Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Списание неустойки в 2022 году по контрактам 2022 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
На официальном сайте проектов нормативных актов опубликовано дополнение к части 6.1 статье 34 44-ФЗ. В уведомлении говорится, что решение о списании неустойки по 44-ФЗ начнет работать с 1 апреля 2020 года.
Данная мера является вынужденной профилактикой массового банкротства, причем не только среди СМСП, но и крупных предприятий оборонной промышленности, которые ввиду различных пакетов политических и экономических санкций допустили многочисленные просрочки исполнения государственных контрактов оборонно-промышленного комплекса России. Причем санкции, предусмотренные за эти просрочки перекрывают возможный доход от исполнения контракта. В настоящий момент ситуация достаточно критична для целых промышленных отраслей.
С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.
На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 года предусмотрен еще более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех участников —
10 дней.
Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.
Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.
Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации ВЭБ РФ, также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.
В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.
Кроме того, вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин России поясняет, что новация направлена на удешевление обеспечения участниками закупок исполнения контрактов жизненного цикла.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Сводная таблица действующих требований при проведении электронного аукциона и участия в нем и нововведений, вступающих в силу с января 2022 г. 679.6 КБ
Первым делом нужно подготовить документы о состоянии расчетов с поставщиком. Проведите сверку с теми исполнителями, которые задолжали вам штрафы и/или пени. Задолженность может быть подтверждена актом сверки, письмом от поставщика или каким-либо иным документом.
Если неустойка уже частично погашена, то придется подтвердить зачисление выплаченных сумм. Для этого нужно обратиться к администратору доходов бюджета.
Бюджетные и автономные учреждения, а также унитарные предприятия, которым поставщики задолжали по контрактам, связанным с вложениями в объекты госсобственности, должны обратиться в банк за подтверждением зачисления неустойки на свои счета.
В целом идея в том, чтобы подготовить как можно больше документов, свидетельствующих о неустойке и ее частичном погашении.
Придется создать специальную комиссию — по поступлению и выбытию активов. Именно она должна принять решение о списании неустойки.
Формирование такой комиссии ничем не регламентируется, поэтому тут заказчик может действовать самостоятельно. Но в любом случае нужно будет создать приказ. В нем должны быть указаны должности всех членов комиссии, а также ее обязанности. Примерная форма ниже:
№ 23/6
Приказ
о создании постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов
16 сентября 2018 г. Москва
На основании пункта 34 Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 1 декабря 2010 года № 157н,
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Создать постоянно действующую комиссию по поступлению и выбытию активов в следующем составе:
- Председатель комиссии — директор Иванов И. И.
- Главный бухгалтер Смирнова Т. Н.
- Главный экономист Некрасов М. С.
- Возложить на комиссию следующие обязанности:
- Осмотр объектов нефинансовых активов в целях принятия к бухучету.
- Определение текущей оценочной стоимости нефинансовых активов.
- Осмотр объектов нефинансовых активов, подлежащих списанию.
- Принятие решения о целесообразности дальнейшего использования объектов нефинансовых активов, о возможности и эффективности их восстановления.
- Определение возможности использования отдельных узлов, деталей, материальных запасов ликвидируемых объектов.
- Определение причин списания (авария, обстоятельства непреодолимой силы, физический или моральный износ).
- Выявление виновных лиц, если объект ликвидируется до истечения срока службы по чьей-либо вине.
- Подготовка акта о списании объекта и документов для согласования с вышестоящими организациями.
- Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Директор И. И. Иванов
В постановлении № 783 сказано, что списать долги можно в двух случаях:
- Если общая сумма начисленной и невыплаченной неустойки составляет не более 5% от цены контракта. В этом случае неустойка списывается полностью.
- Если общая сумма неустойки составляет 5-20% от цены контракта. В этом случае списывается 50% неустойки, но при том условии, что до 1 января 2017 года поставщик уплатил остальные 50%.
Поясним на примере. Заказчик и поставщик заключили контракт стоимостью 2 млн рублей. За нарушение срока поставки заказчик начислил поставщику пени в размере 90 тыс. рублей. Это меньше чем 5% от стоимости контракта, соответственно, списанию подлежит вся неустойка.
По другому контракту, стоимость которого также 2 млн рублей, пени составляют 360 тыс. рублей. Поставщик оплатил половину этой суммы до начала 2017 года. Таким образом, остальные 50% этой неустойки заказчик должен списать.
Когда заказчик может простить долг поставщику
Неустойка списывается в пятидневный срок после того, как принято такое решение. В общем, списание неустойки — это вопрос бухгалтера. Составляются проводки, и в результате долг за исполнителем госконтракта больше не числится.
Далее нужно направить поставщику уведомление о том, что неустойка списана. Уведомляют поставщиков администраторы доходов бюджета. Заказчики, которые таковыми не являются, должны уведомить администратора.
Поставщик уведомляется в течение 20 дней с даты принятия решения о списании. Уведомление составляется по форме из приложения к постановлению № 738.
Уведомление можно направить почтой. Его копию вместе с квитанцией о почтовом отправлении нужно хранить вместе с документами о закупке.
- Утвержден регламент проведения проверки поставленных товаров с использованием и видео и фототехники на соответствие информации по контракту (100)
- Требование к минимальной цене и сроку исполнения контракта для оценки опыта в государственной закупке незаконно (96)
- Верховный суд РФ: порядок оценки заявок устанавливают в зависимости от объекта закупки по Закону № 223-ФЗ (81)
В случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, заключенному в соответствии с 44-ФЗ, заказчику необходимо направить в адрес поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Об этом многие забывают, но эта обязанность установлена частью 6 статьи 34 Федерального закона №44-ФЗ.
Наш сервис по расчету пени и формированию претензии поможет вам сделать это правильно.
Если поставщик добровольно не оплатил неустойку, но обязательства по контракту поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены в полном объеме, то списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в следующих случае и порядке:
а) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случая, предусмотренного подпунктом «в»;
б) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20% цены контракта, заказчик осуществляет списание 50% начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50% начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до 1 января 2021 г., за исключением случая, предусмотренного подпунктом «в» настоящего пункта;
в) если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Далее необходимо провести сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней).
В случае подписания такого акта (признания неустойки) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчик переходит к следующему шагу порядка списания неустойки, в противном случае заказчику необходимо обратить в суд.
Заказчик создает комиссию по поступлению и выбытию активов и на основании:
- исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме в 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом, для случая, предусмотренного пунктом а), принимает решение о списании начисленной и неуплаченной неустойки;
- исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме в 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом, для случая, предусмотренного пунктом б), дополнительно необходима информация администратора доходов бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек (штрафов, пеней) в бюджет (бюджет государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) (если начисленная и неуплаченная сумма неустоек (штрафов, пеней) возникла перед государственным (муниципальным) заказчиком) или информация о зачислении средств, уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на счет заказчика, автономного учреждения или юридического лица (если начисленная и неуплаченная сумма неустоек (штрафов, пеней) возникла перед бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием, а также автономным учреждением в случаях осуществления им закупок в соответствии с частью 4 или юридического лица в случаях осуществления им закупок в соответствии с частями 4.1 и 5 статьи 15 Федерального закона №44-ФЗ);
- исполнения (при наличии) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом, и обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, представленное поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчику в письменной форме с приложением подтверждающих документов (при их наличии).
После подписания акта сверки у заказчика есть 10 календарных дней, чтобы оформить решение о списании, которое оформляется внутренним распорядительным документом заказчика (приказом, распоряжением).
Обязательными атрибутами такого распорядительного документа являются:
27 апреля вступило в силу постановление правительства №591 от 26.04.2020. Оно изменило правила списания штрафов и пеней по постановлению правительства №783 от 04.07.2018. Действие этих правил распространили на 2020 год. Определили, что списывают начисленные и неуплаченные штрафы и пени по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме. Исключение — контракты, по которым в 2020 году:
- изменены по соглашению сторон условия о сроке, цене или количестве (объеме);
- обязательства не исполнены в полном объеме из-за возникновения не зависящих от поставщика обстоятельств, которые повлекли за собой невозможность исполнения контракта (из-за распространения коронавирусной инфекции).
В этом постановлении указано, могут ли списать пеню, — да, если неуплаченные неустойки начислены из-за неисполнения обязательств в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Подробнее о начислении неустойки: «Неустойка по 44-ФЗ: разбираемся с особенностями начисления»
Предоставление отсрочки и снятие штрафов и пеней позволит не допустить массовых банкротных дел, а для организаций ОПК исключит угрозу невыполнения гособоронзаказа. Сложилась ситуация, когда у исполнителей по госконтрактам, в т.ч. организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК), образовалась просрочка — обязательства не исполнены по независящим от фирм причинам. Это последствия недружественных действий зарубежных стран, которые выражаются во введении политических или экономических санкций в отношении России, граждан РФ или российских юрлиц.
Как итог, возникло большое количество неустоек (штрафов, пеней). Если оплатить эти штрафы, это негативно скажется на экономике предприятий и приведет к банкротству части из них и массовым срывам гособоронзаказа.
Списание неустойки по контракту — обязанность заказчика
Последнее списание пени провели в 2018 году по постановлению №783 от 04.07.2018. В нем сказано, что если штрафные санкции в отношении поставщика приняли и неустойку начислили, то, по ч. 42.1 ст. 112 №44-ФЗ, начисленные исполнителю, но не списанные суммы взысканий, которые образовались из-за ненадлежащего исполнения в 2015–2016 гг. условий по контракту, подлежат списанию.
По п. 2 ПП №783, списание начисленных заказчиком и неоплаченных взысканий производится для тех контрактов, по которым поставщик отчитался перед заказчиком в полной мере, то есть надлежаще исполнил обязательства по договору.
ВАЖНО! Исключение — контракты, по которым в 2015–2016 годах подписали дополнительные соглашения об изменении условий относительно сроков исполнения, объемов поставки, цен товаров, работ, услуг или стоимости одной единицы ТРУ.
Перед тем как списать, обязательно проводили с исполнителем контракта сверку по неуплаченным возмещениям. Если поставщик не подтвердил наличие задолженности, то не списывали. Погашали взыскания в таких случаях:
- Когда общая сумма начисленных заказчиком и неуплаченных неустоек не превышала 5% от цены контракта. Основание для списания — выполнение поставщиком контрактных обязательств в 2015–2016 гг. в полном объеме, что подтверждалось подписанным сторонами актом выполненных работ.
- Когда общая сумма задолженности составляла от 5 до 20% цены контракта. Главное условие, что исполнитель погасил половину указанной суммы в срок до 01.01.2017. Соответственно, списывали оставшиеся 50% начисленных сумм возмещений. Основание — подтверждение зачисления средств на счет организации-заказчика.
Если исполнитель подтверждает задолженность и у заказчика есть документальные основания для проведения процедуры списания, то представителям организации-заказчика надлежит принять решение о погашении задолженности в десятидневный период с момента проведения сверки взаиморасчетов с поставщиком.
Для этого создавали специальную комиссия по поступлению и выбытию активов. Решение о невзыскании неустойки формировали в полном соответствии со сведениями и документацией, включенными в реестр контрактов.
Принятое решение закрепляли внутренними распорядительными документами — приказом или распоряжением.
Затем заказчик в письменной форме уведомлял поставщика о принятом решении и о величине списания возмещения. Срок — не больше 20 дней с момента принятия такого решения. Форму уведомления утвердили в приложении к ПП №783 от 04.07.2018.
В силу ст. 3 Закона № 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
По общему правилу контракты должны заключаться в письменной форме, однако Закон № 44-ФЗ предусматривает возможность заключения с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) договора в устной форме в порядке и на условиях, которые установлены ГК РФ, в случаях, определенных п. 4, 15 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, когда такие извещение или приглашение, документация, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В Законе № 44-ФЗ приведен перечень необходимых условий, подлежащих включению в заключаемый контракт. Одним из обязательных условий контракта является условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при просрочке исполнения заказчиком обязательств, установленных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения им обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, при просрочке исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Соглашение о неустойке должно быть составлено в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения (ст. 331 ГК РФ).
Начиная с 09.09.2017 порядок определения размера неустойки регламентирован Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042. До указанной даты следовало руководствоваться правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.
Федеральным законом от 29.12.2015 № 390-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в качестве антикризисной меры до 01.01.2017 было предусмотрено, что в 2015 и 2016 годах заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списывает начисленные суммы таковых в случаях и порядке, которые определены Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (утратило силу 01.01.2017) предусматривалось, что списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется в порядке, установленном Минфином.
В целях предоставления заказчикам возможности списания задолженности по государственным и муниципальным контрактам, возникшей в 2015 и (или) 2016 годах, в ч. 42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ (вступила в силу 04.05.2018) закреплено, что суммы неустоек (штрафов, пеней), начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, но не списанные заказчиком, подлежат списанию в случаях и порядке, которые определены Правительством РФ. Как уже было отмечено, в настоящее время порядок списания начисленных сумм неустоек регламентируется Правилами № 783.
Исходя из требований п. 2 Правил № 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) может осуществляться по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым в 2015 и (или) 2016 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами. Напомним, что возможность изменения условий контрактов в 2015 – 2016 годах предусматривалась ч. 1.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (утратила силу 01.01.2017).
Таким образом, на основании Правил № 783 можно списать только неустойки (штрафы, пени), не оспариваемые поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) должно осуществляться в следующем порядке:
-
если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик их списывает;
-
если их общая сумма превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20% цены контракта, заказчик списывает 50% начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50% таких сумм до 01.01.2017.
При этом основаниями для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) являются:
-
если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта – исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме в 2015 или 2016 году, подтвержденное актом приема или иным документом;
-
если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5%, но составляет не более 20% цены контракта – исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в полном объеме в 2015 или 2016 году, подтвержденное актом приема или другим документом, а также информация администратора доходов бюджета о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек (штрафов, пеней) в бюджет (если начисленная и неуплаченная сумма возникла перед государственным (муниципальным) заказчиком) или информация о зачислении средств, уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на счет заказчика или автономного учреждения (если начисленная и неуплаченная сумма неустоек (штрафов, пеней) возникла перед бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием, а также перед автономным учреждением в случае осуществления им закупок в соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).
Отметим, что если заказчик не осуществляет полномочия администратора доходов бюджета, полученных в результате применения мер гражданско-правовой ответственности по контракту в части образовавшейся начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), то информация о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек (штрафов, пеней) направляется заказчику администратором доходов бюджета.
Согласно п. 4 Правил № 783 начисленные и неуплаченные суммы неустоек (штрафов, пеней) списываются на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания таких сумм обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней).
Обратите внимание:
В случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается.
При наличии оснований и указанных выше документов заказчик в течение 10 дней со дня осуществления сверки расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) оформляет решение о списании данной суммы. Такое решение должно быть принято комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной заказчиком в целях подготовки решений о списании начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), и оформлено приказом (распоряжением) заказчика, содержащим следующую информацию:
-
наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), ИНН поставщика (подрядчика, исполнителя) или – для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства – аналог ИНН поставщика (подрядчика, исполнителя), КПП поставщика (подрядчика, исполнителя) (ИНН физического лица);
-
сведения о начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней), включенные в реестр контрактов, заключенных заказчиками;
-
обязательные реквизиты первичных учетных документов, установленные в п. 7 Инструкции № 157н[2];
-
дату принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней);
-
подписи членов комиссии.
- 20.07.2016 — Банковские гарантии по 44 и 223-ФЗ
- 16.01.2017 — Как обеспечить исполнение контракта по 223-ФЗ
- 11.01.2017 — Банковские гарантии исполнения контракта по 44-ФЗ
- 20.12.2016 — Обеспечение заявок по 44-ФЗ
- 01.11.2016 — Что такое закупки госкорпораций и госкомпаний
Правительство спишет неустойку по 44-ФЗ в 2020 году
- ФАС
- Арбитраж
- Недвижимость
- Юридические услуги
- Инструкции по работе с ЕИС
- Калькулятор НМЦК
- Калькулятор размера обеспечения
- Полезные ресурсы
-
Закупки у СМП по 44-ФЗ: время малого бизнеса!
602 0
Законодательство обновило порядок казначейского сопровождения в 2022 г. Надзор осуществляется за целевым бюджетом, выделенным государственным и муниципальным организациям и за реализацией национальных проектов:
- субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
- взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
- авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
- авансы по контрактам, заключенным для выполнения условия о выдаче субсидий и концессионных соглашений;
- взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
- бюджет, выделяемый учреждениям и ИП в случаях, предусмотренных Правительством РФ.
Правительство РФ разработало проект, утвердивший новый порядок взаимоотношений организаций с Казначейством по ГОЗ:
- Контроль всех контрактов по ГОЗ стоимостью более 300 тыс. руб.
- Все финансовые действия происходят на счетах, открытых в ТОФК.
- Счета открываются после проверки информации о головном исполнителе или исполнителе на следующий день после окончания контроля. Заказчики подтверждают открытие лицевого счета исполнителю.
- За каждым соглашением закрепляется код госконтракта, который следует указывать во всех платежных документах.
- Списание производится после санкционирования расходов. Санкционирование — это проверка соответствия источников поступления средств и их расходов.
- Действия с лицевым счетом реализуются в специальном режиме и только при наличии идентификатора госконтракта.
- Заказчик отчитывается перед ФК после полного исполнения обязательств.
В основном изменения внесены в Федеральные Законы«О потребительском кредите (займе)» и «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Начиная с 2020 года, ежедневная процентная ставка потребительского кредита или микрозайма не может быть установлена более 1% кредитной суммы. Помимо этого, как только задолженность по кредиту превысит тело займа в 1,5 раза, штрафные санкции начислять запрещено.
Большая часть российских банков неохотно выдают кредиты физическим лицам, находящимся на пенсии. В банковских организациях, кредитующих ту категорию заемщиков, при оформлении займа существуют некоторые особенности. К ним относятся:
- ограничения по сумме и периоду действия займа, а также по возрасту претендента на получение;
- условие обязательного оформления страхового полиса;
- оформление кредита с поручителем или под залоговое обеспечение.
Особенности оформления кредитов пенсионерам в банках связаны со случаями не возвратов заемных средств этой категорией заемщиков.
При рассмотрении банковских исков в судах, последние отменяют все штрафные санкции кредитора, и обязуют заемщиков выплатить только основной долг и начисленные проценты.
В Новом году изменения в законы, регулирующие кредитование, по-прежнему будут вносить. Законодатели планируют:
- закрепить на законодательном уровне процедуру реструктуризации кредитов;
- внести в закон изменения, дающие должнику возможность реабилитироваться и восстановить кредитный рейтинг;
- регламентировать процесс и порядок списания безнадежных задолженностей, включая процедуру банкротства.
Информация в сети и некоторых средствах массовой информации о появлении «кредитной амнистии» в виде закона не соответствует действительности.
В таком случае банки понесут значительные убытки, а правительству придется искать деньги для их компенсации. Такое финансирование идет из бюджета страны, что в сложившейся экономической ситуации практически невозможно.
Сидите в долговой яме? Набрали кредитов? Пашете на двух работах, а долг только растет? Приставы снимают с карты все до последней копейки, так что даже хлеба купить не на что? Скоро такого беспредела не будет. Каждому должнику обещают оставлять прожиточный минимум, чтобы точно хватило хотя бы на хлеб и коммуналку. Финтолк объясняет нюансы измененного закона об исполнительном производстве.
За 2020 год количество должников в России выросло на 20 %, говорит служба судебных приставов. Если в конце 2019 года должников, за которыми охотилось правосудие, было 3,4 млн, то к концу 2020-го их насчитывалось уже 4,1 млн. И это только те люди, которые из-за долгов лишились права на выезд за границу. В основном это должники по алиментам, коммуналке и кредитам.
Есть люди, которые набирают кредиты, не задумываясь о том, что будет завтра. Очень показательным оказался вопрос жительницы Ярославля на прямой линии Владимира Путина 30 июня. Из зарплаты в 12 700 рублей женщина 10 500 отдает за кредиты.
В Центробанке подсчитали, что к началу пандемии (апрель 2020 года) 42 млн россиян имели хоть один действующий кредит или заем в микрофинансовой организации. Около трети должников (30,4 %) сейчас имеют не один, а несколько кредитов или займов. Это 12,8 млн россиян, на которых приходится 54 % задолженности по банковским ссудам.
Пандемия, понятно, только подлила масла в огонь. За пандемийный год число кредитов у россиян выросло еще на 13,5 %, а доходы, только по официальным данным, упали на 3,5 %.
В этих документах вы сможете найти нужную информацию о неустойках по 44-ФЗ:
- Статьи 530, 533, 534, 384, 720, 783 ГК РФ.
- Статья 34 «Контракт» Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
- Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа…» (далее — Постановление № 1042) – с 9 сентября 2017 года заказчики по 44-ФЗ начисляют штрафы и пени по этому профильному постановлению, которое пришло на смену Постановлению от 25.11.2013 № 1063 и отражает современные подходы судов и контролирующих органов по применению мер ответственности, связанных с исполнением контракта.
В контрактной системе две формы неустоек, которые принципально отличаются между собой и перепутать их критично ошибочно:
- Пени — начисляют за просрочку исполнения обязательств.
- Штрафы — за ненадлежащее исполнение (за исключение просрочки), неисполнение обязательств по контракту.
Например, когда поставщик должен поставить товар сегодня, а поставляет через неделю — это пени. А если он поставил просроченные продукты или привез товар не в том ассортименте — это повод применить систему штрафов.
Неустойки в виде штрафов и пеней фиксируют в контракте. Все условия о неустойках должны быть прописаны четко и однозначно еще в проекте контракта.
Но в большинстве случае размер неустойки привязан к цене контракта, которую заказчик на стадии проекта еще не знает и не понимает, какая цена станет итоговой.
Это не отменяет его обязанность предусмотреть в проекте все возможные условия неустоек.
В проект контракта, контракт надо включить:
- размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом;
- размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в т.ч. гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом;
- размер пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства.
Советы заказчикам по 44-ФЗ о том, что прописать в проекте контракта:
- Установите в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, за исключением пороговых значений, превышающих НМЦК. Учтите, что включение в проект контракта ссылки на Правила из Постановления № 1042 вместо установления размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки (письмо Минфина России от 09.11.2017 № 24-03-07/73931).
- Предусмотрите оговорку на случай, если торги пойдут на повышение, — это не массовая практика, но в теории возможно на любом аукционе, чтобы вы не закупали. В случае с аукционом речь может пойти о повышении. Если участники закупки, поступательно снижая цену, дойдут до 0,5 от НМЦК или ниже, то торги пойдут на повышении. Это будет продолжаться, пока ценовые предложения участников не прекратятся или не достигнут 100 млн. рублей. Для таких случаев есть система градации штрафов, которую надо перенести в свой контракт.
Четко понимайте допустимый коридор, ограниченный вашей НМЦК, и пропишите в проекте контракта все возможные развилки, за исключением тех, которые превышают вашу НМЦК.
Знакомая ситуация? – вы давно работаете с одним из поставщиков, поскольку он проверенный и удобный. Вот только есть у него плохая привычка — нарушать сроки поставки товара. Обычно вы ждете и понимаете, что товар рано или поздно привезут. Приходится мириться с такой моделью делового поведения… А если вы не готовы мириться с привычкой поставщика нарушать сроки?
Если обязательства в срок не исполнены, — это основания для квалификации действий поставщика как неисполнение обязательств. Это повод выставить неустойки в виде штрафа. Если поставщик исправится — штраф можно отозвать и выставить пени.
Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах
Направить требование об уплате неустоек — не волеизъявление, а обязанность заказчика! Насколько бы незначительным не показалось нарушение, выставить неустойку заказчик обязан.
А вот требовать ли уплату неустойки или нет — здесь мнения экспертов разнятся, поскольку Постановление 1042 и статья 34 Закона 44-ФЗ рассказывают, как предъявлять требование об уплате неустоек, но не рассказывают, как жить дальше.
Ситуацию с требованием об уплате неустойки комментирует Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ, ведущая вебинара про ответственность и штрафы по 44-ФЗ, Школа электронных торгов:
«В первую очередь заказчик должен руководствоваться принципом разумности. Он в равной мере должен переживать за собственные и бюджетные средства. Выставление неустоек и дальнейшие действия по взысканию денежных средств в бюджет — обязанность заказчика»
Размер штрафа — фиксированная величина, которая измеряется процентом от цены контракта либо этапа (если контракт разделен на этапы). Чем больше цена контракта, тем меньше размер процента. С 2017 года градация штрафов широка, есть штрафы для закупок до 3 млн. рублей и далее по развилкам:
Цена контракта (этапа); Размер штрафа % цены контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей 10% от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей 5% от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей 1% от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей 0,5% от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей 0,4% от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей 0,3% 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей 0,25% 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей 0,2% превышает 10 млрд. рублей 0,1% Для закупок у СМП и СОНКО свои коридоры штрафов. Здесь также действует правило: чем больше цена контракта, тем процент ниже:
Цена контракта (этапа) Размер штрафа % цены контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей 3% от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно) 2% от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно) 1% Пример: цена контракта составляет 2 млн. руб. штраф составит 60 000 руб. (2 млн. руб. х 0,03) 7 млн. руб. 140 000 руб. (7 млн. руб. х 0,02) 12 млн. руб. 120 000 руб. (12 млн. руб. х 0,01) Если победителем закупочной процедуры стал СМП или СОНКО, но вы проводили закупку по общим основаниям, то и штрафы вы применяете по обычным основаниям.
НМЦК Размер штрафа не превышает 3 млн. рублей 10% НМЦК от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) 5% НМЦК от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно) 1% НМЦК Особенность: штрафы исчисляются в проценте не от цены контракта или его этапа, а от НМЦК.
Чем выше цена контракта, темы выше штраф:
Цена контракта Размер штрафа не превышает 3 млн. рублей 1 000 рублей от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей 5 000 рублей от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей 10 000 рублей превышает 100 млн. рублей 100 000 рублей Банковские гарантии, кредиты и займы для поставщиков
Информация о том, что россиянам простят кредиты, появилась после объявления Общественной организации «Труд» о разработке информационной платформы, основным назначением которой является трудоустройства граждан, имеющих просроченную задолженность.
Суть программы такова:
- человек, имеющий кредитный долг, трудоустраивается;
- затем ему в кадровом отделе работодателя через цифровую платформу передают предложение о прощении части его задолженности;
- гражданин подает требуемые документы, заполняет заявку;
- некоторая сумма задолженности списывается, а сам кредит реструктуризируется.
Надо отметить, что программа работает даже с теми должниками, в отношении чьих долгов уже возбуждено исполнительное производство. Все дело в том, что банк или коллекторское агентство, при поступлении от заемщика постоянных платежей, как правило забирает исполнительный лист.
Пока программа доступна для лиц, трудоустраивающихся в сфере торговли, логистики и в других отраслях, чья деятельность напрямую связана с финансами.
Предполагается, что в дальнейшем перечень отраслей будет расширен. Для бизнеса такой подход выгоден снижением стоимости подбора персонала.
- Проведение электронного запроса котировок (кроме случая, предусмотренного пп. “б” п.2 ч.10 ст.24 – закупка ТРУ, являвшегося предметом контракта, расторгнутого в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения) (ч.2 ст.96 Закона №44-ФЗ);
- Проведение закупки у единственного поставщика (пункты 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 – 11, 13 – 15, 17, 20 – 23, 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46, 47 – 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 – 48, не предусмотрена выплата аванса), 51 – 53, 55 – 58, 59 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ) (ч.2 ст.96 Закона №44-ФЗ).
- Расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению (ч.6.1. ст.96 Закона №44-ФЗ).
- Закупка услуги по предоставлению кредита (п.2 ч.8 ст.85 Закона №44-ФЗ);
- Заключение бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями контракта, предметом которого является выдача независимой гарантии (п.3 ч.8 ст.96 Закона №44-ФЗ).
- Участники закупки – казенные учреждения (п.1 ч.8 ст.96 Закона №44-ФЗ);
- Участники закупки, которая проводится только для СМП и СОНО (п.1 ч.1 ст.30 Закона №44-ФЗ), если предоставят информацию из реестра контрактов об исполнении трех контрактов, соответствующих требованиям, указанным в ч.8.1. ст.96 Закона №44-ФЗ.
- Денежные средства, внесенные на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (ч.3 ст.96 Закона №44-ФЗ);
- Независимая гарантия, соответствующая требованиям ст.45 Закона №44-ФЗ. Срок действия независимой гарантии определяется участником закупки самостоятельно (ч.3 ст.96 Закона №44-ФЗ). Этот срок должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения.
Обеспечение исполнения контракта должно предоставляться участником ДО заключения контракта в срок, установленный для подписания проекта контракта участником закупки (ч.4 ст.96, п.1 ч.3 ст.51 Закона №44-ФЗ).
Если участник закупки не предоставил обеспечение в срок, установленный для заключения контракта, он считается УКЛОНИВШИМСЯ от заключения контракта (ч.5 ст.96, ч.6 ст.51 Закона №44-ФЗ).
Контракт жизненного цикла – контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, создание товара в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара (п.8.2. ч.1 ст.3 Закона №44-ФЗ).
Одна из антикризисных поправок в Федеральный закон № 44‑ФЗ, принятая еще в декабре 2014 года, наделила заказчика полномочиями по предоставлению отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществлению списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случаях и в порядке, определенных Правительством РФ. Для реализации указанной нормы был принят ряд подзаконных правовых актов, определивших работу с неустойками в 2015 году. В текущем году данная норма по-прежнему остается актуальной, поскольку 29 декабря 2015 года принят Федеральный закон № 390‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“», продливший рассматриваемую антикризисную меру еще на один год. В этой связи целесообразно рассмотреть порядок списания заказчиком задолженности.
В соответствии с частью 6.1 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством РФ, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Для реализации указанных положений принято постановление Правительства РФ от 5 марта 2015 года № 196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (далее — Постановление). Следует отметить, что Минэкономразвития России подготовило поправки в данный документ, распространяющие действие Постановления на 2016 год.
Подобный законопроект обсуждают уже достаточно давно, поэтому появилось множество слухов. И с каждым годом появляется всё больше информации, которая только путает, а не вносит ясность. Инициатива властей часто трактуется совершенно неправильно. Одни граждане вообще не ждут, что подобные поправки в законодательство улучшат текущую финансовую ситуацию.
Похожие записи: