадис: «Самое ненавистное из всего дозволенного Аллахом это развод»: как же нужно понимать эти слова, может ли быть так, что Аллах что-то дозволил и это ненавидит? Нет. Хадисоведы комментируют его следующим образом: Пророк (мир ему и благословение) сказал так, чтобы люди боялись этого и только в крайнем случае давали развод, тем самым предостерегая их от этого.

Третье- развод бывает не разрешённым, т.е., харам. Не разрешается давать развод во время менструального цикла жены, с которой у мужа до этого были половые отношения. Возникает вопрос, а почему харам? Шариат в этом случае не хочет ущемить права женщины, поскольку в этом случае срок идды (очищения) у неё значительно удлиняется, но, если жена требует у мужа развод в этот период, давать жене развод не запрещено, поскольку жена идет осознанно на этот шаг. Также не разрешается давать развод жене в период, когда у неё нет менструального цикла, но он в этот период вступал с ней в половые отношения. Допустим, муж дал три развода жене в этот период, а жена окажется беременной, возможно, он пожалеет об этом, тем самым он наносит вред и ей, и себе. Не разрешается давать развод жене, не восполнив ей её очередную ночь, т. е., если у мужчины две или более жён, ему не разрешается давать развод одной из них, пока не проведёт с ней ночь, которую провёл с другой, пока не будет равенства в этом. Также не разрешается смертельно больному мужу давать развод жене с целью лишить её наследства, если он умрёт. Во всех вышеперечисленных примерах, хоть и говорится, что давать развод не разрешается, а, если дать развод, он будет считаться действительным, но за это муж впадёт в грех.

И наконец, четвёртое- развод давать нежелательно (карахат) без какой-либо причины.

Дать сразу жене три развода это не харам, но желательно ограничиться только одним, чтобы позже не пожалеть об этом.

Опьянение бывает разным, допустим, человеку делают операцию, ему сделали наркоз, он тоже пьяный, но в этом случае развод не считается. Если же человек, употребляя алкоголь, осознавал его запретность, то развод действителен, хотя при условии, что его насильно заставили выпить алкоголь и при этом он дал развод, он считается недействительным.

Положения связанные с разводом

Если мужчина, прежде, чем ответить на этот вопрос понимает, что спрашивающий провоцирует его на развод, и он ответит «Да», развод будет. А если он ответит: «Я дал ей развод», в этом случае учитывается его намерение.

Обдуманно или необдуманно сказанные слова развода делают жену запретной для мужа. То есть, получается окончательный развод. Разницы нет, была интимная близость или нет. Если после трёх разводов мужчина желает вернуть обратно жену, то она не имеет права выйти снова за того же мужчину, который ей дал трёхкратный развод. Бывшие супруги могут пожениться заново только в том случае, если она выдержит срок идды (примерно три месяца), выйдет замуж за другого, вступит с ним в половой контакт, разведётся с ним, выдержит срок идды (примерно три месяца). Многие необдуманно произносят слова развода в шутку, считается ли при этом развод?

Да, развод считается, поэтому не стоит шутить на эту тему.

В арабском языке есть такие понятия как «сарих» и «кинаят», слова развода делятся на два вида. Первый вид – это форма слов, которая не нуждается в намерении, и вторая – кинаят, во время произношения слов, близких по смыслу иметь намерение на развод. К первому виду относятся слова талак- развод: «Ты разведена», «Я даю тебе развод», и здесь уже не важно, имел ли он намерения на развод, шутил ли он или произнёс в гневе. Ко второму виду относятся слова «Ты мне не жена», «Иди к маме», «Я отпускаю тебя» и т.д., в этом случае учитывается намерения во время произнесения этих слов.

В этом случае учитывается намерение мужа при написании этих слов, будь то с помощью смс- сообщения, либо в виде письма. Может возникнуть вопрос почему, ведь это форма слов, которая не нуждается в намерении. На самом деле слова: «Я даю тебе развод» или «Я с тобой развожусь» не нуждаются в намерении при произнесении их вслух или шёпотом, т.е., главным условием является произнесение их языком.

Ислам разрешает передачу права объявления развода жене. Чтобы такая ситуация получила легальное, с точки зрения исламского права, основание, необходимо выполнение одного небольшого, но важного условия. Когда формируется и обговариваются условия брачного договора, либо когда пара уже живёт вместе после никаха, муж в присутствии свидетелей должен сказать: «Ты сама себе хозяйка». Это позволяет жене инициировать развод. Она может повторить эту процедуру и во второй, третий разы. Тем не менее, в шариатских источниках отмечается, что нельзя злоупотреблять этим правом, в противном случае муж может вернуть себе обратно право инициировать развод.

Когда жена инициирует развод, она обычно говорит: «Я отделилась от тебя».

Отдельного внимания заслуживают случаи, когда мужа настигает импотенция. Если вдруг возникает такая ситуация, то супругам даётся один год на сохранение отношений. То есть в течение 12 месяцев они живут вместе, но жена имеет полное право запросить развод (у мужа или, при его отказе, у шариатского судьи – казыя) и уйти после завершения этого срока. Если же по прошествии года мужчина не отпускает жену и клянётся перед судьёй, что у него уже нет проблем с потенцией, а женщина это всё отрицает, то принимается позиция мужа, и брак сохраняется.

В то же время, согласно исламскому праву, мужчина не может объявить развод только из-за каких-то физических недостатков жены, включая бесплодие. (Своеобразной «страховкой», нивелирующий такой риск, в исламе служит право мусульманина на вторую и последующих жён — прим. Islam.Global)

Богословы выделяют несколько видов развода в исламе:

1. Иля – клятва мужа о том, что он не будет иметь интимной близости с женой на протяжении трёх и более месяцев. Логическим итогом реализации этого обещания служит окончательный развод. То есть это такой развод, после которого мужчина и женщина должны заново составить брачный договор (никах). Заметим, что данная ситуация нашла своё отражение в тексте Священного Корана:

«Тот, кто произнёс клятву, что не будет приближаться к своей жене, пусть ждёт три месяца…» (2:226)

Если муж нарушит свою клятву, то ему необходимо выплатить каффарат (искупление). При этом пока оно не будет выполнено, жена не будет считаться такому мужчине разрешённой. Подробно об искуплении сказано в суре «Трапеза»:

«В качестве каффарата необходимо обеспечить питанием десять нищих. При этом объём пищи должен быть равным среднему, чем вы кормите свою семью. Либо вы должны одеть 10 нищих, либо дать свободу одному рабу. Если у нарушившего клятву нет таких возможностей, то он должен держать трёхдневный пост…» (5:89)

2. Хульга – добровольное прекращение брачного договора обеими сторонами. В учебниках по исламскому праву в области муамалята этот вид развода описывается следующим образом. Если отношения между супругами резко портятся, и между ними возникает вражда, погасить которую нет надежды, то супруги разводятся посредством талака-хульги. В этой ситуации мужчина и женщина могут заново вступить в брачные отношения только после того, как женщина выйдет замуж за другого и разорвёт уже с ним брак. Если вражда инициирована женой, то мужчина может обратно забрать свадебный подарок (махр), либо может получить компенсацию от бывшей супруги или её родственников. Такой итог возникшей ситуации описывается в суре «Бакара»:

«…Если у вас имеются опасения, что вы не сможете соблюсти ограничения, наложенные Всевышним, то не будет на вас греха, если жена заплатит компенсацию и получит тем самым развод…» (2:229)

Когда нежелание жить вместе с супругой исходит от мужчины, то он не имеет никакого права отбирать что-либо у жены или требовать у неё компенсацию:

«Если вам понравилась другая женщина и вы хотите развестись со своей, то вам нельзя ничего брать себе обратно из того, что было ранее подарено супруге. Неужели вы хотите совершить явный греховный поступок?» (4:20)

3. Зихар – отождествление жены с женщиной, которая по статусу запретна для мужчины. Эта ситуация описывается в суре «Аль-Муджадила», когда муж сравнил свою супругу с собственной мамой, тем самым давая понять, что никакой половой близости теперь между этими двумя людьми быть не может.

«Те, кто посмел возвести собственную жену в ранг запретной женщины, совершают предосудительный и неверный поступок. Жена – это не мать мужа. Матерью может быть только та женщина, которая родила этого самого мужчину [который решил разбрасываться столь абсурдными выражениями]» (58:2)

После произнесения таких слов о жене супруг должен совершить искупление (каффарат), коим будет либо освобождение одного раба, либо совершение поста в течение двух месяцев подряд, либо обеспечение единоразово едой 60 нищих (как описано в 3-4 аятах суры «Аль-Муджадила»). Если искупление не будет совершено в течение одного срока идды (три периода менструации), то женщина оказывается разведённой со своим мужем. Более того, с возникновением ситуации зихар муж не имеет права совершать половой акт со своей женой.

4. Лиган – развод, который происходит после обвинения одного из супругов в совершении прелюбодеяния, сопровождаемый соответствующей клятвой об этом. Если муж либо жена обвиняет своего партнёра по браку в супружеской измене, произнося перед казыем четырежды: «Клянусь Всевышним, моя жена (мой муж) является прелюбодейкой (прелюбодеем), и добавляя потом: «Если мои слова лживы, то пусть Всевышний нашлёт на меня проклятие», то судья произносит слово «аминь» и ждёт ответа от обвиняемой стороны. Если эта сторона (будь то муж или жена) отвергает обвинение, четырежды произнося: «Клянусь Всевышним Аллахом, я не изменял своему супругу (своей супруге)», добавляя: «Если мои слова ложны, то пусть Всевышний нашлёт на меня проклятие», то судья произносит слово «аминь» и объявляется этих двух людей запретными друг для друга навечно.

Как мусульмане разводятся с женой по исламу

  • Развод под принуждением признаётся в Шариате действительным. Но это правило не действует, если человеку угрожают смертью. Также считается совершённым талак, который произошёл в ситуации, когда инициатор был пьяным.
  • Если мусульманин сказал слова о разрыве брачных отношений по ошибке или забывчивости, то и в этом случае развод действителен.
  • Когда человека довели, играя на его самообладании, и, по сути, вынудили сказать тройной талак, то с этим ничего не поделать – брак считается распавшимся.
  • Если муж или жена произносит слова развода во сне, то в этой ситуации их брачные отношения сохраняются.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

С целью предохранения супругов мы рассмотрим некоторые близкие к разводу действия.

Зихар – это сравнение мужем своей жены с частями тела женщины, с которой он не имеет право заключать брак. Зихар происходит, к примеру, когда муж скажет супруге: «Ты для меня как спина моей матери (или сестры и т.п.)». Однако зихар не произойдет тогда, когда муж сравнивает жену с частями тела женщины, с которой он временно не имеет право заключать брак (например, если приравнивает к сестре жены). Если же муж скажет жене: «Ты мне как мать», с намерением оказать жене почтение, то это не будет считаться зихаром. Но лучше избегать такие выражения.

Ислам обязал мужа выдать выкуп (каффара) за зихар и до его выплаты сделал жену запретной ему. Однако он не приравнивается к разводу.

В настоящее время в качестве выкупа супруг должен соблюдать пост два месяца подряд. Если человек по болезни или из-за старости не может соблюдать пост, то он должен раздать еду шестидесяти нуждающимся в количестве одного мудда (прибл. 600 гр. пшеницы) каждому.

Обет – это означает, что муж дает обет (клянется) в том, что не будет совершать половой акт с женой. Если, к примеру, муж говорит жене: «Не буду приближаться к тебе», то этот обет действителен в течение 4-х месяцев. В таком случае супруг должен вернуться к законному браку, если не желает разводиться или сказал это по незнанию. Если он совершит половой акт с женой в это время, то данный им обет утрачивает силу, однако супруг должен будет совершить искупление (каффара). Если же в течение вышеназванного срока, супруг не аннулирует свой обет и отказывается сделать это, то жена может потребовать, чтобы муж совершил с ней половой акт или через имама потребовать развод. Если имам осуществит развод, то обет утрачивает силу, при этом муж опять таки совершает искупление (каффара). В данном случае произойдет один талак радж‘ий.

Жена имеет право требовать у супруга развод, если он не выполняет свои супружеские обязанности, которые налагает на него шариат. Она при этом возвращает полученный от мужа махр. Подробности этого процесса можно узнать у местного имама.

Однако следует отметить, что в хадисе, переданном ат-Тирмизи, сказано, что если жена потребует у супруга развод безосновательно, то она даже не почует запах Рая.

‘Идда – это период времени, в течение которого женщина после смерти мужа или развода не имеет права снова выйти замуж. Период ‘идда необходим для определения возможной беременности женщины и установления последующего отцовства ребенка. Он установлен Всевышним Аллахом для защиты прав женщины и ребенка. В двух случаях женщина соблюдает ‘идду:

1) После смерти мужа.

Если у женщины умер муж и она была беременной, ‘идда заканчивается после родов. Если женщина не была беременной, то должна ждать 4 месяца и 10 дней (по лунному календарю). Столько же дней жена соблюдает и траур по мужу. Вдове во время ‘идды разрешается выходить из дома только по насущным вопросам.

2) После развода или прерывания никяха.

Если женщина разведена (или же был прерван брак) и при этом она оказалась беременной, для нее срок ‘идда – до родов. Однако если она не оказалась беременной, то ‘идда составляет три межменструальных очищения (тухр) в том случае, если женщина в возрасте, в котором может иметь менструацию. Если женщина была разведена во время очищения, оно считается за пер вый тухр. Отсчет начинается с этого очищения и заканчивается с началом третьей менструации. В подобном случае в течении ‘идда муж должен содержать ее, а жена должна оставаться дома, если нет особой причины для выхода.

Если во время брака жена не имела с мужем половых отношений, она вообще не должна ждать срока ‘идда. Если же (по возрасту) женщина еще (уже) не может иметь менструации, для нее ‘идда – три лунных месяца.

До истечения срока ‘идда женщина должна проживать в том месте, где жила до развода или смерти мужа, только при веских причинах она может переселиться в другое место.

Во время периода ‘идда после первого и второго разводов муж имеет право возобновить брак и вернуть бывшую жену. В этом случае муж может вернуть жену, даже без ее согласия, сказав ей: «Я вернул тебя» или в ее отсутствие: «Я вернул свою жену». Возвращение жены может совершаться и без свидетелей, но лучше, если таковые будут. После произнесения этих выражений муж может страстно обнять или поцеловать супругу, или совершить с ней половой акт, чем ознаменуется возврат к браку. Также он может сделать ей подарок.

Если время ‘идда закончилось, то в этом случае необходимо совершить новый акт бракосоче тания. Здесь супруг уже не обладает правом на заключение брачного договора без ее согласия.

Женщину, с которой был произведен талак-баин, нельзя вернуть ни во время срока ‘идда, ни после него, если не выполнены следующие пять условий:

— должен пройти срок ‘идда после первого мужа;
— затем женщина должна выйти замуж за другого;
— иметь с новым мужем половые отношения;
— развестись со вторым мужем;
— пройти срок ‘идда после второго мужа.

После этого, если бывшие супруги желают примирения, то могут вновь соединится, заключив новый акт бракосочетания.

Таким образом ,‘идда установлена Шариатом и разрешает многие проблемы, от которых зависит будущая жизнь супругов. Подчас само расставание в течение ‘идда снимает причину раздражительности между бывшими супругами, так как промежуток времени, проведенный в разлуке, смягчает сердца и воскрешает в памяти то хорошее, что было утеряно в результате раздоров. В итоге такая пара во время ‘идды пытается найти путь к примирению и в некоторых случаях, действительно, возобновляет супружество в прощении и радости. Таким образом, человек получает шанс после некоторых размышлений и сожалений о совершенных поступках вернуть свою жену обратно законным путем.

Его жена хочет расстаться с ним, но он не желает разводиться с ней

  1. Талак Радж’и (обратимый развод)

Талак радж’и — это когда развод дан словом/словами, выражающими смысл развода, например «Талак» или «Я развожусь с тобой». Следствием такого развода является то, что развод происходит, но его полный эффект не реализуется сразу же. Талак может быть расторгнут мужем (без согласия или одобрения жены) в течение периода идды. Человек может выдать два талака таким образом и оба будут радж’и. Если период идды подходит к концу и талак не был отозван, вступает в силу полное действие талака и брак расторгается.

Талак ба’ин — это когда развод, выданный с четким указанием на то, что развод не подлежит отмене, или словами, имеющими ориентировочное значение развода, когда произносятся с намерением расторгнуть брак, например «Ты больше не моя жена». Данный вид развода является решающим и никях расторгается с немедленным вступлением развода в силу. Он не может быть отозван даже в течение периода идды. Для воссоединения необходимо повторное возобновление никяха.

    1. Муж ясно произносит: «Талак» или «Я развожусь с тобой».

    Другими словами, он выдаёт развод такими словами, что невозможно подобрать никакое другое значение. Такой развод известен как талак сарих (развод в ясной форме).

    1. Муж не произносит слов развода ясно. Вместо этого, он использует неоднозначные термины, которые могут потенциально означать развод.

    Т.е. муж говорит: «Собирай свои вещи и уходи!». Эти и другие подобные заявления могут подразумевать развод или означать обратное. Когда такие заявления сделаны с намерением на развод, то это известно как талак кинайя (развод в неясной форме).

    Другие примеры талака кинайя: «Найди себе другого мужа!» и «Наш брак окончен».

    В вышеперечисленных случаях, если муж намеревается на талак, то происходит талак ба’ин, и не происходит в противном случае.

    Несколько распространённых заблуждений, касающихся талака:

    Заблуждение №1

    Талак происходит только при выдаче трёх талаков.

    Из приведенной выше информации легко сделать вывод, что это неправда. На самом деле, выдача трех разводов ставит пару в такое положение, когда она не может повторно заключить брак, и является самым глупым поступком.

    Каждый выданный развод засчитывается, и к его выдаче следует подходить с особой осторожностью.

    Когда муж выдаёт первый талак, остальные два развода происходят автоматически.

    Ни один талак не происходит автоматически. Талак происходит только при его выдаче.

    Заблуждение №3

    Если муж и жена разлучены более чем на три месяца, то они разводятся автоматически.

    Разлука, независимо от её длительности, не аннулирует никях. Даже если бы пара была разлучена на 100 лет, их никях остался бы цел.

    Развод по-мусульмански: права мужа и жены в исламе

    Муж вербально выдаёт один, два или три талака, но заявляет, что он не намеревался на них или произнёс их в гневе, поэтому талак не происходит.

    Выдача развода путём произнесения слов развода в здравом уме, с намерением или без намерения приведет к тому, что развод будет действительным. Развод происходит как в состоянии спокойствия, так и в состоянии гнева.

    Современный гарем

    Развод в исламе

    Нормы расторжения брака по Шариату

    Никах Сура

    Развод Идда

    Условия, при которых в исламе запрещен развод

    В этом случае мужчина выдает своей жене развод со словами, явно указывающими на то, что талак — баин (безотзывный), или же со словами, значение которых указывает на развод, если при этом было намерение развестись, например: «Уходи!», «Ты мне больше не жена».

    Этот вид развода однозначно вступает в силу, и никах считается нарушенным. Отметим, что этот вид развода нельзя отозвать даже в период идда. Однако в случае, если мужчина решил возобновить брачный союз, то ему необходимо обновить никах со своей супругой.

    Такой развод мгновенно вступает в силу, если мужчина произнес слово «талак» трижды. В этом случае пара уже не может воссоединиться по канонам ислама. Новое заключение брака между экс-супругами будет считаться харамом (грехом). Однако бывшим супругам разрешается заключить брак только в том случае, если после периода идда женщина выйдет замуж за другого человека, а после этого ее второй муж разведется с ней или же умрет. Только спустя три месяца после второго брака женщина может выйти замуж за своего первого супруга.

    Не говори трижды… чтобы потом не плакать. Развод в исламе

    Развод вступает в силу в случае, когда мужчина обращается к своей жене со словами «талак» с такой громкостью голоса, что он может слышать себя сам. При этом неважно, сказал ли он это публично или лично своей супруге, слышала она эти слова или нет. Вместе с тем развод считается действительным в случае, если мужчина произнес эти слова намеренно или ненамеренно, всерьез или в шутку, в гневе или нет.

    В зависимости от обстоятельств, сопровождающих разлад в семье, могут быть некоторые особенности, связанные с распадом семейных уз в исламе.

    Согласно принятым правил развода в исламе по шариату, у мусульман есть возможность оформить расставание по обоюдной инициативе. Мубараах – добровольное право на освобождение от брачных обязанностей, если присутствуют следующие причины:

    • Супруги ошиблись с выбором второй половины, и оба признают этот факт.
    • В брак вмешались родители, т.е. состоялось сватовство.
    • Муж и жена взаимно отказались от исполнения супружеских обязанностей.
    • Семя испытывает денежные затруднения.
    • Между мужем и женой отсутствует доверие.

    Если оба супруга решили расстаться, такой вариант является самым простым из разводных процедур в исламе.

    Если супруги являются мусульманами, при расставании родителей малолетних детей чаще оставляют с матерью. Однако к матери предъявляют ряд требований, которым она должна соответствовать, чтобы при разделе детей они остались с женщиной:

    1. Быть мусульманкой.
    2. Не вступать в брак с близким родственником (махрамом).
    3. Не бы уличенной в воровстве.
    4. Не иметь интимных отношений вне брачного союза.

    Также основанием для передачи ребенка отцу станет слабый рассудок или обвинения в нечестности.

    Иногда мать по собственной воле отказывается от воспитания детей. В таком случае, они передаются судом на воспитание родительнице матери (бабушке), либо матери или сестре отца (бабушке или тете).

    Согласие на оставление детей с матерью часто связано с тем, что женщина считается более терпеливой и милосердной.

    После того, как супруги расстались и оформили развод, наступает время для периода идда, когда женщина лишается права выходить замуж, если муж вступил с ней в половую связь уже после расставания.

    Если в муж разводится или умирает после вступления в половые связи с супругой, женщина освобождается от обязанности соблюдения идды.

    Период времени, когда бывшая жена не сможет снова вступить в брачный союз, определяется следующим образом:

    • если у женщины идут менструации, должно пройти 3 цикла;
    • когда менструации еще не начались в силу молодости жены, либо уже закончились, отсчитывают 3 месяца после развода;
    • в течение всей беременности, если мужчина расстался с беременной супругой.

    Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

    — для людей малоимущих — 100 р.

    — для людей со средним достатком — 300 р.

    — для состоятельных людей — от 500 р.

    Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

    Фидия садака:

    — минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

    Фидия садака это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

    В Исламе «Никах» – это договор о брачном союзе. Есть обязательное «брачное соглашение», где муж передает в собственность жены махр (калым-подарок), дом и др. Жена может иметь свой бизнес, счет в банке и т. д. Муж при разводе не имеет права претендовать на «собственное имущество» жены. Если обратимся к Корану, что же там написано в контексте прав человека, то обнаружим следующее:

    «Если вы пожелали заменить одну жену другой и если одной из них вы подарили кинтар (мешок золота, много богатства), то ничего не берите себе из этого. Неужели вы станете отбирать это, поступая лживо и совершая очевидный грех?» (Ниса:20).

    А если же сама жена просит развода (хулъа), то она возвращает мужу все, что он дал ей. Но материальная помощь детям остается за мужем [2].

    Как видим, более справедливого решения в отношении прав членов одной семьи мы не найдем ни в одной книге.

    Развод в Исламе

    Мы знаем, что в большинстве своем, 80%, инициаторы развода – женщины. Конечно, проблема требует дальнейшего всестороннего изучения и квалифицированных подходов в этой области. Максимальная информированность населения об этой проблеме необходима как защита от скоропостижных разводов, незнания механизмов и высокомерия супругов. В результате страдают дети…

    Все эти проблемы, по моему мнению, от незнания и несоблюдения традиций и обычаев наших предков.

    Мы уже не говорим о страшном недуге в нашем обществе: разводах по причине наркомании и алкоголизма.

    Если обратимся к юриспруденции мировой религии Ислам, то в ней есть три вида развода: два возвратных развода и один окончательный.

    Талак ражъи – это возвратный развод. Женщина в течение трех менструальных циклов выжидает в доме мужа. Это делается для того, чтобы узнать о ее беременности, и дается время для осмысления и раздумья. После этого муж решает: вернуть ее или развестись.

    На сегодня среди коренного населения Казахстана, да и всего пространства СНГ, распространилась проблема замужества женщин, которым был дан только один развод (талак ражъи). В этот период ожидания (3 месяца, или 3 менструальных цикла) некоторые женщины выходят замуж, хотя не имеют на то права по исламской традиции. А потом узнают, что муж не согласен, т. к. вернул ей статус жены (талак ражъи, от слова «ражаъа» – возвращать). Очевидным является то, что если бы этнические мусульмане соблюдали свои традиции и обычаи, то не было бы многих проблем и уменьшилось число разводов. Аллах говорит в Коране:

    «Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму» (Бакара:229).

    А третий развод – окончательный, т. е. пока она не выйдет замуж за другого.

    Потом, если она разведется с тем вторым мужем, выждет три месяца и только тогда может заново сойтись с первым мужем.

    «Если он развелся с ней в третий раз, то ему недозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведется с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих» (Бакара:230)

    В отношении первых мужей Коран предписывает вторым мужьям:

    «Если вы развелись с вашими женами и они выждали положенный им срок, то не мешайте им выходить замуж за своих прежних мужей, если они договорились друг с другом на разумных условиях. Таково назидание тому из вас, кто верует в Аллаха и в Последний день. Так будет лучше и чище для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (Бакара:232).

    В исламской юриспруденции (шариате) только три (3) момента предполагают окончательный развод:

    1) Перед женитьбой «Кабля духуль» (т. е. перед сожительством, совокуплением):

    «Если же вы разведетесь с ними до того, как коснулись их, но после того, как установили обязательное вознаграждение (приданое), то отдайте им половину установленного вознаграждения, если только они не простят или не простит тот, в чьих руках брачное соглашение. Если вы простите, то это будет ближе к богобоязненности. Не забывайте о снисходительности по отношению друг к другу. Воистину, Аллах видит то, что вы совершаете» (Бакара:237).

    Для обозначения развода в мусульманстве есть отдельное слово — талак. Решение разойтись пара принимает, когда не остается больше способов наладить отношения друг с другом или существует какая-либо определенная проблема, сподвигшая одну из сторон в браке пойти на талак. Полностью разрыв между супругами происходит после того, как суд выносит решение о разводе.

    Объявлять о разводе должен мужчина или шариатский судья, который представляет интересы женщины.

    Муж, требующий у жены талак, должен быть совершеннолетним и полностью отдавать отчет о своих действиях. Главное условие развода по шариату — это то, что каждая из сторон должна прийти к решению по собственной воле. Окружающие, в особенности родственники, не должны вмешиваться в семью супругов.

    Мусульманская доктрина или мазхаб строго предупреждает, что нельзя разводиться во время менструации жены или в период, когда совсем недавно у супругов были интимные отношения. Это считается харамом, то есть грехом, и такой разрыв отношений не будет законным.

    Сохранение семьи в исламе является самой главной догмой и призывает пойти на все способы, чтобы брак не распался. Согласно многим мусульманским учениям сам пророк Мухаммад говорил, что «самое ненавистное перед Господом, но дозволенное, — это развод в семье».

    Действительно развестись супруги могут, ислам этого позволяет. Однако произойти такое может только в крайних случаях.

    Дозволен ли развод через суд в исламе

    Как происходит развод у мусульман? Это случается не сразу и с определенными нюансами. Всего есть три вида талака:

    • талак раджи;
    • талакуль баин;
    • талакуль мугаллаза.

    В народе негласно этот процесс называют «неокончательный развод». Это происходит, когда мужчина в первый раз произносит вслух жене: «Я развожусь с тобой». Не важно сказал он это на эмоциях или в шутку, процесс является необратимым. После наступает ожидание, когда необходимо переждать около трех месяцев, чтобы убедиться, что супруга на беременна.

    За это время муж может попросить прощения и вернуть свою жену обратно. Для этого ему необходимо вслух отозвать развод. Ласки в виде поцелуев и объятий причисляются к тому, что мужчина выявляет желание вернуть ее, поэтому ответ жены напрямую указывает согласна ли она снова с ним жить.

    Если пара решает сойтись обратно, им снова необходимо заключить никах, то есть бракосочетание.

    Мусульманский развод талак мугаллаза происходит в том случае, когда мужчина три раза скажет женщине, что разводится с ней. То есть, произнеся трижды такие слова, человек будет точно уверен в своих намерениях. Не может быть ошибки или аффективного поведения, когда в пылу ссоры супруг говорит такие слова.

    Талак мугаллаз означает окончательный развод, который наступает сразу же после слов мужа.

    Однако если жена беременна, необходимо дождаться рождения ребенка и только потом расходиться.

    После того как мусульмане разводятся после никаха, обратно вступить в повторный брак друг с другом они смогут после длительного времени. Перед этим женщина должна выйти замуж за другого мужчину, затем он должен дать ей развод. Только после этого она, снова переждав идда, может обратно сойтись с первым мужем и бракосочетаться с ним.

    Существуют в исламе чрезвычайные случаи, при которых происходит развод супругов:

    • Супруг произнес слова о разводе в шутку. Брак в исламе святое, поэтому шутить об этом крайне не советуется. Более того, такие слова, произнесенные несерьезно, учитываются и процесс талака запускается.
    • Мужчина произнес слова о расторжении брака в пьяном состоянии. А вот в этом случае, ситуация не является серьезной и разрушение семьи не произойдет. Мусульманам даже молитвы читать в пьяном состоянии нельзя, это считается огромным грехом.
    • Обещание развестись, данное по принуждению. Если мужчину заставили с помощью манипуляций, угрозами или физической расправы отказаться от жены, то такое решение признается недействительным.
    • Решение, принятое незадолго или при смерти. Если человек знает, что скоро умрет и решает развестись, его просьба не будет принята. Это защищает женщину от оставления без наследства, а также влияет на юридический статус вдовы. В результате чего ей полагаются пособия или льготы, в зависимости от законов страны, гражданкой которой она является.

    Давать развод дозволено в период времени, когда женщина очистится после месячных, до начала следующего цикла. При этом нельзя вступать с ней в интимную близость.

    Если после очищения мужчина имел близость с женой, а затем вознамерился дать ей развод, то ему следует дождаться начала у жены следующего цикла и момента, когда она очистится.

    Доводом на это условие является хадис, в котором Нафи’ рассказывал:

    «Когда Ибн `Умар, да будет доволен им Аллах, развелся со своей женой в то время, когда она была в состоянии менструации (хайд), то (его отец) ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил посланника Аллаха ﷺ об этом.

    Тогда посланник Аллаха ﷺ сильно рассердился из-за этого и сказал ‘Умару:

    Это могут быть слова типа: «Ты разведена», «Я даю тебе развод» или подобные.

    Главное, чтобы муж имел при этом соответствующее намерение, а жена его недвусмысленно поняла.

    Важно, чтобы у обоих супругов не оставалось сомнений относительно смысла сказанного.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.