Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госпошлина в административном судопроизводстве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Решение Верховного суда: Определение N 88-КГ16-6, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Определением судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 30 октября 2015 года административное исковое заявление ГУ УПФ РФ оставлено без движения на основании статей 126, 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, со ссылкой на статьи 333.19, 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с неуплатой ГУ УПФ РФ государственной пошлины. Тем же определением административному истцу предложено устранить указанные недостатки в срок до 10 ноября 2015 года…
- Решение Верховного суда: Определение N АПЛ15-379, Апелляционная коллегия, апелляция Свою позицию обосновывает тем, что учреждение обладает организационно-правовой формой казенного учреждения. Однако это указание заявителя (административного истца) ошибочно. На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы уплачивается 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера…
- Решение Верховного суда: Определение N 20-АПГ16-15, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция Определением от 29 августа 2016 г. удовлетворено ходатайство общества о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы. С учетом положений подпунктов 3 и 9 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с административного истца подлежит взысканию государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 3000 рублей…
Госпошлина по административному исковому заявлению
Приведенный ниже калькулятор предназначен для случаев подачи мировому судье искового заявления о взыскании денег или имущества, а также для иных требований, которые возможно оценить для целей уплаты госпошлины.
В основном мировые судьи в России рассматривают дела о выдаче судебных приказов. По подобным заявлениям размер требований не может превысить 500 000 рублей. Если сумма, которую хочет получить заявитель, больше, то необходимо вместо заявления о выдаче приказа подать в суд полноценное исковое заявление.
Если получить судебный приказ по закону невозможно, необходимо обращаться в суд с исковым заявлением. Иски на сумму до 50 тысяч рублей также рассматривают мировые судьи, при превышении этого порога – суды общей юрисдикции.
Закон предусматривает некоторые исключения, при которых мировой судья может принять иск с ценой более установленного законом порога. Если исковое заявление исходит от потребителя, защищающего свои права, мировой судья рассмотрит его в случаях, когда цена иска не превышает 100 000 рублей. Госпошлину при этом платить не придется – закон напрямую освобождает от нее потребителей с небольшой ценой иска (статья 333.36 НК РФ, части 2 и 3).
Калькулятор для расчета госпошлины за иск мировому судье приведен ниже.
Внимание! Калькулятор приведен в информационно-справочных целях. Перед обращением в суд проконсультируйтесь с юристом.
Районный суд общей юрисдикции рассматривает те споры с участием граждан и организаций, которые:
- не связаны с ведением ими коммерческой деятельности (эти дела отнесены к компетенции арбитражных судов), и
- не поручены мировым судьям.
По общему правилу госпошлина в суд общей юрисдикции уплачивается в процентах от суммы заявленных требований. Однако для некоторых дел госпошлина устанавливается в фиксированном размере.
Калькулятор госпошлины в суд 2022 года
Административным считается иск об оспаривании действий и решений государственных органов или правовых актов. Для подобных дел рассчитать госпошлину можно без использования калькулятора.
При подаче административного иска государственная пошлина зависит от того, кто выступает истцом:
- Если это физическое лицо, необходимо уплатить 300 рублей (пункты 6 – 7 части 1 статьи 333.19 НК РФ);
- Юридические лица платят 2000 рублей (или 4500 рублей при оспаривании актов высших государственных органов).
Эта категория дел считается бесспорной. В суде устанавливаются те факты, которые человек не может подтвердить иным путем. К примеру, можно подать заявление об установлении фактов родственных отношений, тождественности фамилии, принадлежности определенному человеку документа либо имущества, а равно иные предусмотренные законом обстоятельства.
Госпошлина за установление юридически значимых фактов установлена в едином размере. Подобные заявления относятся к делам, рассматриваемым в упрощенном порядке особого производства. Формально в таких делах нет ответчика, а вместо иска подается заявление об установлении факта.
Госпошлина за предъявление заявления об установлении юридически значимого факта составляет 300 рублей (пп. 8 части 1 статьи 333.19 НК РФ).
Гражданский процессуальный кодекс предусматривает возможность обжаловать вынесенное судом первой инстанции решение в несколько этапов (инстанций). Вначале жалоба на решение подается в апелляционную инстанцию, которая может пересмотреть вопрос по существу. Далее, если результат не устроил заявителя, он может подать кассационную жалобу об исправлении допущенных судом нарушений закона.
Размер госпошлины за подачу как апелляционной, так и кассационной жалобы зафиксирован в твердой сумме. Он зависит от того, кто именно обжалует решение.
Если жалоба подается физическим лицом, необходимо оплатить госпошлину в размере 150 рублей (пункты 3 и 9 части 1 ст. 333.19 НК РФ). Юридическое лицо заплатит за жалобу 3000 рублей.
Укажем все размеры госпошлины по КАС РФ на перечисленные виды по административным делам в статье 333.19 НК РФ.
50 процентов размера государственной пошлины, установленной для исков имущественного характера (мы разобрали их чуть выше в разделе «Все зависит от цены иска»).
Если оно не подлежит оценке, или неимущественного характера:
- для физических лиц — 300 рублей;
- для организаций — 6000 рублей.
Размеры пошлины при обращении в суд
И иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами:
- для физических лиц — 300 рублей;
- для организаций — 4500 рублей.
И о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:
- для физических лиц — 300 рублей;
- для организаций — 2000 рублей.
Госпошлина по административному иску составит 300 рублей.
50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче иска неимущественного характера.
На принудительное исполнение решений третейского суда — 2250 рублей.
При применении статьи 333.19 НК следует отметить, что установленные ею размеры государственной пошлины по делам, которые рассматривают суды общей юрисдикции и мировые судьи, Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ с 30.01.2010 увеличены в среднем в два раза.
По мнению Минфина России, изложенному в письме от 11.02.2010 N 03-05-04-03/04, государственная пошлина при подаче жалоб на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям уплачиваться не должна.
Как отмечено в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года (утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006), поскольку иск о признании недействительными договоров купли-продажи или дарения, а также спор о применении последствий недействительности сделки связан с правами на имущество, государственную пошлину при подаче таких исков следует исчислять как при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, в зависимости от цены иска.
Размер оплаты госпошлины в суд определяет причина обращения – от заявления до иска. Также на нее влияют предъявляемые требования – материальные и нет, и возможность их оценки. Поэтому оплата бывает фиксированной и нефиксированной. Суммы прописаны по тяжбам в судах общей юрисдикции, мировыми судьями и арбитраже.
Помимо строго фиксированной пошлины, есть и «плавающие». Обращаясь в суд общей юрисдикции или мировой, заявитель сам выясняет сумму – согласно 333.20 статьи.
Если истец не смог верно вычислить цену или не может определиться с размером, его указывает суд самостоятельно, но при этом оставляет Ваше исковое заявление без движения с требованием устранить недостатки путем доплаты пошлины в суд.
ВНИМАНИЕ: смотрите ВИДЕО с советами адвоката по снижению государственной пошлины, рассрочке платежа, освобождения от оплаты обязательной госпошлины в суд. Кроме того, не забывайте подписаться на канал YouTube, для возможности получать консультацию адвоката в х к ролику.
На пошлину влияет, куда обратился человек – в какой суд направлен его иск. Когда иск содержит и имущественное и неимущественное направления, оплачиваются оба.
Правило распространяется на обращения в суды общей юрисдикции и арбитражные судебные органы. Цену иска, согласно которому и начисляют государственную пошлину, определяет истец.
Когда подается встречный иск, оплата определяется по тем же правилам, что действуют в отношении первоначального иска.
По решению суда общей юрисдикции или мирового судьи, человек может и не выплачивать пошлину. Такое решение принимают, если имущественное положение человека оставляет желать лучшего. Наши адвокаты готовы Вам помочь как в расчете пошлины, так и решить задачи по ее снижению величине или отсрочки ее оплаты (читайте подробнее о вопросе как снизить госпошлину при подаче иска по ссылке).
Как и при рассмотрении гражданского дела, подача в суд административного иска предусматривает оплату государственной пошлины, плательщиками которой должны являться все податели искового заявления, независимо от их статуса — как физические, так и юридические лица.
Согласно нормам Налогового кодекса РФ, госпошлина платится по административному исковому заявлению единожды — при подаче иска для регистрации в приёмной суда или же после оглашения его решения.
Копия или оригинал квитанции об её уплате добавляется в качестве одного из приложенных документов.
В настоящее время административные споры в России достаточно распространены.
Истцами по таким делам могут выступать как обычные граждане, так и юридические лица, индивидуальные предприниматели или даже государственные учреждения.
Оплата госпошлины осуществляется заявителем, однако законом предусмотрена возможность взыскания судебных расходов и с ответчика. В случае удовлетворения такого искового требования госпошлина стягивается с виновника.
Но если суд посчитал, что претензии истца не могут быть удовлетворены — в этом случае расходы по оплате лягут на плечи автора заявления. Госпошлина должна быть оплачена в течение 10 дней после принятия решения судом, независимо от того, в каком суде рассматривался ваш иск — районном, арбитражном, конституционном или мировым судьёй.
Внесение платежа за рассмотрение иска является стандартным условием его регистрации, принятым во всём мире. Ведь пошлина идёт, в том числе, и на финансирование работы органов судебной власти, без существования которой граждане не будут иметь возможностей защитить свои права законными методами.
Тем боле, что законодательство, хотя и установило обязательный порядок уплаты государственной пошлины, всё же предоставляет гражданам, не имеющим в настоящее время финансовых возможности оплаты всей её суммы в виде одного платежа, постепенный вариант внесения денежных средств или даже уменьшение размера госпошлины.
Административные нарушения рассматриваются в суде согласно АПК. Однако существуют и другие законодательные акты и постановления, регулирующие данную сферу правоотношений. Одним из самостоятельных законов в административном законодательстве можно назвать КАС.
Кодекс административного судопроизводства в РФ устанавливает правила подачи, рассмотрения и удовлетворения запросов в судах общей юрисдикции.
Он призван защитить ущемленные права и интересы лиц или организаций, закрепленные на законодательном уровне, вытекающие из публичных правоотношений.
Сегодня КАС рассматривает две большие категории производств. Одна из них связана с обжалованием нормативных актов и постановлений, а вторая ориентируется на обязательный судебный надзор за уважением гражданских прав и свобод при реализации административных требований.
Чтобы начать слушание по вопросу об административном правонарушении, необходимо применить основной инструмент защиты прав, а именно, составить иск. Подготовить документ может непосредственно истец или его законный представитель.
Кодекс административного судопроизводства регламентирует, что законный представитель должен иметь юридическое образование и располагать нотариально оформленной доверенностью на представление правовой позиции лица, которое он представляет.
Госпошлина при подаче административного искового заявления
Чтобы правильно рассчитать размер платы за административный иск, удобнее всего воспользоваться специальным калькулятором.
Реквизиты для уплаты госпошлины можно посмотреть на информационном стенде того суда, в который вы будете подавать заявление, или на официальном сайте судебной системы РФ.
В принципе их можно найти на сайте любого суда, в который планируется подать иск, там же имеется и калькулятор для подсчета.
На некоторые виды государственных функций пошлину можно оплатить на сайте Госуслуги. Правда, сейчас там не реализована оплата именно за подачу исков в суд, но набор таких возможностей постоянно расширяется, так что в скором времени, возможно, и судебные инстанции подтянутся на Госуслуги.
Если вы все же не уверены, сколько нужно платить – не огорчайтесь.
Установив, что к вашему иску не приложен документ об уплате госпошлины, либо госпошлина по административному исковому заявлению уплачена в меньшем размере, суд просто оставит заявление без движения и установит срок для устранения недостатков.
В определении суда, которое вы получите, будет указан размер платы. Заплатить можно любым удобным способом: через кассу банка, через платежный терминал или воспользовавшись интернет-банкингом. Платежные терминалы также установлены и во многих судах.
Вам также может быть интересно почитать, каков срок подачи кассационной жалобы.
Важно отметить, что обжаловать возможно только решение, которое еще не вступило в законную силу, т.е. со дня принятия решения суда первой инстанции не прошел один месяц. В противном случае стороне следует уже обращаться в кассационную инстанцию.
Обжаловать решение можно как полностью, так и в части (например, в части распределения судебных расходов между сторонами). В период апелляционного обжалования (вне зависимости от того, обжалуется решение суда целиком или в части) решение суда не вступает в законную силу согласно абз. 2 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции».
В статье 295 КАС РФ закреплен перечень лиц, которые могут обращаться с апелляционной жалобой. К ним относятся:
— лица, которые участвовали в деле;
— лица, которые в деле не участвовали, но решением суда были разрешен вопрос об их правах и обязанностях;
— прокурор.
В силу сложившейся системы судоустройства судов общей юрисдикции с апелляционной жалобой или представлением можно обратиться в разные суды в зависимости от того, решение какого суда обжалуется. Например, если решение вынесено районным судом, то апелляционная жалоба рассматривается верховным судом субъекта (статья 296 КАС РФ).
Чтобы апелляционная жалоба была рассмотрена судом апелляционной инстанции, она должна подаваться через суд, решение которого обжалуется.
В статье 298 КАС РФ закреплены сроки направления апелляционной жалобы. Общий срок подачи, как было указано ранее, один месяц, однако законом закреплены и специальные сроки. Так, жалоба на решение суда по делу об оспаривании закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования подаются в течение 10 дней со дня принятия такого решения; жалоба на решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, подается в течение 5 дней со дня принятия решения.
Срок на подачу апелляционной жалобы можно восстановить в случае наличия уважительной причины (часть 2 статьи 302 КАС РФ). Так, при подаче апелляционной жалобы можно в тексте заявить ходатайство о восстановлении срока и указать причины пропуска, а также приложить доказательства пропуска (например, лицо находилось на лечении в больнице, в качестве доказательства будет соответствующая справка из медицинского учреждения).
Согласно статье 307 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам суда первой инстанции (с учетом особенностей, предусмотренных КАС РФ). Жалоба рассматривается коллегиально, в составе трех судей. В процессе апелляционного судопроизводства могут рассматриваться новые доказательства (только при условии, что они не были представлены ранее по уважительной причине), представленные сторонами, а также суд может осуществлять истребование необходимых доказательств (часть 1 статьи 306 КАС РФ).
Сама процедура рассмотрения спора в апелляционной инстанции совпадает с процедурой рассмотрения спора в суде первой инстанции.
Если говорить о пределах рассмотрения спора в апелляционной инстанции, то необходимо отметить, что суд рассматривает дело в полном объеме не смотря на доводы, изложенные в жалобе (если доводы жалобы касаются лишь части обжалуемого судебного решения). Заявлять новые требования, которые не заявлялись в суде первой инстанции, можно, однако они могут не быть приняты судом (часть 3 статьи 308 КАС РФ).
По результатам рассмотрения дел, суд апелляционной инстанции:
— отказывает в удовлетворении жалобы и оставляет решение суда первой инстанции в силе;
— удовлетворяет жалобу полностью или в части и отменяет или изменяет ранее принятое судебно решение, а также принимает новое судебное решение;
— предыдущее решение отменяет и направляет административное дело на новое рассмотрение;
— отменяет решение суда полностью или в части и прекратить производство по делу;
— принимает иное решение, предусмотренное КАС РФ.
Законодатель разделил основания, по которым суд осуществляет отмену или изменение решения на безусловные и остальные.
К безусловным основаниям относятся (часть 1 статьи 310 КАС РФ):
— рассмотрение дела в незаконном составе;
— принятие решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;
— отсутствие в деле протокола судебного заседания;
— нарушение тайны совещания судей при принятии решения;
— иные основания.
К остальным основаниям закон отнес (часть 2 статьи 310 КАС РФ):
— неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
— недоказанность установленных обстоятельств, имеющих значение для дела;
— расхождение выводов суда, изложенных в решении, и обстоятельств дела;
— нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (если был применен закон, который не подлежал применению и наоборот, суд неправильно истолковал закон, в том числе без учета правовой позиции высших судов).
- Судебные разбирательства и разрешение споров
- Сопровождение коммерческой деятельности
- Международное торговое право и иностранные инвестиции
- Недвижимость
- Государственные и корпоративные закупки
- Антимонопольное право
- Здравоохранение и фармацевтика
- Торговля
- Транспорт и логистика
- Банки и финансовые институты
- Технологии, медиа и телекоммуникации (TMT)
- Энергетика
- Строительство
Как правило, в процессе рассмотрения административного дела возникают дополнительные судебные издержки. А такие расходы включают оплату услуг представителя, выплаты экспертам, специалистам и переводчикам, привлекаемым к рассмотрению конкретного дела, почтовые расходы, которые несут стороны и лица, участвующие в деле. Также возмещаются расходы на проезд и проживание лиц, участвующих в деле, включая стороны дела, которые они понесли в результате явки в суд. Судебные расходы, в соответствии с общими правилами, возмещаются за счет стороны, по чьей инициативе в суд были приглашены свидетель, переводчик, эксперт или специалист, путем внесения на счет суда денежных средств. В случае, когда указанные лица привлекаются к делу по инициативе суда, их расходы оплачиваются за счет средств федерального бюджета, однако уже после выполнения соответствующих процессуальному статусу действий. С переводчиком, чье присутствие необходимо в судебном процессе, рекомендуется заключать договор с учетом Постановления Правительства РФ от 01.12.2012 г. № 1240, где установлены предельные размеры стоимости его услуг. Нормы данного постановления также подробно освещают вопросы о подтверждении судебных издержек, какие документы могут быть приняты судом во внимание, а в каких случаях суд откажет в возмещении. Судебные издержки на представителя могут нести как истец, так и ответчик. Напомним, что в соответствии с особенностями административного судопроизводства, представителем сторон может быть только гражданин, имеющий высшее юридическое образование, при условии наличия у него доверенности или ходатайства.
КАС РФ прямо предусматривает, что все понесенные судебные расходы, в том числе государственную пошлину, истцу возмещаются в случае удовлетворения его требований. Однако, если суд откажет в удовлетворении требований истца, в его обязанности входит полное возмещение судебных издержек ответчику, а денежные средства на оплату государственной пошлины не подлежат возврату. Это же правило действует, если истец отказывается от иска, только если речь не идет о добровольном совершении ответчиком требуемых действий, в этом случае истец вправе заявить ходатайство о возмещении судебных издержек.
Важно! В случае, когда между истцом и ответчиком в ходе рассмотрения дела заключается соглашение о примирении, в нем обязательно отражается вопрос распределения судебных расходов либо суд может разрешить этот вопрос самостоятельно по общим правилам.
Заявление о возмещении расходов каждая из сторон может подать как при рассмотрении административного иска, так и после вынесения решения судом. При этом на определение суда по данному вопросу можно подать частную жалобу.
Представленный калькулятор используется для расчета:
- платы за рассмотрение дел, рассматриваемых районными (городскими) судами
- платы за рассмотрение дел, рассматриваемых мировым судьям
- госпошлины в областные, краевые, республиканские суды, в Верховный Суд РФ
В 2020 году размер госпошлины в суд не изменился. При подаче исковых заявлений, начиная с 01 января 2020 года, госпошлина должна оплачиваться по указанным тарифам.
Госпошлину в случае положительного решения по делу истец может взыскать с ответчика, как и другие судебные расходы.
Государственная пошлина (госпошлина) в суд – это установленный законом сбор, который плательщик должен оплатить при обращении в суд.
Госпошлина относится к судебным расходам, что закрепляют статьи 88 ГПК РФ, 103 КАС РФ. ГПК и КАС устанавливают порядок определения цены иска, случаи доплаты госпошлины. В положениях процессуальных кодексов установлен порядок взыскания и распределения судебных расходов, в том числе и уплаченной при подаче иска госпошлины.
При подаче исковых заявлений, содержащих имущественные и неимущественные требования (например, о взыскании суммы ущерба и компенсации морального вреда), по каждому отдельному требованию оплачивается госпошлина в суд. Калькулятор госпошлины 2020 поможет для каждого требования.
При подаче в суд исков о разделе имущества, о выделе доли, о признании права на долю в имуществе размер госпошлины зависит от того, рассматривались ли ранее судом требования о признании права собственности на это имущество. Если рассматривались, то размер госпошлины для граждан составит 300 руб., для организаций 6000 руб.
Если истец увеличил размер иска, он должен доплатить госпошлину.
В случае одновременного расторжения брака и раздела имущества размер госпошлины составит 600 руб. плюс размер госпошлины от цены имущества, на которое претендует истец.
Суд имеет право освободить истца от уплаты госпошлины, снизить ее размер, предоставить отсрочку или рассрочку в уплате (при наличии соответствующего заявления), учитывая материальное положение заявителя.
Налоговый кодекс РФ устанавливает, что размер госпошлины при подаче иска в суд, может быть представлен фиксированной ставкой, процентом от цены заявленных требований или сочетанием этих двух вариантов.
Оплата сбора проводится заявителем, однако, он может просить суд взыскать с виновного все судебные расходы, в том числе, и оплаченную госпошлину.
Закон предусматривает конкретный срок оплаты сбора за рассмотрения административного спора, он составляет 10 дней после вынесения решения.
Государственная пошлина — это обязательный денежный сбор, который нужно заплатить государству при обращении в суд.
Госпошлина за подачу административного искового заявления уплачивается в размерах, установленных Налоговым кодексом, а все остальные вопросы, связанные с этим сбором, регулируются Кодексом административного судопроизводства РФ (КАС). Рассмотрим, какова госпошлина за подачу административного искового заявления по КАС РФ, какие есть особенности ее исчисления, как ее правильно посчитать и так далее.
Новая редакция Ст. 30.2 КоАП РФ
1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
2. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.
3. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
4. В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.
5. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
6. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.
1. Данной статьей определены отдельные аспекты подачи и движения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случае вынесения постановления о назначении административного наказания.
Необходимо понимать, что жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать. В этом случае она немедленно направляется в принявший постановление по делу орган для выполнения требований ч. 1 ст. 30.2 КоАП или районный судья обращается с запросом об истребовании материалов дела к субъекту, рассмотревшему дело по существу, который в свою очередь обязан направить все имеющиеся у него материалы районному судье.
Когда жалоба ошибочно адресована суду, органу, должностному лицу, которые не уполномочены рассматривать данную жалобу, она передается по назначению судье, органу, должностному лицу, правомочным ее рассматривать в соответствии с положениями части 1 статьи 30.1 КоАП.
1. В данной статье определен порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в суд, орган или должностному лицу, вынесшему постановление, которые должны в течение трех суток направить жалобу со всеми материалами дела в соответствующий суд, орган, должностному лицу, правомочному рассматривать жалобы в соответствии со ст. 30.1 комментируемого Кодекса.
- От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:
4) при предъявлении встречного иска, встречного административного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в соответствии с положениями статьи 333.19 настоящего Кодекса;
При подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделении доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе, размер госпошлины в общий суд исчисляется в следующем порядке:
При подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности регламентирован параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Вместе с тем, при рассмотрении указанной категории дел арбитражными судами применяются и общие правила искового производства, установленные Разделом II АПК РФ.
Возбуждение производства по делу
В соответствии с частью 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Право на обращение в арбитражный суд
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности (часть 1 статьи 208 АПК РФ).
В соответствии с вышеуказанной нормой постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. К постановлениям, которые могут быть оспорены в арбитражном суде, относятся постановления о назначении административного наказания или постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Не подлежат рассмотрению в арбитражном суде заявления об оспаривании постановления прокурора о возбуждении административного производства, который заменяет собой протокол об административном правонарушении, который также не подлежит обжалованию.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, привлеченным к административной ответственности, что не ограничивает право его представителя и защитника на подачу такого заявления в рамках своих полномочий.
Согласно части 2 статьи 208 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
В случаях, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день (часть 4 статьи 114 АПК РФ). Процессуальное действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока (часть 5 статьи 114 АПК РФ). Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были сданы на почту, переданы или заявлены в орган либо уполномоченному их принять лицу до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, срок не считается пропущенным (часть 6 статьи 114 АПК РФ).
В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Для восстановления данного срока заявителю необходимо представить ходатайство о восстановлении пропущенного срока с указанием уважительных причин и доказательствами, подтверждающими заявленное ходатайство.
Ст 30.2 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года
1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
2. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.
3. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
4. В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.
5. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
6. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.
[flat_ab id=”1″]
В настоящее время административные споры в России достаточно распространены. Истцами по таким делам могут выступать как обычные граждане, так и юридические лица, индивидуальные предприниматели или даже государственные учреждения. Оплата госпошлины осуществляется заявителем, однако законом предусмотрена возможность взыскания судебных расходов и с ответчика. В случае удовлетворения такого искового требования госпошлина стягивается с виновника.
Но если суд посчитал, что претензии истца не могут быть удовлетворены — в этом случае расходы по оплате лягут на плечи автора заявления. Госпошлина должна быть оплачена в течение 10 дней после принятия решения судом, независимо от того, в каком суде рассматривался ваш иск — районном, арбитражном, конституционном или мировым судьёй.
[flat_ab id=”2″]
Внесение платежа за рассмотрение иска является стандартным условием его регистрации, принятым во всём мире. Ведь пошлина идёт, в том числе, и на финансирование работы органов судебной власти, без существования которой граждане не будут иметь возможностей защитить свои права законными методами. Тем боле, что законодательство, хотя и установило обязательный порядок уплаты государственной пошлины, всё же предоставляет гражданам, не имеющим в настоящее время финансовых возможности оплаты всей её суммы в виде одного платежа, постепенный вариант внесения денежных средств или даже уменьшение размера госпошлины.
Судебные издержки возникают уже в процессе рассмотрения административного дела. Сюда включаются расходы на оплату услуг представителя, выплаты свидетелям и экспертам, привлекаемых к рассмотрению дела, специалистам и переводчика, почтовые расходы, которые несут стороны и иные лица. Возмещаются расходы на проезд и проживание лиц, участвующих в деле, в том числе стороны административного дела, которые они понесли для явки в суд, а также другое.
По общему правилу, судебные расходы возмещаются за счет стороны, по чьей инициативе приглашается свидетель, эксперт, специалист, путем внесения денежных средств на счет суда. Если указанные лица приглашаются по инициативе суда, их расходы оплачиваются за счет средств федерального бюджета, причем, после выполнения соответствующих процессуальному статусу действий.
Если в деле будет участвовать переводчик, то договор с ним заключать желательно с учетом Постановления Правительства РФ от 01.12.2012 г. № 1240, в котором установлены предельный размер стоимости услуг переводчика. В этом же постановлении подробно освещаются вопросы, как подтверждать судебные издержки, какие документы принимаются судом во внимание, в каких случаях в возмещении судебных издержек суд откажет.
Судебные издержки на представителя может нести и административный истец, и административный ответчик. В соответствии с КАС РФ представителем может быть только гражданин, имеющий высшее юридическое образование, при условии наличия доверенности или по ходатайству административного истца.
Кодекс административного судопроизводства прямо предусматривает, что все понесенные по делу судебные расходы, включая государственную пошлину, возмещаются административному истцу в случае удовлетворения его требований.
Если суд отказал административному истцу, он обязан возместить административному ответчику понесенные им судебные издержки, а денежные средства на оплату госпошлины возврату не подлежат. Такое же правило действует при отказе административного истца от иска. Однако если административный истец отказался от своих требований в силу того, что административным ответчиком добровольно совершены требуемые действия, административный истец вправе заявить ходатайство о возмещении судебных расходов. Без такого ходатайства суд самостоятельно рассматривать указанный вопрос не вправе.
Если административный истец и административный ответчик в ходе рассмотрения дела заключают соглашение о примирении, в нем должен быть отражен вопрос распределения судебных расходов, или суд самостоятельно разрешит вопрос по общим правилам.
Заявление о возмещении судебных расходов можно подать и при рассмотрении административного иска, и после вынесения судом решения. На определение суда по указанному вопросу можно подать частную жалобу.
Госпошлина по делам об административных правонарушениях
В соответствии со статьей 22 Гражданского процессуального кодекса РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, а также дела, возникающие из публичных правоотношений.
Статья 333.19 Налогового кодекса РФ устанавливает размеры государственных пошлин при обращении в суды общей юрисдикции и к мировым судьям.
В случае удовлетворения требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы (в том числе и уплаченная государственная пошлина) подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, то она взыскивается с ответчика в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Однако если финансовое положение не позволяет уплатить государственную пошлину в полном объеме, то пункт 2 статьи 333.22 Налогового кодекса РФ (подробнее см. комментарий к ст. 333.22 Налогового кодекса РФ) предоставляет арбитражным судам право, исходя из имущественного положения плательщика, уменьшать размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо предоставлять отсрочку или рассрочку ее уплаты в порядке, предусмотренном статьей 333.41 Кодекса РФ. Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до шести месяцев.
Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 06.07.2018 N 81-КГ18-8
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче в суд общей юрисдикции административного искового заявления о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для физических лиц устанавливается государственная пошлина в размере 300 рублей.
Определение Конституционного Суда РФ от 30.01.2020 N 31-О
Что касается оспариваемого пункта 6 части 1 статьи 321 данного Кодекса, определяющего в качестве основания для возвращения кассационной жалобы неуплату государственной пошлины, то Конституционный Суд Российской Федерации, оценивая аналогичные положения пункта 1 части первой статьи 379.1 ГПК Российской Федерации, указал следующее. Согласно статье 13 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам, а в силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Уплата государственной пошлины является обязательным условием подачи кассационной жалобы (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.18, подпункт 9 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации). Следовательно, документ, подтверждающий ее уплату, должен быть приложен к кассационной жалобе (Определение от 19 июля 2016 года N 1710-О). Указанная норма Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном им в жалобе аспекте.
Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.01.2020 N 81-КА19-4
При этом судья сослался на положения подпункта 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие размер государственной пошлины при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, подлежащих рассмотрению в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Определение Конституционного Суда РФ от 30.06.2020 N 1579-О
И ПОДПУНКТОМ 9 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 333.19 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 56-АПГ17-18
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов), в том числе, органов местного самоуправления, государственная пошлина для физических лиц составляет 300 руб.
- Информация Банка России от 06.03.2022 «Банк России принял решение временно сократить объем публикации отчетности кредитных организаций»
- Информация Банка России от 06.03.2022 «Платежные карты Visa и Mastercard российских банков продолжат работать в России»
- Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 N 427-р «О выделении в 2022 году бюджетных ассигнований на предоставление субсидий кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов»
- Указ Президента РФ от 05.03.2022 N 97 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 808»
- Письмо ФНС России от 05.03.2022 N БС-4-21/[email protected] «О типовой (рекомендуемой) форме «Пояснения налогоплательщика-организации (ее обособленного подразделения), представляемые в налоговый орган в связи с сообщением об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога»
- Информация Банка России от 05.03.2022 «Меры поддержки Банка России в части расчета нормативов концентрации»
- Информационное письмо Банка России от 05.03.2022 N ИН-019-12/27 «Об ограничении переводов физических лиц — резидентов»
- Письмо ФНС России от 04.03.2022 N БС-4-21/[email protected] «О взаимодействии налоговых органов с органами или иными лицами, уполномоченными Росрезервом, для представления сведений в соответствии с пунктом 20 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации»
- Распоряжение Правительства РФ от 04.03.2022 N 411-р «О выделении в 2022 году из резервного фонда Правительства РФ бюджетных ассигнований на предоставление субсидии из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства затрат на оплату банковских комиссий при осуществлении перевода денежных средств физическим лицам в пользу субъектов малого и среднего предпринимательства в оплату товаров (работ и услуг) в сервисе быстрых платежей платежной системы Банка России»
- Распоряжение Правительства РФ от 04.03.2022 N 412-р О выделении Минсельхозу России бюджетных ассигнований для предоставления субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям»
С иском могут обратиться физические и юридические лица, а также публично-правовые образования. Участвовать в деле на стороне истца может только лицо с высшим юридическим образованием. Если истец не обладает таковым, ему нужен представитель для участия в деле.
Статья 124 Кодекса содержит требования, которые могут содержаться в административном иске. К таковым относятся:
- Признание нормативного правового акта или решения недействующим или незаконным;
- Обязательство ответчика принять решение по определенному вопросу или не совершать конкретные действия;
- Установление компетенций государственного или муниципального органа, должностного лица, иного органа или организации с публичными полномочиями по конкретному вопросу;
- Присуждение компенсации за нарушение ответчиком прав в сфере публичных правоотношений в предусмотренных КАС РФ случаях.
Перечень случаев подачи иска, является открытым. Ч. 2 ст. 124 КАС позволяет предъявить другие требования. Главное, чтобы они касались защиты прав и свобод в сфере публичных правоотношений.
Основание для сравнения | Административный иск | Обычный иск |
Нормативное регулирование | КАС РФ | ГПК РФ |
Объект защиты | субъективное публичное право | субъективное частное право |
Требуется ли высшее юридическое образование для участия в деле | Да, это определено ст. 55 КАС РФ: представителями в суде по административным делам могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. | Не требуется |
Кто ответчик | Ответчиком может быть как частное (физическое или юридическое лицо), так и должностное лицо, государственные и муниципальные органы, госкомпании. | Госорганы, их должные лица |
Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом.
По сложным административным делам срок, установленный частью 1 настоящей статьи, может быть продлен председателем суда не более чем на один месяц.