Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто является плательщиком земельного налога если земля находится в собственности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросам налогообложения земельных участков, составляющих муниципальную казну, и сообщает.
В соответствии с пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное имущество, включая земельные участки, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) налогоплательщиками земельного налога (далее — налог) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса в отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд.
В силу положений пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса муниципальные образования не могут рассматриваться в качестве организации или физического лица и, следовательно, не могут быть признаны налогоплательщиками налога.
Поэтому если земельные участки находятся в собственности муниципального образования (в муниципальной казне), то до приобретения этих земельных участков в собственность организациями или физическими лицами либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям или на праве пожизненного наследуемого владения физическим лицам в отношении таких земельных участков отсутствует плательщик налога.
Аналогичная позиция излагалась Минфином России (письма от 18.05.2010 N 03-05-04-02/49, от 21.03.2011 N 03-05-04-02/25, от 21.02.2012 N 03-05-06-02/15).
Учитывая изложенное, пунктом 1 приложения N 3 к приказу ФНС России от 10.04.2017 N ММВ-7-21/[email protected] «Об утверждении формы, формата представления сведений о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества, а также порядка заполнения формы …» (зарегистрирован Минюстом России 13.06.2017, регистрационный N 47018), изданному в целях информационного взаимодействия налоговых органов с органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, предусмотрено, что сведения о правообладателях — муниципальных образованиях — в отношении объектов недвижимого имущества, не предоставленных (переданных) иным лицам на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления, в налоговые органы не представляются, за исключением случаев, связанных с предшествующей государственной регистрацией прекращения права частной собственности на земельный участок (земельную долю) или последующей государственной регистрацией возникновения права частной собственности на объект недвижимости.
Согласно пункту 10 статьи 396 Налогового кодекса, представление заявления о предоставлении налоговой льготы по налогу, рассмотрение такого заявления, направление уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 Налогового кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 361.1 Налогового кодекса по результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы. В уведомлении о предоставлении налоговой льготы и сообщении об отказе от предоставления налоговой льготы должны быть указаны объекты налогообложения.
Таким образом, заявление о предоставлении налоговой льготы по налогу может представляться только в отношении земельных участков, являющихся объектами налогообложения.
Настоящее письмо носит исключительно информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса |
С.Л. Бондарчук |
Кто является плательщиками земельного налога?
Муниципальные образования не платят земельный налог.
Если участки находятся в собственности муниципального образования (в муниципальной казне), то плательщик земельного налога отсутствует до приобретения этих участков в собственность организациями или физлицами либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Заявление о предоставлении льготы по земельному налогу может быть подано только в отношении участков, являющихся объектами налогообложения.
Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:
- если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления ошибки,, допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости, или после ее оспаривания: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы, начиная с периода, в котором ошибочные данные использовались для расчета. То есть пересчитывается база текущего года и прошлых лет, если в них уже применялась ошибочная база;
- если кадастровая стоимость земельного участка изменилась в связи с изменением характеристик участка (площадь увеличена, присвоена новая категория земель и пр.): применяйте новую кадастровую стоимость со дня внесения в ЕГРН новых характеристик участка. При расчете налога за текущий год будут использованы две стоимости: до внесения в ЕГРН изменений и после. За прошлый год налог не пересчитывается.
Если земельный участок одновременно находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется кадастровой стоимости доли участка, приходящейся на муниципальное образование.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года — по итогам этих периодов нужно платить авансовые платежи.
Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетные периоды. Если их нет, то налог уплачивается только по итогам года, без авансовых платежей.
Земельный налог для организаций в 2021 году
От налогообложения освобождаются:
- организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
- организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
- религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
- общероссийские общественные организации инвалидов;
- «сколковцы».
Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы.
Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится по пониженной ставке — 0,3 %, если местные власти не установили ставку ниже. Дополнительно применяется повышающий коэффициент:
- коэффициент 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации права собственности на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
- коэффициент 1, если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
- коэффициент 4, если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент.
Налогоплательщики-организации, для которых установлены авансовые платежи, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.
Квартальный авансовый платеж = ¼ × налоговая ставка × кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.
Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.
По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.
Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые с 2021 года стали едиными по всей стране:
- налог за год — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим годом;
- авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.
Землепользователи — юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которым в соответствии с законом предоставлены в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности, в том числе на условиях аренды (пп. 14.1.73 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины).
Несмотря на то, что в пп. 269.1.2 п. 269.1 ст. 269 разд. ХII НК Украины речь идет обо всех землепользователях, но в пп. 14.1.72 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины отмечено, что земельный налог — обязательный платеж, взимаемый с владельцев земельных участков и земельных долей (паев), а также постоянных землепользователей.
Право постоянного пользования земельным участком — это право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установления срока (ч. 1 ст. 92 ЗК Украины).
Следовательно, земельный налог уплачивают только постоянные землепользователи, а вот временные землепользователи уплачивают арендную плату за земельные участки государственной и коммунальной собственности.
Плательщиком арендной платы является арендатор земельного участка (п. 288.2 ст. 288 разд. ХII НК Украины). Арендную плату за земельные участки государственной и коммунальной собственности уплачивают временные землепользователи, использующие земельные участки по договорам аренды.
Договор аренды земли — это договор, по которому арендодатель обязан за плату передать арендатору земельный участок во владение и пользование на определенный срок, а арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с условиями обязательства и требованиями земельного законодательства.
Существенными условиями договора аренды земли являются:
• объект аренды (кадастровый номер, местоположение и размер земельного участка);
• срок действия договора аренды;
• арендная плата с указанием ее размера, индексации, способа и условий расчетов, сроков, порядка ее внесения и пересмотра и ответственности за ее неуплату.
По соглашению сторон в договоре аренды земли могут предусматриваться другие условия.
В НК Украины установлен перечень отдельных категорий физических и юридических лиц, которые освобождаются от уплаты земельного налога. То есть в этом случае земельный участок является объектом налогообложению, но поскольку он находится в собственности или в постоянном пользовании «льготника», земельный налог за него не уплачивается.
К физическим лицам, которые имеют льготы по уплате земельного налога (ст. 281 разд. ХII НК Украины), относятся:
— инвалиды первой и второй групп;
— физические лица, воспитывающие троих и более детей в возрасте до 18 лет;
— пенсионеры (по возрасту). Физические лица, которые вышли на пенсию не по возрасту (за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца и т. п.) после достижения ими пенсионного возраста, имеют право на льготу по уплате земельного налога за земельные участки, принадлежащие им на правах частной собственности (за исключением земельных паев);
— ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона № 3551;
— физические лица, признанные законом лицами, пострадавшими вследствие Чернобыльской катастрофы;
— собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи, передавшие эти участки и паи в аренду плательщику единого налога четвертой группы.
Согласно п. 281.2 ст. 281 разд. ХII НК Украины физические лица, относящиеся к перечисленным категориям плательщиков, могут получить льготу по уплате земельного налога только в пределах установленного лимита площади земельного участка.
Лимиты для разных видов использования земельных участков приведем в таблице.
№ п/п |
Виды использования земельных участков |
Льгота по уплате земельного налога |
Норма НК Украины |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Земельный участок для ведения личного крестьянского хозяйства |
в размере не более 2 гектаров |
пп. 281.2.1 . 281.2 ст. 281 разд. ХII НК Украины |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Земельный участок для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок): |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1. |
• в селах |
не более 0,25 гектара |
пп. 281.2.2 п. 281.2 ст. 281 разд. ХII НК Украины |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2. |
• в поселках |
не более 0,15 гектара |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3. |
• в городах |
не более 0,10 гектара |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Земельный участок для индивидуального дачного строительства |
не более 0,10 гектара |
пп. 281.2.3 п. 281.2 ст. 281 разд. ХII НК Украины |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Земельный участок для строительства индивидуальных гаражей |
не более 0,01 гектара |
пп. 281.2.4 п. 281.2 ст. 281 разд. ХII НК Украины |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
Земельный участок для ведения садоводства Перечень юридических лиц, которые имеют льготы по уплате земельного налога (ст. 282 разд. ХII НК Украины), включает: ◘ санаторно-курортные и оздоровительные заведения общественных организаций инвалидов, реабилитационные учреждения общественных организаций инвалидов; ◘ общественные организации инвалидов Украины, предприятия и организации, основанные общественными организациями инвалидов и союзами общественных организаций инвалидов (количество инвалидов, имеющих там основное место работы, составляет не менее 50 % среднеучетной численности, а их фонд оплаты труда — не менее 25 % общих расходов на оплату труда); ◘ базы олимпийской и паралимпийской подготовки, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины; ◘ дошкольные и общеобразовательные учебные заведения независимо от формы собственности и источников финансирования, заведения культуры, науки (кроме национальных и государственных дендрологических парков), образования, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов; ◘ государственные и коммунальные детские санаторно-курортные заведения и заведения оздоровления и отдыха, а также детские санаторно-курортные и оздоровительные заведения Украины, которые находятся на балансе предприятий, учреждений и организаций, которые являются неприбыльными и внесены контролирующим органом в Реестр неприбыльных учреждений и организаций. В случае исключения таких предприятий, учреждений и организаций из Реестра неприбыльных учреждений и организаций декларация подается плательщиком налога в течение 30 календарных дней со дня исключения, а налог уплачивается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором произошло исключение из Реестра неприбыльных учреждений и организаций; ◘ государственные и коммунальные центры олимпийской подготовки, школы высшего спортивного мастерства, центры физического здоровья населения, центры по развитию физической культуры и спорта инвалидов, детско-юношеские спортивные школы, а также центры олимпийской подготовки, школы высшего спортивного мастерства, детско-юношеские спортивные школы и спортивные сооружения всеукраинских физкультурно-спортивных обществ, их местных ячеек и обособленных подразделений, которые являются неприбыльными и включены в Реестр неприбыльных учреждений и организаций, за земельные участки, на которых размещены их спортивные сооружения. В случае исключения таких учреждений и организаций из Реестра неприбыльных учреждений и организаций, декларация подается плательщиком налога в течение 30 календарных дней со дня исключения, а налог уплачивается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором произошло исключение из Реестра неприбыльных учреждений и организаций. Кроме того, в течение действия ратифицированных Верховной Радой Украины международных договоров (соглашений) Украины по вопросам космической деятельности относительно создания космической техники (включая агрегаты, системы и их комплектующие для космических комплексов, космических ракет-носителей, космических аппаратов и наземных сегментов космических систем), но не позже 1 января 2023 года, резиденты — субъекты космической деятельности, получившие лицензию на право ее осуществления и участвующие в реализации таких договоров (соглашений), за земельные участки производственного назначения согласно перечню, утверждаемому Кабинетом Министров Украины, освобождаются от уплаты земельного налога (п. 1 подразд. 6 разд. XX «Переходные положения» НК Украины). До 1 января 2025 освобождаются от уплаты земельного налога субъекты самолетостроения, подпадающие под действие норм ст. 2 Закона № 2660 и осуществляющие разработку и/или изготовление с конечной сборкой летательных аппаратов и двигателей к ним, кроме земельных участков, на которых расположены объекты социального, торгового, сельскохозяйственного назначения и непромышленного строительства (п. 7 подразд. 6 разд. XX «Переходные положения» НК Украины). Кроме того, определенные дополнительные льготы по уплате земельного налога могут устанавливаться местными органами власти. Причем если такая льгота установлена местными органами власти среди года (в течение отчетного (налогового) периода), то применять ее «льготники» имеют право не ранее месяца, следующего за месяцем соответствующего решения (то есть согласно правилу п. 284.2 ст. 284 разд. ХII НК Украины). Если налогоплательщики, пользуются льготами по земельному налогу и при этом предоставляют в аренду земельные участки, отдельные здания, сооружения или их части, налог за такие земельные участки и земельные участки под такими зданиями (их частями) уплачивается на общих основаниях с учетом придомовой территории. Эта норма не распространяется на бюджетные учреждения в случае предоставления ими зданий, сооружений (их частей) во временное пользование (аренду) другим бюджетным учреждениям, дошкольным, общеобразовательным учебным заведениям независимо от форм собственности и источников финансирования. Ставки земельного налога за земельные участки, НДО которых проведена (независимо от местонахождения), установлены ст. 274 разд. ХII НК Украины. Ставка земельного налога за земельные участки, НДО которых проведена, устанавливается в размере не более 3 % от их НДО, для земель общего пользования — не более 1 % от их НДО, а для сельскохозяйственных угодий — не менее 0, 3 % и не более 1 % от их НДО. Ставка земельного налога устанавливается в размере не более 12 % от НДО земельных участков, находящихся в постоянном пользовании субъектов хозяйствования (кроме государственной и коммунальной формы собственности). Ставка налога за земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов, устанавливается в размере не более 5 % от НДО единицы площади пашни по АР Крым или по области, а для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3 % и не более 5 % от НДО единицы площади пашни по АР Крым или по области. Облагаются земельным налогом участки земли, расположенные на территории муниципального образования, на территории которого введен налог. Не являются объектом налогообложения:
Ставки земельного налога зависят от категории земли. Категория земли – это ее назначение. Чтобы узнать налоговую ставку нужно:
Категория земли может быть указана в выписке из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости), свидетельстве о праве собственности на землю, государственном кадастре недвижимости, договоре купли-продажи и т.д. Налоговая ставка устанавливается местными властями, но не может превышать:
Годовая сумма налога рассчитывается по формуле: Сумма земельного налога за год = Кадастровая стоимость земельного участка X Ставка налога Если в течение года менялось право собственности на земельный участок: возникло или прекратилось, то сумма налога корректируется на специальный коэффициент. Сумма земельного налога за неполный год = Сумма земельного налога за год Х Количество полных месяцев владения участком в году 12 Для определения полных месяцев используется правило «15-го числа»: месяц считается полным, если изменение по земельному участку зарегистрировано после 15-го числа. Владельцы земли: организации и граждане – это налогоплательщики земельного налога. Налогоплательщики обязаны оплатить налог. Налоговый период – год. Однако расчет налога и сроки уплаты у юридических и физических лиц отличаются.
Организации исчисляют земельный налог самостоятельно. Кроме этого компания должна уплачивать авансовые платежи и сдавать в налоговый орган декларацию. Порядок исчисления платы за землюСоветуем попытаться!
|