Оборачиваемость запасов: как и зачем считать
223 0
VIDEO
34 важных изменения для бухгалтера в 2022 году, о которых надо знать уже сейчас
Некоммерческие организации принято делить на несколько видов по источнику финансирования:
муниципальные (государственные) — их финансирует госбюджет;
общественные (негосударственные) — существуют за счет собственной прибыли и общественных взносов;
автономные — финансируют себя сами.
ВАЖНО! Порядок и суммы налогов для некоммерческих организации прямо связаны с тем, ведет ли НКО предпринимательскую деятельность.
Как правило, некоммерческие структуры не регистрируются в качестве предпринимателей, но в ходе функционирования им нередко приходится возмездно оказывать услуги или выполнять работы в пользу других лиц, чтобы заработать средства для финансирования организации, тем самым формируя налогооблагаемую прибыль.
Они обусловлены особенностями этих структур, а именно:
прибыль не составляет их основную цель;
они не являются предпринимателями, а в качестве разрешения некоторых видов деятельности им необходимы лицензии;
НКО могут получать доход в качестве добровольных взносов, пожертвований и других безвозмездных поступлений.
Эти специфические свойства НКО являются основой для общих принципов, по которым осуществляется их налогообложение:
Вся прибыль, получаемая НКО в ходе их деятельности, облагается соответствующим налогом (ст. 246 НК РФ).
Отдельные типы прибыли НКО не входят в базу по данному налогу (ст. 251 НК РФ), а именно та прибыль, которая поступает на безвозмездной основе для обеспечения уставной деятельности. Перечень необлагаемой налогом прибыли НКО содержится в приказах Министерства финансов РФ.
Кроме главных фискальных отчислений (налога на прибыль и НДС), некоммерческие организации платят и другие налоги и сборы:
Госпошлина. Если НКО обращаются к государственным структурам для совершения правовых действий, они платят пошлину наравне с другими физическими или юрлицами. Отдельные НКО и виды их деятельности могут быть освобождены от госпошлины, а именно:
финансируемые федеральным бюджетом – логично, ведь пошлина все равно направляется туда;
государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей (архивы, музеи, галереи, выставочные залы, библиотеки и др.) – они могут не платить госпошлину за вывоз ценностей;
НКО инвалидов – для них упраздняются госпошлины в судах и у нотариусов;
спецзаведения для детей с общественно-опасным поведением – им разрешают не платить пошлину на взыскание родительской задолженности;
Таможенная пошлина. А вот этот платеж «не смотрит на лица», а исключительно на товары, поэтому от нее не освобождают на основании статуса НКО, а только если товары входят в соответствующий перечень.
Если у НКО есть в собственности, бессрочном пользовании или в наследстве земельные участки, для них обязателен к уплате земельный налог. Он составляет 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка. Некоторые НКО полностью освобождены от этого налога:
общества инвалидов в составе не менее 80% (если участок в собственности исключительно у них);
уголовно-исполнительная система Минюста РФ;
религиозные структуры.
К СВЕДЕНИЮ! Скидки на земельный налог другим видам НКО может предоставить местная власть.
Бухгалтерский учёт и налогообложение некоммерческих организаций в 2022 г
налог на прибыль организаций либо налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН);
страховые взносы;
налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
налог на имущество организаций;
налог на добавленную стоимость (НДС).
О каждом из них поговорим подробнее.
С 1 января 2019 года налогом на имущество организаций облагается только недвижимое имущество, кроме земельных участков и объектов культурного наследия федерального значения. Соответственно, если у некоммерческой организации нет зданий и помещений и она применяет упрощенную систему налогообложения, то даже отчитываться по данному налогу не нужно.
Обычно говорят о тарифе 22% от размера вознаграждения физическому лицу. На самом деле этот расчет немного сложнее: 22% берутся от суммы, не превышающей за год установленной предельной величины. В 2021 году она составляет 1 465 000 рублей. С суммы, превышающей эту предельную величину, нужно платить только 10%. Большинству НКО можно смело рассчитывать отчисления на обязательное пенсионное страхование, исходя из 22%.
2,9% – это стандартный тариф, который нужно брать за основу при планировании бюджета организации или проекта. При этом страховые взносы платятся до момента, пока выплаты конкретному работнику нарастающим итогом за год не достигнут предельной величины. В 2021 году она составляет 966 000 рублей.
Инструкция: какие налоги должны платить НКО в России
У ряда НКО есть право платить вместо всех перечисленных страховых взносов только взносы на обязательное пенсионное страхование по пониженному тарифу 20% и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 0,2%. То есть всего 20,2% вместо 30,2% в отношении работников и только 20% вместо 27,1% в отношении людей, привлекаемых по гражданско-правовым договорам. Такая льгота действует до 31 декабря 2024 года и распространяется на:
благотворительные организации, применяющие УСН (то есть достаточно иметь статус благотворительной организации и перейти на упрощенную систему налогообложения);
некоммерческие организации, применяющие УСН и работающие в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), при условии, что не менее 70% их годовых поступлений приходится на данные виды деятельности.
Есть еще один момент, связанный с НДФЛ, – налоговый вычет на пожертвования граждан в адрес НКО.
Допустим, человек с высокой зарплатой жертвует благотворительному фонду 100 000 рублей. В этом случае он может вернуть себе НДФЛ, который бюджет получил с дохода данного человека в этой части, то есть 13% – 13 000 рублей.
Социальный налоговый вычет предоставляется Социальный налоговый вычет предоставляется в сумме, не превышающей 25% годового дохода человека (кроме дивидендов, доходов по операциям с ценными бумагами, выигрышей в азартных играх и лотереях, некоторых других «экзотических» доходов) и перечисленной в виде пожертвований:
Традиционно за часть доходов и раньше не нужно было перечислять НДФЛ. Перечень этих доходов определен в статье 217 НК РФ.
В государственный бюджет не поступают взносы за:
федеральные и республиканские субсидии, не считая выплат за больничный;
компенсации, возмещающие нанесение вреда здоровью, оплату услуг ЖКХ, на возмещение или оплату натурального довольствия;
выплаты уволенному сотруднику. Этот пункт исключает оплату выходного пособия, среднюю зарплату за месяц во время трудоустройства;
компенсации руководителю, заместителям и главному бухгалтеру в сумме, не превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер для сотрудников, работающих на Севере;
расходы на повышение квалификационного уровня персонала;
проезд граждан, работающих на Севере, во время отпуска и обратно. Также не облагается налогом провоз ими багажа до 30 кг;
командировочные отчисления, не превышающие размеров нормы;
полевое обеспечение в сумме не больше 700 рублей в день;
ежемесячную субсидию при рождении или усыновлении первого ребенка;
алименты;
денежные награды, полученные в соревнованиях за счет грантов президента России;
субсидии в пределах 4 тысяч рублей;
выплаты при рождении малыша в пределах 50 тысяч рублей и др.
Рефинансирование кредита в Совкомбанке можно сделать по самым выгодным условиям с небольшим пакетом документов. Можно взять от 10 000 до 990 000 рублей на срок до 5 лет. Оставьте заявку на рефинансирование кредита на сайте банка, чтобы снизить ежемесячный платеж по кредиту и уменьшить его процентную ставку.
Кому отменили НДФЛ? Отмену налога с восторгом встретили многодетные семьи, вакцинированные граждане и сотрудники, получающие государственные субсидии. В планах отменить налог для граждан с зарплатой до 25 тысяч рублей. Это больше, чем МРОТ (в России МРОТ составляет 13 890 рублей), но ненамного, учитывая рост цен на продовольственную корзину и услуги ЖКХ.
НДФЛ не станут облагать премии, призы и другие подарки победителей, участвовавших в соревнованиях некоммерческих организаций. Правда, действовать отмена будет с условиями.
НКО должна быть учреждена указом президента РФ или другой компании, возникновение которой произошло по указу президента России. Новшество распространяется на организацию из списка, утвержденного правительством РФ. Выдавать награды победителям имеет право не сама НКО, а ее партнеры, которые работают с ней по соглашению.
Налоговые и бухгалтерские изменения с 2022 года
Депутаты давно озадачены зарплатами, которые своим уровнем незначительно превышают МРОТ. Представители разных партий неоднократно рассматривали возможности поправок в налоговый кодекс для граждан с зарплатой, близкой к МРОТ.
Отмена подоходных взносов для работников, чья зарплата не превышает 25 тысяч рублей, может стать важным шагом для поправки доходов россиян. Они смогут откладывать часть средств, открыв вклад в банке. Проект об этом находится в разработке в Государственной думе.
С 2021 года начала действовать прогрессивная шкала НДФЛ. Если человек за 12 месяцев заработал свыше 5 млн рублей, то к его отчислениям с доходов должна относиться ставка 15%. 2021 и 2022 годы – переходный период в работе компаний.
Владимир является директором ООО «Солнце» и обладает долей в уставном капитале. Таким образом, он получает зарплату и дивиденды от своего бизнеса. За два разных дохода ему будет рассчитан разный подоходный налог: на зарплату, не превышающую 5 млн рублей, – 13%, за дивиденды – 15%.
Подоходный налог под 15% для каждого дохода более 5 млн рублей считается отдельно.
Депутаты не ограничиваются этой ставкой, рассматривается законопроект для еще более богатых россиян. Он предусматривает повышенные налоговые взносы до 25% для граждан, зарабатывающих свыше 10 млн рублей в год.
Некоммерческие предприятия, использующие основную систему налогообложения, представляют в налоговую инспекцию следующий перечень документов
декларация по НДС – сдается строго в электронной форме, через ЭЦП, до 25-го числа месяца, идущего за отчетным периодом. Сдавать такой отчет необходимо каждый квартал. В случае отсутствия объекта, облагаемого НДС, некоммерческие предприятия сдают отчетность, состоящую из титульной страницы и первого раздела;
декларация по налогу на прибыль – субъект некоммерческой деятельности, занимающийся предпринимательством, является плательщиком налога на прибыль. За каждый отчетный период предоставляется отчетность, которая должна сдаваться на протяжении 28 дней после его окончания квартала. Полный отчет за налоговый период сдается до 28 марта года, следующего за отчетным. Если НКО не осуществляет предпринимательскую деятельность, то она предоставляет в налоговую службу отчет, но не нулевой. Следует расшифровать целевые поступления в ЛИСТЕ 7.
отчетность по налогам на имущество – в процессе своей деятельности выплачивают НКО налоги на имущество, имеющееся у них на балансе. Ежеквартально субъектами некоммерческой деятельности перечисляются платежи и предоставляются их расчеты в соответствующей форме. От ее заполнения освобождаются НКО, не владеющие основными фондами. Сроки отчета НКО по налогам на имущество – декларация предоставляется на протяжении 30 календарных дней после окончания отчетного периода;
земельный налог – если в распоряжении некоммерческой организации есть земельный участок, то она заполняет соответствующую декларацию до 1 февраля года, идущего за отчетным периодом;
отчет по транспортному налогу – форма заполняется, если на балансе НКО есть транспортное средство, она сдается также до 1 февраля.
Также субъектами некоммерческой деятельности сдаются некоторые другие документы:
!!! С 2021 года данные о среднесписочной численности как отдельный отчет больше не представляются. Это относится как к форме по итогам года, так и в следующем месяце после создания организации. Показатель среднесписочной численности добавлен в форму РСВ на титульном листе отчета!!!
6-НДФЛ (Налог на доходы физических лиц) — ежеквартально, до 30 числа следующего месяца, даже если сотрудников нет.
2-НДФЛ — ежегодно до 1 марта представляются справки о доходах сотрудников, составленные по определенной форме. Если сотрудников небыло, сдавать необязательно. (действует до 2021г.)
!!! С 1 января 2021 года утверждена новая форма отчета 6-НДФЛ, объединяющая формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Новая форма отчета применяется с 1 квартала 2021 года (за 2020 год – форма 2-НДФЛ сдается отдельно в последний раз!) 2-НДФЛ войдет в приложение к отчету 6-НДФЛ, данное приложение необходимо заполнять только в годовом отчете (за 4 квартал)!!!
Расчет страховых взносов по сотрудникам — ежеквартально до 30 числа, даже если сотрудников нет.
!!! С 1 января 2021 вступает в силу обновленная форма отчета РСВ.
Также предоставляется в контролирующие органы всеми НКО отчетность по взносам и НДФЛ, уплаченным организацией за своих сотрудников.
Если зарплаты нет, отчетность всё равно предоставляется, просто нулевая.
Льгота по страховым взносам в отчетности. Почти все НКО зарегистрированные в Минюсте считаются социальными, применяя УСН, они могут начислять и уплачивать взносы 20%. А при достижении ФОТ по сотруднику более 1 565 000 руб. в год страховые взносы не уплачиваются вовсе.
Важно корректно отразить применение льготы в отчетности и заранее подготовить документы, в случае проверки по итогу года. Льготная ставка 20% право, а не обязанность. Неуверенные в себе бухгалтера, часто отказываются от её применения, опасаясь проверки всей организации.
Важно заметить, что волонтеры НКО без заработной платы в отчетности по сотрудникам не указываются.
Особенности налогообложения некоммерческих организаций
сложные вопросы составления отчетности и все изменения 2021-2022 гг. для НКО;
какие меры господдержки предусмотрены для НКО;
специфику учета деятельности фондов, некоммерческих партнерств, общественных, религиозных и благотворительных организаций, АНО, частных учреждений, союзов, ассоциаций, СРО и др. форм некоммерческих организаций;
как НКО учитывать новые правила ФСБУ 5/2019 «Запасы»;
как перейти в 2022 г. НКО на новые ФСБУ по основным средствам и аренде, и нужно ли будет начислять амортизацию по ФСБУ 6/2020;
подробное описание нового ФСБУ «Некоммерческая деятельность»; как правильно оформлять целевое финансирование и вести раздельный учет;
какие специальные счета, проводки и отчетность должна использовать некоммерческая организация;
в каких случаях НКО платит налог на прибыль и НДС, можно ли перейти на УСН;
что изменилось в расчете страховых взносов, командировочных, больничных и отпускных в 2021 г.;
конец года – время проверок Минюста и налоговой по деятельности НКО: как подготовиться к контролю в 2021-2022 гг.
В ГК РФ указаны несколько организационно-правовых форм предприятий, которые создаются на некоммерческой основе:
Потребительские кооперативы (союзы, общества). Принято считать, что такие предприятия образуются только с коммерческой целью. Однако в некоммерческой сфере они могут быть организованы с целью объединения физических и юридических лиц для удовлетворения нужд их участников и решения общих проблем. Например, жилищные кооперативы, кредитные общества граждан, садоводческие и дачные объединения, сельскохозяйственные союзы и др. Финансирование таких организаций осуществляется за счет участников путем внесения паев.
Фонды. Они существуют за счет добровольных взносов граждан и юридических лиц. Фонды преследуют цели, полезные для всего общества: образовательные, социальные, культурные. Часто в виде фондов ведут деятельность благотворительные организации.
Общественные и религиозные организации. Это добровольные союзы и объединения граждан с общими интересами и нематериальными (например, духовными) потребностями. Такие объединения могут также функционировать в форме учреждения, общественного движения, фонда. Учредителями могут быть как физические, юридические лица, так и их объединения.
Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы). Создаются для координирования предприятий коммерческой сферы и защиты их, а также общих интересов. В качестве учредительной документации выступает учредительный договор, подписанный всеми участниками объединения, и устав. При вступлении в такое объединение самостоятельность каждого члена сохраняется.
Учреждения. К ним относятся организации, созданные учредителем (учредителями) для осуществления образовательных, социальных, культурных и управленческих функций. При этом учреждения могут быть как на полном финансировании учредителями, так и на частичном. Для ведения деятельности учреждения могут привлекать благотворительные взносы юридических и физических лиц.
Впервые упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях появилось в законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» от 05.04.2010 № 40-ФЗ. К ним можно отнести:
общественные и религиозные организации;
казачьи общества;
автономные некоммерческие организации;
общества коренных и малочисленных народов в РФ;
организации, деятельность которых направлена на решение социальных проблем, вопросов и помощь гражданам (например, оказывающие юридическую помощь гражданам, поддержку населению после стихийных бедствий и катастроф, занимающиеся защитой окружающей среды, охраной и восстановлением культурных объектов, мест захоронения и др.).
23 июля 2020
Департамент правового регулирования бюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел в пределах компетенции обращение и сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.
Согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность.
Вместе с тем Департамент считает возможным отметить следующее.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 209-ФЗ) под субъектами малого и среднего предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно положениям части 1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Указанные положения Федерального закона N 209-ФЗ корреспондируются с нормами статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, и статьи 50 Гражданского кодекса, предусматривающими, что организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, создаются в форме коммерческих организаций.
Принимая во внимание изложенное, а также положения статьи 2 Федерального закона от 12 января 2006 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», определяющие, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, некоммерческие организации не могут являться субъектами малого и среднего предпринимательства.
Поскольку Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. N 576 (далее — субсидии, Правила N 576), предусматривают поддержку субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, получателем предусмотренной данными правилами субсидии не могут быть некоммерческие организации.
Для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального) в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) на период до 2024 года включительно установлены пониженные тарифы страховых взносов в размере:
на обязательное пенсионное страхование — в размере 20 процентов;
на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — в размере 0 процентов;
на обязательное медицинское страхование — в размере 0 процентов.
При этом страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифу 10 процентов с сумм выплат физическим лицам, превышающим предельную величину базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования, плательщики страховых взносов, применяющие пониженные тарифы страховых взносов в соответствии с пунктом 2 статьи 427 Кодекса, не исчисляют и не уплачивают.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2020 года N 696 утверждены правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее соответственно — Правила N 696, субсидии, заемщик).
Как пояснил Минфин, некоммерческие организации не могут являться субъектами МСП. Поэтому они не могут претендовать на субсидии для субъектов МСП.
Для некоммерческих организаций на УСН, работающих в области социального обслуживания, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства, на период до 2024 г. установлены пониженные тарифы страховых взносов.
Некоммерческим организациям — заемщикам предоставлена возможность:
— получить льготные кредиты при включении в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих меры поддержки;
— списать задолженность по кредиту.
На первый взгляд, государство несет убытки, предоставляя гражданам и юридическим лицам налоговые льготы (НК РФ содержит ряд статей, утверждающих правила их предоставления). Но у них есть свои функции, которые делают применение налоговых льгот оправданным:
регулирование экономики;
достижение социальной справедливости;
поддержка предпринимательства;
привлечение инвестиций;
стимулирование отдельных отраслей;
помощь социально незащищенным слоям населения.
Благодаря тому, что государство в определенных случаях предоставяет освобождение от налогов, многие граждане преодолевают порог бедности, а начинающие предприниматели получают возможность вести деятельность и не разориться в первый год.
В то же время сам факт существования таких преференций вынуждает государство усиливать контроль за их предоставлением. Возникает необходимость в более тщательной проверке субъектов, что позволяет предупредить возможные случаи мошенничества. В противном случае меры помощи стимулируют не развитие экономики, а минимизирование обязательных платежей. Также благодаря развитой системе мониторинга выявляются неэффективные преференции.
Анализируя формы налоговых льгот, установленные действующим законодательством, обобщенно выделим такие категории:
Изъятие. Часть объекта выводится из-под налогообложения. Такая форма характерна для налога на прибыль и НДФЛ.
Скидка. Имеется в виду, что за счет определенных расходов уменьшается налоговая база. Самый известный пример — стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты по НДФЛ (ст. 218 НК РФ).
Освобождение от уплаты налогов. Определенные категории предприятий — например, производители детского питания — освобождаются от НДС (то есть для них ставка НДС — 0%).
Кредит. Позволяет уменьшать размеры периодических платежей с последующей полной выплатой. За эту возможность необходимо уплачивать проценты.
Зачет ранее уплаченного налога. Возврат суммы налога, уплаченной ранее, при достижении определенных условий.
Амнистия. Объявление старых долгов безнадежными по поручению президента или правительства. В этом случае должники освобождаются от уплаты налогов за прошедшие периоды. Примером служит амнистия по транспортному налогу, по которому имеются недоимки и пени до 2015 года.
Отдельно рассматривается отсрочка — изменение срока уплаты. Ее следует отличать от рассрочки — она к налоговым льготам не относится, а лишь дает право на внесение платежа частями за оговоренный период.
Такого понятия, как льготная система налогообложения, законодательство не содержит. Обычно под ним подразумевается специальный режим. Он освобождает отдельные категории субъектов от части обязательных платежей.
К таким режимам, рассматриваемым в разделе VIII НК РФ, относятся:
единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН, глава 26.1);
упрощенная система (УСН, глава 26.2);
единый налог на вмененный доход (ЕНВД, глава 26.3);
режим при выполнении соглашения о разделе продукции (глава 26.4);
патентная система (ПСН, глава 26.5).
Субъекты предпринимательства, подпадающие под эти режимы, вносят в бюджет особые платежи. Они меньше, чем сумма тех, от которых законодательство их освобождает.