Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу.
Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.
Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.
Надзорное производство в арбитражном процессе представляет собой исключительную стадию, в которой Высший Арбитражный Суд РФ проверяет законность вступивших в законную силу актов нижестоящих судов в целях обеспечения единства судебной практики.
Надзорное производство в арбитражном процессе централизовано.
Глава 41.1. Производство в суде надзорной инстанции (ст. 391.1 — 391.14)
Значение апелляции или кассации относится к одному из серии этапов, связанных с делопроизводством.
Критериями этого производства становится пересмотр принятых в рассмотрение дел, по которым были получены жалобы на вступившие уже в силу закона приговоры/ претензии или определения судебных органов.
В задачи такого контроля входят:
- Исправление вердиктов, по ошибки принявших законную силу.
- Предоставление законных прав потерпевшим/ обвиняемым или подозреваемым, а также адвокатам/прокурорам на предъявление претензионного заявления направленного на пересмотр вступившего в силу приговора/постановления или определения.
Основным правилом, действующим в процессе надзора над пересмотром вынесенного решения в судебной инстанции, становится недопустимость вынесения вердикта, направленного на ухудшение положения направившего необходимое ходатайство.
Этот пункт говорит о том, что невозможен пересмотр вынесенного уже приговора оправдания направленный на прекращение дела по криминалу.
Действие такого правила касается любого вида принятого судом решения, которое в условиях надзорного производства можно опротестовать в пользу осужденного.
Чтобы провести надзор, потребуются серьезные основания.
Вынесенный вердикт в ходе судебного производства доступен к проверке инстанцией, имевшей на то свои полномочия только тогда, если были предоставлены заявителем основания.
Иначе, в простом формате проверка оснований вынесения приговора и его законности просто невозможна.
Жалоба/ представление по надзору должны составляться в условиях действующих предписаний в нормативных актах.
Предъявляемые в этом случае требования не имеют отличий от заявлений по апелляциям.
В законодательстве отсутствуют определения последствий, которые наступают в результате не соблюдений предписаний.
Для таких случаев к руководству судебных органов доступно положение 375 статья УПК.
С правильно подготовленным заявлением, заявитель должен предоставить копии следующих документов:
- Подлежащий для пересмотра приговор (решение).
- Определение кассации/ апелляции.
- Иной документальный пакет, который, по мнению заявителя, сможет подтвердить высказанные им доводы.
Стоит оговорить, что не стоит истребовать дела, так как данный пункт не относится к обязательной функции. Свое решение инстанция по надзору может вынести и на основании предоставленного заявителем материала.
Действующее законодательство определяет, во-первых, круг лиц, имеющих право подавать жалобы и представления в порядке надзора; во-вторых, перечень судебных инстанций, которые уполномочены на пересмотр дел в порядке надзора; в-третьих, перечень судебных постановлений, которые каждый из этих судебно-надзорных органов вправе проверять в порядке надзора.
Производство по пересмотру дела в порядке надзора возбуждается путем подачи надзорной жалобы (представления) и принятия этой жалобы (представления) судом.
Надзорное производство выполняет важнейшие задачи. В первую очередь в ходе него осуществляется контроль над деятельностью нижестоящих институтов. В рамках надзорного производства верховные и соответствующие военные суды руководят практикой, обеспечивая ее единство на базе точного применения законодательства и соблюдения принципа независимости системы. Эта деятельность необходима для реализации положения, закрепленного в ст. 19 Конституции. В соответствии с ним, все лица равны перед законом и судом. Возможность пересмотра постановлений, вступивших в действие, выступает также в качестве ключевой гарантии соблюдения прав и интересов личности.
Надзорное и кассационное производства во многом схожи. Однако между ними существуют определенные отличия. Среди них следует отметить:
- Предмет проверки. Надзорное производство открывается по поводу решения, вступившего в действие.
- Неоднократность проверки. Надзорное производство может возбуждаться несколько раз в различных уполномоченных органах.
Принятие решения по рассмотренной жалобе осуществляется после обсуждения должностными лицами вопроса о наличии оснований для изменения или отмены решения, проверенного в надзорном порядке. Вынесенный акт должен соответствовать предписаниям 388 статьи УПК. Определение подписывают все члены суда, постановление – председательствующий на заседании. Принятие решения об изменении/отмене вступившего в действие и проверенного акта осуществляется большинством. В случае равенства голосов жалоба/представление будут считаться отклоненными.
В качестве предмета выступает незаконность, несправедливость, необоснованность решения, вступившего в действие. При составлении жалобы необходимо указать обязательные реквизиты, предусмотренные для документов такого типа. Заявление должно быть адресовано в инстанцию, уполномоченную на пересмотр оспариваемого акта. При этом закон требует от заявителя последовательности. В частности, надзорная жалоба на постановление районного суда не может направляться в коллегию ВС, минуя президиум региональной инстанции. Это правило, по мнению нормотворцев, служит интересам заявителя. В случае отказа в удовлетворении жалобы в нижестоящей инстанции он вправе обратиться в вышестоящую по тем же основаниям. При этом субъект может обжаловать и приговор, и определение.
Действовавшее ранее законодательство не допускало пересмотра обвинительного приговора, определения в надзорном порядке в связи с необходимостью применить нормы о более тяжком деянии, ввиду мягкости вмененного наказания и по прочим основаниям, которые могут способствовать изменению состояния дела к худшему. В пленарном Постановлении ВС № 6 от 05.12.1978 г. приводятся разъяснения по этому вопросу. В частности, в акте установлены основания, ухудшающие положение лица. К ним относят вопросы, касающиеся:
- Применения акта амнистии.
- Непризнания в действиях виновного рецидива особо опасного характера.
- Применения отсрочки исполнения наказания или отклонения представления о ее отмене.
- Исчисления срока наказания.
- Применения к виновному УДО или замены наказания более мягкой санкцией.
- Снятия судимости.
- Освобождения от отбывания наказания.
Обстоятельствами, которые ухудшают положение субъекта, также являются: признание виновности по эпизодам, за которые ему не было вменено наказание, исключение смягчающих факторов из приговора и пр. Не рассматривается как поворот к худшему устранение арифметических ошибок, а также явных описок и опечаток. Запрещение на ухудшение положения субъекта распространяется на решения первых и вторых инстанций, а также на постановления, принятые в надзорном порядке.
Между разными этапами проверки на законность есть общие черты:
- Преследуемые цели.
- Правовое значение.
- Функция проверки работы нижестоящих органов, осуществляющих правосудие.
- Запрет на ухудшение положения осуждённого.
- Контроль законности и обоснованности выносимых актов (ст. 401.1 предусматривает тождественную задачу для кассации).
- Указания на ошибки и необходимость исправления обязательны для исполнения.
- Основания признания незаконными обжалуемых актов.
Суд правомочен выйти за рамки полученного ходатайства.
Многие авторы научной юридической литературы и студенты в курсовых заданиях отмечают ревизионный характер проверки, что означает полный контроль законности поступающих документов:
- правовые нормы должны применяться корректно, особенно это касается специального законодательства в области материального права;
- процедурные нарушения должны отсутствовать.
При этом законодатель подчёркивает важный признак изъянов, выявление которых становится причиной отмены или изменения. Этот признак – существенность.
После вступления в законную силу приговор может быть отменён:
- в кассации;
- в надзорном порядке;
- при установлении новых обстоятельств.
Чтобы не дошло до обращения в ЕСПЧ, высший судебный орган государства проводит проверку решений подконтрольных инстанций. Ситуаций, когда действительно требуется вмешательство, не так уж много.
- Вступившие в законную силу судебные решения, указанные в части второй настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам и представлениям лиц, указанных в частях первой и второй статьи 401.2 настоящего Кодекса.
- Суд надзорной инстанции проверяет по надзорным жалобе, представлению законность приговора, определения или постановления суда.
- В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются вступившие в законную силу: 1) судебные решения верховных судов республик, краевых или областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; 2) судебные решения окружных (флотских) военных судов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; 3) определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в апелляционном порядке; 4) определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке; 5) постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Между разными этапами проверки на законность есть общие черты:
- Преследуемые цели.
- Правовое значение.
- Функция проверки работы нижестоящих органов, осуществляющих правосудие.
- Запрет на ухудшение положения осуждённого.
- Контроль законности и обоснованности выносимых актов (ст. 401.1 предусматривает тождественную задачу для кассации).
- Указания на ошибки и необходимость исправления обязательны для исполнения.
- Основания признания незаконными обжалуемых актов.
В то же время стадия судебного надзора существенно отличается от апелляции:
- по виду судебных актов, направленных для пересмотра;
- по субъектному составу (апелляции неизвестны такие субъекты, как заявитель, иные лица);
- процессуальными сроками, их урегулированием (для апелляции они прописаны в соответствующей главе кодекса, для надзора– законом не предусмотрены);
- процедурой пересмотра (апелляция – повторение с новым исследованием доказательств, в надзоре доказательственную базу не подвергают сомнениям);
- уполномоченным госорганом, осуществляющим функции контроля и кругом его полномочий.
Главное отличие – это обжалование акта, приводящегося во исполнение исправительной системой, для апелляционного обжалования предусмотрены короткие сроки до начала выполнения приговора.
Моменты, отличающие от кассационного порядка, содержатся в таблице.
Кассационное обжалование | Обжалование в порядке надзора |
Участники судопроизводства | |
Осуждённый/оправданный, защитник, представитель, потерпевший, частным обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик (по вопросам исковых требований), а также иные лица (заявитель, которому отказали завести дело, владелец имущества, на которое наложен арест или выступает предметом преступления), прокурор не ниже заместителя прокурора субъекта РФ. | Заявители, должностные лица (Генпрокурор РФ, заместители) |
Поставленные задачи | |
Проверка соблюдения законности и обоснованности в решениях органов правосудия. | |
Обжалуемые документы | |
Вынесенные районными и мировыми судами, а также в апелляции. | Те же + кассационные определения, постановления нижестоящей надзорной инстанции. |
Госорган, рассматривающий дело | |
Ст. 401.3 определяет правильность обращения. В обобщённом виде – это высшие органы правосудия в субъекте РФ, в военном округе, а также Верховный Суд. | Верховный Суд РФ |
Гарантия разбирательства при получении жалобы | |
Правильно составленная жалоба гарантирует рассмотрение и вынесение определения. | Такой гарантии нет, решение об истребовании материалов зависит от мнения судьи, осуществляющего первоначальную проверку. |
Рассматриваемые вопросы | |
проверяет соответствие законодательству и основным принципам заключительной резолюции по обвинению, но только в части, обжалуемой лицом, и в отношении тех осуждённых, о ком идёт речь в жалобе или представлении | Неограничен прошением заявителя, уполномочен проверить все, что считает необходимым, объем исследования границ не имеет. При множественности лиц, признанных совершившими преступление, проверочные функции будут затрагивать всех соучастников, даже если ходатайство заявлено лишь одним. |
Сроки принесения протеста | |
Не имеют ограничений, обжалование возможно в период исполнения наказания. |
Порядок действий при получении жалобы, который будет рассмотрен далее, также не аналогичен кассационному.
Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации. Судебные решения, указанные в части третьей статьи 412.1 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение одного года со дня их вступления в законную силу. В случае пропуска срока обжалования по уважительной причине лица, имеющие право подать жалобу или представление, могут ходатайствовать перед судом, постановившим приговор или вынесшим иное обжалуемое решение, о восстановлении пропущенного срока в порядке, предусмотренном статьей 389.5 настоящего Кодекса.
Разобравшись, куда писать надзорную жалобу по уголовному делу, нужно понять кто вправе выполнять подобное действие. Этот вопрос регламентирован первым пунктом статьи 412.1 и статьей 401.2 УПК. Согласно этим положениям закона, правом подачи наделены следующие субъекты уголовного процесса:
- осужденные лица;
- оправданные лица;
- потерпевшие;
- любые другие субъекты уголовного процесса, чьи права были нарушены решением суда.
Жалоба может подаваться как самолично, так и через представителя. Например, писать жалобу от имени лица, отбывающего наказание, должен его представитель, имеющий соответствующую доверенность, заверенную нотариусом или начальником колонии.
Весь процесс возбуждения надзорного производства в рамках гражданского права подробно расписан в главе 41.1 ГПК РФ. Данную процедуру можно представить в виде нескольких последовательных этапов:
- Подготовка жалобы и сопутствующих материалов в соответствии с правилами, прописанными в ст.391.2—391.3 ГПК РФ.
- Изучение представленного заявления на предмет возможности дальнейшей работы с ним.
- Вынесение определения об отказе или приеме поданной жалобы.
- Рассмотрение заявление на судебном заседании Президиума ВС РФ.
- Вынесение окончательного постановления и вступление его в законную силу.
После поступления жалобы ее начинает изучать судья ВС РФ в соответствии с порядком, прописанным в ст.391.5 ГПК РФ. В рамках данного этапа:
- рассматриваются и изучаются материалы, приложенные к заявлению;
- анализируются основания, по которым подана жалоба;
- выносится определение об отказе или дальнейшем рассмотрении дела.
19.2. Порядок возбуждения производства в надзорной инстанции
- исправить вступившие в силу ошибочные приговоры;
- реализовать право лиц обвиняемых, потерпевших либо подозреваемых, адвокатов или прокуроров на претензию с целью пересмотра приговора, либо судебного постановления или определения.
В данном процессе существует правило: когда решение судебной инстанции пересматривается в надзорном порядке, недопустим вердикт, ухудшающий положение того, кто ходатайствовал о данном производстве.
- любые решения первой судебной инстанции;
- вердикты судьи, при назначении им заседания суда;
- решения кассационных жалоб;
- определения, которые были вынесены в процессе исполнения приговора;
- постановления инстанций надзора, находящихся рангом ниже.
Надзорное и кассационное производства во многом схожи. Однако между ними существуют определенные отличия. Среди них следует отметить:
Действовавшее ранее законодательство не допускало пересмотра обвинительного приговора, определения в надзорном порядке в связи с необходимостью применить нормы о более тяжком деянии, ввиду мягкости вмененного наказания и по прочим основаниям, которые могут способствовать изменению состояния дела к худшему. В пленарном Постановлении ВС № 6 от 05.12.1978 г. приводятся разъяснения по этому вопросу. В частности, в акте установлены основания, ухудшающие положение лица.
К ним относят вопросы, касающиеся:
Возможность пересмотра решений, вступивших в силу, в кассационном (надзорном) производстве является одной из особенностей отечественного права. В большинстве зарубежных систем такой институт не предусмотрен. Его наличие в России обусловлено социально-политическими и географическими условиями страны. Рассмотрим далее, что собой представляет производство в суде надзорной инстанции. Вместе с заявлением заинтересованное лицо предоставляет копии решения (приговора), подлежащего пересмотру, апелляционного (кассационного) определения.
Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом ВС РФ по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.
Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в ВС РФ в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.
В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимает участие Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель. Понятие задачи и значение этапа возбуждения уголовного дела? Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу. П ВС РФ принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи ВС РФ.
В надзорной жалобе или представлении прокурора на вынесенное в надзорном порядке определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ или Военной коллегии Верховного Суда РФ должно быть указано, в чем состоит нарушение единства судебной практики, и должны быть приведены соответствующие обоснования этого нарушения, так как только в случае нарушения единства судебной практики данные определения подлежат пересмотру в порядке надзора.
на кассационные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов — в президиум окружного (флотского) военного суда;
Согласно ст. 381 ГПК РФ судья, рассмотрев надзорную жалобу или представление прокурора, принимает решение: 2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;В случае, если данные основания отсутствуют, судья приступает к рассмотрению надзорной жалобы или представления прокурора по существу. Срок рассмотрения установлен ст. 381 ГПК РФ.
В суде надзорной инстанции надзорная жалоба или представление прокурора рассматривается не более чем месяц, а в Верховном Суде РФ — не более чем два месяца. Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам2. наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле; 2) со дня вступления в законную силу приговора по уголовному делу (п. 2, 3 ч. 2 ст. 392 ГПК РФ); задачи — правильно и своевременно исполнять судебные акты, акты других органов и должностных лиц и иные исполнительные документы в случаях, предусмотренных законом. Судебный надзор — ϶ᴛᴏ деятельность суда надзорной инстанции по проверке законности и обоснованности вступивших в законную силу постановлений нижестоящих судов, исправление их ошибок и осуществление на ϶ᴛᴏй основе судебной практики. В порядке судебного надзора могут быть проверены все без исключения судебные решения, определения кассационной инстанции.
Правила такого пересмотра закрепили в главе 36.1 АПК РФ. Надзорную жалобу по арбитражному делу в течение 3 месяцев с даты, когда спорный судебный акт вступил в силу (ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ) направляют в Президиум Верховного суда РФ и только в случае, если прошел этап второй кассации и в Судебной коллегии по экономическим спорам пересмотрели дело по существу (ст. 308.1 АПК РФ).
В советское время на формирование института надзора влияло три фактора:
- Принцип законности. Имея конституционный характер, данное положение обуславливало необходимость аннулирования актов правосудия, вступивших в силу, но при этом противоречащих нормам законодательства.
- Ограниченность обжалования. Для защиты интересов сторон не разрешалось подавать бесконечное число жалоб, снижая таким образом стабильность решений, затягивая исполнение, пересматривая дело только лишь потому, что кто-то из участников был не согласен с выводами суда (зачастую необоснованно).
- Государственное влияние. В качестве одной из основных задач власти на тот момент выступало максимальное продвижение и усиление вмешательства государства в частные правовые отношения.
Основной особенностью данного института является то, что он выступает в качестве одно из способов пересмотра решений, вступивших в действие. Инстанция надзорная – это орган, осуществляющий проверку соответствия решений, постановлений, определений закону. Исключением в данном случае являются постановления Президиума ВС РФ. Судебно-надзорными инстанциями являются:
- Коллегии (военные).
- Верховные суды РФ и ее субъектов. Рассмотрение дела в них осуществляет президиум.
- Высший арбитражный судебный орган. В нем также заседания проводятся президиумом.
Положения, перечисленные в ст. 304 АПК, достаточно неоднозначно оцениваются в отечественных юридических изданиях. Отдельные авторы считают, что законодатель использовал наиболее удачные формулировки ГПК в приведенных выше случаях. Это, по мнению экспертов, умаляет право получения судебной защиты. Однако имеет место и иное, противоположное заключение. Оно состоит в том, что к гражданскому судопроизводству нельзя применять положение об абсолютизации права на разбирательство в порядке проверки. Надзорные производства судебных актов, подписанных высшим органом или судом третьей инстанции, в ряде случаев, определенных законом, могут ограничиваться. Это, в свою очередь, не будет свидетельствовать об умалении или ненадлежащей реализации возможности получить защиту.
Рассматривая суть надзорной деятельности, необходимо понимать отличия ее объектов от таковых при кассационном пересмотре. Первый охватывает более широкую сферу. Это доказывается следующими положениями:
- В качестве предмета кассационного обжалования выступает только решение и определение судебного органа первой инстанции, в то время как надзорный пересмотр может использоваться для постановлений, определений суда любой инстанции.
- Вследствие многократной отмены решения с направлением его на новое разбирательство может быть принято несколько актов. Возможность кассационного обжалования распространяется только на последнее постановление, не вступившее в законную силу. При этом обоснованность и законность ранее отмененных актов не проверяется. Судебно-надзорными инстанциями являются органы, осуществляющие оценку соответствия закону всех ранее обжалованных постановлений, решений, определений.
Характерные черты пересмотра в порядке надзора:
- могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной инстанции (Президиум ВС РФ — ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
- только на основании определения судьи о передаче дела для рассмотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Председателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ (ст. 391.5 ГПК РФ);
- предмет пересмотра в порядке надзора — судебные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассационной инстанций);
- особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ);
- постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат.
С правильно подготовленным заявлением, заявитель должен предоставить копии следующих документов:
- Подлежащий для пересмотра приговор (решение).
- Определение кассации/ апелляции.
- Иной документальный пакет, который, по мнению заявителя, сможет подтвердить высказанные им доводы.
Стоит оговорить, что не стоит истребовать дела, так как данный пункт не относится к обязательной функции. Свое решение инстанция по надзору может вынести и на основании предоставленного заявителем материала.
Как правило, незаконные приговоры, определения, постановления суда отменяются или изменяются при рассмотрении в кассационной инстанции. Однако, во-первых, не каждое уголовное дело становится предметом рассмотрения в кассационном порядке, во-вторых, и после рассмотрения дела в кассационной инстанции нередко остаются необнаруженными серьезные ошибки и нарушения норм уголовного и уголовно-процессуального закона, допущенные по делу, которые колеблют законность и обоснованность приговоров и других судебных постановлений. Могут также иметь место случаи, когда сама кассационная инстанция неверно разрешила дело. Для устранения нарушений подобного рода и существует стадия надзорного производства, являющего таким образом формой надзора и руководства судебной деятельностью нижестоящих судов со стороны вышестоящих судов.
Надзорное производство – это исключительная стадия уголовного процесса, представляющая собой проверку судом надлежащей надзорной инстанции законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных приговоров, определений, постановлений по протестам соответствующих должностных лиц прокуратуры и суда в целях выявления и устранения ошибок, допущенных судами первой, второй и надзорной инстанции.
Как самостоятельная стадия уголовного процесса надзорное производство может быть условно подразделено на два взаимосвязанных между собой этапа, каждый из которых включает в себя несколько частей. Первый этап – возбуждение надзорного производства
Надзорное производство – это регламентированная законом деятельность, состоящая в проверке управомоченными должностными лицами законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных решений, принесение протеста в порядке надзора, проверка судом законности и обоснованности опротестованного приговора, определения, постановления и вынесения решения по делу.
Производство в подзорной инстанции – самостоятельная акция уголовного процесса. Оно возникает тогда когда выясняется, что приговор незаконен, необоснован или несправедлив и судебная ошибка не исполнена в кассационном порядке, такой приговор, а также вступившее в законную силу судебное определение или постановление могут и должны быть пересмотрены, отменил или изменил. Такой пересмотр осуществляется в порядке судебного надзора, а само производство по пересмотру именуется производством в надзорной инстанций или судебно-надзорным производством.
Сущность и значение пересмотра приговора, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу, выражается прежде всего в том, что он является весьма важной гарантией осуществления правосудия в строгом соответствии с законом. Судья надзорных инстанций устраняют значительное число ошибок, допускаемых как судами первой, так и судами других инстанций. В этом отражается сходство данной стадии с кассационном производством. Разница же между ними, прежде всего, состоит в том, что в порядке судебного надзора, в отличие от кассационного, пересматриваются уже вступившие в законную силу судебного решения, которые возможно, уже обращены к исполнению, либо даже частично или полностью исполнены.
Другое различие между этими стадиями заключается в том, что в кассационном порядке соответствующее судебное решение может быть пересмотрено только один раз, а в порядке судебного надзора оно может быть пересмотрено неоднократно, поскольку судебно-надзорных инстанций несколько и одна (вышестоящая) обладает правом пересмотра решений другой (нижестоящей). И, наконец, очень важным отличием является то, что кассационная жалоба или протест влекут за собой обязательное рассмотрение дела в суде второй инстанции, тогда как судебно-надзорное производство возбуждается только при наличии усмотрения соответствующих должностных судебных или прокурорских органов.
Таким образом, судебно-надзорное производство является важным средством исправления ошибок и восстановления законности справедливости, нарушенной не только при рассмотрении уголовного дела по существу в суде первой инстанции, но и при пересмотре его в кассационной или нижестоящей судебно-надзорной инстанции.
Вместе с тем следует отметить, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшения положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении производства по уголовному делу допускается в течение одного года по вступлении их в законную силу.
Надзорное производство — это стадия уголовного процесса, в которой уполномоченные на то уголовно-процессуальным законом должностные лица суда и прокуратуры при наличии оснований опротестовывают вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления суда первой инстанции, а также определения и постановления кассационной и надзорной инстанций, а надлежащие надзорные инстанции проверяют их законность и обоснованность и принимают по результатам проверки предусмотренные законом решения.
Надзорное производство является исключительной
стадией уголовного процесса. Исключительность этой стадии определяется
двумя признаками:
1) она возможна только по делу, по которому судебное решение вступило в законную силу. Стадия исполнения приговора тоже наступает после вступления приговора, определения, по становления суда первой инстанции и определения суда кассационной инстанции в законную силу. Поэтому одного этого признака недостаточно для отнесения надзорного производства к исключительным стадиям;
2) надзорное производство может быть осуществлено только по протестам управомоченных на то уголовно-процессуальным законом должностных лиц суда и прокуратуры.
Надзорное производство состоит из двух частей:
1) рассмотрение лицами, указанными в ст. 404 УПК, жалоб о пересмотре приговоров, определений, постановлений, вступивших в законную силу, проверки ими уголовных дел в связи с поступившими жалобами или по собственной инициативе, проверки дел вышестоящими прокурорами по представлениям нижестоящих прокуроров и вышестоящими судами при наличии особого мнения судьи, и принесение ими протеста при наличии к тому оснований. Если оснований для принесения протеста не обнаружено, дело возвращается в суд, из которого оно было истребовано, и надзорное производство по этому делу на этом заканчивается;
2) рассмотрение уголовного дела судом надзорной инстанции по протесту на вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления судов первой, кассационной (второй) и нижестоящей надзорной инстанций и принятие одного из предусмотренных ст. 412 УПК решений.
Уголовное дело может и не проходить стадию надзорного производства при отсутствии поводов и оснований
для возбуждения надзорного производства.
Стадия надзорного производства начинается с момента поступления
в вышестоящий суд или вышестоящему прокурору жалобы осужденного, оправданного, их защитников и законных представителей, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей на вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда либо получения вышестоящим прокурором представления нижестоящего прокурора о принесении протеста в порядке надзора, или поступления в надзорную инстанцию уголовного дела из суда первой инстанции при наличии особого мнения судьи для решения вопроса о принесении протеста в порядке надзора, или истребования лицами, указанными в ст. 404 УПК, по собственной инициативе в пределах их компетенции уголовного дела для проверки и разрешения вопроса о принесении протеста.
Заканчивается
эта стадия вынесением судом надзорной инстанции соответствующего решения по делу либо возвращением дела в суд, из которого оно было истребовано, при отсутствии оснований для принесения протеста.
Надзорное производство является формой надзора и руководства
судебной деятельностью нижестоящих судов со стороны вышестоящих судов. В этой стадии осуществляется
также надзор вышестоящих прокуроров
за законностью и обоснованностью судебных решений, вступивших в законную силу. Пересматривать уголовные дела, по которым решения нижестоящих судов вступили в законную силу, могут только суды надзорной инстанции по протестам должностных лиц, управомо-ченных их приносить. Причем, если в кассационном порядке дело может быть пересмотрено
только один раз,
то в надзорном порядке —
неоднократно,
но обязательно с соблюдением
принципа инстанционности,
то есть дело пересматривается надзорными инстанциями последовательно, начиная с нижестоящей надзорной инстанции и закачивая Президиумом Верховного Суда Республики Беларусь.
Протесты на вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления называются надзорными протестами.
В надзорном порядке могут быть пересмотрены все без исключения решения любой судебной инстанции, кроме постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь. Пересматриваются вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления судов первой, кассационной (второй) и нижестоящих надзорных инстанций. Вышестоящие суды, рассматривая в надзорном порядке уголовные дела, по которым вступили в законную силу приговоры, определения и постановления нижестоящих судов, устраняют допущенные по этим делам судебные ошибки и нарушения закона, обеспечивают защиту прав и законных интересов сторон, укрепляют законность в судебной деятельности и содействуют повышению качества работы судов.
Право граждан РФ участвовать в отправлении правосудия, равно как и судебная защита их прав и свобод в связи с обжалованием решений органов государственной, в том числе и судебной власти, гарантируется Конституцией РФ (ч. 5 ст. 32 и ч. 1 и 2 ст. 46). В уголовно-процессуальном судопроизводстве обжалование судебных решений в надзорном порядке предусмотрено гл. 48¹ УПК РФ. Стадия надзорного производства – это исключительная, самостоятельная стадия уголовного судопроизводства, в ходе которой Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в порядке надзора уголовные дела по жалобам и представлениям на предмет законности вступивших в законную силу приговоров, определений, постановлений. Непосредственной задачей пересмотра судебных решений в надзорном производстве является: судебная проверка законности судебных решений, вступивших в законную силу, с целью обеспечения прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а также обеспечения интересов общества и государства. Эта проверка производится с целью исправления юридических ошибок.
Производство в надзорной инстанции отвечает назначению уголовного судопроизводства как в части защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, так и в части защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод. А это, в свою очередь, влечёт за собой назначение судом виновному справедливого наказания либо освобождение от наказания, реабилитацию каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию. Производство в надзорной инстанции исключительное, так как:
- в этом производстве пересматривается судебное решение уже вступившее в законную силу и подлежащее исполнению. Пересмотр этого решения возможен лишь в порядке исключительного надзорного производства. Этот порядок не является обязательным, а зависит от усмотрения определенных законом лиц в случаях подачи ими надзорных жалоб, представлений;
- предметом проверки в порядке надзора могут быть не только решения судов первой инстанции, вступивших в законную силу, но и решения апелляционной и кассационной судебных инстанций.
В Президиум Верховного Суда РФ обжалуются вступившие в законную силу:
Не нашли что искали?
Преподаватели спешат на помощь
Дипломные
Контрольные
Курсовые
Рефераты
- судебные решения судов уровня субъекта РФ, вынесенные при рассмотрении уголовного дела по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
- судебные решения окружных (флотских) военных судов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
- судебные решения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ и Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;
- определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ, вынесенные ими в кассационном порядке;
- постановления Президиума Верховного Суда РФ.
Значение стадии производства в надзорной инстанции заключается в том, что своей деятельностью Президиум Верховного Суда РФ способствует укреплению законности, оказывает важное влияние на судебную практику нижестоящих судов, направляя деятельность судей в сторону правильного и единообразного применения законов при осуществлении правосудия. Надзорное производство имеет важное значение не только для повышения эффективности правосудия, но и для улучшения качества рассмотрения судами уголовных дел, обеспечения законности и охраны прав участников уголовного судопроизводства.
Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу.
Пересмотр вступивших в законную силу решений, определений и постановлений судов общей юрисдикции в порядке надзора — самостоятельная стадия гражданского процесса.
Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судамиапелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.
Значение надзорного производства:
1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в порядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересовграждан и организаций;
Надзорное производство в гражданском процессе последняя инстанция, в которой пробуют добиться справедливости в рамках страны. Также судьи, пересматривающие дела в рамках надзора, формируют практику, выражая мнение по наиболее интересным и значимым делам. В обзорах практики ВС РФ всегда присутствует отдельный раздел, посвященный результатам деятельности Президиума.
- Решения, принятые по делам, в которых первой инстанцией служили суды субъектов, если ВС РФ пересматривал их в порядке апелляции.
- Решения, принятые военными судами субъектов, если ранее пересматривались в рамках апелляции коллегией по военным делам ВС РФ.
- Решения, рассмотренные в первой и апелляционной инстанции в ВС РФ.
- Определения апелляционной коллегии.
- Определения судебных коллегий по гражданским и военным делам, рассмотренным в рамках апелляции.
- Определения судебных коллегий по гражданским и военным делам, выступивших в роли кассации.
Характеристика надзорного производства выражается в самостоятельном контроле судебного процесса по гражданскому иску.
Значимость такого контроля связана с рядом причин, которые могут выражаться. К примеру, в незаконности вынесенного решения, имевшего уже законную силу, а инстанциях, как апелляционного, так и кассационного суда не всегда готовы к необходимости исправлять судебные ошибки.
Значение апелляции или кассации относится к одному из серии этапов, связанных с делопроизводством.
Критериями этого производства становится пересмотр принятых в рассмотрение дел, по которым были получены жалобы на вступившие уже в силу закона приговоры/ претензии или определения судебных органов.
В задачи такого контроля входят:
- Исправление вердиктов, по ошибки принявших законную силу.
- Предоставление законных прав потерпевшим/ обвиняемым или подозреваемым, а также адвокатам/прокурорам на предъявление претензионного заявления направленного на пересмотр вступившего в силу приговора/постановления или определения.
71. ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА В НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ
Надзорное производство выполняет важнейшие задачи. В первую очередь в ходе него осуществляется контроль над деятельностью нижестоящих институтов. В рамках надзорного производства верховные и соответствующие военные суды руководят практикой, обеспечивая ее единство на базе точного применения законодательства и соблюдения принципа независимости системы. Эта деятельность необходима для реализации положения, закрепленного в ст. 19 Конституции. В соответствии с ним, все лица равны перед законом и судом. Возможность пересмотра постановлений, вступивших в действие, выступает также в качестве ключевой гарантии соблюдения прав и интересов личности.
Основным правилом, действующим в процессе надзора над пересмотром вынесенного решения в судебной инстанции, становится недопустимость вынесения вердикта, направленного на ухудшение положения направившего необходимое ходатайство.
Этот пункт говорит о том, что невозможен пересмотр вынесенного уже приговора оправдания направленный на прекращение дела по криминалу.
Действие такого правила касается любого вида принятого судом решения, которое в условиях надзорного производства можно опротестовать в пользу осужденного.
Чтобы провести надзор, потребуются серьезные основания.
Вынесенный вердикт в ходе судебного производства доступен к проверке инстанцией, имевшей на то свои полномочия только тогда, если были предоставлены заявителем основания.
Иначе, в простом формате проверка оснований вынесения приговора и его законности просто невозможна.
Согласно ст. 304 АПК, отмене либо изменению Президиумом ВАС подлежат акты, которые нарушают:
- Свободы и права гражданина и человека, гарантируемые принципами и нормами мирового права или международными соглашениями РФ.
- Единообразие в применении и толковании арбитражными судами законодательства.
- Законные интересы и права неопределенного количества лиц либо прочие публичные интересы.
Указанные нарушения выступают также в качестве оснований для возбуждения производства по пересмотру постановлений на уровне Президиума ВАС в порядке надзора. Эти обстоятельства перечислены в ч. 3 и 4 ст. 299 АПК. В данном случае становится ясно, что, используя одни и те же обстоятельства, законодатель обуславливает возможность осуществления сравнительно самостоятельных процедур: допуска дела к пересмотру и отмены (изменения) оспариваемого акта.
С правильно подготовленным заявлением, заявитель должен предоставить копии следующих документов:
- Подлежащий для пересмотра приговор (решение).
- Определение кассации/ апелляции.
- Иной документальный пакет, который, по мнению заявителя, сможет подтвердить высказанные им доводы.
Стоит оговорить, что не стоит истребовать дела, так как данный пункт не относится к обязательной функции. Свое решение инстанция по надзору может вынести и на основании предоставленного заявителем материала.
После заключительного выступления докладчика слово предоставляют прокурору. По гл. 6 УПК, это должностное лицо выступает на стороне обвинения. В ходе заседания необходимо учесть, что прокурор в силу 11 статьи (ч. 1, 2) обязан обеспечить права участников разбирательства, в числе которых и потерпевший, обвиняемый/подозреваемый. Другие стороны процесса, имеющие право направления жалобы, не наделяются возможностью поддержать ее. Но потерпевший, осужденный и иные лица могут дать свои устные пояснения после того, как выступит прокурор. Это может способствовать обоснованию жалобы, опровержению доводов иных участников.