Учет ОСАГО в бухгалтерском учете в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет ОСАГО в бухгалтерском учете в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Пошаговая инструкция
  • Особенности учета затрат по ОСАГО
    • Нормативное регулирование
    • Аналитика к счету учета страховых премий
  • Оплата страховой премии
    • Оплата премии
    • Проводки по документу
    • Учет страхового полиса
  • Отражение в учете затрат на страховую премию
    • Проводки по документу
    • Контроль

Учет расходов на приобретение полиса ОСАГО и КАСКО в «1С:Бухгалтерии 8»

В качестве платы за услуги страхования выступает страховая премия. Она рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами. Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Указанием Банка России от 28.07.2020 № 5515-У.

В целях исчисления налога на прибыль произведенные за счет собственных средств расходы на ОСАГО учреждение вправе учесть в составе прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством РФ (пп. 5 п. 1 ст. 253, п. 2 ст. 263 НК РФ).

При применении метода начисления указанные расходы признаются по правилам, установленным п. 6 ст. 272 НК РФ. Если по условиям договора страхования предусмотрена уплата взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы учитываются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде. При использовании кассового метода расходы признаются в соответствии с п. 3 ст. 273 НК РФ единовременно на дату уплаты страховой премии.

По договору ОСАГО страховщик обязуется при наступлении страхового случая возместить потерпевшим вред, причиненный вследствие этого события их жизни, здоровью или имуществу (то есть осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства), в пределах определенной договором суммы (страховой суммы) (ст. 1 Закона № 40-ФЗ).

Согласно ст. 7 Закона № 40-ФЗ страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

1) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 000 руб.;

2) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 000 руб.

Страхователь, являющийся потерпевшим вследствие наступления страхового случая, вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы путем представления страховщику заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования (п. 1 ст. 12 Закона № 40-ФЗ).

Заявление страхователя-потерпевшего, содержащее требование о страховой выплате или прямом возмещении убытков в связи с причинением вреда его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, с приложенными документами, определенными Правилами № 431-П, направляется страховщику по месту нахождения последнего или его представителя, уполномоченного страховщиком на рассмотрение указанных требований потерпевшего и осуществление страховых выплат или прямого возмещения убытков.

Под прямым возмещением убытков понимается возмещение страховщиком по требованию страхователя-потерпевшего вреда, причиненного его имуществу, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств (п. 1 ст. 14.1 Закона № 40-ФЗ):

1) в результате дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП) вред причинен только транспортным средствам, застрахованным по договору ОСАГО;

2) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним).

Страховая выплата за причинение вреда здоровью потерпевшего осуществляется непосредственно потерпевшему лицу или лицам, которые являются его представителями и полномочия которых на получение страховой выплаты удостоверены надлежащим образом (п. 5 ст. 12 Закона № 40-ФЗ).

В силу названного пункта страховое возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего-учреждения, может осуществляться по выбору потерпевшего:

  • путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания, которая выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком в соответствии с Правилами № 431-П и с которой у страховщика заключен договор на организацию восстановительного ремонта (возмещение причиненного вреда в натуре);

  • путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет).

При определении объекта обложения налогом на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы, полученные от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые согласно ст. 250 НК РФ.

Доходы, не учитываемые при формировании базы по налогу на прибыль организаций, приведены в ст. 251 НК РФ. Данный перечень доходов является закрытым.

Сумма страхового возмещения, полученная учреждением от страховой организации по договору ОСАГО, в указанном перечне не поименована. В связи с этим названная сумма подлежит учету в целях исчисления налога на прибыль организаций в составе внереализационных доходов на основании ст. 250 НК РФ (письма Минфина РФ от 31.03.2021 № 03-03-06/1/23387, от 10.04.2018 № 03-03-05/23510, от 10.11.2017 № 03-03-06/3/74209).

По вопросу обложения обозначенных сумм НДС в Письме Минфина РФ от 17.07.2013 № 03-03-05/27903 сообщается следующее: поскольку суммы страхового возмещения, получаемые учреждениями от страховой организации при наступлении страхового случая, не являются суммами, связанными с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), такие суммы в базу по НДС не включаются.

* * *

Обобщив вышеизложенное, выделим основные моменты:

  • с 22.08.2021 для заключения договора ОСАГО диагностическая карта не нужна;

  • договор ОСАГО заключается на один год, за исключением отдельных случаев, для которых Законом № 40-ФЗ предусмотрены иные сроки действия такого договора. Изменение страховых тарифов в течение срока действия договора ОСАГО не влечет изменения страховой премии, уплаченной страхователем по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам;

  • сумма страховой премии при заключении договора в бухгалтерском учете относится на расходы будущих периодов, а затем в порядке, установленном в учетной политике учреждения, списывается на текущий финансовый результат;

  • расходы учреждений на уплату страховой премии по договорам ОСАГО отражаются по КВР 244 и подстатье 227 КОСГУ;

  • бюджетные (автономные) учреждения вправе самостоятельно распоряжаться поступившей от страховщика суммой страхового возмещения. Такие суммы учитываются в составе доходов на счете 2 401 10 143;

  • средства, поступающие казенным учреждениям от страховых организаций в качестве возмещения вреда по договору ОСАГО, подлежат зачислению в бюджет.

Организация в связи с покупкой автомобиля 1 октября 2012 года застраховала свою гражданскую ответственность, а также оформила договор КАСКО. Стоимость полиса ОСАГО составила 6 000 руб., КАСКО — 60 000 руб.

Сумма страховых взносов по ОСАГО перечислена 1 октября 2012 года.

По договору КАСКО предусмотрена уплата страховой премии в два этапа: до 2 октября 2012 года и до 1 апреля 2013 года. Оплата взносов за первые 6 месяцев произведена 1 октября 2012 года.

Период страхового срока по договорам ОСАГО и КАСКО — с 1 октября 2012 года по 30 сентября 2013 года.

Рассмотрим отражение этих событий в учете организации.

1) Перечисление страховой премии отражается документами Списание с расчетного счета для вида операции Прочее списание:

от 01.10.2012 — на сумму страховых взносов по ОСАГО и первого платежа по договору КАСКО;

от 30.03.2013 — на сумму второго платежа по договору КАСКО.

В разделе Расшифровка платежа формы документа Списание с расчетного счета указывается:

  • счет дебета 76.01.9 «Платежи (взносы) по прочим видам страхования»;
  • аналитика по субконто Контрагенты и Расходы будущих периодов.

В описании статьи будущих периодов в справочнике Расходы будущих периодов указывается (рис. 1):

  • Вид РБП — Прочие;
  • Способ признания расходов — По календарным дням;
  • Сумма — сумма перечисленной страховой премии;
  • Начало списания и Окончание списания — оплаченный период страхования;
  • Счет и Субконто — счет и аналитика, на которые списываются страховые взносы;
  • Вид актива — «Прочие оборотные активы».

При эксплуатации автомобиль организации может пострадать в результате ДТП. Ущерб, причиненный автомобилю в этом случае, может быть возмещен:

  • в рамках договора ОСАГО страховой компанией виновника аварии, если организация не приобретала полис КАСКО-страхования и в аварии виноват не ее сотрудник;
  • в рамках договора КАСКО вне зависимости от того, кто признан виновником — сотрудник организации или владелец другого автомобиля.

При этом и по договору ОСАГО, и по договору КАСКО страховая компания может возместить сумму ущерба путем денежной выплаты либо в счет этой выплаты организовать и частично или полностью оплатить ремонт в выбранной ею или пострадавшей стороной авторемонтной организации.

При выплате страховой компанией возмещения в денежном выражении оно в бухгалтерском учете признается прочим доходом (п. 7 ПБУ 9/99), а для целей налогообложения прибыли учитывается как внереализационный доход (п. 3 ст. 250 НК РФ). Датой его получения считается дата признания страховой компанией суммы возмещения ущерба (подп. 4 п. 1 ст. 271 НК РФ).

Суммы страхового возмещения, получаемые при наступлении страхового случая, не связаны с оплатой реализуемых товаров, работ, услуг, поэтому они не включаются в базу по НДС (письма Минфина России от 24.12.2010 № 03-04-05/3-744 и ФНС России от 29.12.2006 № 14-2-05/[email protected]).

Учет возмещения ущерба денежными средствами в «1С:Бухгалтерии 8» рассмотрим на следующем примере.

Организация имеет в собственности автомобиль. Договор КАСКО со страховой компанией не заключался:

— 01.12.2012 — автомобиль организации попал в ДТП. Виновником признан водитель другого автомобиля;

— 14.12.2012 — страховая организация виновника аварии признала выплату возмещения в сумме 29 500 руб.;

— 20.12.2012 — сумма возмещения ущерба в размере 29 500 руб. зачислена на расчетный счет организации.

Рассмотрим отражение этих событий в учете организации.

1) На дату признания страховой компанией виновника аварии суммы возмещения ущерба вводится документ Операция (бухгалтерский и налоговый учет) с проводкой

Дебет 76.01.1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» Кредит 91.01 «Прочие доходы»

Для целей налогового учета сумма возмещения указывается в ресурсах Сумма НУ Дт и Сумма НУ Кт (рис. 3).

ОСАГО: отражаем в учете суммы страховой премии и страхового возмещения

В результате ДТП может быть зарегистрирован факт полной или конструктивной гибели автомобиля. О конструктивной гибели говорят тогда, когда затраты на восстановление автомобиля превышают 75 процентов страховой стоимости по договору КАСКО. Конструктивная гибель приравнивается к полной гибели имущества.

Если организация отказывается от своих прав на автомобиль, выплата возмещения при его полной или конструктивной гибели производится в размере полной страховой суммы за вычетом износа автомобиля за прошедший до страхового случая срок действия договора (п. 5 ст. 10 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).

Страховое возмещение в бухгалтерском учете признается прочим доходом (п. 7 ПБУ 9/99), а для целей налогообложения прибыли учитывается как внереализационный доход (п. 3 ст. 250 НК РФ). Датой его получения считается дата признания страховой компанией суммы возмещения ущерба (подп. 4 п. 1 ст. 271 НК РФ).

В «1С:Бухгалтерии 8» расчеты по страховому возмещению при полной или конструктивной гибели автомобиля отражаются аналогично рассмотренному выше учету расчетов по денежным средствам на ремонт автомобиля (см. Пример 2).

Не подлежащий восстановлению автомобиль списывается с бухгалтерского и налогового учета на основании акта о списании автотранспортных средств. О факте списания также делается отметка в инвентарной карточке учета основных средств. Для прекращения уплаты транспортного налога списываемый автомобиль необходимо снять с учета в органах ГИБДД.

В бухгалтерском учете списание автомобиля отражается следующими записями:

Дебет 01.09 «Выбытие основных средств» Кредит 01.01 «Основные средства в организации»
— перенесена на отдельный субсчет балансовая стоимость выбывающего автомобиля;
Дебет 02.01 «Амортизация основных средств, учитываемых на счете 01» Кредит 01.09 «Выбытие основных средств»
— перенесена на отдельный субсчет накопленная амортизация по выбывающему автомобилю;
Дебет 91.02 «Прочие расходы» Кредит 01.09 «Выбытие основных средств»
— списана на прочие расходы остаточная стоимость выбывающего автомобиля.

В налоговом учете остаточная стоимость и расходы, связанные с выводом из эксплуатации не подлежащего восстановлению автомобиля, включаются в состав внереализационных расходов (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

В «1С:Бухгалтерии 8» списание автомобиля с бухгалтерского и налогового учета в результате полной или конструктивной гибели отражается документом Списание ОС (рис. 5). В качестве аналитического признака на счете 91.02 указывается статья прочих доходов и расходов с видом Доходы (расходы), связанные с ликвидацией основных средств.

Если автомобиль был застрахован от хищения (угона), то в случае наступления страхового случая страховая компания должна выплатить организации страховое возмещение в размере, установленном договором КАСКО, но не превышающем действительную (страховую) стоимость имущества (ст. 947 НК РФ).

Страховое возмещение в бухгалтерском учете признается прочим доходом (п. 7 ПБУ 9/99), а для целей налогообложения прибыли учитывается как внереализационный доход (п. 3 ст. 250 НК РФ). Датой его получения считается дата признания страховой компанией суммы возмещения ущерба (подп. 4 п. 1 ст. 271 НК РФ).

В «1С:Бухгалтерии 8» расчеты по страховому возмещению при хищении (угоне) автомобиля отражаются аналогично рассмотренному выше учету расчетов по денежным средствам на ремонт автомобиля после ДТП (см. Пример 2).

Похищенный (угнанный) автомобиль подлежит списанию с бухгалтерского учета (п. 29 ПБУ 6/01), как и при ДТП, на основании акта о списании автотранспортных средств. Сделать это можно в отчетном периоде, когда произошла кража (угон) на основании проведенной инвентаризации, а также копии постановления о возбуждении уголовного дела. При этом остаточная стоимость, как и при ДТП, включается в прочие расходы организации.

Для целей налогообложения прибыли остаточная стоимость похищенного (угнанного) автомобиля признается внереализационными расходами, но при условии, что не удалось установить виновное лицо (подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Таким образом, остаточная стоимость автомобиля учитывается в составе расходов того отчетного (налогового) периода, в котором вынесено постановление о приостановлении уголовного дела по факту хищения (угона).

Для сближения бухгалтерского и налогового учета рекомендуется остаточную стоимость автомобиля до отнесения на прочие расходы в качестве недостачи отразить на счете 94 «Потери и недостачи от порчи ценностей» и уже после приостановления уголовного дела списать в дебет счета 91.02 «Прочие расходы».

Списание похищенного (угнанного) автомобиля с учета и признание расходов в «1С:Бухгалтерии 8» рассмотрим на примере.

Получение полиса ОСАГО после покупки транспортного средства является обязательным условием для любого предприятия. В противном случае невозможна регистрация авто в ГИБДД. Получить полис требуется на основании статьи 4 Федерального закона № 40-ФЗ от 25.04.2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

В отличие от обязательного полиса ОСАГО, полис КАСКО относится к добровольным. Учитывая, что использование ОСАГО не позволяет погасить всю стоимость причиненного ущерба и выплаты осуществляются только пострадавшей стороне, многие организации предпочитают добровольное имущественное страхование.

Проследить взаиморасчеты со страховой компанией можно на счете 76.01.9 «Платежи (взносы) по прочим видам страхования». Обычно страховка транспортного средства оформляется на 1 год, однако расходы согласно бухгалтерскому и налоговому учету принимаются ежемесячно (как РБП).

Посмотрим, как проводятся операции по учету договоров автострахования в 1С Бухгалтерия 8. Например, организация заключила два страховых договора: ОСАГО на сумму 5 тыс.руб и КАСКО на сумму 50 тыс.руб.

Вначале определим, как денежные средства перечисляются страховой компании. Для этого необходимо зайти в раздел «Банк и касса», далее «Банковские выписки» и создать «Списание с расчетного счета». Заполняем с видом операции «Прочее списание», счет дебета – 76.01.9, а также выбираем контрагента – страховую компанию. После этого следим за правильным заполнением справочника «Расходы будущих периодов».

С 9 января 2022 года – новые тарифы по ОСАГО

Дата публикации

На территории Российской Федерации запрещается использовать транспортные средства, владельцы которых не выполнили обязанности страхования своей гражданской ответственности (п. 3 ст. 32 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ, далее — Закон № 40-ФЗ). В таких случаях в отношении транспортных средств не проводятся ни государственный технический осмотр, ни регистрация.

Таким образом, принадлежащие учреждению автотранспортные средства должны быть застрахованы в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

Плата за услуги страхования называется страховой премией (ст. 1 Закона № 40-ФЗ, правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П). Размер страховой премии устанавливается договором ОСАГО. Страховая премия уплачивается страхователем страховщику единовременно при заключении договора ОСАГО.

Расходы на уплату страховой премии нельзя отнести к одному отчетному периоду (месяцу), поскольку договор ОСАГО, как правило, действует в течение года с момента заключения. Поэтому суммы расходов, связанные со страхованием гражданской ответственности, следует отражать на счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов». Затем эти затраты списываются на финансовый результат текущего финансового года в порядке, установленном учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции, работ, услуг и др.), в течение периода, к которому они относятся.

В соответствии с п. 10.2.7 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, расходы на уплату страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования со страховыми организациями относятся на подстатью 227 «Страхование» КОСГУ.

В порядке, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее — Порядок № 85н), расходы на страхование автомобиля по ОСАГО прямо не поименованы. Вместе с тем, расходы на закупку товаров, работ, услуг, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240, отражаются по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (п. 48.2.4.4 Порядка № 85н).

В новых практических статьях справочников хозяйственных операций показано, как в программе отразить расчеты по договору ОСАГО:

  • по «1С:БГУ 8» для бюджетных и автономных учреждений;
  • по «1С:БГУ 8» для казенных учреждений.

Если мы проанализируем формы ПЛ, содержащиеся в постановлении № 78, то увидим, что в них есть специальные графы, предназначенные для отражения оборота ГСМ. Здесь указывается, сколько горючего в баке, сколько выдано и сколько осталось. Путем несложных вычислений выясняется количество использованного горючего.

Если же обратиться к приказу Минтранса № 368, то среди обязательных реквизитов ПЛ в нем не встретится требование отражать движение горючего. При этом в документе должны быть приведены показания спидометра на начало и конец пути, что позволит определить количество пройденных транспортным средством километров.

Когда ПЛ разработан организацией самостоятельно и в нем нет информации об использовании ГСМ, а содержатся только данные о количестве километров, нормативный объем использованных ГСМ можно рассчитать, используя распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В нем есть нормы расхода топлива для разных марок транспортных средств и формулы для расчета расхода.

Таким образом, на основании ПЛ производится расчет либо фактического, либо нормативного списания ГСМ. Рассчитанные таким образом данные используются для отражения в бухгалтерском учете.

Однако применение ПЛ для учета расхода ГСМ в некоторых случаях невозможно. Например, когда бензином заправляются бензопилы, мотоблоки и др. аналогичная спецтехника. В этих случаях применяется акт на списание ГСМ.

Для учета ГСМ на предприятии используется счет 10, отдельный субсчет (в плане счетов — 10-3). По дебету этого счета осуществляется приход ГСМ, по кредиту — списание.

Как происходит списание ГСМ? По описанным выше алгоритмам производится расчет использованного количества ГСМ (фактический или нормативный). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученная сумма списывается проводкой: Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 10-3.

  • Новое в отчетности с 2022 года: обновленные декларации и новые правила
  • Бухгалтерский учет: с 2022 введены новые ФСБУ
  • Расходы, которые разрешили или запретили с 2022 года
  • Пособия и страховые взносы: новое с 1 января 2022 года
  • НДФЛ и новые вычеты с 2022 года
  • Налоги: транспортный, земельный, на имущество с 2022 года
  • НДС: кто получил льготы с 2022 года
  • Управление бухгалтерией и компанией: важные новшества 2022 года
  • ККТ и маркировка товаров

В 2022 году власти внесли корректировки в правила работы бухгалтерии для всех налоговых режимов, изменили состав расходов и доходов, ужесточили условия применение льгот. Изменения коснулись НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество, транспортного и УСН-налога. С 2022 года из-за введения системы прослеживаемости товаров изменены основные формы первичных документов и налоговые декларации. Изменений много. Наш обзор поможет вам сориентироваться и заранее обозначить для себя опасные моменты.

Учет операций по договорам ОСАГО и КАСКО в «1С:Бухгалтерии 8»

Приказ ФНС от 5 октября 2021 г. № ЕД-7-3/[email protected], обновивший форму налоговой декларации по налогу на прибыль, зарегистрирован Минюстом.

За 2021 год по налогу на прибыль нужно будет отчитываться на бланке в новой редакции.

Новая редакция учитывает поправки, внесенные в Налоговый кодекс в 2020-2021 гг.

В декларации по налогу на прибыль нужно будет отражать:

  • пониженную ставку налога на прибыль, если она введена в регионе для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по предоставлению прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
  • применение инвестиционного налогового вычета в расходах на НИОКР (раздел Г Приложения № 7 к листу 02 «Расчет инвестиционного налогового вычета»);
  • целевые поступлений, целевое финансирование, доходы, не подлежащих налогообложению.

Кроме того, изменена формула расчета суммы налога, который налоговый агент удерживает из доходов получателя дивидендов (Раздел А листа 03 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)»).

С отчетности 2021 год сдаем новые годовые формы: № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя», МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия», № 1-турфирма, № 1-Т, № 1-ПР и другие.
Адреса, сроки и периодичность представления отчетов в 2022 году указаны на бланках самих форм.

Приказы Росстата от 30.07.2021 № № 457… 461 и 462

С 2022 года по решению региональных властей в состав инвестиционного налогового вычета (ИНВ) могут быть включены в том числе расходы на создание (приобретение) дорогостоящих объектов недвижимого имущества: зданий и сооружений со сроком полезного использования свыше 20 лет.

Также регионам предоставляется право самостоятельно устанавливать срок, до истечения которого в случае реализации имущества, в отношении которого компания использовала право на применение ИНВ, потребуется восстановить ранее не уплаченный налог с уплатой пени (на 2021 год этот срок равнялся сроку полезного использования ОС).

Информация Минэкономразвития от 17.06.2021

В 2021 году сумма дневного пособия по временной нетрудоспособности ограничена лимитом в 2 434,25 рубля. С 1 января 2022 года максимальная сумма составляет 2 572,6 рубля.

С 1 февраля минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком увеличен на 5,8% до 7493 руб., максимальный — до 31 282 руб. В 2021 году выплаты составляли 7 083 руб. и 29 600 руб. соответственно.

Выросло и единовременное пособие при рождении ребенка с 18 886 руб. до 19 981 руб.

По проекту постановления Правительства об установлении с 1 января 2022 года предельной величины базы для исчисления страховых взносов, предельные базы для исчисления страховых взносов в 2022 году индексируются:

  • на ОСС на случай ВНиМ – в 1,069 раза;
  • на ОПС – в 1,069 раза.

Таким образом, с 2022 года предельная база на ОСС на случай ВНиМ составит 1 032 000 рублей, а по взносам на ОПС 1 565 000 рублей.

Напомним, что в 2021 году предельная база по взносам на ВНиМ составляет 966 000 рублей, а на на ОПС – 1 465 000 рублей (постановление Правительства от 26.11.2020 № 1935).

Согласно п. 32 ФСБУ 6/2020 сумма амортизации объекта ОС за отчётный период определяется таким образом, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость этого объекта стала равной его ликвидационной стоимости.

Ликвидационной стоимостью объекта ОС считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие.

Начисление амортизации по основным средствам приостанавливается, если ликвидационная стоимость объекта оказывается равной или превышает его балансовую стоимость. Если впоследствии ликвидационная стоимость будет меньше балансовой стоимости объекта ОС, начисление амортизации возобновляется (п. 30 ФСБУ 6/2020). Аналогичная норма отражена в п. 54 МСФО (IAS) 16.

П. 31 ФСБУ 6/2020 предусмотрено, что ликвидационная стоимость объекта ОС считается равной нулю, если:

1) не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце срока полезного использования;

2) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не является существенной;

3) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта ОС не может быть определена.

В п. 53 МСФО (IAS) 16 отмечено: амортизируемая величина актива определяется за вычетом его ликвидационной стоимости. На практике ликвидационная стоимость часто составляет незначительную величину и, следовательно, является несущественной при расчёте амортизируемой величины.

Легковые ТС юрлиц 3127,4 – 6636,7
Легковые ТС физлиц и ИП 4694,9 – 10 328,4
Легковые такси 5466,3 – 18 276,1
Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы физлиц и юрлиц 1187,5 — 2941,2
Легковые ТС юрлиц 1 646 – 3 493
Легковые ТС физлиц и ИП 2 471 – 5 436
Легковые такси 2 877 – 9 619
Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы физлиц и юрлиц 625 — 1548
  • Сняли запрет на работу электронного договора ОСАГО в день заключения (ранее нужно было ждать 72 часа). Однако страховщики вправе решать, какой временной лимит устанавливать.
  • Можно дистанционно расторгнуть или внести коррективы в договор автогражданки (в стадии тестирования).
  • Продажа полисов не зависит от прохождения техосмотра — действует только для физлиц.

Порядок учета и списания ГСМ по путевым листам в 2022 году

Премия — это размер страхового взноса или еще проще, цена полиса. Страховая премия складывается из множества коэффициентов о которых мы писали выше. Все они перемножаются с базовой ставкой. В 2022 году минимальная премия не может быть ниже 2746 рублей.

Что такое ОСАГО – это обязательное страхование автогражданской ответственности, при котором объектом страхования выступает ответственный за урон, нанесенный водителем во время дорожно-транспортного происшествия чужому авто и/или водителю. Лечение, ремонт и другие значимые расходы оплатит страховая компания виновника.

Все владельцы авто приобретают полис автогражданской ответственности у компании, имеющей лицензию на ведение страховой деятельности. Название «Обязательное страхование автогражданской ответственности» и его аббревиатура утверждены законодательно.

Принципы автогражданской ответственности:

  • у каждого владельца есть ОСАГО = каждый получит компенсацию, если не является виновником аварии,
  • страхователь – тот, кто страхует ответственность,
  • страховщик – лицензированная страховая компания,
  • страховая гарантирует возмещение ущерба потерпевшему,
  • закон запрещает езду без обязательного полиса,
  • предусмотрен штраф за вождение без автогражданки.

Рассмотрим на примере: утром вы едете на работу, подъезжая к светофору, вдруг замечаете, что машина перед вами резко тормозит. На дороге гололедица, и вы не успеваете затормозить, в результате – прямое попадание в бампер переднего автомобиля. Ваша машина пострадала меньше, ее вы отремонтируете сами, если нет каско, а вот машину потерпевшего починят за счет вашей страховой компании. По закону, у вас должно быть ОСАГО, вы предъявляете его инспектору или в ГИБДД, если оформите аварию по европротоколу.

Специфика ОСАГО:

  • страховка действует 12 месяцев, действие заканчивается сразу, заключить следующий договор надо заблаговременно;
  • полис предъявляют инспектору или сотруднику ГИБДД в бумажном/электронном виде,
  • объект страховки – ответственность виновника ДТП,
  • в документ вписывается до 3-х водителей, есть вариант купить страховку без ограничений (стоит дороже).

КБМ, коэффициент бонус-малус показывает, сколько водитель проехал без аварий. Его рассчитывают для каждого автолюбителя, исходя из информации о компенсации за ДТП, которые были выплачены по его договорам.

Коэффициент позволяет учесть риск того, что авто попадет в аварию по вине страхователя. Чем дольше водитель избегает аварий, тем ниже КБМ и дешевле полис. Минимальный бонус-малус – 0,5, его обладателям гарантированы низкие цены на страховку, самый высокий – 2,45, что увеличивает базовую ставку почти в 2,5 раза.

Рассчитывают бонус-малус раз в год, 1 апреля, он сохраняется неизменным до конца марта будущего года. Любая авария за этот промежуток времени отразится на расчете стоимости страховки в следующем страховом периоде.

12 месяцев без аварий – коэффициент увеличивается на 0,05%, а значит позволит получить скидку 5%.

Страховщики берут значения бонус-малус из автоматизированной информационной системы обязательного страхования Российского союза автостраховщиков.

С апреля 2022 года вводятся нововведения при расчете КБМ:

  • если за год вы побывали в трех и более авариях, где признаны виновником, основной тариф нужно будет умножить на 3,92 (ранее сумма умножалась на 2,45);
  • если вы 10 лет не попадали в аварии по своей вине, то ваш коэффициент составит 0,46 (ранее – 0,5);
  • для новичков без истории вождения начальный коэффициент составит 1,17 (ранее – 1).

Новые правила расчета бонус-малуса были поддержаны Банком России: проект закона, представленный Министерством финансов, предполагает увеличение выплат при уроне здоровью и жизни потерпевших до 2 млн, также теперь выплачивают стоимость запчастей без учета возраста авто. Это потенциально увеличит траты на ОСАГО почти вдвое.

Но есть хорошая новость – увеличение стоимости будет проходить поэтапно: сначала увеличат компенсации при ущербе физическому состоянию потерпевших, а далее – выплаты на восстановление авто без учета его возраста.

Обязательную страховку авто можно оформить в компании лично или онлайн, на сайте страховой. Сначала вы выбираете страховщика, Центробанк рассчитывает базовую ставку и коэффициент, устанавливая коридор, в рамках которого компания рассчитает цену для вас. Сравните цены у нескольких надежных поставщиков страховых услуг, они могут значительно отличаться.

С августа 2021 года водители могут приобрести обязательную страховку без техосмотра. Правило действует для физлиц.

Какие документы нужны для оформления страховки:

  • российский паспорт,
  • права собственника машины и тех, кто будет вписан в страховку,
  • ПТС,
  • свидетельство о регистрации,
  • доверенность, паспорт доверенного лица.

Люди с ограниченными возможностями могут получить компенсацию за покупку страховки автоматически, без подачи заявлений и документов, размер компенсации – 50% от стоимости услуги.

При продлении уже имеющегося полиса привезите копию старого документа или распечатку электронной версии.

По правилам, обязательное страхование нужно оформить не позднее, чем через 10 дней после покупки авто до постановки на учет. Самое правильное решение для начинающих – ни одного километра без OSAGO.

Мошенники работают преимущественно с сайтами страховых компаний: создают копии платежных страниц, вы вводите данные карты, проводите оплату несуществующего полиса.

В офисе компании агент может вписать в договор дополнительные услуги, что увеличит сумму страховки. Внимательно следите за тем, что подписываете и куда переводите средства.

После оформления документов проверьте, есть ли он в списках действительных страховых полисов:

  1. зайдите на сайт РСА,
  2. выберите вкладку онлайн-проверки,
  3. введите серию и номер, дату оформления,
  4. подтвердите, что вы не робот,
  5. запустите поиск.

С 2015 года появился электронный вариант полиса ОСАГО, его можно оформить на сайте организации не выходя из дома. Опция позволяет быстро и легко оформить страховку на сайте, предварительно сравнив цены от разных поставщиков на сайте-агрегаторе.

Электронный вариант вы получите на почту: распечатайте и возите с собой, как обычный документ, или скачайте на телефон, чтобы показать инспектору при необходимости. Заверять электронную страховку не нужно, она действительна с момента покупки.

В таблице приведены все «за» и «против» электронного варианта.

Преимущества Недостатки
Легко оформить Опция не доступна новичкам – нужна история
Можно найти вариант дешевле, чем на месте Возможен отказ по надуманным причинам
Электронный вариант легко открыть и скачать заново Вы заполняете все сами, документ не оформят, если вы допустили ошибку
Удобно, если в вашем населенном пункте нет выбора страховых

По новым правилам владельцы авто смогут дистанционно разорвать договор со страховой, внести поправки и даже вернуть часть страховых средств.

Платит страховую премию то лицо, которое заключило договор со страховщиком. Этим лицом может выступать:

  • работодатель — в отношении договоров обязательного или добровольного личного страхования работников;
  • собственник имущества или лицо, распоряжающееся им на праве оперативного управления (хозяйственного ведения);
  • лицо, отвечающее за сохранность имущества, в т. ч. арендатор или перевозчик;
  • лицо, у которого могут возникнуть риски определенных потерь вследствие не зависящих от него обстоятельств;
  • лицо, которое из-за своих действий или, наоборот, бездействия может причинить ущерб третьим лицам.

В отношении одного и того же предмета могут одновременно иметь место договоры страхования с разными страхователями: например, могут застраховать имущественную ответственность в отношении одной и той же партии товара его продавец, осуществляющий отправку покупателю, и перевозчик, выполняющий фактическую доставку.

Имущество, фактически используемое по договору аренды, может быть застраховано:

  • Добровольно: например, арендатором или арендодателем недвижимости. Условие о том, кто будет страховать имущество, целесообразно внести в текст договора аренды. Это будет иметь значение, например, для плательщиков УСН, работающих с объектом «доходы минус расходы», которые не смогут учесть в расходах при расчете единого налога затраты на добровольное страхование (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, письмо Минфина РФ от 20.05.2009 № 03-11-09/179).
  • В обязательном порядке: например, в отношении взятых в аренду (в лизинг) транспортных средств, когда транспорт на время действия договора регистрируют на арендатора (лизингополучателя). Наличие полиса ОСАГО, оформленного на это транспортное средство страхователем, обязательно при регистрации транспорта в ГИБДД.

Правила бухучета (пп. 16–18 ПБУ 10/99) допускают возможность единовременного признания расходов по страхованию на дату вступления договора страхования в силу. Логически это объясняется тем, что у страховщика на этот момент не должно быть задолженности перед страхователем: страховая премия — это оплата за заключение договора страхования, а поскольку договор заключен, то обязательства страховщика на дату его заключения выполнены.

Бухгалтерская проводка тут будет такой: Дт 20 (23, 25, 26, 44, 91) Кт 76-1.

Налоговые последствия:

  • Если договор краткосрочный (не больше одного отчетного периода по налогу на прибыль), весь целиком попадает в этот отчетный период, начало действия договора по правилам обоих учетов приходится на этот же период, нет расхождений в величине принимаемых к учету сумм, то разниц между данными БУ и НУ не возникнет.
  • Расхождения в БУ и НУ появятся, если имеет место один из следующих моментов:
    • срок действия договора выходит за пределы одного отчетного периода и для НУ, соответственно, учет затрат должен осуществляться в течение больше чем одного периода;
    • для НУ срабатывают ограничения для принятия в затраты;
    • не совпадают и приходятся на разные отчетные периоды даты начала действия договора страхования для БУ и НУ.

Несовпадение правил учета в БУ и НУ может привести как к образованию не принимаемых для целей расчета налога на прибыль расходов, так и к расхождениям во времени учета этих расходов. В последнем случае обычно возникает проводка по отложенным налоговым активам: Дт 09 Кт 68, соответствующая более раннему принятию в затраты расходов по страхованию в БУ. По мере принятия сумм в НУ эти разницы будут нивелироваться, а налог по ним списываться: Дт 68 Кт 09.

Проводка Дт 68 Кт 77 встречается реже, но тоже может иметь место, если в НУ договор начинает действовать раньше, чем в БУ. Сглаживание разниц между учетами в этом случае отразится проводкой Дт 77 Кт 68.

Таким образом, единовременное признание расходов в БУ для большей части договоров страхования приведет к образованию разниц между БУ и НУ.

Сгладить разницы, возникающие между БУ и НУ, помогает применение второго способа, допускающего для применения в БУ списание расходов путем обоснованного распределения их между отчетными периодами (п. 19 ПБУ 10/99). Использование этого способа возможно в двух вариантах:

  • Оплаченная премия расценивается как дебиторская задолженность (что допускает п. 16 ПБУ 10/99, а дополнительным мотивом служит возможность возврата части премии при досрочном прекращении договора страхования) и в расходы относится по мере признания услуг по страхованию выполненными. То есть ежемесячно в затраты непосредственно с субсчета 76-1 списывается часть премии, приходящаяся на этот месяц: Дт 20 (23, 25, 26, 44, 91) Кт 76-1.
  • Часть премии, не учтенная в расходах в отчетном периоде, на который приходится начало действия договора, считается расходами будущих периодов. Это позволяет сделать п. 65 ПБУ по бухучету и бухотчетности (приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н) и разъяснения Минфина РФ (письмо от 12.01.2012 № 07-02-06/5). То есть в месяце начала действия договора в затраты будет списана часть премии, приходящаяся на этот месяц: Дт 20 (23, 25, 26, 44, 91) Кт 76-1, а остаток ее будет учтен как расходы будущих периодов: Дт 97 Кт 76-1. В дальнейшем ежемесячно на затраты будет списываться соответствующая этому месяцу сумма расходов по страхованию проводкой Дт 20 (23, 25, 26, 44, 91) Кт 97.

Для большинства договоров страхования применение любого их двух указанных способов приведет к отсутствию разниц между учетом их в БУ и НУ. Расхождения могут возникнуть, если:

  • для НУ срабатывают ограничения для принятия в затраты — в этом случае могут образоваться как временные разницы, так и постоянные;
  • не совпадают и приходятся на разные отчетные периоды даты начала действия договора страхования для БУ и НУ — это приводит к формированию разниц временного характера, исчезающих по завершении договора. Одним из примеров таких разниц может служить оформление помесячных договоров страхования на фактически отправленный за месяц объем грузов с выставлением счета и его оплатой в месяце, следующем за месяцем отправки. Здесь в БУ расход признается раньше, чем в НУ, и для месяцев, находящихся на границе отчетных периодов по налогу на прибыль, разница должна быть учтена при расчете этого налога:
  • Дт 09 Кт 68 — в месяце отправки груза;
  • Дт 68 Кт 09 — в месяце оплаты страховой премии.

Рассматривая особенности учета страховых премий, логично упомянуть о платежах в СРО (саморегулируемую организацию), членство в которой для ряда налогоплательщиков является обязательным условием осуществления их деятельности.

Обязательность взносов в СРО обусловливает необходимость их единовременного учета в НУ на дату платежа. А для БУ, так же, как и для страховых премий, возможны 2 варианта отнесения на затраты:

  • Единовременно.
  • В течение периода, который налогоплательщик установит самостоятельно, поскольку свидетельство СРО является бессрочным. Обычно такой срок делают равным 3–5 годам.

Способы списания в бухгалтерских проводках для этих вариантов будут точно такими же, как и при учете страховых премий: непосредственно на счета учета затрат со счета 76 или через счет 97.

Однако для целей сближения БУ и НУ здесь лучше принять решение о единовременном учете в БУ. Списание в течение срока для бухучета может быть оправдано только при больших суммах платежей, которые при их единовременном отнесении на затраты существенно ухудшат показатели бухотчетности. При расхождении способов учета платежей в СРО появятся временные разницы, налог от которых будет учтен на счете 77, поскольку в НУ расходы признают раньше: Дт 68 Кт 77.

Списание налоговых разниц отразится по мере учета расходов в БУ проводками Дт 77 Кт 68.

Бухгалтерский учёт стоимости основных средств в 2022 году

Руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО СК «ВСК» Татьяна Кудрявцева сообщила «Интерфаксу», что «убытки по жизни и здоровью в ОСАГО по портфелю ее компании составляют относительно небольшое количество, но заметна тенденция к увеличению таких выплат и росту показателя средней выплаты».

Глава дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев, комментируя тему, отметил, что «основная масса выплат в ОСАГО связана с причинением вреда имуществу в результате ДТП, и, как правило, выплаты по ущербу жизни и здоровью в ОСАГО связаны с крупными ДТП». По оценке Княгиничева, «пока в России уровень мошенничества в сфере страховых выплат по жизни и здоровью ниже, чем в Европе».

По данным департамента безопасности СК «РЕСО-Гарантия», основной схемой страхового мошенничества в этой сфере остается предоставление подложных документов.

«Как правило, это документы несуществующих уголовных дел, изготовленных несуществующими должностными лицами МВД, судов, медицинских учреждений, в отношении пострадавших либо не существующих, либо существующих в реальности, но не имеющих отношение ни к ДТП, ни к вреду здоровью», — сообщил «Интерфаксу» заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.

«В общем объеме выплат по ОСАГО доля выплат по жизни и здоровью находится на уровне 4-5%, имеет тенденцию к росту. Причинами роста выплат следует считать улучшение информированности граждан и упростившуюся процедуру выплат», — продолжил он.

Решение об увеличении лимитов выплат в том числе зависит от правительства страны, считает Иванов (оно коснется всех бюджетных автопарков — прим. ИФ). Если такие поправки будут приняты, то, скорее всего, не в этом, а в следующем году. Он напомнил еще об одной отложенной новелле с изменениями в закон об ОСАГО, предусматривающей переход на выплаты без учета износа деталей автомобилей при расчете выплат. Ее появления также ожидают в новом законопроекте об ОСАГО, она также повлечет рост тарифов.

«Несомненно, все это приведет к увеличению цены полиса ОСАГО. Если говорить о влиянии отмены износа в выплатах, то повышение ожидается на уровне 35-40%. В случае увеличения лимита по жизни и здоровью до 2 млн рублей, с учетом прогнозируемой динамики обращений, рост может составить до 70%. При этом сдерживающим фактором роста средней премии по полису «автогражданки» останется жесткая конкуренция на рынке ОСАГО. Влияние конкуренции было неоднократно продемонстрировано: даже при росте цен на ремонт автомобилей средняя премия оставалась стабильной», — сказал Иванов.

По данным РСА, по итогам 1-го полугодия 2021 года более 94% водителей получили скидку по КБМ, а общее количество «аккуратных» водителей выросло на 3,3 млн человек. «Это косвенно свидетельствует об эффективности уже состоявшихся изменений системы тарификации в ОСАГО», — уверен Княгиничев из «Ингосстраха». Водители понимают, что аккуратная манера вождения приводит к снижению стоимости ОСАГО. На текущий момент, несмотря на комплексное улучшение ситуации, рынок все еще нуждается в дальнейшем реформировании, сохраняются «недотарифицированные» сегменты — это такси, общественный транспорт и грузовые ТС, принадлежащие физическим лицам, ситуация в этих сегментах уже «давит» на тарифы в ОСАГО, отметил представитель «Ингосстраха».

По данным РСА, за период с сентября по декабрь 2020 года, после начала действия очередного этапа реформы по индивидуализации тарифов ОСАГО, средняя премия оказалась немного ниже, чем в среднем за год, и составила 5410 рублей, это меньше показателей 2019 года. В 2019 году вступили в силу изменения к указанию Банка России о тарифах на ОСАГО, согласно которым тарифный коридор был расширен на 20% вверх и вниз. Теперь страховщики ОСАГО рассчитывают начать с регулятором новый тур переговоров о границах тарифного коридора в ОСАГО, они обращают внимание, что стоимость корзины основных запчастей в ремонте автомобиля растет несколько лет подряд в среднем на 0,9% в месяц. Новые границы ценового коридора в ОСАГО пока не обсуждались, но при корректировке должны будут учитываться предстоящие законодательные инициативы и их влияние. Предполагается, что работа будет вестись одновременно по всем направлениям.

По прогнозу агентства «Эксперт РА», общие сборы страховщиков ОСАГО в 2021 году могут увеличиться на 4-5% к уровню прошлого года. Сборы российских страховщиков ОСАГО в 2020 году, согласно данным Банка России, выросли на 2,4% по сравнению с 2019 годом и составили 220 млрд рублей.

Следующее изменение затронуло коэффициент, который используется при расчете стоимости «открытой» страховки, то есть страховки, которая позволяет сесть за руль абсолютно любому водителю:

N
п/п
Ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством Коэффициент КО
1 2 3
1 Да 1
2 Нет 1,94 — для физических лиц;
1,97 — для юридических лиц
N
п/п
Ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством Коэффициент КО
1 2 3
1 Да 1
2 Нет 2,32 — для физических лиц;
1,97 — для юридических лиц

С 9 января 2022 года изменился коэффициент только для открытой страховки физических лиц. Новое значение — 2,32, то есть коэффициент увеличился сразу на 20 процентов.

Так что открытая страховка подорожала сразу на 20 процентов.

Можно выделить несколько важных моментов, которые стоит рассмотреть для понимания изменений прогнозов по рынку обязательного автострахования в 2022 году:

  • рост средней выплаты,
  • расширение тарифного коридора,
  • рост среднего взноса по ОСАГО,
  • увеличение лимитов выплат по полису,
  • изменение подхода по урегулированию убытков,
  • проблематика с такси,
  • создание перестраховочного пула.

Разберем каждый пункт в отдельности.

Мы обсудили с экспертами последние тренды на рынке ОСАГО. По мнению директора по управлению портфелем ОСАГО ПАО СК “Росгосстрах” Юрия Стрекалова, “сокращение продаж новых автомобилей замедлит рост автомобильного парка страны, но не приведёт к его сокращению. И так как ОСАГО является обязательным видом страхования, аналогичная картина будет наблюдаться и в объемах продаж полисов “автогражданки”. Что же касается дальнейшей либерализации тарифов, то “вряд ли в условиях неопределенности в экономике этот вопрос будет отнесен правительством и законодателями к числу первоочередных”, что отчасти совпадает с нашим мнением.

К такому же выводу пришел руководитель проекта разработки и развития продуктов по автострахованию компании “Абсолют Страхование” Алексей Тюрников, который также отметил, что “ускорение инфляции должно повлиять и на рост средней выплаты по договорам ОСАГО. Поскольку договор ОСАГО заключается сейчас, а выплаты по нему производятся в течение года, страховщик в этой ситуации уже в текущем периоде должен оценить достаточность существующих тарифных ставок и внести изменения в сторону повышения в пределах существующих границ, установленных ЦБ РФ, в случае недостаточности”.

Эксперт уверен, что “определенный запас в существующем тарифном коридоре для отдельных регионов есть”. Что же касается дальнейших изменений по обязательному автострахованию, то “в рамках дальнейшей либерализации тарифов ОСАГО возможны: увеличение страховой суммы по жизни и здоровью, отмена износа в расчете убытка по “железу”, но вероятно, в этом году данные изменения на фоне внешнеполитической ситуации ЦБ РФ не будет проводить”.

Пресс-служба компании “Зетта Страхование” на наш вопрос дала следующий комментарий: возникшие сейчас волатильность валютных курсов и трансформация логистических цепочек по поставке запчастей очевидно скажутся на цене полиса. Однако прогнозировать размер изменения среднего убытка и тарифов, а также продолжительность таких изменений, на данный момент невозможно.

Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Они подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н).

Действующие ПБУ не предусматривают учет затрат на страхование в качестве актива. Можно сделать вывод, что в таком случае затраты на страхование, относящиеся к будущим периодам, отражаются как расходы будущих периодов и подлежат списанию путем их обоснованного распределения между отчетными периодами в порядке, установленном организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение срока действия договора страхования (письмо Минфина от 12.01.2012 N 07-02-06/5).

Если расходы по страхованию произведены в одном отчетном периоде, но относятся к будущим отчетным периодам, то организация вправе отразить их на счете 97 «Расходы будущих периодов», предусмотрев такой порядок учета в учетной политике. В таком случае в течение срока действия полиса ОСАГО учтенные на счете 97 расходы равномерно списываются в дебет счетов учета затрат на производство или продажу.

В таком случае операции могут быть учтены следующим образом:

    Дебет 76 Кредит 51

  • оплачен разовый платеж по договору страхования;
  • Дебет 97 Кредит 76

  • сумма страховой премии учтена в составе расходов будущих периодов на основании полученного страхового полиса;
  • Дебет 20 (25,26, 44) Кредит 97

  • списана ежемесячная доля расхода исходя из данных по периоду страхования, указанному в страховом полисе.

В соответствии с соглашением о расторжении договора страхования организация может сделать следующие бухгалтерские записи:

    Дебет 76 Кредит 97

  • отражена сумма страховой премии, подлежащая возврату страховой компанией;
  • Дебет 91-2 Кредит 97

  • отражена удержанная со страховой премии сумма штрафных санкций за досрочное расторжение договора (то есть сумма страховой премии, не подлежащая возврату страховщиком);
  • Дебет 51 Кредит 76

  • возвращена на расчетный счет страховой компанией сумма премии.

В балансе РБП отражают в строке 1260 «Прочие оборотные активы». Если величина РБП существенная, она раскрывается отдельной строкой в разд. II «Оборотные активы» с указанием наименования затрат.

Глобальные изменения в учете основных средств с 2022 года

Этот подход основан на том, что услуги оказываются страховщиком в течение всего периода страхования, т.е. носят длящийся характер. В связи с этим на момент вступления в силу договора страхования условия признания расхода, предусмотренные п. 16 ПБУ 10/99, в отношении страховой премии выполненными не считаются.

Соответственно, уплаченная страховая премия расходом не признается, а учитывается в качестве предоплаты в составе дебиторской задолженности (п. 3, п. 16 ПБУ 10/99).

Данный подход нашел свое отражение в Толковании Р112 «Участие организации в договорах страхования в качестве страхователя» (принято Комитетом БМЦ по толкованиям 27.05.2011, утверждено в итоговой редакции 30.06.2011, далее — Толкование Р112). Произведенная предоплата признается расходом по мере потребления страховых услуг, т.е. по мере истечения периода страхования (п.16, п.18, ПБУ 10/99, п. 8, 11, 13 Толкования Р112).

В этом случае в каждом отчетном периоде в составе расходов признается часть суммы страховой премии (взноса), рассчитанная исходя из общего срока действия договора страхования и количества календарных дней действия этого договора в текущем отчетном периоде.

В таком случае операции могут быть учтены следующим образом:

    Дебет 76 Кредит 51

  • оплачен разовый платеж по договору страхования;
  • Дебет 20 (25,26, 44) Кредит 76

  • списана ежемесячная доля расхода исходя из данных по периоду страхования, указанному в страховом полисе;

В соответствии с соглашением о расторжении договора страхования организация может сделать следующие бухгалтерские записи:

    Дебет 91-2 Кредит 76

  • отражена удержанная со страховой премии сумма штрафных санкций за досрочное расторжение договора (то есть сумма страховой премии, не подлежащая возврату страховщиком);
  • Дебет 51 Кредит 76

  • возвращена на расчетный счет страховой компанией сумма премии.

В балансе предоплаты (авансы) отражаются в составе строки 1230 «Дебиторская задолженность» в разд. II «Оборотные активы».

Таким образом, организация имеет возможность выбрать удобный ей способ признания расходов на страхование в учетной политике для целей бухучета и раскрыть его в пояснениях к отчетности.

При досрочном прекращении договора обязательного страхования в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере доли страховой премии, предназначенной для осуществления страхового возмещения и приходящейся на не истекший срок действия договора обязательного страхования или сезонного использования транспортного средства (п. 4 ст. 10 Федерального закона N 40-ФЗ).

Если соответствующая страховая премия не была учтена страхователем в расходах, то ее возврат страховщиком не приводит к возникновению дохода, подлежащего налогообложению у страхователя (письмо Минфина РФ от 05.05.2014 N 03-03-06/1/20922).

Пункт 1.16 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств предусматривает основания, при которых часть страховой премии по договору обязательного страхования страхователю не возвращается (Приложение 1 к Положению Банка России от 19.09.2014 N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Учитывая обязательный характер страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, часть неиспользованной страховой премии, которую страховщик не вернул, может быть учтена страхователем в расходах (письмо Минфина РФ от 18.03.2010 N 03-03-06/3/6).

Если организация просрочила обращение в страховую компанию за возвратом страховой премии, то часть расходов по страховке, относящаяся к периоду от расторжения договора лизинга (с даты прекращения пользования автомобилем для извлечения дохода) до даты обращения за возвратом может быть оспорена, как экономически необоснованный расход (убытки, не отвечающие критериям ст. 252 НК РФ).

Правоприменительная практика по отношению к страховым компаниям неоднозначна. Так, в п. 59 Постановлении Пленума ВС от 26.12.2017 г. прямо указывается запрет учитывать износ при ремонте автомобиля гражданина, если транспортное средство зарегистрировано в России. Пытаясь обойти предписание страховые компании, если им невыгодно чинить машину, выплачивали потерпевшему страхователю сумму, которая меньше реальной стоимости деталей и ремонта. Остаток доплаты взыскивается непосредственно с виновника ДТП.

Закон об ОСАГО предусматривает ограниченный перечень случаев, когда восстановительный ремонт может быть заменен выплатой. Это возможно при полной гибели транспортного средства, или если автомобиль принадлежал инвалиду, которому машину положена по медицинским показаниям.

Изменились и позиции КС РФ, Верховного суда относительно необходимости доплаты за ремонт. Единая методика ЦБР по расчету страховых убытков позволяет выплатить владельцу потерпевшего автомобиля максимальную сумму, которая будет меньше 400 тысяч рублей. Учитывается износ каждой детали, а также затрата нормо-часов на восстановительные работы. При недостаточности средств на полный ремонт машины и покупку запасных частей, оставшуюся сумму владелец транспортного средства вправе взыскать непосредственно с виновника ДТП.

Даже при наличии полиса ОСАГО и выплаты (ремонта) гражданин, который повредил чужую машину, может быть обязан возмещать недостающую сумму, затраченную на восстановление машины из собственных денег.

Обязанность страховщика возместить стоимость ремонта без учета износа машины может быть установлена судом, если СК не организовала своевременный восстановительный ремонт, а выплатила деньги на свое усмотрение.

Предполагаются изменения, которые касаются максимальной выплаты потерпевшему, жизни и здоровью которого причинен вред. С 500 тысяч рублей сумма выплаты увеличивается до двух миллионов рублей. При расчете стоимости восстановительного ремонта предполагается не учитывать общий износ автомобиля, его узлов и агрегатов. Это означает, что страховая компания должна починить машину с использованием только новых запасных частей – оригинальных или аналогов. У владельца разбитой машины сохраняется право взыскать недостающую сумму на ремонт в судебном порядке.

Страховые компании склонны завышать процент износа автомобиля, чтобы выплатить меньше за ремонт. Поправки в ФЗ об ОСАГО позволят застрахованному владельцу автомобиля отремонтировать автомобиль или получить выплату без учета износа. Одновременно страховая организация может получить право регрессного требования к виновнику ДТП при переплате за ремонт. Такая же возможность предусматривается и для потерпевшего ДТП, если суммы на восстановительный ремонт не хватило.

Износ по ОСАГО – одно из оснований для обращения в страховую компанию с претензионными или исковыми требованиями. Поправки в закон об ОСАГО повлекут существование удорожание полиса на 20-40%.

Часто страховые компании занижают выплаты, учитывая износ, который рассчитывают по своим правилам. Если заявитель не согласен с суммой возмещения, то ему следует провести независимую экспертизу и установить стоимость ущерба без учета износа. Далее:

  1. Заявитель составляет на имя страховой претензию о необходимости возместить ущерб в досудебном порядке.
  2. Подается обращение финансовому омбудсмену, который решает спор в административном порядке. Решение должностного лица обязательно для исполнения сторонами.
  3. Если результат промежуточного решения спора неудовлетворителен, то необходимо обращаться с исковым заявлением.

Ремонт автомобиля без учета износа должен проводиться с использованием новых запчастей. Также требования можно предъявить в течение гарантийного срока на восстановительные работы. Ответчиком в суде выступает страховая компания. При разбирательстве необходимо учитывать год начала эксплуатации машины, ее марку, модель, год выпуска, состояние ТС, предшествующее дорожно-транспортному происшествию. В судебном разбирательстве и на этапе подготовки дела, при проведении переговоров со страховой компанией желательна юридическая помощь.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.