Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нововведения с 1 января 2022 ГИБДД». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Когда будет нужна водительская медицинская справка в 2022 году
- Каких врачей нужно будет пройти, чтобы получить медсправку для водителей
- Зачем придется сдавать анализы крови и мочи
С 1 января 2022 года в России изменится порядок прохождения медицинской комиссии при сдаче на права или их обмене. Что нового ждет водителей и как будет выдаваться медсправка, читайте в материале.
Новшества ГИБДД в 2022 году: что ждет водителей
Главное изменение ПДД с 1 января 2022 года – разрешение обучать вождению на автомагистралях. В хороших автошколах это практиковалось и раньше. Потому что неразумно впервые выпускать на скоростную дорогу водителя, только что получившего права, и не имеющего никакого понятия о реальных условиях автомагистрали. Но инструкторам для этого требовалось получить специальное разрешение. Теперь оно отменено.
Степень готовности ученика к скоростной дороге вправе определить сами инструктор.
Обучение на профессиональные категории, связанные с пассажирскими перевозками, стало доступно лишь с 20 лет. Кардинальных изменений по несовершеннолетним нет: учиться можно с 16, но получить права — только в 18, не раньше.
Однако если прежде несовершеннолетние учились в автошколах как бы «неофициально» (могли взять, если к моменту окончания курса 18 лет должно было исполниться), теперь шестнадцатилетний подросток имеет на это законное право.
Ужесточились требования к проверке лицензирования автошкол. Выпускников школы, срок лицензии которой истек на момент экзамена, к сдаче не допустят. Так что этот момент следует внимательно проверять перед началом обучения.
С сентября «площадка» и «город» будут объединены в один экзамен. Навыки маневрирования экзаменуемому придется демонстрировать в условиях реального движения по городу. Очевидно, сдать экзамен станет сложнее.
«Бумажный» полис можно с собой не возить. Инспектор обязан проверить его наличие в электронном виде. Теперь это официальная норма ПДД, введенная в действие еще в 2022 году, но остающаяся актуальной и достаточно новой. В первую очередь – для сотрудников ГИБДД.
Впрочем, некоторые эксперты настроены скептически и рекомендуют при поездках в отдаленные регионы все-таки брать с собой полис. «В глубинке» могут быть проблемы со связью. При отсутствии полиса ОСАГО инспектор может оштрафовать водителя, но такие действия будут незаконны.
Оспорить наложение штрафа впоследствии, конечно, будет просто, но лишняя нервотрепка все равно обеспечена.
Для легковых автомобилей он вырос больше, чем на 100%. В большинстве случаев это «головная боль» производителей. Хотя, как посмотреть – естественно, это отразится на цене новых машин.
Сбор на утилизацию платится только один раз за все время эксплуатации машины. Покупателям машин «с пробегом» следует обратить внимание на этот момент. Если предыдущий владелец машины его не оплатил – платить придется вам. Информация об уплате утилизационного сбора должна быть внесена в ПТС.
Медкомиссия-2022: что изменится для водителей
Возможное изменение «не штрафуемого» предела превышения скорости и увеличение размера штрафов за это нарушение вызывали большое беспокойство водителей на протяжении всего прошлого года. Пока ничего в этой области не изменилось, но и опасность не миновала.
ГИБДД продолжает попытки убедить правительственную комиссию по безопасности дорожного движения в необходимости принятия «драконовских» мер для любителей быстрой езды.
В частности, предлагается от 2 до 4 раз увеличить штрафы и начать применять санкции не с +20 км/ч относительно ограничений, а +10 км/ч или даже с нуля.
На данный момент законопроект не принят, и даже особо не обсуждается. То есть, изменения ПДД 2022 года, скорости и штрафов за ее превышения не касаются. Но эксперты не исключают, что это может произойти. Возможно даже до конца года.
В Минпромторге анонсировали работу над возможным пересчётом так называемого налога на роскошь — его приходится уплачивать всем, кто купил автомобиль дороже 3 миллиона рублей. Однако ценовой коридор не менялся с 2014 года.
Эксперты ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) подсчитали, что с тех пор средняя цена на автомобили выросла примерно на 60%. Дилеры полагают, что повышенный налог нужно брать с владельцев автомобилей дороже 5–7 млн рублей. Согласятся ли с этим показателем чиновники, станет понятно не позднее марта — именно тогда Минпромторг публикует актуализированные справочники со свежим перечнем моделей, попадающих под повышенный налог.
С 9 января 2022 года вступают в силу изменения в систему расчёта стоимости полиса ОСАГО: тарифный коридор стал шире, поменялся ряд коэффициентов КБМ. Для легковых автомобилей физических лиц тарифный коридор расширен на 10% в обе стороны и теперь находится в диапазоне от 2224 до 5980 рублей. Для автобусов и троллейбусов расширение составило 4,9%, а для такси — сразу 30% (от 2014 до 12 505 рублей).
Кроме того, меняются некоторые территориальные коэффициенты. Для Москвы, Санкт-Петербурга и Казани коэффициент понизят, для Севастополя, Симферополя и Магадана — увеличат. Коэффициент для молодых и неопытных водителей вырос, а для опытных уменьшился. Наконец, полисы для водителей, регулярно попадающих в аварии, стали дороже. Автомобилисты с 10 годами безаварийной езды смогут воспользоваться коэффициентом 0,46, а виновники трёх аварий за год — 3,92. Но эти поправки вступят в силу с 1 апреля.
Летом субъекты должны получить право самостоятельно рассматривать факты нарушений с автоматических дорожных камер и выносить административные постановления без участия сотрудников ГИБДД. Это указание тоже дал президент. Такое решение позволит разгрузить инспекторов Госавтоинспекции, которые сейчас физически не успевают вовремя отсматривать все нарушения с камер и оформлять постановления о штрафах.
Как считает эксперт в области фотовидеофиксации Григорий Шухман, часть фиксаций просто «сгорает» до того, как попадёт на рассмотрение к сотрудникам ГИБДД. При этом материалов для обработки будет только больше: согласно федеральной программе «Безопасные и качественные автодороги», количество камер планируется наращивать и дальше. А перспектива запуска «Народного инспектора» увеличит поток нарушений, которые станут фиксировать граждане. Предложенные изменения позволят сотрудникам ГИБДД сосредоточиться на работе на дорогах и на личном оформлении постановлений.
К 1 марта 2022 года планируется обновить перечень неисправностей, при которых эксплуатация автомобиля запрещена. В список войдут штрафы за установку шин разного размера, изношенных шин, а также за использование шин не по сезону. Также водителей хотят наказывать за неисправные фары, неработающие стеклоочистители и закрывающие обзор видеорегистраторы. Штрафы будут оформлять по ст. 12.5 КоАП на 500 рублей.
Все новые штрафы ГИБДД 2022. Водителям мало не покажется (полная таблица)
В 2022 году продолжится работа над новым КоАП. Пока в Минюсте не публикуют актуальную версию документа с учётом последних предложений, однако близкие к разработке документа источники уверяют, что новая версия будет значительно отличаться от текущей. Пока точно известно, что в новом КоАП предусмотрены повышенные штрафы за управление автомобилем в нетрезвом виде и c одновременной перевозкой несовершеннолетнего — за это будут штрафовать на 50 тыс. рублей и лишать прав на 2–3 года.
Также в КоАП могут появиться повышенный штраф за повторное нарушение правил тонировки, штрафы за систематические нарушения ПДД, мойку автомобиля на газоне и ужесточение ответственности за управление автомобилем с нечитаемыми номерами.
Осенью 2021 года в МВД России решили прекратить оформление штрафов за превышение средней скорости на участке дороги. Как уточнил эксперт Григорий Шухман, поводом стало отсутствие нужных норм в законодательстве. И только при появлении такой нормы в КоАП штрафы получится вернуть. В Ассоциации производителей дорожных камер «Око» ранее направили в Минюст предложения о включении этой нормы в КоАП. Там рассказали, что с технической точки зрения для контроля средней скорости на дорогах всё готово.
В 2022 году правительство продолжит дискуссию о возможной отмене нештрафуемого превышения скорости +20 км/ч и введении лимита в +10 км/ч. Об этом в интервью изданию «Ведомости» рассказал зампредседателя правительства, председатель комиссии по безопасности дорожного движения Марат Хуснуллин.
«Когда ты порог превысил на 10 км/ч и тебя оштрафовали — это крайне неприятно. Но как председатель комиссии по безопасности дорожного движения должен заметить, что мы более 60 000 человек теряем в год на дорогах», — объяснил вице-премьер.
Традиционно, с 1 января каждого года в России повышаются ставки акцизов. Не стал исключением и 2022 год.
Акцизы на легковые автомобили и мотоциклы
Акцизы на новые легковые автомобили и мотоциклы с 1 января 2022 года вырастут на 4%. Так выглядят актуальные значения акцизов (ставка за каждую л.с.):
Согласно Федеральному закону №336, с 1 января 2022 года закреплена возможность применения электронных перевозочных документов на автомобильном транспорте.
С января 2022 года всем участникам перевозочного процесса на автомобильном транспорте (а это грузоотправители, перевозчики, грузополучатели, операторы электронного документооборота, контрольно-надзорные органы) будет предоставлена возможность обмена транспортными накладными в электронном виде через государственную информационную систему электронных перевозочных документов. Оператором системы определён Минтранс России.
С учётом накопленной практики добровольного применения электронных транспортных накладных Минтранс России подготовит предложения по закреплению обязанностей их использования, но уже с 2023 года. То есть если, с 1 января 2022 года электронные накладные будут применяться на добровольной основе, то с 2023 года это станет обязательным.
Следующим этапом развития электронного документооборота на автомобильном транспорте станет перевод в электронную форму путевых листов.
С 1 января 2022 года вносятся изменения в порядок регистрации транспортных средств в Федеральном реестре инвалидов. Напомним, с 1 июля 2020 года для получения права бесплатной парковки на транспортные средства, управляемые инвалидами или перевозящие инвалидов, необходимо зарегистрировать сведения о них в этом реестре.
Согласно приказу Минтруда №679н от 6 октября 2021 года, с 1 января 2022 года из перечня способов для внесения информации исключается личный кабинет Федерального реестра инвалидов. То есть, в 2022 году для этого останутся лишь два способа:
- электронная подача сведений через портал Госуслуг;
- подача сведений при личном посещении МФЦ.
С 1 января 2022 года тахографы должны быть установлены на городских автобусах категорий М2 (до 5 тонн) и М3 (свыше 5 тонн). Такие требования указаны в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2020 года N 1998 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий».
С 1 января 2022 года оформление разрешения на перевозку опасных грузов допускается осуществлять в электронном виде через Портал Госуслуг. При этом, если документы подаются в электронном виде, то и само разрешение будет выдано в электронном формате — в срок, не превышающий 1 дня с момента принятия решения (Приказы Минтранса №439 от 28 октября 2020 г. и №304 от 12 августа 2020 г.).
С 1 января 2022 года в случае возникновения спорной ситуации со страховой компанией по ОСАГО обратиться к финансовому уполномоченному (омбудсмену) для досудебного урегулирования можно будет только при наличии учётной записи на портале Госуслуг — ей данные будут использоваться для авторизации.
В 2022 году в КоАП собираются внести ряд поправок, касающихся автомобилистов. Самое обширное изменение, о котором нам сейчас известно, коснется обновления штрафов.
Что ждёт водителей в 2022 году: новые штрафы, медсправки и налог на роскошь
С 12 июля 2021 года предусмотрен обновленный штраф за управление автомобилем в пьяном виде. Если водитель ранее уже был судим, был виновником ДТП с пострадавшими и погибшими, и сел за руль нетрезвым в третий раз, то ему придется заплатить штраф в размере от 300 до 500 тыс. рублей. В дополнению к этому его приговорят к принудительным работам до трех лет.
В начавшемся году в Кодексе об административных правонарушениях должны появиться новые поправки, которые предусматривают ужесточение ответственности автомобилистов. Они еще не приняты, но знать о них все же стоит. «РГ» выделила ключевые моменты, на которые водителям стоит обратить внимание.
Штрафы за тонировку в 2022 году
Предлагается ужесточить наказание за усиленную тонировку стекол. За затемнение остекления не по ГОСТу предусмотрено наказание в виде штрафа в 3 тыс. рублей. Точно не понравятся нововведения также любителям ездить с нечитаемыми номерными знаками.
За такого рода нарушение планируется штрафовать на 5 тыс. рублей, а в случае рецидивов — лишать прав на срок до трех месяцев. Напомним, что сейчас за чрезмерную тонировку и заляпанные грязью номера наказание символическое — штраф в 500 рублей.
Еще одно важное изменение, заложенное в проекте нового кодекса, касается перевозки детей. Если маленькие пассажиры «транспортируются» без специального автокресла или бустера, сумма наказания увеличится с 3 тыс до 5 тыс. рублей.
В то же время езда в пьяном виде с ребенком в салоне выльется нарушителю в 50 тыс. рублей штрафа и лишение прав до 3 лет (сейчас — 30 тыс. руб. и лишение прав до 2 лет).
Следующая группа штрафов связана с характером вождения. Так, штраф за остановку на автомагистрали за пределом специальной стоянки предложили увеличить с 1 тыс. рублей до 3 тыс. рублей. Серьезное наказание предусмотрено также для «лихачей».
А именно в проекте измененного Кодекса об административных правонарушениях вводится понятие «опасное вождение», что подразумевает ряд опасных маневров (от дрифта на дорогах общего пользования, до отказа уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения и резкого торможения, если оно не требуется для предотвращения ДТП и езду «шашечками») и штраф в размере 3000 рублей.
Подчеркнем, что наказывать водителей за агрессивную езду начнут посредством камер фото-и видеофиксации.
Все изменения штрафов с января 2022 года – где правда, а где нет?
Неоднократный отказ остановить машину по требованию полиции выльется в 40 тыс. рублей штрафа или лишение прав до полутора лет.
Кроме того, в новом Кодексе предусмотрено наказание за три грубых нарушения ПДД в течение года. Таких нарушителей планируется штрафовать на сумму от 10 до 30 тыс. рублей или даже лишать водительских прав на срок до полутора лет.
Добавили в проект нового КоАП и санкции за сброс мусора из автомобиля. В прежней редакции ее не было. Такая норма вносится по инициативе заксобраний Москвы и Подмосковья.
Для физлиц она предусматривает штраф от 2 до 3 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей штраф вырастает до 20 — 60 тысяч рублей с конфискацией автомобиля, а для юрлиц — до 30 — 100 тысяч рублей с конфискацией машины. Но речь идет не о выброшенном окурке из окна машины, а именно о сбросе мусора в неположенном для этого месте, например, на обочине или в лесу.
Медицинское освидетельствование проводится в отношении 3-х категорий лиц.
КАТЕГОРИЯ | ПРИЧИНА ПРОВЕНИЯ |
Кандидаты в водители транспортных средств | – |
Водители т/с | В связи с:
|
Водители т/с | Когда при проведении обязательного периодического медосмотра выявлены симптомы и синдромы заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медпоказаниями или медограничениями к управлению и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения. |
Это осмотры и обследования, инструментальное и лабораторные исследования в следующем объеме:
- осмотр терапевтом или врачом общей практики (семейным врачом);
- осмотр офтальмологом;
- обследование психиатром;
- обследование психиатром-наркологом;
- осмотр врачом-неврологом (обязателен при категориях “C”, “D”, “CE”, “DE”, “Tm”, “Tb” и подкатегорий “C1”, “D1”, “C1E”, “D1E”). Для иных категорий и подкатегорий проводится по направлению терапевта или врача общей практики при выявлении симптомов и синдромов заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием, показанием или ограничением к управлению т/с;
- осмотр оториноларингологом (обязателен для категорий “C”, “D”, “CE”, “DE”, “Tm”, “Tb” и подкатегорий “C1”, “D1”, “C1E”, “D1E”);
- электроэнцефалография (обязательна для категорий “C”, “D”, “CE”, “DE”, “Tm”, “Tb” и подкатегорий “C1”, “D1”, “C1E”, “D1E”). Для водителей иных категорий и подкатегорий проводится по направлению невролога при выявлении симптомов и синдромов заболевания (состояния), выступающего медицинским противопоказанием к управлению;
- определение наличия психоактивных веществ в моче и лабораторные исследования крови и/или мочи на определение хронического употребления алкоголя в целях диагностики психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением (когда обязательны, см. подраздел выше).
7 новых штрафов для водителей в КоАП 2022
В случае выявления симптомов и синдромов заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием к управлению транспортным средством, он направляет на психиатрическое освидетельствование врачебной комиссией медицинской организации.
При отказе водителя от её прохождения справку по результатам обследования психиатр не выдает.
Подтверждающие химико-токсикологические исследования пробы мочи проведут независимо от результатов в случае выявления психиатром-наркологом не менее 3-х из следующих клинических признаков:
- неадекватность поведения, в том числе сопровождающаяся нарушением общественных норм, демонстративными реакциями, попытками диссимуляции;
- заторможенность, сонливость или возбуждение;
- эмоциональная неустойчивость;
- ускорение или замедление темпа мышления;
- гиперемия или бледность, мраморность кожных покровов, акроцианоз;
- инъецированность склер, гиперемия или бледность видимых слизистых;
- сухость кожных покровов, слизистых или гипергидроз;
- учащение или замедление дыхания;
- тахикардия или брадикардия;
- сужение или расширение зрачков;
- вялая реакция зрачков на свет;
- двигательное возбуждение или заторможенность;
- пошатывание при ходьбе с быстрыми поворотами;
- неустойчивость в позе Ромберга;
- ошибки при выполнении координационных проб;
- тремор век и (или) языка, рук;
- нарушение речи в виде дизартрии;
- признаки внутривенного введения средств (веществ), включая следы от инъекций.
Еще более 4 лет назад в МВД посчитали, что Правила дорожного движения нуждаются в доработке – оказалось, что за последние годы на улицах появилось слишком много электросамокатов, моноколес, сигвеев и других средств передвижения. До настоящего момента с точки зрения ПДД они не существуют – это либо пешеходы (если двигатель маломощный), или водители мопедов, что не совсем соответствует действительности.
Первая версия поправок к ПДД появилась в 2020 году, но затем к документу появилось много дополнений – в результате, когда все это будет принято окончательно, в ПДД появится много нового.
Долгие обсуждения и дискуссии относительно обязательного техосмотра личного транспорта, наконец, завершились. Вместо большой реформы ТО, которая планировалась на 1 марта 2021 года водителям автоматически продлили диагностические карты, а затем – и вообще отменили техосмотр для большинства водителей.
Депутаты по предложению ГИБДД подготовили законопроект, отменяющий техосмотр для легкового транспорта, который используется в личных целях. Документ уже принят в первом чтении, и он предполагает, что личные автомобили и мотоциклы, принадлежащие частным лицам и не используемые в коммерческой деятельности, будут проходить техосмотр только при двух условиях:
- транспортному средству 4 года и более;
- ТС переоформляется в ГИБДД на нового собственника.
Кроме того, проходить техосмотр нужно будет при узаконивании переоборудования автомобиля (например, если автомобиль переводится на газовое топливо).
Соответственно, закон вводит обязанность проходить техосмотр, меняя владельца авто (сейчас для этого нужен полис ОСАГО, а его без техосмотра не выдают). При этом автомобиль проходит еще и осмотр у инспектора (тот сверяет номера кузова и агрегатов и проверяет наличие оригинальных комплектующих в автомобиле).
Также была инициатива ввести дополнительные скидки на ОСАГО для водителей ТС, которые пройдут техосмотр добровольно – но на данный момент об этом ничего не известно.
До сих пор не отменен закон, вводящий с 1 марта 2022 года штраф за езду на автомобиле без техосмотра. Штрафы, как планировалось, будут выписываться с камер фотофиксации – но после отмены техосмотра и штрафы, вероятно, тоже будут отменены.
6 сентября 2021 года по всей России стартовал эксперимент по электронным документам водителей. С этой даты Минцифры запустило приложение «Госуслуги Авто», при помощи которого водители могут предъявлять свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) в виде QR-кода на экране телефона. Однако, так как это лишь эксперимент, сотрудники ГИБДД вправе потребовать предъявить оригинал документа.
По информации Минцифры, экспериментальный режим будет действовать до конца 2021 года. В случае внесения необходимых изменений в нормативно-правовые акты, электронный дубликат СТС в приложении может стать полноценным документом уже с 1 января 2022 года.
Еще в 2021 году планировался запуск открытой цифровой платформы МВД с информацией о нарушителях правил дорожного движения. В базу данных будут загружены данные о водителях, лишённых прав, а также о злостных нарушителях ПДД.
Наличие открытой базы данных позволит проверять водителей на предмет злостных и многократных нарушений, а также лишения прав. Это будет полезно, к примеру, при приёме на работу водителей в такси, в пассажирских и грузовых перевозках.
Сервис проверки данных по водительским правам есть и сейчас — он доступен на официальном сайте ГИБДД. Однако, он позволяет только факт выдачи или лишения водительских прав — информации о нарушениях ПДД там нет. Кроме того, текущий сервис не поддерживает пакетную загрузку данных, то есть при массовом наборе водителей информацию каждого придётся проверять отдельно.
Еще с ноября 2019 года в России должна была измениться процедура прохождения медосмотра для получения водительских прав. Предполагалось, что при прохождении медосмотра на права придётся сдавать два дополнительных анализа:
- определение наличия психоактивных веществ в моче;
- качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови.
Определение наличия психоактивных веществ в моче было призвано выявлять водителей, употребляющих наркотики. Качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови – анализ, направленный на выявление хронического употребления водителем алкоголя.
Данные анализы стоят недешёво, поэтому после их введения стоимость медсправки для водителей должна была существенно вырасти.
Поэтому, Минздрав уже неоднократно откладывал эти поправки: сперва на 1 июля 2020 года, затем на 1 января 2021 года, а прямо в канун Нового года новые правила спешно отложили ещё на год – до 1 января 2022 года.
На портале проектов нормативно-правовых актов опубликован проект приказа об электронном взаимодействии между МВД и Минздравом. Как говорится в пояснительной записке, на сегодняшний день отсутствие информационного взаимодействия между двумя ведомствами приводит к тому, что зачастую после выдачи водительских прав у граждан выявляют медицинские противопоказания к управлению автомобилем. Однако, такие водители продолжают управлять автомобилем, подвергая себя и окружающих опасности. В связи с этим, МВД России совместно с Минздравом подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения».
Согласно федеральному закону №105-ФЗ, в Налоговый кодекс РФ внесены поправки, освобождающие от уплаты двух видов госпошлины:
- за выдачу национального водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) гражданам, подлежащим призыву на военную службу и прошедшим подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, на основании удостоверений (свидетельств), подтверждающих получение гражданами соответствующей военно-учетной специальности и выдаваемых в порядке, установленном Минобороны;
- за выдачу национального водительского удостоверения, подтверждающего право на управление транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1», гражданам, проходящим военную службу по призыву.
Документ вступит в законную силу с 1 января 2022 года.
С 1 января 2022 года тахографы должны быть установлены на городских автобусах категорий М2 (до 5 тонн) и М3 (свыше 5 тонн).
Такие требования указаны в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2020 года N 1998 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий».
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
С 10 января вступил в силу федеральный закон №458, дополняющий Уголовный кодекс новой статьей 264.2 «Нарушение ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами». Она направлена против водителей-рецидивистов, ранее отправленных на скамейку запасных за превышение скорости на 60 км/ч и выезд на полосу встречного движения или трамвайные пути встречного направления.
1 марта вступит в силу приказ Министерства здравоохранения, вносящий изменения в порядок получения медицинских справок. В том числе для водителей, желающих поменять права по истечении срока действия. Как следует из соответствующего документа, теперь психоактивные вещества будут выявлять с помощью предварительных и подтверждающих химико-токсикологических исследований.
Новые правила для получения медсправки
У сотрудников ГИБДД может появиться право на запрет эксплуатации автомобилей. Согласно новому законопроекту, который был подготовлен МВД и до конца 2020 года должен поступить в правительство, такую санкцию инспекторы Госавтоинспекции смогут применять в случае выявления на дороге машины с неисправностью, при которой эксплуатация запрещена. К примеру, если у автомобиля не горит фара в темное время суток или не работают стеклоочистители во время дождя, на водителя оформят протокол по ст. 12.5 КоАП, запретят ехать дальше и дадут 72 часа на устранение неисправности. Если поломка будет менее серьезной, автомобилисту разрешат продолжить движение, но срок на ремонт останется таким же.
Уже скоро помимо обычных проверок на состояние алкогольного и наркотического опьянения инспекторы ГИБДД смогут проводить и так называемые мгновенные тесты. Для этого на вооружение гаишников поступят специальные приборы, о которых в середине ноября рассказывал глава ГУОБДД РФ Михаил Черников. По его словам, устройства будут срабатывать за 15 секунд, что позволит инспектору оперативно установить, употреблял ли водитель запрещенные вещества.
«Это не алкотестер — это средство индикации, это возможность установления употребления не только спиртных напитков, но и наркотических веществ. И это поможет ограничивать дорожное движение (потребителей спиртного и наркотиков, — прим. ред.). Такие проверки должны быть внедрены», — заявлял Черников РИА Новости.
Другая санкция, которая может ждать автомобилистов, — конфискация транспортного средства. В данном случае речь идет о наказании для водителей, которые повторно сели за руль в нетрезвом виде. Предполагается, что их машины будут конфисковывать, а в дальнейшем — продавать на специальных аукционах в пользу государства. Мера обсуждается уже полтора года, причем за ее введение высказался глава ГИБДД Михаил Черников. «Мы надеемся, что в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях наша позиция будет учтена. Это вынужденная мера, без которой не обойтись. Слишком высокую цену платит общество за употребление алкоголя за рулем», — отмечал главный инспектор страны.
А вот еще одно право могут получить не только инспекторы ГИБДД, но и вообще все сотрудники полиции. Речь идет о вскрытии автомобилей для спасения жизни граждан, предотвращения преступления или в целях обеспечения безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях.
Мера обсуждается с апреля 2020 года. В частности, предполагается, что вскрывать автомобили полицейские смогут, если подозреваемый находится в машине в состоянии опьянения или если у них есть подозрение, что в автомобиле имеются предметы, изъятые из гражданского оборота.
В начале декабря 2020 года Госдума уже приняла законопроект в первом чтении. В настоящее время документ проходит доработку Комитетом Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, поправки будут представлены к 6 января 2021 года. После этого законопроект рассмотрят во втором чтении, вероятнее всего — весной 2021 года.
Наконец, у ГИБДД должна появиться возможность активнее привлекать к ответственности водителей автомобилей, зарегистрированных за пределами России. О мерах по ужесточению неотвратимости наказания для нарушителей из-за границы говорят не первый год, но в 2020-м власти постепенно приступили к реализации данного плана. В частности, между МВД и Федеральной таможенной службой (ФТС) уже налажен обмен данными о владельцах временно ввезенных транспортных средств. Таким образом, ГИБДД уже может получить информацию об автомобиле с иностранными номерами, наличии у него неоплаченных штрафов и т. д. Более того, в некоторых регионах — например в Москве — камеры уже фиксируют нарушения «зарубежных» автомобилей.
«Комплексы фотовидеофиксации распознают иностранные государственные знаки всех стран, — пояснили Дрому в пресс-службе московского ЦОДД. — Обработка проходит в несколько этапов. Сначала система сама автоматически отсеивает часть материалов, на которых нет признака нарушений. Затем материалы попадают в ЦОДД, где проходят первичную обработку. Она также автоматическая. Проверенный фотоматериал попадает сотруднику, который удостоверяется, что техника не совершила ошибки. Затем материалы передаются в ГИБДД или МАДИ, где и принимается решение о вынесении постановления», — отметили в ЦОДД, добавив, что сведения о принадлежности машины приходят от ФТС, а письма с постановлениями отправляются по международным каналам почтовой связи.
Тем не менее иностранцы, в отличие от россиян, могут спокойно ездить по территории РФ даже при наличии долгов по штрафам.
Хотя инспекторы ГИБДД эпизодически проверяют водителей ТС с иностранными номерами на наличие задолженности, срок привлечения к ответственности составляет лишь два месяца. К тому же если водитель не является собственником машины, он всегда может потребовать привлечь к ответственности за задолженность именно последнего. А вот наказать собственника, проживающего за границей, уже будет проблематично. К тому же у ФТС нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС, — т. е. в Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстане.