Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прокурор это законный представитель обвинения в судебном процессе. Функции и полномочия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Прокурор — это представитель обвиняемой стороны во время судебного разбирательства. Он занимается сбором сведений, которые бы указывали на виновность подсудимого, собирает непосредственные улики, опрашивает свидетелей, разрабатывает логические цепочки случившихся правонарушений.
Граждане нашей страны и всего мира обязаны жить, соблюдая законы, так как социализированное общество должно каким-то образом контролироваться, чтобы не нанести вреда окружающим. Но законодательство, к сожалению, знают далеко не все. Именно поэтому появилась необходимость в такой должности, которая поможет соблюдать законопослушание и добропорядочность населения. В противном случае в ход идет прокурорская работа.
Судебный процесс устроен таким образом, что судья должен вынести объективный приговор обвиняемому, которого защищает адвокат, приводящий доводы в пользу невиновности своего клиента. Соответственно, должен быть и противовес, иначе решение судьи будет субъективным и основанным только на аргументах адвоката. Таким человеком и является прокурор. Он представляет в суде всю накопленную базу информации по рассматриваемому делу. А судья уже, взвесив все «за» и «против», выносит беспристрастный вердикт.
Для того чтобы работать на этой должности, необходимо высшее юридическое образование. Обязателен опыт работы в данной сфере.
Прокурор — это человек с грамотно выстроенной речью, умением мыслить логически, смелостью брать на себя ответственность, знанием орфографии, способностью убеждать людей своими аргументами и четко отстаивать свою точку зрения. Эрудиция — прекрасное качество, которое очень поможет в такой работе.
Надзор прокурора заключается в соблюдении законов Российской Федерации и ее Конституции. Для результативного выполнения поставленных задач прокурор наделен определенными полномочиями, которые условно делятся на две категории.
Первая — это оперативное реагирование на нарушения ФЗ РФ и уточнение обстоятельств, при которых произошли данные действия, а также определение самих нарушителей.
В таком случае прокурору предоставлены следующие полномочия:
- Беспрепятственно присутствовать на подконтрольных территориях, кроме особо секретных, для входа на которые необходим особый допуск.
- Обладать доступом ко всей документации, которая каким-либо образом может помочь в его работе. При этом прокурору запрещено разглашать секретную информацию. В противном случае он понесет наказание, согласно законам Российской Федерации
- Запрашивать у руководства тех структур, деятельность которых контролируется органами прокуратуры, любые сведения: проекты, материалы, документацию, отчеты и прочие данные, соблюдая при этом субординацию.
- Через руководство подконтрольных структур требовать необходимых сотрудников-экспертов (инженеров, врачей, финансистов, бухгалтеров, техников и специалистов других областей) для помощи в выяснении обстоятельств, которые с профессиональной точки зрения смогут провести оценку и дать исчерпывающий ответ прокурору по интересующим его вопросам.
- Назначать проверки подведомственных органов с полным отчетом их проведения.
- Допрос государственных служащих и населения о сделанных преступлениях, требование письменных объяснений причин и обстоятельств при нарушении закона.
- Осуществлять прокурорскую проверку и устанавливать законность правовых актов.
Прокурор, его процессуальные функции и полномочия
Прокурор — это человек, который производит от лица государства контроль за уголовной деятельностью, работой органов дознания и досудебного следствия.
В судебном процессе могут участвовать:
- Генеральный прокурор Российской Федерации.
- Прокуроры, находящиеся в его подчинении.
- Заместители прокуроров.
- Должностные лица учреждений прокуратуры, которые наделены предусмотренными для этого (закон о прокуратуре пункт 31 статьи 5 УПК России) полномочиями.
Прокурор в суде участвует на всех ступенях уголовного процесса, однако полномочия в зависимости от стадии процесса разнятся.
- Что такое представление прокурора? Кассационное и апелляционное представление прокурора
- Как становятся прокурорами в России? Что нужно, чтобы стать прокурором? Как стать военным прокурором?
- Полномочия прокурора. Закон о прокуратуре РФ простыми словами. Генеральный прокурор РФ
- Прокуратура — это государственное учреждение, осуществляющее надзор за исполнением законов. Структура и полномочия прокуратуры
- Основные функции прокуратуры РФ
- Как попасть в военную прокуратуру? Основные тонкости набора
- Органы предварительного следствия и дознания
Прокурор — это представитель обвиняемой стороны во время судебного разбирательства. Он занимается сбором сведений, которые бы указывали на виновность подсудимого, собирает непосредственные улики, опрашивает свидетелей, разрабатывает логические цепочки случившихся правонарушений.
Граждане нашей страны и всего мира обязаны жить, соблюдая законы, так как социализированное общество должно каким-то образом контролироваться, чтобы не нанести вреда окружающим. Но законодательство, к сожалению, знают далеко не все. Именно поэтому появилась необходимость в такой должности, которая поможет соблюдать законопослушание и добропорядочность населения. В противном случае в ход идет прокурорская работа.
Его легко узнать среди участников судебного процесса — форма прокурора синего цвета.
Судебный процесс устроен таким образом, что судья должен вынести объективный приговор обвиняемому, которого защищает адвокат, приводящий доводы в пользу невиновности своего клиента. Соответственно, должен быть и противовес, иначе решение судьи будет субъективным и основанным только на аргументах адвоката. Таким человеком и является прокурор. Он представляет в суде всю накопленную базу информации по рассматриваемому делу. А судья уже, взвесив все «за» и «против», выносит беспристрастный вердикт.
Для того чтобы работать на этой должности, необходимо высшее юридическое образование. Обязателен опыт работы в данной сфере.
Прокурор — это человек с грамотно выстроенной речью, умением мыслить логически, смелостью брать на себя ответственность, знанием орфографии, способностью убеждать людей своими аргументами и четко отстаивать свою точку зрения. Эрудиция — прекрасное качество, которое очень поможет в такой работе.
Прокурор — это показатель неподкупности и справедливости, так как все его действия несут за собой определенные последствия как для протекания всего судебного процесса, так и для самого подсудимого.
Действия прокурора в момент судебного разбирательства — это выполнение функции обвинителя. Ему необходимо:
- Принимать участие в судебных делах как уголовных, так и гражданских.
- Опровергать и добиваться пересмотра дел, по которым приговоры и решения преступают законодательство.
- Проявлять инициативу в правотворческой деятельности.
- Заниматься административными нарушениями.
- Контролировать соблюдение законов и Конституции РФ.
- Изучать ходатайства граждан России.
Каждое действие прокурора ведет к определенным последствиям, поэтому все его шаги должны быть тщательно выверены и обдуманы, дабы собрать всю достоверную информацию и не упустить ключевые моменты.
Основные направления деятельности прокуратуры перечислены в федеральном законе РФ от 17.01.1992г. № 2202-1.
Чем ещё могут заниматься прокуроры помимо надзора за соблюдением законодательства?
- координировать действия других правоохранительных органов;
- возбуждать дела об административных правонарушениях;
- представлять интересы потерпевших граждан (например, по трудовым спорам) или государства в суде;
- поддерживать обвинение по уголовным делам;
- принимать участие в международном сотрудничестве по вопросам борьбы с преступностью;
- разрабатывать и предлагать законопроекты, поправки и дополнения в законы (правотворческая деятельность);
- проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов;
- выпускать специальные издания;
- рассматривать жалобы и обращения граждан, давать по ним письменные ответы, принимать меры для разрешения спорных ситуаций.
Должностные лица прокуратуры наделяются властными полномочиями, которые позволяют им пресекать нарушения или устранять отрицательные последствия.
Например, при обнаружении несоблюдения нормы закона прокурор вправе вынести представление. В этом документе он прописывает, какие действия должно совершить лицо для устранения нарушения, и когда отчитаться.
Если прокурор видит в деянии состав правонарушения, то выносит постановление с мотивировкой. А затем направляет материалы на рассмотрение в уполномоченный орган. Последний обязан по результатам принятия решения отчитаться перед прокурором.
Надзор прокурора заключается в соблюдении законов Российской Федерации и ее Конституции. Для результативного выполнения поставленных задач прокурор наделен определенными полномочиями, которые условно делятся на две категории.
Первая — это оперативное реагирование на нарушения ФЗ РФ и уточнение обстоятельств, при которых произошли данные действия, а также определение самих нарушителей.
В таком случае прокурору предоставлены следующие полномочия:
- Беспрепятственно присутствовать на подконтрольных территориях, кроме особо секретных, для входа на которые необходим особый допуск.
- Обладать доступом ко всей документации, которая каким-либо образом может помочь в его работе. При этом прокурору запрещено разглашать секретную информацию. В противном случае он понесет наказание, согласно законам Российской Федерации
- Запрашивать у руководства тех структур, деятельность которых контролируется органами прокуратуры, любые сведения: проекты, материалы, документацию, отчеты и прочие данные, соблюдая при этом субординацию.
- Через руководство подконтрольных структур требовать необходимых сотрудников-экспертов (инженеров, врачей, финансистов, бухгалтеров, техников и специалистов других областей) для помощи в выяснении обстоятельств, которые с профессиональной точки зрения смогут провести оценку и дать исчерпывающий ответ прокурору по интересующим его вопросам.
- Назначать проверки подведомственных органов с полным отчетом их проведения.
- Допрос государственных служащих и населения о сделанных преступлениях, требование письменных объяснений причин и обстоятельств при нарушении закона.
- Осуществлять прокурорскую проверку и устанавливать законность правовых актов.
На территории России прокуратуру впервые учредил Пётр I в начале XVIII века. Он зафиксировал в официальных документах три должности:
- Генерал-прокурора;
- Обер-прокурора;
- прокурора коллегии.
Принимая такое решение, Пётр I стремился устранить беспорядки в государственных делах, решить проблемы взяточничества, неправосудия и беззакония. То есть, уже в те времена прокуратура выполняла чисто надзорные функции.
На разных отрезках истории у прокуроров появлялись новые полномочия: на участие в судебных процессах (с середины XIX века), наблюдение за органами следствия и дознания (с XX века), право законодательной инициативы (с 1923 года), координация деятельности по борьбе с преступностью (с 1992 года).
Но основная функция всегда оставалась неизменной – надзор.
Для того чтобы добиться карьерного роста и получить должность «прокурор района», многие молодые специалисты начинают с должности следователя. Изначально юрист может получить должность его помощника, а в дальнейшем дорасти и до межрайонного прокурора. Районный прокурор – это человек, выполняющий все обязанности своей профессии в пределах вверенного ему района. Также он вносит предложения вышестоящим прокурорам об изменениях в кадрах или штатной численности.
В компетенцию районного прокурора входит:
- осуществление уголовного преследования нарушителей закона, а также их арест на время проведения следственных мероприятий;
- принятие участия в рассмотрении уголовных и других дел, которые направила в суд городская прокуратура;
- участие в судопроизводстве при рассмотрении любых административных и уголовных дел;
- внесение протестов на незаконные постановления суда;
- разрешение жалоб и заявлений, которые содержат данные о нарушении закона районными органами или должностными лицами.
Областной прокурор – это лицо, которое руководит деятельностью находящихся на вверенной ему области прокуратур городов и районов, опираясь на законы, действующие на всей территории РФ, и акты вышестоящего начальства. Он издает приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения абсолютно всеми следственными органам, которые действуют на вверенной ему территории. Прокурор области может вносить изменения в расписание рабочего графика. Также в его обязанности входит изменение оплаты труда и численности подчиненных.
Генеральный прокурор РФ находится во главе всей системы. Он издает приказы, акты, распоряжения, положения, указания, инструкции, которые обязаны исполнять все подчиненные ему ведомства на территории страны. Он же регулирует организационные вопросы деятельности прокуратуры РФ и порядок реализации социального и материального обеспечения работников.
Прокурор РФ вправе:
- беспрепятственно входить в любые помещения и на любые территории поднадзорных органов;
- требовать документы и материалы для проверки;
- вызывать граждан и должностных лиц для объяснений;
- опротестовывать правовой акт, который противоречит закону;
- требовать устранения нарушений закона;
- привлекать виновника к материальной или дисциплинарной ответственности;
- обращаться в суд с обоснованным требованием признания правового акта с допущенными нарушениями недействительным;
- выносить постановление о возбуждении административного или уголовного дела;
- объявлять о допущенном нарушении закона;
- рассматривать и проверять обращения граждан;
- участвовать в судопроизводстве при рассмотрении дела;
- обращаться в суд с встречным заявлением;
- выступать на суде на любой стадии проходящего процесса;
- осуществлять в суде уголовное преследование;
- выступать государственным обвинителем на слушании любого дела.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Прокуратура Российской Федерации | |
---|---|
Эмблема прокуратуры Российской Федерации | |
Флаг прокуратуры Российской Федерации | |
Общая информация | |
Страна | Россия |
Дата создания | 17 января 1992 года |
Предшествующее ведомство | Прокуратура РСФСР |
Штаб-квартира | Россия Россия, Москва |
Генеральный прокурор Российской Федерации | Чайка Юрий Яков |
Процессуальный статус прокурора в судебном разбирательстве
Прокуратура Российской Федерации — это объединенная иерархическая государственная структура, осуществляющая контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и предписаний Конституции РФ. Существует федеральный закон № 2202-1 от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации», в котором ясно и четко изложены функции, полномочия, специфика и порядок проведения определенных действий. Прокуратура не зависит ни от какой-либо организации.
В уголовном судопроизводстве суд всегда занимал исключительное положение, однако после принятия УПК РФ положение это принципиально изменилось. По УПК РСФСР суд был одним из органов государства, осуществляющих уголовное судопроизводство. Все эти органы объединяли общие для них задачи уголовного судопроизводства (ст. 2 УПК РСФСР). Вместе с прокурором, следователем и лицом, производящим дознание, суд обязан был в пределах своей компетенции возбуждать уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления и принимать все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и их наказанию (ст. 3 УПК РСФСР). На суде, так же как и на прокуроре, следователе и лице, производящем дознание, лежала процессуальная обязанность принимать все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, как отягчающие, так и смягчающие его ответственность обстоятельства (ст. 20 УПК РСФСР).
Поэтому и при рассмотрении дела судом участие государственного обвинителя было необязательным, и суд самостоятельно выполнял не только функцию разрешения дела, но и функции обвинения и защиты, если в процессе возникала такая необходимость. В силу ч. 2 ст. 243 УПК РСФСР председательствующий был обязан принять все предусмотренные законом меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела и установлению истины, устраняя из судебного разбирательства все, не имеющее отношения к делу, и обеспечивая воспитательное воздействие судебного процесса.
По существу, действовала единая «технологическая цепочка», в которой все органы государства, осуществляющие процесс, действовали, дополняя друг друга, исправляя в каждой из последующих стадий ошибки, односторонность и неполноту, допущенные на предшествующей стадии. Такое построение процесса позволяло рассматривать суд как инструмент в руках государственной власти и использовать его совместно со следственным аппаратом и прокуратурой как средство осуществления политики государства.
Однако такое положение суда среди субъектов уголовно-процессуальной деятельности не соответствует природе уголовного судопроизводства, которое всегда сопряжено со столкновением интересов обвинения и защиты, с противоборством между ними. Уголовное судопроизводство возникает по поводу сообщения о совершенном или готовящемся преступлении при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Движущей силой уголовного судопроизводства является обвинение, которому всегда в той или иной мере противостоит защита. И для решения правового спора этих процессуальных сторон необходим самостоятельный, независимый и беспристрастный субъект, способный объективно, законно и обоснованно разрешить спор обвинения и защиты. Именно такую роль призван выполнять в уголовном судопроизводстве суд.
Такая роль суда в современном уголовном судопроизводстве России была предопределена Концепцией судебной реформы 1991 г., а позже получила правовое оформление в Конституции РФ 1993 г. и российском законодательстве, в том числе в УПК. Суд приобрел статус органа государственной власти, на который возложено осуществление судебной власти (ст. 10 Конституции РФ). Из ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» следует, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей и — применительно к уголовному процессу — привлекаемых в установленном законом порядке присяжных заседателей. В качестве судов, осуществляющих уголовное судопроизводство, выступают только суды общей юрисдикции. При этом по смыслу ст. 1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» носителями судебной власти признаны в их личном качестве именно судьи, т. е. лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе; представители народа, привлекаемые в установленных законом случаях к осуществлению правосудия.
Все суды общей юрисдикции (мировые судьи, районные суды, суды субъектов РФ, военные суды и Верховный Суд РФ) правомочны рассматривать и разрешать уголовные дела. Однако их полномочия определены пределами подсудности уголовных дел каждому из них. Подсудность зависит от определенных качеств (признаков) самого уголовного дела: квалификации преступления, вида и размера возможного наказания, места совершения преступления, иногда от свойств личности обвиняемого. Подсудность — это предписанная процессуальным законом совокупность признаков уголовного дела, по которым определяется, какой из судов будет правомочен принять данное дело к рассмотрению в качестве суда первой инстанции, рассмотреть и разрешить его.
Подсудность уголовных дел, будучи прямо предписана законом, является гарантией конституционного права граждан: «Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом» (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ). Наличие в законе строгих правил о подсудности уголовных дел является гарантией и другого конституционного положения: «Создание чрезвычайных судов не допускается» (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ).
Из этого следует, что подсудность устанавливается в законе для определенных категорий дел и остается неизменной до тех пор, пока не изменен процессуальный закон. Каким бы сложным и важным ни было рассматриваемое дело, государство не вправе создавать какие-либо чрезвычайные судебные или квазисудебные органы для рассмотрения конкретного дела. Производство по любому уголовному делу подчиняется заранее установленным в законе и известным участникам процесса правилам о подсудности, и подсудность не может быть произвольно изменена.
Анализ положений ст. 31—36 УПК позволяет выделить несколько видов подсудности уголовных дел: предметную (родовую), персональную и территориальную. Это имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Виды подсудности позволяют относительно пропорционально распределить нагрузку между судами, обеспечивая, с одной стороны, близость и доступность суда населению, а с другой — компетентность суда, устанавливая, что дела о наиболее тяжких преступлениях рассматриваются более высоким звеном судебной системы.
Предметная (родовая) подсудность определяется в зависимости от квалификации преступления или вида и размера наказания. Самая широкая предметная подсудность у районных судов. Эти суды вправе рассматривать все уголовные дела, за исключением дел, отнесенных к подсудности других судов (ч. 2 ст. 31 УПК). Предметная подсудность уголовных дел районным судам на практике обеспечивает рассмотрение этим звеном судебных органов примерно 55—60% уголовных дел, направляемых для разрешения в суд. Среди них наибольший удельный вес составляют дела о таких преступлениях, как кражи, грабежи, разбои, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, убийства без отягчающих обстоятельств.
К подсудности мировых судей ч. 1 ст. 31 УПК относит уголовные дела о преступлениях, за которые УК предусматривает максимальное наказание не более трех лет лишения свободы. Но при этом законодатель исключает из этого правила более 90 статей УК, предусматривающих преступления с такими же санкциями. Согласно ч. 2 ст. 31 УПК эти преступления отнесены также к предметной подсудности районных судов. Фактическое количество уголовных дел, рассматриваемых мировыми судьями, составляет около 40—45%.
В качестве суда первой инстанции по отдельным категориям дел могут выступать и суды среднего звена судебной системы — суды субъектов РФ: верховные суды республик, краевые, областные, суды городов федерального значения, автономной области или автономного округа (ч. 3 ст. 31 УПК). К предметной подсудности судов этого звена законодатель относит, как правило, дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, например об убийстве (ч. 2 ст. 105 УК); похищении человека (ч. 3 ст. 126 УК); об изнасиловании (ч. 3 ст. 131 УК); террористическом акте (ст. 205 УК); захвате заложников (ч. 2—4 ст. 206 УК); государственной измене (ст. 275 УК); шпионаже (ст. 276 УК) и др. Однако к подсудности этих судов отнесены и некоторые преступления средней и даже небольшой тяжести, например преступления против правосудия, предусмотренные ст. 294—302, ч. 2, 3 ст. 303, ст. 305 УК.
Судам среднего звена подсудны также все уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (п. 3 ч. 3 ст. 31 УПК). Кроме того, они могут рассматривать и уголовные дела, переданные им из других судов в порядке ст. 34 или 35 УПК. Однако фактический объем уголовных дел, рассмотренных судами этого звена, составляет менее 1%.
Подсудность уголовных дел в известной мере связана и с составом суда. Уголовные дела, а также иные вопросы, разрешаемые судом при производстве по уголовному делу, могут рассматриваться в единоличном или коллегиальном составе судей. Коллегиальный состав судей может включать как профессиональных судей, так и профессионального судью и присяжных заседателей, но состав судей в конкретном судебном заседании должен быть законным.
Создание суда на основании закона является требованием и международного права. При этом Европейский Суд в ряде решений подчеркивает, что словосочетание «созданный на основании закона» относится не только к правовому основанию самого существования суда, но и к составу суда по каждому делу. Это означает, что каждый из судей и присяжных заседателей, участвующих в рассмотрении данного дела, должен быть назначен в установленном законом порядке. Кроме того, не должно быть обстоятельств, исключающих участие кого-либо из них в уголовном судопроизводстве (ст. 61—65 УПК), что позволяет обеспечить независимость и беспристрастность судей.
Состав суда различается в зависимости от того, какой суд рассматривает дело, какова степень тяжести рассматриваемого преступления, в какой инстанции рассматривается дело в данный момент производства.
Суд первой инстанции может действовать в составе одного судьи, единолично рассматривающего уголовное дело; в составе трех профессиональных судей или в составе профессионального судьи и 12 присяжных заседателей.
В первой инстанции единолично судьей рассматриваются все дела, подсудные мировым судьям. В федеральных судах единолично судьями рассматриваются практически все уголовные дела, за исключением тех, по которым процессуальный закон допускает возможность коллегиального рассмотрения.
В коллегиальном составе из трех профессиональных судей рассматриваются уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, если обвиняемый до назначения судебного заседания заявляет соответствующее ходатайство (п. 3 ч. 1 ст. 30 УПК). В таких случаях один из судей председательствует в судебном заседании и наделяется соответствующими полномочиями (ст. 243 УПК).
При рассмотрении некоторых уголовных дел, подсудных судам среднего звена, по ходатайству обвиняемого суд может рассматривать уголовное дело в составе профессионального судьи (он является председательствующим) и 12 присяжных заседателей (п. 2 ч. 1 ст. 30 УПК).
Вышестоящие судебные инстанции также могут иметь как единоличный, так и коллегиальный состав. В единоличном составе (судьей районного суда) осуществляется проверка судебных решений только мирового судьи в апелляционном порядке. Во всех иных случаях вышестоящие инстанции действуют в коллегиальном составе. С 2013 г. апелляционная проверка судебных актов федеральных судов осуществляется судом в составе трех судей соответствующей инстанции (ч. 3 ст. 30 УПК). Кассационная инстанция действует всегда в составе не менее трех судей, а единственная надзорная инстанция в лице Президиума Верховного Суда РФ проверяет судебные решения в составе большинства членов президиума (ч. 4 ст. 30 УПК).
Судебный контроль в досудебных стадиях и в стадии исполнения приговора, как правило, судьи осуществляют единолично. Исключением является только дача заключения о наличии признаков преступления при возбуждении уголовного дела или решении вопроса о привлечении в качестве обвиняемого отдельных категорий лиц (п. 2, 21 ч. 1 ст. 448 УПК), о чем уже говорилось выше.
При этом распределение уголовных дел между судьями и назначение конкретного судьи в состав суда при рассмотрении данного дела в каждом из судов осуществляет председатель данного суда. Составы коллегий из трех судей в Верховном Суде РФ или судах среднего звена для принятия заключений и решений в порядке судебного контроля в досудебных стадиях при производстве по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, в частности судей, ежегодно утверждаются соответственно Высшей квалификационной коллегией судей РФ или квалификационной коллегией судей субъекта РФ (п. 9 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).
Руководитель следственного органа появился в числе участников уголовного процесса на стороне обвинения вместо начальника следственного отдела в результате изменений, внесенных 5 июня 2007 г. в ст. 39 УПК. Однако федеральными законами от 3 декабря 2007 г. № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», от 2 декабря 2008 г. № 226-ФЗ, от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ эта статья снова была изменена, что следует учесть при изучении процессуального положения руководителя следственного органа.
Руководитель следственного органа — это «должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель» (п. 381 ст. 5 УПК). Следовательно, термин «руководитель следственного органа» охватывает все следственные органы: Следственный комитет РФ и его территориальные органы, а также следственные органы иных органов исполнительной власти и их территориальные подразделения (см. ч. 5 ст. 39 УПК).
Независимо от того, в каком из ведомств и на каком организационном уровне действует должностное лицо, какое из следственных подразделений оно возглавляет, его процессуальные полномочия как руководителя следственного органа определены ст. 39 УПК как единые для всех руководителей. Объем процессуальных полномочий предопределен функцией процессуального руководства. Анализируя положения ст. 39 и других статей УПК, можно выделить несколько видов полномочий руководителя следственного органа по осуществлению процессуального руководства следователем.
Полномочия по распределению уголовных дел между следователями. Руководитель следственного органа уполномочен поручать производство следствия любому следователю своего следственного подразделения. Он может перераспределять уголовные дела, изымая дело из производства одного следователя и передавая его другому. При этом руководитель обязан указать основания передачи дела. Вопрос о перераспределении дел между следователями может возникать, например, в случае заявления следователю отвода или его самоотвода, разрешение которых отнесено к компетенции руководителя следственного органа (п. 5 ч. 1 ст. 39, ст. 61, 67 УПК). Руководитель вправе отстранять следователя от дальнейшего производства расследования и в случаях, когда им допущено грубое нарушение уголовно-процессуального закона (п. 6 ч. 1 ст. 39 УПК).
При необходимости руководитель следственного органа может поручать расследование дела нескольким следователям, создавая для этого следственную группу, и может в ходе следствия изменять ее состав (п. 1 ч. 1 ст. 39, ст. 163 УПК). В отдельных случаях руководитель следственного органа вправе принимать к своему производству сообщения о преступлениях или уголовное дело. В таком случае он пользуется всеми правомочиями следователя (ч. 2 ст. 39 УПК).
Полномочия по проверке возбуждения дела и хода расследования. Руководитель следственного органа наделен правом проверять материалы проверки сообщения о преступлении или уголовного дела в ходе следствия, оценивать законность и обоснованность действий и решений следователя (п. 2, 3 ч. 1 ст. 39 УПК). Такую проверку он обязан осуществлять и в тех случаях, когда закон предписывает ему давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственных действий, требующих разрешения суда, или ходатайства о разрешении суда на применение мер процессуального принуждения (п. 4 ч. 1 ст. 39, ч. 3 ст. 3171 УПК). Контроль качества расследования и законности и обоснованности решений следователя с 2007 г. усилен за счет того, что, согласно п. 9 ч. 1 ст. 39 УПК, руководитель следственного органа получил право утверждать постановления следователя о прекращении производства по уголовному делу.
Полномочия по руководству ходом расследования и своевременному исправлению ошибок и нарушений закона, допущенных следователем. Проверка материалов дела и принимаемых следователем решений по делу осуществляется руководителем следственного органа для того, чтобы своевременно выявить нарушения или ошибки следователя, предупредить их или, в случае необходимости, принять меры к их исправлению.
Основным полномочием руководителя в таких ситуациях является его право давать следователю письменные и обязательные для исполнения указания (п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК). Эти указания могут касаться направления расследования, например выдвижения или проверки дополнительных версий, проверки отдельных обстоятельств дела в целях устранения противоречий или сомнений, поручения органам дознания оперативно-розыскных мероприятий, производства тех или иных следственных действий, направленных на собирание новых или проверку имеющихся в деле доказательств.
Руководитель следственного органа вправе давать следователю указания и о разрешении тех или иных правовых вопросов по делу, требующих оценки доказательств и обстоятельств дела по внутреннему убеждению, например указания о привлечении лица в качестве обвиняемого, об объеме обвинения и квалификации деяния, об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения (п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК). Как отмечалось выше, такого рода указания могут быть оспорены следователем, что приостанавливает их исполнение. Следователь при этом вправе представить свои возражения руководителю вышестоящего следственного органа, отстаивая, таким образом, собственное внутреннее убеждение по данному вопросу.
Органы дознания. Значительную роль в расследовании преступлений и выполнении процессуальной функции обвинения играют органы дознания. К ним законодатель относит различные органы исполнительной власти и ряд должностных лиц, для которых уголовно-процессуальная деятельность не является их единственной и основной функцией, как, например, для следователя. Они вступают в уголовный процесс только в случаях и в пределах, прямо предусмотренных уголовно-процессуальным законом. Иные полномочия, возлагаемые на органы дознания федеральным законодательством, могут быть связаны с уголовным процессом (например, административная, оперативно-розыскная, охранная деятельность), но осуществляются ими вне уголовного процесса. Следовательно, участниками уголовного процесса органы дознания являются лишь в той части своих полномочий, которые прямо предписаны процессуальным законом.
К органам дознания относятся прежде всего органы исполнительной власти, которые наделены в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК). Такими полномочиями в настоящее время наделены органы внутреннихдел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы исполнения наказаний и некоторые другие.
Кроме того, к органам дознания относятся органы Федеральной службы судебных приставов (п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК).
К органам дознания законодатель относит и командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов (п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК). И еще одну группу составляют органы государственного пожарного надзора противопожарной службы (п. 4 ч. 1 ст. 40 УПК).
Органам дознания уголовно-процессуальный закон предписывает три вида процессуальной деятельности:
1) перечисленные органы дознания в пределах своих полномочий правомочны осуществлять дознание по делам, по которым не обязательно производство предварительного следствия. Органы дознания проводят расследование уголовных дел в порядке, предусмотренном гл. 32 УПК. Это, как правило, дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, прямо перечисленные в ч. 3 ст. 150 УПК. Дела распределяются между органами дознания с учетом основных функций, которые они выполняют, о чем свидетельствуют предписания ч. 2 ст. 157 УПК. Например, командиры воинских частей осуществляют дознание по делам, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК, если преступление совершено военнослужащим;
2) органы дознания могут осуществлять неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК). Выполняя свои основные функции, органы дознания могут первыми обнаруживать совершенное или готовящееся преступление и принимать меры к его пресечению. В таких ситуациях важно принять необходимые процессуальные меры к сохранению и закреплению имеющихся доказательств, независимо от того, кому будет в дальнейшем подследственно дело о данном преступлении. Поэтому орган дознания и наделяется правом в пределах полномочий, определенных ч. 2 ст. 157 УПК, возбудить уголовное дело и произвести те следственные действия, без которых доказательства могут быть утрачены, после чего в установленном законом порядке передает дело следователю (ст. 157 УПК);
3) органы дознания участвуют в осуществлении уголовно-процессуальной деятельности еще и в случаях, когда следователь в порядке, предусмотренном УПК, дает им соответствующие поручения. Например, по письменному поручению следователя орган дознания может выполнять отдельные следственные действия по делу, расследуемому следователем. Этот вид процессуальной деятельности органов дознания прямо не указан в ст. 40 УПК, но он предусмотрен применительно к полномочиям следователя (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК) и обязателен для исполнения органами дознания.
Кроме перечисленных органов дознания, в определенных ситуациях некоторые процессуальные полномочия могут приобретать и иные должностные лица, которые также названы законодателем в ст. 40 УПК. К их числу отнесены: 1) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по делам о преступлениях, совершенных на данных судах; 2) руководители геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения иных органов дознания, — по делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; 3) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений (ч. 3 ст. 40 УПК). Перечисленные должностные лица, так же как и органы дознания, вправе возбуждать уголовное дело и выполнять неотложные следственные действия, но производить дознание в полном объеме они не могут.
Кроме должностных лиц и органов, ведущих уголовный процесс, на стороне обвинения участвуют и лица, отстаивающие свои интересы, нарушенные преступлением: потерпевший, гражданский истец и др.
Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда (ст. 42 УПК).
Конституция РФ устанавливает, что права потерпевших от преступлений охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшему доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции РФ). В соответствии с этим конституционным положением в УПК записано, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК), и содержится совокупность таких правил судопроизводства, которые призваны обеспечить защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления.
Конституционный Суд РФ указал, что право на судебную защиту, по смыслу ч. 3 ст. 55 и ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, не подлежит ограничению, поскольку ограничение этого права ни при каких обстоятельствах не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией целей. В УПК со всей определенностью выражено право потерпевшего обжаловать процессуальные решения, а также действия (бездействие) должностных лиц и органов, преграждающие ему право на судебную защиту и затрагивающие его интересы (ст. 123 УПК). Лицу может быть отказано в признании потерпевшим только в том случае, если его права и законные интересы не были непосредственно нарушены преступлением, в связи с которым проводится расследование по делу, о чем выносится постановление.
Проявляется тенденция к повышению роли потерпевшего и его влияния на ход и принимаемые по делу решения не только по делам частного, но и по делам публичного обвинения. Так, по заявлению потерпевшего дело публичного обвинения небольшой или средней тяжести может быть прекращено ввиду примирения потерпевшего с обвиняемым (ст. 25 УПК); без согласия потерпевшего не может быть удовлетворено ходатайство обвиняемого об особом порядке судебного разбирательства (ч. 1 ст. 314 УПК); по жалобе потерпевшего (его представителя) допускается пересмотр вступивших в законную силу судебных решений по основаниям, ухудшающим положение осужденного (оправданного), а также при возобновлении производства по делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств (ст. 413 УПК). Несоблюдение процессуальных прав потерпевшего Верховный Суд РФ рассматривает как существенное нарушение закона, влекущее отмену приговора.
Основанием для признания лица потерпевшим является наличие данных, дающих основание полагать, что преступлением причинен вред потерпевшему. Решение о признании лица потерпевшим принимается либо по его заявлению, либо по инициативе органов предварительного расследования при наличии любого вида вреда. В момент вынесения постановления о признании лица потерпевшим факт причинения вреда преступлением может быть еще не доказан, однако наличие данных о том, что преступлением нанесен тот или иной вид вреда, достаточно для признания лица потерпевшим. Признание его таковым дает возможность использовать права, предоставленные потерпевшему для защиты своих интересов. Следует обратить внимание на то, что при производстве по уголовным делам частного обвинения сам факт подачи заявления потерпевшим и принятия мировым судьей дела к своему производству является основанием наделения потерпевшего процессуальными правами частного обвинителя (ч. 7 ст. 318 УПК).
С момента признания лица потерпевшим он является участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения и приобретает широкие права для защиты своих прав и законных интересов. Процессуальные права потерпевший (физическое лицо) может реализовывать как самостоятельно, так и наряду с представителем, которым могут быть не только адвокаты (договорное представительство), но и законные представители (представительство в силу прямого указания закона). Конституционный Суд РФ указал, что ч. 1 ст. 45 УПК «по ее конституционно-правовому смыслу не исключает, что представителями потерпевшего и гражданского истца в уголовном процессе могут быть — помимо адвокатов — лица, в том числе близкие родственники, о допуске которых ходатайствует потерпевший или гражданский истец». При этом от услуг представителя он вправе отказаться, за исключением тех случаев, когда вместе с ним (или вместо него) в деле участвует законный представитель ввиду недееспособности или ограниченной дееспособности потерпевшего. В случае признания потерпевшим юридического лица осуществление его прав возлагается на лицо, правомочное в соответствии с ГК представлять его интересы (ст. 45 УПК). По постановлению мирового судьи в качестве представителя потерпевшего может быть допущен один из близких родственников или иное лицо, о допуске которого ходатайствует потерпевший.
Дипломные работы от 1360 руб.
Курсовые работы от 340 руб.
Контрольные работы от 170 руб.
Рефераты от 272 руб.
Отчеты о практике от 1360 руб.
Отчеты по НИРМ от 510 руб.
Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).
Пункт 31 ст. 5 УПК к прокурорам относит Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре. Следовательно, вопрос о том, какие должностные лица органов прокуратуры имеют полномочия прокурора должен рассматриваться не иначе как во взаимосвязи с положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Ст. 54 указанного Федерального закона под прокурором понимает Генерального прокурора РФ, его советников, старших помощников, помощников и помощников по особым поручениям, заместителей Генерального прокурора РФ, их помощников по особым поручениям, заместителей, старших помощников и помощников Главного военного прокурора всех нижестоящих прокуроров и их заместителей, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров.
Несмотря на отнесение прокурора к числу участников на стороне обвинения, круг его полномочий не ограничивается собственно уголовным преследованием — в деятельности прокурора также находит свое выражение функция прокуратуры по надзору за законностью. Если уголовное преследование является одной из трех основных процессуальных функций, то прокурорский надзор есть проявление конституционно-правовой функции прокуратуры по надзору за соблюдением законов.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в ч. 2 ст. 1 устанавливает, что одной из отраслей прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Согласно ст. 29 названного Закона предметом данной отрасли надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Тем не менее, ни полномочий прокурора по осуществлению указанной отрасли надзора, ни форм прокурорского реагирования Федеральный закон не устанавливает, фактически отсылая в ст. 30 к положениям УПК: «Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами». Под «другими федеральными законами» в данном случае надлежит понимать Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в части, регулирующей полномочия прокурора по надзору за соблюдением законов органами, такую деятельность осуществляющими. Таким образом, прокурор, надзирая за исполнением законов органами, ведущими предварительное расследование, осуществляет не что иное, как уголовно-процессуальную деятельность, урегулированную нормами УПК.
По нашему мнению, разделить деятельность прокурора на две самостоятельные функции — функцию уголовного преследования и функцию надзора за законностью — невозможно. Кроме того, право на осуществление надзора за органами предварительного расследования вытекает также из того, что прокурор в досудебном производстве является процессуальным руководителем органов дознания и предварительного следствия, поскольку именно он возглавляет деятельность по уголовному преследованию, на нем лежит ответственность за реализацию обвинения, а в дальнейшем — поддержание его перед судом. Письменные указания прокурора, данные им органу дознания, дознавателю, следователю, обязательны для исполнения.
Прокурор, будучи ответственным за обоснованность обвинения, заинтересован в соблюдении закона органами предварительного расследования, так как его нарушение может повлечь за собой признание собранных доказательств недопустимыми и не имеющими юридической силы, а в конечном счете — невозможность опровержения презумпции невиновности на основе сформированной по делу доказательственной базы. Следовательно, осуществление прокурором надзора за деятельностью органов предварительного расследования охватывается выполняемой им функцией уголовного преследования, осуществляется в ее рамках.
Здесь же следует отметить, что Концепция судебной реформы предполагала уже на первом этапе реформирования заменить прокурорский надзор за расследованием преступлений судебным контролем. Очевидно, что эффективное осуществление надзора или контроля га соблюдением закона, прав и свобод личности возможно лишь со стороны государственного органа, обладающего подлинной независимостью и не связанного с поднадзорными органами и должностными лицами единой по существу функцией.
Однако прокурорский надзор за расследованием преступлений по-прежнему является одним из направлений прокуратуры согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», сохранен он и в новом Уголовно-процессуальном кодексе. Тем не менее, действующий УПК, по сравнению с предшествующим п��авовым регулированием, существенно расширил границы судебного контроля на предварительном расследовании, определив в полном соответствии с положениями Конституции РФ исключительную прерогативу суда на принятие решений, связанных с ограничением конституционных прав и свобод граждан на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища и имущества, тайну переписки, телефонных и иных переговоров.
Статья 246 УПК РФ. Участие обвинителя
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.09.2018 N 32
«О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)
«О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2018 N 17
«О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
-
Федеральный закон от 18.04.2018 N 72-ФЗ
«О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части избрания и применения мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста»
-
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об исполнительном производстве»
-
Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018)
«О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 229-ФЗ
«О внесении изменений в статью 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 23.04.2018 N 114-ФЗ
«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 27.06.2018 N 170-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», статьи 22 и 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 228-ФЗ
«О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»
-
Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 18.04.2018)
«О средствах массовой информации»
-
Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 04.06.2018)
«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 23.04.2018 N 99-ФЗ
«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 27.06.2018 N 157-ФЗ
«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 23.04.2018 N 96-ФЗ
«О внесении изменений в статью 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 19.07.2018 N 205-ФЗ
«О внесении изменения в статью 46 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
У прокурора существует несколько дополнительных функций. Они выполняются в том спектре, который зависит от каждого индивидуального случая. Среди них стоит отметить следующие:
- Участие в тщательном исследовании представленных доказательств.
- Выдача заключения по всем появляющимся в процессе ведения дела вопросам и проблемам.
- Прокуроры часто выступают в стандартных судебных разговорных прениях с заранее составленной обвинительной речью. Сюда можно отнести высказывание оценки всем собранным доказательствам, представление своего мнения о сложившихся обстоятельствах, оказывающих существенное влияние на заведенное дело.
- Высказывание суду своих соображений относительно задействования подходящего под статью УК и категории наказания подсудимого.
Любой прокурор в состоянии обозначить в суде свои специальные кассационные или частные протесты на ранее принятое необоснованное или совершенно несоответствующее закону постановление.
Объекты, имеющие право возбуждать уголовные дела, перечислены в статье 146 УПК. В перечне нет сотрудников прокуратуры. Решение об уголовном преследовании принимается:
- следователями;
- дознавателями;
- руководителями соответствующих структур.
Полномочия районного/городского прокурора на стадии возбуждения уголовного дела сводятся к осуществлению надзора за указанными должностными лицами. Последние передают постановление о возбуждении преследования в течение 24 часов в прокуратуру. В обязанности ее сотрудников входит:
- выявление несоответствия принятого решения нормам закона;
- утверждение или отмена таковых.
На практике прокуратура не закрывает дело. Сотрудник госоргана издает документ, в котором обосновывает свою точку зрения. Требование направляется в органы правопорядка. На его основании принимается решение о закрытии дела. При этом следователь может возразить, если считает мнение прокурора неверным. Весь спор оформляется документально, так как от его итога зависят судьбы конкретных людей.
Прокуратура должна указать на процессуальное положение, нарушенное органами правопорядка. Если спорящие стороны не придут к согласию, то материалы направляются в вышестоящие структуры. На данном этапе процесса прокуратура обязана:
- рассмотреть заявления граждан и должностных лиц о нарушении законодательства;
- отследить соответствие процедуры нормам, указанным в УПК;
- защитить права участников мероприятия.
Важно: участие в расследовании должностных лиц, заинтересованных в результатах такового, недопустимо.
Их отстранение, а также выявление причин принятия подобного решения, является ответственностью и обязанностью прокуратуры.
На этом этапе закон наделил прокурора правом:
- Осуществлять преследование и контролировать работу дознания и следствия.
- Использовать право и руководствоваться им, управлять ходом следствия.
- Давать разрешение на ходатайство в судебную инстанцию о каких-либо процессуальных действиях.
- Мотивировано отменять незаконно возбуждённое дело.
- Требовать исправления в установленные сроки недостатков, выявленных в следственных действиях.
- Давать органам дознания указания, в каком порядке необходимо расследовать преступление.
- Рассматривать изложенные в письменном виде аргументы следствия о наличии нарушений действующего закона.
- Отклонять несоответствующие правовым нормам постановления подчинённых работников прокуратуры.
Круг правовых возможностей прокурора в рамках процессуального законодательства обширен, но направлен на соблюдение Конституционных прав людей, пострадавших от преступных проявлений.
В российском законодательстве указано два этапа судебного разбирательства дела:
- предварительное;
- основное.
Работники прокуратуры являются участниками обоих стадий рассмотрения. Они представляют государство на этом этапе. Участие прокурора как гособвинителя в уголовном судопроизводстве заключается в следующем:
- Он представляет суду доказательства виновности подозреваемого. Мероприятие необходимо для установления истины и принятия справедливого решения.
- В случае необходимости отказывается от преследования человека. Таковое решение представляется в судебном заседании с серьезными обоснованиями и отсылками к нормативным актам в письменно виде.
- Опровергает аргументы, приводимые адвокатом пострадавшего. Это право вписано в статью 235 УПК.
Основная обязанность сотрудника прокуратуры в судебном заседании –отстаивание позиции обвинения. Для этого он:
- представляет доказательную базу;
- аргументирует свою позицию;
- отвечает на контраргументы противной стороны;
- изучает доказательства защиты;
- предлагает конкретное наказание.
То есть прокурор является полноправным участником судебного разбирательства. Поэтому у него есть право высказывать замечания, задавать вопросы, выступать и пр. Одновременно сотрудник госоргана может аргументировано предложить уменьшение наказания (до принятия соответствующего решения судом). Это делается на таких основаниях:
- квалифицирующий признак не подтвердился;
- дело переквалифицировано на иную норму или статью.
У прокурора нет права возражать на применение особого порядка рассмотрения дела. Однако он может не согласиться на такую процедуру. Суд требует аргументации позиции. Она должна опираться на объективные факторы и нормы кодекса.
В кассации суд:
- по заявленным требованиям обвинителя имеет право дать оценку качеству доказательств;
- принимает документы, не полученные на доследственном этапе, дополнительно внесённые прокурором.
Кассация прокуратуры (представление в письменном виде), поступив в судебную инстанцию, рассматривается судьёй. Суд сообщает в двухнедельный срок о том, где и когда состоится разбирательство. По жалобе обвиняемой стороны на постановление суда прокурор обязан подать возражения.
Законодательство установило исключительные требования к надзорному пересмотру судебных вердиктов, который применяется:
- Если не нашло место законное решение на предыдущих судебных этапах.
- Если решение суда было не обжаловано в установленный срок, а участники процесса считают, что оно не соответствует закону.
На решение кассационной инстанции, с которым не согласен обвинитель, на имя руководителя надзорного суда подаётся надзорное представление, составленное по установленной форме.
Обвинитель имеет право изучать надзорные жалобы лиц, участвующих в процессе.
Надзорное представление в кассационной инстанции прокурор представляет лично. В судебной коллегии ВС РФ это делает прокурор Генпрокуратуры РФ. Такое представление либо удовлетворяется, либо отклоняется судом.
- Понятие представительства
- Когда представительство необходимо?
- Кто может стать представителем в суде?
- Полномочия судебного представителя
- Виды представительства
- Добровольное
- По назначению суда
- Законное представительство
- Общественное
- Как стать судебным представителем — порядок оформления полномочий
Представительство в суде и роль самого представителя сложно недооценивать. Это не просто лицо, представляющее интересы стороны по делу, это главный защитник его прав перед оппонентом в споре. Насколько будут убедительны и основаны на законах его доводы, настолько положительным будет решение суда по делу.
В зависимости от вида судопроизводства – арбитражного или гражданского – могут отличаться и некоторые нюансы оформления полномочий представителя и отдельные его действия.
Юридическое представительство интересов в суде – это совершение доверенным лицом определенных процессуальных действий, а также реализация прав и обязанностей своего доверителя в судебном процессе.
Действующее гражданско-процессуальное и арбитражное законодательство предоставляет гражданам, организациям возможность вести свои дела через представителей, привлекаемых в установленном законом порядке.
Направление в судебный процесс своего представителя – это право, но никак не обязанность стороны по делу. В большинстве случаев необходимость участия в деле представителя обусловлена отсутствием необходимых юридических познаний, навыков для эффективной защиты своих прав.
Если нет возможности лично принимать участие в судебном заседании, сторона может направить в суд свое доверенное лицо. Так же это не лишает ее права участвовать в судебном заседании наравне со своим представителем.
Представитель обладает всеми теми же правами и обязанностями, которые может осуществлять в суде представляемое им лицо.
Однако отдельные полномочия требуют отдельного указания в доверенности.
В частности, речь идет о следующих процессуальных правах:
- Подписание иска и его подача в суд.
- Решение о передаче спора в третейский суд.
- Подача встречного иска к истцу, выступая на стороне ответчика.
- Частичный или полный отказ от заявленных требований, а также изменение их размера (включая отказ от иска или его признание).
- Передоверие полномочий.
- Обжалование судебного акта.
- Предъявление исполнительного листа для исполнения и фактическое получение денежных средств.
Общие и специальные полномочия прокурора в уголовном процессе
В судебном процессе нередко принимают участие общественные организации, выступающие от имени общества и в интересах неопределенного круга лиц.
Общественная организация и ее члены вправе защищать не только интересы своей организации, но и отдельных граждан, организаций.
Как пример: правозащитная организация «Агора», известная по многочисленным случаям предоставления на бесплатной основе общественных представителей по различным гражданским, административным и уголовным делам. Основной профиль организации – защита граждан по спорам с органами власти, правоохранительными структурами и в иных, вызывающих высокий общественный резонанс, случаях.
Представитель, действующий в общественных целях, обладает всеми теми же правами и полномочиями, что и привлекаемый в рамках добровольного представительства. Однако вопреки воли представляемого действовать он не может и в любом случае допускается в дело лишь при подтверждении полномочий и согласия доверителя.
- О роли прокурора в досудебных стадиях 2019 / Алимпьев М.А., Горюнов В.Е.
- УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА КАК ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СПЕЦИФИКУ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ 2021 / Насонов Александр Александрович
- Роль прокурора в устранении следственных ошибок 2017 / Назаров Александр Дмитриевич, Шагинян Армен Степанович
- Надзор прокурора за возбуждением и расследованием уголовных дел: история и современность 2014 / Таболина Ксения Андреевна
- ПРОКУРОР В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ В РОССИИ 2020 / Алиев Рустам Алимагомедович
В. В. Трухачев, У. Н. Ахмедов,
доктор юридических наук, профессор, кандидат юридических наук
Воронежский государственный
университет
ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ПРОЦЕССУАЛЬНОМ СТАТУСЕ ПРОКУРОРА
FUNCTIONS AND THE PROSECUTORS POWERS IN CRIMINAL PROCEEDINGS AND THEIR REFLECTION IN THE PROCEDURAL
STATUS OF THE PROSECUTOR
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся функций и полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве. В качестве функций прокурора выделяются прокурорский надзор и уголовное преследование. Вносится ряд предложений по оптимизации процессуального статуса прокурора, повышающих эффективность прокурорского надзора в досудебном производстве.
In article the questions concerning functions and the prosecutors powers in criminal proceedings are considered. As functions of the prosecutor public prosecutors supervision and criminal prosecution are considered. A number of the offers on optimization of the procedural status of the prosecutor increasing efficiency ofpublic prosecutors supervision in prejudicial production is made.
Правовой статус прокурора подробно закреплен в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации [1] и активно комментируется исследователями. Это является вполне обоснованным, ибо прокурор является важной фигурой, призванной обеспечить законность, обоснованность и мотивированность проводимых по делу процессуальных действий и принимаемых по делу процессуальных решений. По мнению ряда авторов и руководителей Генеральной прокуратуры РФ, уголовно-процессуальный статус прокурора в действую-
щем УПК РФ необоснованно сужен, что отрицательно сказывается на эффективности прокурорского надзора и качестве уголовного судопроизводства в целом [2—6].
В целях восполнения процессуального статуса прокурора в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 № 404-ФЗ в ст. 37 УПК РФ «Прокурор» были внесены дополнения [7]. Прокурор был наделен полномочием истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановле-
нии или прекращении уголовного дела и принимать по ним решения в соответствии с УПК РФ (ст. 37, п. 51 УПК РФ).
Однако, несмотря на это и другие дополнения уголовно-процессуального закона, актуальность рассматриваемой проблемы не уменьшилась. Прежде всего речь идет о необходимости наделения прокурора правом на возбуждение уголовного дела и производство расследования. Как отметил в своем докладе Генеральный прокурор Российской Федерации, только полноценный прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов следствия и право прокурора возбуждать и расследовать уголовные дела, в частности в отношении следователей, может сдержать растущий вал допускаемых ими нарушений закона [6].
Однако прежде чем перейти к рассмотрению указанных предложений, необходимо исследовать общие положения, определяющие статус прокурора в уголовном судопроизводстве. Прежде всего имеется в виду вопрос о функциях прокурора в уголовном процессе — надзоре и уголовном преследовании.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен осуществлять в ходе уголовного судопроизводства уголовное преследование от имени государства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Согласно п. 55 ст. 5 УПК РФ, уголовное преследование является процессуальной деятельностью, осуществляемой стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Прокурорский надзор представляет собой специфическую деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемую от имени Российской Федерации и состоящую в проверке точности соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на ее территории [8].
На наш взгляд, приоритетной в досудебном производстве является надзорная функция прокуратуры. Следует согласиться с теми авторами, которые полагают, что функция надзора за соблюдением закона — категория более высокого уровня, нежели функция уголовного преследования [9].
По нашему мнению, принципиальным является утверждение о том, что выполнение уголовного преследования и надзора одним и тем же субъектом не оптимально, независимо от того, на какой стадии они осуществляются.
Круг полномочий и обязанностей прокурора отличается на различных стадиях процесса. Но, в целом, его деятельность должна преследовать следующие функции:
- Реализация уголовного преследования подозреваемых;
- Контроль за соблюдением защиты и правовых интересов участников процесса;
- Надзор за исполнением полномочий органов правопорядка и следствия;
- Соблюдение процессуальных сроков рассмотрения дел и проведения следственных действий;
- Координация действий органов полиции и дознания;
- Защита конституционных прав человека;
- Контроль за правильным толкованием действующего законодательства;
- Раскрытие противоправных деяний и др.
Прокуратура, в том числе, имеет и свои подразделения по конкретным областям правовой защиты. К примеру, существует природоохранная прокуратура, которая осуществляет контроль за соблюдением предприятиями правил защиты экологии и природоохранных объектов.