Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административный штраф за нарушение трудового законодательства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Комментируемая ст. 5.27 КоАП РФ устанавливает ответственность за:
а) нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч. ч. 3, 4 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ и ст. 5.27.1 КоАП РФ (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ);
б) совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ);
в) фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ);
г) уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ);
д) совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 или ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ);
е) невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ);
ж) совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3, 4 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ). Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости является Роструд (п. 1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324).
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Роструда вправе:
1) главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;
2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главные государственные инспекторы труда, их заместители;
3) главные государственные инспекторы труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;
4) руководители структурных подразделений соответствующих государственных инспекций труда — главные государственные инспекторы труда, их заместители;
5) главные государственные инспекторы труда соответствующих государственных инспекций труда;
6) главные государственные инспекторы труда;
7) старшие государственные инспекторы труда;
8) государственные инспекторы труда.
Отметим, что в соответствии с п. п. 11.1 — 11.3 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ) Роструд разработал проверочные листы (списки контрольных вопросов). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 N 1080 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» проверочные листы применяются инспекторами труда с 1 января 2018 г. при плановых проверках организаций с умеренной категорией риска, а с 1 июля 2018 г. — при всех плановых проверках.
При этом в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством Российской Федерации, применяют риск-ориентированный подход.
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных Законом N 294-ФЗ случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности (п. 2 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ).
С применением риск-ориентированного подхода осуществляется федеральный государственный надзор в сфере труда (п. 2 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875).
За что штрафуют трудовые инспекторы: полный список
- Решение Верховного суда: Постановление N 31-АД17-7, Судебная коллегия по административным делам, надзор При таких данных вывод должностного лица и судебных инстанций о нарушении обществом требований об охране труда и наличии в совершенном им деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федеральных законов от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ, от 22 июня 2007 г. № 116-ФЗ), является правильным…
- Решение Верховного суда: Постановление N 53-АД17-3, Судебная коллегия по административным делам, надзор Администрация Северо-Енисейского района Красноярского края, будучи работодателем Мельникова А.Н., допустила нарушение приведенных выше требований трудового законодательства, за что правомерно привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях…
- Решение Верховного суда: Постановление N 7-АД17-1, Судебная коллегия по административным делам, надзор Данным Федеральным законом статья 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложена в иной редакции, названный Кодекс дополнен статьей 5.27.1, в этой части названный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2015 г. Как указано выше, в силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обратную силу имеет только закон смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение…
По сведениям Государственной инспекции по труду (ГИТ), наиболее часто работодателей привлекают к ответственности за следующие правонарушения:
- нет штатного расписания;
- разные оклады по одним и тем же должностям с одинаковыми обязанностями;
- не заключен письменный договор или в договор не включены обязательные условия, установленные ст. 57 ТК РФ;
- должностной оклад меньше МРОТ;
- несвоевременное перечисление зарплаты;
- не выдают расчетные листки;
- работник не использовал отпуск больше двух лет;
- нет табеля рабочего времени;
- не оплачивается сверхурочная работа;
- не соблюдаются требования охраны труда.
Ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства
Опубликованная таблица штрафов за нарушение трудового законодательства 2020 по КоАП дана в сокращении. В приложении к статье можно скачать полную версию таблицы — со ссылками на нарушенные статьи Трудового кодекса и статьи КоАП, которыми установлены штрафы.
Нарушение |
Штраф, тыс. руб.
Определение Верховного Суда РФ от 04.09.2017 N 307-КГ17-11409 по делу N А56-16047/2016 Как следует из судебных актов, решениями Всеволожского городского суда Ленинградской области от 20.07.2015 по делам N 12-307/2015 и N 12-308/2015 признаны незаконными и отменены постановления инспекции от 05.03.2015, которыми общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 и частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное производство прекращено. Постановление Верховного Суда РФ от 04.02.2020 N 31-АД20-1 Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Королева Александра Васильевича на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от 20.11.2018 N 21/12-3994-18-И/303, решение судьи Ленинского районного суда города Чебоксары от 21.05.2019 N 12-508/2019, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 04.07.2019 N 21-408/2019 и постановление заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 11.10.2019 N 4-А-583/2019, состоявшиеся в отношении генерального директора акционерного общества «ЖБК-1» (далее — общество) Королева Александра Васильевича (далее — Королев А.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Постановление Верховного Суда РФ от 08.06.2020 N 80-АД20-3 Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Титковой Валерии Владимировны на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 10 октября 2018 г. N 7-658-18-ОБ/109/2/7, решение судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 20 февраля 2019 г., решение судьи Ульяновского областного суда от 16 мая 2019 г. и постановление заместителя председателя Ульяновского областного суда от 25 октября 2019 г., вынесенные в отношении конкурсного управляющего публичного акционерного общества «Ульяновский комбинат строительных материалов» (далее — ПАО «УКСМ») Титковой Валерии Владимировны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Определение Конституционного Суда РФ от 28.05.2020 N 1122-О Как следует из представленных материалов, постановлением государственного инспектора труда Территориального отдела N 5 Государственной инспекции труда в Московской области от 14 ноября 2018 года ООО ЧОП «Априори» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 КоАП Российской Федерации, в соответствии с которой невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Указанное постановление было оставлено без изменений решением Раменского городского суда Московской области от 4 марта 2019 года и решением Московского областного суда от 23 апреля 2019 года. Суды в числе прочего пришли к выводу, что протокол об административном правонарушении в отношении ООО ЧОП «Априори» был составлен управомоченным на это должностным лицом.
Правила поведения пользователей на сайтеПроверяющие не обходят стороной и другие кадровые документы: трудовые книжки и личные карточки. На 50 тыс. рублей оштрафовали компании, в которых сотрудникам, проработавшим больше 5 дней, не оформили трудовые книжки (решения Московского городского суда от 22.07.2019 № 7-8240/2019, 7-8244/2019, 7-8245/2019 и № 7-8241/2019, 7-8243/2019). По 50 тыс. штрафа пришлось заплатить фирмам, в которых на работников не завели личные карточки по форме № Т-2 (решения Забайкальского краевого суда от 04.02.2019 по делу № 7-21-46/2019 и по делу № 7-21-44/2019). На такую же сумму Трудовая инспекция оштрафовала компанию за ошибку в личной карточке: специалист по кадровому учёту неправильно указал в ней данные о спецодежде работника, и её выдали не всю (решение Московского городского суда от 18.07.2019 № 7-7127/2019, 7-7207/2019, 7-7210/2019, 7-7126/2019, 7-7154/2019). Оштрафовать на 30-50 тыс. рублей могут и за другую формальность — если сотрудника не ознакомят под роспись с нужным документом (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Вот с какими документами работодатели не ознакомили сотрудников в 2019 году и получили за это штраф:
1. Целями законодательства РФ о труде и об охране труда являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ осуществляется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. На федеральном уровне в первую очередь к ним относятся: Трудовой кодекс РФ; Федеральные законы от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»; от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. и доп.); Постановления Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативно-правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» и от 26 августа 1995 г. N 843 «О мерах по улучшению условий и охраны труда» (с изм. и доп.); нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Важная роль в регулировании трудовых отношений отводится законодательству субъектов РФ, а также актам органов местного самоуправления. Кроме того, работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. 2. Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда. При применении дисквалификации следует учитывать, что в ст. 3.11 КоАП определен перечень лиц, которым этот вид наказания может быть назначен. Применение данного наказания возможно в том случае, если должностное лицо было подвергнуто наказанию за аналогичное административное правонарушение (см. п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5). 3. Субъектом правонарушения является работодатель (должностное лицо — руководитель организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности), индивидуальный предприниматель, юридическое лицо. В качестве альтернативной административному штрафу санкции предусмотрено административное приостановление деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица на срок до 90 суток (см. комментарий к ст. 3.12). Кроме того, ч. 2 данной статьи в качестве субъекта ответственности в виде дисквалификации предусматривает должностное лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. 4. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется прямым умыслом или неосторожностью. 5. Рассмотрение дел по ч. 1 данной статьи осуществляют должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 23.12) и судьи (в случае передачи на рассмотрение судье дела об административном правонарушении для применения наказания в виде административного приостановления деятельности), а по ч. 2 — судьи (ст. 23.1), поскольку речь идет о применении такого вида административного наказания, как дисквалификация (см. комментарий к ст. 3.11). Составлять протоколы об административных правонарушениях вправе должностные лица указанного выше федерального органа (ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 28.3).
Ответственность за нарушение трудового законодательства
Альметьевская городская прокуратура разъясняет, что с 01 января 2015 года вступают в силу изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях, касающиеся правонарушений о труде и об охране труда. Так, в соответствии с частями 2 и 3 статьи 5.27 КоАП РФ, ответственность наступает за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), а также за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. За эти нарушения наступает ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Если лицо ранее совершило такие нарушения законодательства о труде и было подвергнуто административному наказанию, то за повторное аналогичное административное правонарушение, в отношении него назначается наказание в виде административного штрафа: на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации законодатель выдели в отдельную статью – статью 5.27.1 КоАП РФ, состоящую из 5 частей. 1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей. 2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей. 3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей. 4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей. 5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1-4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
1) ВОПРОС: В организации отсутствует график отпусков, кто несет ответственность за его отсутствие? ОТВЕТ: В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Отпуска предоставляются в соответствии с графиком отпусков, ежегодно утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации не позднее, чем за две недели до наступления календарного года. Соответственно, график отпусков — это документ, определяющий порядок предоставления отпусков. В нем отражаются сведения о времени распределения оплачиваемых отпусков работников всех структурных подразделений организации на календарный год по месяцам. График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника (ч. 2 ст. 123 ТК РФ). В случае не составления графика отпусков работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с положениями статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 2) ВОПРОС: Работник по семейным обстоятельствам (заболел близкий родственник) просит предоставить ему оплачиваемый отпуск на несколько дней с завтрашнего дня. Работодатель не возражает. Бухгалтер рассчитывает и выплачивает ему отпускные в день, которым датировано заявление, то есть организация нарушает правило о трех днях, установленное ст. 136 ТК РФ. Возможно ли привлечение организации к ответственности, если нарушение сроков выплаты отпускных произошло не по ее вине? ОТВЕТ: МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел в пределах компетенции письмо по вопросу наступления ответственности за нарушения трудового законодательства и сообщает. В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Минтруда России, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Мнение Департамента по вопросу, содержащемуся в письме, не является разъяснением и нормативным правовым актом. Согласно статье 136 Трудового кодекса Российской Федерации оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала. Указанная норма носит императивный характер и исключений не имеет. В соответствии с пунктом 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Учитывая, что согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, является Федеральная служба по труду и занятости, за дополнительными разъяснениями рекомендуем обратиться в Федеральную службу по труду и занятости. Директор Департамента оплаты труда, Судебная практика: Обратите внимание, к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, по уже сложившейся судебной практике, могут привлечь за любое нарушение законодательства о труде и об охране труда в отношении каждого работника. МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕШЕНИЕ Судья Мищенко Д.И. Судья Московского городского суда Селиверстова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Санто-холдинг» на решение судьи Хамовнического районного суда г. Москвы от 26 ноября 2014 г., которым оставлено без изменения постановление главного государственного инспектора труда в г. Москве **** В.В. от 04 декабря 2014 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, вотношении ООО «Санто-холдинг», жалоба ООО «Санто-холдинг» — без удовлетворения, установил: постановлением главного государственного инспектора труда в г. Москве **** В.В. от 04 декабря 2014 г. ООО «Санто-холдинг» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере *** руб. Пленум ВС: как работодателей накажут за нарушение прав работников
Кто такие уполномоченные лицаК числу уполномоченных лиц относятся работники, которые наделены полномочиями на основании:
Статьей 67 ТК РФ обязанность по заключению трудового договора в письменной форме возлагается на работодателя. Руководитель компании или его представитель обязаны не позднее 3 рабочих дней со дня допущения работника к исполнению трудовых обязанностей, оформить с ним трудовой договор в письменной форме. Если трудовой договор не оформлен, но работник приступил к работе, трудовой договор считается заключенным. Если письменный договор не составлен и не подписан — это означает уклонение работодателя от оформления трудового договора. Частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за:
Помимо протокола об административном правонарушении, в качестве доказательств принимаются:
Если речь идет о незаключенном гражданско-правовом договоре, в качестве доказательств принимается обмен письмами, телеграммами, электронными документами и т.п. ТК РФ установлены сроки выплаты заработной платы работнику (статья 136). Нарушение сроков выплаты заработной платы в полном объеме, в том числе в неденежной форме, влечет привлечение виновного лица к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ. При этом необходимо иметь в виду, что административная ответственность наступает, в том числе, при невыплате заработной платы работникам, с которыми трудовой договор не заключался, но они приступили к выполнению трудовых обязанностей с ведома работодателя. При прекращении трудового договора с работником, окончательный расчет и перечисление ему всех причитающихся сумм, нужно провести в день увольнения. Если работник в день увольнения не работал, выплаты нужно произвести не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете (часть третья статьи 136, статья 140 ТК РФ). При этом работодатель считается исполнившим данную обязанность в день передачи им в банк платежного поручения при условии наличия на расчетном счете денежных средств в необходимом размере. Дата фактического зачисления денежных средств на счет работника значения не имеет. Невыплата заработной платы (выплата в размере менее половины необходимой суммы) более трех месяцев либо полная невыплата более двух месяцев, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителя классифицируется по статье 145.1 УК РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение начинает исчисляться со дня, следующего за днем, когда должна быть исполнена соответствующая обязанность (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ). Если заработная плата не выплачена вовремя нескольким работникам, это квалифицируется, как одно административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ.
За повторное нарушение:
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права и гарантии работников. Если такие условия включены в документы, они не подлежат применению (часть вторая статьи 9 ТК РФ). Запрет работнику на смену банка, в который должна быть переведена его заработная плата (часть третья статьи 136 ТК РФ) считается административным правонарушением, за которое налагается ответственность по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ:
Трудовые штрафы: подробная таблица размеровНа работодателя возложена обязанность бесплатно выдавать средства индивидуальной защиты (СИЗ) работникам, занятым на работах:
Нарушение государственных требований охраны труда влечет ответственность по статье 5.27.1 КоАП РФ. Например, административная ответственность по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ наступает, если работодатель не обеспечить работников средствами индивидуальной защиты 1 класса классификации по степени риска причинения вреда пользователю. Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП предусматривает:
Часть 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за необеспечение работников СИЗ. Если средствами защите не обеспечено несколько работников, составляется один протокол об административном правонарушении. По части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ за необеспечение работников СИЗ грозит:
Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа
КОММЕНТАРИИ: Специальная оценка условий труда (далее СОУТ) — комплекс мероприятий, направленных на выявление вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, воздействующих на сотрудника в процессе выполнения им своих трудовых обязанностей. Проводится она с целью оценки отклонения фактического значения этих факторов от нормативных государственных требований. Соответственно, чем больше это отклонение, тем хуже условия труда. Процедура проведения СОУТ регулируется Федеральным законом N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда. 1 класс условий труда (оптимальные) — воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни их воздействия не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека. 2 класс условий труда (допустимые) — воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены). 3 класс условий труда (вредные) — уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:
4 класс условий труда (опасные) — уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности. Начиная с 3 класса, то есть “вредных” условий труда, работнику, согласно законодательству, полагаются дополнительные выплаты. Чем хуже условия труда, тем выше размер доплаты “за вредность”. Именно для установления размера этих выплат проводится СОУТ. Главным заблуждением руководителей различных организаций является то, что они считают проведение СОУТ актуальным только для промышленных предприятий и крупных производств. В особенности это касается компаний, работа которых протекает по большей части в офисах. Рассуждают они по принципу “ну у нас ведь не завод, какая тут может быть вредность?”. Однако, суть в том, что отсутствие этих самых вредных условий труда необходимо документально обосновать. Материалы СОУТ как раз-таки и являются подтверждением отсутствия вредности на рабочих местах сотрудников.
Конечно, гражданско-правовой договор в некоторых случаях более выгодный вариант для компании, чем трудовой. Однако нужно понимать, что недостаточно просто вместо «трудовой договор» написать «договор подряда». Если Вы выбираете второй вариант, то не следует явно строить отношения между организацией и подрядчиком в такой форме, как если бы это были трудовые отношения: например, обязывать подрядчика подчиняться требованиям Правил внутреннего трудового распорядка и т.д. Все это с легкостью выявит трудовой инспектор, особенно, если работник захочет «намекнуть» ему об этом. Если в работе Вашей компании будут выявлены нарушения в заключении трудовых договоров (а это не только использование гражданско-правовых конструкций, но и случаи, когда человек выполняет работу и при этом вообще никак не оформлен), то с должностных лиц компании может быть взыскан штраф от 10 до 20 тыс. руб., а с юридического лица — в размере от 50 до 100 тыс. руб. (п. 3 ст. 5.27 КоАП). Все работники знают, что для ухода в отпуск самое главное согласовать его период с руководителем. Иногда процесс направления в отпуск на этом и заканчивается. Вроде всем все понятно и про оформление необходимых документов благополучно забывают. В итоге мы приходим на проверку в организацию, а там может не быть ни графика отпусков, ни уведомлений работников о начале отпуска, кроме того допускается несвоевременная выплата отпускных (работник вроде как не возражал) и другие нарушения гарантий, предусмотренных гл. 19 ТК РФ. Как видим, в вопросе отпусков может быть много нарушений, а если аналогичное нарушение уже фиксировалось ранее, то штраф за эти нарушения на организацию может достигать 70 тыс. руб. (п. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ). Ну и, конечно же, не минуют ответственности и должностные лица компании (до 5 тыс. руб. за «первичное» нарушение, до 20 тыс. руб. за каждое «повторное» нарушение). Еще один «пласт» часто выявляемых нарушений — это несоблюдение законодательства, регулирующего работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Иными словами, это работа в то время, которое обычно является нерабочим. В частности, это касается выходных и праздничных дней. Есть определенные правила, которые должны соблюдаться (ст. 113, ст. 153 ТК РФ):
Но, как правило, работа в таких случаях, носит срочный характер, все гораздо больше озабочены проблемой закрытия проекта, нежели оформлением «непрофильных» бумаг. В итоге, требования законодательства игнорируются. А зря. Размер штрафов такой же, как и при нарушении правил предоставления отпусков. Как все корректно оформить в условиях спешки? Может помочь заранее подготовленная памятка с четкой последовательностью действий, которые нужно совершить при оформлении/оплате работы в нерабочее время. Достаточно часто сталкиваемся с распространенным убеждением руководителей частных компаний о том, что «они не обязаны где-то закреплять порядок индексации заработной платы, т.к. у них вообще нет обязанности делать «индексацию». Это отчасти верно. Действительно, работодатели, нефинансируемые из бюджета, вправе самостоятельно определять сроки (периодичность) и размер индексации заработной платы. Но порядок индексации обязательно должен быть закреплен в локальном нормативном акте (например, коллективном договоре). Если это не сделано, то снова получаем основание для привлечения к административной ответственности, а значит и повод для штрафов. При проверках трудовой инспекцией одним из основных мероприятий, включенных в программу проверки, является анализ табеля учета использования рабочего времени. С помощью документа учета рабочего времени ревизоры выявляют нарушения трудового законодательства. Поэтому, если Ваша компания нарушает обязанность по ведению табелей рабочего времени (ч. 4 ст. 91 ТК РФ), это легко выявит трудовая проверка и на организацию может быть наложен штраф — до 50 тыс. руб. Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства об оплате трудаЛюбое пренебрежение правилами ТК РФ станет нарушением. Выделяют такие группы неправомерных действий, которые совершают работодатели:
Совершение компанией и его должностными лицами действий, нарушающих права работника, влечет для них соответствующие виды наказания. Меры ответственности за нарушение трудового законодательства бывают различных типов и регулируются разными нормативными актами. Какая мера налагается в конкретном случае, зависит от:
Налагается административная ответственность за нарушение законодательства о труде в соответствии с нормами и правилами Кодекса об административных правонарушениях РФ. Ответственность за пренебрежение трудовым законодательством наступает по ст. 5.27 КоАП РФ. Привлечению к административной ответственности подвергаются:
Наказание наступает в форме:
Дисциплинарная ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства заключается в наложении дисциплинарного наказания на должностное лицо, принявшее решение, умаляющее права работника. Дисциплинарному взысканию подвергнут и руководителя. Дисциплинарные взыскания на руководителя организации налагаются его работодателем, собственником имущества организации или его представителем по жалобе со стороны представителей работников в порядке, предусмотренном ст. 195 ТК РФ. Если виновность руководителя доказана, к нему применяется мера наказания вплоть до увольнения. ТОП-8 «трудовых» нарушений, выявляемых при проверках в 2021 годуЕсли материальная ответственность, по нормам ТК РФ, призвана только возместить работнику утраченное в результате действий работодателя, то в гражданско-правовом порядке нарушение прав работника работодателем приводит к возмещению и морального вреда (ст. 1099-1101 ГК РФ). То есть в гражданско-правовом порядке работник получает сверх того, что фактически утратил из-за незаконных действий руководства. Наступает уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства при совершении работодателем серьезных, умышленных незаконных действий, имеющих большую общественную опасность. К ним относятся, например:
Последствия нарушений требований ОТ могут грозить наступлением самого серьезного из указанных в первом разделе видов ответственности — уголовной. ВАЖНО! Уголовное наказание за нарушение требований ОТ предусмотрено ст. 143 УК РФ. Указанной статьей предусмотрено только одно материальное наказание для лиц, на которых возложены обязанности по их соблюдению: штраф до 400 000 руб. или в размере дохода осужденного за период до 18 месяцев. Оно наступает вследствие нарушений правил ОТ, в результате которых здоровью работника нанесен серьезный вред здоровью. При таких последствиях для трудоспособности и здоровья работника возможны не только материальные, но и иные не менее серьезные формы наказания. Они могут предусматривать:
Если при нарушении требований ОТ по неосторожности допущена смерть человека, сроки уголовной ответственности возрастают:
Если число пострадавших равно двум или превышает его, сроки наказания следующие:
Текст комментария: Под общ. Л.В. Чистяковой «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА 1-8. ТОМ 1» Авторы: Чистякова Л.В. Амелин Р.В. Колоколов А.В. Колоколова М.Д. Липатов Э.Г. Свечникова И.В. Чаннова С.Е. Издание: Издательство «РосБух», 2019 год Комментируемая ст. 5.27 КоАП РФ устанавливает ответственность за: а) нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч. ч. 3, 4 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ и ст. 5.27.1 КоАП РФ (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ); б) совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ); в) фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ); г) уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ); д) совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 или ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ); е) невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ); ж) совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3, 4 и 6 ст. 5.27 КоАП РФ, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ). Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости является Роструд (п. 1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324). Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Роструда вправе: 1) главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители; 2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главные государственные инспекторы труда, их заместители; 3) главные государственные инспекторы труда в субъектах Российской Федерации, их заместители; 4) руководители структурных подразделений соответствующих государственных инспекций труда — главные государственные инспекторы труда, их заместители; 5) главные государственные инспекторы труда соответствующих государственных инспекций труда; 6) главные государственные инспекторы труда; 7) старшие государственные инспекторы труда; 8) государственные инспекторы труда. Отметим, что в соответствии с п. п. 11.1 — 11.3 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ) Роструд разработал проверочные листы (списки контрольных вопросов). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 N 1080 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» проверочные листы применяются инспекторами труда с 1 января 2018 г. при плановых проверках организаций с умеренной категорией риска, а с 1 июля 2018 г. — при всех плановых проверках. При этом в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством Российской Федерации, применяют риск-ориентированный подход. Таблица штрафов за нарушение трудового законодательства
|