Понятие и формы монополистической деятельности на различных рынках

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и формы монополистической деятельности на различных рынках». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Основополагающие начала конкурентной политики России закреплены в Конституции РФ. Так, п. 1 ст. 8 Конституции РФ закрепляет такие принципы рыночной экономики, как свобода экономической деятельности, поддержка конкуренции, а ст. 34 содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Пункт 1 ст. 8 и ст. 34 Конституции РФ провозглашают также единство экономического пространства и свободное перемещение на всей территории России товаров, услуг, финансовых средств. Перечисленные принципы развиваются в текущем законодательстве, в частности, в следующих нормативно-правовых актах:

  1. Гражданский кодекс РФ;
  2. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
  3. Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»;
  4. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
  5. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-93 «О рекламе»;
  6. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и др.

Законодательное определение конкуренции сформулировано в отношении товарных рынков и рынка финансовых услуг.

Понятие и виды монополистической деятельности

Под монополистической деятельностьюпонимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Целесообразно причислять к монополистической деятельности также действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров.

Таким образом. монополистическую деятельность можно классифицировать в зависимости от субъектного состава ее участников.

1. Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов

Согласно ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» хозяйствующими субъектами признаются российские и иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.

Выделяют следующие виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов:

  1. индивидуальнаямонополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке. В зависимости от целей злоупотребления могут проявляться в виде:

    а) изъятия товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
    б) навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, включение в договор дискриминирующих условий;
    в) создания препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;
    г) создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия);
    д) нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
    е) установления монопольно высоких или монопольно низких цен;
    ж) сокращения или прекращения производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства
    з) необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

    В исключительных случаях указанные действия могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от них, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

    Под недобросовестной конкуренциейпонимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

    Признаки недобросовестной конкуренции:

    а) недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только активными действиями, возможность пассивного поведения в виде бездействия не предусмотрена;
    б) данные действия будут рассматриваться как правонарушения, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости;
    в) субъектами недобросовестной конкуренции могут быть лишь хозяйствующие субъекты, то есть российские и иностранные организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели;
    г) целью активных действий субъектов недобросовестной конкуренции является приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;
    д) в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации. Достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции.

    Формы недобросовестной конкуренции определены в разделе III Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». К их числу, в частности, относятся:

    1. распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
    2. введение потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
    3. некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
    4. продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, продукции, работ, услуг;
    5. получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

    Следует иметь в виду, что перечень форм недобросовестной конкуренции, приведенный в ст. 10 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», не является исчерпывающим.

  2. ФОРМЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Цель данной темы – раскрыть особенности монополии.

    Задачи:

    • рассмотреть характерные черты монополии;
    • исследовать основные формы и виды монополий;
    • проанализировать антимонопольное законодательство за рубежом;
    • рассмотреть особенности государственного регулирования монополий в России.
    3.2.1. Понятие и характерные черты монополии
    3.2.2. Формы и виды монополий
    3.2.3. Антимонопольное законодательство за рубежом
    3.2.4. Государственное регулирование монополий в России
    Выводы
    Вопросы для самопроверки

    Версия для печати
    Хрестоматия
    Практикумы
    Презентации

  • Антимонопольная политика

    Понятие монополии и ее отрицательные стороны. Особенности видов и форм монополий, причины их существования. Задачи антимонопольного законодательства. Направления и подходы к проведению антимонопольной политики. Принципы антимонопольной политики России.

    реферат [496,6 K], добавлен 28.01.2014

  • Антимонопольная политика в Российской Федерации

    Понятие и сущность монополии. Виды монополии. Особенности монополии в России. Становление антимонопольной политики в России. Основные направления антимонопольной политики в России. Система государственного регулирования естественных монополий.

    курсовая работа [26,5 K], добавлен 17.01.2003

  • Монополия, ее современные виды и формы

    Определение монополии, ее формы и виды. Естественная, административная и экономическая монополии. Особенности современных монополий. Антимонопольная политика в Российской Федерации. Влияние монополий на экономическую безопасность. Ценовая дискриминация.

    курсовая работа [64,8 K], добавлен 12.11.2008

  • Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике

    Возникновение, формы и виды монополий, их кризис; монополистическая конкуренция. Характеристика естественных монополий: ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги». Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

    курсовая работа [59,5 K], добавлен 20.11.2010

  • Проблема монополизации рынка и антимонопольная политика в России

    Теоретические аспекты монополии: общее понятие, черты, виды, последствия. Антимонопольное регулирование в отношении естественных и искусственных монополий. Антимонопольная законодательная база России. Особенности реформирования российских монополий.

    курсовая работа [153,6 K], добавлен 16.04.2014

  • Виды монополий их влияние на рыночные процессы: позитивный опыт использования антимонопольного законодательства

    Сущность и форма монополистических объединений. Противоречия порожденные монополизацией рынков. Монополия в рыночной экономике. Антимонопольная политика. Роль монополии в условиях России. Конкуренция и монополия.

    курсовая работа [32,0 K], добавлен 16.05.2002

  • Антимонопольное законодательство и регулирование в Украине

    Монополистические тенденции и монополии рыночной экономике. Возникновение и сущность монополий. Формы и виды монополий. Монопольная цена. Монополия и конкуренция. Ценовая политика монополистов. Антимонопольная политика на современном этапе. Антимонопольно

    курсовая работа [39,4 K], добавлен 03.05.2003

Под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Выделяют следующие виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов:

1) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке. В зависимости от характера злоупотребления могут проявляться в следующих формах:

— установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

— изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

— навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

— экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

— экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

— экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

— установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

— создание дискриминационных условий;

— создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

— нарушение установленного законодательством порядка ценообразования;

2) коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Так, согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:

— установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

— повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

— разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

— экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

— навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

— экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

— сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

— созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

— установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые ��рганизации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

Монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (п. 10 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с антимонопольным законодательством можно выделить три вида монополистической деятельности:

  • • злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) своим доминирующим положением на рынке;
  • • соглашения и согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством;
  • • иные действия (бездействия), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Правовые основы конкуренции и монополии на товарных рынках

  1. 12.1. Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг
  2. 12.7. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на рынках финансовых услуг
  3. Глава 9 Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности
  4. 12.5. Понятие и формы недобросовестной конкуренции на товарных рынках
  5. Глава 12. Правовые основы обеспечения конкуренции и ограничения монополистической деятельности
  6. 12.3. Субъекты конкуренции на товарных рынках. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке
  7. 7.2. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Монополистические объединения
  8. 1. Понятие и виды органов исполнительной власти
  9. 1. Понятие и виды органов исполнительной власти
  10. § 4. Виды монополистической деятельности
  11. 7.1. Понятие, условия возникновения и виды конкуренции. Совершенная конкуренция и ее сущность
  12. Тема 12. Рынок монополистической конкуренции.
  13. 2.4. Конкуренция на рынках сбыта
  14. 9.3. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
  15. § 4. Разграничение компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности
  16. § 1. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина
  17. КОНКУРЕНЦИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ

Монополистическая деятельность является антиподом конкуренции. Такие действия направлены на получение максимального дохода путем за счет преимуществ перед конкурентами, которых компания добилась незаконным путем.

Проявляется МД следующим образом:

  • создается искусственный дефицит, путем изъятия части товара из оборота, в результате таких действий спрос значительно превышает предложение и происходит искусственный рост цены;
  • предприятие, ввиду отсутствия конкурентов, навязывает своим контрагентам невыгодные условия контрактов;
  • рыночные законы нарушаются, складываются разные условия для деятельности различных субъектов;
  • нарушение антимонопольного законодательства в области ценообразования.

Действия компании могут трактоваться, как МД, если:

  • Федеральный антимонопольный орган (ФАС) установил доминирующее положение компании;
  • Суммарная доля группы товаров 3-х компаний на рынке превышает 50%;
  • Доля группы товаров, реализуемая 5-ю компаниями, превышает 70% рыночного оборота.

Перечень действий, которые могут трактоваться, как МД, приведенный в законодательстве, не является полным. ФАС может в отношении компании применить меры в случаях, которые прямо в нормативно-правовых актах не указаны, если действие (бездействие) компании ущемляет права или интересы других представителей бизнеса или нарушают нормальную конкуренцию.

Классифицируется МД по разным признакам. В ФЗ «О защите конкуренции» приводятся следующие виды:

  • неправомерные действия организации или группы лиц, которые пользуются своим привилегированным положением;
  • согласованные группой лиц или представителями бизнеса действия, которые нарушают антимонопольное законодательство страны;
  • другие действия, которые законодательство РФ трактует, как монополистическую деятельность.

Защиту субъектам хозяйствования, которые действуют на рынке, обеспечивает государство посредством ФАС. Эта служба проводит мониторинг деятельности предприятий на предмет выявления признаков МД и предпринимает в отношении нарушителей соответствующие меры воздействия. Любая компания может защититься от нарушителей в судебном порядке, подав соответствующий иск.

Монополистическая деятельность негативно влияет на рынок, развитие бизнеса и экономику в целом. Поэтому основная задача государства — это защита прав и интересов субъектов хозяйствования, обеспечение равных прав и здоровой конкуренции.

  • Г

    Государственная монополия

    Государственные финансы

    Государственная монополия это исключительное право государства на изготовление или реализацию определенных видов продуктов, работ или услуг.

    Монополистическая деятельность на товарном рынке и ее виды

    Главными нормативными актами антимонопольного законодательства Российской Федерации являются Конституция и Гражданский кодекс.

    Так, ст. 8 Конституции РФ закрепляет конкуренцию как основной принцип ведения деятельности на рынках, а ст. 10 ГК РФ содержит положения, регламентирующие запрет применения гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

    Среди антимонопольных законодательных актов можно выделить:

    Дополнительными источниками регулирования отношений в данной сфере могут быть:

    Кроме того, отношения в антимонопольной сфере могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, а также актами самого антимонопольного органа.

    Выделяют 2 способа правового регулирования деятельности монополистов:

    1. Американский. Согласно акту Шермана, в США монополизм формально не запрещен. В самой попытке занятия доминирующего положения компанией американское законодательство не видит ничего плохого: карают субъекты именно за нанесенный ею вред. Чтобы монополистические объединения смогли продолжить свое существование, они должны доказать, что их деятельность является полезной для общества, в противном случае правительство вправе наказать монополии за такие действия.
    2. Европейский. В Европе также допускается ведение монополистической деятельности, однако она строго регламентирована. Если же будет доказано, что действия хозяйствующего субъекта несут по большей части вред, госорганы могут запретить данную монополию.

    Среди признаков, наличие которых признают монополистическими, выделяют следующие:

    1. Доля выпускаемой одной компанией продукции на рынке не меньше 50%.
    2. Часть товара не превышает 50%, но доминирующее положение юридического лица на рынке установлено антимонопольным органом (т. е. компанию включили в реестр монополистов).
    3. Доля производимого товара 3-мя компаниями превысила 50%.
    4. Совокупная часть производимой продукции 5-ти компаний составила не менее 70%. Данное положение действует, если доля хотя бы одной из фирм в объединении составляет не меньше 8%.

    Долгое время доли хозяйствующих субъектов не подвергались серьезным изменениям, при этом доступ на рынок остальным компаниям был ограничен.

    Все формы монополистической деятельности условно подразделяются на:

    • договорные, которые ведутся согласно положениями письменного договора;
    • коллективные (согласованные действия нескольких субъектов);
    • индивидуальные (деятельность одной ведущей компании);
    • внедоговорные (или «закулисные», устные).

    Соглашения об ограничении конкуренции могут быть достигнуты конкурирующими и неконкурирующими компаниями.

    Их заключение в письменной и устной форме считается допустимым, если:

    1. Доли сторон на рынке составляют менее 20%.
    2. Оно подразумевает договоренность о коммерческой цессии.

    Есть разница между случаями проявления монополистической деятельности на основании «соглашения» и «согласованных действий».

    Они могут осуществляться как благодаря достижению письменных договоренностей, так и в результате устных соглашений между субъектами.

    Законодательство выделяет следующие разрешенные виды монополий:

    1. Государственная, которая основывается на исключительном праве как федеральных органов власти, так и органов местного самоуправления заниматься некоторыми видами деятельности.
    2. Естественная — монополия, также санкционированная государством, но основанная на целесообразности ограничения конкуренции. Обычно она имеет место в случае нерациональности оказания определенных услуг всеми желающими. Товары, поставляемые естественными монополиями, обладают стабильным спросом независимо от их цены.
    3. Чрезвычайная — монопольное положение определенного предприятия или нескольких компаний, организованное государством на определенное время для решения экстренных задач.

    Они вправе пользоваться в своей деятельности изобретениями, моделями и образцами техники, товарными знаками, фирменными наименованиями и проч.

    Допускаются такие договора и действия субъектов, по результатам которых:

    1. Возрастает уровень конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке.
    2. Стимулируется научно-технический прогресс.
    3. Улучшается производство.

    Еще одним исключением, допускающим существование монополии, являются случаи победы одного производителя в ходе добросовестной конкуренции над другими субъектами предпринимательства (включая уход последних с рынка).

    В таком случае монополист может на ограниченное время стать единственным (или доминирующим) продавцом или производителем определенного товара.

    С юридической точки зрения, деятельность данного субъекта не будет ограничиваться, ему предстоит и далее конкурировать с другими компаниями.

    Все виды ответственности за антиконкурентные действия сводятся к следующим:

    • уголовная;
    • административная;
    • гражданско-правовая;
    • специальная.

    Уголовная ответственность предусматривает изъятие дохода, полученного из-за совершенного правонарушения либо лишение свободы до 7 лет и запрет на занимание определенных должностей или ведение деятельности до 1 года (ст. 178 УК РФ).

    Административная ответственность закреплена в ст. 14.31 и 14.32 КоАП РФ. Она сводится к штрафам (фиксированным и расчетным) в размере 100 тыс. руб. либо 15 % от оборота предприятия в текущем календарном году. Реже применяется дисквалификация конкретных должностных лиц.

    Гражданско-правовая ответственность подразумевает взыскание через арбитражный суд понесенных убытков, включая упущенную выгоду и причиненный имуществу вред.

    ЛЕКЦИЯ № 39. Монополистическая деятельность и ее виды

    Основы регулирования этих экономических институтов заложены в Конституции РФ (ст. 8, 34), а также в Гражданском кодексе РФ (ст. 1, 10).

    Главным актом, осуществляющим правовое регулирование монополистической деятельности и конкуренции, является закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗот 26.07.

    2006(далее — закон № 135-ФЗ). Важные нормы содержатся также в других законах и подзаконных актах.

    Подробно эти темы освещены в статьях «Антимонопольное законодательство РФ — основные акты» и «Закон о защите конкуренции — основные положения».

    Вся административная работа по защите рынков от различных проявлений монополистической деятельности возложена на Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

    Подробнее об этом рассказывается в статье «Основные полномочия и функции ФАС».

    1. § 3.3. ОГРАНИЧЕНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ§ 3.3.1. Определение доминирующего положения предприятия на товарном рынке
    2. ГЛАВА 12. БИЗНЕС НА РЫНКЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ, ИНФОРМАЦИОННЫХ, ЭКСПЕРТНЫХ И КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ. ДЕЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА
    3. § 3.5. ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
    4. Виды профессиональной деятельности на фондовом рынке
    5. 41. Виды страховых услуг на рынке страхования: личное и имущественное, ответственности и предпринимательских рисков
    6. 11.1. Предпринимательская деятельность на финансовом рынке
    7. 56. ПОСРЕДНИКИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ И ИНВЕСТИЦИОННЫХ УСЛУГ
    8. § 3.5.3. Государственный контроль за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг
    9. Виды деятельности банков на рынке ценных бумаг.
    10. Понятие и виды риска на рынке ценных бумаг
    11. 8. ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ, ИХ РОЛЬ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ
    12. Глава 2 Сущность и виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
    13. Равновесие на товарном рынке.
    14. 7.2. ВИДЫ СТРАХОВЫХ УСЛУГ НА РЫНКЕ СТРАХОВАНИЯ 7.2.1 ЛИЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ
    15. Равновесие на рынке товарных денег.
    16. § 3.4.3. Определение объема товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке
    17. 53 РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ. ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЯ
    База знаний псисфера Самопознание и саморазвитие 1
    Обсессивно-компульсивное расстройство Психическое здоровье 3
    галлюцинации Психическое здоровье 2
    Психологческая бессмысленность Самопознание и саморазвитие 3
    Лечение наркотической зависимости Зависимости, вредные привычки 3
    Катерина · 2 недели назад Спасибо за статью…. Экзистенциальные кризисы
    akasurat · 3 недели назад Всегда интересно… Понятие, смысл, основные формы бытия
    Егор · 3 недели назад по моему мнению,… Субъективные переживания
    Юлия · 3 недели назад это отрывок А.А…. Техники в гештальт-терапии

    Юридическое определение монополистической деятельности (далее — МД) содержится в п. 10 ст. 4 закона № 135-ФЗ. Под МД понимается злоупотребление предпринимателем (либо группой предпринимателей) своим доминирующим положением на рынке, выражающимся в запрещенных законодательством действиях (в случае группы предпринимателей — действиях и соглашениях) либо иных запрещенных деяниях, прямо названных законодательством МД.

    Таким образом, признаки монополистической деятельности — это сочетание доминирующего положения на рынке с запрещенными деяниями, о которых мы расскажем далее.

    Можно выделить 3 группы случаев, являющихся МД:

    • доминирующее положение предпринимателя, сопряженное с набором запрещенных деяний;
    • запрещенные законом соглашения группы предпринимателей;
    • иные запрещенные законом действия.

    Первые 2 группы будут рассмотрены ниже, а в 3-ю входят действия, являющиеся видами недобросовестной конкуренции (гл. 2.1 закона № 135-ФЗ). Они подробно рассмотрены в статье «Понятие и виды недобросовестной конкуренции».

    Доминирующим положением на рынке товаров (для финансовых рынков действуют иные правила) является положение предпринимателя:

    • обладающего более чем 50-процентной долей конкретной товарной позиции на рынке;
    • обладающего менее чем 50-процентной долей (но не меньше 35%) конкретной товарной позиции на рынке, прямо признанного в качестве такового ФАС;
    • входящего в группу из 3 предпринимателей, совместно имеющих более чем 50-процентную долю конкретной товарной позиции на рынке (но каждый из них имеет не меньше 8%);
    • входящего в группу из 5 предпринимателей, совместно имеющих более чем 70-процентную долю конкретной товарной позиции на рынке (но каждый из них имеет не меньше 8%).

    Обратите внимание! Во 2-м случае нижнее пороговое значение доминирующего положения может быть снижено законом. Например, законом «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ оно установлено равным 25-процентной доле.

    В 3-м и 4-м случаях доминирующее положение предпринимателя фиксируется только при условии малой изменчивости указанных долей в срок не менее 1 года (если товар новый, то берется полный срок существования его на рынке, и этот срок может быть менее 1 года) и при условии невозможности замены этого товара иным для потребителя. При этом доминирующее положение предпринимателя не фиксируется, если его выручка при реализации товаров за истекший календарный год не была больше 400 000 000 руб., но при условии, что:

    • участники юрлица только физлица (если участник один, то им может быть и ИП);
    • предприниматель не является естественной монополией.

    Различают 2 вида субъектов МД:

    • предприниматель в единственном числе;
    • группа предпринимателей.

    В число субъектов МД закон № 135-ФЗ (п. 5 ст. 4) включает:

    • коммерческую организацию;
    • некоммерческую организацию, занимающуюся прибыльной деятельностью;
    • ИП;
    • физлицо, осуществляющее прибыльную деятельность без регистрации ИП.

    Группа предпринимателей (именуемая в законе картелем) может объединиться и заключить негласное соглашение о манипулировании рынком определенного товара. Подобные объединения и соглашения запрещены законом. К такого рода соглашениям закон относит договоренности:

    • о манипулировании ценами;
    • о территориальном разделе рынка;
    • о снижении (до полного прекращения) выпуска товаров;
    • о незаключении договоров с определенными поставщиками и потребителями и другие подобного рода соглашения.

    Поскольку доказать наличие таких соглашений бывает часто затруднительно, закон также запрещает согласованные действия, указанные в приведенном выше перечне.

    Важно! Законом также запрещены так называемые вертикальные соглашения. Под ними понимаются соглашения между поставщиком и покупателем, направленные на ограничение конкуренции. Исключение сделано для соглашений, в которых доля каждого из контрагентов ниже 20 процентов на рынке товара. Под запретом также находятся соглашения между участниками и заказчиками торгов, если они могут привести к ограничению конкуренции.

    ***

    Подведем итоги и ответим на вопрос, вынесенный в заглавие статьи. Если ФАС не может констатировать:

    • наличие любых запрещенных законом № 135-ФЗ деяний;
    • доминирующее положение предпринимателя, сопряженного с запрещенными деяниями,
    • то признаков МД у предпринимателя не наблюдается.

    Легальное определение монополистической деятельности содержится в п. 4 ст. 1 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Монополистическая деятельность — противоречащие закону действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред нравам, свободам и законным интересам потребителей.

    Монополистическая деятельность является деятельностью противоправной и, следовательно, имеет состав.

    Рыночная структура — комбинация характерных отраслевых признаков организации рынка.

    Каждый тип рыночной структуры имеет ряд характерных для него признаков, которые влияют на то, как формируется уровень цен, как взаимодействуют продавцы на рынке и т. д. Кроме того, типы рыночных структур имеют различную степень конкуренции.

    Ключевые характеристики типов рыночных структур:

    • количество фирм-продавцов в отрасли;
    • размеры фирм;
    • количество покупателей в отрасли;
    • вид товара;
    • барьеры для входа в отрасль;
    • доступность рыночной информации (уровень цен, спрос);
    • возможность отдельной фирмы повлиять на рыночную цену.

    Важнейшая характеристика типа рыночной структуры — уровень конкуренции, то есть возможность отдельно взятой фирмы-продавца повлиять на общую конъюнктуру рынка. Чем рынок более конкурентный, тем ниже такая возможность. Сама конкуренция может быть как ценовой (изменение цены), так и неценовой (изменение качества товара, дизайна, сервиса, реклама).

    Можно выделить 4 основных типа рыночных структур или моделей рынка, которые представлены ниже в порядке убывания уровня конкуренции:

    1. совершенная (чистая) конкуренция;
    2. монополистическая конкуренция;
    3. олигополия;
    4. чистая (абсолютная) монополия.

    Таблица со сравнительным анализом основных типов рыночных структура показана ниже.

    Монополистическая деятельность

    Рынок совершенной конкуренции (англ. «Perfect competition») — характеризуется наличием множества продавцов предлагающих однородный товар, при свободном ценообразовании.

    То есть на рынке действует много фирм предлагающих однородную продукцию, и каждая фирма-продавец, сама по себе, не может повлиять на рыночную цену этой продукции.

    На практике, да еще в масштабах всей национальной экономики, совершенная конкуренция встречается крайне редко. В XIX в. она была характерна для развитых стран, в наше же время к рынкам совершенной конкуренции можно отнести только (и то с оговоркой) сельскохозяйственные рынки, фондовые биржи или международный валютный рынок (Форекс). На таких рынках продается и покупается достаточно однородный товар (валюта, акции, облигации, зерно), и его продавцов очень много.

    Рынок монополистической конкуренции (англ. «Monopolistic competition») — характеризуется большим количеством продавцов, предлагающих разнообразный (дифференцированный) товар.

    В условиях монополистической конкуренции вход на рынок достаточной свободный, барьеры есть, но они относительно легко преодолимы. Например, чтобы войти на рынок фирме может потребоваться получить специальную лицензию, патент и т. д. Контроль фирм-продавцов над фирмами ограничен. Спрос на товары имеет высокую эластичность.

    Примером монополистической конкуренции может служить рынок косметики. Например, если потребители предпочитают косметическую продукцию «Avon», то они готовы заплатить за нее больше, чем за аналогичную косметику других компаний. Но если разница в цене будет слишком большой, потребители все же перейдут на более дешевые аналоги, например фирмы «Oriflame».

    К монополистической конкуренции можно отнести рынки пищевой и легкой промышленности, рынок лекарственных средств, одежды, обуви, парфюмерии. Товары на таких рынках дифференцированы — один и тот же товар (например, мультиварка) у разных продавцов (производителей) может иметь множество различий. Различия могут проявляться не только в качестве (надежность, дизайн, количество функций и пр.), но и в сервисе: наличие гарантийного ремонта, бесплатная доставка, техподдержка, рассрочка платежа.

    Особенности или черты монополистической конкуренции:

    • количество продавцов: большое;
    • размер фирм: маленький или средний;
    • количество покупателей: большое;
    • товар: дифференцированный;
    • контроль над ценой: ограниченный;
    • доступ к рыночной информации: свободный;
    • барьеры для входа в отрасль: низкие;
    • методы конкурентной борьбы: главным образом неценовая конкуренция, и ограниченная ценовая.

    Рынок олигополии (англ. «Oligopoly») — характеризуется наличием на рынке небольшого числа крупных продавцов, товар которых может быть как однородным, так и дифференцированным.

    Вход на олигополистический рынок затруднителен, входные барьеры очень высоки. Контроль отдельных компаний над ценами ограниченный.

    Примерами олигополии могут служить автомобильный рынок, рынки сотовой связи, бытовой техники, металлов.

    Особенность олигополии в том, что решения компаний о ценах на товар и объемах его предложения взаимозависимы. Ситуация на рынке сильно зависит от того как реагируют компании при изменении цены на продукцию одним из участников рынка. Возможны два вида реакции:

    1. Реакция следования — другие олигополисты соглашаются с новой ценой и устанавливают цены на свой товар на таком же уровне (следуют за инициатором изменения цены);
    2. Реакция игнорирования — другие олигополисты игнорируют изменение цены фирмой-инициатором и поддерживают прежний уровень цен на свою продукцию.

    Рынок чистой монополии (англ. «Monopoly») — характеризуется наличием на рынке одного-единственного продавца уникального (не имеющей близких заменителей) товара.

    Абсолютная или чистая монополия — полная противоположность совершенной конкуренции. Монополия — рынок одного продавца. Конкуренция отсутствует. Монополист обладает всей полнотой рыночной власти: устанавливает и контролирует цены, решает какой объем товара предлагать рынку. При монополии отрасль, по сути, представлена всего одной фирмой. Барьеры входа на рынок (как искусственные, так и естественные) практически непреодолимы.

    Законодательство многих стран (в т. ч. России) борется с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией (сговор между фирмами в установлении цен, демпинг).

    Чистая монополия, особенно в масштабах всей страны, явление очень и очень редкое. Примерами могут служить небольшие населенные пункты (деревни, поселки, небольшие города), где лишь один магазин, один владелец общественного транспорта, одна железная дорога, один аэропорт. Или естественные монополии.

    Особые разновидности или типы монополии:

    1. Естественная монополия — товар в отрасли может быть произведен одной фирмой с меньшими затратами, чем если бы его производством занималось множество фирм (пример: предприятия коммунального хозяйства);
    2. Монопсония– на рынке единственный покупатель (монополия со стороны спроса);
    3. Двусторонняя монополия — один продавец, один покупатель;
    4. Дуополия — в отрасли присутствуют два независимых продавца (такая модель рынка впервые была предложена французским экономистом А. О. Курно).

    Особенности или условия монополии:

    • количество продавцов: один (или два, если речь идет о дуополии);
    • размер фирмы: различный (чаще большой);
    • количество покупателей: различное (может быть как множество, так и единственный покупатель в случае двусторонней монополии);
    • товар: уникальный (не имеет заменителей);
    • контроль над ценой: полный;
    • доступ к рыночной информации: блокирован;
    • барьеры для входа в отрасль: практически непреодолимы;
    • методы конкурентной борьбы: отсутствуют за ненадобностью (единственное, фирма может работать над качеством для поддержания имиджа).

    Монополистическая деятельность на товарном рынке — это злоупо­требление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим домини­рующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральны­ми законами монополистической деятельностью.

    Классификация монополистической деятельности проводится по различным основаниям.

    В зависимости от формы проявления выде­ляют:

    — договорный

    — внедоговорный вид монополистической деятель­ности

    В основу классификации может быть положено количество участников монополистической деятельности. В этом случае говорят об индивидуальной и коллективной антиконкурентной практике.

    Монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

    Таким образом, понятие монополистической деятельности включает в себя три группы форм монополистической деятельности:

    1. злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;
    2. ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов;
    3. иные действия (бездействия), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

    Виды монополистической деятельности (по субъектному признаку):

    1. монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов:
      • индивидуальная монополистическая деятельность (злоупотребление своим доми­нирующим положением на рынке);
      • коллективная монополистическая деятельность (в виде соглашений (согласованных действий), ограничивающих кон­куренцию).
    2. монополистическая деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления:
      • индивидуальная (формы проявления — акты или действия государственных органов и органов местного самоуправления);
      • коллективная (в форме соглашений, согласованных действий).
    3. монополистическая деятельность на рынке финансовых услуг:
      • финансовых органи­заций;
      • органов исполнительной власти, Цент­рального банка РФ, органов местного самоуправления.

    Основы регулирования этих экономических институтов заложены в Конституции РФ (ст. 8, 34), а также в Гражданском кодексе РФ (ст. 1, 10).

    Обратите внимание! Главным актом, осуществляющим правовое регулирование монополистической деятельности и конкуренции, является закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗот 26.07.2006(далее — закон № 135-ФЗ).

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    Важные нормы содержатся также в других законах и подзаконных актах. Подробно эти темы освещены в статьях «Антимонопольное законодательство РФ — основные акты» и «Закон о защите конкуренции — основные положения». Вся административная работа по защите рынков от различных проявлений монополистической деятельности возложена на Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Подробнее об этом рассказывается в статье «Основные полномочия и функции ФАС».

    — полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж;

    Доминирующим положением на рынке товаров (для финансовых рынков действуют иные правила) является положение предпринимателя:

    • обладающего более чем 50-процентной долей конкретной товарной позиции на рынке;
    • обладающего менее чем 50-процентной долей (но не меньше 35%) конкретной товарной позиции на рынке, прямо признанного в качестве такового ФАС;
    • входящего в группу из 3 предпринимателей, совместно имеющих более чем 50-процентную долю конкретной товарной позиции на рынке (но каждый из них имеет не меньше 8%);
    • входящего в группу из 5 предпринимателей, совместно имеющих более чем 70-процентную долю конкретной товарной позиции на рынке (но каждый из них имеет не меньше 8%).

    Обратите внимание! Во 2-м случае нижнее пороговое значение доминирующего положения может быть снижено законом. Например, законом «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ оно установлено равным 25-процентной доле.

    В 3-м и 4-м случаях доминирующее положение предпринимателя фиксируется только при условии малой изменчивости указанных долей в срок не менее 1 года (если товар новый, то берется полный срок существования его на рынке, и этот срок может быть менее 1 года) и при условии невозможности замены этого товара иным для потребителя. При этом доминирующее положение предпринимателя не фиксируется, если его выручка при реализации товаров за истекший календарный год не была больше 400 000 000 руб., но при условии, что:

    • участники юрлица только физлица (если участник один, то им может быть и ИП);
    • предприниматель не является естественной монополией.

    Наличие доминирующего положения на рынке является важным условием МД, но недостаточным. Для констатации наличия МД при доминировании на рынке необходимы определенные деяния (выражающиеся в первую очередь в форме действия, но возможные также и в форме бездействия). Такие деяния называются формами МД.

    Приведем перечень подобных деяний, определенных законом (ч. 1 ст. 10 закона № 135-ФЗ):

    • монопольное манипулирование ценами на рынке товара (введение и сохранение неоправданно высоких или низких цен);
    • намеренное удаление товара с рынка с целью увеличения цены на него;
    • намеренное, экономически неоправданное, завершение (значительное снижение) производства товара, пользующегося спросом;
    • принуждение контрагента по сделке к экономически неоправданным невыгодным условиям сделки, в т. ч. к условиям, не имеющим отношения к сделке;
    • введение преград для выхода на рынок товаров других предпринимателей;
    • экономически неоправданное введение различных цен на один и тот же товар;
    • несоблюдение государственного ценообразования;
    • создание дискриминационных условий введения на рынок и обращения на нем товаров.

    Данный перечень, введенный законом, является неполным (п. 4 постановления ВАС РФ № 30 от 30.06.2008).

    Важно! Кодексом об административных правонарушениях введена ответственность в отношении предпринимателей, занимающих доминирующее положение (ст. 14.31 КоАП).

    Ответственность наступает при наличии следующих признаков — доминирующее положение и:

    • либо действия, запрещенные антимонопольным законодательством, приводящие к ограничению прав других лиц, но не связанные с нарушениями в отношении конкуренции (1-й состав);
    • либо действия, обладающие теми же свойствами, но нарушающие конкуренцию (2-й состав).

    Различают 2 вида субъектов МД:

    • предприниматель в единственном числе;
    • группа предпринимателей.

    В число субъектов МД закон № 135-ФЗ (п. 5 ст. 4) включает:

    • коммерческую организацию;
    • некоммерческую организацию, занимающуюся прибыльной деятельностью;
    • ИП;
    • физлицо, осуществляющее прибыльную деятельность без регистрации ИП.

    Группа предпринимателей (именуемая в законе картелем) может объединиться и заключить негласное соглашение о манипулировании рынком определенного товара. Подобные объединения и соглашения запрещены законом. К такого рода соглашениям закон относит договоренности:

    • о манипулировании ценами;
    • о территориальном разделе рынка;
    • о снижении (до полного прекращения) выпуска товаров;
    • о незаключении договоров с определенными поставщиками и потребителями и другие подобного рода соглашения.

    Поскольку доказать наличие таких соглашений бывает часто затруднительно, закон также запрещает согласованные действия, указанные в приведенном выше перечне.

    Важно! Законом также запрещены так называемые вертикальные соглашения. Под ними понимаются соглашения между поставщиком и покупателем, направленные на ограничение конкуренции. Исключение сделано для соглашений, в которых доля каждого из контрагентов ниже 20 процентов на рынке товара. Под запретом также находятся соглашения между участниками и заказчиками торгов, если они могут привести к ограничению конкуренции.

    ***

    Подведем итоги и ответим на вопрос, вынесенный в заглавие статьи. Если ФАС не может констатировать:

    • наличие любых запрещенных законом № 135-ФЗ деяний;
    • доминирующее положение предпринимателя, сопряженного с запрещенными деяниями,
    • то признаков МД у предпринимателя не наблюдается.

    Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей (ст.1 Закона о монополистической деятельности).

    Монополистическая деятельность является правонарушением, ее следует рассматривать как антипод конкуренции. Конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, при которой самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

    Законодательством закреплены правомерные виды монополистической деятельности это: государственная, естественная и чрезвычайная монополии.

    Государственная монополия — это система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности имеет государство в лице определенных государственных органов или иных полномочных субъектов.

    Естественная монополия — система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.

    Чрезвычайная монополия — система общественных отношений на товарном рынке по созданию, реализации или потреблению товаров, санкционированная государством на определенный период времени.

    Классифицировать монополистическую деятельность возможно по различным основаниям: договорная и внедоговорная; индивидуальная и коллективная; осуществляемую субъектами хозяйствования или государственными органами. В Законе о монополистической деятельности предусматривается классификация монополистической деятельности в зависимости от количества участников (индивидуальная и коллективная) ее осуществляющих.

    Так, монополистической деятельностью будут признаваться действия (бездействие) субъекта (ов) хозяйствования направленные на:

    создание препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничения свободы их конкуренции;

    изъятие товаров из обращения, ограничение производства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованное и преднамеренное повышение (снижение) цен, а также принятие иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;

    установление (поддержание) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;

    заключение и (или) исполнение договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора, а также любое иное навязывание таких условий или отказ от заключения договора по причине отказа их принятия возможным контрагентом;

    заключение соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров по причине отказа принятия возможным контрагентом названных условий;

    [1]

    — наличие определенных преград для вхождения на рынок других фирм.

    Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (п.10 ст.4 Закона о конкуренции).

    Под монополистической деятельностью- злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

    Выделяют следующие виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов:

    1) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке.

    2) коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Так, согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:- установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;- повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; — разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

    Техническое регулирование

    техническое регулирование — «правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению или оказанию услуг, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».

    В этом же нормативном документе приводится перечень основных понятий, необходимых для оптимального технического регулирования:

    1) аккредитация, представляющая собой официальное признание Госорганом по вопросам аккредитации компетентности юридического или физического лица с возможностью выполнения работы в области оценки соответствия;

    2) безопасность товара, процессов производства, хранения, использования, перевозки, реализации и утилизации, под которой подразумевается такое состояние, при котором полностью исключается риск возможного причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу юридических или физических лиц и имуществу муниципальных и Государственных органов, окружающей экологии, а также жизни и здоровью животных и растений;

    3) ветеринарно—санитарные и фитосанитарные меры, под которыми подразумеваются обязательные для исполнения процедуры и требования, создаваемые для защиты от рисков, которые возможны при проникновении, распространении и закреплении вредоносных и болезнетворных организмов, заболеваний и их переносчиков, включая случаи их распространения с помощью растений или животных посредством контактирования с товарами, грузами, транспортными средствами и различными материалами, из—за наличия разнообразных добавок, токсинов, других загрязняющих веществ, сорных растений, вредителей, болезнетворных организмов, которые могут находиться в кормах и пищевых продуктах, а также процедуры и требования для защиты от распространения иных возможных вредных организмов;

    4) декларирование соответствия, представляющее собой форму подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

    [3]

    Монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, а также соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с ФЗ монополистической деятельностью.

    Понятие монополистической деятельности включает в себя три группы форм монополистической деятельности: — злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) своим доминирующим положением на рынке; — соглашения и согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством; — иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

    Выделяют следующие виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов:

    1) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке. В зависимости от характера злоупотребления могут проявляться в следующих формах:

    [2]

    1. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации. Учебник; ТК Велби, Проспект — М., 2016. — 208 c.
    2. Зайцев, А. И. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебных приставах» / А.И. Зайцев, М.В. Филимонова. — М.: Ай Пи Эр Медиа, 2014. — 128 c.
    3. CD-ROM. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. — 577 c.
    4. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, 2013. — 432 c.
    5. Пауков, В.С. Лекции по судебной медицине / В.С. Пауков. — М.: Практическая медицина, 2018. — 372 c.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.