Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Потерпевший в ДТП требует компенсацию от виновника ДТП что делать». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Если вы считаете, что, застраховавшись по ОСАГО однажды, сняли с себя все риски по выплате в случае ДТП, то это не так.
Согласно п. 15 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховое возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего, может осуществляться по выбору потерпевшего:
- путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания, которая выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком;
- путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего.
Однако приоритетным сегодня является натуральный вид компенсации – ремонт автомобиля в сервисе страховщика.
Кроме того, страховщик после осмотра поврежденного транспортного средства потерпевшего и (или) проведения его независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания и осуществляет оплату стоимости проводимого такой станцией восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего в размере, определенном в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства.
Таким образом, новые поправки в законодательство об ОСАГО предусматривают:
- приоритет ремонта транспортного средства, нежели выдачу денег потерпевшему;
- новую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт.
Если с первым нововведением все ясно, то с новой методикой расчета не все так кристально чисто и понятно.
В соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства размер расходов на запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50% их стоимости.
Таким образом, приобретенный вами полис ОСАГО будет полностью покрывать ущерб, причиненный в результате ДТП, а на деле это не так – фактически полис ОСАГО может покрыть всего лишь 50% от ущерба из-за того, что страховая компания осуществляет выплату с учетом износа. А в случае если вы являетесь виновником ДТП, то у потерпевшего (и что самое интересное у страховой компании тоже), возникает право требовать взыскания выплаты без износа по ОСАГО, так как при осуществлении ремонта будут устанавливаться новые детали.
Почему существует такая несправедливость? Ведь полис ОСАГО был вашей защитой. Получается, что вы толком не застрахованы и платите 2 раза: страховой компании и потерпевшему. То есть по ОСАГО страхуется не вся ответственности, а только ее часть.
Дело в том, что в прошлом году в Конституционный Суд Российской Федерации обратилось несколько граждан, недовольных размером страхового возмещения, которое было рассчитано с учетом износа на сумму гораздо меньше, чем стоит восстановление транспортного средства после ДТП (ведь ставятся новые запасные части) и судом было вынесено Постановление № 6-П от 10.03.2017 года (далее – Постановление КС РФ), согласно которому появилась возможность требовать возмещения лицом, гражданская ответственность которого застрахована по договору ОСАГО владельцев транспортных средств, потерпевшему, которому по указанному договору страховой организацией выплачено страховое возмещение в размере, исчисленном в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства, имущественного вреда исходя из принципа полного его возмещения, если потерпевшим представлены надлежащие доказательства того, что размер фактически понесенного им ущерба превышает сумму полученного страхового возмещения.
Если вы – виновник ДТП, то страховая компания покроет только часть убытков и вам в любом случае придется возмещать вред.
Потерпевший в ДТП требует компенсацию от виновника дтп что делать
Мы считаем, что лицо, к которому потерпевшим предъявлены требования о возмещении разницы между страховой выплатой и фактическим размером причиненного ущерба, не лишено права ходатайствовать о назначении соответствующей судебной экспертизы, о снижении размера, подлежащего выплате возмещения и выдвигать иные возражения.
- Дело в том, что расчет выплаты или произведенный ремонт могли быть завышены изначально или, например, судебная экспертиза укажет на ненадобность замены некоторых частей транспортного средства и были ли они заменены потерпевшим вообще.
В частности, Конституционный Суд РФ указал, что размер возмещения, подлежащего выплате лицом, причинившим вред, может быть уменьшен судом, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела будет с очевидностью следовать, что существует иной, более разумный и распространенный в обороте способ исправления повреждений подобного имущества. Кроме того, такое уменьшение допустимо, если в результате возмещения причиненного вреда с учетом стоимости новых деталей, узлов, агрегатов произойдет значительное улучшение транспортного средства, влекущее существенное и явно несправедливое увеличение его стоимости за счет лица, причинившего вред (например, когда при восстановительном ремонте детали, узлы, механизмы, которые имеют постоянный нормальный износ и подлежат регулярной своевременной замене в соответствии с требованиями по эксплуатации транспортного средства, были заменены на новые).
Что делать в такой ситуации? На деле она лучше, чем когда полиса нет. Многие автовладельцы жалеют деньги на покупку обязательной страховки, а после аварии начинают рвать на себе волосы — и свой автомобиль пострадал, еще и потерпевшему придется платить из своего кармана.
Виновник должен оперативно уведомить свою страховую компанию о том, что он попал в ДТП, которое сам и спровоцировал. Закон не сообщает о том, в какие сроки должно произойти уведомление, но указывает, что это должно случиться как можно быстрее.
Если вы — виновник ДТП, сразу после оформления происшествия позвоните в свою страховую компанию и сообщите ей о событии. Там же оператор даст инструкцию по дальнейшим действиям.
Практика возмещения ущерба при ДТП показывает, что таких ситуаций, когда выплату денежных средств необходимо требовать с виновника аварии, достаточно много, рассмотрим самые распространенные из них:
- Сумма материального ущерба с учетом износа превышает лимит страховой компании. Например, стоимость восстановления транспортного средства составляет 500 000 руб., а лимит страховой компании составляет – 400 000 руб., в этом случае разницу можно взыскать с виновника ДТП.
- Данные о страховом полисе виновника не известны/виновник аварии не имеет страхового полиса (его полное отсутствие, окончание до момента аварии), равно как и наличие недействительного («липового»). Потерпевший имеет право требовать возмещения ущерба с виновной стороны.
- Ущерб транспортному средству был причинен не во время движения. Например, при неосторожном открытии двери автомобиля на стоянке один водитель поцарапал транспортное средство другого. Это не является страховым случаем, следовательно, ОСАГО не возмещает страхователю убытки. Материальный ущерб будет возмещать виновник происшествия.
- Виновником возмещается вред, причиненный жизни и здоровью, если сумма ущерба превышает лимит страховой организации.
- По ОСАГО не возмещается моральный вред, следовательно, компенсацию морального вреда следует взыскивать с виновника ДТП в судебном порядке.
При осуществлении процесса взыскания ущерба с виновника дорожно-транспортного происшествия следует понимать, что возмещение средств производится исключительно с учетом износа транспортного средства. То есть, вряд ли получится взыскать с виновника денежные средства, потраченные на ремонт автомобиля в полном объеме, поскольку улучшение автомобиля за счет виновного лица считается неправомерным. Виновник обязан возместить ущерб, а не увеличить стоимость автомобиля потерпевшего за счет установки в ходе ремонта новых деталей. Итак, с виновника ДТП можно взыскать:
- возмещение ущерба с учетом износа деталей и стоимости всех работ по восстановлению автомобиля;
- затраты на эвакуацию автомобиля на сервис или с места аварии и услуги по его хранению;
- утрату товарной стоимости автомобиля, если ее можно рассчитать. Напомним, что УТСА рассчитывается, если на момент ДТП срок эксплуатации автомобиля не превышает 5 лет или величина эксплуатационного износа не превышает 35 %;
- моральный вред, если жизни и здоровью потерпевшего в результате ДТП был причинен вред, физические и нравственные страдания;
- возмещение утраченного заработка, расходов на лечение и реабилитацию, выплат при потере кормильца, при причинении вреда жизни и здоровью потерпевшего;
- расходы на услуги оценочной компании, услуги юриста, почтовые расходы, а также иные расходы, которые суд признает необходимыми в связи с наступлением дорожно-транспортного происшествия.
Быстрее всего компенсация выплачивается при упрощенном оформлении через свою страховую компанию. Это занимает в среднем 8-10 дней. При серьезном ДТП процедура может затянуться, особенно если речь идет о больших суммах.
Если страховая компания откладывает выплату более чем на 20 дней, то должна выплатить штраф в пользу пострадавшего. Деньги, взысканные через суд, могут быть получены пострадавшим спустя несколько месяцев после аварии.
В сети достаточно рекомендаций для водителей участников аварий на дорогах. Алгоритм действий при ДТП для пострадавших менее понятен. Последовательность действий после дорожно-транспортного происшествия зависит от статуса потерпевшего. В первую очередь, важно сохранять хладнокровие, не паниковать. Спокойствие и рациональный подход могут сохранить чью-то жизнь в автокатастрофе. Оптимальный порядок действий при ДТП с пострадавшими подскажет адвокат со специализацией в этой сфере.
Автомобиль – объект и источник повышенной опасности. Пассажиры вверяют свою жизнь водителям на период передвижения по дороге. Оба водителя при участии в аварии несут ответственность перед пассажирами. Что делать после ДТП, если ты – пострадавший пассажир:
- Попросить водителя остановиться и включить аварийные огни;
- Проверить свое состояние;
- Если в салоне есть дети, первыми все равно проверяются взрослые;
- Вызвать скорую помощь при необходимости;
- Оставить контактные данные сотрудникам ГИБДД и водителю.
Порядок рассмотрения в ГИБДД дорожно-транспортных происшествий предусматривает опрос свидетелей. Если пассажиры нуждаются в госпитализации, сбор показаний проводится позже. При незначительных травмах протоколы составляются на месте. В диалоге с участниками проще выяснить, чья страховая оплачивает расходы на восстановление, обменяться контактами и т.д.
Как уже говорилось выше, жесткость наказания зависит от степени ущерба здоровью. Ответственность за ДТП с пострадавшими средней тяжести может достигать 2-х лет лишения свободы, а также лишения водительского удостоверения. При тяжких травмах или гибели пострадавших наказание достигает 5-7 лет.
Административные штрафы при легкой степени травм составляют 2,5-5 тыс. руб. В зависимости от обстоятельств автокатастрофы, водитель оплачивает компенсацию или может быть лишен прав на срок до полутора лет. Ответственность водителя определяется по степени тяжести вреда здоровью людей:
- Легкая. К легким травмам относят ссадины, ушибы, синяки и незначительные порезы. Общее время лечения и потери трудоспособности не превышает 21 день. Под временной потерей трудоспособности подразумевается частичное расстройство одной из систем организма.
- Средняя. К повреждениям средней тяжести относят трещины костей, сильные растяжения или разрывы связок, мышц, переломы. Максимальное время восстановления здоровья составляет 120 дней.
- Тяжелая. Жизни и здоровью человека угрожала серьезная опасность. К тяжелой степени травм относятся черепно-мозговые травмы, потеря конечностей и т.д. Ключевая особенность этой степени – ухудшение качества жизни навсегда или долгий период. Восстановление от 120 дней и больше.
Серьезность наказания во многом зависит от качества юридической подготовки сторон и профессионализма адвокатов. В компетенцию юридических помощников входит поиск смягчающих обстоятельств для уменьшения санкций к обвиняемому.
Согласно ч. 1 ст. 12.27 КоАП, пострадавшие не вправе покидать место происшествия без уважительной причины. Даже если в аварии пострадал пассажир, ему необходимо остаться для составления протокола и дачи свидетельских показаний. Сокрытие с места ДТП допускается только в случае необходимости госпитализации или получения медицинской помощи. В случае, когда пострадавший уехал с места ДТП самовольно, ему может грозить административная ответственность в форме штрафа.
Если пострадавший уехал с места ДТП, разыскать его в интересах других участников. Особенно важно отыскать участников аварии, чья страховая оплачивает ущерб. Для поиска пешеходов и пассажиров используют показания очевидцев и знакомых, фотографии с уличных камер. При отъезде пострадавшего водителя рекомендуется записать номера автомобиля. Это поможет сотрудникам ГИБДД найти владельца транспорта.
Доплата за ремонт после ДТП: с кого взыскать деньги
Компания, куда обращаться после ДТП по ОСАГО пострадавшему, определяется страховым полисом водителя. Согласно ст. 1064 ГК РФ, виновник обязан возместить вред, причиненный другим участникам дорожного движения в полном объеме. В чью страховую обращаться:
- Если полисы водителей выпущены разными компаниями, в первую очередь необходимо позвонить страховщику виновника. Жертва может подать заявление на выплату в течение 5 рабочих дней с даты аварии. Узнать, чья страховая оплачивает вред здоровью, можно у виновника. Запишите название организации и номер горячей линии.
- Страховые выплаты пострадавшим пассажирам назначаются с обеих сторон. Жизнь и здоровье пассажиров в момент передвижения находятся на ответственности водителя. Компенсация может быть назначена и со стороны виновника, и второго водителя.
Выплаты по ОСАГО назначаются на каждого пассажира и водителя, получивших повреждения. Также компенсации предоставляются пешеходам, если они были задеты.
Расчет компенсации ведется, исходя из тяжести травм. На одно пострадавшее физическое лицо от одной страховой компании возможны выплаты по ОСАГО до 500 тыс. руб. В случае невозможности компенсировать весь ущерб по ОСАГО, пассажиры могут обратиться в суд с иском. Ответчиком выступит виновник дорожно-транспортного происшествия. Последний обязан устранить весь вред здоровью потерпевших по страховке и из собственных средств.
Законодательно не регламентировано, сколько длится расследование по ДТП с пострадавшими. Фактический срок зависит от квалификации правонарушения:
- При гражданско-правовой ответственности дело решится за 30-60 дней. Все зависит от расторопности инспекторов в ГИБДД и скорости реакции страховой компании. Рассмотрение ДТП с пострадавшими страховщиком занимает не больше 30 дней со дня принятия заявления.
- Сроки рассмотрения административного дела регламентированы ст. 29.6 КоАП РФ. Максимальный срок ведения административного процесса составляет 2 месяца с даты получения судьей протокола.
- Уголовное следствие может длиться практически бесконечно. Технических ограничений к рассмотрению ДТП с пострадавшими и ведению процесса со стороны закона не существует. Иногда расследование по ДТП с пострадавшими намерено затягивается по срокам адвокатом одной из сторон.
Сроки исковой давности по дорожно-транспортным происшествиям относятся к общему порядку, установлены Гражданским Кодексом и составляют 3 года. Срок отсчитывается с даты фиксации правонарушения (составления протокола). В течение трех лет стороны могут подавать иски, относящиеся к делу. По истечению СИД обратиться к суду также возможно, но ответчик прекратит процесс ходатайством о завершении срока исковой давности.
Обратитесь к адвокату по ДТП в Тюмени за консультацией и помощью в делах по авариям с пострадавшими. Адвокат проконсультирует сразу после происшествия, поможет определить дальнейшие действия, не растеряться и не допустить нарушений в составлении протокола. Автоюрист сопроводит в судебном процессе, поможет взыскать компенсацию пострадавшим или снизить жесткость наказания обвиняемым.
Оформление на месте ДТП. Существуют два способа фиксации произошедшей аварии – самостоятельно и посредством сотрудников ГИБДД. Выбор конкретного вида оформления зависит от наличия спора о виновнике, суммы ущерба, количестве транспортных средств и т.д.
В первой случае помимо Европротокола важно также производить фото-фиксацию. При этом, снимки обязательно должны иметь привязку к ориентирам – номер дома. Название улицы и т.п.
- Оформление в ГИБДД. После подготовки протокола самими участниками происшествия или сотрудниками ГАИ следует получить соответствующее постановление по административному делу.
- Обращение в страховую. Для полиса КАСКО виновник ДТП не важен. В то время как возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО ключевым является наличие страховки у виновника. При этом, закон предоставляет на выбор – обратиться в «свою» страховую или в компанию виновника.
Итоговым документом после последовательного выполнения рассмотренных действий является решение страховой компании о выплате.
Обратите внимание на следующее при составлении заявления в суд:
- Подсудность. Иск можно подать по месту нахождения заявителя либо страховой компании. Кроме того, исходя из размера требований необходимо установить компетенцию мирового или районного судьи по данному делу.
- Стороны по делу. Требования о взыскании денег предъявляются также к страховой. При этом, в случае превышения допустимого размера возмещения, соответчиком необходимо указать виновника аварии. Также к только к виновнику может быть предъявлено требование о компенсации нравственных страданий от аварии. Кроме того, к участию вне зависимости от размера ущерба следует привлечь всех участников ДТП и их страховые компании.
- Описательная часть. В данной части можно основываться на уже готовой претензии, в которой все необходимые факты уже изложены.
- Приложения к иску. В сравнении с претензией, к заявлению в суд следует приложить все материалы, относящиеся к ДТП, в том числе саму претензию. Для каждого участника процесса следует сформировать полный пакет документов – точно такой же, как предназначенный для суда.
- Дополнительные требования иска. На основании отказа возмещать ущерб добровольно потребитель вправе требовать компенсацию морального вреда, неустойку за каждый день и пятидесяти-процентный штраф. Нарушение приведенных прав подготовки и подачи заявления влечет отказ в рассмотрении иска судом.
Важно: обратиться в суд можно только один раз. Все доказательства должны быть в первом суде.
Отсутствие страховки у причинителя вреда на самом деле не так страшно.
Возмещение ущерба при ДТП, если у виновника нет страховки также возможно. Порядок взыскания по своей сути аналогичен вышерассмотренному процессу получения возмещения со страховой.
Предварительно также следует начать с претензии. В случае ее отклонения защита прав происходит в судебном порядке. Отличием от спора со страховой является невозможность подачи иска по своему месту жительства и необходимостью предварительной оплаты госпошлины.
Важно: все траты по рассмотрению дела в суде взыскиваются с проигравшей стороны.
Дополнительным доказательством в суде именно по спору с виновником послужит расписка при ДТП о возмещении ущерба, в которой виновник признает необходимость выплаты. Рекомендуется уже на первом этапе (оформление на месте ДТП) запастись таким доказательством.
Смотрите видео нашего канала YouTube и вы узнаете как подать претензию в страховую компанию, что делать и с чего начать действовать. Пишите вопрос в комментариях — адвокат по страховым спорам бесплатно ответит Вам.
Что делать если попал в ДТП и виноват
Рассмотрим подробнее правила обращения к страхователю.
После ДТП оформите документы по европротоколу или вызовите инспектора ГИБДД.
Действия при европротоколе:
- как можно тщательнее зафиксируйте аварию, повреждения обоих авто со всех ракурсов, их расположение;
- на всякий случай попросите телефон у свидетелей происшествия;
- после того, как схема составлена, видео сняты, авто можно убрать с дороги;
- заполните и подпишите европротокол;
- сообщите страховому агенту;
- отправьте европротокол/извещение, справку из ГИБДД лично или по электронной почте;
- дождитесь уведомления о получении.
Заполнить европротокол просто: в нем есть инструкции, вписать информацию нужно с обеих сторон бланка. Если есть протокол, то справка из ГИБДД не нужна.
В комплекте с полисом ОСАГО идет бланк извещения о происшествии с участием машины, в извещении отражаются обстоятельства аварии. Заполняют от руки обе стороны бланка, затем отправляют страховщику.
Действия при вызове ГИБДД:
- не трогайте авто после остановки, не меняйте расположение предметов;
- выставите аварийный треугольник, включите сигнал аварийной остановки;
- вызовите инспектора ГИБДД;
- на всякий случай зафиксируйте обстоятельства аварии на телефон;
- найдите свидетелей, запишите их имена, телефоны;
- составьте схему происшествия (самостоятельно, с помощью инспектора);
- после этого можно убирать авто с дороги.
- Вы виновник? Обратитесь в свою страховую.
- Вы потерпевший? Обратитесь в свою страховую.
После обращения вам придет уведомление о получении отправленных бумаг, их опись, предупреждение о том, что нельзя делать ремонт до того, как компания примет решение о компенсации.
Пакет документов для страховой компании включает извещение о ДТП (можно заполнить у страховщика), заявление о возмещении урона (подписывается в компании, предоставившей ОСАГО виновнику), а также справку о происшествии из автоинспекции с данными об аварии. Справка должна отражать информацию о:
- месте аварии,
- времени,
- участниках,
- повреждениях авто,
- нарушении правил дорожного движения,
- направлении на медосвидетельствование,
- страховых всех участников,
- номерах полисов.
Доказать нанесение нравственных страданий и назначить покрытие расходов может только суд, основываясь на обстоятельства конкретного происшествия. Возможно, в ходе разбирательства виновному удастся смягчить для себя наказание. Или наоборот — оно станет еще строже. При определении нравственного урона учитываются такие факторы:
- нарушал ли ранее правила дорожного движения виновник данного ДТП;
- был ли он во время происшествия в состоянии алкогольного опьянения;
- подтверждает ли он свою вину и готов ли раскаяться;
- готов ли он добровольно возместить ущерб пострадавшему;
- есть ли проблемы в жизненной ситуации виновника;
- нарушал ли ПДД сам потерпевший.
Моральный вред от ДТП определен законом как испытывание физических и нравственных страданий, полученных в результате происшествия (ст. 151 ГК РФ). Пострадавший или его родственники, а также доверенное лицо вправе потребовать возмещения нравственного ущерба, возникшего в результате инцидента.
Нередко авария приводит к тому что человек на какое-то время лишается физической и нравственной возможности жить, как раньше. Он испытывает глубокие душевные переживания и не может вести активную жизнь.
Статьи 150 и 1100 ГК РФ определяют это понятие. Моральный урон, нанесенный человеку после ДТП, выражается в том, что он:
- испытывает боль после перенесенной травмы после происшествия;
- не может самостоятельно передвигаться (временно или постоянно);
- он не может работать и, соответственно, получать доход;
- испытывает душевные страдания от ухудшения самочувствия;
- глубоко переживает смерть или увечья близкого человека, пострадавшего после аварии;
- переживает по случаю поломки автомобиля, с помощью которого он зарабатывал деньги.
Возмещение нравственного вреда часто заключается в оплате лечения и восстановления здоровья потерпевшего (ст. 1085 ГК РФ). Компенсацию морального ущерба после ДТП могут требовать водители, их пассажиры, а также пешеходы, которые пострадали в результате автоаварии.
Если пострадал несовершеннолетний гражданин, компенсацию за его нравственные страдания могут получить его родственники. Такое же правило действует и в случае увечья или смерти потерпевшего.
О возмещении морального ущерба закон поясняет следующие моменты:
- компенсация представляет собой денежную выплату, размер которой определяет суд (ст. 1101 ГК РФ);
- моральные издержки от опасной ситуации должны быть компенсирован вне зависимости от вины того, кто его нанес (ст. 1100 ГК РФ);
- возмещать ничего не будет нужно, если водитель докажет, что страдания нанесены из-за обстоятельств непреодолимой силы, то есть форс-мажора (ст. 1079 ГК РФ);
- если в ситуации виновен пострадавший, то размер выплаты может быть уменьшен, или водитель, причинивший урон, освобожден от нее;
- если при ЧП погиб кормилец семьи, его родные получат компенсацию вреда, независимо ни от каких обстоятельств (ст. 1083 ГК РФ).
Сумму, выплачиваемую пострадавшему, определяет суд. Ее размер зависит от того, насколько тяжелыми оказались повреждения, как долго человек не сможет работать.
Большую роль играет и наличие/отсутствие вины самого потерпевшего. Он может подать иск, даже если был пьян в момент аварии, в результате которого испытал потрясение.
Если авто является собственностью компании, а за рулем был ее сотрудник, то моральный урон будет возмещать компания (ст. 1079 ГК РФ). Возместить моральные издержки после ДТП может только виновник происшествия, сумма выплаты определяется при разборе дела.
Если потерпевшие получили травмы легкой тяжести (синяки, царапины), не опасные для жизни, они могут потребовать возмещения морального урона здоровью. В этих случаях больничный не должен длиться дольше трех недель. Такие повреждения не должны нарушать работоспособность дольше чем на 20 дней.
Суд учтет все обстоятельства и назначит разумную сумму выплаты, хотя пострадавший может запросить свою. Чаще всего она составляет от пяти до сорока тысяч рублей. Но при легких травмах нравственный вред компенсируют редко.
Если потерпевший во время ДТП погиб, выплата морального ущерба его родственникам составляет 475 000 рублей, независимо от обстоятельств. Кроме того, человек, который взял на себя погребение, получит 25 000 (это может быть даже не родственник).
Травмами средней тяжести считаются такие повреждения, в результате которых гражданин находится на больничном от 21 до 120 суток и может выполнять только треть от количества привычной работы. В данном случае выплата за моральные страдания бывает не выше 70 000 рублей. Но любую сумму, которую требует потерпевший, он должен обосновать — предоставить справки, заключения врачей.
Тяжкий вред здоровью — это серьезные повреждения, которые сопровождаются полной потерей трудоспособности. Люди не могут ходить, передвигаются на колясках или вообще прикованы к постели. Тяжелые травмы приводят к потере слуха, слепоте, ампутации конечностей, переломам. Могут также возникнуть серьезные психические заболевания. После тяжелых травм необходимо длительное лечение и реабилитация — более 120 суток.
Почти всегда подобными случаями занимаются правоохранительные органы, возбуждается уголовное дело, проводится расследование. Компенсация моральных издержек после ДТП здесь исчисляется крупными суммами.
Имущественный вред доказать проще всего, поскольку любое имущество имеет стоимость и может быть оценено. Следует учесть, что ущерб, нанесенный имуществу, может заключаться как в полном его уничтожении, так и в частичном повреждении. От этого зависит сумма возмещения вреда. В случае повреждения имущества потерпевший может требовать лишь оплаты расходов на ремонт и при необходимости дополнительных расходов на перевозку, хранение и другое. Если же имущество уничтожено, пострадавший имеет право на возмещение его стоимости на день ДТП.
Для подтверждения факта причинения имущественного вреда и его размера потребуются следующие документы:
- о праве собственности на имущество;
- о размере причиненного вреда (заключение эксперта, стоимость услуг которого также может быть возмещена, если потерпевший представит квитанцию об оплате);
- об оплате услуг по перевозке, хранению поврежденного имущества;
- о расходах на ремонт имущества, на приобретение запасных частей и других материалов.
Если вред причинен здоровью человека, то потерпевший вправе претендовать на следующие виды компенсаций:
- возмещение утраченного заработка (дохода). Учитываются все виды доходов потерпевшего: оплата за работу по трудовым или гражданско-правовым договорам, доход от предпринимательской деятельности и прочее;
- возмещение расходов на лечение и других дополнительных расходов. К последним относятся затраты на специальное питание, лекарства, уход, санаторное лечение и так далее. Компенсируются только реально понесенные пострадавшим расходы – если лекарства или поездка в санаторий предоставлены ему бесплатно, их стоимость ему не выплатят.
Пострадавший должен представить документы, подтверждающие:
- размер утраченного заработка, в частности среднего месячного заработка (дохода), стипендии, пенсии, пособий; справки, полученные на работе или в соответствующей организации;
- степень утраты профессиональной или общей трудоспособности (заключения медучреждения и медицинской экспертизы);
- расходы на лечение и дополнительные расходы (выписка из истории болезни, документы об оплате медицинских услуг, лекарств, питания).
Если пострадавший в ДТП пешеход умирает, размер вреда установить сложнее всего. Гражданским кодексом РФ установлено, какие лица вправе требовать выплаты компенсаций по потере кормильца. Как правило, это лица, для которых денежная помощь погибшего являлась источником существования (например, несовершеннолетние дети, родственники-инвалиды и иные лица, перечисленные в ст. 1088 ГК РФ).
Перечень документов, которые нужно собрать человеку, потерявшему кормильца, зависит от того, к какой категории он относится. Но в любом случае лица, имеющие право на получение соответствующей компенсации, должны документально подтвердить, что находились на иждивении погибшего. Для этого они могут представить справку из образовательного учреждения, справку о состоянии здоровья, свидетельство о рождении ребенка и т.д. Также должны быть возмещены расходы на погребение погибшего. Соответствующие суммы выплачиваются тем, кто понес такие расходы (это могут быть любые лица).
Моральный вред – это физические и нравственные страдания потерпевшего, причиной которых стало ДТП. Предполагается, что если был причинен вред жизни или здоровью, то такие страдания неминуемы. Другими словами, достаточно доказать причинение вреда здоровью – тогда факт причинения морального вреда доказывать не придется. Размер компенсации морального вреда зависит от того, насколько серьезный вред причинен здоровью, и какие последствия это повлекло для пострадавшего.
Для получения компенсации морального вреда в случаях, когда ДТП обошлось без травм и смерти пострадавшего, нужно исходить из следующего:
- Определить виновника ДТП, зафиксировав это в протоколе осмотра места происшествия и при проведении дознания в органах ГИБДД;
- Направить документы на автотехническую экспертизу для оценки повреждений автомобиля и стоимости его ремонта;
- Обратиться за медицинской помощью (если это необходимо) с целью получения конкретных данных о том, что действия виновного в ДТП отразились на состоянии здоровья потерпевшего и зафиксировать эти изменения в амбулаторной карте;
- При составлении протокола осмотра места происшествия обратить внимание сотрудников ГИБДД и свидетелей на ваше состояние;
- При проведении лечебных мероприятий сохранить все документы по обследованию, чеки, копии рецептов;
- Пострадавшему при ДТП следует иметь в виду, что размеры компенсации морального вреда находятся в прямой зависимости от размеров имущественного ущерба, а ответственность за причиненный моральный вред может возлагаться как вместе с имущественной ответственностью, так и самостоятельно.
Вы можете подать в суд два разных иска (один – о возмещении имущественного вреда, причиненного в результате ДТП; другой – о возмещении морального вреда, причиненного в результате ДТП), либо один иск о возмещении имущественного и морального вреда, причиненного в результате ДТП. Конечно, как и в любом другом случае, пострадавшему и виновному лучше всего постараться не доводить дело до суда и договориться на основе общей заинтересованности в быстрейшем разрешении конфликта, но такое, увы, не всегда получается. Размер требований можно обосновать, представив показания свидетелей, медицинскую карту, заключения врачей, анамнезы.
Последовательность действий потерпевшего пешехода, который добивается возмещения вреда, во многом зависит от того, застрахована ли ответственность владельца автомобиля. Если ответственность застрахована по договору ОСАГО, потерпевший может обратиться как в страховую компанию, так и непосредственно к лицу, ответственному за вред. На основании договора об ОСАГО страховая компания должна произвести пострадавшим в результате ДТП страховые выплаты.
По Закону об ОСАГО, каждый участник ДТП обязан сообщить другим участникам сведения о своем договоре страхования (страховая компания, номер договора). Эти сведения потребуются потерпевшему при обращении в страховую компанию.
- если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы, — освобождается от ответственности полностью.
При этом непреодолимой силой являются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (наводнение, стихийные бедствия, военные действия и пр.). К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств; - если докажет, что вред возник вследствие умысла потерпевшего, — освобождается от ответственности полностью.
В гражданском законодательстве понятие умысла не раскрыто так полно, как в уголовном, так, в соответствии со ст. 25 УК РФ под умыслом понимается противоправное поведение лица, при котором оно осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления, либо не желает, но сознательно допускает эти последствия, либо относится к ним безразлично; - если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен (п. 2 ст. 1083 ГК РФ).
Неосторожностью является такое противоправное поведение лица, которое совершается им по неосторожности (когда лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий), — грубая неосторожность, либо по легкомыслию или небрежности (когда лицо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно и может предвидеть эти последствия) — простая неосторожность (ст. 26 УК РФ).
При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1083 ГК РФ).
При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Таким образом, необходимо наличие следующих условий: вина пешехода, противоправность его поведения, наступление вреда, а также существование между ними причинной связи. Следовательно, если будут установлены все эти условия возникновения дорожно-транспортного происшествия, то согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ причиненный владельцу транспортного средства вред в виде механических повреждений автомобиля подлежит возмещению в полном объеме.
Первым этапом при борьбе за свои законные права является обращение в центр экспертизы и оценки ООО «Инвест Консалтинг». Наши опытнейшие эксперты и автоюристы по ДТП ознакомятся предъявляемыми к Вам требованиями и разработают оптимальные схемы выхода из сложившейся ситуации, а иногда и смогут «развернуть» обстоятельства в обратную сторону.
Второй этап – составление заключения специалиста, рецензии на представленные документы и отчета о размере задолженности перед третьими лицами, которые выполняются профессиональными экспертами и оценщиками нашей организации в полном соответствии с действующим законодательством и легко защищаются в суде любой инстанции.
Третий этап – направление в адрес потерпевшего уведомления о Вашем намерении произвести компенсацию в досудебном порядке и в полном соответствии с законом, т. е. на основании выданного заключения ООО «Инвест Консалтинг». Извещение посылается телеграммой или заказным письмом с уведомлением, также возможно вручить его пострадавшему под подпись.
Если Ваш оппонент не соглашается на вполне корректное предложение о досудебном урегулировании Вашего спора и продолжает настаивать на своих завышенных требованиях, то проведение дальнейших переговоров становится бессмысленным, и Вам остается только дождаться обращения потерпевшего в суд с иском к Вам.
В случае если Вы не поленились и выполнили шаги, изложенные чуть ранее, то при ведении судебного процесса вполне можно будет обойтись своими силами и без участия автоюристов. Однако если Вы не уверены в своих силах и знаниях или просто не располагаете необходимым количеством времени для хождения по судам, то всегда можете обратиться в юридический отдел ООО «Инвест Консалтинг» для заключения договора на защиту виновника ДТП в суде от претензий потерпевшего.
Судебная практика показывает: если Вы не являетесь профессиональным юристом или автоэкспертом, то чем раньше Вы обратитесь в нашу организацию, тем выше шанс, что мы сможем отстоять Ваши интересы в суде!
Стоимость услуг адвоката по ДТП делам в Москве компании «Инвест Консалтинг».
Компенсацию физическим лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортного происшествия, страховая организация ссужает со счетов граждан, виновных в происшествии.
Гражданин, имеющий полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, обязательно получит выплату со своей компании-страховщика, которая соблюдает трафик в рамках условий иных организаций.
Согласно юридическим источникам, термин “регресс” означает возмещение страховой компанией финансовых убытков, понесенных вследствие выплаты компенсации пострадавшей стороне.
Данный аспект обуславливается следующими причинами:
- в момент ДТП представитель виновной стороны управлял транспортным средством под воздействием алкоголя, наркотиков или иных одурманивающих веществ;
- виновник не имеет права управлять автомобилем ввиду отсутствия водительских прав;
- виновник попытался скрыть преступление, вследствие чего покинул место происшествия;
- гражданин, повинный в ДТП, не имел на руках доверенности на вождение транспортного средства, полученной у официального владельца автомобиля;
- если виновник является водителем грузового транспортного средства — срок талона Технического Обслуживания истек;
- при наличии полиса ОСАГО виновник дорожно-транспортного происшествия не может его использовать, так как его личные данные не вписаны в документ;
- виновник ДТП самостоятельно спровоцировал происшествие, осознавая свои действия и ответственность за них.
В таком случае представитель пострадавшей стороны вправе требовать возмещения стоимости как отдельных компонентов транспортного средства, так и проведения ремонтных работ в судебном порядке.
Для наступления регресса дорожно-транспортное происшествие должно быть инициировано виновником именно вследствие желания причинить сознательный вред имуществу других граждан.
Иные случаи под юрисдикцию данного формата не подпадают. Виновник дорожно-транспортного происшествия, несправедливо обвиненный по пунктам, подходящим для наступления регресса, имеет право обратиться в суд и отстаивать свою точку зрения в процессуальном порядке.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
Федеральный закон № 40-ФЗ «Об ОСАГО» от 25 апреля 2002 года устанавливает, что возмещение убытков, полученных в результате ДТП, ложится на плечи страховой компании виновника происшествия. Этот же закон наделяет страховые организации и правом выдвижения регрессных требований к виновнику аварии, из-за которого страховщик понес материальные убытки. Но выдвинуть требование о выплате регресса можно только в отдельных случаях, четко оговоренных в статье 14 закона «Об ОСАГО»:
- виновник дорожно-транспортного происшествия умышленно нанес вред жизни и здоровью потерпевшего;
- виновник ДТП в момент столкновения находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- виновник аварии не имел права на управление транспортным средством (управлял без водительского удостоверения);
- виновный водитель скрылся с места происшествия;
- виновник не вписан в страховку ОСАГО на данное транспортное средство (или ДТП совершено в период, не предусмотренный договором ОСАГО);
- бланк извещения о ДТП не был направлен страховщику в течение 5 рабочих дней после аварии;
- в течение 15 дней после ДТП, если оно не было оформлено сотрудниками ГИБДД, водитель отремонтировал автомобиль, утилизировал его или отказался предоставить его на экспертизу страховой организации;
- на момент аварии истек срок действия диагностической карты (только в случае транспорта, предназначенного для перевозки пассажиров и опасных грузов);
- виновник ДТП при оформлении электронного полиса ОСАГО предоставил заведомо ложные сведения, что привело к снижению суммы страховой премии.
Порядок досудебного урегулирования конфликта обычно имеет место при взыскании страховой фирмой материального ущерба по КАСКО в рамках процедуры суброгации. В этом случае страховщик часто предпочитает вначале направить виновнику аварии письменную досудебную претензию и потребовать от него возмещения ущерба в добровольном порядке.
Досудебная претензия страховой компании представляет собой письмо с подробным описанием обстоятельств аварии, ссылками на статьи нормативно-правовых актов и суммой, которую необходимо возместить страховщику. К претензии о возмещении ущерба обязательно прикладывается внушительный список документов, подтверждающих обоснованность требований страховой фирмы.
Если ДТП было спровоцировано водителем, находящимся при исполнении служебных обязанностей, то досудебная претензия будет направлена его работодателю.
Страховщики часто не брезгуют к своим реальным расходам, которые ушли пострадавшей стороне, прибавить еще ряд пунктов. То есть не только возместить ущерб, но еще и заработать на виновном водителе. Какие уловки используются чаще всего?
- В калькуляцию расходов включаются «лишние», непонятно откуда возникшие детали;
- Стоимость норма-часов ремонтно-восстановительных работ (стоимость ремонта) искусственно завышается;
- На сумму регресса начисляются пени и штрафы;
- Настаивается на большом количестве повреждений, полученных автомобилем, далеко не все из которых описаны в справке о ДТП и в иных официальных документах;
- Выставленная стоимость запчастей не учитывает коэффициент естественного износа тех деталей, которые были заменены в пострадавшем автомобиле.
В помощь: Как получить полную компенсацию от виновника после ДТП?
При подаче иска в суд страховщиком, суммы для возмещения могут быть большими. Чтобы доказать их несоответствие действительности, следует:
- провести независимую экспертизу
- затребовать проведение перерасчета стоимости
- проверить полисы участников в ДТП
Для выполнения перечисленных процедур нужно обращаться не в устной форме, а в письменной. Чтобы оформление было правильным и в обращениях не отказали, следует внимательно изучить информацию по вопросу или же обратиться за помощью к юристам.
Важно! Если иск по ОСАГО, срок давности можно не проверять, так как, скорее всего, данный период еще не прошел.
Проверка полисов действительно актуальна в случаях крупных аварий. Без наличия весомых причин, могут быть случаи фальсификации с целью востребования денег с виновника. По этой причине юристы начинают разбирать все особенности, наличие доказательств вины. Может это произойти, если выплату провели быстро, а в скором времени появились доказательства невиновности человека или другие особенности ситуации. Факт законных оснований по произведенной выплате проверять нужно сразу после того, как претензия пришла. Не обязательно, что страховщик не обманывает.
Пакет предоставленных документов дожжен быть правильным и соответствовать действительности, что также важно проверить. В него должны входить:
- акт независимой экспертизы
- постановление о виновности водителя в ДТП
- бумага, подтверждающая суброгацию
Представители юридической отрасли называют суброгацию законным правом страховых компаний на возмещение затраченных на покрытие страховки средств путем взыскания финансов с виновника ДТП.
В переводе с латинского слово “суброгация” означает “замена”, что наиболее точно отражает значение данной ситуации. Фактически суброгация передается представителям страховой компании от пострадавшей стороны вскоре после получения выплат.
Тем не менее, согласно действующему Российскому законодательству страховые компании вправе требовать лишь возмещения текущих расходов, а не покрытия всей суммы. Бывают случаи, когда страховые агенты преувеличивали реальную сумму для обогащения собственного капитала за счет виновника дорожно-транспортного происшествия.
Учтите! При наступлении суброгации юристы настоятельно рекомендуют:
- проверить сроки действия: в случае несоответствия реального времени указанному на документах существует возможность вынесения вердикта в пользу истца без помощи юридических агентов. По истечении 3 лет с момента ДТП наступает время просрочки. Также юридические лица советуют ознакомиться с прилагаемым к заявлению списком технической документации, где можно будет найти информацию о технических компонентах транспортных средств;
- постараться восстановить картину событий: некоторые агенты страховых организаций пытаются дезориентировать оппонента в суде, настаивая на несостоятельности его показаний ввиду давности происшествия. Рекомендуется проанализировать нормативно-правовые акты, представленные компаниями-поставщиками страховых услуг, с документацией, составленной сразу после ДТП, на предмет соответствия. В некоторых случаях можно переиграть страховщиков на их поле и выиграть дело;
- в обязательном порядке ознакомьтесь с нюансами денежного расчета. Это необходимо в связи с особенностями страховых бухгалтерий несколько раз упоминать в квитанциях стоимость одной и той же технической части или предъявлять дополнительные требования по несуществующим аспектам ввиду давности срока произошедшего. Страховые компании по закону не могут просить с виновника возмещения штрафных санкций ввиду просрочки уплаты. Перечень технических сегментов не может быть дополнен списком новых запасных частей. Стоимость перечисленного должна быть указана в соответствии с нынешними рыночными расценками. Причем при подсчете общей суммы запчастей страховая компания должна вносить поправку относительно износа транспортного средства. Благодаря подобным мероприятиям виновник ДТП может сэкономить некоторую сумму денежных средств.
Исключительно статья 965 Гражданского Кодекса Российской Федерации обусловливает наступление права страховой компании на введение суброгации по полису КАСКО.
Согласно текущему Российскому законодательству, агенты страховой компании вправе требовать с виновника дорожно-транспортного происшествия компенсацию выплат страховщиков по полису КАСКО в указанном размере.
Чтобы наступили условия для суброгации, представитель потерпевшей стороны должен в обязательном порядке передать агентам страховой компании документы по текущей ситуации, а также отчет экспертной комиссии, которая анализировала аспекты данного дела.
Помимо регрессного требования страховая компания наделяется правом требовать возмещения убытков за счет виновника аварии при помощи суброгации. Это делается в случае оплаты страховки пострадавшей стороне в рамках страхового полиса КАСКО. Процедура суброгации для России сравнительно новая, так как появилась только в 2011 году.
Требование суброгации возможно только в случае, если есть пострадавшая сторона. Если же водитель, который застраховал автомобиль полисом КАСКО, случайно поцарапал его о тротуар, страховщик не вправе предъявлять к нему это требование. В случае суброгации страховщик может потребовать от виновника аварии возмещения не только прямых убытков, нанесенных автомобилю пострадавшего, но и расходов на проведение экспертизы, а также на возмещение вреда здоровью.
Понятие «суброгация» в России стало актуальным в 2011 году, что было введено для поддержки прав страховщиков, которые иногда теряют деньги по причинам махинаций со стороны клиентов или выполнения неправильных операций. Суброгация позволила возвращать деньги законным путем с целью возмещения своих убытков. Многие компании вынуждены закрываться, так как не могут покрыть все расходы из-за частых страховых случаев. По этой причине происходят процедуры возврата средств при выплатах с нарушениями. Но есть и случаи, когда страховщики пытаются обмануть доверчивых клиентов.
Среди других причин:
- неправильный расчет суммы
- фиктивность результатов обследований
- подделка документов, сведений по происшествию
- запугивание клиента
Запуганные клиенты могут просто перевести нужную сумму денег, не пытаясь разобраться, чтобы не быть причастным к дальнейшим разбирательствам. Такая тактика характерна, в большинстве случаев, для новых компаний, которые в своей нише работают недавно, набираются опыта или же делают все специально с целью получения прибыли от продажи полисов и невыплат.
Важно! Несмотря на то, что суброгация разрешена законом, ее можно оспорить через суд.
Во всех остальных случаях снизить негативные последствия можно, активно участвуя в разборе аварии, проверяя правильность всех документов, следя за тем, чтобы в акты не были внесены не существующие повреждения. Да и вообще, лучше всего практиковать безаварийную езду!
В большинстве случаев страховые агенты пытаются взыскать денежную компенсацию с инициатора ДТП сразу по окончании выплат представителю пострадавшей стороны. Большинство российских автолюбителей не подозревают о существовании регрессного права ввиду отсутствия обыкновения полного ознакомления с условиями страхового договора.
Отсюда негативная реакция на мероприятия, предпринимаемые Следственным Комитетом Российской Федерации: агенты страховых компаний имеют законное право на взыскание денежных средств при наступлении регрессных условий, это указывается в соответствующих пунктах страхового соглашения.
Большинство граждан принимают поставщиков страховых услуг за финансовых мошенников, не без оснований подозревая их в денежных махинациях относительно компенсации за счет виновника ДТП.
На деле ситуация иная, так как сотрудники страховых организаций осознают свою ответственность и стремятся возместить представителям потерпевшей стороны материальный убыток, осознавая отсутствие вины граждан по данному делу.
Внимание! Следственный комитет также располагает правом требовать возмещения денежных средств, но не сразу. На осуществление данной процедуры государственному органу отводится 3 года. Отсчет начинается со дня дорожно-транспортного происшествия.
Давность дорожно-транспортного происшествия является решающим фактором при выдвижении претензии страховой компании по ОСАГО.
Внимание! При предъявлении документов необходимо соблюдать следующий алгоритм действий:
- проанализировать техническую документацию на предмет достоверности;
- проверить грамотность финансового расчета посредством помощи эксперта;
- проанализировать чеки;
- нанять профессионального юриста.
Многие автолюбители предпочитают игнорировать помощь юридического специалиста, что является заблуждением.
Обращение к страховщику – право, но не обязанность пострадавшего. Руководствуясь гражданским законодательством, потерпевший имеет право потребовать возмещения непосредственно с причинителя вреда. В таком случае, виновник ДТП, как лицо, застраховавшее свою ответственность, должен привлечь к участию в процессе представителей страховой компании по ст. 11 ФЗ № 40.
Виновнику ДТП рекомендуется следовать указаниям страховщика, так как именно он впоследствии будет возмещать присужденный по решению суда ущерб в пределах страховой суммы.
Согласно ст. 1064 ГК, имущественный вред, причиненный потерпевшему в результате ДТП, подлежит возмещению в полном объеме за счет его причинителя – это форма его гражданской ответственности. Но владельцы ТС обязаны страховать риск гражданской ответственности, приобретая полисы ОСАГО. А в соответствии со ст. 1072 ГК, лица, чья гражданская ответственность застрахована, возмещают причиненный ими вред лишь в той части, которая не покрыта страховкой.
Учитывая сказанное, первое, что необходимо делать при требовании пострадавшего к виновнику ДТП – это порекомендовать ему обратиться в страховую компанию. Виновник ДТП не обязан первоочередно удовлетворять имущественные требования пострадавшего, даже если они не завышены. Порекомендуйте пострадавшему направить обращение в СК, иначе он рискует утратить право на возмещение. При этом не забудьте и сами уведомить страховщика о возможной гражданской ответственности, согласно п. 2,3 ст. 11 ФЗ № 40.
Обратите внимание!
Если требования потерпевшего завышены, страховщик выявит это. В течение 5 дней после поступления заявления от пострадавшего страховщик осмотрит поврежденное ТС и при необходимости организует независимую экспертизу для определения размера ущерба.
Если ТС зарегистрировано в РФ и находится в собственности россиянина, страховщик обязан направить пострадавшего на СТО и оплатить в полном объеме восстановительный ремонт, руководствуясь п. 15.1 ст. 12 ФЗ № 40. Такое направление выдается в 20-дневный срок после получения от пострадавшего заявления. По договоренности с СК ремонт также может быть проведен в СТО по выбору пострадавшего, но направление на ремонт выдается в 30-дневный срок.
Обращение к страховщику – право, но не обязанность пострадавшего. Руководствуясь гражданским законодательством, потерпевший имеет право потребовать возмещения непосредственно с причинителя вреда. В таком случае, виновник ДТП, как лицо, застраховавшее свою ответственность, должен привлечь к участию в процессе представителей страховой компании по ст. 11 ФЗ № 40.
Виновнику ДТП рекомендуется следовать указаниям страховщика, так как именно он впоследствии будет возмещать присужденный по решению суда ущерб в пределах страховой суммы.
Гражданская ответственность лица по возмещению вреда возникает лишь если предельные страховые суммы не покрывают размер причиненного вреда. Согласно ст. 7 ФЗ № 40, это:
- 400 тыс. рублей в отношении имущественного ущерба;
- 500 тыс. рублей, в отношении личного ущерба.
Если сумма ущерба автомобилю выше 400 тыс. рублей, и это подтверждено заключением технической экспертизы, обязанность погашать ущерб поверх указанной суммы возлагается на виновника ДТП. Если виновник не согласен самостоятельно погашать ущерб, он взыскивается через суд. При этом в суде причинитель вреда может предать сомнению объективность результатов представленной экспертизы и попросить суд назначить новую, согласно ст. 79 ГПК.
Виновнику ДТП следует учитывать, что если в ДТП нанесен вред не только имуществу, но и здоровью, пострадавший получит право на возмещение морального вреда по ст. 1100 ГК. Но если вред здоровью может быть возмещен за счет страховки, то моральный вред полисом ОСАГО не покрывается, а потому он будет взыскиваться с причинителя ущерба. Его возмещение осуществляется без привязки к размеру имущественного или личного ущерба. Ключевыми критериями при определении размера компенсации будут наличие нравственных страданий потерпевшего, обстоятельства нанесения вреда и особенности пострадавшего.
Самостоятельное возмещение причиненного ущерба – право виновника ДТП. Но траховая компания не возместит его расходы. При принятии такого решения причинителю рекомендуется удостовериться в реальных размерах и стоимости вреда.
Обратите внимание!
Если договоренность с потерпевшим достигнута, виновнику ДТП необходимо получить от пострадавшего водителя расписку с указанием выплаченной в счет возмещения вреда суммы, его анкетных данных, а также указанием на отсутствие имущественных претензий.
Если формально подойти к данному вопросу, то конечно, любое требование законно. Не запрещено у нас требовать с кого угодно и что угодно. Важно то, удастся ли получить на законном основании желаемое.
Требовать ущерб в ДТП могут в следующих случаях:
- страховая компания отказала потерпевшему в возмещении;
- страховая выплатила потерпевшему сумму в 400 000 рублей, но этого мало – то есть размер реального вреда больше лимита;
- ущерб составил менее 400 000 рублей, и страховщик всё выплатил, но денег на ремонт все равно не хватило;
- страховая организация – банкрот, и потерпевший предъявил требования к виновнику ДТП;
- полиса ОСАГО у виновника не было, поэтому требуют всё с него.
Разберем подробнее все случаи и выясним, что законно, а что нет.
В ситуации, когда страховщик отказывает потерпевшему в выплате, не всё однозначно. Он может отказать на законном основании, например, когда полис виновника оказался поддельным, или незаконно, нарушив тем самым права потерпевшего.
Но водитель, застраховавший свою ответственность, не должен отвечать за нарушения СК, поэтому такое дело надо доводить до суда и обязательно привлекать еще и страховщика.
Как вывод – нужно узнать и понять причину отказа в выплате по страховке. Если тот незаконен, то виновник не обязан ничего доплачивать. Если же отказ законный, то что делать. придётся платить.
Требование основано на законе. Если вы, являясь виновником ДТП, разбили или повредили чью-то дорогую машину, то лимита по ОСАГО в 400 тысяч может не хватить на покрытие ущерба.
В этом случае потерпевший будет взыскивать недостающее с вас уже законно, и доплатить вы будете по закону 2020 года должны. Даже если повреждения на месте ДТП не выглядят сильными – это не значит, что стоимость ремонта будет маленькая.
Отсюда сразу совет! Тщательно фотографируйте все повреждения другого авто, а лучше еще и своего, вдруг вы столкнётесь с “ушлыми” ребятами, которые захотят заменить за ваш счет уже ранее поврежденные детали на авто.
Опубликовала Волкова С.С. 0 Комментариев Jun 19, 2017
Что делать, если потерпевший в ДТП требует деньги на лечение? Как быть?
Не редко водителям, оказавшимся виновниками ДТП, приходится сталкиваться с такой проблемой, когда потерпевший (пассажир или пешеход) требуют с них деньги, мотивируя это тем, что они пострадали в аварии и по вашей вине им теперь необходима покупка лекарств, различные медицинские обследования, лечение и т.д. А в противном случае грозятся обратиться в суд. Что делать в такой ситуации виновнику аварии? Пойти человеку навстречу и разойтись полюбовно или отказать и ждать повестки в суд? А вдруг, заплатив потерпевшему однажды, последний запомнит к вам дорогу и начнет регулярно приходить к вам с новыми счетами на лечение? Или наоборот суд взыщет с вас сумму большую, чем та, которую здесь и сейчас требует у вас пострадавший пассажир или пешеход? Давайте разберем эту ситуацию подробнее.
Для начала отметим, что, как виновник ДТП при наличии пострадавших, вы в любом случае понесете либо административную, либо уголовную ответственность, а, возможно, и ту, и другую при наличии нескольких пострадавших с разной степенью причинения вреда.
К административной ответственности лицо привлекается в случае, если произошло нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или среднего вреда здоровью потерпевшего.
К уголовной ответственности лицо привлекается при умышленном причинении среднего вреда здоровью, тяжкого вреда.
Кроме данных видов ответственности у виновника аварии, в нашем случае водителя, возникает гражданская ответственность. Гражданская ответственность возникает в отношении жизни, здоровья и имущества пострадавших. Здесь сразу вспоминаем Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Закон об ОСАГО). Не все водители знают или помнят, что как раз-таки Закон об ОСАГО служит в данном случае «палочкой-выручалочкой», ведь по полису ОСАГО страхуется не только ответственность за повреждение имущества, но и жизнь и здоровье пострадавших. По закону и правилам дорожного движения действующий полис ОСАГО должен иметься у всех автолюбителей.
Закон об ОСАГО имеет своей целью защиту не только прав потерпевших на возмещение вреда, но и защиту интересов страхователя — автолюбителя, виновника аварии. Как это происходит?
Страхуя свою гражданскую ответственность, осуществляя платеж (страховую премию) страховой компании, страхователь страхует свою гражданскую ответственность (и гражданскую ответственность лиц, допущенных к вождению своего автомобиля) перед третьими лицами. То есть в случае аварии не он лично будет возмещать ущерб за поврежденное имущество, вред здоровью или жизни пострадавших, а страховая компания. Если вернуться к нашей ситуации, то при наличии пострадавшего, который получил вред здоровью в результате ДТП и требует от водителя денег на лечение, его надо направлять прямиком в страховую компанию, у которой куплен полис ОСАГО. Но не забывайте, что в соответствии с Законом об ОСАГО сразу после ДТП необходимо сообщить всем пострадавшим данные своего полиса ОСАГО, чтобы последние смогли обратиться в страховую компанию за возмещением.
Как выше уже говорилось, зачастую водители забывают, что ОСАГО страхует не только имущественную ответственность (например, повреждение автомобиля), но и гражданскую в виде возмещения вреда здоровью, жизни потерпевших. Забывая об этом водители часто готовы на месте решить ситуацию с пострадавшим пассажиром или пешеходом и сразу платят ему некую сумму, чтобы пострадавший человек не обращался в суд. Но с юридической точки зрения я не советую вам этого делать по нескольким причинам. Во-первых, выплата компенсации потерпевшему на месте не дает вам гарантии, что потерпевший в будущем не обратится в суд с заявлением на вас. Во-вторых, в состоянии аффекта от ДТП и под воздействием эмоций вы рискуете заплатить больше, чем тот реальный вред здоровью, который был причинен пострадавшему. В-третьих, заплатив один раз, вы рискуете стать для пострадавшего своеобразным денежным донором. Что это значит? Вы заплатили ему один раз и решили, что вопрос с компенсацией вреда здоровью закрыт. Но пострадавший может считать иначе. Потратив заплаченные вами деньги (хорошо, если «на лечение»), он решает вновь попросить у вас денег, снова «на восстановление здоровье» (лекарства, лечение, услуги психолога и т.д.). Потерпевший чувствует себя крайне неудовлетворительно, обвиняет вас в своей нескладывающейся личной жизни, во всех жизненных сложностях и неудачах, произошедших с потерпевшим после ДТП, любые возникающие болячки теперь автоматически сводятся к последствиям от аварии. В общем, причину всех жизненных невзгод он видит именно в вас — виновнике аварии. И конечно, считает, что вполне разумно и обоснованно за это получить от вас деньги. Так считает потерпевший.
Прежде чем перейти к описанию процедуры возмещения ущерба при ДТМ с виновника, необходимо разобраться, что понимается под термином «ущерб». Несмотря на часто практическое применение, далеко не все заинтересованные стороны понимают, что он означает. Ущерб при ДТП формируется из трех основных составляющих, каждая из которых требует отдельного рассмотрения.
Представляет собой повреждение или лишение имущества, а также других благ, выраженное в денежном исчислении. Речь идет не только о транспортном средстве, но и перевозимых грузах или другой собственности, которая находилась в автомобиле в момент аварии.
Главное, что нужно помнить – материальный ущерб относится к страховым, поэтому возмещается в рамках обязательного и добровольного страхования. Материальный ущерб делится на три вида:
- непосредственный вред имуществу потерпевшей стороны;
- затраты, которые предстоят и связаны с восстановлением или ремонтом имущества;
- упущенная прибыль, которая могла быть получена при дальнейшей эксплуатации вышедшего из строя имущества.
Возмещение материального ущерба в рамках обязательного страхования по ОСАГО предусматривает получение до 400 тыс. руб. Выплата осуществляется страховой компанией, которая выдала полис владельцу автомобиля, ставшего причиной ДТП.
Сумма выплаты со стороны страховой компании может быть увеличена при оформлении полиса КАСКО. Если ущерб превышает покрытие по страховке пострадавшей стороне придется обращаться в суд.
Возмещение морального вреда при ДТП
Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.
Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.
Под моральным вредом обычно понимается ущерб, полученный в результате нравственных переживаний, связанных с ДТП. Примерами подобных ситуаций выступают: потеря в аварии родственника, физическая боль от полученных повреждений, временная нетрудоспособность и т.д.
Вопрос о возмещении потерпевшей виде морального вреда, полученного в результате ДТП, считается самым сложным.
В подавляющем большинстве случаев его решением занимается суд, так как страховые компании предпочитают не брать на себя ответственность и не включают этот вид риска не только в ОСАГО, но и в КАСКО.
Вероятность, что заинтересованные стороны договорятся в рамках досудебной процедуры, также не велика.
Большая часть ДТП по своим финансовым последствиям вписывается в рамки ОСАГО, оформленного подавляющим большинством участников дорожного движения. Поэтому проблем с получением компенсации обычно не возникает, так как она исправно выплачивается страховой компанией.
Необходимость возмещения ущерба от ДТП с виновной стороны возникает в следующих ситуациях:
- величина ущерба превышает максимальную выплату страховой компании;
- виновная сторона не оформила страховку или полис не является действительным;
- обстоятельства ДТП не входят в число страховых случаев, предусмотренных полисом ОСАГО или КАСКО. Например, ущерб нанесен не в процессе движения, а во время размещения автомобиля на стоянке;
- потерпевшая сторона желает взыскать компенсацию за полученный моральный вред.
Базовый принцип расчета размера компенсации, заложенный в законодательстве, предусматривает выплату суммы, достаточной для восстановления исходных характеристик транспортного средства. Обязательным условием выступает учет степени износа автомобиля до момента попадания в ДТП.
Стандартные правила расчета компенсации предусматривают включение в итоговую сумму следующих расходов:
- ремонт и восстановление транспортного средства;
- транспортировка машины с места аварии в автосервис;
- уменьшение товарной стоимости авто (рассчитывается для автомобилей со сроком эксплуатации до 5 лет или уровнем износа в пределах 35%);
- все виды морального вреда, причиненного потерпевшей стороне;
- потерянный заработок, затраты на лечение и другие подобные расходы, непосредственно связанные с ДТП;
- сопутствующие обращению в суд затраты – услуги независимого оценщика и/или юриста, почтовые расходы и т.д.
После определения размера возмещения, который необходимо получить с виновной стороны, следует переходить к следующему этапу процедуры взыскания. Она предусматривает два варианта получения компенсации – добровольный (досудебный) и принудительный (с помощью суда).
Такой вариант решения проблемы на практике встречается нечасто. Тем более – если речь идет о серьезной сумме, необходимой, например, для ремонта дорогостоящей иномарки. Действующее законодательство предусматривает достаточно четкую процедуру досудебного урегулирования проблемы возмещения ущерба. Она предусматривает следующие действия потерпевшей стороны:
- получение справки из ГИБДД, подтверждающей факт ДТП и виновника аварии;
- обращение в страховую компанию для подтверждения отказа выплачивать требуемую сумму;
- проведение оценки размера ущерба, которой занимается независимый эксперт;
- направление виновной стороне претензии.
Последний документ заслуживает особенно пристального внимания. Он составляется в произвольной форме и включает следующую информацию:
- сведения о виновной стороне как адресате документа;
- обстоятельства ДТП;
- описание сути проблемы, которая заключается в недостаточности компенсации, полученной в рамках страховки;
- претензия в адрес виновной стороны, включая сумму ущерба;
- подпись заявителя.
В претензии обязательно указывается не только сумма, которую требуется возместить, но и срок, когда это необходимо сделать. Отсутствие реакции со стороны виновника ДТП означает необходимость переходить на следующую стадию разрешения конфликта – подаче искового заявления в суд.
К претензии прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:
- акт о наступлении страхового случая;
- справка из ГИБДД об обстоятельствах ДТП;
- другие документы, подтверждающие позицию заявителя, например, чеки на ремонт, экспертное заключения независимого оценщика и т.д.
Претензия направляется адресату заказным письмом. Если реакция со стороны виновника отсутствует, целесообразно приступать к процедуре возмещения ущерба при ДТП через суд.