Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Анализ рынка бу авто в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Как сообщает аналитическое агентство «Автостат» со ссылкой на LMC Automotive, за ноябрь 2021 года мировой автомобильный рынок снизился на 11,2% – до 7,7 млн легковых машин. Подобная отрицательная динамика наблюдается уже седьмой месяц подряд.
Самое большое снижение в процентном соотношении произошло в Южной Америке (-24,5% по сравнению с прошлым годом), а также в Восточной Европе (-18,1%), в США (-15,8%, реализовано чуть больше миллиона машин, Кореи (-16,6%, продано 140,5 тысяч машин) и в Японии (-14,5%, 348,1 тысяча авто).
Крупнейшим поставщиком на рынке остается Китай с сокращением продаж на 6,3% и показателем в 2,5 млн проданной техники. Всего за одиннадцать месяцев этого года в мире реализовано 73,9 млн автомобилей.
Средняя цена на автомобили с пробегом в сегменте «до семи лет» на 2021 год составляет 1 456 003 рубля, это на 27,7% больше, чем в прошлом году (1 139 823 рубля). В то же время стоимость новой техники увеличилась на 20% с 1,5 млн рублей до 1,8 млн и выше.
Как нам рассказала Лилия Маркова, генеральный директор компании «Газпромбанк Автолизинг», помимо девальвации рубля, нынешняя ситуация – это результат отложенного спроса, который скопился за период с апреля по июнь прошлого года во время первой волны коронавируса. Тогда дилеры не смогли допродать примерно 70 тысяч легковых и легких коммерческих авто, но наверстали продажи уже к концу 2020 года.
«К началу 2021 года на рынке образовалась нехватка новых машин, обусловленная глобальным кризисом производства из-за пожара на крупнейшем заводе по производству полупроводников, используемых при сборке автомобилей всех типов. Как итог, из-за дефицита автомобилей в салонах дилеров с конца прошлого года мы живем в условиях так называемого «рынка продавца», когда последний диктует конечные цены. Рекомендованные цены, и без того выросшие за год в среднем на 15%, прибавили примерно столько же за счет дилерских накруток», – отмечает эксперт.
Еще одна тенденция – переключение спроса на подержанные автомобили с небольшим пробегом возрастом до одного года. По последним данным компании «Газпромбанк Автолизинг» на август 2021 года их цена выросла ровно на треть.По статистике эксперта, основанной на корпоративных продажах, если в 2019 году на долю годовалых легковых и легких коммерческих авто приходилось 19% от всех реализованных юридическим лицам машин, то в первом полугодии 2021 года – уже 27%.
«Примечательным за последний год оказался и тот факт, что цены на автомобили с пробегом росли значительно быстрее, чем прайс-листы по новым машинам при противоположной тенденции последних лет. Так, среди популярных кроссоверов возрастом до трех лет за 3 квартала 2021 года наибольшим ростом отметился BMW X5, средняя цена которого составила 7,5 миллиона (+39% за год). Среди седанов B-класса Volkswagen Polo практически не дешевел – средняя цена модели до трех лет на рынке составила 1,08 миллиона (+37% за год)», – говорит Денис Мавланов.
Также он отмечает, что все владельцы автомобилей, кто в этот период решали избавиться от «двух-трехлетки», не только не теряли относительно цены покупки машины, но по некоторым моделям даже могли остаться с прибылью.
Эксперт предупреждает – долго такая ситуация продолжаться на рынке не будет. Падение рынка новых автомобилей и их стремительное подорожание ведет к тому, что люди все чаще откладывают обмен старого автомобиля на новый. Рынок б/у машин приемлемого качества неизбежно будет продолжать ужиматься, а их цены продолжат рост и в следующем году.
По мнению Лилии Марковой, первая половина 2022 года будет хуже января-июня 2021-го. Однако к концу следующего года рынок может сравняться с нынешним по мере решения проблем с поставками. Также произойдет перераспределение среди лидеров рынка. Например, более высокие позиции в нем займут китайские марки, сумевшие наладить логистику машинокомплектов и поставку готовых машин. В целом ожидать роста авторынка не приходится.
Такого же мнения придерживаются эксперты в «Банкавто». Дефицит электроники, который стал одной из основных причин дефицита автомобилей во всем мире, ослабнет к концу 2022 года. Это наиболее позитивный прогноз. Кризис может продлится и до 2023 года, и дольше, пока ситуация не будет решена путем децентрализации производства микрочипов. Так, Япония и Европа приняли решение об организации собственного производства, в Америку хотят перенести часть производственных мощностей из Азии. Это замет длительное время, поэтому «супербазовые» комплектации без лишней электроники и простой конвейеров останутся с нами и в следующем году.
«Динамика продаж замедляется от месяца к месяцу, и в 2022 году мы скорее всего увидим скромный рост авторынка в пару процентов при оптимистичном или стагнацию рынка продаж новых легковых автомобилей при пессимистичном прогнозе. Причины все те же — непрекращающийся дефицит авто и падение покупательского спроса на фоне продолжающегося роста цен (порядка 1-3 процента в месяц)».
Не ослабнет и покупательский спрос, который подстегивают неопределенность ситуации и гарантированное повышение цен. Дистрибьюторы посчитали, сколько дилеры заработают на каждой сделке. И никто не мешает им теперь самостоятельно продолжать активно переписывать прайс-листы. Некоторые импортеры, к слову, уже запланировали рост цен, который в первом квартале 2022 года скорее всего составит в среднем 10-12%. Процесс остановит лишь очередное затоваривание складов. Желание дилеров получить квартальный бонус дистрибьютора также может немного подстегнуть рынок.
Чего ожидать от рынка подержанных автомобилей в 2022 году
По мнению экспертов, сомнений в том, что рост цен на подержанные автомобили будет продолжаться, практически нет. Как объяснил руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков, в первую очередь подорожание коснется свежих автомобилей (до 5-7 лет) в хорошем состоянии.
«Это будет связано с существенным оскудением ассортимента новых автомобилей и растущей вслед за курсом рубля инфляцией», — подчеркнул он.
Схожее мнение высказал и Олег Амиров, президент Союза автоэкспертов и оценщиков и основатель компании AutoExpert. По его словам, «стоимость автомобилей будет расти и дальше, судя по статистике». «Машину всегда выгодно можно продать на вторичном рынке, так как хороших предложений с каждым днем все меньше», — добавил эксперт.
Со своими коллегами согласен и Кирилл Чернов. При этом он не исключил, что скоро самым важным для определения цены на автомобили с пробегом будет не спрос или курс, а возможность поддержания этих автомобилей на ходу.
Представители белорусских дилеров, к которым мы обратились за прогнозами, немногословны: ценовая политика формируется производителями, а не дистрибьюторами. Но очевидное никто не отрицает: цены на новые машины в текущем году ощутимо выросли и продолжат расти в следующем.
«На текущий момент самые продаваемые модели Kia в Беларуси – это Rio и Rio X, – говорят представители ООО «Автопалас-М», официального дистрибьютора корейской марки в Беларуси. – С начала года цены на семейство Rio выросли на 8-10 процентов, при этом годовое удорожание на рынке составляет порядка 15 процентов.
Мы ожидаем роста цен в будущем году. Это мировой тренд, автопроизводители будут поднимать цены. Всем известна ситуация с мировым кризисом полупроводников, логистика становится дороже. Эти факторы влияют на ценообразование».
Вслед за новыми машинами подорожание коснулось и подержанных авто из Европы и США. В компаниях, занимающихся доставкой автомобилей из ЕС и Штатов, также не видят предпосылок к изменению ситуации. При этом о сложившемся положении вещей и грядущих перспективах рассказывают куда более развернуто.
«На массовые авто из США, например, Malibu или Escape, изменение цен на аукционах с начала года составило порядка 1000-2000 долларов, – объясняет Кирилл Рымарчик, руководитель отдела продаж компании AutoGroup. – Те же желанные «Мустанги» многие начали брать именное с целью перепродажи, и там рост еще выше – 3000-5000 долларов. На эти же суммы они подорожали и на нашем рынке, поэтому выгода осталась на прежнем уровне. Уточню, что мы говорим про автомобили с небольшими повреждениями, которые выглядят не страшно и без проблем ремонтируются.
Автомобили с серьезными повреждениями продаются примерно за те же деньги, что и раньше. Также важно понимать, что это аукционы, где цена формируется сугубо участниками торгов. На европейском рынке также обращаем внимание на рост цен, особенно на популярные модели, которые полюбились белорусам: Renault Megane, Talisman, Grand Scenic; Peugeot 308, 3008 II; Opel Astra K, Insignia и другие дизельные универсалы. В процентном соотношение цены на них выросли примерно как и на американском рынке.
Роста цен на автомобили в 2022 году ожидают все: как представители дилеров, так и игроки рынка подержанных автомобилей. И с учетом складывающихся тенденций уже вовсе не кажется фантастикой возможность следующей осенью увидеть ценник 15.000$ за новую Lada Vesta в простой комплектации (особенно если произойдет рестайлинг) или 20.000$ и выше за подержанный Renault Talisman из Европы.
Машины с европейских аукционов в базе объявлений Автобизнеса
Стоит ли рассматривать автомобиль как инвестицию в 2022 году?
Досталось от скачка цен и частникам. Некоторые из них уже успели продать старые автомобили по старым расценкам и теперь осознали, что приобрести новую «ласточку» на вырученные деньги попросту невозможно.
Остаётся только жалеть об уже совершённой сделке, ведь приобрести хорошую автомашину стало в разы сложнее.
В итоге модель приблизительно того же качества, что и недавно проданная, обходится примерно на 250 тысяч рублей дороже. При этом следует учитывать и тот факт, что на её поиски уходит немало времени.
Дилерские салоны подняли цены даже на авто самого плохого качества, причём купить у них хороший автомобиль стало практически невозможной задачей.
Дело не только в завышенных расценках, хотя для покупателя это важный аспект. Проблема заключается ещё и в том, что, заплатив немаленькую сумму, водитель не может рассчитывать на удачную сделку.
Машину в приличном состоянии можно купить либо в кредит, либо переплатив не только за неё, но и за комплекс услуг и никому не нужных аксессуаров.
Объясняется всё это отсутствием покупателей и стремлением заработать по максимуму на том, что купят в любом случае.
В общих чертах, несмотря на сложности, ситуация на рынке поддержанных автомобилей стабилизируется, а у водителей появляется возможность вовремя обнаружить обман и избежать проблем с покупкой.
В дальнейшем можно надеяться на то, что купля-продажа машин перейдет в более цивилизованное русло и будет осуществляться с максимумом прозрачности.
Уже сейчас наличие отчётов, доступных в онлайн-базах позволяют избежать приобретения авто в плохом состоянии, скрученным пробегом или побывавшим в ДТП.
Благодаря этому начинает улучшаться отношение к перекупщикам, так как часто люди готовы доплатить, чтобы приобрести надёжное транспортное средство.
Большинству из них без разницы, с кем оформлять договор, гораздо важнее результат, особенно если конечная цена окажется ниже, чем в дилерском центре.
Способствует этому и то, что при наличии интернета покупатели предпочитают увидеть фото экстерьера и интерьера, получить видеоотчёт и проверить машину по номеру вместо того, чтобы лично осматривать выставленные на продажу модели, особенно если ТС находится в другом городе.
Возможность оформить сделку онлайн только добавляет удобств.
Это позволит дилерам и перекупщикам завести свой сайт и при наличии положительных отзывов улучшить работу, так как клиент сразу сможет оценить вероятность успешного приобретения, основываясь на опыте других автовладельцев.
А пока охота на хорошие поддержанные машины в России продолжается.
Что Вы думаете по этому поводу? Пишите в комментариях.
Уровень спроса в январе в целом по стране остается стабильным по сравнению с декабрем 2021 года. Наиболее высокая положительная динамика спроса на автомобили с пробегом в начале 2022 года была зафиксирована в Барнауле — +13%, в Иркутске — +9,1% и в Новосибирске — +7,5%.
Также в число регионов с активно растущим спросом на рынке в начале 2022 года вошли Махачкала (+4,8%), Красноярск (+3%) и Ярославль (+2,9%).
Российский автомобильный рынок начал 2022 год с падения
По итогам 2021 года в России продано чуть более 1,5 миллиона автомобилей, что сопоставимо с позапрошлогодними результатами: прирост небольшой (+4%), но он есть. Впрочем, цифры лукавы, потому что, например, в 2020 году из-за первого локдауна апрельские продажи были на беспрецедентно слабом уровне, что привело к эффекту низкой базы. И в прошлом году основное увеличение рынка пришлось на первое полугодие, когда прибавка достигла 37%.
Январь не принес облегчения, наоборот: прайсовые цены на ряд автомобилей выросли на рекордные величины. Например, обычно АВТОВАЗ увеличивал стоимость своих моделей на 5–15 тысяч рублей, но в декабре прошлого года цены Lada Vesta подскочили сразу на 40 тысяч, в январе — еще на 27 тысяч. Сейчас самая доступная Vesta стоит 863 тысячи рублей. Год назад такая машина стоила 677 тысяч, то есть за 2021 год официальный прайс распух аж на 186 тысяч рублей (+27%).
— С каких прогнозов начался 2022 год и как они изменились после событий в мире?
— Прогнозы, озвученные до 24 февраля и сейчас, — это абсолютно разные сценарии развития ситуации на авторынке. Значительно меняется система взаимодействия российских производств с поставщиками комплектующих и реализацией продукта в сопредельные государства, в том числе и Беларусь. Напомню, наш рынок полностью зависим от российского: последний как минимум на 90% снабжает нас новыми автомобилями. Если там наблюдается нехватка товара — мы тоже пострадаем.
— 2021 год для нашего авторынка был тоже трудным. Какие тенденции продажи новых автомобилей наблюдались?
— На рынке новых автомобилей никаких глобальных изменений не произошло. В топе продаж, как и в предыдущие годы, оказались машины российской сборки. Причина банальная: основную массу покупателей составили юридические лица, которые покупают автомобили не поштучно, а партиями по 50—100 единиц. В то же время физлица нацелены на действующие финансовые инструменты — кредиты и лизинг, а про них ничего оптимистичного уже однозначно сказать нельзя.
— Электрокары плотно вошли на белорусский рынок или их присутствие до сих пор несущественно?
— Количество электромобилей у нас в стране несущественно. По последним данным, в конце 2021 года в Беларуси было зарегистрировано чуть более 4 тысяч таких машин. В большинстве своём это модели до $20 тысяч: Nissan Leaf, Chevrolet Bolt или VW e-golf. Электромобилей с более ёмкими батареями, таких как Tesla Model S или Audi e-tron, в общей массе немного. Потому что они изначально дорогие, да и ремонт их тоже доступным не назовёшь (приблизительно от $3 000 до $5 000). Поэтому электрокары на белорусском рынке пока только обозначили себя как новый полноценный игрок: мы их видим, уже им не удивляемся, но по-прежнему относимся к ним с опаской и недоверием.
Эксперты предполагают, что к концу 2021 года рост стоимости машин не превысит 15%. Дефицит к тому времени должен быть полностью устранен. Ответа на вопрос, когда упадут цены на автомобили, пока не может дать никто.
Ожидается, что в 2022 году ситуация на рынке лишь вернется к докризисному уровню. Ожидать обвала прайса не стоит. К этому нет никаких предпосылок.
Резкого скачка также не должно быть. Скорее всего, вначале продавцы будут держать стоимость на том уровне, на котором завершится 2021 год. Далее следует поэтапное подорожание.
А потому начало следующей весны многие эксперты называют наиболее удачным временем для приобретения транспорта. Ответ на вопрос подешевеют ли машины в 2022 году, вероятнее всего так и останется отрицательным. Поэтому надолго откладывать покупку не стоит.
Ряд экспертов прогнозирует, что автомобили подорожают в 2022 году на 10-20%. Повышение стоимости окажется плавным. Главной причиной проблемы специалисты считают нестабильность национальной валюты. На стоимость машин существенное влияние оказывает цена иностранных запчастей, а она привязана к курсу валют.
Особенно существенно подорожают модели низкого и среднего ценовых сегментов. Такие модели имеют низкую доходность и большее количество иностранных комплектующих. Премиальный транспорт пострадает менее существенно. Он подорожает не более чем на 10%.
Стабилизация ситуации на рынке планируется на летние месяцы. Это единственный период, когда упадут цены на автомобили в 2022 году с высокой долей вероятностью. Летом люди тратят много денег на отпуск и заграничные поездки.
Спрос на авторынке падает. Производители захотят стимулировать людей на покупку. Они будут предлагать гибкие системы скидок или льготные программы кредитования.
Наиболее плавное удорожание будет отмечаться на транспорт, производимый в России. Существует риск повторения ситуации, произошедшей шесть лет назад. Тогда многие компании приняли решение об уходе с рынка и переносе своих производств на территории других стран.
В прошлом году во всем мире начался дефицит машин. Это произошло из-за нехватки полупроводников, роста цен на металл и каучук, а также проблем с логистикой.
В России ситуация обостряется. О прекращении поставок и/или приостановке производства на территории РФ объявили:
- BMW;
- Mercedes-Benz;
- General Motors;
- Nissan;
- Volvo;
- Jaguar;
- Land Rover;
- Ford;
- Volkswagen;
- Porsche;
- Honda;
- Mazda;
- Rolls-Royce;
- Toyota.
А российским автопроизводителям теперь совсем не хватает комплектующих. О вынужденной приостановке сборки на несколько дней объявил АвтоВАЗ.
Рекомендации из нашего предыдущего обзора ситуации на авторынке все еще актуальны. В текущих условиях лучше вложиться в ремонт своего нынешнего автомобиля и пользоваться им до изменения ситуации на рынке.
Продать подержанную машину сегодня можно быстро. А присматривать новую следует среди китайских марок — среди них дефицит не такой острый.
БРЕНД |
ЯНВАРЬ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2022 |
2021 |
% |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Avtovaz (Lada) |
18 045 |
21 857 |
–17% |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Kia |
12 321 |
15 051 |
–18% |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Hyundai* |
11 356 |
10 949 |
4% |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Renault* |
7 938 |
8 534 |
–7% |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Toyota* |
6 126 |
5 333 |
15% |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VW |
4 317 |
5 653 |
–24% |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Nissan |
4 254 |
3 272 |
30% |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Škoda |
3 840 |
6 036 |
–36% |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Haval |
3 169 |
1 567 |
102%
|