Сколько длится выездная налоговая проверка в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько длится выездная налоговая проверка в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Камеральная проверка налоговой декларации или расчета проводится в налоговой инспекции на основе декларации, данных бухгалтерского учета и других документов. Ее цель – проверить правильность отражения данных для расчета налога. Проверка осуществляется автоматически по контрольным соотношениям. В случае выявления системой расхождений или несоответствий, налоговики попросят представить пояснения и подтверждающие операции документы.

  • в декларации заявлена льгота (например, это может быть пониженная или нулевая ставка по налогу);
  • в РСВ указаны суммы, не подлежащие обложению или пониженные тарифы;
  • в декларации по НДС заявлен налог к возмещению;
  • представлена уточненная декларация, спустя 2 года с уменьшением суммы налога.

Не нужно ждать, когда к вам поступит запрос из ФНС, подготовьте необходимый пакет документов заранее. На запрос можно (и намного проще) отвечать в электронном виде, если вы пользуетесь услугами операторов ЭДО для сдачи отчетности. Поэтому можно сразу собрать нужные копии документов (сканы) в папку, и потом просто отправить ее в ответ налоговикам.

Кроме того, вооружитесь шаблонами ответов на частные запросы.

Пример: если у вас есть регулярные расхождения между расчетом о страховых взносах и 6-НДФЛ в части облагаемых выплат, допустим, дивидендов (они облагаются НДФЛ, но не облагаются взносами), можно сразу составить текст письма и менять в нем только динамическую информацию — номера документов, даты и суммы. Так вы быстрее и без ошибок ответите на требование.

Все случаи, когда могут быть запрошены документы в рамках камеральной проверки, предусмотрены в ст. 88 НК РФ.

Стоит отметить, что при проверке заявленной льготы по НДС или по налогу на имущество, налоговики могут затребовать представление электронного реестра документов, подтверждающих право на льготы. Далее они определяют объем документов, который нужно представить, но не менее 50% от всего объема.

Если вы не представите реестр или представите его в бумажном виде, то налоговики потребуют весь объем документов по льготе.

С файлами реестром и порядком их заполнения можно ознакомиться в приказе ФНС России от 24.05.2021 № ЕД-7-15/[email protected]

Камеральная проверка длится три месяца. При выявлении нарушений в течение 10 дней составляется акт, на который вы вправе представить возражения. На это дается 1 месяц. А после уже с учетом возражений принимается решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Если нарушений во время проверки не выявлено, то никакие документы по результатам проверки не оформляются.

Налоговые проверки бизнеса в 2022 году

В связи со сложной экономической ситуацией в период пандемии Правительством было принято решение о моратории на плановые проверки малого и среднего бизнеса, причем этот мораторий продляется и на 2022 год. Об этом указано в Постановлении Правительства РФ от 08.09.2021 № 1520. Сюда относятся проверки трудовой инспекции, пожарной инспекции, ФСС, Роспотребнадзор и других служб. Но на налоговые проверки данное постановление не распространяется, поэтому налоговая служба в части проверок придерживается своего плана.

Обычно проверка проводится по всем налогам за три года. Возможен и меньший период и даже проверка по конкретному налогу, так называемая тематическая проверка. В период проверки может попасть и текущий год, но только тот период, по которому представлена отчетность.

Надо учесть, что выездных проверок может быть только две в год, но может быть и третья в следующих ситуациях:

  • проверка филиалов региональными инспекциями считаются за самостоятельные проверки;
  • назначена повторная проверка;
  • проверка назначена в связи с ликвидацией или реорганизацией компании.

По общему правилу выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика:

  • Исключение — можно провести проверку в помещении налоговой инспекции, если у налогоплательщика нет возможности предоставить инспекторам помещение (п. 1 ст. 89 НК РФ).

На практике инспекторы мало когда постоянно присутствуют на территории плательщика. Интересующие их документы запрашивают, направляя требования по телекоммуникационным каналам связи (далее — ТКС), либо вручают лично.

  • Часто проводимая процедура налогового контроля.

Запрос документов у контрагента позволяет проверить:

  • реально ли существует этот контрагент;
  • совершал ли контрагент сделку с проверяемым налогоплательщиком;
  • совпадает ли порядок отражения сделки у контрагента и проверяемого налогоплательщика.

Документы у контрагента могут истребовать не только во время выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Налоговые органы вправе это сделать еще на стадии подготовки к ее проведению.

Истребование документов вне рамок выездной (камеральной) проверки допускается, если у инспекции возникает обоснованная необходимость получить документы (информацию) относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

  • Инспекция, проводящая выездную проверку, для получения документов и информации от контрагента направляет поручение инспекции, в которой состоит на учете контрагент (п. 3 ст. 93.1 НК РФ).
  • Местная инспекция на основании этого поручения направляет требование контрагенту (п. 4
    ст. 93.1 НК РФ).
  • Контрагент должен в течение 5 рабочих дней представить информацию и документы (сообщить об их отсутствии) либо попросить увеличить этот срок (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
  • Часто используется при выездном налоговом контроле.

Свидетелями могут вызываться любые физические лица, которым известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ). Это могут быть работники организации или представители контрагентов.

Нельзя допрашивать лиц, которые получили сведения, необходимые для налоговой проверки, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, например адвокатов и аудиторов.

Свидетель может не являться в налоговый орган для дачи показаний вследствие болезни, старости, инвалидности. В этом случае показания свидетеля могут получить по месту его пребывания (п. 4 ст. 90 НК РФ).

Отказаться от дачи свидетельских показаний (п. 3 ст. 90 НК РФ) можно на основании положений ст. 51 Конституции РФ:

  • «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников…».

Результаты допроса оформляют протоколом (п. 6 ст. 90 НК РФ).

Штрафы (ст. 128 НК РФ):

  • 1 000 руб. — за неявку свидетеля либо уклонение от явки без уважительных причин;
  • 3 000 руб. — за отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний.

Налагать могут только эти штрафы. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрена (п. 5.1 Письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/1283).

  • Проводят во время проверки нечасто.

Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения вопросов нужны специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле (п. 1 ст. 95 НК РФ). Например, когда нужно:

  • установить подлинность подписей;
  • определить рыночную стоимость товаров, работ;
  • определить соответствие используемого сырья, его количества объему выпущенной продукции.

Экспертизу назначают постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку (п. 3 ст. 95 НК РФ). С этим постановлением должно быть ознакомлено проверяемое лицо и разъяснены его права, о чем составляется протокол (п. 3 ст. 95 НК РФ). Все эти и другие условия должны быть соблюдены, иначе заключение эксперта могут признать недопустимым доказательством.

  • Крайняя мера.

Проводят в двух случаях:

  1. Если налогоплательщик отказывается представить документы, запрошенные в порядке ст. 93 НК РФ, или не представляет их в установленный срок (п. 4 ст. 93 НК РФ). Могут изъять только те документы, которые указаны в требовании (Постановление ФАС Поволжского округа от 02.08.2010 № А72-16467/2009).
  2. Если есть достаточные основания полагать, что документы, которые свидетельствуют о нарушениях налогового законодательства, могут уничтожить, сокрыть, изменить или заменить (пп. 3 п. 1 ст. 31, п. 14 ст. 89, п. 8 ст. 94 НК РФ). Документы могут изъять не только у проверяемой организации, но и у ее контрагента, если есть достаточные сведения о взаимозависимости налогоплательщиков (Определение Верховного Суда РФ от 13.06.2019 № 305-ЭС19-7994 по делу № А40-17635/18-140-1284, Письмо ФНС России от 17.09.2021 № СД-4-2/[email protected]).

Выемку производят в присутствии налогоплательщика и (или) его представителя (абз. 1 п. 3 ст. 94 НК РФ). Также при выемке должны присутствовать понятые (абз. 1 п. 3 ст. 94 НК РФ). Они должны подписать протокол о выемке (п. 5 ст. 98 НК РФ).

При проведении выездной проверки можно осуществлять такое мероприятие, как осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов (пп. 1 п. 1 ст. 92 НК РФ).

Налоговые органы могут осматривать помещения:

  • производственные, складские, торговые и любые другие, а также территории, которые налогоплательщик использует для извлечения дохода или которые имеют отношение к объектам налогообложения, независимо от места их нахождения (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ).

При проведении осмотра налоговики могут изучать данные, содержащиеся в автоматизированной системе хранения данных, то есть в компьютере (Определение ВС РФ от 17.07.2017 № 302-КГ17-8315).

Проводить осмотр территорий и помещений контрагентов проверяемого налогоплательщика нельзя. На это указал Верховный Суд РФ в Определении Апелляционной коллегии от 27.08.2019 № АПЛ19-333. Несмотря на это, все же в отдельных случаях суды признают законными действия налоговиков по проведению осмотра помещений у контрагентов (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10.02.2021 № А36-540/2020).

Обязательные требования при проведении осмотра:

  • присутствие понятых (п. 3 ст. 92 НК РФ);
  • участие налогоплательщика (его представителя) (п. 3 ст. 92 НК РФ);
  • оформление результатов протоколом (п. 5 ст. 92 НК РФ);
  • наличие подписей всех лиц, участвующих в осмотре (п. 4 ст. 99 НК РФ).

По общему правилу срок проведения выездной налоговой проверки составляет 2 месяца. Фактически проверка может затянуться:

  • до 4 месяцев — если налоговая продлит проверку;
  • до 6 месяцев — в исключительных случаях (п. 6 ст. 89 НК РФ).

На срок проведения выездной проверки оказывает значительное влияние право налогового органа ее приостановить (п. 9 ст. 89 НК РФ):

  • в этом случае приостанавливается течение срока проверки. Как только проверка возобновляется, ее срок начинает течь вновь.

Оснований для приостановления проверки несколько (пп. 1– п.9 ст. 89 НК РФ). Чаще всего налоговые органы приостанавливают проверку на время истребования документов (информации) у контрагентов (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). По этому основанию допускается приостанавливать проверку не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуют документы.

Общий срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев. Продлить его еще на 3 месяца можно только, если налоговые органы не успели получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов. С момента завершения проверки (подтверждается справкой) до момента составления акта проверки может пройти два месяца, что также значительно увеличивает сроки.

Итого: несмотря на то что по общему правилу срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, фактически срок с момента вынесения решения о проведении проверки до момента составления акта может быть более года.

Мораторий на налоговые проверки освобождает далеко не всех субъектов предпринимательства и не во всех случаях. Даже если вы освобождены, это еще не значит, что проверка не придет.

Согласно постановлению Правительства РФ мораторий на налоговые проверки распространяется на:

  • некоммерческие организации с численностью до 200 сотрудников (кроме политических партий и иностранных агентов);
  • ИП и организации малого и среднего бизнеса.

Что может послужить причиной для внеплановой проверки освобожденных:

  • Поручение президента или правительства РФ относительно организации, индивидуального предпринимателя или физического лица.
  • Если проверка осуществляется в рамках предписаний предыдущей проверки, например, ИП должен показать, что приняты все необходимые меры по предотвращению угрозы жизни и здоровья граждан.
  • Если был замечен факт угрозы и причинения вреда жизни и здоровью граждан или имеется опасность возникновения ЧС (такая проверка обычно согласовывается с прокуратурой).
  • Если были выявлены недостоверные сведения в лицензиях и аналогичных документах или проверка осуществляется с перед тем, как восстановить лицензию.
  • Проверка по требованию прокуратуры на основании материалов конкретного дела или обращения граждан.
  • Если был обнаружен факт нарушения законодательства РФ.
  • Приостановка деятельности организации принудительно.

С июля 2020 года ИФНС проводит инспекционные визиты, длительность проверки при этом достигает 10 дней. Проверку бизнеса могут организовать не только налоговые органы, но и: ПФР, ФСС, Роспотребнадзор и др.

Постановление Правительства России №1520 от 08.09.2021 «Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» продляет мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса. Исключением являются:

  • организации и предприниматели, деятельность которых может представлять опасность для граждан, или является государственной тайной.
  • вредные производства,
  • ИП и организации, где были выявлены нарушения за последние три года,
  • организации, у которых в течение последних трех лет был дисквалифицирован руководитель,
  • ИП и организации,деятельность которых приостанавливалась в последние 3 года по решению контролирующих органов,
  • ИП и организации, которые временно или полностью лишались лицензии за последние 3 года,
  • организации и предприниматели с лицензируемыми видами деятельности,
  • фирмы, которые должны проводить финансовый аудит на обязательной основе,
  • предприятия атомной промышленности.

Мишустин утверждает, что освобождение коснется примерно 100 тысяч предпринимателей и организаций по всей России.

Примерный список освобожденных от налоговых проверок бизнеса в 2022 году во многом совпадает с перечнем компаний за 2021 год. Разница в том, что мораторий на налоговые проверки бизнеса в 2021 году не включал в себя организации медицины, образования, производства драгметаллов и камней, организации социальной сферы. Проверки бизнеса Налоговой не будут распространяться на эти компании в 2022 году.

Если проверка по организации не запланирована, это еще не значит, что не будет проведена внеплановая. Обычно такие незапланированные проверки проводят в результате выявления каких-либо нарушений.

Какие могут быть основания для назначения внеплановых налоговых проверок:

  • Если налогоплательщик на специальном налоговом режиме несколько раз приближается к крайним значениям, то Налоговая может заподозрить схему дробления бизнеса (чтобы сохранить спецрежим) для уклонения от уплаты налогов. Например, для УСН — это число сотрудников до 100 и максимальная прибыль до 150 миллионов рублей; для патента — до 15 сотрудников, а доход — до 60 миллионов рублей; для единого сельскохозяйственного налога — максимальное число работников до 300, а доля прибыли от сельскохозяйственной деятельности выше 70% от общей прибыли.
  • Если бизнес убыточен свыше трех лет. В первый год, когда чистые активы организации меньше минимального капитала, ФНС присылает уведомление о том, что организацию могут ликвидировать. На второй год Налоговая также высылает уведомление, при этом наблюдая за деятельностью налогоплательщика. На третий год ИФНС пришлет требование по ликвидации предприятия.
  • Если были большие вычеты по НДС за минувший год. 89% от годовой суммы НДС — максимальная доля вычета. Если вы приближались к пороговой величине, проверка не заставит себя ждать.
  • Если были нарушены сроки сдачи отчетности. Нарушение сроков влечет за собой штрафы, размер которых зависит от вида отчетности и курирующего законодательного акта.
  • Если были нарушены сроки и порядок оплаты налогов и взносов по страхованию. Помимо обычных налогов малый и средний бизнес может платить НДФЛ и страховые взносы. Так индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы не зависимо от наличия дохода.
  • Если вы используете кассовые чеки без указания номенклатуры. В чеке обязательно должно быть понятное покупателю название товара или услуги.
  • Если в чеке есть недостоверные сведения, например, указана не та система налогообложения.

Важно! Если ИФНС неожиданно потребовала от организации или ИП полный пакет документов, сведения о ведении бизнеса и другую информацию нужно быть настороже. Проверьте список недавних контрагентов, возможно, среди них есть тот, кто находится под подозрением и особым вниманием контролирующих органов.

Какие еще могут быть основания для налоговых проверок бизнеса:

  • Налоговая база содержит ошибки и неверные данные,
  • Вы платите налоги меньше, чем в среднем платят в вашей отрасли,
  • Финансовые показатели за год резко отличаются от предыдущего года,
  • Налоговая располагает данными резко противоречащим сданной отчетности,
  • Есть нарушения по срокам подачи отчетности и уплаты налогов.

Еще один повод для выездной налоговой проверки малого бизнеса — когда конкурент подал на вас жалобу с обвинениями в контролирующие органы.

Согласно ФЗ №248 налоговые проверки малого и среднего бизнеса могут иметь следующие формы:

Контрольная закупка — проверки без уведомления с целью оценки того, соблюдены ли правила продажи товаров или услуг. Мониторинговая закупка — проверки без уведомления, которые проводятся с целью отправки товаров или результата оказания услуг на последующую экспертизу.
Выборочный контроль — проверка согласуемая с прокуратурой и проводимая с целью сбора образцов для дальнейшего исследования и анализа на предмет безопасности реализуемых товаров. Обычно такие проверки проводятся с целью контроля устранения нарушений, если такие были выявлены в ходе предыдущего исследования. Рейдовый осмотр — проверка согласованная с прокуратурой проводимая с целью оценки соблюдений норм и правил по эксплуатации объекта контроля. Такой осмотр может проводиться по требованию правительства и президента РФ, если есть угроза безопасности граждан, угроза окружающей среде или культурному наследию.
Документарная проверка — проверка без уведомления, проводимая с целью изучения регистрационных и иных документов связанных с деятельностью организации (ИП), полноты реализации требований контролирующей инстанции. Выездная проверка — проверка согласованная с прокуратурой с целью оценки соблюдения требований контролирующего органа и его предписаний. Организацию или ИП о проведении выездной проверки уведомляют за сутки.
Выездное обследование — проверка без уведомления с целью визуального контроля соблюдения требований.

*Иногда ИФНС может проводить выездные мероприятия с целью предупреждения или информирования организации (предпринимателя).

Порядок проведения налоговой проверки в 2021-2022 годах

Налоговые проверки малого бизнеса в 2022 году могут вызвать несоблюдения правил и требований маркировки товаров. Особое внимание ИФНС могут вызвать:

  • Продажи немаркированных товаров для которых маркировка обязательна. Все товары, которые подлежат маркировке в обязательном порядке, должны иметь цифровой код DataMatrix на упаковке. Код нужно считывать при продаже на кассе. Производство, перевозка, продажа и хранение немаркированных товаров может привести к проверкам и крупным штрафам, а в особых случаях даже уголовной ответственности. Весь товар без идентификационных знаков обязательно конфискуют.
  • Если коды маркировки плохо считываются. Произойти подобное может по многим причинам, например, если код просто затерся или покрыт чем-то. Если товар имеет код маркировки, который невозможно считать, его обязательно нужно перемаркировать.
  • Если данные кода маркировки не совпадают с данными в УПД на товар, такой товар подлежит возврату поставщику, его продавать нельзя.
  • Если осуществляется продажа товаров с поддельными кодами маркировки. В таком случае проверка — это не самое страшное. Возможна уголовная ответственность на срок до трех лет.

\n\n

Как уже упоминалось, сначала руководство ИФНС выносит решение о назначении проверки. Принять его может только та инспекция, в которой налогоплательщик состоит на учете. В решении указываются данные о контрольном мероприятии. В частности, отмечается по каким налогам и за какой период пройдет проверка, кто именно входит в ревизионную группу.

\n\n

Второй раз проверить те же налоги (страховые взносы) за тот же период, по которому уже проводилась выездная проверка, можно только в трех случаях. Первый — для контроля за работой инспекции, которая осуществляла первую ВНП. Такую повторную ревизию назначает и проводит вышестоящий налоговый орган (УФНС по субъекту РФ или непосредственно ФНС).

Как уже упоминалось, сначала руководство ИФНС выносит решение о назначении проверки. Принять его может только та инспекция, в которой налогоплательщик состоит на учете. В решении указываются данные о контрольном мероприятии. В частности, отмечается по каким налогам и за какой период пройдет проверка, кто именно входит в ревизионную группу.

Выездные проверки ИФНС: все о сроках

Мораторий на плановые проверки на 2022 год введен для малого и среднего бизнеса. Но, не все фирмы смогут вздохнуть с облегчением.

Плановые проверки не отменяются на вредных и опасных производствах с высокими рисками для жизни и здоровья работников.

Проверки без ограничений будут проводится в компаниях, которые в течение трех последних лет нарушали законодательство и получали административное наказание за грубые нарушения, в том числе в виде дисквалификации руководителя либо приостановления деятельности, либо приостановления действия лицензии.

Под мораторий не подпадают:

  • вредные и опасные производства с высокими рисками для жизни и здоровья работников;
  • фирмы МСП, которым в течение последних 3-х лет было вынесено административное наказание за грубые нарушения;
  • компании, у которых в течение последних 3-х лет был дисквалифицирован руководитель;
  • компании, деятельность которых по решению надзорных органов приостанавливалась в течение последних 3-х лет;
  • компании, которые были временно либо полностью лишены лицензии и с момента наказания не прошло 3 года;
  • организации, работающие на основании лицензий;
  • организации, которые обязаны проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • предприятия, использующие атомную энергию.

Перечень компаний, которые вывели из-под моратория на проверки 2022 года во многом повторяет перечень тех, на кого не распространялся мораторий 2021 года.

Но, существенная разница все-таки есть. В 2021 году мораторий на проверки не распространялся на компании здравоохранения, образования, социальной сферы, по производству драгоценных металлов и камней. Теперь, перечисленные компании также под мораторием. Их не будут проверять в 2022 году.

При каждой проверке есть как минимум 2 стороны: проверяющий (контролер) и проверяемый. При налоговых проверках это работники инспекции и налогоплательщики (или налоговые агенты), в роли которых выступают организации, ИП, а в некоторых случаях и обычные физлица, не имеющие отношения к предпринимательству.

Для первой стороны налоговая проверка — это основной вид деятельности, выполнять которую ей поручило государство, чтобы финансово обеспечить свое существование и функционирование.

Для второй это, как правило, дополнительные трудовые, временные, нервные и в итоге часто финансовые затраты. Минимизировать их вам поможет подборка материалов данной рубрики нашего сайта.

А начать знакомиться с порядком проведения налоговой проверки мы предлагаем со статьи «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Закон прямо предусматривает всего 2 вида налоговых проверок: камеральные (ст. 88 НК РФ) и выездные (ст. 89 НК РФ). Но есть еще 3-е контрольное мероприятие, которое непосредственно проверкой не названо, но фактически является ею.

О том, что это за проверка, а также о КНП и ВНП рассказывает данная статья.

Методы проведения проверок различны, а их набор напрямую зависит от вида проверки, ее субъекта, типа проверяемого налога и других обстоятельств.

Например, об особенностях проверки ИП читайте эту публикацию.

Основной метод, конечно, исследование документов, на основании которых вы исчисляли и платили налоги. Но налоговикам дозволяется также:

  • проводить осмотр;

О нем читайте здесь.

  • вызывать свидетелей;

Об этом здесь.

О ваших правах при осмотре и допросе свидетелей узнайте из статьи «У вас осмотр? Можете поприсутствовать. А вот свидетелей допросят без вас».

  • инвентаризировать ваше имущество, причем вы обязаны содействовать контролерам в этом;

См. статью.

  • использовать иные формы контроля, указанные в гл. 14 НК РФ, разъяснения по которым тоже есть или вскоре появятся в данной рубрике сайта.

Что касается оснований для проверки, они также зависят от ситуации. Например, для КНП основанием является сам факт подачи декларации в ИФНС.

Подробнее о камералке читайте в статье, посвященной ст. 88 НК РФ, текст которой вы найдете там же.

Поводы и основания для выездной проверки — в полном ведении налоговиков.

Во избежание злоупотреблений со стороны контролеров временные рамки проверок ограничены НК РФ. Общий срок камералки составляет 3 месяца, ВНП — 2 месяца. Причем момент начала течения срока для каждой проверки свой. И момент окончания фиксируется по-разному. Кроме того, в некоторых случаях проверочные сроки могут продляться или прерываться. Как это происходит, стоит знать любому налогоплательщику.

Специально для вас — наши статьи по данным вопросам:

  • «Какие сроки проведения камеральной налоговой проверки?»;
  • «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Налогоплательщики бывают крупными и не очень. В отношении последних государство старается предусмотреть различные послабления, в том числе в части контроля со своей стороны. Так, в последнее время ведется много разговоров о необходимости сокращения проверочных мероприятий для субъектов малого бизнеса. А недавно активно обсуждался 3-летний мораторий на плановые проверки, введенный в отношении «малышей». Действует ли он при налоговом контроле, вы узнаете из этой статьи.

Предупрежден — значит вооружен. Это справедливо и в ситуации с проверкой ИФНС. Если знать о проверке заранее, можно лучше к ней подготовиться. Любой налогоплательщик многое отдал бы, чтобы узнать, есть ли он в проверочном списке. Возможно ли это в принципе? Ответ ищите в данной публикации.

Как Роспотребнадзор будет проверять предпринимателей в 2022 году

Эта процедура нужна, чтобы проверить достоверность информации, которую указал налогоплательщик в своих документах. Здесь же ещё можно выяснить другие обстоятельства, которые могут оказаться важными при налоговой проверке.

Налоговый орган может изучать помещения и территории, которые:

  1. Налогоплательщик использует, чтобы получать доход.
  2. Нужны, чтобы содержать объект налогообложения.

Независимо от их местонахождения.

Налоговый орган назначает компетентного сотрудника для проверки налогоплательщика. Проверяющий может потребовать нужные для ревизии документы.

Выемка нужна, чтобы доказать, что налогоплательщик нарушил налоговое законодательство. Тогда производится изъятие документов, а также предметов.

Налоговые органы могут брать показания каждого физлица, которое знает важное для проведения налогового контроля обстоятельство.

Если эксперт в ходе работы узнал информацию, которая важна для дела, но относительно которой не были заданы вопросы, он может указать это в своём заключении.

Выездная проверка может быть продлена на срок до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 (письмо Минфина от 20.11.2009 № 03-02-07/1-516). Примером такого случая является наличие у организации 10 и более обособленных подразделений. Что касается прочих оснований для продления проверки на 6 месяцев, то закон их точно не определяет. То есть в каждой конкретной ситуации специалисты ФНС принимают решение самостоятельно.

Но это не значит, что продлевать проверку можно безосновательно. Если налогоплательщик усомнился в целесообразности такого решения ФНС, он может обратиться в суд. В практике есть примеры, когда арбитры подтверждали — оснований для продления проверки нет (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 по № А43-17631/2012).

Помимо продления проверки, налоговый орган может принять решение о ее приостановке. Такое право дает пункт 9 статьи 89 НК РФ. Это распространяется и на проверки основной организации, и на проверки подразделений. Приостановка означает, что ВНП прерывается на определенный срок, а после возобновляется вновь. Например, проверка проводилась в течение одного месяца. Далее принято решение о приостановке на 15 дней. Спустя 15 дней, проверка продолжается, при этом у специалистов ФНС есть еще один месяц до ее окончания.

Общий срок приостановления выездной налоговой проверки (максимально возможный) — полгода. Вот и получается: 6 месяцев проверки + 6 месяцев приостановки = 1 год. Ровно столько, и ни днем больше, может длиться выездная проверка. Срок исчисляется с даты вынесения решения о проверке и до даты составления справки об окончании проверки.

Что могут и не могут делать инспекторы во время приостановки? Ответ содержится в пункте 9 статьи 89 НК РФ и поясняется в письмах ФНС от 21.11.2013 № ЕД-3-2/[email protected] и от 25.07.2013 № АС-4-2/13622. Инспектор должны освободить территорию налогоплательщика, вернуть ему все оригиналы документов, кроме изъятых при выемке, а также перестать требовать представления новых документов. ФНС уточняет, что на период приостановки инспекторам запрещается производить выемку документов и предметов, осмотр, инвентаризацию, изучение документов на территории налогоплательщика.

Вместе с тем инспекторы вправе производить во время приостановки действия, которые не связаны с нахождением на территории проверяемого субъекта. Минфин считает, что противоречия Налоговому кодексу в этом нет (письмо от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156). Например, инспекторы могут рассылать запросы третьим лицам о предоставлении информации по проверяемому налогоплательщику.

Нередко во время приостановки инспектора практикуют допрос свидетелей. Однако законно это или нет — вопрос спорный. Подобные действия становятся объектом жалоб со стороны проверяемых налогоплательщиков.

В современных реалиях подобные мероприятия носят преимущественно плановый характер — решение по кандидатам принимается по итогам анализа результатов, полученных в ходе рассмотрения определенных критериев риска. Большая часть из них находятся в открытом доступе, и закреплена приказом Федеральной службы № [email protected], опубликованном в 2007 году. Рассмотрим основные варианты.

  • Нагрузка по налоговым сборам. В зоне пристального внимания оказываются хозяйствующие субъекты, показатель деятельности которых заметно отличается от среднего значения по отрасли, ежегодно публикуемого на официальном сайте ФНС.
  • Доля вычетов по возмещению НДС. В данном случае критерием, определяющим перечень претендентов, выступает превышение порога в 89% от общей начисленной за двенадцать месяцев суммы.
  • Среднемесячная заработная плата в пересчете на штатную единицу. Основанием для выезда налоговиков является предоставление отчетности с данными ниже отраслевых. Анализ информации по конкретному направлению деятельности проводится территориальными подразделениями Росстата, а также субъектными органами УФНС.
  • Экономическая рентабельность. Критическое отклонение от нормы — результат, отстающий от среднеотраслевого значения на >10%. Для оценки риска достаточно сопоставить собственные итоговые показатели ведения бизнеса с информацией, представленной на сайте ФНС.
  • Баланс прибылей и убытков. Активный рост расходов по отношению к доходам за определенный срок — повод для проведения налоговых проверок, особенно в тех случаях, когда отрицательная динамика фиксируется на протяжении более чем двух календарных лет.
  • Вовлеченность в торговые операции цепочки из нескольких контрагентов. Систематическое увеличение количества участников, выступающих в качестве посредников, вызывает подозрения проверяющих, оценивающих целесообразность подобной схемы.
  • Деятельность, сопряженная с повышенными рисками. К данной категории относятся сделки, заключаемые с фирмами-однодневками, привлечение к работе сотрудников, имеющих инвалидность и т.п.
  • Нарушение сроков представления в ИФНС запрашиваемой документации или пояснений, в частности — в рамках камеральных проверочных мероприятий.
  • Периодическая смена юридического адреса организации, следствием которой становится «миграция» между разными контролирующими ведомствами.
  • Достижение лимитов, отведенных для налогоплательщиков, применяющих специальные льготные режимы. В качестве «приближения» рассматриваются показатели, разница которых с официальным нормативом составляет пять и менее процентов.
  • Сумма вычета от профессиональной деятельности. Частные предприниматели, использующие ОСНО, оказываются в зоне риска в тех случаях, когда размер возмещения по декларации превышает 83% от общего дохода.

В соответствии с действующими законодательными нормами продолжительность ревизии составляет два месяца, отсчет которых начинается с даты, следующей за днем вынесения соответствующего решения. Однако, как показывает практика, подобные мероприятия занимают гораздо больше времени, что обуславливается наличием оговорки, допускающей приостановку или продление назначенной процедуры. Второй вариант встречается реже, поскольку требует участия руководящих инстанций, а вот первая опция используется налоговиками весьма охотно — к примеру, в случае запроса у контрагентов документации.

Хотя формально выездная налоговая проверка не может продолжаться более 60 дней, существует целый ряд законных оснований, позволяющих увеличить отведенный период. К их числу относятся:

  • Назначение официальной экспертизы.
  • Направление требования о предоставлении информации в иностранные органы.
  • Необходимость достоверного лингвистического перевода документов, представленных на другом языке.

Таким образом, изначально установленный временной отрезок может вырасти до девяти месяцев, что весьма неудобно для бизнеса. Стоит также отметить, что каждый подобный случай должен быть оформлен отдельным постановлением руководящего сотрудника ИФНС (либо замещающего его лица), и на время «заморозки» не допускается организация вновь назначенных контрольных мероприятий, а также выдвижение новых требований в адрес налогоплательщика.

В соответствии с установленными правилами, мероприятие реализуется на территории офиса или объекта, принадлежащего субъекту — за исключением ситуаций, когда имеющиеся площади не позволяют выделить сотрудникам отдельное помещение. Однако чаще всего взаимодействие происходит заочно, с использованием каналов телекоммуникации или почты, через которые направляются требования о предоставлении конкретной документации.

Существует три ситуации, в которых контролирующие органы могут еще раз провести ВНП в отношении сборов и страховых взносов, ранее уже подвергавшихся ревизии:

  1. Контроль качества работы инспекционной комиссии, реализуемый вышестоящим ведомством. При этом подобная процедура не осуществляется для опровержения ранее составленных актов, подтверждающих результаты проверочных мероприятий, то есть не преследует своей целью устранение процедурных или фактических ошибок, выявленных в ходе рассмотрения правового спора в суде.
  2. Предоставление уточняющей декларации, содержащей сумму налогового вычета за периоды, ранее подвергавшиеся проверке. Действия контролирующего органа, в качестве которого выступает ИФНС, ограничиваются повторной сверкой данных, заявленных как соответствующее основание.
  3. Регистрация или ликвидация юридического лица.

Таким образом, ВНП — достаточно масштабная и сложная процедура, способная существенно затруднить функционирование бизнеса. Учитывая, сколько времени может продолжаться выездная налоговая проверка, и каков общий срок приостановления бизнес-деятельности на законных основаниях, лучше всего заранее разобраться в правовых нюансах, определяющих полномочия контролеров и налогоплательщиков. Понимание критериев отбора кандидатов для реализации подобных плановых мероприятий, а также своевременное отслеживание показателей работы организации сводит к минимуму вероятность общения с представителями инспекции.

Как подготовиться к приезду налоговой

Роспотребнадзор проводит плановые и внеплановые проверки, а также может прийти с профилактическим визитом.

Плановые проверки — по графику. В 2022 году Роспотребнадзор не будет планово проверять малый и средний бизнес, за исключением нескольких случаев. С 2023 года частота проверок будет зависеть от категории риска бизнеса. Если категория низкая — плановых проверок не будет.

Внеплановые — по жалобе или чтобы проверить, как предприниматель исправил нарушения, которые нашли во время прошлой проверки. Ещё инспектор может назначить внеплановую проверку, если заметил нарушение во время профилактического мероприятия.

Для профилактического визита причина не нужна. На нём инспектор рассказывает об обязанностях предпринимателя. Визит не считается проверкой, и от него можно отказаться за три дня до назначенной даты.

Что именно будет проверять Роспотребнадзор, зависит от вида контрольного мероприятия. Инспектор может осмотреть помещение, запросить документы, провести контрольную закупку или взять образец продукции на экспертизу. Многие проверки проводятся без предупреждения.

Если к вам пришли с проверкой:

  1. Проверьте документы ревизоров.
  2. Предоставьте информацию.
  3. Не мешайте проверяющим.
  4. Следите за сроками.
  5. Не платите за экспертизу.
  6. Проверьте правильность составления акта.

После проверки Роспотребнадзор может выписать штраф или предостережение, конфисковать продукцию, приостановить работу предпринимателя или компании или передать материалы в прокуратуру. Если вы не согласны с результатами проверки, их можно обжаловать.

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

Такие сервисы

  • рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

  • формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

  • создают счета и договора

  • заполняют декларации

  • напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.

Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.

Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.

Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.

Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.

По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.

Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.

Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.

Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.

В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:

  • выемка документов и предметов;
  • допрос свидетелей;
  • назначение экспертизы;
  • осмотр;
  • инвентаризация имущества;
  • привлечение специалиста, переводчика.

Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).

Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.

В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.

Если вы хотите подробно разобраться в том, как проходит выездная налоговая проверка с точки зрения выполнения налоговиками своих должностных обязанностей, то рекомендуем ознакомиться с письмом ФНС от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».

Как в 2021 году не попасть под выездную налоговую проверку

Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом. Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи руководителя или его заместителей.

После ознакомления с решением инспекторы ФНС в оговоренный день приезжают на территорию проверяемой компании, где и проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором сотрудники налоговой инспекции будут изучать документы.

Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.п. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки присутствовать во время осмотра должны как минимум двое понятых.

При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы.

Стандартный срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. В исключительных случаях проверку могут продлить до полугода (ст. 89 НК РФ).

Проверив необходимые документы, ФНС составляет справку. В этом документе прописывают дату окончания проверки и указывают предмет проверки. После этого инспекторы должны подписать акт проверки — на это у контролирующего органа есть два месяца. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах и описывает результаты проверки.

В акте подробно излагаются все выявленные несоответствия и нарушения законодательства или указывают на их отсутствие. Получив акт выездной налоговой проверки, налогоплательщик вправе не согласиться с указанными нарушениями и написать возражение.

Распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверки:

  • Несвоевременная регистрация фирмы
  • Несдача деклараций
  • Неверное отражение доходов и расходов и, как следствие, занижение налогооблагаемой базы
  • Недоимка по налогам
  • Отказ в предоставлении ФНС информации, необходимой для осуществления контроля
  • Отсутствие первичных подтверждающих документов
  • Грубые ошибки в первичке

При получении решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику нужно выделить место для проверяющих. Не помешает проверить полномочия проверяющих и выяснить, имеют ли они основания для проверки.

Далее рекомендуется назначить ответственное лицо, через которое будут решаться организационные моменты в ходе проверки.

Все документы лучше передавать инспекторам по описи.

В статье мы описали порядок проведения выездной налоговой проверки в 2020 году. В 2021 году изменений по выездным проверкам, скорее всего, не будет — проверки будут проводить по правилам, установленным НК РФ.

С 1 июля 2022 года компании при желании смогут платить налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы и проценты одним платежным поручением без уточнения вида платежа и срока его уплаты (новая статья 452 НК РФ).

Но для этого необходимо учесть следующие условия и изменения налогового контроля: особый порядок уплаты (перечисления) вправе применять организации, которые осуществили совместную сверку расчетов и по результатам которой не имеется разногласий, и подали заявление о применении особого порядка уплаты (перечисления).

При этом надо будет представлять в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, взносам не позднее чем за 5 дней до установленного срока их уплаты:

  • перечисление денежных средств в качестве единого налогового платежа (ЕНП) может быть произведено за компанию-налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов, налогового агента) иным лицом. Но оно лишено права требовать возврата из бюджета, уплаченного за компанию ЕНП;
  • зачет денежных средств, признаваемых в качестве ЕНП компании, осуществляется с соблюдением следующей последовательности в отношении обязанностей по уплате:
    • недоимки — начиная с наиболее ранней даты ее выявления;
    • налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов — с даты возникновения обязанности по их уплате на основании налоговых деклараций, расчетов, уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов;
    • пеней;
    • процентов;
    • штрафов.
  • компания имеет право на возврат денежных средств ЕНП, по которым налоговым органом не произведен зачет, для чего необходимо подать в инспекцию соответствующее заявление.

Основание — Федеральный закон от 29.11.2021 года № 379-ФЗ.

С 1 января 2022 года излишне уплаченные налоги можно зачесть в счет уплаты страховых взносов и наоборот.

Обновленный п. 1 ст. 78 НК РФ предусматривает возможность зачета суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей или погашения недоимки не только по налогам, но и по сборам, страховым взносам , включая пени и штрафы.

Основание — Федеральный закон от 29.11.2021 года № 379-ФЗ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.