Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС в бюджетных учреждениях в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Проводится эксперимент по особому порядку уплаты налогов. Федеральным законом от 29.11.2021 № 379‑ФЗ вводится новая статья – 45.2 НК РФ
Учреждения могут с 1 июля по 31 декабря 2022 года применять особый порядок уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов посредством перечисления в бюджет РФ единого налогового платежа (ЕНП). Для получения права перечислять ЕНП необходимо провести с ИФНС сверку расчетов без разногласий и подать заявление о применении особого порядка. Затем не позднее пяти дней до срока уплаты налога (аванса по нему) или взносов налогоплательщику следует направлять в ИФНС уведомления о начисленных суммах. Особый порядок подачи уведомления ст. 45.2 НК РФ установлен в отношении НДФЛ: его нужно подать не позднее 5‑го числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов.
Представить в ИФНС заявление (на бумаге или в электронном виде) о применении особого порядка нужно с 1 по 30 апреля 2022 года (включительно), но в течение месяца после осуществления совместной сверки расчетов
Изменен порядок зачета переплаты по налогам. Поправки в п. 1 ст. 78 НК РФ внесены Федеральным законом № 379‑ФЗ
Переплату по налогам можно принять в счет уплаты налогов, сборов и страховых взносов. Прежняя редакция п. 1 ст. 78 НК РФ позволяла зачесть переплату по налогам только в счет налогов, а взносы – в счет взносов, перечисляемых в бюджет того же фонда, где образовалась переплата
Скорректирован порядок отправки и получения налоговых документов. Изменения в Приказ ФНС России от 16.07.2020 № ЕД-7-2/[email protected] внесены Приказом ФНС России от 07.09.2021 № ЕД-7-8/[email protected]
Квитанцию о приеме требования придется направлять в течение шести рабочих дней со дня его отправки инспекцией. Если не направить квитанцию о приеме или уведомление об отказе в течение шести дней с даты отправки ИФНС требования, оно будет считаться полученным по истечении этого срока. Ранее отправлять квитанцию о приеме требования нужно было в течение одного рабочего дня с момента получения требования
Освобождены от обложения НДС услуги общепита, оказываемые через объекты общественного питания и при выездном обслуживании. Изменения в п. 3 ст. 149 НК РФ внесены Федеральным законом № 305‑ФЗ
До 2022 года указанные операции облагались НДС в общем порядке. С этого года на оказание услуг общепита через рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при названных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания, а также вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком, действует налоговая льгота. Для освобождения от уплаты НДС необходимо одновременное выполнение следующих условий:
-
за предшествующий календарный год сумма доходов не превысила 2 млрд руб.;
-
удельный вес доходов от услуг общепита за предшествующий календарный год составил не менее 70 % в общей сумме доходов;
-
среднемесячный размер выплат работникам за предыдущий календарный год не ниже среднемесячной зарплаты в регионе по виду деятельности класса 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» в соответствии с ОКВЭД.
Освобождение не распространяется на реализацию продуктов отделами кулинарии розничных продавцов или организациями, которые занимаются заготовками либо розничной торговлей
Уточнен порядок применения льгот, установлены сроки уплаты налога и авансовых платежей, определен порядок прекращения исчисления налога в случае гибели объекта налогообложения. Изменения в ст. 257, 258, 259.1, 372 и 378.2 НК РФ внесены Федеральным законом № 305‑ФЗ
Учреждение, имеющее льготу в отношении объекта, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость, подает в ИФНС заявление о предоставлении льготы (можно вместе с документами, подтверждающими право на льготу). Если заявление не подано и не заявлен отказ от льготы, ИФНС применит льготу при расчете налога, исходя из имеющихся у нее сведений. Если льгота применяется неполный период, налог (авансовый платеж) рассчитывается с использованием коэффициента
Установлены новые сроки уплаты налога – не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а также авансовых платежей – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом
В случае гибели (уничтожения) объекта налогообложения подается заявление в ИФНС. Исчисление налога прекращается с 1‑го числа месяца гибели (уничтожения) объекта. ИФНС пришлет уведомление о прекращении исчисления налога либо сообщение об отсутствии оснований для прекращения его исчисления
Примечание. Форма заявления о предоставлении льготы по налогу на имущество, порядок ее заполнения и формат представления в электронном виде утверждены Приказом ФНС России от 09.07.2021 № ЕД-7-21/[email protected] Приказ также содержит формы уведомления о предоставлении льготы и сообщения об отказе в ее предоставлении.
Форма заявления о гибели объекта обложения налогом на имущество организаций утверждена Приказом ФНС России от 16.07.2021 № ЕД-7-21/[email protected] Данным приказом утверждены также формы уведомления о прекращении исчисления налога в связи с гибелью (уничтожением) объекта и сообщения об отсутствии основания для такого прекращения
Изменены форма, порядок заполнения и формат представления декларации по налогу на имущество организаций. Поправки внесены Приказом ФНС России от 18.06.2021 № ЕД-7-21/[email protected]
В новой форме декларации:
-
выделены категории плательщиков, для которых продлены сроки уплаты налога;
-
добавлен признак исчисления налога плательщиками, заключившими с государством соглашение о поощрении капиталовложений
Изменен порядок налогообложения имущества по договору лизинга и лизинговых платежей. Поправки в ст. 378 НК РФ внесены Федеральным законом № 382‑ФЗ
Имущество, переданное в аренду, в том числе по договору финансовой аренды (лизинга), теперь подлежит налогообложению у арендодателя (лизингодателя)
Установлен порядок налогообложения земельных участков, используемых с нарушениями земельного законодательства. Изменения в ст. 396 НК РФ внесены Федеральным законом № 382‑ФЗ
Регламентирован порядок расчета налога и авансовых платежей на участки земли, сведения о которых направили органы земельного надзора в связи с неиспользованием сельхозугодий по назначению. Налог и авансовые платежи в этом случае рассчитываются по ставке, не превышающей 1,5 % (как для прочих участков). Расчеты по повышенной ставке будут производиться со дня выявления нарушения до начала месяца, в котором нарушение будет устранено
Уточнены правила применения повышающих коэффициентов в отношении земельных участков, приобретенных для жилищного строительства. Изменения в ст. 396 НК РФ внесены Федеральным законом № 305‑ФЗ
Уточнено, как исчислять трехлетний срок, в течение которого применяется коэффициент 2. В частности, исключено указание на ведение строительной деятельности. Теперь применение коэффициентов «привязано» только к дате регистрации прав на участки. Ранее срок определялся как трехлетний срок строительства начиная с даты регистрации прав на землю
Примечание. Обновлены формы заявления организации о наличии льготы по земле, а также сообщения о наличии у нее участков, признаваемых объектами налогообложения. Заявлять о льготах нужно на новых бланках. Изменения в Приказ ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-11/598 внесены Приказом ФНС России № ЕД-7-21/[email protected]
34 важных изменения для бухгалтера в 2022 году, о которых надо знать уже сейчас
Уведомления о праве сотрудника на вычет ИФНС будет передавать напрямую налоговым агентам. Изменения в п. 2 ст. 219 НК РФ внесены Федеральным законом от 20.04.2021 № 100‑ФЗ
В 2022 году работодатели продолжат предоставлять социальные и имущественные вычеты по НДФЛ. Но уведомление о праве на вычет им будет направлять сама инспекция. Для этого налогоплательщику следует подать в ИФНС заявление вместе с подтверждающими документами. В течение 30 календарных дней со дня его подачи инспекция рассмотрит заявление и сама направит подтверждение налоговому агенту. Ранее для получения вычетов у работодателя нужно было обратиться с письменным заявлением к своему налоговому агенту и представить выданное ИФНС уведомление о подтверждении права на данный вид вычетов по НДФЛ
Примечание. Приказом ФНС России от 17.08.2021 № ЕД-7-11/[email protected] утверждены новые формы документов, применяемых при подтверждении права на получение физическими лицами социальных и имущественных вычетов по НДФЛ
С 1 января 2022 года применяется новый социальный вычет по НДФЛ – на фитнес. Изменения в п. 1 ст. 219 НК РФ внесены Федеральным законом от 05.04.2021 № 88‑ФЗ
Налогоплательщик может получить социальный вычет по НДФЛ в сумме, уплаченной за счет собственных средств за физкультурно-оздоровительные услуги, оказанные ему, его детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет. Данные услуги должны быть предоставлены физкультурно-спортивными организациями, ИП, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности. Вычет будет предоставляться при наличии документов, подтверждающих оплату оказанных услуг, и при соблюдении следующих условий:
-
на дату оплаты физкультурно-оздоровительные услуги включены в утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 06.09.2021 № 2466‑р перечень видов физкультурно-оздоровительных услуг;
-
на дату оплаты физкультурно-спортивная организация или ИП, оказавшие услуги, включены в сформированный Минспортом перечень организаций и ИП, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности (правила формирования такого перечня утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.09.2021 № 1501).
Предельный размер данного вычета не должен превышать 120 тыс. руб. за год в совокупности с другими социальными вычетами (исключение – вычеты по расходам на обучение детей и дорогостоящее лечение)
Изменено правило освобождения от обложения НДФЛ стоимости путевок работникам, оплаченных работодателями. Поправки в п. 9 ст. 217 НК РФ внесены Федеральным законом № 8‑ФЗ
Полная или частичная компенсация (оплата) стоимости путевок (но лишь санаторно-курортных и оздоровительных) освобождена от обложения НДФЛ независимо от того, учтена она в расходах при налогообложении или нет. Но установлено новое условие – освобождением от уплаты НДФЛ можно будет воспользоваться только раз в год. Если работодатель в одном и том же налоговом периоде повторно оплатит путевку работнику, то с ее стоимости придется уплатить НДФЛ. Кроме того, уточнено, что не будет облагаться НДФЛ компенсация путевок для детей сотрудников в возрасте до 18 лет (до 24 лет – для обучающихся очно)
Скорректирована форма 6‑НДФЛ. Изменения внесены Приказом ФНС России от 28.09.2021 № ЕД-7-11/[email protected]
Внесены изменения в форму расчета, в порядок ее заполнения и электронный формат, а также в справку о доходах (приложение к форме)
Увеличены предельные базы по страховым взносам (Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 № 1951)
Предельные базы на 2022 год составляют:
-
1 032 000 руб. – для взносов в ФСС;
-
1 565 000 руб. – для взносов в ПФ РФ
Утверждена новая форма РСВ (Приказ ФНС России от 06.10.2021 № ЕД-7-11/[email protected])
Большая часть изменений связана с переходом на прямые выплаты. К примеру, из разд. 1 убрали строки 120–123 (в них отражали превышение расходов над взносами), а из приложения 2 к разд. 1 исключили поле для признака выплат. Вместо расходов на выплату обеспечения (строка 070) нужно указать расходы, возмещенные ФСС. Вместо расходов, возмещенных ФСС (строка 080), следует привести сумму взносов к уплате. Кроме того, изменены штрихкоды и убран код по ОКВЭД 2 с титульного листа
Скорректирован порядок заполнения формы СЗВ-СТАЖ. Изменения в Постановление Правления ПФ РФ от 06.12.2018
По новым правилам, если в графу 11 внести код «ПРОСТОЙ», нельзя отражать коды территориальных условий труда (графа 8), особых условий труда (графа 9) и условий досрочного назначения пенсии (графа 12).
№ 507п внесены Постановлением Правления ПФ РФ от 06.09.2021 № 304п
Код «КВАЛИФ» в графе 11 разрешено указывать вместе с кодами особых условий труда и условий досрочного назначения пенсии. Это касается только периодов профессионального обучения или дополнительного профобразования с отрывом от работы
Добавлены основания для внеочередной подачи формы СЗВ-СТАЖ. Изменения в пп. 11 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27‑ФЗ внесены Федеральным законом от 26.05.2021 № 153‑ФЗ
Страхователь обязан представлять в ПФ РФ сведения о застрахованном лице, которое подало заявление на страховую или накопительную пенсию. С 2022 года эта обязанность распространена на случаи, когда застрахованный оформляет заявление на срочную пенсионную выплату или единовременную выплату средств пенсионных накоплений. Срок подачи сведений считается либо с даты обращения застрахованного лица, либо со дня поступления запроса от ПФ РФ. Направить сведения нужно в течение трех календарных дней
Уменьшена численность работников, при которой нужно подавать электронную отчетность в ПФ РФ и ФСС. Изменения внесены Федеральным законом от 30.12.2021 № 474‑ФЗ
Ранее п. 2 ст. 8 Федерального закона № 27‑ФЗ предусматривал, что сведения для персонифицированного учета, а также о трудовой деятельности работников в ПФ РФ представлялись в электронном виде, если у работодателя трудились свыше 25 человек. Аналогичное правило действовало для формы 4‑ФСС (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 № 125‑ФЗ). С 10 января 2022 года отчитываться в ПФ РФ и ФСС в электронном виде работодателям нужно, если в штате числятся более 10 работников.
Кроме того, поправками предусмотрена возможность подачи сведений о застрахованных лицах и расчета по взносам на травматизм представителем страхователя. Он сможет действовать на основании электронной доверенности, которая подписана усиленной квалифицированной ЭП учреждения-доверителя
-
Оборачиваемость запасов: как и зачем считать
238 0
Налоговые и бухгалтерские изменения с 2022 года
Указанная ставка применяется на основании п. 2 ст. 164 НК.
Льготное налогообложение в размере 10% применяется в отношении реализации или импорта имущества согласно установленным перечням, продовольственных и детских товаров, периодических изданий, книг, лекарств, медицинских изделий. Кроме того, в 2022 году это относится к внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа (исключения — сообщение с Крымом, Севастополем, Калининградом, Дальневосточным федеральным округом, в обход Москвы и Московской области).
Ставку 10% можно применять в том случае, если коды товаров указаны в соответствующих Постановлениях Правительства:
- от 31.12.2004 г. № 908 (по мясу, колбасе, консервам, молоку, маслу, детским товарам, верхней одежде, пеленкам, носкам, одеялам и т.д.):
- от 23.01.2003 г. № 41 (по газетам, журналам, книгам, альбомам, атласам и т.д.);
- от 15.09.2008 г. № 688 (по лекарствам и медицинской продукции — сывороткам, вакцинам, морской соли, вате, медицинской одежде и т.д.).
Коды в постановлениях указываются на основании ОКПД2 и ТН ВЭД ЕАЭС (решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 г. № 54).
Льготное налогообложение в размере 0% применяется в ситуациях, которые относятся к п. 1 ст. 164 НК. К примеру, это экспорт продукции, международные перевозки, услуги ж/д перевозчиков при экспорте товаров и др. Международными считаются перевозки, при которых точка отправления или назначения находятся за границей.
Кроме того, к операциям по ставке 0% относится вывоз мусора с территории РФ в таможенном режиме экспорта или свободной таможенной зоны. Об этих таможенных процедурах указано в ТК ЕАЭС, а также в Законе от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ.
Расчетные величины 20/120 или 10/110 применяются при операциях по п. 4 ст. 164 НК, например, когда от партнера поступает предоплата за активы, которые облагаются по ставкам 10% или 20% или если требуется исполнить обязанности налогового агента по размеру аренды за арендованное госимущество.
Расчетные ставки используются, если требуется выделить НДС из стоимости поставки. К примеру, чтобы рассчитать налог при полной или частичной предоплате, выделив его из общей суммы, используется формула:
Несмотря на то, что услуги общепита освобождаются НДС, организация/предприниматель должны будут ежеквартально в общем порядке сдавать декларацию по НДС. Освобождаемые от НДС операции отражаются в разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения; операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации; а также суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев».
В этом разделе нужно указать код операции, однако в начале декабря такой код для услуг общепита еще не существовал. Вероятно, к апрелю 2022 г., когда будет подаваться первая декларация по НДС с отражённой в ней новой льготой, код операции уже будет утвержден.
Порядок и сроки уплаты НДС в 2022 году
С 1 января 2022 года вступает в силу новая редакция подпункта 38 пункта 3 статьи 149 НК РФ. НДС смогут не платить компании, которые оказывают услуги общественного питания:
- через объекты общепита: рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии и иные аналогичные объекты общепита,
- вне объектов общепита по системе выездного обслуживания.
Освобождение от НДС не распространяется на:
- кулинарии, розничные продажи организаций и ИП;
- тех, кто занимается заготовочной и аналогичной деятельностью для общепита.
Чтобы получить освобождение от уплаты НДС по положениям нового подпункта 38 пункта 3 статьи 149 НК:
- сумма доходов за предыдущий год не должна превышать 2 млрд руб.,
- доля доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов должна составлять не менее 70 процентов.
Доля доходов для применения льгот будет определяться по-разному в зависимости от режима налогообложения.
Если организации работала на ОСНО, то доходы определяются по положениям главы 25 НК РФ – налог на прибыль.
Если компания или ИП работала на УСН, доход определяется по положениям главы 26.2 НК РФ – УСН.
Если речь идет от ИП, доход определяется по положениями главы 23 НК РФ — НДФЛ.
В целях применения кодов видов расходов государственные и муниципальные учреждения руководствуются Порядком N 85н. Новации коснулись и данного правового акта.
Отдельно хотелось бы остановиться на достаточно «проблемном» КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». В 2021 году относительно порядка его использования было немало вопросов. Сложности возникали с оплатой расходов на горячее водоснабжение, так как описание этого кода не предусматривало отнесение затрат на водоснабжение (включая горячее водоснабжение) на него. Приходилось анализировать, в рамках какого вида договора осуществляются затраты, как выставлены первичные документы, цель использования горячей воды и т.п. Ведь учитывая, что теплоснабжение и водоснабжение могли быть предусмотрены в рамках одного договора, критерием применения КВР должно было являться направление средств на обеспечение отопления либо на обеспечение водоснабжения (см., к примеру, письмо Минфина России от 26.04.2021 N 02-05-10/31757). В общем, все было не очень определенно.
Наконец с 2022 года порядок применения КВР 247 уточнен. Закрытый перечень расходов по видам энергетических и (или) коммунальных ресурсов дополнен. Для расходов 2022 года теперь существует прямая норма, которая устанавливает, что по КВР 247 оплачиваются расходы на теплоснабжение, в том числе на горячее водоснабжение. Кроме того конкретизированы расходы на газоснабжение.
Одно небольшое уточнение! КВР 247 не применяется для отражения расходов, поименованных по данному коду, но осуществляемых за пределами территории РФ.
До внесения конкретных изменений в Порядок N 85н существовали различные точки зрения по поводу отражения расходов на обеспечение участия спортсменов в спортивных соревнованиях, тренировочных и других мероприятиях через командируемых подотчетных лиц. Речь идет о таких расходах спортсменов как: затраты на проезд, проживание, питание, организационные взносы, иные расходы, связанные с участием в мероприятиях в случаях, когда денежные средства выдаются не им «на руки», а сопровождающему, который является командируемым сотрудником и подотчетным лицом учреждения. Сомнения развеяны и теперь в нормативном документе четко прописано, что такие расходы следует отражать по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». Кстати, по этому же КВР отражаются затраты, связанные с платой, взимаемой оператором электронной площадки.
Минфин России скорректировал также и положения Порядка N 209н. Внимание! Не все нововведения касаются 2022 года. Ряд изменений уже надо применять в 2021 году.
Так, с 20.11.2021 расширено описание подстатьи 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» КОСГУ. Данная подстатья пополнилась следующим. Теперь на подстатью 273 КОСГУ относятся еще и операции по выбытию денежных средств при признании требований по возмещению ущерба вследствие недостач и хищений денежных средств, а также отзыва лицензии у банка. Кроме того, на указанную выше подстатью КОСГУ должно зачисляться поступление денежных средств в качестве возмещения по таким требованиям.
С 2022 года статья 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам» КОСГУ дополнится новыми подстатьями. В настоящее время безвозмездные перечисления, отражаемые по соответствующим подстатьям статьи 250 КОСГУ, не разделены на перечисления текущего и капитального характера. Все изменится в начале следующего года путем дополнительной детализации статьи 250 КОСГУ.
Существующие на сегодняшний день подстатьи 251, 252 и 253 КОСГУ изменят свое название и будут использоваться для безвозмездных перечислений текущего характера. А вот для отражения безвозмездных перечислений капитального характера добавляются 3 новые подстатьи КОСГУ:
- 254 «Перечисления капитального характера другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;
- 255 «Перечисления капитального характера наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
- 256 «Перечисления капитального характера международным организациям».
Таким образом, уважаемые бухгалтеры, во избежание ошибок будьте внимательны при планировании расходов на 2022 год!
С 1 января 2022 г. дополнен пункт 3 (введен подпункт 38) ст. 149 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) и теперь организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания, имеют право на освобождение от уплаты НДС при одновременном выполнении двух условий[1]:
1) за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, сумма доходов таких организации или ИП не превысила в совокупности 2 млрд руб.;
2) за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов такой организации или ИП составил не менее 70 %.
Есть и третье условие освобождения от НДС, которое станет обязательным только с 1 января 2024 г.: среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, должен быть не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте РФ, в налоговые органы которого представляются указанные расчеты, за налоговый период по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» в соответствии с ОКВЭД.
Итак, от уплаты НДС освобождаются организации, оказывающие услуги общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуги общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание).
Услугами общественного питания не признается:
• реализация продукции общественного питания отделами кулинарии организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП) розничной торговли;
• реализация продукции общественного питания организациями и ИП, осуществляющими заготовочную и иную аналогичную деятельность;
Если организация создана или государственная регистрация физического лица в качестве ИП осуществлена в течение 2022 или 2023 г., они вправе применить освобождение в налоговых периодах соответствующего календарного года, в котором создана организация или осуществлена государственная регистрация физического лица в качестве ИП, без ограничений, т. е. не имеет значения размер дохода (ограничение в 2 млрд руб.) и доля дохода от услуг (ограничение в 70 %).
Налогоплательщик вправе отказаться от освобождения от налогообложения. Для этого ему нужно представить соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование (п. 5 ст. 149 НК РФ). В этом случае организация-общепит начисляет НДС при оказании услуг и заявляет к вычету «входной» НДС.
Обратите внимание:
• организация, осуществляющая производство кулинарных изделий, полуфабрикатов, иной продукции общественного питания и реализующая данную продукцию через собственные отделы кулинарии физическим лицам, вправе в 2022 г. применять освобождение от НДС при условии, что в 2021 г. сумма ее доходов не превысила в совокупности 2 млрд руб. и удельный вес доходов от реализации произведенных кулинарных изделий, полуфабрикатов, иной продукции общественного питания через собственные отделы кулинарии физическим лицам в общей сумме доходов составил не менее 70 %[2];
• если организации общепита торгуют покупными товарами через вендинговые аппараты, то по таким товарам применять льготу по НДС нельзя[3], так как на основании одним из типов торговых предприятий является торговый автомат (вендинговый автомат)[4]: нестационарный торговый объект, представляющий собой техническое устройство, предназначенное для автоматизации процессов продажи, оплаты и выдачи штучных товаров в потребительской упаковке в месте нахождения устройства без участия продавца, а торговля, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов, является формой розничной торговли.
С 2022 года некоторые бюджетники вправе применять новую льготу по НДС
С 1 января 2022 г. не облагается НДФЛ оплата или компенсация стоимости путевки на детей, не достигших возраста 18 лет, а также детей до 24 лет, которые проходят обучение по очной форме в образовательных организациях[7].
От уплаты НДФЛ освободили путевки, которые приобретены в календарном году однократно.
Исключили условие о том, что для освобождения от НДФЛ стоимость путевки не должна быть учтена при расчете налога на прибыль.
[1] См. Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 305-ФЗ).
[2] См. письмо Минфина России от 30.07.2021 № 03-07-11/61177.
[3] См. письмо Минфина России от 08.10.2021 № 03-07-07/81801.
[4] Пункты 60 и 88 ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденного Приказом Госстандарта от 28.08.2013 № 582-ст.
[5] См. Федеральный закон от 30.04.2021 № 103-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
[6] См. Постановление Правительства РФ от 13.09.2021 № 1544 «Об утверждении перечня видов электронной, бытовой техники, приобретенных для перепродажи у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость)».
[7] См. Федеральный закон от 17.02.2021 № 8-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 8-ФЗ).
А. Н. Дубоносова,
зам. управляющего директора по экономике и финансамМатериал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 2, 2022.
С 1 января 2022 г. не облагается НДФЛ оплата или компенсация стоимости путевки на детей, не достигших возраста 18 лет, а также детей до 24 лет, которые проходят обучение по очной форме в образовательных организациях[7].
От уплаты НДФЛ освободили путевки, которые приобретены в календарном году однократно.
Исключили условие о том, что для освобождения от НДФЛ стоимость путевки не должна быть учтена при расчете налога на прибыль.
[1] См. Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 305-ФЗ).
[2] См. письмо Минфина России от 30.07.2021 № 03-07-11/61177.
[3] См. письмо Минфина России от 08.10.2021 № 03-07-07/81801.
[4] Пункты 60 и 88 ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденного Приказом Госстандарта от 28.08.2013 № 582-ст.
[5] См. Федеральный закон от 30.04.2021 № 103-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
[6] См. Постановление Правительства РФ от 13.09.2021 № 1544 «Об утверждении перечня видов электронной, бытовой техники, приобретенных для перепродажи у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость)».
[7] См. Федеральный закон от 17.02.2021 № 8-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 8-ФЗ).
А. Н. Дубоносова,
зам. управляющего директора по экономике и финансамМатериал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 2, 2022.
- Первоочередные дела — что знать и к чему готовиться в 2022
- 1С БП
- Календарь бухгалтера
- Учетная политика
- Платежные поручения и банковские счета
- ФСБУ 6/2020
- ФСБУ 25/2018
- ФСБУ 27/2021
- Налог на прибыль
- НДС
- Имущественные налоги
- УСН
- Прослеживаемость
- Маркировка
- ККТ
- Зарплатные дела
- Бухотчетность
- Электронный документооборот и электронные подписи
- Другие изменения
- 1С ЗУП
- Учет по НДФЛ
- ФСС и пособия
- Страховые взносы, РСВ и персучет
- Кадры
- Изменение МРОТ и других показателей
Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана-графика учреждения необходимо руководствоваться бюджетной сметой, которая включает КОСГУ и составляется по статьям затрат.
К примеру, в Приказе № 209н приведена расшифровка, что входит в КОСГУ 346, — увеличение стоимости прочих материальных запасов:
- запчасти для ремонта машин и оборудования;
- спецоборудование для НИОКР;
- семена, удобрения, посадочные материалы;
- реактивы, химическая посуда, радиодетали;
- материальные запасы специального назначения и др.
Заказчик не вправе запланировать закупок больше, чем доведено до учреждения лимитов и ассигнований. Распределение средств в закупочной документации производится в строгом соответствии с ПФХД или сметой, то есть в разрезе кодов КОСГУ и КВР.
Корректировка структуры КБК изменила принципы отражения кодов в закупочной документации. Теперь операции классифицируются только по КВР. Но не забывайте про КОСГУ: исключение кода из структуры КБК не отменило его значимости. Это связано с тем, что коды КВР и КОСГУ неразрывно связаны между собой.
Невозможно определить правильный код вида расхода по операции, не установив правильный КОСГУ. Если допустить ошибку и неверно определить кодификаторы, то учреждение не сможет осуществить закупки необходимого оборудования, работ или услуг. За нарушение правил составления закупочной и плановой документации предусмотрена административная ответственность.
С изменением структуры КБК порядок взаимодействия КВР и КОСГУ тоже скорректирован. Чтобы определить верный код бюджетной классификации, необходимо:
- Выбрать правильный КОСГУ для совершаемой операции.
- Определить КВР, который соответствует КОСГУ.
- Проверить данные увязки КВР и КОСГУ по актуальной таблице соответствий.
- Внести проверенный КВР в плановую и отчетную документацию.
Таблица соответствия КВР и КОСГУ введена в действие еще в 2016 году, но позиции документа систематически обновляются. Чиновники утвердили новую таблицу соответствия для работы.
Освобождение от НДС общепита в 2022 г.
Для справки: в таблицу включена только группировка по КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Остальные виды расходов КОСГУ по 209н найдете в единой таблице.
КВР
КОСГУ
Примечание
Код
Бюджетные статьи расходов с расшифровкой
Код
Наименование
С 1 июля 2022 г. организации и ИП смогут перечислять налоги путем уплаты единого налогового платежа. Это значит, что плательщик перечисляет в бюджет какую-либо сумму одним платежом, а налоговая инспекция засчитывает ее в счет текущих платежей по налогам (Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. № 379-ФЗ). Чтобы воспользоваться этой возможностью, нужно провести с инспекцией сверку расчетов и подать заявление о применении особого порядка. Затем не позднее чем за пять дней до срока уплаты налога, аванса по нему или взносов следует направить в инспекцию уведомление о начисленных суммах.
Организации смогут получать усиленную квалифицированную электронную подпись только через ФНС. В подписях, выданных в 2022 г. и позже, владельцем сертификата ключа проверки можно указывать только организацию и того, кто действует от ее имени без доверенности.
Обычные работники не вправе владеть сертификатом такой подписи. Они смогут подписывать служебные документы личными электронными подписями по доверенности от организации. Личные подписи физлица получают в коммерческих удостоверяющих центрах. Подписи, выданные таким центром, будут действовать до конца срока, если он получил аккредитацию в 2021 г.
Налоговая декларация
Начиная с отчетности за 2022 г. налогоплательщикам не нужно будет сдавать декларации по недвижимости, облагаемой налогом по кадастровой стоимости (ч. 17 ст. 10 Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 305-ФЗ). Организация сама рассчитывает сумму налога, перечисляет ее в бюджет и представляет пояснения и документы налоговикам, если это нужно, а инспекция направляет сообщение об исчисленном налоге.
Срок уплаты налога
С 1 января 2022 г. субъекты РФ лишатся возможности устанавливать сроки уплаты налога на имущество (авансовых платежей). При этом они сохранят за собой право на определение налоговых ставок и порядка уплаты налога (п. 2 ст. 372 НК РФ).
Начнут действовать единые сроки уплаты налоговых платежей (п. 1 ст. 383 НК РФ):
- для налога – не позднее 1 марта следующего года;
- для авансовых платежей – не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Налогообложение уничтоженного имущества
По уничтоженному объекту налогообложения исчисление налога будет прекращено с 1-го числа месяца его уничтожения (п. 4.1 ст. 382 НК РФ). Для прекращения налогообложения налогоплательщику следует подать в налоговый орган по своему выбору заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения объекта налогообложения. Форма, порядок заполнения и формат представления заявления в электронном виде будут установлены приказом ФНС.
Правила учета аренды и лизинга
Имущество, переданное в аренду (в том числе по договору лизинга), будут облагать налогом только у арендодателя (лизингодателя) (Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. № 382-ФЗ).
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
С 1 января 2022 г. организации общепита получат льготу по страховым взносам. Субъекты МСП, которые вправе применять освобождение от НДС по услугам общепита, смогут использовать пониженные тарифы взносов, если среднесписочная численность их работников не превысит 1500 человек (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 305-ФЗ).
С 2022 г. разрешен зачет страховых взносов в счет недоимки по налогам. И наоборот, пе¬реплату по налогам можно будет за¬честь в счет страховых взносов (Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. № 379-ФЗ).
Начиная с отчетности за 2021 г. применяется обновленная форма декларации по УСН. Новый бланк утвержден Приказом ФНС от 25 декабря 2020 г. № ЕД-7-3/958. В него среди прочего добавили поля для отражения повышенных лимитов и ставок УСН, нового кода для отражения ставки налога.
С 1 января 2022 г. субъекты МСП должны сдавать статистическую отчетность только в электронном виде.
Минэкономразвития утвердило новый коэффициент-дефлятор для работы на УСН в 2022 г. (Приказ от 2 октября 2021 г. № 654). Организациям нужно учитывать следующие ограничения по суммам полученных доходов:
- 116,1 млн руб. – для перехода на УСН с 2022 г. (проверяется доход за 9 месяцев 2021 г.);
- 164,4 млн руб. – для применения в 2022 г. УСН со стандартными ставками налога;
- 219,2 млн руб. – для применения в 2022 г. УСН с повышенными ставками налога.
Если доход организации на УСН в 2022 г. будет более 164,4 млн руб., но не превысит 219,2 млн руб., будут применяться повышенные ставки налога – 8% (вместо 6%) и 20% (вместо 15%).
Индивидуальные предприниматели могут перейти с ОСНО на УСН при любых доходах, но уже во время работы не могут превышать установленный лимит.
С 2017 г. в России работает система маркировки «Честный ЗНАК». На все товары, подлежащие маркировке, должны быть нанесены специальные коды. За их нанесение отвечает производитель, импортер или владелец продукции. С 1 января 2022 г. участники оборота маркированных товаров должны выбрать оператора и подключиться к системе электронного документооборота, чтобы сообщать о переходе права собственности на товар. Прямые сообщения об отгрузках и приемках в «Честный ЗНАК» с этой даты будут закрыты.
С 1 марта 2022 г. вводится маркировка велосипедов и рам. В список изделий, которые нужно будет маркировать, включены:
- двухколесные и грузовые велосипеды без двигателя;
- велосипеды с вспомогательным двигателем;
- взрослые велосипеды с колясками и без них;
- детские трехколесные велосипеды;
- рамы для взрослых и детских велосипедов.
С 1 декабря 2021 г. введена маркировка природной минеральной воды. С 1 марта 2022 г. нужно получать штрихкоды для искусственно минерализованной воды, бутилированной воды без подсластителей и ароматизаторов, в том числе газированной воды. Регистрировать газировку в «Честном ЗНАКе» пока не требуется.
Маркировка молока и молочной продукции стала обязательной в 2021 г. Производители и импортеры обязаны наносить штрихкоды Data Matrix на любые продукты вне зависимости от срока хранения. С 20 января 2022 г. магазины должны фиксировать выбытие продуктов, хранящихся до 40 суток. А с 1 июня 2022 г. аналогичное требование вводится для продуктов, хранящихся более 40 суток.
С 1 декабря 2022 г. маркировать товары должны будут крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные производственные кооперативы. Сейчас они освобождены от этой обязанности, если продают товар лично или через собственный магазин.
С 1 марта 2022 г. вводом в оборот обувных товаров будет считаться исключительно направление в систему мониторинга уведомления об этом. То есть маркировать товары нужно будет до ввода в оборот.
На 2022 г. запланирована обязательная маркировка биологически активных добавок к пище.
- Бюджетная отчетность
- Бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений
Ежегодно Минфин России и Федеральное казначейство направляют федеральным органам власти и учреждениям дополнительные указания по составлению годовой отчетности. Поскольку федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ образуют консолидированный бюджет Российской Федерации, эти рекомендации целесообразно учитывать органам власти и учреждениям всех бюджетов.
Данные в бюджетной (бухгалтерской) отчетности раскрываются по действующей бюджетной классификации в соответствии с приказами Минфина России от 06.06.2019 № 85н, от 08.06.2020 № 99н, от 29.11.2017 № 209н.
При проведении инвентаризации в целях составления бюджетной отчетности за 2021 г. необходимо обеспечить синхронизацию показателей бюджетного учета с данными государственных реестров и (или) информационных систем (например, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, реестра федерального имущества, Государственной автоматизированной системы «Управление», Государственной автоматизированной системы «Правосудие»), с данными реестров акционеров обществ.
Возмещением НДС занимается налоговая служба, а основанием для перечисления средств будет являться заявление плательщика и декларация с расчетом. Претендовать на возврат НДС может только субъект, для которого применение этого вида обязательств предусмотрено режимом налогообложения. Чтобы воспользоваться льготой и вернуть средства из бюджета, компания должна отвечать следующим требованиям:
- работа по общей схеме налогообложения (ОСНО). На иные режимы, такие как УСН, ЕНВД, ЕСХН, налог на добавленную стоимость, льгота не распространяется;
- сделки с начислением и уплатой налога должны относиться к предпринимательской деятельности, например, приобретение компанией транспорта для личного пользования руководителя не предусматривает использование машины для основной деятельности, поэтому не учитывается для возврата налога;
- юридическое лицо должно отразить сделку, связанную с начислением НДС, в сведениях бухучета – первичные документы, по которым происходит учет, будут впоследствии проверяться специалистами ИФНС.
Как и по иным видам налоговых проверок, при возмещении НДС может последовать отказ налогового органа. Причины для вынесения отрицательного решения должны быть мотивированы со ссылкой на НК РФ. Основной причиной для отказа будет являться нарушение порядка оформления бланков и форм:
- ошибки при заполнении декларации, в том числе в части расчета сумм НДС;
- неверно указанные реквизиты плательщика, а также контрагентов, препятствующие проведению проверки;
- внесение изменений в первичные документы после совершения сделки;
- несоответствие количества и стоимости продукции сведениям, указанным в транспортных или платежных документах;
- иные виды нарушений, ошибок и недочетов.
Во время камеральной проверки ИФНС может запрашивать пояснения или дополнительную информацию по любым спорным моментам. Если плательщик своевременно устранит претензии и снимет замечания, оснований для отказа не возникает.
В представленных документах может отсутствовать подтверждение реальности сделки. Например, отражение в декларации сумм НДС может обосновываться фиктивными документами, тогда как реальной отгрузки товара не было. Такие нарушения выявляются во время встречных проверок в отношении контрагентов по сделкам.
В перечень иных оснований для отказа могут входить:
- отсутствие права на возмещение налога, например, если компания работает по режиму УСН;
- прямые нарушения НК РФ и иных нормативных актов при заполнении документов;
- отсутствие подтверждения со стороны партнера по сделке;
- неправильное определение объекта налогообложения и т.д.
Решение об отказе в возмещении может быть оспорено в судебном порядке. Заявление подается в арбитраж не позднее 90 дней после утверждения решения в ИФНС. На основании судебного акта возврат происходит путем обращения в Управление Федерального казначейства.
Вернуть НДС можно при возникновении разницы по ставкам налога, в том числе по внешнеэкономическим сделкам с нулевым налогообложением. Претендовать на возмещение могут компании, работающие по общему режиму налогообложения. Для возврата нужно подать в ИНФС декларацию, документы по сделкам, а также заявление. Кроме перечисления средств из бюджета, возможен вариант с зачетом НДС.
Банковская гарантия – договор поручительства банка за налогоплательщика перед налоговым органом. По данному документу банк поручается перед ИФНС возместить в бюджет сумму НДС, которую получил налогоплательщик, если ИФНС по итогам проверки признает такое возмещение необоснованным.
Указанный документ должен отвечать ряду требований:
- Банк, выдавший гарантию, должен входить в специально утвержденный перечень.
- Гарантия должна быть безотзывной и непередаваемой.
- Срок действия документа – не менее 10 месяцев с даты представления декларации в ИФНС.
- Сумма по банковской гарантии должна полностью покрывать сумму НДС, заявляемую к возмещению из бюджета.
Процесс возмещения НДС в заявительном порядке состоит из следующих этапов:
- Подача в ИФНС декларации по НДС (где налог заявлен к возмещению из бюджета) и банковской гарантии.
- Направление в ИФНС заявления о применении заявительного порядка возмещения НДС не позднее 5 дней с даты представления декларации.
- Вынесение решения о возмещении (отказе в возмещении) НДС не позднее 5 дней с даты получения заявления от налогоплательщика.
- Направление решения налогоплательщику – в срок не позднее 5 дней с даты его вынесения.
- Получение денежных средств на банковский счет – не позднее 6 дней с даты вынесения решения.
Кто получит право на пониженные тарифы с 1 января 2022 г. и не будет платить НДС
Внесены изменения и в порядок исчисления налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории РБ через постоянное представительство. В 2022 г. существенно дополнены нормы ст. 194 НК, в частности, иностранная организация признается имеющей статус фактического владельца дохода, если в налоговом периоде, на который приходится дата возникновения обязательств по уплате налога на доходы, она:
– осуществляет в стране государственной регистрации предпринимательскую деятельность;
– является непосредственным выгодоприобретателем такого дохода;
– вправе самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом по своему усмотрению;
– не является организацией, осуществляющей в основном финансовую и (или) инвестиционную деятельность, которая выполняется непосредственно членом (членами) органа (органов) управления без привлечения для ее повседневного ведения деятельности работников, имеющих необходимую квалификацию.
Кроме того, для целей ст. 194 НК при определении факта осуществления иностранной организацией предпринимательской деятельности во внимание будут приниматься следующие критерии:
– обладание иностранной организацией правоспособностью в соответствии с законодательством страны государственной регистрации иностранной организации;
– использование для ее осуществления труда работников (помимо членов органа (органов) управления, секретаря) в стране государственной регистрации; использование для ее осуществления объектов недвижимого имущества, оборудования, нематериальных активов (когда их использование и (или) предоставление в пользование связано с извлечением доходов от источников РБ), иных активов, которыми она владеет, располагает на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления; соразмерность используемых площадей и оборудования при осуществлении предпринимательской деятельности;
– соотнесение количества и квалификации работников осуществляемому иностранной организацией виду деятельности;
– признание иностранной организации плательщиком налога на прибыль (корпоративного налога или его аналога) по всем видам прибыли (дохода) согласно законодательству страны государственной регистрации. При этом предусмотрено, что применение иностранной организацией в стране государственной регистрации льготы по налогу на прибыль, которую она вправе применять в течение периода, ограниченного законодательством иностранного государства, не является основанием не признавать ее плательщиком такого налога.
Также п. 2 ст. 194 НК предусмотрено, что при определении статуса иностранной организации в качестве фактического владельца дохода будут учитываться выполняемые ею в целях получения такого дохода функции, имеющиеся полномочия и принимаемые риски.
В 2022 г. вводится применение повышенной ставки подоходного налога в размере 20% в следующих случаях:
– в отношении заработной платы «в конвертах», полученной физическими лицами с 1 января 2022 г.;
– в отношении доходов, исчисленных в соответствии с законодательством налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами, на основании актов камеральных проверок, составленных начиная с 1 января 2022 г.;
– при установлении контролирующим органом факта регистрации в специальной компьютерной кассовой системе (СККС) суммы дохода в виде выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) на физическое лицо, которому фактически выплата (перевод, перечисление) выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) не осуществлялась.
Для организаций введена обязанность ежеквартально представлять налоговые декларации по подоходному налогу с отражением сумм исчисленного и удержанного подоходного налога (автоматизация контроля).
Общая часть НК дополнена ст. 73-1, нормы которой комплексно регулируют вопросы камеральных проверок доходов и расходов физических лиц и взимание подоходного налога при установлении превышения сумм расходов над суммами доходов физического лица при отсутствии подтверждения источника доходов для произведенных расходов.
При этом нормы ст. 73-1 НК устанавливают новые подходы к уведомлению физического лица о направлении требования о предоставлении пояснений по его расходам. Так, налоговый орган может направлять физическому лицу уведомления с использованием иных средств связи (телефонограмма, телеграмма, СМС-сообщение, электронная почта или др.). Однако основным способом направления требования о предоставлении пояснений и расчете сумм превышения расходов над доходами сохраняется почтовое отправление заказным письмом с уведомлением либо в личный кабинет плательщика. Если физическое лицо не получит отправленные почтой документы, то требование будет выслано повторно тем же способом, но физическое лицо будет считаться получившим документы со дня направления ему уведомления о повторном направлении требования посредством телефонограммы, телеграммы, СМС-сообщения, электронной почты или других средств связи.
В 2022 г. изменены сроки предоставления физическим лицом пояснений об источниках доходов. Такие пояснения физическое лицо обязано представить в письменной или электронной форме в течение 30 календарных дней со дня вручения ему документов.
В 2022 г. появились новые основания, по которым налоговый орган вправе не принимать предоставленные источники в качестве дохода физического лица.
К таким основаниям отнесены следующие:
– налоговым органом установлены факты и (или) обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии возможности или реальности получения физическим лицом таких доходов (применялось и до 2022 г.);
– основной целью совершения сделки является неуплата (неполная уплата) суммы налога (сбора) (ранее аналогичное основание было включено в п. 4 ст. 33 НК и в отношении физических лиц не применялось);
– имеются расхождения об условиях и порядке получения дохода в информации, представленной проверяемым физическим лицом и лицом, являющимся источником дохода (применялось и до 2022 г.);
– физическим лицом в качестве источников доходов заявлен доход, с которого не были уплачены соответствующие налоги, сборы (пошлины).
Одновременно с 2022 г. налоговый орган отказывается от обязательного истребования декларации о доходах и имуществе. Проверка соответствия доходов и расходов физического лица проводится на основании сведений о доходах и расходах такого лица с сохранением механизма истребования у физического лица пояснений об источниках доходов в случае установления превышения расходов над доходами. Параллельно в 2 раза (до 500 базовых величин) увеличен размер превышения расходов над доходами, при котором у физического лица истребуются дополнительные пояснения об источниках доходов.
Кроме того, в случае передачи белорусскими организациями денежных средств физическим лицам на хранение такие организации обязаны уплатить налог за счет собственных средств. По мере возврата физлицом денежных средств, переданных на хранение, ранее уплаченная сумма налога подлежит возврату налоговому агенту, уплатившему налог.
В 2022 г. отменена льгота по налогу на недвижимость в отношении физических лиц при наличии у них более одной квартиры в собственности. Таким образом, с 2022 г. физлица обязаны уплачивать налог на недвижимость уже с первой квартиры, находящейся в собственности. Однако льгота сохранена для отдельных категорий физических лиц, нуждающихся в поддержке государства. Для таких лиц от налога на недвижимость освобождается более дорогая по стоимости квартира.
Одновременно с расширением круга плательщиков налога на недвижимость установлено снижение ставки налога с 0,2% до 0,1%. При этом налоговая база устанавливается методом определения стоимости объектов недвижимости физических лиц – на основании базовой расчетной стоимости 1 м кв. типового здания и сооружения.
При этом льготы по налогу на недвижимость в отношении жилых домов, принадлежащих пенсионерам, инвалидам I и II группы, несовершеннолетним детям, лицам, признанным недееспособными, предоставляются вне зависимости от того, зарегистрированы ли в этих жилых домах иные трудоспособные лица.
Кроме того, вручение извещения и уплата налога на недвижимость физическими лицами осуществляются по окончании налогового периода (до 2022 г. извещения вручались в текущем году).
В соответствие с п.2.1 ст.170 НК РФ, организация, осуществляющая покупки товаров (работ, услуг) за счет средств, полученных в рамках целевого финансирования, не может принять к вычету НДС, уплаченный поставщикам. Данная позиция налогового законодательства вполне логична, ведь приобретая товары (работы, услуги) ща счет средств бюджетного финансирования, компания не несет каких-либо расходов, в связи с чем рассчитывать на налоговую компенсацию не может.
НДС, уплаченный поставщикам за счет средств целевого финансирования, отражается в составе расходов компании следующими проводками:
Дт Кт Описание 86 19 Списание НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для использования в некоммерческой деятельности организации 91.2 19 Списание НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для использования в коммерческой деятельности компании Отмена НДС для общепита в 2022 году
Допустим, некоммерческая организация «Эра» получила государственную дотацию в размере 18.500 руб. Полученная сумма использована на текущий ремонт офиса, в котором проводятся собрания клуба пенсионеров (некоммерческая общественная деятельность).
На основании договора, «Эра» уплатила подрядчику 18.500 руб., в том числе НДС 3.083,33 руб. за работы по текущему ремонту здания.
В учете «Эры» отражены такие проводки:
Дт Кт Сумма Описание 51 86 18.500 руб. Учтены средства целевого финансирования, поступившие на расчетный счет «Эры» 20 60 15.416,67 руб. Отражена сумма расходов, понесенных «Эрой» на текущий ремонт офисного здания 19 60 3.083,33 руб. Учтен НДС, уплаченный подрядчику за услуги ремонта 86 20 15.416,67 руб. Стоимость текущего ремонта офисного здания отражена в составе расходов 86 19 3.083,33 руб. НДС от стоимости ремонта отражен в составе расходов До 2022 году организации-получатели бюджетных дотаций были не вправе принимать к вычету входной НДС. Данное правило было закреплено п. 2.1 ст. 170 НК РФ.
01.01.2022 года вступили в силу положения закона №424-ФЗ от 27.11.2022 года, согласно которым изменился порядок принятия к вычету входного НДС организациями-получателями государственных субсидий. В соответствие с законом, у предприятий, получающих средства целевого финансирования, появилось право принимать к вычету сумму НДС, рассчитанную пропорционально доле использования в текущем месяце.
Иными словами, если в течение отчетного периода организация использовала средства целевого финансирования не полностью, а частично, то она вправе принять к вычету сумму НДС пропорционально покупке (товаров, работ, услуг).
Как было сказано выше, НДС является косвенным налогом.
Суть данного налога заключается в том, что продавец на сумму реализуемых покупателю товаров (работ, услуг и имущественных прав), начисляет НДС по определенной ставке.
Сумма НДС, поступившая от покупателя, уплачивается продавцом в бюджет и определяется им как разница между суммой налога, исчисленной им при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателям, и суммой налога, предъявленной этому налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), используемых для облагаемых НДС операций.
НДС является федеральным налогом, то есть обязательным к уплате на всей территории России. Он был установлен в Российской Федерации с 1 января 1992 года.
Существует два вида налога на добавленную стоимость: внутренний, уплачиваемый при реализации товаров, работ и услуг на территории РФ и ввозной, подлежащий уплате при ввозе товара на территорию России.
Кто обязан платить налог на добавленную стоимость
Уплачивать НДС обязаны:
- Организации и ИП, реализующие товары (работы и услуги) на территории РФ;
- Организации и ИП, ввозящие товары на территорию РФ в порядке импорта;
- Экспортеры товаров в случае неподтверждения нулевой ставки по НДС.
Примечание: действующим законодательством предусматривается освобождение от обязанности уплаты НДС для отдельных категорий налогоплательщиков.
Обложению налогом на добавленную стоимость подлежат операции:
- По реализации товаров (работ и услуг) в том числе на безвозмездной основе на территории РФ;
- Передача на территории Российской Федерации товаров (работ и услуг) для собственных нужд, расходы по которым не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
- Импорт товаров на территорию РФ;
- Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Похожие записи: