Учетная политика с 2022 года казенное учреждение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика с 2022 года казенное учреждение». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Прежде чем говорить об изменениях учетной политики 2022, напомним ее общие правила. В соответствии с п. 5, 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика должна применяться последовательно из года в год, а изменение учетной политики может производиться только в случаях:

  • изменения требований законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов;
  • разработки или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, приводящего к повышению качества информации об объекте учета;
  • существенном изменении условий деятельности организации.

Измененная учетная политика должна применяться с начала года, с которого компания вносит изменения (п. п. 10, 12 ПБУ 1/2008)

Так с 1 января 2022 года станут обязательными к применению четыре новых стандарта по бухгалтерскому учету:

  • по основным средствам,
  • по капитальным вложениям,
  • по аренде,
  • по документообороту,

а ранее действующие стандарты и методические рекомендации к ним утрачивают силу. Таким образом, необходимо в учетной политике на 2022 год кардинально пересмотреть ранее установленные нормы с учетом требований новых ФСБУ.

Для начала напомним общий алгоритм формирования положений учетной политики организации:

  • если федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) устанавливает один способ бухгалтерского учета по конкретному вопросу — выбирается этот способ;
  • если ФСБУ устанавливает несколько допустимых способов бухгалтерского учета по конкретному вопросу — выбирается один из возможных;
  • если ФСБУ не содержит допустимые способы бухучета по конкретному вопросу — организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь, в первую очередь, к стандартам МСФО, затем к федеральным (ПБУ, ФСБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1 ПБУ 1/2008).

Учетная политика на 2022 год. Что отразить по новым ФСБУ

ФСБУ 25/2018 с 1 января 2022 года стало обязательным к применению также всеми компаниями, за исключением организаций госсектора, при отражении в учете операций по сдаче или получении имущества в аренду и лизинг.

Стандарт не применяется при отражении операций по аренде:

  • участков недр для геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых;
  • результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, а также материальных носителей, в которых эти результаты и средства выражены;
  • объектов концессионного соглашения.

Отметим наиболее важные моменты, которые необходимо отразить в учетной политике:

1. Возможность у арендатора не отражать предмет аренды в качестве ППА

В п. 11 ФСБУ 25/2019 отражены условия при которых арендатор может не признавать предмет аренды и не признавать обязательство:

  • срок аренды не превышает 12 месяцев на дату предоставления предмета аренды;
  • рыночная стоимость предмета аренды без учета износа (то есть стоимость аналогичного нового объекта) не превышает 300 000 руб.
  • если компания-арендатор вправе вести упрощенный бухучет и не планирует выкупать предмет аренды (по условиям договора) или сдавать его в субаренду.

2. Использование исключений, упрощений и допущений, отраженных в п. 50 — 52 ФСБУ 25/2018.

При применении ФСБУ 25/2018 разрешен только ретроспективный переход, с предусмотренными для ряда случаев исключениями из этого порядка, облегчающими переход на новый порядок учета и применяемыми в добровольном порядке (п. 50 — 52 ФСБУ 25/2018).

Например, разрешено не применять ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» в отношении договоров аренды, исполнение которых истекает до конца 2022 г. (п. 51 ФСБУ 25/2018).

Или применять стандарт только в отношении договоров аренды, исполнение которых начинается с 1 января 2022 года (для компаний, которая вправе применять упрощенные способы учета).

Только арендаторы вместо ретроспективного пересчета, могут по каждому договору аренды единовременно признать на конец года, предшествующего переходу, право пользования активом и обязательство по аренде с отнесением разницы на нераспределенную прибыль.

3. Порядок учета операций по договорам аренды и описание методики оценки показателей у арендатора и арендодателя.

  • Арендодателю нужно отразить:
    • порядок признания доходов при операционной аренде — равномерно или на основе другого систематического подхода, отражающего характер использования арендатором экономических выгод от предмета аренды.
    • при наличии права применять упрощенные способы учета — решение учитывать любую аренду как операционную (за исключением договоров, по которым право собственности на объект аренды переходит к арендатору или которые он имеет право выкупить по цене значительно ниже справедливой стоимости) (п. 28 ФСБУ 25/2018).
  • Арендатору:
    • порядок признания арендных платежей в качестве расхода (равномерно или иным способом) по договорам, по которым организация воспользовалась правом не признавать предмет аренды в качестве ППА и не признавать обязательство по аренде;
    • порядок определения фактической стоимости ППА и первоначальной оценки задолженности по аренде в случае применения упрощенных способов ведения бухучета (п. п. 13, 14 ФСБУ 25/2018).

4. Способы амортизации, сроки полезного использования, последующая оценка, переоценка права пользования активом (ППА) у арендатора.

Учет права пользования активом у арендатора осуществляется в том же порядке, что и учет основных средств организации, схожих по характеру использования (п. п. 10, 16, 17 ФСБУ 25/2018, п. 38 ФСБУ 6/2020).

То есть необходимо установить порядок определения срок полезного использования и начисления амортизации, за исключением случаев, когда схожие по характеру использования активы не амортизируются, такие как: земельные участки, если предусмотрен переход права собственности по окончании аренды, активы, попадающие под определение инвестиционной недвижимости и оцениваемые по переоцененной стоимости. Амортизация по таким ППА не начисляется (п. п. 10, 17 ФСБУ 25/2018, п. 28 ФСБУ 6/2020). По мнению, отраженному в письме Банка России от 24.10.2019 N 17-1-2-6/865, МСФО (IFRS) 16 не предусматривает исключения в отношении амортизации актива, представляющего собой право пользования земельным участком. Земельный участок имеет неограниченный срок полезного использования, срок полезного использования актива в форме права пользования строго ограничен сроком аренды.

Таким образом, актив в форме права пользования, являющийся земельным участком, должен амортизироваться в течение срока аренды.

В учетной политике на 2022 год по ФСБУ 27/2021 нужно подкорректировать буквально пару пунктов:

1. Порядок исправления первичных учетных документов и регистров бухучета.

Выбор способов исправления бумажных и электронных документов приведен в п. 18-22 ФСБУ 27/2021.

Например, исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, допустимо только корректурным способом: путем зачеркивания ошибочного текста или суммы и указания исправленного текста или суммы над зачеркнутым. Исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, путем составления нового (исправленного) документа не допускается.

Исправление в регистре бухгалтерского учета, составленном на бумажном носителе, допустимо корректурным способом, либо путем исправительной записи по счетам бухгалтерского учета.

Исправление первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, составленных в виде электронного документа, допустимо путем составления нового (исправленного) электронного документа.

2. Порядок хранения документов и доступ к ним.

Срок хранения нужно увеличить до 5 лет. (ч. 1 ст. 29 Закона о бухгалтерском учете). Конкретные сроки хранения нужно установить на основании Налогового кодекса РФ, Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденного Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236.

Запрещен перевод документов, составленных на бумажном носителе, в электронный вид с целью последующего хранения.

Должно быть обеспечено информирование главного бухгалтера (иного соответствующего лица) о доступе к архивам документов.

3. К учетной политике нужно приложить график документооборота.

Требования к организации документооборота в компании отражены в п. 28-30 ФСБУ 27/2021.

График документооборота в учетной политике 2022 должен обеспечить, в частности, своевременное отражение в учете объектов бухучета, в том числе передачу первичных учетных документов для регистрации сведений из них в регистрах бухучета и бухгалтерской отчетности.

При проведении аудита в АКГ «ПРАВОВЕСТ Аудит» эксперты и аудиторы консультируют по вопросам применения новых ФСБУ. Также мы оказываем услуги по актуализации учетной политики.

Узнать об изменениях по НДС, налогу на прибыль, страховым взносам, НДФЛ и налогу на имущество организаций вы можете в Шпаргалке от аудиторов и экспертов «Самые важные изменения по налогам и взносам с 1 января 2022 года».

  1. Если вы планируете с 1 января 2022 года применять иной режим налогообложения, этот пункт обязательно нужно прописать в учетной политике по налоговому учету. Напомним! Правительство планирует ввести новый налоговый режим для малого бизнеса. Подробнее о новом режиме читайте здесь.
  2. В связи с введением нового ФСБУ по учету аренды с 2022 года в налоговый кодекс также были внесены изменения. Согласно нововведениям при расчете налога на имущество нужно определить в учетной политике, как будут учитываться следующие нововведения в отношении арендных площадей:
  • на чьем балансе будет отражен актив, т.к. его с 2022 года можно будет отразить как на балансе арендатора, так и на балансе арендодателя;
  • по какой стоимости учитывать стоимость актива, т.к. его стоимость может отличаться от исторической стоимости.

О других нововведениях в части налога на имущество читайте в статье «Налог на имущество: изменили сроки уплаты, частично отменили декларацию».

3. Налоговые регистры — обязательное приложение к учетной политике предприятия. Если вы вносите в них изменения, этот момент обязательно нужно зафиксировать в учетной политике.

Налоговые регистры, как правило, разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно. Документ в обязательном порядке должен содержать следующие реквизиты (ст. 313 НК РФ):

  • наименование регистра;
  • период (дату) его составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистра.

Новое в учетной политике на 2022 год

\n\n

Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.

\n\n

Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.

\n\n

\n\n

Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.

\n\n

На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.

\n\n

\n\n\n\n

СПРАВКА

\n\n\n

Приказ разрешено составить в свободной форме. Главное, поставить номер, дату и подпись. А также перечислить лиц, которые отвечают за соблюдение УП.

\n\n\n\n\n

Что касается самой политики, то ее можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.

\n\n

\n\n

По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.

Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.

Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.

Учетная политика организации: образцы на 2022 год, как составить, примеры

По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.

В связи ФСБУ 27/2021 в Учетной политике на 2022 году изменений не много. Нужно откорректировать всего несколько пунктов.

  1. Вписать сам факт перехода на ФСБУ 27/2021.
  2. Изменить срок хранения документов.
  3. Описать порядок исправления документов.

Применение нового ФСБУ в учетной политике на 2022 можно записать так:

Организация ведет документооборот и оформляет первичные бухгалтерские документы в соответствии с ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете».

В учетной политике на 2022 год по ФСБУ 27/2021 нужно скорректировать срок хранения документов. Теперь он составляет 5 лет.

В учетной политике на 2022 год можно записать так:

Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

С учетом ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» внести изменения в учетную политику нужно всем арендаторам. Нужно либо отредактировать имеющие пункты, либо внести новые, где прописаны:

  • счета бухучета, где отражаются права пользования активами (ППА);
  • случаи для упрощенного способа аренды по пункту 11 ФСБУ 25/2018, когда не признаются права пользования активами и обязательства по аренде;
  • порядок признания доходов от операционной аренды;
  • применение упрощенного перехода на новые правила вместо ретроспективного;
  • неприменение новых правил к договорам, истекающим в 2022 году.

20 важных формулировок для Учетной политики на 2022 год

ФСБУ 6/2020 разрешает не учитывать в составе ОС, имущество и ценности, стоимость которых ниже установленного лимита. Ранее лимит для ОС был установлен в размере 40 000 рублей. Теперь лимит не ограничен. В учетной политике на 2022 год можно установить свой лимит, больше 40 000 рублей.

В учетной политике на 2022 год это можно сформулировать так:

Организация принимая к учету актив, удовлетворяющий условиям п. 4 ФСБУ 6/2020, относит его к объектам основных средств.

с учетом стоимостного критерия. Объект принимается в состав основных средств, если его стоимость больше _________________________ тыс. рублей.

Если его стоимость не превышает установленного лимита, то актив не признается, а затраты на приобретение, создание такого актива отражаются в составе расходов периода, в котором они понесены.

Для обеспечения контроля за сохранностью активов со сроком использования более 12 месяцев, не отнесенных в состав ОС, стоимость таких активов принимается на забалансовый учет.

Основание. п. 5 ФСБУ 6/2020

По ликвидации ОС пункт учетной политике можно сформулировать так:

Объекты основных средств, выведенные из эксплуатации, по которым принято решение о ликвидации (демонтаже), списываются с бухгалтерского учета. Остаточная стоимость таких ОС относится на прочие расходы организации. До момента фактической ликвидации (демонтажа) данное имущество в целях обеспечения его сохранности учитывается за балансом.

Основание п. 40 ФСБУ 6/2020

Формулу расчета амортизации нужно закрепить в учетной политике, в том числе и при применении способа уменьшающего остатка (п. 35 ФСБУ 6/2020).

В учетной политике можно сформулировать так:

Для расчета суммы амортизации за отчетный период применяется следующая формула: остаточная стоимость ОС на начало отчетного года умножается на норму амортизации, исчисленную исходя из срока полезного использования ОС, и на коэффициент _____________.

Годовая сумма амортизация распределяется равномерно в течение года, а в последнем году срока полезного использования — равномерно в течение остатка этого срока.

Основание: п. 35 ФСБУ 6/2020

Для организаций бюджетной сферы с 01.01.2022 года вступили в силу новые стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора:

  • федеральный стандарт «Биологические активы», утвержден приказом Минфина РФ от 16.12.2020 N 310н;

  • федеральный стандарт «Метод долевого участия», утвержден приказом Минфина РФ от 30.10.2020 N 254н;

  • федеральный стандарт «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность», утвержден приказом Минфина РФ от 30.10.2020 N 255н;

  • федеральный стандарт «Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам», утвержден приказом Минфина РФ от 29.09.2020 N 223н;

  • федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Бухгалтерская (финансовая) отчетность с учетом инфляции», утвержден приказом Минфина РФ от 29.12.2018 N 305н.

Данные Стандарты рекомендуем указать в Учетной политике на ряду с остальными нормативно-правовыми актами, в соответствии с которыми разрабатывается данный документ.

Рассмотрим применение данных Стандартов и какие изменения они повлекут в учетной политике.

Положение об учетной политике организации на 2022 год

Данным стандартом устанавливается порядок отражения финансовых активов, определенных для получения доходов от участия (инвестиций), в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности с применением метода долевого участия, а также требования к информации об инвестициях, раскрываемой в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Стандарт применяется субъектами отчетности, которые наделены полномочиями по:

  • управлению имуществом публично-правовых образований;

  • заключению госконтрактов, предметом которых является выделение инвестиций.

Данным стандартом определяются общие правила формирования консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Стандарт устанавливает правила раскрытия сведений о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам в составе годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Данный стандарт применяется для оценки деятельности группы госучреждений, объединенных по определенному признаку. Выбранные субъекты объединяются в сегменты. Например, автономные и бюджетные учреждения, получающие субсидии из федерального бюджета.

В соответствии с новым Стандартом Минфин вправе принимать решение о составлении отчетности с учетом инфляции. Данное решение как правило может приниматься, если фактический индекс роста потребительских цен существенно отличается от планового, используемого при формировании бюджета. Пересчету подлежат показатели:

  • Баланса;

  • Отчета о финансовых результатах;

  • Отчета о движении денежных средств.

По решению Минфина может быть пересчитана консолидированная отчетность ГРБС, администраторов и финорганов или индивидуальная отчетность субъектов, входящих в периметр консолидации.

Кроме вышеперечисленных стандартов, с 10.07.2021 вступил в действие приказ Минфина РФ от 15.04.2021 № 61н, который утвердил унифицированные формы электронных документов бухгалтерского учета и Методические указания по их формированию и применению.

С 1 января текущего года данный приказ применяется уполномоченными организациями в рамках, переданных по решению Правительства РФ полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений.

С 1 января 2023 г. такие формы должны применяться при ведении бухучета всеми организациями бюджетной сферы, с подписанием электронными подписями документов бухучета, регистров бухучета.

В методических рекомендациях Минфина РФ по переходу на применение в 2022 г. организациями бюджетной сферы унифицированных форм электронных первичных учетных документов (письмо Минфина РФ от 1 декабря 2021 г. № 02-07-07/98091) приводятся различные примеры заполнения электронных первичных документов, среди которых «Акт о консервации (расконсервации) объекта основных средств» (ф. 0510433), «Акт приема-передачи объектов, полученных в личное пользование» (ф. 0510434), «Акт о признании безнадежной к взысканию задолженности по доходам» (ф. 0510436) и другие.

До вступления Стандарта, в учетной политике могли быть установлены самостоятельно разработанные формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета.

С вступлением данного Стандарта учетной политикой может быть утверждено применение форм первичных документов и регистров бухгалтерского учета, установленных приказом № 61н. В 2022 году учреждения, не применяющие электронный документооборот, вправе применять новые электронные формы на бумажном носителе.

Учетная политика на 2022 г. – что нужно изменить

Стандарты устанавливает требования к порядку учета основных средств и капвложений. С вступлением в силу этих стандартов старое ПБУ 6/01 перестает действовать.

В учетной политике отражают способ перехода на новые стандарты:

Ретроспективный — данные за предыдущие годы пересчитываются так, как будто стандарты действовали и ранее.

Перспективный — данные корректируют по состоянию на 01.01.2022.

ФСБУ 6/2020 позволяет организации самостоятельно установить стоимость, с которой объект будет считаться основным средством или выбрать месяц, с которого стартует начисление амортизации (месяц, когда объект приняли к учету, или следующий за ним).

Дорогостоящее техобслуживание по новому стандарту нужно признавать отдельным объектом ОС.

Амортизация рассчитывается:

  • линейным способом;
  • методом уменьшаемого остатка;
  • пропорционально объему выпущенной продукции.

Переоценка проводится одним из двух способов: пересчет первоначальной стоимости и накопленной амортизации или уменьшение первоначальной стоимости на накопленную амортизацию и пересчет до справедливой стоимости.

По ФСБУ 26/2020 в сумму фактических затрат при учете капвложений включают оценочное обязательство по будущему демонтажу (утилизации) и восстановлению окружающей среды. Если с поставщику платили с отсрочкой более года, то стоимость капвложений отражают с учетом дисконтирования. Организации, которые вправе вести учет упрощенно, эти правила могут не применять.

Стандарт устанавливает требования к документам и документообороту в бухучете и распространяется на:

  • первичные учетные документы, которыми отражают факты обычной хозяйственной жизни предприятия;
  • регистры бухучета, в которых обобщается информация о фактах хозяйственной жизни компании.

Документы должны быть составлены на русском языке или иметь построчный перевод с иностранного языка. А все указанные в них денежные величины должны быть выражены в рублях. Бухгалтерские регистры должны соответствовать основным принципам бухучета.

Стандарт регламентирует порядок составления, подписания, внесения исправлений, хранения и доступа к бухгалтерской документации, в том числе оформленной в электронном виде.

Обратите внимание: по этому стандарту организации обязаны составить график документооборота, который необходимо приложить к учетной политике.

Проверьте вашу учетную политику:

1. Если способ ведения учета регламентирован, то дублировать положения ФСБУ не нужно, достаточно дать на него ссылку. Удалите из учетной политики правила, которые прописаны в новых ФСБУ и не предусматривают вариантов.

2. В тех пунктах, где ФСБУ допускают варианты учета, выберите подходящий и дайте ссылку на норму.

Например:

«При начислении амортизации объектов основных средств в бухгалтерском учете применять линейный способ (п. 35 ФСБУ 6/2020)».

3. Если ФСБУ содержит нормы, аналогичные прежним, то замените ссылку на ФСБУ.

Например:

«Учет основных средств вести на счете 01 „Основные средства“. Учет основных средств и капитальных вложений ведется в соответствии с Федеральными стандартами бухгалтерского учета 6/2020 „Основные средства“ и 26/2020 „Капитальные вложения“, утвержденными приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н».

4. Если ФСБУ разрешает организации самостоятельно утвердить лимит или способ учета — зафиксируйте в документе свое решение.

Например:

«Актив, удовлетворяющий условиям п. 4 ФСБУ 6/2020, относится к объектам ОС, если его стоимость более 100 тыс. рублей».

  • Почему важно держать ОКВЭДы в порядке

    228 0

  • ТОП девять фраз директора, от которых любой бухгалтер закипает

    4,0 тыс. 58

    Что изменилось в учетной политике бюджетного учреждения на 2022 год

    Новый ФСБУ 6/2020 вводит ещё одну группу основных средств – инвестиционную недвижимость. Однако на законодательном уровне не урегулировано, на каком счёте её учитывать. Компании самостоятельно определяют порядок и прописывают его в учётной политике. Например, можно использовать счёт 03.

    Рекомендуем определиться с отражением инвестиционной недвижимости в балансе. Например, можно использовать строку «доходные вложения в материальные ценности» или добавить строку в разделе «внеоборотные активы». Первый порядок нужно прописать в пояснениях.

    По ФСБУ 6/2020 возможны 2 способа оценки основных средств: по первоначальной и переоцененной стоимости. При этом в 2022-ом нужно выбрать один из представленных способов для каждой группы ОС.

    Переоценивать основные средства можно с любой периодичностью, в том числе и чаще раза в год, но это нужно отразить в учётной политике. Но если инвестиционную недвижимость учитывают по переоцененной стоимости, то переоценка осуществляется на каждую отчётную дату.

    По п. 17 ФСБУ 6/2020 для каждой группы основных средств существует 2 варианта, чтобы отразить результаты переоценки:

    • посредством пересчёта первоначальной стоимости и накопленной амортизации
    • посредством предварительного уменьшения первоначальной стоимости на сумму накопленной амортизации

    Обновление порядка списания дооценки. Напомним, что по ПБУ 6/01 дооценку можно было списать на нераспределённую прибыль только в случае выбытия ОС. По ФСБУ 6/2020 дооценку можно списывать постепенно – по мере начисления амортизации.

    Законодатель предполагает, что переход компаний на ФСБУ 6/2020 будет ретроспективным, как будто они всегда применяли новый Стандарт. При этом по п. 49 ФСБУ 6/2020 возможен и упрощённый переход. Можно единовременно скорректировать балансовую стоимость ОС на начало года, в котором будет применяться Стандарт. Полученную разницу, в том числе результаты переоценки и реклассификации, нужно отнести на нераспределённую прибыль. При упрощённом переходе необходимо закрепить соответствующие положения в учётной политике 1-го года применения Стандарта.

    Разработка учетной политики для целей бухучета: что учесть на 2022 год

    Обязательные требования к составу учетной политики утверждены в п. 9 Стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н. Приведем эти положения и примеры к ним в таблице:

    Что включить в Учетную политику Пример
    Методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок их признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета), и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности Оценка стоимости объектов на счете 21 «Основные средства в эксплуатации» должна быть установлена учетной политикой.

    Варианты:
    1. Условная оценка: один объект, один рубль

    2. По балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта

    Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета Может быть в виде Приложения к учетной политике в форме:

    1. Перечня счетов бухгалтерского учета, применяемых в учреждении, с полной бюджетной классификацией

    2. Перечня применяемых счетов и порядка формирования полного кода счета

    Порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета Порядок проведения инвентаризации может быть закреплен:

    1. В текстовой части Учетной политики

    2. В качестве отдельного Приложения к Учетной политике

    Формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством РФ не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов К примеру, в Приложениях к учетной политике можно предусмотреть форму Акта о ликвидации основного средства, иные формы документов, которые не предусмотрены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н
    При ведении учета учреждением самостоятельно нужно утвердить: правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета В составе документов учетной политики могут быть утверждены, к примеру:

    1. График документооборота со сроками и порядком обработки учетной информации

    В рамках учетной политики должен быть определен порядок расчета резерва предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время и (или) компенсаций за неиспользованные отпуска, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование.

    Это требование действовало и ранее. Оно вытекало из инструкции по применению единого плана счетов (утверждена приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

    Теперь же к Стандарту «Выплаты персоналу» вышли методические рекомендации. Согласно рекомендациям предложены 3 варианта расчета резервов предстоящей оплаты отпусков:

    1 вариант. Методика расчета резерва на оплату предстоящих отпусков персоналу по каждому работнику из расчета его среднедневного заработка.

    2 вариант. Методика расчета резерва на оплату предстоящих отпусков персоналу по учреждению в целом из средней заработной платы по всем сотрудникам учреждения.

    3 вариант. Методика расчета резерва на оплату предстоящих отпусков персоналу из расчета средней заработной платы, рассчитанной по каждой группе персонала.

    Учреждение при формировании учетной политики может выбрать одну из этих методик для расчета резерва отпусков.

    Согласно Стандарту и методических рекомендаций к нему учетной политикой нужно предусмотреть:

    • порядок начисления амортизации по объектам нематериальных активов или группам объектов нематериальных активов. Это может быть один из трех методов: линейный, методом уменьшаемого остатка, пропорционально объему продукции;
    • порядок определения стоимостных оценок нематериальных активов, полученных в результате необменных операций;
    • принятые организацией сроки полезного использования нематериальных активов;
    • особенности применения первичных (сводных) учетных документов (в том числе электронных) при отражении операций по объектам нематериальных активов;
    • порядок проведения инвентаризации объектов нематериальных активов.

    Учетной политикой можно также предусмотреть:

    • дополнительный забалансовый счет для учета созданных силами учреждения товарных знаков и знаков обслуживания, выходных данных и (или) связанных с ними торговых наименований, формул, рецептов и экспертных знаний и иных объектов аналогичного характера, а также внутренне созданной деловой репутации;
    • перечень расходов, включаемых при определении первоначальной стоимости объектов нематериальных активов, созданных собственными силами. Определить, на основании каких первичных учетных документов объекты нематериальных активов будут приниматься к бухгалтерскому учету.

    Согласно методическим рекомендациям к Стандарту в рамках правил документооборота, являющихся частью учетной политики, допустимо определить ответственных лиц и срок представления ими документов, содержащих аналитическую информацию о связанных сторонах, для ее раскрытия в составе бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

    Примерная форма перечня связанных сторон для формирования информации в целях составления годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности приведена в методических рекомендациях. Они доведены письмом Минфина России от 30.11.2020 № 02-06-07/105552.

    Учетной политикой необходимо предусмотреть забалансовый счет для учета объектов непроизведенных активов, не удовлетворяющих критериям актива. Это объекты, не приносящие учреждению экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод.

    В общем случае для учета материальных ценностей, не удовлетворяющих критериям актива, применяется забалансовый счет 02 «Материальные ценности на хранении». Ввести новый забалансовый счет можно только по согласованию с вышестоящим органом. Это следует из инструкции по применению единого плана счетов. Поэтому, как вариант, учетной политикой можно предусмотреть счет 02 для учета непроизведенных активов, не удовлетворяющих критериям актива. Такой вариант не требует согласования с вышестоящим органом.

    Единая учетная политика государственных учреждений, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы

    1. Организационные аспекты бухгалтерского учета.

    1.1. Общие положения.

    1.1.1. Единая Учетная политика (далее — Учетная политика) определяет совокупность принципов, правил организации и технологии реализации способов ведения бухгалтерского учета.

    1.1.2. Учетная политика разработана в целях формирования в бухгалтерском учете и отчетности максимально полной, объективной и достоверной информации о наличии имущества, его использовании, о принятых обязательствах, полученных финансовых результатах, необходимой внутренним и внешним пользователям финансовой отчетности.

    1.1.3. Учетная политика учитывает особенности ведения бухгалтерского учета бюджетных, автономных, казенных учреждений, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы (далее — Учреждение), специфику деятельности, и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий.

    1.1.4. Учетная политика разработана в соответствии с:

    — Бюджетным кодексом Российской Федерации;

    — Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон N 402-ФЗ);

    — приказом Министерства финансов Российской Федерации (далее — Минфина России) от 1 декабря 2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 157н);

    — приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция 162н);

    — приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 174н);

    — приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция 183н);

    — приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее — Приказ N 191н);

    — приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (далее — Приказ N 33н);

    — приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее — Приказ N 52н);

    — приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (далее — Приказ N 256н);

    С 2021 года в бухгалтерском и налоговом учёте произошли изменения. Некоторые из них нужно отразить в учётной политике. Разбираемся, в каких случаях нужно изменить или дополнить учётную политику и что меняется в учёте с 2021 года.

    Учётная политика — внутренний документ компании, на основании которого ведется бухучёт и рассчитываются налоги. В этом документе организация:

    • утверждает рабочий план счетов;
    • определяется с выбором правил, если закон предполагает разные варианты учёта;
    • определяет, кто подписывает первичные документы и прочее.

    Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учёта, формирования стоимости, организация самостоятельно их разрабатывает и закрепляет в учётной политике. Положения учётной политики регулируются Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2001, ПБУ 1/2008 и Налоговым кодексом.

    Как правило, учётную политику разрабатывает главный бухгалтер или сотрудник, отвечающий за бухучет и налогообложение. Утверждает руководитель и издаёт соответствующий приказ. Действующие организации составляют политику один раз и принимают до 31 декабря текущего года. Так, если вы планируете применять политику с 2022 года, нужно принять её не позднее 31 декабря 2021 года. Исключение — вновь созданные организации. Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.

    Разработанную учётную политику обычно применяют последовательно из года в год до тех пор, пока не возникнет необходимость внести изменения.

    С 2022 года в Инструкции № 191н произойдут изменения

    • Электронная сдача отчётности

    Это касается всех налогоплательщиков. Малый бизнес ещё мог сдать бухотчётность в 2020 году в бумажном варианте. Но с 2021 года электронная бухотчётность становится обязательной для всех.

    • Применение ФСБУ 5/2019 вместо ПБУ 5/01

    Новый ФСБУ 5/2019 «Запасы» обязаны использовать все компании, кроме бюджетных организаций и микроорганизаций, которые пользуются упрощённым бухучётом. С 2021 года все материалы, товары, готовую продукцию и незавершёнку нужно учитывать по новым правилам. В отчётности за 2021 год вместо ПБУ 5/01 используйте ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ФСБУ 5/2019).

    Каждая компания самостоятельно решает, как перейти на новый порядок: с проведением ретроспективного пересчёта всех оставшихся запасов или без такого пересчёта (п. 47 ФСБУ 5/2019). Эти условия перехода нужно прописать в учётной политике.

    • Разрешили к применению ФСБУ 6/2020

    Учитывать основные средства по новому ФСБУ 6/2020 обязательно с 2022 г. Но организация может принять решение о досрочном применении нового стандарта.

    ☝🏼 Это интересно

    Изменения в законе о персональных данных с 1 сентября 2021 года

    • Обособленные подразделения

    С 2021 года организации, у которых есть обособленные подразделения и которые применяют пониженные ставки налога на прибыль, должны определять долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговой базе, сформированной для каждой специальной ставки. Поэтому, организациям следует просчитать, какой показатель выгоднее использовать — среднесписочная численность или расходы на оплату труда, и закрепить его в учётной политике.

    • Пониженные ставки по налогу на прибыль для ИТ-отрасли

    С 1 января 2021 года начали действовать льготные налоговые ставки: 3% в федеральный бюджет и 0% в региональный. Также отменили «мгновенную амортизацию» для крупных ИТ-компаний. Со следующего года такие компании затраты на приобретение электронно-вычислительной техники учитывают в общем порядке.

    • Инвестиционный вычет по НИОКР

    С 1 января 2021 года в инвестиционный налоговый вычет можно включить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. До 90% можно отнести на уменьшение платежей в региональные бюджеты, а 10% — в федеральный бюджет. Право на вычет появляется в том отчётном периоде, когда завершены НИОКР или их отдельные этапы, либо подписан акт их сдачи-приёмки. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на будущее.

    • Сократили список операций, по которым ИТ-компании не платили НДС

    Теперь льгота по освобождению от НДС касается тех компаний, которые внесли своё ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Другие услуги, связанные с деятельностью в ИТ-сфере, от НДС не освобождаются.

    • Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.

    С 2021 года действуют новые пониженные тарифы:

    — 6% на обязательное пенсионное страхование;

    — 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

    — 0,1% на обязательное медицинское страхование.

    • Льгота по социальным взносам для МСБ

    Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2021 год.

    Вносить изменения в учетную политику по части новых требований к учету основных средств следует с выбора способа перехода:

    1. Ретроспективный — пересчет данных за предыдущие годы, как будто стандарт применялся и раньше.
    2. Перспективный — корректировка входящий данных по состоянию на 01.01.2022.

    Далее стандарт разрешает предприятиям и организациям устанавливать стоимость, после который объект будет считаться основным средством. При этом срок полезного использования по-прежнему не менее года.

    ФСБУ 6/2020 дает право выбора месяца, с которого начинать начислять амортизацию:

    • месяц принятия к учету;
    • месяц, следующий за месяцем принятия к учету.

    Новый стандарт большое значение уделяется определению существенности и периодичности затрат.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.