Нужна ли лицензия на вывоз жбо в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужна ли лицензия на вывоз жбо в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В 2022 году законодательство в сфере вывоза ЖБО существенным образом не поменялось поменялось. Вместе с тем, в 2021 году были значительные изменения. Во-первых, государство перешло от бумажной формы лицензирования к реестровой. Теперь лицензии на бумажных носителях не выдаются.

Так лицензия выглядела до 01.01.2021 года:

Лицензия на вывоз ЖБО в 2022 году

вместо Постановления Правительства РФ от 03.10.2015 года №1062 принято новое постановление Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности».

Также были приняты и нормативные правовые акты Росприроднадзора, регулирующие формы документов, применяемых в лицензировании. То есть изменились формы заявлений, сопроводительных писем, описи и т.п.

Не во всех случаях подобные организации предоставляют свои услуги, следуя законным нормативам. Только у некоторых из них есть лицензия на транспортировку ЖБО.

Происходит это потому, что в правовых актах России обозначено 5 категорий опасности нечистот.

Для обращения с первыми четырьмя нужно получать лицензию на вывоз. Однако в законе нет точного указания на ЖБО. Из-за этого положение с обязательностью оформления лицензии противоречивое. Плюс к этому, есть письмо Минприроды России № 12-59-16226.

Чтобы получить лицензию на транспортирование ЖБО, компания либо индивидуальный предприниматель обращается в региональное отделение Росприроднадзора. Вот нужный список основных документов, которые туда сдаются:

  1. Заявление с просьбой выдать лицензию на обращение с опасными отходами.
  2. Устав компании, планирующей заниматься вывозом жидких бытовых отходов.
  3. Выписка из ЕГРЮЛ о регистрации юр. лица как компании либо частника как ИП.
  4. Выписка из ЕГРН о постановке на налоговый учет.
  5. Справка с данными о работниках, подготовленных на курсах по обращению с опасными отходами.
  6. Документы, подтверждающие наличие должным образом подготовленного оборудования для откачивания и доставки отходов (АС-бочки, цистерны на автомобильной базе).
  7. СЭЗ (заключение Роспотребнадзора о соответствии машин экологическим и санитарным требованиям).
  8. Письмо Росстата, подтверждающее, что организация занесена в Единый государственный реестр хозяйствующих субъектов.
  9. Документ, озвучивающий местоположение (адрес) компании-соискателя. Это может быть копия арендного договора. Либо документ на право владения частной собственностью.
  10. Квитанция об уплате госпошлины за допуск к вывозу жидких бытовых отходов.

Согласно ст. 333.33 Налогового Кодекса РФ, Росприроднадзор вправе взимать виды плат, указанные в таблице.

Услуга Стоимость в рублях
Оформление лицензии на вывоз 7500
Переоформление разрешения на перемещение ЖБО при смене юридического или физического адреса компании 3500
Повторная выдача лицензии на транспортировку в иных случаях 750
Оформление копии разрешения на перемещение ЖБО при его утере 750

То есть официально, для получения разрешения на вывоз жидких отходов, компания-соискатель должна только оплатить госпошлину. На деле, одной лицензией денежные траты не ограничиваются. Цена оформления допуска на вывоз ЖБО может включать в себя:

  • подготовку должным образом сопроводительной документации;
  • плату за аренду или приобретение ассенизаторских машин;
  • стоимость экологических экспертиз для получения СЭЗ;
  • обучение персонала на курсах обращения с опасными отходами и пр.

Поэтому общие затраты, необходимые для получения лицензии на вывоз жидкого бытового мусора в 2022 г., многократно возрастают.

Для вывоза ЖБО нужна лицензия Росприроднадзора

С 1 января 2021 года жители частных домов будут оплачивать услуги по вывозу жидких бытовых отходов по договорной цене. С чем это связано, какой будет цена и кто ее устанавливает, с кем можно заключить договор на предоставление этой услуги. За разъяснениями мы обратились к заместителю главы города Олегу Чумаку.

Он рассказал, что постановлением правительства Российской Федерации летом этого года были отменены Правила предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов. С целью приведения муниципального правового акта в соответствие с федеральным законодательством были внесены изменения в постановление администрации Мегиона от 03.04.2013 №763 «Об определении гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории городского округа город Мегион». В соответствии с законодательством о водоснабжении и водоотведении, услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов не относятся к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию.

С января 2021 года Правила предоставления услуг по вывозу ЖБО перестают действовать. Эта услуга не является коммунальной, а значит на нее не может быть установлен тариф, следовательно, и субсидироваться из городского бюджета она не может как это происходило до сегодняшнего дня, — пояснил Олег Иванович, — Для жителей, которые подключены к центральной системе водоотведения, плата с 1 января не изменится.

Заместитель главы города рассказал, что есть в городе дома, которые подключены к централизованной системе водоснабжения, но не подключены к централизованной системе водоотведения. Это несколько многоквартирных домов в городе Мегионе, микрорайоне «СУ-920» и Высоком. Часть из них в этом году уже переведена на центральную систему водоотведения. Жители остальных домов, в основном идущих под расселение, пользуются септиками. С ними также будет заключать договор МУП «ТВК». И в том, и в другом случае, жители будут платить за услугу, как и жильцы многоквартирных домов.

Другая ситуация с жителями частных домов. Уже много лет горожане, проживающие в частном секторе, платят меньше за эту услугу, чем жители многоквартирных домов. При этом септики, установленные на участках домовладений – это частная собственность жителей, поэтому с нового года они сами будут принимать решение, с кем заключить договор на эту услугу и по какой цене. При этом у организации выбранной собственником должен быть договор на принятие стоков с МУП «ТВК». Но в любом случае, у жителей есть возможность заключить договор с гарантирующей организацией МУП «Тепловодоканал», и она не вправе им отказать, — рассказал Олег Чумак.

Для жителей, у которых плата за жилищно-коммунальные услуги превысит 22% от дохода семьи, возникает право обратиться в управление социальной защиты населения за получением субсидии.

Более подробно — в видеокомментарии заместителя главы города Олега Чумака.

Лицензирование деятельности на обращение с отходами – это не только инспекции Росприроднадзора: каждому виду работ соответствуют определенные проверки и подготовительные мероприятия, которые должен пройти (провести) соискатель, чтобы получить разрешение. Чем ниже уровень потенциальной экологической опасности намечаемой деятельности, тем меньше дополнительных мероприятий и согласований необходимо пройти до начала лицензирования деятельности на обращение с отходами в Росприроднадзоре.

Консультационная поддержка соискателя, сбор пакета документации, лицензирование «под ключ» и другая помощь в оформлении разрешительного документа. Обеспечение соискателя ресурсами: подбор, аренда и реализация оборудования; проф. подготовка сотрудников и др.

Кроме того, предоставляем производственные площадки, предназначенные для быстрого получения лицензии (ТКО или промышленные отходы) на все виды деятельности. «Площадка» – это земельный участок, на котором заранее установлены здания, строения, сооружения и оборудование для осуществления лицензионной деятельности. Участки находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Челябинске, Тюмени, Ижевске, Новороссийске, Ярославле и др.

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

1. Сбор отходов I класса опасности

2. Сбор отходов II класса опасности

3. Сбор отходов III класса опасности

4. Сбор отходов IV класса опасности

5. Транспортирование отходов I класса опасности

6. Транспортирование отходов II класса опасности

7. Транспортирование отходов III класса опасности

8. Транспортирование отходов IV класса опасности

9. Обработка отходов I класса опасности

10. Обработка отходов II класса опасности

11. Обработка отходов III класса опасности

12. Обработка отходов IV класса опасности

13. Утилизация отходов I класса опасности

14. Утилизация отходов II класса опасности

15. Утилизация отходов III класса опасности

16. Утилизация отходов IV класса опасности

17. Обезвреживание отходов I класса опасности

18. Обезвреживание отходов II класса опасности

19. Обезвреживание отходов III класса опасности

20. Обезвреживание отходов IV класса опасности

21. Размещение отходов I класса опасности

22. Размещение отходов II класса опасности

23. Размещение отходов III класса опасности

24. Размещение отходов IV класса опасности


С 1 января 2021 г. действует новый порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. Прежний порядок утратил силу в рамках механизма «регуляторной гильотины».

Также издание новых правил связано с введением реестровой модели лицензирования.

Уточнены лицензионные требования и перечень предоставляемых документов.

Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Транспортировка ЖБО осуществляется организацией, обладающей:

  • лицензией на вывоз и сбор жидких бытовых отходов;
  • специализированным транспортом;
  • договором с предприятиями по очистке, на которые будут доставлены ЖБО.

Потребитель должен получить информацию о государственной регистрации, номере лицензии исполнителя и сроке ее действия. Требования к лицензированию деятельности на вывоз и утилизацию ЖБО связаны с вероятностью их выгрузки в несанкционированных местах и ухудшением в связи с этим экологической обстановки.

Лицензия выдается на:

  • сбор и вывоз ЖБО;
  • утилизацию;
  • обеззараживание;
  • организацию полигона.

У исполнителя по вывозу отходов на видном месте должны находиться:

  • правила предоставления услуг;
  • тарифы;
  • предельные сроки вывоза отходов, определенные органами местного самоуправления;
  • информация о льготах для отдельных категорий граждан.

Лицензированные компании оказывают услуги по вывозу и утилизации стоков следующих видов:

  • фекальные стоки из септиков;
  • ил и твердый осадок из колодцев и коллекторов центральной системы канализации хозяйственно-бытового назначения, ливневой и дренажной канализации;
  • «серые», в том числе содержимое жироуловителей.

При заключении договора между исполнителем, выполняющим заказ на вывоз и утилизацию отходов, и потребителем соблюдаются следующие правила:

  • Договор не должен ущемлять права потребителя, регламентированные правовыми актами РФ, которые касаются защиты прав потребителей. При нанесении материального ущерба вследствие такого ущемления прав, исполнитель возмещает потребителю ущерб.
  • В договоре указываются: стоимость услуг, срок их оказания, форма оплаты.
  • Цена на такие услуги одинакова для всех потребителей, исключение составляют оговоренные в законодательных документах случаи обслуживания льготных категорий граждан.
  • В случае невозможности полной реализации договора по обстоятельствам, не зависящим ни от потребителя, ни от исполнителя, заказчик оплачивает уже выполненные услуги по факту.

Откачку бытовых отходов необходимо производить в установленные сроки, что обусловлено рядом причин:

  • реакции внутри сточных масс проходят с выделением токсичных сернистых газов, метана, аммиака;
  • в стоках размножаются паразиты и болезнетворные бактерии;
  • возле выгребных ям присутствует стойкий неприятный запах, возникающий из-за процессов гниения;
  • переполненный резервуар септика нарушает нормальную работу системы очистки.

Периодичность вывоза стоков устанавливается, в зависимости от их происхождения, степени токсичной, гигиенической, экологической опасности, характеристик участка, на котором находится отстойник, климатических условий.

Для гарантии экологической и санитарной безопасности при сборе, перевозке и утилизации ЖБО следует выполнять следующие требования:

  • Перевозить отходы можно только специализированным транспортом со специальными водонепроницаемыми цистернами и оборудованием для откачки жидких и вязких сред.
  • Отстойники должны иметь водонепроницаемое дно и стенки, чтобы неочищенные сроки не проникали в грунт и грунтовые воды.
  • При организации отстойников необходимо предусмотреть удобные подъездные пути.
  • Для вывоза жидких отходов заключается договор с лицензированной организацией.
  • Вывоз ЖБО должен осуществляться только на специализированные очистные сооружения, способные по техническим возможностям обеспечить эффективную очистку и обеззараживание. Стихийный сброс на ландшафт и в водоемы запрещен.

При отсутствии станций очистки ЖБО могут нейтрализоваться на отдельно отведенных участках, не имеющих сельскохозяйственного значения.

Лицензирование деятельности на обращение с отходами г. Москва

Справедливо было бы заменить, что не все ЖБО одинаковы. Деятельность человека и предприятия различная, следовательно, и отходы будут разделяться на:

  • промышленные;
  • бытовые.

Первые — продукт работы предприятий. Чаще всего именно такие отходы обладают повышенной опасностью и токсичностью, поскольку содержат частички жиров, нефтепродуктов, остатки пищи и нередко радиоактивные элементы.

Бытовые хоть и содержат на первый взгляд лишь то, что уходит из ванной, туалетов и раковин, представляют не меньшую угрозу. Богатый состав, включения химии и органики приводят к появлению газов и становятся причиной загрязнения почвы, воды.

Лицензия — это документ, разрешающий деятельность по обращению с отходами. Выдается такая лицензия государственными органами, в случае с отходами этим органом является Росприроднадзор.

Лицензирование — это сложная длительная процедура, суть которой не сводится к инспекции Росприроднадзора, перед этим предстоит ряд подготовительных мероприятий.

Ниже приведем некоторые из требований к соискателям лицензии:

  • Переподготовка и обучение персонала;
  • Закупка всего необходимого оборудования, его установка и настройка;
  • Сбор и подготовка документации;
  • Разработка паспортов на различные виды отходов;
  • Покупка или аренда специального оборудованного транспорта;
  • …и многое другое.

Этот процесс при самостоятельном оформлении может занять более полугода, поэтому многие владельцы бизнеса, связанного с отходами, обращаются в специальные фирмы, которые помогают оформить лицензию «под ключ».

Жидкие бытовые отходы относятся к опасным. Главный критерий опасности отходов — их негативное влияние на природу.

ЖБО причислены к опасным отходам Министерством природы (приказ 536) и относятся к 4 классу опасности (малоопасные отходы).

Отходы законодательно ранжируются следующим образом:

  • 1 класс отходов чрезвычайно опасен;
  • 2 класс отходов высоко опасен;
  • 3 класс отходов умеренно опасен;
  • 4 класс отходов мало опасен;
  • 5 класс составляют почти или совсем не опасные отходы.

Потому что в биологических жидкостях человека и в воде,в которой растворены различные моющие средства могут находиться опасные или токсичные вещества.

Отнесение отходов к опасным влияет на метод их утилизации.

Жидкие бытовые отходы утилизируются и перерабатываются следующим образом:

  • Жидкости очищаются на очистных сооружения и после этого сбрасываются в водоемы;
  • Жидкие бытовые отходы вывозятся на полигоны, где они утилизируются.

Лицензия Росприроднадзора может быть выдана любой организации, которая способна подтвердить свое соответствие санитарным, природоохранным, трудовым и другим нормативам. Для этого ей потребуется:

  • Приобрести определенное имущество – участок земли, технику, автомобили. Можно взять имущество в аренду.
  • Провести подготовительные мероприятия, которые касаются обустройства производственной площадки, найма и профессиональной подготовки сотрудников.
  • Заключить договоры с организациями, оказывающими услуги, необходимые для работы соискателя. Сюда относятся договоры на уборку, дезинфекцию, дератизацию, стирку рабочей одежды сотрудников, поставку питьевой воды, канализацию и др.

Перевозка жидких бытовых отходов: как получить лицензию?

Было бы не совсем корректно говорить о лицензировании без уточнения конкретных параметров планируемой деятельности, потому как процедуры контроля и глубина оценки напрямую зависит от потенциальной экологической опасности предприятия. Для сравнения: лицензия ТБО на перевозку мусора IV класса оформляется около 4.5 месяцев (или за 2,5 месяца в срочном порядке) и предполагает лишь две проверки соискателя, а в случае с обезвреживанием показатели совсем иные – 6 месяцев (3 месяца в срочном порядке при поддержке специалистов «Нева Консалт») и не менее 4 проверок. Лишь две процедуры актуальны для всех без исключения видов деятельности – получение СЭЗ на деятельность и основная лицензионная проверка Росприроднадзора.

СЭЗ (санитарно эпидемиологическое заключение) удостоверяет соответствие объекта или документа требованиям СанПиН. В сфере отходов все соискатели должны иметь площадку (участок земли со всеми зданиями постройками и сооружениями). Если лицензия Росприроднадзора оформляется на деятельность по обезвреживанию или размещению, дополнительно необходимо получить еще несколько санитарно-эпидемиологических заключений (на проектную документацию).

Когда подготовительные мероприятия завершены и на руках у соискателя имеются все необходимые документы, остается только сформировать лицензионное дело и обратиться с ним непосредственно в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования. По заявлению соискателя снова проводится две проверки – документарная и выездная – а затем выдается лицензия или предписания об устранении несоответствий.

Для соискателя лицензии на обращение с отходами заключение договора с «Нева Консалт» – это возможность пройти оформление в срочном порядке и стать лицензиатом в сжатые сроки.

Специалисты обеспечивают консультационную поддержку или лично занимаются координированием работ на объекте и представлением интересов предприятия. При необходимости соискателю на правах аренды предоставляется оборудование и земельный участок для лицензирования отходов. Оборудование – от мусоровозов, которые требуются, когда оформляется лицензия ТБО, до мобильных дистилляторов, инсинераторов и установок пиролиза. Имеется возможность быстрого обучения технических и руководящих сотрудников по программам обращения с опасными отходами на территории собственного учебного центра в Москве и Санкт-Петербурге. Вкупе все это позволяет оперативно обеспечить предприятие всем необходимым наполнением – имуществом и документами, необходимых в соответствии с нормами действующего лицензионного законодательства. Данное предложение может применяться в комплексе с сопровождением лицензирования или отдельно. Работаем с соискателями из всех регионов РФ. Подробности по телефону.

ГЭЭ проектной документации на технологии по обращению с отходами от 7 500 000 ПЕРЕРАБОТКА ОТХОДОВ

Процедура прохождения экологической экспертизы проектной документации новых технологий по утилизации и обезвреживанию отходов I-V классов опасности. Включает в себя проведение исследований, замеров, изысканий, разработку проекта ОВОС, прохождение общественных слушаний, защиту проекта перед экспертной комиссией.

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии»

  • Документарная проверка
  • Выездная проверка санитарного врача
  • Экспертное заключение на соответствие предприятия нормам СанПиН

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

  • Документарная проверка
  • Выездная проверка инспектора лицензионного отдела
  • Лицензия на деятельность по обращению с отходами I-IV классов опасности

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 августа 2018 года N 12-50/07137-ОГ

Об обращении с жидкими бытовыми отходами

Отнесение жидких бытовых отходов к сточным водам или к отходам зависит от способа их удаления.

В случае если жидкие фракции удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

В случае если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты после соответствующей очистки, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13 июля 2015 г. № 12/59/16226 Об отнесении жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к жидким бытовым отходам или сточным водам

Минприроды России в соответствии с письмом Росприроднадзора от 11.06.2015 № ВС-03-04-28/9892 и письмом от 21.04.2015 № 1075/02-23 рассмотрело запрос об отнесении жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к жидким бытовым отходам или сточным водам и сообщает.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее — отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации сточные воды — дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

В связи с этим отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления,

В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

В случае, если такие фракции удаляются иным способам, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.

Чаще всего вопрос отнесения к жидким бытовым отходам или сточным водам касается сточных вод (отходов), которые откачивают из септиков.

В данном случае — если отходы из септика передаются на очистные сооружения для дальнейшей их очистки, то это сточные воды.

Если отходы из септика передаются на полигон для захоронения отходов или утилизируются, то это отходы.

Что делать собственникам неканализированных» квартир — заключать договор на вывоз и утилизацию бытовых отходов из выгребных ям. Каждый многоквартирный дом имеет свою выгребную яму, так как отсутствует присоединение к центральной сети канализации. Следовательно откачка и вывоз жидких бытовых отходов из выгребных ям должны производиться специализированным транспортом для утилизации в специально отведенное место.

Загрязнение жидкости, попадающей в водоемы и городские водопроводные сети, стало в России настоящим бедствием. Многие предприятия пренебрегают установленными правилами, в результате чего в природные источники проникают различные химические соединения, нефтепродукты и токсичные вещества.



Своевременная очистка сточных вод с применением высокотехнологичных методов способна решить проблему. ООО «Коммунальная Служба» предлагает эффективные сооружения очистки сточных вод с индивидуальным проектированием для каждого клиента.

Лицензирование перевозки жидких отходов

Без лицензии может осуществляться транспортирование отходов 5-го класса, не представляющие опасности.

К ним относятся:

  • древесная щепа, опилки, зола;
  • бумажная продукция, макулатура;
  • металлический лом;
  • бытовой мусор;
  • бой кирпича, керамики, гипса;
  • использованные абразивы, изоленты, кабели;
  • пластик, полиэтилен;
  • остатки пищи;
  • котельная накипь;
  • лампы осветительные, кроме ртутных.

Надзорные службы, проверяющие перевозчиков отходов 5-го класса, должны быть уверены, что компания или ИП транспортирует только безопасные отработанные ресурсы. Для этого транспортники обязаны иметь подтверждающие документы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I ― IV классов опасности (далее ― Положение о лицензировании). Указанное постановление вступает в силу с 15.10.2015.

Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 13.07.2015) с 1 июля 2015 г. лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

В соответствии с чч. 3 и 3.1 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2021 г. После 1 января 2016 г. осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Современная схема очистки сточных вод дает возможность полностью удалить все вредные и токсичные компоненты, для чего используются физические, химические и биологические средства. Процесс очистки сточных вод включает несколько стадий:

  • Удаление твердых крупных примесей. Жидкие отходы попадают в специальные резервуары — отстойники, после чего проходят многоступенчатую фильтрацию. На этой стадии используются различные методы очистки сточных вод: деэмульгация позволяет удалить нефтепродукты, также применяется флотация и коагуляция. Первичная механическая очистка сточных вод дает возможность подготовить их к дальнейшей обработке.
  • Химическое обезвреживание стоков с помощью реагентов. Это позволяет убрать различные соли и прочие примеси. Если жидкость содержит большое количество органических примесей, применяется биологическая очистка сточных вод.
  • Итоговая стадия — глубокое очищение с использованием сорбентов и обратного осмоса. Современные системы очистки сточных вод позволят сделать их пригодными для повторного использования.

Это важно знать: Исковое заявление о порядке пользования жилым помещением: образец

Очистка бытовых сточных вод выполняется по тому же принципу. Локальные станции можно устанавливать вблизи коттеджей, такие системы способны оперативно решить проблему с водоотведением. Оборудование для очистки сточных вод рассчитывается строго на определенный объем, поэтому требует профессионального подбора.

Второй пакет документов собирается уже с привлечением специалиста или даже нескольких специалистов. Например, для составления необходимой технической документации потребуются услуги квалифицированного гидрогеолога.

Предназначение второго пакета документов заключается в подтверждении наличия в исследуемой скважине требуемого для использования объема воды, описания ее технического состояния, а также соответствие добываемого ресурса санитарно-гигиеническим требованиям.

Лицензия на деятельность с жидкими отходами Образование отходов — часть естественного процесса жизнедеятельности человека. Если коммерческая организация или индивидуальный предприниматель планируют начать деятельность, связанную с жидкими отходами, им потребуется пройти процедуру государственного лицензирования. Что входит в понятие жидкие отходы? В зависимости от способа образования, жидкие отходы делят на две категории — промышленные и бытовые. Первые образуются от деятельности предприятий и могут быть токсичны. Вторая категория включает в себя сточные воды и канализационные отходы, которые образуются в жилых домах. Вывоз ЖБО без лицензии нелегален — любая деятельность, связанная с отходами, подлежит обязательному государственному лицензированию. Требования для получения лицензии на жидкие бытовые отходы Основные требования касаются площадки, персонала и спецтехники.

Во-первых, не совсем понятно, о каком именно аспекте обращения с содержимым выгребных ям идет речь в Письме Минприроды от 13.07.2016. Буквально в Письме сказано только о том, к чему относить эти жидкие фракции: к отходам либо к сточным водам. Но кому, какому субъекту необходимо принимать такие решения (кому конкретно адресовано это Письмо) и к каким конкретно действиям это относится, — до конца не ясно. То есть не понятно, идет ли в Письме речь о транспортировании этих фракций в АС-бочках, либо же речь в нем идет о транспортировании и удалении этих фракций через канализационные сети и очистные сооружения водоканала? Или Письмо относится вообще ко всем аспектам обращения с содержимым выгребных ям — от момента откачки и транспортирования до слива, очистки и удаления в водные объекты (или на свалку). Нам кажется, что это важный момент, и вот почему.

Во-вторых, с юридической точки зрения такой документ как разъяснительное письмо, которым и является Письмо Минприроды от 13.07.2015 № 12/59/16226, вряд ли вообще имеет какую-нибудь юридическую силу. Это лишь мнение, толкование норм законодательства. Официальную юридическую силу имеет Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», Водный кодекс РФ, различные Постановления Правительства РФ, приказы того же Минприроды и так далее. Если же буквально прочесть федеральный закон, то лицензия на вывоз ЖБО нужна.

Этот вопрос возникает у многих индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые осуществляют транспортирование ЖБО. Однако, ответ на этот несложный вопрос запутывается крайне противоречивыми позициями государственных органов. Так, например, существует нескольких писем со стороны Росприроднадзора в Минприроды о даче разъяснений по этому вопросу. И такие разъяснения Минприроды дало. Вот этот документ:

Единственный случай, когда в Письме Минприроды появляется здравый смысл, — это если предположить, что оно относится к различным организациям водопроводно-канализационного хозяйства (то есть к водоканалам). Тогда и получается, что если ЖБО попали в сети водоканала, а затем прошли очистку и были удалены в водный объект, то это не будет являться отходами, а станет сточными водами. Однако до момента, пока ЖБО были слиты в сети водоканала, пока они находятся внутри ассенизаторской машины, они, безусловно, являются отходом. А следовательно, на транспортирование этого отхода нужно получать лицензию.

И этот вывод подтверждается судебной практикой арбитражных судов. Так, например в деле № А43-14739/2022 предпринимателя привлекли к административной ответственности по ст. 14.1 за осуществление перевозки ЖБО без лицензии. При этом предприниматель ссылался на письмо Минприроды, и говорил о том, что у него заключен договор с водоканалом. То есть он говорил в суде о том, что лицензия ему не нужна, потому что возит он не ЖБО, а сточные воды. Но суд с ним не согласился и привлек к административной ответственности. Предприниматель обжаловал решение суда в суд апелляционной инстанции, где настаивал на том, что он возит не ЖБО, а сточные воды. Но апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу — без удовлетворения.

Потребитель должен получить информацию о государственной регистрации, номере лицензии исполнителя и сроке ее действия. Требования к лицензированию деятельности на вывоз и утилизацию ЖБО связаны с вероятностью их выгрузки в несанкционированных местах и ухудшением в связи с этим экологической обстановки.

Твердые и жидкие бытовые отходы – это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения. В их состав входят остатки после приготовления пищи, текущей и генеральной уборок, стоки из нецентрализованной канализации. ЖБО в отсутствие централизованной системы отведения собираются в выгребных ямах и септиках. Жидкие бытовые отходы относятся к классу малоопасных. Однако их длительное хранение в отстойниках и сброс на грунт и в водоемы без проведения очистных мероприятий строго запрещены.

» ОТХОДЫ ПРИ ВОДОСНАБЖЕНИИ, ВОДООТВЕДЕНИИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СБОРУ, ОБРАБОТКЕ, УТИЛИЗАЦИИ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ, РАЗМЕЩЕНИЮ ОТХОДОВ (за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты)

Минприроды России в соответствии с письмом Росприроднадзора от 11.06.2015 № ВС-03-04-28/9892 и письмом от 21.04.2015 № 1075/02-23 рассмотрело запрос об отнесении жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к жидким бытовым отходам или сточным водам и сообщает. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее — отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно пункту 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации сточные воды — дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади. В связи с этим отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления, В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства. В случае, если такие фракции удаляются иным способам, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 23 августа 2022 года N 12-50/07137-ОГ Об обращении с жидкими бытовыми отходами Отнесение жидких бытовых отходов к сточным водам или к отходам зависит от способа их удаления. В случае если жидкие фракции удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства. В случае если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты после соответствующей очистки, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.

Жидкие бытовые отходы (ЖБО) образуются от эксплуатации жилых объектов и предприятий, не оборудованных системой и сооружениями по отводу сточных вод. Хозяйственно-бытовые и фекальные сточные воды собираются и накапливаются в специальных сооружениях — резервуарах и отстойниках (выгребных ям). Попадание хозяйственно-фекальных стоков из выгребных ям в окружающую среду должно быть исключено. Отходы, образующиеся от откачки и очистки выгребных ям представлены ?.

Что делать собственникам неканализированных» квартир — заключать договор на вывоз и утилизацию бытовых отходов из выгребных ям. Каждый многоквартирный дом имеет свою выгребную яму, так как отсутствует присоединение к центральной сети канализации. Следовательно откачка и вывоз жидких бытовых отходов из выгребных ям должны производиться специализированным транспортом для утилизации в специально отведенное место.

ЖБО могут использоваться для подготовки полей к последующему выращиванию на них урожая. Метод утилизации применяются на площадях легкими почвами, воздухопроницаемость которых повышена. Отходы сливаются на угодья несколько раз в году – два раза в теплое время, и один раз в холодное.

Далее после перерыва в выращивании культурами, удобренные поля используют для получения корма для домашних животных. Такие требования направлены на соблюдение безопасности для жизни и здоровья населения. Только через несколько лет поля могут засеваться сельскохозяйственными культурами, урожай которых пойдет людям.

Поэтому Законодатель требует, чтобы вывоз ЖБО осуществлялся как минимум два раза в течение месяца. Исключение составляют хозяйства, обустроенные большими резервуарами для накопления этих отходов. Это относится и к тем жилым помещениям, которые используются периодически (например, дача).

В противном случае инспектор может обнаружить, что договор заключен с организацией, которая не имела права заниматься этой деятельностью. Соответственно, он посчитает, что ЖБО вывозились и сливались в неположенном месте. За это предусмотрен административный штраф:

ЖБО – это жидкие бытовые отходы, которые образуются в частных и других домохозяйствах, не подключенных к центральной системе водоотведения. Наличие канализации для многоквартирных домов упрощает процесс обращения с ними. Их отвод и утилизация происходит централизовано. Сложнее с частными домами, к которым канализация не подведена.

Согласно пункту 10 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155, цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем.

В этой связи расходы на вывоз жидких бытовых отходов учитываются при установлении гарантирующей организации тарифов на водоотведение при наличии у гарантирующей организации соответствующих договоров водоотведения, заключенных с абонентами в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении.

При этом отмечаем, что согласно части 5 статьи 7 Федерального закона абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

С учетом изложенного, услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов оплачиваются организации, осуществляющей сбор и вывоз жидких бытовых отходов, по возмездному договору в соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации. Стоимость услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов устанавливается и согласовывается сторонами договора при его подписании в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. При установлении тарифов на очередной период регулирования учитываются экономически обоснованные расходы, понесенные организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в истекшем периоде регулирования, не учтенные при установлении тарифов, а также результаты исполнения инвестиционной и производственной программ в истекшем периоде регулирования.

  • Основной документ – «Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких отходов». Был утвержден 10.02.1997, изменения действуют с 01.05.2005.
  • Федеральный закон № 52-Ф3 «О санитарно-эпидемиобиологическом благополучии населения».
  • Федеральный закон № 44-Ф3, действующая редакция – от 01.12.2014 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Периодичность вывоза стоков устанавливается, в зависимости от их происхождения, степени токсичной, гигиенической, экологической опасности, характеристик участка, на котором находится отстойник, климатических условий. В стандартном варианте септики рекомендуется откачивать 2 раза в год.

Для чистки выгребных ям и септиков применяют вакуум-цистерны, всасывающие жидкие отходы с помощью опускаемого в яму или емкость рукава. Услугами такой техники пользуются коммунальные предприятия, собственники небольших производственных и коммерческих предприятий, владельцы частных домов. Герметичные цистерны ассенизационной техники имеют различные габариты и устанавливаются на шасси ГАЗ, КамАЗ, ЗиЛ, МАЗ.

Твердые и жидкие бытовые отходы – это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения. В их состав входят остатки после приготовления пищи, текущей и генеральной уборок, стоки из нецентрализованной канализации. ЖБО в отсутствие централизованной системы отведения собираются в выгребных ямах и септиках. Жидкие бытовые отходы относятся к классу малоопасных. Однако их длительное хранение в отстойниках и сброс на грунт и в водоемы без проведения очистных мероприятий строго запрещены.

  • Перевозить отходы можно только специализированным транспортом со специальными водонепроницаемыми цистернами и оборудованием для откачки жидких и вязких сред.
  • Отстойники должны иметь водонепроницаемое дно и стенки, чтобы неочищенные сроки не проникали в грунт и грунтовые воды.
  • При организации отстойников необходимо предусмотреть удобные подъездные пути.
  • Для вывоза жидких отходов заключается договор с лицензированной организацией.
  • Вывоз ЖБО должен осуществляться только на специализированные очистные сооружения, способные по техническим возможностям обеспечить эффективную очистку и обеззараживание. Стихийный сброс на ландшафт и в водоемы запрещен.

Вывоз жидких бытовых отходов субкосгу 2022

Обо всех существенных изменениях в деятельности лицензиата, связанных с отходами или местом транспортировки, следует сообщать письменно в течение двух недель в орган, предоставивший лицензию.

Наличие лицензии на транспортировку свидетельствует о том, что перевозчик отвечает всем требованиям по безопасному перемещению отходов.

Примерно раз в год перевозчик проверяется соответствующими государственными надзорными органами. Результаты проверок фиксируются в актах. Устранение обнаруженных нарушений должно проводиться в строго отведённые сроки.

В противном случае лицензирующий надзорный орган может приостановить действие лицензии либо аннулировать её через суд. При неуплате лицензионного сбора на протяжении 3-х месяцев разрешение может быть аннулировано.

Государственная пошлина на получение лицензии на транспортировку отходов составляет 7500 р. Лицензия выдаётся без срока действия и не требует переоформления через какой-либо промежуток времени. Переоформлять документы придётся лишь в случае законодательных изменений или серьёзных нарушений со стороны лицензиата.

При надлежащем отношении к делу и понимании требований лицензирующей организации получение лицензии на сбор и транспортирование отходов не составляет большого труда.

В плане времени на сбор всех необходимых бумаг от первых шагов до получения документа может пройти до полугода. Этот срок реален как при самостоятельном сборе всех документов, так и при обращении в соответствующие компании.

Стоимость лицензии, конечно же, не ограничивается лишь оплатой госпошлины. При работе с посредниками лицензия может стоить около 300 тыс. р., при самостоятельном сборе документации стоимость может быть на порядок ниже.

Разрешение получают на такие виды деятельности, связанные с транспортировкой и утилизацией отходов:

  • Сбор. Согласно законодательству, операция лицензируется, если утильсырье хранится на территории фирмы более 6 месяцев.
  • Вывоз отходов. Лицензия нужна, если компания забирает мусор с обслуживаемых площадок.
  • Обработка. Предприятие подготавливает сырье ко вторичной переработке, осуществляя сортировку, очистку, предварительное дробление, нарезку и другие подобные операции.
  • Переработка. Утиль перерабатывается во вторсырье.
  • Обезвреживание. Подразумеваетсяуничтожение отходов. Если мусор сжигают, лицензия не нужна.
  • Размещение. Компания берет на себя обязательства по временному или постоянному хранению утиля.

Не нужно оформлять лицензию, когда речь идет только о накоплении отходов 1–4 класса опасности. Разрешительный документ не потребуется, если осуществляется деятельность по обращению с мусором 5 класса опасности.

Оформляется разрешительный документ в такой последовательности:

  • Собирают необходимый пакет бумаг.
  • Получают заключение в Роспотребнадзоре о том, что условия работы предприятия соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям. Для этого назначается проверка с выездом на место.
  • Согласуют с экологическими службами возможность обезвреживания или размещения отходов. Этот этап не нужен, если такая деятельность не планируется.
  • Подают заявление в Росприроднадзор.

Нужна ли лицензия на вывоз ТБО в 2020 году

Обращение с 1–4 классом мусора при отсутствии разрешительного документа чревато штрафами. Их размеры:

  • для граждан — 1–2 тыс. руб.;
  • для должностных лиц — 10–30 тыс. руб.;
  • для индивидуальных предпринимателей — 30–50 тыс. руб.;
  • для компаний — 100–250 тыс. руб.

Может быть приостановлена деятельность компаний, нарушивших законодательство на срок до трех месяцев.

Лицензия на вывоз мусора — не только защита от штрафов. Это также и доверие потребителя, который уверен в качестве предоставляемой услуги и добросовестности перевозчика. А еще работа в правовом поле обеспечивает экологическое и эпидемиологическое благополучие.

Лицензирование в области обращения с отходами осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальные органы. Порядок лицензирования деятельности по обращению с отходами, которые относятся к 1- 4 классу опасности, установлен «Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности» (утв. Постановлением Правительства №1062 от 03.10.2015).

Согласно ст. 9 закона № 89-ФЗ деятельность по обработке (переработке) и утилизации отходов подлежит лицензированию.

Лицензия выдается Росприроднадзором при соблюдении лицензионных требований, указанных в п. 3 положения, утв. постановлением Правительства РФ «О лицензировании…» от 03.10.2015 № 1062:

  1. Для сбора, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов у заявителя должно быть какое-либо помещение (объект размещения отходов), где будут проводиться заявленные работы.
  2. Для обработки, утилизации, обезвреживания отходов у заявителя должны быть спецоборудование и техника.
  3. Для допуска к выполнению всех видов работ с отходами заявитель должен проконтролировать наличие у его работников свидетельства, подтверждающего прохождение ими профподготовки. Если соискатель лицензии — ИП, такое свидетельство должно быть и у него самого.

Лицензия может быть выдана на один (любой) или несколько видов деятельности по обращению с отходами.

Важно! При наличии лицензии на хранение и переработку лома черных и цветных металлов получение дополнительной лицензии на обращение с отходами ври ведении данных видов деятельности не нужно (письмо Росприроднадзора от 10.09.2018 № АА-10-01-32/19160).

Чтобы получить разрешение, нужно обратиться в территориальный отдел Росприроднадзора:

  • с заполненным заявлением, форма которого утверждена приказом Росприроднадзора от 16.03.2016 № 132;
  • документами, подтверждающими соблюдение лицензионных требований.

Решение о выдаче лицензии принимается в течение 45 рабочих дней. При положительном ответе заявителю отправляется лицензия, а информация об этом заносится в реестр.

ТБО создает человек, такой мусор подлежит вывозу на специальный полигон. Он бывает органическим (пищевые продукты) и бытовым (стекло, пластмасса и тому подобное). При этом ТБО бывают всех классов опасности. Только для обращения с отходами 1 – 4 класса нужна лицензия . В свою очередь, жидкие бытовые отходы образуются в домах, которые не подключены к централизованной системой канализации. Это малоопасные отходы, которые относятся к 4 классу опасности. Таким образом, лицензия на сбор отходов 4 класса опасности также необходима.

Работа по сбору, последующей утилизации, складированию мусорных отбросов регламентируется государственными органами. Издан законопроект ФЗ №458, который регулирует эту предпринимательскую сферу деятельности.

Лицензия на ТБО выдается как юридическому лицу, так и индивидуальному предпринимателю.

Законодательный акт устанавливает правила на получение документа. Лицензия на транспортировку ТБО нужна, если проводится:

  • сбор твердых бытовых, коммунальных отходов 1-4 класса (ТБО и ТКО);
  • уборка, отсортировка по классности; подготовка к дальнейшей переработке;
  • утилизация: последующее использование, повторная переработка для дальнейшего применения, компостирование;
  • ликвидация: складирование на специальных полигонах и сжигание.

Лицензия на транспортировку, обработку, размещение ТКО и ТБО выдается на вид работы и четко оговаривает функции. Если организация собирает мусорные отбросы, имеет подтверждение на сбор, она не занимается утилизацией и переработкой без дополнительного разрешения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.