Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аренда земли в Украине в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Первый этап начисления наименьшего налогового имущества будет проводиться по оценке 2022 года, МНО будет зачисляться в 2023 году за 2022 год. В это время составляет 4% от того, какова в то время денежная оценка земли, а далее – 5 % (оценку должен проводить профессионал, специализированное бюро).
За сколько можно продать земельный пай в Украине в 2022 году
Когда все бумаги будут подписаны, корректировка внесена, в Украине в 2022 году вступят в силу следующие изменения:
- сумма выплат в казну будет равна 18% на доход от продажи сельхозпродукции или на сумму более 12 маленьких зарплат;
- уменьшение регламентированного минимума площади земли фермерского хозяйства;
- группа плательщиков, занимающаяся разведением домашней птицы, исключается из плательщиков единого налога.
Базис для зачисления налоги – это информация земельного кадастра, которым пользуются не только служащие госорганов, но и в свободном доступе все желающие граждане Украины. В обязательном порядке владельцы земель должны оформлять соответствующие документы на них, чтобы официально платить налог на землю в 2022 году и после вносить информацию об оплате к заявлению. В таком случае некоторые группы населения могут претендовать на налоговую льготу.
С 1 января налоговый закон вводит новую систему налогообложения сельхозпроизводителей и вводит понятие «налоговое обязательство». Эта сумма обязательных госпошлин, которую каждый владелец должен платить в бюджет. Она составляет 5% цены земли в год. Если сумма налогов будет меньше МНО, то он должен доплатить разницу.
Какая будет плата за землю в 2022 году в Украине?
Начислению налогового обязательства должна подлежать товарная земля. Во время выращивания продукции на собственные нужды решили использовать МНО до земли, которая находиться за пределами населенных пунктов. Эта сумма не будет рассчитана для тех аграрных зон, которыми пользуются дачные кооперативы.
По расчетам Минфина, которые озвучила замминистра Светлана Воробей на заседании налогового комитета 13 сентября, в Украине около 8,4 млн га земли обрабатывается нелегально (всего в Украине 42,7 млн га с/х земли, из которой 31,1 млн га находится в частной собственности).
Предприниматели, использующие эти участки для выращивания продукции, продают ее за наличные, ими же расплачиваются с работниками и арендодателями. Как итог, заявляла Воробей, бюджеты недополучают минимум 10 млрд грн в год.
С другой стороны, недобросовестные сельхозпроизводители, указал нам гендиректор Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ) Роман Сластён, получают неконкурентное преимущество по отношению к честному бизнесу.
Зампредседателя ВАР Михаил Соколов, чья организация, по его словам, и предоставила Минфину оценки масштабов нелегального землепользования, подчеркнул, что указанные 10 млрд грн бюджеты получат лишь от одной уплаты МНО теми предприятиями, которые сегодня вообще не платят налогов.
Но Соколов полагает, что на самом деле мера может стать куда более эффективной, так как выгода от неуплаты налога на прибыль и НДФЛ становится не такой значительной по сравнению с риском получить штраф за незаконную торговлю.
«Может, люди решат, что стоит заплатить чуть больше, чем предусмотрено по налоговому обязательству, но зато спать спокойней», – предположил Соколов.
Такого же мнения придерживается и Роман Сластён. Он отмечает, что нарушителям налогового законодательства делать это станет куда сложнее. Например, тем из них, кто пользуется участком без заключенного договора аренды с собственником, выплачивая ему оплату наличными, в итоге придется оплачивать за собственника и минимальное обязательство.
«Для собственников эта ситуация тоже будет некомфортной, так как им по документам придется платить этот налог», – говорит Сластён.
Гендиректор УКАБ прогнозирует, что установление МНО на 90% закроет все лазейки для нелегального сельхозпроизводства.
Как заметила Светлана Воробей, при уплате всех налогов за пользования землей, которые идут в счет МНО, их сумма должна равняться или превосходить налоговое обязательство.
Однако, поясняют в ВАР, легальным сельхозпроизводителям из южных областей Украины из-за устаревшей методики расчета нормативной денежной оценки все же придется доплачивать до минимального уровня налогов.
Дело в том, что эта методика была разработана еще в советское время и не учитывает изменения климата, который на Юге страны стал более засушливым.
«Ярче всего это видно на примере Одесской области. Там есть предприятия, у которых НДО составляет около 40 тыс. грн/га – соответственно и минимальная нагрузка будет выше, чем в других областях. Но при этом в засушливом регионе и арендная плата ниже, чем по всей стране, так как меньше урожай. Ниже арендная плата – ниже НДФЛ с нее, который идет в счет минимального обязательства. Получается перекос», – объяснил проблему Михаил Соколов.
Он также добавил, что в засушливых регионах возникают трудности с выращиванием овощей и разведением скота – из-за этого многие предприятия на Юге имеют меньше работников, чем в других регионах. Фонд оплаты труда, напомним, также влияет на размер МНО.
Признают этот изъян и законодатели. Чтобы исправить его, как объясняет Соколов, в рамках законопроекта №5600 Рада планирует поручить Кабинету министров разработать новую методику НДО, которая бы учитывала увлажненность грунта и другие особенности землепользования в южных областях.
Времени на это у исполнительной власти будет до 2023 года, когда МНО впервые начнет применяться.
По логике законодателей, начислению минимального обязательства должна подлежать только «товарная» с/х земля. Чтобы вывести из-под нормы участки, которые используются гражданами не с коммерческой целью, а для выращивания продукции на собственные нужды, МНО решили применять только к земле, находящейся за пределами населенных пунктов.
Также МНО не будет рассчитано для земельных участков, которые используются дачными и садовыми кооперативами.
Как объясняет Сластён, если в пределах городов и сел находятся частные огороды, то 99% земли «в полях» используется именно с коммерческой целью.
Правда, сами депутаты налогового комитета признавали вероятность наличия у отдельных граждан в собственности «загородных» паев, полученных ими в советское время от предприятий, которые граждане просто забросили – не обрабатывают, и не сдают в аренду.
В соответствии с нормами проекта закона, таким лицам также придется платить МНО. Однако разработчики документа считают это логичным – либо ты работаешь на земле, которая является национальным достоянием, либо дай обрабатывать ее другим.
«Земельное законодательство даже предусматривает наказание за необработку товарной земли», – акцентировала внимание замминистра финансов Воробей.
Вероятность того, что у отдельных владельцев паев нет возможности продать или сдать в аренду участок из-за отсутствия спроса, авторы законопроекта считают минимальной.
Также указывают – если пай товарной земли составляет несколько соток, то сумма МНО выйдет незначительной (к примеру, для 15 соток при НДО в 28 тыс. грн налоговое обязательство составит 210 грн в год).
Налоговая может просто не дойти к физлицу за взысканием такого сбора, отметил Данил Гетманцев.
Законопроектом также предлагаются послабления для сельхозпроизводителей-ФЛП, состоящих на IV группе единого налога – семейных фермерских хозяйств, которые не используют наемный труд и обрабатывают участки до 20 га. Для них МНО будет установлен в половинном размере от стандартного – в 2022-2023 гг. ставка будет определена в 2% от нормативной оценки земли, а впоследствии – в 2,5%.
Сластён указывает, что это не единственная предусмотренная льгота для «семейных» ферм.
«Те хозяйства, которые легально обрабатывают несколько гектаров земли, смогут довольно просто перейти на упрощенную систему налогообложения. Для них минимальное обязательство составит 600-700 грн/га. Кроме того, по программе Минагрополитики, таким предпринимателям компенсируется 90% уплаченного ЕСВ в первый год работы, и с ежегодным снижением размера компенсации до 10% в течение 10 лет», – перечисляет гендиректор УКАБ.
В конечном счете, «ресурсным» законопроектом при определенных условиях предлагается освободить с/х-производителей от уплаты НДФЛ. На это право они смогут рассчитывать в случае, если реализуют за год своей продукции менее чем на 12 минзарплат (сейчас 72 тыс. грн).
«В то же время для животноводства необлагаемый доход предлагается установить на уровне 300 тыс. грн. Эти нормы применяются к одному физлицу. Так как в том же семейном фермерском хозяйстве несколько членов, необлагаемый доход можно мультиплицировать», – сообщил Роман Сластён.
более 30 онлайн-сервисов!
Ставка — от 0.01%
Срок — до 180 дней
Сумма — до 20 000 грн.
- Адвокаты
- Юристы
- Нотариусы
- Суды
- Прокуратуры
- Налоговые инспекции
- Государственные администрации
- Пенсионные фонды
- Полиция
- Центры занятости
- Винница
- Днепр
- Житомир
- Запорожье
- Ивано-Франковск
- Киев
- Кропивницкий
- Луцк
- Львов
- Николаев
- Одесса
- Полтава
- Ровно
- Сумы
- Тернополь
- Ужгород
- Харьков
- Херсон
- Хмельницкий
- Черкассы
- Чернигов
- Винница
- Днепр
- Житомир
- Запорожье
- Ивано-Франковск
- Киев
- Кропивницкий
- Луцк
- Львов
- Николаев
- Одесса
- Полтава
- Ровно
- Сумы
- Тернополь
- Харьков
- Херсон
- Хмельницкий
- Черкассы
- Чернигов
Срок действия договора аренды земли определяется по согласию сторон, но не может превышать 50 лет.
При передаче в аренду участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства, фермерского хозяйства, личного крестьянского хозяйства срок действия договора аренды не может быть меньше 7 лет.
При передаче в аренду участков сельскохозяйственного назначения, на которых проводится мелиорация, срок действия договора не может быть меньше 10 лет.
В дополнение к общим обязанностям как стороны договора арендодатель земли обязан:
- не совершать действий, которые бы препятствовали арендатору пользоваться земельным участком;
- возместить арендатору капитальные расходы, связанные с улучшением земли, которое проводилось при согласии арендодателя;
- предупредить арендатора об особенностях земельного участка, которые в процессе его использования могут повлечь опасные последствия для окружающей среды или привести к ухудшению состояния самого объекта аренды.
Если арендодатель не выполняет условия, определенные договором аренды, то арендатор имеет право на возмещение убытков, которые он понес в результате этого.
8
В дополнение к общим обязанностям как стороны договора арендатор земли обязан:
- приступать к использованию земельного участка в сроки, установленные договором;
- соблюдать режим использования земель природно-заповедного, природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, водного фонда;
- в пятидневный срок после государственной регистрации права аренды участка государственной или коммунальной собственности предоставить копию договора аренды в налоговый орган;
- в случае аренды земельного участка в комплексе с расположенным на нем водным объектом использовать последний в соответствии с требованиями водного законодательства.
Договор аренды земли может быть разорван (досрочно прекращен) при согласии сторон. По требованию одной из сторон договор аренды может быть расторгнут только по решению суда.
В случае расторжения договора по инициативе арендатора арендодатель сельхозземли имеет право на получение арендной платы за шесть месяцев, если в течение этого периода не поступило предложений от других лиц на заключение договора аренды этого же участка на тех же условиях.
Переход права собственности на арендованный земельный участок к другому лицу (в том числе в порядке наследования) и реорганизация юридического лица-арендатора не являются основанием для изменения условий или прекращения договора.
В случае досрочного прекращения аренды участка, право на которую приобретено на торгах, по инициативе арендодателя арендодатель возмещает арендатору расходы на его приобретение и убытки, которые понесет арендатор вследствие досрочного прекращения договора.
Договор аренды земли государственной или коммунальной собственности может быть разорван в случае принятия решения об использовании земельного участка для общественных потребностей.
Новые правила аренды земли: что изменится с 15 июля
НВ Преміум це:
- Доступ до закритих матеріалів сайту
- Доступ до статей щотижневого журналу НВ
- Відключення комерційної реклами
- Можливість відкривати статті НВ Преміум для друзів
Новое налоговое обязательство коснется не только фермеров и аграриев, которые возделывают свой либо арендованный пай, но и тех, кто не выращивает ничего, но имеет землю в собственности.
Речь идет, в частности, о паях земли площадью от 50 соток.
Законом предусмотрено введение с 1 января минимального налогового обязательства (МНО). Это такой налог, который должен быть минимально оплачен за землю сельскохозяйственного назначения.
Таким образом появляется сумма, которую владельцу земельного пая придется доплатить в бюджет в случае, если сумма налогов и сборов, которые он уплатил за соответствующий год, меньше этого минимального налогового обязательства.
Первым периодом начисления МНО станет 2022-й, то есть в 2023 году зачисления будут проводить за прошедший, 2022 год.
В 2022 и 2023 годах минимальное налоговое обязательство составит 4% от нормативной денежной оценки земли.
После этого налог на землю вырастет до 5%.
Належним засвідченням повернення земельної ділянки є підписаний Акт приймання-передачі земельної ділянки. Особливо важливо мати такий документ у разі повернення з користування державної або комунальної землі. Адже Акт вказує на закінчення зобов’язань орендаря з виплати орендної плати на користь Держгеокадастру, держадміністрації, об’єднаної територіальної громади, сільської ради.
Якщо договір оренди з фізособою-пайовиком закінчується в період, коли ще не зібрано урожай, аграрію доцільно захистити своє право власності на урожай. Для цього в розділі «Умови повернення земельної ділянки» договору слід передбачити відповідну норму:
«У разі, якщо договір оренди земельної ділянки закінчився до збирання врожаю, посіяного орендарем на земельній ділянці, орендар має право на збирання такого врожаю. Орендодавець має право на відшкодування збитків, пов’язаних із тимчасовим зайняттям земельної ділянки колишнім орендарем, у розмірі пропорційно до орендної плати з дня припинення договору до дня збирання врожаю».
Тут спочатку звернімо увагу на норму оновленого Типового договору оренди землі, відповідно до якої у договір оренди землі сільгосппризначення може включатися вимога припинення договору внаслідок погіршення агрохімічного стану земельної ділянки. Тому до розділу «Зміна умов договору і припинення його дії» доцільно включити норму:
«Дія договору припиняється в разі погіршення якості ґрунтового покриву та інших корисних властивостей орендованої земельної ділянки або приведення її в не придатний для використання за цільовим призначенням стан».
Не менш важливим питанням цього розділу договору оренди землі, який містить норму щодо його автоматичного поновлення, є право використання земельної ділянки після смерті орендодавця.
Згідно з ч. 3 ст. 1481 ЗК особа, яка набула право власності на земельну ділянку, протягом одного місяця із дня набуття права власності на неї зобов’язана повідомити про це її користувачів. А за ст. 33 Закону № 161 у разі смерті орендодавця до закінчення строку дії договору оренди землі орендар, який має намір скористатися переважним правом на укладення договору оренди землі на новий строк, зобов’язаний повідомити про це спадкоємця земельної ділянки протягом одного місяця із дня, коли йому стало відомо про перехід права власності на земельну ділянку.
Ураховуючи ці норми, до розділу «Зміна умов договору і припинення його дії» рекомендуємо включати такі пункти:
«Якщо строк дії договору оренди землі закінчився у день або після смерті орендодавця, договір продовжує діяти відповідно до умов його поновлення до моменту державної реєстрації права власності спадкоємця на земельну ділянку.
Спадкоємець, який набув права власності на земельну ділянку за цим договором, протягом місяця з дня державної реєстрації такого права зобов’язаний письмово повідомити про це орендаря. У такому разі для використання свого переважного права на укладення договору оренди землі на новий строк орендар зобов’язаний надіслати спадкоємцю земельної ділянки лист-повідомлення та проєкт договору протягом одного місяця із дня, коли йому стало відомо про перехід права власності на земельну ділянку.
Орендодавець у місячний строк розглядає надісланий орендарем лист-повідомлення з проєктом договору оренди.
У разі недосягнення домовленості щодо орендної плати та інших істотних умов нового договору переважне право орендаря на укладення нового договору оренди землі припиняється після закінчення строку поновлення цього договору. Водночас до закінчення строку поновлення договору цей договір не припиняється».
Аренда сельхозземель в Украине: важнейшие вопросы и ответы
Статья актуальна на 2022 год
В Украине пользоваться землей можно на основаниях предусмотренных законодательством, (естественно, если речь об официальном пользовании).
Одним из таких оснований является договор аренды земельного участка, который может быть заключен как в отношении земли, которая пребывает в частной собственности, так и в отношении государственной или коммунальной земли.
Об особенностях договора аренды между физ лицами, о том, в каком размере можно прописать арендную плату и какие налоги платятся при аренде земли в 2020 году, пойдёт речь в данной статье.
Особенностями договора субаренды можно назвать следующие:
- заключается при наличии письменного согласия владельца земли на передачу участка в субаренду или же если такое право арендатора прямо предусмотрено в договоре аренды;
- договор подлежит государственной регистрации, а по согласию сторон еще и нотариально заверяется;
- размер субарендной платы согласно со статьей 288 Налогового Кодекса Украины не должен превышать размер арендной платы.
Если речь идет о земельных участках сельхозназначения, то арендаторы таких участков могут поменяться участками путем заключения договоров субаренды. Опять же такой обмен возможен с согласия владельца (арендодателя) или если такое право арендаторов предусмотрено заключенными с ними договорами аренды.
Договор аренды земли может быть заключен в простой письменной форме, его нотариальное заверение не является обязательным, однако возможно по желанию сторон.
Обязательной для такого вида договоров является государственная регистрация права аренды (субаренды) вне зависимости от того, заверяется ли договор нотариально.
Для государственной регистрации необходимо обратиться к государственному регистратору (находятся в центрах предоставления административных услуг, также государственными регистраторами являются нотариусы) в пределах области или г. Киева по месту нахождения участка.
Нотариальное удостоверение договора удобно тем, что при его осуществлении право аренды сразу же регистрируется нотариусом, к которому вы обратились, поэтому дополнительно куда-либо ходить не нужно. Однако стоимость такого оформления договора естественно увеличиться на стоимость нотариальных услуг (конкретные расценки стоит узнавать у нотариусов).
Исходя из норм Закона Украины «Про аренду», объектом аренды может быть только целый земельный участок, что означает, что аренда части земельного участка невозможна.
Вместе с тем, владелец может заключить договор аренды сразу с несколькими арендаторами, таким образом, распределив между ними и сам участок, и обязанность по уплате арендной платы. Однако при заключении такого договора настоятельно рекомендуется проконсультироваться с юристом.
Что касается аренды паёв, то владельцы сертификатов на пай до выделения им земельного участка в натуре имеют право заключить договор аренды (договор должен соответствовать вышеперечисленным условиям обычного договора аренды земельного участка, в том числе в части определения размера арендной платы).
После выделения земли на местности такой договор нужно будет перезаключить на таких же самых условиях, однако со ссылкой на данные государственного акта на землю.
- Ключевыми условиями договора аренды земли является идентифицирующие данные земельного участка, срок аренды и размер арендной платы.
- Арендная плата не может быть меньше размера платы за землю, а также меньше 12% нормативной денежной оценки для соответствующего участка.
- Право аренды и субаренды земли, а также земельный сервитут подлежат обязательной государственной регистрации. Нотариальное удостоверение договора аренды является желательным, но необязательным.
- Аренду земли не стоит путать с земельным сервитутом, а также с правом постоянного пользования земельным участком, которые являются отдельными юридическими основаниями для пользования землей в Украине.
При рассмотрении вопроса о том, что такое налог на землю, стал очевидным субъектный состав плательщиков налога. Подытожим, что плату за землю осуществляют следующие физические и юридические лица, а также нерезиденты:
- собственники земельных долей (паев);
- собственники земельных участков;
- арендаторы земельных участков госсобственности (в т.ч. постоянные).
От уплаты земельного налога освобождаются налогоплательщики-«единщики» при условии, что земельный участок используется в предпринимательских целях.
Освобождаются от налога на землю:
- сельхохугодья зон зон отчуждения, безусловного (обязательного) отселения, гарантированного добровольного отселения и усиленного радиоэкологического контроля,
- химически загрязненные сельхозугодия, на которые введены ограничения по ведению сельского хозяйства;
- сельхозугодия, находящихся во временной консервации или в стадии освоения;
- земли гос сортоиспытательных станций и питомников, которые используются для испытания сортов сельскохозяйственных культур;
- земли дорожного хозяйства дорог общего пользования;
- земли сельхозяйпредприятий всех форм собственности, занятые молодыми садами, ягодниками и виноградниками до вступления их в пору плодоношения, а также гибридными насаждениями, генофондовыми коллекциями и рассадниками многолетних плодовых насаждений;
- земли кладбищ, крематориев и колумбариев.
- земли, на которых расположены дипломатические представительства.
- земли, предоставленные для строительства и обслуживания культовых зданий
Как было ранее
Налоговый кодекс содержал в себе конкретные ставки и коэффициенты в зависимости от количества населения. вида земель и т.д. Как это выглядело: рассмотрим расчет суммы налога на примере. Земельный участок без оценки, площадью 150 кв.м, находился в столице. Налоговый кодекс предусматривал случаи значительного колебания численности населения. Но поскольку Киев всегда был и остается городом-миллионником, используем ставку 3,66 грн., применим коэффициент. Сумма налога составляла: 150 кв.м х 3,66 грн. х 3 = 1647 грн. Предположим, что аналогичный участок земли находился в Одессе. Учитывая, что город отнесен к числу курортных населенных пунктов, сумма налога будет увеличена в два раза в связи с применением коэффициента – 2.
Как налог на землю расчитывается в 2022 году
Установление как ставок земельного налога, так и нормативной денежной оценки передано к полномочиям местных советов. Местные советы обязаны ежегодно устанавливать как ставки налога на змелю, льгот по нему, так и нормативную денежную оценку землельных участков, находящихся на территориии населенных пунктов.
Коэффициент индексации устанавливается ежегодно Госкомземом в зависимости от роста потребительских цен, при этом если рост потребительстких цен не превышает 100%, то коэффициент не пересчитывается. Напомним, что ранее коэффициент не пересчитывался при показателе не превышающем 110%.
Следовательно, для расчета налога на землю необходимо знать:
- нормативную денежную оценку земель
- коэффициент индексации
Основанием для начисления арендной платы выступает договор аренды земельного участка, в котором указываются размер и условия внесения платы. Следует обратить внимание на то, что договор аренды в данном случае носит административный характер. Поскольку арендодателем выступает орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, то говорить о свободе установления договорных условий в полной мере не приходится. Закон «Об аренде земли» содержит оговорку о том, что сроки внесения арендной платы при передаче в аренду коммунальной или государственной земли определяются налоговым законодательством (ст. 21). НКУ устанавливает нижний и верхний пределы размера арендной платы за землю. Так размер годовой суммы платежа устанавливается договором аренды, однако, размер аренды не может быть:
1. менее размера земельного налога в размере:
- для земельных участков, нормативную оценку которых проведено — в размере не более 3% оценки, для земель общего пользования — не более 1% оценки, для сельскохозяйственных угодий — не менее 0,3% и не более 1% оценки;
- для земельных участков, нормативную оценку которых не проведено, — в размере не более 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области, для сельскохозяйственных угодий – не менее 0,3 процента и не более 5 процентов нормативной денежной оценкт единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области «.
НКУ предусматривает льготы по уплате земельного налога и для физических, и для юридических лиц (ст.ст. 281, 282 НКУ).
От уплаты налога на землю освобождаются следующие физические лица:
- инвалиды І и ІІ групп;
- лица, имеющие на воспитании 3 и более детей в возрасте до 18 лет;
- пенсионеры по возрасту;
- ветераны войны и лица, на которых распространяется действие закона «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты»;
- лица – пострадавшие вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
- лица и землепользователи, передавшие земельные участки (паи) в аренду плательщикам единого налога 4-ой группы
Следует учесть, что лица освобождаются от уплаты налога только в отношении всех земельных участков по каждому виду использования в рамках граничных норм:
- 2 га – для ведения индивидуального сельского хозяйства;
- 0,01 га – для строительства личного гаража;
- 0,12 га – дл ведения садоводства и т.д.
Указанные ограничения не относятся к лицам, передавшим землю в аренду плательщикам единого налога 4-ой группы.
Освобождение от уплаты налога за земельный участок в рамках норм его площади – логичное и обоснованное решение законодателя. Во-первых, нормы установлены в пределах, необходимых для целевого использования земельных участков (например, для строительства гаража вполне достаточно 100 кв.м земли). Во-вторых, установление норм предотвращает злоупотребления со стороны налогоплательщиков. В истории законодательства имеются примеры, когда из-за пробелов освобождались от налогообложения объекты, которые активно использовали (в том числе, в предпринимательской деятельности) члены семьи льготника.
НКУ устанавливает льготы для юридических лиц определенных категорий:
- санаторно-курортные, лечебные учреждения организаций инвалидов;
- организации инвалидов, предприятия таких организаций, при условии пребываняи в штате не менее 50% инвалидов и расходов на зарплату инвалидам в размере не менее 25% от фонда оплаты труда.
- базы олимпийской и паралимпийской подготовки
Если Вы заинтересованы построить бизнес, связанный с арендой земли, или в планах строительство собственного дома, Вам стоит тщательно ознакомиться со следующими законодательными актами:
- Статья 14 Конституции Украины – это основа земельных взаимоотношений в государстве и между лицами (юридическими и физическими).
- Статья 118 Земельного Кодекса Украины – это процессуальная основа земельных отношений, регламентирующая их порядок и требования к ним.
Перед тем как стать арендатором, стоит подробно и во всех тонкостях изучить Земельный Кодекс. В этом сборнике законодательных актов и нормативов содержатся основные условия и требования относительно пользования землей и земельных отношений в целом. Но предварительно можно сказать, что аренда земли у государства – это сложная процедура, которая занимает не один месяц и требует большой внимательности, а также понимания всех особенностей.
Согласно указанным в законах нормам максимальный срок аренды земли в Украине – 49 лет, минимальный – 1 год. Предварительно нужно оформить все необходимые документы и соблюсти все процедуры.
Зачастую решение земельных вопросов, особенно в случае, когда арендодателем является государство, происходит в виде торгов. Однако не во всех ситуациях торги уместны. Согласование земельных отношений возложены на исполнительные и местные органы власти. Поэтому согласно порядку, установленному ЗКУ, при изъявлении желания взять в аренду землю в Украине ходатайство и прочие документы заявителя подаются в соответствующие органы.
Торг может не происходить в случаях, когда изъявлено желание арендовать земельный надел в следующих целях:
- Для ведения личного фермерского хозяйства.
- Для выращивания садовых культур.
- Под возведение жилого дома или индивидуального дачного строения.
- Для хозяйственных построек.
В ст. 121 ЗКУ говорится о том, какие площади могут быть переданы арендаторам во временное использование. Все зависит от целей, которые заявитель выразил в ходатайстве, а также от типа местности – город, поселок или сельская местность.
На основе поданных документов после рассмотрения вопроса вышестоящими органами принимается решение о согласовании или отказе заявителю в аренде конкретного земельного участка. Однако забегая наперед стоит сказать, что для предоставления отказа у органов власти должны быть весомые причины, которые обычно не излагают прямо. Заявитель должен быть в курсе тех моментов, которые могут послужить отказом для выделения ему в аренду определенного земельного участка – это необходимо для будущего оспаривания в суде своих прав.
Номинальная цель закона №2194 заключается в увеличении экономической свободы сельских, поселковых и городских советов. Предполагается, что местные власти получат в собственность чуть более 2 млн га земли.
Сделки с сельхозугодьями, по выражению Зеленского, станут одним из источников притока денег в «местные бюджеты». При этом продавать участки земли в коммунальной собственности временно будет запрещено.
«Мы возвращаем земли людям. Из центра — на места. Это логично и справедливо. Важно, что закон запрещает продажу земель коммунальной собственности», — сказал ранее Зеленский.
Категорически против закона №2194 выступает «Оппозиционная платформа — За жизнь» (ОПЗЖ). Во фракции утверждают, что документ создаёт «антиконституционный механизм», который позволяет без согласования с властями самостоятельно менять целевое назначение земельных участков.
В ОПЗЖ убеждены, что закон №2194 не предоставляет фермерам возможности продолжать работать на сельхозугодьях, которые они сейчас занимают. По мнению сопредседателя партии Юрия Бойко, документ ориентирован на удовлетворение интересов «международных финансовых корпораций».
Комментируя подписание Зеленским закона о передаче угодий территориальным общинам, народный депутат от ОПЗЖ Наталия Королевская заявила, что документ был продавлен «Слугой народа» ради перечисления очередного транша от Международного валютного фонда. Она уверена, что закон №2194 содержит лазейку, «позволяющую иностранцам скупать наши чернозёмы».
Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.
Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.
Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:
1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.
2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.
3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.
Как заключить договор аренды земли и получать арендную плату за землю
В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.
Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.
Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.
Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.
Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.
Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.
Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.
Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.
Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).
Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.
С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.
«Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):
- до момента государственной регистрации права на объект недвижимости;
- до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
- до 1 марта 2022 г. – крайний срок, если ранее права зарегистрированы не будут.
С 1 марта 2022 г. земельных участков со статусом «временный» в ЕГРН не останется: либо права владельцев на них будут зарегистрированы, либо данные объекты исчезнут из ЕГРН, т.е. записи о них станут «архивными».
Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).
Исключение земельного участка из ЕГРН и переход записи о нем в статус «архивная» позволяют вновь осуществить его государственный кадастровый учет и зарегистрировать права на него. В таком случае участку будет присвоен новый кадастровый номер.
Указанный порядок снятия с кадастрового учета земельных участков после 1 марта 2022 г. не распространяется на «ранее учтенные» участки. Права их владельцев признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации.
Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?
1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.
2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.
В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.
3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.
4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.
В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).
5. Получите документы после осуществления регистрации прав.
Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.
1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
С 1 июля 2021 года до 1 января 2024 года земли смогут покупать только физические лица — граждане Украины. Максимальный размер земельного участка составляет до 100 га в одни руки.
С 1 января 2024 года сельскохозяйственные земли смогут покупать юридические лица при условии, что они были зарегистрированы в Украине согласно законодательству. Участниками таких юридических лиц могут быть только граждане Украины и/или государство, и/или территориальные громады. Максимальный размер земельного участка — до 10 тысяч га.
Цена на землю оговаривается между продавцом и покупателем. Но до 1 января 2030 года стоимость земельного участка не может быть ниже нормативно-денежной оценки, которую проводит Госгеокадастр.
Вопрос о возможности покупки земли иностранцами будет рассматриваться на референдуме. Но, несмотря на результаты будущего референдума, иностранцы не смогут покупать землю в 50-километровой зоне от государственной границы Украины. Также запрещена продажа земли иностранным компаниям, конечных собственников которых невозможно установить. Не смогут купить землю и российские компании, собственниками которых являются члены террористических организаций.
Арендатор имеет преимущественное право купить земельный участок. При условии, что арендатор пользуется участком на протяжении последних 10 лет, он получает право его выкупа в рассрочку до 10 лет без проведения торгов. Но при этом арендатор имеет возможность передать преимущественное право выкупа сельскохозяйственной земли другому юридическому или физическому лицу.
Также стоит отметить, что 28 апреля Верховная рада приняла Закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и другие законодательные акты относительно усовершенствования системы управления и дерегуляции в сфере земельных отношений». Закон предусматривает передачу земель государственной собственности за пределами населенных пунктов (кроме земель, которые нужны государству для выполнения его функций) в коммунальную собственность сельских, поселковых, городских советов. Органам местного самоуправления предоставляются полномочия по изменению целевого назначения земельных участков частной собственности, а также полномочия по утверждению планов детальной планировки территории за пределами населенных пунктов.
А 18 мая депутаты проголосовали о внесении изменений в Земельный кодекс Украины и Закон Украины «Об аренде земли», который предусматривает продажу коммунальных и государственных земель или права на них на электронных аукционах.
Украинцев обложили налогом на землю: кому и сколько придется платить
Для физических лиц необходимо подготовить паспорта и идентификационные коды продавца и покупателя, экспертную денежную оценку земельного участка, документы которые подтверждают право собственности и выписку из Государственного земельного кадастра на соответствующий земельный участок.
В случае продажи земельного участка, физлицо вправе не платить налог на доходы физических лиц и военный сбор при определенных условиях:
— человек продает недвижимое имущество впервые в течение года;
Первый и самый главный спорный момент этого закона — право арендатора на преимущественный выкуп земли. Если холдинг не желает выкупить пай, то такое преимущественное право будет передаваться (продаваться) спекулятивным инвесторам для последующей перепродажи. Скорее всего, арендаторы будут иметь предварительные соглашения со спекулятивными инвесторами и станут фактическими продавцами паев.
Второй и немаловажный «подводный камень» — концентрация земель в одних руках. В проекте закона первого чтения была норма, которая разрешала сосредоточить до 35% земель в одних руках на уровне ОТГ. В окончательном виде закона эту норму убрали. 25% ОТГ в Украине имеют площадь меньше 10 тысяч га, то есть существует возможность, что один человек сможет выкупить все земли ОТГ и сделает общину зависимой от одной фирмы. В свою очередь, это может привести к давлению на местную власть при принятии решений.
К проведению электронных торгов тоже есть вопросы. К примеру, конкурентами на торгах могут выступать фирмы, которые находятся в сфере влияния одних и тех же людей. Такие манипуляции используются для занижения цен или борьбы с конкурентами на торгах. Также используются фирмы-прокладки, которые умышленно завышают цены на торгах для борьбы с конкурентами или для получения взятки. Есть случаи, когда фирмы не допускались по субъективным причинам организаторов торгов.
Законом предусмотрено введение с 1 января минимального налогового обязательства (МНО). Это такой налог, который должен быть минимально оплачен за землю сельскохозяйственного назначения.
Таким образом появляется сумма, которую владельцу земельного пая придется доплатить в бюджет в случае, если сумма налогов и сборов, которые он уплатил за соответствующий год, меньше этого минимального налогового обязательства.
Первым периодом начисления МНО станет 2022-й, то есть в 2023 году зачисления будут проводить за прошедший, 2022 год.
В 2022 и 2023 годах минимальное налоговое обязательство составит 4% от нормативной денежной оценки земли.
После этого налог на землю вырастет до 5%.
В 2019 году украинскими властями был принят законопроект, касающийся некоторых изменений по отношению к противодействию рейдерства. В результате отмечены важные пункты, регулирующие продажу и договоры аренды земельного участка. Представленные нововведения напрямую влияют на возобновление действующих договоров, начиная с 15 июля 2020 года.
Ознакомившись более внимательно со ст.33 Закона Украины «Об аренде земли», важно отметить, что на сегодняшний день в ней числится две главные идеи:
- Перезаключение договора аренды земли в Украине с учетом новых сроков.
- «Автоматическое» возобновление действующего документа: сохраняются ранее указанные сроки и условия сотрудничества между сторонами.
Существует узаконенный алгоритм, благодаря которому удается возобновить договор.
Для этого следует выполнить три основных шага:
- Уведомить арендодателя о том, что Вы желаете оформить аренду территории на новый срок (наличие дополнительного соглашения-приложения к письменной просьбе).
- Обговорить с владельцем территории все нюансы, касающиеся возможных изменений по поводу принятого образца договора аренды земельного участка.
- Заключить дополнительное соглашение, подтверждающее дальнейшую работу с образцом.
Согласно Ч.6 ст. 33 Закону об аренде, чтобы возобновить документ, потребуется учесть два основных нюанса:
- Если даже по завершению данного документа лицо пользуется арендованными территориями.
- Если отсутствует письмо-уведомление от владельца о возражении возобновлять условия на протяжении 30 календарных дней по завершению сроков документа.
15 июля 2020 года были внесены некоторые правила, повлиявшие на продолжение договора аренды на землю (образец уже готов к ознакомлению). Это связано с тем, что была исключена Ч.6. ст. 33 из Закона об аренде, которая помещена в новую редакцию ЗКУ.
Аренда земли у государства в Украине: что об этом стоит знать
Представленный законопроект является альтернативным вариантом тому, который был рассмотрен еще в 2019 году и имел более либеральный вид.
Прежде чем ознакомиться с договором образцом на аренду земли, необходимо для начала изучить основные изменения:
- Сколько территорий для одного человека? Количество и ограничение на покупку пая теперь выглядит следующим образом ‒ не больше 10 тыс. га.
- Временный запрет на покупку участков предпринимателями. Представленная норма полностью перечит понятию «мораторной земли» и тем самым исключает использование огромного количества территорий, что находятся в собственности данных лиц. Ведь большинство участков для садоводства считаются сельскохозяйственными угодьями исключительно на бумаге. Здесь уже давно имеются загородные дома и целые поселки. Поэтому все территории логично относить к землям под застройку, а не к сельскохозяйственным угодьям. Причем ценовая политика таких участков значительно выше по сравнению с сельскохозяйственными и там расчет происходит за сотку, а не за гектар. В результате там, где для обычных граждан мораторий заканчивается, для предпринимателей он только начинается.
- Конфискация на законных основаниях. Согласно новой редакции законопроекта осуществляется не возврат участка прошлому землевладельцу, а изъятие у неправомочного покупателя с дальнейшей передачей данной территории на торги. На самом деле Конституционный суд может признать такую практику незаконной.
- «Отчуждение» земли. Рассматривая этот законопроект, во внимание берется спорная формулировка об «отчуждении территории сельскохозяйственного назначения, что относятся к коммунальным или государственным отраслям. Но к этому «отчуждению» можно отнести и процесс приватизации. Ведь здесь также наблюдается процедура передачи земельного пая от государства к частным лицам.
Делая выводы, отмечаем, что произошла не отмена моратория, а его «реинкарнация» и нововведения.
Но следует помнить, что мораторий на продажу сельскохозяйственных земель не относится к паям которые выдаются участникам войны с Россией. Такие наделы могут быть предметом договора купли-продажи.
Согласно принятым правилам и типовому договору аренды земельного участка, лесополосы считаются частью сельскохозяйственной отрасли и могут быть переданы в пользование другими лицами. Что касается полевых дорог, их также разрешено отдавать в аренду всем владельцам массивов, если они не будут ограничивать доступ других арендаторов к своим владениям.
Важно! Все территории, что находятся под полезащитными лесными полосами, ограничивают массив фермерских участков, и принадлежат к категории земель лесного фонда, считаются владениями коммунальных предприятий. Этот закон начал действовать с 1 января 2019 года.
Все нюансы ухода и дальнейшего поддержания таких полос, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, регулируются Кабмином.
Таким образом, земли под лесополосами:
- не входят в категорию земель лесного хозяйства, а числятся в качестве сельскохозяйственных участков, что получили статус несельскохозяйственных территорий;
- можно отдавать в аренду физическим, юридическим лицам, которые обязаны будут ухаживать за данной территорией (все особенности важно прописывать в договоре аренды земли, скачать который можно в интернете);
- находятся в коммунальной собственности;
- передаются в постоянное пользование государственным или коммунальным учреждениям;
- передаются в аренду или продаются для регулярного пользования.
Новый образец аренды земельных паев содержит в себе условия, согласно которым арендатор обязуется сохранить плодородность почвы, учитывает экологическую безопасность в процессе пользования этими территориями.
Нововведения, что касаются принятия представленного законопроекта, также коснулись и договоров аренды земельного участка в Украине.
На сегодняшний день обязательными условиями такого документа являются:
- объект аренды (указывается точный кадастровый номер, размер территории и, ее конкретное месторасположение);
- дата подписания, срок действия типового договора аренды;
- плата за оказанную услугу (указывается точный размер платы, индексация, способы и все возможные условия расчетов, сроки погашения платы, а также ответственность при неуплате аренды).
Дополнительно участники могут прописывать в документе и различные требования, которые считаются для них важными и обязательными. Очень важным, по мнению адвоката Долгова Антона, есть оговорка в соглашении на соблюдение арендатором графика севооборота!
Владелец земли может на протяжении 1 месяца рассматривать и изучать письмо-уведомление от арендатора вместе с проектом договора аренды земельного участка, скачать который можно в интернете. За этот рок владелец территории сможет проверить документы, что должны соответствовать украинским законам и нормам, и только тогда заключить договор о сотрудничестве.
Важно! Если речь идет об аренде участков коммунального или государственного назначения, тогда подписание бумаг осуществляется после принятия решения от органов, уполномоченных передавать территории в собственность, согласно ст. 122 ЗКУ.
В Украине действует презумпция сделки, согласно которой документ считается недействительным, если законом или судом была доказана его неправомерность.
Поэтому потребуется разработать у нашего юриста индивидуальный образец договора аренды земли и заключить сделку в письменной форме. По желанию участников такой документ можно удостоверить нотариально.
Для получения государственной земли в пользование потребуется оформление аренды. Максимально допустимый срок использования арендованного участка составляет 49 лет. Для этого необходимо заключить соответствующий договор на 49 лет.
Арендовать участок на такой продолжительный срок можно для выполнения следующих целей:
- выпас домашнего скота;
- предпринимательская деятельность;
- разведение фермерского хозяйства;
- возведение всевозможных объектов культурного назначения;
- высадка различных сельскохозяйственных культур;
- строительство автомобильных дорог;
- прокладка трубопроводов, а также организация других коммуникаций;
- использование земельных недр.
Заполненный образец договора аренды земельного участка на 49 лет позволяет двум сторонам ознакомиться со всеми нюансами проведения данной операции.
Согласно нововведениям, земля отдается в аренду на продолжительный срок при условии, что будущий арендатор выиграет организованные торги. Если на данном участке было построено жилое здание, арендатор имеет полное право на дальнейшую приватизацию или выкуп такой территории.
Стоимость долгосрочной аренды зависит от изначальной кадастровой цены и результатов организованных торгов.