Права учителей в школе в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права учителей в школе в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Помимо закона «Об образовании», правовой статус учителя и других участников образовательного процесса регламентируется Уставом, который есть в каждой школе. Непосредственно на своём рабочем месте права учителя определяются должностной инструкцией. Этот вид документа разрабатывается на основе действующих нормативных регламентов и содержит в себе перечень прав педагога в конкретном образовательном учреждении.

Права, которыми обладает педагог, можно разделить на несколько категорий. Каждая из них гарантируется соответствующими законодательными и подзаконными актами федерального и регионального уровня.

Поставим точки над И: какие льготы положены учителям в 2022 году

Действующее законодательство предоставляет школьным педагогическим работниками ряд социальных и трудовых гарантий. Статья 333 ТК РФ устанавливает максимальную продолжительность рабочей недели учителей. Она учитывает их особые условия труда и составляет 36 часов. Вместе с укороченной рабочей неделей работающие в школах учителя имеют право на ежегодный оплачиваемый удлинённый отпуск.

Перечень социальных гарантий учителей определён статьёй 55 ФЗ №273. Основные виды компенсационных выплат определены Письмом Минобразования №20-58-4046/20-4 от 25.11.1998 г. В их число входят ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые учителям, находящимся на должностном окладе, на покупку учебно-методической литературы. Такой вид компенсационных выплат был предусмотрен ФЗ №3266-1 от 10.07.1992 г. Они выплачиваются даже в период нахождения педагога в декретном отпуске.

Новые правила аттестации учителей в 2022 году

Важным правом для многих педагогических работников, не имеющих собственного жилья, является предоставляемая государством возможность оформления льготной ипотеки. Она предоставляется по минимальной процентной ставке. Воспользоваться ею могут педагоги, работающие в сельской местности. Предельный возраст претендентов на льготную ипотеку не должен превышать 35 лет.

Привилегиями могут пользоваться учителя, работающие только в государственных и муниципальных учреждениях. Специальные права вступают в силу, как только специалист заключает трудовой договор.

Какие дополнительные выплаты будет получать специалист, зависит от нескольких факторов.

  1. Во-первых, это регион, в котором проживает и трудится педагог, потому что в различных субъектах страны могут отличаться соцпрограммы.
  2. Во-вторых, стаж работы в образовательной системе и особые достижения тоже значительно влияют на формирование субсидий.

Увеличенный трудовой отпуск

Обычно в государственных организациях работникам полагается отпуск в 28 дней, учителя получают право на 42-56 дней ежегодно. Продолжительность отпуска зависит и от должности специалиста. Например, педагог отдыхает 56 дней, а детскому психологу полагается 42 дня.

У преподавателей в школьных учреждениях небольшая зарплата, тем более у начинающих специалистов. Чтобы привлечь молодые кадры в образовательную сферу, правительство выделяет 50 тысяч рублей выпускникам вузов. Бывший студент может получить средства, если он сразу после университета заключил трудовой договор (не менее трех лет) с образовательным учреждением.

Тому, кто закончил вуз с отличием, полагаются повышенные выплаты. Если сотрудник отработал 3 года и показал отличные результаты, то затем он получает премию и возможность бесплатно ездить на общественном транспорте. Размер субсидий регламентируется региональными актами.

Среди других льгот для молодежи выделяют:

  • призыв в армию с 1 мая по 31 июня. Это позволяет с 1 сентября спокойно приступить к работе;
  • помощь с жилой площадью. Местные власти во многих субъектах России помогают найти или приобрести жилье. Например, в Пермском крае молодой учитель, преподающий в сельской школе, получает 1 млн рублей на строительство или покупку недвижимости;
  • дотации на покупку учебных принадлежностей. Сумма, выделяемая на канцтовары, зависит от региона.

В 2020 году наше правительство запустило новую программу «Земский учитель». Она создана, чтобы поддержать педагогов, работающих в сельской местности, и замотивировать переехать специалистов из городов.

Для получения субсидии необходимо пройти отбор. Размер льготы составляет 2 млн рублей. Данные средства человек может потратить по желанию.

Требования для участников:

  • иметь диплом о среднем профессиональном или высшем образовании;
  • возраст от 18 до 55 лет;
  • одно из основных условий – быть не местным, то есть участник должен быть готов переехать в другой населенный пункт;
  • обладать профессиональными навыками и хорошей квалификацией.

Какие доплаты и компенсации полагаются педагогам в 2022 году

Для того, чтобы период работы был включен в педагогический стаж, занимаемая в это время должность должна совпадать с наименованием, предусмотренным Постановлением № 781 от 29.10.2002 г.

Определить место работы и наименование занимаемой должности, период работы на которых будет включен в льготный стаж, можно по таблице ниже:

Наименование организации Наименование должности
Общеобразовательные учреждения (школа, гимназия, училище и т.п.) 1. Директор (заведующий, начальник).

2. Зам. директора (заведующего, начальника).

3. Зав. учебной частью.

4. Старший преподаватель.

5. Преподаватель.

6. Старший воспитатель.

7. Воспитатель.

8. Учитель

9. Учитель-логопед.

10. Логопед.

11. Учитель-дефектолог.

12. Музыкальный руководитель.

13. Военный руководитель.

14. Социальный педагог.

15. Педагог и другие.

Общеобразовательные школы-интернаты (гимназия-интернат, кадетская школа-интернат и т.д.)
Образовательные учреждения для детей-сирот (детский дом, школа-интернат и т.п.)
Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа (санаторная школа-интернат)
Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии (детский сад, школа и т.д.
Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста (начальная школа — детский сад, прогимназия)
Образовательные учреждения среднего проф. Образования (ССУЗы: техникум, училище-интернат, музыкальная школа, школа-лицей и т.п.) и другие учреждения
Учреждения доп. образования детей (центр доп. образования для детей, развития творчества детей, внешкольной работы и т.д.) 1. Директор (заведующий, начальник).

2. Зам. директора (заведующего, начальника).

3. Тренер-преподаватель.

4. Преподаватель.

5. Старший тренер-преподаватель по адаптивной физ. культуре.

6. Педагог доп. образования и другие.

Дворец детского (юношеского) творчества, учащейся молодежи, детского и юношеского туризма, детской культуры, станция юных натуралистов и другие

Полный перечень приведен в Списке должностей и учреждений, утвержденном Правительством. Именно в таких, предусмотренных списком формулировках должна быть запись в трудовой книжке, чтобы период работы был зачтен в качестве льготного педагогического стажа.

Периоды работы на соответствующей должности (см. таблицу выше) учитываются в специальный (льготный педагогический) стаж в календарном порядке.

При этом при подсчете педагогического стажа есть ряд ограничений:

  1. В педстаж засчитывается весь срок работы учителя до 01.09.2000 г., независимо от выполнения в это время норм рабочего времени (учебной или педагогической нагрузки). С 1 сентября 2000 г. время работы будет учтено в стаже только при выполнении установленной за ставку заработной платы педагогической или учебной нагрузки. Независимо от объема учебной нагрузки засчитывается стаж работы для учителей:
    • начальных классов общеобразовательных учреждений;
    • общеобразовательных школ в сельской местности (кроме вечерних и открытых сменных школ).
  2. Время работы педагогом, педагогом-воспитателем или медсестрой ясельной группы учитывается в льготном стаже только до 01.01.1992 г.
  3. Срок работы директором (заведующим или начальником) до 01.09.2000 г. учитывается в полном объеме, а после указанной даты — только при ведении преподавательской деятельности в предусмотренном объеме:
    • в учреждениях для детей — не менее 6 часов в неделю (240 ч. в год);
    • в учреждениях среднего проф. образования — не менее 360 ч. в год.
  4. Для работников учреждений дополнительного образования детей период работы до 01.01.2001 г. засчитывается в полном объеме, а после указанной даты — учитывается только при выполнении следующих условий:
    • на 01.01.2001 г. имеется стаж работы в этих учреждениях не менее 16 лет 8 месяцев;
    • имеется факт работы в этих учреждениях в предусмотренных Списком должностях в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 г.

Полный перечень ограничений, а также порядок учета времени работы педагогов и учителей представлен в утвержденных Постановлением № 781 Правилах исчисления периодов работы для льготного выхода на пенсию.

Входит ли отпуск по уходу за ребёнком в льготный педагогический стаж?

Период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком будет учитываться в льготном педагогическом стаже, если он был оформлен до 6 октября 1992 года. В этом случае не имеет значения, когда этот отпуск завершился — если он был предоставлен не позднее 06.10.1992 г., то в льготный стаж будет включен весь период отпуска.

После принятия закона № 3543-1 от 25.09.1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», который вступил в силу 06.10.1992 г., длительность отпуска по уходу за ребенком больше не включается в стаж для досрочного оформления пенсии (в том числе и в льготный педагогический).

Тем не менее, период ухода за ребенком до 1,5 лет включается в общий страховой стаж согласно п. 3 части 1 ст. 12 закона № 400-З от 28.12.2013 г. (но суммарно не более 6 лет). Напомним, что длительность страхового стажа учитывается при назначении пенсии на общих основаниях (т.е. при достижении общеустановленного пенсионного возраста).

Правительство России решило поменять условия исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости. Распоряжением Премьер-министра России Михаила Мишустина 9 марта 2021 года расширены списки работ, дающих право уйти на заслуженный отдых раньше наступления пенсионного возраста.

В общий трудовой стаж включены периоды профессионального обучения, когда за сотрудниками сохраняются их рабочие места и заработная плата, а работодатель продолжает платить страховые взносы. Изменения коснутся тех работников, которые должны постоянно проходить курсы повышения квалификации.

В правительстве заявили, что новый порядок будет распространяться на все категории работников, имеющих право на досрочную пенсию по старости.

Запрет телефонов в школе в 2021-2022 годах: закон на стороне детей

На пресс-конференции 17 декабря 2020 года президент высказал мнение, что ситуация, когда уборщица получает такую же зарплату, что и учитель — недопустима. Многие чиновники и блогеры высказываются о проблеме низких учительских зарплат, ее решить в настоящее время не получается.

В 75 регионах России указ президента от мая 2012 года в части оплаты учительского труда так и не исполнен. В 53 регионах России каждый третий учитель получает меньше 15 тысяч рублей.

Из-за низких зарплат учителя покидают поселки и города, выезжая в мегаполисы, где платят намного больше. Чтобы изменить эту систему, Минпросвещения при участии профильных профсоюзных организаций готовит проект единой модели оплаты труда педагогов. Как поясняют в ведомстве, эта модель позволит уйти от перекосов с заработной платой и усилить контроль за регионами.

Сколько: 15-25 процентов от оклада за первую категорию, 25-35 процентов — за высшую.

Кто может рассчитывать:

  • специалист, отработавший два года в учебном заведении (первая категория);
  • педагог, имеющий первую категорию не менее двух лет (высшая категория).

Как получить:

  • пройти аттестацию;
  • раз в пять лет подтверждать квалификацию.

Сколько: не более 30 процентов от оклада (в зависимости от региона и финансовых возможностей школы).

Кто может рассчитывать: педагоги дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, дополнительного образования.

Как получить: заполнить оценочный лист с критериями за соответствующий период.

В нем могут быть отмечены:

  • разработка и организация внешкольных проектов с классом — например, экскурсий, экспедиций;
  • участие в социальных проектах и культурно-просветительских акциях.

Принимается в расчет успеваемость и качество знаний учеников, подготовка одаренных детей к участию в олимпиадах и конференциях. Учитывается использование ИКТ при проведении занятий.

При этом сам педагог должен быть вовлечен в научно-практическую деятельность, накапливать и распространять профессиональный опыт: выступать на семинарах с докладами, уделять время самообразованию. В отдельный пункт оценочного листа выносится стабильное взаимодействие с родителями, их участие в жизни школы.

Сколько: до 200 процентов от зарплаты.

Кто может рассчитывать: все категории педагогов.

Как получить: работать в условиях, которые отличаются особой сложностью или опасностью.

Так, не менее 4 процентов от оклада получают учителя химии, информатики, технологии.

Компенсацию платят за:

  • сверхурочную работу;
  • проверку письменных работ;
  • заведование кабинетами;
  • руководство предметными комиссиями;
  • работу в сельской местности;
  • работу с детьми-сиротами.

Установлена надбавка за работу в особых климатических условиях: районах с коротким световым днем, холодной зимой или слишком жарким летом.

Важно учитывать, что в федеральных и региональных документах указаны только примерные виды выплат. Организация сама должна составить положение об оплате труда работников и установить суммы с учетом мнения представительного органа.

Сколько: размер выплат определяется нормативными актами местного самоуправления:

  • единовременная выплата (подъемные) — в среднем 15 тысяч рублей;
  • надбавка 20-50 процентов от размера ставки ежемесячно на протяжении трех лет работы.

Кто может рассчитывать: выпускники педагогических вузов (до 30-35 лет в зависимости от региона трудоустройства). Максимальные надбавки получают специалисты, окончившие вуз с красным дипломом.

Как получить:

  • устроиться на работу по специальности в течение трех месяцев после окончания обучения;
  • заключить трудовой договор не менее, чем на три года.

Есть и другие выплаты: дотации на канцтовары и учебные пособия, компенсации за проезд в денежном эквиваленте, премия по итогам трехлетней успешной работы. Но, если молодой учитель увольняется с места работы по личному желанию, он обязан выплатить все деньги, которые ему предоставлялись.

08.03.2022 О повышении зарплат учителей регионов России — последние новости

Сколько: 10 процентов и не менее 15 процентов от оклада соответственно и фиксированная сумма ежемесячных выплат на пенсии (в зависимости от региона).

Кто может рассчитывать:

  • воспитатели ДОУ;
  • учителя и педагоги различных учебных заведений, в том числе дополнительного образования;
  • профессора вузов.

Как получить:

  • иметь высшее образование;
  • стаж непрерывной работы 12 лет для «Почетного работника»;
  • от 20 лет — для «Заслуженного учителя»;
  • неоспоримые достижения в профессии.

Заслуги можно условно разделить на несколько категорий, из которых формируют портфолио. В нем учитывают:

  • результативность освоения программы учениками;

Она должна быть стабильно выше среднего уровня. Прикладывают дипломы победителей/призеров региональных и всероссийских олимпиад, конференций, научных и творческих конкурсов.

  • наличие публикаций;

В том числе научных статей, собственных учебно-методических пособий и программ.

Большим плюсом будет опыт наставничества над молодыми специалистами, членство в составе аттестационных комиссий, проведение мастер-классов. Все достижения подобного рода должны быть подтверждены документально.

В качестве дополнения можно предоставить отзывы работодателей и коллег.

Безусловно, для Министерства образования важна квалификация каждого педагога. Аттестация необходима для определения профпригодности преподавателя. К тому же, если педагог изъявил желание перейти на следующую профессиональную ступень и получить более высокую категорию, то без аттестации не обойтись. Помимо этого большинство родителей выступают за введение новой системы, так как каждый из них хочет, чтобы их ребенок получал качественное образование.

Однозначно, власти хотят улучшить систему образования, на то есть свои причины:

  • теперь рост по карьерной лестнице не будет зависеть от выслуги лет;
  • оценка достижений учеников и навыков учителей будет осуществляться объективно;
  • будет создан специальный преподавательский рейтинг, который будет напрямую зависеть от профессиональной деятельности;
  • педагогам дадут возможность разрабатывать оптимальную концепцию подготовки школьников по нормам и правилам новой системы образования ФГОС.

До конца 2019 система аттестации работала в тестовом режиме, однако с начала 2020 она постепенно будет внедряться во всех регионах. Конечно, это потребует дополнительных усилий от педагогов.

В ходе тестирования результаты превзошли все ожидания. Для аттестации создана трехступенчатая система оценивания:

  1. Письменная работа. Экзамен проходит по профильной дисциплине. В ходе аттестации проверяются знания – как предметные, так и методическая компетенция педагога. В письменной работе есть не только задачи по предмету, но и вопросы по планированию и построению учебного процесса.
  2. Видеозапись урока. Эта концепция позволяет оценить коммуникативные и педагогические навыки преподавателя. На видео учителю необходимо показать, как он проводит урок, опираясь на план, и предоставить несколько самостоятельных работ учеников с выставленными оценками.
  3. Педагогический кейс. Учителю будет предоставлена вымышленная ситуация, где он должен будет рассказать способы ее разрешения. Примером может послужить общение с детьми из неблагополучных семей и составление плана по внедрению их в общественную жизнь класса и школы.

Помимо этих трех пунктов оценивается успеваемость школьников, собственные достижения педагога и условия профессиональной деятельности.

Под профессиональную аттестацию попадают все, за исключением, пребывающих в отпуске по беременности и уходу за ребенком до трехлетнего возраста. В категорию не сдающих экзамен также попадают те педагогические сотрудники, которые проработали на своей должности менее 2 лет.

Центр аттестации ежегодно избирает членов комиссии. Преподавателей предупреждают заблаговременно о времени и месте проведения оценивания. Каждый из них должен в течение двух недель после начала аттестационного процесса отправить все сведения в региональный центр.

После этого члены комиссии анализируют полученные данные и выносят заключение по поводу профпригодности того или иного сотрудника учебного заведения. Все данные заносятся в специальный протокол, а вердикт должен быть вынесен в течение 10 дней. Если результат не устроил, то, согласно действующему законодательству, решение можно обжаловать.

Новые правила гласят, что занимать должность преподавателя не сможет тот сотрудник, который не имеет даже базовой аттестационной категории. Если существующий педагогический работник не получит соответствующую категорию, то его отправят на курсы повышения квалификации, после которых экзамен можно будет сдать заново. В течение периода обучения рабочее место остается за преподавателем вместе со стандартной ежемесячной зарплатой. В случае провальной повторной аттестации администрация имеет право отстранить сотрудника от обязанностей.

Вопрос неприкосновенности имущества и частной собственности, к которой относится телефон, регулируется ст. 35 Конституции РФ. В ней сказано, что имущество не может быть изъято никаким другим способом, кроме как по решению суда. Отсюда следует, что телефон у учащегося отобран быть не может.

Существует норма в ст. 43 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в которой указано, что учащийся обязан соблюдать все требования учебного заведения, его Устав. Именно в этом локальном документе может содержаться запрет телефонов в школе в 2021-2022 годах.

Учителя и любые другие сотрудники учебного заведения не вправе отбирать телефон у ученика. Чтобы установить порядок на уроках и решить проблему, придется искать другие способы воздействия на учащихся:

  • обсуждение с родителями и учениками правил поведения в школе, донесение до них требований о недопустимости использования телефона в учебное время;
  • отказ от использования методов принуждения для исключения проблем и разбирательств;
  • инструктаж персонала школы и учителей по поводу недопустимости отбирания телефона или иного имущества у детей.

Если ситуация выйдет из-под контроля действия учителя могут расцениваться как кража или грабеж, где применяется статья УК РФ 161. Чаще конфликт заканчивается мирным путем. Однако, чтобы не провоцировать такие ситуации, вопрос нужно решать иными способами.

Как и для представителей других социально значимых профессий, для педагогических работников существует обязанность периодически проходить аттестацию. Это требование заложено в статье 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Исходя из норм закона, аттестация проводится по таким принципам:

  • она нужна для того, чтобы педагогические работники подтверждали соответствие занимаемым ими должностям;
  • проводится аттестация раз в 5 лет или по желанию педагога;
  • аттестацию для подтверждения соответствия занимаемой должности проводят аттестационные комиссии, которые формируются в образовательных учреждениях (то есть, аттестацию учитель проходит в той же школе, где работает);
  • аттестацию для установления квалификационной категории педагогов проводят аттестационные комиссии того уровня власти, к которому относится учебное заведение (если школа находится в ведении муниципального образования, то комиссию организуют именно городские власти;
  • порядок проведения аттестации устанавливает Министерство просвещения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.

На существовавшую в России систему аттестации часто жаловались учителя – для ее прохождения приходилось собирать массу документов, формировать портфолио и отвлекаться из-за этого от преподавания. Все это умножалось на отсутствие единых стандартов по России и тот факт, что пользы реальной работе педагога все это не приносило.

Поэтому уже достаточно давно начался постепенный переход на новую систему аттестации. Все это происходит в рамках новой Национальной системы учительского роста (НСУР) – она описывает то, как учитель должен шаг за шагом повышать свой уровень.

В прежней системе учитель проходил ступени от начинающего педагога к учителю первой категории и учителю высшей категории. При этом стать учителем первой категории можно, если учащиеся демонстрируют стабильные положительные результаты, а высшей – если у них есть положительная динамика в успеваемости. Проблема в том, что критерии оценивания не всегда прозрачны, и отличаются в разных регионах.

Льготы (выплаты) учителям в Москве в 2022 году

Новую систему аттестации учителей в режиме пилотного проекта уже испытывали в 2018 году на базе 104 школ в 19 регионах России. Но тогда выяснилось, что система все еще «сырая» – учителям не понравилось, что нужно отчитываться фрагментом видеозаписи урока, что все это отвлекает их от учебного процесса и снова направлено на контроль соблюдения ФГОС, а не на реальные достижения.

Поэтому полноценное вступление в силу новой системы было отложено. Сначала все это запланировали на 2020 год – до июня должны планировалось подвести итоги апробации новой модели, потом до ноября провести комплексное исследование квалификации учителей.

Понятно, что всему помешала пандемия – поэтому Минпросвещения не просто отложило запуск новой системы, но и разрешило учителям вообще не проходить аттестацию какое-то время:

  • всем, у кого срок действия квалификационных категорий заканчивался с 1 апреля по 1 сентября 2020 года, их продлили до 31 декабря 2020 года;
  • тем, у кого срок действия категории истекал с 1 сентября 2020 года по 1 октября 2021-го, продлили категории до 31 декабря 2021 года.

Одной из целей запуска НСУР и новой системы аттестации было установление действительно понятной и справедливой системы оплаты труда. Однако до сих пор не появилось никакой ясности касательно того, как именно это будет работать.

Сейчас учитель может претендовать на надбавку к зарплате, если имеет определенную категорию:

  • соответствие занимаемой должности – около 10%;
  • первая категория – в среднем от 15% до 25%;
  • высшая категория – от 30% до 40%.

Так как порядок расчета зарплаты устанавливается на уровне региона, города и даже отдельной школы, коэффициенты могут плавать от случая к случаю.

И эта проблема должна будет уже скоро решиться. В 2020 году Госдума приняла закон, разрешающий Правительству устанавливать отраслевые системы оплаты труда для работников бюджетной сферы. Суть таких систем в том, что они будут едиными для всех таких учреждений в масштабах всей страны.

Первая такая отраслевая система оплаты труда появилась как раз для педагогических работников. В отличие от «Майских указов» (которые устанавливают зарплату учителя в размере 100% от средней по региону), в новой системе все детализировано чуть лучше. Если она будет принята в таком виде, зарплата учителей будет складываться из:

  • ставка зарплаты – она будет учитывать уровень квалификацию педагога. Изначально говорилось, что базовые оклады будут устанавливаться в разных регионах отдельно;
  • компенсационные и стимулирующие выплаты – согласно четко установленному перечню и размерам согласно постановлению правительства;
  • региональные надбавки – субъекты РФ смогут вводить их по своему усмотрению.

Зарплата учителя по новой системе не сможет быть ниже, чем была на дату, когда эта система вводилась (то есть, зарабатывать меньше учителя точно не станут). Идеи ввести базовый оклад на уровне МРОТ или двух МРОТ в итоге в окончательный проект системы не вошла.

Правда, даже в пилотном режиме эта система будет работать с мая 2022 года по май 2023-го в пяти регионах России: Белгородской, Нижегородской, Сахалинской и Ярославской областях, и в Республике Мордовия. И если в этих регионах новая система покажет себя с лучшей стороны, ее затем распространят на всю страну.

Учителя общеобразовательных (городских, сельских) школ имеют право выхода на пенсионное обеспечение досрочно, до исполнения им пенсионного возраста. При этом остается возможность оформления пенсии по выслуге лет при наличии 25-летнего трудового стажа в образовательной сфере.

Выходит, что начало трудовой деятельности в общеобразовательных школах сразу после получения диплома педагогического ВУЗа дает учителю право на пенсию по достижении 50-летнего возраста, тогда как до 1 января 2022 года гражданам предоставлялось право на пенсию по старости в возрасте 55 лет (для женщин) и 60 лет (для мужчин).

Неприятным моментом, как и для всех россиян, является отсрочка выхода на досрочную пенсию по причине пенсионной реформы, начавшей действовать с начала 2022 года. Это означает, что, если в нынешнем году учитель смог подтвердить наличие 25-летнего стажа в образовательной сфере, ему придется ждать еще год, чтобы выйти на досрочную пенсию. Так происходит по той причине, что из-за пенсионной реформы возраст выхода на пенсию будет увеличиваться на 1 год ежегодно, пока не достигнет 60 лет для женщин и 65 лет – для мужчин. В 2023 году в итоге возможность реализации своего права на досрочную пенсию учитель сможет получить на 5 лет позднее, чем сейчас.

Молодые учителя по закону получают возможность оформления ипотечного кредита на более выгодных условиях, чем для обычных заемщиков. Каждое из существующих послаблений от банковского учреждения необходимо заслужить:

№ п/п. Преимущества льготной ипотеки для учителей При выполнении каких требований предоставляется
1 Сниженная ставка Заемщику необходимо успешно закончить обучение на учителя, получить диплом государственного образца
2 Небольшой первоначальный взнос в сравнении со стандартным Заявитель должен приступить к работе учителя незамедлительно после получения диплома о высшем или среднем профессиональном образовании
3 Установление индивидуальных условий, предоставление ипотечных программ на выбор Достижение 35-летнего возраста, наличие гражданства РФ

Пакет документов для заемщика будет стандартным (паспорт РФ, справки по форме 2-НДФЛ о величине дохода, справка о регистрации по месту жительства, трудовая книжка, свидетельство о рождении каждого из детей, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования), плюс необходимо представить справку о трудоустройстве в качестве учителя.

В последнее время банки запрашивают разрешение на доступ к сведениям о гражданине на сайте Госуслуг – если предоставить банковским служащим такую возможность, можно существенно повысить вероятность одобрения кредитной заявки. Главное – хорошая кредитная история или ее отсутствие.

Социальные льготы молодым учителям в 2022 году

Ошибка: Молодой учитель, подавший документы на получение льготной ипотеки для приобретения квартиры в регионе трудоустройства, полагает, что помимо сниженной процентной ставки ему полагается освобождение от внесения первоначального взноса.

На самом деле, размер первоначального взноса может быть снижен, но учителю в любом случае придется вносить определенную сумму в качестве первого вклада.

Ошибка: Учитель полагает, что, переехав работать в сельскую общеобразовательную школу, он будет зарабатывать больше, чем в городе.

На самом деле, учитель сельской школы может претендовать ан 15%-ную надбавку к окладу, однако, городские учителя получают стимулирующие выплаты за участие учеников в олимпиадах, организацию выступлений и выставок и прочих мероприятий, повышающих качество образования и престиж школы.

Вопрос: Оба супруга являются учителями общеобразовательной школы. Могут ли и муж, и жена оформить льготу на оплату жилищно-коммунальных услуг одновременно?

Ответ: К сожалению, нет. Оформить льготу может только один из учителей. Необходимо определиться с тем, кто именно будет подавать заявление работодателю, ведь руководство школы должно заключить договор с обслуживающей компанией жильца квартиры на предоставление определенной скидки при оплате квитанций.

Вопрос: Может ли сельский учитель, проживающий в частном доме на печном отоплении, претендовать на компенсацию жилищно-коммунальных услуг в части отопления?

Ответ: Да, при проживании в частных домах без центрального отопления можно претендовать на компенсацию при покупке твердого топлива (угля, дров) исходя из региональных норм потребления.

Подъемные выплаты — это денежная помощь молодым учителям, которые идут работать в школу в течение первого года после него. Важным критерием является трудоустройство в государственное образовательное учреждение. Работникам частных школ подъемные выплаты не полагаются.

Точная сумма зависит от региона. Как правило, в сельской местности она выше, чем в городе. Это должно стимулировать выпускников трудоустраиваться именно в сельские школы. Уточнить размер подъемных можно в местной администрации.

Отчитываться за то, куда были потрачены эти средства, не нужно.

Так, например в Москве при поступлении на работу молодой педагог получает единовременную выплату в размере 20 000 рублей, 50% льготу на проездной билет любым наземным видом общественного транспорта, а также надбавка к заработной плате в течении первых трех лет работы 40-50%, в зависимости от того, с каким дипломом специалист окончил учебное заведение. (Постановление Правительства Москвы 172-ПП от 23.03.2004 г).

В Санкт-Петербурге молодой специалист при трудоустройстве получает единовременную выплату в размере от 6 до 8 базовых единиц, размер которых устанавливается ежегодно. Так же они могут рассчитывать на Компенсацию затрат на проезд любым видом транспорта в размере 50% и возможность получить образование в сфере управления (закон Санкт-Петербурга «О мерах социальной поддержки… » от 09.11.2011).

На федеральном уровне не предусмотрено субсидирование молодых работников сферы образования,подобных кредитных продуктов нет и у банков. Льготная ипотека возможна лишь в рамках её субсидирования регионами.

В каждом субъект РФ существуют свои особенности предоставления материальной поддержки молодым учителям. Власти региональных бюджетов самостоятельно определяют размеры субсидий, механизм их предоставления и требования к участникам программы на получение помощи.

К примеру, в Москве действует программа социальной ипотеки, разработанная специально для молодых специалистов системы образования и здравоохранения. Первый взнос в рамках программы за квартиру или дом в размере 50% от стоимости вносит Правительство региона. Сумма основного долга по ипотеке также субсидируется за счет регионального бюджета. Специалист будет оплачивать за свой счет только начисленные проценты.

Сколько часов включает рабочая неделя учителя в 2022 году?

Каждые 10 лет непрерывной работы учителя могут оформить длительный отпуск на срок до одного года. Конкретный срок определяется по согласованию с директором школы.

В течение этого отпуска за педагогом сохраняется его должность и учебная нагрузка. Его не смогут уволить или перевести на другую работу.

При подсчете непрерывного стажа учитывают время фактической работы, периоды отпуска по уходу за ребёнком до трёх лет, повышение квалификации с отрывом от работы и др. По общему правилу, длительный отпуск учителям не оплачивается.

Время работы учителей должно использоваться рационально. Поэтому на школу возложена обязанность грамотно составлять расписание уроков.

По возможности, нужно обеспечить педагогу непрерывность занятий.

Перерывы в расписании уроков больше двух часов подряд возможны только по письменному заявлению учителя (п. 3.1 Приказа Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536). Если расписание составлено с нарушением этих правил, учитель может потребовать его пересмотра.

В случае перевода школы полностью или отдельных классов на обучение в дистанционном режиме учитель не обязан самостоятельно покупать дорогостоящую технику. Он может потребовать выдать ему необходимое оборудование (компьютер, веб-камеру) или выплатить компенсацию за использование своего.

Это право предусмотрено ст. 312.3 Трудового кодекса РФ.

Школа может отказать учителю, только если это прямо установлено в приказе или трудовом договоре.

Учителя, которые признаны нуждающимися в жилье, имеют право получить жилое помещение по договору социального найма. Оно должно быть предоставлено им вне очереди.

Также учителя могут получить жилье из специализированного жилищного фонда.

Конкретный порядок обеспечения жильём устанавливается региональными законами.

Также в субъектах действуют льготные программы для учителей – социальная ипотека (Московская область), жилье в рассрочку (Санкт-Петербург), жилищные субсидии в размере 30% (Брянская область) и другие.

  • Образовательная политика
  • Экономика
  • Качество образования
  • Интервести
  • Big data

Федеральные власти предоставляют всем работникам образования:

  • —надбавку к заработной плате за категорию, которая присваивается по итогам аттестации педагогического работника (размер надбавки регулируется локальными нормативными актами);
  • —сокращение рабочего времени (до 18 часов);
  • —право на дополнительное образование, связанное с профессиональной деятельностью (минимум один раз в три года);
  • —увеличенный ежегодный отпуск (до 56 дней);
  • —дополнительный неоплачиваемый отпуск до года один раз в десять лет (в случае непрерывного педагогического стажа) с сохранением за ним текущей должности;
  • —компенсацию оплаты за ЖКХ, куда входят расходы на отопление, электроэнергию, как частично, так и в полном объеме, в зависимости от решения региональных властей;
  • —надбавку за классное руководство и дополнительные занятия;
  • —досрочный выход на пенсию при выслуге 25 лет с сохранением положенных выплат;
  • —доплата за вредные условия учителям химии.

При наличии звания «Заслуженный учитель РФ» полагается доплата как к зарплате, так и к пенсии педагога. Получить ее можно:

  • —при обеспечении высокого уровня образования обучающихся;
  • —при применении собственных методик для обучения детей;
  • —при подготовке победителей олимпиад по школьным предметам;
  • —при стаже работы более 20 лет.
  • —Доплата составляет не менее 15% от оклада. Кроме того, учителя с таким статусом при выходе на пенсию могут получить звание «Ветеран труда» и в связи с этим дополнительные льготы и ежемесячные выплаты, размер которых варьируется в зависимости от региона. Например, размер ЕДВ ветеранам труда в Москве – 1000 рублей, а для этой же категории льготников Краснодарского края — 551 рубль, — отметила эксперт.

Для привлечения молодежи в образовательную сферу государство предоставляет ряд преференций. Выпускники вузов могут получить «подъемные». Для этого нужно;

  • —устроиться на работу по специальности в течение трех месяцев после окончания обучения;
  • —заключить трудовой контракт не менее чем на три года.

В 2022-2023 учебном году заработок любого учителя будет состоять из:

  • Базовой части (окладной), зависящей от объёма проведённых уроков и факультативных занятий, проверенных работ.
  • Премий, определяемых по достижениям педагога (например, по его призовым местам в разных конкурсах).
  • Стимулирующей части, зависящей от успехов учащихся и от эффективности внедрения в образовательные процессы новых методов обучения.
  • Компенсационной составляющей, полагающейся за вредные или сложные условия труда (работу с коррекционными классами, в неблагоприятных климатических условиях, с химикатами).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.