Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Первый свод законов у славян назывался судебник русская правда». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Вместе с в народе устанавливались нормы и обычаи, то есть определённые правила поведения в общине, а также принуждение или наказание, как следствие неповиновения этим нормам. В результате крещения Руси, близких отношений с Византией и прочими государствами стали появляться противоречия между религией и устоявшимися народными обычаями, что привело к преобразованию норм в писанные законы. На съезде русских епископов в 1039 году по велению Ярослава Мудрого был избран митрополит Руси без согласия с Константинопольским патриархом, это стало важным посылом на пути к освобождению от влияния Константинополя Русской православной церкви. Так же причинами для составления письменных и упорядоченных законов стали расслоение общества, потому что в процессе перехода от родовой к соседской общине появилось такое понятие как частная собственность, потребность закрепить власть над сословиями и регулировать отношения внутри государства силой княжеского законодательства.
Каким было первое русское законодательство
«Русская правда» содержит в себе две части, законы которых относятся к разным периодам времени. Первая часть — «Древнейшая правда» — составлена самим князем Ярославом, вторая — «Правда Ярославичей» — тремя братьями, его сыновьями.
Сам сборник «Русская правда» имеет казуальную систему строения, это когда законодатель пытается предусмотреть и описать возможные жизненные ситуации. В сборнике всегда приводились указания на принадлежность человека к какому-либо общественному положению. Население по закону было разделено на такие социальные категории:
Дружина-
Духовенство-
Сельчане и горожане (купцы, ремесленники, закупы)
Князь же занимал особое место, самое высокое положение.
Большая часть законов предусматривала защиту частной собственности, порядок наследования, по обязательствам и договорам. Договора в «Русской правде» разделялись на виды:
Купля-продажа-
Займы (бытовой заём и заём с закладом)-
Хранение поклажи (считается безвозмездной услугой)-
Личный наём (наём слуг).
В сборнике «Русская правда» за договора и обязательства накладывается ответственность, и в случае нарушения налагаются вира (штраф) и возмещение убытка. Например, укравший коня обязуется возвратить его и уплатить 3 гривны виры.
К тяжёлым преступлениям относят причинение телесного повреждения, оскорбление действием (удар тупым предметом, ладонью, ножнами, то есть оскорбление ударом, но не повредив человека), убийство. В таких ситуациях преступник обязуется уплатить виру и пострадавшему, и в княжескую казну. Были определены два возможных умысла: прямой (нападение, разбойничество) или косвенный (например, в драке или при самообороне). Наивысшая степень наказания – выдворение из общины как самого преступника, так и членов семьи, изъятие движимого имущества, порабощение. «Русская правда» не признавала смертную казнь. Тем не менее, иногда смертная казнь применялась. К таким жёстким мерам прибегали в наказание за противогосударственные дела (шайки разбойников, восстания). Но Ярослав Мудрый всеми силами пытается устранить смертную казнь, которая является следствием кровной мести на Руси. Здесь своё влияние оказала и православная церковь, выступавшая за отмену казни. В те времена суду на Руси были свойственны:
Состязательность сторон-
Относительное равенство сторон-
Активное участие при разбирательстве дела.
Началом для проведения судебного разбирательства служили жалоба истца или поимка правонарушителя во время преступления. Суд по законам «Русской правды» осуществлялся в три этапа:
Заклич (публичное сообщение о преступлении)-
Свод (трёхдневный срок, в который ведут опрос свидетелей и поиск доказательств)-
Гонение следа или поиск преступника (в том случае, если он не был обнаружен ранее).
Кроме «Русской правды» многие сферы жизни Руси были подвластны церковным законам. Именно при правлении Ярослава Мудрого стали чётко определены права церкви, которые регулировали три пункта:
Семейно-брачные отношения-
Преступления против церкви, отступничество от веры-
Нарушения, совершённые служителями церкви.
В церковном суде на провинившегося накладывалась епитимья (длительные молитвы, земные поклоны или пост).
В первой главе «Русской Правды Ярослава Мудрого» были описаны наказания за убийство. В те времена убийства были настоящей бедой для государства. В законе говорилось, что карой за любую смерть является кровная вражда. Поэтому родственники убитого человека могли самостоятельно убить убийцу. Если же убийце отомстить было некому – с него брали штраф в пользу казны государства.Особые условия этого закона были такими:
- холоп мог стать свободным. Для этого ему нужно было заплатить хозяину определенную сумму-
- рабы должны были отвечать за имущество своих господ-
- в законе было описано все про долговые обязательства, штрафы за кражу чужого скота и захват чужой земли, и многое другое-
- определялись порядок и очередность получения наследства.
Законы Ярослава Мудрого были очень суровыми, но только так он смог навести порядок в государстве. В «Правде Ярославичей» многие законы стали не такими суровыми. К примеру, кровную месть вообще заменили штрафами.Свод законов, которые издал Владимир Мономах, был уже намного мягче:
- запретили долговое рабство-
- отменили смертную казнь для беглых холопов-
- определили положение закупов и купцов-
- упорядочили взимание ростовщических процентов.
Но, несмотря на все, «Русская Правда» регулировала отношение между людьми в общество при помощи законопроектов, и это привело в порядок государственную и общественную жизнь. Этот документ регулировал отношения внутри государства очень долго, до самого периода раздробленности Древней Руси.
На самом деле, не существует четких ограничений в данном вопросе. Тем не менее, существуют негласные правила, которые определяют необходимость строительства на участке 4-6 соток….
Списки Русской Правды делятся на три разные редакции:
- Краткая. Большая часть историков считает её наиболее древней, относится к XI в. Она имеет 43 статьи.
- Пространная. Хорошо сохранившаяся и распространённая редакция документа, создана в XIII-XV в. и имеет в себе 121 статью.
- Сокращённая. Создана примерно к XVI-XVII в., сформирована из Пространной (её сокращение). Включает 50 пунктов.
Краткая редакция состоит из «Правды Ярослава» («Древнейшая Правда»), которая заканчивается 18-ой статьёй и связана с самим Ярославом Мудрым, и «Правды Ярославичей» (статьи с 19 по 43), составленной сыновьями Ярослава Мудрого.
Пространная же делится на Устав Ярослава Мудрого и Устав Владимира Мономаха. Создана на основе Краткой редакции и дополнена разными актами.
Первый законодательный документ на Руси (написанный русским текстом) утвердил многие преступления и установил за них определённое наказание, в том числе:
- Отменил кровную месть.
- Утвердил наличие следов побоев как аргумент.
- Утвердил судебную систему, включающую показания свидетелей.
- Установил «ордалии» (испытания) как принятую судебную практику (Пространная редакция).
- Подчеркнул сословное неравенство. За княжих мужей штрафы были на порядок больше, чем за обычных смердов и холопов.
- Создал единый закон для всего государства, установив штрафы за различные преступления. Это в свою очередь на порядок уменьшило их количество.
Созданная на основе обычаев, указов князей и христианских законов, Русская Правда Ярослава Мудрого создала прочную на то время судебную систему, которая продолжала действовать на протяжении многих веков. Она установила официальное наказание за совершение преступлений разного рода и поспособствовала развитию русского государства.
Отходники – это крепостные крестьяне, которых помещики отпускали на заработки. Это происходило чаще в нечерноземье, где доходы с земель были небольшие, поэтому владельцам было выгоднее отпускать своих крепостных на заработки, чтобы они смогли выплатить денежный оброк.
В основном отходники нанимались на сезонные или строительные работы, женщины – на работу по дому.
Отходничество как явление появилось в начале 17 века, сначала в Санкт-Петербурге, куда со всех концов России тянулись группы крестьян на строительство города. Позже они стали наниматься на работу и в других городах.
В 19 веке отходники даже составляли землячества, поддерживали друг друга.
Внимание: правильно произносите данное слово с ударением на втором слоге: отхОдник, отхОдником, об отхОдниках.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Русская правда Ярослава Мудрого
- ЕГЭ. История России. Общественное движение в России в XIX-XX вв. Исторические личности.
- История. Россия. Даты по темам. Крестьянский вопрос.
- ЕГЭ. Русский язык. Задание № 27. Готовимся к сочинению. Как определить и записать позицию автора?
- История России. Правление Александра III. 1881-1894 гг. Термины и понятия.
- История России. Правление Алекcандра II. 1855-1881 гг. ТЕРМИНЫ.
- Как пишется слово «исподтишка» и почему?
- Как пишется слово «ароматерапия» и почему?
- Как пишется слово «обусловливать» и почему?
- Как пишется слово «наперсник» и почему?
- Как пишется слово «дерматин» и почему?
Общий свод законов был нужен для того, чтобы легче было управлять государством. При руководстве народными обычаями и «неписаным законом» часто возникала путаница, принимались несправедливые решения, поскольку суд часто бывал субъективным. Ещё одна причина принятия – необходимость замены устаревшей кровной мести «европейскими» методами наказания: системой штрафов, то есть материального возмещения ущерба.
Ярослав Мудрый и его наследники собрали в общем сборнике имевшиеся на тот момент устные и письменные правовые нормы регулирования жизни граждан молодой Киевской Руси.
Виды нарушений закона |
Методы урегулирования |
---|---|
Совершение убийства |
Наказание было различным. Судьи при определении меры наказания должны были руководствоваться не соображениями о тяжести совершенного преступления, а брать за основу принадлежность убийцы и убитого к определённому сословию. Тот, кто по происхождению своему относился к знати, получал более мягкое наказание. Если жертва являлась знатным человеком, преступник был обязан уплатить в казну 80 гривен. Если это был простой свободный человек – 40 гривен. За убийство женщины полагался штраф (вира) в 20 гривен. Лишение жизни холопа каралось вирой в 6 гривен. |
Побои |
Существовала классификация побоев, за те, что признавались сильными (с подтверждёнными синяками и увечьями), полагалась вира в 3 гривны, плюс оплата лечения пострадавшего. Альтернативой была кровная месть (это понятие было ещё не полностью изжито). |
Кража |
Кража, совершённая свободным человеком, каралась штрафом в пользу князя. Часть денег преступник отдавал пострадавшему. Если кражу совершал холоп (который не обладал имущественными правами), штраф за него платил феодал. Мера наказания холопа определялась его хозяином, причём она могла быть абсолютно любой, вплоть до убийства – закон ничем не ограничивал господина. |
Поджог двора и гумна – основного имущества, без которого человек превращался в нищего |
Мера наказания – «поток и разграбление», что означало физическое уничтожение преступника и полное разорение его семьи. |
В «Русской Правде» уделялось большое внимание преступлениям против имущества, против личных прав. Впервые были разделены умышленное убийство и убийство в процессе ссоры, за них предусматривались разные наказания. Особо тщательно охранялось имущество князя.
В анналах истории существует убеждение о полноте и справедливости норм Русской Правды для частной жизни и правовой практики Древней Руси. Большое внимание в документе уделено сфере уголовного права в части:
-
Своеобразного понятийного определения преступлений, как того, что наносит личный или имущественный ущерб реальному человеку (терминологически — «обида»).
-
Систематизации преступных деяний на две стороны: личную и имущественную, с допущением бессудной расправы, разницы прав субъектов и объектов деяния и смягчающих обстоятельств.
-
Определения понятия соучастия, как равной ответственности подельников, без распределения между ними функций.
-
Выявления двух основных родовых объектов преступления: личность и имущество, в свою очередь, включающих в себя самые разнообразные виды правонарушений.
-
Описания довольно простой и относительно мягкой системы наказаний: штрафы (виры), членовредительство и лишь в особых случаях поток и разграбление. Отмечалась конкуренция между потерпевшим лицом и государством в части применения кровной мести.
Гармонично вписывается в общий строй уголовного права Русской Правды церковная судебная практика, являвшаяся неотделимой частью всей правовой системой Киевской Руси, которую смело можно называть церковно-юридической.
В Древней Руси суд творил сам князь, в чьих руках находилась власть. Судебное разбирательство велось по прихоти и произволу высшего административного лица. С появлением Русской Правды роль князя, как высшей судебной инстанции была закреплена в ряде норм юридического документа. Судебные решения князей в ряде случаев становились прецедентом и фиксировались как нормы права. В последующем князь вел процессы по очень важным делам, судил высшую знать и разбирал жалобы на местные суды.
Местные функции судопроизводства исполняли волостели и посадники, при участии выборных и вече. Кроме княжеских судов общей юрисдикции существовали:
-
Церковный суд ведал не только делами о нарушениях церковных уставов и канонов, но и расследовал дела о самовольных расторжениях брака, изнасилованиями, имущественными спорами супругов, церковным воровством и подобными правонарушениями.
-
Боярский суд, распространявшийся на зависимое от боярина население, в них боярин, подобно князю в основном судил сам, а часть дел перепоручал решать помощникам.
Так как, уголовные и гражданские дела не выделялись в отдельное судопроизводство, то процессуальный порядок рассмотрения дел был для них одинаков.
Что было написано в письменном своде законов Древней Руси?
Судебное разбирательство на положениях Русской Правды было состязательным и происходило как спор сторон, активно отстаивавших свою правоту. Статус истцов имели обе стороны, пользующиеся идентичными судебными правами в ходе гласного и устного процесса.
Судебная тяжба делилась на три фазы:
-
Провозглашение факта совершения преступления — «заклич» происходило, как правило, в месте скопления большого числа людей («на торгу») запускало процедуру поиска подозреваемых.
-
Специфическая очная ставка — «свод» происходила до заклича, или в течение трех дней после оглашения. Процедура строилась на получении объяснений подозреваемых до тех пор, пока не находился ответчик, у которого не было внятных оправданий, который признавался «татем».
-
Розыск улик и преступника назывался «гонением следа». В силу отсутствия специальных органов сыска, гонение следа проводила пострадавшая сторона, с привлечением близких, всей общины и доброхотов.
Доказательная база Русской Правды строилась:
- из свидетельских показаний «видоков» и «послухов»;
- из «поличных» — вещественных доказательств;
- из «ордалий» — испытаний огнем, железом, или водой;
- из присяги.
В кодексе не прописывались, но в реалии применялись судебные поединки («поле»), явки с повинной и письменные доказательства.
Штрафы с момента приёма нового сборника законов на Руси стали применяться в качестве основного вида наказания. Преступления делились на уголовные и гражданско-административного характера. Наказанием за уголовные преступления являлась вира (слово взято с немецкого). За преступления имущественного характера взимался урок. Часть денег изымалась в пользу князя, олицетворявшего верховную власть (государство), часть выплачивалась пострадавшему лицу или его представителям.
Важен следующий момент: по «Русской Правде» можно проследить за делением общества на сословия. Это деление стало очень чётким. Выделяются:
- князь;
- знатные люди (дружинники, мелкие князья);
- свободные люди (ремесленники, землепашцы, торговцы);
- холопы.
Наказание за преступление зависит от того, представитель какого сословия совершил преступление и представитель какого – пострадал. Закон охраняет высшую прослойку населения, в руках которой сосредоточены имущество и власть.
Принятие Русской правды стало своеобразным признанием величайшего благоразумия князя Ярослава Мудрого. До времен его правления никто не сделал столь существенного вклада в развитие законодательной базы Киевской Руси. На положениях первого письменного сборника законов стали базироваться все законы, принимаемые впоследствии.
Историкам не удалось в точности воссоздать свод законов Русской правды в первоначальном виде, так как до наших дней документ не сохранился. Но записи, сделанные в более поздних источниках, принимаются как варианты древнего кодекса. Книга Ярослава Владимировича состояла из нескольких глав законодательных норм:
Как назывался единый свод древнерусских законов?
По разным версиям, принятие первого письменного русского свода законов произошло во время правления Ярослава Мудрого в 1016 или 1036 году.
В качестве причин появления обычно называют стремление князя Ярослава ограничить языческие традиции в соответствии с христианскими ценностями, однако одна из датировок (1016 год) совпадает со столковениями новгородцев и приглашенных Ярославом Мудрым на службу наемников-варягов, в результате которых новгородцы, избившие варягов за «насилие над мужатыми женами» были обмануты князем, обещавшим им снисхождение, и казнены.
Основной субъект «Древнейшей Правды» — муж — свободный мужчина.
Фактически — произошло ограничение права на кровную месть, во многих случаях замененное на штраф, причем наемникам-варягам предоставлялось более привилегированное положение.
Правда Ярослава описывает некоторые категории древнерусского (новгородского) общества, уравненные в правах путём установления единого размера виры (в 40 гривен) за их убийство:
«аще будеть русинъ, любо гридинъ, любо купчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои будеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь».
Данный список толкуется исследователями следующим образом:
русин — младший княжеский дружинник, в том числе:
гридин — представитель боевой дружины;
купчина — дружинник, занимавшийся торговлей;
ябетник — дружинник, связанный с судебным процессом;
мечник — сборщик штрафов;
изгой — человек, потерявший связь с общиной;
словенин — житель словенской, то есть Новгородской земли, в данном контексте — обычный житель.
- Ст. 1 — предоставляет право родственников на кровную месть за убийство. Мстить разрешается брату за брата, сыну за отца, отцу за сына, племяннику за дядю и тётю. В остальных случаях, а также в случае, если мстителя не находилось, убийца обязан уплатить виру — штраф в пользу князя в размере 40 гривен.
- Ст. 2 — человеку избитому до крови или синяков не нужно представлять видока (свидетеля-очевидца происшествия). Если же следов побоев нет, видок необходим. Если пострадавший не может за себя мстить, нарушитель обязан заплатить «за обиду» 3 гривны и оплатить услуги лекаря.
- Ст. 3 — за удар кулаком или тупым предметом взимается плата в размере 12 гривен, если дело не было решено местью.
- Ст. 4 — за удар ножнами или рукоятью меча — также 12 гривен («за обиду»).
- Ст. 5 — нанесение травмы, приведшей к лишению руки, карается платой в размере 40 гривен — равной штрафу за убийство свободного человека.
- Ст. 6 — запрещала детям мстить за повреждение ноги родителя, если нога осталась работоспособной.
- Ст. 7 — устанавливали плату в 3 гривны («за обиду») за повреждение пальца.
- Ст. 8 — устанавливает плату в 12 гривен за повреждение усов и бороды.
- Ст. 9 — определяет плату в 1 гривну за угрозы обнажённым мечем.
- Ст. 10 — если один муж толкнёт другого, при наличии двух видоков он платит 3 гривны. Если пострадавший — варяг или колбяг (разновидности наемников), ему не нужно предоставлять видока, достаточно было лишь пойти на роту, то есть принести клятву об истинности своих показаний.
- Ст. 11 — если беглый челядин (раб) скроется у варяга или колбяга, и его не найдут в течение трёх дней, укрыватель, вернув его господину, обязан заплатить последнему 3 гривны «за обиду».
- Ст. 12 — езда на чужом коне без спроса наказывается платой в 3 гривны.
- Ст. 13 — пользование чужим конём, оружием или одеждой наказывается платой в 3 гривны «за обиду», если пропавшая собственность была опознана в своём миру (общине).
- Ст. 14 — человек, опознавший похищенную у него вещь, не может сразу вернуть её себе, но сначала должен отправить человека, у которого обнаружилась пропажа, на свод (особая форма досудебной подготовки дела, способ поиска украденного) для того, чтобы установить, через чьи руки эта вещь попала к нему. Если последний не шёл на свод сразу, он должен был предъявить поручителя в том, что сделает это в течение пяти дней.
- Ст. 15 — дело об отказе должника в уплате долга должно решаться на изводе перед 12 людьми («изводъ пред 12 человѣка» — суд или несколько послухов — свидетелей «доброй славы»). Если установливалось, что долг действительно не возвращён, ответчик отдавал «скот» (деньги) истцу и платил 3 гривны «за обиду».
- Ст. 16 — человек, у которого господин обнаружил и опознавал своего украденного (угнанного) челядина, должен идти к тому, у кого челядин был куплен, а тот, в свою очередь, шёл к предыдущему покупателю. Когда свод доходил до третьего покупателя, господин возвращал себе своего челядина, а третий покупатель взыскивал свой «скот» (деньги) с продавца при помощи видока.
- Ст. 17 — если холоп ударил свободного мужа и бежал в хором своего господина, а господин не выдал его, то хозяин холопа обязан заплатить истцу 12 гривен. Но и после уплаты компенсации истец вправе наказать обидчика-холопа, если смог его разыскать.
- Ст. 18 рассматривает ситуацию, при которой человек повредил чужое копье, щит или одежду. Если он желал оставить вещь себе, то должен был заплатить хозяину «скотом» (деньгами) в качестве компенсации. Если же виновник порчи вещи согласен был вернуть предмет, он должен был заплатить за неё хозяину ту сумму, за которую тот её приобрёл
Первоначально восточные славяне, как и другие племена, не вкусившие плодов государственной жизни, существовали в рамках общины. Сначала в поселениях жили близкие родственники, однако с течением времени, в связи с ростом населения и в результате браков между членами разных семей, первоначальная родовая община сменилась соседской. Выделение отдельных семейных хозяйств вызывало неизбежное имущественное расслоение населения. Вот какое свидетельство оставил один из арабских путешественников: «Все они постоянно носят мечи, так как мало доверяют друг другу, и коварство между ними дело обыкновенное. Если кому из них удается приобрести хоть немного имущества, то родной брат или товарищ его тотчас начнет ему завидовать и пытаться его убить или ограбить».
С развитием общественного строя восточных славян всё большую власть начинают сосредотачивать в своих руках племенные вожди — князья. Первоначально заведуя лишь военными делами, князья сосредотачивают в своих руках административные функции — особенно это актуально для союзов и суперсоюзов племён. На местах всё ещё оставалось общинное самоуправление, однако более крупные и трудоёмкие дела вёл сам князь и его дружина, проживавшие в административном центре — «граде».
С именем первых русских князей связывается и так называемый «Закон Русский». Именно эти слова встречаются в договорах Руси с Византией, заключённых в результате военных походов X века. «…Да вдаст литр 5 серебра по закону Русскому,» — так в документе 944 года устанавливается ответственность за причинение телесных повреждений. На этот «закон» Олег и Игорь ссылались чаще всего при определении наказаний за имущественные и уголовные преступления.
Свод законов Древней Руси назывался:
Первый письменный свод законов в Древней Руси «Русская Правда» создавался на протяжении 11-12 веков и стал так называться в 1072 году. Авторами этих законопроектов были:
- Ярослав Мудрый. В 1016 году он издал свод законопроектов о порядках в городе Новгороде и назвал его «Русская Правда Ярослава Мудрого». Законопроект состоял из 35 глав, в которых было выделено уголовное и гражданское право;
- трое братьев Ярославичей — Всеволод, Святослав и Изяслав. Они дополнили свод новыми законопроектами в 1072 году, которые стали ч.2 «Русской Правды» и назывались «Правда Ярославичей». В дальнейшем свод законов регулярно пополнялся церковными постановлениями и княжьими уставами;
- Владимир Мономах. В 1097 году он дал Руси новую «Русскую Правду» — «Устав Владимира Всеволодовича» и на время остановил распад Руси.
В первой главе «Русской Правды Ярослава Мудрого» были описаны наказания за убийство. В те времена убийства были настоящей бедой для государства. В законе говорилось, что карой за любую смерть является кровная вражда. Поэтому родственники убитого человека могли самостоятельно убить убийцу. Если же убийце отомстить было некому – с него брали штраф в пользу казны государства.
Особые условия этого закона были такими:
- холоп мог стать свободным. Для этого ему нужно было заплатить хозяину определенную сумму;
- рабы должны были отвечать за имущество своих господ;
- в законе было описано все про долговые обязательства, штрафы за кражу чужого скота и захват чужой земли, и многое другое;
- определялись порядок и очередность получения наследства.
Законы Ярослава Мудрого были очень суровыми, но только так он смог навести порядок в государстве. В «Правде Ярославичей» многие законы стали не такими суровыми. К примеру, кровную месть вообще заменили штрафами.
Свод законов, которые издал Владимир Мономах, был уже намного мягче:
- запретили долговое рабство;
- отменили смертную казнь для беглых холопов;
- определили положение закупов и купцов;
- упорядочили взимание ростовщических процентов.
Документ существует в двух редакциях: краткой и пространной (более полной). В краткий вариант «Русской Правды» входят следующие источники:
- Покон вирный — определение порядка кормления княжеских слуг, сборщиков виры (создана в 1020-е или 1030-е гг.);
- Правда Ярослава (создана в 1016 г. или в 1030-е гг.);
- Правда Ярославичей (не имеет точной даты);
- Урок мостникам — регулирование оплаты труда строителей, мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов (создана в 1020-е или 1030-е гг.).
Краткая редакция содержала 43 статьи и описывала новые государственные традиции, появившиеся незадолго до создания документа, а также ряд более старых законодательных норм и обычаев (в частности, правила кровной мести). Вторая часть содержала сведения о штрафах, нарушениях и пр. Правовые основы в обеих частях были построены на вполне обычном для того времени принципе — сословном. Это значило, что тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший. Кроме того, разные категории граждан обладали разными правами.
Более поздний вариант «Русской Правды» дополнен уставом Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха, количество статей в нем составляло 121. «Русская Правда» в расширенной редакции использовалась в суде, гражданском и церковном, для определения наказания и урегулирования товарно-денежных тяжб и отношений в целом.
«Русская Правда» — один из важнейших источников сведений о жизни Древней Руси на самом раннем периоде ее развития. Представленные законодательные нормы позволяют составить достаточно полное представление о традициях и укладе жизни всех слоев населения русской земли. Кроме того, «Русская Правда» стала одним из самых первых нормативно-правовых документов, который использовался в качестве основного общегосударственного судебника.
Создание «Русской Правды» заложило основы будущей нормативно-правовой системы, и при создании новых судебников в дальнейшем (в частности, создание Судебника 1497 г.) она всегда оставалась основным источником, который брался законотворцами за основу не только как документ, содержащий все акты и законы, но также как образец единого правового документа. «Русская Правда» впервые официально закрепила сословные отношения на Руси.
Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.
Киевская Русь до крещения страны князем Владимиром была языческой страной. Как и в любой языческой стране, законы, по которым жило государство, брались из обычаев страны. Такие обычаи никем не записывались и передавались от поколения к поколению. После крещения Руси создались предпосылки для письменной записи законов государства. Долгое время таких законов никто не создавал, поскольку положение страны было крайне тяжелым. Князьям приходилось постоянно воевать с внешними и внутренними врагами.
При правлении князя Ярослава в стране наступил долгожданный мир и появился первый письменный свод законов, который носил название «правда Ярослава» или «Русская правда Ярослава Мудрого». В этом законодательном сборнике Ярослав постарался предельно четко структурировать те законы и обычаи, которые были в тот момент в Киевской Руси. Всего правда Ярослава состояла из 35 (тридцати пяти) глав, в которых выделялось гражданское и уголовное право.
«Русская Правда»-первый письменный свод законов на Руси.
1) Название одного из дворянских ополчений
1) невозможность самостоятельного правления
Годы царствования царя Василия Шуйского:
Дата постройки Покровского собора в Москве:
Самоназвание общины славян-земледельцев:
С событиями какого века связано имя Александра Невского?
1) былина о князе Владимире Красное Солнышко
4) религиозно-бытовое понятие («на тот свет с собой не возьмешь»)
3) после тверского восстания против баскаков
1) крупное предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике
4) Новый орган власти, возникший в период Смуты
2) набеги на русские города с целью грабежа
Укажите хронологическую последовательность событий:
27.Какой орган являлся высшим органом государственной власти в СССР в годы Великой Отечественной войны?
Какая организация была создана после Второй мировой войны для решения важнейших международных проблем?
- Либеральное движение в России в начале XX века было представлено:
в) введение свободной торговли любыми продуктами +
в) научные работники, осуществившие в 60-е гг крупные открытия.
б) Провозглашены гражданские права и свободы
6.Какой порядок наследования предполагал «Указ о наследовании престола», изданный Петром I?
в) Создавался специальный суд для дворян
памятник древнерусской литературы «Поучение детям» был написан князем Владимиром Мономахом
существовавшие, на, мир, людей, до, людей, обряды, христианство, принятие, верования.
З. Последним князем, которому удалось добиться относительного единства Руси, был:
Ж. Условной датой начала политической раздробленности Руси считается:
Разводятся понятия «родовой обычай» и «закон».
Крупный торговый экспорт не свил себе гнезда в Суздальской Руси. Тут князь не примкнул к обществу, а, наоборот, сам явился на новом.
Мхк конспект – Художественная культура Киевской Руси, Искусство Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского княжества, Московского.
Учитель вписывает в левую колонку еще один признак феодального государства: принятие законов.
«Русская Правда» — нормативно-правовой документ Древней Руси, сборник всех законов и правовых норм, существовавших в 10-11-м вв.
«Русская Правда» — первый нормативно-правовой документ в Древней Руси, который объединил в себе все старые нормативно-правовые акты, княжеские указы, законы и другие административные документы, издававшиеся разными инстанциями. «Русская Правда» — не только важная часть истории права в России, но и важный культурный памятник, так как она отражает быт и жизнь Древней Руси, ее традиции, принципы ведения хозяйства, а также является важным источником сведений о письменной культуре государства, которая на тот момент только зарождалась.
Краткая редакция содержала 43 статьи и описывала новые государственные традиции, появившиеся незадолго до создания документа, а также ряд более старых законодательных норм и обычаев (в частности, правила кровной мести). Вторая часть содержала сведения о штрафах, нарушениях и пр. Правовые основы в обеих частях были построены на вполне обычном для того времени принципе — сословном. Это значило, что тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший. Кроме того, разные категории граждан обладали разными правами.
В середине ХI-начале ХII вв. Древнерусское государство вступило в новый этап своей истории – эпоху политической раздробленности. Начальную фазу этого процесса относят к моменту смерти Ярослава Мудрого, когда Русь практически была поделена между его тремя сыновьями – Изяславом (он получил Киев и Новгород), Святославом (Чернигов) и Всеволодом (Переяславль и Ростовская земля). Вначале князья, помня завет отца о дружбе, старались жить в мире и чтить старшего брата Изяслава. Но вскоре между ними, а затем и их потомками, возникли конфликты и усобицы, длившиеся почти сто лет.
Политическая раздробленность – закономерный этап развития Древней Руси. Децентрализация дала простор новым тенденциям: экономической самостоятельности областей, их подъему, развитию самосознания, культуры. Удельные княжества с быстро растущими городами в условиях натурального хозяйства были экономически самодостаточными и мало связанными друг с другом. Политическая система Руси приобретает полицентричный характер при сохранении символического значения Киева, обладание которым было формальным признаком «старейшинства» среди русских князей.
Таким образом, разрушение единого государства сделало Русь беззащитной перед грозным монгольским нашествием, что привело к тяжелым последствиям.
Удельные князья, став хозяевами земель, выступали в качестве организаторов строительства новых городов, укрепления их крепостями. В одних землях великокняжеская власть установилась в монархической форме (Владимиро-Суздальское, Галицко — Волынское княжества), другие стали боярскими феодальными республиками (Новгород, Псков), в которых княжеская власть утратила роль главы государства и стала играть военно-служебную роль.
Общерусское значение власти киевских великих князей постепенно свелось до «старейшинства» среди других князей. Удельные князья были вынуждены признавать старейшинство великого князя.
Со второй половины XII в. роль киевских великих князей перешла к местным великим князьям, которые были ответственны за исторические судьбы Руси.
В конце XII — начале XIII вв. на Руси триосновных политических центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах:
-
для Северо-Восточной и Западной Руси — Владимиро-Суздальское княжество;
-
для Южной и Юго-Западной Руси — Галицко-Волынское княжество;
-
для Северо-Западной Руси — Новгородская феодальная республика.
Возросла роль общерусских и земельных съездов князей и их вассалов, на которых рассматривались вопросы междукняжеских отношений и заключались соответствующие договоры, обсуждались вопросы организации борьбы с половцами и другие совместные действия. Но попытки князей созывом таких съездов связать свои местные интересы и встававшие перед ними проблемы общерусского значения, в конечном счете, терпели неудачу из-за непрекращавшихся между ними усобиц.
Во времена правления Ивана III феодальная раздробленность постепенно начала сменяться политическим объединением. Усилиями князя и поддерживающих его бояр было создано централизованное государство с главным городом — Москвой. Назрела необходимость принятия документа, который регулировал бы отношения между властью и всеми слоями населения. Основные причины принятия Судебника:
- усиление руководящей роли Ивана III;
- появление управленческого аппарата;
- возросшее влияние бояр.
Пока была сильна феодальная раздробленность, работали локальные законодательные акты, причём каждое княжество разрабатывало их самостоятельно.
Согласно общей характеристике, Судебник 1497 года представлял собой казуальную основу права. Положения в нём не были систематизированы. При создании этого нормативного акта служители руководствовались прецедентами, то есть отдельными случаями и решениями, вынесенными судами. Однако значение документа сложно переоценить.
Судебник чётко определял, какой класс господствующий, а также чьи интересы должны быть на первом месте. Первые признаки систематизации прослеживались, но не были достаточно выражены.
В документе содержались нормы следующих отраслей права:
«Русская Правда» Ярослава Мудрого (1016-1054 гг.)
В Судебнике 1497 года определение преступления отличалось от того, что давалось в Русской правде. Если раньше преступником считался тот, кто нанёс «обиду», то новый документ ввёл принципиально иное понятие — «лихое дело». К этой категории относились деяния, совершённые одним лицом или группой, направленные против установленного порядка, то есть нарушающие волю государя. Примеры, что могло быть причислено к «лихим делам»:
Гражданскому праву в Судебнике 1497 г. была отведена значительная часть. Документ ввёл понятие права собственности, однако он не регламентировал и не раскрыл всех нюансов. В качестве имущества, принадлежащего подданным, упоминается земля. Её выдавали за отличную службу. Также говорится о других видах собственности, но не раскрывается, каковы юридические последствия, наступающие при совершении сделок, и не устанавливается порядок купли-продажи и передачи во временное пользование. Особым видом владения землями признаётся поместье.
С Судебника началось официальное закрепощение крестьян. Это явление называют вторым изданием крепостничества. Отныне крестьяне могли переходить от одного феодала к другому только в Юрьев день, который отмечался 26 ноября. Дата была выбрана неслучайно: в конце ноября завершались полевые работы, а новый сельскохозяйственный цикл в это время ещё не начинался.
Русская правда в первоначальном виде, к сожалению, не дошла до наших дней. Однако, поздние списки тоже можно рассматривать как вариации этого документа.
В книге были нормы законов:
- уголовные;
- правовые;
- процессуальные;
- административные;
- гражданские;
- семейные.
По этому своду законов неприемлемо решать судебные разбирательства с помощью смертельного поединка («у кого меч острее, тот и берёт верх»).
Существует три основных редакции этого документа:
- Краткая. Это древнейший вариант изложения.
- Пространная. Вторая редакция книги.
- Сокращённая. Более поздний вариант, сформировавшийся в XV веке на Краткой и Пространной Правде.
Все три редакции публиковались множество раз и вы можете с ними ознакомиться в полном академическом издании.
Сборник законов Русская правда: дата принятия и содержание
Штрафы выплачивались в разных денежных единицах: гривнах, кунах и других.
Вира — так называлась уплата за смертельную расправу над свободным человеком. Её размер напрямую был связан с социальным положением в древнерусском обществе. Чем более весомую роль занимал убитый в государстве, тем выше был размер штрафа.
Полувирье — плата за увечья тяжкой степени.
Продажа — штраф за кражу, лёгкие телесные повреждения и другие уголовно наказуемые деяния .
(S1 Русская Правда среди источников истории государ- 1 ства и права России является основным документом.
Выделяются три ее редакции: 1)
краткая редакция состоит из 43 статей, из которых первые 17 следуют одна за другой в логической системе; состоит из Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Урока мостников; 2)
пространная редакция состоит из Суда Ярослава и Устава Владимира Мономаха (121 статья, содержит реформы государственного аппарата и судебной системы). Нормы права изложены без четкой системы, открыто определены привилегии господствующего класса и зависимое положение от него низшего сословия; 3)
третья сокращенная редакция (самая поздняя редакция XV в.) появилась из переработанной пространной редакции.
- Ст. 1 — предоставляет право родственников на кровную месть за убийство. Мстить разрешается брату за брата, сыну за отца, отцу за сына, племяннику за дядю и тётю. В остальных случаях, а также в случае, если мстителя не находилось, убийца обязан уплатить виру — штраф в пользу князя в размере 40 гривен.
- Ст. 2 — человеку избитому до крови или синяков не нужно представлять видока (свидетеля-очевидца происшествия). Если же следов побоев нет, видок необходим. Если пострадавший не может за себя мстить, нарушитель обязан заплатить «за обиду» 3 гривны и оплатить услуги лекаря.
- Ст. 3 — за удар кулаком или тупым предметом взимается плата в размере 12 гривен, если дело не было решено местью.
- Ст. 4 — за удар ножнами или рукоятью меча — также 12 гривен («за обиду»).
- Ст. 5 — нанесение травмы, приведшей к лишению руки, карается платой в размере 40 гривен — равной штрафу за убийство свободного человека.
- Ст. 6 — запрещала детям мстить за повреждение ноги родителя, если нога осталась работоспособной.
- Ст. 7 — устанавливали плату в 3 гривны («за обиду») за повреждение пальца.
- Ст. 8 — устанавливает плату в 12 гривен за повреждение усов и бороды.
- Ст. 9 — определяет плату в 1 гривну за угрозы обнажённым мечем.
- Ст. 10 — если один муж толкнёт другого, при наличии двух видоков он платит 3 гривны. Если пострадавший — варяг или колбяг (разновидности наемников), ему не нужно предоставлять видока, достаточно было лишь пойти на роту, то есть принести клятву об истинности своих показаний.
- Ст. 11 — если беглый челядин (раб) скроется у варяга или колбяга, и его не найдут в течение трёх дней, укрыватель, вернув его господину, обязан заплатить последнему 3 гривны «за обиду».
- Ст. 12 — езда на чужом коне без спроса наказывается платой в 3 гривны.
- Ст. 13 — пользование чужим конём, оружием или одеждой наказывается платой в 3 гривны «за обиду», если пропавшая собственность была опознана в своём миру (общине).
- Ст. 14 — человек, опознавший похищенную у него вещь, не может сразу вернуть её себе, но сначала должен отправить человека, у которого обнаружилась пропажа, на свод (особая форма досудебной подготовки дела, способ поиска украденного) для того, чтобы установить, через чьи руки эта вещь попала к нему. Если последний не шёл на свод сразу, он должен был предъявить поручителя в том, что сделает это в течение пяти дней.
- Ст. 15 — дело об отказе должника в уплате долга должно решаться на изводе перед 12 людьми («изводъ пред 12 человѣка» — суд или несколько послухов — свидетелей «доброй славы»). Если установливалось, что долг действительно не возвращён, ответчик отдавал «скот» (деньги) истцу и платил 3 гривны «за обиду».
- Ст. 16 — человек, у которого господин обнаружил и опознавал своего украденного (угнанного) челядина, должен идти к тому, у кого челядин был куплен, а тот, в свою очередь, шёл к предыдущему покупателю. Когда свод доходил до третьего покупателя, господин возвращал себе своего челядина, а третий покупатель взыскивал свой «скот» (деньги) с продавца при помощи видока.
- Ст. 17 — если холоп ударил свободного мужа и бежал в хором своего господина, а господин не выдал его, то хозяин холопа обязан заплатить истцу 12 гривен. Но и после уплаты компенсации истец вправе наказать обидчика-холопа, если смог его разыскать.
- Ст. 18 рассматривает ситуацию, при которой человек повредил чужое копье, щит или одежду. Если он желал оставить вещь себе, то должен был заплатить хозяину «скотом» (деньгами) в качестве компенсации. Если же виновник порчи вещи согласен был вернуть предмет, он должен был заплатить за неё хозяину ту сумму, за которую тот её приобрёл
Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо).
В дальнейшем, свод был дополнен сыновьями Ярослава Мудрого (Правда Ярославичей), Святополком Изяславичем и Владимиром Мономахом.
Текст Русской Правды (разных редакций) лег в основу многих юридических источников – Новгорода и Смоленска с Ригою и Готским берегом (немцами) 13 в., Новгородской и Судных грамот, Литовского Статута 16 в.
, Судебника Казимира 1468 и наконец общерусского свода норм эпохи Ивана III – Судебника 1497