Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд когда и почему

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд когда и почему». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Недвижимость. Земля. Строительство

На месте моей дачи государство собирается строить высокоскоростную магистраль

  • Недвижимость и инфраструктура

1. Комментируемая статья посвящена основаниям изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд; порядок же такого изъятия регламентирован ст. 55 ЗК РФ. Эти основания едины для случаев изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд как у юридических лиц, так и у граждан независимо от того, на каком праве используется земельный участок — собственности, пожизненного наследуемого владения, аренды, постоянного или срочного пользования. При этом у собственника земельный участок может быть изъят только путем выкупа (ст. 279 ГК РФ).

Приводимый в данной статье перечень оснований изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд не является закрытым: федеральными законами, а также законами субъектов РФ в отношении изъятия участков, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, могут быть установлены иные случаи, когда такое изъятие допускается. Однако основной критерий, который должен применяться при осуществлении изъятия земель для государственных или муниципальных нужд, приведен в абзаце первом комментируемой статьи: случаи, когда допускается такое изъятие, являются исключительными, т.е. по общему правилу изъятия земельных участков следует избегать. В подпункте 2 п. 1 также подчеркивается, что размещение приведенных в списке объектов государственного или муниципального значения (и соответственно изъятие земельных участков) производится только при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. В конечном счете законом невозможно предусмотреть все варианты и случаи, которые могут возникнуть на практике, и потому большая ответственность лежит на органах, принимающих решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд: в каждом конкретном случае необходимо тщательно выяснять необходимость и целесообразность этого изъятия.

2. Последний абзац подп. 2 п. 1 комментируемой статьи введен Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с ним (ст. 5) автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги, а в зависимости от вида разрешенного использования — на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, а к автомобильным дорогам необщего пользования — автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.

Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации. К таким дорогам в любом случае относятся автомобильные дороги, соединяющие город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, и дороги, включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации, а также к ним могут быть отнесены автомобильные дороги:

соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;

являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;

являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации — городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения, перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района — органом местного самоуправления муниципального района, а перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа — органом местного самоуправления городского округа.

  • Арбитражный процессуальный кодекс

  • Бюджетный кодекс

  • Водный кодекс

  • Воздушный кодекс

  • Градостроительный кодекс

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Жилищный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Кодекс административного судопроизводства

  • Кодекс внутреннего водного транспорта

  • Кодекс об административных правонарушениях

  • Кодекс торгового мореплавания

  • Лесной кодекс

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс

  • Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Трудовой кодекс

  • Уголовно-исполнительный кодекс

  • Уголовно-процессуальный кодекс

  • Уголовный кодекс

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

Если вашу недвижимость изъяли для государственных нужд

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 N 10 (ред. от 19.12.2017)

    «Об изменении и дополнении некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации»

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54

    «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки»

  • Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 339-ФЗ

    «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 30.12.2015 N 431-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ

    «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ

    «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов»

  • Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018)

Написать комментарий

      Чтобы забрать землю для возведения инфраструктурных объектов и других строений, ее необходимо выкупить у собственника по рыночной цене. Передача участков в госсобственность регулируется Земельным кодексом, в котором в 2015 г. выделена глава, посвященная отчуждению земель в пользу государства. Ключевым моментом процесса является его возмездный характер. Собственник, передающий свою земельную собственность государству, должен получить равноценную компенсацию.

      Изъятие части частного земельного участка для муниципальных нужд.

      Ст. 49 ЗК РФ определяет причины, по которым органы власти могут получить право на участки, принадлежащие частным лицам. К ним относятся строительство и реконструкция следующих объектов:

      • энергетические системы общегосударственного или локального масштаба;
      • АЭС;
      • оборонные сооружения, включая системы защиты государственной границы;
      • транспортная инфраструктура, включая инфраструктуру железных дорог;
      • объекты космической отрасли;
      • обеспечение естественных монополий;
      • коммуникации общегосударственного или локального масштаба, включая электричество, газопроводы, водо- и теплоснабжение;
      • автодороги.

      Отчуждение земельных площадей для возведения на них объектов государственного назначения требует утвержденных документов планирования или проектов планировки. Помимо этого допустимы следующие обоснования:

      • развитие заповедников и заказников;
      • исполнение международных соглашений;
      • недропользование (требуется наличие государственной лицензии);
      • снос аварийного жилого здания с передачей государству земли под ним.

      На изъятие площадей на основании документов планирования есть 36 месяцев после их утверждения.

      Вопросы развития территорий регулируются Градостроительным кодексом. В рамках программ возможна смена предназначения участков, прокладка коммуникации, в том числе, затрагивая части территории, находящиеся в частной собственности. В рамках деятельности по развитию возможно изъятие земель, принадлежащих частным лицам и предприятиям. Следует иметь в виду следующие моменты, подтверждаемые судебной практикой:

      • подписание соглашения о территориальном развитии не может быть единственной причиной перехода права собственности на затрагиваемый согласованным планом земельный надел;
      • Верховный суд РФ отметил, что причина изъятия должна заключаться в общественной пользе, получить которую нельзя без участка, принадлежащего другим лицам, единственной причиной отчуждения части территории не должно быть получение прибыли или иных выгод коммерческим предприятием, управляющим территорией;
      • решение об отчуждении собственности можно оспорить как в части размера выплаченной компенсации (ч. 13 ст. 56.12 Земельного кодекса РФ), так и по существу (ч. 14 ст. 56.6 того же Кодекса).

      Перевести объект частной собственности в госсобственность можно при наличии законного обоснования с соблюдением нюансов процедуры.

      Изъятые для оборонных целей, включая обеспечение безопасности участков границы, земли изымаются из оборота по ст. 27 ЗК РФ и могут быть переведены в статус ЗАТО. Земли, предназначенные для целей обороны, могут быть использованы для:

      • размещения воинских частей, военных организаций и учреждений;
      • разработки, производства и хранения на складах вооружений, военной техники и боеприпасов;
      • строительство сооружений госрезерва и хранение запасов.

      При выделении земель для целях охраны границы на них размещают заграждения, инженерно-технические конструкции и пункты пропуска.

      В отличие от возмездного выкупа, изъятие из-за ненадлежащего использования возможно в нескольких ситуациях:

      • длительное (3 года и более) нецелевое распоряжение землей сельхозназначения;
      • отсутствие надлежащей эксплуатации;
      • грубое нарушение норм землепользования.

      Решение об изъятии выносит орган местного самоуправления, который должен проинформировать владельца о допущенных им нарушениях и последствиях, выражающихся в потере права собственности.

      Росреестр об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд

      Изъятию земельного участка для государственных нужд в Земельном кодексе посвящена глава VII.1. При переходе собственности государству совершается следующая последовательность действий:

      • Решение госоргана или муниципалитета в рамках полномочий (ст.56.3 ЗК).
      • Подача заинтересованной организацией ходатайства в муниципалитет (если потребность выходит за рамки прямых полномочий властных органов). Направить такой запрос имеют право подразделения естественных монополий, предприятия-недропользователи, компании, осуществляющие деятельностью, для которой требуется произвести отчуждение участка.
      • Выявление при помощи запросов в Росреестр всех лиц, чьи участки будут переданы в госсобственность, а недвижимость изъята. При необходимости информацию запрашивают в архивах.
      • Принятие официального решения, позволяющего однозначно идентифицировать отчуждаемые объекты. Одновременно изымают недвижимость, расположенную на отчуждаемой площади.
      • Подготовка соглашения об отчуждении земель и передача его на рассмотрение собственникам. Проект документа должен содержать существенные условия договора, с которыми может согласиться или не согласиться собственник.
      • Решение Верховного суда: Определение N 305-ЭС17-12788, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Указанный вид разрешенного использования в период действия договора аренды до 09.10.2015 не менялся. С 01.03.2015 размер арендной платы за спорный земельный участок предоставленный для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, подлежит определению в порядке, установленном пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ, и не может превышать предельной ставки арендной платы рассчитанной для соответствующих целей в отношении земельных участков находящихся в федеральной собственности…
      • Решение Верховного суда: Определение N 309-КГ15-5924, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Между тем предприниматель указывает на нарушение и неправильное применение судами статей 46.1 и 46.2 Градостроительного кодекса, статей 49, 55, 57 и 63 Земельного кодекса и статей 235 и 239, 279 – 283 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), которыми установлены основания и порядок изъятия, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также предусмотрены основания для принудительного изъятия у собственника имущества…
      • Решение Верховного суда: Определение N 306-ЭС16-9944, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Удовлетворяя исковые требования, суды трех инстанций руководствовались статьями 239, 279-282, 284-286 Гражданского кодекса Российской федерации (далее – ГК РФ), пунктом 2 части 1 статьи 49, статьями 55, 57, 63 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и исходили из правомерности изъятия спорного имущества для нужд Самарской области путем выкупа…
      • Новости
      • Мероприятия
        • Интервью и выступления
        • Фотогалерея
        • Видеоматериалы
        • Издания

            Это означает государственную инициативу, представляющую несколько вариантов лишения земли, находящейся в частной собственности, имеющей кадастровый номер. Ознакомиться с подобной нумерацией можно в публичной карте через онлайн-версию сервиса Kartagov.

            Аналогичные законодательные правила действуют и в других странах. Например, Правительство Беларуси вынесло схожее постановление №667 об изъятии и предоставлении земельных участков.

            В России по условиям законодательных актов:

            • у владельца аннулируются права на недвижимое имущество в виде земельного надела;
            • перестают действовать права на владение землей без определенных сроков;
            • прерывается наследование с пожизненным обеспечением;
            • следует досрочный разрыв договора аренды;
            • теряет силу акт на пользование земли в безвозмездной форме.

            Различают лишение права на землю по вине собственника и изъятие земельного участка для муниципальных нужд и государственных. Это важно понимать, поскольку второй случай гарантирует компенсации от государства.

            Федеральный закон №234-ФЗ направлен на плановые и внеплановые проверки (мониторинг) земель сельскохозяйственного и иного назначения с целью охраны, предотвращения загрязнений, истощения почвы, полного уничтожения плодородного слоя. По этому же закону выстраивается контроль, представляющий обнаружение, фиксацию правонарушения в рамках административного обследования объектов, где фигурируют земельные отношения. Здесь не соблюдается специальная процедура назначения, как при обследовании планового, внепланового характера.

            При предоставлении и изъятии земельных участков проводится обязательная проверка. Инспектор, действующий в рамках требований, изложенных в законодательстве РФ, наделен правом заниматься административным обследованием земельного участка, неограниченное число раз, не затрагивая хозяйственную деятельность собственника.

            Методы обследования земли различны:

            • применяется аэрокосмическая съемка;
            • проводится почвенное, агрохимическое, фитосанитарное обследование;
            • задействуется экологотоксикологический метод и ряд других способов.

            Выявленные по итогам нарушения земельного законодательства, фиксируются в акте, который дает возможность назначить полноценное разбирательство с более углубленным изучением нарушений. Именно они в дальнейшем становятся основаниями для изъятия земельного участка у собственника за ненадлежащее использование.

            Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

            Административное обследование раскрывает ряд нарушений, трактующихся инспектором как причины, чтобы провести внеплановую проверку:

            1. Использование земли не связано с целевым назначением согласно присвоенной категории и вида разрешенной эксплуатации.
            2. Земли с назначением сельскохозяйственного характера, с обязательным регулированным оборотом по закону № 101-ФЗ, не задействованы по условиям целевого назначения. Период — один год начиная с официального утверждения собственника в правах.
            3. Земельный надел, где должны проводиться жилищное, промышленное или иное строительство, садоводческая, огородническая деятельность не эксплуатируется, согласно указанным целям аренды.

            В законе об изъятии земельных участков указан пункт 2 ст. №7 ЗК РФ, требующий придерживаться целевого назначения и территориального зонирования.

            Если владелец земли игнорирует установленные требования, то его административное правонарушение будет характеризоваться пунктом 1 статьи 8.8 КоАП РФ. Он оговаривает административный штраф.

            Юридические лица штрафуются на сумму в размере 1,5-2% от кадастровой стоимости всей принадлежащей земли, без превышения максимального размера в 100 тыс. руб.

            Физлица получают штраф в размере 0,5-1%, учитывая кадастровую цену участка.

            Статья № 6 ЗК РФ связана с землями сельскохозяйственного назначения. На ее основании принудительное изъятие земельного участка наступает в случаях, когда ухудшаются полезные свойства грунта и если период игнорирования эксплуатационной деятельности превысил 3 года.

            При негативных данных по плодородию и экологическому состоянию внимание обращается на критерии. Закрепленные в правительственном постановлении № 612 касаются снижения качества плодородного слоя. Критерии по значительному ухудшению экологического состояния содержаться в постановлении № 736.

            Плодородный уровень земли сельскохозяйственного предназначения проверяется на числовые значения элементов, содержащихся в почве. Рассматриваются критерия, при снижении которых дается ход постановлению об изъятии земельного участка:

            • на 15 и более процентов снижается органическое вещество, которое содержит пахотный горизонт;
            • на 10 процентов или выше понижается почвенная кислотность;
            • от 10% или с превышением установленного значения повышается щелочность грунта;
            • в равной степени от 25% или более снижаются количественные значения подвижного фосфора и обменного калия (мг/кг почвы).

            Экологическая обстановка меняется в худшую сторону в итоге нерационального использования земли с сельскохозяйственным назначением. Нарушаются установленные требования:

            • химические вещества загрязняют почву. Катастрофическое положение возникает при суммарной концентрации данных веществ в пределах значения 30 или более, что выше предельно допустимого нормативного уровня;
            • производственные отходы и относящиеся к группе потребления от 1 до 4 класса опасности размещены на земельном участке и занимают общую площадь от 0,5 гектара и выше.

            Судебный порядок принудительного изъятия земельного участка у собственника за нецелевое использование задействуется в случае, когда по прошествии трех лет с момента вступления в права владения земля так и не была задействована по назначению, совпадающему с условиями законодательства. На участке не велось сельскохозяйственное производство, не осуществлялись связанные с ним процессы.

            В данные 3 года не входит «заморозка» участка по объективным причинам, в число которых входят стихийные бедствия или иные схожие обстоятельства.

            Также исключение распространяется на предварительное освоение земли. На это дается ровно 2 года.

            Статья 284 ГК РФ рассматривает условия изъятия земельных участков, в которые входят ответные действия на трехлетнее бездействие арендодателя. В данном случае у тех, кто принимает решение об изъятии земельных участков, появляется право предъявить требование по расторжению договора аренды земли.

            Изъятие также может происходить, когда участок предназначается для строительства, но за три года на нем так ничего и не построили. Исключение составляют объекты, требующие более длительного периода на возведение, подтвержденного законом.

            Не задействование земли в строительных целях в срок, установленный законом, считается административным правонарушением. Виды наказания определены статьей 8.8 КоАП РФ, характеризуются серьезными рисками утратить право обладанием участка.

            Как и для чего изымают земельные участки для муниципальных нужд

            Варианты изъятия земельных участков у собственника напрямую зависят от цели и причин изъятия.
            Закон различает:

            • изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
            • изъятие земельного участка при неправильном землепользовании (собственник нарушает законные правила пользования);
            • реквизиция (необходимое изъятие в случае катастроф, и других происшествий);
            • конфискация земельного участка (по решению суда в виде санкционной меры взыскания).

            Подробнее остановимся на изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

            Нормативная база изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд основывается на земельном и гражданском законодательстве, с учетом последних изменений, действующих в 2021 году.

            Земельный кодекс (гл. 7.1), а также Гражданский кодекс (ст. 279-282) подробно расписывают, каким образом должно проводиться изъятие земельных участков.

            После того, как решение об изъятии земельного участка принято, отчет о стоимости подготовлен, местная администрация отправляет собственникам (иным правообладателям) проект соглашения в письменном виде. Проект содержит в себе отчет об оценке недвижимости, предлагаемый взамен земельный участок (с указанием его рыночной стоимости). В проекте указывается срок передачи недвижимости и иные важные сведения.
            Собственнику дается 90 дней на то, чтобы подписать соглашение, в противном случае администрация может обратиться в суд. Принудить собственника к тому, чтобы соглашение было подписано суд не вправе. Суды в случае сопротивления собственника выносят решение о принудительном изъятии.

            Что касается вопроса об изъятии для государственных нужд, то основные правила проведения процедуры и основания, её проведения установлены в статьях 31,32 ЗК РФ. Следует ориентироваться и на новые Правила, установленные для проведения процедуры с апреля 2015 года. Они установили единый механизм изъятия для правообладателей различных форм собственности, с определением границ имущественных притязаний для арендаторов и собственников. Итак, когда наступает принудительное изъятие земельного участка и в каких случаях?

            Под нуждами федерального и регионального значения, допускающими изъятие, понимаются юридически обоснованные причины из числа следующих:

            • строительство объектов федерального и регионального назначения, на территории расположения используемых гражданами участков.
            • Проведение дорог, трасс или строительство аэропортов на территории, используемой гражданами.
            • Проведение нефтепроводов, газопроводов и других линейных объектов по заселённым землям.
            • Геологические разработки в местах проживания или нахождения промышленных предприятий.

            Перечень могут продолжить любые прецеденты, требующие использования заселённой территории по распоряжению государственной власти. Такие действия производятся резолютивно. К их числу относятся так же те, которые не зависят от непосредственно выполняемых государством задач, но отражают его политику в области природоохранных ресурсов.

            На этом основании изъятие допускается:

            1. при использовании ЗУ не в соответствии с установленным целевым назначением.
            2. В связи с его не использованием в течение определённого законодательством срока. (это называется изъятие неиспользуемых земельных участков)

            Такое вмешательства государства в имущественные права недобросовестных земледельцев продиктовано тем, что земли относятся к важному экономическому ресурсу, допускающему повышение благосостояние граждан. Те из них, кто ориентируется лишь на инвестирование в землю, с целью дальнейшего накопления капитала за счёт повышения стоимости земли, поступает незаконно, нарушая возможности других граждан, желающих распоряжаться землёй по-хозяйски.

            Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

            Собственнику может грозить изъятие земельного участка для муниципальных нужд в разных ситуациях. Чтобы не стать жертвой правомерного лишения прав на землю, необходимо знать все тонкости данной процедуры. В представленной статье будет подробно рассмотрено, когда возможно подобное аннулирование прав частного лица на надел, в каком порядке это происходит, и чем грозит владельцу.

            Процедура аннулирования частной собственности на конкретный земельный надел состоит из 6 этапов.

            1. Подготовка оснований и условий для начала процесса изъятия. Сюда входит разработка документации по распланировке территории, создание проектов планируемых объектов. Все создаваемые документы должны рассматриваться и утверждаться уполномоченным органом, на что также требуется определённое время.
            2. Подготовка и подача ходатайства муниципальному органу об изъятии надела от лица заинтересованной организации, либо разработка соответствующего решения, когда инициатором процедуры выступает государство.
            3. Выявление собственников объектов изъятия (земли и возведённых на ней построек). Данный этап является новым в законодательстве и призван установить предполагаемых правообладателей, от которых нужно получить согласие на изъятие. Определённые сложности могут возникнуть с участками, полученными в бессрочное пользование или собственность до 1998 года. До этого периода регистрация права осуществлялась в неполной мере, из-за чего достаточно сложно сейчас найти требуемую информацию.

            Для получения требуемых сведений запрашивается информация из архивов и муниципалитета, осуществляется публикация на сайте органов местной власти, в СМИ. Юридическое либо физическое лицо, получившее запрос об установлении правообладания на указанный участок, обязано подтвердить свои права в течение 5 дней с момента получения уведомления.

            На данный этап отводится 2 месяца. Если с момента публичного опубликования информации о планируемом изъятии пройдет 60 дней, а сведения о владельцах не поступят в уполномоченный орган, он обращается в суд для признания данного надела невостребованным. В результате, земля признаётся собственностью государства, субъекта РФ либо муниципалитета. Если владельцы объявятся после завершения процедуры аннулирования права, они могут требовать возмещения из бюджета. Но для этого им придётся доказать своё право на надел и объяснить причину отсутствия своевременной подачи сведений о своём правообладании.

            1. Подписание решения об отчуждении органами местного самоуправления. Владелец земли должен быть уведомлен об этом в течение 10 рабочих дней с даты подписания резолюции. Также в этот период на официальном сайте муниципалитета публикуется информация о принятии документа, а владельцу направляется его копия заказной корреспонденцией (по адресу изымаемой земли). Уведомление считается произведённым с момента принятия соответствующей корреспонденции либо её возврата отправителю. Если почтовый адрес собственника неизвестен, он считается поставленным в известность с даты публикации информации на сайте. Решение об отчуждении может быть обжаловано 3 года с момента его подписания.
            2. Подготовка и подписание договора об изъятии. Для создания этого документа проводятся кадастровые и оценочные мероприятия с целью уточнения границ надела и определения его рыночной стоимости, а также осуществляются согласование порядка процедуры с владельцем.

            В тексте подготовленного документа должна быть указана следующая информация:

            • кадастровый номер;
            • цель отчуждения;
            • реквизиты решения;
            • вид права на объект соглашения;
            • период их передачи;
            • объём компенсации и способ её выплаты (возможно предоставление другого надела с аналогичными характеристиками);
            • указание сервитутов (если они сохраняются).

            Получив свой экземпляр соглашения, собственник может его сразу подписать или уведомить муниципальные власти об отказе или желании внести изменения в условия (в письменной форме с указанием оснований).

            Если владелец участка не подписал соглашение в течение 3 месяцев с даты его получения или не уведомил об отказе, орган, подписавший решение об отчуждении может обратиться в судебные инстанции с иском о принудительном аннулировании права на данный надел.

            1. Прекращение прав на землю и их передача государству. Результатом подписания договора об отчуждении либо вступления в законную силу судебного решения о принудительном аннулировании права на данный надел, является:
              • передача права владения;
              • ликвидация права пользования либо наследуемого владения наделом;
              • досрочного аннулирования договора аренды либо соглашения о безвозмездном пользовании землей;
              • прекращения права хозяйственного ведения либо оперативного управления наделом;
              • возникновения права собственности на вновь образованные наделы в результате перераспределения земли;
              • государственной регистрации правовых изменений (возникновения/перехода/прекращения права собственности);
              • сноса построек, возведённых на изъятой земле.

            Если договор предусматривает возмещение за изъятие, перечисленные последствия наступают только после его полной выплаты.

            Особенности расчёта компенсации за изъятие земельного участка регулируются ст. 56.8 ЗК РФ. Размер выплаты определяется на основании рыночной стоимости изъятого надела, которая определяется профессиональными оценщиками. Оплата их услуг производится организацией или государственным органом, ходатайствующим об аннулировании права частной собственности.

            При расчёте размера возмещения учитывается:

            1. Рыночная стоимость, если надел находится в собственности либо рыночная стоимость иных прав (в случае бессрочного владения или пользования). При этом:
              • если прекращается право бессрочного пользования юридического лица, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости права аренды на максимальный срок (если он не установлен, то на 45 лет);
              • если прекращается право бессрочного пользования физического лица, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости надела;
              • если производится досрочное прекращение аренды либо соглашения о безвозмездном пользовании, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости права аренды земли до завершения сроков, закреплённых в соглашении.
            2. Рыночная стоимость построек, возведённых на участке и принадлежащих владельцу на правах собственности и иных правах.
            3. Убытки, возникающие вследствие аннулирования права собственности. Сюда также входят убытки, связанные с невозможностью выполнения своих обязательств перед третьими лицами (при наличии подтверждающих договоров). В последнем случае владелец должен представить оценщику документальное подтверждение факта возникновения убытков и их размера.
            4. Упущенная выгода.

            При определении размера компенсации не учитываются:

            • постройки и неотделимые улучшения, которые были возведены (сделаны) без соответствующего разрешения от муниципалитета;
            • неотделимые улучшения надела и расположенных на нём построек, сделанные после получения уведомления о планируемом изъятии;
            • постройки, возведённые после получения уведомления об изъятии (за исключением случаев, когда разрешение на строительство было выдано ранее);
            • постройки, создание которых не требует получения специального разрешения и возведённые после уведомления о планируемом аннулировании права на землю;
            • любые сделки, которые владелец заключил после получения информации об изъятии.

            Если изымается только часть надела, то размер компенсации уменьшается пропорционально размеру оставшейся владельцу земли.

            При оценке учитывается рыночная стоимость, установленная до принятия решения об изъятии. Связано это с тем, что информация об аннулировании прав на землю существенно снижает стоимость земли. Размер компенсации устанавливается не позднее, чем за 2 месяца до оформления соглашения о переходе прав и направления его владельцу.

            Земельные участки, подлежащие изъятию, могут быть как уже существующими на местности, так и еще только образующимися, то есть законодательно не исключается вариант, когда у будущего собственника землю просто «уводят из-под носа», поскольку участок попадает под действие главы VII.1 Земельного кодекса РФ.

            Обосновываются принятые решения соответствующими документами, в частности:

            • решением о создании, расширении или улучшении природоохранных зон, если изымается участок для этих целей;
            • международным договором;
            • решением об обнаружении аварийности дома;
            • соответствующей лицензией на право пользования недрами и природными ресурсами;
            • документами, подтверждающими необходимость реконструкции или создания объектов государственного значения;
            • иными документами, предусмотренными в федеральных законах.

            Таким образом, у представителей местных органов власти на руках обязательно должны быть документы, которые подтверждают как необходимость, так и право на изъятие частного земельного участка, независимо от того, в каком виде находится последний, что на нем располагается. Кроме случаев, когда земля была использована не по назначению (здесь в силу вступает статья 50 Земельного кодекса РФ «Конфискация»).

            Просто так никто забрать у собственника его участок не может. Именно поэтому законодательно было прописано, что земельные участки, подлежащие изъятию для государственных и муниципальных нужд, изымаются только по решению следующих компетентных и уполномоченных органов:

            • исполнительной власти, которых представляют уполномоченные федеральные служащие (если участок изымается именно для нужд федерации);
            • исполнительной власти конкретных субъектов федерации, если участок подлежит изъятию для региональных нужд;
            • местного самоуправления (самый распространенный случай в практике), когда участок подлежит изъятию для реализации нужд местного значения.

            Примечательно, что статья 279 Гражданского кодекса РФ, которая, по мнению многих юристов и правозащитников, допускает и такой факт, как принудительное изъятие земельного участка в том случае, если собственник этого земельного участка категорически не согласен с составленным соглашением и вынесенным решением органов местного самоуправления.

            При этом в соглашении прописывается размер и срок возмещения материального ущерба при потере участка.

            Если собственник не согласен с таким соглашением и не подписал его, то представитель уполномоченных органов решают вопрос в судебном порядке, где уже суд решает, насколько соразмерны затраты собственника и предлагаемая компенсация. Оспорить принятое решение можно в судах вышей юрисдикции.

            Российское законодательство, несмотря на свое несовершенство, некоторые аспекты земельного права регулирует достаточно четко. И механизм изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд прописан понятно и доступно:

            1. Определенные организации, перечень которых установлен земельным законодательством, и представители органов власти имеют право составить ходатайство, которое подается на рассмотрение представителям органов местного самоуправления. В ходатайстве прописываются нужды, для которых изымается участок, его местоположение, собственник, проект межевания территории или схема расположения будущих объектов. Подано ходатайство может быть как в отношении одного участка, так и нескольких сразу. При этом про каждый земельный участок должно быть прописано отдельно.

            2. Представители местных органов самоуправления после рассмотрения ходатайства выносят решение о согласии или несогласии с изъятием земельного участка, после чего копия такого решения предоставляется непосредственно собственнику рассматриваемого земельного участка. Последний вправе согласиться или выразить свое несогласие с вынесенным решением, особенно, если компенсации прописанные в решении его не устраивают.

            3. В случаях если собственника устраивают условия изъятия земельного участка, он добровольно подписывает соглашение, после чего все права на земельный участок переходят муниципалитету или той организации, которая подала ходатайство. Если же собственник имеет возражения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании вынесенного решения недействительным и неправомерным.

            Несмотря на то, что Гражданским кодексом РФ предусмотрено принудительное изъятие земельного участка, в случаях несогласия собственника, практика показывает, что возникает законодательная коллизия: нормы гражданского права противоречат нормам Конституции РФ, по которой у гражданина есть право на принцип равной защиты всех форм его собственности. Именно поэтому мировые суды и суды высших инстанций обычно ратуют за то, чтобы было достигнуто обоюдное соглашение сторон на изъятие земельного участка, где каждая из сторон остается удовлетворенной принятым решением.

            Допускается изъятие земли у одного субъекта РФ в пользу другого субъекта, если это предусмотрено соответствующими документами о территориальном планировании, составленными по всем законодательным нормам.

            В случаях если происходит изъятие земельного участка в принудительном порядке, собственнику необходимо обратиться в суд с иском о том, что его конституционные права нарушаются, его лишают права собственности на недвижимое имущество на несправедливых условиях.

            В заявлении указываются все обстоятельства дела, прикладываются копии вынесенных решений, обоснования того, что решение несправедливое и неправомерное. Чтобы правильно все организовать и доказать в ходе судебных прений свою правоту, собственнику будет не лишним нанять для этого хорошего юриста или адвоката.

            В 70 случаях из 100 суд становится на сторону собственника, предлагая ему такие условия, которые законодательно удовлетворяют обе стороны процесса.

            Однако в случаях, когда собственник требуется от органов власти сверх того, что ему причитается (умышленно увеличивает сумму компенсации, например), суд встает на сторону органов власти, удовлетворяя иск собственника частично. Чаще всего для оценки адекватной стоимости компенсации берется кадастровая стоимость земельного участка.

            Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

            Вопросы и ответы юристов

            Чтобы забрать землю для возведения инфраструктурных объектов и других строений, ее необходимо выкупить у собственника по рыночной цене. Передача участков в госсобственность регулируется Земельным кодексом, в котором в 2015 г.

            выделена глава, посвященная отчуждению земель в пользу государства. Ключевым моментом процесса является его возмездный характер. Собственник, передающий свою земельную собственность государству, должен получить равноценную компенсацию.

            Ст. 49 ЗК РФ определяет причины, по которым органы власти могут получить право на участки, принадлежащие частным лицам. К ним относятся строительство и реконструкция следующих объектов:

            • энергетические системы общегосударственного или локального масштаба;
            • АЭС;
            • оборонные сооружения, включая системы защиты государственной границы;
            • транспортная инфраструктура, включая инфраструктуру железных дорог;
            • объекты космической отрасли;
            • обеспечение естественных монополий;
            • коммуникации общегосударственного или локального масштаба, включая электричество, газопроводы, водо- и теплоснабжение;
            • автодороги.

            Строительство новых дорог может стать причиной изъятия земель у населения

            Иные ситуации должны быть предусмотрены на уровне федеральных законодательных актов. Отчуждение территории у собственника также может производиться в рамках конфискации при осуждении за преступления и некоторые правонарушения, а также реквизиции в случае стихийных бедствий, техногенных катастроф, эпидемических заболеваний людей и животных.

            Отчуждение земельных площадей для возведения на них объектов государственного назначения требует утвержденных документов планирования или проектов планировки. Помимо этого допустимы следующие обоснования:

            • развитие заповедников и заказников;
            • исполнение международных соглашений;
            • недропользование (требуется наличие государственной лицензии);
            • снос аварийного жилого здания с передачей государству земли под ним.

            На изъятие площадей на основании документов планирования есть 36 месяцев после их утверждения.

            При сносе старого заброшенного здания земля переходит «в руки» государству

            Вопросы развития территорий регулируются Градостроительным кодексом.

            В рамках программ возможна смена предназначения участков, прокладка коммуникации, в том числе, затрагивая части территории, находящиеся в частной собственности.

            В рамках деятельности по развитию возможно изъятие земель, принадлежащих частным лицам и предприятиям. Следует иметь в виду следующие моменты, подтверждаемые судебной практикой:

            • подписание соглашения о территориальном развитии не может быть единственной причиной перехода права собственности на затрагиваемый согласованным планом земельный надел;
            • Верховный суд РФ отметил, что причина изъятия должна заключаться в общественной пользе, получить которую нельзя без участка, принадлежащего другим лицам, единственной причиной отчуждения части территории не должно быть получение прибыли или иных выгод коммерческим предприятием, управляющим территорией;
            • решение об отчуждении собственности можно оспорить как в части размера выплаченной компенсации (ч. 13 ст. 56.12 Земельного кодекса РФ), так и по существу (ч. 14 ст. 56.6 того же Кодекса).

            Перевести объект частной собственности в госсобственность можно при наличии законного обоснования с соблюдением нюансов процедуры.

            Переход участка в государственную собственность возможен только на законном основании

            Изъятые для оборонных целей, включая обеспечение безопасности участков границы, земли изымаются из оборота по ст. 27 ЗК РФ и могут быть переведены в статус ЗАТО. Земли, предназначенные для целей обороны, могут быть использованы для:

            • размещения воинских частей, военных организаций и учреждений;
            • разработки, производства и хранения на складах вооружений, военной техники и боеприпасов;
            • строительство сооружений госрезерва и хранение запасов.

            При выделении земель для целях охраны границы на них размещают заграждения, инженерно-технические конструкции и пункты пропуска.

            Имеют ли право, администрация края, изъять часть земельного участка?

            В отличие от возмездного выкупа, изъятие из-за ненадлежащего использования возможно в нескольких ситуациях:

            • длительное (3 года и более) нецелевое распоряжение землей сельхозназначения;
            • отсутствие надлежащей эксплуатации;
            • грубое нарушение норм землепользования.

            Решение об изъятии выносит орган местного самоуправления, который должен проинформировать владельца о допущенных им нарушениях и последствиях, выражающихся в потере права собственности.

            Заброшенная засоренная земля – повод изъять землю у владельца

            Изъятию земельного участка для государственных нужд в Земельном кодексе посвящена глава VII.1. При переходе собственности государству совершается следующая последовательность действий:

            • Решение госоргана или муниципалитета в рамках полномочий (ст.56.3 ЗК).
            • Подача заинтересованной организацией ходатайства в муниципалитет (если потребность выходит за рамки прямых полномочий властных органов). Направить такой запрос имеют право подразделения естественных монополий, предприятия-недропользователи, компании, осуществляющие деятельностью, для которой требуется произвести отчуждение участка.
            • Выявление при помощи запросов в Росреестр всех лиц, чьи участки будут переданы в госсобственность, а недвижимость изъята. При необходимости информацию запрашивают в архивах.
            • Принятие официального решения, позволяющего однозначно идентифицировать отчуждаемые объекты. Одновременно изымают недвижимость, расположенную на отчуждаемой площади.
            • Подготовка соглашения об отчуждении земель и передача его на рассмотрение собственникам. Проект документа должен содержать существенные условия договора, с которыми может согласиться или не согласиться собственник.

            Составление договора отчуждения земли обязательно

            • Подписание договора, включающего в себя идентификационную информацию об участках земли, цель их отчуждения, сроки смены собственника, сумму выплат и некоторые дополнительные данные, согласно ст. 56.9 ЗК РФ.

            После подписания письменного соглашения между собственником и органом государственной власти соответствующего уровня в лице уполномоченного представителя, а также с организацией, ходатайствовавшей об отчуждении, действия связанные с переходом права, его госрегистрацией, а также перечисление выкупной суммы проводятся в соответствии с положениями договора.

            Согласно ст. 56.7 Земельного кодекса стоимость участка, выплачиваемая при его передаче государству, включает в себя:

            • рыночную оценку прекращаемых прав на землю, включая право собственности;
            • убытки, получаемые из-за отчуждения, включая убытки от невозможности выполнения договорных обязательств перед контрагентами;
            • упущенная выгода, рассчитываемая по установленным нормам.

            Владелец участка должен получить компенсацию за отчужденный участок, возможные убытки и упущенную выгоду

            Стоимость недвижимости, расположенной на отчуждаемой площади, построенной и зарегистрированной в соответствии с законодательными нормами, также входит в компенсацию.

            В выкупную сумму не входят следующие затраты:

            • произведенные не по назначению участка земли;
            • начатые после получения официальной информации о предстоящем отчуждении;
            • убытки по сделкам, заключенным после уведомления.

            Произвести расчет компенсации необходимо за два месяца до передачи владельцам земель проекта соглашения.

            Постановлением Конституционного суда № 9-П/2019 от 1 февраля 2019 года установлено, что предоставление собственнику компенсации ниже рыночной цены его имущества незаконно.

            В частности, при расчете стоимости на день предшествовавший одобрению уполномоченным органом проекта планировки территории, может не учитываться повышение цены объекта, вызванное рыночными факторами, что нарушает конституционные права граждан.

            Компенсация производится только на законных основаниях, при попытке «сэкономить» владелец участка вправе пожаловаться в суд

            Сама процедура изъятия земель будет выглядеть следующим образом:

            • Законом о принудительном изъятии земли установлено, что реализация земельного участка, изъятого в принудительном порядке, осуществляется в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, возможна только с публичных торгов по правилам, которые определены Гражданским кодексом РФ, но в случае, если торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.
            • Денежные средства, полученные в процессе реализации земельного участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов, которые были произведены на подготовку и проведение публичных торгов.
            • Большую роль при разрешении вопросов, связанных с распределением земельных участков сельскохозяйственного назначения, закон отводит органам местного самоуправления.

            «Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи), — пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры». — Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка«.


            Похожие записи:

          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован.