Штраф за отсутствие соут в 2022 году ИП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие соут в 2022 году ИП». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В перечень основных понятий в ст. 209 ТК РФ добавлен термин «опасность». Это потенциальный источник возникновения ущерба для жизни или здоровья работника. Им могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ.

Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.

Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.

Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.

Если по результатам спецоценки работу сотрудников признают опасной (4-й класс), то работодателю необходимо приостановить ее выполнение. Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии), копию плана следует направить в ГИТ.

Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).

Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.

С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).

В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).

Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).

Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.

Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).

Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.

Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.

Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.

В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:

  • регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
  • разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
  • при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
  • согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
  • кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.

Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).

Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.

Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:

  • организационные;
  • технические;
  • по обеспечению СИЗ;
  • лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.

Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.

Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.

Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.

Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.

Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).

Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.

Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.

Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).

Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)». Это новая форма самопроверки. Работодатель сможет самостоятельно оценить, насколько хорошо на предприятии соблюдаются нормы трудового законодательства, ориентируясь на утвержденные Рострудом чек-листы.

Если по результатам самообследования компания получит высокую оценку, она может принять и направить в Роструд декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации – от одного до трех лет с момента регистрации. Но если во время внеплановой проверки инспектор ГИТ выяснит, что работодатель нарушает требования охраны труда, документ аннулируют.

Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.

Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций Роструда (ст. 223 ТК Ф). Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.

Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.

С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.

Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.

Порядком также установлено, в случае подачи декларации в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места, в декларацию включаются сведения обо всех рабочих местах, аналогичных данному рабочему месту.

Аналогичными признаются рабочие места (ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»):

  • которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

  • на которых работники трудятся по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Для специализированной организации потребуется дополнительная информация:

  • штатное расписание;
  • СНИЛСы работников;
  • используемое оборудование на каждом рабочем месте;
  • продолжительность рабочего дня;
  • график работы
  • должностные инструкции на каждого работника;
  • результаты производственного контроля рабочих мест (обязательное нововведение с 2020 года);
  • марка автотранспортного средства, а также год выпуска, госномер и используемое топливо;
  • карта фотографии рабочего времени (очень муторное занятие, не люблю им заниматься, и радуюсь, когда специализированная организация берет это на себя).

Декларация СОУТ 2022: новая форма и порядок подачи

Что необходимо делать дальше после проведения СОУТ? Конечно же, ознакомить со спецоценкой работников. Это обязательный этап и провести его нужно своевременно. Собрать все подписи вы должны в течение 30 календарных дней. Не позднее. А если работник находится на больничном, в командировке или отсутствует еще по каким-либо причинам, то срок ознакомления продлевается.

Только имейте в виду, что во время проведения проверки, инспектор может потребовать документ, подтверждающий причину отсутствия. Более того, с каждым годом работники становятся все более просвещенными в области трудового законодательства, что не может не радовать, поэтому если, изучая результаты проведения СОУТ, возникли возражения и замечания, то они (или один сотрудник) может составить их в письменном виде.

Подаются они в компанию-оценщика, работодателю или в профсоюз, они их рассматривают и принимают решение: отклонить или проводится внеплановая специальная оценка условий труд. Все замечания работников обязательно должны быть приложены к отчету о проведении СОУТ.

Если сотрудник уволился и на его место пришел новый, его необходимо также ознакомление с результатами СОУТ. Лист ознакомления очень важен:

  • во-первых, потому что в случае несчастного случая карта СОУТ на данное рабочее место с листом ознакомления будет затребована членами комиссии. Нет листа – штраф по все той же статье КоАП.
  • во-вторых, если работник ознакомился и подписал документ, значит он согласен с теми опасными и вредными производственными факторами, которые на него воздействуют. И компенсацией, которая ему полагается, за работу в таких условиях.

Еще одной обязанностью является размещение на официальном сайте результатов СОУТ. Причем если сайта у вас на самом деле нет, то это обязательство снимается. Во всех остальных случаях оформить их на своем интернет–ресурсе вы обязаны.И сделать это необходимо в течение 30 календарных дней.

В 21 веке уже у каждой компании есть хотя бы не большой, но сайт, где необходимо размещение результатов СОУТ на сайте:

  1. Сводная ведомость.
  2. План мероприятий по улучшению условий труда.

Помимо соблюдения закона, это еще дает работодателю небольшой плюсик в карму. Грамотный соискатель, рассматривая ваш сайт, может обратить внимание на информацию о спецоценке и сделает для себя вывод, что компания серьезная, законы соблюдает и не пройдет мимо. Важно заметить, если будет прием новых сотрудников на данную должность, от руки ничего вписывать не нужно, используйте для этих целей лист ознакомления.

По окончании специальной оценки условий труда, готовится приказ о завершении, где «по полочкам» разложено, с какого числа необходимо предоставлять компенсации, кому и в каком размере. Этот документ по закону необязателен, и готовить его или нет, тут уже вам решать. Готовила я его для большей прозрачности, потому что, если организация большая, потом может начаться: «А мы и не знали».

Хочется акцентировать ваше внимание на тему “Вопросы по специальной оценке условий труда”. Они возникали у меня организовывая СОУТ на предприятии и по окончании работ. В последствии и коллеги обращались за помощью с теми же вопросами. Вот и решила помочь своим читателям и рассказать о всех проблемных ситуациях, которые могут у вас возникнуть, какие бывает ошибки при проведении СОУТ.

Предложу решение, подкрепляя свой рассказ образцами документов и нормативным подтверждением. Кроме того, часто можно реально сэкономить бюджет компании и лишний раз не «прогонять» рабочие места через СОУТ, в каких случаях, узнаете прочитав заметку до конца.

Также в рекомендациях Минтруда указано, что в целях контроля за соблюдением работодателем Федерального закона о СОУТ Минтрудом России совместно с Рострудом в 2020 году планируется реализовать механизм предупреждения нарушений обязательных требований российского законодательства о специальной оценке условий труда. Этот механизм контроля за СОУТ заключается в направлении работодателям письменных предупреждений о недопустимости нарушения требований охраны труда и закона о СОУТ. Таким образом, надзорные органы не сразу прибегают к такой форме наказания, как штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест, обычно сначала работодатель получает уведомление. В таком предостережении специалисты Роструда должны установить срок устранения возможного нарушения.

Еще один важный момент: кто может оштрафовать за отсутствие спецоценки? Помимо сотрудников Роструда, правом на проведение проверки наделены:

  • трудинспекторы, причем практика показывает, что они интересуются и теми работодателями, которые провели спецоценку, но не вовремя;
  • специалисты Пенсионного фонда РФ. ПФР запрашивал соответствующую документацию по СОУТ в бумажном и электронном виде, сдать ее необходимо было до 01.06.2019. Цель — устранить расхождения данных, содержащихся в ГИС СОУТ с фактически предоставленными данными по спецоценке, содержащимися в отчете.

Минтруд уже разработал порядок привлечения к ответственности: то есть уже решено, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ. К работодателю, не исполнившему требования из полученного от Роструда предупреждения, применяется механизм административного рассмотрения правонарушения с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 КоАП РФ. А это штраф в размере до 80 000 рублей — за первичное нарушение и до 200 000 рублей — за повторное. Кроме того, возможна приостановка работы организации или ИП на период до 90 суток. Должностных лиц, допустивших повторное нарушение правил спецоценки, могут дисквалифицировать на период от 1 года до 3 лет.

В Минтруде рассчитывают, что такой подход даст возможность добросовестным и ответственным работодателям устранить нарушения без наложения административных штрафов.

В соответствии с положениями нормативных актов, административный штраф за отсутствие аттестации рабочих мест — не единственное возможное наказание за отсутствие СОУТ. Если в результате несчастного случая причинен тяжкий вред здоровью сотрудника или наступила его смерть, администрацию привлекут по ст. 143 УК РФ. Наказания предусмотрены различные в зависимости от наступивших последствий, среди них есть и серьезные денежные взыскания (до 400 000 рублей) и лишение свободы на продолжительный срок (до 5 лет).

Она предусмотрена специальной статьей КоАП РФ — 4.54. За нарушение порядка спецоценки юрлицам выпишут штраф в размере от 70 000 до 100 000 рублей, должностным лицам — в размере от 20 000 до 30 000 рублей. За повторное правонарушение санкции предусмотрены более серьезные, причем юрлицу грозит административное приостановление деятельности. Эксперт по данной статье несет ответственность как должностное лицо.

Не обязательна спецоценка только для предприятий — ИП, без работников и с работниками, нанятыми по аутсорсингу, и для новых рабочих мест (напомним, что на их оценку дается 12 месяцев). Кроме того, в отношении рабочих мест, где не выявлены вредные или опасные условия, подается только декларация в трудинспекцию. Соблюдая эти условия, можно наказаний избежать. Кроме того, не рекомендуется игнорировать предупреждения контролирующих органов, направленные в превентивном порядке.

Иных специальных положений для различных групп предприятий не предусмотрено. Так, отпадает вопрос, будут ли штрафовать микропредприятия за отсутствие СОУТ: да, будут, так как никаких льгот для этой категории работодателей не установлено.


Декларация соответствия условий труда: изменения с 1 марта 2022 года

Как будут выявляться организации, пренебрегающие требованиями в области охраны труда? Вся информация о проведении СОУТ в обязательном порядке заносится в Государственную систему учета результатов спецоценки (ФГИС СОУТ). При простом сравнении двух баз — ФГИС СОУТ и Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — нарушителей выявят в автоматическом режиме.

Важно! Если с даты регистрации организации или ИП прошло 12 месяцев, а информация о СОУТ не внесена в реестр, на такого работодателя будет наложен штраф.

Срок давности привлечения к административной ответственности за отсутствие СОУТ составляет 1 год (ст. 4.5 КоАП РФ).

Обратите внимание! Штраф налагается даже при впервые выявленном нарушении. Ранее обещанная замена штрафа предупреждением (см. разъяснения Минтруда от 16.01.2019) не получила широкой поддержки в судебной практике.

Замена административного штрафа предупреждением предусмотрена ст. 3.4 КоАП РФ для впервые совершивших правонарушение. Однако такое послабление не применяется в случае угрозы жизни и здоровью людей, к которой приводит нарушение требований в области охраны труда. (см., например, решение Мосгорсуда от 24.01.2018 по делу № 7-0276/2018).

Однако некоторые судьи при наличии достаточных оснований смягчают степень ответственности правонарушителя (решение Пролетарского районного суда г. Саранска по делу № 12-147/2019).

Штрафа за непроведение СОУТ в 2020 году избежать будет сложно.

Штрафы составляют (п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • для компании — от 60 тыс. до 80 тыс. руб.;
  • для директора компании — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • для ИП — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Из письма Роструда от 28.11.2016 № ПГ/31983-03-3 следует: максимальный размер штрафа не зависит от того, сколько рабочих мест не прошли спецоценку. 10 их или 100 — компания заплатит не более 80 тыс. руб. В судебной практике такой подход тоже отражен.

Вместо штрафа могут вынести предупреждение, но это маловероятно.

Источник: АО «Консультант Плюс».

В первую очередь специалист кадрового подразделения должен ознакомить сотрудников организации с результатами спецоценки рабочих мест. В том числе кадровик информирует работников:

  • об условиях труда, в которых придется работать;
  • полагающихся льготах и компенсациях;
  • возможных рисках и средствах индивидуальной защиты.

В трудовом договоре должны быть указаны условия труда работника. Они определяются спецоценкой или аттестацией. Если трудовой договор оформлялся до проведения спецоценки, то необходимо заключить с работником дополнительное соглашение о том, что он знает, в каких условиях ему придется трудиться.

Для отдельных категорий работников предусмотрены дополнительные льготы и компенсации. Классы вредных или опасных условий труда кадровик должен брать из карты аттестации или спецоценки. Например, если у сотрудника, в соответствии с установленным классом вредности, сокращенная рабочая неделя, а он хочет за доплату работать больше положенного времени, то следует составить дополнительное соглашение, в котором надо указать, сколько у работника будет часов в неделю и какая будет доплата. Изначально в трудовой договор подобную информацию включать нельзя.

В случае нарушения регламента проведения и работы с результатами спецоценки условий труда, закон предусматривает ряд санкций. В отношении должностных лиц применяется четыре вида ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная.

Если положением о кадровом подразделении или должностной инструкцией на кадровика возложена определенная обязанность, касающаяся спецоценки, а сотрудник ее не исполняет или исполняет с нарушениями, то он может быть подвергнут дисциплинарной ответственности. Например, если за кадровиком была закреплена обязанность найти организацию, занимающуюся проведением спецоценки условий труда, а он этого не сделал, то руководитель может наложить дисциплинарное взыскание.

Гражданско-правовая ответственность наступает, если кадровик не выполнил свои обязанности в части проведения спецоценки и применения результатов спецоценки, и это повлекло причинение ущерба, в том числе другим работникам. Тогда возможно возложение на кадровика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков: сначала заплатит работодатель, а потом он вправе подать в суд и взыскать с нерадивого кадровика уплаченную сумму.

Уголовная ответственность наступает, когда работодатель не провел спецоценку рабочего места, и это повлекло тяжкие последствия. Например, работник трудился во вредных или опасных условиях, а поскольку спецоценка не производилась, обеспечения необходимыми средствами индивидуальной защиты не было предусмотрено. В результате произошел несчастный случай со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью.

Что касается административной ответственности, то особое внимание следует обратить на ч. 3 ст. 5.27 КоАП. Этим документом руководствуется ГИТ, если в организации ненадлежащим образом оформлен трудовой договор.

В частности, если в трудовом договоре или допсоглашении не указано, в каких условиях будет трудиться работник, за это налагается штраф. Для должностных лиц (руководителя организации или кадровика) он составит от 10 до 20 тысяч рублей, а для юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

В случае повторного нарушения применяется и ч. 5 ст. 5.27 КоАП: для граждан предполагается штраф в размере 5 тысяч рублей, для должностных лиц — дисквалификация на срок от года до трех, для юридических лиц — штраф 100-200 тысяч рублей.

Начала действовать новая статья КоАП — 5.27.1. В ней речь идет о нарушении нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и нормативных актах. Например, по закону работника обязаны ознакомить с результатами спецоценки в течение 30 дней. В этот период не включается время нахождения на больничном, в отпуске, в командировке. За нарушение накладывается штраф от 5 до 10 тысяч на руководителя, инженера по охране труда или кадрового работника, если будет установлена его вина. Штрафы за непроведение у работников медосмотра составляют от 15 до 25 тысяч. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты карается штрафом от 20 до 30 тысяч рублей. И конечно, значительно ужесточается ответственность за совершение повторных правонарушений.

Также ст. 13.12 КоАП предусмотрены штрафы за нарушение установленного порядка, касающегося персональных данных. Допустим, в обязанности кадровика входит обеспечение их надлежащего хранения, а он этого не выполнил. Штраф составит от 500 до 1 000 рублей.

Спецоценка условий труда: что делать предпринимателям, чтобы избежать штрафов

Увеличивается сумма обязательных страховых взносов ИП за самого себя:

● взносы в ПФР — 34 445 рублей + 1% с доходов, превышающих 300 000 рублей;

●медицинские взносы — 8 766 рублей.

Соответствующие правки внесены в статью 430 НК РФ.

С 2022 года предприниматели в 4 экспериментальных районах(Москва, Московская область, Татарстан и Калужская область) смогут перейти на новую упрощёнку, если их годовой доход не превышает 60 млн рублей, в штате работает не более 5 человек, и зарплата выплачивается безналично.

Плательщики на такой системе налогообложения освобождены от обязательных социальных взносов за себя и за своих сотрудников, однако, налог с дохода будет увеличен. Налогоплательщики с дохода будут платить по ставке 8%. Налогоплательщики с дохода, уменьшенного на расходы, — 20%.

Регионы снизить эти установленные ставки не могут.

Также на этом режиме можно не вести бухгалтерию и не сдавать декларации.

Если эксперимент окажется положительным, то новый режим заработает во всех субъектах РФ с 1 января 2024 года.

ИП на ОСНО также ждут новшества:

●утверждён социальный вычет на физкультурно-оздоровительные услуги;

●возможно освобождение от НДФЛ компенсации, выданной на оплату путёвок для детей в возрасте до 18 лет и для детей в возрасте до 24 лет, обучающихся очно в образовательных организациях.

Подробнее можно прочесть в п. 3 ст. 1 Закона от 17.02.2021 № 8-ФЗ и в ст. 1 Закона от 05.04.2021 № 88-ФЗ.

В отношении НДС также заработает два нововведения:

●НДС смогут не платить предприниматели из сферы общепита, у которых суммарный доход за предыдущий год не превысил 2 млрд рублей, а удельный вес дохода от услуг общепита составил не менее 70%.

С 2024 года добавится ещё одно условие — ИП для освобождения от НДС должен будет платить своим работникам зарплату не ниже среднемесячной по отрасли.

Подробнее изменение прописано в п. 2 ст. 2, ч. 4 ст. 10 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ.

●расширен состав товаров, при реализации которых НДС начисляют с межценовой разницы.

Для детального знакомства читать следует ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 30.04.2021 № 103-ФЗ.

Налоги предприниматель должен платить вовремя и в полном размере. Сроки уплаты на разных системах налогообложения тоже указаны в нашем календаре. Штраф за неуплату налогов ИП по статье 122 НК РФ составляет 20% от суммы неуплаченного налога.

Кроме того, предприниматель при наличии работников становится налоговым агентом, поэтому должен удержать с их доходов НДФЛ и перечислить его в бюджет. За нарушение сроков перечисления этого налога штраф налагают на ИП по тем же правилам, т.е. 20% от не перечисленной суммы.

Каждый предприниматель, независимо от наличия доходов от бизнеса, должен платить страховые взносы за себя. Срок уплаты обязательной суммы взносов – в любое время не позднее 31 декабря текущего года.

Для дополнительного взноса в сумме 1% от годовых доходов, превышающих 300 тысяч рублей, установлен другой срок уплаты. Если вы получили в 2022 году доход выше этого лимита, то дополнительный внос можно заплатить до 1 июля 2023 года.

Надо ли платить штрафы ИП за неуплату страховых взносов? Это зависит от того, правильно ли были рассчитаны взносы. По мнению Минфина (письмо от 24 мая 2017 г. N 03-02-07/1/31912), наказывать ИП за неуплату страховых взносов штрафом нельзя, если их сумма не была занижена намеренно или по ошибке.

Соответственно, если взносы начислены верно и правильно отражены в своевременно сданной отчётности или расчёте, то нарушение срока их уплаты приведёт только к начислению пени, но не к штрафу.

Индивидуальный предприниматель – такой же работодатель, как и организация. Со своим работником надо обязательно заключить письменный договор – трудовой или гражданско-правовой. Штраф ИП за неоформленного работника предусмотрен статьёй 5.27 КоАП РФ. Это сумма от 5 до 10 тысяч рублей.

Если же это правонарушение обнаружат повторно, то штраф ИП за неоформленного работника существенно вырастет и составит уже от 30 до 40 тысяч рублей. Причём, наказать предпринимателя по этой статье могут, даже если в бизнесе ему помогают члены его семьи. Доказывать, что помощь родственников была безвозмездной, непостоянной и не имела характера трудовых отношений, скорее всего, придётся в суде.

После вступления в силу изменений о порядке применения ККТ осталось совсем немного ситуаций, когда допускается отсутствие кассового аппарата. Они перечислены в статье 2 закона № 54-ФЗ от 22.05.03. Санкция за отсутствие кассового аппарата установлена статьей 14.5 КоАП РФ. Это от ¼ до ½ от суммы продажи, но не менее 10 тысяч рублей.

Например, если зафиксирован факт продажи на сумму 30 тысяч рублей, то штраф может составить 15 тысяч рублей. А если покупка была копеечной, рублей на 100, то всё равно взыщут 10 тысяч рублей. То есть, в этом случае штраф за отсутствие онлайн кассы для ИП будет больше суммы продажи в 100 раз!

Закон о спецоценке заработал в 2014 году, и у работодателей было время на ее проведение вплоть до 31.12.2018. Компании, которые открылись за несколько месяцев до истечения этого срока, успеть ее провести не могли. Поэтому штрафы за отсутствие спецоценки в 2020 году не предусмотрены для работодателей, которые работают менее 1 года.

Но вновь созданным организациям на СОУТ дается 12 месяцев со дня введения в эксплуатацию рабочих мест. И не важно, относится производство к микробизнесу или среднему предпринимательству. Поскольку вопрос, будут ли штрафовать микропредприятия за отсутствие СОУТ, на уровне правительства решен давно: наказывать надо всех, кто нарушит требования закона.

По официальным данным, СОУТ завершилась в установленный срок в отношении порядка 72% всех рабочих мест. Собственникам оставшихся 28%, очевидно, грозит штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест в 2020 г., внеплановые проверки ГИТ и иные «прелести».

Но Минтруд пообещал, что сразу наказывать не будут. В разъяснениях ведомства от 16.01.2019 сказано, что задача чиновников — узнать реальное состояние рабочих мест, а не просто наказать непослушных предпринимателей. И до того, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ, компаниям разошлют официальные предостережения о недопустимости нарушения требований охраны труда. В этих предостережениях инспекторы ГИТ пропишут сроки устранения нарушений. Если на такое предупреждение работодатель не отреагирует, его накажут. Если в компании пока не успели, но уже начали проверку и анализ производственных факторов, ГИТ не станет наказывать ни должностных лиц, ни саму организацию за нарушение сроков.

    СОУТ (специальная оценка условий труда)

    Ранее действовавший федеральный закон от 28.12.2013 № 426‑ФЗ установил очередность проверки один раз в 5 лет. Закон № 503‑ФЗ от 30.12.2022 отменил плановые проверки, установил перечень причин для внеплановой процедуры. Внеплановая проверка проводится в течение 6 или 12 месяцев после наступления какого-либо из нижеперечисленных вариантов.

    Если подобные нарушения были выявлены ранее, применима дисквалификация должностного лица на срок 1–3 года, приостановка работы предприятия до 90 дней. В случае нанесения тяжкого вреда здоровью человека размер штрафа увеличивается до 400.000 руб., предусмотрены обязательные или исправительные работы, лишение свободы.

    Проверка направлена на выявление вредных факторов на производстве, она необходима для определения класса условий труда. Например, аттестация по электробезопасности. Процедура, которая рассчитана на проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала предприятия, в компетенцию которого входит монтаж, эксплуатация, обслуживание, отладка и ремонт электроустановок. Если работники не прошли аттестацию, то к деятельности с использованием электроустановок он не допускается. СОУТ осуществляется компанией, имеющей аккредитованную лабораторию для контроля рабочих мест.

    Законом предусмотрено предоставление отчёта в экспертную организацию не позднее 3 рабочих дней, ознакомление работников с данными отчета в течение 30 дней. СОУТ не проводится для надомников, сотрудников, работающих дистанционно, лиц, оформивших трудовые отношения с работодателями физическими лицами. Не предусмотрена проверка на вакантных рабочих местах.

    Если СОУТ была проведена несвоевременно или с нарушениями, организация получит официальное предупреждение. В документе будет установлен срок для устранения нарушений. Если работодатель вовремя отреагирует, наказание не последует. Отказ от проведения чреват серьезными последствиями для руководителя. Если произошёл несчастный случай, не проведение СОУТ становится доказательством вины. Если вам необходима помощь, обратитесь в компанию НОПСС. Наши эксперты проконсультируют, дадут рекомендации, проведут аттестацию сотрудников.

    С 2022 г. в отношении СОУТ приняты некоторые изменения, внесенные в законодательство. К примеру, к ним относится бессрочность деклараций соответствия СОУТ нормативным требованиям относительно рабочих мест, по которым сохранились соответствующие условия трудовой деятельности.

    • если был несчастный случае (за исключением виновных действий третьих лиц);
    • если у сотрудника, работавшего на безопасном рабочем месте, обнаружилось профзаболевание из-за вредных или опасных условий трудовой деятельности;
    • если на безопасном рабочем месте при проверке охраны труда найдены нарушения нормативов.
    • 1С-Отчетность— для подготовки и сдачи регламентированной отчетности из программ «1С» во все контролирующие органы: ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, Росалкогольрегулирование, Росприроднадзор и ФТС;
    • Информационная система 1С:ИТС— для получения справочной информации по ведению кадрового учета, расчету заработной платы и работе в программе «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 8». В информационной системе 1С:ИТС представлены: «Справочник кадровика», новости, комментарии и консультации специалистов по вопросам кадрового учета, пошаговые инструкции по ведению кадрового учета и расчетам с персоналом в программах «1С», составлению и отправке отчетности в контролирующие органы;
    • 1С:ДиректБанк— для прямого обмена с банками информацией по зарплатным проектам в электронном виде. Можно формировать файлы-заявки на открытие и закрытие лицевых счетов, реестры перечисляемой сотрудникам зарплаты. В типовой поставке формирование таких файлов предусмотрено по универсальному стандарту, который поддерживают многие банки.

    Класс или подкласс условий труда может быть снижен решением комиссии по проведению СОУТ на основании заключения эксперта. Самостоятельно класс можно снизить только на одну ступень, например с 3.2 на 3.1. Снизить более чем на одну ступень возможно только по согласованию с Роспотребнадзором. Снижать класс условий труда ниже 3.1 — на класс 2 «Допустимые условия труда» — нельзя.

    Если декларация была направлена в ГИТ после проведения СОУТ, а также в течение пяти лет на предприятии не было зафиксировано несчастных случаев, профзаболеваний и других изменений на декларируемых рабочих местах, то декларация автоматически продлятся: у данного документа нет срока действия. В данном случае спецоценку нужно будет провести только в отношении рабочих мест, которые ранее не были задекларированы.

    Вопрос №3: “Что делать в случае, если сотрудники, назначенные приказом в комиссию по проведению СОУТ, уволились, а подрядчик предоставил документы с фамилиями, указанными в старом приказе. Можно ли издать приказ “об изменении состава комиссии” и не переделывать документы?”

    Однако в вопросе другие обстоятельства – есть переименование должности. Так, ч.3 ст.17 426-ФЗ гласит: “изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 – 5 и 7 части 1 (изменение технологического процесса, производственного оборудования и других оснований), внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться”. И решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда принимается в данном случае комиссией.

    31.12.2022 является последним днем переходного периода по специальной оценке условий труда (Федеральный закон от 28.12.2013 No 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Это значит, что проведенные ранее аттестации рабочих мест прекращают свое действие. Проведение спецоценки является обязательной и касается всех работодателей. Исключением являются только надомные работники и дистанционные работники.
    Таким образом с 01.01.2022 года все работодатели, которые не произвели специализированную оценку для рабочих мест, получат минимум предупреждение, либо же будут оштрафованы.
    Данную оценку могут делать только аккредитованные организации внесенные в специальный реестр. Проверить организацию вы можете на сайте Министерства Труда и Социальной Защиты Российской Федерации .
    После проведения спецоценки, организация проводившая проверку, должна в обязательном порядке передать информацию о ней в ФГИС (Федеральная государственная информационную систему).
    На сайте Гострудинспекции в Ставропольском крае можно проверить внесена ли информация о спецоценке или нет. Данный запрос можно сделать в разделе «Специальная оценка условий труда».
    Если Вам проводили спецоценку,однако информации о ней на сайте Гострудинспекции нет, необходимо в первую очередь связаться с организацией, которая ее проводила.

    При нарушении порядка проведения СОУТ ответственный за ее некачественное проведение может быть привлечен к административной ответственности.
    Согласно части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ размеры административных штрафов составляют:
    — для индивидуальных предпринимателей (5 000 — 10 000 руб.);
    — на должностное лицо (5 000 — 10 000 руб.);
    — для юридических лиц (60 000 — 80 000 руб.)

    1. Статья 7 Федерального закона No 426-ФЗ предписывает также провести следующие действия:
      установить сотрудникам предусмотренные ТК РФ гарантии и компенсации
    2. установить дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда
    3. произвести расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и т.д.

    В случае выявления повторного нарушения в области СОУТ, штрафные меры имеют намного более внушительный размер.
    Логика здесь проста. Если первый эпизод нарушения мог быть допущен по незнанию, то повторное нарушение сделано однозначно сознательно и должно быть наказано строго.

    На основании положений части 5 статьи 5.27.1 КоАП, размер штрафов за повторное нарушение СОУТ составляет:
    — для должностных лиц (30 000 — 40 000 руб.), либо дисквалификация на период от 1 до 3 лет
    — для индивидуальных предпринимателей (30 000 — 40 000 руб.), либо приостановка деятельности ИП до 90 суток
    — для юридических лиц (100 000 — 200 000 руб.), либо приостановка деятельности до 90 суток

    Дело в том, что организация должна регистрироваться по месту, где находится её постоянно действующий исполнительный орган — руководитель. А если руководитель работает из дома и в офис не ходит, то постоянным местонахождением будет его домашний адрес. А значит его и нужно записать в ЕГРЮЛ как юридический.

    Но здесь появляется уже другой вопрос: может ли директор вообще быть удалённым сотрудником. С одной стороны, директор в самом деле работает дома, а с другой — его место работы совпадает с юридическим адресом организации, то есть место работы не удалено от него. Есть даже случаи, когда спецоценку проводят у директора дома. Поэтому лучше узнать мнение вашей трудовой инспекции и опираться на него.

    Комиссия составляет график проведения спецоценки и перечень рабочих мест, которые подпадают под спецоценку. Это формальная процедура, дополнительно с документами ничего делать не нужно, просто сохраните их. Специальной формы для этих документов нет, можете оформить их на свое усмотрение.

    Часто в организации есть только один сотрудник — директор. Чтобы не проводить спецоценку для его рабочего места, в трудовом договоре иногда указывают, что он работает удаленно из дома. Но из-за этого могут возникнуть проблемы с достоверностью сведений в ЕГРЮЛ.

    Для организации спецоценки нужна комиссия. ИП может самостоятельно выполнять все ее функции, если не получается создать полноценную комиссию. Обычно в нее входят: специалист по охране труда, представители профсоюза и работодателя, сам ИП или руководитель организации.

    Декларирование рабочих мест позволяет работодателю не проводить заново СОУТ, если за 5 лет действия этого документа не произошли несчастные случаи, не поступили обращения или требования о проведении СОУТ со стороны представительного органа или инспектора ГИТ. Это является хорошей экономией для организации. Таким образом, стремление к созданию рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями труда поощряется государством.

    Результаты проведенной СОУТ используют для проведения оценки профессиональных рисков, а также ими можно заменить лабораторные исследования для производственного санитарного контроля. Поэтому это важное мероприятие отдельно выделено в кодексе об административных правонарушениях, а также в правилах возмещения средств на охрану труда за счет взносов на обязательное социальное страхование.

    Срок действия СОУТ — 1 раз в 5 лет. Можно проводить чаще, но, если пропустить этот срок, возможно наступление административной ответственности, о которой мы написали выше. Но не всегда спецоценку проводят по плану. Иногда возникают обстоятельства, при которых СОУТ должна быть проведена во внеочередном порядке.

    В этом случае на такие рабочие места составляют не карты, а декларацию СОУТ. Декларация СОУТ включает в себя все рабочие места, в том числе и аналогичные, по которым не были идентифицированы ВОПФ. Карты СОУТ не составляют. В декларацию включают сведения о заключении эксперта.

    В отношении тех рабочих мест, на которых эксперт идентифицировал ВОПФ, должны быть проведены лабораторно-инструментальные исследования. Их проводит лаборатория, принадлежащая экспертной организации. Такая организация может привлечь к исследованиям и стороннюю лабораторию.

    Специальная оценка условий труда. Штрафы и санкции

    По ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013, проведение спецоценки является обязанностью работодателя, то есть проблемы организации и оплаты процесса учреждение решает самостоятельно. Ответственность за отсутствие СОУТ или нарушения в ее проведении лежит на работодателе.

    Процедура СОУТ введена вместо аттестации с 2014 года. Финальный этап проведения процедуры на предприятиях, которые были образованы до вступления закона в силу, завершился 31.12.2018. Работодателям предоставлен длительный переходный период и организации разных форм собственности должны были закончить в этот срок проведение СОУТ, а по ее результатам обозначить в трудовых соглашениях с сотрудниками классы условий их работы. Статья 15 ФЗ № 426-ФЗ предусматривает необходимость довести до сведения сотрудников итоги спецоценки в срок не больше 30 календарных дней с даты утверждения отчета по СОУТ.

    Для новых рабочих мест и для организаций, которые созданы после вступления закона в силу, спецоценку необходимо провести не позже 12 месяцев с даты их ввода в действие (п. 1 ч. 2 ст. 17 ФЗ № 426-ФЗ). Аналогичный период установлен для перемещенного в новое помещение рабочего места (Письмо Минтруда РФ от 23.01.2017 № 15-1/ООГ-169).

    В том же 426-ФЗ говорится, чем грозит отсутствие спецоценки рабочих мест, — штрафом. Окончание переходного этапа значит, что с 01.01.2019 работодатель, который не организовал в течение предусмотренного длительного периода СОУТ на всех рабочих местах, считается нарушившим законодательство и подвергается административному взысканию в виде денежных сумм или предупреждения по ст. 5.27.1 КоАП РФ. Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2020 года достигает 80 000 рублей. Сумма зависит от того, кто стал нарушителем, и в какой по счету раз.

    Минтруд РФ, основываясь на положениях ФЗ № 426-ФЗ, подготовил разъяснения от 16.01.2019, в соответствии с которыми процедуру проводят все работодатели, которыми по ТК РФ являются физические и юридические лица, имеющие трудовые отношения с сотрудником. Штраф за отсутствие спецоценки условий труда в 2020 году грозит работодателям всех форм собственности.

    Есть ряд исключений — работодателей, которые не должны проводить оценку и, соответственно, не подвергнутся наказанию (ст. 3 ФЗ-426). К таковым отнесены:

    Оценку не проводят

    Признаки

    ИП

    Нет сотрудников по найму, с которыми заключено трудовое соглашение

    Привлек дистанционных работников на дому по договору ГПХ, и у них нет рабочих мест (Разъяснения Минтруда РФ от 16.01.2019)

    Работодатель-физлицо или религиозная организация

    Привлек сотрудников дистанционно по трудовому соглашению (ст. 3 ФЗ-426)

    Работающие на дому и дистанционные работники

    (ст. 3 ФЗ-426)

    Таблица штрафов в 2020 году

    Собрали в таблице все штрафы за отсутствие СОУТ 2020 года. Они варьируются в различных пределах, в зависимости от объема нарушения, вида нарушителя, установленных ст. 5.27.1 КоАП РФ.

    Нарушитель

    Должностное лицо

    ИП

    Юрлицо

    Наказание за 1-ое нарушение (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ)

    Предупреждение

    или штраф от 5000 до 10 000 руб.

    Штраф от 5000 до 10 000 руб.

    Штраф от 60 000 до 80 000 руб.

    Наказание за 2-ое нарушение (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ)

    Штраф от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация от 1 до 3 лет

    Штраф от 30 000 до 40 000 руб. или остановка деятельности до 90 дней

    Штраф от 100 000 до 200 000 руб. или остановка деятельности до 90 дней

    Вопрос о том, кто штрафует за отсутствие аттестации рабочих мест, решен на уровне федерального законодателя. В ч. 1 ст. 25 ФЗ № 426-ФЗ Приказом Минтруда РФ от 21.04.2017 № 377н утвержден регламент, в соответствии с которым Роструд и терорганы — государственные инспекции труда реализуют функции по госконтролю за соблюдением требований законодательства о СОУТ.

    Важность СОУТ чрезвычайно высока и влияет на права сотрудников, поэтому контролирующие органы наделили широкими полномочиями:

    • без всяких препятствий в любое время суток проверять работодателей (при наличии удостоверения);
    • запрашивать любые документы в целях исполнения контрольной функции;
    • изымать образцы материалов, веществ для изучения, по итогам — формировать акт;
    • направлять работодателям предписания по устранению выявленных нарушений с предложениями о наказании ответственных;
    • оформлять протоколы по нарушениям, рассматривать дела по нарушениям административного характера, направлять в органы правопорядка, суд.

    Как организацию накажут за отсутствие СОУТ

    Для того, чтобы вы понимали, до принятия Федерального закона №426 от 28.12.13 применялось понятие, как аттестация рабочих мест и это была обязательная процедура для всех без исключения, согласно ТК РФ ст.212. С 2014 года было установлено новое понятие и называется в настоящее время как специальная оценка условий труда.

    Спецоценка – это комплекс единых мероприятий, осуществляемых последовательно и направленных на выявление опасных и(или) вредных факторов на производстве и также направленных на выявление их воздействия на сотрудников организации. Результатом такой оценки является установление условий труда по рабочим местам сотрудников по классам и подклассам вредности. Правила проведения и определения вредности производятся на основании 426 Федерального закона.

    В соответствии с законом №426-ФЗ ст.8 ч.1 и ТК РФ ст. 212 и обязанность по проведению специальной оценки лежит на работодателе, которая проводится также за его счет. Проводить ее обязаны все работодатели, как организации, так и индивидуальные предприниматели, у которых есть в штате наемные работники.

    Если говорить о предпринимателях, которые работают сами на себя без привлеченных сотрудников, то им не требуется проводить спецоценку рабочих мест. Однако, в случае появления в штате работников возникнет обязанность в проведении такой процедуры.

    Также не требуется проводить спецоценку физическим лицам, не имеющим статус ИП, которые нанимают работников (Согласно закона №426-ФЗ, ст.3).

    Каковы же сроки проведения спецоценки? Есть плановая проверка и внеплановая. Плановую необходимо проводить 1 раз в пять лет. Если по рабочему место проводилась аттестация, то проведение специальной оценки можно назначить через 5 лет, после завершения аттестации.

    Однако, оговорены случаи, при наступлении которых спецоценка проводится внеплановая проверка (до наступления 5 лет с момента последнего проведения:

    • При введении в эксплуатацию новых рабочих мест.
    • В случае изменения технологического процесса, в том числе применения состава используемых материалов и другие нововведения, влияющие на уровень воздействия опасных и вредных производственных факторов.
    • В случае наступления несчастного случая на производстве или же возникновении профессионального заболевания, которые вызваны опасными и вредными условиями труда.
    • На основании предписания инспектора по труду, а также мотивационного предложение, исходящее из профсоюзной организации.

    В случае, если в организации не проводили специальную оценку труда, то она может бы привлечена к административной ответственности.

    До 2015 года за такое правонарушение работодатель привлекался согласно КоАП РФ ст.5.27, по которой размер штрафа для должностных лиц составляет от 1 до 5 тыс. рублей, а для юр.лиц — от 30 до 40 тыс. руб. Иной вид наказания — приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.

    Начиная с 2015 года штраф за отсутствие спецоценки взимается на основании КоАП РФ ст. 5.27.1 и составляет:

    • Для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц от 5 до 10 тыс. рублей.
    • Для юр.лиц составляет от 60 до 80 тыс. рублей.
    • Предусмотрено так же и предупреждение.

    В случае повторного нарушения штрафные санкции будут более жесткие:

    • Для ИП и должностных лиц будет составлять от 30 до 40 тыс. рублей.
    • Для юр. лиц — от 100 до 200 тыс. рублей.
    • Вместо применения штрафных санкций возможно приостановление деятельности организации (ИП) на срок до 90 суток, а должностное лицо могут дисквалифицировать на 1-3 года.

    Что будет, если произошел несчастный случай, а спецоценки нет?

    В данном случае в качестве доказательства вины работодателя может являться отсутствие результатов проведения в организации (У ИП) специальной оценки условий труда. Если вина будет доказана, то руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии с УК РФ ст. 143:

    • Размер штрафа может быть в сумме до 400 тыс. рублей.
    • В размере зарплаты руководителя от 8 до 18 месяцев.
    • Возможно применения наказания в виде принудительных работ сроком до 1-го года либо лишение свободы на срок до 1 года.

    Каждая специализированная организация устанавливает свои расценки. Минимальная стоимость (около 700 рублей) устанавливается для оценки рабочих мест, где предполагается полное отсутствие вредных факторов. Экспертиза рабочих мест, требующая дополнительных замеров, химического анализа и иных сложных исследований может обойтись работодателю в сумму до 3000 рублей за каждое рабочее место.

    Некоторая экономия возможна при наличии равнозначных рабочих мест. При высоком сходстве условий труда разрешено оформлять одну карту СОУТ на несколько рабочих мест. Ограничение: необходимо оценить не менее 20% от общего числа схожих одинаковых рабочих мест (но не менее двух).

    Работодателю, который сочтет расходы на специальную оценку условий труда чрезмерной, стоит учесть в числе расходов грядущие штрафы за специальную оценку условий труда.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.