Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предоставление лесного участка в постоянное бессрочное пользование». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
ПРИКАЗ
от 25 октября 2016 года N 558
Об утверждении Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование
В соответствии с Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст.3169, N 35, ст.5092; 2012, N 28, ст.3908, N 36, ст.4903, N 50, ст.7070, N 52, ст.7507; 2014, N 5, ст.506),
приказываю:
Утвердить прилагаемый Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование.
Министр
С.Е.Донской
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
25 ноября 2016 года,
регистрационный N 44436
Предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование
Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование
Комментируемая статья устанавливает важные, принципиально новые положения лесного законодательства. В развитие ст. 9 (о видах прав на лесные участки) и гл. 2 настоящего Кодекса (об использовании лесов) настоящая статья устанавливает порядок предоставления лесных участков. Этот порядок отличается для граждан и для юридических лиц, а также зависит от того, на каком виде права будет осуществляться предоставление.
См. таблицу «Виды использования лесов в соответствии с гл. 2 Лесного кодекса РФ 2006 г.» в Приложении 1 к настоящему Комментарию.
Статья 71 Лесного кодекса РФ устанавливает, что юридическим лицам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены на следующих правах:
постоянное (бессрочное) пользование;
безвозмездное срочное пользование;
аренда.
Гражданам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены на следующих правах:
аренда;
безвозмездное срочное пользование.
Конкретный вид возможного права зависит еще и от вида использования лесного участка, установленного в специальных статьях гл. 2 настоящего Кодекса. (См. также вышеуказанную таблицу.)
Для предоставления лесных участков на праве аренды законодатель устанавливает особенные требования:
1) обязательность проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. 72, 74 ЛК РФ). Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков заключаются только в случаях:
использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43);
использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (ст. 44);
использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. 45);
реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (ст. 74);
2) обязательность проведения государственного кадастрового учета предоставляемых в аренду лесных участков;
3) установление минимального и максимального срока для договора аренды лесного участка:
от 10 до 49 лет — общий срок;
от 1 года до 49 лет — специальный срок для использования лесов в целях:
лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43);
лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (ст. 44);
лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. 45).
Все права на лесные участки соответствуют видам прав на земельные участки, и земельное и лесное законодательство взаимодополняют друг друга. Комментируемая статья содержит отсылочные положения на земельное законодательство, конкретно на Земельный кодекс РФ для остальных видов прав. Что касается аренды, Лесной кодекс РФ прямо устанавливает действие лесного законодательства. Ведь в Земельном кодексе РФ, например, отсутствуют положения о максимальном или минимальном сроке для аренды земельных участков, и предоставление их от вида разрешенного использования так строго, как в лесном законодательстве, тоже отсутствует. Что касается прав постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного срочного пользования, их правовой режим необходимо определять по ЗК РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками регламентировано ст. 20 ЗК РФ, а право безвозмездного срочного пользования земельными участками регламентировано ст. 24 ЗК РФ. Общим условием предоставления указанных видов прав является предоставление их без проведения торгов или аукционов. Применение исключительно норм Земельного кодекса РФ к режиму лесных участков недопустимо. Например, ст. 20 Земельного кодекса РФ не имеет ограничений по целевому назначению предоставляемых земельных участков, а статьи Лесного кодекса ограничивают. Например, научные организации, образовательные организации, будучи государственными или муниципальными учреждениями, имеют право приобретать леса для исключительно научно-исследовательской деятельности или образовательной деятельности.
Комментируемая статья устанавливает, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ. Это значит, что лесной участок, будучи земельным участком, имеет режим недвижимого имущества, и при сроке до одного года указанного договора не обязательна его государственная регистрация. Лесной кодекс регулирует лесные отношения, поэтому спектр вопросов, находящихся в ведении гражданских отношений, не должен в нем дублироваться.
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)
-
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 27.02.2001 N 61
«Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства»
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49
«О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
-
Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 (ред. от 25.12.2013)
«Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды»
-
Постановление Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 13
«О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды»
-
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
-
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 29.07.2018)
«О лицензировании отдельных видов деятельности»
-
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
«О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 18.04.2018 N 77-ФЗ
«О внесении изменения в статью 32 Лесного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 04.06.2018 N 148-ФЗ
«О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и признании утратившей силу части 2 статьи 14 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 29.06.2018)
«О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 19.07.2018 N 212-ФЗ
«О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ
«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов»
-
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018)
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 340-ФЗ
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
- Решение Верховного суда: Определение N 304-ЭС16-20639, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Согласно пункту 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим кодексом…
- Решение Верховного суда: Определение N 2-АПГ17-7, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция Как справедливо отмечается в решении суда первой инстанции поскольку оспариваемый приказ имеет целевую направленность, регулирует отношения, связанные с получением согласия на сделки с арендованными лесными участками, то применению подлежат положения статей 71-74 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливающие особенности предоставления в аренду лесных участков…
- Решение Верховного суда: Определение N 307-ЭС15-16409, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Повторно исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд апелляционной инстанции, с выводами которого согласился суд округа, отменил решение суда первой инстанции, взыскав с министерства неосновательное обогащение и проценты за пользование чужими денежными средствами…
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
1) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;
2) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
3) использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;
4) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
5) сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; (в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ)
6) улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности; (в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ)
7) участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;
8) использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;
9) использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями; (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 538-ФЗ)
10) недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;
11) платность использования лесов.
1. Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения). (в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 455-ФЗ, от 19.07.2018 N 212-ФЗ)
2. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 415-ФЗ, от 02.07.2021 N 302-ФЗ)
1. Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
1. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
2. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
3. Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
4. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
5. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:
1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;
2) безопасности граждан при выполнении работ.
6. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается.
7. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ)
8. Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 143-ФЗ)
Круг заявителей
— государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, казенные, автономные), казенные предприятия, центры исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, — при предоставлении лесных участков, находящихся в государственной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование;
— граждане — при предоставлении лесных участков, находящихся в государственной собственности, в безвозмездное пользование.
Результат предоставления услуги
— решение о предоставлении лесных участков, находящихся в государственной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование;
— отказ в предоставлении государственной услуги.
Срок предоставления услуги
30 календарных дней с момента регистрации заявления министерством
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления услуги
1. Заявление;
2. Документ, удостоверяющий личность;
3. Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости);
4. Документы, подтверждающие необходимость использования испрашиваемого лесного участка (представляются по усмотрению заявителя).
Заявитель вправе представить самостоятельно:
-
Выписку из Единого государственного реестра юридических лиц и сведения о постановке на налоговый учет в налоговом органе в отношении государственных и муниципальных учреждений (бюджетных, казенных, автономных), казенных предприятий, центров исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий;
-
Сведения о наличии прав с представлением правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на объекты, подлежащие реконструкции (при предоставлении лесных участков для реконструкции линейных объектов).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов
Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отсутствуют
Размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении услуги и способы ее взимания
Услуга предоставляется бесплатно
Услугу предоставляет
- Описание услуги
- Сроки оказания услуги
- Категории получателей
- Основания для оказания услуги, основания для отказа
- Результат оказания услуги
- Документы
- Документы, необходимые для получения услуги
- Документы, предоставляемые по завершению оказания услуги
- Дополнительная информация
- Сведения о государственной услуге
- Порядок обжалования
- Нормативно-правовые акты
Описание услуги
- Абанина Е.Н. Идеи устойчивого развития в российском лесном законодательстве: терминология, правовое закрепление, реализация / Е.Н. Абанина // Евразийский юридический журнал. 2016. N 10 (101). С. 206 — 209.
- Максимов А.А. К вопросу о систематизации природоресурсного и экологического законодательства в России: конституционно-правовой аспект // Самые актуальные проблемы земельного и лесного законодательства: Сборник статей международной научно-практической конференции / А.А. Максимов; отв. редактор Т.Ю. Оленина. Петрозаводск, 2014.
Право собственности на участки лесного фонда законодательно входит в перечень прав на эти земли.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации:
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся только в федеральной собственности.
Оборот лесных участков, находящихся в составе земель лесного фонда не допускается. Поэтому нельзя государству совершать такие сделки (например, купля-продажа, залог), которые повлекут отчуждение земель лесного фонда.
Фактически на практике случаются такие ситуации, когда на земельном участке, находящимся на праве собственности физического или юридического лица находятся земли лесного фонда.
Согласно статье 9 Лесного Кодекса Российской Федерации:
Право постоянного бессрочного пользования лесным участком возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, право постоянного бессрочного пользования лесным фондом предоставляется исключительно:
- органам государственной власти и органам местного самоуправления;
- государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
- казенным предприятиям;
- центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Право безвозмездного пользования лесным участком возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.
Право аренды земель лесного фонда возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.
По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей. Например, ведение сельского хозяйства, заготовка древесины, строительство линейных объектов, осуществление религиозной деятельности.
В большинстве случаев оформить право аренды на земли лесного фонда можно без труда. Для оформления лесной участок должен находится в государственной или муниципальной собственности и стоять на государственном кадастровом учете.
- казенные предприятия;
- государственные и муниципальные учреждениям (бюджетные, казенные, автономные);
- органы государственной власти и органы местного самоуправления;
- центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Подробнее см. часть 2 статьи 39.9 ЗК РФ.
Однако, кто получил участки на праве постоянного бессрочного пользования давно, сохраняют свое право.
Бессрочное пользование земельным участком таких граждан подлежит переоформлению в собственность.
Однако сроки переоформления неограниченны.
Отсутствие у обычных граждан возможности
не ущемляет наши возможности.
Потому что землю можно получать в собственность, арендовать и пользоваться ею безвозмездно.
На этом у меня всё.
Желаю вам достойной жизни и легкого получения земельных участков.
Вопросы задавайте в комментариях, я постараюсь помочь.
Сроки оказания услуги
Земельным кодексом РФ регламентирован порядок предоставления земельных участков и основания для отказа в получении земельных участков в бессрочное пользование. На постоянное пользование земельным участком имеют право:
- учреждения местных или государственных органов власти;
- центры наследия бывших президентов России;
- органы государственной и местной власти.
Право на постоянное (бессрочное) пользование лесным участком может быть предоставлено для определенного использования Лесным кодексом РФ.
Граждане, получившие землю в бессрочное пользование до вступления в силу Земельного кодекса Рф, могут продолжать ей пользоваться дальше или по упрощенной схеме приватизировать этот земельный надел. Срок для передачи земли в собственность не ограничен. Оформление таких участков идет по упрощенной схеме. После переоформления участка необходимо оформить его регистрацию в Росреестре.
На сегодняшний день физическим лицам новые наделы в бессрочное пользование не выдаются. Можно приобрести землю по разрешению соответствующих органов власти. После заключения договора о покупке земли и оформления всех необходимых документов, пройти регистрацию в едином реестре.
Рассмотрим три этапа переоформления права постоянного бессрочного пользования земельным участком:
- на 1-м этапе подается заявление исполнительным органам власти о выделении земельного участка;
- на 2-м этапе получают разрешение (или отказ) органов местной или государственной;
- на 3-м этапе в случае получения разрешения, происходит регистрация участка в государственном реестре по месту расположения участка.
Стоит отметить, что можно приобрести в собственность только те земли, на которые не наложено ограничений.
Кажется, невозможно ограничить бессрочное право пользования, если судить по значению слова «бессрочно» в данном словосочетании. Но по ряду причин могут накладываться ограничения на использование земли.
Прекращение права использования земли наступает в следующих случаях:
- добровольного отказа от участка (например, надел достался по наследству, но наследник не хочет или не может заниматься участком);
- пользователь лишается прав решением муниципального органа власти при недобросовестном отношении к вверенному участку.
Но запущенное состояние земли бывает и по объективным причинам: после смерти пользователя надела никто не вступил в наследство или хозяева по состоянию здоровья не в состоянии обрабатывать землю, а наследников нет.
Принудительно лишить прав использовать земельный участок можно только по решению суда, если будет признано нарушение правил пользования хозяевами надела:
- участок используется не по назначению;
- нарушаются санитарные нормы, приводящие к снижению плодородности почвы;
- нарушается экологическая обстановка окружающей среды.
- по прочим причинам, указанным в Земельном кодексе РФ.
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Вопросы и ответы юристов
Граждане или организации могут использовать не все земли. Каждый участок, в соответствии со , имеет отдельное целевое назначение:
- земли населенных пунктов;
- сельскохозяйственные наделы;
- лесные участки и земли водного фонда;
- особо охраняемые территории и объекты;
- земли промышленности и иного специального назначения.
установлены виды разрешенного использования (ВРИ), в соответствии с которыми и распределяются наделы.
В и определено, что такое бессрочное пользование земельным участком, каковы основания его приобретения и возможные ограничения.
Ст. 39.9 ЗК РФ содержит перечень государственных структур, имеющих право землепользования. Приведенные нормы предоставляют возможность постоянного пользования муниципальными и государственными наделами лицам, перечисленным в этой статье.
Невменяемый размер кадастровой стоимости земель побуждает граждан брать землю в аренду, а не в собственность.
Особенно выгодна аренда земельного участка под строительство нового индивидуального дома (ИЖС).
Выгода состоит в следующем.
Выкупать землю после возведения дома гораздо дешевле, чем покупать в собственность пустой участок.
Категории получателей
Это режим, которые устанавливает порядок использования земельного надела. Таким образом законодатель устанавливает порядок, характер его эксплуатации. Каждому участку устанавливается свой ВРИ. И использовать участок вопреки разрешенному использованию запрещается даже собственнику.
ВРИ:
- Основной. Этот вид не согласовывается с компетентными органами. Для использования земельного надела собственнику не нужно получать согласия или разрешения.
- Условно-разрешенный. Собственник проходит специальную процедуру для использования земли с выдачей ему разрешения. Без него этот вид использования не будет установлен.
- Вспомогательный. Он устанавливается в качестве дополнения к первым двум ВРИ.
Органы местной администрации вправе отказать заявителю при нарушении следующих требований:
- бумаги полномочного представителя составлены не по форме;
- предложенные сведения заведомо ложные;
- избранная земля не состоит на балансе местных властей;
- кадастровый номер относится к другому участку;
- выбранный участок не подлежит выделению.
Закон запрещает выделять также те участки, по которым не закончено судебное производство.
Для того, чтобы не получить отказ в предоставлении участка в бессрочное пользование, нужно чтобы участок соответствовал некоторым критериям:
- на участке не должно быть незаконных (самовольных) построек;
- земельный участок не должен быть предназначен для государственных нужд;
- участок не должен быть в частной собственности;
- земля не должна быть изъята;
- земля не должна иметь отношение к землям общего пользования.
Заявление должно содержать следующую информацию:
- ФИО, паспортные данные, почтовый адрес, ОГРН, телефонный номер, эл. почту;
- адрес, по которому находится земельный участок, его кадастровый номер;
- перечень сооружений и зданий, которые есть на участке;
- ФИО должностного лица, уполномоченного на прием запроса и документов, его подпись.
Закон не позволяет физическим лицам, которые являются гражданами Российской Федерации, получить землю в бессрочную эксплуатацию, и на данный момент это является прерогативой юрлиц, которые относятся к органам государственной или муниципальной власти.
Но при наличии у человека права, которое было дано до вступления в силу нового закона, он может пользоваться участком.
Права распоряжаться этим имуществом человек не имеет, поскольку он продолжает находиться в собственности государства, и граждане могут только временно им распоряжаться.
Решение о том, чтобы участок был передан хозяйственнику на бессрочной основе, выносится муниципальными органами, и они уполномочены заниматься такими вопросами.
Но в некоторых случаях это не может состояться без участия государственных служащих, уполномоченных заниматься передачей имущества человеку.
Основания для оказания услуги, основания для отказа
[Лесной кодекс] [Глава 1]
Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Поскольку на передачу наделов в БП физическим лицам наложен мораторий, приобрести их можно посредством обычной сделки купли-продажи или снять у местного муниципалитета в аренду. Для этого необходимо обратиться в администрацию и узнать, есть ли свободный отрезок, который разрешено приобрести в собственность.
Второй вариант, касающийся многодетных семей, — это встать в очередь на распределение территорий из владений муниципального образования. Это регламентируется государственной программой поддержки, где семьи с тремя и более детьми получают наделы под ИЖС.
В отличие от физлиц, юрлица могут получать наделы в эксплуатацию без установленного срока, как до, так и после 2001 года – на них мораторий не распространяется. При этом им предоставляется возможность осуществлять ее использование в своих целях.
Какие земли не подлежат распределению между организациями и остаются в ведении государства:
- Лесной и водный фонды страны.
- Заповедники и исторические объекты.
- Закрытые территории, где проводились испытания оружия или произошли аварии с выбросом радиоактивных веществ.
- Военные и стратегические объекты страны.
Указанная недвижимость находится под охраной, незаконное приобретение и возведение построек на таких территориях караются законом. За соблюдением порядка следят специальные службы (лесничества и прочее).
В некоторых случаях в процедуре перевода БП в собственность может быть отказано:
- Пользователь не оформил надлежащим образом участок в Росреестре. Бывает так, что земли распределяются, но не регистрируются в Кадастре. В этом случае процедуру постановки на учет нужно выполнить самим при участии кадастрового инженера.
- Отсутствует распоряжение о передаче ЗУ в постоянное пользование.
- На территории имеются неоформленные капитальные строения (частный дом, коммерческое здание и т.п.).
- Земля является предметом действующего судебного спора.
- Заявитель не является полноправным пользователем и обращается без доверенности. При обращении доверенного лица документ необходимо заверить нотариально.
Основной причиной, по которой БП прекращает существовать, является переоформление участка в собственность или аренду. Законодательство предусматривает условия, при которых надел изымается принудительно, по решению администрации муниципалитета или суда:
- ЗУ необходим для реализации местного проекта по постройке объекта общего пользования.
- Нарушение правил эксплуатации надела, в результате которых значительно ухудшилось его состояние, земля пришла в запустение.
- Пользователь не выполняет мероприятия по повышению плодородия почвы.
- Способ использования не соответствует ВРИ.
- Нарушение прав соседей.
- Загрязнение окружающей среды, вред экологии.
Если пользователю надел не нужен, он имеет право отказаться от него добровольно – для этого необходимо обратиться с заявлением в многофункциональный центр.
Прочитали, но все равно не разобрались?
Воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией!
Правом бессрочного пользования наделом земли называют своеобразную разновидность вещного права, подразумевающую возможность использования ресурсов земли бесплатно и неограниченно по времени, но невозможность отчуждения такой земли.
Особенностями бессрочного права использования земли являются:
Бессрочное право на землю в СССР заменяло право собственности, и граждане могли пользоваться государственной землёй как своей. В настоящее время гражданам-физическим лицам не предоставляется земля на таких правах, а уже имеющим такое право предлагается оформить право собственности.
Для юридических лиц оформление собственности на наделы земли, на которые у таких лиц имеется право бессрочного пользования, является обязательной процедурой, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 137.
Порядок переоформления зависит от того, кто является правообладателем земельного надела. Это могут быть, как граждане, так и юридические лица. Алгоритм переоформления также разнится в зависимости от того, к какой категории относится юридическое лицо: коммерческой или некоммерческой. Рассмотрим граждан и юридических лиц отдельно друг от друга.
N 137-ФЗ от 2001 года устанавливает упрощенный порядок переоформления земли в собственность. Включает три этапа:
- Написание заявления о предоставлении земли в местную администрацию. Все зависит от того, в чьей собственности находится территория.
- Ответ от указанной инстанции.
- Регистрация права в Росреестре (территориальное подразделение), либо в МФЦ (любом, вне зависимости от того, где находится недвижимость).
Каждый этап – это выполнение действий. Заявление подается вместе с комплектом бумаг, которые обязательно исследуются местной администрацией. Помимо разрешения от местного органа, необходимо подписать с ним договор купли-продажи участка земли.
Перечень документов, который относится вместе с заявлением в местный орган власти, утвержден приказом Минэкономразвития под №370. Комплект следующий:
- паспорт (копия) заявителя;
- если от имени юридического лица действует представитель, то его паспорт, а также доверенность;
- ОГРН свидетельство (копия);
- выписка из ЕГРП;
- паспорт на землю;
- основания приобретения режима на бессрочное пользование (документ).
Несмотря на то, что перечень является обязательным и местный орган вправе отказать в регистрации, если хотя бы одна бумага отсутствует, судебная практика говорит несколько об ином.
Так, по одному рассматриваемому судом делу (Постановление от 22.06.
2009 N Ф04-3634/2009(9107-А03-37), было заявлено, что отсутствие в списке бумаг правоустанавливающего документа, доказывающего факт бессрочного пользования землей, не может считаться основанием к отказу в регистрации.
За нарушение сроков переоформления на юридическое лицо налагается штраф: от 20000 до 100000 рублей. После оплаты штрафа, необходимо переоформить режим бессрочного пользования. Но учитываем, что право покупки земли по льготной стоимости, нарушитель утратил!
- Через Росреестр. Личное посещение регистрирующего органа.
- Обращение в МФЦ.
- Почта. Необходимо отослать документы заказным письмом с уведомлением о вручении.
- Заполнение электронной заявки через официальный сайт Росреестра, но с наличием у гражданина усиленной электронной подписи (далее, по тексту ЭЦП).
Примерно 2 недели уходит на то, чтобы оформить собственность. Регистрирующий орган принимает документы, оценивает их на предмет соответствия закону. В кадастровую базу вносятся данные об участке земли по его характеристикам, а также информация о правообладателе. В результате собственник получает выписку из ЕГРН.
Именно этот документ подтверждает то, что человек владеет землей по праву собственности.
Сведения о государственной услуге
Указанное право нельзя называть арендованием по нескольким причинам:
- в сравнении арендой, эксплуатация земли на протяжении неограниченного периода осуществляется абсолютно бесплатно;
- лицу, обладающему привилегией на постоянное бессрочное пользование наделом, не требуется оформлять письменный договор, необходимый при аренде.
Регламентирование процесса передачи указанного права проводится с помощью двух нормативных актов — ЗК РФ и ГК РФ. В статье 39.9 ЗК РФ отражен полный список тех, кому земля может быть отдана в бессрочную эксплуатацию.
В статье 269 ГК РФ регламентировано, что лица, получившие по данному праву свой кусок земли, вольны пользоваться им, но не распоряжаться.
Но только за исключением ситуаций:
- заключение соглашения, определяющего сервитут;
- передача участка по упомянутому праву в формате служебного надела по нормам, не противоречащим ЗК РФ.
Правом на эксплуатацию без ограничений по срокам наделяются лишь некоторые организации и предприятия только с разрешения на то органов местной власти.
К ним относятся:
- казенные предприятия;
- больницы, школы и т. д.;
- центры исторического наследия РФ.
Гражданам не дают приобрести такое право, но им предоставляется возможность арендовать тот или иной участок, купить и зарегистрировать на него права. Физические лица, получившие привилегию до 2001 года, не теряют ее.
Плюс можно приватизировать такую территорию. Но разрешается это лишь единожды.
В постоянное бессрочное пользование земельные участки не предоставляются гражданам:
- при выделе администрацией;
- после смерти правообладателя ЗУ наследникам;
- при переоформлении строения покупателям;
- для индивидуальной предпринимательской деятельности;
- в иных случаях отчуждения прав.
На основании принятого Постановления Правительства РФ в 2012 году, с начала 2014 года этот вид права был полностью отменён в отношении юридических лиц. Им было предписано переоформить их в собственность или в аренду у администрации. В настоящее время эти регламентированные действия приведены в соответствие законодательным нормативам.
Теперь пришло время описать сам алгоритм предоставления земельного участка в бессрочное пользование.
Если заинтересованное лицо стало приобретателем частного дома на земле, принадлежащей муниципалитету, ему следует написать заявление главе администрации с просьбой разрешить регистрацию ЗУ, принадлежавшего предшествующему владельцу на правах постоянного использования. К заявлению прилагают:
- Правоустанавливающую документацию на частный дом или иное приобретённое имущество.
- Правоудостоверяющую документацию в виде свидетельства о собственности на частный дом.
В свидетельстве на право собственности на землю бессрочного пользования отражаются сведения о кадастровых, технических характеристиках строения, а так же – адрес места расположения. Этот нюанс служит правовой основой для удостоверения права лица на продолжение использования ЗУ. Кроме этого, в свидетельстве указывают, что жилой дом расположен на участке, находящемся в распоряжении лица на праве постоянного (бессрочного) пользования, что определяет пролонгацию аналогичных гражданско-правовых отношений с новым собственником.
К правоустанавливающей документации относится договор имущественной сделки, который регламентирует переход частного дома во владение приобретателя. В договоре бессрочного пользования земельным участком (образец можно скачать в конце статьи) так же следует указать, что строение расположено на участке, который передан администрацией в бессрочное пользование, с указанием места нахождения ЗУ и его общей площади. В совокупности данные документы определяют имущественные позиции владельца, становясь основанием для регистрации земельного участка.
Административная комиссия рассматривает заявление в течение 1 месяца, после чего выдаёт на руки заявителю ответ в виде выписки.
Выписка основывается на нормах законодательства, которое предусматривает:
- согласие на регистрацию;
- мотивированный отказ.
На основании согласия составляется административный акт, в котором указывается право гражданина продолжать пользоваться земельным участком постоянно, в связи в приобретением имущественных прав на недвижимость, расположенную на участке. Административный акт – основание для регистрации ЗУ в Росреестре. Он прилагается к пакету документов на приобретение дома, с чем заинтересованное лицо посещает лично местное отделение кадастра и картографии, внося сведения о пользовании участком в записи ГКН.
Процедура ограничивается сроком в 21 рабочий день или 1 календарный месяц.
Похожие записи: