Анализ рынка бу авто в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Анализ рынка бу авто в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Как сообщает аналитическое агентство «Автостат» со ссылкой на LMC Automotive, за ноябрь 2021 года мировой автомобильный рынок снизился на 11,2% – до 7,7 млн легковых машин. Подобная отрицательная динамика наблюдается уже седьмой месяц подряд.

Самое большое снижение в процентном соотношении произошло в Южной Америке (-24,5% по сравнению с прошлым годом), а также в Восточной Европе (-18,1%), в США (-15,8%, реализовано чуть больше миллиона машин, Кореи (-16,6%, продано 140,5 тысяч машин) и в Японии (-14,5%, 348,1 тысяча авто).

Крупнейшим поставщиком на рынке остается Китай с сокращением продаж на 6,3% и показателем в 2,5 млн проданной техники. Всего за одиннадцать месяцев этого года в мире реализовано 73,9 млн автомобилей.

Средняя цена на автомобили с пробегом в сегменте «до семи лет» на 2021 год составляет 1 456 003 рубля, это на 27,7% больше, чем в прошлом году (1 139 823 рубля). В то же время стоимость новой техники увеличилась на 20% с 1,5 млн рублей до 1,8 млн и выше.

Как нам рассказала Лилия Маркова, генеральный директор компании «Газпромбанк Автолизинг», помимо девальвации рубля, нынешняя ситуация – это результат отложенного спроса, который скопился за период с апреля по июнь прошлого года во время первой волны коронавируса. Тогда дилеры не смогли допродать примерно 70 тысяч легковых и легких коммерческих авто, но наверстали продажи уже к концу 2020 года.

«К началу 2021 года на рынке образовалась нехватка новых машин, обусловленная глобальным кризисом производства из-за пожара на крупнейшем заводе по производству полупроводников, используемых при сборке автомобилей всех типов. Как итог, из-за дефицита автомобилей в салонах дилеров с конца прошлого года мы живем в условиях так называемого «рынка продавца», когда последний диктует конечные цены. Рекомендованные цены, и без того выросшие за год в среднем на 15%, прибавили примерно столько же за счет дилерских накруток», – отмечает эксперт.

Еще одна тенденция – переключение спроса на подержанные автомобили с небольшим пробегом возрастом до одного года. По последним данным компании «Газпромбанк Автолизинг» на август 2021 года их цена выросла ровно на треть.По статистике эксперта, основанной на корпоративных продажах, если в 2019 году на долю годовалых легковых и легких коммерческих авто приходилось 19% от всех реализованных юридическим лицам машин, то в первом полугодии 2021 года – уже 27%.

«Примечательным за последний год оказался и тот факт, что цены на автомобили с пробегом росли значительно быстрее, чем прайс-листы по новым машинам при противоположной тенденции последних лет. Так, среди популярных кроссоверов возрастом до трех лет за 3 квартала 2021 года наибольшим ростом отметился BMW X5, средняя цена которого составила 7,5 миллиона (+39% за год). Среди седанов B-класса Volkswagen Polo практически не дешевел – средняя цена модели до трех лет на рынке составила 1,08 миллиона (+37% за год)», – говорит Денис Мавланов.

Также он отмечает, что все владельцы автомобилей, кто в этот период решали избавиться от «двух-трехлетки», не только не теряли относительно цены покупки машины, но по некоторым моделям даже могли остаться с прибылью.

Эксперт предупреждает – долго такая ситуация продолжаться на рынке не будет. Падение рынка новых автомобилей и их стремительное подорожание ведет к тому, что люди все чаще откладывают обмен старого автомобиля на новый. Рынок б/у машин приемлемого качества неизбежно будет продолжать ужиматься, а их цены продолжат рост и в следующем году.

По мнению Лилии Марковой, первая половина 2022 года будет хуже января-июня 2021-го. Однако к концу следующего года рынок может сравняться с нынешним по мере решения проблем с поставками. Также произойдет перераспределение среди лидеров рынка. Например, более высокие позиции в нем займут китайские марки, сумевшие наладить логистику машинокомплектов и поставку готовых машин. В целом ожидать роста авторынка не приходится.

Такого же мнения придерживаются эксперты в «Банкавто». Дефицит электроники, который стал одной из основных причин дефицита автомобилей во всем мире, ослабнет к концу 2022 года. Это наиболее позитивный прогноз. Кризис может продлится и до 2023 года, и дольше, пока ситуация не будет решена путем децентрализации производства микрочипов. Так, Япония и Европа приняли решение об организации собственного производства, в Америку хотят перенести часть производственных мощностей из Азии. Это замет длительное время, поэтому «супербазовые» комплектации без лишней электроники и простой конвейеров останутся с нами и в следующем году.

«Динамика продаж замедляется от месяца к месяцу, и в 2022 году мы скорее всего увидим скромный рост авторынка в пару процентов при оптимистичном или стагнацию рынка продаж новых легковых автомобилей при пессимистичном прогнозе. Причины все те же — непрекращающийся дефицит авто и падение покупательского спроса на фоне продолжающегося роста цен (порядка 1-3 процента в месяц)».

Не ослабнет и покупательский спрос, который подстегивают неопределенность ситуации и гарантированное повышение цен. Дистрибьюторы посчитали, сколько дилеры заработают на каждой сделке. И никто не мешает им теперь самостоятельно продолжать активно переписывать прайс-листы. Некоторые импортеры, к слову, уже запланировали рост цен, который в первом квартале 2022 года скорее всего составит в среднем 10-12%. Процесс остановит лишь очередное затоваривание складов. Желание дилеров получить квартальный бонус дистрибьютора также может немного подстегнуть рынок.

Чего ожидать от рынка подержанных автомобилей в 2022 году

По мнению экспертов, сомнений в том, что рост цен на подержанные автомобили будет продолжаться, практически нет. Как объяснил руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков, в первую очередь подорожание коснется свежих автомобилей (до 5-7 лет) в хорошем состоянии.

«Это будет связано с существенным оскудением ассортимента новых автомобилей и растущей вслед за курсом рубля инфляцией», — подчеркнул он.

Схожее мнение высказал и Олег Амиров, президент Союза автоэкспертов и оценщиков и основатель компании AutoExpert. По его словам, «стоимость автомобилей будет расти и дальше, судя по статистике». «Машину всегда выгодно можно продать на вторичном рынке, так как хороших предложений с каждым днем все меньше», — добавил эксперт.

Со своими коллегами согласен и Кирилл Чернов. При этом он не исключил, что скоро самым важным для определения цены на автомобили с пробегом будет не спрос или курс, а возможность поддержания этих автомобилей на ходу.

Представители белорусских дилеров, к которым мы обратились за прогнозами, немногословны: ценовая политика формируется производителями, а не дистрибьюторами. Но очевидное никто не отрицает: цены на новые машины в текущем году ощутимо выросли и продолжат расти в следующем.

«На текущий момент самые продаваемые модели Kia в Беларуси – это Rio и Rio X, – говорят представители ООО «Автопалас-М», официального дистрибьютора корейской марки в Беларуси. – С начала года цены на семейство Rio выросли на 8-10 процентов, при этом годовое удорожание на рынке составляет порядка 15 процентов.

Мы ожидаем роста цен в будущем году. Это мировой тренд, автопроизводители будут поднимать цены. Всем известна ситуация с мировым кризисом полупроводников, логистика становится дороже. Эти факторы влияют на ценообразование».

Вслед за новыми машинами подорожание коснулось и подержанных авто из Европы и США. В компаниях, занимающихся доставкой автомобилей из ЕС и Штатов, также не видят предпосылок к изменению ситуации. При этом о сложившемся положении вещей и грядущих перспективах рассказывают куда более развернуто.

«На массовые авто из США, например, Malibu или Escape, изменение цен на аукционах с начала года составило порядка 1000-2000 долларов, – объясняет Кирилл Рымарчик, руководитель отдела продаж компании AutoGroup. – Те же желанные «Мустанги» многие начали брать именное с целью перепродажи, и там рост еще выше – 3000-5000 долларов. На эти же суммы они подорожали и на нашем рынке, поэтому выгода осталась на прежнем уровне. Уточню, что мы говорим про автомобили с небольшими повреждениями, которые выглядят не страшно и без проблем ремонтируются.

Автомобили с серьезными повреждениями продаются примерно за те же деньги, что и раньше. Также важно понимать, что это аукционы, где цена формируется сугубо участниками торгов. На европейском рынке также обращаем внимание на рост цен, особенно на популярные модели, которые полюбились белорусам: Renault Megane, Talisman, Grand Scenic; Peugeot 308, 3008 II; Opel Astra K, Insignia и другие дизельные универсалы. В процентном соотношение цены на них выросли примерно как и на американском рынке.

Роста цен на автомобили в 2022 году ожидают все: как представители дилеров, так и игроки рынка подержанных автомобилей. И с учетом складывающихся тенденций уже вовсе не кажется фантастикой возможность следующей осенью увидеть ценник 15.000$ за новую Lada Vesta в простой комплектации (особенно если произойдет рестайлинг) или 20.000$ и выше за подержанный Renault Talisman из Европы.

Машины с европейских аукционов в базе объявлений Автобизнеса

Стоит ли рассматривать автомобиль как инвестицию в 2022 году?

Досталось от скачка цен и частникам. Некоторые из них уже успели продать старые автомобили по старым расценкам и теперь осознали, что приобрести новую «ласточку» на вырученные деньги попросту невозможно.

Остаётся только жалеть об уже совершённой сделке, ведь приобрести хорошую автомашину стало в разы сложнее.

В итоге модель приблизительно того же качества, что и недавно проданная, обходится примерно на 250 тысяч рублей дороже. При этом следует учитывать и тот факт, что на её поиски уходит немало времени.

Дилерские салоны подняли цены даже на авто самого плохого качества, причём купить у них хороший автомобиль стало практически невозможной задачей.

Дело не только в завышенных расценках, хотя для покупателя это важный аспект. Проблема заключается ещё и в том, что, заплатив немаленькую сумму, водитель не может рассчитывать на удачную сделку.

Машину в приличном состоянии можно купить либо в кредит, либо переплатив не только за неё, но и за комплекс услуг и никому не нужных аксессуаров.

Объясняется всё это отсутствием покупателей и стремлением заработать по максимуму на том, что купят в любом случае.

В общих чертах, несмотря на сложности, ситуация на рынке поддержанных автомобилей стабилизируется, а у водителей появляется возможность вовремя обнаружить обман и избежать проблем с покупкой.

В дальнейшем можно надеяться на то, что купля-продажа машин перейдет в более цивилизованное русло и будет осуществляться с максимумом прозрачности.

Уже сейчас наличие отчётов, доступных в онлайн-базах позволяют избежать приобретения авто в плохом состоянии, скрученным пробегом или побывавшим в ДТП.

Благодаря этому начинает улучшаться отношение к перекупщикам, так как часто люди готовы доплатить, чтобы приобрести надёжное транспортное средство.

Большинству из них без разницы, с кем оформлять договор, гораздо важнее результат, особенно если конечная цена окажется ниже, чем в дилерском центре.

Способствует этому и то, что при наличии интернета покупатели предпочитают увидеть фото экстерьера и интерьера, получить видеоотчёт и проверить машину по номеру вместо того, чтобы лично осматривать выставленные на продажу модели, особенно если ТС находится в другом городе.

Возможность оформить сделку онлайн только добавляет удобств.

Это позволит дилерам и перекупщикам завести свой сайт и при наличии положительных отзывов улучшить работу, так как клиент сразу сможет оценить вероятность успешного приобретения, основываясь на опыте других автовладельцев.

А пока охота на хорошие поддержанные машины в России продолжается.

Что Вы думаете по этому поводу? Пишите в комментариях.

Уровень спроса в январе в целом по стране остается стабильным по сравнению с декабрем 2021 года. Наиболее высокая положительная динамика спроса на автомобили с пробегом в начале 2022 года была зафиксирована в Барнауле — +13%, в Иркутске — +9,1% и в Новосибирске — +7,5%.

Также в число регионов с активно растущим спросом на рынке в начале 2022 года вошли Махачкала (+4,8%), Красноярск (+3%) и Ярославль (+2,9%).

Российский автомобильный рынок начал 2022 год с падения

По итогам 2021 года в России продано чуть более 1,5 миллиона автомобилей, что сопоставимо с позапрошлогодними результатами: прирост небольшой (+4%), но он есть. Впрочем, цифры лукавы, потому что, например, в 2020 году из-за первого локдауна апрельские продажи были на беспрецедентно слабом уровне, что привело к эффекту низкой базы. И в прошлом году основное увеличение рынка пришлось на первое полугодие, когда прибавка достигла 37%.

Январь не принес облегчения, наоборот: прайсовые цены на ряд автомобилей выросли на рекордные величины. Например, обычно АВТОВАЗ увеличивал стоимость своих моделей на 5–15 тысяч рублей, но в декабре прошлого года цены Lada Vesta подскочили сразу на 40 тысяч, в январе — еще на 27 тысяч. Сейчас самая доступная Vesta стоит 863 тысячи рублей. Год назад такая машина стоила 677 тысяч, то есть за 2021 год официальный прайс распух аж на 186 тысяч рублей (+27%).

С каких прогнозов начался 2022 год и как они изменились после событий в мире?

— Прогнозы, озвученные до 24 февраля и сейчас, — это абсолютно разные сценарии развития ситуации на авторынке. Значительно меняется система взаимодействия российских производств с поставщиками комплектующих и реализацией продукта в сопредельные государства, в том числе и Беларусь. Напомню, наш рынок полностью зависим от российского: последний как минимум на 90% снабжает нас новыми автомобилями. Если там наблюдается нехватка товара — мы тоже пострадаем.

— 2021 год для нашего авторынка был тоже трудным. Какие тенденции продажи новых автомобилей наблюдались?

— На рынке новых автомобилей никаких глобальных изменений не произошло. В топе продаж, как и в предыдущие годы, оказались машины российской сборки. Причина банальная: основную массу покупателей составили юридические лица, которые покупают автомобили не поштучно, а партиями по 50—100 единиц. В то же время физлица нацелены на действующие финансовые инструменты — кредиты и лизинг, а про них ничего оптимистичного уже однозначно сказать нельзя.

— Электрокары плотно вошли на белорусский рынок или их присутствие до сих пор несущественно?

— Количество электромобилей у нас в стране несущественно. По последним данным, в конце 2021 года в Беларуси было зарегистрировано чуть более 4 тысяч таких машин. В большинстве своём это модели до $20 тысяч: Nissan Leaf, Chevrolet Bolt или VW e-golf. Электромобилей с более ёмкими батареями, таких как Tesla Model S или Audi e-tron, в общей массе немного. Потому что они изначально дорогие, да и ремонт их тоже доступным не назовёшь (приблизительно от $3 000 до $5 000). Поэтому электрокары на белорусском рынке пока только обозначили себя как новый полноценный игрок: мы их видим, уже им не удивляемся, но по-прежнему относимся к ним с опаской и недоверием.

Эксперты предполагают, что к концу 2021 года рост стоимости машин не превысит 15%. Дефицит к тому времени должен быть полностью устранен. Ответа на вопрос, когда упадут цены на автомобили, пока не может дать никто.

Ожидается, что в 2022 году ситуация на рынке лишь вернется к докризисному уровню. Ожидать обвала прайса не стоит. К этому нет никаких предпосылок.

Резкого скачка также не должно быть. Скорее всего, вначале продавцы будут держать стоимость на том уровне, на котором завершится 2021 год. Далее следует поэтапное подорожание.

А потому начало следующей весны многие эксперты называют наиболее удачным временем для приобретения транспорта. Ответ на вопрос подешевеют ли машины в 2022 году, вероятнее всего так и останется отрицательным. Поэтому надолго откладывать покупку не стоит.

Ряд экспертов прогнозирует, что автомобили подорожают в 2022 году на 10-20%. Повышение стоимости окажется плавным. Главной причиной проблемы специалисты считают нестабильность национальной валюты. На стоимость машин существенное влияние оказывает цена иностранных запчастей, а она привязана к курсу валют.

Особенно существенно подорожают модели низкого и среднего ценовых сегментов. Такие модели имеют низкую доходность и большее количество иностранных комплектующих. Премиальный транспорт пострадает менее существенно. Он подорожает не более чем на 10%.

Стабилизация ситуации на рынке планируется на летние месяцы. Это единственный период, когда упадут цены на автомобили в 2022 году с высокой долей вероятностью. Летом люди тратят много денег на отпуск и заграничные поездки.

Спрос на авторынке падает. Производители захотят стимулировать людей на покупку. Они будут предлагать гибкие системы скидок или льготные программы кредитования.

Наиболее плавное удорожание будет отмечаться на транспорт, производимый в России. Существует риск повторения ситуации, произошедшей шесть лет назад. Тогда многие компании приняли решение об уходе с рынка и переносе своих производств на территории других стран.

В прошлом году во всем мире начался дефицит машин. Это произошло из-за нехватки полупроводников, роста цен на металл и каучук, а также проблем с логистикой.

В России ситуация обостряется. О прекращении поставок и/или приостановке производства на территории РФ объявили:

  • BMW;
  • Mercedes-Benz;
  • General Motors;
  • Nissan;
  • Volvo;
  • Jaguar;
  • Land Rover;
  • Ford;
  • Volkswagen;
  • Porsche;
  • Honda;
  • Mazda;
  • Rolls-Royce;
  • Toyota.

А российским автопроизводителям теперь совсем не хватает комплектующих. О вынужденной приостановке сборки на несколько дней объявил АвтоВАЗ.

Рекомендации из нашего предыдущего обзора ситуации на авторынке все еще актуальны. В текущих условиях лучше вложиться в ремонт своего нынешнего автомобиля и пользоваться им до изменения ситуации на рынке.

Продать подержанную машину сегодня можно быстро. А присматривать новую следует среди китайских марок — среди них дефицит не такой острый.

БРЕНД

ЯНВАРЬ

2022

2021

%

Avtovaz (Lada)

18 045

21 857

–17%

Kia

12 321

15 051

–18%

Hyundai*

11 356

10 949

4%

Renault*

7 938

8 534

–7%

Toyota*

6 126

5 333

15%

VW

4 317

5 653

–24%

Nissan

4 254

3 272

30%

Škoda

3 840

6 036

–36%

Haval

3 169

1 567

102%

#

МОДЕЛЬ

МАРКА

ЯНВАРЬ

2022

2021

YoY

1

Rio

Kia

6 206

7 763

–1 557

2

Vesta

Lada

5 953

6 347

–394

3

Granta

Lada

5 526

7 720

–2 194

4

Solaris

Hyundai

4 898

3 481

1 417

5

Creta

Hyundai

4 153

5 701

–1 548

6

Duster

Renault

3 021

2 888

133

7

RAV 4

Toyota

#

MODEL

BRAND

January

2022

202

1

YoY

1

Gazelle

ГАЗ ком.авт.

2 170

1

832

338

2

Transit

Ford ком.авт.

1 005

909

96

3

Largus VU

Lada

631

910

–279

4

Classic Commercial

УАЗ

498

633

–135

5

Sobol

ГАЗ ком.авт.

490

270

220

6

Transporter/ Caravelle

VW ком.авт.

212

В прошлом году в России было продано 1,7 млн новых коммерческих автомобилей. Это на 4,3% больше, чем в 2020 году с локдаунами и карантинами. Такие данные приводит по итогам 2021 года Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).

Данные АЕБ неполные, ассоциация не учитывает продажи китайских брендов, элитных иномарок и узбекских Chevrolet. Основной рост продаж пришелся на начало 2021 года, тогда было куплено 37% авто. Во втором полугодии эксперты вместе с ростом цен и нехваткой автомобилей зафиксировали спад.

Самой доступной и популярной моделью остается по-прежнему LADA Granta. В январе 2012 года она стоила 229 тысяч рублей, в декабре 2021-го – 587 900 рублей. Но это рекомендованная розничная стоимость из прайс-листа производителя. Дилеры же продают модели дороже: наценки на некоторые модели могут достигать 1 млн рублей.

В 2021 году цены на «Гранту» менялись около семи раз. Например, классическая «Гранта» на механике стоит от 587 900 рублей, а марка с автоматом и медиасистемой Enjoy стоит около 860 тысяч рублей.

В 2021 году АвтоВАЗ продал 350 714 автомобилей LADA. Это на 2,1% больше, чем по итогам 2020 года. Самые востребованные модели, Vesta и Granta, поднялись на первое и второе места в рейтинге продаж российского автомобильного рынка.

Третье место по продажам занимают Kia Rio, на четвертом – модели Hyundai Creta и Solaris. Затем россияне чаще покупают Volkswagen Polo и LADA Niva.

Vesta на 6% увеличила продажи по сравнению с прошлогодним показателем. Granta находится на втором месте по числу проданных машин. Всего было реализовано более 111 тысяч машин.

Миновать дилерские наценки советуют автопроизводители. Они предлагают ориентироваться на цены, указанные на официальных сайтах автозаводов. У многих предприятий есть онлайн-витрина, где указана конечная стоимость определенной машины.

УАЗ рекомендует звонить на горячую линию, если цена будет отличаться от дилерских расценок.

Автомобиль LADA также можно купить через АвтоВАЗ. Марку с заводской комплектацией необходимо заказать у дилера, в договоре указать цвет, модель, сроки. Предзаказ придется подождать, но если это сэкономит несколько сотен тысяч, то оно того стоит. Только необходимо помнить, что завод, как и дилер, может изменить сроки выпуска и стоимость автомобиля.

По сравнению с 2019 годом увеличиваются продажи подержанных автомобилей через официальных дилеров. Так, если в 2019 году общий объем продаж составил порядка 700 тыс. автомобилей, то уже в 2020 году, несмотря на закрытие весной 2020 года большинства дилерских центров в связи с пандемией, через официальных дилеров было реализована 789 тыс. авто с пробегом. Это на 14% больше предыдущего года. По сути, каждый 7 подержанный автомобиль реализуется через официальных дилеров.

Отметим, что у дилеров более 85%, или 690 тыс. автомобилей с пробегом, приходится на марки массового сегмента, которые в 2020 году показали рост на 20% по сравнению с предыдущим годом. При этом автомобили с пробегом премиум-класса показали отрицательную динамику продаж в 2020 году, сократившись на 12% по сравнению с 2019 годом.

Итоги первых трех месяцев 2021 года показывают, что цены на подержанные автомобили растут быстрее, чем на новые.

Согласно данным Авто.ру, за первые три месяца 2021 года подержанные автомобили подорожали на 5,2%. Цены на новые выросли на 3,8%. Представители дилеров отмечают более высокий рост цен. Так, в «Рольфе» говорят о подорожании машин в возрасте до 10 лет на 10,7% в I квартале по сравнению с началом года. В «Авилоне» фиксируют рост на 30% год к году, в «Прагматике эксперте» — 20% за I квартал.

Дилеры связывают рост цен на подержанные автомобили с дефицитом новых машин и их постоянное удорожание. Соответственно, при отсутствии выбора продавцы устанавливают выгодные им ценники, и стоимость трехлетних машин становится выше их исходной цены.

Самыми востребованными на рынке остаются автомобили в возрасте до двух-трех лет с небольшим пробегом и одним хозяином. Их покупают практически сразу после появления на рынке. При этом доступность «трехлеток» сократилась: их стали реже сдавать в trade-in, увеличился срок эксплуатации. По мнению дилеров, покупатели стали менее охотно расставаться с автомобилями из-за сокращения доходов.

Рост цен на вторичном рынке ускорился еще в 2020 году. И, если общий объем продаж подержанных машин в РФ в 2020 году, как было сказано выше, вырос на 1,7%, то в I квартале 2021 года — на 3,3% до 1,2 млн штук. Продажи новых автомобилей в этот же период падали.

Специалисты Авто.ру составили прогноз развития рынка подержанных автомобилей до 2023 года в России (рис.12).

Рис. 12. Прогноз развития вторичного рынка автомобилей

Сейчас активно обсуждается вопрос, будет ли повышение цен на транспортные средства различного класса? События будут развиваться по 2 сценариям:

  • Отложенный спрос. Люди решатся приобрести автомобиль сейчас, т. к. не смогли купить его в период пандемии.
  • Цены в 2022 году будут стабильно расти из-за активного спроса. Производство машин не остановится, а значит, вторичный рынок тоже возрастет из-за желания людей приобрести новое транспортное средство, продав старый автомобиль.

Потребность в транспорте, возможно, упадет при ухудшении экономической ситуации в стране. Снижение продаж, по мнению специалистов, возможно в пределах 10%. А цены, наоборот, возрастут из-за негативных экономических факторов.

Довольно трудно будет приобрести достойный автомобиль с самым маленьким пробегом на вторичном рынке. Поскольку вырастет цена на новейшие модели, уменьшится спрос на авто с пробегом и возрастет цена на них.

Приходится отметить нехватку предложений на вторичном рынке, с которой авторынок встретился прошлой осенью. Наблюдалась сильная недостаточность машин как бюджетного, так и премиум-класса. Тогда выступил отложенный спрос.

В период кризиса люди не имели возможности потратить деньги на отдых за границей и вложили их в приобретение транспортного средства уже после кризиса. Также нехватка больше связана с тем, что многим предприятиям во время пандемии коронавируса пришлось приостановить заводы на продолжительное время. Из-за этого продажи значительно уменьшились.

Дефицит машин на авторынке еще наблюдается, но это уже не столь большая проблема. В данный момент многие предприятия работают в круглосуточном режиме для компенсации убытков. Поэтому в ближайшее время нехватка предложений будет нивелирована.

Самый оптимистичный прогноз авторынку эксперты дают лишь на начало марта 2022 года. Они считают, что остановка цен возможна только при оптимизации экономической ситуации в стране и с укреплением рубля на бирже.

Есть предположение, что роста цен на транспортные средства избежать не удастся. Производители решат возместить расходы, которые они понесли во время пандемии. В ценнике будут отражаться постоянные подорожания аксессуаров, деталей и других комплектующих.

На вторичном рынке прогноз расценок на 2022 год тоже не очень приятный. Значительное большинство людей будут вынуждено рассматривать для приобретения авто со вторичного рынка ввиду скачка цен на новые машины.

Поскольку увеличится спрос, дилеры начнут завышать цены в прайсе. Появится больше перекупщиков. Конечно, внезапного скачка не будет, все произойдет постепенно.

Когда ожидать снижения цен на транспортные средства, пока ответить невозможно. По предположению экспертов, рост цен в конце 2021 года не будет больше 15%. Дефицит к этому времени тоже должен будет устранен.

Предпосылок к обвалу цен не будет. Предполагается, что в 2022 году картина будет такой же, какой была до кризиса. Внезапного увеличения цен тоже не ожидается. Вероятно, сначала продавцы удержат ценники на уровне 2021 года, затем пойдет постепенное возрастание.

Директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин считает, что потребность в автомобилях сократится, поскольку снизилась покупательская способность населения. Лишь те, у кого есть сбережения, не будут ждать и смогут приобрести машину, не откладывая.

Не будет стимулом для покупки автомобиля и укрепление рубля. Это не даст никакого положительного потенциала.

Предположительно рост цен состоится в 2 этапа. Сначала будет рост на 3-4%. Такое подорожание происходит постепенно, курс валют на это не влияет. Ценник на современные модели растет по вине технического прогресса, ведь сейчас вкладывается много денег в улучшение качества, расширение функций и возможностей.

Затем по причине снижения спроса цена на автомобили возрастет еще на 7-8%. Производитель будет стремиться возместить убытки, которые получил при снижении продаж. По мнению специалистов, увеличение цен на транспортные средства будет происходить плавно, но итоговый рост достигнет 10-12%. Основной причиной считается нестабильность национальной валюты. Стоимость машины существенно зависит от цен на запчасти, привезенные из-за рубежа (они привязаны к курсу валют).

Большая часть дилеров встала на паузу, например нам не удалось купить из наличия Volkswagen Polo, Skoda Rapid, Lada Vesta, Renault Duster, Toyota RAV4 и еще ряд моделей. В некоторых автосалонах машин нет физически, а заказы в производство принимаются без определенных сроков поставки и без фиксации цены. Она, по словам менеджеров, уже в ближайшее время может возрасти минимум на 30% относительно диковатого нынешнего прайса (о нём ниже). В других салонах машины есть, но дилеры не отдают их клиентам, потому что ждут новых цен от импортеров. Когда именно они появятся, неизвестно.

Пока все аналитики крайне аккуратны с прогнозами, потому что масштаб и длительность нынешнего кризиса непонятны. Эксперты подчеркивают, что пока ни одна марка не объявила о полноценном уходе из России или закрытии заводов, и нынешние сложности связаны с двумя основными причинами: неопределенностью с курсами валют и сбоями доставки компонентов на автозаводы. При этом риск ухода отдельных марок, особенно связанных с США, возможен. Насколько это болезненно для России?

— Не слишком болезненно, потому что за последние восемь лет изменилась ситуация на рынке, — считает аналитик автобизнеса Александр Рулевский. — Место ушедших просто займут китайцы, которые выпускают сегодня огромное количество самых разных машин и по качеству, и по цене. И даже если они пока не дотягивают до большой немецкой тройки, люксовые «китайцы» уже не так далеки от этой планки, как они были, например, десять лет назад. И для западных производителей угроза со стороны китайцев является сдерживающим фактором, потому что они понимают: потом выдавить китайские машины с российского рынка будет нереально.

По словам Андрея Томышева, партнёра Ernst & Young, руководителя группы по предоставлению услуг компаниям автомобильной отрасли в СНГ, «на автомобильном рынке России всё замечательно».

По сравнению с мировым рынком, пережившим за время пандемии серьёзное экономическое падение, отечественный «упал» в два раза меньше. Причиной, по мнению эксперта, во многом послужил эффект низкой базы, однако тем проще будет вернуться к прежним позициям.

При этом спрос на коммерческие автомобили есть, и не только отложенный. Отмечают рост продаж и производители спецтехники: несмотря на активный ввоз импортной продукции, ассоциация «Росспецмаш» говорит о 52-процентном присутствии на рынке сельскохозяйственной техники и почти 30-процентном — на рынке дорожно-строительной и прицепной.

Аналитическое агентство «Автостат» также готово подводить предварительные итоги 2021 года.

По словам исполнительного директора агентства Сергея Удалова, одним из самых крупно растущих в этом году стал сегмент крупнотоннажных грузовиков. Так, за 10 месяцев продаж HCV прибавили 43% по сравнению с показателями 2020 года, а всего за год будет продано около 76 тыс. автомобилей, что на 34% превысит результаты прошлых 12 месяцев.

Стремительное развитие демонстрируют и лёгкие коммерческие автомобили. За период с января по ноябрь в России продали 114 тыс. единиц, и это на 40% больше, чем за аналогичный период в 2020 году. Правда, в ближайшее время темп продаж снизится — и к концу года выйдет на итоговый прирост в 32%. Что, впрочем, тоже неплохо. Своим «расцветом» LCV обязаны пандемии и стремительно выросшей в эти непростые времена роли доставок.

Что до среднетоннажных автомобилей, динамика роста здесь традиционно чуть меньше: десятимесячный прирост продаж по отношению к прошлому году составил только 20%, а годовой прогноз даже ниже — 15%.

Ещё одно интересное наблюдение: если раньше цены на автомобили с пробегом росли в куда более медленных темпах, чем цены на новые, то за 10 месяцев 2021 года, по данным специалистов агентства, цена на транспортные средства категории б/у прибавила 24% — и эта тенденция сохранится и в будущем.

В 2021 году дефицит стал трендом номер 1 во всей автомобильной отрасли, причём это понятие просочилось в самые разные сферы, превратившись в буквальном смысле в дефицит практически всего.

Первое, о чём единогласно упомянули эксперты, — микроэлектроника, поставки которой с началом пандемии упали в серьёзную яму, потянув за собой и всё остальное. Другой момент, на который обратил особенное внимание коммерческий директор Volvo Trucks Россия Евгений Жевако, заключается в дефиците профессионалов — в первую очередь квалифицированных водителей. По словам эксперта, нехватка специалистов в буквальном смысле приводит к простою: перевозчики вынуждены существенно сокращать рабочий процесс или даже останавливать его.

О серьёзном дефиците говорят и дилеры — правда, это уже дефицит самих автомобилей и комплектующих! Спрос в настоящее время превышает предложение — и пока сделать с этим мало что удаётся, признаётся заместитель коммерческого директора ГК «Русбизнесавто» Денис Черепов. По его словам, одна из основных характеристик текущего состояния отечественного рынка коммерческих авто и спецтехники — это «опережающий спрос на технику, который в текущих реалиях мы не можем удовлетворить». Если раньше средний склад компании состоял из 1500 единиц суммарно по всем позициям, теперь их там только 600.

В подтверждение тезиса приводит пример и Евгений Жевако: внутрироссийские продажи Volvo Trucks по изначальному плану должны были составить около 5 тыс. машин за год, но уже к началу сентября перевалили за отметку в 11 тыс. — а это больше, чем может поставить завод, даже работая на максимальной мощности.

Прогноз цен на новые и подержанные автомобили в 2022 году

Логичным следствием любого дефицита становится рост стоимости, в том числе и весьма стремительный.

Цены растут буквально на всё: начиная от зерна (что, по словам производителей сельскохозяйственной спецтехники, формирует устойчивый спрос у аграриев), заканчивая металлом (что, в свою очередь, влияет на стоимость всего, что из металла сделано). Дорожают транспортировка и производство, топливо и обслуживание, сами машины.

Практически всех пользователей волнует вопрос: когда цены вернутся к допандемийному уровню?

Ответ экспертов однозначен и неумолим: никогда.

«Наступила новая реальность, и возврата не будет», — высказал своё мнение региональный менеджер Volkswagen Commercial Дмитрий Степин.

При этом нельзя сказать, что производители этому рады. Большинство из них всерьёз обеспокоены сложностью условий, в которых сейчас оказываются владельцы и потребители техники.

Евгений Жевако рассказывает, что, несмотря на повсеместную консолидацию бизнеса, характерную для любой отрасли, 80% всех перевозок в России осуществляется перевозчиками с небольшими парками.

«Выросли не только цены на грузовики. Опережающими темпами растут затраты перевозчиков — на шины, на комплектующие, на топливо. И всё это — при диком дефиците на водителей», — говорит представитель VolvoTrucks.

Как окупать новую технику, и где предел её рентабельности? Смогут ли пользователи выдерживать этот ценовой пресс? Эти вопросы становятся сегодня крайне актуальными.

В сложной ситуации на помощь гражданам должно приходить государство, и эксперты отмечают, что это действительно так.

Руководитель департамента продаж комбайнового завода «Ростсельмаш» Виктор Коваленко говорит о том, что программа государственного субсидирования производителей сельскохозяйственной техники (она же — Госпрограмма №1432, или просто Программа 1432) является основным механизмом государственной поддержки для отечественного сельскохозяйственного машиностроения и позволяет снизить стоимость на сельхозмашины на 10, а для отдельных регионов и на 15%.

Важнейшую роль играют также программы льготного кредитования для производителей и потребителей, а также возможности льготного лизинга.

Денис Черепов также отмечает незаменимость подобных программ и различных федеральных инфраструктурных проектов: именно государственная программа льготной ипотеки, по мнению эксперта, стимулировала спрос на технику в строительной отрасли.

В 2020 году из-за пандемии COVID-19 мировой объем продаж легковых автомобилей снизился на 15,9% г/г — до 53,6 млн единиц. Продажи коммерческих автомобилей сократились на 8,7% — до 24,37 единиц.

Европа и Южная Америка оказались в числе наиболее пострадавших регионов: продажи автомобилей сократились примерно на четверть к 2019 году. В США и Индии продажи упали примерно на 17%, в России и Японии — на 10%. В Китае — крупнейшем и наиболее динамично развивающемся автомобильном рынке в мире — на 6,1% и составили чуть менее 20 млн автомобилей.

Однако за счет масштабных денежно-фискальных мер поддержки со стороны правительств, а также благодаря нулевым процентным ставкам и количественному смягчению со стороны ключевых Центральных банков уже во второй половине 2020 года спрос на транспорт начал восстанавливаться. Автомобиль стал восприниматься людьми как средство индивидуальной защиты, поскольку он позволяет передвигаться без опасности заразиться вирусом, в отличие от общественного транспорта.

В первой половине 2021 года на всех основных рынках был зафиксирован двузначный рост продаж автомобилей по сравнению с показателями 2020 года:

  • в Китае продажи составили 9,83 млн единиц, увеличившись на 27%;
  • в США продажи выросли почти на треть (+29%) — до 8,294 млн единиц;
  • европейский рынок легковых автомобилей увеличился на 27% г/г — до 6,486 млн единиц;
  • в Японии, Бразилии и России продажи выросли на 12, 32 и 37% соответственно — совокупно до 3,914 млн единиц;
  • продажи легковых автомобилей в Индии почти удвоились — +93%, достигнув 1,495 млн новых автомобилей.

Несмотря на двузначные темпы роста продаж, результаты все еще ниже, чем в 2019 году. Это связано с нехваткой полупроводников, которая не позволяет рынку восстановиться. Перебои с цепочками поставок являются временными трудностями, а снижение стоимости акций автопроизводителей — это, вероятно, возможность для долгосрочных вложений с дисконтом.

По итогам 2021 года в мире будет около 1,446 млрд транспортных средств, включая все виды легковых и коммерческих автомобилей. На Азию приходится ⅓ всех автомобилей, Европа занимает второе место по объему транспорта, а США — третье.

При этом общее количество автомобилей в мире на душу населения (АДН) неравномерно. Лидером являются США — 810 автомобилей на тысячу человек, далее следует Великобритания — 610, и третье место занимает Европа — 520. Остальные регионы, включая активно развивающиеся рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, обладают существенно меньшим показателем — от 140 до 220.

Согласно исследованию IHS Markit, средний возраст транспортных средств на американских дорогах продолжает расти и уже достиг 12,5 лет для легковых автомобилей и 11,6 — для грузовых. В Канаде ситуация немного лучше — 10,5 и около 11 лет для легковых и коммерческих автомобилей соответственно. В Японии показатель равен 9 годам для легковых автомобилей.

В Европейском союзе средний возраст составляет 12 лет для легковых и 13,5 для грузовых автомобилей. В Индии медианный показатель для автомобилей всех типов составляет 12 лет, при этом в стране установлено ограничение на их максимальный возраст: 15 лет для автомобилей с бензиновым двигателем и 10 — с дизельным. По истечении срока эксплуатации автомобиль необходимо сдать на лом и предъявить властям подтверждающие документы.

Сегодня 110 стран, на долю которых приходится более 80% мировой экономики, поставили перед собой цель достичь нулевых выбросов парниковых газов (CO2) к 2050 году. Китай обязался сделать это до 2060 года. В качестве промежуточных целей многие страны взяли обязательство сократить выбросы парниковых газов на 50–55% уже к 2030 году. В их числе США и Европа — наиболее крупные автомобильные рынки. Китай пообещал к 2030 году снизить углеродоемкость «как минимум на 65%» по сравнению с уровнем 2005 года.

Авторынок в начале 2022 года: затишье перед бурей

В настоящее время на дорогах по всему миру насчитывается всего около 12 млн легковых и около 1 млн коммерческих автомобилей с электрическими двигателями, включая автобусы, фургоны и грузовики. Это менее 0,9% от общего количества существующих автотранспортных средств.

Для достижения «чистого нуля» по выбросам к 2050 году 100% мирового автопарка должно работать на электричестве или водороде. К 2030 году не менее 60% всего продаваемого транспорта должны иметь нулевые выбросы, чтобы не отставать от сценария «чистого нуля».

В 2020 году мировые продажи автомобилей с электрическим двигателем составили около 3,15 млн единиц. Впервые в лидеры вышла Европа, продав 1,4 млн авто, далее — Китай с продажами в объеме 1,2 млн и США — 295 тысяч. Ожидается, что в 2021 году мировые продажи легковых электромобилей составят 5,3 млн единиц (+66% г/г) на сумму около $320 млрд. Их доля составит 6,1% от всех проданных автомобилей в мире.

В городских районах аккумуляторные коммерческие электромобили станут самым дешевым вариантом в эксплуатации. Это связано с быстрым снижением стоимости аккумуляторов и гораздо худшей эффективностью дизельных грузовиков в условиях городского движения.

Tno-wheelers. Около 44% мировых продаж двух- и трехколесного транспорта, включающего мопеды, скутеры и мотоциклы, и 25% существующего парка уже являются электрическими. На сегодняшний день на Китай приходится основная доля электрификации двухколесных транспортных средств. Также продажи быстро растут в Тайване, Вьетнаме и Индии. Глобальный уровень внедрения электродвигателей в сегменте двух- и трехколесных автомобилей замедлится в ближайшие 3–4 года по мере насыщения китайского рынка, но с 2025 года начнет быстро расти по мере увеличения продаж в других странах. Растущий интерес потребителей к более экономичным в эксплуатации моделям и быстрорастущая экономика значительно повышают уровень электрификации двух- и трехколесных транспортных средств.

Автобусы. Сегодня в мире насчитывается почти 600 тысяч электрифицированных автобусов, что эквивалентно 16% мирового парка. В 2020 году их доля в структуре новых продаж составила 39%. На Китай пришлось подавляющее большинство всех продаж электробусов — более 74 тысяч единиц. Внедрение электробусов активно набирает обороты в Европе, Северной Америке, Южной Корее, Юго-Восточной Азии, Индии и Южной Америке. По оценкам, к 2025 году их продажи за пределами Китая достигнут 14 тысяч (по сравнению с 5 тысячами в 2020 году).

Фургоны и грузовики. Электрификация также проникает в более тяжелые транспортные средства — коммерческие фургоны и грузовики. Сочетание необходимости замены устаревшего корпоративного автопарка, благоприятной экономики и растущей озабоченности качеством городского воздуха в ближайшие несколько лет приведут сегмент коммерческих фургонов к электрификации. К середине 2020-х годов электромобили большой грузоподъемности станут экономически привлекательными для работы в городских условиях. Появление мощных зарядных станций и батарей с гораздо более высокой плотностью энергии к концу 2020-х годов приведет к тому, что аккумуляторные электромобили станут жизнеспособным вариантом и для тяжелых дальних перевозок.

Продажи электрифицированных микроавтобусов малой грузоподъемности вырастут до трети мирового рынка легких коммерческих автомобилей к 2030 году и достигнут почти 60% к 2040 году. Из их числа около ⅔ составят аккумуляторные модели, а остальное — гибриды. На некоторых рынках, таких как Европа и Южная Корея, продажи автобусов достигнут 50–60% уже к 2030 году, тяжелых грузовиков — 40–50% к 2040 году.

Автобусы и двух- и трехколесные транспортные средства достигнут самых высоких показателей внедрения EV к 2040 году. К 2040 году на дорогах будет более 600 миллионов пассажирских электробусов и более 750 миллионов электрических двух- и трехколесных транспортных средств.

С учетом тренда на переход на зеленый транспорт можно выделить три направления для инвестирования:

  • автопроизводители, среди которых компании NIO, Volkswagen, General Motors, Li Auto, BYD; производители аккумуляторов и полупроводников, среди которых LG Chem, Panasonic, Infineon, STMicroelectronics, ASML;
  • компании и фонды, которые получат выгоду от влияния на снижение углеродного следа.

NIO — публичный китайский автопроизводитель, основанный в 2014 году. Производит три модели электрических внедорожников: ES8, ES6 и EC6 — с начальной ценой от $50 тыс. за базовую комплектацию. Люксовая модель внедорожника ES8 стоит от $69 до 83 тыс., в то время как премиальная Tesla Model X — от $105 до 120 тыс. в разных комплектациях.

Недавно компания вывела на рынок седан ЕТ7 со «сверхдальним запасом хода» в 620 миль, или 1000 км, по цене от $69 до 78 тыс. Конкурентная Tesla Model S стоит от $95 тыс. (Model S Long Range) до 130 тыс. (Model S Plaid). Все модели Nio оснащены инновационной системой автопилота третьего уровня автономности, который позволяет автомобилю разгоняться, тормозить и ускоряться, совершать обгон и полный круиз. NIO позиционирует себя как производитель в премиальном сегменте, конкурирующий с Tesla и премиальным немецкими аналогами.

За счет опережающего роста ВВП на душу населения количество автомобилей в развивающихся странах продолжит рост. Вместе с тем рост популярности каршеринга и модели «авто по подписке» повысит коэффициент использования легковых автомобилей, значительная часть которых перейдет от частных клиентов к операторам автопарков.

По оценкам Deloite, за счет развития совместной мобильности в 2035 году средний коэффициент использования автомобиля составит:

  • 25 000 км/год (базовый сценарий) и 32 000 км/год (прорывной сценарий) — в Китае;
  • 26 000 км/год и 29 000 км/год — в США,
  • 19 000 км/год и 24 000 км/год — в ЕС;
  • 18 000 км/год и 27 000 км/год — в Японии.

В среднем по миру отрицательное влияние тенденции к совместной мобильности на развитие мирового автопрома можно оценить примерно в 20%. В таком случае рост количества автомобилей к 2035 году составит около 1,12 млрд единиц в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, 120 млн — в Европе, 90 млн — в Южной Америке, 26 млн — в ближневосточных нефтяных регионах и 52 млн — на Африканском континенте. За счет роста количества авто на душу населения потенциал увеличения мирового автопарка составляет около 1,4 млрд единиц в перспективе 20 лет.

На рост рынка автомобилей повлияет и необходимость замены транспортных средств. По данным на 2021 год, 17% существующих автомобилей приблизились к пограничному уровню с точки зрения технического и загрязнения окружающей среды, 39% — уже перешагнули этот рубеж. Через 5–7 лет с необходимостью замены столкнутся владельцы еще примерно 25% всех существующих автомобилей. Еще один фактор роста автомобильной промышленности в ближайшее десятилетие — необходимость замены устаревшего парка с двигателями внутреннего сгорания на новый и экологичный транспорт.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.