Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Крестьянское (фермерское хозяйство как юридическое лицо». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
-
Насколько эффективна подкормка озимой ржи в осенний период?
-
Как правильно утилизировать тару из-под пестицидов, ядохимикатов?
-
Где подавать заявление на грант «Агростартап» и до какого числа?
-
На что обращать внимание при оценке качества кормов собственной заготовки?
-
Какие агротехнические мероприятия помогают добиваться высокого качества заготовленного корма?
-
Что даёт применение калийных удобрений?
-
Надо ли ждать подмораживания кукурузы в осенний период?
-
Сколько раз за вегетационный период можно скашивать травостой с люцерной на кормовые цели без снижения продуктивного долголетия?
-
Насколько фаза развития многолетних трав влияет на питательность подвяленного силоса?
-
Насколько эффективна подкормка кормовых посевов бобово-злаковых, злаковых многолетних трав?
Правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства
Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства
1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.
3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.
2. Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 3. Право на создание фермерского хозяйства
1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
2. Членами фермерского хозяйства могут быть:
1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;
2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.
1. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.
2. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.
3. Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее — соглашение) должно содержать сведения:
1) о членах фермерского хозяйства;
2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;
3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;
4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;
5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;
6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.
4. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.
5. Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.
6. По усмотрению членов фермерского хозяйства в соглашение могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству условия.
7. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства.
Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава 3. Имущество фермерского хозяйства
1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, жилой дом, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2006 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2022 года Федеральным законом от 2 июля 2021 года N 299-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
2. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.
3. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.
Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.
4. Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию.
Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения и пользования имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 30.10.2009 N 239-ФЗ, от 28.12.2010 N 420-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 25.12.2012 N 263-ФЗ, от 28.12.2013 N 446-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 29.12.2020 N 474-ФЗ, от 06.12.2021 N 407-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
23 мая 2003 года
Одобрен
Советом Федерации
28 мая 2003 года
Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.
Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.
Крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо
1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.
2. Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
2. Членами фермерского хозяйства могут быть:
1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;
2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.
1. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.
2. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.
3. Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее — соглашение) должно содержать сведения:
1) о членах фермерского хозяйства;
2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;
3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;
4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;
5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;
6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.
4. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.
5. Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.
6. По усмотрению членов фермерского хозяйства в соглашение могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству условия.
7. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства.
1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество. (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
2. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.
3. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.
Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.
4. Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию.
Первая глава определяет общие положения закона и закрепляемого им вида деятельности на земле. Самое главное – точно определяется, что же такое фермерское хозяйство, и мы советуем всем, интересующимся КФХ очень внимательно уяснить себе это положение, которое приводим дословно (здесь и далее, все выдержки из закона приводятся без изменений и выделяются шрифтом):
“Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии”.
Обращаем внимание, что закон относит к деятельности КФХ не только производство и реализацию, но и хранение и транспортировку сельхозпродукции, что принципиально важно, учитывая недоработки законов, по которым происходило функционирование КФХ до сих пор.
Принципиально важной является 3-тья глава закона, определяющая имущество членов КФХ. Практика почти 30-летнего опыта функционирования подобных хозяйств показывает, что, в конце концов, именно имущество и является основой всех взаимоотношений в коллективе. Тут удивляться не приходится – материальное берёт своё, тем более, такое как :
• земельные участки,
• всевозможные здания и постройки (другими словами, недвижимость),
• мелиоративные сооружения и сооружения для других производственных операций;
ну, и, конечно :
• весь скот и птица,
• техника и оборудование,
• транспортные средства,
• инвентарь и любое иное оборудование, необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства;
а также, безусловно :
• вся продукция хозяйства,
• любые финансовые ресурсы, полученные от деятельности КФХ.
Особо подчёркивается, что всё перечисленное находится в совместном использовании членов хозяйства в равной степени, если иное отдельно не оговаривается в соглашении – вот когда без помощи юриста не обойтись.
Полный и подробный перечень имущества КФХ был уточнён через 3 с половиной года после издания закона 74-Ф3 4 декабря 2006 года в законе № 201-Ф3.
Закон определяет также следующие положения, касающиеся владением имущества КФХ :
• Все члены хозяйства владеют имуществом сообща;
• Порядок владения оговаривается в соглашении;
• Всё владение должно осуществляться только в общих интересах хозяйства;
• Имущество — гарант заключаемых хозяйством сделок;
• Все сделки, заключаемые главой хозяйства, «по умолчанию» предполагаются заключаемыми в интересах всех членов хозяйства. Если сделка вызывает недоверие у любого члена организации, и он считает, что она заключена в интересах отдельных лиц, то такое недоверие имеет, безусловно, право на оглашение, но при наличии неопровержимых доказательств.
Там, где речь идёт об имуществе, никуда не деться от разговора о его разделе и наследовании. Здесь действуют следующие положения :
• Очень важно! При выходе одного из членов хозяйства из организации земля и средства производства в полном объёме остаются собственностью хозяйства.
• Отказник только имеет право на денежную компенсацию своего пая. Если размер этого пая стороны вынуждены определять в судебном порядке, то выплата должна быть произведена не позднее чем через год, после подачи заявления о выходе (заметим, а не через год после принятия окончательного судебного решения).
• Бывший член КФХ ещё в течение 2 лет несёт ответственность за все действия организации, совершённые в его бытность в ней.
• Если КФХ прекращает свою деятельность, то имущество делится между всеми его членами согласно требованиям Гражданского кодекса.
• Гражданский кодекс определяет и правила и права наследования имущества КФХ.
Если вы думаете, что споры о земле возникли, когда в своё время кто-то воскликнул : «Земля – крестьянам!» — то вы ошибаетесь. Этим спорам сто лет в обед, и всегда они были до ужаса трудны в разрешении.
Что же удивляться, что разрешению «земельного вопроса» при создании КФХ в законе отводится самая большая, 4-ая, глава.
Дело дошло до того, что закон был переиздан дважды :
• Сначала 28 декабря 2013 года под № 446-Ф3, а затем,
• 23 июня 2014 года под номером 171-Ф3,
И оба раза корректировалась именно 4-ая глава.
Итак, глава называется «Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности».
Во-первых, надо всех успокоить сразу. Если вид разрешённого использования земли не входит в новый перечень видов по закону № 446-Ф3, то вам не придётся заново оформлять все документы.
Во-вторых, чётко определяется, что КФХ может иметь в своём использовании земли сельскохозяйственного назначения, причём на этих землях возможно строительство, необходимое для функционирования хозяйства.
В-третьих, КФХ может через суд оспорить отказ местного органа госвласти предоставить необходимую землю.
В-четвёртых, порядок выделения земель КФХ строго ориентирован на положения другого закона — № 101-Ф3 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года. И снова мы ведём речь о необходимости надёжной юридической поддержки деятельности КФХ.
Безусловно, список членов КФХ не может застыть «на одном месте». Возможен и приём новых членов и исключение уже бывалых работников. Этой теме посвящена 5-ая глава закона.
Всё довольно просто:
• Приём новых членов происходит при взаимном согласии всех членов КФХ и при наличии письменного заявления вновь вступающего.
• Выходу из хозяйства также должно предшествовать заявление в письменной форме.
Из членов хозяйства при взаимном согласии всех избирается его глава, который должен проводить свою работу на благо всей организации, не допуская ущемления прав любого из его членов.
17-ая статья закона определяет полномочия главы КФХ :
“Глава фермерского хозяйства:
- организует деятельность фермерского хозяйства;
- без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
- выдает доверенности;
- осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;
- организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;
- осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.”
Если в течение полугода глава хозяйства не осуществляет своей деятельности, то его члены на собрании вправе поставить вопрос о его замене, что, впрочем, не влечёт исключение неудачного главы из членов КФХ.
Закон допускает объединение нескольких КФХ в союзы по любому признаку, лишь бы деятельность подобного нового объединения отвечало целям работы каждого КФХ и полностью отвечало законам Российской Федерации.
В противном случае надзорные органы вправе по суду прекратить деятельность любого хозяйства. Определяются и другие причины закрытия КФХ :
- По обоюдному согласию всех членов;
- Если по различным причинам в КФХ не осталось ни одного члена;
- При банкротстве хозяйства;
- В случае преобразования КФХ в производственный кооператив или хозяйственное товарищество.
Если ваше КФХ было создано по старому закону ещё РСФСР № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 года, то его перерегистрация не требуется. Более того, такие хозяйства могут на равных основаниях быть преобразованы в «юридические лица».
Есть небольшой только нюанс, который нужно иметь в виду.
Если ваше хозяйство уже изначально было организовано как юридическое лицо по тому, старому, закону 1990 года, то перерегистрация также не требуется, но только до 1 января 2021 года! Данное положение было введено законами №239-Ф3 и №263-Ф3 от 30 октября 2009 и 25 декабря 2012 соответственно.
Безусловно, организация КФХ дело для инициативных людей, настоящих трудяг на земле, связывающих с ней всю свою дальнейшую жизнь. Нельзя сказать, что множество принятых законов обеспечило данной форме организации сельскохозяйственных работ на земле сколько-нибудь успешное продвижение.
Но, что несомненно – государство таким образом говорит о своей полной поддержке КФХ, а дальше уже как повезёт, как пойдёт дело, насколько оно будет продумано и по-настоящему востребовано на рынке.
Статья 86.1 ГК РФ. Крестьянское (фермерское) хозяйство
Но вот советы от тех, кто всё-таки решился однажды пойти по этой дороге и не разочаровался :
- Обязательно накапливайте опыт взаимоотношений и работы. Не стоит сразу бросаться в дело, сломя голову. Сначала испытайте КФХ в малом, пусть тестовом варианте, которое не потребует больших финансовых вложений, затем постепенно расширяйтесь.
- Рассчитывайте в этой работе только на себя, по возможности поменьше обращайтесь за кредитами. По крайней мере, вся работа с банками должна быть продумана до мелочей. И это несмотря на то, что государство якобы постоянно готово оказывать поддержку развитию КФХ. Вот только Скрынник, проработав 3 года министром, почему уехала жить на Запад, а тут ещё говорят о каких-то вызовах её в следственные органы. Всё это страшно дискредитирует саму отрасль и её начинания, в целом очень перспективные.
- Вся работа должна быть точно просчитана, её алгоритм должен быть понятен любому члену хозяйства, каждый должен строго выполнять свою работу и понимать на 100% каков вклад этой работы в успех работы всего предприятия.
- Очень удобно, что КФХ могут поставлять свою продукцию в любые торговые точки, тогда как продукция с личных подсобных хозяйств в магазинах появиться не может. КФХ находится на едином налоге, а это только 6% от общего оборота хозяйства. Ну, и, когда КФХ достаточно выросло, оно может рассчитывать на помощь государства, но для этого потребуется официальная регистрация в виде юридического лица.
А вот уже предостережения от тех, кто набил шишек в этом деле:
- КФХ не стоит, по крайней мере, в начале, связываться с торговлей – остановитесь пока на решении главной задачи выращивания;
- Задача поиска покупателей своей продукции должна стать постоянным делом любого КФХ, а отсюда вывод один – постоянная реклама своей продукции и постоянное повышение, как её качества, так и услуг по её поставке.
1. Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство.Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.
2. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.
Ч.3 статьи 86.1 ГК РФ
3. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.
4. При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.
Продлят ли статус КФХ на 2021 год?
Такой форме хозяйствования посвящён федеральный закон №74. В нём подробно описан порядок ведения хозяйства, распоряжения имуществом и земельными участками, приём новых членов в КФХ и другие важные нормы. Учтите, что этот закон касается только объединений, оформленных как юридические лица.
Обратите внимание, что если крестьянское хозяйство не зарегистрировано как юридическое лицо, в своей деятельности с точки зрения законодательства оно руководствуется Гражданским кодексом — точнее статьёй 86. Эта статья фиксирует добровольность участия в объединении, возраст, с которого разрешено быть членом КФХ, субсидиарную ответственность участников (рассмотрим ниже).
При создании фермерского хозяйства группой лиц или членами одной семьи составляется специальное соглашение, в которое вносятся:
- Полный перечень участников объединения, с указанием родственных связей (при наличии).
- Данные о главе хозяйства.
- Права и обязанности участников объединения.
- Полный перечень имущества, порядок владения и пользования им в хозяйственных целях.
- Порядок вступления в объединение или выхода из него.
- Порядок распределения произведённой продукции, основные каналы реализации.
- Иные пункты по усмотрению участников хозяйства, не противоречащие российскому законодательству.
Все члены крестьянского хозяйства подписывают соглашение о его создании лично и добровольно (даже несовершеннолетние). Кстати, если планируется, что через несколько лет к объединению присоединится ещё один член семьи (например, достигнет 16-летия), этот пункт можно внести в соглашение. Если КФХ создаётся одной семьёй, к соглашению и уставным документам нужно приложить документы, подтверждающие родство.
Статья 86.1 ГК РФ фиксирует субсидиарную ответственность для членов фермерского хозяйства. Что это значит? В связи с тем, что любое КФХ ведёт предпринимательскую деятельность, то есть пытается получать систематическую прибыль, оно рискует потерей части капитала или имущества.
Если хозяйство задолжает по кредитам или другим финансовым обязательствам, его имущество будет пущено с публичных торгов. Если этого окажется недостаточно, возможно взыскание долгов не только засчёт личного имущества главы хозяйства, но и всех остальных членов КФХ в равной степени.
У любого хозяйства должен быть глава КФХ. В этом качестве выступает либо один из членов объединения, либо единоличный хозяин. В связи с тем, что любое крестьянское хозяйство по сути является добровольным объединением равноправных работников, никаких особенных полномочий, равно как и особенной ответственности у главы нет.
Это во многом формальная должность, предполагающая представительские функции, например, при получении субсидий, взаимодействии с контрагентами и государственными органами. Интересно, что создавать КФХ и возглавлять его вправе не только граждане России, но также граждане других стран и даже лица без гражданства.
Крестьянское фермерское хозяйство как юридическое лицо
В рамках своей деятельности любое фермерское объединение вправе владеть и использовать:
- земельные угодья;
- объекты капитального строительства и иные сооружения;
- сельскохозяйственную технику, оборудование и любой инвентарь;
- финансовые средства, полученные в ходе предпринимательства;
- сооружения для мелиорации;
- транспортные средства, включая грузовые;
- племенных животных;
- семена и другие сырьевые ресурсы.
Важно помнить, что перечень имущества (по крайней мере такого как земля и техника) обязательно должен быть указан в соглашении. Все члены владеют собственностью сообща, на равных правах. Поэтому нельзя утверждать, что земельное угодье принадлежит, например, главе КФХ, а грузовик — его брату.
После подписания соглашения перечисленная в нём собственность становится общей. При прекращении деятельности имущество делится между участниками хозяйства, а после смерти переходит по наследству в соответствии с требованиями российского законодательства, в частности Гражданского Кодекса.
Создание КФХ в качестве юридического лица или регистрация КФХ в форме юридического лица производится по аналогии с ООО. Учредитель принимает решение о создании КФХ, если учредителей КФХ несколько они проводят совместное заседание, на котором учреждают Крестьянско-Фермерское хозяйство.
Также, если учредителей несколько, они заключают соглашение о создании КФХ, в котором прописывают состав имущества, вносимого в будущее КФХ, а также права и обязанности сторон, условия выплаты прибыли и т.д. Соглашение о создании КФХ может быть удостоверено нотариально, если Вам это необходимо, но, как правило, хватает обычных подписей. Обязательный нотариальный порядок заверения соглашения о создании КФХ не требуется.
Разрабатывается и утверждается Устав КФХ, в котором отражаются основные положения вашего хозяйства.
КФХ может иметь наименование, например КФХ «РОДНИК», КФХ «РАССВЕТ», КФХ «АГРОАЛЬЯНС», КФХ «Мичуринский». Или наименование по главе КФХ. КФХ Григорьева Федора Трифоновича и т.д. Название можно использовать любое.
КФХ можно регистрировать в любом регионе России, но как правило КФХ распространены на юге России, в таких регионах как Крым, Ростовская область, Астраханская область, Ставропольский Край.
Юридическим адресом будущего КФХ может быть здание или сооружение, которое есть в ФИАС, то есть строение должно быть капитальным. Также в качестве адреса юридического лица можно использовать адрес места жительства Главы крестьянско-фермерского хозяйства или одного из Членов КФХ, доля которого превышает 51% в УК КФХ.
В состав имущества будущего КФХ можно вносить денежные средства, земельные ПАИ, земельные участки, технику, принадлежащую собственникам КФХ. Передача имущества осуществляется по Акту приема-передачи и переходит на баланс хозяйства.
Главой КФХ может быть выбран один из её членов, если у вас несколько учредителей КФХ.
Некоторые регионы предоставляют субсидии для КФХ. КФХ может использовать специальный налоговый режим, ЕСХН. Либо можно остаться на УСН. Заявление о применении УСН возможно подать с комплектом документов при регистрации создания хозяйства.
При заполнении формы Р11001 для создания КФХ размер Уставного капитала указывается по желанию хозяйства.
При создании КФХ единственным лицом, решение о создании КФХ должно содержать данные о его полном и кратком наименовании, об утверждении устава, о юридическом адресе, о назначении единоличного исполнительного органа (Главы КФХ, Директора КФХ и тд). Должность можно выбрать любую, важно чтобы данные в форме Р11001, Уставе и решении о создании КФХ совпадали. Образец решения приведен ниже:
Решение о создании КФХ в Word можно скачать за 100 руб., нажав по ссылке.
- Форма Р11001, заверенная нотариально, либо по ЭЦП.
- Решение или Протокол о создании КФХ;
- Устав КФХ;
- Государственная пошлина 4000 рублей; (Не оплачивается при подаче по ЭЦП)
- Соглашение о создании КФХ (если более одного члена крестьянского хозяйства);
- Документы на юридический адрес, по которому открывается КФХ;
(Гарантийное письмо на адрес, свидетельство о праве собственности, либо если открываете на домашний адрес, согласие собственника или при общей долевой собственности, всех собственников адреса).
Особенности регистрации КФХ в 2021-2022 году
В зависимости от региона создания КФХ, допускается разное количество учредителей или членов КФХ. В Москве и Московской области допускается иметь в составе одного и более членов КФХ.
В Краснодарском крае нужно минимум два члена КФХ при создании.
Поэтому нужно уточнять в Вашем регионе, сколько членок КФХ требуется для вашего регистрирующего органа.
Для регистрации КФХ подойдут такие виды деятельности как Растениеводство, Животноводство, Рыбная ловля, Пчеловодство, Продажа рассады, Выращивание на продажу овощей и ягод, фруктов, и так далее. Крестьянско-фермерское хозяйство может включить в перечень своих видов деятельности торговые ОКВЭД, если планирует продавать свою продукцию. Напомню, код ОКВЭД должен содержать минимум 4 знака.
Бухучет в данной сфере подразумевает составление регистров, обработку отчетности и первичных бумаг, фиксацию различных операций в базе, сдачу документации в налоговую службу и фонды. Рассмотрим подробнее нюансы обработки первички.
Бухучет в сельскохозяйственной сфере дополняется перечнем специфических отчетов. Например, бухгалтер работает с реестрами перевозки зерновой продукции с полей, документацией на просушку и сортировку, занимается фиксацией путевых листов вида Ф412 АПК, заполняет бумаги поступления и размещения урожая в зернохранилищах. Также отчетность дополняется специфическими актами для животноводческой сферы, отчетами использования материалов.
Бухучет в сельскохозяйственной организации строится вокруг материальных ценностей и товарооборота. Бухгалтеры фиксируют в отчетах, сколько материалов поступило, сколько использовали. Большую часть занимают оценка себестоимости товаров, расчет затрат на производство и реализацию. В отчетности также фиксируют убыль с/х продукции, скота или сырья по естественным причинам.
Вся информация отражается в количественных единицах измерения. Свои нюансы есть у бухучета в животноводстве, растениеводстве и перерабатывающей сфере.
- Какой статус будет у фермера после госрегистрации?
Компанию, работающую в с/х сфере, можно зарегистрировать как ИП или юрлицо. Статус присваивается сразу после госрегистрации бизнеса.
- Можно ли фермерской организации использовать упрощенную систему бухучета?
Да, компания может задействовать минимальный объем регистров при ведении налоговой и бухгалтерской отчетности.
- Нужно ли учитывать средства по кассовым операциям?
Фермерское хозяйство обязуется выполнять законодательные нормы. Если имеются кассовые расчеты, то эти операции нужно документировать.
- Если по итогам отчетного периода получился убыток, налагается ли штраф при ЕСХН?
Доходность или убыточность предприятия не влияет на обязательства налогоплательщика уплачивать авансовые и основные платежи в ИФНС. Если деньги не поступают, то налагается штраф (пеня).
Отметьте какую задачу планируете решить и получите бесплатную консультацию.
- Зарегистрировать
бизнес - Проанализировать /
Восстановить бухучет - Встать на бухгалтерское
сопровождение - Получить юридическую
помощь
Бухгалтерский учет в фермерском хозяйстве предусматривает обработку первичных документов, отражение финансово-хозяйственных операций в базе, ведение регистров, выполнение проводок, формирование и сдачу отчетности. На первичке стоит остановиться более подробно.
Применение ряда документов обусловлено особенностями деятельности фермерского хозяйства. Так, бухгалтеру КФХ приходится сталкиваться с путевыми листами Ф412 АПК, реестрами отправки зерна с поля, накопительными ведомостями поступления урожая, ведомостями движения сырья, актами на сортировку, просушку и т.п. Также к учету принимаются лимитно-заборные карты, акты списания материалов, акты оприходования приплода (актуально для животноводства).
Бухгалтер КФХ должен иметь соответствующие компетенции, опыт ведения учета у сельскохозяйственного товаропроизводителя. В противном случае не избежать грубых ошибок и связанных с ними налоговых, финансовых, юридических и репутационных последствий.
Так или иначе бухгалтерский учет фермерского хозяйства крутится вокруг товарно-материальных ценностей. Специалисты контролируют данные о поступлении, об использовании материалов. Особое внимание уделяется затратам при получении продукции, определению себестоимости. Специфика деятельности КФХ требует учитывать при отражении бухгалтерских данных естественную убыль сырья или сельхозпродукции.
Первичные данные, как правило, в учете отражаются в количественном измерении. Определение себестоимости произведенной продукции имеет ряд особенностей. Свои нюансы в данном случае имеют растениеводство, животноводство, переработка сырья.
При выборе системы налогообложения учитывается специфика деятельности КФХ, предполагаемый доход, оборот и другие факторы. ОСНО чаще всего используется при утрате права на ЕСХН или упрощенку. Режим является базовым. При регистрации он выбирается автоматически. Для перехода на УСН или сельхозналог налогоплательщик подает соответствующее заявление в ИФНС в установленный срок.
Кому доступны спецрежимы? Всем фермерским хозяйствам, которые соответствуют условиям, установленным действующим законодательством. Для применения УСН, например, есть ограничения по обороту, величине ОС, среднесписочной численности. Применение ЕСХН возможно при определенном размере доли сельскохозяйственной продукции.
Признание доходов и расходов при упрощенке и сельхозналоге осуществляется кассовым методом. При ОСНО может использоваться метод начисления. Основным налогом при УСН является налог, заменяющий налог на прибыль, НДС. При ЕСХН КФХ платит сельхозналог. Хозяйства на ОСНО рассчитывают налог на прибыль и другие налоги.
Налоговая база при упрощенке может определяться с учетом доходов или разницы между доходами и расходами. Для пользователей ЕСХН доступен один способ ее определения – доходы минус расходы. Аналогичным способом определяется налоговая база при ОСНО.
Чаще всего фермерские хозяйства работают на сельхозналоге. Это обусловлено наличием ряда преференций, в том числе по уплате отдельных налогов (НДС, имущественного и других). Также к преимуществам режима стоит отнести упрощенный порядок отчетности и ведения бухучета.
КФХ в 2020: бухучет и налогообложение
А теперь самое время разобраться со спецификой бухгалтерского учета. Начнем, пожалуй, с имущества. Если КФХ работает на ЕСН или ЕСХН, обязанность учитывать данные по имуществу в отдельных регистрах не возникает. Для пользователей ОСНО такой учет остается актуальным.
Формы внутреннего учета имущества КФХ определяют самостоятельно. Чаще всего используются книги формы 1-КХ. В отдельных разделах учитываются данные по участкам, многолетним насаждениям, ОС, оборудованию, технике, транспорту, оборотным средствам. Также отдельным видом имущества является продуктивный, рабочий скот и скот на откорме.
НМА тоже подлежат обязательному учету. Их стоимость формируется в том же порядке, что и ОС. Первоначальная стоимость определяется по фактическим затратам на приобретение. К нематериальным активам фермерского хозяйства относятся авторские права, селекционные инновации для производства, переработки продукции, лицензии (в том числе на ПО), патенты на сорта растений, права на использование природных ресурсов.
НМА включаются в состав расходов путем отнесения амортизации. Срок их использования определяется периодом ожидаемого получения экономической выгоды.
Еще одной обязательной учетной статьей является оплата труда работников фермерского хозяйства. Трудовые отношения оформляются в соответствии с ТК. Для зарплатного учета значение имеют такие первичные документы, как табель рабочего времени, наряды на проведение работ, путевые, учетные листы, реестры и ведомости расчета зарплаты.
КФХ имеет статус юридического лица или ИП с правом найма работников. В учете оплаты труда используются первичные документы для учета персонала и его труда:
- Табели учета рабочего времени.
- Наряды на проведение сдельных работ.
- Путевые листы транспортного средства.
- Реестры и учетные листы.
- Ведомости для расчета и выдачи заработной платы.
Суммы, полученные работниками по оплате труда, подлежат обложению налогом с доходов. КФХ выступает по отношению к персоналу налоговым агентом, имеет обязанность по удержанию налога и уплате его в бюджет.
Суммы начисленной заработной платы персоналу хозяйства облагаются страховыми взносами, перечисляемыми в фонды. Ставка каждого из вида взносов определяется в зависимости от выбранной системы налогообложения. Взносы и отчетность по ним перешли под администрирование ИФНС. В ФСС контроль осуществляется только по отчислениям по травматизму и профзаболеваниям, о чем необходимо представлять сокращенный отчет.
Отчетность |
Куда представляется |
Итоговый расчет в ФСС за 2016 год |
ФСС |
Расчет в ФСС с 2017 года |
ФСС в части отчислений на травматизм |
Итоговый расчет РСВ-1 за 2016 год |
ПФР |
Форма СЗВ-М начиная в 2017 |
ПФР ежемесячно |
Начиная с 2017 года отчетность по отчислениям в фонды будет представляться в ИФНС. Форма отчетности будет представляться поквартально и объединять данные по отчислениям во все фонды.
Учёт в коммерческих сельскохозяйственных организациях регулируется общими нормативными правовыми актами: 402-ФЗ, ПБУ и НК РФ. Но есть и отраслевые акты, помогающие построить систему учёта в сельском хозяйстве:
- план счетов предприятий агропромышленного комплекса (АПК), утверждённый приказом Минсельхоза от 13.06.2001 № 654;
- методические рекомендации по корреспонденции счетов бухучёта сельскохозяйственных организаций (приказ Минсельхоза от 29.01.2002 № 68);
- методические рекомендации по бухучёту государственных субсидий и других видов помощи (приказ Минсельхоза от 02.02.2004 № 75);
- методические рекомендации по учёту основных средств (приказ Минсельхоза от 19.06.2002 № 559);
- методические рекомендации по учёту затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции, работ, услуг (приказ Минсельхоза от 06.06.2003 № 792);
- методические рекомендации по разработке учётной политики в сельхозорганизациях, утверждённые Минсельхозом 16.05.2005;
- другие отраслевые документы.
В этих документах закреплены особенности бухгалтерского учёта, характерные для сельского хозяйства.
Если на фермерском хозяйстве трудятся наёмные работники, то за них нужно платить НДФЛ и страховые взносы, а также представлять соответствующую отчётность.
Отчёт | Куда сдавать | Срок сдачи |
---|---|---|
СЗВ-М | ПФР | до 10 числа следующего месяца |
СЗВ-СТАЖ | до 1 марта следующего года | |
6-НДФЛ | ФНС | до последнего числа 1-го месяца следующего квартала |
Расчёт по страховым взносам | до последнего числа 1-го месяца следующего квартала | |
Среднесписочная численность работников | до 20 января следующего года | |
4-ФСС | ФСС | до 25 числа (для электронной формы) и 20 числа (для бумажной формы) 1-го месяца следующего квартала |
Главы КФХ также сдают дополнительную налоговую отчётность в зависимости от того, какие виды деятельности были указаны при регистрации фермерского хозяйства. Все эти отчёты представляются в ФНС.
Отчёт | Срок сдачи |
---|---|
Декларация по акцизному налогу | до 25-го числа следующего месяца |
Декларация по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) | до конца следующего месяца |
Предоставление расчёта регулярных платежей за пользование недрами | до конца 1-го месяца следующего квартала |
Декларация по водному налогу | до 20-го числа 1-го месяца следующего квартала |
Извещение об уплате авансового платежа | до 18 числа текущего месяца |
Предоставление сведений о полученных разрешениях на добычу объектов животного мира | до 10 дней с момента получения разрешения |
Предоставление сведений о полученных разрешениях и суммах сбора, подлежащих к уплате за пользование объектами водных биологических ресурсов | до 10 дней с момента получения разрешения |