Валютное законодательство и валютный контроль в РФ 2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Валютное законодательство и валютный контроль в РФ 2022». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В Разъяснениях ЦБ регулятор отмечает, что никаких специальных ограничений в отношении курса для продажи валюты не установлено.

Все резиденты, обязанные продать 80% валютной выручки вправе выбирать как способ продажи (через свой банк, через другой банк и т.п.), так и курс, по которому продать.

Важно! Единственное условие – продажа должна быть осуществлена в течение 3 рабочих дней с момента зачисления (появления Указа № 79).

Да, такое возможно. В своих Разъяснениях ЦБ это подтверждает. Обязательное условие такое же, как и для определения способа и курса продажи – должен соблюдаться трехдневный срок, установленный для операции.

Пока продавать нужно любую иностранную валюту, поступившую от любого плательщика за пределами РФ. Никаких исключений не сделано ни для видов (наименований) инвалюты, ни для местоположения контрагентов, ее перечисливших.

Обязанность продавать валюту, поступающую за товары, работы, услуги, реализацию интеллектуальных прав установлена для всех резидентов, работающих с любыми зарубежными контрагентами. Поэтому – да, если ИП получает валютную выручку из-за рубежа в 2022 году, он обязан продать от нее 80% так же, как и организация-резидент.

По действующему законодательству заработная плата не относится к понятию «выручка». Если между российским резидентом-физлицом заключен договор (контракт) именно на исполнение трудовых обязанностей, то поступления по такому договору (контракту) не должны подпадать под требования Указа № 79. То есть «физик» валютную зарплату продавать не обязан.

В отношении самозанятых никакой ясности пока нет. Поступления, идущие им от зарубежных заказчиков работ и услуг, формально попадают под требования Указа № 79 и не являются зарплатой, полученной по трудовому контракту. Кстати, тоже самое касается и договоров по типу ГПХ с иностранцами, по которым часто сотрудничают с зарубежными заказчиками, например, те же российские программисты.

Как можно понять из комментариев таких самозанятых и ГПД-шников в Интернете, сильнее всего отсутствие прописанного порядка продажи валютной выручки задело именно их. Некоторые банки заблокировали поступления по договорам с такими «физиками» и их пока нельзя ни получить, ни продать 80%, т.к. нет порядка документооборота и форм документов для продажи для этих категорий получателей валюты.

Надеемся, что данный пробел в порядке продажи валютной выручки резидентами РФ будет в ближайшее время ликвидирован.

Указом № 79 с 01.03.2022 введен запрет на перевод валюты из РФ за границу по договорам займа.

С 01.03.2022 переводы средств в инвалюте за границу РФ запрещены по всем договорам займа (кредита), включая те, что были заключены до появления Указа № 79. Любая передача средств по любым таким договорам подлежит немедленному прекращению.

Важно! Российские кредитные организации, являющиеся агентами валютного контроля, обязаны отслеживать все операции, нарушающие требования Указа № 79, и отказывать в их проведении.

ЦБ РФ об ограничениях валютных операций: разъяснения, март 2022

Запрет на перечисление денежных средств в иностранной валюте на свои счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ, не распространяется на российские кредитные организации.

Как работать с валютным договорам займа

Выдача займов в валюте нерезидентам запрещена. Ранее открытые договора валютного займа должны быть прекращены, обязательства российской компании по возврату валютного займа на данный момент неисполнимы.

Российским компаниями с 1 марта 2022 года запрещено переводить иностранную валюту нерезидентам, соответственно, российскому бизнесу запрещено предоставлять займы в иностранной валюте. Это требование касается как новых, так и действующих договоров займа.

Перечисление иностранной валюты нерезидентам РФ по договорам займа, заключенным до 1 марта 2022 года, подлежит немедленному прекращению.

С 1 марта нельзя не только заключать и предоставлять займы в валюте иностранным компаниями и физлицам, но и нельзя возвращать валютный займ, ранее полученный от нерезидента РФ.

Получать валюту от нерезидентов не запрещено. Если нерезидент возвращает займ в Россию, все операции по переводу денег и процентов проводятся в обычном порядке.

Российские экспортеры сами рассчитывают от суммы валютной выручки 80%, подлежащих обязательной продаже. На данный момент продажа осуществляется по рыночному курсу.

Под это требование подпадает валютная выручка:

накопленная на расчетных счетах, транзитных валютных счетах, счетах по депозитам по состоянию на 28.02.2022

поступившая экспортная выручка с 1 января 2022 года.

Требование по обязательной продаже части валютной выручки распространяется и на иностранную валюту, полученную при исполнении внешнеторговых контрактов с 1 января по 28 февраля 2022 года, но по состоянию на 28.02.2022 размещенную резидентом на депозитах.

Остаток экспортной выручкой нужно подтвердить, предоставив уполномоченному банку необходимую информацию, подтверждаемую в том числе выписками по счету (счетам).

80 процентов валютной выручки должны быть проданы в течение 3 рабочих дней с момента зачисления денежных средств на счет резидента.

Покупка товаров, услуг из-за рубежа

Компании РФ, которые имеют договора на исполнение работ, оказание услуг пока могут рассчитываться с иностранными партнерами валютой.

На данный момент оплата товаров и услуг от иностранных компаний не запрещена. Оплата возможна, как в рублях, так и в иностранной валюте.

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, валютные резиденты РФ, получившие иностранную валюту на свой транзитный счет в банке на территории РФ с 1 января 2022 года.

Напомним, к резидентам относятся (п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ):

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в России на основании вида на жительство;
  • российские организации (в т. ч. профессиональные участники ВЭД), кроме иностранных юрлиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 290-ФЗ;
  • филиалы, представительства и иные подразделения российских организаций за границей;
  • диппредставительства, консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства РФ и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами РФ.

Резиденты обязаны продавать 80 процентов валюты, поступившей на банковский счет в счет оплаты по внешнеторговым контрактам. Чтобы рассчитать объем валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, необходимо все поступления иностранной валюты по внешнеторговым контрактам на транзитные счета резидентов с 01.01.2022, умножить на коэффициент 0,8. Это правило применяется независимо от факта перевода валюты на текущие счета резидента.

Для этого необходимо сравнить суммарный объем валюты, которая уже продана с 01.01.2022, с объемом валюты, подлежащей обязательной продаже (80 процентов). Алгоритм расчета приведен выше.

Если объем проданной валюты окажется меньше подлежащего обязательной продаже, то нужно дополнительно продать недостающую часть с расчетного счета в соответствующей валюте в размере, не превышающем остаток на этом счете по состоянию на 28.02.2022.

В соответствии с президентским указом от 28.02.2022 № 79 российские экспортеры, которые имеют статус налоговых резидентов, теперь обязаны продавать 80% валюты, поступающей на их банковские счета на основании внешнеторговых контрактов.

Речь идет обо всех внешнеторговых сделках с валютными нерезидентами, предметом которых является продажа нерезидентам товаров, выполнение для нерезидентов работ и услуг, а также передача им результатов интеллектуальной деятельности, в том числе, исключительных прав на них.

Поступающая по таким контрактам оплата в иностранной валюте в размере 80% полученного дохода подлежит обязательной продаже в течение трех дней с момента зачисления средств на банковский счет экспортера.

Требование об обязательной продаже 80% выручки по внешнеторговым контрактам распространяется на иностранную валюту:

  • зачисленную на банковские счета резидентов в период с 1 января по 27 февраля 2022 года включительно – такая валюта должна быть продана не позднее 3 марта 2022 года;
  • зачисляемую на банковские счета резидентов начиная с 28 февраля 2022 года – ее необходимо продавать не позднее 3 рабочих дней со дня зачисления денежных средств на счета экспортера-резидента в уполномоченных банках.

Напомним, порядок продажи валютной выручки в настоящее время регламентирован инструкцией Банка России от 30.03.2003 №111-И.

Установленные президентским указом запреты и ограничения распространяются на валютных резидентов и участников внешнеэкономической деятельности. Валютными резидентами по действующему законодательству являются (ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»):

  • граждане РФ;
  • постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, иностранные граждане и лица без гражданства;
  • российские организации, в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в соответствующий перечень;
  • находящиеся за пределами РФ филиалы, представительства и иные подразделения российских организаций.

Все указанные выше субъекты обязаны соблюдать запрет на вывод иностранной валюты в иностранные банки, на кредитование иностранных субъектов в иностранной валюте, а также на переводы денежных средств через иностранные платежные системы без открытия счетов в российских банках.

При этом в целях исполнения обязанности по продаже валютной выручки валютный резидент должен еще и признаваться участником внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Под участником ВЭД понимаются в том числе граждане, ИП и российские организации, осуществляющие продажу товаров, работ и услуг иностранным компаниям и физлицам (ст. 1 Федерального закона «Об экспортном контроле» от 18.07.1999 № 183-ФЗ).

Таким образом, требование об обязательной продаже 80% валютной выручки распространяется не только на российские организации, но также на ИП и даже самозанятых, реализующих товары и услуги иностранным компания и физлицам и получающим оплату в иностранной валюте. Причем внешнеэкономический контракт (договор с иностранными лицами) может быть даже не поставлен на соответствующий учет – от исполнения обязанности по продаже валюты данное обстоятельство не освобождает.

При этом действие указа не распространяется на следующих субъектов:

  • иностранных граждан и лиц без гражданства (без вида на жительство);
  • организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
  • иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
  • аккредитованные в РФ дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств;
  • межгосударственные и межправительственные организации;
  • находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения иностранных организаций.

Мы обучили 394 000 специалистов по закупкам, бухгалтеров, кадровиков, руководителей и специалистов служб охраны труда.

Регулирование в этой области осуществляют:

  1. Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
    ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты.
  2. Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
    В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.

В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.

К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:

  1. Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
  2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.
  3. Рублевые сделки между нерезидентами.
  4. Валютные сделки между резидентами.

Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».

А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.

Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.

Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.

Сумма

Экспорт

Импорт или кредитование

до 200 тыс. руб. документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции
от 200 тыс. руб. до 3 млн руб. любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.
от 3 млн руб. до 6 млн руб. контракт для регистрации
свыше 6 млн руб. контракт для регистрации

Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.

Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.

По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.

СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.

Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).

Образец заполнения СПД можно скачать здесь

Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.

Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.

Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:

  • 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
  • от 75% до 100% от суммы сделки.

Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.

При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:

Просрочка

Юридические лица

Должностные лица и ИП

до 10 дней от 5 до 15 тыс. руб. от 0,5 до 1 тыс. руб.
от 10 до 30 дней от 20 до 30 тыс. руб. от 2 до 3 тыс. руб.
более 30 дней от 40 до 50 тыс. руб. от 4 до 5 тыс. руб.

При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.

Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.

Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.

Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.

Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.

Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.

Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.

КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.

Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.

Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.

Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.

В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.

  1. На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
  2. При подготовке контракта следует:
    • внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
    • предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
    • внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
    • указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
    • предусмотреть страхование коммерческих рисков.
  3. При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
    • своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
    • направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
    • добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.

Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора. Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.

Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.

Например, письмо с требованием об оплате в одном случае учитывается судом (Постановление 9 ААС от 29.07.2011 г. № А40-29737/11-154-218), а в другом – признается недостаточным (Постановление 18 ААС от 16.12.2015 г. №18АП-14087/2015).

А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г. по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.

Валютное регулирование в РФ: на какие изменения обратить внимание в 2022 году

В число основных органов в РФ, ответственных за исполнение законодательных норм, входят Правительство, ЦБ, а также федеральные органы власти.

Отнесены к агентам по контролю структуры, участвующие в деятельности по ценным бумагам, регистраторы реестров, уполномоченные банки. В своей деятельности агенты подотчетны ЦБ и федеральным органам власти.

Правительством обеспечивается согласование работы и взаимодействие агентов и органов контроля в ходе исполнения полномочий, их подотчетность ЦБ РФ.

В рамках полученных полномочий контролирующие структуры (агенты, органы власти) осуществляют изучение соглашений, соблюдения компаниями и гражданами законодательно определенного порядка перемещения валюты сквозь таможенные рубежи страны.

Важно! Налоговая служба и таможенная структура с 2017 года освобождены от осуществления агентской деятельности, поскольку теперь решением Правительства РФ они отнесены к органам контроля. Надзорные полномочия за ведением операций с валютой ЦБ распространил на некредитные организации, включив их в подотчетные структуры и тем расширив сферу своего влияния.

Резиденты и нерезиденты, работающие в РФ по валютным соглашениям, обязаны передавать соответствующие сведения о сделках в уполномоченные структуры.

Участники соглашений должны соблюдать установленные правила по учету и составлению отчетов по операциям, а также гарантировать их сохранение на период не меньше 36 месяцев от даты совершения. При выявлении у организаций и физических лиц нарушений законодательства последние обязаны полностью исполнить полученное предписание органов контроля о нарушении.

Лица, выполняющие операции с валютой в РФ, могут получать акты по результатам проведенных проверок (для ознакомления), а также обжаловать решения или действия проверяющих структур в порядке, определенном законодательством РФ.

Банки — это контролирующие агенты, а потому они выполняют проверку и наблюдение за всеми валютными договоренностями. К таковым отнесены сделки неторгового характера, внешнеторговые и кредитные соглашения.

Клиент должен передать подготовленные им самостоятельно или с помощью сотрудников банка документы:

  1. Паспорт сделки (ПС), в который занесены сведения по контрактам между нерезидентами и резидентами, необходимые для составления отчетности и ведения учета (ФЗ № 173, инструкция ЦБ № 138, 04.06.2012). Данные учитываются по оригиналам договоров, хранящихся у задействованного в сделке лица. Информация должна передаваться в банк не позже исполнения контрактных обязательств или проведения первой сделки (в валюте).
  2. Справку:
    • о приходе валюты РФ (СПВ), которая формируется при перечислении рублей РФ по договору с нерезидентом;
    • о валютных операциях (СВО), свидетельствующую о движении средств (валютных) и передаваемую в банк вместе с подтверждением (по закупу, переводу или продаже валюты);
    • о подтверждающих документах (СПД) вместе с подтверждениями завоза/вывоза продукции из РФ, выполнения договоренностей по контракту.

Агенты при проверке процедур открытия или ведения счетов, проведения иных операций вправе запросить документы:

  • свидетельствующие о регистрации предпринимателя (индивидуального);
  • подтверждающие постановку на налоговый учет, статус компании;
  • подтверждающие право собственности/владения/распоряжения на имущество (недвижимое);
  • сформированные в стране проживания (регистрации) нерезидента и удостоверяющие его полномочия по открытию счетов (при необходимости), ведению операций в валюте;
  • служащие основанием для договоренностей соглашения или контракты;
  • подтверждающие передачу товаров, информации или исполнение работ;
  • оформляемые кредитными структурами в подтверждение исполнения валютных операций;
  • таможенные документы касательно ввоза в страну рублей Российской Федерации, валюты других государств и ценных бумаг.

Важно! Все сведения, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой валютной операции, должны быть непросроченными на момент передачи в банк. Сведения передаются в оригиналах или в виде копий, имеющих нотариальное оформление и переведенных на русский язык (при необходимости).

При открытии паспорта сделки в банке данные передаются не позже дня оформления справок или даты сдачи таможенной декларации.

Для переоформления ПС выделяется 15 дней от даты составления договоров, согласно которым изменяются сведения в ПС, или после завершения договора, в тексте которого присутствует пункт о его автоматической пролонгации. При замене сведений о резиденте или внесении корректировок в ЕГРЮЛ срок для переоформления продлевается до 30 рабочих дней.

При поступлении валюты другого государства или рублей РФ, перечисленных нерезидентом, справку СВО следует предоставить до истечения 15 дней (рабочих) после прихода денег на расчетный счет (с оформлением ПС) или на валютный счет (транзитный).

В банк при таможенном оформлении СПД передается не позже 15 дней после месяца, когда была сделана таможенная отметка, подтверждающая выпуск товара, или подготовлены документы об исполнении договорных требований.

Корректирование СВО, СПД производится в срок до 15 дней после составления документов, подтверждающих обновления.

Важно! Для проведения контроля документы рекомендуется передавать в банк с запасом времени (не меньше 3 дней), чтобы успеть устранить замечания и недочеты, если они будут выявлены.

Ответственность административного плана (ст. 15 КоАП РФ) устанавливается, если:

  • соглашения в денежных единицах иных государств исполнены без привлечения уполномоченных банков;
  • резидент не направил или нарушил срок, отведенный для отправки данных об открытии в ином государстве банковского счета;
  • нарушен срок для получения денег за товары, направленные в адрес иностранцев, на банковский счет;
  • в РФ не возвращены деньги, направленные за товары нерезидентам, которые при этом не были перемещены на территорию РФ;
  • не соблюден порядок отчетности по сделкам.

За перечисленные нарушения назначается штрафная выплата в размере, зависящем от вида и тяжести проступка. К примеру, некорректное составление документации по внешнеторговым сделкам влечет штрафные санкции для предприятия (40000 руб.-50000 руб.) и его руководителя (4000 руб.-5000 руб.) (ст. 15 КоАП РФ).

Некоторые нарушения законодательных норм предусматривают меры в виде уголовной ответственности по ст. 193 УК РФ.

Незачисление валюты в банк и иные нарушения в крупном размере (от 9 млн.руб.) предусматривает ответственность в виде:

  • штрафа;
  • работ принудительного характера;
  • лишения свободы.

Важно! По письму МФ РФ № 15-05-29/455 (09.04.2004) предприятие, допустившее несколько административных правонарушений в течение одного рабочего дня, может быть наказано лишь один раз (по одному правонарушению). На практике указанное положение может быть использовано для уменьшения суммы штрафов.

Да, такое возможно. В своих Разъяснениях ЦБ это подтверждает.

Обязательное условие такое же, как и для определения способа и курса продажи – должен соблюдаться срок в 3 рабочих дня, установленный для продажи.

Продавать нужно любую иностранную валюту, поступившую от любого контрагента, который находится за пределами России. Никаких исключений пока не сделано ни для видов (наименований) иностранной валюты, ни для места нахождения (инкорпорации) контрагентов, которые ее перечисляют.

Нововведения в валютном регулировании и установленные короткие сроки немного обогнали разработку и официальную публикацию порядка действий для их выполнения.

В этих условиях рекомендуем выполнять те аспекты, в отношении которых понимание уже есть, и следить за появлением новых разъяснений и инструкций.

Наши эксперты отслеживают ситуацию и будут оперативно информировать вас обо всех изменениях.

Предлагаемые Центробанком изменения касаются деятельности юрлиц-резидентов, участвующих в международных выставках и осуществляющих продажу выставочных образцов ювелирных изделий, отмечается в пояснительной записке к проекту указания регулятора. Под новое законодательство подпадут выставки, которые проводятся в странах-участницах Организации экономического сотрудничества (38 государств), а также Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (37 стран).

Проект указания предусматривает, что пороговое значение суммы обязательств по экспортному контракту, при которой требуется его постановка на учет в уполномоченном банке, увеличится с 6 млн до 10 млн рублей. Помимо этого, резиденты могут освободить от обязанности представлять документы, связанные с проведением валютных операций по договорам с нерезидентами, если сумма обязательств в эквиваленте составляет менее 600 тыс. (ранее — 200 тыс. рублей).

Валютный контроль не связан напрямую с «антиотмывочным» законодательством — они существуют параллельно, отметил исполнительный директор банка «Ренессанс Кредит» Михаил Лейтес: таким образом, повышение порогов по суммам сделок не повлияет на появление новых схем легализации доходов. При выявлении подозрительных валютных операций у клиента в любом случае будут запрошены подтверждающие документы — в том числе контракты, даже если они не подлежат постановке на учет в уполномоченной кредитной организации, добавили в СКБ-банке.

В Росфинмониторинге сообщили «Известиям», что указанные предложения не рассматриваются в службе и пока туда не поступали. «Известия» направили запрос в Российский экспортный центр.

Введены дополнительные ограничения на валютные операции

Новации валютного законодательства РФ: что важно знать. Проекты изменений Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и их значение в практике валютного регулирования и контроля. Информационное взаимодействие уполномоченных банков и органов валютного контроля (ФТС, ФНС) при выявлении признаков нарушения требований валютного законодательства их клиентами.

Изменение правил валютного контроля, осуществляемых с участием таможенных органов. Обзор изменений нормативно-правовой базы валютного контроля, используемой таможенными органами при осуществлении валютного контроля. Автоматизированные технологии валютного контроля, используемые таможенными органами при взаимодействии с органами и агентами валютного контроля. Проблемные вопросы, возникающие при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при осуществлении внешнеторговой деятельности. Контроль, осуществляемый таможенными органами, в отношении внешнеторговых сделок, реализуемых в рамках взаимной торговли. Соотношение положений внешнеторговых контрактов и норм таможенного законодательства Таможенного союза и национального законодательства РФ в части валютного контроля и контроля таможенной стоимости. Проблемные вопросы информационного обмена ФТС России и уполномоченных банков.

Отчетность по валютному контролю при осуществлении валютных операций, связанных с ВЭД, получением и предоставлением кредитов и займов. Требования к представлению участниками ВЭД документов и сведений для постановки на учет контрактов (кредитных договоров); упрощенный порядок постановки на учет контрактов для клиентов, занимающихся экспортом товаров; платежи в рамках контрактов с нерезидентами, сумма обязательств по которым не превышает 200 000 рублей; документы, которые необходимо предоставить в банк в качестве основания для проведения валютных операций и др. Типичные ошибки при формировании и направлении запросов на получение ведомостей банковского контроля (ВБК) из Банка России при переводе контрактов на обслуживание в другой банк, при отзыве у банка лицензии, при возобновлении расчетов по ранее закрытым контрактам (договорам). Методические рекомендации по вопросу представления резидентами подтверждающих документов в уполномоченные банки по поставленным в уполномоченных банках на учет контрактам» (утв. Банком России 12.09.2018 N 22-МР)

Анализ актуальной судебной практики и рекомендации по системе внутрифирменного валютного комплаенса

Репатриация валютной выручки. Основные ограничения, нововведения 2020-21 г.г, тренды и прогнозы развития. Особенности требования репатриации при финансовых операциях, по договорам займа (ФЗ от 03.04.2018 №64-ФЗ). Актуальная судебная практика, ответственность за нарушения и практика привлечения к административной ответственности.

Информационное взаимодействие уполномоченных банков и государственный органов. Система информационного обмена между банками, ФНС, ФТС, Росфинмониторингом. Порядок обмена при выявлении

признаков нарушения требований валютного законодательства (Указания Банка России от 16.08.2017 года №4498-У и от 30.08.2017 N 4512-У). Права и обязанности банка при осуществлении валютного контроля, механизм зачисления и перечисления средств в международных транзакциях. Противодействие легализации средств (115ФЗ), валютный контроль, налоговый контроль и банковская идентификация клиентских операций – взаимосвязь.

Новые нормы об ответственности за нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования: ст.15.25 КоАП РФ (в редакции ФЗ от 14.11.2017 N 325-ФЗ и ФЗ от 03.04.2018 №64-ФЗ) практика применения.

Минимизация рисков возможных нарушений требований валютного законодательства РФ и нормативных актов Банка России (в контексте Инструкции Банка России от 16.08.2017 №181-И в актуальной редакции): рекомендации по организации внутреннего контроля при заключении и исполнении участниками ВЭД внешнеторговых контрактов (в т.ч. в части расчетов).

Валютное регулирование в государствах-членах ЕАЭС. Основные подходы государств-членов ЕАЭС к проведению валютных операций и осуществлению валютного контроля. Правовое регулирование сделок с цифровыми финансовыми активами и цифровой валюте в РФ. Валютный контроль внешнеторговых сделок в РФ. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года о современных технологиях обеспечения соблюдения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. Информационная система «Одно окно», предусмотренная Федеральным законом от 22.12.2020 № 446-ФЗ. «Личный кабинет участника ВЭД»: информационный сервис участника ВЭД «Валютный контроль» и его возможности. Типичные ошибки заполнения декларации на товары по направлению «Валютный контроль».

Выявление таможенными органами нарушений валютного законодательства участниками ВЭД. Административный регламент ФТС России по осуществлению государственного контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, с ввозом товаров в РФ и их вывозом, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, с ввозом товаров в РФ и их вывозом, условиям лицензий и разрешений. Типичные схемы нарушений валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования в сфере внешнеторговой деятельности.

Практические вопросы работы с зарубежными счетами. Порядок открытия, уведомления, осуществления расчетов, отчетности. Возможные случаи зачисления валютной выручки непосредственно на зарубежные счета. Специфика осуществления валютных операций в национальной валюте и проведения трансграничных переводов в рублях. Новый статус для предоставления льгот в валютном законодательстве РФ — профессиональный участник внешнеэкономической деятельности.

Напомню также отдельно, что в соответствии с п.9 ст.12 ФЗ-173 порядок проведения валютных операций не распространяются на счета (вклады) резидентов, открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации филиалах уполномоченных банков. Т.е. иными словами, валютный резидент вправе открыть счет в филиале российского банка за границей и рассчитываться с использованием такого счета так, как если бы это был российский счет, т.е. без каких-либо ограничений. ВАЖНО: имеются в виду именно филиалы российских банков, а не местные юридические лица с похожими названиями.

По данным из открытых источников по состоянию на 01 января 2020 года российские банки имеют филиалы в следующих странах:

  • филиал Сбербанка в Нью-Дели (Индия)
  • филиал ВТБ в в Нью-Дели (Индия)
  • филиал ВТБ в Шанхае (Китай)
  • филиал Промсвязьбанка в Лимасоле (Кипр)
  • филиал ФК Открытие в Афинах (Греция)

Как мы видим, все страны, в которых в у российских банков имеются филиалы имеют соглашение об автоматическом обмене с РФ, т.е. на банковские счета в указанных странах возможно зачисление средств от нерезидентов по любым основаниям. Однако, возможно, процедура открытия счета в филиале рос банка проще.


С одной стороны валютное законодательство действительно упрощается, НО с 2020 года под резкое ограничение операций подпадают счета в странах, НЕ обменивающихся с РФ в автоматическом режиме финансовой информацией (см. выше).

Напоминаю, что до 01.01.2020 большое количество валютных операций было разрешено при условии, что счет открыт в странах ОЭСР/ФАТФ:

Страны, которые НЕ входят в ОЭСР/ФАТФ:

  • Кипр (есть автоматический обмен)
  • Мальта (есть автоматический обмен)
  • Лихтенштейн (есть автоматический обмен)
  • Монако (есть автоматический обмен)
  • Андорра (есть автоматический обмен)
  • Болгария (есть автоматический обмен)
  • Черногория (НЕТ автоматического обмена)
  • Хорватия (есть автоматический обмен)
  • Сербия (НЕТ автоматического обмена)
  • ОАЭ (есть автоматический обмен)
  • Таиланд (НЕТ автоматического обмена)
  • Грузия (НЕТ автоматического обмена)
  • Армения (входит в ЕАЭС)
  • Беларусь (входит в ЕАЭС)
  • Украина (НЕТ автоматического обмена)

Таким образом, до 01 января 2020 по счетам, открытым в указанных странах, НЕЛЬЗЯ было совершать большое количество операций. А с 01.01.2020 совершение всех валютных операций становится законным в странах, с которыми Россия обменивается финансовой информацией.


В связи с актуальностью вопроса поясню некоторые особенности. С 01 января 2020 исключается требование о законности зачисления средств от продажи зарубежной недвижимости только при условии, что счет находится в стране нахождения самой недвижимости. С 01.01.2020 законно зачисление средств от продажи зарубежной недвижимости на любые зарубежные счета, если они открыты в стране, с которой у Росии есть автоматический обмен финансовой информацией. Если же недвижимость находится в стране, с которой нет автоматического обмена (см.выше) — достаточно зачислить средства от продажи такого объекта на счет, открытый в стране, с которой обмен есть.

Как я писал выше, новая норма распространяется также на сделки, совершенные с 01.01.2018, т.е. привлечение к ответственности за совершение незаконных валютных операций по зачислению на зарубежные счета средств от сделок по продаже недвижимости, находившейся в странах, не входящих в ОЭСР/ФАТФ (см. выше), но с которыми у РФ есть автоматический обмен, с 01.01.2020 — НЕВОЗМОЖНО, т.к. с 01.01.2020 такие операции становятся законными валютными операциями.

Сделки по продаже недвижимости, находившейся в Черногории, Сербии, Грузии, Украине, Тайланде и пр., с зачислением денежных средств от продажи на банковские счета, открытые в этих же странах, продолжают считаться незаконными валютными.

Сделки про продаже недвижимости, находившейся в Великобритании и Литве, с зачислением денежных средств от продажи на банковские счета, открытые в этих же странах, совершенные до 05.01.2020, считаются законными валютными операциями, а с 05.01.2020 — считаются НЕзаконными валютными операциями.

Сделки про продаже недвижимости, находящейся в США, Канаде, Турции, Черногории, Сербии, Македонии, Албании, Грузии, Украине, Тайланде и др. с зачислением денежных средств от продажи на банковские счета, открытые в этих же странах — продолжают считаться незаконными валютными операциями.

Сделки про продаже недвижимости, находившейся в Израиле, с зачислением денежных средств от продажи на банковский счет в Израиле, совершенные до 05.01.2020, считаются НЕзаконными валютными операциями, ОДНАКО, привлечение к ответственности за совершение таких сделок — НЕВОЗМОЖНО, т.к. с 05.01.2020 Израиль включен в список стран, обменивающихся с РФ в автоматическом режиме, а новый закон — имеет обратную силу и распространяется на сделки, совершенные с 01.01.2018.

Изменения в Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

Настоящим заявляю, что ознакомлен с настоящей Политикой обработки персональных данных и даю свое согласие оператору (Внешэкономбанку), юридический адрес: пр-т Академика Сахарова, 9, Москва, 107996 (далее — Банк), на сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение, в том числе автоматизированные, любой информации, относящейся ко мне и полученной как от меня, так и от третьих лиц, в специализированной электронной базе данных, которая может быть использована Банком при осуществлении обратной связи, а так же для информирования о продуктах и услугах Банка. Согласие предоставляется с момента оформления настоящего обращения и действительно в течение срока, предусмотренного действующим законодательством Российской Федерации. Я согласен с тем, что оператор в целях уточнения информации, содержащейся в обращении, и информирования о ходе рассмотрения настоящего обращения может использовать сведения, содержащиеся в электронном обращении. Настоящее согласие может быть отозвано посредством направления в Банк письменного уведомления, полученного Банком не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до даты отзыва согласия.

Несмотря на то, что государство – это главный регулятор финансовых операций, оно действует через уполномоченные органы:

  • Правительство РФ;
  • Министерство финансов РФ;
  • Центральный банк РФ;
  • Таможенный комитет;
  • органы исполнительной власти субъекта РФ.

Это – верхушка валютного контроля. Ниже находятся непосредственные исполнители законов: банки и кредитные организации. Они работают с лицами, осуществляющими операции в валюте.

При этом коммерческие банки – это не бесправные организации, которые выполняют указания клиента. У них имеются полномочия по блокировке счетов, запрете перевода денег при невыполнении требований законодательства. Поэтому, принимая на обслуживание гражданина или организацию, они в первую очередь заключают с ним договор и разъясняют все положения закона.

К органам валютного контроля относится также ФНС. Хотя ведомство выполняет в данной сфере относительно небольшой перечень функций, без его согласования невозможно проведение некоторых операций.

Несмотря на то, что государство осуществляет контроль за валютными операциями, его интересуют всего 3 крупных группы:

  1. Расчеты между гражданами и организациями РФ и нерезидентами. Здесь важно соблюдать баланс и защиту прав обеих сторон сделки. Как резиденты должны понимать, что их интересы будут учтены, так и нерезидентам следует знать, что даже на территории чужого государства они смогут осуществлять экономическую деятельность.
  2. Покупка и продажа ценных бумаг, оплачиваемых в валюте. Речь идет не только о брокерской деятельности. Ценные бумаги могут выступать в качестве предмета сделки, залога и иного гражданско-правового инструмента. За их движением на территории РФ следят уполномоченные организации.
  3. Расчет в валюте по сделкам с зарубежными контрагентами.

При совершении валютных операций и резиденты, и нерезиденты должны придерживаться следующих правил:

  • все расчеты проводятся только через счета, открытые в банке, являющиеся участниками валютного контроля;
  • практически все расчеты по сделкам между гражданами РФ в валюте иностранного государства запрещены (за некоторым исключением);
  • если осуществляется внешнеэкономическая деятельность, второй участник сделки – резидент должен уведомить банк о сроках выполнения обязательств и сумме валюты, поступающей на счет;
  • если в сделке участвуют резидент и нерезидент, и последний свои обязательства не исполнил, резидент должен вернуть то, что получил по сделке;
  • при наличии необходимости совершения перевода денег резидента на счет, открытый в иностранном государстве, он должен уведомить ФНС и принести в банк уведомление с отметкой о принятии налоговой.

Несмотря на то, что государству фактически дана возможность следить за операциями в валюте, основным принципом валютного контроля является невмешательство. Поэтому банки в качестве контролеров могут предпринять кардинальные меры только при наличии соответствующих обстоятельств.

Как проводится контроль за операциями:

  1. Уполномоченное лицо выясняет всю информацию по операции: где, кем, на какую сумму и в какие сроки она должна быть совершена.
  2. Подготавливаются необходимые документы и осуществляется их проверка.
  3. Банк проводит операции (при необходимости, открывает дополнительный счет).
  4. Информация о сделке вносится в базы данных.
  5. В банке аккумулируются/резервируются необходимые денежные средства. После осуществления операции средства могут быть возвращены.
  6. Сделка закрывается, по ней формируется отчетность в установленной форме.

Валютный контроль – это одна из главных задач государства по формированию экономического пространства для участия в нем не только граждан РФ и российских предприятий, но и зарубежных партнеров. С целью организации единой монетарной политики государство в лице уполномоченных органов проводит контроль за обращением валюты и сделками, совершенными с ее участием. Главное условие – невмешательство в дела граждан и организаций до тех пор, пока их действия не нарушают законы РФ.

Давайте рассмотрим, что изменилось с 01.01.2021 года для валютных резидентов РФ:

  1. Разрешено проводить любые операции, связанные в иностранной валюте необходимые для выполнения обязательств перед бюджетом. Ранее разрешалось только делать расчеты и переводы в иностранной валюте.
  2. Расширен перечень случаев, когда резиденту разрешается не зачислять на свой банковский счет иностранную и национальную валюту – добавлен пункт о праве проведения зачета встречных требований по обязательствам, которые возникают по внешнеторговым контрактам и предусматривают оказание нерезидентам следующих услуг: разработка и выпуск программного обеспечения, обработка данных, размещение информации, услуги по предоставлению высшего образования, производство компьютеров и периферии, коммуникационного оборудования, лицензирование компьютерного обеспечения. Нововведение позволяет снизить расходы для компаний оказывающие экспортные услуги в сфере информационных технологий и образовательных услуг.
  3. Добавлено новое обязательство – помимо отчета о движении средств, необходимо предоставлять информацию о движении иных финансовых активов по счетам в банках, платежных системах и других финансовых учреждениях.
  4. Снижение требование по репатриации валюты при обслуживании экспортных сырьевых контрактов (поставка нефти и нефтепродуктов, природного газа, лома, драгоценных камней и т.д.). С 2021 года разрешается оставлять на иностранных счетах не более 30% суммы контракта. Однако это касается только контрактов в рублях, требование о полной репатриации средств полученных в иностранной валюте продолжает действовать.
  5. Расширен перечень оснований позволяющий зачислять денежные средства на иностранные счета филиалов и представительств резидентов: возврат средств за оказанные услуги и непоставленные товары; перевод обеспечительного платежа; выручку от продажи имущества филиала или представительства; страховых выплат от нерезидентов.
  6. Паспорт сделки больше не нужен, он заменен на регистрацию валютных контрактов. Обязательства по регистрации контрактов зависят от суммы: для импортных – от 3 млн. рублей/эквивалент; для экспортных – от 6 млн. рублей/эквивалент.

С 2021 года валютные резиденты РФ обязаны отчитываться о движении финактивов по всем своим иностранным счетам, в том числе открытым в:

  • платежных системах;
  • страховщиков, предоставляющих услуги добровольного страхования жизни;
  • профессионального участника рынка ценных бумаг, брокера;
  • управляющих по договору доверительного управления активами;
  • негосударственных пенсионных фондах;
  • акционерных инвестиционных фондах;
  • других подобных организациях, осуществляющих управление активами в интересах клиента.

Исходя из вышеуказанного перечня в новом отчете следует указывать информацию о:

  • брокерских счетах;
  • счетах учета ценных бумаг;
  • счетах производных финансовых инструментов (опционы, деривативы, фьючерсы и т.д.);
  • правах требований по договорам страхования;
  • долях в капитале юрлиц и структур без образования юрлиц;
  • счетах в негосударственных пенсионных фондах и инвестиционных фондах.

Первый отчет законодательство обязывает подать до 1 июня 2022 года за операции, которые проводились в 2021 году.

Валютный контроль в банке с учетом изменений на 2021 год осуществляется следующим образом:

  1. Компания подает уполномоченному банку всю необходимую информацию о контракте: реквизиты, валюта расчетов, полная сумма контракта, срок действий, условия выполнения, реквизиты иностранного контрагента.
  2. Банковский менеджер в течение 1 дня регистрирует контракт. Последнему присваивается уникальный номер и открывается отдельная ведомость валютного контроля.
  3. После выполнения условий сделки российская компания обязана отчитаться уполномоченному банку и подать подтверждающие документы. Также понадобится заполнить справку о подтверждающих документах. Справка не заполняется если сумма договора менее 200 000 рублей. Срок подачи справки – не позднее 15 дней с момента зачисления валюты.

Отчитываться о движении средств и других финансовых активов по иностранным счетам не нужно, если соблюдаются следующие требования:

  • счет открыт в финансовом учреждении расположенном в государстве участнике ЕАЭС или государства, которое обменивается с РФ финансовыми данными в автоматическом режиме;
  • общая сумма зачислений или списаний по счету либо остаток не превышает 600 тыс. рублей.

Нет, если операции по зачислению и списанию средств на счете не превышали указанной суммы. Однако существует высокая вероятность, что налоговая попросить предоставить подтверждающие документы: выписку со счета. Поэтому рекомендуется все же подготовить и подать отчеты, пускай даже обороты позволяют этого не делать.

Валютный контроль 2021: что нужно знать

Списание денег со счета в банке – дата подачи распоряжения на списание; зачисление денег на счет резидента – 15 дней с даты зачисления; расчеты через счет резидента в иностранном банке – 30 рабочих дней после месяца, в котором средства списаны или зачислены на счет; ввоз/вывоз недекларируемых товаров, выполнение работ, оказание услуг – 15 рабочих дней после окончания месяца в котором оформлены подтверждающие документы.

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173-ФЗ) принят для защиты устойчивости рубля и стабильности валютного рынка России как важных факторов развития экономики. Общие положения закона содержат основные определения, такие как иностранная валюта и валюта РФ, резиденты и нерезиденты и т. п., а также базовые принципы валютного регулирования и контроля:

  • преобладание экономических мер при проведении валютного регулирования;
  • недопущение неоправданного вмешательства государства;
  • целостность внутренней и внешней политики России в области валютного регулирования;
  • обеспечение прав и интересов участников валютного рынка.

Валютное законодательство России состоит:

  • из ФЗ о валютном регулировании и других законов;
  • нормативных правовых актов Правительства России и других госорганов;
  • международных договоров РФ.

Все неясности и неточности валютного законодательства подлежат трактовке в пользу участников валютного рынка.

Основные положения репатриации валюты изложены в ст. 19 закона № 173-ФЗ.Резиденты обязаны обеспечить:

  • получение выручки на счета, открытые в полномочных банках, по контрактам, заключенным с иностранными поставщиками (нерезидентами);
  • возврат авансовых платежей, произведенных нерезидентам, при неоказании ими услуг, невыполнении работ или непоставке авансированного товара;
  • получение от нерезидентов денежных средств, причитающихся по условиям договоров займа.

За нарушение обязанности по репатриации денежных средств предусмотрена ответственность:

  • Административная (по ст. 15.25 КоАП) за неполучение валюты на свои банковские счета. Устанавливается в виде штрафа, исчисляемого исходя из 1/150 учетной ставки Банка России за каждый день просрочки зачисления денежных средств. При этом именно провинившиеся должны доказать, что ими были предприняты все необходимые и достаточные меры для обеспечения репатриации валютной выручки. В противном случае избежать ответственности не удастся (постановление ВС РФ от 14.09.2016 № 309-АД16-11251 по делу № А76-17359/2015). При отсутствии объективных препятствий к получению валютной выручки юрлица также привлекаются к ответственности (постановление ВС РФ от 04.07.2016 № 308-АД16-2473 по делу № А20-1541/2015).
  • Уголовная (по ч. 1 ст. 193 УК РФ) предусматривает штраф 200 000 – 500 000 руб. или реальный срок до 3 лет. При наличии отягчающих обстоятельств (крупного размера, использования подложных документов и др.) срок лишения свободы увеличивается до 5 лет и предусматривается одновременное взимание штрафа до 1 млн руб.

В 2018 в валютном законодательстве произошли многочисленные изменения, приведем наиболее важные из них.

Закон «О внесении изменений…» от 28.12.2017 № 427-ФЗ с 01.01.2018:

  • изменил понятие валютного резидентства в отношении граждан России. С указанной даты резидентами являются все граждане РФ, даже те, что не менее 1 года проживают за границей.
  • физлица – резиденты, которые более 183 дней в году проживали за рубежом, освобождены от обязанности уведомлять налоговые органы о счетах, открытых за границей.

Закон «О внесении изменений…» от 14.11.2017 № 325-ФЗ с 14.05.2018 ввел обязанность резидентов и нерезидентов указывать во внешнеторговых договорах сроки исполнения обязательств и уведомлять уполномоченные банки об этих сроках.

Закон «О внесении изменений…» от 03.04.2018 № 64-ФЗ возложил на резидентов обязанность по репатриации на свои счета денежных средств, которые им причитаются по договорам займа.

Закон «О внесении изменений…» от 29.07.2018 № 146-ФЗ с 29.07.2018 ввел правило, что резидент признается выполнившим обязанность по репатриации валютной выручки в случае введения в отношении него санкций иностранным государством.

Закон «О внесении изменений…» от 03.08.2018 № 293-ФЗ отнес к нерезидентам иностранные юрлица, зарегистрированные в соответствием с законом «О международных компаниях».

Дата
Город Москва
Место проведения ул. Бауманская д.6, стр.2., бизнес-центр «Виктория Плаза» в пяти минутах от м. Бауманская. Всем участникам высылается подробная схема проезда на семинар.
Стоимость 12700 руб.
Организатор Учебный центр «ФинКонт»


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.