Учебный отпуск военнослужащего по контракту: предоставление в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учебный отпуск военнослужащего по контракту: предоставление в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для лиц офицерского состава устанавливается правило, согласно которому они имеют право на предоставление учебных отпусков для:

  1. Сдачи вступительных, семестровых экзаменов;
  2. Подготовки к защите дипломных работ.

При этом указано условие, что получать высшее образование в гражданских вузах военнослужащий должен впервые. Учебное учреждение должно обязательно иметь государственную аккредитацию, заочную форму обучения за счет бюджетных средств.

Поскольку 100% офицеров уже имеют высшее образование, возникают некоторые недоразумения по поводу трактовки «впервые». В данном случае имеется в виду именно получение гражданской специальности. Если у офицера имеется военное образование, тогда для него это будет «впервые». Исключением является случай, когда на обучение отправляют органы исполнительной власти в порядке, предусмотренном законом военной службы. Не играет роли, какое по счету будет это образование у офицера.

Основные положения, права и правила учебного отпуска военнослужащего

Получение высшего технического образования лицами, заключившими контракт на службу в ВС РФ, поддерживается МО. Но в отличие от офицеров, прапорщики, сержанты, рядовые военнослужащие имеют право подавать рапорт о предоставлении учебного отпуска только спустя 3 года от начала военной службы. В остальном все условия одинаковы:

Солдаты, попавшие в армию на срочную службу, не имеют право на получение учебного отпуска. Получить возможность обучаться можно, только заключив контракт, прослужив не менее 3 лет. Разрешается поступать в военные заведения, адъюнктуру, докторантуру, профессиональные образовательные учреждения. Военнослужащим-призывникам запрещается учиться, следовательно, отпуск не предоставляется. Все вопросы по отсрочке обучения нужно решать до призыва в армию. Чаще всего просят академический отпуск.

Срочники имеют право на обучение только в военных учреждениях, курсах квалификационной подготовки, переподготовки.

Длительность зависит от формы обучения, года. При наличии допуска к экзаменам военному, поступившему в высшее учебное заведение, предоставляется отпуск сроком на 30 дней. Если невозможно установить начало обучающей кампании, дают отгулы с расчетом 10 суток на каждый экзамен. После зачисления в ВУЗ, другое учебное заведение, на сессию 1, 2 курса отводится 40 дней, 4, 5 – 50 дней. На написание дипломного проекта дают 4 месяца, подготовка к государственным экзаменам занимает 1 месяц.

При получении средне — специального образования на сессию 1, 2 курса дают 30 дней, 4, 5 – 40 суток. Нас дачу государственных экзаменов дают 30 суток, написание, сдачу квалификационной работы – 2 месяца.

В действующих законах указано, что военнослужащий имеет право беспрекословно получать отпуск на время сессии, сдачи экзаменов, подготовки к написанию дипломной работы. Однако специфика военной службы такова, что солдат также должен проходить учения, полевые занятия, участвовать в миротворческих, боевых операциях. В данном случае военнослужащий получает отказ, в письменной форме оповещается руководитель учебного заведения. Они, в свою очередь, должны перенести время сдачи сессии на период, когда солдат будет находиться по месту дислокации воинской части.

Если служебная необходимость растягивается на неопределенное время, предоставляется академический отпуск до завершения чрезвычайной ситуации. Отказ от предоставления учебного отпуска по иным причинам является неправомерным.

Чтобы оформить учебный отпуск, необходимо:

  • Получить из учебного учреждения справку-вызов с указанием времени начала, завершения сессии;
  • Написать командиру части рапорт о предоставлении учебного отпуска;
  • Начальник подписывает приказ, отдает отрывную часть справки военнослужащему;
  • По окончанию сессии специалист учебного заведения заполняет корешок справки должным образом, скрепляется подписью, печатью, отдает солдату;
  • По возвращению в воинскую часть служащий отдает справку в финансовый отдел с целью получения денежной компенсации.

Офицерам, обучающимся в адъюнктурах, военных вузах, запрос отправляет ректор. На основании извещения командир части подписывает приказ о предоставлении адъюнкту, диссертанту достаточного времени на подготовку. Приказ о предоставлении отпуска отправляется в учебное заведение по почте.

Основные правовые акты:

  • Федеральный закон от 27.05.1998 № «О статусе военнослужащих»;
  • Постановление Правительства РФ от 03.11.2014 № 1156 «О порядке реализации права офицеров, проходящих военную службу по контракту, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения»;
  • Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2014 года » 1155 » О порядке реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы, по контракту которых составляет не менее трех лет, на обучение…»;
  • Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное указом Президента РФ 1999 г. «1237.

Образование на коммерческой основе военнослужащий имеет право получать, но льготами не пользуется, учебный отпуск официально не предоставляется, пребывание в учебном заведении не оплачивается.

Право на получение образования военнослужащими (в том числе служащими по контракту) закреплено в законах и нормативных актах. Перечислим основные:

  1. «О статусе военнослужащих» — Федеральный закон № 76-ФЗ от 27.05.1998 (п. 6-8 ст. 11).
  2. «О порядке реализации права офицеров, проходящих военную службу по контракту, на обучение в гражданский профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения» — Постановление Правительства РФ № 1156 от 03.11.2014.
  3. «О порядке реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, на обучение…» — Постановление Правительства РФ № 1155 от 03.11.2014.
  4. «Вопросы прохождения военной службы» — Указ Президента РФ от 16.09.1999 № 1237.

Законодательная и нормативная база отдельно регулирует предоставление отпуска на учебу для офицеров и отдельно для прапорщиков, мичманов, сержантов, рядовых контрактной службы. Она описывает, что говорит статус военнослужащего о предоставлении учебного отпуска. Знание законов помогает защитить права и четко понимать процедуру от подачи рапорта на обучение до его завершения в течение срока службы.

Отказ военнослужащему, обучающемуся на платной основе, в предоставлении учебного отпуска является незаконным.

В соответствии со ст. 4 закона:

1. Правовыми основами статуса
военнослужащих являются
Конституция Российской Федерации,
федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. 2. Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом,
не могут быть отменены или снижены
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Пункт 2 ст. 19 закона предоставляет право военнослужащему получить образование за счет средств федерального бюджета, то есть бесплатно.

Цель указанной нормы закона – создание благоприятных условий для получения военнослужащими образования, а также для последующего трудоустройства граждан, завершивших военную службу.

Однако наличие права на бесплатное (за счет средств бюджета) образование не ущемляет конституционного права военнослужащего получить образование на платной основе.

В нормативных документах,

регламентирующих статус военнослужащих,
отсутствует запрет
на получение военнослужащими среднего профессионального образования и высшего образования на платной основе.

В частности, в пункте 6 ст. 11 закона сказано:

6. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются учебные отпуска для подготовки к вступительным испытаниям и прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, прохождения промежуточной и итоговой аттестации по указанным образовательным программам в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

То есть учебный отпуск предоставляется независимо от того, является ли обучение платным или нет.

Перечислим общие условия предоставления учебных отпусков для военнослужащих. Они отличаются от того, как предоставляется учебный отпуск военнослужащему по контракту. Об этом рассказали в отдельном блоке. Общие условия:

  • поступление, обучение в военно-учебных заведениях, адъюнктуре и военной докторантуре;
  • поступление, обучение в организациях высшего образования;
  • поступление, обучение в профессиональных образовательных организациях среднего образования;
  • форма обучения — заочная, очно-заочная;
  • наличие у образовательной организации государственной аккредитации;
  • обучение на бюджетной основе (не платное);
  • получение образования соответствующего уровня впервые;
  • наличие справки-вызова от образовательной организации по форме, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1368.

Почему военных, обучающихся на платной основе, лишают права на учебный отпуск

Однако в настоящее время усматривается тенденция толкования специальных правовых норм, регламентирующих правовой статус военнослужащих, по принципу: запрещено и ограничено всё, что не разрешено.

И отказы в предоставлении учебного отпуска военным, обучающимся на платной основе, прямое тому свидетельство.

Дело в том, что Порядок предоставления учебного отпуска на основании ст. 19 закона, то есть при обучении на бесплатной основе, регулируется Правилами, утвержденными постановлениями Правительства от 3 ноября 2014 года N 1155 и 1156.

При этом правила предоставления учебного отпуска военнослужащим, обучающимся на платной основе

, правительством
до настоящего времени не утверждены.
Это существенный пробел в нормативной деятельности, который позволяет толковать законодательство по своему усмотрению.

Напомним правоприменителям:

  • право на образование закреплено в Конституции России;
  • право на учебный отпуск закреплено в ст. 11 ФЗ «О статусе военнослужащих». При этом возникновения права на такой отпуск не ограничено условием обучения за счет средств федерального бюджета;
  • статья 19 закона предоставляет военнослужащим право обучения на бесплатной основе, однако не запрещает и не ограничивает право военнослужащих обучаться на платной основе;
  • правовые и социальные гарантии военнослужащим, в том числе право на учебный отпуск, предусмотренные ФЗ «О статусе военнослужащих», не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в ФЗ «О статусе военнослужащих»;
  • наличие утвержденных правительством Правил предоставления военнослужащим учебных отпусков при обучении за счет средств бюджета не отменяет право военнослужащих на учебный отпуск при обучении на платной основе, поскольку такая отмена возможна лишь путем внесения соответствующих изменений в статью 11 ФЗ «О статусе военнослужащих».

100 % офицерского состава имеют высшее образование. В Федеральном законе «О статусе военнослужащих» и комментариях к нему указывается: «офицеры, получившие высшее образование в военных вузах МО РФ, но не имеющие гражданского среднего или высшего специального образования, рассматриваются с точки зрения обучения в гражданских вузах как получающие соответствующее образование впервые» (абз. 6 п. 5 ст. 19 ФЗ № 76-ФЗ от 27.05.1998).

Иногда офицеры направляются на обучение в гражданские аккредитованные вузы по направлению органов исполнительной власти. Это бывает, если в этом органе предусмотрена Федеральным законом военная служба. Отпуск и социальные гарантии здесь предоставляются независимо от того, какое по счету образование получает военнослужащий и имел ли он до этого гражданскую специальность. Норма регулируется п. 3 и п. 6 Правил, описанных в Постановлении Правительства РФ № 1156 от 03.11.2014.

Военная служба представляет собой особый вид государственной службы, поэтому военнослужащие имеют специальный правовой статус, который определен в ст. 1 федерального закона «О статусе военнослужащих»:

2. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Таким образом, статус военнослужащего простыми словами определяется так: разрешено всё, что не запрещено или не ограничено законодательством.

Предоставление учебного отпуска военнослужащему по контракту имеет некоторые особенности. Основные условия предоставления такого отдыха мало отличаются от гарантий, предоставляемых офицерам. Для прапорщиков и младшего состава, проходящих контрактную службу, введен временной ценз — 3 года. Это значит. что эта категория военных не может подать рапорт на такой вид отдыха и его оплату, не прослужив 3 года (п. 1 ст. 19 Правил, описанных в Постановлении Правительства РФ № 1155 от 03.11.2014).

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 25.02.2022)

      «О государственном оборонном заказе»

    • Федеральный закон от 06.12.2021 N 396-ФЗ (ред. от 25.02.2022)

      «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»

    • Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 25.02.2022)

      «Об акционерных обществах»

    • Указ Президента РФ от 28.02.2022 N 79

      «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций»

    • Указ Президента РФ от 25.02.2022 N 78

      «О награждении государственными наградами Российской Федерации»

    • Указ Президента РФ от 24.02.2022 N 74

      «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 213 «Вопросы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации»

    • Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 244

      «О создании на территориях муниципальных образований «город Железногорск» и «Железногорский район» Курской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа»

    • Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 236

      «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 2385»

    • Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 239

      «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы»

    1. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    2. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

    На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    3. Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.

    Порядок выдачи военнослужащим указанных документов и финансирования мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством Российской Федерации.

    4. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    5. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственной власти), федеральные государственные органы, органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации (далее — граждане), уволенным с военной службы, и членам их семей. (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

    1. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»). (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

    К военнослужащим относятся:

    офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

    Абзац 4 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

    сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву). (в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 203-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

    Абзац 6 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

    Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    2. Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

    На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве (далее — резерв), статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 288-ФЗ)

    3. За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств — участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    4. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, а также военнослужащих, направленных в вооруженные силы указанных государств в порядке военного сотрудничества, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

    5. Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    1. Для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

    2. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    3. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

    реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

    совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

    охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

    4. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее — командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

    5. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

    При осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    6. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется органами государственной власти, федеральными государственными органами, правоохранительными органами и органами военного управления. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

    Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

    1. Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

    1.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

    2. Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

    1. Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — общевоинские уставы).

    2. Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    3. Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

    О задержании военнослужащих вне расположения воинской части, в которой они проходят военную службу, немедленно уведомляются органы военного управления, органы военной прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

    Федеральный закон от 27.05.98 N 76-ФЗ

    1. Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную или иную охраняемую законом тайну, обсуждать и критиковать приказы командира. (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

    1.1. Военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается предоставлять средствам массовой информации либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространять или предоставлять информацию: (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

    позволяющую определить принадлежность или предназначение военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

    о других военнослужащих и гражданах, призванных на военные сборы, гражданах, уволенных с военной службы, членах их семей или их родителях, в том числе информацию, позволяющую определить место нахождения указанных лиц в определенный период другим лицам; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

    о своей деятельности или деятельности других военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и граждан, уволенных с военной службы, связанной с исполнением обязанностей военной службы; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

    о деятельности органов военного управления или органов управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, о деятельности объединений, соединений, воинских частей и иных организаций, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации или других войск, воинских формирований и органов, о деятельности подразделений указанных органов военного управления или органов управления, воинских частей и организаций, в том числе информацию о дислокации или передислокации органов военного управления или органов управления, объединений, соединений, воинских частей, организаций и подразделений, не отнесенную к перечню сведений, составляющих государственную тайну. (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

    1.2. Положения пункта 1.1 настоящей статьи не распространяются на военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, в следующих случаях: (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

    если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, осуществляется военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, в соответствии с другими федеральными законами; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

    если предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, осуществляется в информационных системах персональных данных; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

    если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, входит в обязанности военнослужащих и осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

    Также как и у гражданских лиц, военнослужащие имеют право на свой отпуск. Правда, есть определённые требования, которые необходимо соблюсти для того, чтобы отправиться на желаемый отдых.Так, одно из необходимых требований это составление рапорта на отпуск. Что это документ, когда он составляется, а главное, какие существуют условия?

    Что же такое рапорт на отпуск? Во-первых, это документ, на основании написания которого командование, где проходят военную по 500 военнослужащих, в соответствии со статьей 2 Федерального закона о статусе военнослужащих.

    Отпуск должен быть оплачиваемым или не оплачиваемым. На сегодняшний день был утвержден типовой образец рапорта, однако четких требований если этого типа документа нет. Именно поэтому, многие всех пор заставляют работать в свободной форме, многие руководители подразделений его принимают.

    Для того, чтобы всё-таки получить освобождение или уйти в отпуск со спокойной душой, необходимо чуткое правильно изложить свое отражение, падать его заблаговременно, чтобы командование успел ознакомиться с требованием предоставить отпуск, и решила проблемные вопросы, которые будут возникать на основании этого.

    Как уже было сказано выше, рапорт вставляется в свободной форме, Это значит, что каждый военнослужащий сам будет решать, что уже писать в том или ином документе, Однако, Существую требования, которые стоит, для того, чтобы в итоге командования внутренних вашу сторону и разрешила уйти в отпуск на момент учебы.

    Отлично, если запрет будет составлен на листе А4. Вместо должен быть белок в чистом. Составление может осуществляться капитана машинистом. 1 ст должен быть среднего размера нестандартный.

    Что же нужно изложить в данном документе? В правой верхней части укажите, кому именно предназначен данный документ. В данном случае командир батальона. В центре указывается наименование документа.

    Ниже слагается ходатайство о том, чтобы гражданину предоставили учебный отпуск на общих основаниях. Устанавливает, С какого и по какой период необходимо получить данные отпуск. Указывается адрес, где военнослужащему момент, пока его отпустили и запчасти. Обязательно прикладываются справка с присвоенным номером о том, что военный действительно осуществляет учебную деятельность.

    Указывается дата написания документа, а также инициалы и подпись военнослужащего.

    Если в вашей части есть свои установлены образцы написания рапорта, или особые требования к этому документу, то к нему лучше прислушиваться.

    Существует установленный порядок оформления документа на отпуск для военнослужащих.

    Если вы хотите, закончить процедуру быстро, необходимо прислушиваться к требованиям, которые предъявляются каждый раз, когда военнослужащий составляет документы на выход в отпуск.

    Для военнослужащих установлена твоя продолжительность отпусков. Утром военнослужащему должен быть предоставлен ежегодно. В противном случае, данный гражданин имеет право заявить о изобретении требований закона.

    Военнослужащие обладает правом определение слова отпуск на несколько периодов. Продолжительность на поле допуска на прибыль зависит от того, сколько лет военнослужащим на своей службе. Если собственники составил 10 лет, то он составит около 20 дней в году.

    Затем, начинается:
    каждые 5 лет к общему числу отпускных дней прибавляется ещё пять
    . Однако, общая продолжительность отпуска не должно быть больше сорока дней в году.

    Однако, если у военнослужащего возникли серьезные обстоятельства, которые требуют немедленного выхода в отпуск, даже если отпускные израсходовано, иногда представители части могут пойти навстречу ему гражданину, и добавить ещё несколько дней

    Форма рапорта, который составляется на отпуск на самом деле отличается в зависимости от того, какую должность занимает гражданин, а также, где именно проходит свою службу.

    Формат данного документа определяется конкретным видом прохождение службы и его место.

    Однако, во всех работа должна быть отражена следующая информация. Указывается, на чье имя пишется документов.

    При этом, здесь должна найти отражение информация и её инициалов, или о занимаемой должности. Указывается фамилия имя отчество лица, которое подает рапорт. Устанавливается целью его написание.

    Ставится дата и подпись. При оформлении работы, могут возникнуть огромное количество нюансов. Поэтому, и лучше учитывать или заранее обсуждается бухгалтером.

    Особое значение нужно уделять причинам, которые требует выйти в отпуск. Чем более общего Укажите причины для выхода в отпуск, тем больше вероятность того, что вас отпустят.

    Как происходит оплата

    Стоит отметить, что получение образования это необходимо самому военнослужащего. Поэтому, все расходы, которые возникнут у данного гражданина в процессе обучения, должны быть оплачены из собственного кармана.

    Однако, в ситуации, если государство считает, что отдельному военнослужащему необходимо повысить квалификацию, в таком случае, образование и сопутствующие расходы предприятия в Министерство военной службы. Также,
    будет обеспечивать такого гражданина ежедневно пособиям.
    Однако, исключения в такой ситуации буду считаться те случаи, в которых гражданин будет проходить вступительные испытания. Так, и будут подлежать соответствующие оплатить отпуск, когда гражданин будет обучаться на платном основания и получает второе образование.

    Запуск оплачивается в соответствии с наречиями, которые установлены для определенной должности из бумаги лет. Нет никаких изменений не предвидится.

    Иногда ситуация складывается так, что за военнослужащий не хочет уходить в отпуск.

    Например, причины для этого могут стать незавершённые дела, нежелание отдыхать или так далее.

    Однако, если гражданин давно не был в отпуске, то представители военной службы могут настаивать на том, чтобы граждане всё-таки взял отпуск. Однако, лицо вправе и не подчиниться, и продолжить работать.

    Чаще всего, отказ от выхода в отпуск аргументированное, что военнослужащий просто не хочет терять часть денежного довольствия. В такой ситуации, он должен составить письменный отказ, в котором сообщает о том, что не намеревается сходить в отпуск в ближайшее время.

    Как правило, в такой ситуации руководитель части должен принять документ, рассмотреть, а также, согласиться с тем, что военнослужащие поезда и обязанности мужчины отдых.

    Отказ должен быть соответствующим образом задокументировано в случае, если военнослужащий решил, что эти слова и права никоим образом не соблюдены.

    Предусмотрены обстоятельства и ситуации, во время которых учебный отпуск не предоставляется, обучающемуся выдается справка, заверенная начальником части. К таким обстоятельствам относятся:

    • военные учения;
    • походы;
    • миротворческие операции;
    • военные операции.

    Предполагается, что обучающийся военный напрямую задействован в этих мероприятиях и его вывод из них невозможен. После предоставления справки в учебное заведение, военнослужащему предлагается сдать сессию в другой срок.

    Отпускные дни положены не только на время сдачи сессии, но для прохождения вступительных экзаменов. Для абитуриентов предусмотрены следующие сроки:

    • 30 дней дается для прохождения всех вступительных экзаменов;
    • 10 дней на каждый из вступительных экзаменов для кандидата наук, доктора наук.

    По индивидуальному согласованию с командованием части, ученику может быть согласован отпуск для творческих работ (написание диплома, кандидатской работы или диссертации). Продолжительность его составляет от 3 до 6 месяцев.

    Российское законодательство предусматривает возможность получения высшего образования офицерами.

    Служба в звании офицера подразумевает наличие у человека высшего военного образования.

    Т.е. образование уже не может быть первым и это противоречит закону.

    Более подробные разъяснения ситуации можно найти в х к статьям.

    Подразумевается, что получение образование офицером будет проходить в гражданском ВУЗе. Предыдущее военное высшее образование не считается.

    Существуют ситуации, когда офицер направляется на обучении органами исполнительной власти. Целью является повышения квалификации военнослужащего и специальность имеет непосредственное отношении к его службе. Какое по счету образование он получает не имеет значения.

    Предоставление учебного отпуска военнослужащему

    В процессе получения военными образования напрямую заинтересовано Министерство обороны. В армии приветствуются служащие с наличием специальных профессиональных навыков.

    Это и экономическая выгода — траты на процесс обучения возложены на образовательное учреждений. Обязанность МО — обеспечить доступ обучающегося к прохождению экзаменов и научных работ.

    Для предоставления отпуска младшему составу необходимо соблюсти критерии, подробно описанные в разделе выше:

    • получение первого образования;
    • наличие аккредитации у учебного заведения;
    • обучение на бюджетной основе.

    Права военнослужащих по контракту закреплены в Постановлении Правительства РФ № 1156. В этом документе прописано право офицеров на получение образования в гражданских образовательных учреждениях (высших и средне-специальных) по программам очно-заочного и заочного обучения.

    Согласно Постановлению, предоставление отпуска для обучения возможно лишь спустя 3 года непрерывной службы по контракту. Контрактнику предоставляется время для прохождения вступительных испытаний, сдачи сессий, подготовке и защиты выпускной работы.

    Могут быть предоставлены выходные, совпадающие с перерывами в учебе — летом 30 дней и 15 дней зимой.

    Для военнослужащих обучающихся в военном ВУЗе, отпуск предоставляется без отрыва от основного вида деятельности.

    При соблюдении всех условий предоставления учебного отпуска, военному будет начислено его жалование за этот период.

    Особенность выплаты заработной платы военнослужащих заключается в том, что независимо от причин отсутствия (уважительных) ему выплачивается его жалование. При этом сумма не рассчитывается через средние показатели. Она полностью идентичная сумме выплат в период службы, т.е. должности или окладу в контракте.

    Дополнительно можно получить средства на проезд до образовательного учреждения.

    В случае отказа, руководство военной части направляет в учебное заведение справку с указанием причин отказа и сроками, до которых обучающийся не может явиться.

    В свою очередь, ВУЗ не в праве отказать в сдаче экзаменов и дальнейшем обучении. Такими причинами могут стать:

    • учения;
    • дежурство;
    • служебные командировки;
    • действия в зоне ЧС;
    • сборы в полевых условиях;
    • участие в боевых операциях;
    • ликвидация последствия стихийных бедствий и катастроф;
    • миротворческие задачи.

    В ситуациях, когда время отсутствия не дается точному определению, в ВУЗ направляется извещение с рекомендациями на академический отпуск, после которого возможно будет продолжить обучение.

    Право на получение образования военнослужащими (в том числе служащими по контракту) закреплено в законах и нормативных актах. Перечислим основные:

    1. «О статусе военнослужащих» — Федеральный закон № 76-ФЗ от 27.05.1998 (п. 6-8 ст. 11).
    2. «О порядке реализации права офицеров, проходящих военную службу по контракту, на обучение в гражданский профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения» — Постановление Правительства РФ № 1156 от 03.11.2014.
    3. «О порядке реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, на обучение…» — Постановление Правительства РФ № 1155 от 03.11.2014.
    4. «Вопросы прохождения военной службы» — Указ Президента РФ от 16.09.1999 № 1237.

    Законодательная и нормативная база отдельно регулирует предоставление отпуска на учебу для офицеров и отдельно для прапорщиков, мичманов, сержантов, рядовых контрактной службы. Она описывает, что говорит статус военнослужащего о предоставлении учебного отпуска.

    Право на учебный отпуск у военнослужащего по контракту

    Учебный отпуск военнослужащего по контракту представляет собой один из вариантов прерывания службы. Такая возможность очень актуальна с учетом необходимости получения рассматриваемой категорией граждан высшего образования.

    Данному вопросу также уделяется большое внимание со стороны законодателя. Предполагается наличие закона о статусе военнослужащих, отражающего порядок прохождения обучения офицерами и прапорщиками, а также различные подзаконные акты, исходящие от Правительства и Президента.

    Также возможно обучение всех военнослужащих по контракту в гражданских вузах.

    Федеральный закон «О статусе военнослужащих» выступает основным правовым актом, затрагивающий вопросы права на обучение при прохождении службы, а также определяющий условия получения такого отпуска. Положения закона говорят, что период учебного отпуска включает моменты сдачи экзаменационных сессий, прохождения аттестации, подготовки и защиты квалификационной работы.

    Согласно указанному ФЗ №76-ФЗ, учебные отпуска будут применяться только при первоначальном обучении военнослужащих, получение ими второго и последующего образования должно проходить без ущерба для службы.

    Также важно соблюдение сроков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации. Данные временные рамки ограничивают отсутствие лица по месту службы. С учетом учебных мероприятий предусматриваются следующие периоды:

    • 10 дней на вступительные мероприятия в учреждениях профессионального образования;
    • 15 дней на вступительные мероприятия в учреждение высшего образования;
    • 30 и 40 дней на промежуточную аттестацию на первом, втором и последующих курсах соответственно;
    • до 2-х и 4-х месяцев государственной торговой аттестации при получении профессионального или же высшего образования соответственно по программе.

    Также указанное постановление определяет документ, который подтверждает необходимость предоставления отпуска. Речь идет о справке, форма которой также утверждается данным нормативным актом.

    Еще один значимый подзаконный акт — Указ Президента, регулирующий вопросы прохождения военной службы, обозначающий особенности обучения офицера в воинской адъюнктуре и докторантуре.

    Здесь определяются сроки на вступительные экзамены — 30 суток, а также предусматривается возможность продления указанного периода, если необходимо компенсировать время проезда к месту обучения.

    Чтобы получить такую привилегию, следует иметь извещение от начальника военного учебного заведения. Если офицер поступает без экзаменов, то отпуск для него не предусмотрен.

    Отсутствие по месту службы из-за получения образования признается уважительной причиной, и не предполагает оформления отпуска без сохранения заработка. Если военнослужащий соблюдал все условия получения учебного отпуска, то за период пребывания на сессии армейцу будут начислены денежные средства, соответственно рассматриваемые отпуска также можно отнести к категории оплачиваемых.

    Особенностью довольствия военнослужащих является то, что независимо от причины отсутствия (отпуск это или больничный) за лицом сохраняется его постоянный оклад в полном размере.

    Для расчета выплат лицу, решившему получить образование, не нужно использовать средние показатели зарплаты. Ему начисляют его заработную плату, которая предусмотрена по контракту согласно званию и должности. Кроме того, предполагается оплата проезда до места обучения и обратно с учетом того, что срок отсутствия в связи с необходимостью длительного проезда также увеличивается.

    Помимо всего, в воинских частях предусматривается принцип начисления финансовой поддержки для военнослужащих. Его смысл в том, что каждому лицу определяется выплата в размере месячного оклада. Офицер или прапорщик может воспользоваться этими деньгами в любое время.

    100 % офицерского состава имеют высшее образование. В Федеральном законе «О статусе военнослужащих» и комментариях к нему указывается: «офицеры, получившие высшее образование в военных вузах МО РФ, но не имеющие гражданского среднего или высшего специального образования, рассматриваются с точки зрения обучения в гражданских вузах как получающие соответствующее образование впервые» (абз.

    6 п. 5 ст.

    Для лиц офицерского состава устанавливается правило, согласно которому они имеют право на предоставление учебных отпусков для:

    1. Сдачи вступительных, семестровых экзаменов;
    2. Подготовки к защите дипломных работ.

    При этом указано условие, что получать высшее образование в гражданских вузах военнослужащий должен впервые. Учебное учреждение должно обязательно иметь государственную аккредитацию, заочную форму обучения за счет бюджетных средств.

    Поскольку 100% офицеров уже имеют высшее образование, возникают некоторые недоразумения по поводу трактовки «впервые». В данном случае имеется в виду именно получение гражданской специальности. Если у офицера имеется военное образование, тогда для него это будет «впервые». Исключением является случай, когда на обучение отправляют органы исполнительной власти в порядке, предусмотренном законом военной службы. Не играет роли, какое по счету будет это образование у офицера.

    Получение высшего технического образования лицами, заключившими контракт на службу в ВС РФ, поддерживается МО. Но в отличие от офицеров, прапорщики, сержанты, рядовые военнослужащие имеют право подавать рапорт о предоставлении учебного отпуска только спустя 3 года от начала военной службы. В остальном все условия одинаковы:

    Солдаты, попавшие в армию на срочную службу, не имеют право на получение учебного отпуска. Получить возможность обучаться можно, только заключив контракт, прослужив не менее 3 лет. Разрешается поступать в военные заведения, адъюнктуру, докторантуру, профессиональные образовательные учреждения. Военнослужащим-призывникам запрещается учиться, следовательно, отпуск не предоставляется. Все вопросы по отсрочке обучения нужно решать до призыва в армию. Чаще всего просят академический отпуск.

    Срочники имеют право на обучение только в военных учреждениях, курсах квалификационной подготовки, переподготовки.

    Получение технического образования для лиц, заключивших контракт на службу в ВС РФ, и в основном занятых на обслуживании военной техники и систем вооружения выгоден для МО, поскольку позволяет сократить количество специальных учебных заведений состоящих на балансе МО и осуществлять подготовку профильных специалистов в гражданских средне-специальных и высших учебных заведениях. В отличие от офицеров для прапорщиков и младшего состава , проходящего службу по контракту, установлен временной ценз , по истечении которого они могут подать рапорт о предоставлении отпуска для поступления в ВУЗ.

    Длительность зависит от формы обучения, года. При наличии допуска к экзаменам военному, поступившему в высшее учебное заведение, предоставляется отпуск сроком на 30 дней. Если невозможно установить начало обучающей кампании, дают отгулы с расчетом 10 суток на каждый экзамен. После зачисления в ВУЗ, другое учебное заведение, на сессию 1, 2 курса отводится 40 дней, 4, 5 – 50 дней. На написание дипломного проекта дают 4 месяца, подготовка к государственным экзаменам занимает 1 месяц.

    При получении средне — специального образования на сессию 1, 2 курса дают 30 дней, 4, 5 – 40 суток. Нас дачу государственных экзаменов дают 30 суток, написание, сдачу квалификационной работы – 2 месяца.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.